Люди так удивляются когда с ними ведешь себя так как они с тобой: Люди так удивляются, когда с ними ведёшь себя, кaк и они с
Психолог Валерий Ивановский рассказал, почему нас так волнуют чужие мнения и оценки, как на них реагировать
Даже будучи самодостаточным человеком, многие из нас, пусть украдкой, но прислушиваются к тому, что говорят о нас окружающие. А еще мы ревностно читаем комментарии к своим постам, хотя негативные отзывы нас больно ранят. А ведь мы могли бы просто заблокировать их. Почему люди принимают чужое мнение настолько близко к сердцу? Почему нас вообще заботят чужие оценки? Об этом – в нашем очередном разговоре с клиническим психологом, основателем академии психологии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским
Первейшее условие жизни
— Вас не удивляет, отчего даже взрослые, состоявшиеся люди так зависимы от стороннего мнения, даже если делают вид, что они «выше этого»?
— В качестве эпиграфа к нашим дальнейшим рассуждениям можно взять слова выдающегося отечественного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна, который как будто предвидел основную тему сегодняшней нашей беседы через года.
Существует достаточно большой массив психологической и философской литературы, к ним же примыкают различного рода психологические курсы и тренинги, а также тренинги по совершенствованию себя, которые отстаивают индивидуальность, самобытность человека. Они ставят его стержнем и основой мироздания, вокруг которого наворачивается всё остальное. Из этого неминуемо вытекает тезис о том, что человек самодостаточен, ему необходимо хранить ядро своей «самости», и поэтому оценки окружающих вторичны. Более того, реагировать на них – является неким если не преступлением, то малодушием. В этом сквозит некое ницшеанство.
Если же говорить о более простых случаях, то я думаю, это определенное невежество. Вслед за Сергеем Леонидовичем нужно повторить, что общение – суть не просто человеческого существования, а человек – это не просто отношение с другими людьми, это оценки других людей. Причем, эти оценки не являются неким мерилом «хорошести» или «плохости» другого человека. Они являются основой его «самости».
Ведь, в отличие от индивидуалистических, замкнутых на себе интрапсихических толкований ядра личности человека, секрет Полишинеля заключается в том, что весь человек, он соткан извне – все его чувства, все эмоции, все его оценки себя, они так или иначе являются привнесенными извне.
Осознание себя человеком
— То есть человек не просто зависит от внешних оценок, он, его психологический портрет буквально состоит из них?
— Пока это кажется достаточно расплывчатым и спорным тезисом, но я постараюсь это конкретизировать. Рождаясь, маленькое существо, маленький ребенок не сразу же рождается личностью. Он является в этот мир достаточно беспомощным, бессознательным сгустком биомассы, в котором существуют в зачаточном состоянии несколько базовых безусловных инстинктов и… всё.
Причем они находятся в настолько неподготовленном теле, что даже при их наличии, в отличие, например, от детенышей других животных (например, от лошади, коровы, собаки, ящерицы), они не могут ему помочь выжить в этом мире. Среди прочих существ человеческий детеныш остается беспомощным максимально долгое время. Если половое созревание других видов, достаточно высокоразвитых, составляет от нескольких часов до, например, нескольких месяцев, то человеку, по крайней мере, до его юридической самостоятельности, требуется порядка двух десятилетий.
Так вот, этот ребенок родился. Осознание себя человеком происходит через взаимоотношение с его родителями, через его взаимодействие с отцом и матерью, которые дают ему базовую оценку «кто он такой». Вот он уже начинает воспринимать себя через отношение, через оценки своих родителей, через то, как к нему относятся мать и отец, любят они его или не любят, добры они к нему или равнодушны, наказывают и постоянно ругают, критикуют или же, наоборот, восхищаются всеми его действиями.
Жизнь на 99% состоит из общения
— Насколько важны родительские оценки в таком, детском возрасте, в период становления будущей личности?
— Важны чрезвычайно. Эти первичные оценки отца и матери являются фундаментом человеческой самости. Внешние оценки двух ближайших людей играют архиважную роль в жизни ребенка, когда формируется ядро его личности. Это можно сравнить с мотком нити перламутра, с песчинкой, которая попадает в раковину, с клубком шерстяных ниток, когда начинает наматываться нить в виде других оценок.
Прежде всего, это взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми в детском саду, затем в начальной школе, позднее в средней школе, в институте и т.д. В общем, все его контакты с другими людьми в течение всей жизни. То есть каждый контакт, как некая нить, всё больше и больше наматывается и укрупняет разнообразие, привносит оценки в ядро самости человеческой личности.
Поэтому чужие оценки являются не просто мерилом, они являются теми психологическими кирпичиками, которые строят здание человеческой личности. А значит, и вопрос оценок на их реакцию, безусловно, так же важен, как и нахождение ребенка в полной семье, наполненной любовью. Но понимать важность этого – это только первый шаг. Очень часто люди не могут определиться, на какие оценки, каким образом и насколько глубоко реагировать.
— Причем, этот процесс, похоже, является взаимным – оценивают нас, оцениваем мы…
— Конечно. Жизнь человека вообще на 99% состоит из общения с другими людьми, и в результате взаимодействия с ними как раз и происходит оценивание и взаимооценивание. Но ведь оценка оценке рознь, поэтому человеку для того, чтобы не потеряться в этих, зачастую противоречивых сигналах, необходимо каким-то образом выработать правильные алгоритмы.
Ведь оценки других людей – это, опять же, не просто оценочные категории, которые человек может принимать или не принимать. Это сигналы внешней среды, которые показывают человеку, насколько правильна его схема адаптации к окружающей действительности, насколько высока его компетенция, насколько его способ видения мира и самопрезентация соответствуют этому внешнему миру.
Умножать количество добра в жизни
— Какую информацию мы должны считывать для себя из негативных внешних оценок нас самих? Говорят же, со стороны виднее.
— Если индивид при каждом взаимодействии, при каждом контакте с другим человеком, так или иначе, получает отрицательную оценку, это может говорить о том, что, вероятно, он ведет себя и мыслит не соответственно этому миру, каким-то образом искажает объективную картину мира, поэтому происходит некая дезадаптация. Так вот, с учетом всего этого, необходимо выработать алгоритмы реакции на оценки, понимая, что каждая из них важна. Но, тем не менее, важность этой оценки зависит от ряда факторов.
Для себя я выработал свои законы реагирования на оценку со стороны других людей, которые создают некую матрицу, позволяющую достаточно адекватно, объективно реагировать на чужие оценки и использовать их для работы над собой, для выработки механизмов наилучшей результативной адаптации к окружающей действительности и к другим людям.
Прежде всего, когда мы сталкиваемся с оценками, они могут быть или нейтральными, или положительными, или отрицательными. Когда мы говорим об оценках положительных, здесь более-менее все понятно: чем их больше, тем лучше и тут не надо никакой специальной реакции, кроме того, что надо быть искренне благодарным за то, что люди тебя положительно оценивают.
Потому что, с одной стороны, это, конечно, твоя заслуга, что ты ведешь себя и живешь таким образом, что другие на тебя положительно реагируют, но тем не менее. Умножая общее количество добра в жизни, необходимо благодарить. Дарить благо другому для того, чтобы он тоже получил возможность вести себя лучше.
Законы, которым стоит следовать
— Как правильно реагировать на негативные оценки, высказывания, пресловутый хейт в Сети?
— Что касается негативных оценок, то их влияние более значительное, с учетом того, что они являются тем строительным материалом, который, соответственно, или строит, или разрушает нашу личность. И здесь необходимо следовать нескольким законам. Законы эти достаточно условные, это не фундаментальные законы бытия, это некие законы результативного взаимодействия между людьми именно в части восприятия оценок со стороны окружающих, прежде всего негативных. Хотя, возможно, это касается и позитивных оценок тоже.
Среди первых я бы назвал закон дистанции. Из его названия понятно, что в нашей жизни происходит взаимодействие с достаточно большим количеством людей. Причем все они находятся на разном расстоянии от нас. Входят в разные зоны интимности; кто-то нам чрезвычайно близок, кто-то близок, кто-то не далек, кто-то далек, кто-то находится так далеко, что нам безразличен. И в этой связи необходимо на оценку реагировать прямо пропорционально тому, насколько близко или далеко находится от нас человек.
То есть, если вас оценивают люди неизвестные, незнакомые, влияние которых на вашу жизнь минимально, то соответственной будет и их оценка… Восприятие ее должно строиться с учетом этой дистанции. Это достаточно рационально, потому что вряд ли человек, который видит вас первый раз в жизни или общается с вами достаточно поверхностно, знает все обстоятельства вашей жизни, знает вас настолько, чтобы адекватно отреагировать на вас, на вашу личность, на поведение в той или иной ситуации.
Оценка, как приглашение действовать
— Следовательно, оценки человека со стороны близких ему людей априори точнее?
— Чем ближе к вам находится человек, тем, соответственно, он лучше вас знает, и поэтому его оценки являются для вас более важными, даже с точки зрения общежития. Он является неотъемлемой, очень важной частью вашего бытия. Поэтому для комфортного существования вам необходимо реагировать на то, что вам говорят люди о вас.
Потому что, еще раз, любая оценка – это не просто знание о себе, о другом человеке, реакция, это всегда некий импульс, который заставляет вас реагировать тем или иным образом, прежде всего, в оценке себя и своего поведения, и является приглашением в изменения в ту или иную сторону вас, как личности.
— О каких еще законах может идти речь?
— К этому закону непосредственно примыкает закон экспертности. Можно сказать, что оценка оценке рознь. То есть, даже самый близкий человек иногда может быть совершенно не сведущ в каких-то вопросах, и, несмотря на его близость, такая оценка вас, может быть, с точки зрения адекватности, достаточно сомнительной. Вроде бы человек близок, но уровень компетенции именно по тому вопросу или в той сфере, которой он дает оценку, может быть неадекватна. Поэтому, соответственно, степень реагирования на нее должна снижаться.
Третий закон – это так называемый закон контекста. Ведь любые оценки, они всегда возникают не на пустом месте, не на чистом листе. Они являются частью каких-то длительных продолженных взаимоотношений, которые начались достаточно давно и уходят в будущее. Поэтому оценка, например, данная близким человеком здесь и сейчас (то есть, он может быть близок, он может быть экспертен), она, возможно, продиктована его внутренними эмоциями, потребностями, которые на самом деле далеки от того, что декларируется.
— Можно ли проиллюстрировать тезис примерами?
— Например, человек может дать какую-то раздражительную оценку потому, что в этот момент он чувствует недостаток внимания и любви по отношению к себе. И через этот негатив он пытается докричаться до вас, сказать, что вы ему небезразличны, вы ему очень нужны – он выбирает такой способ. Человек может быть раздражен каким-то предыдущим общением, и поэтому он также дает вам критическую оценку, реагируя еще на ту, прошлую ситуацию. И так далее. Поэтому вопрос контекста, он всегда важен – в каких обстоятельствах и почему человек дает ту или иную оценку.
А вот так рождается «зло»
— Эти законы работают отдельно друг от друга?
— Нет, мы говорим только об их совокупной работе. Это как некая матрица, как система координат, в которой существуют высота, длина и широта. Только при их взаимодействии мы можем точно определить положение точки в пространстве. А также дать точную оценку или точный алгоритм реакции на ту или иную оценку мы можем, только учитывая все эти совокупные факторы, потому что оценка только одного из них будет хромать, она окажется субъективной и достаточно неполной.
— То есть получается, что оценка зависит от ситуации, как минимум контекста?
— Да. Все эти три закона, они взаимосвязаны, взаимоперекликаются. Здесь еще очень важно понимать, что любая внешняя оценка воспринимается через структуру нашей внутренней личности, через нашу склонность, через наши доминанты, через наши установки. Так же и другой человек реагирует на нас, так как мы являемся для него внешним раздражителем, через свои внутренние установки, через свои доминанты.
И тут возникает интересный феномен: с одной стороны, наша оценка и оценка нас детерминированы теми внешними обстоятельствами, которые в результате нас и формируют. А с другой стороны, наша оценка или оценка нас со стороны других людей, которые формируют наше внутреннее «Я», оно формирует этот инструмент.
Ведь любого человека можно рассматривать в качестве инструмента, орудия воздействия на внешнюю среду, в том числе и на других людей, которые своими действиями, поступками и своими оценками эту среду изменяют.
Например, чем более негативные оценки человеку мы даем, тем более негативного человека мы формируем. Который, исходя из своих негативных установок, будет проецировать их во внешний мир, взаимодействовать с внешним миром и менять его с точки зрения негатива. То, что мы называем «злом».
Каждый человек управляет миром
— Поэтому, мы, каждый из нас управляет миром, он управляет тем количеством добра и зла, которое в этом мире находится прямо сейчас, и от нас зависит, станет его больше или меньше. Давая человеку положительную оценку, мы тем самым формируем положительного человека, который будет положительно воздействовать на внешний мир, положительно воздействовать на людей, формировать их внутренние установки и т.д. Это некий уроборос.
То же самое и с негативом. Поэтому, мы должны понимать, что всё это невероятно важно, это накладывает на нас огромнейшую ответственность, здесь, конечно же, необходимо соблюдать меру. Ведь основа любого плодотворного взаимодействия с миром, с другими людьми – это адекватность наших действий, наших оценок внешним условиям.
— И это, видимо, еще одно правило, правило «золотой середины».
— Понимаете, если мы будем закрываться от действительности, выпячивать только одну какую-то ее часть, если мы станем, вопреки реальности, смотреть на мир сквозь розовые очки – это уже будет неадекватный подход, который станет рождать неадекватные поступки со стороны нас, неадекватное воздействие на мир и неадекватный результат. В любом случае необходимо адекватное реагирование, соответствующее тем сигналам, которые нам посылает мир.
Но я уже говорил, что весь мир для нас сосредоточен в других людях. И в этой связи еще интересно, что каждый человек, по сути, так же безграничен, как и этот мир. В том плане, что в нем находится гигантское количество граней, которые невозможно исчислить, и поэтому, он всегда поворачивается к нам именно той гранью, какой мы его хотим видеть.
С другой стороны, если мы взаимодействуем с человеком как с добрым и ответственным существом, и он нам открывает эту свою сторону. Если же мы его подозреваем, даем ему какие-то негативные оценки, то этой частью он к нам и поворачивается. Мир – это зеркало, которое отражает нам нас же самих. То есть, если мы живем в ужасном мире, то с большой долей вероятности, ужасны мы сами. И наоборот. Всё.
Психолог Валерий Ивановский рассказал, возможно ли отчиму стать ребенку отцом без последствий для детской психики
28.11.2022 в 23:13:00
Статусы для whatsapp | Статусы для Ватсап
Статусы для whatsapp — Нужно всегда улыбаться. Кому-то искренне, а кому-то назло.
Иногда так жалею, что говорил дорогие слова дешевым людям.
Мы по маленьким-маленьким буквам аккуратно и день ото дня, собирали одно только слово – с е м ь я.
Пока не научишься ценить то, что есть – никогда не станешь счастлив.
Тихими шагами, уверенно к мечте.
Любовь на расстоянии — это, когда ты зарплату любишь, а ее все нет и нет.
Люди так удивляются, когда с ними ведёшь себя, как и они с тобой.
Меняю яркие воспоминания на свежие впечатления.
Если судьбе будет угодно, она не раз еще сведет между собой людей, которые однажды разминулись.
Парадокс: Чем сложнее ситуация, тем меньше заряжен телефон.
Перед тем, как что-то сказать, убедитесь, что ваш язык подсоединен к мозгу.
Иной снаружи монстр, а в душе дитя, кто-то за решеткой, с сердцем честным, а кто-то с сердцем подлым, а судья!
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
И если ты не решишься на это сегодня, завтра будет таким же, как вчера.
Единственная возможность перевернуть свою жизнь однажды — это изменить свои взгляды.
Жизнь полна красоты. Обрати на это внимание.
А впереди ещё целая жизнь, наполненная как хорошим, так и нереально хорошим, а всё плохое, что было — это лишь прелюдия к счастью.
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Судьба — очень удобное слово для тех, кто никогда не хочет принимать решений! Молодость дается лишь раз. Потом для глупостей нужно подыскивать какое-нибудь другое оправдание.
Не нужно быть важным, важно быть нужным!
Когда падаешь, не забывай о двух вещах — кто тебя толкнул, и кто тебя не поддержал. Это обязательно пригодится, когда снова встанешь на ноги.
Никогда не поздно стать тем человеком, быть которым вы всегда мечтали.
Люди проверяются не временем, а обстоятельствами.
Правильно говорят — чем добрее душа, тем сложнее судьба.
Иногда полезно молчать, чтобы тебя захотели услышать. И вовремя уйти, чтобы тебя захотели увидеть ещё раз.
Если вчерашний день был потерян из-за какой-то ошибки, то не потеряйте сегодняшний, вспоминая об этом.
Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придёт тот, кто идёт к тебе.
Никому не отвечай: когда ты зол, ничего не обещай: когда ты счастлив.
Любое разочарование, расставание или проигрыш через время приведут вас к чему-то прекрасному, нужному и более важному.
Прошу, никогда не отпускай меня. Я не выдержу…
Оставайтесь верны своему выбору. Всегда.
Наша ошибка в том, что мы слишком долго пытаемся сохранить и удержать то, чего уже давно нет.
В кoнцe кoнцoв, ты всегдa можeшь измeнить тoчку на зaпятую.
Пока не стало поздно, говорите то, что чувствуете.
Утро должно быть добрым, день — полезным, а вечер — запоминающимся!
Понимание изменений в поведении после ЧМТ
Каковы некоторые возможные изменения в поведении?
У людей с черепно-мозговой травмой средней или тяжелой степени (ЧМТ) могут наблюдаться изменения в поведении. Люди с ЧМТ и члены их семей имеют некоторые общие черты поведения:
- Проблемы с управлением эмоциями. У людей с ЧМТ может быть внезапная смена настроения; у них также может быть крайняя эмоциональная реакция на ситуацию. Они могут повышать голос, плакать или смеяться.
- Беспокойство. Люди с ЧМТ могут ерзать, шагать или двигаться повторяющимся образом. Например, они могут качаться в необычном темпе.
- Проблемы с социальным поведением. Люди с ЧМТ могут избегать других, перебивать других или говорить вещи, которые не соответствуют ситуации или могут причинить боль. Они также могут делать неприемлемые комментарии сексуального характера.
- Отказ что-то делать. Люди с ЧМТ могут отказаться делать что-то, например, ходить на терапию или заниматься другими делами.
- Отсутствие мотивации. Людям с ЧМТ может быть трудно заниматься какой-либо деятельностью, даже если они знают о ее пользе или о том, почему это необходимо делать. Это не вызвано усталостью или ленью.
- Проблемы с запуском задач. У людей с ЧМТ могут возникнуть проблемы с запуском задач или разговоров, даже если это то, чем они хотят заниматься.
Кто подвержен риску изменения поведения?
Изменения поведения (также называемые изменениями личности) характерны для людей с ЧМТ средней или тяжелой степени. Эти изменения часто происходят вскоре после ЧМТ и могут меняться со временем. Типы изменений у людей и их продолжительность зависят от того, где находится травма, насколько она серьезна и других факторов. Люди с тяжелой ЧМТ с большей вероятностью будут иметь изменения поведения, которые длятся какое-то время. Хорошая новость заключается в том, что со временем изменения в поведении могут улучшиться.
В этом информационном бюллетене рассказывается, почему происходят изменения в поведении. Он также содержит советы о том, что делать при возникновении проблемного поведения. Он включает в себя структуру, которую могут использовать люди с ЧМТ, их семьи и другие лица, чтобы управлять изменениями в поведении, вызванными ЧМТ.
Почему происходят изменения в поведении?
Изменения в поведении после ЧМТ происходят по многим причинам, включая изменения в работе мозга. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных изменений.
- У некоторых людей с ЧМТ может быть проблемы с концентрацией внимания, мышлением или общением . У них также могут быть проблемы с тем, сколько времени требуется для обработки информации и ответа на нее. Эти проблемы могут затруднить поддержание разговора или понимание ситуации . В результате люди с ЧМТ могут казаться не склонными к сотрудничеству. Они также могут казаться «незадачливыми» или несинхронизированными с тем, что происходит в быстро меняющейся ситуации. Они могут избегать социальных ситуаций, потому что чувствуют себя некомфортно или смущены, когда находятся с другими людьми.
- Люди с ЧМТ могут иметь проблем с мышлением . Эти проблемы могут мешать им понять, почему происходят определенные вещи или что делать, когда они происходят. Это может заставить человека чувствовать раздражение, отказываться что-то делать или не делать того, что он согласился сделать. Им также может быть трудно сделать выбор.
- Люди с ЧМТ могут плохо контролировать импульсы . Это может затруднить фильтрацию их мыслей или действий. Они могут не думать или не понимать последствия того, что говорят или делают, прежде чем сказать или сделать что-то неуместное или небезопасное.
- Люди с ЧМТ могут не полностью осознавать свои текущие проблемы. Это может привести к отказу от использования ходунков или инвалидной коляски. Они также могут отказаться от участия в терапии. Некоторые люди с ЧМТ могут не следовать рекомендациям или ограничениям, которые призваны помочь им быть независимыми, обеспечить их безопасность и помочь им выздороветь.
- Имейте в виду, что люди с ЧМТ не всегда могут контролировать свое поведение, что особенно верно в ситуациях сильного стресса. 9Схема 0008 A-B-C , обсуждаемая далее в этом информационном бюллетене, включает стратегии, помогающие людям с ЧМТ предотвратить проблемное поведение. Если такое поведение имеет место, схема включает методы, позволяющие отвлечь человека или помочь ему расслабиться.
- Люди с ЧМТ часто имеют эмоциональную реакцию на травму. Они могут испытывать чувство потери из-за меньшей независимости, изменения своей роли в семье и отсутствия контроля над своей ситуацией. В таких ситуациях могут помочь следующие информационные бюллетени (см. «Депрессия после ЧМТ», «Взаимоотношения после ЧМТ», «Эмоциональные проблемы после ЧМТ», «Понимание и преодоление раздражительности, гнева и агрессии после ЧМТ»). Следующие разделы посвящены проблемному поведению.
Что я могу сделать, чтобы определить проблемное поведение?
Выявление проблемного поведения
Цель схемы A-B-C — предотвратить появление проблемного поведения («B»). Другие стратегии включают в себя изменение того, что происходит после возникновения поведения, что может помочь изменить интенсивность, серьезность или частоту поведения.
- Первым шагом является определение поведения. Составьте список поведения, которое, по вашему мнению, является проблемой.
- Вместе со специалистом просмотрите список и определите поведение, которое необходимо изменить. Имейте в виду, что конкретное поведение не может быть проблемой для всех. Попросите членов семьи и друзей внести свой вклад.
- Обновляйте список по мере появления новых моделей поведения, а старые перестают быть проблемой.
Используйте подход A-B-C, чтобы лучше понять проблемное поведение
Схема A-B-C может помочь вам понять подход, который может использовать профессионал, чтобы выяснить, когда и почему может возникнуть поведение или эмоциональная реакция. В этом разделе обсуждается структура. Вы можете попросить члена семьи или друга помочь с этим упражнением. Если у вас есть вопросы, вы можете обратиться к профессионалу с опытом управления поведением после ЧМТ перед использованием.
А. Предшествующий. Предпосылка — это то, что происходит непосредственно перед возникновением проблемного поведения. Делайте заметки обо всем, что вы помните; может быть неясно, что послужило «спусковым крючком» для такого поведения. Ваши заметки могут помочь вам найти закономерности. Из них у вас появятся идеи о триггерах или причинах проблемного поведения; Триггеры могут включать боль, усталость, шум или чувствительность к свету. Ниже приведены некоторые вопросы, которые помогут вам определить антецеденты.
- Кто присутствует или не присутствует до возникновения проблемного поведения?
- Где проявляется проблемное поведение?
- Какие желаемые предметы (например, телевизор, видеоигры, мобильный телефон) присутствуют или отсутствуют непосредственно перед возникновением проблемного поведения? Что делать с нежелательными предметами?
- Какие события произошли до появления проблемного поведения?
- В какое время суток возникает проблемное поведение?
- Есть ли основная причина такого поведения? Такие причины, как плохой сон, реакция на лекарства, изменения в расписании и диете, закладывают основу для проблемного поведения в течение дня.
B. Поведение. Внимательно посмотрите на проблемное поведение или поведение в вашем списке. Делать записи. Как можно подробнее опишите проблемное поведение. Вот несколько вопросов, чтобы понять проблемное поведение.
- Как выглядит поведение?
- Как часто происходит такое поведение?
- Как долго длится такое поведение?
- Насколько интенсивно поведение?
C. Последствия. Это то, что происходит сразу после возникновения проблемного поведения. Делайте заметки обо всех изменениях, которые вы видите в течение нескольких минут после поведения. Маловероятно, что то, что происходит через несколько минут, часов или дней, вызывает проблемное поведение. Следующие вопросы должны помочь.
- Что произошло сразу после проблемного поведения?
- Как люди отреагировали?
- Получил ли человек что-то от своего поведения? Например, привлекали ли они внимание (хорошее или плохое)?
- Было ли что-то убрано или чего-то избегали из-за поведения?
- Изменилось ли окружение из-за поведения? Например, человек покинул ситуацию или место?
Выявление и изменение антецедентов (для предотвращения проблемного поведения)
Потратьте время на определение списка триггеров и способов предотвращения проблемного поведения. Если вы не можете избежать триггеров, найдите способы уменьшить влияние этих триггеров. Вы можете упорядочить свои заметки в виде диаграммы (например, приведенной ниже), чтобы упростить отслеживание результатов.
План A-B-C: изменение предшествующего (для «предотвращения» проблемного поведения) | ||||
---|---|---|---|---|
А Предшественник | Б Поведение | С Последствие | Идеи для перемен | Результаты |
Сеанс физиотерапии, направленный на упражнения на растяжку у пациента с ограниченной подвижностью из-за скованности или болезненных физических травм во время растяжки |
|
|
|
|
Последствия изменений
Последствия трудно определить точно. Некоторые из них могут быть очевидными, а другие не столь очевидными. Полезно использовать диаграмму, чтобы перечислить вещи, которые могут сделать более или менее вероятным повторение проблемного поведения. В следующем примере показано, как организовать диаграмму, чтобы помочь определить последствия.
Последствия | |
То, что может произойти сразу после проблемного поведения, которое может привести к его возникновению чаще | То, что может произойти сразу после проблемного поведения, которое может привести к его возникновению реже |
|
|
Вы можете использовать диаграмму A-B-C, когда работаете с опытными специалистами, лицами, осуществляющими уход, или надежными друзьями, чтобы предложить идеи по улучшению поведения. Если вы чувствуете, что застряли или вам нужны дополнительные идеи, посоветуйтесь с опытным специалистом. Похвала и доступ к желаемой деятельности — это позитивные действия. Эти методы лучше влияют на изменение поведения, чем негативные действия и реакции (например, крик или спор в ответ на проблемное поведение).
План A-B-C: изменение последствий (для поощрения или предотвращения проблемного поведения) | ||||
А | В | C | Идеи для перемен | Результаты/Цель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вы также хотите подумать о том, как обращаться с вещами, которые рассматриваются как наказание. Вы должны четко объяснить причины и сроки любых наказаний. Сохраняйте любые ограничения в течение короткого времени. Детальный разговор об этих вещах поможет избежать путаницы. Это также помогает предотвратить восприятие наказания как случайного и несправедливого.
Каковы реальные цели изменения поведения?
- Стремитесь уменьшить количество случаев возникновения проблемного поведения и их интенсивность. Не ждите, что сможете предотвратить все проблемное поведение.
- Старайтесь постепенно вносить небольшие изменения. Изменение поведения требует времени. Не ждите, что изменения произойдут быстро.
- Сначала сосредоточьтесь на поведении, которое легко распознать и которое часто происходит. По мере того, как вы укрепляете свою уверенность и добиваетесь прогресса в изменении поведения, вы можете сосредоточиться на более сложном поведении.
- Проблемное поведение может быть утомительным для всех. Найдите время для себя. Получите помощь от других.
- Когда вы начнете замечать успехи в изменении поведения, постепенно уменьшайте количество положительных подкреплений. Поначалу вы, скорее всего, будете использовать положительное подкрепление каждый раз, когда увидите хорошее поведение. Ваша цель — достичь точки, когда вам нужно время от времени использовать только положительные подкрепления, и они не ожидаются каждый раз. Использование диаграммы A-B-C для отслеживания изменений во времени может быть полезным.
Другие советы
- Придумайте план решения проблемного поведения. Он должен включать человека с ЧМТ и использовать подход A-B-C.
- Часто поощряйте положительное или хорошее поведение («Поймай их за хорошее поведение»). Старайтесь не обращать внимания только тогда, когда возникает проблемное поведение. Не бейте и не толкайте человека с ЧМТ. Это не изменит проблемного поведения и может привести к тому, что они будут бить или сопротивляться в ответ.
- Придумайте идеи, которые можно использовать, когда возникают проблемы с поведением. Имейте готовый к использованию план. Например, будьте готовы покинуть ситуацию, если вам нужно, или взять с собой отвлекающие предметы. Быть последовательным! Ваша реакция на проблемное поведение должна быть одинаковой каждый раз. Вы должны реагировать в течение нескольких минут после поведения. Изменения в поведении, скорее всего, произойдут, когда все участники последовательны и реагируют быстро.
- Не удивляйтесь, если сначала вы заметите рост проблемного поведения. Это нормально, а не признак того, что вы сделали что-то не так или что ваши усилия не работают. Придерживайтесь своего плана!
- Установите зрительный контакт. Говорите медленно и нормальным голосом. Не прикасайтесь к человеку, не сказав сначала, почему вы прикасаетесь к нему.
- Объясните изменения в программе.
- Четко завершить разговор. Вы можете сказать: «Мне нужно сейчас заняться чем-то другим в другой комнате. Мы еще поговорим позже».
- Вы можете торговаться за хорошее поведение. Например, человек с ЧМТ хочет выйти на улицу, но не хочет выполнять ежедневные физические упражнения. Один из способов договориться — позволить им выйти на улицу, но убедиться, что они тренируются на улице и в определенные промежутки времени. Выполнение растяжки на улице может помочь им захотеть принять участие в физиотерапии.
- Сделайте глубокий вдох, чтобы сохранять спокойствие. Проблемное поведение является результатом ЧМТ; они не предназначены для кого-либо. Старайтесь не принимать их на свой счет.
- Избегайте споров. Драка может усугубить ситуацию и не поможет человеку успокоиться.
- Не обращайте внимания на проблемное поведение перед другими; это может смутить человека с ЧМТ. Вместо этого используйте невербальные сигналы, такие как качание головой или сигнал тайм-аута. Вы можете придумать реплику заранее.
- Оставьте ситуацию, если вам нужно, но только если человек в безопасности».
- Будьте внимательны к своим действиям и реакциям. Вы не можете контролировать чужое поведение. Поведение имеет тенденцию улучшаться со временем, когда человек выздоравливает. Научитесь понимать, что вызывает проблемное поведение. Вы также можете смоделировать желаемое поведение. Быть последовательным.
Образец диаграммы A-B-C | ||||
---|---|---|---|---|
А Предшественник Что происходило раньше? | Б Поведение Как выглядит поведение? | С Последствие Что случилось потом? | Идеи для перемен | Результаты |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Авторство
Понимание проблемных изменений поведения после умеренной и тяжелой черепно-мозговой травмы был разработан Шоном Холлисом, доктором философии; Филипп Клебин, Массачусетс; Риса Накасе-Ричардсон, доктор философии, FACRM; Том Новак, доктор философии, ABPP-CN; и Суммар Реслан, доктор философии, ABPP-CN, в сотрудничестве с Центром перевода знаний о модельных системах.
Источник : Содержание основано на исследованиях и/или профессиональном консенсусе. Этот контент был рассмотрен и одобрен экспертами из Системы моделей черепно-мозговых травм (TBIMS), финансируемой Национальным институтом исследований в области инвалидности, самостоятельной жизни и реабилитации, а также экспертами из Реабилитационных центров политравмы (PRC), финансируемых Департамент по делам ветеранов США.
Отказ от ответственности : Эта информация не предназначена для замены консультации медицинского работника. Вам следует проконсультироваться со своим лечащим врачом относительно конкретных медицинских проблем или лечения. Содержание этого информационного бюллетеня было разработано в рамках гранта Национального института исследований в области инвалидности, независимой жизни и реабилитации (номер гранта NIDILRR 90DP0082 и 90KPKT0009). NIDILRR является центром Управления общественной жизни (ACL) Министерства здравоохранения и социальных служб США (HHS). Содержание этого информационного бюллетеня не обязательно отражает политику NIDILRR, ACL, HHS, и вы не должны исходить из того, что оно одобрено федеральным правительством.
Copyright © 2021 Центр перевода знаний Model Systems (MSKTC). Может воспроизводиться и распространяться свободно с указанием авторства. Для включения в платные материалы необходимо получить предварительное разрешение.
БИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: ЧТО ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ ГОВОРИТ О ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC4685725
Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
De Paul Law Rev. Авторская рукопись; доступно в PMC 2015 21 декабря.
Опубликовано в окончательной редакции как:
De Paul Law Rev. 2007 Spring; 56(3): 837–846.
PMCID: PMC4685725
NIHMSID: NIHMS741938
PMID: 26702156
, Доцент *
Информация об авторе Авторские права и Информация о лицензии Отказ от ответственности
Поведение человека зависит от генетических вариаций. То, как люди различаются в своих интеллектуальных способностях, характере и психическом здоровье, в значительной степени зависит от их унаследованной генетической предрасположенности. Десятилетия исследований близнецов, усыновленных детей и семей привели к неизбежному заключению, что наиболее надежно измеряемые психологические характеристики в некоторой степени зависят от генов. Поведение также демонстрирует признаки генетического влияния; то, как человек переживает стрессовые жизненные события, например, показывает некоторое генетическое влияние. Даже личные аспекты людей, такие как духовность и политическая идеология, в определенной степени зависят от генов. 1 Поэтому неудивительно, что гены влияют на то, как функционируют семьи и как члены семьи относятся друг к другу. 2 Семейные отношения всех видов — родитель-ребенок, брат, сестра и супружеские отношения — могут быть показаны как по крайней мере частично продукт генетических факторов.
В этой статье обсуждается генетическая перспектива поведения, которая дает представление о биологических факторах, влияющих на семейные отношения. Часть II представляет собой краткий обзор методов исследования, используемых для понимания влияния как генетики, так и окружающей среды на поведение человека. Затем в части III обсуждаются несколько ключевых открытий в области поведенческих наук, в частности их отношение к тому, как члены семьи относятся друг к другу. Основное внимание уделяется следующему: (1) характеристикам родителей и различиям в том, как они относятся к собственным детям; (2) характеристики детей и то, как они могут реагировать на поведение своих родителей; и (3) интерактивные процессы, происходящие между родителями и детьми. В то время как основное внимание в части III уделяется отношениям между родителями и детьми, в части IV рассматриваются отношения братьев и сестер и супружеских отношений. В части V обсуждается общая интерпретация семейных отношений с точки зрения поведенческой генетики.
Что свидетельствует о подавляющем влиянии генетических факторов на психологическую функцию человека? Что значит сказать, что психологические аспекты семейных отношений являются функцией генов? Ответы на эти вопросы требуют базового понимания поведенческих генетических исследований, которые помогают разделить влияние генов и окружающей среды на поведение человека.
Общая стратегия поведенческих и генетических исследований включает изучение членов семьи с разной степенью генетического родства и родства с окружающей средой. 3 Например, генетические влияния на признак очевидны, если пары монозиготных (MZ) близнецов (генетически идентичных) больше похожи друг на друга, чем дизиготные (DZ) близнецы (у которых есть только около 50% общих генов). , или если пары биологических братьев и сестер, выросших вместе, похожи друг на друга больше, чем неродственные (например, приемные) братья и сестры, выросшие вместе. В общем, если психологические черты и наблюдаемое поведение имеют генетический компонент, то генетически сходные родственники должны быть более похожи друг на друга, чем люди с меньшим количеством общих генов. 4
Что касается влияния окружающей среды, исследователи в области поведенческой генетики обычно различают два широких класса эффектов: (1) факторы окружающей среды, общие для родственников, которые заставляют их вести себя одинаково; и (2) уникальная, индивидуальная среда, которую не разделяют родственники, что делает их отличными друг от друга. Они называются, соответственно, разделяемой и неразделяемой средами. Общие влияния окружающей среды очевидны, когда большее сходство черт наблюдается у тех родственников, у которых больше общего опыта (например, братья и сестры, выросшие вместе, а не порознь), или когда близнецы больше похожи друг на друга, чем можно было бы предсказать их генетическое родство. Доказательства неразделенной среды часто возникают из-за различий, наблюдаемых между генетическими родственниками, то есть из-за отсутствия у них сходства. Различия между однояйцевыми близнецами MZ, например, должны проистекать из неразделенной среды. Изучение сходств и различий между родственниками с разной степенью генетического и экологического родства дает основные данные для понимания эффектов генов и, таким образом, влияния общей и неразделенной среды на поведение. 5
В течение нескольких десятилетий после первых исследований близнецов, семей и усыновления (количество которых резко возросло с 1970-х годов) генетические факторы были вовлечены в широкий спектр человеческого поведения, таких как когнитивные способности и личность, а также как и большинство серьезных психологических расстройств, таких как депрессия и шизофрения. 6 В совокупности эти исследования показывают, что члены семьи, которые генетически более тесно связаны между собой, демонстрируют большее сходство, чем неродственные лица, в измеряемых аспектах личности (например, экстраверсия или невротизм), интеллектуальных функциях (например, вербальные навыки и пространственные способности) и вероятности диагнозе психологического расстройства (например, депрессии или шизофрении). 7
Какое-то время считалось сложной задачей найти устойчивый аспект поведения, на который, по-видимому, не влияют гены. Такие конструкты, как религиозное поведение и политические взгляды, которые традиционно считались строго продуктом культуры, стали предметом поведенческих генетических исследований. Несколько удивительно, что даже на эти культурно определенные модели поведения оказывают влияние генетические вариации, по крайней мере, внутри отдельных групп. Например, хотя религия человека может быть определена культурой и, таким образом, не зависеть от генетических влияний, степень, в которой человек участвует в ритуалах или придерживается принципов определенной религии, по-видимому, зависит от его генетического наследия. 8 Действительно, было показано, что даже степень, в которой человек может поддерживать крайне либеральные или консервативные идеалы (например, права на аборт или права геев), зависит от генетических факторов; Близнецы MZ намного больше похожи, чем близнецы DZ, а биологические братья и сестры больше похожи, чем приемные братья и сестры в консервативных взглядах, начиная с подросткового возраста. 9
Примерно в то же время, когда это определяемое культурой поведение стало предметом поведенческих генетических исследований, исследователи начали изучать другие переменные, которые традиционно рассматривались как полностью «окружающие» факторы. Это исследование поставило под сомнение давнюю перспективу социального обучения в психологии развития. То, что традиционно считалось «экологическими» мерами, включая аспекты воспитания, стало пониматься как продукт как генов, так и окружающей среды. Таким образом, теперь мы возвращаемся к рассматриваемому вопросу: различные аспекты семейных отношений и то, как на них влияет сложное взаимодействие между генами и окружающей средой.
Гены влияют на поведенческие и психологические характеристики каждого человека, в том числе на интеллектуальные способности, личность и риск психических заболеваний — все это влияет как на родителей, так и на детей в семье. Способы, которыми гены и окружающая среда могут влиять на отношения между родителями и детьми, можно увидеть на рис. Эта модель представляет собой стандартный способ, которым специалисты по поведенческой генетике думают о человеческом поведении в контексте семейных отношений. Гены родителей влияют на их собственное поведение (включая то, как они воспитывают своих детей), а гены детей влияют на их собственное поведение (включая то, как они реагируют на своих родителей). Передача генов от родителя к ребенку является важным звеном, которое ведет к сходству между поведением родителя и ребенка. Например, в той мере, в какой гены предрасполагают человека к агрессивному поведению, в том числе к насилию по отношению к другим, родители и дети будут демонстрировать сходство в этой области поведения. Это может предложить еще одно объяснение «цикла насилия», в котором жестокое воспитание связано с агрессией и другим антиобщественным поведением детей. 10 Антиобщественное поведение действительно демонстрирует умеренное генетическое влияние в широком диапазоне исследований. 11
Открыть в отдельном окне
Поведенческая генетическая модель поведения родителей и детей
Помимо прямой генетической передачи, модель указывает на два других важных пути, которыми может быть связано поведение родителей и детей. Во-первых, поведение родителей само по себе может быть важным аспектом окружения ребенка, что можно рассматривать как форму «культурной передачи». Например, интеллект, личность и психическое здоровье матери могут оказывать влияние на окружение ребенка; матери с более высоким интеллектом и образованием тратят больше времени на чтение своим детям и вовлечение их в активную деятельность. 12 Важно отметить, однако, что на каждую из этих характеристик может влиять генетический состав матери, и, таким образом, можно увидеть, как генотип матери может в конечном итоге быть связан с окружающей средой ребенка. Связь между генами и средой обычно называют корреляцией генотип-среда (r GE ). Одним из способов возникновения r GE является пассивная форма культурной передачи, которая называется пассивным r GE . 13
Третья связь между поведением родителей и детей устанавливается через «вызывающие воспоминания реакции», которые поведение детей может вызвать у их родителей. Поскольку на поведение ребенка влияют его гены, генетически разные дети, живущие в одной семье, могут вызывать разные реакции родителей. Это может привести к другой форме корреляции генотип-среда, r GE вызывающей формы. 14 То есть генетически обусловленные различия между детьми (например, характеристики темперамента) могут вызывать различную реакцию их родителей (например, дисциплинарные стили). Таким образом, гены и окружающая среда могут быть сложным образом переплетены в отношениях между родителями и детьми.
Эти сложности могут быть раскрыты с помощью исследований близнецов, семей и усыновления. Генетическое влияние на родительское поведение можно понять, изучив сходства и различия в стилях воспитания взрослых близнецов. Стили воспитания взрослых близнецов, измеряемые позитивностью, негативностью и наблюдением за своими детьми, более тесно коррелировали для MZ, чем для DZ близнецов. 15 Обзоры других исследований показывают сходные закономерности, согласно которым гены родителей влияют на то, как они воспитывают своих детей. 16
Доказательства родительского поведения, вызванного детьми, были продемонстрированы путем изучения того, как родители по-разному реагируют на двух или более детей в одной семье, таких как близнецы и другие братья и сестры. Например, у детей DZ-близнецов больше различий, чем у MZ-близнецов, в уровнях аффекта и теплоты, получаемых их родителями, 17 . общение со своими разными детьми. 18 Исследования усыновленных детей также выявили эмоциональные реакции у воспитывающих родителей в зависимости от генетической предрасположенности ребенка, измеряемой характеристиками биологических родителей. Приемные родители детей, рожденных от более антисоциальных родителей, сообщали о более принудительном воспитании и негативном влиянии. 19 Эти дети с генетическим высоким риском демонстрировали больше проблем с поведением в детстве и подростковом возрасте, 20 и, таким образом, могли вызвать более негативное отношение со стороны родителей. Ключевым моментом является то, что направление причинности не обязательно может идти от родителя к потомку; когда дети вызывают родительское поведение, оно может двигаться в обратном направлении.
Пассивные эффекты r GE лучше всего понятны в исследованиях, сравнивающих отношения между родителями и детьми у усыновленных и неудочеренных детей. Поскольку усыновленные дети генетически не связаны с их воспитывающими родителями, пассивный r GE не влияет на их сходство, поскольку гены родителей не связаны с окружающей средой детей. Если возникают пассивные эффекты r GE , будь то через эффекты культурной передачи или другие механизмы, 21 корреляции между характеристиками родителей и результатами детей должны быть сильнее, когда родители воспитывают своих собственных генетических детей. На самом деле, одно исследование приемных и неприемных семей показало, что оценки родителями семейной сплоченности, низкого уровня конфликтов и открытого общения о чувствах в раннем детстве были связаны с более низкими оценками агрессии в возрасте семи лет, но только для не приемных детей. 22 Эта связь между ранней средой и детским исходом не была обнаружена для усыновленных детей, что позволяет предположить, что пассивные корреляции ген-среда могут существовать в неприемных семьях, которые имеют большее сходство по сравнению с приемными семьями. 23
Как и другие области человеческого поведения, воспитание детей само по себе подвержено генетическому влиянию. Это означает, что «плохое воспитание» само по себе может зависеть от генетической наследственности родителей. Отрицательный аффект, чрезмерный контроль и даже жестокое обращение и пренебрежение могут быть связаны с генетической структурой родителей. Это не означает, что факторы окружающей среды не важны, и не делает такое поведение простительным. Это просто означает, что гены могут в какой-то степени объяснить родительское поведение.
Почти наверняка воспитание детей влияет на окружение. Тот факт, что на поведение родителей, включая стиль воспитания, могут влиять гены, не означает, что такое поведение не оказывает влияния на детей, получающих такое воспитание. Каковы наилучшие методы проверки истинного средового опосредования отношений между родительским и детским поведением? Поведенческие генетические модели — усыновление и расширенные исследования близнецов — на самом деле представляют собой идеальные методы для выявления воздействия окружающей среды при одновременном контроле генетических факторов. 24 Поведенческие генетические исследования помогли решить вопрос о генетических и экологических последствиях жестокого воспитания и их связи с последующими поведенческими проблемами у детей путем изучения, например, различий в физическом жестоком обращении с однояйцевыми близнецами. Сходство близнецов в отношении жестокого обращения было существенным и одинаковым для пар MZ и пар DZ, что позволяет предположить, что генетические различия детей не вызывают жестокого воспитания. Однако это не исключает возможности того, что гены родителей могли повлиять на их жестокое воспитание. Что наиболее важно, связь между жестоким воспитанием и более поздним антиобщественным поведением ребенка оставалась значимой даже после учета генетических различий у детей. 25 Следует отметить, что это генетически информативное исследование представило убедительные доказательства влияния агрессивного воспитания на исходы детей.
Влияние жестокого обращения на развитие ребенка со стороны окружающей среды также усугубляется генетической предрасположенностью ребенка. Дети, унаследовавшие вредный ген, вызывающий дефицит моноаминоксидазы (МАО-А), кажутся особенно уязвимыми к физическому жестокому обращению по сравнению с детьми с нормальным геном МАО-А. 26 Эти результаты подчеркивают важность взаимодействия генотипа X с окружающей средой, 27 , при котором генетическая предрасположенность усиливает уязвимость к окружающей среде и наоборот. Мы можем ожидать, что более детальное понимание этого сложного взаимодействия между конкретными генетическими механизмами и измеряемой средой появится в течение следующих нескольких лет, поскольку все больше исследований начинают получать ДНК-маркеры генетических вариаций.
Генетики поведения также изучали семейные отношения помимо отношений между родителем и ребенком. Взаимодействия между братьями и сестрами, например, были исследованы как у братьев и сестер-близнецов, так и у братьев и сестер, не являющихся близнецами. В отличие от родителей и детей, которые всегда имеют ровно половину своих генов, братья и сестры различаются по степени генетического родства. Близнецы MZ генетически идентичны; Близнецы DZ и братья и сестры, не являющиеся близнецами, имеют примерно половину своих генов, хотя некоторые пары могут иметь более или менее общий генетический материал. Это различие в генетическом родстве может объяснить, почему у некоторых братьев и сестер более тесные отношения, чем у других. Было показано, что генетическое сходство между братьями и сестрами влияет как на их положительное, так и на отрицательное взаимодействие друг с другом, 28 , а также уровни взаимной конкуренции и сотрудничества. 29 В целом, братья и сестры с более сильным генетическим составом демонстрируют более тесные, более совместные и позитивные отношения друг с другом.
Генетические вариации среди братьев и сестер, живущих в одной семье, также были предложены в качестве важного источника дифференцированного воспитания. Дифференциальное воспитание двух братьев и сестер, хотя и проистекающее изначально из их генетических различий, оказывает влияние окружающей среды на психологические результаты детей и может со временем усиливать различия между братьями и сестрами.
Качество отношений между супругами также было предметом поведенческих генетических исследований. Сообщалось, что сходство близнецов в отношении удовлетворенности браком выше для пар MZ, чем для пар DZ, 30 , что свидетельствует о важности индивидуальных генетических факторов в определении успеха брака. Действительно, исследования близнецов также показали значительно большую согласованность развода среди пар MZ, чем среди пар DZ, что свидетельствует о существенном генетическом влиянии на вероятность неудачного брака. 31 Генетически обусловленные черты личности, такие как отрицательная эмоциональность (т. е. невротизм), также являются предвестниками развода и могут во многом объяснять генетический риск развода. 32
Один урок, который можно извлечь из поведенческих генетических исследований родительских и других типов семейных отношений, заключается в том, что нужно быть осторожным в выводах, основанных на обнаружении семейного сходства в нуклеарных, неприемных семьях. Рассмотрим хорошо известный вывод о том, что дети обидчиков, вероятно, станут агрессивными и жестокими и, возможно, даже сами станут жестокими родителями в более позднем возрасте. 33 Хотя заманчиво предположить, что такое сходство является результатом обучения и опыта, вполне возможно, что унаследованные генетические факторы могут объяснить передачу жестокого обращения из поколения в поколение. Семейное сходство по данной характеристике не обязательно подразумевает генетическое влияние или влияние окружающей среды, поскольку и то, и другое может объяснить наблюдаемое сходство среди членов семьи. Таким образом, сам факт того, что дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, с большей вероятностью сами станут жестокими, не доказывает наличие причинно-следственной связи между родительским поведением и последствиями для ребенка. Благодаря генетически контролируемым исследованиям мы пришли к пониманию того, что и гены, и окружающая среда играют роль в цикле насилия. 34 Гены могут предрасполагать некоторых взрослых к насилию и агрессии даже по отношению к собственным детям. Такое поведение, в свою очередь, может иметь реальное влияние окружающей среды на психическое здоровье ребенка и на поведенческие результаты. Детские гены могут также предрасполагать их к оппозиционному и другому антиобщественному поведению, что может вызывать негативные родительские чувства со стороны взрослых, которые их воспитывают.
Тот факт, что генетическое влияние крайне важно для большинства областей поведения, не означает, что влияние окружающей среды не имеет значения. На гены обычно приходится не более половины-двух третей вариаций, наблюдаемых в психологических чертах большинства людей. Но большинство влияний окружающей среды основано на индивидуальном опыте и воздействиях, которые не разделяют члены семьи. Для семей это означает, что наиболее наблюдаемое сходство между их отдельными членами является функцией их генетического сходства, а не их общего опыта.
Наконец, поведенческие генетические исследования семейных отношений предоставляют ценную информацию, необходимую для разработки эффективных программ вмешательства и профилактики серьезных проблем психического здоровья и поведения. Установление того, что воздействие окружающей среды однозначно опосредует связь между поведением родителей и детей, является шагом к обеспечению успеха программ лечения, направленных либо на родителей, либо на детей.
1. Обзор поведенческих генетических методов и результатов см. Пломин Роберт и др. Поведенческая генетика. (4-е изд.) 2001 г. [Google Scholar] Недавний обзор результатов в области психологии см. Бушар Томас Дж. Мл., МакГью Мэтт. Генетические и экологические влияния на психологические различия человека. Дж. Нейробиология. 2003;54:4. [PubMed] [Академия Google]
2. Обсуждение вклада генетики и окружающей среды во взаимодействие между членами семьи см. Рейсс Дэвид, Нейдерхайзер Джена М. и др. Код отношений: расшифровка генетических и социальных влияний на развитие подростков. 2000 [Google Scholar]
3. Evans David M, et al. Биометрическая генетика. Биологический психол. 2002;61:33. [PubMed] [Google Scholar]
4. См. Plomin et al., выше примечание 1.
5. Id .
6. См. идентификатор .
7. Там же; см. также Bouchard & McGue, , выше, , примечание 1.
8. Plomin et al., , выше, , примечание 1.
. Абрахамсон Эми С. и др. Бунтующие подростки? Генетические и экологические влияния на социальные установки подростков. Дж. Личность и соц. Психол. 2002; 83:1392. [PubMed] [Академия Google]
10. Видом Кэти Спатц. Цикл насилия. Наука. 1989; 244:160. [PubMed] [Академия Google] [далее Widom, Цикл Насилия ] Видом Кэти Спатц, редактор. Насилие порождает насилие? Критический анализ литературы. Психол. Бык. 1989;106:3. [PubMed] [Академия Google] [далее Widom, Порождает ли насилие насилие ].
11. См., например, Ри Су Хён, Уолдман Ирвин Д. Влияние генетики и окружающей среды на антисоциальное поведение: метаанализ исследований близнецов и усыновления. Психол. Бык. 2002;128:490. [PubMed] [Google Scholar]
12. Черни Стейси С. Влияние домашней среды на общие когнитивные способности. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. 1994. с. 262. [Google Scholar]
13. Подробное описание корреляции ген-среда и ее различных форм см. в Plomin et al., , , примечание 1, и Evans et al., , , примечание 3.
. 14. См. Evans et al., выше , примечание 3.
15. Neiderhiser Jenae M, et al. Генетическое и экологическое влияние на материнство подростков: сравнение двух выборок. Развивающая психология. 2004;40:335, 342 табл.4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. См. Тауэрс Хилари и др. Генетическое и экологическое влияние на воспитание детей и супружеские отношения: текущие выводы и будущие направления. Брак и семья. 2001; 33:11, 16–18. [Google Scholar]
17. Роу Дэвид К. Влияние окружающей среды и генетики на аспекты воспринимаемого воспитания: исследование близнецов. Развивающая психология. 1981;17:203. [Google Scholar]
18. O’Connor Thomas G, et al. Исследование наблюдаемых взаимодействий между родителями и подростками для братьев и сестер-близнецов. Детский Дев. 1995;66:812. [PubMed] [Google Scholar]
19. O’Connor Thomas G, et al. Корреляции генотип-среда в позднем детстве и раннем подростковом возрасте: антисоциальные поведенческие проблемы и принудительное воспитание. Развивающая психология. 1998;34:970, 971. [PubMed] [Google Scholar]
20. Id . в 977.
21. См. Evans et al., выше примечание 3, стр. 41–42.
22. Нейдерхайзер Джена М. Семейная среда в раннем детстве и результаты в среднем детстве: генетическое посредничество. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. [Google Scholar] выше примечание 12, в 249.
23. Идентификационный номер .
24. Чтобы получить четкое представление о путанице между генетическими факторами и факторами окружающей среды в семейных исследованиях и решениях с использованием генетически контролируемых дизайнов, см. Моффит Терри Э. Новый взгляд на поведенческую генетику в психопатологии развития: взаимодействие генов и окружающей среды в антисоциальном поведении. Психол. Бык. 2005; 131:533. [PubMed] [Академия Google]
25. См. Джеффи Сара Р. и др. Жертва физического жестокого обращения с антисоциальным ребенком: свидетельство процесса, опосредованного окружающей средой. J. Аномальный психол. 2004; 113:44. [PubMed] [Google Scholar]
26. Caspi Avshalom, et al. Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. 2002; 297:851. [PubMed] [Google Scholar]
27. Взаимодействия гена X с окружающей средой концептуально и статистически отличаются от корреляций GE, хотя и те, и другие представляют способы, которыми гены и среда могут влиять на поведение в сочетании. См. в целом Evans et al., выше , примечание 3 (предоставляет подробное представление как взаимодействий гена X с окружающей средой, так и корреляций GE и того, как их можно обнаружить в генетически информативных исследованиях).
28. Plomin Robert, et al. Природа и воспитание: генетический вклад в измерения семейной среды. Развивающая психология. 1994;30:32. [Google Scholar]
29. Сигал Нэнси Л. Близнецы, братья и сестры и методы усыновления: проверка эволюционных гипотез. Являюсь. Психолог. 1993;48:943. [PubMed] [Google Scholar]
30.