М ю лермонтов стихи о любви: К себе — Лермонтов. Полный текст стихотворения — К себе
Урок литературы по теме «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова». 9-й класс
Тип урока: объяснения нового материала.
Технологии: элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.
Цели:
- Образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях.
- Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную речь.
- Воспитательная: воспитывать оптимистическое отношение к жизни.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви.
- Дать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения.
- Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Развивать эмоционально-образное мышление
учащихся.
- Воспитывать эстетический вкус к классической литературе.
Учащиеся должны:
- знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом.
- уметь: определять основную мысль произведения.
Оборудование: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф.
Музыкальное оформление: «Лунная соната» Бетховена. Романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.
Учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.
Эпиграф:
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил
Лермонтов М. Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Сообщение темы учителем
– Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учеников.)
(Учитель открывает доску, где написаны задачи урока, или слайд презентации.)
- Познакомиться с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова.
- Получить представление об избранницах поэта.
- Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
3. Вступительное слово учителя
– Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что
любовь – чувство, о котором мечтает каждый
человек, и каждого волнуют вопросы: «Что такое
любовь? Какая она бывает?» И мы не исключение. Не
правда ли?!
Это всего лишь определения любви, но они приобретают смысл, когда мы влюбляемся. У всех это происходит по-разному. Одни ждут любви с замиранием сердца, другие ищут предмет обожания сами, вглядываясь в лица окружающих.
Я жду, а дождь любви не падает,
Забрал себе всё скряга-водяной.
Дождинкой старец землю не обрадует:
Мечту любви сожжёт жестокий зной.
Это не образец поэзии, но это мои ощущения и
желания в 14 лет.
У Михаила Юрьевича Лермонтова совсем по-другому.
Летом 1825г. М.Ю. Лермонтов пережил первую детскую
влюбленность. Он сам рассказывал об этом в
записи, датированной 8 июля 1830 года: «Кто мне
поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?
К моим кузинам приходила одна дама с дочерью,
девочкой лет 9… Я не помню, хороша собой была она
или нет.
Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз… И так рано! В 10 лет… о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! – но чаще плакать».
О своём первом детском увлечении Лермонтов говорит в стихотворении 1830г. «Кавказ».
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
4.
1 У.С. Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске.
Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы.
(Ученик идёт к доске и записывает виды любви.)
Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, латоническая и др.
2 У.С. – Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?
– Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в
судьбе поэта и его творчестве?
Возможно, кто-то из вас читал о них? Расскажите,
пожалуйста. (Ответы.)
А я предлагаю вам посмотреть на портреты Натальи
Федоровны Ивановой, Марии Алексеевны Щербатовой,
Екатерины Александровны Сушковой, Варвары
Александровны Лопухиной.
– Ребята, перед вами лежат материалы с краткими сведениями из жизни избранниц поэта. (Приложение 1)
Задание:
1. Ознакомьтесь с краткими сведениями из жизни
избранниц поэта.
3. Определите, какой из женщин оно посвящено. Аргументируйте свой ответ строками из этого произведения.
– Работаем в группе. Поэтому решите, кто прочитает выразительно стихотворение, а кто будет отвечать от группы на поставленный вопрос.
Ответы учеников по группам
3 У.С.
Задание: Проанализируйте стихотворения «Отчего», «Сонет», «Но я вас помню…», «Нищий» по предложенной вам схеме.
1. Какие строки, по вашему мнению, выражают
основную мысль стихотворения?
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую,
так и узкую.
– Определите, о какой любви говорит Лермонтов в
вашем стихотворении. (Ответы учеников. Учитель
подчеркивает на доске вид любви, указанный
учениками.)
– Из ответов одноклассников сделайте вывод,
какие мысли и чувства лирического героя
повторяются во всех стихах?
– Тема какой именно любви просматривается в них?
Учитель: Да, вы правы, мысли об
одиночестве, измене, предательстве в любви,
трагичности происходящего.
Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова
суждено остаться одиноким и непонятым, потому
что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком
мире, «среди ледяного, среди беспощадного света
невозможно!»
(Учитель зачитывает эпиграф.)
– Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку.
– Как вы думаете, почему любить – необходимость
для поэта?
Ответ: Одиночество усиливает в Лермонтове
поиски «души родной», трагические попытки поэта
найти спасение в любви.
Согласитесь ли вы с моей мыслью, что лирика
Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и
глубоких страданий? (Ответы учеников.)
Учитель: Любовь Лермонтова – это
страдание сердца и душевные муки, которые нашли
воплощение в его произведениях, ставших
шедеврами классической литературы.
Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, –
это «вздох музыки, это мелодия грусти, это
кроткое страдание любви, последняя дань нежно и
глубоко любимому предмету от растерзанного и
смиренного бурею судьбы сердца! И какая
удивительная простота в стихе! Здесь говорит
одно чувство, которое так полно, что не требует
поэтических образов для своего выражения; ему не
нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит
само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».
4 У.С. Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов вступил в
русскую поэзию прямым наследником А.С.Пушкина.
Давайте посмотрим, одинаково ли в их творчестве
звучит тема любви.
Я предполагаю вам задуматься над утверждением
«Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило
нашей поэзии».
Справедливо ли оно? Какое художественное
средство используется в этом утверждении? (Прием
антитезы).
Перед вами задание 3.
1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина,
предложенное вашей группе («Красавица», «В
альбом», «К ***», «Когда, бывало, в старину»),
определите, о какой любви автор говорит в нем.
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую,
так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении
лирический герой, автор?
4. Сопоставьте стихотворения А.С.Пушкина и
М.Ю.Лермонтоава. Чем близки эти стихотворения и в
чем их различие?
Аргументируйте свои утверждения.
Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья.
5. Заключение
– Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в
прекрасном возрасте – начала юности.
Это возраст предчувствия любви – сильного и
вдохновенного чувства.
И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь
будет светлой, чистой, романтической, счастливой.
Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша
любовь окажется неразделённой. Вспомните о
великом русском поэте Михаиле Юрьевиче
Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у
него не было взаимной любви, но он был счастлив
тем, что любовь его посетила и вдохновила на
создание бессмертных лирических произведений.
6. Домашнее задание
– Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть.
7. Рефлексия
– Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса Александра Даргомыжского на стихи М. Ю. Лермонтова.
Литература:
- Золотарева И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.
- Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах.Т.1,2,4/Художник С.В.Богачев – М.:»Воскресенье», 19999
- Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / Вступ. статья Г.М.Фридлендера. Коммент. А.А.Карпова. – М.: «Современник», 1987.
- Творчество М.Ю.Лермонтова./ Ред. У.Р.Фохт. – М.: «Наука», 1964
«Адресаты любовной лирики Лермонтова», вечер-портрет
Рубрика: Центральная библиотека
Дата: .
13 октября в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошёл вечер-портрет «Адресаты любовной лирики Лермонтова».
15 октября 2019 года исполнилось 205 лет со дня рождения великого русского поэта, драматурга, художника, величайшего представителя романтизма в русской литературе Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил короткую и ослепительно яркую жизнь. Ранняя смерть матери, (3 года), раннее вынужденное расставание с отцом могли отрицательно сказаться и на характере, и на творчестве поэта, но ведь он был под крылом своего ангела-хранителя, бабушки — Елизаветы Алексеевны Столыпиной. Она его обожала, богатая и влиятельная, старалась, чтобы любимый внук ни в чём не знал нужды. Он получил прекрасное домашнее и столичное образование. Лермонтова окружала многочисленная просвещённая родня, блестящее общество, красивые, утончённые женщины.
Первое впечатление, которое поэт производил на женщин, для него не всегда было выгодно. Он был мал ростом, коренаст и некрасив. Самым привлекательным в нем были глаза — большие, прекрасные, выразительные. Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. Как любому творцу, поэту нужна была муза. На вечере вспомнили женщин, которые вдохновляли Лермонтова на создание его прекрасных произведений.
Во время презентации, присутствующие познакомились с адресатами любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Открыла этот список первая любовь поэта — Екатерина Александровна Сушкова (Хвостова), которая заставила юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделённой любви. Лермонтов посвящает ей одиннадцать стихотворений, составивших «сушковский цикл» любовной лирики Лермонтова. В 1870 году после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы её «Записки», вызвавшие большой интерес в обществе как книга воспоминаний о Лермонтове.
Следующий адресат — Наталья Фёдоровна Иванова, студенческое увлечение Лермонтова, к которой он пережил мучительную и большую любовь. Наталья Фёдоровна вошла в историю лермонтоведения как «загадка Н.Ф.И.». Поэт посвящает Ивановой около сорока своих стихотворений, составивших «ивановский цикл».
Следующими адресатами любовной лирики Лермонтова стали графиня Эмилия Карловна Мусина–Пушкина и фрейлина русского императорского двора Александра Осиповна Смирнова, урождённая Россет. Последней приписываются откровенные, подчас язвительные и не всегда достоверные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века.
Далее участники вечера познакомились с любовью всей жизни Лермонтова — Варварой Александровной Лопухиной и посвящёнными ей циклами стихотворений: «Она не гордой красотою…», «Валерик» и другими произведениями, а также ознакомились с тремя акварельными портретами Варвары Лопухиной, которые Лермонтов ей посвящает.
Следующий образ любовной лирики — княгиня Мария Алексеевна Щербатова, которой М. Ю. Лермонтов был увлечён и посвятил стихотворения «Молитва», «М. А. Щербатовой», «Отчего».
Заканчивал презентацию рассказ о последней женщине в жизни М. Ю. Лермонтова — Екатерине Григорьевне Быховец, к которой он испытывал дружеские чувства, и она внешне очень напоминала ему Вареньку Лопухину. Е. Г. Быховец проведёт с ним последний день в его жизни. Ей он посвящает стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Лермонтов — мечущийся человек, ищущий ласку и взаимную любовь, родную душу, ту единственную, которая будет помогать ему в нелёгкие минуты, понимать и уважать его. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносит ему горечь разочарования и страдания. Но несмотря на это мы имеем возможность наслаждаться прекрасными произведениями любовной лирики М. Ю. Лермонтова. На вечере в записи прозвучали стихи «Вблизи тебя …», «Я не унижусь пред тобою…», а также романсы «Молитва» и «Нет, не тебя так пылко я люблю».
В конце вечера звучали стихи М. Ю. Лермонтова, которые читали уже сами участники, которые не торопились расходиться. А также все желающие смогли ознакомиться с материалами книжно-иллюстративной выставки «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова».
Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, проспект Толбухина, д. 11
Директор – Светлана Юрьевна Ахметдинова
Организатор мероприятия — Марина Николаевна Репникова
[email protected]
Телефон для справок: +7 (4852) 45-75-17
Горячая линия
Учреждение
пн-пт с 08:30 до 17:30
8 (4852) 21-36-05,
8 (4852) 21-07-34
Управление культуры
пн-пт с 9:00 до 17:30
8 (4852) 40-51-92
Контакты
Изменения в работе библиотек
Электронный каталог
Зарегистрироваться Предварительный заказ книг
Продлить книгу
Архив новостей
Безопасность
Новости
НовостиВыберите рубрику Центральная библиотекаБиблиотека-филиал № 1Библиотека-филиал № 2Библиотека-филиал № 4Библиотека-филиал № 6Библиотека-филиал № 7Библиотека-филиал № 8Библиотека-филиал №10Библиотека-филиал №11Библиотека-филиал №12Библиотека-филиал №13Библиотека-филиал №14Библиотека-филиал №15Библиотека-филиал №16Библиотека-филиал №18Библиотека-филиал №19Новости культурыРецензииЦБСКалендарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Подписаться
© Централизованная библиотечная система города Ярославля, 2006-2023
Любовная лирика Лермонтова – отражение души поэта
Любовная лирика поэта М. Ю.Лермонтова – это отдельный момент всего творчества писателя. Его боль, радость, смех и слезы.
Тему любви затрагивали почти все русские поэты. Некоторые из них на протяжении всей жизни воспевали это многогранное чувство в своих произведениях. К таким поэтам принадлежит и Михаил Юрьевич Лермонтов — для него тема любовных отношений была чем-то особенным.
Любовная лирика Лермонтова – это, прежде всего, его стихи об отношениях мужчины и женщины. Его произведения почти всегда сопровождаются припевом: «Люблю, люблю». Безусловно, в основу лирики Лермонтов сочиняет свою знаменитую элегию «Смерть», в которой он написал всем известные строки: «Никто не смог бы любить тебя, как я, так страстно и так откровенно». Поэт не устает повторять нежность и пламенность своих чувств.
Известный исследователь творчества Лермонтова В. Соловьев замечает тот факт, что любовная лирика Лермонтова «не измеряется любовью в настоящем, а она «заражает душу» и наполняет жизнь».
Страдание стало для Лермонтова обычным состоянием, так как он был чувствительным человеком. Будучи идеалистом, поэт часто разочаровывался. Все это нашло отражение в его творчестве. Обманутый своими надеждами, измученный стремлениями, он погружается в мир поэзии, мир грез и мечтаний. Уходит в свои сны, не находя наяву своих идеалов, в иных, волшебных мирах, оставаясь верным себе, не желая променять себя.
Любовная лирика Лермонтова, его стихи, «пронизаны» такими категориями, как «осуждение на вечность» и «осуждение», что подтверждается строкой: «Твой образ всегда везде, я сам с собою осужден». И никакие человеческие беды и невзгоды не могут «одолеть» это прекрасное чувство. В понимании поэта любовь, ко всему прочему, это нечто первичное и бесценное, появляющееся с приходом человека в этот мир. Лермонтов подчеркивает в своих произведениях, что любовь не поддается никаким системам измерения.
Любовная лирика Лермонтова – это исповедь, внутренний монолог, отражающий его поиски и душевные переживания. Поэта угнетает одиночество. Уходя в себя, в свой внутренний мир, он воплощает свои мысли в поэзии, в своем творчестве, которым открывается новая литературная страница России.
Любовь у Лермонтова носит исключительно земной характер, несмотря на обилие и разнообразие придуманных ей определений. В то же время земной поэт ассоциируется с чем-то огромным, именно в нем, по Лермонтову, максимально развиты все грани собственного «я», все способности и таланты человека. При этом любовь не становится некой «барьером» в отношениях между миром и человеком, а наоборот, объединяет их. По мнению Лермонтова, любовь «пронизывает» все сферы человеческого бытия, и «простой смертный» просто не прячется от нее, не убегает от нее.
Однако, если более подробно разобраться с любовной темой, то нельзя не отметить тот факт, что сам поэт достаточно рано осознал жестокость общественных отношений, которые нередко вторгаются в личную жизнь человека. Именно по этой причине у молодого и талантливого поэта вскоре возник конфликт с представителями общественности. Любовная лирика Лермонтова впоследствии «окрасилась» оттенками героизма и трагедии, она приобрела специфическую форму восприятия существовавшего в стране общественно-политического строя.
В основном о рассказах — страница 32 из 50
Спросите любого россиянина, кем были его великие писательницы 19-го века, и вы не услышите ничего, кроме смущенных взглядов. Обсудив это с несколькими русскими друзьями, мы решили сбросить со счетов Надежду Тэффи и Зинаиду Гиппиус, обе из которых действительно процветали в начале 20 -го -го века, оставив нас вообще ни с кем. В России не было ни Жорж Санд, ни Джейн Остин, ни Аннет фон Дросте-Хюльсхофф. Однако с переизданием перевода Барбары Хельдт Каролины Павловой « Двойная жизнь , наряду с новым послесловием Дэниела Грина, сцена готова для Русской библиотеки издательства Колумбийского университета, чтобы, наконец, сказать русским раз и навсегда то, что они не смогли решить для себя — что у них был великий писатель после все, и звали ее Каролина Павлова. Двойная жизнь , ее роман 1848 года, по-видимому, ее шедевр.
Когда она появилась в моем списке для чтения, я был настроен, мягко говоря, скептически. Двойная жизнь нигде не упоминается; нет русского издания, вышедшего позже советских времен; купить его в пределах России невозможно. Но теперь, когда я прочитал это, я пришел в себя. Павлова не является великим беллетристом, как бы нам этого благородно не хотелось. (Я не читал ее стихов, поэтому не могу судить об этом). Но она и не бездарна, втиснутая в мои предстоящие экзамены исключительно из-за своего пола. Двойная жизнь — интересная книга, веселая и трагическая, а самое главное — ценная, поучительная книга. Может быть, это и не Толстой, или Достоевский, или Гоголь, но мы не должны обвинять в этом Павлову. Немногие из нас, независимо от нашего происхождения или пола, могут это сделать.
Каролина Павлова, автор стихов и романа «Двойная жизнь» в исполнении В. Ф. БинеманаДалее следует краткое изложение сюжета « Двойная жизнь », обзор его основных тем и, наконец, краткий обзор жизни Павловой. .
Двойная жизнь – Краткое содержание сюжетаНаша героиня – Сесили фон Линденборн, 18-летняя девушка, только что вошедшая в общество. Цель ее жизни, как и у большинства молодых женщин в те дни, — найти себе хорошего мужа. Мужчина, на котором она остановилась, — соблазнительный и богатый принц Виктор. Всю свою жизнь Сесили учили жить и преуспевать в рамках высшего общества, в результате чего она не может совершить или помыслить ни одного «грешка». Она примерно так же интересна, как и все мы в этом возрасте, то есть у нее почти нет личности. Возможно, в этом можно винить вместе ее воспитание и ее окружение. Ее ближайшая подруга Ольга еще скучнее ее.
Хотя Сесили думает, что она сама отвечает за свою судьбу, она сильно ошибается. Она невольно становится пешкой в гораздо более важной игре, в которую играют взрослые Двойная жизнь — мужчины и матери — чтобы обеспечить подходящие матчи. А у родной матери Ольги, госпожи Валицкой, свои планы на князя. Достаточно скоро Сесили поймет, насколько мало контроля у нее на самом деле.
Двойная жизнь по меркам русского романа 19 го века, ужасно короткая. Всего глав десять, и их структура везде одинакова — дневная сцена бодрствования, сосредоточенная на банальностях аристократической жизни, затем следует интроспективная сцена в спальне, где наша героиня одна, и, наконец, несколько страниц. поэзии, когда она засыпает. На это противопоставление дня и ночи как двух разных «жизней» указывает и название, и эпиграф из Байрона в начале Двойная жизнь .
Разговор и приличия
Двойная жизнь построена на разговоре. С самых первых слов романа многое становится очевидным: «Но богаты ли они?» Но это не речь Достоевского или Толстого, эта мучительная отчаянная выработка вопросов типа «что мне делать?» и «как мне жить?» В Двойная жизнь нет ни одного момента, когда диалог служит ответом на важные вопросы. Его цель противоположна — подавить вопросы, контролировать тон и скоротать время. Люди беспрестанно разговаривают, и Павлова умело переплетает свое повествование по разным группам, давая нам обрывки за раз, что еще больше снижает шансы на осмысленное развитие высказанных мыслей. Что я сразу заметил, так это то, сколько пустого места было на странице. Герои Павловой всегда произносят несколько реплик, без расширения. Они просто наполняют воздух.
«Но они богаты?» Деньги, конечно, самое важное для молодого мужчины или женщины и то, о чем они думают. Но не только деньги. Люди также одержимы своей внешностью. Оплакивая умершую женщину, все, что принц Виктор может сказать, это: «Она была совсем неплохой». Мир Двойной жизни — это мир, в котором люди забыли, как выражать настоящие чувства. Вернее, такой, где общество их тоже запрещает. Пытаясь оценить Сесили как пару, один мужчина говорит: «Я никогда не обсуждал с ней ничего, кроме погоды и танцев». Далее рассказчик пишет: «Как и чем можно в аристократической гостиной отличить вульгарного человека от блестяще интеллигентного? Наверняка только тем, что первый обычно кажется умнее». Нет возможности даже успешно судить.
Язык
Двойная жизньДаже если мы не можем полагаться на разговоры людей как на источник правды, это не означает, что разговорный язык Двойная жизнь бесполезен. В конце концов, это показывает характер. Помимо банальности скорби, изложенной выше, меня потрясли и позабавили (обычное чувство, читая эту книгу) слова Дмитрия, конкурента князя Виктора, когда он пытается заручиться помощью матери Ольги: «Я люблю Цецилию Александровна. Я влюбился в нее давно». Это ложь — он «любил» ее все пять страниц. Вера Владимировна теряет руку дочери в крайне удручающем эпизоде, в котором мать князя Виктора говорит о прекрасном женихе, ни разу не упомянув, что она представляет Дмитрия, а не самого Виктора. Но Вера Владимировна не может просить разъяснений, потому что это было бы сверх того. Язык здесь гораздо больше смирительная рубашка, чем освобождение.
Вне диалога язык Павловой хорошо служит своей цели, демонстрируя полнейшую бездушность мира, в котором живут ее персонажи. Слово «хороший» — обычное дело. Например, о талантах Сесили она пишет: «Она очень хорошо пела и очень хорошо рисовала». Другое слово «роскошный», показывающее материализм персонажей. Это замечательное описание дачи недвусмысленно демонстрирует, какими желают выглядеть аристократы: «роскошную дачу окружал роскошный сад, зелень его всегда превосходная, отборная, можно сказать, аристократическая зелень». Мне также понравился комментарий о том, что «природа сделала себя неестественной» — как персонажи должны потерять свою природу, чтобы выжить в обществе, так и сам пейзаж. Наконец, Павлова очень похожа на Остин в том, что проводит различие между родными и иностранными словами. Все французизмы вроде «comme il faut» указывают на противоестественность общества.
Скука и одиночество
Если вы восемнадцатилетняя аристократка на пике Российской империи, ваши возможности для наслаждения довольно ограничены. В отличие от ваших знакомых мужчин, вы не можете убивать ростовщиков, философствовать или даже кутить. В результате всем, сознательно или неосознанно, ужасно скучно. Как и в «Эмме » Остин , персонажи интригуют и сплетничают, чтобы скоротать время. Даже имеющиеся у них таланты, такие как пение Сесили, ограничены тем, что являются лишь средством для достижения цели — найти привлекательного мужа. Мы также хорошо осведомлены об отсутствии вариантов движения для женщин 9 лет.0027 Двойная жизнь. Пространственно они ограничены гостиной и спальней. Когда Сесилия находит момент свободы на лошади, ее тут же останавливают за то, что она едет слишком быстро — даже на открытом воздухе не спастись.
Скуку Сесили усугубляют окружающие. Ольга, якобы ее лучшая подруга, забавно банальна. После чтения стихов Сесилия поворачивается к ней:
— Как это было прекрасно, — сказала Сесилия Ольге на ухо.
— Очень хорошо, — ответила Ольга, пристально глядя на кого-то в лорнет.
Это не единственный случай, когда Ольга сразу понижает тон, не давая Сесили выражать высшие мысли, лишая ее собеседника. В других случаях Ольга просто рупор своей матери, манипулирующая Сесили, чтобы она могла обеспечить себе принца. И тогда класс становится на пути любых других вариантов. Когда Сесилия остается одна в своей комнате со своей старой няней, нам говорят, что это означает «другими словами, совсем одна». Поскольку не с кем поговорить, неудивительно, что она в конечном итоге неразвитый, скучный человек.
Еще одно представление Павловой. В следующий раз, когда будете читать русский роман XIX века, обратите внимание на женщин. Писатели-мужчины редко придают им характер, оставляя их либо чистыми и безупречными, либо безнадежными. Женщины Павловой, возможно, не лучше, но они представляют собой противовес женщинам, которых мы могли бы видеть в мужских работах.Враги свободы – матери…
Мы можем обвинить «общество» в ограничении свободы Сесили, и, безусловно, есть много негласных правил, которые связывают ее. Но есть и виноватые – и матери, и мужчины. Двойная жизнь считает, что проблемы Сесили связаны не только с ее окружением, но и с ее воспитанием. В основе романа лежит вопрос о том, почему матери, чей опыт миросозерцания не может быть лучше опыта их дочерей, продолжают воспитывать их так же, как воспитывали их самих.
«Все эти воспитатели когда-то были молоды и воспитаны одинаково! Неужели они были настолько довольны собственной жизнью и собой, что рады возобновить опыт со своими детьми?»
Мать Сесили оставляет ее «с умом в корсете». Вера Владимировна боится «всякого развития воображения и вдохновения, этих вечных врагов приличия», так сильно, что даже сны Цецили управляются ею: «вместо того, чтобы мечтать о маркизе Позе, об Эгмонте, о Ларе и тому подобном, [Сецилия] мог только мечтать о великолепном балу, новом платье и первомайском гулянии под открытым небом». Мать и дочь никогда серьезно не разговаривают. У Сесили нигде нет эмоциональной поддержки. Мне показалось, что эта строчка из первой главы особенно показательна: «Ребенку английская няня нужна больше, чем мать». То есть приличия и внешний вид считаются более важными, чем фактическое воспитание ребенка. Вместо этого Вера Владимировна видит свою роль в том, чтобы направить Сесили к правильному мужу такими строками: «добродетельная жена может полностью исправить взбалмошного мужа». Вряд ли эмоциональная поддержка.
…И мужчины
После матерей мужчины не так уж и плохи. Однако я не хочу снимать с нас вину. Два главных мужских персонажа — Дмитрий и князь Виктор, и оба они одинаково несовершенны. Дмитрий — азартный игрок, эгоистичный хам. Он начинает «любить» Сесили только тогда, когда слышит, что она может получить большое наследство. Когда он представляет ее после этого, он думает, что она из тех, «кто мог бы сделать мужа очень счастливым». Он не раз думает о ее собственном счастье. Дмитрий также мастер использовать правила общества в свою пользу. После короткого всплеска свободы Сесили, скачущей верхом, всем хочется внимательно следить за ней. Подходит Дмитрий и говорит: «Давай я поеду рядом с тобой. Последний раз ты меня напугал». Ужасный момент, вызывающий бурление в желудке, именно потому, что она не может сказать «нет».
Принц Виктор не так уж и плох. Он чаще нарушает правила, но Вера Владимировна готова сделать для него исключение, потому что он богат. Вокруг него мать Ольги замышляет, чтобы он женился на Ольге, однако в конце Двойная жизнь он заявляет, что собирается поехать в Париж. Это важный момент. Какими бы талантливыми ни были махинации матерей, мужчины в романе все же обладают полной свободой, потому что именно они делают предложения. Если принц Виктор разочарован тем, что упустил Сесили, то он может отправиться в Париж, если захочет. Как человека его никто не контролирует.
Поэт и двойная жизнь
Но в Двойная жизнь есть один мужчина, которого контролируют другие, как и женщин. В третьей главе поэтический рассказ молодого поэта, исполняющего свою интерпретацию «Колокола» Шиллера. Сразу же он подвергается нападению со стороны одного из зрителей. «Мы требуем действий», — говорит он. «Поэзия должна быть полезной; он должен посрамлять порок или возлагать венец на добродетель». Поэт, окруженный важными аристократами, не в состоянии защитить себя. Как и в случае с женщинами, его личность определяет его окружение, даже если его сердце хочет восстать во имя высших чувств. Сесилия не поэт, но во время Двойная жизнь она начинает двигаться по пути к тому, чтобы стать единым целым. Хотя ей дали понять, что быть женщиной-поэтом — «самое жалкое, ненормальное состояние», каждую ночь она слышит во сне стихи.
Это голос ее музы, по крайней мере, я так считаю. Это предупреждение, попытка предупредить Сесили, пока не стало слишком поздно, что общество — это еще не все, что есть в жизни, и что ее «любовь», когда она приходит, — это еще не все, чем кажется. Стихи переводятся без рифмы, ориентируясь на образы. Они были довольно повторяющимися, наполненными обычными цепочками и репрессивными фрагментами. Динамик в них — «он», что добавляет приятного ощущения отражения. В ее поэтической ночной двойной жизни у Дмитрия есть еще один соперник, но Цецилия не в состоянии увидеть ценность этого человека, пока не становится слишком поздно. Тон становится смиренным. «Познаешь земную действительность/ Созревшей душой:/ Милое благо купишь/ Дорогой ценою». Сесилия будет страдать, но она научится.
В конце Двойная жизнь Сесили впервые произносит отрывок из одного из своих стихотворений. Ольга называет это чушью, а Сесили, со своей стороны, отказывается это утверждать, говоря, что просто где-то это слышала. Но в ту ночь стихи меняются, и впервые голос звучит от первого лица. О ее поэзии говорится: «Долго жила она среди мирского шума, / Свободная и светлая во мне». Несмотря на то, что внешний мир Сесили внезапно сузился, ее внутренний мир достиг нового уровня свободы. Рассказчику, которая кажется пожилой и мудрой женщиной, 9 лет.0027 Сюжет «Двойной жизни» отмечен меланхолической неизбежностью. «Какая девичья душа не понимает прелести этих незначительных проступков?» Рассказчик спрашивает о первых обманутых моментах любви Сесили.
Ибо Сесили — лишь одна из многих женщин, оказавшихся в ловушке своего общества, и ближе к концу Двойная жизнь она осознает это в момент откровения. случилось с ней однажды, что этот момент был повторением чего-то в ее прошлом и что она уже однажды пережила это». Сесили в этот момент все женщины , и именно здесь Двойная жизнь делает ставку на универсальность. Точно так же, как Павлова написала книгу, чтобы рассказать миру о бедственном положении аристократических женщин, мы чувствуем, что однажды будет и Сесили. Но до этого времени их ждет много страданий. Двойная жизнь отмечает конец одной из жизней Сесили, но также знаменует собой рождение другой. Но та жизнь — для другой истории, и Павлова ее не писала — она ее прожила.
Каролина Павлова и ее критики
Читать о жизни Каролины Павловой совсем не весело. «Введение» и «После» дают достаточно доказательств, подтверждающих мнение о том, что мужчины мира, в котором она жила, ужасно обращались с Павловой. Да и женщинами тоже. Несмотря на ее безупречные литературные данные — она общалась со всеми крупными русскими писателями того периода, включая Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других, — многие критики того времени оскорбляли ее и постоянно унижали. Как мужчине, многое из этого делает чтение неудобным. Анонимный критик пишет о своем опыте чтения: «У меня вдруг возникли сомнения, и я снова посмотрел на титульный лист книги, чтобы удостовериться — не ошибся ли я? – Это действительно было написано женщиной? Я почему-то думал, что только мужчины могут быть такими острыми». Читая это, хотелось и смеяться, и плакать.
Адам Мицкевич, возможно, самый значительный польский поэт, был одним из многих влиятельных литературных деятелей, которые хорошо знали Павлову. Но почему-то ей так и не удалось добиться такого же успеха, как они. Кто или что в этом виновато?Но по Павловой были одни слезы. Родившаяся Йениш в Ярославле в 1807 году в семье немецкого профессора, она была вынуждена через несколько лет после публикации Двойная жизнь бежать из России в Дрезден, где она прожила четыре десятилетия в нищете, отрезанная от своего дома. На каждом шагу она наживала врагов, например, когда возбудила (совершенно обоснованно) уголовное дело против своего мужа за то, что он растратил все свое наследство на азартные игры. Ее преданность своей поэзии сделала ее аутсайдером — как женщина она должна была воспитывать детей. Только Алексей Толстой, сам второстепенный поэт, оказал ей реальную литературную поддержку в последние годы. Когда она умерла в 189 г.3 она была уже забыта, ожидая, что поэты Серебряного века заново откроют для себя ее поэзию, а затем критики, такие как Барбара Хельдт, чтобы заново открыть для себя ее прозу.
Заключение
Сказать, что Павлова жила во враждебном окружении, было бы ужасным преуменьшением. Все, все, мужчины и женщины, сговорились оскорбить и унизить ее и очернить ее поэтическое призвание. Хотя она пыталась быть стоиком, никакая сила характера не позволит вам вечно противостоять такой враждебности. Я не могу винить ее характер, и я был действительно потрясен ее обращением. Но героизм в жизни сам по себе не делает хорошую книгу.
Двойная жизнь — это не великий роман, русский или какой-либо другой. У него есть ряд недостатков, мимо которых просто невозможно пройти.