Любить прощать терять надежду: 1588. , , … ( ) / .

Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище

Работа  посвящена христианской надежде. Надежда, как показывает Юрий, это непросто состояние эмоциональное, вызванное получением ожидаемого, а состояние сверхъестественное, онтологическое, которое даруется человеку Самим Богом. Уже имея, в себе, по великому милосердию Божиему, предваряющую благодать, человек «знает о Боге», а живя в христианских добродетелях «познает Бога».

Надеяться можно лишь на то, или точнее на Того, Кто Вечен, Постоянен, Неизменяем, Вездесущ, Благ и Свят. Все временное не может насытить и удовлетворить человека созданного по образу и подобию Божию. В подтверждение своих размышлений автор приводит цитаты из св. Евангелия и св. отцов.

«Надежда»

«На Тебя, Господи, уповаю,

да не постыжусь вовек»

(Пс.30:2)

Современное восприятие мира, присущее живущим ныне людям, сформировалось под сильнейшим воздействием нескольких важнейших факторов, таких как глобализация экономических, политических и культурных процессов, происходящих во всех странах, массовая культура, прежде всего телевидение, современное научное познание мира, быстрое развитие техники и технологий и ряда других. Для этого восприятия присущ рационализм, критичность к излагаемым мнениям и выводам, всё более усиливающийся индивидуализм и неприятие или полное отрицание опыта прежних поколений. Многие понятия потеряли прежний смысл или утратили свое значение. Появились новые понятия, например, такие, как общечеловеческие ценности и гуманистический подход.

Как в этом мире не потерять себя, не впасть в отчаяние от трудностей, которые обрушиваются на нас, от негативной информации, которая льется с экранов телевизоров и страниц прессы? Как утопающий хватается за соломинку, так и мы ищем ту ниточку, которая выведет нас из лабиринта проблем. И только Надежа помогает победить отчаяние, укрепляет веру и дарит уверенность в будущем.

В связи с этим, мне представляется очень важным вернуться к осмыслению такой христианской добродетели как Надежда. Это слово есть во всех языках, во всех религиях. Но смысл в это слово людьми верующими и неверующими вкладывается совершенно разный.

Если обратиться к толковым словарям, то можно это понятие определить так: Надежда – это положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности или это ожидание блага, осуществления желаемого. То есть узкое утилитарное понимание удовлетворения каких-либо потребностей человека, будь то простейшие физиологические или более высокие – социальные.

Понимание надежды в античности хорошо отразилось в выражении: «Надежда умирает последней», которое сложилось на основе известной фразы древнегреческого философа Диогена: «Надежда – последнее, что умирает в человеке». Эта фраза исходит из сложного понимания древними греками взаимоотношений человека и природы. Так, согласно известному древнегреческому мифу, Надежда – это единственное, что осталось на дне ящика Пандоры. То есть после всех бед, лишений, горестей, которые обрушились на человечество, только Надежда была дана для утешения как средство, хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного.

Все без сомнения сходятся в одном: без Надежды человек не может прожить ни минуты, что без нее жизнь теряет всякий смысл. Без надежды человек не сможет найти выход их своего отчаяния.

Но что значит для христианина надеяться? В чём заключается смысл надежды?

Надежда – одна из главных христианских добродетелей. Её основное содержание – упование на справедливый суд Божий и наше спасение. Это уверенность в добром исходе нашей жизни, укоренённой в вере в Господа. Это уверенность, что свет любвеобильного прощения Божия снизойдёт на нас. Об этом писал святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Надеяться на Бога – значит поручать Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность, и с уверенностью ждать исполнения Его обетований. Надежда происходит из веры, как растение из семени, как ручей из источника. Мы веруем, что Господь наш милосерд, что Господь благ, что Он любит нас, как Отец: следовательно, Он желает нам всякого блага и истинного счастья. Он премудр и всеведущ, поэтому Он лучше, чем мы сами, знает, что для нас нужно и полезно. Он всемогущ: и так, Он всегда может даровать нам то, что захочет, исполнить то, что обещал. Он свят и праведен: и потому все слова Его – истина, обещания Его неизменны. Высочайшее доказательство любви Бога к человеку мы видим в том, что Он не пощадил для нас Сына Своего единородного, но предал Его на страдания и смерть. Укрепив душу свою мыслью о беспредельной благости, премудрости, всемогуществе и святости Творца и Промыслителя нашего, мы можем проходить поприще земной жизни нашей – без страха и смятения, как дитя на руках матери, как корабль с надежным якорем. Впрочем, при надежде мы не должны быть беспечны и праздны. Христианская надежда, по сущности своей, есть живое, деятельное и постоянное стремление к высочайшему благу и источнику всех благ – Богу, ненасытным желанием приблизиться к Нему и получить от Него и в Нём царство небесное, уготованное прежде сложения мира…»

Святые отцы, говоря о Надежде, часто приводят слова Псалмопевца Давида: «Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть: яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32:20-22)

Таким образом, христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.

По моему мнению, примером такой надежды, сопряжённой чувством твердой веры, в Евангелии может послужить известная притча о блудном сыне. В книге «Закон Божий» составителя протоиерея Серафима Слободского очень просто и доступно объясняется эта притча. В этой притче под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способность), какие получил бы от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все беззакония (грехи), как бы велики они не были и возвращает ему свои милости и дары.

И еще я бы отметил здесь один момент, что сын смог, несмотря на такое падение, сохранить надежду на милость отца. По опыту знаю, что осознание своей греховности, угрызение совести само по себе не облегчает душу, а, скорее всего, причиняет страдание. К угрызению совести должно быть прибавлено покаяние, обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Него хватит любви простить и принять нас.

Есть в Евангелие противопоставление надежде — это уныние и отчаяние, которые есть наихудшие и наиопаснейшие греховные состояния. Примером может послужить поступок Иуды. Иуда понял, что совершил; увидел, что его предательство непоправимо. Христос был осужден и умер. Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Он потерял всякую надежду. Холод отчаяния и уныния объял его душу, он пошел и удавился.

И другой пример — апостол Петр, который трижды отрекся от Иисуса Христа, но не потерял надежду на прощение и был прощен Спасителем и возвращен в звание Апостола.

Выше мы говорили о надежде на милосердие Божие и прощение кающегося грешника, но в трудах святых отцов упоминается и другой аспект в понимании христианской надежды — это надежда на всемогущую помощь Божию, подаваемую во всех обстоятельствах жизни христианина.

Мы не всегда сами понимаем на кого в действительности мы имеем надежду: на самого себя, на свои силы, деньги, друзей, разум… Как говорится в поговорке: «На Бога надейся, а сам не плошай!»

Мне кажется, что истинное упование сердца можно обнаружить, главным образом, в настоящих испытаниях, бедствиях. В псалме 145 совершенно определенно говорится: «3 Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения:4 Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго».

Надеющийся на кого-нибудь или на что-нибудь, кроме Бога, лишает себя покоя, так как всё в мире не вечно. Надеющийся на начальство может лишиться его милости, богатый может разориться, правительство может обмануть, друг предать.

Только Господь всегда верен, всё что обещал — сделал. «Так говорит Господь Бог: …Я, Господь, сказал, и сделаю» (Иез, 17, 24). Всем, кто на него надеется и полагается на Него, спасает. «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек» (Пс. 30:2)

Таким образом, в христианском понимании надеяться — это уметь верить в Промысл Божий, надеяться — это суметь всецело довериться Богу и принять Его волю о себе. И только искренняя вера человека в Бога и Его любовь может породить настоящую надежду, надежду не блекнущую, которую ничто не может уничтожить, потому что Бог нас знает, какими мы являемся, какие мы есть, и вместе с этим Он не только нас любит — Он в нас верит.

Назад к списку

Папа Франциск на общей аудиенции в среду Светлой седмицы: Иисус заменил закон справедливого воздаяния законом любви

На общей аудиенции в среду Светлой седмицы, 24 апреля с.г., Папа Франциск, продолжая цикл катехез, посвященных молитве «Отче наш», сосредоточился на этот раз на на словах, содержащих условие нашего прощения: «как и мы отпускаем должникам нашим». Понтифик напомнил, что любой человек всегда остается в неоплатном долгу перед Богом: ведь именно от Него мы получили всё…

«Действительно, если мы складываем ладони в молитве, не остается месту самопревозношению. Не существует в Церкви self-made man, т.е. людей, которые сделали себя сами. Мы все — должники перед Богом и перед многими людьми, которые подарили нам благоприятные условия для жизни. Наша идентичность формируется на основании уже полученных нами благ. В первую очередь, это жизни», — отметил Святейший Отец. По его словам, всякий, кто молится, тем самым учится говорить «спасибо» и просит Бога проявить к себе благосклонность.

«Как бы мы ни старались, всегда останется невыплаченным наш огромный долг перед Богом. Мы никогда не сможем его отдать: ведь Бог любит нас бесконечно больше, чем мы любим Его. Кроме того, как бы мы ни стремились жить согласно христианским наставлениям, в нашей жизни всегда найдется что-то, за что необходимо будет просить прощения: вспомним только о днях, в которые мы предавались праздности, о минутах, в которые наши сердца переполнялись обидой и т.п. Мы, увы, нередко оказываемся в такого рода ситуациях, побуждающих нас восклицать: ‘Боже, Отче, прости нам наши прегрешения…’»,- подчеркнул Папа и добавил, что Иисус учит не только просить о прощении грехов, но и сопровождает это прошение жестким условием, выраженным сравнительным союзом

КАК: как и мы прощаем нашим друзьям, людям, живущим рядом с нами, нашим близким, тем, кто сделал нам что-то плохое». Таким образом, «отношения вертикальной доброжелательности со стороны Бога преломляются и должны преобразиться в новые отношения с нашими братьями, в горизонтальные отношения. Добрый Бог призывает быть добрыми всех нас», — сделал вывод Понтифик и тут же продолжил свою мысль: «Но весьма щедрая благодать, дарованная Богом, обязательно подразумевает усилия по ее восприятию с нашей стороны. Кто много получил, обязан научиться столь же щедро раздавать, не сберечь полученное исключительно для себя самого. Неслучайно же в Евангелии от Матвея, сразу же после приведенного текста молитвы
Отче наш
следует разъяснение, касающееся именно этого одного из семи прошений содержащихся в ней прошений: ‘Если вы будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш Небесный простит и вам. А если не будете прощать людям, то и Отец ваш не отпустит вам прегрешений ваших ваших’».

Папа Франциск еще раз настоятельно подчеркнул, что прощение ближнего — это необходимое условие получения прощения Бога. «Любовь вызывает любовь, прощение вызывает прощение”, — добавил он.

В качестве примера Понтифик привел евангельскую притчу о слуге, которому был прощен долг в десять тысяч талантов (Мф 18,21-35). «Это сумма, которую невозможно было вернуть. Не знаю, сколько бы это было сегодня, может, около сотни миллионов! Но случилось чудо: этот слуга получил не отсрочку платежа, но полное списание долга. Какая непредвиденная милость! Но вот именно этот слуга тут же набросился на своего брата, который был ему должен сто динаров – мелочь! — и, хотя это была небольшая сумма, не принял ни извинений, ни упрашиваний. Поэтому господин в конечном счете вызвал его и подверг осуждению, давая понять: если не собираешься прощать, не будешь и сам прощен; если не собираешься любить, не будут любить и тебя».

Далее Святейший Отец сформулировал свой главный вывод из всего сказанного: «Иисус привносит в межчеловеческие отношения силу прощения. В жизни далеко не всё может быть решено ‘по-справедливости’. Особенно в таких ситуациях, в которых необходимо поставить надежную преграду злу, в которых требуется любить больше, чем полагается, чтобы тем самым начать писать историю благодати. Зло очень хорошо знает свои обиды, за которые собирается мстить, и если его не остановить, оно грозит широко разлиться, затопляя весь мир. (…) В конечном итоге

Иисус отменяет закон справедливого воздаяния — что ты сделал мне, я сделаю тебе — заменяя его законом любви: то, что Бог сделал для меня, я сделаю тебе!»

«Бог дарит каждому христианину благодать: инициировать новую историю добра в жизни своих братьев, особенно тех, которые сделали что-то досадное или неверное. Через слово, объятия, улыбку, мы можем передать другим то самое ценное, что получили. А что является самым ценным из того, что мы получили? — Прощение и способность одаривать прощением также и других людей», — сказал в заключение своей катехезы Понтифик.

По материалам Vatican News

ТЕГИ «Отче наш»катехизацияобщая аудиенцияПапа Францискпрощениепрощение греховпрощение обид

Прощение — это отказ от надежды на лучшее прошлое. — Личность Insights, Inc.

  • Роберт Ром
  • Совет недели

У каждого из нас были случаи в жизни, когда мы чувствовали, что получили «короткий конец палки». Кто-то поступил с нами неправильно, подвел нас или каким-то образом навредил нам, что заставило нас обидеться. В этой жизни никто не избежит того, что случится что-то недоброе или несправедливое.

Возможно, у вас было не то детство, которое вам хотелось бы. Возможно, ваш семейный опыт мог бы быть лучше. Возможно, были неудовлетворенные потребности или нехватка денег, еды или любви. Независимо от прошлых обстоятельств, есть только одно решение, чтобы примириться со своим прошлым, и это прощение.

Я поражен тем, как много голливудских фильмов было снято на тему чьей-то способности путешествовать во времени в попытке все изменить или переделать. Скрытое послание всегда одно и то же: если бы я мог вернуться назад, зная то, что знаю сейчас, я бы сделал все по-другому и заставил бы все работать намного лучше.

Когда я оглядываюсь назад на ситуации, которые произошли в моей собственной жизни, я понимаю, что каждая из них без исключения была просто процессом обучения.

Однажды я прочитал книгу доктора Дэвида Симандса «Исцеление поврежденных эмоций». Он сказал, что мы не можем вернуться назад и изменить свое прошлое, но мы можем переосмыслить его с помощью прощения. Рефрейминг заставляет нас увидеть, как обстоятельства и ситуации нашей жизни являются частью процесса, который делает нас теми, кто мы есть сегодня. Держаться за обиду и горечь бесполезно. Это не помогает ни нам, ни преступнику. Однако прощение приносит закрытие и готовит путь к открытию новых дверей.

К сожалению, некоторые люди прошли через суровые испытания и испытания, которые не были вызваны ничем из того, что они делали сами; они просто оказались не в том месте не в то время. Я не предлагаю вам отрицать свое прошлое. Я также не думаю, что вам следует продолжать переживать свое прошлое. Ваша единственная реальная надежда — переосмыслить свое прошлое с помощью прощения. Когда произошло что-то, что вызвало много страданий, единственное, что можно сделать, это переосмыслить это, извлекая уроки из этого и предлагая прощение как способ закрыть ситуацию.

Когда вы читаете это, я уверен, что вы думаете о каком-то конкретном обстоятельстве. Позвольте мне призвать вас сегодня положить конец этой ситуации. Не позволяй ей грызть твою душу ни минуту, ни час, ни день!

Если вы каким-либо образом подверглись насилию, обману или несправедливому обращению, просто назовите это именно так, как это было. Но также осознайте, что вы узнали некоторые могущественные истины, которые сделали вас тем, кто вы есть сегодня, из-за того, что случилось с вами в прошлом. Теперь, в этот момент, просто предложите решение о прощении этой конкретной ситуации и освободитесь от нее раз и навсегда.

Жизнь слишком коротка, чтобы наше прошлое терзало нас, как субфебрильная лихорадка. Будущее светло для всех нас, если мы просто отпустим вещи прошлого, чтобы мы могли свободно испытать лучшее, что жизнь может предложить нам сейчас.

Хотя я не лицензированный терапевт, моя докторская степень. несовершеннолетний находится на консультации. Позвольте мне призвать вас позволить этому «консультирующему» совету принести мир в беспокойное место в вашем сердце, в котором больше нет необходимости.

Любой человек, который не живет с прощением в своем сердце, живет с приговором, который хуже смерти. Поверьте мне; закрытие прошлого откроет совершенно новую дверь возможностей, о которых вы никогда не думали. Прощение – это ключ. Открой эту дверь сегодня!

Совет: Прощение означает отказ от надежды на лучшее прошлое.

Хорошей недели! Будьте здоровы!

Доктор Роберт А. Ром

Роберт Ром

Самый продаваемый автор и спикер, Роберт Ром, доктор философии. является основателем компаний Personality Insights Inc. и The Robert Rohm Co. Как вы увидите, д-р Ром специализируется на том, чтобы помочь людям лучше понять себя и других.

Прощение означает отказаться от всякой надежды на лучшее прошлое и почему это строит лучшее будущее

Прощение является основой личного спокойствия и счастья. Прощение является фундаментом цивилизации.

В течение многих лет я преподавал на университетском уровне два увлекательных курса мировой цивилизации под названием «История творчества в искусстве, науке и технике», которые охватывают период от зарождения цивилизации до наших дней. (Я также помог написать и отредактировать два тома, которые сопровождают курс здесь и здесь).

Этот курс «История творчества» помогает учащимся рассматривать акты цивилизации как акты творчества. Все, что привело человечество туда, где мы находимся сегодня, — это акты творчества.

Этот курс также дает учащимся возможность вновь открыть для себя и действовать в соответствии со своим Богом данным творчеством. Учащиеся помнят, что одним из величайших качеств Бога является его Творчество. Как сыновья и дочери Бога мы разделяем Его божественную способность к творчеству.

Президент Ухтдорф убедительно учил этому принципу, когда сказал:

«Помните, что вы духовные дочери самого творческого Существа во вселенной. Разве не удивительно, что сам ваш дух создан бесконечно творческим и вечно сострадательным Богом? Подумайте об этом: ваше духовное тело — это шедевр, созданный с красотой, функциональностью и способностями, превосходящими воображение. . . …Чем больше вы доверяете Духу и полагаетесь на него, тем больше ваша способность творить» («Счастье, ваше наследие», см. также Послание мормонов этой цитаты здесь).

Конечно, изучение прошлого — это не только радужное творчество.

Обзор прошлого вызывает некоторую травму и боль. В коллективном человеческом прошлом много ужасного, уродливого, разрушительного, несправедливого и безбожного.

Когда мы вспоминаем прошлое и узнаем о нем, мы можем испытывать чувство гнева или отвращения к действиям или бездействию других. Мы можем чувствовать безнадежность из-за растраченного или потерянного добра, или страдать из-за разбитых сердец Божьих детей, которых не любили и не лелеяли нежно.

Что может решить эту проблему?

Я считаю, что мы все должны принять этот принцип, чтобы примириться со всем прошлым, включая наше собственное.

Когда я рассказываю о прошлом, я также учу принципу прощения:

«Прощение — это отказ от надежды на лучшее прошлое», — сказала Лили Томлин.

Подумайте еще раз об этом утверждении.

Кто из нас мечтает о другом прошлом в своей жизни? Произнесенные грубые слова, похожие на семена ядовитых сорняков, развеянные по ветру, которые мы хотели бы вернуть? Действия, совершенные против семьи или друзей, которые наполняют нас сожалением? Бездействие, которое заставило нас задуматься: «А что, если»?

Сталкивались ли мы когда-нибудь с информацией о прошлой истории Церкви, которая заставляет нас задуматься, задать вопросы или пожелать, чтобы части того прошлого были другими?

Если мы будем слишком долго размышлять о прошлом, мы можем потерять чувство равновесия, покоя и надежды.

Мы можем желать лучшего прошлого или отказаться от всякой надежды на лучшее прошлое, принимая прощение, которое лечит трещины и бреши несбывшихся ожиданий.

Как мы поступим с таким прощением?

  • Честно признать источник нашей боли.
  • Когда мы чувствуем искушение вспомнить прошлое с гневом или разочарованием, вспомните, что Христос может все сделать целым.
  • Выразите благодарность за добро, свет и правду, которые оживляют нашу жизнь.
  • Не зацикливайтесь на боли прошлого дольше, чем это необходимо, чтобы сделать нашу жизнь лучше.
  • Помните и верьте словам Морония:

«Не осуждайте меня за мое несовершенство, ни моего отца за его несовершенство, ни тех, кто писал до него; но благодарите Бога за то, что Он открыл вам наши несовершенства, чтобы вы могли научиться быть более мудрыми, чем мы» (Мормон 9:31).
Когда мы прощаем собственное прошлое, у нас будет больше сочувствия, чтобы прощать прошлое других.

Если мы верим во всеохватывающую и всеисцеляющую силу Иисуса, у нас будет сила отказаться от всякой надежды на лучшее прошлое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *