Основные произведения леонардо да винчи: Самые известные картины Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. Все картины художника
Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год – 2 мая 1519 год) – был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальный художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря». Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.
Тот самый «Спаситель мира» – в альбоме неизвестных художников, здесь: Неизвестные художники – Спаситель мира.
Великий Леонардо, живопись и изобретения
В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.
• Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
- В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
- В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
- В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
- С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.
Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
- Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
- Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
- В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».
Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.
• Изобретения
Вклад в науку Леонардо да Винчи краткая биография не сможет передать полностью. Однако можно отметить наиболее известные и ценные открытия учёного.
- Наибольший вклад он сделал в механику, это видно из множества его рисунков. Леонардо да Винчи исследовал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
- Он изобрел автомобиль, сделанный из дерева, который приводили в движение две пружины. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
- Он придумал скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ погружения на глубину без применения скафандра со специальной газовой смесью.
- Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариантов крыльев для человека. Эксперименты оказались неудачными. Однако потом учёный придумал парашют.
- Он занимался разработками в военной отрасли. Одним из его предложений были колесницы с пушками. Он придумал прототип броненосца и танка.
- Много разработок Леонардо да Винчи сделал в строительстве. Арочные мосты, осушительные машины и подъемные краны – это все его изобретения.
В истории не существует человека, подобного Леонардо да Винчи. Именно поэтому многие считают его пришельцем из других миров.
Пять секретов да Винчи
Сегодня многие учёные до сих пор ломают голову над наследием, оставленным великим человеком прошлой эпохи. Хотя называть так Леонардо да Винчи не стоит, он предсказал многое, и ещё большее предвидел, создавая свои уникальные шедевры и поражая широтой знаний и мысли. Предлагаем вам пять секретов великого Мастера, которые помогают приподнять завесу тайны над его произведениями.
• Шифрование
Мастер многое зашифровывал, чтобы не подавать идеи раскрытыми, а слегка подождать, пока человечество до них «дозреет, дорастёт». Одинаково хорошо владевший обеими руками, да Винчи писал левой, мельчайшим шрифтом, да ещё и справа налево, а часто и в зеркальном отображении. Загадки, метафоры, ребусы – вот что встречается на каждой строчке, в каждом произведении. Никогда не подписывая своих работ, Мастер оставлял свои знаки, заметные лишь внимательному исследователю. Например, через много столетий учёные обнаружили, что присматриваясь к его картинам, можно обнаружить символ взлетающей птицы. Или знаменитая «Мадонна Бенуа», найденная у странствующих актеров, возивших полотно в качестве домашней иконы.
• Сфумато
Идея рассеивания принадлежит также великому мистификатору. Присмотритесь к полотнам, все предметы не обнаруживают чётких граней, тут как в жизни: плавное перетекание одних образов в другие, размытость, рассеивание – все дышит, живёт, пробуждая фантазии и мысли. Кстати, Мастер частенько советовал упражняться в таком видении, вглядываясь в пятна от воды, грязевые наплывы или горки пепла. Частенько он специально окуривал рабочие помещения дымом, чтобы видеть в клубах то, что скрыто за гранью разумного взгляда.
Посмотрите на знаменитую картину – улыбка «Моны Лизы» под разным углом то нежная, то чуть надменная и даже хищная. Знания, почерпнутые благодаря изучению многих наук, давали Мастеру возможность изобретать совершенные механизмы, которые становятся доступны только сейчас. Например, это эффект распространения волн, проникающая сила света, колебательное движение… да много чего ещё предстоит разбирать даже не нам, а нашим потомкам.
• Аналогии
Аналогии – вот что главное во всех работах Мастера. Преимущество перед точностью, когда из двух заключений ума вытекает третье – это неизбежность любой аналогии. А в причудливости и проведении совершенно умопомрачительных параллелей да Винчи нет равных до сих пор. Так или иначе, все его работы имеют какие-то идеи, не сообразующиеся друг с другом: знаменитая иллюстрация «золотое сечение» – одна из них. С расставленными и разведенными конечностями человек вписывается в круг, с сомкнутыми в квадрат, а чуть приподняв руки в крест. Вот такая своеобразная «мельница» и дала флорентийскому кудеснику идею создания церквей, где алтарь помещен точно посередине, а молящиеся стоят кругом. Кстати, эта же идея пришлась по вкусу инженерам – так появился шариковый подшипник.
• Контрапост
Определение обозначает противопоставление противоположностей и создание определённого вида движения. Пример – скульптурное изображение огромного скакуна в Корте Веккио. Там ноги животного расположены именно в стиле контрапост, образовывая визуальное понимание движения.
• Незаконченность
Это, пожалуй, один из любимейших «трюков» Мастера. Ни одно его произведение не конечно. Завершить – убить, а да Винчи любил каждое своё детище. Медлительный и скрупулёзный, мистификатор всех времён мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии, чтобы улучшить там ландшафты, переключиться на создание очередного шедеврального аппарата или что-то другое. Многие произведения оказались подпорчены временем, огнём или водой, но каждое из творений, хоть что-то значащих, было и есть «незавершёнка». Кстати, интересно, что даже после порчи, Леонардо да Винчи никогда не исправлял своих картин. Создав свою собственную краску, художник даже специально оставлял «окно незаконченности», полагая, что жизнь сама внесёт необходимые коррективы.
Чем было искусство до Леонардо да Винчи? Рождаясь в среде богатых, оно полностью отражало их интересы, их мировоззрение, их взгляды на человека, на мир. В основе произведений искусства лежали религиозные идеи и темы: утверждение тех взглядов на мир, которым учила церковь, изображение сюжетов из священной истории, внушение людям чувства благоговения, преклонения перед «божественным» и сознания собственного ничтожества. Господствующая тематика определяла и форму. Естественно, что изображение «святых» было весьма далеко от изображений подлинных живых людей, поэтому в искусстве господствовали схемы, надуманность, статичность. Люди на этих картинах были своего рода карикатурами на живых людей, пейзаж фантастичен, краски бледны и невыразительны. Правда, ещё до Леонардо его предшественники, в том числе и его учитель Андреа Верроккио, уже не удовлетворялись шаблоном и пытались создавать новые образы. Уже они начали поиски новых методов изображения, начали изучать законы перспективы, много думали над проблемами достижения выразительности изображения.
Однако эти поиски нового не давали больших результатов и прежде всего потому, что у этих художников не было достаточно ясного представления о сущности и задачах искусства и знания законов живописи. Поэтому-то они и впадали то снова в схематизм, то в столь же опасный для подлинного искусства натурализм, копирование отдельных явлений действительности. Значение революции, произведенной Леонардо да Винчи в искусстве и в частности в живописи, определяется прежде всего тем, что он был первым, кто четко, ясно и определённо установил сущность и задачи искусства. Искусство должно быть глубоко жизненным, реалистическим. Оно должно исходить из глубокого, тщательного изучения действительности, природы. Оно должно быть глубоко правдиво, должно изображать действительность такой, какова она есть, без всякой надуманности, фальши. Действительность, природа прекрасна сама по себе и не нуждается ни в каком приукрашивании. Художник должен тщательно изучать природу, но не для слепого подражания ей, не для простого копирования её, а для того, чтобы, поняв законы природы, законы действительности, создавать произведения; строго соответствующие этим законам. Создавать новые ценности, ценности реального мира – вот назначение искусства. Этим объясняется и стремление Леонардо связать искусство и науку. Вместо простого, случайного наблюдения он считал необходимым систематически, упорно изучать предмет. Известно, что Леонардо никогда не расставался с альбомом и заносил в него рисунки и зарисовки.
Рассказывают, что он любил ходить по улицам, площадям, рынкам, отмечая все интересное – позы людей, лица, их выражение. Второе требование Леонардо к живописи – это требование правдивости изображения, жизненности его. Художник должен стремиться к максимально точной передаче действительного во всем его богатстве. В центре мира стоит живой, думающий, чувствующий человек. Его-то и надо изображать во всем богатстве его чувств, переживаний и действий. Для этого именно Леонардо изучал анатомию и физиологию человека, для этого он, как рассказывают, собирал у себя в мастерской знакомых ему крестьян и, угощая их, рассказывал им забавные истории, чтобы видеть, как смеются люди, как одно -и то же событие вызывает у людей различные впечатления. Если до Леонардо настоящего человека в живописи не было, то теперь он стал господствующим в искусстве Возрождения. Сотни рисунков Леонардо дают гигантскую галерею типов людей, их лиц, частей их тела. Человек во всем многообразии его чувств и действий-вот задача художественного изображения. И в этом сила и очарование живописи Леонардо. Вынужденный по условиям времени писать картины преимущественно на религиозные сюжеты, ибо его заказчиками были церковь, феодалы и богатые купцы, Леонардо властно подчиняет своему гению эти традиционные сюжеты и создает произведения общечеловеческого значения. Нарисованные Леонардо мадонны – это прежде всего изображение одного из глубоко человеческих чувств – чувства материнства, безграничной любви матери к младенцу, восхищения и любования им. Все его мадонны – молодые, цветущие, полные жизни женщины, все младенцы на его картинах – здоровые, полнощекие, шаловливые мальчишки, в которых нет ни грамма «святости».
Его апостолы в «Тайной вечере» – это живые люди различного возраста, социального положения, различного характера; по облику – это миланские ремесленники, крестьяне, интеллигенты. Стремясь к правде, художник должен уметь обобщать найденное им индивидуальное, должен создавать типическое. Поэтому, даже рисуя портреты определённых, исторически нам известных людей, как, например, Мона Лиза Джоконда – жена разорившегося аристократа, флорентийского купца Франческо дель Джоконда, Леонардо даёт в них наряду с индивидуальными портретными чертами типическое, общее многим людям. Поэтому-то написанные им портреты на много столетий пережили людей, изображенных на них. Леонардо был первым, кто не только тщательно и внимательно изучал законы живописи, но и формулировал их. Он глубоко, как никто до него, изучил законы перспективы, размещения света и тени. Все это было ему нужно для достижения высшей выразительности картины, для того чтобы, как он говорил, «сравняться с природой». Впервые именно в произведениях Леонардо картина как таковая потеряла свой статический характер, стала окном в мир. Когда смотришь на его картину, то ощущение нарисованного, заключенного в раму, теряется и кажется, что ты смотришь в раскрытое окно, открывающее зрителю что-то новое, им невиданное. Требуя выразительности картины, Леонардо решительно выступал против формальной игры красок, против увлечения формой за счет содержания, против того, что так ярко характеризует упадочное искусство.
Форма для Леонардо – это только оболочка той идеи, которую художник должен донести до зрителя. Леонардо много внимания уделяет проблемам композиции картины, проблемам размещения фигур, отдельных деталей. Отсюда и столь излюбленная им композиция размещения фигур по треугольнику – простейшей геометрической гармонической фигуре, – композиция, которая даёт возможность зрителю охватить всю картину в целом. Выразительность, правдивость, доступность – вот законы настоящего, подлинно народного искусства, сформулированные Леонардо да Винчи, законы, которые он сам воплотил в своих гениальных произведениях. Уже в первой своей крупной картине «Мадонна с цветком» Леонардо показал на практике, что значат исповедуемые им принципы искусства. Поразительна в этой картине прежде всего её композиция, удивительно гармонично распределение всех элементов картины, которые составляют единое целое. Изображение молодой матери с веселым ребёнком на руках глубоко реалистично. Необыкновенно искусно передана непосредственно ощущаемая глубокая синева итальянского неба в прорези окна. Уже в этой картине Леонардо продемонстрировал принцип своего искусства – реализм, изображение человека в глубочайшем соответствии с его подлинной природой, изображение не отвлеченной схемы, чему учило и чем занималось средневековое аскетическое искусство, а именно живого, чувствующего человека.
Ещё более ярко выражены эти принципы во второй крупной картине Леонардо «Поклонение волхвов» 1481 год, в которой значителен не религиозный сюжет, а мастерское изображение людей, каждый из которых имеет своё собственное, индивидуальное лицо, свою позу, выражает своё ощущение и настроение. Жизненная правда – вот закон живописи Леонардо. Максимально полное раскрытие внутренней жизни человека – вот её цель. В «Тайной вечере» композиция доведена до совершенства: несмотря на большое количество фигур – 13, размещение их строго рассчитано так, что все они в целом представляют некое единство, полное большого внутреннего содержания. Картина очень динамична: сообщенная Иисусом какая-то ужасная весть поразила его учеников, каждый из них реагирует на нее по-своему, отсюда огромное разнообразие выражения внутренних чувств на лицах апостолов. Композиционное совершенство дополняется необычайно мастерским использованием красок, гармонией света и теней. Выразительность, экспрессия картины достигает своего совершенства благодаря необыкновенному разнообразию не только выражения лиц, но положения каждой из двадцати шести нарисованных на картине рук.
Эта запись самого Леонардо говорит нам о той тщательной предварительной работе, которая была им проведена перед писанием картины. В ней обдумано все до мелочей: позы, выражение лиц; даже такие детали, как опрокинутая чаша или нож; все это в сумме своей составляет единое целое. Богатство красок в этой картине сочетается с тонким применением светотени, которой подчеркивается значительность изображенного на картине события. Тонкость перспективы, передача воздуха, цвета делает эту картину шедевром мирового искусства. Леонардо успешно разрешил множество задач, стоявших в то время перед художниками, и открыл путь дальнейшему развитию искусства. Силою своего гения Леонардо преодолел тяготевшие над искусством средневековые традиции, сломал их и отбросил; он сумел раздвинуть узкие рамки, которыми ограничивала творческую силу художника тогдашняя правящая клика церковников, и показать вместо избитой евангельской трафаретной сцены огромную, чисто человеческую драму, показать живых людей с их страстями, чувствами, переживаниями. И в этой картине вновь проявился большой, жизнеутверждающий оптимизм художника и мыслителя Леонардо.
За годы своих странствий Леонардо было написано ещё много картин, получивших вполне заслуженную мировую известность и признание. В «Джоконде» дан образ глубоко жизненный и типический. Именно эта глубокая жизненность, необыкновенно рельефная передача черт лица, отдельных деталей, костюма, соединенная с мастерски написанным пейзажем, придает этой картине особенную выразительность. Все в ней – от загадочной играющей на лице полуулыбки до спокойно сложенных рук – говорит о большом внутреннем содержании, о большой душевной жизни этой женщины. Стремление Леонардо передавать внутренний мир во внешних проявлениях душевных движений выражено здесь особенно полно. Интересна картина Леонардо «Битва при Ангиари», изображающая сражение кавалерии и пехоты. Как и в других своих картинах, Леонардо стремился здесь показать разнообразие лиц, фигур и поз. Десятки изображенных художником людей создают цельное впечатление от картины именно потому, что все они подчинены единой идее, лежащей в её основе. Это было стремление показать подъем всех сил человека в битве, напряжение всех его чувств, собранных воедино для достижения победы.
Не только «Мона Лиза»: 10 главных картин Леонардо да Винчи
«Спаситель мира»
close
100%
Полотно «Спаситель мира» ушло с молотка в 2017 году принцу Саудовской Аравии Бадру бен Абдулле за $450,3 млн, — это ценовой рекорд среди всех произведений искусства. Но одновременно эта картина — самая неоднозначная из коллекции Леонардо да Винчи, так как дискуссии насчет ее подлинности продолжаются до сих пор.
Картина датируется приблизительно концом 1490-х — началом 1500-х гг. Теоретики утверждают, что да Винчи писал ее для короля Франции Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, после того как тот завоевал Геную во время Второй итальянской войны. На картине изображен Иисус, который одной рукой дает благословение, а в другой держит хрустальную сферу.
Эксперты указывают, что бесспорно «леонардовскими» чертами в картине можно считать андрогинные черты лица (ее еще называют «Мужской Мадонной»), неяркая палитра, анатомичность и детализированность в изображении рук и одежды. Больше всего споров вызывала не свойственная работам автора композиция в прямой анфас, так как большинство героев его работ, в том числе знаменитая «Джоконда», изображены вполоборота.
Долгое время картина воспринималась как хорошая копия утраченного произведения художника, которую якобы мог создать его ученик. В 1958 году «Спасителя мира» продали за символические £45. Настоящий массовый триумф картины начался после того, как в 2005 году она попала в руки арт-дилеров Роберта Саймона и Александра Пэрриша, которые посчитали нужным проверить ее оригинальность. Антиквары отдали ее реставратору, которая привела убедительные аргументы, что автором все-таки можно считать да Винчи.
После этого полотно купил российский олигарх Дмитрий Рыболовлев, который отдал картину аукционному дому Christie’s. Тот, в свою очередь, развернул вокруг произведения масштабную маркетинговую кампанию, что и вылилось в крупнейшую сделку.
В 2019-м году The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала музея Лувра в Абу-Даби (ОАЭ). Позже выяснилось, что она теперь находится на яхте наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда, и, говорят, картина будет там до тех пор, пока для нее специально не построят культурный центр.
«Портрет Джиневры де Бенчи»
close
100%
Эта работа стала одной из самых узнаваемых еще при жизни Леонардо да Винчи. Сейчас это единственная картина художника, находящаяся в США (в Национальной галерее искусств в Вашингтоне).
На портрете, над которым художник работал с 1474 по 1478 гг., изображена флорентийская поэтесса Джиневра д’Америго де Бенчи. Ее известность принесла произведению успех. Есть свидетельства в пользу того, что портрет мог быть подарком на помолвку девушки.
«Мадонна Литта»
close
100%
Еще одна картина, авторство которой оспаривается. Так, искусствовед Мартин Кемп уверен, что полотно было написано учеником художника Джованни Антонио Больтраффио. Но специалисты из Эрмитажа, в экспозиции которого картина находится сейчас, с этим не согласны.
На картине изображена Дева Мария, которая кормит грудью младенца Христа. Фигуры расположены в традиционном для да Винчи затемненном интерьере с двумя арочными проемами по бокам, через которые виднеется горный пейзаж.
«Мона Лиза»
close
100%
«Мона Лиза» (полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») — пожалуй, самое известное произведение не только среди всех работ Леонардо да Винчи, но и в мировом искусстве в целом. Точная дата создания картины неизвестна, однако исследователи склоняются к периоду между 1504 и 1519 годами. Считается, что работа выполнена по заказу супруга знатной флорентийки Лизы Герардини (Джокондо по мужу), которую и запечатлел да Винчи на портрете.
В ходе изучения картины специалисты нашли на ней скрытые цифры и буквы. Один из таких шифров разгадал исследователь Карл Глорри. Так, число 72 под мостом на фоне Джоконды, по его словам, может отсылать к произошедшему в 1472 году наводнению в районе города Боббио. «Леонардо добавил число 72 под мостом, чтобы запечатлеть память о разрушительном наводнении реки Треббия», — уверяет Глорри в своей книге.
Во Францию картина вместе с автором переехала еще в начале XVI века, а после революции впервые оказалась в Лувре. Впоследствии с шедевром произошел ряд исторических эксцессов, — в частности, картину забирал к себе в спальню в замке Тюильри Наполеон.
Но самый знаменитый инцидент с пропажей «Моны Лизы» произошел в 1911 году. Тогда под подозрение попал даже известный художник Пабло Пикассо. Лишь спустя два года полотно нашли у итальянца Винченцо Перуджи. Он, будучи сотрудником Лувра, украл полотно, посчитав, что работа итальянского художника должна вернуться на родину после того, как якобы была украдена Наполеоном в ходе войны. Однако затем Перуджи, оправдываясь, называл еще две версии — сходство с родственниками и ненависть к французам.
В письме к отцу он писал: «Я клянусь, что вы будете жить долго и наслаждаться той наградой, которую ваш сын скоро получит для вас и для всей нашей семьи». В итоге картину нашли, и с 1913 года «Джоконда» вернулась в парижский Лувр уже в культовом статусе — там она хранится под пуленепробиваемым стеклом.
«Айзелуортская Мона Лиза»
close
100%
Происхождение копии «Моны Лизы» неизвестно: впервые ее обнаружили в XIX в доме артдилера Хью Блейкера. Однако еще в XVI веке биограф Джорджо Вазари утверждал, что да Винчи писал «Мона Лизу» в 1503 году, но оставил ее незавершенной. И, скорее всего, он имел ввиду именно портрет «Айзелуортской Моны Лизы».
В 2012 году Швейцарский фонд Мона Лизы представил результат своих 35-летних исследований — по их данным, этот портрет действительно написан да Винчи и представляет собой раннюю версию «Моны Лизы».
«Витрувианский человек»
close
100%
Еще одна работа Леонардо да Винчи, опубликованная в качестве иллюстрации к труду о римском архитекторе Витрувии — отсюда и ее название. Этот рисунок наглядно показывает симметричные пропорции человеческого тела. Считается, что так художник «проиллюстрировал» правило золотого сечения, знание которого до сих пор считается основополагающим для начинающих дизайнеров. Согласно ему, расстояние от ступней до пояса прямо пропорционально длине от пояса до макушки, а ширина растянутых рук «идеального» человека равна его росту.
«Тайная вечеря»
close
100%
Считается, что роспись «Тайная вечеря» была заказана покровителем художника Людовиком Сфорцем на одном из этапов реконструкции монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане в конце XV века. На фреске изображена последняя трапеза Иисуса с учениками-апостолами накануне его ареста. В этот день он пророчит, что один из присутствующих на пиршестве станет предателем. Да Винчи хотел передать реакцию на эти слова каждого из учеников Иисуса.
Исследователи отмечают, что труднее всего художнику давались изображения Христа и Иуды, так как он не мог найти для них подходящих моделей. Считается, что прообразом Иисуса стал певчий из церковного хора, а Иуды — пьяница, которого художник встретил валяющимся в канаве. Впрочем, некоторые историки отмечают, что «Иудой» и «Иисусом» мог быть один и тот же человек, но с разницей в три года.
«Мадонна с гвоздикой»
close
100%
Самая ранняя работа художника, которая была написана им еще в качестве подмастерье у скульптора Андреа Верроккьо. Бытовало мнение, что ее авторство принадлежит самому Верроккьо, но впоследствии исследователи сошлись на том, что ее создатель — именно да Винчи. Сейчас картина находится в экспозиции галереи «Старая пинакотека» в Мюнхене.
На картине младенец Иисус сидит на коленях у Девы Марии, которая поддерживает его правой рукой. В другой она держит гвоздику, которая в эпоху Возрождения символизировала одновременно и распятие Христа, и любовь Богородицы.
«Туринский автопортрет»
close
100%
Известно, что это не единственный автопортрет да Винчи, но, несомненно, самый знаменитый. На момент его написания (после 1512 года) художнику было около 60 лет, хотя на рисунке он выглядит еще старше. По мнению искусствоведов, да Винчи и не стремился изобразить себя предельно точно, а лишь передавал свое самоощущение.
Зарисовка была идентифицирована как автопортрет в конце XIX века на основе сходства с изображением художника на фреске Рафаэля. Но, как и со многими другими произведениями да Винчи, ее авторство оспаривается. Сейчас картина хранится в Королевской библиотеке Турина.
«Поклонение волхвов»
close
100%
Августинские монахи заказали эту картину да Винчи для алтаря в монастырь Сан-Донато-а-Скопето, но вскоре художник уехал из Флоренции в Милан, оставив ее незаконченной. С 1670 года и по сей день она находится в галерее Уффици во Флоренции. «Поклонение волхвов» — одна из самых влиятельных неоконченных картин в истории искусства: она не имеет аналогов из-за организации пространства полотна и персонажей второго плана.
В центре картины изображены Дева Мария с ребенком Иисусом, а треугольником рядом с ними выстроились преклоняющиеся волхвы. На заднем фоне слева можно увидеть разрушенное языческое здание, которое, судя по всему, пытаются восстанавливать, а справа — сражающихся друг с другом всадников. Пальма в центре отсылает к словам из библейской «Песни песней Соломона»: «Ты пальме финиковой подобна станом. А груди — грозди.» Отмечается, что художник хотел отобразить сразу 60 фигур.
Леонардо да Винчи | Legacy Project Чикаго
Биография
1452 — 1519
«Я уже давно обратил внимание на то, что успешные люди редко бездельничают и позволяют тому, что с ними происходит. Они выходят и что-то случается.»
— Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи задумал первый самолет, концептуализировал вертолет, танк, концентрированную солнечную энергию, калькулятор, двойной корпус — и тектонику плит — одновременно продвигая изучение анатомии, гражданского строительства, оптики и гидродинамики — все задумано и детализировано столетия назад современная наука докажет его правоту. Считается одним из величайших художников всех времен, его Мона Лиза и Тайная вечеря являются одними из самых известных картин, когда-либо созданных. Это был человек необычайной силы и физической красоты, который никогда не был женат; действительно, в его жизни нет ни одной женщины — даже дружбы, — хотя он прожил 89 лет. Когда ему было 24 года, он был арестован за гомосексуализм — нередкое явление для художника во Флоренции 16-го века — но обвинение было снято из-за отсутствия свидетелей, которые могли бы дать показания. Его известная художественная одержимость обнаженными мужскими формами была символом постоянно меняющегося двора удивительно красивых молодых людей, которыми он окружал себя. Из всех его самая долгая связь была с молодым человеком по прозвищу
Демография
Демография
Пол Мужской
Сексуальная ориентация гей
Гендерная идентичность цисгендер
Этническая принадлежность Кавказец/Белый
Аффилированные нации Италия Франция
Эра/Эпоха Ренессанс/Реформация (1300-1700)
Область(и) вклада
Архитектура
Искусство
Инженер
Изобретатель
Музыка
Наука
Памяти и награды
Премия Леонардо да Винчи Американского общества инженеров-механиков (1978)
Леонардо среди членов вымышленного подростка-мутанта Нина ja Turtles (1984)
Всемирная премия Леонардо да Винчи в области искусств (1999)
Google Doodle, посвященная 533-летию со дня рождения да Винчи (2005)
Ресурсы
Ресурсы 90 004
Похожие видео
Мини-биография Леонардо да Винчи с канала Biography Channel
SciShow Великие умы: Леонардо да Винчи
Необъяснимые тайны 5 скрытых фактов о Леонардо да Винчи, которые поразят вас
Оуэн Кинен
Координация ресурсов
Кэрри Максвелл
Назначить кого-то → Сообщить о проблеме →
10 Самые известные картины Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи был известным художником эпохи Возрождения, создавшим множество картин, скульптур и изобретений.
Картины да Винчи являются одними из величайших когда-либо созданных и ежегодно привлекают миллионы зрителей по всему миру.
Он считается одним из самых умных людей всех времен. Его ум и талант оказали глубокое влияние на западную культуру и оказали драматическое влияние на развитие архитектуры, искусства, науки и техники на века вперед.
Да Винчи родился в Италии 15 апреля 1452 года. Он был сыном нотариуса сера Пьеро да Винчи и его жены Катерины. Он умер в Амбуазе, Франция, 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет.
Леонардо да Винчи многого добился в своей жизни, но он никогда не женился и не произвел на свет наследников, о которых известно.
Он экспериментировал со многими типами материалов, включая краску, бронзу, восковое моделирование и скульптуру из мрамора.
1.
Мона ЛизаКартина Леонардо да Винчи всегда была одной из самых захватывающих картин в мире. Это также одна из самых воспроизводимых картин в мире, с бесчисленным количеством репродукций, выполненных в различных размерах и на различных носителях.
Мона Лиза — портрет Лизы дель Джокондо, жены Франческо дель Джокондо и матери их двоих детей. Леонардо да Винчи начал работу над ней примерно в 1503-1505 годах и закончил ее в 1519 году. Трудно поверить, что эта картина была написана 400 лет назад, когда она выглядит так идеально сегодня.
В мире искусства он считается шедевром, но широкой публике он стал известен только после того, как в 1911 году был украден из Лувра итальянским служащим по имени Перуджа.
Перуджа, как итальянский националист, считал, что шедевр должен быть возвращен в Италию и показан в итальянской публичной галерее, а не во французской.
Он был найден и позже возвращен в Лувр, где каждую неделю выстраиваются в очередь тысячи людей.
2.
Тайная вечеряТайная вечеря — одно из самых узнаваемых произведений в мире. Для многих эта картина символизирует христианское таинство и его значение. «Тайная вечеря» — это не только уникальное произведение искусства, но и шедевр в истории искусства и культуры, а также одна из величайших когда-либо созданных фресок.
Однако это не стандартная фреска, которую часто рисуют на стенах; вместо этого Леонардо решил использовать свои любимые масляные краски.
Считается, что Леонардо предпочитал масло, потому что оно медленно высыхает, что позволяет ему вносить коррективы и более обдуманно подходить к своей работе.
Леонардо понимал, что если он собирается использовать масляные краски, то естественная влажность, проникающая в большинство каменных стен, должна быть герметизирована, иначе его работа будет испорчена.
Он противопоставил этому второе покрытие из гипса, мастики и смолы.
Несколько раз за время своего существования произведение приходилось ремонтировать.
От первоначального верхнего слоя масляной живописи осталось очень мало в результате как воздействия окружающей среды, так и преднамеренного износа.
3.
«Благовещение»«Благовещение» — произведение искусства из дерева, написанное маслом и темпурой в период 1472–1475 годов. Он находится во Флоренции, в итальянской галерее Уффици.
Леонардо, возможно, завершил «Благовещение», когда ему было немного за двадцать, все еще работая в мастерской Андреа дель Верроккьо, у которого он был учеником в юности.
Леонардо да Винчи известен своими картинами, изображающими библейские события в интересной форме. В «Благовещении» мы можем увидеть много символизма и скрытых смыслов.
На картине много деталей, которые использовались для передачи истории, стоящей за ней. Например, в этой картине много симметрии, баланса и божественных сил, которые символизируют святость и божественность — качества, связанные с ангелами, посетившими Марию.
Картина имеет много общего с другими картинами эпохи Леонардо, такими как «Богоматерь в скалах» и «Святой Иоанн Креститель».
4.
Витрувианский человекОдно из самых узнаваемых изображений в мире, Витрувианский человек, воспроизведено на тысячах плакатов, гравюр, полотенец и множества других продуктов.
Самый известный рисунок Леонардо да Винчи — это нарисованный тушью на бумаге человек внутри круга и квадрата, иллюстрирующий пропорции человеческого тела.
Изготовленный где-то между 1487 и 1490 годами, он считался утерянным, пока не был обнаружен в 1500 году в записных книжках да Винчи. Рисунок назван в честь Маркуса Витрувия Поллио, автора De Architectura, который писал о человеческих пропорциях, сравнивая их с архитектурными принципами.
Этот рисунок показывает симметрию каждого человека, демонстрируя, как эти пропорции соотносятся с идеей Леонардо о том, что человек был создан по образу и подобию Бога.
Находится в Галерее Академии изящных искусств в Венеции, Италия. Она, как и другие работы на бумаге, демонстрируется публике лишь в редких случаях, поэтому не входит в постоянную музейную экспозицию.
Недавно он был выставлен в Лувре в рамках соглашения между Францией и Италией от 24 октября 2019 года.до 24 февраля 2020 года.
5.
Богородица с младенцем, св. Анной и св. Иоанном КрестителемМадонна с младенцем, св.
Предполагается, что это этюд или «карикатура» на большую картину, но такой картины не существует. Его иногда называют мультфильмом «Берлингтон-Хаус» из-за того, что он находится в Королевской академии в Лондоне, которая находится в Берлингтон-Хаусе.
Однажды на него напал психически больной мужчина с дробовиком, который повредил прикрывающее его стекло и сам рисунок, с тех пор он восстановлен.
6.
Спаситель мираКартина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» — одна из самых дорогих картин всех времен. Оно было продано за 450 миллионов долларов саудовскому принцу Бадеру бин Абдулле бин Мохаммеду бин Фархану аль Сафади на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября 2017 года.
«Спаситель мира» должен был устроить публичную премьеру в сентябре 2018 года в Лувре Абу-Даби, но музей внезапно отложил презентацию, и с тех пор произведение не появлялось на публике.
7.
Дама с горностаемИстория Дамы с горностаем заключается в том, что она была заказана любовницей Людовико Сфорца, Сесилией Галлерани, для ее частной коллекции. В истории также говорится, что она позировала Леонардо да Винчи, когда он работал над этим произведением.
На картине изображена дама, сидящая, положив руку на колени, в другой руке она держит горностая. Дама с горностаем считается одним из самых известных портретов Леонардо да Винчи за его красоту и тайну.
Композиция представляет собой пирамидальную спираль, как и во многих работах Леонардо, а натурщик движется влево, что свидетельствует о том, что всю жизнь Леонардо интересовался динамикой движения.
8.
Дева СкалДа Винчи нарисовал две версии Девы в скалах. Вышеупомянутая версия считается «первой версией» (первой или самой ранней) и в настоящее время висит в Лувре, вторая версия часто упоминается как «Лондонская Дева в скалах» висит в Национальной галерее в Лондоне.
Обе версии изначально были написаны маслом на деревянной панели, но луврская версия была перенесена на холст французским реставратором о. Хакеном примерно в 1806 году.
С заказом связаны еще две картины: боковые панели, каждая с ангелом, играющим на музыкальном инструменте, законченная коллегами Леонардо. Оба выставлены в Национальной галерее в Лондоне.
На обеих картинах изображены Мадонна с младенцем, а также младенец Иоанн Креститель и ангел на каменистом фоне, что и дало этим работам общее название. За исключением двух незначительных отличий, составы каждого из них практически идентичны.
Основные композиционные изменения коснулись взгляда и правой руки ангела. Между картинами есть много небольших различий, включая цвета, освещение, растительность и то, как Леонардо использовал сфумато в луврской версии.
9.
Портрет Джиневры де БенчиДжиневра де Бенчи — портретная картина Леонардо да Винчи XV века, на которой изображена флорентийская дворянка Джиневра де Бенчи.
Это единственная картина Леонардо на американском континенте, и это первый из трех известных портретов женщин, которые он написал, остальные — «Женщина с горностаем в Кракове» и «Мона Лиза» в Лувре в Париже.
В отличие от других женских портретов Леонардо, она имеет почти равнодушное выражение лица и лишена всякой индивидуальности.
В какой-то момент нижняя часть картины была удалена, вероятно, из-за повреждения, а руки Джиневры, как полагают, утеряны.
10.
Святой Иоанн КрестительКартина Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель» написана маслом на дереве орехового дерева. Он был закончен в 1516 году и является частью последней серии картин да Винчи перед его смертью.
Образ Иоанна Крестителя показан в одиночестве на картине с использованием светотени, фигура как бы выходит из темного фона. Святой одет в меха, у него длинные вьющиеся волосы и загадочная улыбка, напоминающая знаменитую Мону Лизу Леонардо да Винчи.