Микеланджело произведения: Микеланджело — 182 произведения — живопись

16 знаменитых работ Микеланджело Буонарроти

В этой статье мы вспомним 16 знаменитых шедевров Микеланджело. Когда дело доходит до Высокого Возрождения, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) всеми без исключения признается «самым высоким»из своих знаменитых современников.

 

Несравненный скульптор, прекрасный рисовальщик и талантливый художник (хотя и не считавший живопись «своей» стезей), Микеланджело был и остается одним из самых именитых деятелей искусства всех времен. 

Да, Микеланджело бывал вспыльчив: его соперничество с Леонардо да Винчи и Рафаэлем хорошо задокументировано и общеизвестно, и не раз его видели в ярости выбегающим из Сикстинской капеллы с криками «ноги моей больше здесь не будет!»

Тем не менее, как создатель невероятных произведений искусства — будь то скульптура, фреска или станковая живопись — Микеланджело был настолько хорош, что даже репутация психопата не могла его унизить. Современники называли его Il Divino («божественный»), потому что считали мастерство Микеланджело не имеющим аналогов среди простых смертных. 

В этой статье мы собрали 16 шедевров «божественного» Микеланджело Буонарроти, которые характеризуют его творчество с разных сторон, позволяя составить обобщенное представление о бесценном наследии мастера. Итак, самые известные работы Микеланджело! 

Распятие Святого Петра — фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (ок. 1546–1550). Работа расположена в Капелле Паолина Апостольского дворца в Ватикане и считается последней фреской Микеланджело.

Художник изобразил Святого Петра в момент возложения его римскими солдатами на крест. Микеланджело сосредоточил внимание на изображении боли и страдания. Лица присутствующих выражают тревожные и мучительные чувства. Папа Павел заказал эту фреску Микеланджело в 1541 году для Капеллы Паолина.

Реставрация фрески, завершенная в 2009 году, позволила обнаружить изображение, которое, как полагают, является автопортретом самого Микеланджело. ..читать полностью

«Битва кентавров» — мраморный барельеф навеянный «Метаморфозами» Овидия и изображающий сражение Геркулеса с кентаврами. Работа считается первым произведением Микеланджело, в котором он обрел свой индивидуальный творческий стиль. 

 

В частности, Джорджо Вазари в своем эпохальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» характеризует эту работу молодого Буонарроти, как «сделанную так прекрасно, что всякий смотрящий на нее не в состоянии поверить, что эта работа юноши, а не уважаемого мастера, достигшего совершенства в науке и практике искусства. 

Манчестерская Мадонна — Микеланджело Буонарроти. Мадонна с младенцем, святым Иоанном и ангелами (ок. 1497 г.), также известная как Манчестерская Мадонна, представляет собой незаконченную картину, приписываемую Микеланджело и находящуюся в Национальной галерее в Лондоне. 

Это одно из всего трех сохранившихся панно, приписываемых Микеланджело, и датируется его первым периодом в Риме. Атрибуция картины Микеланджело вызывала определенные сомнения на протяжении большей части 19 и 20 веков, однако в наши дни большинство ученых считают, что авторство Микеланджело Буонарроти не подлежит сомнению.

Работа впервые привлекла внимание внимание широкой публики на выставке «Сокровища искусства» в Манчестере в 1857 году, отсюда и название —  «Манчестерская Мадонна»…читать полностью

Мадонна Дони, известная также как «Святое Семейство» или «Тондо Дони» — картина итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, выполненная в форме тондо (круг) с диаметром 120 сантиметров.

Собственно говоря, «Мадонна Дони»- единственный пример станковой живописи Микеланджело, который, как известно, к живописи относился прохладно и художником себя не считал, хотя и создал одно из величайших произведений в истории мировой живописи — фрески Сикстинской капеллы.

При написании картины Макеланджело использовал темперу и масло.

Нанося масло последовательными слоями от самого интенсивного до самого светлого отенков, как его учили в юности, Микеланджело смог достичь цветового эффекта, который в корне отличался от создаваемых фламандскими художниками…читать полностью

Микеланджело выполнил это распятие для церкви Санто-Спирито во Флоренции, когда ему было всего 18 лет. Это была благодарность монахам-августинцам за то, что они предоставивли ему кров после того, как умер покровитель молодого Буонарроти, Лоренцо ди Медичи, оставив художника без своего угла. Согласно знаменитым «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари,  именно в  монастыре Санто-Спирито Микеланджело начал препарировать мертвые тела «с целью изучения анатомии и достижения того высочайшего уровня мастерства, каковым он впоследствии обладал».

Несмотря на то, что распятие церкви Санто-Спирито было напрямую взято из жизни (или, точнее, из смерти, учитывая анатомичекие опыты юноши), эта работа не получила никакой известности и совсем не помогла дальнейшей карьере Микеланджело — она попроста осталось незамеченной.  

После долгие века оно считалось пропавшим — пока не было «открыто» вновь в 1962 году, вокруг чего разразилась целая буря, да и понятно: обнаружена работа Микеланджело! Тем не менее, здесь нет того непревзойденного изображения мускулатуры, которое сделает Микеланджело знаменитым — в этом отношении работа отличается не только от зрелых творений Буонарроти, но и от других его юношеских работ. Индивидуальность Микеланджело еще не проявилась здесь в полной мере — и потому «Распятие церкви Санто-Спирито» расположилось на двенадцатой строчке нашего рейтинга. 

Портрет Жулиано де Медичи — это мраморная скульптура (168×80 см) Микеланджело Буонарроти, датированная примерно 1526-1534 годами и являющаяся частью украшения Новой ризницы в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции.

В частности, это центральная статуя гробницы Юлия II и, как известно, она ни в коей степени не воспроизводит черты умершего, но представляет собой идеальную и даже героическую интерпретацию далеко не такой атлетичной физической сущности покойного папы.

 

Казалось бы — почему так? Ведь Микеланджело, по большому счету, получил заказ на надгробный памятник, и родственники усопшего, которые и оплачивали это «удовольствие», вправе были рассчитывать хотя бы на отдаленное портретное сходства памятника с «оригиналом»…читать полностью

Историк искусства Эрвин Панофски, когда писал о «Мадонне из Брюгге» Микеланджело, отметил, что художник  однажды сказал: «Идеальная скульптура — это та, которую можно скатить с горы, не причинив ей при этом никаких повреждений.» Исходя из вышеозначенных стандартов,  эту скульптуру можно назвать близкой к совершенству: очень плотно скомпонованная композиция Марии и Младенца Христа напоминает размер и компактную массу оригинального каменного блока, из которого были вырезаны фигуры.

Несмотря на мастерство, продемонстрированное Микеланджело при создании «Мадонны Брюгге» (немногие решились бы на проект такой сложности и такого размера — высота скульптуры достигает почти 2 метров), и ее статус единственной работы художника, покинувшей Италию при жизни — скульптура стала культовой и приобрела всемирную известность, благодаря тому, что в 1944 году отступавшие нацисты вывезли «Мадонну» под матрацами на грузовике «Красного Креста».

Пресса тогда начала активно писать об этом событии, и «Мадонна Брюгге» обрела, наконец, мировую известность.

При жизни Микеланджело и тем более после его смерти о ней до того знали немногие. Действительно, историк искусства Уильям Э. Уоллес отмечает, что этой работе уделялось так мало внимания, что даже современники скульптора, авторитеты и эксперты в области произведений Микеланджело, не знали о ней почти ничего: «О ней было известно столь немногое, что даже биографы Микеланджело Джорджо Вазари и Асканио Кондиви ошибочно полагали, что оно было отлито из бронзы. И Воскресший Христос, и Мадонна из Брюгге мало способствовали флорентийской репутации Микеланджело».

Следует признать, что при всем качестве исполнения это далеко не самая запоминающаяся работа мастера — и по этой причине мы разместили ее на десятом месте рейтинга.

Выполненный по заказу кардинала Риарио, Бахус стал первым опытом Микеланджело в крупномасштабной скульптуре (высота этой мраморной статуи — 203 см) и одной из немногих работ не на христианскую тему.

 

Надо сказать, заказчику эта работа Микеланджело настолько не понравилась, что он от нее решительно отказался — и «Бахуса» приобрел банкир Якопо Галли для установки в своих садах близ палаццо Канчелария. Впоследствии «Бахус» был приобретен семейством Медичи и в наши дни находится в музее Барджелло во Флоренции. 

Выведя фигуру из рановесия, изобразив мышцы спины напряженными, а живота и бедер — расслабленными, Микеланджело виртуозно смог передать пьяное «шатание» Бахуса, который с вожделением глядит на чашу с вином и, очевидно, любит вино гораздо больше, чем человечество, которое он решил осчастливить этим даром. Кстати, современный эксперт в области творчества Микеланджело Уильям Уоллес считает эту работу Буонаротти первым его бесусловным шедевром. 

Такого высочайшего уровня реализма в скульптуре удавалось в то время добиться немногим, однако у скульптуры нашлось множество недоброжелателей. Микеланджело ставили в вину неуклюжую позу, слишком вульгарное лицо и какое-то «чрезмерно женственное» тело — что, безусловно, имеет место быть. Так или иначе, с учетом всех плюсов и минусов, «Бахус» размещается на девятой позиции нашего рейтинга. 

Восставший раб — мраморная статуя работы Микеланджело Буонарроти высотой 2,15 м, датированная 1513 годом. В настоящее время работа находится в Лувре в Париже. Два «раба» Лувра относятся к второй версии гробницы Папы Юлия II, которую наследники Джулиано Делла Ровере, заказали Микеланджело в мае 1513 года.

Хотя первоначальные планы сооружения гигантского мавзолея были изменены, работа по-прежнему оставалась монументальный, с коридором, богато украшенным скульптурами, и Микеланджело немедленно возглавил проект.

Среди первых завершенных работ для гробницы числилисьпр два «раба», предназначенные для нижней части надгробного памятника. Их планировалось установить рядом с пилястрами, обрамляющими ниши, в которых находятся Победы…читать полностью

«Умирающий раб» должен был стать парой другому произведению Микеланджело —  «Мятежный раб». Обе скульптуры предполагалось разместить по обе стороны от центральной работы с изображением Моисея  — в качестве элементов гробницы Папы Юлия II. 

Пытаясь выбрать идеальный мрамор для последнего упокоения Папы, Микеланджело отправился в карьеры Каррары, где самолично и буквально «вручную» занимался отбором каменных блоков и плит.  Обзаведясь необходимым материалом, он с рвением принялся за работу, высекая статую человека, находящегося в мучительных смертельных муках. Впоследсвтвии, однако, папа Юлий передумал и отменил заказ. 

 

Таким образом, еще четыре фигуры рабов (Юный раб, Бородатый раб, Атлас и Пробуждающийся раб) так и остались незаконченными и находятся во Флоренции — в то время как «Восставший рабо» и «Умирающий раб», очевидно противопоставленные друг другу — в Лувре. 

Мог ли «Умирающий раб» быть лучшим примером склонности Микеланджело к совершенству, если бы ему не помешала постоянная непостоянство Юлия? Тяжело сказать. Как отмечает Ричард Флай, сама фигура раба кажется разочарованной собственными обстоятельствами, как будто предлагая борьбу фигуры со смертью как метафору борьбы художника с материалом:

 

В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал».

В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae.

«Ангел с канделябром» (итал. Angelo reggicandelabro; также — «Ангел с подсвечником», «Ангел со светильником» — небольшая мраморная статуя (51,5 см), созданная Микеланджело ок. 1494 −1495 гг. для гробницы Святого Доминика в Болонье. 

«Ангел» был создан в качестве дополнения к существовавшему ранее ангелу художника Никколо дель Арка (умершему в процессе работы) и интегрирован в уже созданные части проекта. Это исторически важно, поскольку именно в этой работе Микеланджело начал демонстрировать свой фирменный стиль: в то время как ангел Никколо дель Арка мягкий и женственный, Микеланджело изображает сильного юношу с отчетливо выраженной мускулатурой и орлиными крыльями.

Уильям Уоллес называет «Ангела с канделябром» Микеланджело «самой миловидной из всех созданных мастером скульптур». И действительно — Ангел чрезвычайно обаятелен. Несмотря на богатое убранство базилики Святого Доминика, очень плотная, «крепенькая», энергичная и решительная фигурка «Ангела» Микеланджело совершенно не теряется на общем фоне, невзирая на свои весьма скромные размеры. 

Со времени своего создания «Моисей» воспринимается как одно из величайших достижений человеческого гения — возможно «величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике»

Большой успех «Давида» Микеланджело привлек к нему внимание папы Юлия Второго. Работа, заказанная в 1505 году папой для его гробницы, представляет важный эпизод из библейской притчи о Моисее, когда он, спустившись с горы Синай с двумя скрижалями Откровения, видит, что люди стали поклоняться Золотому Тельцу. 

Излишне говорить, что Моисей был вне себя от гнева, и именно этот гнев Микеланджело умело воплощает в своей восьмифутовой сидящей скульптуре. Однако Моисей не просто сидит. Его левая нога и бедра смещаются влево, а мускулистый торс обращен вправо (контрапост), наполняя фигуру напряжением и силой; хотя он смотрит налево, его борода отведена направо, что указывает на энергичное, стремительное и гневное движение.

Моисей занимает середину этого списка, потому что эта библейская фигура очень хорошо изображена. Может быть, даже «чересчур хорошо», по словам Фрейда, который сказал, что эта интерпретация «превосходит любую другую историческую или традиционную трактовку образа Моисея», добавив, что, по его мнению, скульптура имеет скорее светское, чем религиозное значение — как символ человека, подавляющего «внутреннюю страсть » в угоду более высоким стремлениям на общее благо.  

 

В 1914 году Фрейд, как известно, опубликовал эссе «Моисей» Микеланджело, где предложил трактовку образа Моисея в полном соответствии с канонами психоанализа. Кстати, именно по этой причине Театр-музей Сальвадора Дали, бывшего, как мы знаем, величайшим поклонником Фрейда (и Микеланджело) украшен копией знаменитой работы Буонарроти. 

В течение 15 века тема Марии, держащей Иисуса на коленях после того, как он был снят с креста — иначе известная как pietà — обычно изображалась в североевропейском искусстве, но в меньшей степени в Италии. 

Поэтому, когда французский кардинал Жан Билэр де Лагрола, аббат Сен-Дени, обратился к 23-летнему Микеланджело с этим заказом для его похоронного памятника, художник с радостью принял его, заранее зная, что этой работой сможет заявить о себе во всеуслышание. Именно «Ватиканская Пьета» заставила людей запомнить имя Микеланджело — буквально, как описывает Вазари:

«. .. По правде говоря, совершенно удивительно, что рука художника могла должным образом выполнить что-то столь возвышенное и восхитительное за столь короткое время, и ясно, что это чудо, что камень, изначально бесформенный, мог приобрести это состояние совершенства, которое природа обычно старается создать во плоти.»  

После установки скульптуры в капелле Санта-Петронилла (где она находилась изначально) Микеланджело часто туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды он услышал разговор «приезжих из Ломбардии», восхвалявших скульптуру и считавших, что её сделал их соотечественник: некий «миланец Гоббо». Это крайне задело честолюбивого и по праву гордившегося своей работой скульптора.

 Микеланджело промолчал, но ближайшей ночью тайком пробрался в капеллу, «прихватив с собой резцы» и вырезал на поясе, пересекающем грудь Богоматери, надпись на латыни: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».

«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, — «Последний суд») — фреска работы Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1536 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. 

Спустя без малого четверть столетия Сикстинская капелла вновь оказалась в распоряжении Микеланджело. На этот раз Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Микеланджело в Рим, чтобы обсудить детали росписи алтарной стены в Сикстинской капелле. Речь шла о монументальной фреске «Страшный суд». 

Смерть понтифика помешала немедленному началу работ, однако  в 1536 году преемник Климента Павел III выразил желание, чтобы художник все же приступил к работе — так одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

И снова последовали 4 года упорной работы. Примечательно, что Микеланджело выполнил ее один! Известно, что он допустил к участию в росписи лишь единственного своего помощника, да и то задействовал его исключительно при создании фона. Все, абсолютно все персонажи выписаны были рукой самого Микеланджело. Отсюда и результат: говорят, увидев фреску «Страшный суд» завершенной, пораженный Папа Павел III рухнул на колени и принялся возносить хвалы Господы за явленное ему волей Всевышнего и рукой Микеланджело чудо…читать полностью

Папа Юлий II приостановил долгую работу Микеланджело над папской гробницей, для того, чтобы мастер мог сосредоточиться на росписи потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело, как известно, не был заинтересован в приеме заказа — в конце концов, он был скульптором, а не художником, — но давление со стороны заказчика оказалось слишком сильным. Так получилось, что Микеланджело, величайший скульптор все времен, взявшись за работу «под принуждением», создал, тем не менее, одно из самых культовых произведений в истории западного искусства.

В основе эпического творения Микеланджело — сцена Сотворения мира: Бог протягивает свой палец к руке новоиспеченного человека, Адама, в которого собирается вдохнуть жизнь, а Ева, расположившись у изгиба руки Бога-Отца, наблюдает за происходящим. Немногие художники когда-либо изображали эту сцену так драматично, как Микеланджело, и даже в нашу светскую эпоху, «Сотворение Адама», давно вышагнувшее за религиозные рамки, продолжает оставаться иконой общечеловеческой культуры в целом.

Вот что пишет Поль Барольски в своем страстном эссе «Гений»Сотворения Адама» Микеланджело и слепота истории искусства»:

«…Что делает фреску Микеланджело такой захватывающей, так это ее напряжение — ощущение события, которое завершится только тогда, когда перст Бога коснется пальца Адама. Можно сказать, что Бог на фреске Микеланджело приостановлен навсегда в незавершенном акте наполнения Адама духом. Это высшее божественное non finito… В нашем постхристианском мире современные ученые не слишком озабочены пространственным значением фрески, и это понятно. Но игнорировать то, как Микеланджело сделал видимым свой замысл, значит не замечать ярких проявлений художественного гения или поэтического воображения…»

 

Так или иначе, мы должны признать: скульптор Микеланджело, о котором Эль Греко сказал: «Хороший был человек этот Микеланджело, упокой Господи его душу — жаль только, рисовать совершенно не умел» — так вот, именно этот скульптор Микеланджело, ворча и чертыхаясь по поводу нелюбимого заказа, создал одно из величайших произведений мировой живописи, которое по праву достойно занять вторую строчку нашего рейтинга.  

«Безусловно, любому, кто увидит эту статую, не нужно беспокоиться о том, чтобы увидеть какие-либо другие скульптуры, выполненные в наше время или в любой другой период любым другим художником», — писал Вазари в «Жизнеописаниях художников», сделав Микеланджело центральным персонажем своей знаменитой работы. 

Микекланджело было всего 26 лет, когда он взялся за своего Давида — что не помешало мастеру создать монументальную работу (даже с точки зрения размеров, ибо высота этой статуи, предназначенной для кругового обзора, составляет 5 м 17 см) — несомненно, самое великое творение в своей карьере.

С момента своей установки на площади Синьории во Флоренции, что случилось 8 сентября 1504 года,  пятиметровое изваяние Давида стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Интересно, что речь о создании статуи ветхозаветного царя Давида во Флоренции велась уже с середины 15 века. Для статуи доставили огрромную глыбу мрамора из карьеров Каррары — однако по разным причинам работа не заладилась. Проходили десятилетия, и и камень, обработка которого была заброшена, едва начавшись, приобретал под воздействием осадков все более неприглядный вид, буквально на глазах уменьшаясь в размерах. 

Два с лишним года молодой Микеланджело воевал с камнем, «отсекая от него все лишнее» — и у него получилось! В 1873 году оригинал работы Микеланджело переместили в один из залов Академии изящных искусств, чтобы убересь ее для грядущих поколений, а на площади Синьории с 1919 года можно увидеть копию знаменитой скульптуры. 

НАШИ ЭКСКУРСИИ В БАРСЕЛОНЕ

ОТЗЫВЫ НАШИХ ТУРИСТОВ

САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ

работы в Риме и Флоренции > WowItaly

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

    Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti) – один из величайших гениев за всю историю человечества. Этот знаменитый итальянский скульптор, архитектор, живописец и поэт воплотил собой идеал человека эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитую личность.

    Считая себя только скульптором, Микеланджело создал большое количество живописных шедевров и грандиозных архитектурных проектов, среди которых – купол собора Святого Петра, Сикстинская капелла, площадь Кампидольо в Риме, статуя Давида и библиотека Лауренциана во Флоренции. Его произведения обладают такой мощью и достоверностью, которые трудно не просто превзойти, но даже скопировать. 

    Микеланджело Буонаротти, Галерея Уффици

    Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье обедневшего дворянина Лодовико Буонаротти. Место рождения гения – маленький городок Капрезе  (Caprese) недалеко от Флоренции (провинция Ареццо). Сегодня городок называется Капрезе-Микеланджело (Caprese Michelangelo) в честь своего великого уроженца.

    Капрезе-Микеланджело

    Поворотным событием в судьбе Микеланджело стала ранняя смерть матери. В возрасте 6 лет ребенка отдали кормилице – жене каменотеса (почти все жители района, где родился Микеланджело, работали на каменных карьерах). Впоследствии Микеланджело придавал большое значение своим первым годам, проведенным среди каменотесов, у которых научился разминать глину и владеть резцом.

    В нем рано проявилась склонность к скульптуре и живописи, и, хотя отец был против занятий сына, считая их недостойными древнего рода Буонаротти, в конце концов Микеланджело полностью посвятил себя служению искусству.

    Из молока кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи

    Микеланджело Буонаротти

    В отличие от Рафаэля, который умер в самом расцвете зрелости, Микеланджело прожил довольно долгую, даже по современным меркам, жизнь – целых 88 лет. Никто из художников (в широком смысле этого слова) ни до, ни после Микеланджело не проявил себя настолько же властно и мощно в трех пластических искусствах – живописи, скульптуре и архитектуре, и не оставил после себя столь разнообразного и выдающегося наследия.

    Портрет Микеланджело, автор Даниэле да Вольтерра

    Микеланджело был настоящим трудоголиком. Один из биографов писал, что он не снимал сапог, когда ложился спать, чтобы не тратить время на одевание и раздевание. Художник был равнодушен к материальным благам, вел почти пуританский образ жизни, хотя и считался богатым человеком. Его обед мог состоять из куска хлеба, который он жевал, чтобы не отвлекаться от работы. При этом Микеланджело очень гордился своим благородным происхождением, чем могли похвастать очень немногие представители его профессии.

    Работы Микеланджело во Флоренции: 

    1. Церковь Святого духа (деревянное распятие, одно из самых ранних произведений)
    2. Casa Buonarotti (дом-музей семьи Буонаротти)
    3. Музей Барджелло (статуя Вакха)
    4. Галерея Академии (статуя Давида)
    5. Семейная усыпальница Медичи
    6. Библиотека Лауренциана
    7. Музей палаццо Веккьо (статуя Дух победы)
    8. Музей Опера-дель-Дуомо (флорентийская Пьета)
    9. Галерея Уффици (единственная картина Микеланджело во Флоренции)
    10. Церковь Санта-Кроче во Флоренции (усыпальница Микеланджело)

    Работы Микеланджело в Риме: 

    1. Сикстинская капелла
    2. Капелла Паолина (Апостольский дворец)
    3. Собор Святого Петра (архитектурный проект)
    4. Cобор Святого Петра (Пьета)
    5. Площадь Кампидольо (проект)
    6. Усыпальница Юлия II
    7. Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва (статуя Христа с крестом)
    8. Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири (проект)

    Где посмотреть работы Микеланджело Буонаротти во Флоренции

    В 1488 году в возрасте 13 лет Микеланджело переезжает во Флоренцию и поступает в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников своего времени, где обучается основам фресковой живописи и проходит хорошую школу рисунка.

    Учеба у Гирландайо была недолгой. Уже в 1489 Микеланджело был приглашен в художественную Академию, основанную правителем Флоренции Лоренцо Медичи (известного в истории под прозвищем Великолепный). Лоренцо Великолепный был так поражен талантами Микеланджело, что позволил ему жить во дворце Медичи на правах сына. 

    Посмертный портрет Лоренцо Великолепного, автор Джорджо Вазари

    В течение своей долгой жизни Микеланджело то покидал, то снова возвращался во Флоренцию, периодически раздираемую политическими беспорядками. За это время он успел создать множество произведений, которые сегодня находятся в различных музеях столицы региона Тоскана. 

    ✅Церковь Святого Духа, распятие / Basilica di Santa Maria del Santo Spirito

    Внутри базилики Санто-Спирито можно увидеть одно из самых ранних произведений Микеланджело, которое он создал в возрасте всего 17 лет. После смерти своего покровителя Лоренцо Великолепного Микеланджело переезжает в монастырь Санта-Мария-дель-Санто-Спирито, где занимается анатомическим исследованием трупов, поступающих из больницы монастыря.  

    Чтобы выразить свою признательность за разрешение на анатомические исследования, важные для творчества скульптора и художника, Микеланджело вырезает распятие для алтаря церкви Санто-Спирито. Интересно, что Христос на распятии изображен хрупким подростком (в более поздних произведениях Микеланджело он гораздо более мускулистый) и без одежды. 

    Деревянное распятие в церкви Санто-Спирито, 1492 г.

    ✅Casa Buonarotti

    Casa Bouonarotti – музей во Флоренции, расположенный в доме XVI в., принадлежавшем Микеланджело и представителям его семьи. Сам художник в доме не жил, но здесь можно увидеть две его ранние работы – барельефы, выполненные из мрамора: Madonna della Scala («Мадонна у лестницы») и «Битва кентавров». Также в музее находится коллекция предметов искусства (скульптуры, картины, археологические находки), рисунки и эскизы Микеланджело.

    Casa Buonarotti

    ✅Музей Барджелло / Museo nazionale del Bargello

    Барджелло – художественный музей во Флоренции, находящийся в здании XIII века, которое ранее служило резиденцией подеста (главы администрации в средневековых итальянских городах), а впоследствии тюрьмой и казармой. В музее представлены четыре работы Микеланджело. 

    Национальный музей Барджелло
    • Статуя Вакха (изображает бога вина Вакха (Бахуса) в человеческий рост). Дебютным произведением Микеланджело в Риме, куда он уезжал на время политических беспорядков во Флоренции, стало мраморное изваяние Вакха в человеческий рост. Сделанная по заказу кардинала Рафаэля Риарио, статуя впоследствии была приобретена банкиром Якопо Далли, который установил ее своем саду рядом с античными скульптурами. В 1572 году статую приобрели Медичи и перевезли во Флоренцию.
    Вакх, 1497 г.
    • Мраморный бюст Брута, убийцы Юлия Цезаря. По мнению некоторых исследователей, этот бюст отражал республиканские и антитиранические взгляды Микеланджело. 
    • Круглый мраморный барельеф (тондо) с Девой Марией, младенцем Иисусом и маленьким Иоанном Крестителем, созданный для семейства Питти
    • Давид-Аполлон (двойное название статуи связано с тем, что автор изменил сюжет в процессе работы)

    ✅Галерея Академии / Galleria dell’Accademia

    Галерея Академии – художественный музей, где представлена одна из самых известных скульптур Микеланджело «Давид» и другие его работы, а также произведения флорентийских художников XIV-XVII вв. Это второй по посещаемости художественный музей Италии после Уффици. 

    • Статуя Давида. На время политических беспорядков во Флоренции Микеланджело уезжал то в Венецию, то в Болонью, то в Рим. Но в 1501 году он вернулся в родной город, где ему поручают изваять статую Давида. Когда в 1504 г. Микеланджело закончил свою работу, слава его гремела по всей Флоренции еще больше, чем после создании «Пьеты» в Риме. Первоначально статуя предназначалась для украшения флорентийского собора, но специально созванная комиссия решила поставить ее в самом сердце города, на площади Синьории, перед палаццо Веккьо, где находилось правительство. Это должно было символизировать свободу и независимость Республики. 
    Давид, Галерея Академии, 1501-1504 гг. Статуя высотой 4,3 м изваяна из монолита чистейшего белого мрамора из Каррары

    С 1873 году оригинальная скульптура Давида была перемещена с площади Синьории и находится в Галерее Академии. Причины перемещения были: необходимость сохранить одну из самых ценных скульптур в мире и решение создать отдельный музей с работами и рисунками Микеланджело к 400-летию со дня рождения художника.

    Копия статуи Давида на площади Синьории перед палаццо ВеккьоБронзовая копия статуи Давида на площади Микеланджело
    • Четыре незавершенные («non-finito») статуи «Рабы», предназначавшиеся для усыпальницы папы Юлия II
    • Скульптурная группа «Пьета» (около 1560 г.), обнаруженная в часовне Барберини в Палестрине (некоторые эксперты сомневаются, что данную скульптурную группу создал именно Микеланджело, а не его помощник или ученик)

    Базилика Сан-Лоренцо (Святого Лаврентия), семейная усыпальница Медичи / Basilica di San Lorenzo

    После смерти папы Юлия II в 1513 году на Святом престоле оказался Лев X из семейства Медичи. Он поручил Микеланджело спроектировать фасад церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело долго трудился над проектом, но в итоге реализовать его не удалось по причине дороговизны и последующей смерти папы-заказчика.

    Кардинал Джулио Медичи (будущий Климент VII), желающий в том числе сохранить лояльность художника к своему семейству, поручил ему другую работу – проект семейной капеллы Медичи (Новой сакристии) при церкви Сан-Лоренцо, в котором Микеланджело выступал как скульптор и архитектор.

    Гробница Джулиано Медичи (младшего сына Лоренцо Великолепного и брата Льва X) с аллегорическими скульптурами «День» и «Ночь»

    Эта работа Микеланджело тоже заняла очень много времени и, в итоге  осталась незавершенной. В ходе восстания во Флоренции Микеланджело поддержал повстанцев, из-за чего его отношения с семьей Медичи сильно испортились. Когда в 1530 году Медичи овладели городом, Микеланджело бежал, опасаясь за свою жизнь. В итоге часть скульптур для сакристии завершали его ученики. 

    Библиотека Лауренциана / Biblioteca Medicea Laurenziana

    А второй важный архитектурный проект Микеланджело во Флоренции – библиотека Лауренциана, задуманная как хранилище для книг и рукописей, принадлежавших семейству Медичи. Этот проект тоже остался незавершенным по тем же причинам – из-за политических разногласий с семьей Медичи, которых Микеланджело не поддержал во время восстания в городе. Строительство началось в 1525 году, а сама библиотека была открыта только в 1571.

    Читальный зал библиотеки Лауренциана

    Отдельного внимания заслуживает вестибюль библиотеки и лестница, ведущая к читальному залу. По замыслу Микеланджело, лестница должна была символизировать свободный и мощный поток мыслей.

    Лестница, библиотека Лауренциана

    Музей палаццо Веккьо / Museo di Palazzo Vecchio

    В музее палаццо Веккьо находится скульптурная группа «Дух победы», которую Микеланджело создал для усыпальницы Юлия II. Статуя так и не была использована для усыпальницы папы (проект претерпел существенные изменения) и долгое время хранилась во флорентийской мастерской Микеланджело. Затем, по предложению Даниэле да Вольтерра, ее хотели установить на гробнице Микеланджело в церкви Санта-Кроче, но Джорджо Вазари, по проекту которого создавалась усыпальница художника, был против. В итоге статую передали герцогу Козимо I Медичи.

    Дух победы, 1532—1534 гг.

    Музей Опера-дель-Дуомо / Museo dell Opera del Duomo

    В музее при соборе Санта-Мария-дель-Фьоре находится «флорентийская Пьета» – одна из поздних работ Микеланджело, в которой он снова возвращается к теме оплакивания Христа. Эту Пьету скульптор начинает создавать в пожилом возрасте, под впечатлением от смерти своего духовного друга и поэтессы Виттории Колонны. Некоторые исследователи считают, что в фигуре Никодима, несущего безжизненное тело Христа, Микеланджело изобразил самого себя. 

    Пьета (Положение во гроб), 1547-1555

    Галерея Уффици / Gallerie degli Uffizi

    В начале 1500-х гг., находясь во Флоренции, помимо Давида Микеланджело создает еще один шедевр – тондо Дони. Это единственная картина Микеланджело во Флоренции, и находится она в галерее Уффици. Свое название тондо получило от имени богатого суконщика, заказавшего картину по случаю своего бракосочетания с Маддаленой Строцци, дочерью банкира. Сохранившуюся оригинальную раму украшают головы Христа и пророков, а также герб семьи Строцци. Это единственное произведение, написанное по дереву и бесспорно приписываемое Микеланджело.

    Тондо Дони (по центру), ок. 1503-1504 гг.

    Где посмотреть работы Микеланджело в Риме

    После смерти Лоренцо Великолепного из-за постоянных политических беспорядков и отсутствия заказов во Флоренции  Микеланджело переезжает в Рим в 1496 году. Самым крупным меценатом и покровителем творчества Микеланджело был папа римский Юлий II, который сделал очень многое как для упрочнения позиций папского государства, так и для расцвета архитектуры и искусства в Вечном городе.

    После смерти Юлия II заказчиками Микеланджело выступали папы из рода Медичи – Лев X и Климент VII, а также Павел III из рода Фарнезе. В 1534 году Микеланджело окончательно перебирается в Рим и больше уже не возвращается во Флоренцию. 

    Музеи Ватикана. Сикстинская капелла

    Папа Юлий II – самый крупный меценат и покровитель творчества Микеланджело в первые его годы в Риме. Именно он в 1508 году поручает Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы, иллюстрирующую 9 сюжетов из Книги Бытия (первой книги Ветхого Завета). Именно это произведение Микеланджело считается величайшим примером искусства эпохи Возрождения. 

    Сикстинская капелла

    В промежутке между распалубками свода Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил пророков и сивилл, которые давно предсказывали появление Мессии для народа Израиля, или Спасителя для мира язычников. Каждый персонаж сидит на троне. Сивилла из древнегреческого города Дельфы была написана первой и является одной из самых прекрасных фигур в росписи Сикстинской капеллы.

    В своем прославленном полуобороте Дельфийская сивилла обращает свой взор нас… ее волосы и мантию развевает ветер, получивший название «Духовного дуновения»… Ее мощная левая рука и мускулистая спина ее помощника считаются самыми прекрасными фрагментами живописи на всем плафоне

    Фредерик Харт, американский скульптор

    Дельфийская сивилла (Сикстинская капелла), 1509 г.

    Среди всех гениальных фресок Сикстинской капеллы есть одна, которая выделяется даже на этом исключительном фоне. «Сотворение Адама» – шедевр среди шедевров, наивысший образец вдохновения Микеланджело, после которого трудно было представить по-другому библейский сюжет сотворения человека.

    По мнению Джорджо Вазари, Адам Микеланджело написан «таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он действительно сотворен Создателем, а не кистью по замыслу человека». К первому человеку через бесконечное пространство Вселенной летит Бог в окружении сонма ангелов. Левая рука Адама робко тянется навстречу правой деснице Создателя. Их руки не соприкасаются, но именно в этом небольшом пространстве между их пальцами сосредоточен смысловой центр фрески: кажется, что сейчас произойдет разряд божественной энергии, дарующей жизнь первому человеку. 

    Сотворение Адама, 1511 г.

    В 1534 году Микеланджело получает новый заказ – на этот раз на роспись алтарной стены Сикстинской капеллы, куда он возвращается спустя 25 лет после росписи плафона. Папа Павел III заказал ему огромную фреску на тему Страшного суда, над которой художник трудился в течение 6 лет (если включить срок для подготовки стены алтаря). Фреска изображает Второе пришествие Иисуса Христа и божественный суд над человечеством. 

    Роспись поразила и удивила… весь Рим, более того – весь мир

    Джорджо Вазари

    Всего на фреске насчитывается более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были обнаженными. В XVI в. это стало причиной большого скандала. Особо консервативные священнослужители видели только «стену обнаженных тел», а не «заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом».

    За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение прикрыть драпировками чресла обнаженных фигур. Эта неблагодарная задача была поручена художнику Даниэле да Вольтерра (который был большим поклонником Микеланджело). За это его в насмешку прозвали Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).

    Страшный суд, 1536-1541 гг.

    Капелла Паолина, Апостольский дворец (Ватикан)

    Последние годы жизни Микеланджело довольно много работает для папского двора. Для капеллы Паолина, возведенной по указанию Павла III, мастер создал две фрески – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). Темы фресок были выбраны самим Папой в честь апостолов Петра и Павла, святых покровителей Рима. 

    Обращение Савла, 1542-1545 гг.

    Собор Святого Петра

    С 1546 году Микеланджело занимался проектом собора Святого Петра, одного из самых важных и крупных храмов христианского мира. Строительство началось еще в 1506-м, но постоянно стопорилось из-за многочисленных изменений, вносимых в проект. Микеланджело вернулся к идее центральнокупольного сооружения, предложенной когда-то Донато Браманте. Над постройкой должен был возвышаться мощный центральный купол по примеру древнеримского Пантеона.

    Микеланджело рассматривал свою работу над куполом собора Святого Петра как одну из величайших в своей жизни, которая дарует ему спасение на небесах. Однако при жизни Микеланджело возвели только центральный барабан купола, а само строительство собора было завершено только в 1626 году.

    Собор Святого Петра в ВатиканеКупол собора Святого Петра

    Собор Святого Петра, скульптурная группа «Пьета»

    В период между 1498 и 1499 гг. по заказу кардинала Жана Билэра де Лягрола Микеланджело изваял великолепную скульптурную группу «Пьета» (оплакивание Христа Марией). Она упрочила славу Микеланджело как выдающегося скульптора. Практически сразу «Пьета» была признана шедевром, вызывающим безмерное восхищение всех, кто ее видел.

    Когда Микеланджело ее изваял, ему не было и 25 лет, и, конечно же, нашлись те, кто усомнился в его авторстве. Как писал биограф Микеланджело Джорджо Вазари, некие миланцы даже утверждали, что это работа их земляка. Тогда Микеланджело, вооружившись светильником и резцом, пробрался ночью к скульптуре и вырезал свое имя на ленте, опоясывающей грудь Мадонны: «Michael Angelus Bonarotus Fiorent(inus) Faciebat» («Сделано Микеланджело Буонаротти, флорентийцем»). Это единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

    Пьета, 1499 г.

    ✅Площадь Кампидольо / Piazza del Campidoglio

    Площадь Кампидольо (Капитолийская площадь) расположена на вершине Капитолийского холма, где во времена Древнего Рима находился табуларий (государственный архив). В Средние века, однако, это место пришло в запустение, и его даже использовали в качестве пастбища для коз.

    Папа Павел III был недоволен тем, во что превратилась площадь в самом сердце Рима. Также ему хотелось впечатлить императора Карла V, поэтому разработку проекта площади и зданий на Капитолийском холме он поручил самому талантливому на тот момент архитектору – Микеланджело. 

    Микеланджело придал площади трапециевидную форму и изменил ее ориентацию с Римского форума (символа античного языческого Рима) на базилику Святого Петра, то есть папский Рим и христианство. В центр была помещена конная статуя Марка Аврелия, для которой Микеланджело создал постамент. Это единственная дошедшая до наших дней конная статуя римского императора (она сохранилась благодаря тому, что человека на коне приняли за первого христианского императора Константина Великого).

    Также Микеланджело разработал новый фасад для обветшалого Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), и создал проект Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo) как его зеркальное отражение, тем самым обеспечив баланс и симметричность зданий. Сегодня в обоих палаццо размещаются экспозиции Капитолийских музеев.

    Капитолийская площадь

    Микеланджело спроектировал не только саму площадь, но и широкую и пологую, напоминающую пандус, лестницу Кордоната (Cordonata), ведущую на нее.

    Лестница Кордоната

    Хотя на момент смерти Микеланджело работа по переустройству площади не была завершена, в течение следующих 100 лет его рисунки использовались для придания ей окончательного облика.  

    Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, усыпальница Папы Юлия II

    В начале XVI в. папа Юлий II выступал заказчиком многих работ в Ватикане и Риме, приглашая лучших архитекторов, скульпторов и живописцев. К созданию собственной усыпальницы он решил привлечь лучшего из лучших – Микеланджело, поручив ему реализовать грандиозный проект. Усыпальница Юлия II в первоначальном варианте своими размерами и богатствами могла бы затмить все остальные гробницы мира. Она должна была иметь 9 метров в ширину и 6 в длину и три яруса, украшенных 40 статуями размерами выше человеческого роста.

    Строительство планировалось завершить через 5 лет, но даже гению Микеланджело такая задача оказалась не под силу. В 1506 году Юлий II задумал перестроить собор Святого Петра, и новый проект отвлек его от мыслей об усыпальнице. А в 1513 году папа умер, и Микеланджело пришлось годами судиться с наследниками, прежде чем была достигнута договоренность о строительстве более скромной гробницы.

    Я потратил свою молодость, будучи прикован к этой гробнице.

    Микеланджело Буонаротти

    В итоге работы по созданию усыпальницы для папы были завершены только спустя 40 лет с момента заказа. От первоначального замысла, который оказался слишком дорогостоящим, практически полностью пришлось отказаться. Микеланджело успел создать лишь статую Моисея (также ведутся споры об авторстве женских фигур Лии и Рахили в нижнем ярусе), остальные были выполнены его помощниками.

    Усыпальница Юлия II, церковь Сан-Петро-ин-Винколи, 1545 г.Статуя Моисея работы Микеланджело

    Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

    Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (входит в маршрут нашего обзорного квеста по Риму) – единственная оригинальная готическая церковь Рима. Здесь, слева от алтаря, находится  одна из наименее известных работ мастера – мраморная статуя «Христос с крестом». Изначально статуя изображала Христа полностью обнаженным, драпировка была добавлена позднее – в XVII в.

    Христос с крестом, 1519—1521

    ✅Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири / Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

    Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана (эти термы были самыми большими в Риме). Довольно сложный проект по перестройке был доверен Микеланджело, и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

    Где похоронен Микеланджело Буонаротти?

    Церковь Санта-Кроче во Флоренции

    18 февраля 1564 года, совсем немного не дожив до 89 лет, Микеланджело скончался в Риме. Художник выразил желание быть похороненным в родной Флоренции, поэтому его останки были перевезены во флорентийскую церковь Санта-Кроче. Надгробие со скорбящими фигурами, воплощающими живопись, ваяние и зодчество, было сделано по эскизу его друга и биографа Джорджо Вазари.

    Гробница Микеланджело в церкви Санта-Кроче

    Квесты в Италии

    Экскурсии в Италии

    Мастер-классы с итальянцами

    Трансферы в Италии

    Больше интересных статей об Италии:


    Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

      Художники по направлениям: Высокое Возрождение

      Высокое Возрождение, впоследствии придуманное для обозначения художественной вершины Возрождения, относится к тридцатилетнему периоду (около 1490–1527 гг. ), иллюстрируемому новаторскими знаковыми произведениями искусства, созданными в Италии во время того, что считалось процветающим. социальный премьер. Омоложение классического искусства в сочетании с глубокими исследованиями в области гуманитарных наук вдохновило художников беспрецедентного мастерства, чьи творения были основаны на глубоком знании науки, анатомии и архитектуры и сегодня остаются одними из самых впечатляющих произведений искусства в истории. исторический художественный канон.

      Только в 1855 году французский историк Жюль Мишле впервые придумал слово Ренессанс для обозначения новаторской живописи, архитектуры и скульптуры в Италии с 1400 по 1530 годы. Использование им этого термина было продиктовано упоминанием Джорджо Вазари о «возрождении» для описания того же периода в его «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов » (1568).

      Термин был введен археологом и историком искусства XVIII века Иоганном Иоахимом Винкельманом. 0005 История древнего искусства в древности (1764 г.), характеризующая классическое искусство греков как «высокий стиль». Новаторская книга Винкельмана положила начало изучению истории искусства и стала основой европейской интеллектуальной жизни, а также достигла широкой аудитории. Он чувствовал, что целью искусства была красота, идеал, достигнутый греками, а в искусстве, как он писал, «только итальянцы умели рисовать и изображать красоту».

      К началу 1800-х термин Hochenrenaissance , по-немецки Высокое Возрождение, использовалось для обозначения периода, который начался примерно во время «Тайной вечери» Леонардо да Винчи (1490-е годы) и закончился разграблением Рима армией императора Карла V в 1527. За последние тридцать лет некоторые современные ученые критиковали этот термин за чрезмерное упрощение.

      Высокое Возрождение началось с произведений Леонардо да Винчи в виде его картин, Дева в скалах (1483–1485) и, в первую очередь, «Тайная вечеря» (1490-е гг. ), продемонстрировали психологическую сложность, использование перспективы для драматического фокуса, символизм и научно точные детали. Однако обе работы были созданы в Милане, и только в 1500 году, когда Леонардо вернулся во Флоренцию, процветающий центр искусства и культуры, его работы оказали влияние на город. Его этюд для Богородица с младенцем и Святой Анной (ок. 1499–1503) был выставлен в церкви Сантиссими Аннунциата, куда многие художники приходили изучать его.

      Витрувианский человек (1490) Леонардо пользовался большим влиянием среди художников своего времени, включая Рафаэля и архитектора Браманте, а также более поздних художников, таких как Альбрехт Дюрер и Уильям Блейк.

      В эпоху Высокого Возрождения доминировали несколько прославленных мастеров и конкурентное соперничество, которое развивалось между ними, поскольку они соперничали не только за благородное покровительство, но и за высочайшее мастерство в своем искусстве. Во Флоренции, в то самое время, когда толпы людей собирались, чтобы посмотреть мультфильм Леонардо для Богородица и святая Анна , Микеланджело стал восходящей звездой, создав Pietà (около 1499 г. ). Микеланджело считал скульптуру выдающимся искусством и даже в живописи лепил человеческие формы. С созданием культовой статуи Давид (1501-1504) закрепилась его репутация скульптора, чьи работы олицетворяют собой Высокое Возрождение. Дэвид получил центральное место в городе Флоренция, поддерживая дух города-государства по защите своих гражданских свобод.

      Соперничество между Микеланджело и Леонардо началось в 1504 году, когда их конкурирующие фрески были заказаны для противоположных стен в Зале пятисот . Как писал искусствовед Джонатан Джонс о Микеланджело: «Он был жестоко конкурентоспособен, и ему нужно было превзойти Леонардо. Это стало соревнованием не в мастерстве, в котором они оба были вне конкуренции, а в воображении и оригинальности. Леонардо, старший художник, уже был известен. не только как одаренный художник, но и как действительно оригинальный ум… [Микеланджело] изложил свои претензии на подобное личное, уникальное видение». Это личное видение можно увидеть в выборе художником батальной сцены, где на обнаженных купальщиков нападают, что позволяет динамично и по существу скульптурно трактовать обнаженное мужское тело. Две фрески Леонардо Битва при Ангиари (1503-1506) и Микеланджело Битва при Кашине (1504-1506), к сожалению, не были завершены, так как оба мужчины были привлечены к другим поручениям. Тем не менее, работы продолжали оказывать влияние на других художников, особенно на Рафаэля, которые продолжали копировать шедевры, стремясь развивать свои собственные художественные практики.

      Рим стал художественным центром Высокого Возрождения благодаря покровительству папы Юлия II, правившего с 1503 по 1513 годы. Он был известным коллекционером произведений искусства, владевшим Лаокоон (ок. 40 г. до н.э.) и Аполлон Бельведерский (ок. 120-140), наряду с другими известными классическими произведениями, которые стали основой для художественных музеев Ватикана. Он был выдающейся личностью, превратившей папство в экономическую и военную силу, господствовавшую над большей частью Италии. Его целью было сделать Рим культурным центром Европы вместо Флоренции. Чтобы добиться этого, он горячо преследовал великих художников того времени, убеждая Рафаэля переехать в Рим, чтобы расписывать фрески папских апартаментов Ватикана. После заказа Микеланджело создать папскую гробницу. он уговорил сопротивляющегося скульптора расписать потолок Сикстинской капеллы (1508–1512). Стремление Папы перестроить базилику Святого Петра и перепроектировать Ватикан привело к тому, что он нанял Браманте, Микеланджело и Рафаэля на роли архитекторов своих грандиозных планов. После смерти Юлия II папское покровительство искусству продолжалось при Папе Льве X, сыне Лоренцо Медичи, патриарха правящей (любившей искусство) семьи Флоренции.

      В годы раннего Возрождения широко пропагандировались концепции гуманизма. В то время как искусство предыдущего готического периода подчеркивало обожествление светского и религиозного, художники Флоренции 14 века больше интересовались местом человека в мире. Художники Высокого Возрождения развили это исследование, исследуя концепцию универсального человека , другими словами, гениального человека, вдохновленного Богом, который мог преуспеть во всех аспектах искусства и науки. Срок Человек эпохи Возрождения до сих пор используется для описания разностороннего и разностороннего человека, который демонстрирует мастерство в широком спектре интеллектуальных и культурных занятий.

      Этот идеал, разработанный Леоном Баттистой Альберти «Человек может сделать все, если захочет», был воплощен Леонардо да Винчи, как писал Вазари в « жизнеописаниях художников» : «При обычном ходе событий многие люди и женщины рождаются с замечательными талантами, но иногда, каким-то образом, превосходящим природу, один человек чудесным образом одаривается небом красотой, изяществом и талантом в таком изобилии, что он оставляет других мужчин далеко позади, все его действия кажутся вдохновенными и действительно все, что он делает, явно исходит от Бога, а не от человеческого мастерства.Все признавали, что это относится и к Леонардо да Винчи, художнику выдающейся физической красоты, который проявлял бесконечную грацию во всем, что он делал, и который культивировал свой гений так блестяще, что все проблемы он учился, он решал с легкостью». Этот стандарт доминировал не только в тот период, но и в последующем мышлении о художественных способностях, позиционируя художника как вдохновленного Богом гения, а не просто известного мастера.

      Идеалы и гуманизм, лежащие в основе Высокого Возрождения, продолжали вдохновлять мир за пределами Италии, хотя и с заметной стилистической и художественной вариацией. Его влияние распространится на Североевропейское Возрождение, примером которого являются Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель и другие, а также на венецианскую школу во главе с Джорджоне и Тицианом и архитектором Палладио. Между тем, работы Корреджо в квадратуре повлияли на художников Карло Чиньяни, Гаурденцио Феррари, Иль Порденоне и оказали заметное влияние на обработку куполов и потолков в стиле барокко и рококо.

      Смерть Леонардо в 1519 году, за которой последовала смерть Рафаэля, когда ему было всего 37 лет в следующем году, ознаменовали уменьшение яркости итальянского Высокого Возрождения. Разграбление Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V в 1527 году положило конец эпохе. Жестокое и ужасающее событие сократило население Рима с 55 000 до 10 000 человек и оставило город в состоянии краха и финансового краха. Идеалы Высокого Возрождения многим казались уже несостоятельными. Микеланджело Страшный суд (1536-41) фреска в Сикстинской капелле выразила более мрачный эмоциональный тенор следующих десятилетий. В скульптуре он обратился к пьетам и изображениям пленных рабов, таких как его Атласский раб (1530-1534).

      Микеланджело более поздние подходы к выражению повлияли на маньеристов, включая Якопо Понтормо, Россо Фиорентино, Джорджио Вазари и Франческо Сальвиати. Его фигуративное обращение, особенно с обнаженным мужчиной, повлияло на бесчисленное количество художников. Более поздние художники периода барокко, неоклассицисты и авангардисты 20 века также находились под сильным влиянием произведений эпохи Возрождения. Например, Пабло Пикассо опирался на Рафаэля в своих Герника (1937), отсылка к Пожар в Борго (1514), на котором изображена женщина, передающая своего ребенка тем, кто внизу, когда она высовывается из горящего здания.

      Произведения, созданные художниками итальянского Высокого Возрождения, остаются самыми узнаваемыми и популярными произведениями истории искусства. Мона Лиза (ок. 1519 г.), Тайная вечеря (1490-е гг.), Сотворение Адама (1512 г.) и Сикстинская Мадонна (1513 г.) популярные песни, сериалы, клипы и часто используется в рекламе.

      Кроме того, идеи Высокого Возрождения — художник как гений, фундаментальная природа классического искусства, личность как центр вселенной, ценность науки и исследований, акцент на гуманизме — все это глубоко повлияло на общественное мнение. и культурные ценности мира с тех пор.

      См. также Высокое Возрождение (стиль)

      Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Высокое_Ренессанс

      5 картин Микеланджело, которые вы должны знать

      Гений Высокого Возрождения и, возможно, первая знаменитость в истории искусства, Микеланджело очаровывал людей на протяжении веков. Самые удачливые из нас даже смогли полюбоваться его работами, украшающими одни из самых грандиозных памятников мира. В то время как скульптур Микеланджело много, гигантское творчество художника включает лишь меньшинство картин, в основном фрески… Однако они естественным образом стали частью массовой культуры! Сегодня Artsper предлагает вам поближе познакомиться с 5 культовыми картинами Микеланджело.

      1.

      Мучения святого Антония Мучения святого Антония , около 1487 © Художественный музей Кимбелла в развитии карьеры великого мастера. Действительно, это его первая картина, написанная, когда ему было 12 или 13 лет, примерно в 1487 году. В то время молодой Микеланджело практиковался в мастерской Доменико Гирландайо, известного художника флорентийской школы. Легенда гласит, что Микеланджело собирался наблюдать за рыбными прилавками на рынке, чтобы точно передать их цветную чешую на адских существ! Работа, репродукция гравюры немецкого художника Мартина Шонгауэра, принесла ему важную репутацию — она первой попала в американскую коллекцию.

      2.

      Dono Tondi Dono Tondi , 1506-1507

      Микеланджело. Дэвид . Эта круглая картина была выполнена маслом и темперой , техника , которую также использовал Сандро Боттичелли для Рождение Венеры . Dono Tondi был заказан богатым флорентийцем по имени Аньоло Дони, который купил его по случаю своей женитьбы на Маддалене, которая сама была из знатной тосканской семьи. Эта картина диаметром 120 см имеет поразительную специфику. Во-первых, его круглая форма отсылает к идее совершенства. Затем его радужные цвета. Наконец, его пирамидальная композиция символизирует стабильность, Святую Троицу. Говорят, что преувеличенные позы предметов вдохновили стиль маньеризма, возникший в Италии в 1520-х годах. Картина находится в галерее Уффици с 1635 года и является единственной работой мастера, выставленной во Флоренции.

      3.

      Сотворение Адама Сотворение Адама , 1508-1512

      Как можно перечислить самые известные картины Микеланджело, не упомянув Сотворение Адама ? Работа, выполненная по заказу Папы Юлия II, является частью монументальной фрески, разделенной на 9 отдельных панелей и покрывающей весь потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Вдохновленный библейскими сценами из книги Бытие, представленный эпизод, несомненно, является наиболее значительным в серии, о чем свидетельствуют многочисленные дани и репродукции, предметом которых он является. Бог дает жизнь первому человеку, почти коснувшись указательного пальца Адама. Этот образ, безусловно, самый священный в истории западного искусства, символизирует человечество. А пока Микеланджело, скульптор всех скульпторов, долго колебался, прежде чем взяться за проект. Довольно забавно знать, что Сотворение Адама ежегодно восхищает около пяти миллионов человек в Сикстинской капелле!

      4.

      Страшный суд Страшный суд , 1536-1541

      Эта фреска является одним из величайших шедевров западного искусства. По заказу Папы Климента VII огромная фреска возвышается над алтарем Сикстинской капеллы. Спустя 25 лет после завершения потолка Микеланджело приступил к реализации фрески. Он закончил ее в возрасте 67 лет. Работа, хотя и исключительная, разделяет. Его критикуют за общую композицию, а также за персонажей с чрезмерно мускулистыми и обнаженными телами. Представленные гениталии были покрыты драпировками маньериста Даниэле да Вольтерра после смерти Микеланджело. Попавшая под цензуру эта единственная в своем роде картина, изображающая драматически напряженную сцену, представляет собой поворотный момент в истории искусства. Действительно, это знаменует собой переход от гуманизма к новой эре.

      5.

      Распятие святого Петра Распятие святого Петра , 1546–1550

      Последняя фреска Микеланджело, написанная при его жизни, Распятие святого Петра было заказано папой541 Павлом III в 1 Расположенная в капелле Павла Ватиканского дворца, она изображает трагическую сцену, а именно распятие святой воинами Римской империи. В то время преувеличенные размеры этой картины вызвали скандал. Однако эти необычные пропорции были преднамеренными, поэтому, когда наблюдатель на земле смотрел вверх, он видел изображения в правильных размерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *