Не свободен или несвободен: Правильно ли пишется «не свободен» раздельно? |

Содержание

Вы себя свободным ощущаете? – Власть – Коммерсантъ

«Власть» решила спросить читателей об их жизненных ценностях. Начать мы решили со свободы.

Олег Табаков, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и РФ, премии президента РФ, художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова:

Для меня быть свободным человеком — это быть самодостаточным, то есть без папы-министра или мамы-генерального директора чего-то достичь. Это приходит не сразу, приходит после того, как понимаешь, что ты реализуешься как человек. А связывать чувство свободы с интернетом, с режимом или с чем-то еще — я никогда не связывал. Интернет манной небесной никогда не считал, поэтому какие-то блокировки сайтов катастрофой для меня никогда не являлись. Более того, некоторые проявления интернета считаю отвратительными: публикуемые там гадости могут размещать только люди без образования и культуры. А это не свободные люди, и мне они не интересны.


Никита Белых, губернатор Кировской области:

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Свобода, как и многие другие критерии человеческой жизни, это категория, которая находится внутри человека, а не вовне его. Можно находиться в чистом поле, далеко от власти и только с куском хлеба и мясом на вертеле, но при этом чувствовать себя абсолютно несвободным человеком. А можно жить в тоталитарной системе и ощущать свою внутреннюю свободу. Никакой конкретной страны в этом примере я не привожу. Лично я периодически ощущаю себя и свободным, и несвободным человеком. Но это ощущение у меня связано лишь с моим внутренним состоянием, а не внешними фактами. Свобода — это вопрос собственных ощущений. Да, в нашей жизни бывают мелкие проблемы, раздражители, от которых я испытываю дискомфорт, но никогда не испытываю несвободу.


Александр Малис, президент компании «Евросеть»:

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В принципе я ощущаю себя свободным человеком. Я сам себе ставлю рамки, и они гораздо уже тех, которые ставит передо мною общество. Поэтому мое личное пространство довольно большое. При каких критериях я могу почувствовать себя уже менее свободным человеком? Наверное, до тех пор пока я могу свободно передвигаться, я могу считать себя свободным человеком.


Иосиф Райхельгауз, режиссер, создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы»:

Фото: Наталья Логинова, Коммерсантъ

Иногда ощущаю, а иногда — нет. В молодости чувствовал себя свободным гораздо чаще, чем сейчас. Чем больше узнаешь, чем больше ответственности появляется в твоей жизни, тем менее ты свободен. Если сформулировать коротко, то свобода для меня — это понимание, что я автор своей жизни. Когда этому не мешают другие и когда я оказываюсь сильнее всех обстоятельств, тогда я наиболее свободен. И наоборот. Каждый человек — режиссер собственной жизни, поэтому не нужно ссылаться ни на власть, ни на время, ни на окружение, ни на прочие внешние вещи. Свобода всегда начинается изнутри. И только от тебя зависит, будешь ты свободным или нет.


Павел Каплевич, художник, сценограф, продюсер:

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Свобода — это категория, которую каждый выбирает по своему плечу. Это очень внутренняя история, и для каждого она своя. Для меня свобода — скорее самообман, потому что я прекрасно понимаю, что на самом деле ее нет. Просто мне нравится жить, думая, что она есть. Я, например, ушел изо всех мест, где когда-то работал, и сейчас, когда меня приглашают на разные посты, я отказываюсь, чтобы остаться свободным. Но при этом я понимаю, что глобально несвободен. Я не свободен от своего сына, от обязательств перед людьми, с которыми я работаю, и которые помогают мне быть свободным, в конце концов, мы все несвободны от смерти. Я всегда должен думать о куске хлеба, и это тоже несвобода. Сейчас по телевизору все говорят, что скоро наступит конец света, и многие несвободны от этого. Для меня высшее проявление свободы — проснуться утром, посмотреть в окно и осознать, что никуда не надо спешить, можно выйти из дома на час раньше или на час позже и жить той жизнью, которой ты хочешь.


Дмитрий Быков, писатель:

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В каком-то отношении да, в каком-то нет. Свободным я себя ощущаю, когда пишу, но, к сожалению, все время писать невозможно. Главное в личной свободе для меня чувство безопасности. А его не было ни в Советской России, ни в постсоветской. И хотя я встречаюсь с кем хочу, пишу что хочу, ощущение опасности меня преследует постоянно. Здесь это входит в состав атмосферы, как смог в свое время входил в состав английской атмосферы. В отношении концепции свободы мне близок по философским взглядам поляк, а впоследствии англичанин Лешек Колаковский. Он учил своих последователей, что ни одно этическое учение не снимает с человека ответственности. Что все приходится продумывать заново в момент морального выбора. Мы свободны от всякого рода этических доминирований, это все наша личная проблема. Колаковский был человек жестокого, предельного понимания свободы и был другом Окуджавы. И мне его понимание свободы очень импонирует. Абсолютная свобода достижима, я думаю, как абсолютная свобода выбора. Россия же страна очень интересная, но ни свободной, ни безопасной она не будет еще очень долго.

Но в этом есть и свои плюсы.


Анатолий Лейрих, президент совета директоров компании «Химэкс», член генерального совета «Деловой России»:

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Да. И хотя свобод на свете очень много и, наверное, все они нужны, но для нашей страны наиболее важны две свободы: свобода предпринимательства и свобода перемещения. То есть для меня самое важное иметь возможность заниматься любимым делом, и чтобы никто за это не убивал, и свобода уехать, например, из страны. Все остальные свободы, на мой взгляд, второстепенны. Даже свобода прессы. Возможно, от недостатка внутренней свободы страдают те, кто зависит от власти: чиновники, предприниматели, зависимые от бюджетных денег. У меня такого нет, я с бюджетом не работаю. Но быть абсолютно свободным тоже невозможно. Как говорил Ленин: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». А ведь он далеко не дурак был. Когда я был маленьким и спросил своего отца, что такое коммунизм, он сказал, что когда возьмешь мешок мороженого и испачкаешься, то сможешь свободно взять и мешок мороженого, и новую одежду.

Он привел мне это как пример абсурдного понимания абсолютной свободы, как наплевательского отношения к труду других. Коммунизм это тоже мечта о свободе.


Дмитрий Гутов, художник:

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Да, я себя чувствую абсолютно свободным. Для меня свобода — это когда ни перед кем не нужно отчитываться. У Пушкина есть стихотворение «Из Пиндемонти». Оно начинается со слов «Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова». Это абсолютно моя позиция. Можно его процитировать от начала и до конца, это и будет выражением моих мыслей о свободе. Свобода политическая и свобода творческая — две совершенно разные вещи. «И мало горя мне, свободно ли печать морочит олухов, иль чуткая цензура в журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова». Свое ощущение свободы я выработал до семи лет, и с тех пор у меня не было оснований его пересматривать.


Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея:

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Я ощущала, ощущаю и буду ощущать себя свободным человеком. Если что-то встанет на пути моей свободы, то я буду искать выход. Я была свободной, родившись в год смерти Сталина, была свободной, когда росла во времена хрущевской оттепели, когда переживала брежневский застой, была свободна в период горбачевской перестройки. Если я почувствую, что кто-то отнимает у меня мою свободу, то начну искать для себя нишу, где я могу вновь ощущать себя свободной. Я, например, отличный садовод, отличный дворник, я хорошо убираюсь и могу быть уборщицей. У меня есть та свобода, которая естественным образом дана мне. У человека ее нельзя отнять. За все то время, пока я директор музея, мы ни разу не подвергались цензуре. Не было такого: «Это выставляйте, а это нет». Так что лично я всегда чувствую себя свободной.


Анатолий Смелянский, ректор Школы-студии МХАТ:

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Пожалуй, я ощущаю себя свободным.

Я не пишу на политические темы, и наше государство не обращает на меня внимания, поэтому я ощущаю себя свободным и счастливым человеком, таким системным либералом. Свобода для меня — это возможность делать то, что я хочу, и то, что, по моему мнению, важно для меня, моей страны, государства. Правда, из этого мало что получается. КПД выходит 15-20%, а остальное уходит на ерунду, на то, что кажется важным чиновникам. Часто из-за всяких препон приходится начинать какие-то вещи заново, и с этим довольно трудно смириться. Свобода нужна в пределах осознанной необходимости. В нашем деле без внутренней свободы, я считаю, никак. Без свободы я себе жизнь не представляю. При советской власти ее не было, может, только в какой-то степени внутренняя, но внешней не было. Сейчас есть и внешняя, и внутренняя свобода. А то, что мы в итоге получили,— это плоды наших усилий. На то, как я определяю для себя это понятие, повлиял прежде всего Чехов с его пониманием того, что такое русская свобода. Этот писатель дал мне более глубокое понимание свободы для русского верующего человека, чем Толстой и Достоевский. Было бы самонадеянно считать себя полностью свободным. Но я вижу обстоятельства, то, что предо мною стоит, и сказать, что я ощущаю свободу — это ничего не сказать. Скажу так: я чувствую и испытываю свою свободу ежедневно. Мне кажется, что на творческую свободу напрямую никто сейчас не покушается, но существует очень много вещей организационного характера, которые разрушают свободу, не дают человеку ее обрести. Есть множество внешних обстоятельств, которые делают ее узенькой и небольшой, менее существенной.


Екатерина Горохова, вице-президент и генеральный директор Kelly Services CIS:

Я чувствую себя свободной. Для меня это в первую очередь означает возможность думать, говорить, принимать решения, которые мне по душе. Чувство свободы возникает, когда нет причин для беспокойства. Ты понимаешь, что живешь и действуешь согласно своим ценностям, принципам и законам. Если ты знаешь, что платишь все налоги, можно спать спокойно. Каждый день на нас оказывают давление и пытаются ограничивать нашу свободу. Это всегда вопрос выбора — насколько мы можем поступиться своими принципами или бороться за свои интересы.


Алексей Слюсарь, генеральный директор «АльфаСтрахование-Жизнь»:

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Я ощущаю себя свободным. Пусть не каждую секунду, но это постоянное состояние. Единственный фактор, который периодически мешает этому,— жесткий график. Однако минимальное количество свободного времени является отличным стимулом к его рациональному использованию. Бенджамину Франклину принадлежит афоризм: «Если хочешь иметь досуг, не теряй времени даром». Не хочу показаться теоретиком тайм-менеджмента, но многие его методики действительно позволяют ощущать не только эффективность расходуемого времени, но и сохранять в большом потоке событий свободу, управлять собственной жизнью. Свобода для меня — это не столько право поступать, как хочется в конкретный момент, а возможность в целом мыслить и действовать без навязывания извне.

Хотим ли мы быть свободными на самом деле?

Познать себя

В последнее время мы часто говорим о свободе. И редко задумываемся о том, что же это такое. Рождаемся мы свободными или обретаем свободу через опыт? Должна ли свобода непременно быть завоевана? И что общего у свободы холостяка и свободы, которую прославляет политик, выступая перед избирателями?

Внешние проявления

«Все люди рождаются свободными», — повторяют (и во все времена любили повторять) те, кто желал для человечества лучшей участи. Но всегда были и те, кто чувствовал: наши отношения со свободой не так просты, как кажется на первый взгляд.

Многие поколения школьников исправно раскрывали в сочинениях «тему свободы в лирике Пушкина», но только в уже более зрелом возрасте можно оценить, как много разных ликов свободы соседствуют в пушкинских строках: природная (воля), любовная, бунтарско-романтическая, либеральная, свобода поэта, наконец.

У психологов свой взгляд на свободу. Для них наша врожденная свобода, мягко говоря, неочевидна. Просто потому, что психология связывает свободу с нашими действиями, а не с нами самими. И до тех пор, пока нет поступков, рассуждать о человеческой свободе нет никакого смысла, вернее — повода.

Однако ребенок, появившись на свет, совершает множество действий. И скажем, в любящей семье ребенок спит, если ему хочется спать, ест, если ему хочется есть, а еще ползает, прыгает и играет — тоже тогда, когда ему этого хочется. Значит ли это, что он свободен? Нет, потому что все эти действия — проявления спонтанности, непосредственных импульсов, объясняет психолог Дмитрий Леонтьев1.

Поступать свободно — не значит поступать хорошо, свобода вообще не оценочная категория

«Свобода соотносится со спонтанностью как высшая психическая функция с низшей. Низшие психические функции действуют сами по себе, словно бы механически. Высшие функции — то, что мы совершаем осознанно, исходя из собственного опыта и представлений о том, как надлежит поступить». И хотя внешне проявления высших и низших функций могут быть схожими, причины их часто абсолютно различны.

Так какие же действия можно считать настоящими проявлениями свободы? Те, что мы совершаем с ясным осознанием последствий и готовностью за них отвечать. И если, к примеру, под окном среди ночи голосит сигнализацией машина, то немедленно сбросить на нее горшок с цветком — это проявление спонтанности.

А вот если, бросая, мы отдаем себе отчет в том, что сейчас на пороге возникнет разъяренный сосед с монтировкой в руке, то это уже свобода. Кстати, это означает, что поступать свободно — не значит поступать хорошо, свобода вообще не оценочная категория. Свободно — то есть по собственной воле, с полным осознанием последствий и готовностью за них отвечать — можно совершать и очень дурные поступки.

Две стороны медали

Есть и другая неожиданная сторона свободы, если смотреть на нее трезво: свобода существует не сама по себе, а только в неразрывной связи с ответственностью.

Дмитрий Леонтьев, изучавший психологические аспекты свободы больше 25 лет, предлагает еще более радикальную формулировку: «Свобода и ответственность — одно и то же, если мы говорим об их зрелой, полноценной форме. Две стороны одной медали, каждая из которых не существует сама по себе». И хотя мы слышали, что «свобода — это осознанная необходимость», для русского уха такой тезис звучит по-прежнему странно.

Словари русского языка считают очевидным синонимом слова «свобода» вовсе не необходимость и уж тем более не ответственность. Синоним же свободы — воля. Между тем в каком-то смысле эти понятия противоположны, утверждает Дмитрий Леонтьев.

В западной философской традиции принято различать «свободу от» и «свободу для», говорит он: «Свобода от» подразумевает отсутствие любых ограничений. Но само по себе их отсутствие не может быть конечной целью. И зачем бороться с ними, не понимая, что делать дальше? Свобода ценна только тогда, когда мы знаем, как ею распорядиться». К сожалению, в нашей традиции этот вопрос всегда оказывается второстепенным. Главное, все сломать, а уж что дальше — там видно будет.

Долой ограничения!

Русская воля — именно «свобода от», стихийный порыв, и никакого конструктивного продолжения не предусматривает. Вообще борьба с любыми ограничениями — яркая психологическая черта нашей нации (что не исключает также свойственной нам готовности подчиняться — как известно, крайности сходятся).

«Пристрастие к алкоголю, так характерное для России, означает, с точки зрения психологии, именно отказ от самоконтроля. А самоконтроль — это одно из ограничений, только не внешнее, а внутреннее. Мы же стремимся избежать любого управления собой».

В России путь к обретению свободы и к умению ей распоряжаться во многом так и остался непройденным

Искать причины этого явления — задача для масштабных исследований. Но можно предположить, что наше упрямое стремление к «свободе от» при отсутствии «свободы для» связано с историей. Крепостное право — а фактически рабство — было отменено в России только в 1861 году, позже, чем в европейских странах.

К тому же свободу (со множеством оговорок) спустили сверху, а не завоевали снизу. Вряд ли это лучший способ: не бывает свободы без освобождения. У нас же путь к обретению свободы и к умению ей распоряжаться во многом так и остался непройденным.

Параллельные прямые

Свобода и ответственность растут из разных корней. Первоисточник свободы — та самая детская спонтанность. Ответственность в нас воспитывают ограничения: родительские запреты, моральные установки и религиозные учения, свойственные любой культуре, и, наконец, наш внутренний самоконтроль.

Эти «параллельные прямые» пересекаются не сразу. А бывает, что и вовсе не пересекаются. Но точка потенциального пересечения (а в идеале и слияния) свободы и ответственности — подростковый возраст. Экспериментально исследуя соотношение свободы и ответственности с конца 1980-х годов, психологи выделили у подростков четыре типа поведения: автономное, импульсивное, симбиотическое и конформное2.

Автономное поведение — это оптимальный баланс свободы и ответственности; так ведут себя те, кого с полным правом можно назвать свободными людьми. У импульсивных подростков (это, как правило, мальчики) спонтанность поведения явно преобладает над ответственностью за свои поступки.

«Симбиотические» подростки готовы подстроиться под любые требования: идеальные исполнители, они демонстрируют высокий уровень ответственности и явный недостаток свободы. И наконец, конформные подростки предпочитают просто плыть по течению — им не хватает ни ответственности, ни свободы.

Стабильная цифра

Через несколько лет социальная ситуация в стране резко изменилась. Многие жизненные ориентиры и нормы просто исчезли, им на смену пришли совершенно другие общественные требования. «Когда мы повторили свои эксперименты в середине 1990-х годов, — рассказывает Дмитрий Леонтьев, — мы увидели, что подростки стали другими. Свобода и ответственность перестали быть главными параметрами, и мы уже не обнаружили прежней четкой структуры».

С тех пор аналогичные исследования проводили несколько раз с участием подростков из различных социальных групп, от воспитанников детских домов и до детей из благополучных семей. И каждый раз четко определялся только один тип: автономный. «В том-то и дело, что это — свободные люди, которые не зависят от пертурбаций социума и окружающей среды», — объясняет Дмитрий Леонтьев. Во всех группах и на всех временных этапах число принадлежащих к автономному типу оказывалось примерно одинаковым — 25%.

Можно предположить (хотя такой вывод будет заведомо слишком смелым), что эта цифра и указывает процент потенциально свободных людей в обществе. Во всяком случае, в России.

Русские европейцы?

Косвенно это предположение подтверждают данные социологических опросов. Социологи Владимир Магун и Максим Руднев на протяжении многих лет изучают ценности, которые объединяют россиян и жителей других европейских стран3. Понятие свободы в их числе не фигурирует, но есть близкое к нему по смыслу понятие самостоятельности, причем важность самостоятельных действий россияне оценивают ниже, чем жители большинства государств Европы (россияне на 18-м месте из 25).

По сравнению с другими европейцами мы как нация не любим риск и новизну, не очень открыты изменениям, предпочитаем самоутверждение ценностям заботы и на первое место ставим безопасность.

И все-таки оказалось, что 22% наших сограждан4 разделяют общеевропейские ценности. Любопытно, что эти люди достаточно равномерно распределены по профессиональным и социальным группам, а также по месту проживания. Это опровергает расхожее мнение о том, что «русские европейцы» принадлежат сплошь к элите или «креативному классу» и проживают внутри МКАД.

Другой важный вывод состоит в том, что эти 22% имеют куда больше общего с жителями Франции или Швеции, чем с остальными 78% своих сограждан.

Главная ценность… не для всех

Итак, социологи и психологи сходятся в том, что автономных «от природы» людей не так уж много. Как и почему вырастают свободными и в детских домах, и в любящих семьях эти 22–25%, какими путями соединяются в них свобода и ответственность — вопрос, на который ответа пока нет. Хотя удивительная стабильность результатов заставляет задуматься о биологических предпосылках свободы. Но это не более чем догадка.

Может быть, даже важнее другое — как и почему обходятся без подлинной свободы остальные три четверти наших сограждан? «Свобода — это явление факультативное, не обязательное для всех, — констатирует Дмитрий Леонтьев. — До нее нужно дорасти. Свобода не входит в число базовых психологических потребностей человека и вовсе не гарантирует благополучия».

В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом

Сколько и какой свободы нужно каждому из нас? У каждого свои ограничения и свои потребности. Сегодняшняя жизнь демонстрирует это вполне наглядно. Почти у каждого наверняка есть знакомые, добровольно втискивающие себя в жесткие, а часто и уродливые рамки корпоративной культуры с ее дресс-кодами, присутственными часами, которые превышают число часов в сутках, тимбилдингами и хоровым исполнением гимна компании.

И также наверняка есть другие, вдохновенно-инфантильные, следующие на поводу у собственных желаний и практически никогда не задумывающиеся о последствиях. Не свободны ни те ни другие. Но и те и другие вполне могут чувствовать себя достаточно комфортно.

А если наша внутренняя несвобода нам мешает, у нас всегда есть способы ослабить давление внешних обстоятельств, собственного характера и личной истории. Тем более что свобода, уверены психологи, — пусть и факультативная, но главная ценность.

Выбрать свой путь

«Для меня очевидна связь свободы и психологического благополучия, — резюмирует Дмитрий Леонтьев. — Человек, который сам выбирает свой путь, чувствует себя лучше. А если этого не делать, то рано или поздно дефицит свободы даст о себе знать. Психосоматическими проблемами со здоровьем, ощущением пустоты своей жизни.

Другое дело, что и свободным быть очень непросто. Давит ответственность. Кроме того, в России свободе мешает исторически живущий в нас страх. А на Западе — гедонизм, возможность обменять эту свободу на новую порцию материальных благ. Словом, можно считать, что быть свободным или нет — дело вкуса».

С исключительной точностью эту мысль сформулировал в одном из интервью скульптор Эрнст Неизвестный. Он сказал: «В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом».

1 Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией в НИУ «Высшая школа экономики».

2 Е. Калитеевская, Д. Леонтьев «Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте». Вопросы психологии, 2006, № 3.

3 В. Магун, М. Руднев «Базовые ценности россиян в европейском контексте». Общественные науки и современность, 2010, № 3–4.

4 По данным на 2013 год.

Текст:Юрий ЗубцовИсточник фотографий:ИГОРЬ СКАЛЕЦКИЙ

Новое на сайте

Так говорил Жванецкий: 12 мудростей

Бизнес, наука, творчество: где работают нарциссы — ответ ученых

«Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»

Как провести 8 Марта оригинально и с удовольствием: 9 способов

Эмоциональное истощение: 8 вопросов для диагностики и 4 совета для исцеления

«После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»

«Что делать с чувством пустоты внутри?»

Выражайте благодарность и находите компромиссы: как сохранить страсть в долгом браке — 11 советов коуча

Что такое свободное программное обеспечение? — Проект ГНУ

«Свободное программное обеспечение» означает программное обеспечение, которое уважает интересы пользователей. свобода и общность. Грубо говоря, это означает, что пользователей имеют свобода запуска, копирования, распространения, изучения, изменения и улучшения программа . Таким образом, «свободное программное обеспечение» — это вопрос свобода, а не цена. Чтобы понять концепцию, вы должны подумать о «свободный», как в «свободе слова», а не как в «бесплатное пиво.» Мы иногда называем это «свободным программное обеспечение», заимствуя французское или испанское слово для «бесплатно» как свобода, чтобы показать, что мы не имеем в виду программное обеспечение бесплатно.

Возможно, вы заплатили деньги, чтобы получить копии бесплатной программы, или вы можете получили копии бесплатно. Но независимо от того, как вы получили свой копии, у вас всегда есть свобода копировать и изменять программное обеспечение, даже продавать копии.

Мы выступаем за эти свободы, потому что каждый их заслуживает. С эти свободы пользователи (как индивидуально, так и коллективно) контролируют программа и что она делает для них. Когда пользователи не контролируют программу, мы называем ее «несвободной» или «фирменная» программа. Несвободная программа контролирует пользователи, а разработчик управляет программой; это делает программа орудие несправедливой власти.

«Открытый исходный код» — это нечто иное: у него очень разная философия, основанная на разных ценностях. Это практично определение тоже отличается, но почти все программы с открытым исходным кодом на самом деле бесплатно. Мы объясняем разница в Почему «открытый исходный код» упускает суть свободного программного обеспечения.


Содержание

  • Определение свободного программного обеспечения
    • Четыре основные свободы
    • Бесплатное программное обеспечение может быть коммерческим
  • Уточнение границы между бесплатным и несвободным
    • Свобода запускать программу по своему усмотрению желание
    • Свобода изучать исходный код и делать изменения
    • Свобода распространения, если хотите: основные требования
    • Копилефт
    • Правила упаковки и распространения детали
    • Правила экспорта
    • Юридические аспекты
    • Контрактные лицензии
  • Определение свободного программного обеспечения на практике
    • Как мы интерпретируем эти критерии
    • Получить помощь с бесплатными лицензиями
    • Используйте правильные слова, когда говорите о бесплатном программное обеспечение
  • Дополнительное программное обеспечение
  • История

У вас есть вопрос о лицензировании бесплатного программного обеспечения, на который здесь нет ответа? См. другие наши ресурсы по лицензированию, и при необходимости свяжитесь с Лабораторией соответствия FSF по адресу [email protected].


Определение свободного программного обеспечения

Определение свободного программного обеспечения представляет критерии того, является ли конкретная программа квалифицируется как свободное программное обеспечение. От времени до время мы пересмотрим это определение, чтобы уточнить его или решить вопросы о тонких вопросах. См. раздел История ниже приведен список изменений, влияющих на определение бесплатного программное обеспечение.

Четыре основные свободы

Программа является свободным программным обеспечением, если пользователи программы имеют четыре основные свободы: [1]

  • Свобода запуска программы по вашему желанию, для любых целей (свобода 0).
  • Свобода изучать, как работает программа, и изменять ее так, чтобы она делает ваши вычисления, как вы хотите (свобода 1). Доступ к источнику код является предварительным условием для этого.
  • Свобода распространять копии, чтобы вы могли помочь другим (свобода 2).
  • Свобода распространения копий ваших модифицированных версий другим (свобода 3). Делая это, вы можете дать всю сообщество шанс извлечь выгоду из ваших изменений. Предварительным условием для этого является доступ к исходному коду.

Программа является свободным программным обеспечением, если она адекватно предоставляет пользователям все эти свободы. В противном случае он несвободен. Хотя мы можем различать различные схемы несвободного распределения с точки зрения того, насколько они не соответствуют будучи свободными, мы считаем их всех одинаково неэтичными.

В любом сценарии эти свободы должны применяться к любому коду мы планируем использовать или побуждаем к использованию других. Например, рассмотрим программу A, которая автоматически запускает программу B для справиться с некоторыми случаями. Если мы планируем распространять A как есть, то подразумевает, что пользователям понадобится B, поэтому нам нужно решить, являются ли оба A и B Бесплатно. Однако, если мы планируем модифицировать A так, чтобы он не использовал B, только A должен быть свободен; B не относится к этому плану.

Бесплатное программное обеспечение
может быть коммерческим

«Свободное программное обеспечение» не означает «некоммерческое». Напротив, бесплатная программа должна быть доступна для коммерческого использования. коммерческое развитие и коммерческое распространение. Эта политика фундаментальное значение — без этого свободное программное обеспечение не могло бы достичь своих целей.

Мы хотим пригласить всех использовать систему GNU, включая бизнес и их рабочие. Для этого необходимо разрешить коммерческое использование. Мы надеемся что бесплатные программы-заменители заменят сопоставимые проприетарные программы, но они не могут этого сделать, если предприятиям запрещено использовать их. Мы хотим, чтобы коммерческие продукты, содержащие программное обеспечение, включали системы GNU, и это будет означать коммерческое распространение для цена. Коммерческая разработка свободного программного обеспечения больше не необычный; такое бесплатное коммерческое программное обеспечение очень важно. Оплаченный, профессиональная поддержка бесплатного программного обеспечения удовлетворяет важную потребность.

Таким образом, чтобы исключить коммерческое использование, коммерческую разработку или коммерческую распространение будет сковывать сообщество свободного программного обеспечения и препятствовать его путь к успеху. Мы должны заключить, что программа с такой лицензией ограничений не квалифицируется как свободное программное обеспечение.

Бесплатная программа должна предлагать четыре свободы любому потенциальному пользователю, получает копию программного обеспечения, которое до сих пор соблюдал условия свободной лицензии, распространяющиеся на программное обеспечение в любой предыдущей распространение его. Закрытие некоторых свобод для некоторых пользователей или требование, чтобы пользователи платили деньгами или натурой за осуществление их, равносильно отказу в предоставлении соответствующих свобод и, таким образом, делает программу несвободной.

Уточнение границы между свободным и несвободным

различные свободы должны быть расширены по различным вопросам, чтобы программа, чтобы быть бесплатным.

Возможность запускать программу по своему усмотрению

Свобода запуска программы означает свободу для любого человека или организация использовать его на любой компьютерной системе, для любого вида общая работа и цель, без необходимости сообщать об этом с разработчиком или любой другой конкретной организацией. В этой свободе она цель пользователя, а не разработчика цель; вы, как пользователь, можете свободно запускать программу для своих целей, и если вы распространяете его кому-то другому, он может свободно его запускать для ее целей, но вы не имеете права навязывать ей свои цели.

Свобода запускать программу по своему усмотрению означает, что вы не запрещено или остановлено его выполнение. Это не имеет ничего общего с тем, что функциональность, которой обладает программа, независимо от того, способна ли она технически функционирование в той или иной среде, или полезно ли это для какой-либо конкретная вычислительная деятельность.

Например, если код произвольно отклоняет определенные значащие входы — или даже безоговорочно терпят неудачу — которые могут сделать программа менее полезная, может быть, даже совершенно бесполезная, но она не запретить пользователям свободу запуска программы, чтобы она не конфликтовала со свободой 0. Если программа бесплатна, пользователи могут преодолеть потеря полезности, потому что свободы 1 и 3 позволяют пользователям и сообщества для создания и распространения измененных версий без произвольный неприятный код.

«Как пожелаете» включает, факультативно, «не в все», если это то, что вы хотите. Так что нет необходимости в отдельная «свобода не запускать программу».

Свобода изучения исходного кода и внесения изменений

Чтобы свободы 1 и 3 (свобода вносить изменения и свобода публиковать измененные версии), чтобы иметь смысл, вам нужно иметь доступ к исходному коду программы. Таким образом, доступность исходный код является необходимым условием для свободного программного обеспечения. Запутанный «исходный код» не является настоящим исходным кодом и не считается как исходный код.

Исходный код определяется как предпочтительная форма программы для создания изменения. Таким образом, какую бы форму ни изменил разработчик, чтобы разработать программа является исходным кодом версии этого разработчика.

Freedom 1 включает в себя свободу использовать вашу измененную версию вместо оригинал. Если программа поставляется в продукте, предназначенном для запускать чужие модифицированные версии, но отказываться запускать свои — практика, известная как «тивоизация» или «локдаун», или (в извращенной терминологии его практиков) как «безопасный ботинок» — свобода 1 становится скорее пустым притворством, чем практическая реальность. Эти бинарники не бесплатны программного обеспечения, даже если исходный код, из которого они скомпилированы, является бесплатным.

Одним из важных способов модификации программы является слияние доступных бесплатных подпрограммы и модули. Если в лицензии программы указано, что вы не может влиться в существующий модуль с соответствующей лицензией, например, если он требует, чтобы вы были владельцем авторских прав на любой код, который вы добавляете — тогда лицензия слишком ограничительна, чтобы квалифицироваться как бесплатная.

Является ли изменение улучшением — вопрос субъективный. Если ваше право на изменение программы по существу ограничено изменениями, которые кто-то другой считает улучшением, что программа не бесплатная.

Один частный случай свободы 1 состоит в том, чтобы удалить код программы, чтобы он возвращается после того, как ничего не делает, или вызывает какую-то другую программу. Таким образом, свобода 1 включает в себя «свободу удалить программу».

Свобода распространения по желанию: базовая требования

Свобода распространения (свободы 2 и 3) означает, что вы можете распространять копии, как с изменениями, так и без них, либо бесплатно или взимая плату за распространение, кто угодно где угодно. Быть свободным делать это вещи означает (среди прочего), что вам не нужно просить или платить за разрешение сделать это.

У вас также должна быть свобода вносить изменения и использовать их. лично в вашей собственной работе или игре, даже не упоминая, что они существовать. Если вы публикуете свои изменения, вам не нужно уведомить кого-либо конкретно или каким-либо определенным образом.

Freedom 3 включает свободу выпуска модифицированных версий. как бесплатное программное обеспечение. Свободная лицензия может также разрешать другие способы освобождая их; другими словами, это не должно быть копилефт лицензия. Однако лицензия, которая требует, чтобы модифицированные версии были несвободными, не подходит как бесплатная лицензия.

Свобода распространения копий должна включать двоичные или исполняемые файлы. формы программы, а также исходный код, как для модифицированного, так и для немодифицированные версии. (Раздача программ в работоспособном виде обязательна для удобной установки бесплатных операционных систем. ) Ничего страшного, если есть невозможно создать двоичную или исполняемую форму для определенной программы (поскольку некоторые языки не поддерживают эту функцию), но вы должны иметь свободу перераспределения таких форм, если вы найдете или разработаете способ сделать их.

Копилефт

Определенные виды правил о способе бесплатного распространения программное обеспечение приемлемо, если оно не конфликтует с центральным свободы. Например, копилефт (очень просто сказано) это правило, что при распространении программы, вы не можете добавлять ограничения, чтобы лишить других людей центральных свобод. Это правило не противоречит центральным свободам; скорее это защищает их.

В проекте GNU мы используем авторское лево для защиты четырех свобод. легально для всех. Мы считаем, что есть важные причины, по которым лучше использовать авторское лево. Однако, свободные программы без авторского лева этичны слишком. См. Категории бесплатных Программное обеспечение для описания того, как «свободное программное обеспечение», «программное обеспечение с авторским левом» и другие категории программного обеспечения относятся друг к другу.

Правила упаковки и подробности распространения

Приемлемы правила упаковки измененной версии. если они существенно не ограничивают вашу свободу выпуска модифицированных версии или ваша свобода создавать и использовать модифицированные версии в частном порядке. Таким образом, для лицензии допустимо требовать, чтобы вы изменили имя модифицированной версии, удалить логотип или указать модификации как ваши. Пока эти требования не так обременительны тем, что они эффективно мешают вам высвободить изменения, они допустимы; вы уже вносите другие изменения в программу, так что у вас не будет проблем с созданием еще нескольких.

Правила, согласно которым «если вы сделаете свою версию доступной таким образом, вы должен сделать его доступным таким же образом» также может быть приемлемым, на том же условии. Примером такого приемлемого правила является одно говоря, что если вы распространили модифицированную версию, и предыдущий разработчик запрашивает ее копию, вы должен отправить один. (Обратите внимание, что такое правило по-прежнему оставляет вам выбор распространять ли вашу версию вообще.) Правила, требующие выпуска исходного кода пользователям для версий, которые вы публикуете также приемлемы.

Особая проблема возникает, когда лицензия требует изменить имя на которой программа будет вызываться из других программ. Что эффективно мешает вам выпустить вашу измененную версию, так что она может заменить оригинал при вызове другими программами. Этот своего рода требование приемлемо только при наличии подходящего псевдонима средство, которое позволяет указать имя исходной программы в качестве псевдоним для измененной версии.

Правила экспорта

Иногда государственные правила экспортного контроля и торговые санкции могут ограничить вашу свободу распространять копии программы на международном уровне. Разработчики программного обеспечения не имеют права устранить или переопределить эти ограничения, но что они могут и должны сделать отказ навязывать их в качестве условий использования программы. В этом Таким образом, ограничения не коснутся деятельности и людей за пределами юрисдикции этих правительств. Таким образом, лицензии на свободное программное обеспечение не должны требовать соблюдения каких-либо нетривиальных экспортных правил в качестве условие осуществления любой из основных свобод.

Простое упоминание о существовании экспортных правил, без их условие самой лицензии, является приемлемым, поскольку оно не ограничивать пользователей. Если экспортное регулирование на самом деле тривиально для бесплатное программное обеспечение, то требование его в качестве условия не является фактическим проблема; однако это потенциальная проблема, поскольку более позднее изменение закон об экспорте может сделать это требование нетривиальным и, таким образом, сделать программное обеспечение несвободно.

Юридические аспекты

Чтобы эти свободы были реальными, они должны быть постоянными и безвозвратно, пока вы не сделаете ничего плохого; если разработчик программное обеспечение имеет право отозвать лицензию или задним числом добавить ограничения на его условия, без того, чтобы вы сделали что-то плохое, чтобы дать причина, программное обеспечение не является бесплатным.

Свободная лицензия может не требовать соблюдения лицензии несвободная программа. Так, например, если лицензия требует от вас соблюдать лицензии «всех программ, которые вы используете», в в случае пользователя, запускающего несвободные программы, это потребовало бы соблюдение лицензий этих несвободных программ; что делает лицензия несвободная.

Для свободной лицензии допустимо указывать, какая юрисдикция применимо законодательство, или когда необходимо провести судебное разбирательство, или и то, и другое.

Лицензии на основе контракта

Большинство лицензий на свободные программы основаны на авторском праве, и существуют ограничения. о том, какие требования могут быть наложены посредством авторского права. Если Лицензия на основе авторского права уважает свободу способами, описанными выше, она вряд ли возникнет какая-то другая проблема, которую мы никогда не ожидали (хотя такое иногда случается). Однако некоторые бесплатные программы лицензии основаны на контрактах, а контракты могут налагать гораздо большие диапазон возможных ограничений. Это означает, что есть много возможных способов такая лицензия может быть неприемлемо ограничительной и несвободной.

Мы не можем перечислить все способы, которые могут произойти. Если лицензия на основе контракта ограничивает пользователя необычным образом, лицензии, основанные на авторском праве, не могут, и это не упоминается здесь как правомерно, нам придется подумать об этом, и мы, вероятно, придем к выводу это несвободно.

Определение свободного программного обеспечения на практике

Как мы интерпретируем эти критерии

Обратите внимание, что такие критерии, как указанные в этом бесплатном программном обеспечении определения требуют тщательного обдумывания их интерпретации. Принимать решение квалифицируется ли конкретная лицензия на программное обеспечение как лицензия свободного программного обеспечения, мы оцениваем его на основе этих критериев, чтобы определить, соответствует ли он их дух, а также точные слова. Если лицензия включает недобросовестные ограничения, мы отклоняем его, даже если мы не предвидели проблемы в этих критериях. Иногда требование лицензии вызывает проблему что требует обширных размышлений, в том числе обсуждений с юристом, прежде чем мы сможем решить, является ли требование приемлемым. Когда мы достигнем вывод о новой проблеме, мы часто обновляем эти критерии, чтобы сделать легче понять, почему определенные лицензии подходят или не соответствуют требованиям.

Помощь с бесплатными лицензиями

Если вас интересует, считается ли конкретная лицензия бесплатной лицензия на программное обеспечение, см. наш список лицензий. Если интересующая вас лицензия не перечисленных там, вы можете спросить нас об этом, отправив нам электронное письмо по адресу .

Если вы планируете написать новую лицензию, пожалуйста, свяжитесь с Фонд свободного программного обеспечения, написав письмо на этот адрес. распространение различных лицензий на свободное программное обеспечение означает увеличение объема работы для пользователей в понимании лицензий; мы можем быть в состоянии помочь вам найти существующую лицензию на бесплатное программное обеспечение, отвечающую вашим потребностям.

Если это невозможно, если вам действительно нужна новая лицензия, с нашим помочь вам убедиться, что лицензия действительно является лицензией свободных программ и избежать различных практических проблем.

Используйте правильные слова, говоря о свободном программном обеспечении

Говоря о свободном программном обеспечении, лучше избегать использования терминов например, «отдать» или «бесплатно», потому что эти термины подразумевают, что вопрос в цене, а не в свободе. Некоторые общие термины, такие поскольку «пиратство» воплощает мнения, мы надеемся, что вы не поддержите их. Видеть Сбивающие с толку слова и фразы, которые стоит избегать для обсуждения этих терминов. У нас также есть список правильных переводов «свободное программное обеспечение» на различные языки.

Другая группа использует термин «открытый исходный код» для обозначения что-то близкое (но не идентичное) к «свободному программному обеспечению». Мы предпочитаете термин «свободное программное обеспечение», потому что, как только вы услышите, что он относится скорее к свободе, чем к цене, он напоминает о свободе. слово «открытый» никогда не относится к свободе.

Дополнительное программное обеспечение

Руководства по программному обеспечению должны быть бесплатными, по тем же причинам, по которым программы должны быть бесплатными, и потому что Руководства фактически являются частью программного обеспечения.

Те же аргументы имеют смысл и для других видов произведений практическое использование, то есть работы, воплощающие полезные знания, такие как учебные работы и справочники работает. Википедия — самая известная пример.

Любая работа может быть свободной, и определение свободного программного обеспечения было распространено на определение бесплатные культурные произведения, применимые к любому виду произведений.

История

Время от времени мы пересматриваем это определение свободного программного обеспечения. Вот список существенных изменений, а также ссылки, чтобы показать, что именно был изменен.

  • Версия 1.169: Объясните более четко, почему должны применяться четыре свободы к коммерческой деятельности. Объясните, почему четыре свободы подразумевают свобода не запускать программу и свобода ее удалить, так что там Нет необходимости указывать их в качестве отдельных требований.
  • Версия 1.165: Уточнить, что произвольные помехи в коде не отрицают свободу 0, и что свободы 1 и 3 позволяют пользователям их удалить.
  • Версия 1.153: Уточните, что свобода запуска программы означает, что ничего не останавливается вы от запуска.
  • Версия 1.141: Уточните, какой код должен быть бесплатным.
  • Версия 1.135: Говорите каждый раз, что свобода 0 — это свобода запуска программы. как хочешь.
  • Версия 1.134: Свобода 0 не зависит от функциональности программы.
  • Версия 1.131: Свободная лицензия может не требовать соблюдения несвободной лицензии. другой программы.
  • Версия 1.129: Четко указать, что выбор права и выбор суда спецификации разрешены. (Это всегда было нашей политикой.)
  • Версия 1.122: Требование экспортного контроля является реальной проблемой, если требование нетривиальное; в противном случае это только потенциальная проблема.
  • Версия 1.118: Уточнение: проблема заключается в ограничении вашего права на изменение, не от того, какие модификации вы сделали. И модификации не ограничены к «улучшениям»
  • Версия 1.111: Поясните 1.77, сказав, что только ретроактивные ограничения неприемлемы. Авторское право владельцы всегда могут предоставить дополнительное разрешение на использование работать, параллельно выпуская работу другим способом.
  • Версия 1.105: Отразите в кратком изложении свободы 1 суть (уже заявлено в версии 1.80), что включает реальное использование вашего модифицированного версия для ваших вычислений.
  • Версия 1.92: Уточнить, что запутанный код не считается исходным кодом.
  • Версия 1.90: Уточните, что свобода 3 означает право распространять копии собственной модифицированной или улучшенной версии, а не право на участие в чужом проекте разработки.
  • Версия 1.89: Freedom 3 включает в себя право выпускать модифицированные версии как бесплатно программное обеспечение.
  • Версия 1.80: Свобода 1 должна быть практической, а не только теоретической; т. е. без тивоизации.
  • Версия 1.77: Уточнить, что все ретроактивные изменения лицензии неприемлемо, даже если оно не описывается как полное замена.
  • Версия 1.74: Четыре разъяснения пунктов недостаточно явные или заявленные местами, но не везде:
    • «Улучшения» не означает, что лицензия может существенно ограничивать виды модифицированных версий, которые вы можете выпускать. Freedom 3 включает распространение модифицированных версий, а не только изменений.
    • Право на слияние существующих модулей относится к тем, которые имеют соответствующую лицензию.
    • Четко изложите вывод пункта об экспортном контроле.
    • Внесение изменений в лицензию равносильно отзыву старой лицензии.
  • Версия 1.57: Добавлен раздел «Помимо программного обеспечения».
  • Версия 1.46: Уточните, чья цель важна для свободы бега программа для любых целей.
  • Версия 1.41: Уточнить формулировку о контрактных лицензиях.
  • Версия 1.40: Объясните, что свободная лицензия должна позволять вам использовать другие доступный бесплатный софт для создания своих модификаций.
  • Версия 1,39: Обратите внимание, что лицензия может требовать от вас предоставить источник версий программного обеспечения, которое вы публикуете использовать.
  • Версия 1.31: Обратите внимание, что лицензия может требовать от вас указать себя как автора модификации. Другой несовершеннолетний уточнения по всему тексту.
  • Версия 1.23: Решить потенциальные проблемы, связанные с лицензии.
  • Версия 1.16: Объясните, почему распространение двоичных файлов важно.
  • Версия 1.11: Обратите внимание, что бесплатная лицензия может потребовать от вас отправить копию версии, которые вы распространяете среди предыдущих разработчиков по запросу.

В приведенных выше номерах версий есть пробелы, поскольку другие изменения на этой странице, которые не влияют на определение или его интерпретации. Например, в список не включены изменения в в стороне, форматирование, орфография, пунктуация или другие части страницы. Вы можете просмотреть полный список изменений на странице через cvsweb интерфейс.

Сноска

  1. Причина, по которой они пронумерованы 0, 1, 2 и 3, является исторической. Вокруг В 1990 году было три свободы под номерами 1, 2 и 3. Потом мы поняли, что свобода запуска программы должна быть упомянута явно. Он был явно более простым, чем остальные три, так что он должен был предшествовать им. Вместо того, чтобы перенумеровывать остальные, мы сделали его свободным 0,9.0019

Понимание того, почему «свобода не бесплатна»

Опубликовано в 16:20 в блоге, Национальная безопасность/ООН, Проект 21 Дэвид Алмаси

В преддверии выходных, посвященных Дню поминовения, член Проекта 21 Чарльз Батлер поделился посланием для тех, кто может не понимать значения праздника, который многие преуменьшают или просто считают началом летнего веселья:

Люди часто используют фразы и идиомы. которые звучат круто и модно, не понимая их истинного смысла. В эти выходные мы обязательно услышим такую ​​фразу: «свобода не бесплатна».

Когда люди, которые никогда не служили в армии, используют фазу «свобода не свободна», я часто обнаруживаю, что это делается очень запутанно и неискренне на многих уровнях. Например, мы потеряли десятки американских жизней, сражаясь за Рамади почти десять лет назад, и все же предвыборные обещания фактически отдали иракский город террористам ИГИЛ только на этой неделе. Эти храбрые мужчины и женщины, которые погибли на службе нашей нации, будут оплакивать в эти выходные. Будут скучать по отцам, матерям, сыновьям, дочерям, мужьям и женам.

В Рамади за свободу заплатили цену, но затем инвестиции были потрачены впустую. Это не правильно.

Американцы всех возрастов, социально-экономического положения, политики, этнической принадлежности и пола используют фразу «свобода не свободна», как будто они точно знают, что значит ставить служение своей стране и приверженность идеалам выше собственных интересов. Часто это не так. Правда в том, что лишь небольшая часть американцев моложе 50 лет служила своей стране в военной форме. В наши дни многие действительно не считают это своей обязанностью.

Таким образом, мы можем установить, что людям часто неясно понятие «свобода не свободна». Это позор. Когда люди используют его, они хотя бы знают его происхождение? Честный ответ, вероятно, нет. Но это нормально. Чтобы помочь, вот некоторая предыстория и доверие к ним, поскольку мы готовимся отмечать выходные Дня поминовения.

Происхождение фразы «свобода не свободна» приписывают отставному полковнику ВВС США Уолтеру Хичкоку из Военного института Нью-Мексико. Он предназначен для выражения благодарности за службу военных, неявно заявляя, что свободы, которыми пользуются те, кто живет сегодня в демократиях, возможны только благодаря риску и жертвам, принесенным теми, кто находится в вооруженных силах. Это выражает уважение — особенно к тем, кто отдал свою жизнь, защищая нашу свободу.

«Свобода не бесплатна», например, выгравировано на части Мемориала ветеранов Корейской войны в Вашингтоне, округ Колумбия. Хотя эта фраза должна быть мощной для всех, она особенно важна для ветеранов.

Те из нас, кто с честью служил нашей стране, приветствуют и произносят часто молчаливую молитву за наших павших братьев и сестер, которые боролись за то, чтобы американцы могли пользоваться правами и свободами, предоставленными им нашей Конституцией. Когда вы будете на барбекю или будете смотреть игру в эти выходные, пожалуйста, найдите минутку, чтобы сказать ветеранам хотя бы молчаливое «спасибо» за их службу. Вы также можете пожертвовать на благотворительность ветеранов, чтобы протянуть руку помощи тем ветеранам, которые пережили трудные времена.

А еще можно помолиться за тех, кто еще служит. Кажется, в эти дни они нуждаются в этом.

День памяти не должен быть политическим. Тем не менее американские военные были объектом массовых социальных и политических экспериментов при этой и других президентских администрациях. Бесчестье и безнравственность, творимые сейчас в вооруженных силах, — это мерзость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *