Ломоносов молитва: Молитва — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Молитва

Содержание

«Молитва» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, история создания, идея, эпитеты

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 128.

Обновлено 26 Марта, 2021

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 128.

Обновлено 26 Марта, 2021

Стихотворение Лермонтова “Молитва”, написанное в 1839 году, — это лирический монолог на христианскую тематику о силе молитвы. Полный и краткий анализ “Молитва” по плану поможет ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения, что будет полезным при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, рифма мужская чередуется с дактилической.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842, после смерти поэта. В 1839–40 годах Лермонтов посещал салон Карамзиных, где, вероятнее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образованна, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Тема

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея: молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль: вера важна для человека, справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении, не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости, наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы:

“И верится, и плачется, и так легко, легко…”. Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо.
Написано стихотворение трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.

Жанр

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стихотворению, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным.

В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг анализа

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 128.


А какую оценку поставите вы?

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)

Тематика лирики М. Ю. Лермонтова очень разнообразна, но, несомненно, важное и значимое место в ней занимают многочисленные тексты философского содержания. Поэт активно исследует человеческую природу и законы мироздания, сомневается, мечется, теряет веру и вновь ее обретает – все это находит отражение в его творчестве. Красивое, искреннее и светлое стихотворение «Молитва» открывает читателю еще одну грань душевных исканий Лермонтова. Поэт говорит о силе веры и ее способности исцелять, рассеивать человеческие печали. Понять все собранные в стихотворении мысли и образы поможет подробный анализ произведения по плану, который представляет Вашему вниманию Многомудрый Литрекон.

История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.
Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.



Тематика

Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу.

Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.

В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».

У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.

Анализ стихотворения по плану

Вариант 1

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца.

Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Вариант 2

Стихотворение «Молитва» написано в 1839 году и относится к последнему периоду творческого пути Лермонтова. В этот промежуток времени Лермонтов был увлечен М.А. Щербатовой, поэтому можно сделать вывод, что это стихотворение посвящено ей. В одном из разговоров княгиня посоветовала поэту молиться, когда он чувствует себя одиноко и отречено. Лермонтов прислушался к ее словам.

Удивительное в анализе стихотворения «Молитва» Лермонтова то, что до этого он отрицал существование Бога и написал поэму «Демон», а теперь он верит в силу молитвы. Тема данного стихотворения – христианская лирика. «Молитва» становится самым популярным и востребованным стихотворением в творчестве Лермонтова до сих пор. А в 1855 г. слова стихотворения стали основой романса. Читайте ниже анализ стихотворения «Молитва».

Тема и идея стихотворения «Молитва»

Стихотворение «Молитва» построено на изображении лирического героя со сложным внутренним миром. Он претерпевает трудный период жизни и испытывает определенные переживания. Бесспорно, это философская лирика, ведь с первых строк Лермонтов обозначает насущные проблемы. Использование глагола «теснится» показывает смятение и безвыходность, маленькое пространство, выход из которого будет труден.

Но Лермонтов находит решение в следующих строках – молитву. Лирический герой просит у Бога покоя и утешения, он остался беззащитный и одинокий. Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова показывает, что в произведении нет определенного текста молитвы. Ведь главное, это какие слова и с какой верой в них ты обращаешься к Богу. Лермонтов подчеркивает, что прелесть молитвы в словах.

В последней строфе поэта успокаивает повторение уже знакомых слов, это придает ему чувство благодати. Таким образом, читателю открывается новый мир поэта, полный успокоения, которое он нашел в молитве. Слезы – это очищение души, которое происходит, когда человек искренне верит. Это для поэта спасение от земных проблем. Лермонтов ни в чем не раскаивается, не называет свои пороки и грехи, он повторяет свою священную молитву и делится своими ощущениями с читателями.

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова открывает нам поэта, как зрелого писателя, стихотворение – пик его мастерства. Он уходит от темы одиночества и открывает для себя новую тему – духовную. После написания этого стихотворения Лермонтов продолжает тематику веры, значит, данное творение было переломным и значимым в его творчестве.

Художественные средства

Несмотря на небольшой размер стихотворения, оно состоит из трех строф, т.е. двенадцать строк, и наполнено разнообразными и интересными средствами выразительности. Лермонтов использует эпитеты, сравнения с целью передать меняющееся настроение своего героя, показать его самоощущение, то, как оно менялось в начале стихотворения, во время молитвы и каким оно стало в момент умиротворения.

Произведение насыщено высокопарной лексикой, что указывает на его высокодуховность. С помощью ассонансов (повторение гласного звука у), Лермонтов придает стихотворению мелодичность и особое звучание. Оно звучит как исполнение в церкви, читается с такой же протяжной напевностью. В двух последних строфах Лермонтов использует гласные а и э, показывающие возвышение и направление вверх, к Богу. Рифма постоянно меняется с мужской на женскую.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова показал многогранность поэта, его духовное восприятие жизни. Романс стал востребован во всех кругах общества: от чиновников до работяг. Повторить успех стихотворений данной тематике удалось лишь в XXв. Блоку и Есенину.

Вариант 3

«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы.

Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

Главная тема стихотворения

Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным.

С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль…». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца.

Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1‑м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

Вариант 4

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» посвящено взаимодействию человека с божественной силой. Писатель считает, что обращение к Богу помогает пережить тяжёлые периоды в жизни.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение в 1839‑м году. В то время его возлюбленной была М. А. Щербатова. Она посоветовала ему искать покой в духовной сфере. Автор прислушался к её словам, хотя это произведение достаточно необычно для столь скептичного человека.

Позднее оно вошло в собрание сочинений, которое было выпущено в 1842‑м году.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения можно обозначить, как лирический монолог. Текст относится к романтизму и написан ямбом с пиррихием. Автор применяет перекрёстную рифму, то есть первую строчку сочетает с третьей, а вторую с четвёртой. Также используется мужская рифма (ударение на последний слог) и дактилическая (ударение на третий слог с конца).

Композиция

В начале произведения автор пишет о трудной минуте жизни. Ощущаются напряжённость, печаль и удрученность лирического героя, который решил попытаться найти успокоение в обращении к Богу.

В середине текста поэт описывает чувства во время молитвы: ощущения благодатной силы и святой прелести.

В финале стихотворения мы видим последствия прошения. Тяжёлый груз свалился с плеч героя, и ему стало легко.

Образы и символы

В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

Настроение и мотивы

Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека. М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как найти покой в душе?»;
  • «На что способна молитва?»;
  • «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Идея

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Средства художественной выразительности

Автор употребляет в тексте эпитеты. Называет минуту трудной, молитву чудной, силу благодатной, прелесть святой и непонятной. Также присутствуют олицетворения. Грусть теснится и прелесть дышит. Кроме того, поэт говорит языком сравнений: сомнение – как бремя.

Идея

Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.

Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Молитва» очень близок самому поэту. Перед нами некогда сомневавшийся человек, которого порой одолевают тяжелые и печальные думы, но он оказывается способен находить успокоение и просветление в чтении молитвы. В минуты, когда герою особенно одиноко и трудно, он неизменно вспоминает слова знакомой молитвы и ощущает, как легко становится на душе.

Центральным образом становится сама молитва как некая чудодейственная сила, способная рассеять грусть и вернуть человеку светлый взгляд на себя и окружающий мир. Это символ искренней, способной творить чудеса, внутренней веры и, одновременно, гармонии человека с миром.

Художественное своеобразие произведения

К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.

Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.

Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.

  1. Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
  2. Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
  3. В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.

Значение произведения

Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.

Основная идея

Главная мысль и идея стихотворения «Молитва» – сила молитвы, ее способность дать человеку успокоение, защиту от жизненных тревог и душевных метаний.

К моменту написания текста Лермонтов был уже зрелым, сформировавшимся поэтом со своей духовной и философской позицией. Взгляд поэта на христианские ценности трансформировался на протяжении его творческого пути, и смысл его «Молитвы» — это попытка оценить внутреннюю веру человека как инструмент борьбы с унынием и печалью. Сам акт обращения к высшим силам и вера в силу искренних, идущих от самого сердца слов становится первым шагом к поиску выхода из мрака одиночества и отчаяния. Образно можно представить это как выход из темной пещеры к дневному свету, именно «светло» становится главным описанием состояния обновленного после молитвы лирического героя.

Лития по Ломоносову — Общество — Татьянин День

20 декабря 2011 года заупокойную литию по Михаилу Васильевичу Ломоносову отслужили в Заиконоспасском монастыре. О упокоении основателя Московского университета молились наместник обители игумен Петр (Афанасьев), преподаватели МГУ и других вузов, прихожане монастыря. Это была первая заупокойная лития, отслуженная специально по Михаилу Ломоносову в Заиконоспасском монастыре.

2011-й год – 300-й со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Юбилей основателя Московского государственного университета, которого и самого называли «первым университетом», в научном мире отмечали активно. Прошло множество мероприятий и конференций: взрослых и детских (школьных), местных и международных, в России и за рубежом (оказывается, серию «ломоносовских» мероприятий в этом году открыл семинар в Норвегии!).

Дискутировали даже о том, какое слово правильнее и благозвучнее – «ломоносоведение» или «ломоносововедение». Второе как будто бы правильнее, но эти два слога «во» и «ве», которые идут друг за другом…

Из конференции в конференцию повторялись рассуждения о том, что Ломоносов – удивительный человек, уникальный ученый, что его целеустремленность, любовь к знаниям, трудолюбие — пример, актуальный во все времена. Рискну сказать, что в какой-то момент эти и другие правильные и правдивые слова стали восприниматься чуть ли не как банальность, общее место, которое уже всем известно, но без которого, тем не менее, вроде как нельзя обойтись. И иногда казалось, что за докладами и сообщениями живой образ Михаила Ломоносова даже как-то теряется. Хотя, говоря по правде, многие из них как раз сообщали факты, призванные убрать мифы и стереотипы, которые заслоняют реальный образ Ломоносова. 

Например, в советское время говорилось, что Ломоносов шел в Москву с двумя книгами – «Грамматикой» Смотрицкого и «Арифметикой» Магницкого. Оказывается, он нес еще и третью книгу – «Духовные стихи» Симеона Полоцкого, чтение которых для него стало основой будущих литературных занятий. Еще один миф – то, что Ломоносов пришел в Москву, якобы ничего не зная, и каким-то чудом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. На самом деле, он очень хорошо знал математику (ту же «Арифметику» изучил от корки до корки, так что, когда пришел к Магницкому, тот сам признал, что молодой человек выучил его книгу «от и до»), умел читать и писать, а еще хорошо знал тексты Священного Писания, что для абитуриента Славяно-греко-латинской академии было одной из самых необходимых составляющих подготовки.

На конференции в РГГУ 20-го декабря писатель Владимир Крупин отметил, что о Ломоносове вообще достаточно часто говорят так, словно до него ничего не было и он начинал «с нуля». На самом деле, Ломоносов, учившийся читать по церковным книгам, глубоко воспринял традицию, церковную культуру, и потом, уже получив образование в столице и за рубежом, брал за основу многое, что было сделано или изучено до него. Его собственные труды, в свою очередь, становились базой для разысканий будущих ученых.   Так что, заметил писатель Крупин, от Ломоносова «видно не только далеко вперед, но и далеко назад».

Говорят, что память о Ломоносове должна быть действенной. Но что это значит? Не многие ведь могут вслед за ним стать химиками, стихотворцами, заняться минералогией или астрономией… Не у всех нас хватит таланта и интереса, чтобы даже увлекательно пересказать известные факты из его биографии и уж тем более найти что-то неизвестное.

Но есть одно действие, которое доступно каждому буквально в любое время – молитва. Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь…  Выдающихся представителей нашей культуры и науки мы воспринимаем скорее как «фигуры» и очень редко — как обычных людей, которым сейчас, когда закончилась их земная жизнь (именно их самих, а не их творений) может очень помочь даже самая коротенькая и самая простая молитва.

Можно обсуждать, насколько церковным человеком был Ломоносов, в какой приход ходил, почему допускал те или иные высказывания… Это может быть любопытно, возможно, полезно. Но если говорить о церковной памяти о Ломоносове или о том, что его помнят те, кто является членами Церкви, то первое, что приходит на ум, – это молитва о упокоении его души.

Так получилось, что заключительным мероприятием ломоносовского года стала лития по по рабу Божию Михаилу в Заиконоспасском монастыре. Как раз там, где была школа под руководством Симеона Полоцкого и там, где впоследствии располагалась аlma мater Ломоносова — Славяно-греко-латинская академия.

В полутемном нефе монастырского собора собралось около двух десятков людей – очень немного. И очень необычно, хотя на самом глубоком уровне, очень естественно звучала молитва о упокоении раба Божия Михаила.  Каким бы он ни был – в первую очередь он был живым человеком, с живой душой, которой спустя и 300, и 400, и 500 лет будет нужна молитва.

Иеромонах Иоасаф (Петровых) после литии поделился с «ТД» своими впечатлениями.

— Отец Иоасаф, почему выбрали именно сегодняшний день – 20 декабря?

— 20 декабря – день памяти преподобного Антония Сийского. А подворье Антониево-Сийского монастыря было первым местом, в котором Ломоносов остановился на пути в Москву. На подворье служил родной дядя Михаила Ломоносова.

— Какие у Вас чувства сейчас, когда только что закончилась молитва?

— Чувство сожаления о том, что собралось мало людей, и восхищения от близости истории и ответственности за прошлое.

— Раньше Вы служили литии по Михаилу Васильевичу Ломоносову?

— Литии, посвященной памяти только раба Божия Михаила Ломоносова, в нашем монастыре ранее не служилось. Обычно в Заиконоспасском монастыре совершаются панихиды и литии, на которых мы поминаем устроителей, братию, учивших и учившихся в этом месте.

Время молитв Рамадан 1444 2023 в Ломоносове, Россия

Время молитв Рамадана 1444 2023 в Ломоносове, Россия | Конвертер дат

Рамадан 2023 Дата начала в Ломоносове — Первый Рамадан

Месяц Рамадан в этом году, 2023 по григорианскому календарю, 1444 год Хиджры, в Ломоносове, Россия начинается в четверг, 23 марта 2023 года. Он заканчивается в четверг, 20 апреля 2023 года. Итак, месяц Рамадан в этом году 29 дней.

В первый день Рамадана время азана Фаджр – 04:28, а время азана Магриб – 19.:22 с продолжительностью дня 14 часов 54 минуты.

В то время как в последний день Рамадана время азана Фаджр составляет 02:49, а время азана Магриб — 20:30, при этом продолжительность дня составляет 17 часов 41 минуту.

Рамадан 2023 Ломоносовский календарь — Время молитв

День Хиджра Дата Дата по григорианскому календарю Фаджр Восход солнца Дхур Аср Магриб Иша
Четверг 1 Рамадан 1444 23 марта 2023 г. 04:28 06:55 13:08 16:18 19:22 21:40
Пятница 2 Рамадан 1444 24 марта 2023 г. 04:24 06:52 13:07 16:19 19:24 21:43
Суббота 3 Рамадан 1444 25 марта 2023 г. 04:20 06:49 13:07 16:21 19:27 21:46
Воскресенье 4 Рамадан 1444 26 марта 2023 г. 04:16 06:46 13:07 16:22 19:29 21:49
Понедельник 5 Рамадан 1444 27 марта 2023 г. 04:12 06:43 13:06 16:24 19:31 21:53
вторник 6 Рамадан 1444 28 марта 2023 г. 04:08 06:40 13:06 16:25 19:34 21:56
Среда 7 Рамадан 1444 29 марта 2023 г. 04:03 06:37 13:06 16:26 19:36 22:00
Четверг 8 Рамадан 1444 30 марта 2023 г. 03:59 06:34 13:05 16:28 19:39 22:03
Пятница 9 Рамадан 1444 31 марта 2023 г. 03:55 06:31 13:05 04:29PM 19:41 22:07
Суббота 10 Рамадан 1444 1 апреля 2023 г. 03:50 06:28 13:05 16:31 19:44 22:10
Воскресенье 11 Рамадан 1444 2 апреля 2023 г. 03:46 06:25 13:05 16:32 19:46 22:14
Понедельник 12 Рамадан 1444 3 апреля 2023 г. 03:41 06:22 13:04 16:34 19:48 22:18
вторник 13 Рамадан 1444 4 апреля 2023 г. 03:36 06:19 13:04 16:35 19:51 22:22
Среда 14 Рамадан 1444 5 апреля 2023 г. 03:32 06:15 13:04 16:36 19:53 22:26
Четверг 15 Рамадан 1444 6 апреля 2023 г. 03:27 06:12 13:03 16:38 19:56 22:30
Пятница 16 Рамадан 1444 7 апреля 2023 г. 03:22 06:09 13:03 16:39 19:58 22:34
Суббота 17 Рамадан 1444 8 апреля 2023 г. 03:16 06:06 13:03 16:40 20:01 22:38
Воскресенье 18 Рамадан 1444 9 апреля 2023 г. 03:11 06:04 13:03 16:42 20:03 22:43
Понедельник 19 Рамадан 1444 10 апреля 2023 г. 03:06 06:01 13:02 16:43 20:05 22:47
вторник 20 Рамадан 1444 11 апреля 2023 г. 03:01 05:58 13:02 16:44 20:08 22:52
Среда 21 Рамадан 1444 12 апреля 2023 г. 02:59 05:55 13:02 16:45 20:10 22:56
Четверг 22 Рамадан 1444 13 апреля 2023 г. 02:58 05:52 13:02 16:47 20:13 22:57
Пятница 23 Рамадан 1444 14 апреля 2023 г. 02:57 05:49 13:01 16:48 20:15 22:58
Суббота 24 Рамадан 1444 15 апреля 2023 г. 02:55 05:46 13:01 16:49 20:18 10:59PM
Воскресенье 25 Рамадан 1444 16 апреля 2023 г. 02:54 05:43 13:01 16:50 20:20 23:00
Понедельник 26 Рамадан 1444 17 апреля 2023 г. 02:53 05:40 13:01 16:52 20:23 23:00
вторник 27 Рамадан 1444 18 апреля 2023 г. 02:51 05:37 13:00 16:53 20:25 23:01
Среда 28 Рамадан 1444 19 апреля 2023 г. 02:50 05:34 13:00 16:54 20:28 23:02
Четверг 29 Рамадан 1444 20 апреля 2023 г. 02:49 05:31 13:00 16:55 20:30 23:03

Город: Ломоносов, Россия

часовой пояс: Европа/Москва

Метод расчета: мусульманская мировая лига

ASR. Метод расчета: Shafi

Метод латитуции: Правило на основе угла

. род Arria (Mantodea, Haaniidae, Arriini) из Таиланда, с описанием нового вида мохового богомола

. 2021 5 апр; 10:28:49-60.

doi: 10.3897/zookeys.1028.62347. Электронная коллекция 2021.

Торнтан Уннаахоте 1 , Евгений Щербаков 2 , Нантасак Пинкаев 1

Принадлежности

  • 1 Кафедра энтомологии, сельскохозяйственный факультет Кампхэнг Саен, Университет Касетсарт, Накхонпатом, 73140 Таиланд Университет Касетсарт, Накхонпратом, Таиланд.
  • 2 Кафедра энтомологии биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы ул. 1, стр. 12, Москва 119991, Россия Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Москва Россия.
  • PMID: 33883967
  • PMCID: PMC8041736
  • DOI: 10.3897/зоокейс.1028.62347

Бесплатная статья ЧВК

Thornthan Unnahachote et al. Зуки. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2021 5 апр; 10:28:49-60.

doi: 10. 3897/zookeys.1028.62347. Электронная коллекция 2021.

Авторы

Торнтан Уннаахоте 1 , Евгений Щербаков 2 , Нантасак Пинкаев 1

Принадлежности

  • 1 Кафедра энтомологии, сельскохозяйственный факультет Кампхэнг Саен, Университет Касетсарт, Накхонпатом, 73140 Таиланд Университет Касетсарт, Накхонпратом, Таиланд.
  • 2 Кафедра энтомологии биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы ул. 1, стр. 12, Москва 119991, Россия Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Москва Россия.
  • PMID: 33883967
  • PMCID: PMC8041736
  • DOI: 10. 3897/зоокейс.1028.62347

Абстрактный

Arria muscoamicta Уннахачоте и Щербакова, сп. ноябрь описан на основе мужчины из центрального Таиланда. Это первая запись Arria Stål, 1877 г. из страны. Новый вид близок к A. leigongshanensis (Ge, Shen, 2008) из Китая, отличается отсутствием прозональных бугорков, удлиненной переднеспинкой, девятью большеберцовыми передне-вентральными шипами и укороченными задними крыльями. Новый вид — богомол, маскирующийся под мох, живущий на большой высоте. Кратко обсуждаются таксономические проблемы рода.

Ключевые слова: Камуфляж; Юго-Восточная Азия; хищное насекомое; таксономия.

Торнтан Уннахачоте, Евгений Щербаков, Нантасак Пинкаев.

Цифры

Рисунок 1.

Arria muscoamicta sp. ноябрь в…

Рисунок 1.

Arria muscoamicta sp. ноябрь в жизненном аспекте A взрослый самец (голотип), спинной…

Фигура 1.

Аррия muscoamicta sp. ноябрь в жизненном аспекте A взрослый самец (голотип), вид сверху B взрослый самец (голотип), вид сбоку C нимфа самца. A, B W. Pathomwattanuruk, опубликовано с разрешения C В. Хайкаев, опубликовано с разрешения.

Рисунок 2.

Arria muscoamicta sp. ноябрь А…

Рисунок 2.

Arria muscoamicta sp. ноябрь A спинной габитус B передняя сторона переднегрудной части ноги…

Фигура 2.

Аррия muscoamicta sp. ноябрь A спинной габитус B передняя сторона переднегрудной ноги C, D переднеспинка сбоку и сверху соответственно.

Рисунок 3.

Arria muscoamicta sp. ноябрь А…

Рисунок 3.

Arria muscoamicta sp. ноябрь A голова спереди B вид снизу…

Рисунок 3.

Аррия muscoamicta sp. ноябрь A голова спереди B вид снизу переднегрудного отдела бедренной кости C латеральная доля тергита брюшка.

Рисунок 4.

Arria muscoamicta sp. нояб., самец…

Рисунок 4.

Arria muscoamicta sp. nov., гениталии самца A, B левый комплекс в брюшной и…

Рисунок 4.

Аррия muscoamicta sp. nov., гениталии самца A, B левый комплекс в вентральной и дорсальной проекциях соответственно C правый фалломер в вентральной проекции D крупный план сдп.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Новый вид рода Arria Stål, 1877 (Mantodea, Haaniidae) из Китая с примечаниями о трибе Arriini Giglio-Tos, 1919.

    Ван Ю.Дж., Ян Л., Е. Ф., Чен Х.С. Ван Ю.Дж. и др. Зуки. 2021 18 марта; 1025:1-19. doi: 10.3897/zookeys.1025.56780. Электронная коллекция 2021. Зуки. 2021. PMID: 33814943 Бесплатная статья ЧВК.

  • Новый род и вид богомолов (Insecta, Mantodea, Mantidae) из Индокитая с определителем Mantidae Юго-Восточной Азии.

    Шварц С.Дж., Эрманн Р., Щербаков Е. Шварц С.Дж. и соавт. Зоотакса. 2018 11 сентября; 4472 (3): 581-593. doi: 10.11646/zootaxa.4472.3.10. Зоотакса. 2018. PMID: 30313364

  • Таксономическая ревизия подсемейства богомолов Hierodulinae Китая (Mantodea: Mantidae).

    Лю К.П., Лю ZJ, Ван Г.Л., Инь ZX. Лю К.П. и др. Зоотакса. 7 апреля 2021 г.; 4951(3):zootaxa.4951.3.1. doi: 10.11646/zootaxa.4951.3.1. Зоотакса. 2021. PMID: 338

  • Taiwanoshaira Lee & Beenen, новый род и первое обнаружение обитающих во мхах Galerucinae sensu stricto (Coleoptera, Chrysomelidae) из Тайваня.

    Ли С.Ф., Бенен Р. Ли С.Ф. и соавт. Зуки. 2020 30 июня; 944: 129-146. doi: 10.3897/zookeys.944.53099. Электронная коллекция 2020. Зуки. 2020. PMID: 32684777 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Таксономический обзор рода катидид Alloteratura (Orthoptera: Tettigoniidae; Meconematinae) с описанием одного нового вида из Таиланда.

    Тан М.К., Артчаваком Т. Тан М.К. и др. Зоотакса. 2017 г., 25 января; 4226(1):zootaxa.4226.1.5. doi: 10.11646/zootaxa.4226.1.5. Зоотакса. 2017. PMID: 28187632 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

использованная литература

    1. Бейер М. (1952) Die Mantiden der Subtribus Haaniees (Thespinae — Oligonychini) (орт.). Тревбия 21: 199–210.
    1. Браннох С.К., Виланд Ф., Ривера Дж., Класс К.Д., Бету О., Свенсон Г.Дж. (2017) Руководство по морфологии, номенклатуре и практике богомолов (Insecta: Mantodea). ZooKeys 696: 1–100. 10.3897/зоокейс.696.12542 — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Ge D-Y, Чен X-S. (2008) Обзор рода Palaeothespis Tinkham (Mantodea: Thespidae) с описанием одного нового вида. Зоотакса 1716: 53–58. 10.11646/зоотакса.1716.1.5 — DOI
    1. Мукерджи Т.К., Гош А.К., Хазра А.К. (1995) Фауна богомолов Индии (Insecta: Mantodea). Восточные насекомые 29: 185–358. 10.1080/00305316.1995.10433744 — DOI
    1. Ривера Дж., Ягуи Х., Эрманн Р. (2011) Богомолы в тумане – таксономия андского рода Pseudopogonogaster Beier, 1942, специалист по облачным лесам, с заметками о его биогеографии и экологии (Mantodea: Thespidae: Miopteryginae). Систематика и эволюция насекомых 42: 313–335. 10.1163/187631211С595056 — DOI

Грантовая поддержка

Аспирантура, Касетсартский университет

Наука, молитва и плотность бытия – Всемирный католический доклад

(Изображение: Джейсон Струлл/Unsplash.com)

На днях я посмотрел несколько минут нового комедийного шоу комика Рики Жерве. Вначале он немного говорит о своем атеизме и своей готовности, тем не менее, терпеть проявления религиозной преданности. В качестве примера он говорит:

. . . если кто-то из моей семьи очень болен, они говорят: «Я буду молиться за них». Я говорю: «Большое спасибо», потому что это хороший жест. Если они говорят: «Мы тоже отменили химиотерапию», я говорю: «Не делайте этого. не делай , что . . . Давайте помолимся и химиотерапию, хорошо?»

Зрители Жерве смеются, но большинству людей это покажется не слишком проницательным. Кто же эти религиозные люди, которые думают, что молитва должна заменить лекарство и что они каким-то образом исключают друг друга? Наверняка такие люди где-то существуют, но шутка Жерве будет смешна только в том случае, если она будет относиться к людям, которые молятся, которых мы действительно знаем.

Услышав это, я вспомнил еще одно замечание Жерве, сделанное много лет назад, о том, что он и христиане согласны почти во всем. Мы все верим в это существо и в то существо. Есть только одно существо, в которое мы оба не верим, и это Бог. Христиане просто верят в еще одно число , чем у Жерве.

Я вспоминаю эти моменты не специально, чтобы опровергнуть их. Жерве — комик, которого я часто ценю; его слова юмор, даже если они содержат аргументы. Тем не менее эти два его комментария поразили меня, потому что они являются примерами двух отчетливо современных предположений, противоречащих тому, во что на самом деле верят христиане и во что действительно всегда верила большая часть мира, включая классических языческих предков, Аристотеля и Платона, которые помогли люди приобретают научное знание реальности.

В первом комментарии Жерве, по-видимому, предполагается, что причины вещей должны быть единичными, и поэтому множественные утверждения о причинах должны быть взаимоисключающими, причем одно истинно, а другое ложно. Либо химиотерапия приводит к излечению , либо молитва. Он указывает, что в мире может быть только одна причина следствия, и материальная причина — действие одной материальной вещи на другую — всегда будет этой причиной.

Это было широко распространенное предположение среди философов раннего Нового времени, включая Томаса Гоббса и Рене Декарта, которые очень разными путями пришли к выводу, что мы знаем всю правду о чем-то, когда мы знаем механический, материальный процесс, посредством которого оно пришло к быть. Все, что находится за пределами этого механистического функционирования, есть просто что-то в уме, субъективное и, следовательно, не объясняющее того, что реально. Э. Ф. Шумахер однажды назвал это предположение философией «ничего, кроме»: то, что в действительности кажется богатым, на самом деле « не что иное, как , «небольшое продолжение» какого-то более простого материального существа. Те, кто делает такое сокращение, фактически объявляют собаку «лающим растением или бегущей капустой», а людей — ничем иным, как «голыми обезьянами».

Во втором комментарии к комиксу многие услышат отголосок позднесредневековой схоластической мысли о том, что бытие — все реальное — однозначно. Существо улыбки, кролика и Бога — существа, по сути, одного и того же рода. Они могут отличаться, но не по своему существу. Если, исходя из этого, Бог существует, то Бог был бы просто еще одно существо в мире существ. Если многие из великих мыслителей современности сводили причинность к «не более чем» действиям материи на другую материю, то за этим утверждением стояло более раннее, средневековое представление о том, что все бытие есть «просто» бытие.

И древний, и современный мир сходятся во мнении, что «наука» — это знание причины вещей. В чем они иногда расходятся, так это в том, что наиболее влиятельные современные мыслители принимают только одну причину — материальную — за исключением всех остальных, так что знать, как материя воздействует на другую материю, — значит обладать полной наукой о реальности. Древние были знакомы с таким материализмом, но находили его нелепым. Как однажды выразился Аристотель, материализм предполагает, что дом — это , потому что у него толстые стены, тогда как очевидно, что дома имеют толстые стены — их материальную причину — только потому, что эти стены служат цели — тому, что он называет конечной причиной — поддерживать крышу, а крышу и стены, в свою очередь. являются только потому, что служат убежищем для людей. Материя не исчерпывает определения природы дома; на самом деле материя — наименее информативное объяснение причины дома. Наиболее информативна конечная причина, почему , существования дома.

Мы все живем в мире молитвы и химиотерапии, так сказать, потому что реальность нужно понимать не с точки зрения одной причины, а с точки зрения множества. Мы живем в мире, где Бог не является «просто еще одним существом», потому что само бытие не однозначно, а аналогично, то есть существа являются мириадами различных способов. Это означает нечто совершенно иное для собаки и для Бога: собака есть существо , сказал бы Фома Аквинский, но Бог есть .0719 Быть самим собой . Слово «бытие» используется в обеих фразах, и значение этого слова в одной фразе не совсем чуждо его употреблению в другой, но в целом слова не используются одинаково.

Великие умы нашей традиции дали нам по крайней мере три способа прийти к какой-либо науке о многопричинной, многовариантно аналогичной природе реальности, каждый из которых помогает нам перейти от удивления к пониманию и, за пределами понимания, к еще более глубокому удивлению. Я хочу кратко описать каждый из этих способов. Это четыре причины, четыре чувства вещей и четыре трансцендентных свойства бытия. В то время как Жерве, кажется, сводит мир к чему-то одному — материальному существу, — я полагаю, что, поскольку трижды четыре равно двенадцати, мир следует понимать как по крайней мере в двенадцать раз более плотный или богатый, чем его считает Жерве.

Аристотель дал нам средство для восприятия этого богатства бытия, когда в процессе изобретения науки Физики он сформулировал четыре причины всего изменчивого или естественного бытия. Чтобы понять — чтобы иметь науку о чем-то, вы должны знать, из чего это сделано (материальная причина), что вызвало это к существованию (действующая причина), что это по существу или постижимо (формальная причина) и — управляет всем этим — какой цели он служит (конечная причина). В отличие от современных философов, мы не понимаем чего-то, когда знаем его суть — например, что люди состоят из плоти и костей. Ибо если кость — это наша материя, то кость — это также своего рода форма, материальная причина которой — ряд белков, а эти белки — это формы, материалом которых является множество элементов, и так далее. Все эти материальные и формальные причины держатся вместе только в их сложном осуществлении какой-либо цели: они существуют для чего-то; у них есть конечная причина. Святой Фома Аквинский расширил теорию Аристотеля о четырех причинах, чтобы показать нам, что они помогают нам понять не только изменчивое бытие, но и вечное бытие самого Бога.

Однако одни только четыре причины не объясняют всей реальности. Помимо причинности того, что есть вещи, есть значение того, что вещи означают. Все сущее обладает тем, что великий поэт Данте называл «многозначным». Все, что есть, означает или означает по-разному.

Христиане изначально артикулировали эту многозначность, чтобы объяснить себе, как сообщается Священное Писание. Писание имеет четыре смысла: буквальное, но также и три духовных смысла: аллегорический, нравственный и анагогический (ККЦ 118). Буквальный смысл Писания — это то, что имел в виду автор произведения; но интенции авторов не исчерпывают смысла их собственного произведения. Вдохновение Святого Духа может облечь те же самые слова в духовные образы другого значения. Любой данный стих может говорить нам о природе Христа (аллегорический смысл), форме христианской жизни (нравственный смысл) и о полном проявлении Божьего промысла (анагогический смысл).

У христиан был особый импульс к пониманию многозначной природы вещей из-за необходимости постигать глубину смысла, обнаруженного в Священном Писании. У них также был стимул теоретизировать множественность значений, присутствующих в вещах, когда они пытались понять факт Воплощения — что Христос мог быть и Богом, и человеком — и реальность таинств — что, прежде всего, Евхаристия могла однажды будет явление хлеба и вина и сущность духовного тела и крови Христа. Таким образом, если у христиан были особые причины теоретизировать и систематизировать свое понимание того, как любая вещь является признаком множества вещей, люди всех возрастов и культур, тем не менее, признавали, что ничто означает только одно, что значение всегда множественно. Не только Писание, не только книги и произведения человеческого гения, но и великая книга мира глубоко пропитана умопостигаемостью, так что смысл вещей всегда множественен.

Ничто никогда не бывает само по себе. Даже скалы и камни имеют огромные смысловые пейзажи, спрятанные внутри самих себя. Именно это имел в виду английский поэт Джерард Мэнли Хопкинс, когда говорил о «внутреннем пространстве» вещей: о внутреннем значении, скрытом в физическом облике вещей.

Дети часто удивляются кажущейся странности вещей, как мои дети недавно удивлялись радужной окраске мертвой змеи на нашем заднем дворе, но дети также быстро устают от вещей, потому что они часто воспринимают только видимость. Взрослые чаще находят вещи бесконечно увлекательными, они как бы болтают о вещах до смерти, потому что чем больше они что-то переворачивают в уме, тем большее значение они в этом обнаруживают. Вот почему Аристотель рекомендовал философию как науку для стариков. Молодые души задаются вопросом более спонтанно, но более старые души задаются более глубоко.

Четыре причины и четыре чувства, вплетенные в ткань реальности, уходят своими корнями в другой набор из четырех: четыре трансцендентных свойства бытия. Идея трансцендентных свойств была выражена только в средневековом мире, но де-факто она использовалась и в древнем языческом мышлении. Мы могли бы кратко описать эту идею таким образом. Бытие как единственный принцип реальности: только бытие реально, и все, что реально, есть в каком-то смысле бытие. Но если бытие есть единая реальность, то оно несет в себе множество свойств, четыре наиболее важных из которых — единство, истина, добро и красота.

Единство или единство может показаться очевидным: все, что является существом, является единым существом. Целые представляют собой реальные единства, которые могут включать в себя несколько частей, но не сводятся к ним. Я могу состоять из множества атомов, но я все же один человек и одно существо. Когда мы воспринимаем единство существа, мы также движемся к восприятию истины о том, чем оно является. Итак, все существа также истинны. Истина следует из единства. Но вспомните, что Аристотель говорит о причинах: у нас действительно есть научное знание о вещах только тогда, когда мы знаем, для чего они нужны. Поскольку истину о чем-то следует понимать с точки зрения его причин, а конечная причина — цель его бытия — является самой важной, все существа также хороши. Если бы мы не могли видеть добро в вещах, мы не могли бы видеть и истину о них. Следовательно, добро должно быть третьим свойством, общим для всех существ.

Люди получают удовольствие от обучения и знаний. Мы удивляемся вещам по своей природе и, естественно, испытываем радость, когда мир отвечает на это удивление знанием, которое дает нам науку или понимание. Мы можем спросить: почему нам нравится знать причины вещей? Почему мы ценим изучение множественных чувств вещей? Почему, когда мы постигаем даже единство вещей, истину вещей, благость вещей, — почему мы чувствуем радость?

Ответ, и этот ответ так же древний и древнее, чем Аристотель, заключается в том, что, когда мы воспринимаем реальность как множественность в единстве, сложное и разнообразное, но упорядоченное целое, мы воспринимаем реальность, которая больше, чем сумма ее части. Это целое, оно имеет форму, но эта форма кажется бесконечной, бесконечной и неисчерпаемой. То, что мы видим тогда, — это сияние или великолепие бытия. Форма и великолепие, как сказал нам Платон, и есть красота. Четыре причины, четыре чувства, трансцендентные свойства бытия сами находят свое оправдание и свою полную беспричинность в красоте бытия. Красота — четвертое трансцендентное свойство бытия, объясняющее все остальное в реальности.

Почему все так, а не иначе? Почему нам нравится узнавать о них? Ответ прост: для красоты.

Когда мы говорим о существовании Бога, мы говорим не просто еще об одном существе, в которое можно верить. Мы скорее говорим об условии возможности, фундаментальном существовании, разуме и любви, которые делают действительность понятной (с точки зрения причин), наполненной смыслом и укорененной в красоте бытия. Когда атеист отрицает существование Бога, он не просто отрицает существование еще одного очень большого существа. Он не просто отрицает то, что является «сверхъестественным», но также претендует на глубоко обедненный взгляд на природу. Аласдер Макинтайр однажды написал об этом, описывая философские дебаты в исламском мире, утверждая, что

Верить в Бога — значит не верить в то, что кроме природы, в чем могут согласиться атеисты и теисты, есть что-то еще, в чем они расходятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *