Ломоносов роль в литературе: Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) 👍
Роль М.В. Ломоносова в развитии литературы доклад, проект
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
Экология- Экономика
Презентация на тему Роль М.
В. Ломоносова в развитии литературы, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Ломоносов
и Литература
Ломоносов и его эпоха
Жанрово-стилевая реформа
Фотоальбом
Реформы Ломоносова
Теория стихосложения
Роль Ломоносова в развитии литературы
Михаил Васильевич Ломоносов родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.
Курс обучения, пройденный Ломоносовым, был необычен. В детстве он научился читать и писать по церковным книгам. В декабре 1730 года, когда Ломоносову было уже 19 лет, он отправился в Москву учиться, поступил в Славяно-греко-латинскую академию и за пять лет прошёл восьмилетний курс обучения. В течении следующих пяти лет он продолжал своё образование в Германии. За всю историю России ни одному из крестьянских детей не удалось повторить путь Ломоносова.
/*
В первые десятилетия XVIII века русский литературный язык находился в состоянии сильного брожения и внутренней неустойчивости. Это было следствием общих сдвигов в русском культурном развитии, связанных с экономическим и политическим переустройством России на рубеже XVII и XVIII веков и особенно ярко проявившихся в царствование Петра I.
Государство реформировалось.Книга была не художественной, а полезной, в основном учебники, почти все переводы. Русский язык засорён, как «иностранщиной» так и устаревшими, «обветшалыми» церковно-славянскими словами. Этот крайне пёстрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык не соответствовал растущим потребностям науки и культуры. Назрела необходимость решительных преобразований.
Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы:
Создание гибкого, звучного и точного литературного языка невозможно было без чистки и классификации его словарного состава.
1)Прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря.
Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь.
2) Ломоносов упорядочил употребление церковно-славянских выражений.
3) Ломоносов утвердил силлабо-тоническое стихосложение, в котором в определённой системе чередуются ударные и безударные слоги.
Идеи Ломоносова об исторической обусловленности целевой системы русского литературного языка, изложены в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758).
В «Предисловии» высказана схема деления литературного языка на три стиля—«высокий», «средний» и «низкий».
Ломоносов описал стили языка с нескольких сторон.
Во-первых, со стороны их словарного состава он выделяет три рода «речений», то есть три рода слов:
-Ко второму принадлежат славянские слова, которые хотя и редко употребляются в разговорной речи, но понятны грамотному человеку.
-К третьему относятся слова, которых нет в церковно-славянских книгах.
Во-вторых, эти три стиля разграничиваются «по пристойности материй». Устанавливается зависимость между «материей», то есть темой, предметом изложения, жанром и стилем. Для каждого жанра предусматривается один из трёх стилей. Героические поэмы, оды, важные речи должны быть написаны «высоким» стилем; драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии – «средним» стилем; а комедии, эпиграммы, песни, басни – «низким» стилем.
Высокий штиль
Средний штиль
Низкий штиль
Жанры: героические поэмы, оды, трагедии
Церковно-славянские слова + русские слова
Жанры: драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии.
Русские слова с небольшой примесью церковно-славянских
Жанры: комедии, эпиграммы, песни, басни.
Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных, и малого числа церковно-славянских.
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Роль М.В. Ломоносова в развитии литературы.
Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, а труды в области русского литературного языка дали отечественной культуре мощное средство её развития. Литература превратилась в явление общественной жизни. Будучи учёным, Ломоносов был одним из ведущих литераторов своего времени.
«С Ломоносова начинается наша литература». В. Г. Белинский
Скачать презентацию
ru?Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Для правообладателей
Обратная связь
Email: Нажмите что бы посмотреть
Ломоносов в русской литературе презентация, доклад, проект
Пётр Великий русской литературы
научно – исследовательская работа
по литературе
выполнили: Жантурина алия и сапашева асия.
Ученицы 8 класса
МОУ «СОШ п. нива»
Руководитель: Макашева К.М.
Введение
У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.
Цель:
Задачи:
Исследовать вклад, великие открытия М. В. Ломоносова, выяснить его место и роль в науке и литературе.
Изучить материал о жизнедеятельности М. В. Ломоносова.
Понять, почему В. Г. Белинский назвал Ломоносова «Пётр Великий Русской литературы»?
Проанализировать полученную информацию, сделать выводы о роли Ломоносова в области языка и литературы.
Пётр великий русской литературы
На уроках литературы
мы изучаем его
произведения. Мы
задумались, почему же
он был таким
необыкновенным
человеком, что даже
Белинский называет его
Петром великим
русской литературы?
Творческая личность
не может
сформироваться вне
общества, народа,
определённой
культуры.
Историк, ритор, механик, минералог,
художник, и стихотворец,
Он всё испытал и всё прошёл.
А. С. Пушкин
М.в. ломоносов
М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1911 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора
Грамоте Михаила обучил дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение- оставить родной дом и отправиться в Москву
Найденные автографы нам говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к он не знал латинского языка.
Через полгода он был переведён в следующий класс.
За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языку.
В 1730 году поступил в Славяно- греко- латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным знаниям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Вначале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Осенью 1736 года трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии.
Ломоносов стал самым образованным человеком в России
Знал несколько языков.
Сочинил множество стихов.
Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
«Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта», писал Пушкин; «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения.»
Ломоносов везде сказал своё слово, сделал много открытий:
Ломоносов опроверг существующее в западной науке того времени учение об “огненной материи”.
“Физическая химия, — писал он, — есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях… Химия моя физическая”.
Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была “ночезрительная труба”
Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород.
Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря.
Ломоносов в 1763 опубликовал руководство “Первые основания металлургии или рудных дел”, в котором подробно рассмотрел как свойства различных металлов, так и практически применяемые способы их получения.
Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления “Атласа” с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны.
Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50) и “Краткий российский летописец” (1760).
Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
Труды ломоносова в области языка и литературы
Ломоносов излагает своё учение о «трёх штилях» в своём рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке».
Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка.
Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие.
Реформа стихосложения
Огромной заслугой
Ломоносова перед
русской литературой
является та реформа
русского стихосложения,
которую он провёл вслед
за Тредиаковском .
Ломоносов развил это положение, довёл преобразование.
русского стиха до конца . В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал
«Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и другими размерами.
Значение ломоносова в истории литературы
1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довёл до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил её своими поэтическими произведениями.
2. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII- XIХ веков.
3. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.
И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неустанных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения.
Проделав исследование по данной теме, мы делаем следующие выводы: действительно, в деле общего духовного – а вместе и литературного – возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы.
Орден ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно – исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765г.
Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку. И как писал академик С. И. Вавилов: «Только теперь, спустя 2,5 века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырём науки. Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, приборостроении, геологии, географии, языкознания и истории достойно было бы деятельности целой академии.»
Вклад М.В.Ломоносова в русскую литературу
Похожие презентации:
Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край
Проект по литературному чтению «Они защищали Родину»
Бауыржан Момышулы (1910-1982)
Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
Петербург Достоевского.
Сцены уличной жизни
Олжас Омарович Сулейменов (род.1936 г.)
Жизнь и творчество Алишера Навои
XIX век в зеркале художественных исканий
Своя игра. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена
1. Вклад М.В.Ломоносова в русскую литературу
МОУ «Есеновичская СОШ»Вклад М.В.Ломоносова в
русскую литературу
Работу выполнили:
Ученики 9-го класса
Кярт Александр,
Булышев Валерий,
Малинин Андрей
МОУ «Есеновичская СОШ»
Вышневолоцкий р-н.
с. Есеновичи
ул. Первомайская д. 2
171133
Научный руководитель:
Мешкова М.А.
учитель русского языка и литературы.
2011 год
900igr.net
2. Содержание:
• Введение• Основная часть
1.Биография М.В.Ломоносова.
2.Достижения М.В.Ломоносова в области литературы.
3.Значение Ломоносова в истории русской литературы.
• Заключение
• Использованная литература
3. Выбор и обоснование темы.
Выбор темы:
М.В Ломоносов больше известен как учёный.
В своей работе мыхотели показать Ломоносова как поэта, литератора, сочетавшего в
своих произведениях поэтическое и научное мышление.
Проблема.
Доказать, что Ломоносов сочетал в своих произведениях не только
поэтическое, но и научное мышление.
Объект исследования:
Биография Ломоносова и его поэтические произведения.
4. Цель работы:
Цель работы:Исследовать вклад
М.В.Ломоносова в
развитие русской
литературы.
5. Задачи:
• 1. Познакомиться с жизнью и деятельностьюМ.В. Ломоносова.
• 2. Исследовать вклад М.В.Ломоносова в
развитие литературы и выяснить, какие
работы им были сделаны в области
литературы.
• 3. Проанализировать полученную
информацию, сделать выводы о
роли Ломоносова в области языка
и литературы.
6. Введение.
• В ноябре 2011 года исполнится 300 лет содня рождения Михаила Васильевича
Ломоносова – первого русского учёного –
великого энциклопедиста. В канун юбилея
мы решили заняться исследованием по теме
«Вклад М.
В.Ломоносова в литературу». Мырешили заострить проблему на том, какой
вклад внес М.В.Ломоносов в русскую
литературу? Объектом исследования мы
взяли сведения о жизни и творчестве
М.В.Ломоносова, а предметом исследования
сам вклад в литературу.
7. Биография М.В.Ломоносова.
Родился 21 ноября 1711года в Архангельской
губернии в д. Денисовка
близ Холмогор в семье
крестьянина-помора.
Сын государственного
крестьянина,
Ломоносов вырос в
условиях
северорусской культуры,
тесно связанной с
традициями допетровской
Руси.
В 19 лет тайком от отца
М.В.Ломоносов
отправляется из деревни
Холмогоры в Москву,
поступает в Славяно –
греко – латинскую
академию и становится одним
из
лучших учеников.
Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов
на пути в Москву»
9. Вклад Ломоносова в русскую литературу.
• Ломоносов закончилреформу русского
стихосложения и
подкрепил ее своими
поэтическими
произведениями.
Онсодействовал
созданию русского
классицизма в
литературе.
10. Оды Ломоносова.
• В своих одах писатель прославляетпобеды русских над врагами («Ода на
взятие Хотина») или отмечает
различные торжественные даты.
• Религиозные и научные темы также
присутствуют в одах Ломоносова.
• Таковы «Утреннее размышление о
Божием Величестве», где автор
дает научное описание физического
строения солнца, и «Вечернее
размышление о Божием Величестве
при случае великого северного
сияния», в котором писатель
излагает свою теорию
происхождения северного сияния.
11. Оды Ломоносова.
Духовные.Хвалебные.
Стихотворения.
Несмотря на усиленные занятия
точными науками, Ломоносов
серьезно занимался русской
поэзией. Опираясь на опыт
античной и европейской
литературы, Ломоносов создал
стройную теорию русского
стихосложения, изложенную в
«Письме о правилах российского
стихотворства» (1739 г.
) и восновных чертах существующую
в наши дни.
Теория трех стилей.
Михаил Васильевич Ломоносов для
упорядочения письменной речи
(деловой, научной, художественной)
разделил язык на «три рода речений».
• Теория «трех штилей» имела
демократический характер:
• она ограничила употребление
старославянских слов,
• приблизила литературный язык к
разговорному.
• Художественные и научные
произведения, написанные в
соответствии с требованиями этой
теории, были доступны более
широкому кругу читателей.
Высокий стиль(штиль).
— изображение
грандиозных
исторических
событий и
героических
судеб (трагедии,
оды)
.
Средний стиль.
—
изображение жизни с
использованием менее
возвышенной лексики
(светские повести, сонеты,
стихотворения)
Низкий стиль.
— допускал изображение обыденной
жизни с использованием
живой разговорной речи
(комедии, басни,
сатирические стихотворения)
17.
Вывод:• Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая,граждански направленная, значительно способствовала
быстрому и успешному развитию русской литературы. И как
ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал
служению народу и родине. Вся его жизнь была полна
неуставных творческих исканий и героической борьбы с
врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной
деятельности в области просвещения. В своих предсмертных
записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что
стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились
россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о
смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества
пожалеют… »
18. Список используемой литературы:
Список используемойлитературы:
• М.В Ломоносов «Сочинения» 1961.
• М.В Ломоносов «Избраные
произведения» Архангельск 1978.
• Поисковый сервер Яндекс.
• http//lomonosov300.ru
• http//acdemic.
ru• Поисковый сервер Google
English Русский Правила
Михаил Ломоносов, отец русской науки Павла Юдина и Марка Розенталя 1954
Михаил Ломоносов, отец русской науки
Авторы: Павел Юдин и Марк Розенталь;
Написано: 1954 г.;
Впервые опубликовано: 1954 г. в Кратком философском словаре , пятое издание;
Источник: https://filslov.ru/
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Ломоносов — великий русский ученый, поэт, основоположник материалистической философии и естествознания в России. Сын крестьянина-помора из села Денисовка близ Холмогор Архангельской губернии. Ломоносов с ранних лет страстно стремился к знаниям. В 1730 году он уехал в Москву и, преодолев многие трудности, связанные с его крестьянским происхождением, поступил там в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. он был командирован в Академию наук в Петербург, а через некоторое время за границу, откуда вернулся в 1741 г.
Академия наук с ее заграничным засильем долго не признавала Ломоносова как ученого. Лишь в 1745 г. он был утвержден профессором химии.
Материалистическая традиция в развитии передовой русской философии и науки берет начало от Ломоносова. Научная деятельность Ломоносова отличалась многогранностью. Особенно значительны достижения Ломоносова в области химии и физики. Великим научным подвигом Ломоносова является открытие закона сохранения материи и движения как всеобщего закона природы и его теоретическое и экспериментальное обоснование. Уже в своих первых естественнонаучных работах Ломоносов приходит к выводу о постоянстве материи и движения. Ломоносов дал подробное обоснование открытого им в 1748 г. закона: « Все изменения, происходящие в природе, происходят таким образом, что сколько прибавляется к прибавляемому, столько же отнимается от другого. Итак, сколько вещества прибавляется к одному телу, столько же и отнимается от другого… Этот закон природы настолько универсален, что распространяется и на правила движения.
» Позднее Ломоносов обосновал этот закон в работе « Рассуждение о твердости и текучести тел » и в других работах. Закон сохранения материи по праву называется законом Ломоносова. Ломоносов экспериментально доказал этот закон, взвешивая вещества до и после химической реакции. Положение Ломоносова о сохранении движения нашло подтверждение в конкретной форме закона сохранения энергии почти через сто лет. Таким образом, Ломоносов имеет приоритет в открытии универсального закона сохранения материи и движения, лежащего в основе современного естествознания, особенно физики и химии. Обосновывая положение о неразрушимости и несотворении материи и движения, Ломоносов тем самым защищал неразрывность материи и движения. Закон сохранения материи и движения Ломоносов пришел к движению частиц материи.
Ломоносов является основоположником химической атомистики, раскрывающей атомно-молекулярное строение вещества. Он считал, что «корпускулы» (молекулы) состоят из мельчайших частиц — «элементов» (атомов).
« корпускул , — писал Ломоносов, — однородны, если они состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом… неподобны, когда их элементы различны и соединены по-разному или в разном количестве; бесконечное разнообразие тел зависит от него. » Ломоносовское понимание теплоты как механического движения «корпускул» основано на законе сохранения движения. В «Размышлениях о силе упругости воздуха » Ломоносов разработал теорию строения воздуха на основе молекулярно-кинетических представлений, сыгравшую огромную роль в дальнейшем развитии науки. Ломоносов решительно боролся с антинаучными взглядами, которые в 18 в. доминирует в естествознании, например, против метафизического понятия «калория».
В «Размышлениях о причине тепла и холода » Ломоносов писал, что « есть достаточное основание для теплоты в движении. А так как движение не может происходить без материи, то необходимо, чтобы достаточное основание для теплоты лежало в движении какой-нибудь материи.
» Ломоносов высказывает гениальные мысли о том, что различные явления природы вызываются разными формами движения материи. Ломоносов положил начало совершенно новой науке — физической химии, связав физические теории и методы исследования с решением химических задач. Большое внимание Ломоносов уделял развитию горно-металлургического дела. В области геологии он впервые выдвинул идею развития.
Исследовал богатства недр России, выяснил условия судоходства по Северному морскому пути. Сторонник гелиоцентрической теории в астрономии, множественности миров и бесконечности Вселенной, Ломоносов первым открыл воздушную атмосферу вокруг Венеры и, вопреки учению церкви, допустил возможность жизни на других планетах . Он в основном правильно объяснил причины изменения климата на Земле, наличие на Севере в мерзлых слоях земли остатков животных и растений, не характерных для условий Севера. Ломоносов предсказал, что при больших плотностях воздуха должны быть обнаружены отклонения от закона Бойля — Мариотта.
Ломоносов первым ввел в химию метод количественного (весового) приема как систематический метод исследования и изобрел ряд приборов для применения в навигации, метеорологии, геодезии, физике, химии и т. д.
Ломоносов материалистически решил основной вопрос философии. Своими исследованиями он пробил брешь в господствовавшем в то время метафизическом мировоззрении; по ряду вопросов Ломоносов проводил идею развития. В то же время, в силу ограниченности знаний того времени, он рассматривал в основном механические законы и свойства природы. Основными свойствами материи он считал протяженность, силу инерции, непроницаемость, механическое движение. Ломоносов противопоставлял материалистический взгляд на атом идеалистической монадологии Лейбница, которую он резко критиковал. Отвергая духовные монады Лейбница, Ломоносов называл корпускулы «физическими монадами».
Взгляды Ломоносова содержат элементы диалектики. Он уже рассматривает окружающий нас мир как постоянно изменяющийся и развивающийся.
В своей работе « О слоях Земли, » он рассказывает об изменениях и эволюционном развитии растительного и животного царств, выдвигает смелую теорию о растительном происхождении торфа, угля, нефти, янтаря, эволюционную теорию происхождения почв. Ломоносов считал движение «вечно» существующим. В своей работе « О тяжести тел и о вечности первичного движения » он пишет: «… первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться вечно. »
Ломоносов разработал материалистическую теорию познания. Он исходил из того, что источником познания является внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Он был убежденным противником картезианской идеалистической теории «врожденных идей» и «внутреннего опыта» Локка. Ломоносов высказался за соединение экспериментальных данных с теоретическими выводами. Он осуждал тех, кто отрывал познание разумом от чувственных восприятий, метафизически противопоставлял синтез анализу. В теории познания Ломоносов большое место отводил опыту, понимая последний в узком смысле, в смысле научного эксперимента и чувственного восприятия объективной действительности.
Ломоносов подверг резкой критике идеалистическую теорию так называемых «вторичных качеств», утверждая, что «вторичные качества» существуют так же объективно, как и первичные.
« С Ломоносова , — писал Белинский, — начинается наша литература. » Ломоносов был основоположником русской грамматики. Благодаря Ломоносову на смену мертвым, схоластическим схемам старой грамматики пришла новая грамматика, основанная на живой русской речи. Как поэт Ломоносов выступал прежде всего со стихами, в которых призывал к развитию искусств и наук в России, к распространению Просвещения среди русского народа.
В течение ряда лет Ломоносов вел упорную борьбу за создание отечественной науки, он много сделал для развития естествознания в России, за соединение передовой науки с практическими задачами. Ломоносов был первым русским ученым, получившим звание академика. Он был основателем Московского университета (1755 г.) и выступал за преобразование Академии наук. Ломоносов боролся с духовенством, резко бичевал невежество священников.
Как историк, как патриот, он боролся против искажений русской истории и против засилья реакционной «германской партии» в Академии наук. Ломоносов очень любил свой народ; он верил в великое будущее русского народа. Последнее издание «Избранных философских сочинений М. В. Ломоносова» вышло в 1950.
Михаил Васильевич Ломоносов Биография — eNotes.com
Аннотация статьи: Благодаря реформе русского литературного языка, научным исследованиям и переосмыслению ранней русской истории Ломоносов стоял у истоков новейшей русской интеллектуальной истории и основоположника русского национализма.
Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступа Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Ранние годы
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в семье зажиточных крестьян под Холмогорами, Россия. Его отец был рыбаком. Ломоносов, по-видимому, был заядлым читателем в раннем возрасте, и постепенно он перерос маленькую деревню, в которой родился. В 1730 году он отправился в Москву пешком, притворившись сыном священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию Заиконоспасского монастыря, где изучал греческий и латинский языки. Оттуда он продолжил обучение в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук в 1736 году, но вскоре получил недавно созданную передвижную стипендию для обучения в Германии.
В 1736–1739 годах Ломоносов изучал преимущественно гуманитарные науки у математика Христиана фон Вольфа в Марбургском университете, а в 1739–1741 годах перешел на химию, горное дело и металлургию во Фрайбургском университете в Саксонии. Возможно, он женился на немке в 1740 году, но, очевидно, чтобы избежать ее, собственного пьянства и долгов и возможного тюремного заключения за них, Ломоносов присоединился к прусской армии позже в том же году.
В 1741 году он вернулся домой в Россию, чтобы стать профессором химии в новом университете Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и членом этой академии. Это оставалось основой для работы всей его жизни.
Работа жизни
В Петербурге Ломоносов стал первым великим ученым России. К 1748 году он основал первую химическую лабораторию в Российской империи. Он исследовал механическую природу теплоты и разработал кинетическую теорию газов. В 1752 году его исследования привели к первоначальному открытию закона сохранения материи за восемнадцать лет до того, как аналогичная работа французского химика Антуана Лавуазье была опубликована и принесла ему львиную долю славы в его время и в истории. Ломоносов также оказал влияние на развитие русской географии и картографии. Например, он перерисовал и реконструировал огромный глобус диаметром 3,1 метра, подаренный герцогом Шлезвиг-Гольштейн-Готторфским герцогом Христианом Августом Шлезвиг-Гольштейн-Готторфским Петру Великому по окончании Северной войны в 1721 году.
Ломоносов и его команда на завершение работы ушло почти семь лет (1748-1754).
При императрице Елизавете Российская империя была еще слишком далека от русла западной цивилизации, чтобы достижения, подобные достижениям Ломоносова, могли быть полностью замечены. И все же его работу нельзя было отрицать. Он опубликовал множество важных научных работ, в том числе « Слово о происхождении света » (1756; комментарии о происхождении света, представляющие новую теорию цвета). За достижения в области химии, оптики, металлургии, географии, естественных наук, физики и астрономии Ломоносов был избран членом Шведской академии наук в 1760 году и Болонской академии наук в 1764 году.
Каким бы крупным ученым ни был Ломоносов, его влияние на развитие искусства в России, особенно литературы, было гораздо больше. Возродил древнее искусство мозаики в России, был фольклористом, поэтом, драматургом, историком, филологом. В 1755 году Ломоносов способствовал основанию Московского университета, который сегодня носит его имя как Университет Михаила Ломоносова.
В то время как его стихи и пьесы были очень искусственными, механическими и типично классицистическими (многие из них были в честь Елизаветы), самое важное достижение Ломоносова было в области филологии. В 1757 году он опубликовал свой монументальный Российская грамматика (Русская грамматика), положившая начало реформе русского литературного языка. Вопреки идеям многих ведущих русских литературных деятелей того времени, в том числе Василия Тредиаковского, Ломоносов принял силлаботоническую систему стихосложения между старославянским и народным русским языком для стандартного письменного русского языка. Эти языковые изменения, выпестованные Ломоносовым в середине XVIII века, легли в основу литературных достижений золотого века русской литературы первой половины XIX века.
Во время изучения старославянского языка Ломоносов довольно хорошо познакомился с древнерусской летописной литературой. Он написал несколько произведений, критикующих этот жанр, в том числе « Краткой российской летописи » (1759; краткая русская летопись).
Постепенно изучение летописей привело его в область историографии, чтобы бросить вызов норманнской интерпретации основания первого русского государства, Киевской Руси, в девятом и десятом веках.
Норманистский взгляд был продуктом серьезной научной работы нескольких видных немецких историков, приехавших в Россию со времен правления Петра Великого для помощи в укомплектовании кадров Российской академии. Во многом на основании данных летописной литературы историки-норманисты, в том числе Г. А. Байер, Г. Ф. Мюллер, Август Людвиг фон Шлецер, связывали создание первого Русского государства с внешними (преимущественно скандинавскими и германскими) влияниями. Эта интерпретация была оскорблением зарождавшегося русского национализма Ломоносова, очевидного в его работах по русской филологии и основанном на его критике летописей. Он стремился противостоять ей и бороться с влиянием так называемой немецкой партии в Российской академии. При этом он стал вместе с коллегой-русским историком Василием Никитичем Татищевым основоположником антинорманистской интерпретации ранней русской истории и националистической или государственной школы русской историографии.
Окончательные идеи Ломоносова по этому поводу появились посмертно в 1766 году.
Будучи одним из первых русских националистов, Ломоносов восхищался Петром Великим за то, что он сделал Российскую империю великой. Отчасти из-за того, что он хвалил ее и ее отца, а также из-за того, что он разделял ее антинемецкие настроения, императрица Елизавета благосклонно относилась к Ломоносову, но не к ее преемникам, более ориентированным на германцев, Петру III и Екатерине Великой. Ломоносов умер в Петербурге в 1765 г., вероятно, от пьянства.
Резюме
Михаил Васильевич Ломоносов был непризнанным основоположником современной российской науки, литературы и культуры. У него был разносторонний интеллект и гений, которого по праву можно сравнить с Бенджамином Франклином, еще одним универсальным мыслителем восемнадцатого века. Ломоносов заложил основу для научных исследований в России, и много раз его собственные открытия приводили к более поздним общепризнанным достижениям на Западе или даже предшествовали им.
Он указал путь к величию русской литературы и историографии девятнадцатого и двадцатого веков.
В своем русском самосознании Ломоносов отражал и стимулировал ранние проявления национализма, которые начали проявляться среди некоторых наиболее прогрессивных членов российской элиты. Он не только чувствовал их и отражал в своих лингвистических, литературных и исторических произведениях, но и стал давать этим националистическим чувствам здравую интеллектуальную матрицу. В этом отношении Ломоносова можно рассматривать как одного из первых защитников того, что впоследствии стало консервативным романтическим национализмом русского славянофильства начала девятнадцатого века. В то же время его достижения стали источником гордости, вдохновения и направления для русского народа и помогли ему внести свой вклад и приблизиться к руслу западной цивилизации.
Библиография
Флоринский, Майкл Т., изд. McGraw-Hill Энциклопедия России и Советского Союза .
New York: McGraw-Hill, 1961. Этот старый стандартный справочник предлагает довольно длинный и сбалансированный список Ломоносова. К его художественным и научным достижениям обычно относятся одинаково.
Кудрявцев Б. Б. Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова . М.: Иностранные языки, 1954. Редкий английский перевод советской биографии. Тщательная трактовка, подчеркивающая его научные достижения и предлагающая стандартный сталинско-националистический взгляд на него.
Меншуткин Б. Н. Ломоносов России: химик, придворный, физик, поэт . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1952. Обновленный и отредактированный перевод царского оригинала 1912 года. До сих пор одна из лучших и читаемых биографий Ломоносова.
Мирский Д. С. История русской литературы . Изд. ред. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1964. Эта работа выходит далеко за рамки рассмотрения Ломоносова в перспективе развития современной русской литературы, прославляя его как отца современной русской цивилизации.
Райс, Тамара Талбот. Елизавета, Императрица России . Нью-Йорк: Прегер, 1970. Глава 8 этой культурной биографии дочери и преемницы Петра Великого и ее времен в основном посвящена Ломоносову и его литературным достижениям. Легко читается и хорошо иллюстрирован.
Роджер, Ганс. Национальное самосознание в России XVIII века . Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1960. Ломоносов рассматривается в перспективе развития русского национализма в восемнадцатом веке и русской интеллигенции восемнадцатого века. Включает в себя основные сведения о Ломоносове и его России. Научно и хорошо написано.
Сегель, Гарольд Б., изд. Литература России восемнадцатого века . Том. 1. Нью-Йорк: Е. П. Даттон, 1967. Этот многотомный сборник включает в себя несколько хороших образцов важнейших литературных произведений Ломоносова с довольно обширными предисловиями к ним.
Силбайорис, Фрэнк Р. «Михаил Васильевич Ломоносов». В Справочник русской литературы, под редакцией Виктора Терраса.
Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1985. Сборник наиболее современных интерпретаций Ломоносова и его литературного творчества. Преуменьшает его научный вклад.
Стейси, Роберт Х. Русская литературная критика: краткая история . Сиракузы, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета, 1974. Этот том содержит информативную главу о жизни и достижениях Ломоносова.
Наследие, вызовы и перспективы научного сотрудничества России и Нидерландов
10:00 – 12:00
10:00 – 12:00
Открытие/Круглый стол
Открытие Посла Дании в Россию г-н. Г. Бешор Плаг и ректор МГУ д-р. В. А. Садовничий
Модератор круглого стола — проф. доктор А. Кимел (Университет Радбауд)
Докладчики:
- Директор по международному сотрудничеству, Министерство образования, культуры и науки Нидерландов, г-н. Герберт Кунст
- Советник Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России, г-жа Маргарита Шумейкина
- Координатор международных проектов, РНФ, РНФ, г.
Сергей Коновалов - Директор по международному сотрудничеству, Голландский научный фонд, NWO, г-н. Себастьян ден Бак
- Исполнительный директор Международного центра инноваций в науке, технологиях и образовании, Россия, г-жа. Ирина Куклина
- Директор Нидерландского офиса поддержки образования в России, г-н. Jerke Verschoor
Университеты России и Нидерландов представляют конкретные примеры сотрудничества:
- Проф., д-р Эллен Руттен (UvA)
- Проф. Сигов (РАН, МИРЭА)
- Проф. Тео Расинг (Университет Радбауд)
- Д-р Екатерина Тулугурова (ИТМО)
12:15 – 13:15
6 – 13:10 13 :15
Пленарное заседание 1 «Прошлое» Наследие
Нидерланды и Россия имеют давние традиции поддержания позитивных международных отношений друг с другом. Наиболее заметно, что Петр Великий посетил Нидерланды в 1697 году, что положило начало обмену между Россией и Нидерландами.
В 1714 году Петр Великий основал Кунсткамеру. Основанная под влиянием местных голландцев, Кунсткамера стала первым музеем в России. Сегодня музей является культурным наследием Нидерландов и России. Сессия будет посвящена историческим событиям, неизвестным широкой публике, но имевшим решающее значение для развития науки и культуры как в России, так и в Нидерландах.
Доктор Наталья Копанева (Кунсткамера РАН), кавалер Ордена Оранж-Нассау.
Она расскажет о своих исследованиях, уделив особое внимание истории Санкт-Петербургской академии, Кунсткамеры и связям российской науки и культуры с Нидерландами.
Доктор Тим Хьюсман (Рейксмузеум Бурхаве, Лейден), куратор Государственного музея истории науки и медицины в Лейдене.
В своей презентации д-р. Хьюисман нарисует картину Хермана Бурхаве, его карьеру и его идеи о науке и медицине. Он также сосредоточится на влиянии Бурхаве и его последователей, особенно в России. Наконец, Хьюсман обратит внимание на материалы, связанные с Бурхаве в голландских и русских коллекциях.
13:15 — 14:00
13:15 — 14:00
Break
14:00 — 15:00
14:00 — 15:00
Сессия. Трудности перевода
В современных двусторонних отношениях между Россией и Нидерландами язык является ключевым элементом. Русскую литературу часто переводят на голландский и наоборот. В нескольких университетах есть полные программы для людей, желающих посвятить свое обучение одной из двух стран. Несколько голландских авторов популярны среди русского читателя, что приводит к увеличению количества переводов. И хотя некоторая культурная информация может потеряться при переводе, совершенно очевидно, что открытие заново утраченных страниц нашей общей истории наряду с дальнейшим изучением литературных традиций друг друга является ключом к укреплению двусторонних отношений между Россией и Нидерландами.
Проф. др. Ирина Михайлова (Санкт-Петербургский государственный университет) — лингвист и переводчик.
В 2019 году она была удостоена премии Мартинуса Нийхоффа.
В своем выступлении подчеркнет важность изучения языков и литературы, повышения качества перевода и даст отзыв о восприятии нидерландской литературы в России.
Д-р Эрик Мец (Университет Амстердама) коснется важной роли литературы для обеих стран и качества перевода; также с обзором восприятия русской литературы в Нидерландах.
15:15 – 16:15
15:15 – 16:15
Пленарное заседание 3. «Перспективы». Green-IT
Переход на беспроводные устройства и увеличение объемов облачных хранилищ в условиях цифровой экономики 21 века требует еще более плотного, быстрого и энергоэффективного хранения данных. Однако тепло, выделяемое современными центрами обработки данных, уже является серьезным ограничением для дальнейшего повышения их производительности. Центры обработки данных в настоящее время потребляют 7% мирового производства электроэнергии с ежегодным приростом на 7%.

Сергей Коновалов