Мудрости про любовь: Великие цитаты о любви | ELLE
Афоризмы о любви | Мудрость народная
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится. Цицерон
Влюбленная женщина готова на все для мужчины. Влюбленный мужчина готов все это принять. Этьен Рей
Любовь всегда судит о людях с хорошей стороны, она удалена от злых умыслов, коварства и клеветы. Она извиняет слабости и старается укрепить человека в его силах. Она старается сделать добро каждому, всем прощает и всем служит. Она никогда не отказывается дать доброе наставление и всегда готова помочь примирить несогласие, охотнее претерпевает, нежели мстит, далека от присвоения чужого. Она всегда свободна и усердна к добру, постоянно удаляясь от зла. Вильям Пенн
Любовь есть склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека. Готфрид Лейбниц
Чтобы познать человека, нужно его полюбить. Людвиг Фейербах
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
Любовь трудней сломить, чем полчища врагов. Жан Расин
Умирать от любви — значит жить ею. Виктор ГюгоCмелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят. Зигмунд Фрэйд.
Любовь отдает себя в дар; купить ее невозможно. Генри Лонгфелло
Мы бываем естественны только с теми, кого мы любим. Андре Моруа
Если хочешь быть любимым, люби. Сенека
Чтобы лёд растаял, нужно долго дышать на него. Так и в каждого человека нужно без меры вкачивать любовь. Щедро и не ожидая ничего взамен. Когда ждёшь чего-то взамен, твои руки становятся ледяными и уже не растапливают лёд, а сами пытаются о него согреться.
Никакие проблемы не страшны, если дома тебя ждут любящие люди. Шахрукх Кхан
Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало. Омар Хайям
Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть. Виктор Гюго.
Если отвернутся, значит не достаточно любили. Владимир Высоцкий
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А мы не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Лев Толстой
Люди думают, что они перестают влюбляться, когда они стареют, хотя в действительности они стареют, когда перестают влюбляться. Габриэль Маркес
Любовь, основанная на уважении и сочувствии, имеет возвышающее, очищающее влияние на развитие характера: она освобождает человека от рабства эгоизма. Самюэл Смайлс
В семейной жизни самый важный винт — это любовь. Антон Чехов
RED-LINE — Любовь как мудрость
9 февраля 2021 года ГУМ-Red-Line на Красной площади совместно с Pearl Lam Galleries откроет выставку «Чжан Хуань. Любовь как мудрость», которая представит работы известного современного китайского художника Чжан Хуаня. Эти картины из серии «Любовь», созданной в 2020 году, были представлены на выставке «Чжан Хуань. В пепле истории» в Государственном Эрмитаже, а позже примут участие в масштабной ретроспективе художника на Венецианской биеннале.
Чжан Хуань размышляет о любви, которая «движет солнце и светила». Полотна из серии «Любовь» не заигрывают со зрителем на фривольном языке страсти. Они звучат как торжественное многоголосное песнопение, разрастающееся внутри древней монастырской пещеры. Красные, почти абстрактные окружности на белом фоне необычны для Чжан Хуаня, выучившегося классическому китайскому реализму. Формы, напоминающие то шар, то солнце, то обнаженное сердце, не проявляют себя полностью, оставаясь неуловимыми.
Выставочное пространство, в котором предстанет два холста — «Любовь №2» и «Любовь №7», — чем-то напоминает монашескую келью — место, где художник-монах молится и медитирует. И поскольку искусство для Чжан Хуаня — это прямое продолжение жизни, нечто непосредственно связанное с повседневностью, то и келья находится в самом сердце столицы, в галерее с видом на главную площадь России. В этом пространстве, наполненном звуками спокойной тибетской музыки, можно уединиться, погрузившись в созерцание двух полотен — чтобы открыть в себе и вокруг себя бесчисленные грани любви. В буддизме любовь — в первую очередь сострадание, сопереживание, а также воплощение совершенства человеческой природы, а значит, основное условие для достижения бессмертия. И если эгоистичная любовь препятствует просветлению, то любовь почтительная, сострадательная, уважающая личность в другом человеке ведет к достойному избавлению.
Чжан Хуань пришел к живописи не сразу. В 1990-х он начал карьеру с перформансов, в ходе которых помещал свое тело в невыносимые для обычного человека условия, боролся с фобиями и разбирался в отношениях между духом, телом и окружающим миром. Его искусство было средством освобождения от страхов, практическим переживанием любви. Переход от перформанса к изобразительному искусству в середине 2000-х совпал с открытием китайских религиозных традиций. Он стал посещать сакральные места, такие как уникальный буддийский пещерный комплекс в Дуньхуане, и начал работать с храмовым пеплом. Сегодня он ежегодно бывает в Тибете, где ищет уникальные пространства, соединяющие пустоту, тишину и богатство древней буддийской акустики.
В своих работах Чжан Хуань регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Он стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры.
Художник активно работает с западным миром: ставит оперы в Королевском театре в Бельгии, строит большие скульптуры в США и регулярно участвует в ярмарке «Арт Базель». Осенью 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялся его первый персональный проект в России, где были представлены в том числе картины из серии «Любовь», которые наряду с другими работами Чжан Хуаня будут показаны на его выставке на 59-й Венецианской биеннале в 2022 году.
Выставка подготовлена Pearl Lam Galleries совместно с галереей ГУМ-Red-Line.
Pearl Lam Galleries — движущая сила современного искусства Азии. Галерея имеет более чем двадцатилетний опыт в организации выставок ключевых художников современного азиатского и западного искусства и играет ключевую роль в развитии международного диалога между Востоком и Западом. Pearl Lam Galleries представляет выставки музейного уровня по всему миру и благодаря интернациональной команде имеет глобальный охват, участвуя в ключевых международных арт-ярмарках: The Armory Show, Art Cologne, Art Basel Hong Kong, Frieze Masters и West Bund Art and Design. Флагманское пространство галереи находится в Гонконге в историческом здании Pedder Building и в Шанхае, в самом центре исторического квартала Бунд. Галерея основана Перл Лэм — одной из самых влиятельных женщин Азии по версии Forbes, признанной одной из самых авторитетных фигур в современном искусстве.
Кураторы проекта — Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Алена Иванова, куратор, директор Pearl Lam Galleries в России.
Ассистент кураторов — Елизавета Садовая.
Руководитель галереи ГУМ-Red-Line – Игорь Казаков.
Художник выставки:
Чжан Хуань
Что Библия говорит о мудрости любви?
Иакова 3:17 ESV / 25 благодарностей
Но мудрость свыше сначала чиста, потом миролюбива, кротка, открыта разуму, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна.
Иакова 1:5 ESV / 20 благодарностей
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
Притчи 1:7 ESV / 16 благодарностей
Страх Господень есть начало познания; глупцы презирают мудрость и наставление.
Притчи 9:10 ESV / 11 благодарностей
Страх Господень — начало мудрости, и познание Святаго — проницательность.
Притчи 3:7 ESV / 10 благодарностей
Не будь мудрецом в собственных глазах; бойтесь Господа и удаляйтесь от зла.
1 Коринфянам 13:1-13 ESV / 9 благодарностей
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звенящий. И если я имею пророческую силу и понимаю все тайны и все знание, и если имею всю веру, чтобы передвигать горы, но не имею любви, то я ничто. Если я отдам все, что имею, и предам тело мое на сожжение, а любви не имею, то ничего не приобрету. Любовь терпелива и добра; любовь не завидует и не хвалится; это не высокомерно или грубо.
Притчи 29:15 ESV / 9 благодарностей
Розга и обличение дают мудрость, но дитя, предоставленное самому себе, позорит свою мать.
1 Коринфянам 8:1 ESV / 8 благодарностей
Теперь о пище, приносимой идолам: мы знаем, что «все мы обладаем знанием». Это «знание» надмевает, а любовь созидает.
1 Иоанна 4:18 ESV / 7 благодарностей
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Ибо страх связан с наказанием, а боящийся несовершен в любви.
Екклесиаст 7:12 ESV / 7 благодарностей
Ибо защита мудрости подобна защите денег, а преимущество знания в том, что мудрость сохраняет жизнь тому, кто ею обладает.
Притчи 19:8 ESV / 7 благодарностей
Кто разумен, тот любит свою душу; тот, кто сохраняет понимание, найдет добро.
Притчи 16:16 ESV / 7 благодарностей
Насколько лучше получить мудрость, чем золото! Получить понимание значит быть избранным, а не серебром.
Псалом 111:10 ESV / 7 благодарностей
Страх Господень есть начало мудрости; все те, кто практикует это, имеют хорошее понимание. Его хвала длится вечно!
Псалом 107:43 ESV / 7 благодарностей
Кто мудр, пусть обращает внимание на эти вещи; пусть помыслят о непоколебимой любви Господа.
Псалом 37:30 ESV / 7 благодарностей
Уста праведника изрекают мудрость, и язык его изрекает правду.
1 Петра 1:22 ESV / 6 благодарностей
Очистив души ваши послушанием истине для искренней братской любви, любите друг друга усердно от чистого сердца,
1 Тимофею 2:4 ESV / 6 благодарностей
Кто желает, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины.
Колоссянам 1:9 ESV / 6 благодарностей
Итак, с того дня, как мы услышали, мы не перестаем молиться за вас, прося, чтобы вы исполнились познания воли Его во всякой духовной мудрости и разумении,
Иов 28:28 ESV / 6 благодарностей
И он сказал человеку: «Вот, страх Господень есть мудрость, и удаление от зла есть разум».
1 Иоанна 4:8 ESV / 5 благодарностей
Кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог есть любовь.
1 Коринфянам 1:30 ESV / 5 благодарностей
И ради Него вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
Римлянам 11:33 ESV / 5 благодарностей
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы Его суды и как неисповедимы Его пути!
Луки 1:17 ESV / 5 благодарностей
И он пойдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям и непослушных к мудрости праведников, чтобы приготовить Господу народ, приготовленный».
Притчи 14:8 ESV / 5 благодарностей
Мудрость разумного в том, чтобы видеть свой путь, а глупость глупых обманчива.
Притчи 2:6 ESV / 5 благодарностей
Ибо Господь дает мудрость; из уст его исходит знание и разумение;
Псалом 90:12 ESV / 5 благодарностей
Так научи нас считать дни наши, чтобы мы могли обрести сердце мудрости.
1 Иоанна 4:7 ESV / 4 благодарности
Возлюбленные! будем любить друг друга, ибо любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
1 Иоанна 3:18 ESV / 4 благодарности
Деточки, будем любить не на словах и не на словах, а на деле и истине.
1 Иоанна 3:1 ESV / 4 благодарности
Посмотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться детьми Божьими; и так мы. Причина, по которой мир не знает нас, в том, что он не знал его.
1 Петра 4:8 ESV / 4 благодарности
А главное, продолжайте искренне любить друг друга, ибо любовь покрывает множество грехов.
Иакова 3:13 ESV / 4 благодарности
Кто из вас мудр и разумен? Добрым поведением пусть покажет дела свои в кротости мудрости.
Колоссянам 2:8 ESV / 4 благодарности
Смотрите, чтобы никто не увлек вас в плен философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихийным духам мира, а не по Христу.
1 Коринфянам 13:2 ESV / 4 благодарности
И если я имею пророческую силу и понимаю все тайны и все знание, и если имею всю веру, чтобы передвигать горы, но не имею любви, то я ничто.
Деяния 17:11 ESV / 4 благодарности
Эти иудеи были более знатными, чем жители Фессалоники; они приняли слово со всем рвением, ежедневно исследуя Писание, чтобы убедиться, так ли это.
Иоанна 15:13 ESV / 4 благодарности
Нет большей любви, чем то, что кто положит душу свою за друзей своих.
Матфея 7:24-27 ESV / 4 благодарности
«Всякий, кто услышит эти слова Мои и исполнит их, будет подобен мудрецу, построившему дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, но он не упал, потому что основан был на камне. И всякий, кто услышит эти мои слова и не исполнит их, будет подобен глупцу, построившему свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое».
Софония 3:17 ESV / 4 благодарности
Господь, Бог твой, посреди тебя, сильный, спасающий; он будет радоваться о вас с радостью; он успокоит вас своей любовью; он будет ликовать о вас с громким пением.
Екклесиаст 2:26 ESV / 4 благодарности
Ибо тому, кто угоден ему, Бог дал мудрость, и знание, и радость, а грешнику дал дело собирать и собирать, только чтобы давать тому, кто угоден Богу. Это тоже суета и погоня за ветром.
Екклесиаст 1:18 ESV / 4 благодарности
Ибо во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь.
Притчи 24:14 ESV / 4 благодарности
Знай, что такова мудрость твоей души; если найдешь, будет будущее, и надежда твоя не погибнет.
1 Иоанна 3:16 ESV / 3 благодарности
Любовь познаем в том, что он положил за нас душу свою, и мы должны положить души свои за братьев.
2 Петра 3:18 ESV / 3 благодарности
Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
Колоссянам 2:2-3 ESV / 3 благодарности
Дабы утешились сердца их, соединенные любовью, чтобы они достигли всего богатства полной уверенности в разумении и познании тайны Божией, Который есть Христос, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
Ефесянам 5:33 ESV / 3 благодарности
Однако пусть каждый из вас любит свою жену, как самого себя, и пусть жена видит, что она уважает своего мужа.
1 Коринфянам 12:8 ESV / 3 благодарности
Ибо одному дается Духом слово мудрости, а другому слово знания, тем же Духом,
1 Коринфянам 8:3 ESV / 3 благодарности
А кто любит Бога, тот познан Богом.
1 Коринфянам 1:20 ESV / 3 благодарности
Где тот, кто мудр? Где писец? Где спорщик этого века? Не ослепил ли Бог мудрость мира сего?
1 Коринфянам 1:18 ESV / 3 благодарности
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, оно есть сила Божия.
Римлянам 16:19 ESV / 3 благодарности
Ибо послушание твое всем известно, так что я радуюсь о тебе, но хочу, чтобы ты был мудр на добро и невинен на зло.
Римлянам 5:8 ESV / 3 благодарности
Но Бог проявляет Свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас.
Иоанна 17:26 ESV / 3 благодарности
Я открыл им имя Твое и буду открывать, чтобы любовь, которою Ты возлюбил Меня, была в них, и Я в них».
Иоанна 8:32 ESV / 3 благодарности
И ты узнаешь правду, и правда освободит тебя».
Матфея 11:25 ESV / 3 благодарности
В то время Иисус провозгласил: «Благодарю Тебя, Отец, Господь неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл то детям;
Исаия 33:6 ESV / 3 благодарности
И он будет стабильностью ваших времен, изобилием спасения, мудрости и знания; страх Господень — сокровище Сиона.
Притчи 29:11 ESV / 3 благодарности
Глупец дает волю своему духу, а мудрец тихо сдерживает его.
Притчи 21:30 ESV / 3 благодарности
Никакая мудрость, никакое понимание, никакой совет не помогут против Господа.
Притчи 19:20 ESV / 3 благодарности
Слушайся совета и принимай наставления, чтобы в будущем ты мог обрести мудрость.
Притчи 19:11 ESV / 3 благодарности
Здравый смысл делает человека медленным на гнев, и его слава — не замечать оскорбления.
Притчи 17:24 ESV / 3 благодарности
Разумный обращает лицо свое к мудрости, а глаза глупого обращены на края земли.
Притчи 14:33 ESV / 3 благодарности
Мудрость покоится в сердце человека разумного, но она дает о себе знать даже среди глупцов.
Притчи 11:30 ESV / 3 благодарности
Плод праведника — древо жизни, и мудрый пленяет души.
Притчи 11:2 ESV / 3 благодарности
Когда приходит гордость, приходит и посрамление, а со смиренными мудрость.
Притчи 10:13 ESV / 3 благодарности
На устах разумного находится мудрость, а на спине неразумного — жезл.
Притчи 10:12 ESV / 3 благодарности
Ненависть возбуждает раздоры, а любовь покрывает все обиды.
Притчи 8:11 ESV / 3 благодарности
Ибо мудрость лучше драгоценностей, и все, чего бы вы ни пожелали, не может сравниться с ней.
Притчи 4:7 ESV / 3 благодарности
Начало мудрости таково: обретай мудрость, и что бы ты ни получил, обретай проницательность.
Иов 12:12 ESV / 3 благодарности
Мудрость в старости и разум в долготе дней.
Иакова 1:6 ESV / 2 благодарности
Но да просит с верою, нисколько не сомневаясь, ибо сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
2 Тимофею 3:15 ESV / 2 благодарности
И как ты с детства знаком со священными писаниями, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
2 Тимофею 2:7 ESV / 2 благодарности
Вдумайся в то, что я говорю, ибо Господь даст тебе разумение во всем.
2 Тимофею 1:7 ESV / 2 благодарности
Ибо Бог дал нам дух не боязни, но силы, любви и самообладания.
Колоссянам 3:14 ESV / 2 благодарности
И прежде всего облекитесь в любовь, которая соединяет все в совершенной гармонии.
Колоссянам 1:10 ESV / 2 благодарности
Чтобы поступать достойно Господа, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога;
Филиппийцам 2:2 ESV / 2 благодарности
Дополните мою радость тем, что у вас один разум, одна любовь, полное согласие и один ум.
Филиппийцам 1:9 ESV / 2 благодарности
И я молюсь о том, чтобы ваша любовь все более и более изобиловала знанием и всякой проницательностью,
Ефесянам 5:25 ESV / 2 благодарности
Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил церковь и предал себя за нее,
Галатам 5:13 ESV / 2 благодарности
Ибо вы призваны к свободе, братья. Только не пользуйтесь своей свободой как поводом для плоти, но любовью служите друг другу.
2 Коринфянам 8:7 ESV / 2 благодарности
Но так как ты изобилуешь всем: и верою, и словом, и познанием, и всяким усердием, и нашей любовью к тебе, — смотри, преуспевай и в этом деле благодати.
2 Коринфянам 4:6 ESV / 2 благодарности
Ибо Бог, сказавший: «Да воссияет свет из тьмы», озарил наши сердца, чтобы дать свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа.
2 Коринфянам 1:12 ESV / 2 благодарности
Ибо похвала наша есть свидетельство совести нашей, что мы поступали в мире с простотой и богоугодной искренностью, не по земной мудрости, но по благодати Божией, и в высшей степени так по отношению к вам.
1 Коринфянам 14:20 ESV / 2 благодарности
Братья, не будьте детьми в своем мышлении. Будьте младенцами во зле, но будьте зрелы в своем мышлении.
1 Коринфянам 13:8 ESV / 2 благодарности
Любовь никогда не заканчивается. Что касается пророчеств, то они исчезнут; языки умолкнут; что касается знания, то оно прейдет.
1 Коринфянам 1:25 ESV / 2 благодарности
Ибо неразумие Божие мудрее людей, и немощь Божия сильнее человеков.
Римлянам 15:14 ESV / 2 благодарности
Я сам доволен вами, братья мои, что вы сами исполнены благости, исполнены всякого знания и можете наставлять друг друга.
Римлянам 13:8 ESV / 2 благодарности
Никому ничего не должны, кроме любви друг к другу, ибо любящий другого исполнил закон.
Иоанна 14:7 ESV / 2 благодарности
Если бы вы знали меня, вы знали бы и моего Отца. Отныне вы знаете его и видели его».
Иоанна 10:14 ESV / 2 благодарности
Я добрый пастырь. Я знаю своих, и мои знают меня,
Иоанна 3:16-17 ESV / 2 благодарности
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для осуждения мира, но для того, чтобы мир был спасен через Него.
Матфея 7:7-8 ESV / 2 благодарности
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Матфея 6:24 ESV / 2 благодарности
«Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Вы не можете служить Богу и деньгам.
Михей 6:8 ESV / 2 благодарности
Он сказал тебе, о человек, что хорошо; и чего требует от тебя Господь, как не поступать справедливо, и любить доброту, и смиренномудренно ходить пред Богом твоим?
Иеремия 10:12 ESV / 2 благодарности
Это он сотворил землю силою своею, утвердил вселенную мудростью своею и разумом своим распростер небеса.
Исаия 11:2 ESV / 2 благодарности
И почиет на нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и страха Господня.
Исаия 5:21 ESV / 2 благодарности
Горе тем, кто мудр в своих глазах и проницателен в глазах своих!
Екклесиаст 12:11 ESV / 2 благодарности
Слова мудрых подобны иглам, и собранные изречения подобны вбитым гвоздям; они даны одним Пастырем.
Екклесиаст 12:7 ESV / 2 благодарности
И прах возвращается в землю, как был, и дух возвращается к Богу, давшему его.
Екклесиаст 10:2 ESV / 2 благодарности
Сердце мудрого склоняет его вправо, а сердце глупца — влево.
Екклесиаст 8:1 ESV / 2 благодарности
Кто подобен мудрому? А кто знает толкование вещи? Мудрость человека делает лицо его светлым, и суровость лица его меняется.
Екклесиаст 7:2 ESV / 2 благодарности
Лучше идти в дом скорби, чем идти в дом пира, ибо это конец всего человечества, и живущие примут это к сердцу.
Притчи 28:5 ESV / 2 благодарности
Злые люди не понимают справедливости, но ищущие Господа вполне понимают ее.
«любовь и понимание» клубок любви и мудрости (любовь #7)
Любовь к мудрости и мудрость любви
Добро пожаловать в последнюю часть нашей серии о любви. В этой статье мы рассмотрим идею философии как любви к мудрости. И мы собираемся спросить о том, существует ли более глубокая связь между мудростью и любовью.
Первым, кто заговорил о философии как о любви к мудрости, был греческий философ Пифагор. Идея о том, что философия есть любовь к мудрости, а не, например, практика мудрости, отдаляет нас от мудрости, к которой мы стремимся. Мы можем любить мудрость, не будучи вполне мудрыми, так же как мы можем любить добродетель, не будучи вполне добродетельными, или мы можем любить красоту, не будучи вполне прекрасными.
Но идея философии как любви к мудрости также динамична. Мы движемся к тому, что любим. Он нас завораживает, завораживает, интригует. И мы хотим, чтобы этого было больше в нашей жизни.
Любовь мудрости
Есть два способа понять, что значит говорить о любви к мудрости. Во-первых, мы можем рассматривать мудрость как объект любви. Есть много вещей, которые мы могли бы любить: человека, кошку, самосу, мимозу… Эти вещи могут быть более или менее достойными любви, но все они являются объектами, на которые направлена наша любовь и наш интерес. Если мы так понимаем любовь к мудрости, тогда мудрость является просто объектом нашего восхищения или даже нашего увлечения.
Но есть и другой способ думать о любви к мудрости. Потому что эта фраза может также означать что-то вроде «любовь, одержимая мудростью», или даже «любовь мудрости» (точно так же, как «кот моего соседа» может означать «кошка, одержимая моим соседом» или «любовь моего соседа»). кот.»)
Если мы понимаем любовь к мудрости в первом смысле, с мудростью просто как объектом любви, это не обязывает нас к какому-то конкретному пониманию мудрости. Но если мы понимаем это во втором смысле, то это предполагает, что в мудрости есть что-то, что влечет за собой любовь. Итак, если мы понимаем фразу «любовь к мудрости» как эквивалент «любви к мудрости», возникает более глубокая связь между любовью и мудростью. И мы можем начать понимать, что, возможно, философия — это не только то, как мы думаем о мире, но и то качество, которое мы привносим в это мышление: качество внимания, заботы или любви.
Мудрость любви
Даже если мы согласны с тем, что философия имеет какое-то отношение к любви и что-то к мудрости, мы склонны придавать идее мудрости более высокую ценность, чем любви. С этой точки зрения, любовь является средством мудрости, а мудрость целью .
Но два мыслителя в 20-м веке поменяли порядок этих двух терминов, спросив, что значит думать о философии как о «мудрости любви» или как о «мудрости любви».
Первым из этих философов был Эммануэль Левинас, которого всю жизнь занимала этика наших межличностных отношений. В своей монументально сложной книге « Иначе чем быть » Левинас писал, что философия — это «мудрость любви на службе у любви». [1]
Это утверждение появляется в конце особенно запутанного отрывка из философии. И это увело бы нас слишком далеко от курса, чтобы погрузиться в эти сложности. Но очень кратко то, что предполагает Левинас, состоит в том, что первичным импульсом к философии — вещью, которая заставляет нас вообще искать причины и оправдания — является наша этическая ответственность перед другими или любовь.
Другим философом, который делает то же самое, является Мишель Серрес в его маленькой брошюре En amour, sommes-nous des bêtes (или In Love, Are We Beasts ?). Здесь Серрес приводит аргумент из этимологии. Он говорит, что когда мы переводим греческое слово philosophia , мы склонны переворачивать два термина, помещая их на передний план.
Мудрецы определяют философию как любовь к мудрости. Должно быть, эти ученые люди не знают языка. В большинстве составных слов нам лучше читать корни задом наперёд: автомобиль , то, что движется само по себе; геология , науки о земле; канатоходец , тот, кто ходит по канату… По правде говоря, тогда философия была бы мудростью любви. [2]
Заявления Серра об этимологии могут быть верными, а могут и нет. Но и Серрес, и Левинас поднимают интересные вопросы о том, как мы думаем о том, что такое философия и к чему она должна стремиться. Означает ли быть философом приверженность мудрости ( sagesse , по-французски) или стать мудрецом и лучше думать? Или это значит быть кем-то, кто привержен любви ( любовь ) или любить лучше? Стремясь стать философами, пытаемся ли мы стать мудрецами или любовниками? Или мы пытаемся быть и тем, и другим: милыми мудрецами и прозорливыми любовниками?
Клубок мудрости и любви
Одно предположение из древнегреческой философии состоит в том, что, возможно, мы стремимся к и . В предыдущей статье мы рассмотрели лестницу Диотимы и идею любви как процесса трансцендентности. В том же пассаже Symposium , Сократ рассказывает о том, как философ и жрица Диотима научили его тому, что философия — это занятие, в котором переплетаются мудрость и любовь.
Для Диотимы любовь интересна тем, что представляет собой неоднозначное промежуточное состояние. Сократ пересказывает диалог с Диотимой, в котором он намекает своему учителю, что любовь — это «великий бог». Но Диотима не соглашается. Озадаченный, Сократ вместо этого предполагает, что, возможно, любовь — смертное существо. Опять же, Диотима говорит, что это не так. Вместо этого, говорит она, любовь — это «великий дух», который находится «между богом и смертным» [3].
Странное утверждение, пропитанное мифологией. Но это важно для того, как Сократ понимает философию. Потому что любовь к мудрости также занимает это промежуточное пространство, где мы больше не находимся полностью в мире невежества, но и не являемся полностью мудрыми. Это отрывок из текста.
«В таком случае, Диотима, кто такие люди, любящие мудрость, если они не мудры и не невежественны?» — Это очевидно, — сказала она. «Ребенок мог бы рассказать вам. Те, кто любит мудрость, попадают между этими двумя крайностями. И Любовь — одна из них, потому что он любит то, что прекрасно, а мудрость чрезвычайно прекрасна. Отсюда следует, что Любовь должен быть любителем мудрости и, как таковой, находится между мудрым и невежественным.
Любовь можно рассматривать как мост к мудрости (вспоминая мост доверия в предыдущей статье), который двусмысленно парит между состояниями невежества и мудрости, но не принадлежит полностью ни к одному из них. Для Сократа — и Диотимы тоже — без любви, преодолевающей разрыв, мы не сможем бросить вызов нашему невежеству и продолжить поиски мудрости.
Внимательность: двойные пути любви и мудрости
Но любовь и мудрость не просто дополняют друг друга. Они также существуют в некоторой степени в напряжении друг с другом. Они представляют два разных пути.
Существует давняя традиция, согласно которой стремление к мудрости начинается с удивления : с восхищенного увлечения миром. В начале своей Метафизики Аристотель пишет, что:
По своей природе все люди жаждут знать. Указанием является их радость в чувствах. Ибо они, совершенно независимо от их полезности, внутренне восхитительны, и это для глаз больше, чем другие. [5]
«Пять чувств лета» Себастьяна Стоскопфа 1633. Музей современного искусства Нотр-Дам, Страсбург. Общественное достояние через Wikimedia Commons.
Философия начинается с того, что нам нравятся новые ощущения, и нам нравятся новые знания, которые эти ощущения приносят. В частности, нам нравится смотреть на мир, впитывать его глазами. Этот процесс восторженного, приятного созерцания мира , утверждает Аристотель, побуждает нас к погоне за мудростью.
Но для того, чтобы это чувственное наслаждение превратилось в мудрость, согласно Аристотелю, мы должны быть в состоянии видеть сквозь многообразие мира тонкую паутину лежащих в основе принципов и причин, которая связывает все вместе.
Идеальный философ, по мнению Аристотеля, остро видит две вещи. Во-первых, они очарованы разнообразием и множественностью мира (можно назвать это любовью). А во-вторых, их интересуют принципы, лежащие в основе этого разнообразия и множественности (можно назвать это мудростью).
Вот почему самого Аристотеля интересовало почти все , от природы души до брачных привычек осьминогов, от жизни пчел до самых фундаментальных вопросов о природе пространства, времени и причинности.
Задача философии: практика любви и мудрости
Один из способов увидеть двойной фокус Аристотеля — это два разных пути внимания. Первый путь выдвигает на первый план мудрость и ищет общие принципы. Другой путь выдвигает на первый план любовь и ищет все единственное и уникальное.
Так описывает это итальянский писатель Итало Кальвино в своей книге « Шесть памяток для следующего тысячелетия»:
Один путь ведет в ментальное пространство бестелесной рациональности, где можно проследить сходящиеся линии, проекции, абстрактные формы , векторы силы. Другой путь проходит через пространство, забитое предметами, и пытается создать словесный эквивалент этого пространства, заполняя страницу словами, предполагая самое тщательное, кропотливое усилие приспособить написанное к тому, что не написано, к сумме того, что написано. можно сказать и нельзя сказать. [6]
Возможно, тогда мудрость и любовь существуют в каком-то напряжении. Мудрость ищет общие принципы. Любовь ищет уникальность и неповторимость. И философия находится где-то посередине этих вещей как практика углубления любви и мудрости. Затем, по мере нашего продвижения по философскому пути, мы не только все более глубоко понимаем и ценим оба основных закономерности, лежащие в основе вещей, но и пробуждаемся к познанию абсолютного богатства и разнообразия мира.
Любовь и мудрость существуют в напряжении, но они также поддерживают друг друга. Если мы будем видеть только уникальность, индивидуальность и особенности, мы упустим ткань, которая связывает воедино мир. Но если мы видим только общие принципы и закономерности, мы упускаем из виду то, что делает любую вещь такой единственной и уникальной. И кроме того, как знала Диотима, именно в промежуточных промежутках — в напряжениях, пробелах, сложных средних местах — происходят интересные вещи.
Караван Марко Поло Авраама Крескеса в Atlas Catalan 1375. Общественное достояние на Викискладе.
В заключение я хочу пересказать историю об этих двух путях. В своей книге « Невидимые города » Итало Кальвино рассказывает притчу о Хубилай-хане, правителе Китая, и итальянском авантюристе Марко Поло.
Двое мужчин играют в шахматы. Для хана шахматная доска — абстрактное представление его империи. Он свел разнообразие и сложность мира к абстрактным принципам шахматной доски. Его ходы на шахматной доске перекликаются с его решениями как императора. Игра в управление империей — это обширная шахматная игра, вопрос стратегии и общих принципов. Но хан так долго был императором и одержал столько побед, что ему уже непонятно, из чего состоит его империя. Кальвино пишет,
При мате под ногой короля, отброшенного рукой победителя, остается ничто. Расчленив свои завоевания, чтобы свести их к существенному, Хубилай пришел к крайней операции: окончательному завоеванию, для которого многообразные сокровища империи были лишь иллюзорными оболочками; он был уменьшен до квадрата строганного дерева. [7]
Вы можете видеть в Хане воплощение того, кто довел путь мудрости до предела. Он объявил мат, но больше не уверен, что выиграл. У него есть только общие принципы, но он потерял уникальность мира.
Итак, Марко Поло склоняется над шахматной доской и рассказывает Хану, что видит.
Тогда Марко Поло заговорил: «Ваша шахматная доска, сир, инкрустирована двумя породами дерева: черным деревом и кленом. Квадрат, на который устремлен твой просветленный взор, был вырезан из кольца ствола, выросшего в засушливый год: видишь, как устроены его волокна? Здесь можно разобрать еле заметный узелок: почка пыталась прорасти в преждевременный весенний день, но ночной мороз заставил ее удержаться…» [8]
Марко продолжает говорить, отступая от общих принципов к частностям, и вдруг империя нахлынула обратно, и Хан снова понимает, что значит не просто управлять империей, но, может быть, и любить ее. Кальвино заканчивает отрывок так:
Количество вещей, которые он мог прочитать в маленьком кусочке из гладкого и пустого дерева, переполняло Хубилая; Поло уже говорил о черных лесах, о плотах, нагруженных бревнами, спускающихся по рекам, из доков, женщин у окон…[9]
Видение жизни Кальвино таково, что мудрость и любовь поддерживают друг друга, даже когда они существуют в противоречии друг с другом. Если всегда существует это противоречие между любовью и мудростью, мы, возможно, никогда не сможем найти истинную мудрость (и, возможно, нам не следует стремиться к этому). Точно так же мы можем никогда не найти настоящую любовь. Но в движении туда-сюда между ними мы можем найти более глубокие способы оценить и понять мир: как общие закономерности, лежащие в основе всех вещей, так и уникальность каждой отдельной вещи и каждой отдельной ситуации.
Вопросы
Вот несколько вопросов, которые заставят вас задуматься над статьей этой недели. Если вы являетесь участником, погрузитесь в комментарии на Агоре и давайте поболтаем.
- Я утверждаю, что любовь заключается в понимании специфики и того, что делает что-то уникальным, а мудрость заключается в понимании общих принципов. Но так ли это?
- Если вы думаете о философии как о «мудрости любви», как это меняет ваше представление о том, что такое философия и что она должна делать?
- Возможна ли истинная мудрость? А как же настоящая любовь? Одно исключает другое?
- В каком смысле любовь есть что-то, что существует «между» (вы можете посмотреть Философское дело о Диотиме здесь).
- Мы часто думаем, что напряженность между разными взглядами на жизнь нужно искоренять или преодолевать. В этой части я предполагаю, что эти напряжения могут быть творческими, даже если вы не можете их преодолеть. Это действительно так?
- Наконец, оглядываясь назад на весь курс, как — если вообще — изменилось ваше понимание любви с тех пор, как вы начали курс?
Примечания
[1] Эммануэль Левинас, Иначе, чем Быть, Или За пределами Сущности (Duquesne University Press), p. 162
[2] Мишель Серрес, En amour, sommes-nous des betes (Le Pommier, 2002)
[3] Symposium 202e. См. Джон М. Купер (редактор), Платон: Полное собрание сочинений (Hackett 1997), с. 485.
[4] Симпозиум 204b. См. Джон М. Купер (редактор), Plato: Complete Works (Hackett 1997), с. 487.
[5] Аристотель: Метафизика , перевод Хью Лоусона-Танкреда (Penguin Books 1998), [980a], p. 30.
[6] Итало Кальвино, Шесть памяток для следующего тысячелетия (Penguin Modern Classics 2009), с. 74
[7] Итало Кальвино, Невидимые города (Harcourt Brace 1974), стр. 131-2
[8] там же.
[9] там же.
Читать далее
Песня этой недели — «Любовь и понимание Шер». Послушайте его на YouTube.
В блоге NPR есть хорошая короткая заметка о невидимых городах. Смотрите ссылку здесь.
Размышляя о напряжении между Марко Поло и ханом, а также между любовью и мудростью, было бы интересно исследовать древнегреческого философа Эмпедокла, который видел вселенную как противоречие между любовью и борьбой.