Мистика булгакова в жизни: Неизвестные факты из жизни мистического Булгакова — Экстремально

Содержание

Неизвестные факты из жизни мистического Булгакова — Экстремально

Не так давно мир отмечал 125-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, выдающегося русского писателя и драматурга, автора «Белой гвардии», «Записок юного врача» и «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры» и «Бега»… И, конечно же, «Мастера и Маргариты», романа, над которым писатель, уже неизлечимо больной, продолжал работать до последнего дня своей жизни, до последнего вздоха…

Даже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит…».

Свое первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

Булгаков коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.

Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах.

Среди опубликованных рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно.

Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Сергеевич Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи.

Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова. Поощряя накал политической борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.

В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…».

Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована.

В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» с триумфальным успехом прошелся по кинотеатрам страны. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ века и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели А.С. Пушкина,несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М.А. Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно, пишет Fishki.net.

У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип.

У Михаила Афанасьевича был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал Новый год, после боя курантов Бегемот пролаял 12 раз, хотя его никто этому не учил.

После кончины писателя его вдова Елена Сергеевна Шиловская выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение ста лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Васильевича решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.

Источник

Михаил Булгаков: настоящая и выдуманная мистика в жизни писателя | Персона | Культура

«Самый известный киевлянин не только в Украине, но и далеко за ее пределами», так можно охарактеризовать Михаила Булгакова.

И хоть он ассоциируется в первую очередь с русской, а не украинской литературой, все равно некое чувство гордости эта персона вызывает у своих земляков.

В этом году, 15 мая, исполняется 128 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова.

Юный врач

Правда, стоит признать, что Булгаков – разный. Он мастер перемен, возможно даже человек с буйным темпераментом. Как и любая известная персона Булгаков привлекает к себе внимание не только тех, кто готов «петь ему дифирамбы», но и заядлых критиков.

Главная претензия современных киевлян, да и украинцев в целом, это его, мягко говоря, «скептическое» отношения к идее украинской государственности, которое отразилось в некоторых произведениях писателя.

Об этом можно дискутировать часами, но на самом деле этот «гордиев узел» можно разрубить легко: Булгаков, каким бы талантливым художником не был, в первую очередь – просто человек, и человек своего времени.

Его детство и юность, выходца из российской интеллигентской семьи, прошли во времена дореволюционной России.

Будущий писатель родился в 1891 году в Киеве на улице Воздвиженской, однако длительное время его семья не имела жилья в самом Киеве и проживала в дачах возле города. В частности, на территории современного Святошинского района, а также в Буче.

Так называемый «дом Булгакова», также известный как «дом Турбиных» (в честь персонажей пьесы «Дни Турбиных» и романа «Белая гвардия») принадлежал вовсе не семье Булгаковых.

Владельцем был архитектор и инженер Василий Листовничий. Семья писателя арендовала квартиру в этом доме, и здесь жили еще восемь семей.  

Дом, где арендовала жилье семья Михаила Булгакова. Киев, Андреевский спуск, 13. 

В семье его были врачи, что и повлияло на выбор будущей профессии юного Миши. Образование он получил в университете имени святого Владимира, ныне Национальный университет имени Т. Шевченко.

В этот период части интеллигенции, которая проживала на территории Украины, был чужд национальный, украинский патриотизм. Более того, такой патриотизм преследовала официальная власть и это было «подписью» в собственной в политической «неблагонадежности». Поэтому для Булгакова и были чужды идеи о независимости Украины.

Однако многих интересует все же определенные темы жизни знаменитого писателя и, в частности, мистика в произведениях и в жизни самого писателя.

Роковой роман

Главное произведение Булгакова – его роман «Мастер и Маргарита», которому филологи посвящают диссертации, а литературоведы многочисленные монографии. И все равно люди продолжают искать в этом произведении тайные или мистические значения. Его экранизации сопровождаются тем, что иначе чем «чертовщиной» не назовешь.

В романе есть фраза, которая стала крылатой: «Никогда ничего не просите!.. Сами предложат и сами все дадут». Сейчас она стала одной из самых популярных в соцсетях наряду с многими цитатами, например, того же Габриэля Маркеса: «Если любишь что-то – отпусти, если оно твое, то обязательно вернется, если нет – то никогда твоим и не было».

Несмотря на афористичность и пафос этой фразы, они имела под собой почву – Михаил Булгаков редко просил, однако у него случалось несколько необычных случаев.

Первый связан с Надеждой Крупской – женой Владимира Ленина. Когда Михаил Булгаков приехал в 1921 году в Москву, он не имел жилья и некоторое время «кантовался» у знакомых. Чтобы снять жилье ему были необходимы деньги, но и работы он никак себе не мог найти. Пока не обратился в Лито – Литературный отдел Главполитпросвета Наркомпроса.

Однако комнату ему могли выдать лишь через 60 дней. Жить у знакомого ему запретили и пригрозили милицией.  В итоге он решился написать самому Ленину с просьбой помочь ему. Утром на службе все смеялись над этим поступком и уверяли, что «письмо не дойдет» до «вождя революции». И оно действительно не дошло до Ленина, однако попало в руки Надежды Крупской, которая на нем же красными чернилами написала, что просит дать ордер на совместное жительство и подписала – Ульянова.

Второй случай связан со Сталиным. В 1930 году у Михаила Булгакова возникли проблемы в профессиональной сфере. Его пьесы отказывались ставить, а литературные критики «громили» их за избрание не самой удачной темы – белая гвардия в «Днях Турбиных» и «Беге».

Булгаков практически не мог работать в СССР. В итоге он решился на неслыханный поступок: он опять решил написать главе государства, на этот раз с просьбой разрешить ему уехать из Союза.

По признаю самого писателя, он не ожидал последующих событий. К нему позвонил сам Сталин и Булгаков сначала даже решил, что это розыгрыш, но, в итоге удостоверился, что это действительно был он.

Тот сообщил, что прочел его письмо и поговорим некоторое время с ним, спросил, где он хочет работать. Булгаков ответил – в Художественном театре, однако ему там отказали. Тогда Сталин предложил ему еще раз подать туда заявление и добавил, что по его теперь там должны согласиться принять его на работу. И действительно, согласились.

Булгаков не раз любил вспоминать этот эпизод. Он также утверждал о существовании некой связи между ним и главой СССР.

Мастер и Елена

Возвращаясь к теме главного романа писателя, то бесспорно, что безымянный Мастер – это сам Булгаков или во всяком случае образ приближенный к писателю, а прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Елена Сергеевна Шиловская. К слову, как и романная Маргарита она была не свободна, и Булгаков был ее третьим мужем.

Мистика даже сопровождала их встречу: они познакомились на масленой у знакомых. Ни Булгаков, ни Шиловская не хотели туда идти изначально, однако друзья смогли их так заинтересовать, что оба согласились.

На тот момент Булгаков был уже известным писателем и журналистом, поэтому Елена Сергеевна сама призналась, что была заинтригована его личностью.

Также она вспоминала, что в тот вечер у нее на рукавах одежды развязались тесемки и Михаил Афанасьевич взялся ей помогать. Позже он заявил, что таким образом Елена приворожила его к себе, «привязала» навечно.

Сама же «последняя любовь» писателя сообщила, что влюбилась в своего Мишу с первого взгляда и до конца жизни.

Гоголевская шинель

«Мистическую связь» Булгаков чувствовал также с еще одним уроженцем Украины – Николаем Гоголем. Михаил Афанасьевич считал его своим учителем.

Существует история о том, как Булгаков, в бытность свою врачом, чуть не заразился дифтеритом, когда помогал больному ребенку. Он сделал себе прививку от этой болезни, которая спровоцировала побочные эффекты – болезненные отеки.

Чтобы справиться с болью он начал принимать морфий и через некоторое время «подсел» на него.

Это отразилось на личной жизни, отношениях с первой женой. И когда уже казалось ничего его не спасет, в галлюциногенном видении пред ним явился Гоголь, который погрозил ему, и после чего якобы Михаил Булгаков бросил употреблять морфий. 

Стоит не менее мистический случай, который произошел уже после смерти Булгакова. Михаил Афанасьевич обращался к своему учителю с полупоэтической просьбой: «Учитель мой, накрой меня своей чугунной шинелью».

После смерти самого Булгакова, власти в начале 50-х гг. решили перезахоронить останки Гоголя. Деревянный крест сожгли, а вместо него планировалось поставить памятник. Фундамент креста с могилы Николая Гоголя, так называемая голгофа, осталась на кладбище – ее просто бросили в яму.

Камень с могилы Н. Гоголя на могиле М. Булгакова Фото: Commons.wikimedia.org

Поскольку на могиле Булгакова длительное время не было никакого памятника (с 1940 года), Елена Сергеевна решила у местных рабочих узнать, что это за камень в яме. В итоге она узнала, что этот камень – голгофа, и ранее он стоял на могиле Гоголя.

Вдова писателя, не раздумывая, купила его, чтобы установить на могиле покойного мужа. Так воплотилось в жизнь пожелание Михаила Булгакова, высказанное им при жизни. 

Максим Липчанский 

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

День Матери: как украинские звезды трогательно поздравили своих мам

День Матери: как украинские звезды трогательно поздравили своих мам

Михаил Булгаков и его мистика

Михаил Булгаков (Фото Агентства «ИТАР-ТАСС»)

Когда мы говорим о мистике и литературе, то большинство из нас вспоминает Михаила Булгакова, роман «Мастер и Маргарита» и другие его мистические произведения. Ореолом тайн и загадок, слухами об оккультных занятиях была окутана и жизнь русского писателя и драматурга. К 125-летию Михаила Булгакова корреспондент «Новых округов» подобрал некоторые факты о жизни писателя, связанные с мистикой, а также слухи и версии, связанные с тайной стороной его биографии.

Музей «Дом Булгакова» (Фото газеты «Вечерняя Москва»)

— «Нехорошую» квартиру из романа «Мастер и Маргарита» знают все, кто читал это произведение. Но она имела прототип в реальной жизни, так как квартира, в которой проживал Михаил Булгаков, также славится своей «нехорошестью». Квартиру №50 в доме №10 по улице Садовой писатель часто упоминал в своих произведениях. В реальности она представляла собой коммуналку коридорного типа из нескольких комнат. Кстати, в романе номер «нехорошей» квартиры «302-бис» является своеобразным шифром. Если сложить 3+2 и умножить на 2, то получится номер дома, в котором в реальности проживал писатель. Кроме того, поклонники его творчества считают, что в подъезде дома №10 до сих пор происходят странные вещи.

Музей-квартира Булгакова (Фото газеты «Вечерняя Москва»)

— Еще одну мистическую историю Булгаков связывал со своей женой Еленой Сергеевной, которую он шутливо называл «ведьмой», так как она приворожила его в первую же встречу. Дело в том, что она попросила его завязать тесемку на своем рукаве, и тем самым, по мнению писателя, привязала его к себе на всю жизнь.

Фото газеты «Вечерняя Москва»

— Среди множества версий, бытует мнение, что писатель был одним из масонов. Многие считают, что он общался с нечистой силой и проводил оккультные обряды.

Музей-квартира Михаила Булгакова (Фото сайта pixabay.com)

— Мистическими версиями была окутана и смерть Михаила Булгакова. После его кончины 10 марта 1940 года среди москвичей поползли различные слухи. Один из них гласил, что писатель поплатился за свои чертовские, оккультные занятия. По другой версии, писателя упрекали в том, что он пристрастился к наркотикам. Напомним, что по официальной версии Михаил Булгаков умер от гипертонического нефросклероза.

Александр Филиппенко в роли Коровьева-Фагота и Виктор Павлов в роли Кота Бегемота (слева направо) в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (Фото Агентства «РИА Новости»)

— Даже после смерти Михаила Булгакова мистика окутывает все, что связано с его именем. Например, всем известна история о попытках экранизировать фильм «Мастер и Маргарита». Либо фильм прекращали финансировать, либо возникало недопонимание между его создателями, либо фильм долгое время не мог выйти в прокат — эти и многие другие причины мистическим образом не позволяли экранизации романа выйти в свет.

Post Views: 6 190

Сталин — фанат, «Мастер и Маргарита» под морфием. Что ещё врут о Булгакове?

10 марта 1940 года в квартире Михаила Булгакова раздался звонок из секретариата Иосифа Сталина.

— Что, товарищ Булгаков умер?

И на другом конце провода положили трубку.

Сейчас одного из самых известных писателей XX века знает каждый школьник. А тогда, в 1940 году, он считался едва ли не персоной нон грата. Многие произведения признавали чуть ли не антисоветскими. А читали их, тихонько лёжа под одеялом с фонариком или свечкой, зажжённой у изголовья, — главное, чтобы не заметили.

Булгаков стал, пожалуй, самым мистическим писателем в российской истории со времён Николая Гоголя. Его жизнь до сих пор окутана легендами, тайнами и мифами. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Любил котов

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»/kinopoisk.ru

Считается, что писатель любил котов. Такое мнение, конечно, появилось из-за знаменитого персонажа свиты Воланда — кота Бегемота, в уста которого Булгаков вложил одни из самых ярких фраз книги.

По словам второй супруги писателя Любови Белозёрской, его прототипом стал серый котёнок Флюшка, которого кто-то украл. Впрочем, в квартире жили и другие кошки, писатель иногда даже писал от их имени записки супруге. При этом он никогда не брал кошек на руки, так как, по словам второй супруги, брезговал. Если могло случиться так, что кошка запрыгнет на стол, Булгаков непременно подкладывал бумажку.

Дом в Киеве, в котором в 1906–1921 гг. жил Булгаков. Фото: © wikipedia.org/Posterrr

Куда теплее у него были отношения со щенком по кличке Бутон. Вот с ним он мог играться и обниматься. А на стол Бутона пускали, не подкладывая бумажки.

Сжёг один из своих романов в припадке

Да, Михаил Афанасьевич действительно сжёг как минимум одну из своих рукописей. Это был черновик «Мастера и Маргариты». Только припадки — пример Гоголя и второго тома «Мёртвых душ» — здесь совершенно ни при чём. Дело в том, что незадолго до этого комитет по делам искусств запретил пьесу «Кабала святош». После, весной 1930 года, Булгаков сжёг первую рукопись, а затем написал письмо цензорам: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе».

После этого он сообщал, что сжёг и второй вариант романа. А мы все знакомы только с третьим. Название «Мастер и Маргарита», кстати, носил только он.

Церковь резко критикует «Мастера и Маргариту»

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Один из самых распространённых мифов связан с тем, что церковь не приемлет «дьявольский роман». На самом деле позиция РПЦ по данному поводу несколько иная. Её ещё в 2011 году раскрыл в своём интервью патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

— Польза романа в том, что он впервые в послереволюционное время, когда уже в стране не было никакой свободы, реально сказал о господстве тёмной силы в жизни тогдашнего советского общества. Именно поэтому, думаю, его роман стал бессмертным, — отметил тогда патриарх.

Предстоятель РПЦ подчеркнул, что «ужасное падение тогдашнего советского человека, его нравственности, его отношения к добру и злу» можно было выразить только в форме «метафизической притчи».

Прообразом для профессора Преображенского был сам Булгаков

Кадр из фильма «Собачье сердце»/kinopoisk.ru

Такой миф сложился из-за того, что писатель окончил медицинский факультет Киевского университета, был врачом в селе Никольском Сычёвского уезда. Кроме того, «Записки юного врача» Булгаков создал частично на основе собственного опыта — в них он описывает свою работу врачом в селе под Смоленском.

На самом же деле прообразом Преображенского стал его дядя — известный гинеколог Николай Покровский. Даже квартира булгаковского родственника в деталях совпадает с тем описанием, которое встречается в «Собачьем сердце».

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник. Позже после неоднократных просьб вернуть отобранное повесть и дневник будут возвращены.

Все самые известные произведения были написаны под наркотиками

Фото: © РИА Новости/Владимир Песня

Миф о Булгакове-наркомане, пожалуй, один из самых распространённых. Якобы он написал как минимум «Записки юного врача», «Собачье сердце» и «Мастера и Маргариту» под воздействием морфия.

Булгаков действительно попробовал кокаин в 1913 году, когда учился на врача. Этот факт не отрицала и его первая жена Татьяна Лаппа. Кроме того, около года он действительно сидел на морфии. Зависимость началась после того, как летом 1917 года к молодому доктору Михаилу, который работал в селе Никольском Сычёвского уезда, привезли больного дифтерией младенца. Булгаков разрезал ему горло и через трубку отсосал дифтерийные плёнки. А после, чтобы обезопасить себя, ввёл себе противодифтерийную вакцину. Когда она подействовала, начался зуд и страшные боли, облегчить которые Булгаков пробовал с помощью инъекции морфина.

В течение 1917 года он пытался отвыкнуть от наркотика, в 1918 году переехал в Киев. Позже Лаппа вспоминала, как разводила его порции наркотика водой, постепенно увеличивая процент последней. Считается, что Булгаков в 1921 году, во время переезда в Москву, уже не был наркоманом. Незадолго до смерти он вновь принимал морфий и даже после инъекций диктовал последний вариант «Мастера и Маргариты». Однако вещество ему было прописано исключительно в медицинских целях и дозах.

Попытка самоубийства

В мемориальной квартире (музее) Михаила Булгакова на улице Большая Садовая, дом 10, в Москве. Фото: © РИА Новости/Михаил Фомичев

В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин цитирует третью супругу писателя и говорит, что якобы тот собирался стреляться в 1929 году, когда его практически объявили вне закона.

— После разговора по теле­фону со Сталиным, когда ему была обещана работа в художественном театре, он бросил револьвер в пруд. Кажется, в пруд у Новодевичьего монастыря, — пишет Лакшин.

Однако позже уже российские СМИ растиражировали версию о том, что писатель даже пытался совершить самоубийство, однако это не получилось сделать. Ещё раз повторяем: таких свидетельств нет.

Сталин 20 раз был на спектакле «Дни Турбиных»

Фото: © РИА Новости/Борис Кауфман

Существует мнение, что советский вождь якобы множество раз был на «Днях Турбиных». Дело в том, что в 1929 году эту пьесу сняли с репертуара за «буржуазное настроение». Однако её возобновили спустя три года по личному распоряжению Сталина.

— Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление благоприятное для большевиков, — писал вождь.

Решение Сталина отчасти было вызвано тем, что в то время во МХАТе ставили «Страх» по пьесе Александра Афиногенова. И эта постановка советскому руководителю решительно не понравилась.

Однако ни о каких 20 посещениях не шло и речи. В целом сомнения вызывает факт, что Сталин был хоть один раз на постановке. Ну а если смотрел, то у него сложилось очень своеобразное понятие о постановке.

— Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы… «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма, — писал он драматургу Владимиру Билль-Белоцерковскому.

«Мистика» Булгакова была основана на реальных фактах- Михаил Булгаков

Хотя Булгаков и называл себя «мистическим писателем», его по праву можно причислить к пионерам научной фантастики первой половины прошлого века. Если его предшественники: Свифт, Жюль Верн, Герберт Уэллс больше поглядывали в небо, то автор «Мастера и Маргариты» посвятил себя сугубо земным проблемам: трактовке аномальных явлений, загадкам времени и пространства, астрологическим тестам. Без этих интригующих моментов сегодня не обходится ни один фантастический бестселлер, включая и триллеры о «звездных войнах». В нашем тесном трехмерном мире нам особенно привлекательны гипотезы о существовании других измерений, именуемых в научных изданиях «параллельными мирами».

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР

Тайны «параллельных миров» тесно переплетаются с законами времени и пространства. Как вы помните, идя на свидание с Воландом, Маргарита в сопровождении Азазелло оказалась в «нехорошей» квартире N50: «Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую она попала. .. Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться… Стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что конца им не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая лестница… Но тут подъем кончился… Маргарита поняла, что она находится в совершенно необъятном зале, да еще с колоннадой, темной и по первому впечатлению бесконечной…»

Далее происходит разговор Маргариты с Коровьевым: «Более всего меня поражает, где все это помещается», — она повела рукой, подчеркивая этим необъятность зала. Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках у его носа. «Самое несложное из всего, — ответил он. — Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!..»

Именно многомерностью пространства ученые объясняют все мыслимые и немыслимые метаморфозы в нашем воспаленном мозгу, вплоть до «зеленых человечков». В надежде избавиться от этих кошмаров хочется бежать хоть на край света. И здесь к нашим услугам — всемогущие силы природы. Спонтанное перемещение объекта (или живого существа) из одной точки планеты в другую, в научно-фантастической литературе называется телепортацией. История знает много случаев, когда люди, сами того не ведая, каким-то образом неожиданно оказывались в очень отдаленных и незнакомых им местах.

ГРУНЯ УЛЕТЕЛА В ВОРОНЕЖ, А ЛИХОДЕЕВ В ЯЛТУ

Ярче всех у Булгакова перемещается в пространстве — Степан Лиходеев, директор Варьете: «Он заглянул в переднюю и испугано закричал: «Груня! Какой тут кот у нас шляется? Откуда он? И кто-то еще с ним?» «Не беспокойтесь, Степан Богданович, — отозвался голос, но не Грунин, а гостя из спальни, — кот этот мой. Не нервничайте. А Груни нет, я услал ее в Воронеж, на родину…»

Вот так-так. Всемогущий Воланнд, не мудрствуя лукаво, отправил домработницу в другой город, а через несколько часов — и ее хозяина, только уже к морю, в солнечный город Ялту. И отправил он их не в мягком или плацкартном вагоне, а прямым путем… по воздуху.

Герои Булгакова преподносят сюрпризы на каждом шагу: «Степа повернулся и в зеркале, помещавшимся в передней… отчетливо увидел какого-то страшного субъекта… А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровенный черный кот и также пропал…» На этом страхи Степы не закончились: «Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию…»

Исследователи аномальных явлений так и называют параллельный нашему мир — Зазеркальем. Так что зеркало в данном случае имеет еще и символический смысл. Правда, из этой «зазеркальной» страны к нам порой наведываются невидимые шалуны-«барабашки», за действиями которых закрепился термин — полтергейст («игра духов»). В романе это явление проиллюстрировано следующим образом: «Маргарита плечом ударилась о какой-то освещенный диск. .. Это рассердило Маргариту. Она… концом щетки разбила его вдребезги. Посыпались с грохотом осколки, прохожие шарахнулись, где-то засвистели… Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески… В противоположных домах в окнах на освещенном фоне возникали темные силуэты людей, старавшихся понять, почему без всякой причины лопаются стекла в новом здании Драмлита…» Маргарита преподала урок классического полтергейста. Она даже устроила целый праздник в честь нераспознанной «игры духов».

Мы уже привыкли, что после разговоров о полтергейсте речь сразу же заходит об НЛО. Причем самой «модной» темой являются пришельцы. Не диски, не светящиеся шары, а живые антропоморфные существа. Контакты с ними проходят по-разному. Но самым типичным среди них безусловно считается появление «чего-то» из «ничего». В книге мы можем обнаружить документально оформленные свидетельские показания очевидца, столкнувшегося с подобным явлением: «Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало… И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке — жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез…»

ИЕШУА РОДОМ ИЗ КИЕВА?

Любопытно, что Булгаков, занимаясь в киевской гимназии, имел по астрономии и космографии жирную «единицу». «Шалун из шалунов», — вспоминали о нем одноклассники. «Посредственный гимназист», — добавляли педагоги. Правда, Закон Божий Миша знал на «пятерку». Видимо, силы небесные и помогли юноше в выборе профессии: он стал не оперным певцом, как мечтал, не построил карьеру врача, к чему стремился, а решил стать литератором, что и принесло ему широкую известность. Булгакову помогли его аналитический ум и талант художника.

Ведь образ Иисуса не случайно появился на станицах романа. И какую-то роль в этом, сыграли, безусловно, гены. Ведь дед писателя был сельским священником, отец — профессором Духовной академии, дядя — настоятелем русского храма в Японии. Да и сам автор родился в доме священника Крестовоздвиженской церкви на Подоле. У Булгаковых часто бывал друг семьи, профессор богословия Василий Экземплярский, который в те годы работал над фундаментальным трудом «Образ Христа в изобразительном искусстве». Коллекция Василия Ильича насчитывала свыше 10 тыс. фото и иллюстраций с ликом Спасителя. Естественно, юный Михаил не мог пройти мимо таких духовных ценностей.

Обратим внимание: ведь Иешуа в романе — сугубо «киевский»! «Этот человек был одет в старенький и разорванный хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной…»

На картине Сведомского во Владимирском соборе Христос представлен именно таким. В этом храме на западной стене размещена роспись художника Котарбинского «Христос на кресте» с изображенными тремя пустыми крестами на фоне черных туч и желтого горизонта. И, словно иллюстрация к этому сюжету, отрывок из романа: » С запада поднималась грозовая туча, черное дымное брюхо отсвечивало желтым… На вершине холма остались три пустых креста».

ХОДИЛ НА «ФАУСТА» 41 РАЗ!

Ну, если Иешуа, — «киевский», то Воланд — уж точно «московский», подумает читатель. Но и здесь не надо спешить с выводами. Во-первых, в Белокаменной Лысых гор нет, а в Киеве — аж четыре. Так что резиденция «князя тьмы» на Днепре не отменяется. Во-вторых, Булгаков настолько сам увлекся Вальпургиевой ночью, что ходил слушать «Фауста» в киевскую оперу 41 раз! Его любимой мелодией в те годы была ария Мефистофеля «На земле весь род людской», где, кстати, присутствует рефрен: «Сатана там правит бал!»

Теперь о самом Мефистофеле. Известно, что литературным прообразом Воланда стал герой повести Александра Куприна «Каждое желание», который под видом «странного посетителя» является к своей «жертве» следующим образом: «Цвет испуганно открыл глаза и быстро присел на кровати. .. Он извлек из жилетного кармана древние часы с луковицей и посмотрел на них: «Теперь примерно три минуты одиннадцатого…» У Булгакова Воланд является к Степе Лиходееву точно так же: «Степа сел на кровать и вытаращил глаза на неизвестного… Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке… и сказал: «Одиннадцать!» Поразительно, но купринского «Воланда» звали Мефодем Исаевичем Тоффелем, а если сокращенно — МефИсТоффелем!

А вот все, что в романе связано с программой знаменитого бала сатаны, действительно, происходило в Москве. В апреле 1935 года Булгаков с женой присутствовали на приеме, устроенном посольством США для советского правительства, дипломатов и прессы под названием «Весенний фестиваль». Вернувшись домой, Елена Сергеевна описала подробности этого грандиозного праздника в своем дневнике от 23 апреля 1935 года.

ИЗ ДНЕВНИКА ЖЕНЫ МАСТЕРА

Итак, в дневнике: «Я никогда в жизни не видела такого бала. Посол стоял наверху на лестнице, встречая гостей. Все — во фраках… Болен и другой американец спустились к нам на встречу и очень приветливо приняли…»

В романе: «Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром… Лестница стала заполняться. Теперь уже на каждой ступеньке оказались… фрачники. Маргарита механически поднимала и опускала руку, улыбаясь гостям».

В дневнике: «В зале с колоннами танцуют, с хоров светят прожектора… Ужинали в зале, где стол с блюдами был затянут зеленой материей и освещен изнутри. Масса тюльпанов, роз. Необыкновенное изобилие еды, шампанского…»

В романе: «Духота сменилась прохладой большого зала с колоннами… Невысокая стена тюльпанов выросла перед Маргаритой… В следующей зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз… Били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями».

В дневнике: «За стеной, отделяющей оркестр, живые птицы и фазаны, за отдельными столиками в громадной столовой ужинали медвежата в углу, а козлята, и петухи — в клетках. ..»

В романе: «Красногрудые зеленохвосные попугаи, цепляясь за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Потом Маргарита видела белых медведей, игравших на гармошках… И пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр!» — закричал Кот».

Как видим, вся мистика и фантастика писателя основывалась на реальных фактах. Булгаков писал только с натуры. Ибо он был истинным художником, а точнее — Мастером.

Дмитрий ЛАВРОВ, «Сегодня»

http://today.viaduk.net

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Михаил Булгаков | Русский автор

Михаил Булгаков , полностью Михаил Афанасьевич Булгаков , (родился 15 [3 мая по старому стилю] 1891 года, Киев, Украина, Российская Империя — умер 10 марта 1940 года, Москва, Россия, СССР) , Советский драматург, прозаик и новеллист, наиболее известный своим юмором и проницательной сатирой.

Начав взрослую жизнь врача, Булгаков отказался от медицины ради письма. Первым его крупным произведением стал роман Белая гвардия ( Белая гвардия ), выпущенный в 1925 году, но так и не опубликованный в виде книги.Реалистичное и сочувственное изображение мотивов и поведения группы антибольшевистских белых офицеров во время гражданской войны было встречено шквалом официальной критики за отсутствие героя-коммуниста. Булгаков переработал ее в пьесу « Дни Турбиных » («Дни Турбиных»), которая с большим успехом была поставлена ​​в 1926 году, но впоследствии была запрещена. В 1925 году он опубликовал книгу сатирических фантазий Dyavo lia da («Чертовщина»; Diaboliad ), в которой безоговорочно критиковал советское коммунистическое общество.Это произведение тоже было официально осуждено. В том же году он написал Собачье сердце ( Собачье сердце ), язвительную комическую сатиру на лженауку.

Благодаря своей реалистичности и юмору работы Булгакова пользовались большой популярностью, но их резкая критика советских нравов становилась все более неприемлемой для властей. К 1930 году ему было фактически запрещено публиковаться. Его просьба о разрешении на эмиграцию была отклонена Иосифом Сталиным. В последующий период литературного остракизма, продолжавшийся до самой смерти, Булгаков создал свои шедевры.В 1932 году в качестве литературного консультанта коллектива МХАТ написал трагедию о смерти Мольера, Molière . Пересмотренная версия была окончательно представлена ​​в 1936 году и просуществовала семь ночей, прежде чем была запрещена из-за плохо замаскированной атаки на Сталина и Коммунистическую партию.

В 30-е годы Булгаков создал еще два шедевра. Первым был его незаконченный Театральный роман ( Черный снег: Театральный роман, первоначально назывался Записки покойника ), автобиографический роман, включающий беспощадную сатиру на Константина Станиславского и закулисная жизнь МХАТ.Второй была его ослепительная гоголевская фантазия, Мастер и Маргарита ( Мастер и Маргарита ). Остроумный и грубый, и в то же время проницательный философский роман, направленный на борьбу с глубокими и вечными проблемами добра и зла, он сопоставляет два плана действия — один в современной Москве, а другой в Иудее Понтия Пилата. Главный герой — Дьявол, замаскированный под профессора Воланда, нисходящий в Москву со своими слабительными шалостями, разоблачающими коррупцию и лицемерие советской культурной элиты.Его двойник — «Учитель», репрессированный писатель, который попадает в психиатрическую больницу за попытку рассказать историю Иисуса. Произведение колеблется между гротескными и часто грубыми сценами острого сатирического юмора и мощными и трогательными моментами пафоса и трагедии. В Советском Союзе он был опубликован только в 1966–67 годах, и то в грубо подвергнутой цензуре форме. Публикация вышла более чем через 25 лет после смерти Булгакова от болезни почек.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Произведения Булгакова не спешили воспользоваться той ограниченной «оттепелью», которая характеризовала советскую литературную среду после смерти Сталина. Его посмертная реабилитация началась медленно в конце 1950-х годов, и начиная с 1962 года было опубликовано несколько томов его произведений, включая пьесы, романы, рассказы и биографию Мольера. Однако три величайших шедевра этого художника не публиковались в Советском Союзе при его жизни.

Михаил Булгаков | Статья о Михаиле Булгакове в «Вольном словаре»

Родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве; умер мар.10, 1940, в Москве. Советский русский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии.

Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета в 1916 году и был уездным врачом Смоленской губернии. Профессиональная литературная деятельность Булгакова началась в 1919 году. В 1922-26 годах он был сотрудником газеты « Гудок ». Его первый сборник сатирических рассказов Deviltry (1925) вызвал споры в прессе. Публикация романа Белая гвардия (1925-27) осталась незавершенной.Сюжеты этого романа он использовал в спектакле « дней Турбиных » (постановка МХАТ в 1926 году). В этих произведениях, а также в пьесе « Рейс » (1926–28, поставлен в 1957 г.) отражены изменения в взглядах старой русской интеллигенции, развенчаны идеи «белого» движения, показано бесплодие эмиграционной жизни. . В комедиях « Квартира Зои » (постановка театра Евгения Вахтангова в 1926 году) и « Багровый остров » (постановка Камерного театра 1928 года) Булгаков высмеивает нравы и нравы среды спекулянтов НЭПа и пародирует обычаи. маленького, замкнутого мира театра.

Литературные критики конца 20-х гг. XX в. Относились к творчеству Булгакова крайне негативно; его произведения не печатались, а пьесы изымались из театров. В начале 30-х годов Булгаков был ассистентом режиссера МХАТа и поставил спектакль « Мертвых душ » Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах «Порабощение лицемеров» или Мольер (1930–36; производство 1943) и Последние дни или Пушкин (1934-35; производство 1943) и в биографическом рассказе Жизнь господина де Мольера (1932-33, опубликована в 1962), Булгаков показывает несовместимость истинного искусства с монархическим деспотизмом.Незавершенный Театральный роман : Записки мертвеца (1936–37; опубликован в 1965 году) сочетает в себе лирическое признание и сатиру. С начала 1930-х до конца своей жизни Булгаков работал над романом « Мастер и Маргарита » (опубликован в 1966-67 годах). Объединив три уровня действия — уровень истории и легенд (древняя Иудея), современных нравов и морали (Москва 1930-х годов), мистики и фантастики — Булгаков создал оригинальную форму философского романа, в которой он ставил «вечные» проблемы добра и зла, ложной и истинной морали.Как драматург и рассказчик Булгаков был мастером отточенных реалистических приемов, сатиры, гибкого и яркого языка, стремительно меняющихся сюжетов.

РАБОТЫ

Избр. проза . (Вступительная статья В. Лакшина.) Москва, 1966.
Драмы и комедии . (Вступительная статья В. Каверина.) Москва, 1965.
«Мастер и Маргарита». Москва , 1966, вып. 11; 1967, нет. 1.
«Автобиография». В № Советские писатели: Автобиографии , т.3. Москва, 1966.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Смирнова В. М. Булгаков Михаил — драматург. В ее книге Современный портрет . М., 1964.
Лурье Я., Серман И. «От« Белой гвардии к «Дням Турбиных» ». Русская литература , 1965, №2. 2.
Ермолинский, С. О Михайле Булгакове: Глава из книги воспоминания. Театр , 1966, вып. 9.
Лакшин В. «Роман М. Булгакова« Мастер и Маргарита ». Новый мир , 1968, №2. 6.
Скорино, Л.«Лица без карнавальных масок». Вопросы литературы , 1968, вып. 6.
Виноградов И. «Завещание мастера». Вопросы литературы , 1968, вып. 6.
Скорино, Л. «Ответ оппоненту». Вопросы литературы , 1968, вып. 6.
Палиевский П. «Последняя книга М. Булгакова». Наш современныйник , 1969, вып. 3.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Неувядающий свет — Сергий Булгаков, Томас Аллан Смит: Эрдманс

Поль Валлиер
«В Неувядающем свете Булгаков мастерски излагает человеческое религиозное сознание, используя удивительно разнообразный набор инструментов, включая Библию и отцов церкви, Каббалу и другие мистические тексты, древнюю и современную философию и современную экономическую мысль.Однако, несмотря на эклектизм Булгакова, его книга на удивление ясна, и благодаря впечатляющему переводу Томаса Аллана Смита работа не теряет ясности на английском языке. Этот том принадлежит библиотеке всех, кто интересуется русской религиозной мыслью ».

Борис Яким
«Один из величайших философских произведений ХХ века, Неувядающий свет полон сияния, проникающего в ум и сердце читателя.Мы видим, как ум Булгакова растет, чтобы охватить великие софиологические истины, а его сердце расширяется, чтобы впитать Божественный свет, когда он готовится начать работу над своими двумя беспрецедентными богословскими трилогиями. Своим превосходным переводом Томас Аллан Смит преподнес двадцать первому веку светлый дар ».

Мирослав Татарин
«Для англоязычного читателя, желающего понять зрелого Булгакова, будет незаменим перевод Смита« Неувядающий свет »- вероятно, самого сложного тома Булгакова.«

Johannes M. Oravecz
«Благодаря внимательному редактированию и чуткому переводу Томаса А. Смита, этот богатый труд интеллектуальных и духовных поисков впервые доступен на английском языке. Он, несомненно, станет источником вдохновения для многих. собственные духовно-интеллектуальные поиски Бога ».

Роберт Ф. Слесинский
«Этот ясный перевод проливает важный свет на очень личный и философский жизненный путь Булгакова.«

Рецензия на теологическую книгу
«Этот важный перевод полугенеалогического трактата Булгакова о форме и траектории божественной мудрости (София) предлагает английским студентам, изучающим философское богословие двадцатого века, проникнуть в глубокую неохалкидонскую конструктивную систему. Переводчик-редактор и издатель оказали англоязычным студентам, изучающим современное богословие, услугу, выпустив полезный том, в котором содержатся сведения как об авторе, так и о его источниках.«

Church Times (UK)
«Работа, вызывающая настоящее интеллектуальное и духовное возбуждение. Это повод для празднования, что наконец-то доступно на английском языке … Хорошее введение в развивающуюся мысль Булгакова».

Богословие
« Неувядающий свет — последнее произведение Булгакова, написанное в России, и первое чисто богословское произведение. Оно знаменует собой переломный момент.. . . Богословие Булгакова уже с этого момента отличается глубоко эсхатологическим измерением ».

Индекс мистицизма

Индекс мистицизма

Эвелин Андерхилл

[1911]

Содержание Начать читать Индекс страницы Текст [в архиве]

Эвелин Андерхилл (род. 6 декабря 1875 г., ум. 15 июня 1941 г.) была англичанкой. Англо-католический писатель, много писавший о христианском мистицизме.Пацифист, писатель и философ, ее широко читали в первой половине 20 века. Эта работа, Мистицизм , не является учебником по предмету. Она не согласна с Уильямом Джеймсом. Разновидности религиозного опыта с его четырехчастным разделением мистического состояния (невыразимость, ноэтическое качество, мимолетность и пассивность). Она видит в Космическом Сознании Бака только врата в Единую Жизнь, примерно на полпути к ней. ее взгляд (с. 193).

Андерхилл делит свой взгляд на путешествие мистика на пять частей: «Пробуждение себя», «Очищение себя», «Освещение» «Темная ночь души» и «Единственная жизнь». Андерхилл сосредоточена на мистицизме в христианстве, но она также упоминает суфизм, индуизм, буддизм и другие системы верований. Это долгое время считалось важнейшей работой по теме мистицизма. и продолжает направлять искателей столетие спустя. заяц


Титульная страница
Предисловие к двенадцатому изданию
Предисловие к первому изданию

Часть первая: мистический факт

Часть первая: мистический факт
I.Пункт отправления
II. Мистицизм и витализм
III.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *