Ошо о еде: Искусство питания

ОШО о зависимости тела от пищи

Не могли бы вы рассказать о зависимости тела от пищи?

Согласно мистической традиции Востока, то, что вы собой представляете, является не чем иным, как пищей. Ваше тело – пища, ваш ум – пища, ваша душа – пища. Над душой, безусловно, находится нечто, что не является пищей. Это нечто известно как анатта, не-я. Это полная пустота. Будда называет ее шунья, пустота. Это чистое пространство. Оно не содержит ничего, кроме себя, это сознание, в котором ничего не содержится.

Пока содержимое сохраняется, пища сохраняется. Под пищей подразумевается то, что попадает снаружи. Телу нужна физическая пища, без нее оно начнет ослабевать. И так оно и выживает, в нем не содержится ничего, кроме физической пищи.

В вашем уме содержатся воспоминания, мысли, желания, ревность, жажда власти и еще множество всякой всячины. Все это пища, это пища на немного более тонком уровне. Мысль — это пища. Вот почему при мысли о еде ваши плечи расправляются, а когда у вас мысли, которые придают энергии, вы чувствуете себя хорошо. Кто-то говорит о вас что-то хорошее, комплимент, — и смотрите, что с вами происходит: вы поели. А кто-то говорит о вас плохо, — и смотрите: как будто у вас что-то забрали, вы себя чувствуете слабее, чем прежде.

Ум является пищей в тонкой форме. Ум является не чем иным, как внутренней стороной тела, поэтому то, что вы едите, оказывает воздействие на ваш ум. И если вы едите невегетарианскую пищу, то у вас будет определенный склад ума, если вы едите вегетарианскую пищу, то у вас, разумеется, будет другой склад ума.

Известен ли вам этот необычайно важный факт из индийской истории? Индия ни разу не напала ни на какую страну за все десять тысяч лет своей истории. Никогда, ни одного акта агрессии. Как это возможно? Почему? Здесь живут такие же люди, как и повсюду. Но дело в том, что другой вид тела создал другой тип ума.

Вы сами можете это увидеть. Съешьте что-то и понаблюдайте, съешьте что-то еще — и понаблюдайте. Делайте пометки, и вы скоро осознаете и будете удивлены, когда обнаружите, что все, что вы перевариваете, оказывает на вас не только физическое, но и психологическое воздействие. Это делает ваш ум более уязвимым к определенным идеям, определенным желаниям. И вот почему на протяжении столетий шел поиск такого вида пищи, который не будет укреплять ум, но позволит его окончательно растворить, вид пищи, который вместо укрепления ума укрепит медитацию, состояние не-ума. Нельзя предложить какие-то конкретные и определенные правила, потому что люди разные и каждый должен решать за себя.

И наблюдайте за тем, что вы впускаете в свой ум. Люди этого совершенно не осознают, они продолжают читать все подряд, они продолжают смотреть по телевизору все глупости подряд. Они продолжают слушать радио, продолжают болтать, болтать с людьми, и они наполняют головы друг друга мусором. В них нет ничего, кроме мусора.

Избегайте ситуаций, при которых вы бессмысленно нагружаете себя мусором.

У вас его и так слишком много, вам нужно избавиться от него. А вы продолжаете собирать его, как нечто драгоценное. Меньше говорите, выслушивайте только самое главное, будьте лаконичны, когда говорите и слушаете. Если вы будете меньше говорить, если вы будете меньше слушать, то понемногу вы увидите чистоту, в вас начнет возникать ощущение чистоты, как будто вы приняли ванну. Это становится необходимой почвой для возникновения медитации. Прекратите читать всякую чепуху.

Однажды я жил в доме, где моим соседом был сумасшедший, который очень интересовался газетами. Он каждый день приходил ко мне, чтобы взять у меня все газеты. Если он болел или меня не было дома, то он приходил позже. Однажды случилось так, что я отсутствовал десять дней. А когда я возвратился, он пришел взять все газеты. Я сказал ему: «Они старые, они десятидневной давности».

Он сказал: «Какое это имеет значение? Такая же чепуха! Только даты другие».

Должно быть, это был очень нормальный момент в жизни этого сумасшедшего. Да бывают ненормальные моменты в жизни так называемых нормальных людей, и наоборот. Он говорил правду, говоря: «Это та же старая чепуха. Какое это имеет значение? У меня есть время, и я должен быть все время занят».

Я спросил его: «Что вы делали эти десять дней?» Он сказал: «Я читал старые газеты, перечитывал их опять и опять».

Оставьте немного места в вашем уме незанятым. Эти моменты свободного сознания являются первыми проблесками медитации, первым проникновением иного мира, первыми вспышками не-ума. И если вы сумеете это сделать, то следующим шагом должен быть выбор пищи, которая не способствует агрессии и насилию, которая не является ядовитой.

Теперь даже ученые соглашаются с тем, что, когда вы убиваете животное, из-за страха оно выделяет яды разных видов. Смерть — это не легко. Когда вы убиваете животное, из-за страха внутри у него возникает дрожь. Животное хочет выжить: выделяются различные яды.

Когда вы боитесь, ваше тело тоже выделяет яды. Эти яды полезны: они помогают вам или принять бой, или пуститься наутек. Иногда в гневе вам удается сделать что-то такое, чего вы даже представить себе не могли. Вы можете передвинуть большой камень, который обычно вы не смогли бы даже сдвинуть с места, но присутствует гнев и выделяется яд. В страхе люди могут бежать так быстро, что олимпийские бегуны остались бы далеко позади. Подумайте, как вы будете бежать, если за вами будет гнаться кто-то с кинжалом в руке, чтобы вас убить. Вы будете стараться изо всех сил, ваше тело будет функционировать в оптимальном режиме.

Когда вы убиваете животное, оно злится, оно испытывает тревогу, оно испытывает страх. Оно смотрит в лицо смерти: железы животного выделяют множество видов ядов. Поэтому в наши времена и возникла мысль, что перед тем, как убивать животное, нужно привести его в бессознательное состояние, сделать ему анестезию. На современных бойнях применяется анестезия. Но это не дает существенного различия, различие чисто поверхностное, потому что в самой сокровенной сердцевине, куда не может добраться никакая анестезия, нужно встретить смерть. Может быть, не осознанно, может быть, животное не осознает, что происходит, но это происходит как во сне. Животное переживает кошмары. И есть мясо — значит есть отравленную пищу.

Избегайте всего того, что отравлено на физическом уровне, избегайте всего, что отравлено на ментальном уровне. А на ментальном уровне обстоятельства еще более запутаны. Если вы думаете, что вы индус, то вы отравлены, если вы думаете, что магометанин, то вы отравлены. Если вы думаете, что вы христианин, джайнист, буддист, то вы отравлены. И вас отравляли постепенно, настолько постепенно, что вы приспособились к этому. Вы пристрастились к этому. Вас кормили с ложечки с вашего первого дня, вы впитали это с молоком матери, вас отравили. Все виды традиций являются ядом. Думать о себе как об индусе — значит думать о себе, противопоставляя себя человечеству. Думать о себе как о немце, китайце — значит думать о себе, противопоставляя себя человечеству, думать на языке вражды, а не дружбы.

Думайте о себе только как о человеческом существе. Если у вас есть интеллект, думайте о себе просто как об обычном человеческом существе. А когда ваш интеллект вырастет еще немного, отбросьте даже прилагательное «человеческий». Вы будете думать о себе только как о сущности. А понятие сущности включает все: и деревья, и горы, и реки, и звезды, и птиц, и животных.

Становитесь больше, становитесь огромными. Почему вы живете в тоннелях? Почему вы ползете в маленькие темные норы? Но вы думаете, что живете в великих идеологических системах. Вы не живете в великих идеологических системах, потому что не существует великих идеологических систем. Не бывает идей достаточно больших, чтобы вместить человеческое существо, бытие не может содержаться в какой-либо концепции. Все концепции калечат и парализуют.

Не будьте католиком или коммунистом, просто будьте человеческим существом, а те понятия — просто яды, просто предрассудки. Они вошли в вашу кровь. Они вошли в ваши кости, в самый костный мозг. Вам нужно быть очень бдительным, чтобы избавиться от отравления.

Но ваше тело не так отравлено, как ваш ум. Тело является простым явлением, очистить его легко. Если вы ели невегетарианскую пищу, то это можно прекратить, и это не сложно. И если вы прекратите есть мясо, то уже через три месяца ваше тело полностью очистится от всех ядов, вызванных невегетарианской едой. Это просто. Физиология — это не очень сложно. Но проблемы возникают с психологией. Монах-джайнист не ест никакой ядовитой пищи, никогда не ест ничего невегетарианского. Но его ум, как никакой другой, загрязнен и отравлен джайнизмом.

Настоящая свобода — это свобода от идеологии. Неужели вы просто жить не можете без идеологии? Является ли идеология необходимой? Почему идеология является настолько необходимой? Она нужна, потому что она помогает вам продолжать оставаться глупым, она нужна потому, что она помогает вам оставаться неумным. Она нужна, потому что снабжает вас готовыми ответами и вам не нужно находить их самому.

По-настоящему умный человек не примкнет ни к одной идеологии, да и для чего? Он не будет нести ношу готовых ответов. Он знает, что он достаточно умен и при возникновении какой угодно ситуации он сможет на нее отреагировать. Зачем нести из прошлого бесполезную ношу? Какой смысл ее нести?..

Если вы прекратите есть ядовитую пищу, то вы будете удивлены: в вас будет высвобожден новый ум. И этот новый ум позволит вам не напичкивать себя всякой чепухой. Этот новый ум позволит вам избавиться от прошлого и его воспоминаний, позволит избавиться от бесполезных желаний и мечтаний, избавиться от зависти, гнева, травм и всевозможных психологических ран.

Именно потому, что вы не можете избавиться от психологических ран, вы становитесь жертвами психомошенника. Мир полон разнообразных психоаналитиков, всех видов и размеров. Мир полон всевозможных психотерапий. Но почему необходимы многочисленные психотерапии? Они необходимы, потому что вы недостаточно умны, чтобы лечить свои собственные раны. Вместо того чтобы лечить их, вместо того чтобы открыть ваши раны солнцу, чтобы они могли быть исцелены, чтобы им позволили исцелиться. Но найти настоящего психотерапевта исключительно трудно. Из ста психотерапевтов девяносто девять являются психомошенниками, а не психотерапевтами.

Вы будете удивлены, если узнаете, что больше психоаналитиков и психотерапевтов кончают жизнь самоубийством, чем людей какой-либо другой профессии. Это число почти в два раза больше. Итак, что же это за люди? И как они собираются помочь другим? Больше психоаналитиков сходят с ума, становятся сумасшедшими, чем людей какой-либо другой профессии во всем мире. Это число почти в два раза больше. Почему? И они помогали другим людям стать более нормальными, когда они сами были ненормальными. Вполне вероятно, что они заинтересовались психотерапией из-за своей ненормальности. Это была попытка найти лекарство для самих себя. И вы будете удивлены, если узнаете, что психотерапевты одного вида для психотерапии посещают психотерапевтов другого вида. Последователь Фрейда посещает последователя Юнга, а последователь Юнга посещает последователя Фрейда, и так далее. Это очень странная ситуация. Если вы реализуете свой интеллект, то вы будете способны делать все что нужно. Вы будете способны лечить свои собственные раны, вы будете способны видеть свои травмы, и у вас не будет необходимости посещать терапевта.

Я разрешаю все виды терапий в этой общине. На самом деле, нигде в мире нет такого места, где было бы в наличии столько терапий — шестьдесят. Почему я разрешаю эти терапии? Только из-за вас, потому что вы еще не готовы освободить свой ум. По мере того как община будет продвигаться к внутренней реализации, терапии будут прекращены. Когда община по-настоящему расцветет, то в терапиях не будет нужды. Любовь — это терапия, ум — это терапия. Жизнь день ото дня, от мгновения к мгновению сознательно и алертно — это терапия. И затем все, что вы делаете на протяжении дня, — уборка, приготовление пищи, стирка, — все это терапия.

Терапии здесь только временно. В тот день, когда я смогу убедиться, что большая часть из вас переросла терапии, терапии исчезнут, потому что тогда большинство будет способно помочь меньшинству приблизиться к уму.

Мы стараемся создать разумный образ жизни. Я не такой уж разумный человек, я не святой, я не имею ничего общего с духовностью. Все эти категории неуместны по отношению ко мне. Вы не можете причислить меня к какой-то категории, вы не можете приклеить на меня ярлык. Но одну вещь все же можно сказать: все мои усилия направлены на то, чтобы помочь вам высвободить энергию, которая называется любовь-ум. Если любовь-ум реализована, то вы вылечились.

И третий вид ядовитой пищи является духовным. Это то, чем является «я». «Я» постоянно требует внимания, оно питается вниманием, внимание его пища. Не только политики жаждут внимания — больше и больше внимания от большего и большего числа людей — ваши так называемые святые делают то же самое. Нет никакой разницы между святыми, политиками и актерами, вообще никакой разницы. Главная потребность у них одна — внимание. «Больше людей должно обращать на меня внимание, больше людей должно уважать меня». Это становится пищей для эго, и это самый тонкий вид ядовитой пищи…

Физическое, психологическое, духовное… Позвольте вашему физиологическому телу очиститься от всех ядов и токсинов и вашему уму сбросить с себя ношу, состоящую из разных видов хлама и мусора. И позвольте вашей душе освободиться от идеи «я». Когда душа освободится от идеи «я», то вы прибыли во внутреннее пространство, называемое не-я, анатта. Это свобода, это нирвана, это просветление, вы пришли домой. Теперь вам уже некуда идти, теперь вы можете удобно расположиться, отдохнуть и расслабиться. Теперь вы можете насладиться миллионом радостей, которыми вас забрасывает жизнь.

Когда вы избавились от этих трех ядовитых видов пищи, вы становитесь пустым. Но эта пустота не является негативным видом пустоты. Вы пусты в том смысле, что все яды, все содержимое исчезли. Но вы полны, полны тем, что не может быть названо, полны тем, что набожные люди называют «Бог».

Существует два вида пищи. Один из них — это тот, который вам нравится, к которому вы склонны, о котором вы фантазируете. В этом нет ничего плохого, но вам нужно понять небольшую хитрость. Существуют виды пищи, которые обладают огромной привлекательностью. И привлекательность не в том, что вы видите, что пища доступна. Вы идете в гостиницу, в ресторан, вы видите определенную пищу — из задней комнаты доносится запах, вас привлекает цвет и запах пищи. Вы не думали об этой еде, и неожиданно она вас заинтересовала, но это не поможет. Это не настоящее ваше желание. Вы можете ее съесть, она вас не удовлетворит. Вы будете есть и есть — и из этого ничего не получится, не получится никакого удовлетворения. А удовлетворение — это самое главное. Именно неудовлетворенность приводит к одержимости.

Просто медитируйте каждый день перед тем, как вы принимаете пищу. Закройте глаза и просто ощутите, что нужно вашему телу, что бы это ни было! Вы не видели никакой пищи, ее еще нет, вы просто чувствуете ваше собственное существо, чувствуете, что вашему телу нужно, что бы вы хотели, чего вам действительно хочется.

Доктор Леонард Пирсон называет это «напевающей едой» — пищей, которая вам напевает. Идите и ешьте столько, сколько хотите, но уже придерживайтесь этой пищи. Другую пищу он называет «заманивающая еда», когда она становится доступной, вы начинаете ею интересоваться. Таким образом, она относится к уму, а вы в ней не нуждаетесь. Если вы будете слушать напевающую пищу, то вы можете есть столько, сколько хотите, и вы никогда не будете страдать, потому что она вас удовлетворит. Тело просто хочет то, в чем у него есть потребность, оно никогда не хочет чего-нибудь другого. Это будет удовлетворительно, а когда это удовлетворительно, то человек не ест больше, чем нужно. Проблемы возникают, когда вы едите те виды пищи, которые являются заманивающей едой: вы видите, что они доступны, вы начинаете интересоваться — и вы едите. Они не могут удовлетворить вас, потому что у тела не было в них потребности. Когда они вас не удовлетворяют, вы чувствуете себя неудовлетворенными. Чувствуя себя неудовлетворенными, вы едите больше, но, сколько бы вы ни съели, это вас не удовлетворит, потому что не существует потребности.

Первый вид желания должен быть исполнен, затем появится второй. Люди делают вот что: они никогда не слушают первый, так что второй становится проблемой. Если вы слушаете «напевающую пищу», то заманивающая пища исчезнет. Вторая становится проблемой, потому что вы полностью забыли, что вы должны слушать свое внутреннее желание, людей учили не слушать его. Их учили: «Ешь это, ешь то» — установленные раз и навсегда правила. Тело не знает установленных раз и навсегда правил.

Они обнаружили, что если маленьких детей оставить одних возле пищи, то они будут есть только то, что необходимо их телу, и это вызвало их удивление. В наше время было сделано много открытий в области психологии; они были просто удивлены. И если ребенок страдает от какой-то болезни и если при этой болезни хорошо съесть яблоко, то ребенок выберет яблоко. Все другие виды пищи имеются тут же, но ребенок выберет яблоко.

Это то, что делают животные; только человек забыл этот язык. Приведите буйвола и оставьте его в саду. Весь сад там, вся зелень, но это его не заинтересует. Цветы и деревья могут манить его, но они его не заинтересуют. Он пойдет к той траве, которая напевает ему, и выберет только определенную траву, которая ему нужна. Вы не можете обмануть буйвола, вы можете обмануть только человека.

Человек опустился ниже буйвола. Вы не можете обмануть осла — он будет есть свою пищу. Человек обманут. Везде при помощи реклам, цветных картинок, телевидения, кино вас привлекают и отвлекают от вашего поющего тела. Какая-нибудь компания заинтересована в том, чтобы что-нибудь продать вам. Это в пользу компании, это выгодно компании, но не вам.

Некая компания «Кола» заинтересована в том, чтобы продать вам «колу». Это не имеет никакого отношения к вашему телу, она заманивает вас. Куда бы вы ни поехали — везде «кола», «кола», по-видимому, превратилась в одно из самых всеобщих явлений. Даже в Советской России, где ничто американское не разрешается, за исключением «колы», — и там «кола». Отовсюду бутылка зазывает вас, заманивает: «Идите сюда». И неожиданно вы начинаете чувствовать жажду. Эта жажда ненастоящая. Я не говорю — не пейте «колу», но пусть она поет; сделайте это делом принципа.

У вас уйдет несколько дней, даже несколько недель на то, чтобы ощутить, что вас привлекает. Ешьте столько, сколько хотите, того, что вас привлекает. Не беспокойтесь о том, что скажут другие. Если вам нравится мороженое, ешьте мороженое. Ешьте для своего удовольствия, ешьте, пока не будет утолено желание сердца, и затем вы неожиданно увидите, что удовлетворение появилось. И когда вы почувствуете удовлетворение, то желание объедаться пройдет. Это состояние неудовлетворенности заставляет вас бесцельно объедаться все больше и больше. Вы чувствуете себя наевшимся и неудовлетворенным, и поэтому возникает проблема.

Поэтому сначала найдите то, что является естественным и что придет, потому что было только забыто, оно находится в теле. Когда вы соберетесь позавтракать, закройте глаза и увидьте, чего вы хотите, в чем на самом деле заключается ваше желание. Не думайте о том, что имеется в наличии, просто думайте о том, что вы хотите, а потом пойдите, найдите эту пищу и съешьте ее. Съешьте столько, сколько хотите. Продолжайте есть эту же пищу в течение нескольких следующих дней.

Второе: когда вы едите, хорошо прожевывайте пищу. Не проглатывайте поспешно, потому что если вам нравится ее присутствие во рту, то почему бы не пожевать ее подольше? Вместо того чтобы откусывать десять раз, откусите один раз, но прожевывайте в десять раз дольше. Это будет почти то же самое, как если бы вы откусили десять раз.

Однажды случилось так, что один человек где-то в Японии выпил горячий кофе и обжег свое горло изнутри. Возникли осложнения, и его пищевод изнутри был полностью вырезан; отверстие должно было быть закрыто, иначе человек умер бы. Врачи приделали трубку к его животу, так что он должен был жевать пищу, бросать ее в трубку, по которой она попадала в живот.

Человек был удивлен, потому что он продолжал наслаждаться едой так же, как прежде. И даже врачи были удивлены. Вначале они очень сочувствовали ему, потому что бедняга больше не будет наслаждаться едой. Но человек продолжал ею наслаждаться. На самом деле, он начал наслаждаться едой больше, потому что теперь он жевал ее, и если он не хотел класть ее в желудок, то просто выбрасывал. Теперь он мог есть столько, сколько хотел. Не было никакой необходимости класть ее в желудок; рот и желудок были полностью разделены.

Поэтому, когда вы едите, жуйте больше, потому что удовольствие находится выше горла. Ниже горла нет вкуса, нет ничего подобного, так зачем спешить? Просто жуйте, больше ощущайте вкус. И делайте все возможное для того, чтобы сделать вкус более интенсивным. Перед тем как что-нибудь есть, сначала понюхайте пищу. Наслаждайтесь запахом пищи, потому что половина вкуса состоит из запаха.

Было проведено много экспериментов. Если ваш нос полностью закрыт и затем вам что-то дают, то вы не ощущаете вкуса. Тогда вы поймете, что в еде важнее запах, чем вкус. Если ваши глаза закрыты, то вы не можете полностью ощутить ее вкус, потому что цвет, который привлекает ваш взгляд, отсутствует. Они проводили замечательные эксперименты: с закрытыми глазами, с полностью закрытым носом, а затем они дают вам что-то, а вы даже не можете понять, что это такое. Они могут дать вам лук, а вы не можете сказать, что лук, потому что многое зависит от запаха. Вот почему, когда у вас насморк и вы не можете чувствовать запах, то вы не ощущаете и вкус. Когда люди болеют насморком, они начинают есть острую пищу, потому что только тогда они могут ощутить некоторое пощипывание.

Поэтому нюхайте пищу, смотрите на пищу. Нет никакой спешки… Не спешите. Превратите ее в медитацию. Даже если люди подумают, что вы сошли с ума, не беспокойтесь. Просто осмотрите ее со всех сторон. Прикоснитесь к ней с закрытыми глазами, прикоснитесь к ней щекой. Ощутите ее всеми возможными способами, обнюхивайте ее опять и опять. А затем немного откусите и прожуйте, наслаждайтесь едой, пусть она будет медитацией. Небольшого количества пищи будет достаточно, и она принесет вам большее удовлетворение.

ОШО “От медицины к медитации” – серия бесед о медитационной терапии “Вспоминая забытый Язык Разговора ТелаУма”

СЛИШКОМ МНОГО ЕДЫ, СЛИШКОМ МАЛО СЕКСА

Глава из книги «Баланс Тела-Ума — Как Научиться Слушать И Понимать Своё Тело»

«С тех пор, как у меня больше нет отношений, я слишком много ем и начинаю полнеть. Как мне восстановить равновесие и есть меньше?»

Когда вы не позволяете энергии секса двигаться правильно, она превращается в одержимость едой. Еда и секс — это две полярности; они уравновешивают друг друга. Если в вас слишком много секса, интерес к еде исчезнет. Если вы подавляете сексуальность, интерес к еде станет почти одержимостью. Таким образом, вы ничего не можете сделать непосредственно с едой, а если попытаетесь, то окажетесь в затруднении. На несколько дней вам удастся себя принудить, но затем проблема вернётся, и вернётся с удвоенной силой. Вам придётся работать с сексуальной энергией.

Эта проблема возникает потому, что первые опыты еды и любви у ребёнка глубоко ассоциируются друг с другом. Он получает от материнской груди и еду, и любовь. Когда ребёнок получает любовь, он не беспокоится о молоке; матери приходится его уговаривать. Если ребёнок не получает любви, тогда он не может оторваться от груди, потому что он боится будущего. Он должен выпить как можно больше, потому что он не может быть уверенным, что мать снова будет доступна, и когда. Если ребёнок получает любовь, он чувствует себя в безопасности; он об этом не беспокоится. Когда возникнет необходимость, мать будет рядом; он может доверять её любви.

Но если мать — не любящая, ребёнок не может доверять; тогда он пытается выпить как можно больше. Он постоянно переедает.

Таким же образом, если ребёнок не получает любви, его начинает интересовать еда. Если он получает любовь, его не интересует еда, или этот интерес естествен — настолько, насколько это необходимо телу.

Если так или иначе ваша энергия любви заблокирована, эта заблокированная энергия становится интересом к пище. Если вы хотите это изменить, вам придётся немного больше двигаться в любовь, вам придётся быть немного более любящим. Любите своё тело — начните с этого; наслаждайтесь собственным телом. Это красивое явление, это такой подарок. Танцуйте, пойте, чувствуйте тело и касайтесь его.

Проблема в том, что если вы не любите своё тело сами, то не позволите его любить и никому другому. Фактически, человек, который пытается быть с вами любящим, покажется смешным, глупым, неразумным. Если вы сами не любите своё тело, что он видит в вас? Вы сами ничего не видите! Пока вы не начнёте видеть красоту собственного тела, вы не сможете принять любовь ни от кого другого.

Сама идея, что этот человек проявляет к вам любовь, только будет вам показывать, что он глуп, и ничего более.

Таким образом, любите своё тело. И если возникает подходящий случай, и вы можете быть любящим, можете кого-то обнять, с кем-то взяться за руки, не упускайте этих возможностей. Вы будете удивлены: когда вы начинаете двигаться в любовь, проблема еды решится автоматически. Быть влюблённым — это поразительный опыт, а набивать себя едой — очень несчастный. Не потому, что еда не красива; но еда красива, только когда она принимается в определённых количествах, которые вы можете усвоить. Если вы её принимаете слишком много, это болезненно.

В этом одна из красот любви: любви никогда не бывает слишком много. Никто не может любить чрезмерно, никто; в любви нет никакой меры. Когда вы едите, вы чем-то набиваете себя; когда вы любите, вы делитесь, отдаёте. Это явление, освобождающее от бремени. И чем более вы отдаёте, тем больше энергии начинает течь. Вы становитесь рекой, вы больше не застойный водоём.

Именно это сделали вы: вы сделали свою энергию застойным водоёмом.

Разрушьте стены! Вы напрасно упускаете нечто красивое, — то, что может принести любовь и только любовь, и вместо этого страдаете от этой проблемы с едой.

Полность читать книгу «Баланс Тела-Ума — Как Научиться Слушать И Понимать Своё Тело» он-лайн или скачать ее можно здесь…


Мысли, позиции, мнения, опубликованные на нашем сайте, являются собственностью авторов и могут не совпадать с точкой зрения администрации и владельца сайта.

Еда с радостью – Мир Ошо

Человек – единственный вид, чья диета непредсказуема. Рацион всех остальных животных определен. Их основные физические потребности и их природа решают, что им следует есть, а что нет; сколько они должны есть, сколько не должны; когда они должны есть и когда они должны остановиться. Но человек абсолютно непредсказуем, он абсолютно неуверен. Ни его природа не говорит ему, что он должен есть, ни его осознание не говорит ему, сколько он должен есть, ни его понимание решает, когда ему следует прекратить есть. Поскольку ни одно из этих качеств человека нельзя предсказать, жизнь человека пошла в очень неопределенных направлениях. Но если есть хоть немного понимания — если человек начнет жить хоть с небольшим разумом, хоть с небольшим размышлением, хоть немного приоткрыв глаза, то совсем нетрудно перейти на правильное питание. Это очень просто; не может быть ничего проще. Чтобы понять правильное питание, мы можем разделить его на две части.

Первое: что человек должен есть и чего не должен? Тело человека состоит из химических элементов. Весь процесс тела очень химический. Если в человека влить алкоголь, то химическое воздействие повлияет на его тело — оно опьянеет, потеряет сознание. Каким бы здоровым, каким бы мирным ни был человек, химия опьянения повлияет на его тело. Каким бы святым ни был человек, если ему дать яд, он умрет.

Сократ умер от отравления, а Ганди погиб от пули. Пуля не видит, святой человек или грешник; так же и яд не видит, Сократ ли человек или какой-нибудь обыкновенный человек. Ни вредные отравления и яды, ни пища не видят, кто или что вы есть. Его функции просты — он входит в химию тела и начинает работать. Таким образом

любая опьяняющая пища начинает причинять вред и создавать нарушения в сознании человека. Любая пища, которая приводит человека в какое-либо бессознательное состояние, в любое возбуждение, в любую крайность, в любое расстройство, вредна. И самый глубокий, окончательный вред наступает, когда эти вещи начинают достигать пупка…

Если с пупочным центром плохо обращаются, если используется неправильная диета, используется неправильная пища, то постепенно пупочный центр впадает в спячку, и его энергия ослабевает. Мало-помалу этот центр начинает засыпать. Наконец он почти засыпает. Тогда мы его даже не замечаем как какой-то центр. Тогда мы замечаем только два центра: один — мозг, где постоянно движутся мысли, а другой — кусочек сердца, где движутся эмоции. Глубже этого у нас нет контакта ни с чем. Итак, чем легче пища, чем меньше она создает тяжести на теле, тем более ценной и значимой она будет для начала вашего внутреннего путешествия. Для правильной диеты первое, что нужно помнить, это то, что она не должна вызывать волнения, она не должна быть опьяняющей, она не должна быть тяжелой. После правильного питания вы не должны чувствовать тяжесть и сонливость. Но, может быть, все мы чувствуем тяжесть и сонливость после еды — тогда мы должны знать, что едим неправильно.

Великий врач Кеннет Уокер сказал в своей автобиографии, что, исходя из своего жизненного опыта, он может сказать, что из того, что люди едят, половина этого наполняет их желудок, а половина — желудки врачей. Если бы они ели только половину того, что едят обычно, то вообще бы не болели, и не было бы нужды во врачах…

Наше неправильное отношение к еде становится для нас опасным. Они оказываются очень дорогостоящими. Они довели нас до точки, где мы каким-то образом просто живы. Кажется, что наша пища не делает нас здоровыми, она, кажется, вызывает болезни. Удивительная ситуация, когда от еды нас начинает тошнить. Это как если бы солнце, восходящее утром, создавало тьму. Это было бы в равной степени удивительно и странно. Но все врачи в мире придерживаются мнения, что большинство болезней человека возникает из-за неправильного питания. Итак, во-первых, каждый человек должен быть очень осознанным и осознанным в отношении того, что он ест. И я говорю это специально для медитирующего. Медитирующему необходимо осознавать, что он ест, сколько он ест и как это влияет на его тело. Если человек поэкспериментирует несколько месяцев с осознанием, он обязательно узнает, какая пища ему подходит, какая пища дает ему спокойствие, покой и здоровье. Настоящих трудностей нет, но поскольку мы не обращаем внимания на еду, мы никогда не сможем найти правильную пищу.

Второе, что касается еды, это то, что

состояние нашего ума, когда мы едим, гораздо важнее того, что мы едим. Еда по-разному повлияет на вас, если вы едите с радостью, радостью или если вы едите, когда вы полны печали и беспокойства. Если вы едите в беспокойном состоянии, то даже самая лучшая пища будет иметь отравляющий эффект. И если вы едите с радостью, то возможно, что иногда даже яд не сможет оказать на вас полного действия. Это очень возможно. Поэтому важно, в каком состоянии вы едите.

В России был великий психолог по имени Павлов. Он провел несколько экспериментов на животных и пришел к удивительному выводу. Он экспериментировал на некоторых собаках и некоторых кошках. Он дал кошке еду и наблюдал за кошкой через рентгеновский аппарат, чтобы увидеть, что произошло в ее желудке после того, как она съела свою еду. Когда пища попадала в желудок, желудок немедленно выделял пищеварительные соки. При этом к окну комнаты, в которой находилась кошка, подвели собаку. Когда собака залаяла, кошка испугалась, и рентген показал, что выделение пищеварительных соков внутри нее прекратилось. Желудок закрылся. Оно уменьшилось. Потом собаку забрали, но шесть часов желудок оставался в прежнем состоянии. Переваривание пищи снова не начиналось, и пища оставалась непереваренной в желудке в течение шести часов. Через шесть часов, когда снова пошли соки, пища была не в перевариваемом состоянии, стала твердой и стала трудно перевариваемой. Когда разум кошки начал беспокоиться о присутствии собаки, желудок прекратил свою работу.

А как насчет нашей ситуации? Мы живем в тревоге двадцать четыре часа в сутки. Это чудо, как пища, которую мы едим, переваривается, как существование распоряжается ею вопреки нам! У нас нет желания это переваривать. Это просто чудо, как оно усваивается. И как мы остаемся живы! Это тоже чудо! Наше состояние ума должно быть изящным и блаженным. Но в наших домах обеденный стол находится в самом мрачном состоянии. Жена целый день ждет, пока ее муж вернется домой, чтобы поесть, и вся эмоциональная болезнь, которую она накопила за двадцать четыре часа, вырывается наружу именно тогда, когда муж ест. Она не знает, что делает работу врага. Она не знает, что подает яд на тарелку мужа.

Муж тоже боится и переживает после целого дня работы — как-то вываливает еду в желудок и уходит. Он понятия не имеет, что действие, которое он так быстро закончил и от которого убежал, должно было быть молитвенным. Это не было действие, которое должно было быть сделано в спешке. Это должно было быть сделано так же, как кто-то входит в храм, или как кто-то преклоняет колени, чтобы помолиться, или как кто-то сидит, чтобы играть на своей вине, или как кто-то поет песню для возлюбленного. Этот акт еще более важен: он дает пищу своему телу. Это следует делать в состоянии огромного блаженства. Это должен быть акт любви и молитвы. Чем более счастливо и радостно, чем более расслабленно и без беспокойства человек может принимать пищу, тем больше его еда начинает становиться правильной едой.

Жестокая диета означает не только то, что человек ест невегетарианскую пищу. Это также жестокая диета, когда человек ест в гневе. Обе эти вещи жестоки. Когда человек ест в гневе, в страдании, в беспокойстве, он также ест яростно. Он совершенно не осознает, что подобно тому, как он буйствует, поедая плоть чего-то другого, так и когда его собственная плоть сгорает внутри от гнева и беспокойства, там тоже присутствует насилие. Тогда пища, которую он ест, не может быть ненасильственной.

Другая часть правильного питания заключается в том, что вы должны есть в очень спокойном, очень радостном состоянии. Если вы не в таком состоянии, то лучше подождать, пока вы будете, и не есть какое-то время. Когда ум полностью готов, только тогда можно принимать пищу. Как долго ум не будет готов? Если вы достаточно осведомлены, чтобы ждать, то в лучшем случае он может оставаться голодным только один день — но мы никогда не удосужились его выслушать. Мы сделали прием пищи полностью механическим процессом. Нужно положить пищу в тело, а затем покинуть обеденный стол. Это уже не психологический процесс — это опасно.

На уровне тела правильная пища должна быть здоровой, нестимулирующей и ненасильственной; на психологическом уровне ум должен быть в блаженном состоянии, грациозным и радостным; а на уровне души должно быть чувство благодарности, благодарности. Эти три вещи делают пищу правильной.

У нас должно быть ощущение, что «Поскольку сегодня у меня есть еда, я благодарен. Мне дали еще один день жизни — я безмерно благодарен. Сегодня утром я снова проснулся живым, сегодня солнце снова подарило мне свой свет, сегодня я снова смогу увидеть луну, сегодня я снова жив! Не надо было, чтобы я сегодня был жив, сегодня я мог бы быть в могиле, — но мне снова дана жизнь. я не заработал; это было дано мне бесплатно». По крайней мере, для этого в сердце должно быть чувство благодарности, признательности.

Мы едим пищу, пьем воду, дышим — у нас должно быть чувство благодарности за все это. Ко всей жизни, ко всему миру, ко всей вселенной, ко всей природе, к божественному должно быть чувство благодарности –

«Я получил еще один день жизни. Еще раз я получил пищу, чтобы поесть. Еще один день я вижу солнце, вижу цветущие цветы. Сегодня я снова жив».

За два дня до того, как к Рабиндранату пришла смерть, он сказал: «Господи, как я благодарен! О Боже, как мне выразить свою благодарность? Ты дал мне эту жизнь, когда я никоим образом не был достоин ее получить. Ты дал мне дыхание, когда я не имел права дышать. Ты подарил мне опыт красоты и блаженства, которых я вовсе не заслужил. Я благодарен. Я одержим твоей милостью. И если в этой жизни, данной тобою, я мог испытать какую-либо боль, любое страдание, любое беспокойство, это, должно быть, было моей ошибкой; потому что эта твоя жизнь очень блаженна. Должно быть, это была моя вина. Поэтому я не прошу тебя дать мне освобождение от жизни. Если ты считаешь меня достойным, то посылай меня в эту жизнь снова и снова. Эта твоя жизнь очень блаженна, и я очень благодарен за нее». Это чувство, это чувство благодарности должно присутствовать во всех аспектах жизни — и особенно в диете. Только тогда диета может стать правильной диетой.

Источник:

Это выдержка из стенограммы публичной речи Ошо в Будда Холле, Ашрам Шри Раджниш, Пуна.

Название дискурса:

Внутреннее путешествие

Название главы: Путешествие к пупку: правильное питание — труд — сон 051 Каталожные номера:

Ошо говорил о еде, осознании, благодарности, радости во многих Его выступлениях. Дополнительные сведения по этому вопросу можно найти в следующих названиях книг/дискурсов:

  1. Дхаммапада: путь Будды
  2. Дисциплина трансцендентности
  3. Пустая лодка
  4. От рабства к свободе
  5. От личности к индивидуальности
  6. Видение Тантры
  7. Возлюбленная, том 1
  8. Внезапный удар грома
  9. Книга мудрости
  10. Духовное руководство
  11. Скрытое великолепие
  12. Лезвие бритвы
  13. За пределами психологии

Один раз в день можно удвоить жизнь человека – Мир Ошо

Один раз в день можно удвоить жизнь человека

90 002 18 июля 2019 г.

Все усилия Будды по поводу отсутствия вкуса заключались в том, чтобы вы никогда не были нежеланными, куда бы вы ни пошли. Люди должны знать, что из сострадания вы ходите в пять домов — только для того, чтобы поесть. Он отказался от более чем одного приема пищи. Нам кажется, что это аскетизм, что это самоистязание. Даже в самых бедных странах люди нуждаются как минимум в двухразовом питании. В более богатых странах, таких как Америка, люди едят пять раз или столько раз, сколько они подходят к холодильнику… целый день. Это не вопрос времени.

Сегодня в Америке тридцать миллионов человек умирают от переедания. Они знают, что это переедание убивает их, но не могут остановить это. Это как быть алкоголиком; они стали настолько зависимыми, что им что-то нужно. Если у них ничего нет, то, по крайней мере, они жуют жвачку, так что их рот продолжает и продолжает. В некотором смысле это хорошо; иначе они бы говорили — яккеты як, яккеты як — потому что каким-то образом им приходится продолжать пользоваться своим ртом. Их разговор — всего лишь замена. По крайней мере, жевательная резинка заставляет их молчать!

Проницательность Будды действительно глубока, потому что современные эксперименты, особенно проведенные психологом Дельгадо, без сомнения доказали, что с одним приемом пищи в день человеческая жизнь может быть удвоена.

Чем больше вы едите, тем меньше вы будете жить; чем меньше вы едите, тем дольше вы будете жить. Он проводил один эксперимент… тысячи раз он пытался, а потом дал заключение.

У него было два ряда белых крыс. Одному ряду давали столько еды, сколько хотели – по-американски. Еда всегда была доступна; они могли есть сколько угодно. А во втором ряду, по пути бхикку, была только одна трапеза – сытная, полноценная для тела. И тысячи раз эксперимент проводился, и всегда американские крысы умирали на полпути. Буддийские монахи жили в два раза дольше, чем американцы.

Итак, у Будды было глубокое понимание: съешьте один раз и не стремитесь к вкусу; иначе вы хотели бы есть много раз.

О Нероне известно, что он ел так много раз, что ему приходилось держать с собой четырех докторов; поэтому, когда он поест, они помогут ему вырвать все, чтобы он снова мог есть. Просто безумие… но он просто жаждал вкуса. И это был единственный путь; иначе вы не сможете продолжать есть целый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *