Одноклассники лермонтов: Лермонтов, Михаил Юрьевич — ПЕРСОНА ТАСС

Лермонтов, Михаил Юрьевич — ПЕРСОНА ТАСС

Родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье помещика, капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова. По одной из версий, род Лермонтовых происходил от шотландского рода Лермонтов, восходящего к поэту XIII века Томасу Лермонту (в настоящее время британская компания Oxford Ancestors, составляющая родословные, проводит работу по подтверждению данной версии при помощи анализа ДНК). Мать Лермонтова — Мария Михайловна (урожденная Арсеньева), умерла, когда сыну было три года. Детство будущего поэта прошло в Тарханах (ныне с. Лермонтово Белинского района Пензенской области), в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (в девичестве Столыпиной). В 1827 г. семья переехала в Москву.

В 1828 г. Лермонтов поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете (среднее учебное заведение для детей дворянства), где начал писать стихи и первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»). Он принимал участие в рукописных журналах, которые выпускали учащиеся, брал уроки живописи у художников Александра Солоницкого и Петра Заболотского.
С 1830 г. учился на нравственно-политическом, затем на «словесном» отделении Московского университета. В этот период времени Лермонтов пишет цикл лирических стихов, посвященный дочери драматурга Федора Иванова — Наталье, в которую он был влюблен, а также поэмы, драмы («Испанцы», «Люди и страсти»).
Летом 1832 г. поэт ушел из университета и переехал в Санкт-Петербург. В том же году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в 1834 г. в звании корнета.

После окончания школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
В 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения» появилось первое печатное произведение Михаила Лермонтова «Хаджи Абрек» (без ведома автора). В эти годы он создает поэму «Боярин Орша» (1835), драму «Маскарад» (1835-1836), незаконченный роман «Княгиня Лиговская» (1836), написанный совместно со своим другом, литератором Святославом Раевским, стихотворение «Бородино» (1837) и др.
В феврале 1837 г., узнав о смерти на дуэли Александра Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», вызвавшее негодование царского двора. Поэт был арестован, затем направлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, находящийся в Тифлисе (ныне г. Тбилиси, Грузия).
В октябре 1837 г. переведен в чине корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Через полгода, в апреле 1838 г., ему разрешили вернуться в Санкт-Петербург, в лейб-гвардии гусарский полк. В декабре 1839 г. произведен в поручики.
В феврале 1840 г. Михаил Лермонтов вторично выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Причиной послужила его дуэль с сыном французского посла Проспера де Баранта — Эрнестом, которая закончилась бескровно. По воспоминаниям очевидцев, поэт принимал участие в военных действиях и отличался «мужеством и хладнокровием».
В период с 1837 г. по 1840 г. новые стихотворения Лермонтова печатались почти в каждом номере журнала «Отечественные записки». В этот период были созданы такие произведения как «Демон» и «Мцыри». В 1840 г. году вышло единственное прижизненное издание стихов Лермонтова, в которое он включил 26 стихотворений и две поэмы («Мцыри» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Кроме того, отдельно был издан роман «Герой нашего времени».
Михаил Лермонтов был убит на дуэли 27 июля (15 июля — по старому стилю) 1841 г. вблизи Пятигорска у подножия горы Машук майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым у него произошла ссора. По основной версии, Лермонтов во время дуэли выстрелил вверх, Мартынов — прямо в грудь 27-летнему поэту.
Похороны Лермонтова состоялись 29 июля (17 июля — по старому стилю) 1841 г. на пятигорском кладбище. Здесь тело поэта покоилось 250 дней. В январе 1842 г. Екатерина Арсеньева обратилась к императору Николаю I с просьбой на перевозку тела в Тарханы. В марте 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в семейный склеп. 5 мая (23 апреля — по старому стилю) 1842 г. в фамильной часовне-усыпальнице состоялось его погребение, рядом с могилами матери и деда.

Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова

Центральная им. М.Ю. Лермонтова     Открытая Гостинаяимени К.А. Тимирязева«Екатерингофская»«На Стремянной»«Лиговская»     «Открытые мастерские»имени А.С. Грибоедова     Библиотека Национальных Литератур«Измайловская»     Центр Британской Книги     Библиотека Книжной Графики     Библиотека Комиксов«Старая Коломна»имени Н.А. Некрасоваимени А.И. Герцена«Семёновская»«Бронницкая»Детская

 

Адрес: ст.м.«Чернышевская», 

Литейный пр., д. 17-19

Время работы:

Пн-Пт: 09.00-20.00

Сб: 10.00-18.00

Вс: выходной 

 

Контактный телефон: 272-75-95

Почта: [email protected]

Группа ВКонтакте

                                                             

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова на Литейном проспекте – флагманская библиотека Межрайонной централизованной библиотечной системы. Ежегодно ее посещают более восьми тысяч горожан.

К услугам читателей:

  • богатый книжный фонд – свыше 150 тысяч книг и периодических изданий

  • центр «Лермонтов: наследие»

  • центр «Открытая гостиная»

  • лекции, посвящённые литературе, истории и визуальным искусствам

  • творческие встречи с деятелями культуры и презентации книг

  • доступ к электронной библиотеке диссертаций РГБ, к универсальной электронной библиотеке периодики EastView, к интернет-библиотеке СМИ Public.ru, к информационно-правовым системам, к электронным книгам издательства ЛитРес, к Центральному государственному архиву данных Санкт-Петербурга и к Центральному государственному историческому архиву Санкт-Петербурга. Подробнее на странице.

 

В Белом зале Центральной библиотеки проводятся творческие вечера, открытие выставок, презентации книг.

Эти стены посещали знаменитые люди, такие как Николай Цискаридзе, Людмила Улицкая, Яков Гордин, Сергей Безруков, Валерий Попов. Здесь читали свои стихи Илья Фоняков и Александр Кушнер, звучала музыка Сергея Слонимского в авторском исполнении и уникальный голос Сергея Лейферкуса. Нашим читателям представляли свои фильмы Владимир Виноградов, Сергей Дебижев, Людмила и Юлиан Панич и многие другие.

«Лермонтов: наследие» – центр, созданный в стенах библиотеки, которая была названа в честь поэта в 1964 году и уже более полувека уделяет особое внимание изучению и популяризации его творчества. В Лермонтовской коллекции представлены уникальные коллекционные и букинистические издания, исторические и литературоведческие материалы, живопись и графика по его произведениям, документальные фильмы и экранизации. В рамках  «Лермонтов: наследие» ежегодно проходит международная научная конференция «Лермонтовские чтения», кроме того проводятся интересные и познавательные «Лермонтовские уроки» для школьников младших и средних классов и экскурсии для горожан «С Лермонтовым по Литейной части».

«Открытая гостиная» расположена на первом этаже библиотеки. Это выставочное, культурно-развлекательное, прикладное и образовательное пространство, объединяющее в себе место для чтения, работы, обучения и отдыха посетителей. На площадке проходят циклы лекций по различным темам, курс занятий по истории Петербурга и истории моды, лекции по социологии, дизайну и урбанистике. 

 

В начале 1930-х годов Советским правительством было принято несколько Постановлений о библиотеках (в том числе, о передаче зданий под учреждения культуры), коренным образом изменивших положение библиотечного дела в стране. В бывшем особняке Мусиных-Пушкиных разместились книжные фонды. В 1937 году состоялось открытие районной массовой библиотеки Дзержинского района. К 1940 году фонд библиотеки составлял около 15 тысяч томов, число читателей – 4800 человек.

В 1964 году в дни празднования 150-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова, библиотеке было присвоено имя поэта. В разные годы Лермонтов жил вместе с бабушкой неподалеку от этого дома. А уже в советское время фондами библиотеки пользовался известный ученый, создатель Лермонтовской энциклопедии – Виктор Андроникович Мануйлов.

В 2001 году Постановлением правительства Санкт-Петербурга особняк Мусиных-Пушкиных на Литейном проспекте дом 19 был отнесен к вновь выявленным объектам культурного наследия. В 2008 году в нем прошли реставрационные работы, позволившие восстановить интерьеры отдельных залов.

Сотрудники библиотеки при содействии специалистов-краеведов в разные годы предпринимали попытки восстановить историю особняка, буквально по крупицам собирали факты, исторические справки о бывших владельцах, их судьбах. Результатом этой работы стала выпущенная в сентябре 2011 году брошюра «Особняк Мусиных-Пушкиных на Литейном проспекте», автор-составитель Марина Алексеевна Яковлева. В издание вошли все известные на сегодняшний день материалы по истории особняка, впервые опубликованы фото семейства Мусиных-Пушкиных 1900-1913 гг.

Также в библиотеке регулярно проводятся экскурсии «Путешествие в историю особняка Мусиных-Пушкиных». Посетителям предоставляется удивительная возможность пройтись по залам, познакомиться с многовековой историей здания и судьбой последних владельцев особняка. Экскурсии проводятся регулярно − каждый второй и четвертый четверг месяца в 16.00. Чтобы записаться на экскурсию, вам необходимо позвонить по телефону: 272-75-95. Экскурсионное обслуживание сформированных групп (до 15 человек) осуществляется по предварительным заявкам по телефону 272-75-95 . 

Юнкерские стихи Лунмонтова и их краткий анализ

Произведения Лермонтова, написанные в годы учебы в юнкерской школе, мало знакомы широкому кругу читателей. Подробности его жизни и творчества этого периода не принято обсуждать и даже вспоминать, чтобы не затемнять светлую память о гении русской литературы. Между тем, именно тогда были написаны знаменитые юнкерские стихи Лермонтова! «Госпиталь», «Петергофский праздник» и «Уланшу» образцами высокого стиля нельзя назвать даже с натяжкой, но и выкинуть из наследия творчества поэта нельзя – в его судьбе эти курсантские «шалости» коснулись многих годы спустя.

Бросок юности

Учеба в СПбГУ, переход в Московский университет, потом возвращение в СПб — бездумные поступки беззаботного юноши. Метания между учебными заведениями двух столиц закончились для Лермонтова школой гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он вынужден был поступить в 1832 году. Стечение обстоятельств, убеждения петербургских родственников — и теперь М. Ю. . Лермонтов в юнкерском училище. Романтический период жизни остался позади.

Учебная программа курсантов была довольно насыщенной, плюс солдатская муштра действовала на свободолюбивых юношей из состоятельных семей не лучшим образом — и вся свободное время учеба молодежь проводила в детских разгулах и запоях . Нынче подобное баловство назвали бы снятием стресса, в те годы молодую психику щадили меньше, чем нашу, а существо Юнкерса называли не иначе как развратом.

Годы упущенных возможностей

Молодому человеку, написавшему свое первое гениальное стихотворение «Ангел» в 17 лет, пришлось забыть на время о романтических образах, чтобы стать как все. Лермонтов, несмотря на свою кажущуюся слабость, был невероятно силен в руках – гнул металлический шомпол, завязывая его в узел, шутя. Эта сила, умение легко сочинять сатирические эпиграммы, талант художника помогли Лермонтову быть услышанным среди безутешных юнкеров за свое. Но в то же время казарменная братия не нуждалась в его романтической чепухе — товарищи требовали иной поэзии: пошлой, грубой, не окутанной стыдом. Им нужны были юнкерские стихи. Лермонтовская энциклопедия Пополнялся в те годы именно такой поэзией. Упомянутые «Уланс», «Петергофский праздник», «Госпиталь» — не что иное, как порнографическое изображение реальной жизни Юнкерса. Дорогой Пушкин, Лермонтов тоже писал откровенные интимные стихи, но интимные, а у Лермонтова они пошлые. За два года в школе ничего выдающегося поэт не создал — в его короткой жизни это было безжалостно упущенное время.

Святой Из насмешки

Несмотря на то, что юнкеры далеки от приличного поведения, отдельные моменты биографии Лермонтова свидетельствуют о том, что благородство этих молодых людей истекало кровью. Бабушка поэта, Е. А. Арсеньева, обожавшая своего Мишеля, не могла оставить его в покое. Наняв квартиру недалеко от школы, она поместила в нее прислугу, в обязанности которой входило каждое утро будить своего нервного и болезненного господина за несколько минут до школьного подъема, чтобы невыносимый барабанный бой не дурно действовал на его психику, и не кормил всякие гадости. еда. Товарищи, ценившие бессовестные юнкерские стихи Лермонтова, знали о привязанности бабушки к поэту, но эта нежность никогда не была предметом их насмешек. Невероятно, но отношения между внуком и бабушкой юные юнкеры воспринимали чуть ли не как святыню. Современники поэта все как один отмечают, что над родителями Лермонтова они еще позволяли себе подшучивать, над бабушкой — никогда.

Противоречия в оценках современников

Выходцы из юнкерской школы, по большому счету вошедшие в историю благодаря тому, что учились вместе с Лермонтовым, впоследствии дают кардинально разные оценки отношения поэта к одноклассникам, по-разному характеризуют его как личность. И это тоже след того, что Лермонтов писал в те годы. Он открыто смеялся над всеми, имена некоторых навсегда связаны с его стихами и поэмами юнкерских лет. Среди них Тизенгаузен, которому посвящено одно известное стихотворение, Шаховский, Поливанов, князь Барятинский… Последнему посвящено целое стихотворение! Мог ли он простить Лермонтову «Госпиталь», в котором потомственный князь в юнкерской школе узнавался по следующим строчкам: «И наш князь, винным паром карабкаясь, полез наверх; …держусь.» Дальнейшее повествование о приключениях принца еще менее приятно. По сюжету Барятинский, мечтая о интимной встрече с молодой девушкой, в темноте перепутал ее со старухой и со всей страстью своего юношеского нетерпения набросился на него. Вряд ли такая слава, которую доставили князю юнкерские стихи Лермонтова, могла родить в его душе нежные воспоминания о совместной учебе.

Судьбоносное знакомство в юнкерской школе

Где-то в начале 1834 года (одноклассники Лермонтова говорят, что это было зимой) в школе решили издавать рукописный журнал «Школьная заря». Он выходил по средам. Всю неделю каждый мог писать, что хотел, и класть свои рукописи в отведенный для этого ящик одного из столов в общежитии. Вечером в среду эти рукописи были сшиты и тут же прочитаны вслух. Самым популярным автором «Школьной зари» был, конечно же, Лермонтов. Юнкерские стихи Михаила Юрьевича не могли быть опубликованы в этих журналах, но со страниц школьного еженедельника они были хорошо известны всем курсантам, учившимся вместе с Лермонтовым. Другим бессменным автором журнала был не кто иной, как Николай Мартынов, проклятый убийца великого поэта.

В «Исповедь», которую Мартынов написал после рокового выстрела, он пытается объяснить, почему вызвал Лермонтова на дуэль в Пятигорск, почему тот не промазал. Обиды, перенесенные им из юнкерского училища, наложили свой отпечаток и здесь — Мартынов не мог забыть старых насмешек над собой со стороны поэта.

Юнкерс без цензуры

Возможно, у Мартынова и были причины обижаться на Лермонтова, но гораздо больше этих причин было среди тех, которые поименно названы в произведениях поэта. Фамилии их приведены выше, но некоторые факты из обычной жизни юнкеров, переданные в поэме «Ода нуждающимся», говорят о еще более непривлекательном поведении потомков из дворянских родов. Если в небольшом произведении К. Тизенгаузена Лермонтов безобидно написал: «Не гони так вяло с глазом, кругом… не крути, сладострастия и порока, не шути…», то в «Оде нуждающимся» поэт откровенно сообщает читателям о широко распространенных гомосексуальных наклонностях среди юношей. Какие юнкерские стихи Лермонтова или стихи тех лет обходятся без очередной порции порочащих разоблачений? Разве что его «Юнкерсовские молитвы» — они вошли в тоненький сборник официально признанных литераторами произведений Лермонтова, написанных им за те два года (с 1832 по 1834), что поэт провел в школе. Его легкомысленные стихи никогда не публиковались по понятным причинам.

Слава во славу розни

Если в сердцах некоторых одноклассников зрела и росла личная обида, то откровенные рассказы в свете тех, чьи имена не нашли отражения в произведениях поэта, сыграли за него вообще дурную славу и дали рождаются предрассудки в сердцах людей, совершенно посторонних для поэта. Благородные отцы семейств неусыпно следили за тем, чтобы на балах и светских приемах ни к дочерям, ни к женам порочный поэт не приближался — слава автора пошлых стихов автору «Героя нашего времени» «поврежден довольно хорошо. Но даже появление на страницах столичных журналов Печорина не сразу стерло в сознании россиян то негативное впечатление, которое посеяли в них юнкерские стихи Лермонтова. Стихотворение «Смерть поэта», написанное на смерть Пушкина, несколько изменило общее впечатление, но окончательный поворот к истинному признанию творчества Михаила Юрьевича был совершен только после выхода «Героя нашего времени». Прошло много лет, много событий произошло, прежде чем свет «забыл» мальчишескую глупость Лермонтова.

Не только о быте

Лермонтоведы утверждают, что замечательная поэма «Хаджи Абрек», а также одна из редакций «Беса» были написаны как раз в годы учебы в юнкерском училище. Товарищи поэта рассказывали нам, что нередко после отбоя Лермонтов уходил на дальние занятия и там подолгу писал в полной тишине и одиночестве. Складывается впечатление, что в училище было два разных Лермонтова: днем ​​он был обычным курсантом, мало чем отличающимся от других подобных хулиганов и скептиков (отсюда его легкомысленные стихи), а ночью превращался в самого себя — худого, ранимого, полного романтизма и сердечных чувств. Считается, что «Измаильская бухта», начатая в Москве, была завершена как раз в годы учебы в юнкерской школе. В это же время началась работа над романом «Вадим», который так и не был доработан. Отрадно, что юнкерские стихи и стихи Лермонтова померкли спустя годы на фоне произведений, посвященных любимому ими Кавказу, дальним странствиям и скитаниям, другим достойным темам.

Месть, пронесенная сквозь года

Продлилось всего два года школьного обучения, но до самой смерти поэта эти откровенные поэтические произведения следовали за ним по пятам. Как уже отмечалось, юнкерские стихи Лермонтова отразили позорную жизнь вполне реальных людей. И два человека из тех, кто учился вместе с поэтом в школе, сыграли в его жизни судьбоносную роль. Это Мартынов (здесь особых пояснений не надо) и Барятинский (его ненависть к Лермонтову с годами только росла). Способствовал этому любимый кавказский поэт.

Лермонтов часто бывал в Пятигорске, куда его еще привозила бабушка. Что же Барятинский, ставший через несколько лет после окончания училища фельдмаршалом, губернатором Кавказа и самим приближенным императором, понимал, что за его спиной подчиненные шепчутся о его непристойном поведении, навечно прописанном в небезызвестном «Госпитале»? И тут снова предстал перед его глазами Лермонтов. Конечно, Барятинский силой своего могущества мог навредить официальному продвижению поэта. Таковы были фатальные последствия юнкерских выходок.

Всего самого лучшего за последние три года

Построение ранних стихов Лермонтова, написанных в первые годы сознательного творчества, отличается как по стилю, так и по размеру. Они поражают почти полным отсутствием формы и обилием высокопарных эпитетов. Время от времени в некоторых стихотворениях можно увидеть проблески будущего гения, но литературоведы считают, что все лучшее, что было создано Лермонтовым, было написано им с 1838 по 1841 год — последним в его жизни. Несколько особняком стоят созданные в 1831 г. «Ангел» и в 1837 г. «Смерть поэта».

За последние три года вышли «Мцыри», последний (восьмой) выпуск «Демона», «Герой нашего времени». Талант Лермонтова развивался стремительно. Сколько бы он написал в будущем, если бы не выстрел знакомого в кадетском училище?

Герой нашего времени Михаил Лермонтов — 993 Words

В своем романе «Герой нашего времени» в переводе Владимира Набокова Михаил Лермонтов создает персонажа по имени Печорин, основываясь на его взглядах на русское общество XIX века. Печорин жесток, эгоистичен и небрежен по отношению к людям, но, по иронии судьбы, отказ Печорина жениться ни на принцессе Марии, ни на Вере показывает, что он честный человек. Хотя Печорин описывает свою жизнь как полную скуки, а его отношение к любви иное, Лермонтов снова объясняет, что его следует изображать как порядочного человека. Поведением и мыслями Печорина Лермонтов демонстрирует, что благородный человек не всегда сочувствующий и понятный, потому что на самом деле поведение и мысли Печорина должны изображать то, как жизнь может быть описана как бессмысленная и бесцельная.

Лермонтов выражает эгоизм Печорина отказом княжне Марье и Вере, в котором, по иронии судьбы, те также представляют его как порядочного человека и чем он объясняет бессмысленность жизни. У Печорина необыкновенный ум и характер, каких не будет ни у кого другого в 19 веке. Первое впечатление о Печорине заставляет людей думать о нем как о неуважительном человеке, потому что в большинстве случаев его действия заслуживают порицания. Например, когда Печорин на дуэли убивает Грушницкого и после, то сразу встречает княгиню Марью, говорит «Я не могу на тебе жениться. Если бы ты и желал этого сейчас, то вскоре пожалел бы об этом» (162). Лермонтов полностью доказывает его неуважительное поведение, потому что он убил человека из-за любви девушки и сразу отвергает любовь девушки. Однако на самом деле Лермонтов считает, что Печорин убил Грушницкого, потому что они оба не любили по-настоящему княжну Марью; вместо этого Печорин уже знал, что это была ревность, исходившая друг от друга, в которой он поддерживает как благородных ма. ..

… середина листа …

…с уважением к окружающим его людям, но, тем не менее, он может представляться как благородный человек из-за своих мыслей и поведения в русском обществе 19-го века. Во-первых, событие «Принцесса вышла замуж за Веру» объясняет, что Печорин — уважительный человек, потому что он отвергает любовь этих двух девушек к их собственной жизни и объясняя им бессмысленность жизни. Во-вторых, убеждения Лермонтова в том, что жизнь есть апатия по поведению и мыслям Печорина, ведут Печорина как человека порядочного. Большинство людей считает, что честный человек — это тот, кто говорит, что жизнь не скучна, и действует осторожно и ответственно по отношению к своим людям. Однако Лермонтов объясняет изменение характера благородного человека таким положением в обществе, как Печорин. Действия и убеждения порядочного человека могут измениться, и люди по-прежнему должны уважать их, потому что порядочный человек создается людьми и обществом.

В этом эссе автор
  • анализирует, как Михаил Лермонтов создает образ по имени Печорин на основе его взглядов на русское общество XIX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *