Любить всех не любить никого: Ты любишь всех, а любить всех – значит не…

Лучшие цитаты из книги «Портрет Дориана Грея» (100 цитат) 📃

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»  был написан в 1891 году, став наиболее выдающимся произведением английского писателя. Отличительной чертой книги является многогранность, в которой просматривается основная идея – превосходство внутреннего содержания личности над внешней оболочкой. В этой подборке сайта вы можете найти лучшие цитаты из книги “Портрет Дориана Грея”.

Ты любишь всех, а любить всех – значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.

Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам.

Я слишком люблю читать книги, и поэтому не пишу их.

Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается.

Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему.

— Онамне очень нравится, но я не влюблен в нее.

-Значит вы не любите нашу страну? -Я в ней живу.

Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом.

Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас.

Наши массы считают, что пьянство, скудоумие и распущенность принадлежат им по праву

Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

Для гения границ не существует.

Женщины обладают удивительным чутьем: они способны обнаружить что угодно, за исключением очевидного.

Преданные сердца знают любовь лишь поверхностно, непостоянным же доступна вся глубина ее трагизма.

Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.

Женщины любят нас за недостатки. Если у нас их в избытке, то женщины прощают нам все, даже ум.

Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

Это одна из величайших тайн жизни – душу исцелять посредством чувств, а чувства – посредством души.

Нужно зависеть только от себя самого. Люди свободны, и привязанность— это глупость, это жажда боли.

Чувства людей гораздо интереснее их мыслей.

Самая обычная вещь начинает казаться интригующей, когда начинаешь ее скрывать.

Думаю, ты неправ, Бэзил, однако спорить не стану. Спорят лишь убогие умом.

Вся прелесть прошлого в том, что оно – прошлое.

Смех – совсем неплохое начало дружбы и лучшее ее окончание.

О любви писать выгодно, на неё большой спрос.

Кроме чувств, ничто не способно излечить душу, равно как ничто, кроме души, не способно излечить чувства.

В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.

Безобразное в прекрасном видят люди испорченные и лишенные обаяния. В этом их ущербность.

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.

Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.

Влияние бывает только дурным, мистер Грей. С научной точки зрения любое влияние аморально.

Мы всегда ласковы с людьми, которые ничего для нас не значат.

Всякое искусство совершенно бесполезно.

Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.

Самое худшее в любом романе то, что по его окончании ты утрачиваешь всякую романтику.

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.

Богатые рассуждают о выгоде экономности, бездельники разглагольствуют о величии труда.

Символ всегда лежит внутри творения, его могут увидеть не все.

Разве всегда для веселья нужно искать повод? Почему нельзя просто жить и радоваться жизни, веселиться?

Женщина вступает в новый брак, только если не выносила своего предыдущего мужа. Мужчина женится снова, только если обожал первую жену. Женщины пытают счастья, мужчины им рискуют.

В дружбе, окрашенной любовью, всегда есть нечто трагическое.

Как можно любить всех, если вокруг столько подлецов?

– До чего ты любишь говорить рискованные вещи, Гарри!. . В данном случае ты заблуждаешься. Герцогиня очень мне нравится, но я в нее не влюблен. – А герцогиня очень в тебя влюблена, но ты ей не слишком нравишься, поэтому вы отличная пара.

Молодость весела без причины, — в этом ее главное очарование.

Однако красота, истинная красота, заканчивается там, где появляется ум.

В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели — людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных.

Иные яды столь коварны, что ими нужно отравиться, чтобы узнать их свойства. Иные недуги столь странны, что ими нужно переболеть, чтобы понять их природу. И все же как велика бывает награда!

Спорят только безнадежные кретины.

Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже. “Совесть” – официальное название трусости, вот и все.

Спорят те, у кого есть своя точка зрения, и кто уверен в своей правоте.

Женщины защищаются нападая, нападки их принимают форму неожиданного и непонятного отступления.

Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей.

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

Безделица — это деградация, разве к ней может быть интерес?

Если человек джентльмен, то знает вполне достаточно, если он не джентльмен, то любые знания не доведут его до добра.

Величайшие грехи мира рождаются в мозгу. А совершаются сердцем.

Красота – разновидность таланта, более того, она превыше таланта, поскольку не нуждается в разъяснении.

Так пользуйтесь же своей молодостью, пок она не ушла. Не тратьте понапарсну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и ничтожествам, следуя ложным идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи. Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте, вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь!

Всегда! Какое ужасное слово! Я содрогаюсь, когда слышу его. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. Притом “всегда” – это пустое слово.

Между капризом и “вечной любовью” разница только та, что каприз длится несколько    дольше.

Когда я очень люблю кого-нибудь, я  никогда никому не называю его имени. Это все равно что отдать другим частицу дорогого тебе человека.

Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо.

Цель жизни —  самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность— вот для чего мы живем. А в наш век люди  стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг — это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они накормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали и страх перед богом, страх, на котором держится религия, — вот что властвует над нами.

Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда.

Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.

Определить – значит ограничить.

Лучше не выделяться. В этом мире легко живется глупцам и уродам. Расселись себе и наблюдают за представлением. Победа им неведома, но и поражение им тоже незнакомо.

Пунктуальность — вор времени.

Цените юность, пока она у вас есть. Не расточайте золото своих дней, внимая лицемерным занудам, пытаясь найти выход из безвыходных ситуаций или растрачивая жизнь на невежд, бездарей и чернь. Все это нездоровые стремления и ложные идеалы нашего века. Живите! Живите той удивительной жизнью, которая в вас есть! Не проходите мимо новых ощущений, ищите их сами! Не бойтесь ничего! Новый гедонизм – вот чего жаждет наш век! Вы можете стать его зримым символом. Для вас как личности нет ничего невозможного. На некоторое время мир принадлежит только вам.

Пунктуальность — это попытка себя дисциплинировать.

Что касается исковерканной жизни, то худшее из возможного – остановиться в росте.

Хочешь испортить человеческую натуру – займись ее улучшением.

Любить – значит превосходить самого себя.

А любовь — это тоже сплошной обман?

Облечь чужую душу в изящную форму и дать ей немного выстояться, услышать свои собственные интеллектуальные суждения из чужих уст, усиленные музыкой страсти и юности, капля за каплей перелить свой собственный нрав в другого, словно жидкость или аромат, – в этом заключается истинное наслаждение, пожалуй, самое насыщенное из всех, оставшихся нам в век ограниченный и заурядный, в век грубых плотских утех и примитивных обывательских устремлений.

Через месяц на клематисе распустятся лиловые звезды, и зеленая ночь его листвы будет таить эти лиловые звезды год за годом. А юность вы не вернете никогда. Пульс радости, что бьется в нас в двадцать лет, замедлится, руки и ноги ослабеют, чувства притупятся.

На сцене каждый играет свою роль, а в жизни все носят маски.

Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

Цель жизни – самосовершенствование. Осознать собственную сущность – вот для чего мы здесь! В наши дни люди боятся самих себя. Они забыли главное из всех обязательств – обязательство перед собой. Разумеется, им свойственно сострадание. Они накормят голодного, оденут нищего. Однако их собственные души голодны и наги. Наше поколение утратило силу духа. Возможно, у нас ее и не было. Боязнь мнения общества, основанного на морали, боязнь Бога, в которой и заключается секрет нашей религии, – вот что нами движет. И все же.

Я никогда не искал счастья. Кому оно нужно? Я искал наслаждений.

Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если только он ее не любит.

Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-то другой это подберет.

Совесть делает из всех нас эгоистов.

Искусство отображает не реальную жизнь и даже не автора, а зрителя.

Влюбленность — это попытка защитить себя от быта и серых будней в браке.

Как и все люди, стремящиеся исчерпать тему, он исчерпал лишь терпение слушателей.

-Нынешние молодые люди считают, что деньги – это все. -Да. А с годами они в этом убеждаются.

Женщины в жизни — прекрасные актрисы.

В современной жизни порок – единственный яркий элемент.

Слова! Всего лишь слова! Как они ужасны! Как четки, ярки и жестоки! От них никуда не деться. И до чего коварна их магия! Они придают твердую форму вещам бесформенным, обладают своей собственной музыкой, похожей по мелодичности на альт или лютню. Всего лишь слова! Есть ли что-нибудь более реальное, чем слова?

В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем.

В чувствах людей, которых мы больше не любим, всегда есть нечто несуразное

Я пришел к выводу, что в основном женщины делятся на две категории: ненакрашенные и накрашенные.

Самое замечательное в жизни – душа человека и страсти его друзей.

Мне до тошноты надоели влюбленные женщины. Женщины, которые ненавидят, гораздо интереснее.

В основе оптимизма лежит чистейший страх.

Талант живет дольше, чем красота. Именно поэтому мы изо всех сил нагружаем себя избыточными знаниями. В дикой борьбе за существование мы стремимся овладеть чем-нибудь долговечным и как следствие в порыве глупой надежды забиваем свои головы всяким хламом и разными фактами.

Не говорите, что вы исчерпали жизнь. Если человек говорит так, то значит жизнь исчерпала его.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира в том, что мы видим, а не в том, что скрыто.

За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.

 

 

 

(Цитата) ! Никого не любить — это величайший дар, делающий тебя непобедимым, т. к. никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли! — Обсуждай

(Цитата) ! Никого не любить — это величайший дар, делающий тебя непобедимым, т. к. никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли! — Обсуждай

Дмитрий

(Цитата) ! Никого не любить — это величайший дар, делающий тебя непобедимым, т. к. никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли! цитата боль дар

5102

654

65

Ответы

Anna Shirinkina

Не согласна. Ты самый слабый человек, иначе нет никакого стимула побеждать, держаться до последнего, бороться… Это можно только любя кого-то превыше себя… А если ты еще и себя не любишь — то ты БОМЖ по жизни. Исключение — эгоисты. Они счастливы от любви к себе, что очень одиноки. Даже в сексе нужно любить партнера ,хотя бы часа 2, а то ты просто тр-еш самого себя… Фу. К тому же есть родители, братья и сестры, дети… на худой конец собака, кошка…бог в конце концов. А то пойдет еда, алкоголь… наркота…

0

Дмитрий

Причем здесь я? Это цитата всего на всего и я с ней согласен ! А если ты не согласна то прежде чем лить на человека грязь подумай хорошо ! Может стоит нажать на пропустить?!

1

Anna Shirinkina

Я ответила цитате. А как бы я писала? Там же написано «ты». И ты с ней согласен. К чему обида? Я высказала свое мнение. В этом и роблема интерактивного общения: лайкаем не видя и обижаемся не зная…

1

ЛЗ

Лариса Захария

Нам дан от Бога Дар любить,
Не потеряйте этот дар,

Ведь можем мы любовь дарить,
Ведь на века он людям дан.
Нам дан от Бога дар прощать
И злобу в сердце не впустить.
Дар есть терпеть, дар есть молчать,
Дар есть обиды забывать.Люби, когда на свете зло,
И если не сбылись мечты.
Тебя не любят, все равно
Люби, и будешь счастлив ты!
Так сложно лживость позабыть,
Поверить людям этим вновь,
А ты люби, умей любить,
Наш мир спасает лишь любовь!

0

Дмитрий

​Правильно! Дмитрий извините меня, Дай Бог Вашей семье всего сего радостного в НГ, просто у меня фирма занимаюсь оптовыми продажами моторных масел, есть прайс и сертификат и отл.

цены, может буде какая то возможность кого то заинтересовать и предложить, я понимаю может не ваше это, Дивиденды не плохие, Я хочу сказать, что у каждого возможности свои разные, можно дополнительно не плохо поднимать! Уж извините еще раз!

0

Татьяна Александровская

Как бы хотелось — не любить, чтоб избежать тех слез и боли, что мы испытываем при потери родных и близких нам людей! Но невозможно … мы живые! Как не любить — родителей, детей, вторую половинку, друзей, родных и просто всех, кто рядом?!!? Я люблю солнце, и ветер люблю … значит, у меня нет дара?! Эта цитата не верна …, так как мы живы пока любим!

0

Дмитрий

Согласен. Более того я еще не встречал человека с таким даром

1

Татьяна Александровская

Я тоже не встречала людей без любви к ближнему или просто к жизни.

1

Вера Миндалина

Согласна, что Любовь может окрылять, возносить до небес! Равно, как и причинять нестерпимую боль! Можно, конечно, и не любить, но… Зачем тогда ЖИТЬ??? Не всем дано испытать это настоящее чувство! Но если ты однажды Любил, то значит был в этой жизни по настоящему СЧАСТЛИВ! А как же ДЕТИ??? Как можно их не любить…???

0

Дмитрий

Это не про плотоническую любовь

1

Светлана

У каждой медали есть обратная сторона.Так и в любви-вначале ты непобедим и для самоутверждения это твоя ПОБЕДА.А с другой стороны-когда возраст перешагнет рубеж за…..ты страшно одинок и вокруг тебя неудовлетворенность жизнью,самокопание, тоска и…куча болезней. Так что перспектива неутешительная

0

Елена Бессолицына

Никого не любить — это страшно! Я правда в своей жизни любила только раз, видимо по-настоящему только раз и бывает, а в дальнейшем-только хорошее отношение. И я благодарна, что был этот один раз! Хотя иногда мне кажется, что мужа я тоже люблю, но как-то по-другому не как того…….

0

Светлана Богатова

Это глубокое заблуждение. Никого не любя ты лишаешься самого главного в жизни чувства, а вернее многих чувств, таких как счастье, радость, любовь, понимание, сочувствие, сострадание и многих других…Страшно даже становится , что такое может прийти в голову.

0

Дмитрий

В каждом плюсе есть свои минусы.

Равно как и на оборот!

1

Светлана Богатова

Философ!

1

Дмитрий

А-тож!

1

Яна

Не правда. Любовь порой делает нас уязвимее но порой в сасых тяжёлых жизненных ситуациях силы люди черпают от любви. На войне к примеру. Или мать от любви к своим детям. Или неизлечимо больные. Инвалиды и тд. Любовь порой делает невообразимое с нами

0

Елена Филоненко(Кучер)

Человек, изрекший сию мысль- пережил единожды предательство и так испугался, что любовь превратилась для него-в фобию! Но не все же имеют столь ранимую и неустойчивую психику! А иногда избавиться от фобии можно лишь методом «клин клином выбивают».

0

Дмитрий

Возможно

1

Владимир Ракивненко

(Цитата)! Для меня существует две возможности: либо добиться полного осуществления своих планов, либо потерпеть неудачу. Добьюсь — стану одним из величайших в истории, потерплю неудачу — буду осужден, отвергнут и проклят.

0

Дмитрий

Вот и стал одним из величайших в истории ! Хоть и осужден и проклят! За что боролся на то и на поролся

1

Tu

Tutby

любить — это дар, данный не каждому. А не любить — это защитная реакция человека на жизненные обстоятельства. Обжегшись раз, дуешь на воду.

А если обжигался много-много раз — то предпочитаешь пить холодную воду.

0

Динара Салахутдинова

Без любви, любви жертвенной не получишь любви взамен… Любовь — это дар с небес, не всякому дан… Но чтобы получить любовь другого нужно поделиться ею… Любовь — это отдавать, но не брать…

0

Вадя С Хитровки

О… это, наверно, про меня. По настоящему я никогда никого не любил и не люблю. Симпатия — да, есть, но не любовь. У меня и женщины-то никогда не было и нет до сих пор. Живу с родителями

0

Васильева Наталья

Глупости. Никого не любя, ты лишаешься жизненной силы, закрываешь себя от неё. Любовь, которая боль — это проблемы мазохических склонностей, в которых человек себе не признаётся.

0

Тарасов Сергей

Ничего не кушая очень можно хорошо сэкономить в деньгах,но мы же не делаем так,так что если вы не будете любить людей ,вас не будут любить другие,так что это по-моему ясно всем.

0

Тарасов Сергей

«Никого не любя, ты лишаешься самой большой радости -ЛЮБВИ»

1

Дмитрий

Возможно

1

Тарасов Сергей

Если не нужна любовь самому,то можно не любить.Но если чувствуешь,что не очень счастлив,то нужно попробовать любить людей.Многим понравилось!)))

1

ТС

Татьяна Стецюк

На то у человека и есть разум, чувства, эмоции. ….. А никого не любить….. Это не реально…. … В конце концов человек любит себя, ибо не любят себя, он не узнает о любви окружающих

0

Любовь Ковалева

…это не дар, а великая потеря,и она делает, тебя слабым и злобным,а это тоже боль,,только любовь делает сильным, только любовь способна переносить боль…даже самую страшную.

0

Жанат Мустафаева

Не согласна. Напротив, Любовь — это дар божий. Прожить жизнь без любви, ни разу не прочувствовать любовь, считай жизнь прожита зря, серо, неинтересно , как черно- белый экран

0

Дмитрий

У каждого своя точка зрения

1

Жанат Мустафаева

Конечно, не спорю

1

Zarina Talgatovna

любящий воодушевлен наполнен радостью, страстью, полон жизненной энергией, те кто не любил со временем черствеет и становится агрессивным, ведет отрешенный образ жизни

0

Следующая страница

Любить всех — осознанно

У меня есть хороший друг, который смотрит на меня как на сумасшедшего, когда я говорю о любви ко всем. «Ты шутишь, что ли?» она спрашивает. «Любить всех? У меня достаточно проблем с любовью к людям, которых я уже люблю! И теперь я должен любить людей, до которых мне нет дела, не говоря уже о людях, которые делают ужасные вещи?»

Я понимаю ее точку зрения. Мы живем в мире, перемежаемом ужасающими актами насилия, в котором целые группы людей подвергаются маргинализации в силу расы, класса, религии, национальности, сексуальных предпочтений и гендерной идентичности. Как вообще можно представить, чтобы любить их всех? А как насчет действительно трудных людей в нашей повседневной жизни — коллеги, который приписывает себе наши идеи, расточительного родственника, который всегда просит взаймы, соседа, который срубил наше дерево. Не говоря уже о случайных шипах в боку, которые повышают наше кровяное давление и тянут на парковочные места, которые должны были принадлежать нам. Бывают дни, когда мы можем чувствовать себя хорошо, просто сохраняя спокойствие.

Жаклин Новограц, автор бестселлера «Синий свитер: преодоление разрыва между богатыми и бедными во взаимосвязанном мире», рассказывает, как история ее любимого синего свитера, подаренного ей дядей, когда она была маленькой, вдохновила ее на запустите Acumen, некоммерческий социальный венчурный фонд, который занимается глобальной бедностью. Однажды во время пробежки в Кигали, Руанда, Новограц заметила маленького мальчика в синем свитере, на котором до сих пор была табличка с ее именем, которую она пожертвовала десятилетием ранее в местную благотворительную организацию за более чем пять тысяч миль. «Я использовала эту историю как метафору того, насколько мы взаимосвязаны, как наши действия и наше бездействие могут влиять на людей, которых мы, возможно, никогда не знаем и никогда не встретим, каждый день нашей жизни по всему миру», — говорит она.

Нельзя отрицать, что требуется усилие, чтобы установить намерение увидеть нашу фундаментальную связь с другими. В определенном смысле путь наименьшего сопротивления в жизни — это выживание, выживание, минимальные усилия для выполнения того, что необходимо для того, чтобы поставить еду на стол и остаться в безопасности. Если мы приложим усилия, чтобы открыть свой разум, чтобы увидеть нашу общую человечность с другими, мы позволим себе увидеть существование общности и щедрости в неожиданных местах. Нам просто нужно бросить себе вызов, чтобы выбрать путь, который может потребовать немного больше усилий, но на самом деле поможет нам избавиться от нашего обусловленного сопротивления.

Однако также верно и то, что мы многое упускаем, когда стремимся к единству в ущерб пониманию различий в контексте, опыте, надеждах и страхах, которые могут быть у каждого из нас. Слишком легко соскользнуть на заявление типа «мы все похожи в основе, поэтому мы все должны ладить». Это не настоящая любовь, если мы также не уважаем наши различия — как узнают давние пары и друзья, а также узнают сообщества и рабочие места.

Просто подумайте о том, каково это, когда вы находитесь в каком-то месте — группе, мероприятии, тренировке, — где у вас возникает чувство «Я здесь», в отличие от того, каково это, когда вы находитесь в месте, где вы чувствуете, что вам не место: беспокойство, неуверенность в социальных сигналах, страх перед неизбежным унижением.

Как насчет того, чтобы оказаться в среде, где вам прямо сказали, что вы не принадлежите? Тогда ваша тревога не будет казаться такой сильной из-за синдрома «бей или беги», встроенного в вашу биологию давным-давно; это было бы (и на самом деле было бы) ужасно актуальным.
Итак, возникает вопрос: можем ли мы наряду с нашим единством также признать огромную относительность опыта — и освободить для него место? Сочетание осознания нашей самобытности и нашего единства — это видение взаимозависимости.

Сегодня, с беспрецедентными угрозами для нашей планеты и разногласиями между людьми, осознание нашей взаимозависимости больше не является обязательным. Крайне важно, чтобы мы расширили наше внимание, включив в него тех, с кем мы сталкиваемся в повседневной жизни, включая нашу химчистку и незнакомца, сидящего рядом с нами в метро. Мы распространяем наше чувство включенности еще дальше на людей, с которыми у нас могут быть разногласия, людей, действия которых мы не одобряем, даже на тех, кто мог причинить нам вред или на тех, кто нам небезразличен. Нам не обязательно должно нравиться то, что они сделали, и мы могли бы предпринять очень решительные действия, чтобы попытаться помешать им сделать это когда-либо снова, но по мере того, как наш опыт универсальности страдания растет, наше чувство взаимосвязанности углубляется, и мы начинаем желать, чтобы другие могли быть свободны по-новому — несмотря на их действия, убеждения или их положение в мире.

К состраданию

Как показала современная неврология, мы запрограммированы на эмпатию. У нас буквально есть мозговые цепи, сфокусированные на «чувствах с» другими. «Для нас забота — это генетический императив, — говорит Джеймс Доти, доктор медицинских наук, профессор нейрохирургии в Стэнфордском университете. Это необходимо для выживания и процветания нашего вида. Но нейронные цепи, связанные с эмпатией, не всегда активируются, особенно когда мы чувствуем тревогу или стресс. А в других случаях мы можем испытывать такое сильное сочувствие к чужой боли, что теряем собственное чувство равновесия.

В 2004 году нейробиолог Таня Сингер и ее коллеги опубликовали важный документ, показывающий, что чувствительные к боли участки мозга активируются, когда мы сопереживаем чужой боли. Другими словами, когда мы говорим: «Я чувствую твою боль», мы выражаем буквальную правду. Но это не всегда хорошо.

Зингер, директор отдела социальной неврологии в Институте когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка в Лейпциге, Германия, теперь называет эмпатию «предшественником сострадания», но отмечает, что ее избыток может иметь негативные последствия. . В интервью Cognitive Neuroscience Society она объяснила: «Когда я сопереживаю страданиям других, я чувствую боль других; Я сам страдаю. Это может стать настолько интенсивным, что вызовет у меня эмпатический дистресс и в конечном итоге может привести к выгоранию и замкнутости. Напротив, если мы чувствуем сострадание к чьему-то страданию, мы не обязательно чувствуем его боль, но мы чувствуем заботу — чувство любви и тепла — и мы можем развить сильную мотивацию, чтобы помочь другому».

Более того, Сингер сказал, что даже нейронные сети, лежащие в основе эмпатии и сострадания, различны; первое усиливает болезненные эмоции, а второе связано с положительными чувствами.

Эти результаты имеют большое значение для выгорания, особого вида истощения, часто характеризующегося потерей мотивации, стрессом, гневом, депрессией и неудовлетворенностью. Как учитель медитации, я часто провожу ретриты для тех, кто ухаживает за больными — матерей, отцов, сыновей, дочерей, супругов, медсестер, врачей и работников хосписа, терапевтов, священников и многих других. Люди, занимающие должности или занимающиеся уходом, могут быть особенно уязвимы к выгоранию, поскольку они склонны сопереживать другим и заботиться о них, не обязательно пополняя свой источник заботой о себе.

Эллен, работающая в школе для учащихся с психическими заболеваниями — от легкой тревожности до тяжелой шизофрении — склонна к выгоранию на работе. «Я часто нахожусь в классе, полном эмоциональных проявлений, включая гнев, беспокойство, немота, крик, швыряние стульев, отключение с помощью iPod, слезы и еще раз слезы», — говорит она мне. Эллен увлечена своей работой и предана своим ученикам, но описывает себя и своих коллег-учителей как «избитых» из-за сопротивления студентов соблюдению правил.

Неудивительно, что Эллен объясняет, что она чувствует не только разочарование и усталость, но и чувство безнадежности. Когда я спросил Эллен, как она находит смысл в каждом дне и полагается ли она на какие-либо процедуры по уходу за собой, чтобы восполнить свою энергию, она ответила мне, что ее обновляет чувство эмоциональной открытости между ней и ее учениками. «Единственная реальная надежда, которую я мог видеть, — это когда эти дети искренне чувствовали, что вы заботитесь о них, верили, что они могут быть лучше, и видели в них некоторый потенциал».

И в дополнение к поддержке и ободрению студентов, Эллен признает свою собственную уязвимость: «И мы также сказали им: «Я тоже иногда так себя чувствую»; «Мне тоже иногда очень тяжело работать»… Когда я говорю им правду, показывая им, что мы можем разделять одни и те же чувства… они изменились и, я думаю, вселили в них надежду. И это дало мне надежду дать им надежду».

Подлинность, которую Эллен привнесла в свои отношения со студентами — и которую они дали ей взамен, — помогла ей питаться, несмотря на усталость и разочарование, которые она чувствовала. Ее практика медитации способствовала этой эмоциональной открытости, помогла ей не быть поглощенной болью ее учеников и научила ее, как вернуться в состояние устойчивости в те моменты, когда она действительно была подавлена. Подобно Эллен, мы можем быть сострадательными и в то же время сильными; понимание, а также подкованных. Здоровые границы требуют баланса.

Сострадание — это не просто чувство, это навык, которому можно научиться и применять в жизни самыми неожиданными способами. Хотя мы обычно думаем об этом навыке как о принесении пользы другим, сострадание также можно рассматривать как отношение к жизни, которое способствует заботе о себе. Существует прочная связь между состраданием и физическим и психическим здоровьем. Когда мы действуем сострадательно, тонус нашего блуждающего нерва — или нервная связь между мозгом, сердцем и другими органами — усиливается. Это, в свою очередь, приводит к высвобождению окситоцина, нейропептида хорошего самочувствия, который успокаивает симпатическую нервную систему, включая реакцию «бей или беги», то есть страха. В результате у нас снижается частота сердечных сокращений и артериальное давление, уменьшается воспаление, укрепляется наша иммунная система, мы менее подвержены стрессу и даже можем жить дольше. Исследователи фактически доказали, что крепкие социальные отношения предсказывают 50-процентное увеличение шансов на долголетие. Более того, самые большие преимущества дает не получение любви, а предложение ее другим.

Пока мы не научимся относиться к собственной боли с добротой и принятием, мы с большей вероятностью сможем защитить себя от боли других. Или, возможно, мы действительно переживаем чужую боль, но склонны предлагать поддержку из-за желания получить одобрение, чтобы облегчить собственную боль. Если мы отвернемся от собственной боли, мы можем обнаружить, что проецируем это отвращение на других, видя их как-то неадекватными для того, чтобы оказаться в сложной ситуации. И, как это ни парадоксально, когда мы действительно позволяем себе чувствовать собственную боль, со временем она становится менее личной. Мы начинаем осознавать, что то, что мы воспринимали как нашу боль, на более глубоком уровне является болью, присущей человеческому существованию. На самом деле именно осознание нашей общей боли и нашего стремления к счастью связывает нас с другими людьми и помогает нам относиться к ним с состраданием.

Кевин Беррилл, клинический социальный работник и консультант по тяжелой утрате, обучающий осознанности онкобольных и их родственников, говорит, что он способен чувствовать разницу между сочувствием и состраданием в себе, когда работает с клиентами. «Я знаю, что лучше всего могу служить, когда нахожусь в сострадательном месте», — говорит он, отмечая, что в ходе его карьеры произошел переход от склонности чувствовать чужую боль к простому присутствовать при этом. «Я больше всего люблю свою работу, когда нахожусь в таком состоянии потока. Я не пытаюсь предлагать решения или исправлять что-то преждевременно. Я чувствую себя спокойно, умиротворенно и полностью занят. Я могу выдержать чужую боль, не утонув в ней», — объясняет он, добавляя, что может пройти через мучительную сессию и выйти, чувствуя себя бодрым и живым. Беррилл приписывает движение от эмпатии к состраданию своей собственной практике внимательности. И он говорит: «Когда я нахожусь в этом месте сострадания, я чувствую глубокое чувство родства и привязанности к людям, с которыми я работаю. Я чувствую, что люблю их».

Но когда мы говорим о сострадании и любви к другим, мы должны также говорить о любви к себе. Это происходит не просто потому, что открывать себя другим приятно (что так и есть). Скорее, нам нужно думать об отношениях между любовью к себе и любовью к другим. Если мы не позаботимся о своих потребностях и не будем уважать собственные границы, мы можем в конечном итоге почувствовать себя истощенными, истощенными и настолько выгоревшими, что поставим под угрозу свое физическое и психологическое благополучие.
Увы, этот урок часто упускается из виду. Во время обсуждения, последовавшего за моим недавним выступлением о сострадании, Эйлин подняла руку. Эйлин, учительница второго класса и мать-одиночка, которая в основном ухаживает за своей больной матерью, описала свое постоянное чувство вины с выражением беспокойства на лице. «В мире так много страданий, я чувствую, что должна делать больше все время», — начала она. «Но между заботой о моей маме и моих детях и преподаванием весь день у меня просто нет ни времени, ни энергии».

Я был благодарен Эйлин за то, что она поделилась своими опасениями. Так часто благонамеренные ученики интерпретируют учения о сострадании как означающие, что они должны помогать другим 24 часа в сутки 7 дней в неделю, независимо от того, какие потери они могут за это понести. Но большинство из нас, включая меня, не святые, и мы не должны ожидать, что будем ими. У всех нас есть свои пределы. Чтобы избежать выгорания и практиковать истинное сострадание, важно помнить, что мы можем делать только то, что возможно для нас; когда мы пытаемся сделать больше, мы рискуем обидеться или заболеть. Более того, способность давать другим варьируется от человека к человеку. В конечном счете, сострадание больше связано с отношением, которое мы проявляем к нашим встречам с другими людьми, чем с каким-либо измеримым показателем отдачи.

Мы против них

Недавнее исследование показывает, что люди с наибольшим богатством и социальным статусом уделяют мало внимания тем, у кого меньше власти. Имущие, как правило, испытывают недостаток в сострадании к трудностям, с которыми сталкиваются неимущие. Психолог Дэниел Гоулман в статье для The New York Times сказал: «Социальная дистанция упрощает сосредоточение внимания на небольших различиях между группами и негативное отношение к чужому поведению и позитивное отношение к себе». Но, добавил он, «напротив, обширные межличностные контакты противодействуют предубеждениям, позволяя людям из враждебных групп узнать друг друга как личности и даже как друзей». Этот вид товарищества гораздо более распространен среди людей, живущих по соседству и вынужденных полагаться друг на друга.

В конце концов, множество культурных представлений побуждают нас действовать в соответствии с этим менталитетом. Мы живем в конкурентной, индивидуалистической культуре, где успех часто рассматривается как победа над другими; с другой стороны, мы думаем, что подавление культурно нежелательных частей себя (например, таких эмоциональных состояний, как гнев и тревога) приведет к счастью. Таким образом, вместо того, чтобы делать то, что социальный психолог Джонатан Хайдт называет выходом за пределы нашей «моральной матрицы» и видеть себя фундаментально связанными со всеми остальными, мы думаем, что у нас нет другого выбора, кроме как встретить гнев гневом или отделить себя от других, чтобы чувствовать свободу.

Конечно, часто бывает наоборот. Когда мы воспринимаем других как «их», мы чувствуем себя в тупике. Это также мешает нам когда-либо получить доступ к свежей перспективе — новому способу отношения к нашему опыту, к себе и к ним. Уважая различия и в то же время понимая нашу фундаментальную связанность, мы можем освободиться от импульса категоризировать мир с точки зрения узких границ и ярлыков.

Намерение потянуться

Первый шаг к чувству сострадания к другим — установить намерение попробовать это. Независимо от того, испытываем ли мы определенные страхи или чувство отвращения при рассмотрении этой идеи, мы можем получать удовольствие от тренировки своего ума и сердца. Хотя мы можем быть биологически запрограммированы на поиск различий, мы также можем признать, что есть смысл экспериментировать с новыми привычками, мудрость, которая является результатом побуждения себя к обучению и развитию.
Это работает как для групп, к которым мы можем питать обиду, так и для отдельных лиц. Однако нам нужно терпение; Открытие наших закрытых сердец имеет свой собственный график. Часто мы можем потратить некоторое время, просто выполняя движения. Тем не менее с ясным намерением и готовым сердцем рано или поздно мы испытываем радость и свободу, которые возникают, когда мы признаем нашу общую человечность с другими и видим, что настоящая любовь никого не исключает.

Не нужно начинать с осуждения или суровой дисциплины. У меня были студенты, которые говорили мне, что чувствуют себя неполноценными, когда понимают, что любовь к другим не бьет ключом из их сердец, как вода из журчащего ручья. Обретение этой безграничной любви — не результат целенаправленного поиска, а практика. Мы экспериментируем с тем, что значит относиться к себе с добротой независимо от того, «добились ли мы успеха» или «потерпели неудачу». Мы открываем глаза на страдания и радость тех, кого мы видим в очереди на безопасность в аэропорту, так же, как и на членов наших семей.

Все это непросто. Изучение практики медитации любящей доброты в первый раз бросило вызов моей эмоциональной ткани таким образом, которого я не ожидал. По мере того, как я тренировался посылать фразы любящей доброты себе, затем благодетелям и знакомым, трудным людям и, наконец, всем существам, я начал замечать, насколько сильно я был приучен к тому, чтобы запутаться в суждениях, предположениях, страхах и истории. Этот акт наблюдения за собой является частью настоящей любви. Мы видим, что можем установить намерение выйти за рамки этих привычек, к которым мы привыкли, — как внутри себя, так и в результате семейных, косвенных и всеобъемлющих социальных факторов. Мы не делаем ничего фальшивого и не пытаемся заставить себя быть лицемерными или претенциозными. Скорее, мы растягиваемся, потому что, как человеческие существа, способные на настоящую любовь, мы можем. Мы учимся двигаться и дышать по-новому, пока однажды не поймем, насколько мы сильнее.

Адаптировано из книги Шэрон Зальцберг «Настоящая любовь». Copyright © 2017 Шэрон Зальцберг. Перепечатано с разрешения Flatiron Books. Все права защищены.

Бог не любит всех одинаково

Время чтения: 2 мин

Кем бы ты ни был, твой Отец любит тебя иначе, чем других людей. Вы больше, чем песчинка в огромной пустыне, называемой человечеством.

Я отец сына и дочери и отчим сына и дочери. Каждая из них — подарок Божий.

Я люблю всех своих детей, но я не люблю их всех одинаково.

Я не имею в виду, что я люблю своего сына больше, чем дочь, или свою падчерицу больше, чем своего пасынка. Я не говорю о количественном различии, как будто любовь, как чашки сахара, можно взвесить и измерить. Скорее, я люблю их всех однозначно.

Каждый именно такой — уникальный, индивидуальный. Я люблю каждого ребенка так, как это соответствует тому, кто они есть, и нашим особым отношениям.

То, что нужно одному, не всегда нужно другому. Точно так же, как есть время для сострадательной любви, есть время и для жесткой любви, а также для любого промежуточного проявления любви. Какой бы несовершенной ни была моя любовь, я стремлюсь любить полностью и неповторимо детей, которых дал мне Бог.

Не патриотизм

Мы не называем Бога Отцом, потому что Он подобен нам. Мы называем мужчин «отцами», потому что они подобны Богу. Мы подражатели, он настоящий. Подражая нашему Отцу, мы любим наших детей, каждого по-своему, потому что именно так Бог любит нас.

Любовь Отца — это не безличное расположение добра к человечеству, как патриоты любят свою страну. Широта божественной любви («ибо так возлюбил Бог мир») должна сочетаться с особенностью Его любви («ученик, которого любил Иисус»).

Отец в притче о блудном сыне, например, любил обоих своих сыновей. Он любил и того, кто остался, и того, кто заблудился. Но он любил каждого по-своему, уникально, так, как их нужно было любить.

Старший брат ошибочно полагал, что он и его младший брат соревнуются за расположение отца. Он считал, что заслуживает большего. Ему казалось, что папа играет в любимчиков и отдает всю свою любовь брату. Но отец напомнил ему, что каждый ребенок, хоть и любим полностью, но любим по-своему. И даже в этом мягком упреке отец любил своего старшего сына для большей ясности того, что такое любовь и что она делает.

Вызывается по имени

В течение нескольких лет я был убежден, что Бог больше не любит меня, потому что Он не делает для меня того, что, по моему мнению, должен делать Отец. Конечно, что это, как не отношение эгоистичных, незрелых детей, которые всегда думают, что знают лучше всех? Если бы Бог любил меня так, как, по моему мнению, Он должен был любить меня, это не было бы настоящей любовью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *