Мудрость знает что делать дальше делает это: Цитаты и фразы о мудрости
METODORF.RU Интерактивный портал-книга методик саморазвития и достижения успеха |
Направления развития ≡ Основное меню ≡ Личностный рост Эзотерика Самоконтроль Разное Тренировка ума Дополнительно Главная / Цитаты и фразы / Цитаты и фразы о мудрости Многие люди в различных ситуациях поступают обдуманно, основываясь на собственных знаниях и уверенности в собственной правоте, но не всегда эти поступки оказываются мудрыми. Мудрость – это нечто большее, чем просто знания и больше, чем даже опыт. Цитаты и фразы о мудрости:
Определенно, осмысление цитат великих людей о мудрости может помочь в понимании того, что такое мудрость, а также поспособствовать в поисках путей и способов, по которым вы можете стать мудрее. Однако чтобы действительно приобрести мудрость, чтения цитат будет недостаточно, мудрость приходит с годами, с опытом. Мудрость накапливается у человека, когда он мыслит и действует осознанно всегда и во всём, мыслит наперед, заранее просчитывая, к каким последствиям могут привести его действия во внешнем мире и в мире внутреннем. Будьте мудрыми и всего вам наилучшего.
© Олег Акван
Главная / Цитаты и фразы / Цитаты и фразы о мудрости Другие цитаты и фразы на сайте: 1. Цитаты и фразы о терпении Объявление: |
Что значит «быть мудрым»? |
Считаете ли вы себя мудрым человеком? Можете ли вы себя назвать мудрым? А мудрецом? Встречался ли вам в жизни мудрый человек? Мудрый и Умный: в чем разница? Мы восхищаемся мудрыми людьми, но если бы нас спросили, хотели бы мы, чтобы самим стать мудрыми, стать мудрецом. .. как-то сразу и не ответишь на этот вопрос. Обязательно ли, чтобы быть мудрым надо быть стариком? Или мудрым может быть и ребенок? Зависит ли мудрость от возраста? Всегда ли это в прямой зависимости? Что лучше, быть мудрым или быть умным? Есть ли разница между мудрым и умным? Если есть то, в чем она? Зачем, вообще, пытаться понять эту разницу? Подсознательно мы понимаем, что быть мудрым лучше и более ценно, чем просто быть умным. Но почему?! Есть ли смысл в том, чтобы становиться мудрым? Что мне с этого будет, если я им стану? Принесет ли мне это пользу, и стану ли я счастливым, если стану мудрым? Позвольте задать вам три простых вопроса: хотели бы вы стать известным человеком? Богатым? Мудрым? Вы заметите, что рейтинг стать мудрым не очень-то и высок. Его «перебивает» желание стать успешным, знаменитым, богатым! «Карьера мудреца» никого сегодня сильно не привлекает и, честно говоря, никто не знает, что это такое, что с этим делать, как с этим жить, а главное, как этим можно зарабатывать. 🙂 Может быть раньше это и было «тканью жизни», но сейчас другие времена, время сверхскоростей и новых технологий. Ведь мудрецы какие-то «медленные», а нам тормозить нельзя – съел и порядок, побежали дальше. Хотя очень часто, в конце нашей жизни мы с ужасом понимаем, что бежали не в ту сторону. Мудрости не хватило. Пробежали. Грустно. Поэтому давайте попробуем все-таки остановиться и попытаемся тихо и не торопясь порассуждать над всеми этими вопросами. Начнем с самого простого — с образа который возникает, когда мы говорим о мудрости, о мудром человеке. Сразу, что «бросается» в мозг это старец, с сединой, пожилой человек, чуть-чуть сгорбленный, обязательно почему-то с бородой, спокойный, немногословен, краток, глубокий, даже в некоторой степени таинственный, а еще этот человек всегда почему-то мужчина. Как будто мудрецом может быть только представитель мужского пола. Даже само слово «мудрец» мужского рода. Как-то нехорошо получается в отношении наших любимых женщин. Но сейчас не об этом, хотя этот вопрос тоже интересный и здесь можно достаточно много необычных выводов для себя сделать. Продолжим… Итак, все это привлекает наше внимание. Но почему? Почему эти люди привлекают наше внимание? Почему эти люди вызывают интерес и желание общаться? Хотя в обычной жизни нам очень трудно сказать: «Представляешь, я вчера встретился с мудрецом! Было так здорово!». Нам трудно даже вспомнить, когда последний раз мы с этим человеком встречались вживую. Я уже не говорю о том, что нам трудно представить и предположить, что в будущем мы встретим такого. Мы даже больше верим в то, что мы вообще не сможем встретить такого человека за всю нашу жизнь! Мы знаем о них много, но лично я их не видел. Просто мистика, какая то! Но если спросить у большинства людей, хотелось бы им пообщаться с мудрецом, многие бы ответили искренним интересом и непосредственным желанием. «Да, конечно, мне хотелось бы встретиться и пообщаться с ним! Задать вопросы, которые меня волнуют, да и вообще увидеть его «вживую». Но, несмотря на то, что в реальной жизни у нас нет практического опыта встречи и общения с мудрым человеком, а если и есть то, он очень ограничен, мы все же в книгах, фильмах, историях, рассказах, сказках постоянно встречаем этот образ – образ мудрого человека, мудреца. Зачем это нужно? Зачем пытаться ответить на вопрос: что значит «быть мудрым»? Представьте, например, такую ситуацию. К вам приходит ваш ребенок и говорит: «Пап, я тут вычитал в одной книжке, что быть мудрым – это круто! Тебя все уважают, ты пользуешься авторитетом… короче, расскажи мне, как стать мудрым. Я решил стать мудрецом! Я хочу быть не просто умным, а мудрым человеком. Что мне нужно для этого сделать?». Во-первых, обрадуетесь ли вы, что у вашего ребенка появилась эта мысль? Как-то странно это звучит, хотя ничего странного в этом нет. Как нет ничего странного в том, что ребенок хочет быть умным. Просто кто такой «умный человек» мы все в общем понимаем и знаем что нужно делать, чтобы им стать. Нужно быть любознательным, читать книги, понимать их, общаться с умными людьми, постоянно узнавать что-то новое, и так далее… Но, что нужно делать, чтобы стать мудрецом… на этом мысль как-то неожиданно заканчивается. Хотя желание хорошее. Какому родителю не хотелось бы, чтобы его ребенок стал мудрым. Понимаем где-то, что в этом есть огромная польза и выгода. Что у ребенка будет меньше проблем в жизни, а те, которые будут появляться, он будет достаточно быстро и эффективно разрешать с помощью своей приобретенной мудрости. Мы даже с радостью отдали бы его в кружок, в котором бы детей учили этому. А предмет в школе по этой теме и на постоянной основе, было бы вообще пределом мечтаний. Но таких кружков нет, предметов в школе тоже, приходится самим выдумывать и как-то «заполнять» это желание наших детей. А может быть даже больше — наших собственных сокровенных желаний, как родителей. Когда мы знаем, что нужно делать, чтобы стать мудрым человеком, мы, во-первых, сами можем приблизиться к этой цели, а, во-вторых, можем помочь другим нашим детям, друзьям, знакомым, близким, родным, стать мудрыми и объясним им зачем это нужно делать. Каковы критерии мудрости? Как узнать и распознать мудрого человека? Что значит «быть мудрым»? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала попробуем задать себе другой вопрос: в чем разница между «умным» и «мудрым»? Итак, у нас есть два человека: один – умный, второй – мудрый. Какая между ними разница? Но в начале, что у них общего? Главное, в чем они схожи – это и тот и другой что-то знают. Они знают вещи, которые другие не знают. Именно это и отличает их от других людей. Когда мы слушаем умного человека мы говорим: «У-у, как много ты знаешь! Ты, наверно, очень умный». Когда же мы слушаем мудрого человека, мы тоже слышим от него то, чего мы не знаем. А он знает! Так может быть разница между умным и мудрым в том, что мудрый знает БОЛЬШЕ, чем умный. Тогда, чтобы стать мудрым надо МНОГО знать! Чем больше ты знаешь, чем больше узнаешь и все это помнишь, тем лучше! Тем в большей степени ты становишься МУДРЫМ! Получается, мудрец – это тот, кто знает ОЧЕНЬ МНОГО. Чтобы стать еще более мудрым, надо постоянно накапливать ЗНАНИЯ. Однако, представьте себе, в глухой деревне живет старушка, которая МНОГО не знает, но все ее почему-то называют мудрой женщиной. Она не знает как пользоваться мобильным телефоном, не знает современной политической обстановки в мире, не знает курса доллара, она даже не знает, что сейчас весь мир находится в экономическом кризисе. У нее даже нет телевизора, как основной (к сожалению) источник информации о мире. Она не знакома с современными науками, не заканчивала ВУЗов, не читала Достоевского, Пушкина, Толстого…, но несмотря на все это, на всю эту «необразованность», эта простая старушка знает нечто, что делает ее мудрым человеком. Вся деревня это признает, ее очень любят и уважают. Почему мудрого человека всегда, не просто уважают, а еще и любят? С умным человеком такого не происходит. Мы можем уважать его «умность», его «всесторонность», его «объем» знания, но мы совсем не обязательно его любим. У мудрецов есть качество, которое «заставляет» нас любить их. Мы влюбляемся в этих людей, как мы любим наших отцов и матерей. Умный же очень часто вызывает нашу зависть. Мы можем их даже ненавидеть за то, что они знают больше чем мы. Очень часто мы говорим: «Слишком умный, да!». Но мудрецы тоже знают больше чем мы, однако мы им почему-то не завидуем. Что же это за качество? Но об этом чуточку позже. Может ли мудрый знать меньше, чем умный? Может! Например, участники игры интеллектуальное казино «Что? Где? Когда?» знают очень много. КОЛИЧЕСТВО знаний у них очень велико, однако мы не можем сказать, что это мудрые люди. Мы восхищаемся их всезнанием, но мы не говорим, что это мудрые люди. Во-первых, мудрые не стали бы собираться вместе и соревноваться друг с другом в своей мудрости. Они не стали бы выяснять, кто из них самый мудрый. Во-вторых, они не стали бы гордиться тем, что завоевали приз «САМОГО МУДРОГО ИЗ МУДРЫХ». Но умные это делают. Интеллектуальных ток-шоу хватает как на телевидении, так и в жизни. Что же такого знает МУДРЫЙ, что не позволяет ему соревноваться и гордиться своей мудростью? Об этом также чуть позже. Итак, вывод, который мы можем сделать: умный знает МНОГО, однако КОЛИЧЕСТВО знания не делает его автоматически мудрым. Умный может знать в десятки и сотни раз больше, чем мудрый. Мудрый, в свою очередь, может не знать многих вещей, которые знает умный. Он может знать меньше, однако нечто, что знает мудрый делает его мудрецом, а умный, как ни наращивал КОЛИЧЕСТВО своего знания, не может никак «пробиться» в разряд «мудрых». Наконец-то, мы подходим к главному вопросу нашей дискуссии, а именно: Что знает МУДРЫЙ, чего не знает УМНЫЙ? Рассмотрим простой пример. Представьте, вы идете по пустыне. У вас закончилась вода. До ближайшего оазиса два дня пути. С вами идет ваш друг, который очень хорошо разбирается в автомобилях, в компьютерах, в экономике, в высшей математике. Но, ни одна область его знания не дает ответа на вопрос: как добыть воду, и в каком направлении нужно идти, чтобы прийти к месту поселения людей. Как перезагрузить операционную систему и как настроить БИОС, эти знания не спасут вас от жажды. Знание механизма и закономерностей изменения курса доллара на мировых рынках не позволят вам сориентироваться на местности и определить стороны света, чтобы найти путь к оазису. Все эти знания в пустыне и в данной ситуации не имеют никакого смысла. Вам нужно знать немного. Но это малое знание спасет вам жизнь. И вы знаете это. Вы знаете, где в пустыне можно найти воду, как ее добыть и как определить стороны света по солнцу. Вы знаете то, что нужно знать. Вы спасаете не только себя, но еще и своего друга. Важно не сколько ты знаешь, а ЧТО ИМЕННО ты знаешь. Поэтому разница между умным и мудрым в том, что «умный» знает многое, а «мудрый» знает НУЖНОЕ. «Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное». Эсхил Но как определить, какое знание НУЖНОЕ, а какое нет? ЧТО ИМЕННО знает мудрец? Но об этом в следующий раз. Продолжение следует… Антон Медведев |
Вернуться к списку статей |
Святая Феврония: 15 уроков женской мудрости
Житие святых супругов Петра и Февронии имеет каноническую и апокрифическую версии. Апокриф (повесть о Петре и Февронии), чтобы понять все правильно, следует рассматривать как притчу, метафору отношений между двумя людьми, между мужем и женой, где важны не буквальности и «обстоятельства», а их внутренний смысл.
Без страха и смущения делать то, что считаете правильнымФевронию невозможно ни оговорить, ни подкупить, ни уж, конечно, перехитрить. Почему? Один из секретов: она никогда не сворачивает со своего пути и не предает своих ценностей. На первом месте – Бог, на втором – муж, все остальное – частности.
Читателю житийного сказания Феврония может показаться нескромной. Как же так?
Без обиняков заявляет простая дева, что хочет выйти замуж за самого муромского князя!
Да еще и условия ставит: чтобы был смиренным, чистосердечным. Не много ли на себя берет «дочь древолазца» (отец Февронии промышлял тем, что извлекал из дупел мед диких пчел)? Но она уверена в своей интуиции, а что о ней подумают – дело тридцатое.
Сказать «Нет!» компромиссам Изображение с сайта kulturologia.ruЧто до требований Февронии, многих смущающих, то просит-то она не шикарного свадебного пира, не фотосессии в жемчугах-бриллиантах, а мужа хорошего – честного, доброго, надежного. Благородных кровей? Так что же в этом плохого? Петр, на забудем об этом, прежде всего – герой, рисковавший своей жизнью ради чести семьи. Что до «высокого поста», то Петр, хоть и называется в тексте князем – лишь младший брат правителя Мурома.
Знать себя и слушать свое сердцеКогда любишь, недостатки другого перестают быть главными, уходят на второй план. Петр предстал перед Февронией в жутком виде: весь покрытый струпьями после битвы с драконом. И та полюбила его с первого взгляда. Она увидела его сердцем – и в этом ее мудрость. Ведь только увидев молодого князя, Феврония начинает говорить о замужестве, узнав в нем своего героя. И тут уже ничего не имеет значения: ни сословные различия, ни болезни, ни неприглядная внешность… Она любит – и это главное.
Можно возразить: но где же здесь мудрость? Сколько несчастных девиц падают жертвой своей самонадеянности, надеясь вылечить алкоголиков, притерпеться к богатым тиранам, смириться с тяготами ухода за больным!
Но в том и мудрость св. Февронии, что она не налагала на себя неудобоносимых бремен. Она прекрасно знает, что делает, на что способна, на что нет. Она знает себя. И здесь нет никакого противоречия с умением слышать свое сердце. Как подметил академик Д. С. Лихачев: «Ее мудрость – не только свойство ее ума, но в такой же мере – ее чувства и воли».
Не давать повода сплетникамФото с сайта culture.ruДева Феврония была простолюдинкой, вышедшей замуж за князя Петра. Само собой, знатным горожанам (и особенно – горожанкам) такое положение дел не понравилось. Чтобы как-то опорочить княгиню в глазах супруга, им пришлось немало постараться: Феврония вела себя так, что придраться было абсолютно не к чему. Вот настоящая женская мудрость: с одной стороны, она ни во что не ставит общественное мнение, а с другой – не дает этому самому мнению ни малейшего повода для злых слов.
Только так, лавируя между Сциллой и Харибдой, можно жить, не отступаясь от главных ценностей и ориентиров своей жизни. Пришлось сплетникам наскребать в буквальном смысле крохи: доложили Петру, что княгиня по-деревенски собирает после обеда хлебные крошки в ладошку.
Исключить из своей жизни ложьЧестность особенно важна для Февронии. Лживый муж, будь он самых голубых кровей и огромного достатка, обречет свою вторую половину на несчастье. И поэтому она идет на довольно рискованный, даже жесткий поступок. Когда князь выздоровел и не захотел жениться «на простолюдинке», этот первый – и единственный – обман оборачивается для него крайне неприятными последствиями. Он, вновь покрытый струпьями с головы до ног, вынужден идти с повинной головой к своей целительнице и снова просить ее о помощи. «Шантаж», – говорят порой те, кто не жалует святую Февронию.
Но давайте попробуем перенести этот притчевый эпизод на современную почву, в более понятные бытовые обстоятельства. Пусть драконом будет все тот же «зеленый змий».
Любовь способна творить чудеса с павшим его жертвой человеком – не так часто, как хотелось бы, но способна. Тому есть немало примеров. Но нередко случается так, что, избавившись (как ему кажется) от своей болезни-страсти, зависимый человек приписывает выздоровление себе и начинает жить так, как ему нравится.
Любящая женщина видит, что скоро все вернется на круги своя, предупреждает супруга об опасности, но он и слышать не хочет. И в итоге часто очень скоро вновь оказывается в начале пути – беспомощный, покрытый струпьями.
Не мститьУвидев ее суженого в столь жалком положении, Феврония ни на секунду не дает волю гневу: а ее, между прочим, сильно обидели. Она лишь снова твердо повторяет свое условие. Феврония понимает, что упреками и скандалами нельзя добиться ничего – тем более удержать рядом с собой любимого. Начни она уличать Петра во лжи, скорее всего, тот сел бы на своего добра коня и помчался бы дальше искать другого лекаря, коих, как гласит повесть, в рязанских краях было очень много в ту пору.
Действовать прямо и решительно Изображение с сайта kulturologia.ruНеотъемлемым качеством женской мудрости считается хитрость. Не такова Феврония. Она всегда действует решительно и открыто – рискуя прослыть простодушной, нахальной или даже слегка не в себе.
Специалисты по семейным отношениям подтвердят: никогда нельзя ставить ультиматумы, если не собираешься их выполнять.
Это – крайняя мера, и разбрасываться словами нельзя.
Случай, описанный выше, – тому свидетельство. Слово Февронии, даже сказанное тайно, никогда не расходится с делом. Она не колеблется в принятом решении – и потому по ее молитве за ночь вырастают деревья, а хлебные крошки превращаются в благоуханный ладан.
Избегать конфликтов и обидМудрость женщины не в умении отстаивать свою точку зрения, а в способности избежать споров и ссор – в любой ситуации. Вот пример из жития Петра и Февронии. К княгине начинает приставать некий незнакомец. Есть масса способов избавиться от домогательств: позвать мужа, стражу, отбрить острым словцом.
Но Феврония предпочитает заняться педагогикой, используя «интерактив» и метод сократического диалога. Ухажеру предложено испить речной водицы с правой стороны ладьи, где происходит дело, потом с левой. Вода, конечно, оказалась одинаковой на вкус, что тот и вынужден был признать.
Феврония мирно отправляет его к жене, констатировав, что естество женское тоже одинаково, и совершенно бессмысленно «ходить налево» для новых ощущений.
Речь, конечно, не идет о духовном или душевном естестве, о личности – исключительно о плотском. Только оно и интересовало речного путешественника.
Не тревожиться ни о чем раньше времени Изображение с сайта k-istine.ruСегодня бы о такой женщине сказали, что она «мыслит позитивно». Но святая Феврония в любой сложной ситуации уповает на Бога – действует. Даже ее муж-герой, изгнанный из города, дает слабину: «Что же с нами будет?!» А Феврония, помолившись, спокойно ложится спать. Утро вечера мудренее.
Не выставлять напоказ свои способностиФеврония – женщина очень умная. Умнее большинства мужчин, окружающих ее. Она наделена невероятной интуицией (или даром предвидения), умеет читать мысли, по ее молитве Господь совершает чудеса. И все это – молча, со смирением, как бы исподволь. Сидит тихонько за своим бесконечным шитьем, а все необыкновенное происходит словно само собой.
Единственный раз нескромный глаз застал ее за сотворением смешного детского чуда.
Будучи уверена, что она одна, юная Феврония заставила зайца плясать, а тут откуда ни возьмись – посланник князя на пороге. Вот и сокрушается дева, что нет у нее сторожевой собаки, чтобы лаем предупредила о вторжении чужого.
Когда ей нужно утешить унывающего мужа, она просит Господа сотворить чудо ночью. Помните, из двух тоненьких прутиков наутро выросли два могучих дерева?
Знать цену молчаниюПрозорливая Феврония может сказать очень много, но словам она предпочитает молчание или дело. Вместо того чтобы – по женской привычке – взять с Петра обещание, а лучше клятву, не обманывать, не бросать ее, просто оставляет на его теле одну невылеченную болячку. Та сама в случае подвоха образумит молодого князя. Вместо того чтобы оправдываться, будучи оклеветанной боярами, молится. Вместо того чтобы упрекать супруга в маловерии и унынии, сотворяет чудо.
Кстати, на чудеса способно большинство женщин. И для многих из них достаточно всего лишь обуздать свой язык. В тишине сами обстоятельства нашей жизни начинают дивным образом меняться.
Словесный поток, иссякнув, открывает место рефлексии, дает возможность окружающим – близким и дальним – увидеть нас, нашу неповторимость, а не только слышать щебетание (его, кстати, большинство мужчин очень часто пускают фоном, чтобы не засорять свой мозг лишней информацией и эмоциями).
Не забывать о чувстве юмораИзображение с сайта starwives.ruФеврония молчалива и сосредоточенна. Но это не значит, что ей чуждо чувство юмора. Помните, как она ответила Петру, повелевшего ей исткать рубаху из льняной ниточки? Послала ему щепочку, чтобы сначала сделал из нее ткацкий станок! А ведь могла бы и обидеться, ведь дело происходило в самом начале их отношений, на той зыбкой почве, где переплелись правда и ложь, смущение и решительность, целомудрие и смелость.
Работать!Мы видим Февронию практически все время с иглой в руках. Она сидит за рукоделием, оставшись без родительского пригляда девчонкой, а потом будучи княгиней и, наконец, монахиней. Иглу оставляет только для самых важных дел: обсудить свою будущую судьбу или… отойти в мир иной. Быть может, в этой углубленности в дело заключается один из секретов несокрушимого спокойствия святой княгини?
Не бояться побыть в тениПетр – князь, Петр – герой, Петр – глава семьи. И дело не только в историческом социальном контексте. Феврония все время подчеркивает, какой князь ценный и важный. А она – как нить, следующая за иголкой. Она исцеляет Петра, она творит для мужа чудеса, она вселяет в него бодрость духа, она может заставить подождать саму смерть. И при этом самым-самым-самым всегда остается Петр, совершивший самый великий подвиг своей жизни еще до знакомства с будущей женой.
Такое отношение не просто любовь – подлинное уважение.
Такое отношение вселяет силу в любого мужчину, и если он будет достаточно смел и решителен, то рано или поздно убьет своего дракона.
Строить семейную жизнь на вереИзображение с сайта tatarstan-mitropolia.ruЭто, конечно, главный секрет мудрости святой благоверной княгини Февронии и крепости ее брака с князем. Мы не назвали его первым исключительно ради любителей советов из блестящих журналов. А ведь на самом деле все достоинства святой Февронии – следствие ее доверия и любви к Богу. Потому Феврония Муромская числится не в ряду «выдающихся женщин прошлого», а в сонме православных святых. Потому мы не просто учимся у нее, но молимся ей дать нам мудрость.
Деяния 17:11 Изучение Библии: знание, мудрость и понимание
Как долго знания будут полезны?
1 Кор. 13:8б-12 (Фил) Ибо если есть пророчества, то они исполнятся и с ними будет покончено, если есть «языки», то надобность в них отпадет, если есть знание, то оно будет поглощено истиной. Ибо наше знание всегда неполно, и наше пророчество всегда неполно, и когда приходит полнота, это конец неполного. Когда я был маленьким ребенком, я говорил и чувствовал себя маленьким ребенком. Теперь, когда я стал мужчиной, я покончил с детскими вещами. В настоящее время мы люди, смотрящие на загадочные отражения в зеркале. Придет время, когда мы увидим реальность целиком и лицом к лицу! В настоящее время все, что я знаю, — это малая доля правды, но придет время, когда я узнаю это так же полно, как Бог знает меня!
Тем временем…
Знание позволяет любви Что делать?
Притчи 3:19-20a (NIV) Премудростью Господь положил основание земли, разумом утвердил небеса; благодаря его знаниям разделились глубины.
Притчи 24:3-4 (NIV) Мудростью строится дом и разумом утверждается; благодаря знанию его комнаты наполнены редкими и прекрасными сокровищами.
Любовь без знаний?
Притчи 19:2 (NIV) Нехорошо иметь ревность без знания, ни торопиться и сбиваться с пути.
Ос 4:6 (NIV) Мой народ уничтожен из-за недостатка знаний.
«Простые»
[те, кто намеренно невежественен и активно избегает истины]Притчи 1:28-33 (NIV) «Воззовут ко мне, но я не отвечу; будут искать меня, но не найдут. Так как они возненавидели знание и не избрали бояться Господа, так как они не приняли мой совет и пренебрегли моим обличением, они будут вкушать плоды путей своих и насыщаться плодами своих замыслов, ибо своенравие простых убьет их, и самодовольство глупых погубит их; а кто послушает мне будет жить в безопасности и в покое, не опасаясь вреда».
Еф 5:17 (NIV) Итак, не будь неразумным, но пойми, какова воля Господа.
Притч 23:23 (NIV) Купи истину и не продавай ее; обрести мудрость, дисциплину и понимание.
Притчи 9:6 (NIV) Оставь свои простых путей и будешь жить; ходить путем понимания.
Jam 1:5 (NIV) Если же у кого из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
Притчи 8:11 (NIV) Ибо мудрость дороже рубинов, и ничто из того, что вы желаете, не может сравниться с ней.
Притчи 19:8 (NIV) Тот, кто получает мудрость, любит свою душу; тот, кто лелеет разум, преуспевает.
Притч 13:20 (NIV) Кто ходит с мудрыми, тот умудряется, а товарищ глупых страдает.
Притчи 24:5-6 (NIV) Мудрый человек имеет большую силу, и человек знания умножает силу. Для ведения войны вам нужно руководство, а для победы много советников.
Знания, которых следует избегать
Быт 2:17 (NIV) Но не ешь от дерева познания добра и зло, ибо когда ты съешь его, то непременно умрешь.
1 Кор. 14:20 (NIV) Братья, перестаньте думать, как дети. По отношению к злым будьте младенцами, но мыслите как взрослые.
Рим 16:19б (NIV) Но я хочу, чтобы вы были мудры в том, что хорошо, и невинны в том, что зло.
Рим 16:19б (Фи) Я хочу видеть вас знатоками добра, а не даже новичками в зле.
Мать 10:16 (NIV) Я посылаю вас, как овец среди волков. Поэтому будьте хитры, как змеи, и невинны, как голуби.
Наше понимание
Фил 4:7 (NEB) Тогда мир Божий, который выше нашего понимания, будет охранять ваши сердца и мысли во Христе Иисусе.
Иов 36:26 (NIV) Как велик Бог, выше нашего понимания!
Притчи 3:5,7a (NIV) Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой… Не будь мудрецом в глазах твоих.
Два вида мудрости: сверху и снизу
Иам 3:13-17 (Фи) Есть ли среди вас мудрый и разумный человек? Тогда пусть его жизнь будет ярким примером смирения, рожденного истинной мудростью. Но если сердце твое исполнено горькой зависти и соперничества, то не хвались и не отрекайся от истины. Вы можете приобрести определенную мудрость, но она не приходит свыше — она приходит из этого мира, из вашей собственной низшей природы, даже от дьявола. Ибо везде, где вы найдете ревность и соперничество, вы найдете также дисгармонию и все другие виды зла. Мудрость, исходящая свыше, сначала чистая, потом миролюбивая, кроткая, доступная, полная милосердных помыслов и добрых дел, прямолинейная, без намека на лицемерие.
1 Кор. 1:18-31 (Флп.) Проповедь о кресте, я знаю, ерунда для тех, кто вовлечен в этот умирающий мир, но для нас, спасаемых от этой смерти, это не что иное, как сила Божья. . Написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Ибо подумайте, что могут показать философ, писатель и критик мира сего при всей своей мудрости? Разве Бог не сделал мудрость мира сего глупой? Ибо именно после того, как мир в своей мудрости не смог познать Бога, он в своей мудрости решил спасти всех, кто поверит, посредством «простодушия» евангельской вести. Ибо иудеи просят чудесных знамений, а греки — разумной панацеи, а мы проповедуем только Христа распятого — для иудеев соблазн, а для язычников — чистейший вздор… ибо «юродство» Божие мудрее людей. … Но Бог избрал то, что мир называет глупым, чтобы посрамить мудрых… чтобы никто не хвалился пред Богом… И это заставляет нас увидеть истину Писания: «Хвалящийся да слава в Господе».
1 Кор. 3:19-21 (Фи) Пусть никто не питает иллюзий по этому поводу. Если кто из вас считает себя одним из умных мира сего, пусть отбросит свой ум, чтобы научиться быть истинно мудрым. Ибо ум этого мира есть глупость для Бога. Написано: «Кто ловит мудрецов лукавством их», и еще: «Господь знает умствования мудрых, что они суетны». Так пусть никто не хвалится людьми.
Знание без любви?
1 Кор. 8:1б-2 (Фил) Легко думать, что мы «знаем» о таких проблемах, но мы должны помнить, что, хотя это «знание» может заставить человека выглядеть большим, только любовь может сделать его вырасти во весь свой рост. Ибо если человек думает, что он «знает», он все же может совершенно не знать того, что ему следует знать.
1 Кор. 8:1б (NIV) Знание надмевает, а любовь назидает.
1 Кор. 13:2 (NIV) Если я имею дар пророчества и могу постигать все тайны и все знание… но не имею любви, то я ничто.
Источник истинного знания
Притчи 2:6,9-11 (NIV) Ибо Господь дает мудрость, и из уст Его исходят знание и разумение… Тогда ты уразумеешь, что правильно, справедливо и честно — всякий добрый путь. Ибо мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей. Благоразумие защитит вас, а понимание защитит вас.
Мать 11:25 (NIV) В то время Иисус сказал: «Славлю Тебя, Отец, Господь неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и знающих и открыл то детям».
Иак 1:17 (NAS) Всякое даяемое добро и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и тени перемены.
Божья тайна, явленная Духом
1 Кор. 2:6-10а (Фи) Мы, конечно, проповедуем мудрость среди тех, кто духовно зрел, но это не то, что называется мудростью в этом мире и не в силах, которые скоро будут только те силы, которые были. Мудрость, о которой мы говорим, есть та таинственная тайная мудрость Божия, которую Он задумал прежде творения для нашей славы сегодня… Но, как написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, не приходило на ум то, что Бог приготовил для тех, кто любит его». Таким образом, Бог через Духа позволил нам поделиться Его секретом.
1 Кор. 2:10а (NIV) Но Бог открыл нам ее [мудрость] Духом Своим.
Фил. 1:9-10 (Иер) Я молюсь о том, чтобы ваша любовь друг к другу возрастала все больше и больше и никогда не прекращала улучшать ваши знания и углублять ваше восприятие, чтобы вы всегда могли распознавать лучшее. Это поможет вам стать чистыми и непорочными и подготовить вас ко Дню Христову.
Кол. 1:9,10 (NIV) По этой причине с того дня, как мы услышали о вас, мы не переставали молиться за вас и просить Бога наполнить вас познанием его воли через всю духовную мудрость и разумение. И молимся о сем, чтобы вы жили достойной Господу жизнью и во всем угождали Ему: принося плод во всяком деле добром, возрастая в познании Бога.
Сможем ли мы когда-нибудь знать достаточно?
2 Пет. 1:2-3 (Флп.) Познавайте все больше и больше благодати и мира по мере того, как ваше познание Бога и Иисуса, нашего Господа, становится глубже. Он своим собственным действием дал нам все, что необходимо для истинно хорошей жизни, позволив нам узнать того , кто призвал нас к себе своей славной добротой.
Римлянам 15:14 (NIV) Сам я убежден, братья мои, что вы полны благости, полны знаний и способны наставлять друг друга.
Кол 1:28 (Фи) Так естественно, мы провозглашаем Христа! Мы предупреждаем всех, кого встречаем, и учим всех, кого можем, всему, что знаем о Нем, чтобы привести каждого человека к его полной зрелости во Христе.
Фил 3:16 (Фи) Важно, чтобы мы шли вперед в свете той истины, которую мы уже узнали.
Джем 4:17б (Фи) Если человек знает, что правильно, и не делает этого, его неудача является настоящим грехом.
1 Кор. 12:8 (NIV) Одному дается через Духа весть мудрости, другому весть знания посредством того же Духа.
Вы не знаете того, чего не знаете: знание, понимание и мудрость
Страх Господень есть начало познания; глупцы презирают мудрость и наставление.
-Притчи 1:7
В нашем первом посте о библейских размышлениях о вере, работе и экономике мы предложили пять инструментов или ментальных моделей, которые должны формировать и поддерживать наше мышление и принятие решений, а также помогать нам строить целостное библейское мировоззрение. Используя эти инструменты, мы можем взять библейские принципы и применить их к различным ситуациям, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Мы рассмотрели первые два, «личное видение» и «дары и таланты», теперь мы хотим обратиться к третьему инструменту, «мудрости и знаниям».
На первый взгляд кажется, что авторы Библии используют слова «мудрость», «знание» и третий термин «понимание» почти как синонимы. Более внимательное изучение показывает разницу в том, как используются эти три термина. Это различие очень важно для нашего понимания этой третьей ментальной модели «мудрости и знания».
Проще говоря, эти дары, как они называются в Библии, определяются как:
• Знание – факты (Притчи 9:10, Притчи 18:15, Колоссянам 2:8, 1 Тимофею 2:4).
• Понимание – способность переводить смысл фактов (Псалом 119:130, Притчи 3:5-7, 18:2, Филиппийцам 1:9-10).
• Мудрость – знание того, что делать дальше, с учетом фактов и обстоятельств (Екклесиаст 8:1, Иакова 3:17).
Те, кто обладает знаниями, могут собирать, запоминать и получать доступ к информации. Но можно иметь знание и не иметь понимания и мудрости. Кто-то может иметь факты, но не знать, что они означают или что делать дальше.
Понимающие способны извлечь смысл из информации. Они «видят сквозь» факты в динамику того, что, как и почему. Понимание — это линза, которая собирает факты в четком фокусе и создает принципы.
Мудрые знают, какой принцип применить в данном контексте. Понимание без мудрости может показаться противоречивым (Притчи 26:4-5). Например, утверждение «Тот, кто колеблется, погибает» верно, но так же верно и представление о том, что «поспешность наносит ущерб». Какой принцип использовать, зависит от контекста. Мудрые знают, какие действия предпринять дальше. Они поступают правильно в данной ситуации. Напротив, есть много людей, обладающих большими знаниями и пониманием, но постоянно делающих неправильные вещи.
Чарльз Сперджен однажды написал:
Мудрость — это правильное использование знаний. Знать не значит быть мудрым. Многие люди знают очень много и становятся от этого еще большими дураками. Нет большего дурака, чем знающий дурак. Но знать, как использовать знание, значит иметь мудрость.
Следующая таблица может помочь вам визуализировать разницу между этими тремя терминами:
Знание | Понимание | Мудрость |
Факты | Значение | Что делать дальше |
Информация | Принципы | Приложение |
Память | Причина | Действие |
Ученые | Учителя | Практикующие |
В любой конкретной ситуации Бог редко дает все три дара одному человеку. Нам нужно сотрудничать и помогать друг другу с нашим особым даром, чтобы выполнить то, к чему призвал нас Бог, особенно в нашей профессиональной деятельности.
Это то, что экономисты называют «проблемой знаний». Ни один человек или группа не может обладать абсолютным знанием или знать все факты, хотя предполагается, что мы все должны работать над развитием и приобретением знаний, мудрости и понимания в нашей жизни. Бог — единственный, у кого нет проблем со знанием.
Мы вернемся к взаимодействию между этими тремя терминами — «знание», «понимание» и «мудрость» — в следующем посте. Но сначала давайте поближе познакомимся с этой идеей знания.
Новозаветное слово «ученик» буквально означает «ученик». Христиане призваны к тщательному изучению Библии. Это поможет нам приобрести знания, необходимые нам для того, чтобы делать то, к чему призвал нас Бог. Иисус сказал:
Если вы пребудете в Моем слове, вы действительно Мои ученики. И вы познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:31–32).
Р.К. Спроул пишет в одном из ежедневных молитв, что
Наш Господь призывает к постоянному обращению ума к Его Слову. Ученик не увлекается обучением. Он делает стремление к пониманию Божьего Слова главным делом своей жизни.
Ясно, что христиане должны изучать Слово Божье, чтобы познавать Его открытое знание (мудрость и понимание также можно почерпнуть из Писания). Но есть ли другие места, где можно искать знания? Я отвечу на этот вопрос в своем следующем посте.
© 2022 Институт веры, труда и экономики. Все права защищены. Напечатано с http://tifwe.org/how-to-be-productive-in-2014/. Для получения разрешения на перепечатку обращайтесь по адресу [email protected].
Приобретайте мудрость, обретайте понимание и делитесь ею друг с другом
Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Любой дурак может знать. Суть в том, чтобы понять».
Итак, мистер Эйнштейн, в чем разница между знанием и пониманием? Как насчет мудрости?
Каким бы ни был его ответ, авторы Библии много говорят об этих идеях. Интересно, что они используют слова «знание», «понимание» и «мудрость» почти как синонимы. Но более внимательное изучение показывает ключевое различие в том, как используются эти три термина. Это различие очень важно, так как оно применимо к нашей работе и духовному росту.
Проще говоря, эти дары, как они называются в Библии, определяются как:
- Знание — знание фактов (Прит. 9:10, Прит. 18:15, Кол. 2:8, 1 Тим. 2:4).
- Понимание — способность переводить смысл из фактов (Пс. 119:130, Прит. 3:5-7, 18:2, Флп. 1:9-10).
- Мудрость — знание того, что делать дальше, при условии понимания фактов и обстоятельств (Екклесиаст 8:1, Иакова 3:17).
Обладатели знаний способны собирать, запоминать и получать доступ к информации. Можно иметь знание и не иметь понимания и мудрости. Кто-то может иметь факты, но не знать, что они означают или что делать дальше.
Те, кто понимают , способны извлекать смысл из информации. Они «видят сквозь» факты в динамику «что», «как» и «почему». Понимание — это линза, которая четко фокусирует факты и создает принципы.
Обладающие мудростью знают, какой принцип применять в данном контексте. Понимание без мудрости может показаться противоречивым (Притчи 26:4-5). Например, утверждение «Тот, кто колеблется, погибает» верно, но так же верно и представление о том, что «поспешность наносит ущерб». Какой принцип использовать, зависит от контекста. Мудрые знают, какие действия предпринять дальше. Они поступают правильно в данной ситуации. Напротив, есть много людей, обладающих большими знаниями и пониманием, но постоянно делающих неправильные вещи.
Чарльз Сперджен однажды написал:
Мудрость — это правильное использование знаний. Знать не значит быть мудрым. Многие люди знают очень много и становятся от этого еще большими дураками. Нет большего дурака, чем знающий дурак. Но знать, как использовать знание, значит иметь мудрость.
Следующая таблица может помочь вам визуализировать разницу между этими тремя терминами:
Знание | Понимание | Мудрость |
Факты | Значение | Что делать дальше |
Информация | Принципы | Приложение |
Память | Причина | Действие |
Ученые | Учителя | Практикующие |
В любой конкретной ситуации Бог редко дает все три дара одному человеку. Нам нужно сотрудничать и помогать друг другу с нашим особым даром, чтобы выполнить то, к чему призвал нас Бог, особенно в нашей профессиональной деятельности.
Это то, что экономисты называют «проблемой знаний». Ни один человек или группа не может обладать абсолютным знанием или знать все факты, хотя предполагается, что мы все должны работать над развитием и приобретением знаний, мудрости и понимания в нашей жизни. Бог — единственный, у кого нет проблем со знанием.
Давайте поближе познакомимся с этой идеей знания.
Новозаветное слово «ученик» буквально означает «ученик». Христиане призваны к тщательному изучению Библии. Это поможет нам приобрести знания, необходимые нам для того, чтобы делать то, к чему призвал нас Бог. Иисус сказал:
Если вы пребудете в Моем слове, вы действительно Мои ученики. И вы познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:31–32).
Р.К. Спроул пишет,
Наш Господь призывает к постоянному обращению ума к Его Слову.