Науки юношей питают отраду старым подают слушать: М.В. Ломоносов » Науки юношей питают «|» Ода на день восшествия » Учи стихи легко
Сценарий внеклассного мероприятия «Науки юношей питают»
Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе «Науки юношей питают!»
2021г
Памяти М.В. Ломоносова (1711-1765)
Сценарий предполагает форму урока, который проводят сами школьники.. Ученики сидят за партами. Девочка-учитель ведёт урок.
Учитель:
Наука, творчество, прогресс – эти слова так прочно вошли в нашу жизнь, что мы часто даже не задумываемся, какой огромный смысл и какая гигантская человеческая деятельность стоят за ними. А если мысленно вернуться на несколько столетий назад?
Тогда наше внимание привлекут творцы новой мысли, энтузиасты и труженики знаний, которым приходилось в одиночку прокладывать новые дороги в науке.
К числу таких людей относится М.В. Ломоносов. Все силы свои он отдал служению науке.
Сегодня мы будем говорить о М.В. Ломоносове. А кто такой Ломоносов?
Ученики отвечают с места, поднимают руки:
– Ученый!
– А какой ученый?
– Физик, химик, геолог …
Учитель:
-И
то и другое, и третье, и даже двадцатое – верно! Потому что ученый Михаил
Васильевич Ломоносов был разносторонним, интересовался многими науками и
преуспел в них, сделав открытия (или высказав предположения), ставшие
впоследствии краеугольным (начальным) камнем этих отраслей знаний.
Что мы знаем об этом удивительном человеке? Сегодня вы, ребята, подготовились к уроку, самостоятельно познакомившись с материалом. Что же вы узнали?
Ученики поочерёдно выходят к доске:
Родился Ломоносов 19 ноября 1711 года, в деревне напротив древнего города Холмогоры, на одном из 9 островов дельты широкой и глубокой Северной Двины, примерно в 140 км от места ее впадения в Белое море. А по течению реки через девяносто верст, в сторону Белого моря, приплывешь в город Архангельск, который слывет главным северным портом России.
Здешние жители кормились рекой, обычно с ранней весны выходили они по реке в Белое море и до поздней осени добывали тюленей, ловили сетями беломорскую рыбу…
Ходили по морю – оттого и звали обитателей этих краев – поморами.
И отец Ломоносова, и его дед, и брат деда Ломоносов всю жизнь промышляли этим делом и другой жизни не знали. Предназначено было стать рыбаком и мореходом и Михаилу Ломоносову.
Труд потомственного рыбака и в самом деле был нелегок, мальчиков
приучали к нему с детства.
А мальчика интересовали северные сияния, процесс выварки соли из подземных растворов, форма раковин на морском берегу…
А потом он выучился грамоте. И отныне юный Михайло Ломоносов уже не мог представить себе жизни без книжки
В 14 лет он уже грамотно и четко писал (сохранились написанные им «листки»), читал любую книжку, которую мог достать.
19-летний Михаил принимает решение – уйти из дома и продолжить
учебу в Москве, так как он заранее узнал, что высшими науками можно овладеть
только в трех городах России – Москве, Киеве и Санкт-Петербурге.
Но как добраться до Москвы? Он упросил отца отпустить его с обозом рыбы в Москву на короткое время Получив паспорт (только потому, что он был помором, т.е. свободным крестьянином, а не крепостным), заняв у соседа 3 рубля, захватив с собой две рубахи и книги, юноша пошел за обозом. Он догнал его на 3-й день в 70 верстах от дома. Юноше указали место на мешках с треской, и так то на санях, то бегом рядом с ними, чтобы не замерзнуть – через 3 недели он добрался до Москвы.
Удивился ректор Академии:
:-Преудивлённо! У нас ребята от ученья, как от заразы бегают. Дубьём не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!
А Михайло, принятый в «Спасские школы», как называли в Москве Академию, ног под собой не чуял от радости. Ежели по доме какая слеза катилась, то
Выдав себя за сына холмогорского
дворянина, Ломоносов 15 октября 1731 года поступает в Славяно-греко-латинскую
академию с условием начать обучение с 1-го класса, так как именно с него
начиналось изучение латыни. Школьники, малые ребята, подняли его на смех: в 20 лет пришел
латыни учиться.
— Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
— Ну и здоровый!
— Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьёзным, сказал: — Что с тобой делать? На крышу забросить?
Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.
— Да он лучше учителей всё знает!
— Посмотри, как он говорит!
Нелегкими были годы учебы. Не было постоянного жилья, приходилось ютится по чужим углам. Огорчала постоянная нехватка денег не только на одежду и книги, но и на питание. Отец материально не помогал, и все годы учебы Михаил жил…» Терпя нужду, на 90 копеек в месяц, успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии.
Весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил
за 5 лет. В первый же год обучения Ломоносов закончил курс трех младших классов
и перешел в четвертый, хорошо изучил латинский язык, удивляя своими
поразительными способностями не только одноклассников, на и преподавателей.
1736 году академическое начальство направляет Ломоносова в числе лучших учеников, на учебу в Петербург, а осенью 1736 года его вместе с двумя студентами отправляют в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук – химии, физики, истории. Его учитель, профессор Х. Вольф, сразу обнаружил удивительные способности Ломоносова и в 1738 году сообщал в Петербург: «У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова… Отмечаю его большую охоту и желание учиться».
Он
в совершенстве знал английский,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватало сил!
Его стремление к учебе
Дало прекрасные плоды.
Он постепенно стал ученым,
Создал научные труды.
В 1741
году он вернулся на родину, получив блестящую оценку знаний профессорами, у
которых прослушал курсы по 16 научным дисциплинам. И сразу же разворачивает
бурную деятельность: занимается химией, физикой, металлургией, увлекается
историей, теорией языка, искусством. Он сделал великие открытия почти во всех
областях науки.
Выходят ученики с табличками (названиями предметов)
Физика: Ломоносов сформулировал принципиальный закон сохранения материи и
движения. Он не побоялся выступить против великого Ньютона и одним из первых
заговорил о волновой теории света. Учёный открыл закон, по которому
единственным источником теплоты является движение – «Молекулярно-кинетическая
теория теплоты».
Химия: Ломоносовым написан фундаментальный труд «Опыт физической химии»,
основанный на лабораторных опытах. Он носил звание профессора химии, был
Почётным членом шведской Академии наук.
Астрономия: Ломоносов живо интересовался астрономией. Он первым
предположил существование на Венере атмосферы. Широко известны строчки из его
стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого
северного сияния»:
Звездам числа нет, бездне дна.
История: Ломоносов с юности проявлял большой интерес к отечественной истории. Им было
создано два труда по русской истории: «Краткий Российский летописец с
родословием» в 1760 году и «Древняя Российская история» в 1766 году.
Искусство: Ломоносов изучал оптические свойства стекла, организовал первую в России мозаичную мастерскую, где сам создал большую мозаичную картину «Полтавская баталия» площадью 30 квадратных метров. Михаил Васильевич прекрасно рисовал, был избран почётным членом Академии художеств.
География:
Ломоносов был директором географического департамента академии наук.
В «Кратком описании разных путешествий по
северным морям» он предугадал, что в открытой части океана дрейф льдов должен
происходить с востока на запад. Предположение было практически подтверждено
Нансеном в 1896 году.
Литература:
Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина».
Ода Ломоносова была написана ещё не бывалым в русском языке размером. Силлабо-тоническое
стихосложение перевернуло представление о поэзии. Появились такие размеры, как
ямб, хорей, дактиль и другие. Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях
любовь к Родине, к русским людям, к науке.
Ломоносов упорядочил письменную речь, создал
теорию трёх «штилей». Он создал первую научную «Русскую грамматику», написал
книгу «Краткое руководство к красноречию». Эти сочинения имели большое значение
для развития русского языка. Литературное наследие Ломоносова огромно: поэма, 2
трагедии, 36 од, около 100 стихотворений.
М.В. Ломоносов – один из самых выдающихся
сыновей России. Перечислить все его заслуги просто невозможно. «Многие идеи
Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время», — сказал академик
Келдыш.
В 1741 году на русский престол взошла дочь
Петра Первого Елизавета. Надеясь, что она продолжит дело отца, Ломоносов пишет
ей приветственную оду, в которой славит науку:
1 чтец:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрен
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
2
чтец:
Науки юношей питают
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
В 1755 году после многолетних хлопот Ломоносова по его проекту при содействии графа Шувалова был учреждён первый в России университет, ныне носящий имя Ломоносова.
Жизнь Ломоносова – подвиг человека, отдавшего
свой гений служению родному народу.
Именем Ломоносова назван горный подводный хребет в Северном Ледовитом Океане. Кратер на Луне, минерал и одна из планет
Учитель:
Ребята, вы так много узнали о Ломоносове и так интересно рассказали!. Умницы!
А теперь проведем небольшую викторину по жизни ,творческому и научному наследию
М.В. Ломоносова.
1 .В каком году родился
Ломоносов? (в 1711г.)
2. Где родился Ломоносов? (в Холмогорском уезде
Архангельской губернии)
3. Чем занимался отец Ломоносова? (был рыбаком,
помором)
4. Сколько было Ломоносову лет, когда он покинул
родной дом и ушёл в Москву? (19)
5. Был ли Ломоносов крепостным? (Нет: на русском
Севере крепостного права не было)
6. Какое учебное заведение в Петербурге закончил
Ломоносов? (Академию наук)
7. В какой европейской стране продолжил учёбу
Ломоносов? (в Германии)
8. Сколько лет проучился в Германии Ломоносов?
(5)
9. Какой русской императрице посвящена ода
Ломоносова, написанная в 1747 г.? (Елизавете Петровне)
10. Какая страна избрала Ломоносова почётным
членом своей Академии наук? (Швеция)
11. Звание профессора какой науки получил Ломоносов
в 1745 г.? (химии)
12. Кому посвящалась мозаичная картина
«Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (Петру I)
13. Какова площадь мозаичной картины «Полтавская
баталия»? (30 м2)
14. Какое высшее учебное заведение носит имя
Ломоносова? (МГУ)
15. Какого русского царя Ломоносов считал
идеальным правителем государства? (Петра I)
16. Кто из писателей сказал о Ломоносове: «Он
сам был первым нашим университетом»? (А.С.Пушкин)
17. В каком году был открыт МГУ? (в 1755 г.)
18. Сколько лет прожил Ломоносов? (54 года)
19. В каком веке жил Ломоносов? (в 18)
20. Писал ли Ломоносов басни? (да)
21. Был ли Ломоносов в Киеве? (да, учился в
Киевской академии)
22. Музыку какого великого немецкого композитора
любил слушать Ломоносов? (Иоганн Себастьян Бах)
23. Сколько учебников написано Ломоносовым? (10)
Молодцы! Всё хорошо запомнили!
Вам, подрастающему поколению, Ломоносов оставил такое пожелание:
Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет!
Михаил Васильевич Ломоносов наказывал нам быть любознательными и целеустремленными, больше читать, быть трудолюбивыми и всегда, не боясь трудностей, идти до конца к выбранной цели.
русский Леонардо — Арт Империя.

Ломоносов: русский Леонардо»,»text»:» Михаил Ломоносов придумал выражение «огнедышащие горы», был соавтором Екатерины Великой, переводил Гомера и изображал мозаикой Петра I. Поговорим о его месте в русской культуре. Чем велик Ломоносов? Оставим физикам вспоминать закон Ломоносова — Лавуазье, а химикам — процесс получения медного купороса. А что сделал этот универсальный гений, наш Леонардо да Винчи, для русской культуры? Из гуманитарных наук Ломоносов интересовался литературой, историей, риторикой, историей, изобразительным искусством… Список выходит длинный. И не просто интересовался, а оставил в них глубокий след. Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться, и он стал одним из его творцов. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Именно Ломоносов (вместе с Тредиаковским) окончательно помог нашей поэзии превратиться из «Ой ты гой еси, добрый молодец» в «Науки юношей питают, / Отраду старым подают» — то есть, если по-научному, осуществил силлабо-тоническую реформу, окончательно порвав с тонической системой стихосложения. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии). Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация. В общем, чем только этот неугомонный человек не занимался — еще и Московский университет основать успел! Но в 54 года умер от воспаления легких (его враг Сумароков прошипел по этому поводу: «Угомонился дурак и не будет более шуметь!») — а то сотворил бы еще многое и многое. Что читать у Ломоносова? Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно.
Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным. Да чего уж там — уже в начале XIX века Ломоносов считался устарелым. Пушкин писал про него: «Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты». Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «…может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).
Из любопытства можно посмотреть на другие переводы Ломоносова — например, фрагменты из «Илиады» Гомера. Нам, привыкшим к Гнедичу или Вересаеву, его высокопарный устарелый слог позволяет взглянуть на текст под новым углом: «Пустила по земли заря червленну ризу». Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов. Ах, жалко! без тебя лилеи почернели,И ясные струи, и вина мне противны:Но если придешь ты, лилеи побелеют,И ясные струи, и вина будут сладки. Приятны его стихи «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которые он вставил в свой научный труд «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Поэтическим слогом Ломоносов пишет там о ходе планет и фазах луны. Можно найти у него и другие жемчужины, главное — не забывать побыстрее пролистывать весь тот официоз, за который польщенные монархи и сановники жаловали его деньгами и должностями — да, и в XVIII веке бывала «джинса».
Что слушать у Ломоносова? Некоторые его стихи — и светские, и духовные песнопения — уже в XVIII веке были положены на музыку, причем ноты этих сочинений сохранились до наших дней. Это канты «Какой приятной Зефир веет», «Лице свое скрывает день», «Хвала всевышнему владыке» и так далее. Есть даже музыка к переводу легкомысленного Анакреонта. Его новая ритмическая организация текста силлабо-тоникой вдохновила композиторов на поиски непривычных для прежней русской музыки мелодических построений и повлияла на развитие русской музыки. Сочинитель музыки к этим старинным кантам неизвестен. Вряд ли композитором был сам Ломоносов — об этом кто-нибудь из современников бы упомянул. Зато известно, что много писал на стихи Ломоносова итальянец Джузеппе Сарти, который более 20 лет прожил при дворе Екатерины II и Павла I. Например, музыку для его стихов в историческом представлении «Начальное управление Олега» (либретто — самой императрицы Екатерины II), хоры на тексты «Альцесты» Еврипида в переводе Ломоносова, а также «На взятие Очакова».
Эти произведения входят в репертуар хранителей старинной музыки, например Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Что смотреть у Ломоносова? Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Мозаики его мастерской сохранились, и хотя они созданы по оригиналам других живописцев, в них заметна и авторская индивидуальность, связанная, впрочем, и с необычным материалом. Любопытно сравнить нелепые и косые произведения начального этапа со зрелыми работами — прогресс колоссален, а ведь их разделяет всего три-четыре года. А вот Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова имеет к нему очень мало отношения. Фабрика расцвела силами его однокашника Дмитрия Виноградова, который сумел открыть секрет этой керамики.
Ломоносов же возглавил фабрику после его смерти, но провел на этой должности меньше года. Что смотреть про Ломоносова? В 1955 году вышел бодрый и красочный, как это было положено в сталинскую эру, фильм «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Иванова, заглавную роль в котором сыграл Борис Ливанов. В 1980 году Ярополк Лапшин снял биографическую ленту «Дым Отечества», где Ломоносова сыграл Михаил Зимин. Очень подробен и масштабен сериал 1984 года «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Прошкина. Ломоносова в молодости там играет Игорь Волков, а в зрелые годы — Виктор Степанов. Кстати, Домогаров там исполнил роль поэта Сумарокова, а Олег Меньшиков — отца русского фарфора Дмитрия Виноградова.
Михаил Ломоносов придумал выражение «огнедышащие горы», был соавтором Екатерины Великой, переводил Гомера и изображал мозаикой Петра I. Поговорим о его месте в русской культуре. Чем велик Ломоносов? Оставим физикам вспоминать закон Ломоносова — Лавуазье, а химикам — процесс получения медного купороса. А что сделал этот универсальный гений, наш Леонардо да Винчи, для русской культуры? Из гуманитарных наук Ломоносов интересовался литературой, историей, риторикой, историей, изобразительным искусством… Список выходит длинный. И не просто интересовался, а оставил в них глубокий след. Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться, и он стал одним из его творцов. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Именно Ломоносов (вместе с Тредиаковским) окончательно помог нашей поэзии превратиться из «Ой ты гой еси, добрый молодец» в «Науки юношей питают, / Отраду старым подают» — то есть, если по-научному, осуществил силлабо-тоническую реформу, окончательно порвав с тонической системой стихосложения. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).
Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация. В общем, чем только этот неугомонный человек не занимался — еще и Московский университет основать успел! Но в 54 года умер от воспаления легких (его враг Сумароков прошипел по этому поводу: «Угомонился дурак и не будет более шуметь!») — а то сотворил бы еще многое и многое. Что читать у Ломоносова? Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным. Да чего уж там — уже в начале XIX века Ломоносов считался устарелым.
Пушкин писал про него: «Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты». Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «…может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов). Из любопытства можно посмотреть на другие переводы Ломоносова — например, фрагменты из «Илиады» Гомера.
Нам, привыкшим к Гнедичу или Вересаеву, его высокопарный устарелый слог позволяет взглянуть на текст под новым углом: «Пустила по земли заря червленну ризу». Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов. Ах, жалко! без тебя лилеи почернели,И ясные струи, и вина мне противны:Но если придешь ты, лилеи побелеют,И ясные струи, и вина будут сладки. Приятны его стихи «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которые он вставил в свой научный труд «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Поэтическим слогом Ломоносов пишет там о ходе планет и фазах луны. Можно найти у него и другие жемчужины, главное — не забывать побыстрее пролистывать весь тот официоз, за который польщенные монархи и сановники жаловали его деньгами и должностями — да, и в XVIII веке бывала «джинса». Что слушать у Ломоносова? Некоторые его стихи — и светские, и духовные песнопения — уже в XVIII веке были положены на музыку, причем ноты этих сочинений сохранились до наших дней.
Это канты «Какой приятной Зефир веет», «Лице свое скрывает день», «Хвала всевышнему владыке» и так далее. Есть даже музыка к переводу легкомысленного Анакреонта. Его новая ритмическая организация текста силлабо-тоникой вдохновила композиторов на поиски непривычных для прежней русской музыки мелодических построений и повлияла на развитие русской музыки. Сочинитель музыки к этим старинным кантам неизвестен. Вряд ли композитором был сам Ломоносов — об этом кто-нибудь из современников бы упомянул. Зато известно, что много писал на стихи Ломоносова итальянец Джузеппе Сарти, который более 20 лет прожил при дворе Екатерины II и Павла I. Например, музыку для его стихов в историческом представлении «Начальное управление Олега» (либретто — самой императрицы Екатерины II), хоры на тексты «Альцесты» Еврипида в переводе Ломоносова, а также «На взятие Очакова». Эти произведения входят в репертуар хранителей старинной музыки, например Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Что смотреть у Ломоносова? Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики.
С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Мозаики его мастерской сохранились, и хотя они созданы по оригиналам других живописцев, в них заметна и авторская индивидуальность, связанная, впрочем, и с необычным материалом. Любопытно сравнить нелепые и косые произведения начального этапа со зрелыми работами — прогресс колоссален, а ведь их разделяет всего три-четыре года. А вот Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова имеет к нему очень мало отношения. Фабрика расцвела силами его однокашника Дмитрия Виноградова, который сумел открыть секрет этой керамики. Ломоносов же возглавил фабрику после его смерти, но провел на этой должности меньше года. Что смотреть про Ломоносова? В 1955 году вышел бодрый и красочный, как это было положено в сталинскую эру, фильм «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Иванова, заглавную роль в котором сыграл Борис Ливанов.
В 1980 году Ярополк Лапшин снял биографическую ленту «Дым Отечества», где Ломоносова сыграл Михаил Зимин. Очень подробен и масштабен сериал 1984 года «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Прошкина. Ломоносова в молодости там играет Игорь Волков, а в зрелые годы — Виктор Степанов. Кстати, Домогаров там исполнил роль поэта Сумарокова, а Олег Меньшиков — отца русского фарфора Дмитрия Виноградова.
Источник: culture.ru
Локсли Холл Альфред, лорд Теннисон
Товарищи, оставьте меня здесь ненадолго, пока еще рано утром:
Оставьте меня здесь, а когда я вам понадоблюсь, трубите в рожок.
Это место, и вокруг него, как и прежде, кричат кроншнепы,
Унылые отблески вересковой пустоши пролетают над Локсли-холлом;
Локсли-холл, из которого открывается вид на песчаные тропы,
.
И полые океанские хребты, с ревом превращающиеся в катаракты.
Много ночей с той оконной рамы, увитой плющом, прежде чем я пошел отдыхать,
Смотрел ли я на великий Орион, медленно спускающийся на запад.
Много ночей я видел Плеяды, поднимающиеся сквозь мягкую тень,
Блеск, как рой светлячков, запутавшихся в серебряной косе.
Здесь по берегу бродил я, питая возвышенную юность
С сказками науки и долгим результатом Времени;
Когда века позади меня, как плодородная земля, отдыхали;
Когда я цеплялся за все присутствующие за обещание, что он закрылся:
Когда я погружаюсь в будущее так далеко, как может видеть человеческий глаз;
Увидел Видение мира и все чудеса, которые будут.—
Весной на груди малиновки появляется более густой багрянец;
Весной распутный чибис заводит себе новый хохолок;
Весной более живой ирис сменяется блестящим голубем;
Весной воображение юноши легко обращается к мыслям о любви.
Потом ее щека побледнела и стала тоньше, чем положено такой юной девушке,
И глаза ее на все мои движения с немой наблюдательностью витали.
И я сказал: «Моя кузина Эми, говори и говори мне правду,
Поверь мне, кузен, весь поток моего существа направлен на тебя».0003
На ее бледных щеках и лбу появился цвет и свет,
Как я видел розово-красный румянец в северной ночи.
И она повернулась — грудь ее вздрогнула от внезапной бури вздохов —
Весь дух глубоко прозревает во мраке карих глаз —
Говоря: «Я скрывал свои чувства, опасаясь, что они могут причинить мне зло»;
Говоря: «Ты любишь меня, кузен?» плача: «Я давно люблю тебя».
Любовь взяла стакан Времени и повертела его в своих пылающих руках;
Каждое мгновение, слегка трясясь, бежало по золотым пескам.
Любовь взяла арфу Жизни и с силой ударила по всем струнам;
Ударил по аккорду Себя, что, дрожа, исчезло в музыке.
Много раз утром на вересковой пустоши мы слышали звон рощи,
И ее шепот наполнил мой пульс полнотой Весны.
Много вечеров у вод мы наблюдали за величественными кораблями,
И наши духи устремились вместе при прикосновении губ.
О мой кузен, малодушный! О моя Эми, больше не моя!
О унылая, унылая вересковая пустошь! О бесплодный, бесплодный берег!
Фальшивее всех причудливых саженей, фальшивее всех воспетых песен,
Марионетка угрозам отца и рабыня сварливого языка!
Хорошо ли желать тебе счастья? — зная меня — отказаться
На диапазон более низких чувств и более узкое сердце, чем мое!
И все же это будет; день за днем ты будешь опускаться до его уровня,
Что прекрасного внутри тебя грубеет, чтобы сочувствовать глине.
Как муж, так и жена: ты с клоуном спарился,
И грубость его натуры будет иметь вес, чтобы утянуть тебя вниз.
Он будет держать тебя, когда его страсть исчерпает свою новую силу,
Что-то лучше, чем его собака, немного дороже, чем его лошадь.
Что это? его глаза тяжелые; не думай, что они глазированы вином.
Иди к нему, это твой долг, поцелуй его, возьми его руку в свою.
Может быть, мой господин устал, что его мозг переутомлен:
Успокойте его своими прекрасными фантазиями, коснитесь его своей легкой мыслью.
Он ответит по делу, понятные вещи —
Лучше бы ты умер передо мной, хоть я убил тебя своей рукой!
Лучше бы мы с тобою лежали, спрятавшись от сердечного позора,
Катались в объятиях друг друга и молчали в последнем объятии.
Будь прокляты социальные нужды, которые грешат против силы юности!
Будь проклята социальная ложь, которая уводит нас от живой правды!
Будь прокляты болезненные формы, отступающие от правил честной Природы!
Будь проклято золото, которое золотит стесненный лоб дурака!
Что ж, хорошо, что я бушую! Если бы ты оказался менее недостойным. ..
Дай Бог, ибо я любил тебя больше, чем когда-либо любили жену.
Разве я безумен, что лелею то, что приносит лишь горькие плоды?
Я вырву его из своей груди, даже если мое сердце будет в корне.
Никогда, хотя мое смертное лето не продлится столько лет
Как многозимовавшая ворона, ведущая домой звонкое лежбище.
Где комфорт? в разделе записей ума?
Могу ли я разлучить ее с самой собой и полюбить ее такой, какой я ее знал, доброй?
Я помню одного погибшего; сладко она говорила и двигалась;
Такого я помню, на которого смотреть было любить.
Могу ли я думать о ней как о мертвой и любить ее за ту любовь, которую она несла?
Нет, она никогда не любила меня по-настоящему; любовь — это любовь навеки.
Комфорт? утешение презирают дьяволы! это правду поет поэт,
Что венец печали — это воспоминание о более счастливых вещах.
Накачай свои воспоминания, чтобы ты не узнал их, чтобы твое сердце не подверглось испытанию,
В мёртвую несчастную ночь, и когда дождь стучит по крыше.
Как собака, он охотится во сне, а ты смотришь в стену,
Где мерцает умирающий ночной фонарь, и тени вздымаются и падают.
Тогда перед тобой пройдет рука, указывающая на его пьяный сон,
К твоим вдовьим свадебным подушкам, к слезам, которые ты будешь плакать.
Ты услышишь «Никогда, никогда», шепот призрачных лет,
И песня издалека в звоне твоих ушей;
И огорчит тебя око, видящее древнюю доброту на твоей боли.
Повернись, повернись на подушке; получить тебя к твоему отдыху снова.
Нет, природа приносит тебе утешение; за нежный голос будет плакать.
‘Это более чистая жизнь, чем твоя, губа, чтобы иссушить твою беду.
Губы младенца засмеют меня; мой последний соперник приносит тебе покой.
Детские пальчики, восковые прикосновения, прижимают меня к материнской груди.
О, ребенок тоже одевает отца не подобающей ему дороговизной.
Половина твоя, а половина его: она будет достойна двоих.
О, я вижу тебя старым и формальным, подходящим для твоей мелкой части,
С небольшим запасом максим, проповедующих в сердце дочери.
«Они были опасными поводырями чувств — она и сама не была исключением —
Воистину, она сама страдала. — Погибни в презрении к себе!0003
Переживи его — еще ниже — будь счастлив! почему я должен заботиться?
Я сам должен смешаться с действием, чтобы не зачахнуть от отчаяния.
К чему мне обратиться, освещая такие дни?
Каждая дверь заперта золотом и открывается только золотыми ключами.
У каждых ворот полно женихов, все рынки переполнены.
У меня есть только сердитая фантазия; что мне делать?
Я был готов погибнуть, упав на землю врага,
Когда ряды превращаются в пар, а ветры уносятся со звуком.
Но звон гинеи помогает справиться с болью Хонор,
А народы лишь ропщут, рыча друг другу вслед.
Могу ли я пережить в печали? Я переверну ту предыдущую страницу.
Спрячь меня от моего глубокого волнения, о чудесная Мать-Век!
Заставь меня почувствовать дикую пульсацию, которую я чувствовал до раздора,
Когда я услышал мои дни передо мной и смятение моей жизни;
Тоска по большому волнению, которое принесут ближайшие годы,
Нетерпеливый, как мальчик, когда он впервые покидает поле своего отца,
А ночью по сумрачному шоссе все ближе и ближе тянется,
Видит в небе свет Лондона, вспыхивающий, как тоскливая заря;
И его дух прыгает внутри него, чтобы уйти перед ним,
Под светом, на который он смотрит, среди толп мужчин:
Мужчины, братья мои, мужчины рабочие, вечно пожинающие что-то новое:
То, что они сделали, но серьезно относятся к тому, что они будут делать:
Ибо я погружаюсь в будущее, насколько может видеть человеческий глаз,
Увидел Видение мира и все чудеса, которые будут;
Видел, как небеса наполняются торговлей, аргосии волшебных парусов,
Пилоты лиловых сумерек падают с дорогими тюками;
Слышал, как небеса наполнились криками, и там пролилась ужасная роса
От воздушных флотов наций, сражающихся в центральной синеве;
Далеко по миру шёпотом южного ветра мчится тепло,
Со знаменами народов, погружающихся в грозу;
Пока боевой барабан больше не звучал и боевые знамена не были подняты
В парламенте человека, Федерации мира.
Там здравый смысл большинства будет трепетать,
И добрая земля будет дремать, купаясь во всеобщем законе.
Так что я торжествовал, прежде чем моя страсть, охватившая меня, оставила меня сухим,
Оставил меня с парализованным сердцем и оставил меня с желтушным глазом;
Око, к которому гноится весь порядок, здесь все разладилось:
Наука движется, но медленно-медленно, переползая с точки на точку:
Медленно подходит голодный народ, как лев, подкрадывается все ближе,
Глядит на того, кто кивает и подмигивает за медленно угасающим огнем.
Тем не менее, я не сомневаюсь, что с веками бежит одна возрастающая цель,
И мысли людей расширяются с процессом солнц.
Что тому, кто не пожинает урожай своих юношеских радостей,
Глубокое сердце существования бьется вечно, как у мальчика?
Знание приходит, а мудрость задерживается, и я задерживаюсь на берегу,
И индивидуальность увядает, и мир становится все больше и больше.
Знание приходит, но мудрость задерживается, и он носит тяжелую грудь,
Полный печальных переживаний, двигаясь к тишине своего покоя.
Слушай, звонят мне мои веселые товарищи, трубя в горн,
Те, для кого моя глупая страсть была предметом их презрения:
Не будет ли для меня презрением играть на такой изношенной струне?
Я стыжусь всей своей природы, что любил такую мелочь.
Слабость злиться на слабость! женское удовольствие, женская боль —
Природа сделала их более слепыми движениями, ограниченными более поверхностным мозгом:
Женщина — меньший мужчина, и все твои страсти совпадают с моими,
Как лунный свет для солнечного и как вода для вина —
Здесь, по крайней мере, там, где природа болеет, ничего. Ах, для отступления
Глубоко на сияющем Востоке, где начала биться моя жизнь;
Где в дикой битве Махратта пал мой отец злой звездой, —
Я остался растоптанным сиротой и подопечным эгоистичного дяди.
Или порвать все звенья привычки — там бродить далеко,
С острова на остров у ворот дня.
Большие горящие созвездия, мягкие луны и счастливое небо,
Широта тропической тени и пальмы в скоплении, узлы рая.
Никогда не приходит торговец, никогда не поднимает европейский флаг,
Скользит птица по блестящему лесу, сбрасывает трейлер со скалы;
Поникла цветущая беседка, повисло тяжелоплодное дерево —
Летние острова Эдема, лежащие в темно-фиолетовых сферах моря.
Там, мне кажется, было бы больше удовольствия, чем в этом марше ума,
В пароходе, на железной дороге, в мыслях, которые сотрясают человечество.
Там у стесненных страстей больше не будет размаха и передышки;
Я возьму какую-нибудь дикую женщину, она воспитает мой сумрачный род.
С железными суставами, гибкими сухожилиями, они будут нырять и бегать,
Схвати дикого козла за волосы и брось их копья на солнце;
Насвистывай зов попугая и прыгай по радуге ручьев,
Не с слепым зрением корпеть над жалкими книгами —
Дурак, опять мечта, выдумка! но я знаю мои слова дикие,
Но я считаю серого варвара ниже христианского ребенка.
Я, к стаду с узкими лбами, лишенным наших славных достижений,
Как зверь с низшими удовольствиями, как зверь с низшими муками!
Спариваться с убогим дикарем — что для меня солнце или климат?
Я наследник всех веков, в передовых файлах времени —
Я предпочел бы лучше, чтобы люди гибли один за другим,
Чем эта земля должна стоять перед глазами, как луна Иисуса Навина в Аджалоне!
Не зря дали маяки. Вперед, вперед, давайте диапазон,
Пусть великий мир вечно кружится в звенящих канавках перемен.
Сквозь тень земного шара мы мчимся в юный день;
Лучше пятьдесят лет Европы, чем цикл Катая.
Мать-Эпоха (мой я не знал) помоги мне, как когда жизнь началась:
Рассекайте холмы и взбивайте воды, сверкайте молниями, взвешивайте Солнце.
О, я вижу, что обетование полумесяца моего духа еще не зашло.
Древние источники вдохновения до сих пор в моем воображении.
Как бы то ни было, долгое прощание с Локсли-холлом!
Теперь для меня может засохнуть лес, теперь для меня упадет крыша.
Идет пар с поля, чернея над вереском и холмом,
Запихивая перед собой весь взрыв, в груди его молния.
Пусть он обрушится на Локсли-Холл, будь то дождь или град, огонь или снег;
Ибо поднимается сильный ветер, ревущий к морю, и я иду.
Игра может изменить жизнь чернокожих детей
В 2014 году полиция убила 12-летнего Тамира Райса, когда он играл с игрушечным пистолетом в центре отдыха Кливленда. Ма’Хии Брайант было 16 лет, когда ее убила полиция, тоже в Огайо. В Орландо шестилетняя Кайя Ролле была арестована в школе за то, что устроила истерику.
В Соединенных Штатах чернокожие дети обычно взрослеют, дегуманизируются, криминализируются, а иногда и убиваются полицией — часто в образовательных учреждениях, где они должны чувствовать себя в безопасности, играя. Исследования определили, что игра необходима для социального, эмоционального, когнитивного, физического и языкового развития детей. В частности, исследования связывают игру с положительным развитием у детей социальных навыков, самооценки, эмоционального выражения, создания сообщества, творчества, уверенности в себе и самопознания.
Тем не менее, игры, игривость и игривость черных детей слишком часто ограничиваются и находятся под угрозой в анти-черном мире. Райс, Брайант и Ролл являются разрушительными примерами реальности того, что чернокожие дети считаются разрушительными, жестокими и вредными для общества в целом. Именно поэтому игра по-прежнему остается действенным средством радикального исцеления черных детей от травм, сопротивления насилию и переживания радости и освобождения.
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Родители, семьи, педагоги, тренеры, социальные работники и защитники играют роль в построении мира, в котором чернокожие дети не подвергаются надзору и угрозам из-за их игривости. От соседей чернокожих детей до продавцов в торговых центрах, у всех нас есть возможность и ответственность развивать, поддерживать и защищать свободную среду для игр черных детей.
Итак, взрослым важно сосредоточить внимание на чернокожих детях и рассмотреть вопросы: что необходимо для поддержки и совместного создания свободных пространств для игр черных детей? И что в этих местах чернокожий ребенок увидит, услышит и почувствует от окружающих его взрослых?
1. Чернокожие дети увидят, услышат и почувствуют, как взрослые сами участвуют в радости, любви и исцелении через игру
Взрослые, нам тоже нужно играть и быть игривыми!
Больше, чем когда-либо, нам нужно расправить крылья, включить музыку погромче и свернуться калачиком со смехом живота. Жизнь тяжела. Это могут подтвердить все и их мамы. Да, в непрерывной культуре трудно подпитывать свое игривое «я», когда мы путешествуем по миру, перевернутому с ног на голову массовыми убийствами чернокожих, экономическим стрессом и COVID-19. .
Однако мы должны ставить радость выше стресса жизни. Игра напоминает нам о сути игры в нашей жизни и, самое главное, в жизни черных детей. Игра предлагает нам столь необходимую возможность увидеть, почувствовать и услышать освободительные возможности исцеления, радости, любви и освобождения. Глупость, игривость и радость также важны для взрослой жизни.
2. Чернокожие дети увидят, услышат и почувствуют, как взрослые восхваляют их красоту, блеск и буйство
Черные дети чудесны. И это поистине чудо, когда чернокожие дети находят способы играть и радоваться в анти-черном мире, который угрожает их существованию. Черные дети — напоминание о том, что розы могут вырасти из бетона.
Взрослые, что было бы возможно в мире, где мы признали бы смех, радость, радость черного ребенка чудом? Реагировать на радость черного ребенка как на нечто, достойное благоговения и почтения, а не на что-то, что заслуживает осуждения или угрозы?
В мире межпоколенческого насилия, совершаемого нами, взрослыми, черные дети заслуживают уважения за то, что они есть. Они заслуживают того, чтобы их называли красивыми, когда они качаются по улице. Они заслуживают того, чтобы их называли блестящими, поскольку они копают червей. И черные дети заслуживают того, чтобы мы признали их буйство радикальным и просто освободительным.
Точно так же чернокожие дети заслуживают того, чтобы видеть, слышать и чувствовать взрослых, которые сами не боятся хвастаться своей красотой, блеском и буйством в игровой форме. Взрослые, кричите во все горло, когда эффектно качаетесь на качелях, ведите себя отвратительно, когда спускаетесь с горки, смейтесь, устраивая беспорядок во время приготовления пищи, и занимайте место своим радостным воображением и рассказыванием историй.
3. Чернокожие дети будут видеть, слышать и чувствовать защиту взрослых
Чернокожие дети должны знать, что взрослые прикрывают их спины. Что если возникает какая-то опасность, взрослые готовы вмешаться, потому что они почитают этих черных детей как священных существ.
Это значит не вызывать полицию на черных детей. Но это также означает, что взрослые вмешиваются, чтобы сказать что-то, если кому-то причиняют боль или угрожают. Чтобы противостоять другим взрослым, которые охраняют, взрослеют или криминализируют чернокожих детей. Чтобы немного рискнуть.
«Вместо того, чтобы изо всех сил пытаться «защитить» общество от черных детей, нам нужно начать защищать черных детей от анти-черного общества»
―Демонд Хилл мл.
Из-за своих страхов, беспокойства и предубеждений в отношении чернокожих детей взрослые в космосе зависели от мер дисциплины и наказания, чтобы контролировать способы самовыражения чернокожих детей. Однако, когда мы отвечаем чернокожим детям психологическими и физическими мерами дисциплины и наказания, мы постепенно лишаем их основного права на здоровое, свободное от насилия и игривое детство.
Вместо того, чтобы изо всех сил пытаться «защитить» общество от черных детей, нам нужно начать защищать черных детей от античерного общества.
4. Чернокожие дети видят, слышат и чувствуют взрослых, давая им возможность просто быть
Иногда детям нужно одобрение, праздник или защита от опасности. А иногда им нужно пространство, чтобы просто быть — ошибаться, дурачиться, быть грязным. Слишком часто чернокожим детям не предоставляется такое пространство. Из-за взросления и криминализации чернокожих детей в образовательных и общественных местах, таких как школы, торговые центры, перекрестки и парки, взрослые боятся чернокожих детей, которые даже не причиняют никакого вреда.
Нам нужны взрослые, чтобы проверить себя. Нам нужны взрослые, чтобы позволить черным детям быть детьми. Иногда мы не знаем, что лучше. Так что иногда, когда играют черные дети, просто не лезь не в свое дело — они достаточно умны, чтобы во всем разобраться сами.
5. Чернокожие дети увидят, услышат и почувствуют ЛЮБОВЬ
Майя Энджелоу сказала об этом лучше всех: «Я узнала, что люди забудут то, что вы сказали, люди забудут, что вы сделали, но люди никогда не забудут, как вы сделали они чувствуют».
В конце концов, мы поймем, что поступили правильно по отношению к черным детям, когда они будут чувствовать себя любимыми в любом месте и при каждом взаимодействии. Это не означает, что чернокожие дети не несут ответственности за причинение реального вреда, но мы знаем, что это уже происходит. Это означает, что при каждом взаимодействии чернокожие дети видят, слышат и чувствуют то, что взрослые действуют, заботясь о себе в целом. Мы можем читать все книги и думать, что захотим, но пока мы не начнем рисковать (если не ради себя) ради черных детей, изменения не произойдут.
Несмотря на то, что многое можно сделать на личном уровне, важно, чтобы мы начали создавать коллективные и общественные игровые пространства, игровые площадки и игровую среду, не допускающую угнетения, ненасильственную и свободную от закона. правоприменение для черных детей. Тамир Райс, Ма’Хия Брайант и Кайя Ролле заслужили 90 645 – просто 90 646. Все черные дети заслуживают , просто будьте .
Теперь, прямо сейчас, представьте себе чернокожего ребенка, прыгающего со скамейки, парящего высоко в воздухе и приземляющегося с драматическим стуком, с лицом, запятнанным красотой, радостью и счастьем. Что мешает нам, взрослым, защитить черных детей? Что мешает нам, взрослым, позволить себе иметь лица, запятнанные красотой, радостью и счастьем?
От своих улыбок с большими кривыми зубами до смеха, окрашенного горячими чипсами, чернокожие дети использовали красоту, радость, счастье и особенно игру, чтобы вырезать для себя радикальное пространство в среде, где анти-Чернота причинила огромный вред и насилие. Игра позволила чернокожим детям отвоевывать места, которые ежедневно осуждают их присутствие, превращать парки, игровые площадки, торговые центры и школьные здания в свои игровые площадки.
На фоне недавних убийств чернокожих игра стала еще более важной, потому что нам, как обществу, нужно сделать столь необходимое исцеление. Игра взрослых — это межпоколенческая деятельность, которая служит инструментом сопротивления и выживания в мире, который пытается подавить нашу повседневную красоту, радость и счастье.