Ломоносов молитва: Молитва — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Молитва
Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология
Оглавление
След. глава
- Полный текст
- Преподобный Митрополит Иларион
- Преподобный Феодосий Печерский
- Владимир Мономах
- Преподобный Кирилл Туровский
- Преподобный Максим Грек
- Иван Грозный
- Семен Шаховской
- Иван Хворостинин
- Протопоп Аввакум
- Алексей Онуфриев
- Мардарий Хоников
- Монах Герман
- Евфимия Смоленская
- Симеон Полоцкий
- Карион Истомин
- Феофан Прокопович
- Святитель Димитрий Ростовский
- Антиох Кантемир
- Василий Тредиаковский
- Михаил Ломоносов
- Александр Сумароков
- Григорий Сковорода
- Михаил Херасков
- Василий Майков
- Василии Петров
- Ипполит Богданович
- Александр Перепечин
- Федор Козельский
- Алексей Ржевский
- Иван Тургенев
- Александр Вындомский
- Гавриил Державин
- Сергей Тучков
- Яков Княжнин
- Иван Лопухин
- Ермил Костров
- Николай Николев
- Николай Шатров
- Федор Дмитриев-Мамонов
- Иван Крылов
- Николай Львов
- Василий Капнист
- Федор Ключарев
- Александр Радищев
- Павел Голенищев-Кутузов
- Николай Карамзин
- Алексей Мерзляков
- Александра Мурзина
- Мария Поспелова
- Мария Москвина
- Юрий Нелединский-Мелецкий
- Максим Невзоров
- Василий Пушкин
- Иван Дмитриев
- Михаил Вышеславцев
- Ефим Люценко
- Федор Ленкевич
- Семен Родзянко
- Дмитрий Хвостов
- Сергей Глинка
- Василий Жуковский
- Священник Гавриил Пакатский
- Федор Глинка
- Сергей Ширинский-Шихматов
- Александр Грибоедов
- Вильгельм Кюхельбекер
- Кондратий Рылеев
- Александр Одоевский
- Гавриил Батеньков
- Александр Пушкин
- Петр Вяземский
- Евгений Баратынский
- Александр Измайлов
- Николай Анненков
- Платон Ободовский
- Василий Григорьев
- Александр Крылов
- Платон Ширинский-Шихматов
- Николай Гнедич
- Семен Раич
- Дмитрий Веневитинов
- Михаил Погодин
- Дмитрий Долгоруков
- Андрей Муравьев
- Михаил Максимов
- Федор Слепушкин
- Александр Ротчев
- Дмитрий Ознобишин
- Иван Мятлев
- Нестор Кукольник
- Николай Языков
- Иван Козлов
- Степан Шевырев
- Михаил Деларю
- Евгений Гребенка
- Эдуард Губер
- Владимир Соколовский
- Николай Гоголь
- Михаил Глухарёв
- Федор Тютчев
- Алексей Хомяков
- Владимир Бенедиктов
- Кузьма Третьяков
- Алексей Кольцов
- Петр Ершов
- Михаил Лермонтов
- Надежда Теплова
- Иван Лажечников
- Евдокия Ростопчина
- Иван Бороздна
- Михаил Дмитриев
- Александр Норов
- Авдотья Глинка
- Иван Аксаков
- Константин Аксаков
- Святогорец (С. А. Веснин)
- Иван Кульжинский
- Елизавета Шахова (Мать Мария)
- Юлия Жадовская
- Василий Красов
- Иван Клюшников
- Евгений Милькеев
- Федор Миллер
- Аполлон Григорьев
- Иван Тургенев
- Афанасий Фет
- Лев Мей
- Аполлон Майков
- Алексей Плещеев
- Яков Полонский
- Николай Некрасов
- Николай Добролюбов
- Всеволод Крестовский
- Алексей Толстой
- Ольга Мартынова
- Петр Валуев
- Николай Щербина
- Священник Алексей Лунин
- Алексей Апухтин
- Арсений Голенищев-Кутузов
- Михаил Розенгейм
- Александр Ключарев
- Лиодор Пальмин
- Константин Фофанов
- Константин Случевский
- Екатерина Бекетова
- Алексей Жемчужников
- Семен Надсон
- Владимир Соловьев
- Мария Ватсон
- Иван Лялечкин
- Петр Порфиров
- Александр Яхонтов
- Петр Якубович
- Елизавета Гадмер
- Николай Минский
- Петр Бутурлин
- Семен Киснемский
- Павел Потехин
- Священник Филипп Пестряков
- Иван Белоусов
- Преподобный Варсонофий
- Константин Льдов
- Дмитрий Цертелев
- Ольга Чюмина
- Александр Федоров
- Семен Фруг
- К. Р. (Константин Романов)
См. также: Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология
Иларион (середина XI в.) – духовный писатель, проповедник, пресвитер княжеской церкви Св. Апостолов в Берестове под Киевом; с 1051 по 1054 год – первый русин по происхождению митрополит Киевский; в последующие годы – чернец Киево-Печерской лавры. В «Житие Феодосия Печерского», созданном летописцем Нестором, сохранился рассказ о том, как к Феодосию, жившему в келье вместе с одним из первых насельников Никона, который и постриг его в монахи, приходил на исповедь чернец Иларион. Летописец Нестор, упомянув об Иларионе, особо подчеркивает: «Бяше бо и книгам хитр псати по вся дни и нощи писаша книги в келии у блаженного отца нашего Феодосия, оному же псалтырь усты поющи тихо и руками прядуща волны (шерсть), или кое иное дело делающее». Известно, что Никон Печерский вернулся в лавру из Тмутаракани, где основал Богородичный монастырь, в 1068 году. Феодосий Печерский умер в 1074 году, уже при жизни прославившись «духовными словесы» – проповедями и молитвами. По всей вероятности, именно в эти годы (с 1068 по 1074 год) и собирались три монаха, чтобы, как учил Феодосий других черноризцев, самим бодрствать для церковного пения и чтения книжного, иметь на устах псалмы Давыдовы…
В 1108 году, через тридцать лет после смерти, Феодосия Печерского причислят к лику святых. Никона Печерского (Великого) тоже канонизируют как одного из основателей Киево-Печерской лавры и как предшественника Нестора-летописца. С его именем связана система погодной хронологии, ставшая основой русского летописания. В дальней пещере Киево-Печерской лавры, вместе с нетленными мощами первых русских святых, покоятся мощи преподобного Илариона схимника.
Одним из основных доказательств святости при канонизации как в древности, так и ныне является нетленность мощей. Но у Илариона есть еще одно, столь же неопровержимое – «Слово о Законе и Благодати», оказавшееся, как показала почти тысячелетняя история, столь не нетленным и вечным.
«Слово о Законе и Благодати» заканчивается припиской, в которой Иларион сообщает самые важные сведения о себе: «Я милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Иларион, изволением Его, из благочестивых епископов освящен был и настолован в великом и богохранимом граде Киеве, чтоб быть мне в нем митрополитом, пастухом и учителем. Было же это в лето 1051 при владычестве благоверного кагана Ярослава, сына Владимира. Аминь».
Это первое пастырское СЛОВО первого русского митрополита, предшествовавшее «Слову о полку Игореве», «Слову» Даниила Заточника, «Слову о погибели Русской земли» и всем другим СЛОВАМ. Именно ему, монаху Илариону, суждено было через полвека после крещения Руси выразить ту самую русскую идею, которую Россия вновь пытается обрести через тысячелетие, пройдя через самые трагические испытания XX века.
Его «Слово» заканчивается молитвой. Иларион обращается к Богу «от всея земли наша»: «Простри милость Твою на людей Твоих… владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь. Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси». Уже в наше время митрополит Иоанн (Снычев) скажет о молитве Илариона: «Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской церкви, печальника за вверенный ему Богом народ, – стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди безчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: «Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи» (Сир. 2:1-2).
Иларион впервые ввел и само это словосочетание «Русский народ» наряду с обычным «Русская земля», подчеркивая тем самым не просто территориальную, а духовную общность. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть», – так начинается летописание в «Повести временных лет». Митрополит Иларион ввел другую точку отсчета: от закона, данного через Моисея, – к благодати, обретенной с Христом; от Ветхого Завета – к Новому Завету. Таков путь народа русского, принявшего крещение, – путь обновления и возрождения.
Но все это и оказалось основной причиной, почему в советские времена на «Слово о Законе и Благодати» было наложено негласное идеологическое «табу».
Оно не вошло даже в первый том самого известного издания «Памятники литературы Древней Руси», вышедшего в 1984 году. Лишь через десять лет, когда времена все-таки изменились, стала возможным его публикация в приложении к последнему одиннадцатому тому. Первый поэтический перевод-реконструкция полного текста «Слова» и молитв появился в 1994 году, хотя сделан он был значительно раньше. Эту поэтическую реконструкцию осуществил известный исследователь древнерусской литературы Виктор Дерягин, что было по тем временам подлинным гражданским подвигом ученого-патриота. В 1998 году был опубликован поэтический перевод «Слова», названный его автором поэтом Юрием Кузнецовым «сотворением со старославянского». А уж в самом конце XX века в новом двадцатитомном издании «Библиотеки литературы Древней Руси» «Слово о Законе и Благодати» наконец-то заняло то место, которое оно должно занимать. Первый том открывается Иларионом, а затем уже идет «Повесть временных лет» и другие выдающиеся памятники. Но в начале было «Слово» митрополита Илариона…
В антологии молитвы Илариона публикуются в переводах Виктора Дерягина.
Молитва
Тем же Ты, о Владыка, Царь и Бог наш, высок и славен. Человеколюбец! Воздающий по трудам и славу, и честь, и сопричастников творя своего царства, помяни, благий, и нас – нищих твоих, ибо имя Твое – Человеколюбец. Вот и добрых дел не имеем, но многомилостью своей спаси нас, мы люди Твои, овцы пажити Твоей, стадо, которое Ты только начал пасти, отторгнув от пагубы идолослужения, пастырь добрый, положивший душу за овец, не оставь нас, ведь мы еще блуждаем, не отвергни нас!
Хоть еще и грешим мы пред Тобою, как новокупленные рабы, во всем не угождающие господину своему, не возгнушайся, хоть и мало стадо, но скажи нам: «Не бойся Меня, малое стадо, ведь благоизволил Отец ваш небесный дать вам царствие». Богат милостью и благ щедротами, обещавший принимать кающихся и ожидающий обращения грешных, не помяни многих грехов наших, прими нас, обращающихся к Тебе. Сотри рукописание соблазнов наших, укроти гнев, мы разгневали Тебя, Человеколюбец. Ибо Ты Господь, Владыка и Творец, и в твоей власти – жить нам или умереть! Смени гнев на милость, хоть и достойны мы его по делам нашим, отведи искушение, ведь пыль мы и прах. И не твори суд рабам своим – мы люди Твои, у Тебя ищем, к Тебе припадаем, Тебе молимся. Согрешили мы, злое сотворили, не соблюли, не содеяли того, что заповедал Ты нам. Земные мы, и к земному мы преклонились и слукавили пред лицом славы Твоей. Похоти плотской мы предались, порабощенные грехами, печали житейские отдалили нас от своего Владыки, отклонились от добрых дел, окаянные, злого ради жития. Каемся, просим, молим, каемся в злых своих делах. Просим: да пошлешь страх в сердца наши! Молим: на Страшном суде да помилует нас! Спаси, яви щедрость, призри нас, посети, умилосердись, помилуй, ибо Твои мы, Твое создание, Твоих рук дело. Ведь если беззаконное узришь, Господи, Господи, кто устоит? Если воздашь каждому по делам, кто спасется? Каково же от Тебя очищение! Какова же Твоя милость и многоизбавление! И души наши в руках Твоих, и дыхание наше в воле Твоей! С тех пор же, как благопризрение Твое на нас, благоденствуем мы. А если в ярости глянешь, то исчезнем, как утренняя роса, ибо не устоит прах против бури, и мы – против гнева Твоего.
Но как тварь от сотворившего нас милости мы просим, помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей! Ибо все благое от Тебя на нас, все же неправедное – от нас к Тебе. Ибо все мы уклонились, все вкупе мы недостойны. Нет из нас ни одного, кто б о небесном тщился и подвизался, но все о земном, все о печалях житейских. Сколь оскудела преподобными земля! Не потому, что оставляешь и презираешь нас, но потому, что мы к Тебе не взыскуем, а к видимому прилежим. Того же боимся, что, как с Иерусалимом, сотворишь с нами, оставившими Тебя и не пошедшими по пути Твоему. Но того, что сделал ему, не сотвори нам по делам нашим. Не по грехам нашим воздай нам, но претерпел Ты за нас, и еще долго терпи. Утишь гневное Твое пламя, простирающееся на нас, рабов Твоих, сам направляя нас на истину Твою, научая нас творить волю Твою. Ведь Ты Бог наш, и мы люди Твои, Твоя часть, Твое достояние. Не воздеваем мы рук наших к богу чужому, не следуем никакому лживому пророку, ни ученья еретического не держимся, но к Тебе взываем, истинный Бог, Тебе, живущему на небесах, очи наши возводим, к Тебе руки наши воздеваем, молимся Тебе. Отпусти нам, как благий Человеколюбец, помилуй нас, призывая грешников к покаянию. И на Страшном Твоем суде от десного стояния не отлучи нас, но благословением, как праведных, причасти нас. И доколе же стоит мир, не наводи на нас напасти искушения, не предай нас в руки чуждых. Да не прослывет град Твой плененным, а стадо Твое – пришельцами в земле не своей, да не скажут другие: «Где Бог их?». Не попусти на нас скорби и голода, и напрасных смертей – огня, потопленья. Да не отпадут от веры нетвердые верой, мало накажи, а много помилуй; мало порань, но милостиво исцели; немного опечаль, но вскоре развесели; ведь не может наше естество долго терпеть гнева Твоего, как прутья – огня. Так укротись, умилосердись, потому что Твое это – помиловать и спасти. Так простри милость Свою на людей своих, ратных прогоняя, мир утверди, страны соседние укроти, глад оберни изобильем. Владык наших сделай грозой соседям, бояр умудри; города рассели, церковь свою возрасти; достояние свое соблюди – мужей и жен, и младенцев спаси, находящихся в рабстве, в плену, в заточении, в пути, в плавании, в темницах, алчущих, и жаждущих, и нагих – всех помилуй, всех утешь, всех обрадуй, радость творя им и телесную, и душевную. Молитвами молением Пречистой Матери и святых небесных сил, и предтечи Твоего и Крестителя Иоанна, апостолов, пророков, мучеников, преподобных и всех святых молитвами умилосердись на нас и помилуй нас! Милостью Твоею пасомые в единении веры, вместе весело и радостно да славим Тебя, Господа нашего Иисуса Христа, с Отцом, с Пресвятым Духом – Троицу нераздельную, единобожественную, царствующую на небесах и на земле, – ангелам и людям, видимой и невидимой твари, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!
Исповедание веры
Верую в единого Бога, Отца Вседержителя, Творца небу и земле, и видимым и невидимым, и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божиего, единочадного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все стало ради нас, людей, и нашего спасения
сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого, и Марией Девой вочеловеченного;
распятого за нас при Понтии Пилате, страсти претерпевшего и погребенного, воскресшего в третий день, по Писанию, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и после грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию нет конца; и в Духа святого, Господа животворящего, исходящего от Отца, что с Отцом и с Сыном сопоклоняем и сославим, предсказанного пророками; в единую Святую соборную и апостольскую церковь. Исповедаю единое Крещение во отпущение грехов, чаю воскрешения мертвым и жизни будущего века. Аминь!
Верую в единого Бога, что славится в Троице: в Отца нерожденного, безначального, безконечного, в Сына же рожденного, собезначального же и безконечного, в Духа Святого, исходящего от Отца, и в Сыне являющегося собезначального также, и в равного Отцу и Сыну; в Троицу единосущную, лицами же разделяющуюся, Троицу, именуемую единым Богом. Не сливаю разделения, ни соединения не разделяю. Совокупляются Они несметно и разделяются, оставаясь нераздельными. Ибо Отцом называется, будучи не рожденным, Сыном же по рождению, Духом же Святым – по исходу, но не объединению. Не бывает ведь Отец Сыном, ни Сын Отцом, ни Дух Святой Сыном,
но каждому свое без смешенья присуще, кроме Божественного. Ибо едино Божественное в Троице: единая власть, единое царство, общее «Трисвятое» от херувимов, общее поклонение от ангелов и людей, единое прославление и благодарение от всего мира. Того единого Бога познал и тому верую! Во имя Его и крестился – во имя Отца и Сына и Святого Духа. И что воспринял я из писаний Святых Отцов, тому и научился. И верую, и исповедаю, как сын, благоволением Отчим, и Святого Духа желанием, что сошел на землю спасти род человеческий. С небесами и Отцом Он не разлучился, а Святого Духа осенением вселился в утробу Девы Марии, как, – Ему лишь самому ведомо. И родился без семени мужского, Мать Девою сохранив, как и подобает Богу – и в Рождество, и прежде Рождества, и по Рождестве. Сыновства не лишился, ибо на небесах он без Матери,
на земле же без Отца. Вскормлен как человек и воспитан. И был человеком истинным: не видением, но истинно в нашей плоти, вполне Бог, вполне человек в двух естествах и изъявлениях воли. Того, что стало, не лишившись, и то чего не стало, взял Он.
Пострадал плотью, как человек, ради меня, и Божеством без страдания, как Бог, пребывал,
умер безсмертным. Да оживит меня после смерти, сойдя в ад, да поднимет и обожит прадеда моего Адама, а дьявола свяжет. Восстал, как Бог, изыдя из мертвых, как победитель, Христос, царь мой, на третий день. И являясь многократно ученикам своим,
взошел на небеса к Отцу, будто и не отлучался от Него, и сел одесную Его. Чаю же Его, вскоре придущего с небес, но не втайне, как прежде, но во славе Отчей, с небесным воинством. К Нему же мертвые, с гласом архангельским, навстречу выйдут. И то будет суд живым и мертвым, и воздастся каждому по делам его. Верую же и в семь соборов правоверных Святых Отцов! Кого они отвергли, и я не приемлю, и кого же прокляли, и я проклинаю, и что в писаниях оставили нам, принимаю. Святую и преславную Деву Марию Богородицею нарицаю. Чту же и с верою поклоняюсь Ей, И на святой иконе – Ей,
Господа моего, как младенца, на лоне Ее вижу и веселюсь, распятого Его вижу, но радуюсь, воскресшим Его и на небеса идущим видя, воздеваю руки и поклоняюсь Ему. Также и угодников Его святых иконы видя, славлю Спасшего их, мощи их с любовью и верой целую, и чудеса их проповедаю, и исцеление от них приемлю. К кафолической и апостольской Церкви притекаю, с верой вхожу, с верой молюсь, с верой выхожу.Так верую, и не стыжусь, и пред народами исповедаю. И исповедания ради душу свою положу. Слава же Богу во всем, созидающему во мне то, что выше силы моей! Молите со мной, честные учителя, владыки Русской земли!
Аминь!
Михаил Васильевич Ломоносов: «Но восприял меня Творец…»
19 ноября 2011 года – 300 лет со дня рождения великого русского просветителя М.В.Ломоносова.
300 лет назад, в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье помора, черносошного крестьянина, родился человек, о котором мы вспоминаем с почтением и восторгом.
Когда в досужем разговоре или учёной беседе возникает тема Ломоносова – даже самые надменные мыслители нередко переходят на восторженный лепет.
«Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нём изящность, силу и гармонию…», — такой поклон отвесил Михайле Васильевичу Карамзин.
А это Тютчев:
Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но Бог недаром в нем сказался —
Бог верен избранным Своим…
<…>
Да, велико его значенье —
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,-
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.
Тютчев неотразимо точен – таким он бывал в лучших своих стихах. «Верный Русскому уму» — вот формула Ломоносова. Мы превратили патриотизм в истёртое понятие, пытаемся изобразить патриотизм по заказу, а Ломоносов просто не мог ничем заниматься, если не было ощущения, что он защищает честь России. Человечество, история мировой науки – для Ломоносова всё это было дело десятое. Он служил Отечеству, которое в стихах высокопарно воспевал без притворства.
Патриотизм был для него средством борьбы с искушениями, которые особенно опасны для одарённых и деятельных людей. Это снобизм, тщеславие, эгоизм, гордыня. Ведь для творческого человека снобизм – как водка для эвенка. Мгновенно подчиняет и уничтожает душу. А, когда ты бьёшься за Отечество, как Ломоносов, – ты уже не заносчивый сверхчеловек, а солдат. Это, помимо прочего, отличное средство борьбы с ощущением собственного величия…
Для Отечества, которое едино в прошлом, настоящем и будущем, Ломоносов создавал риторику, открывал законы физики и химии, проникал в искусство мозаики. Боролся, как мог, с комплексом национальной неполноценности, составляя патриотический вариант истории Руси. И вот парадокс: хотя Ломоносов был откровенно пристрастным историком, многие его предположения, как показало время, оказались ближе к научной правде, чем гипотезы тех учёных, которые гордились своей холодной объективностью…
Борис Ливанов в роли Ломоносова
Когда властям требовалось пробудить в русском народе самоуважение – они обращались к наследию Ломоносова. Так было при Александре III, так случилось в 1930 – 50-е годы… В каждом школьном классе был портрет Ломоносова, а в кино его играли лучшие актёры нашей страны – Николай Симонов из Александринки, Борис Ливанов из Художественного театра. Богатыри ломоносовской породы!
Где великая слава – там нет покоя ниспровергателям. Время от времени приходится слышать: заслуги Ломоносова перед наукой преувеличены, это всё придумал Сталин, когда решил доказать, что Россия – родина слонов…
Здесь нужно оговорить, что инициаторами патриотического поворота в идеологии 1940-х (здесь и история науки, и отношение к родному языку) были вовсе не политики, а такие учёные и писатели, как Пётр Леонидович Капица, Леонид Максимович Леонов, Лев Иванович Гумилевский… Политики только сделали ставку на давно назревшее общественное движение – и, конечно, допустили немало перегибов. В годы борьбы с космополитизмом и впрямь в пылу национального самоутверждения было принято преувеличивать заслуги русских учёных, политиков, изобретателей… Но возвышение Ломоносова было благом. Он как никто другой заслужил место на пьедестале и в каждом школьном классе.
В православном мире принято критическое отношение к просветителям XVIII века. И это неудивительно. Идеология французской революции – агрессивное безбожие. Многим казалось очевидным и неизбежным, что развитие науки ведёт к материализму. Но все попытки приписать Ломоносова к предтечам научного атеизма выглядели бледно.
Что могли предъявить исследователи, доказывая «антиклерикализм» великого просветителя? Пожалуй, только «Гимн бороде» — язвительную (но не кощунственную!) сатиру на староверов, да и не только на них.
Во многом Ломоносов был родственной душой для своих современников – французских и немецких просветителей. Как и они, он стремился к познанию материального мира, видел в развитии просвещения ключ к исправлению нравов. Но при этом русский просветитель понимал, что есть и другое измерение бытия, которое невозможно усовершенствовать лабораторными экспериментами.
Религиозность Ломоносова подчас объясняют его происхождением.
Ведь его родительница – урождённая Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка Воскресенской церкви Николаевских Матигор и просвирни. Дядя – Лука Леонтьевич, в доме которого Ломоносовы жили вплоть до смерти Елены Ивановны, – был приходским старостой.
Елена Ивановна умерла, когда Михайле было восемь. Он рано повзрослел, трагедия обострила духовные искания. Подростком Ломоносов на некоторое время примкнул к беспоповцам, потом вернулся в лоно Церкви. В детстве он много страдал и возмужал до срока – даже по северорусским меркам XVIII века.
О тех метаниях молодой души мало что известно, но для нас важно, что Ломоносов никогда не был железным прагматиком, холодным рационалистом и скептиком, голос Евангелия постоянно звучал в его сердце. Это нельзя объяснить влиянием матери или деда. Сотни поповичей, уйдя в науку, а то и в революцию, стали убеждёнными богоборцами или, подобно академику Павлову, скептиками…
Норов у Михайлы Васильевича был неуёмный, свободолюбивый. И Ломоносов пришёл к вере, осознанно избрав смирение критического ума – все остальные дороги вели в сторону от храма.
Он всю жизнь напряжённо размышлял о соотношении науки и религии в мире, в обществе и в собственном сердце. Постараемся осмыслить эти рассуждения Ломоносова:
«Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии».
Надеюсь, что не затеряются эти слова в школьном курсе «Основ православной культуры». Ломоносов должен стать привычным, добрым собеседником школьников, возникая с первого класса сразу в нескольких дисциплинах… И в ОПК, я надеюсь, он будет, как встарь, просвещать потомков – и стихами, и тезисами.
Дети умеют ценить логику и эмоциональную убеждённость, присущую великому просветителю, – конечно, сперва учителю придётся снимать коросту равнодушия, заново открывая Ломоносова. Но этого требует любое знание.
М.В.Ломоносов. Художник К.Рудаков.
Рациональное и духовное, земное и недостижимое – в мировоззрении Ломоносова эти начала уживались если не бесконфликтно, то мирно. Мало кто из неутомимых исследователей природы с такой светлой убеждённостью благословлял всё сущее…
Быть гением – это, прежде всего, обременительный долг. Ломоносову приходилось бороться с куда более сильными искушениями, чем те, которые одолевают нас… Он бывал и вспыльчивым, и гневливым, подчас держался гордецом.
Пушкина восхищали слова Ломоносова из письма Шувалову: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет».
Красиво! И всё-таки это слова гордеца…
Тем ценнее смирение Ломоносова перед Господом, его взмывающий к небу риторический вопрос: «Скажите ж, коль велик Творец?. .». Или – «О ты, что в горести напрасно. \\ На Бога ропщешь, человек…» Это, конечно, песни личного опыта…
Побеждая в себе гордыню, Ломоносов переплавлял её в «благородную упрямку». Это смелость, настойчивость, одержимость. И – умение терпеть и смиряться. Ради высокой цели, за други своя.
Ломоносов в переписке не разводил дипломатию, изъяснялся откровенно. Прямодушие, доходившее до горячности, нередко сказывалось и в устном общении. Но до уровня исповеди он поднимался, пожалуй, только в духовной лирике – и это говорит о многом.
Сама идея переложения псалмов чёткими четырёхстопными ямбами – безусловно, дерзновенная. Но у Ломоносова получились стихи чистосердечные, нисколько не эгоцентричные.
В Литинституте русскую литературу XVIII века нам читал Евгений Николаевич Лебедев – биограф Ломоносова, умевший взволнованно, прочувствованно и без суетливого наукообразия мыслить и рассказывать о поэзии давно минувших дней. Своим поставленным артистическим баритоном он оживлял стихи, которые многим казались архаичными. Чаще всего он декламировал переложение 26-го псалма – со слезой в голосе, как будто признавался в чём-то личном:
Меня оставил мой отец
И мать еще в младенстве;
Но восприял меня Творец
И дал жить в благоденстве.
Настави, Господи, на путь
Святым твоим законом,
Чтоб враг не мог поколебнуть
Крепящегося в оном.
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных…
Я чаю видеть на земли
Всевышнего щедроты
И не лишиться николи
Владычния доброты.
Ты, сердце, духом укрепись,
О Господе мужайся,
И бедствием не колеблись,
На Бога полагайся.
А ведь и для Ломоносова это были очень личные стихи.
С отцом у него сложились непростые отношения: Василий Ломоносов подчас тиранил свободолюбивого сына, не поладил Ломоносов и со второй своей мачехой.
И всё-таки в веках сохранилась легенда: в 1741-м году, находясь вдали от семьи, Ломоносов увидел провидческий сон. Отец умирал после кораблекрушения на безвестном острове и молил, чтобы его похоронили по-христиански. Всё это и впрямь случилось с Василием Ломоносовым в те дни. Михайло Васильевич сообщил поморам, где искать отца. И тело его действительно нашли на острове…
Прошёл год или два – и осиротевший Ломоносов напишет эти строки:
Меня оставил мой отец
И мать еще в младенстве…
А удержаться от уныния, «укрепиться» помогало обращение ко Всевышнему. По этим стихам видно, как умел Ломоносов открывать сердце молитве.
Каких бы успехов ни достигал Ломоносов в науке и политике, а также в сочинении ежегодных од императрицам – он не бросал духовную поэзию, которая была для него голосом души. И славил Творца – не только во весь голос, но и шёпотом, наедине с молитвой.
Читайте также:
Покровская победа
Может ли воинская победа стать национальной идеей?
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Ломоносов: أوقات صلاة دقيقة | مسلم برو
الموقع
متابعة
وقت الصلاة واتجاه القبلة في %s
 
Lomonosov
طريقة الحساب:
Spiritual Administration of Muslims of St. Petersburg and the Leningrad Region (St. Petersburg Mukhtasibat )Алжирский министр по делам религий и вакфовДиянет Ишлери БашканлыгыЕгипетское высшее руководствоЕгипетское высшее руководство (Бис)Интервал фиксированного угла ИшаФранция UOIF — Угол 12°Франция — Угол 15°Франция — Угол 18° Исламский университет, КарачиJAKIM (Jabatan Kemajuan Islamic Malaysia)London United Islamic Prayer РасписаниеMUIS (Меджлис Угама Ислам Сингапура)Мусульманская всемирная лига (MWL)Северная Америка (ISNA)Шииты-итна ашари (Джафари)SIHAT/KEMENAG (Kementerian Agama RI)Министерство по делам религий ТунисаГлавное управление по делам ислама и дарований ОАЭУмм Аль-Кура, Университет Мекки ТегеранФедерация исламских ассоциаций Страны Басков
فجر | شروق | ظهر | عصر | مغرب | عشاء | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
الأربعاء 1 مارس | 5:41 | 7:59 | 13:20 | 16 :32 | 18:26 | 20:25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الخميس 2 مارس | 5:39 | 7:56 | 13:20 | 16:34 | 18:28 | 20:28 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الجمعة 3 مارس | 5:36 | 7:53 | 13:20 | 16:36 | 18:31 | 20:31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
السبت 4 مارس | 5:33 | 7:50 | 13: 20 | 16:38 | 18:33 | 20:33. 20:35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الاثنين 6 مارس | 5:26 | 7:44 | 13:20 | 16:42 | 18:38 | 20:39. :41 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الأربعاء 8 مارس | 5:20 | 7:38 | 13:20 | 16:46 | 18:43 | 20:44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الخميس 9 مارس | 5: 17 | 7:35 | 13:20 | 16:48 | 18:46 | 20:46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الجمعة 10 مارس | 5:14 | 7:32 | 13:20 | 16:50 | 18:48 | 10. | 1000 3 | . | . | 10. | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | 10. | . | . | . | . | . | . | . | . | . | 10. | 5:10 | 7:29 | 13:20 | 16:52 | 18:50 | . 20 | 16:55 | 18:53 | 20:54 | |||||||||||
الاثنين 13 مارس | 5:04 | 7:23 | 13:20 | 16:57 | 18:55 | 20:56 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الثلاثاء 14 مارس | 5:00 | 7:20 | 13:20 | 16:59 | 18:58 | . :00 | 21:01 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الخميس 16 مارس | 4:53 | 7:14 | 13:20 | 17:04. :06 | 19:05 | 21:05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
السبت 18 مارس | 4:46 | 7:08 | 13:20 | 17:08 | 19:07 | 21:08 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الأحد 19 مارس | 4:42 | 7:05 | 13:20 | 17:10 | 19:10 | 21:10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الاثنين 20 مارس | 4:39 | 7:02 | 13:20 | 17:12 | 19:12 | 21: 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الثلاثاء 21 مارس | 4:35 | 6:59 | 13:20 | 17:14 | 19:15 | 21:15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الأربعاء 22 مارس | 4:31 | 6:56 | 13:20 | 17:16 | 19:17 | 21:18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الخميس 23 مارس | 4:27 | 6:53 | 13:20 | 17:18 | 19:20 | 21:20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الجمعة 24 مارس | 4:24 | 6:50 | 13:20 | 17:20 | 19:22 | 21:23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
السبت 25 مارس | 4:20 | 6:47 | 13:20 | 17:22 | 19:24 | 21:25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الأحد 26 مارس | 4:16 | 6:44. :20 | 17:26 | 19:29 | 21:30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الثلاثاء 28 مارس | 4:08 | 6:38 | 13:20 | 17:28 | 19:32 | 21:33 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الأربعاء 29 مارس | 4:03 | 6:35 | 13:20 | 17:30 | 19:34 | 21:35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الخميس 30 مارس | 3:59 | 6:32 | 13:20 | 17:32 | 19 :36 | 21:37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
الجمعة 31 مارس | 3:55 | 6:29 | 13:20 | 17:34 | 19:39 | 21:40 |
اتجاه القبلة
165
Мусульманин Про
Точное время Намаза в г. Ломоносов (Россия) на сегодня. Расписание молитв на март 2023.
Привет друзья! На этой странице вы можете найти точное время молитвы в Ломоносове на сегодня и на любой другой период — день, неделю, месяц и даже год. Намаз — каноническая молитва и неотъемлемая часть исламской религии.
Молитву принято совершать в определенное время, поэтому мы рассчитываем время намаза, реализуемое различными методами расчета, которые представлены религиозными организациями со всего мира: «Всемирная мусульманская лига (ММЛ)», «Исламская Религиозный центр Татарстана», «Союз исламских организаций Франции», «Шииты Исна-Ашари», «Университет исламских наук, Карачи», «Исламское общество Северной Америки (ИСНА)», «Умм аль-Кура, Мекка» , «Главное геодезическое управление Египта», «Институт геофизики Тегеранского университета», «Меджлис Угама Ислам Сингапура (MUIS)».
На нашем сайте также реализован метод корректировки времени молитв для высоких северных широт, когда в некоторые дни не наступает ночь. Если это актуально для вашего города, выберите способ корректировки времени намаза в выпадающем списке.
Следует учитывать, что на наблюдение за восходом и заходом солнца влияет высота положения наблюдателя, а также наличие «препятствий» на горизонте, например, гор или домов. Например, в небоскребе Бурдж-Халифа восход солнца на первом и последнем этаже можно наблюдать с разницей в 2-3 минуты. Поэтому, если у вас есть возможность самостоятельно наблюдать за восходом и заходом солнца, вам нужно полагаться на свои наблюдения, чтобы запланировать точное время молитвы. Сегодня, 23 марта 2023 г., Хиджра: 1 рамадан 1444 года.
Напомнить мне за несколько минут до молитвы
CustomMuslim World League / MWL (Европа, Дальний Восток, часть США)Духовное управление мусульман РоссииИсламский религиозный центр ТатарстанаШиа итна-ашари (Некоторые шиитские общины мира)Университет исламских наук, Карачи (Пакистан, Афганистан, Бангладеш , Индия)Исламское общество Северной Америки / ISNA (США и Канада)Умм-эль-Кура, Мекка (Аравийский полуостров)Генеральное управление Египта (Африка, Сирия, Ливан, Малайзия)Институт геофизики Тегеранского университета (Иран, некоторые шиитские общины) Союз исламских организаций Франции / UOIF (Франция) Меджлис Угама Ислам Сингапура / MUIS (Сингапур)
04:27
Фаджр
06:54
Восход солнца
01:07
Зур
04:18
Аср
07:21
Магриб
09:39
Иша
- Время поста сегодня: с 04:27 (фаджр, окончание сухура) до 07:21 (ифтар), продолжительность поста: 14:54
Метод расчета времени полуночи. По умолчанию это середина ночи между закатом и восходом солнца. В альтернативной методике расчета это середина между магрибом и фаджром.
Сообщить об ошибке
Напоминание о молитве. Введите время в минутах, за которое вы хотите получать напоминание о намазах (Фаджр, Зухр, Аср, Магриб, Иша) и нажмите кнопку «Активировать».
Сообщить об ошибке
Метод расчета аср , время послеполуденной молитвы. В стандартном алгоритме это время, когда длина тени становится равной длине объекта (шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхаб). Альтернативный вариант подразумевает две длины предмета (ханафитский мазхаб).
Сообщить об ошибке
Корректировки для высоких северных широт. В некоторых северных районах сумерки могут длиться всю ночь. В такие дни расчет Фаджр и Иша по стандартным формулам невозможен. Для решения этой проблемы разработано несколько методов. Метод «полночи»: период от заката до рассвета делится надвое на «ночную» и «дневную» части, в эту полночь наступает время молитвы. Метод 1/7 ночи предполагает разделение периода от заката до рассвета на 7 частей — иша в этом случае начинается с первой половины 1-й части, фаджр после 6-й. «Угловой метод» объединяет оба метода: пусть α — угол сумерек для Иши, а t = α/60. Период от заката до рассвета делится на t. Затем начинается иша после первой части, аналогично рассчитанной для фаджра.
Сообщить об ошибке
Методы расчета. Существуют разные мнения о том, какой угол следует использовать для расчета времени фаджр и иша. Различные страны и сообщества имеют определенные соглашения. Например, по данным Всемирной мусульманской лиги необходимо использовать углы 18° и 17° соответственно.
- Расписание намаза
- Графики
Расписание намаза по г.
ЛомоносовПомимо времени намаза на сегодня, в таблице ниже приведено расписание времени намаза на произвольный период: время утреннего намаза Фаджр, часы которого наиболее точно совпадают с началом навигационные сумерки, полуденный намаз зухр, послеполуденный аср, вечерний намаз магриб, а также время ночного намаза иша. В подходящих полях можно выбрать временной диапазон для создания собственного расписания намаза. Если вы заметили ошибку в расчете времени молитвы, обязательно сообщите нам об этом, чтобы мы могли исправить ее как можно скорее.
2023 | Хегира | Фаджр | Восход солнца | Зур | Аср | Закат | Магриб | Полночь | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
23 марта | 1 Рамадан 1444 | 04:27 | 06:54 | 13:07 | 16:18 | 19:21 | 19:21 | 21:39 | |
3/24 | 2 Рамадан 1444 | 04:23 | 06:51 | 13:07 | 16:20 | 19:24 | 19:24 | 21:42 | |
3/25 | 3 Рамадан 1444 | 04:19 | 06:48 | 13:06 | 16:21 | 19:26 | 19:26 | 21:46 | |
3/26 | 4 Рамадан 1444 | 04:15 | 06:45 | 13:06 | 16:23 | 19:29 | 19:29 | 21:49 | 01:07 |
3/27 | 5 Рамадан 1444 | 04:11 | 06:42 | 16:24 | 19:31 | 19:31 | 21:52 | 01:07 | |
3/28 | 6 Рамадан 1444 | 04:07 | 06:39 | 13:06 | 16:26 | 19:33 | 19:33 | 21:56 | 01:06 |
3/29 | 7 Рамадан 1444 | 04:03 | 06:36 | 13:05 | 16:27 | 19:36 | 19:36 | 21:59 | 01:06 |
Таблица расписания молитв
Время молитв привязано к солнечным циклам и меняется в течение года. На этом графике хорошо видно изменение расписания намазов: фаджр, зухр, аср, магриб, иша. Нажмите на молитву, чтобы отключить ее отображение на графике. Выберите часть графика, чтобы изменить масштаб.
диаграммаИнтерактивная панель
Календарь мусульманских праздников на 2023–2024 год
Мусульманский (или исламский) календарь — это лунный календарь, который используется в исламе для определения дат мусульманских праздников. Он основан на лунных циклах и ведет отсчет от даты переселения первых мусульман и пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Эта дата называется Хиджра, а сам мусульманский календарь называется «календарь Хиджры» (араб. ат-таквиму-л-хиджри). В сочетании с таблицей времени намаза это поможет вам узнать, когда совершать мусульманский пост.
Месяцы, как и в григорианском календаре, имеют 12 циклов: Мухаррам, Сафар, Раби’ аль-авваль, Раби’ аль-Тани, Джумада аль-авваль, Джумада аль-Тани, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шавваль, Зу аль-Кида, Зу аль-Хиджа. Месяцы календаря исламских праздников имеют сакральное значение. Итак, месяц Рамадан – это месяц обязательного поста, в течение которого правоверные мусульмане отказываются от еды в дневное время. Рамадан (или Рамазан, Рамзан, Рамадан, Раматан) происходит от глагола, означающего «быть раскаленным», потому что в этот месяц особенно жаркое солнце повлияло на привычный образ жизни людей. По исламскому календарю Новый год начинается в месяце Мухаррам, что в переводе с арабского означает «запрещенный». В этом месяце запрещалось вести любую военную деятельность.
В таблице ниже указаны дни мусульманских праздников по хиджре на 2023—2024 год: Курбан-Байрам, Курбан-байрам, День Арафа, Лейлят аль-Кадр, Рамадан и другие. День, месяц и год по мусульманскому календарю: сегодня #хиджра_дата#. Также он показывает, в какое время поститься во время праздников.
Даты праздников можно изменить.
Исламские праздники | Дата | Хиджра |
---|---|---|
Лейлат ар-Рагаиб | Ночь с 26 на 27 января 2023 | Ночь с 4 на 5 раджаб 1444 |
Исра и Мирадж | Ночь с 17 на 18 февраля 2023 | Ночь с 26 на 27 раджаба 1444 |
Ночь Барат (Шаб-и-Барат) | Ночь с 6 на 7 марта 2023 | Ночь с 14 на 15 шаабана 1444 |
Рамадан | с 23 марта по 20 апреля 2023 | с 1 рамадана по 29 рамадана 1444 |
Ид аль-Фитр | 21 апреля 2023 | 1 шавваль 1444 |
День Арафа | 27 июня 2023 | 9 зу аль-хиджа 1444 |
Курбан-Байрам (Праздник жертвоприношения) | 28 июня 2023 | 10 зу аль-хиджа 1444 |
Исламский Новый год (хиджра) | 19 июля 2023 | 1 мухаррам 1445 |
Ашура | 28 июля 2023 | 10 мухаррам 1445 |
Маулид (Рождение Пророка) | с 26 по 27 сентября 2023 | с 11 до 12 раби аль-авваль 1445 |
Праздничные молитвы (Ид аль-Фитр) | 21 апреля 2023, 05:58 — 12:59 | 1 шавваль 1444, 05:58 — 12:59 |
Праздничные молитвы (Ид аль-Адха) | 28 июня 2023, 04:11 — 13:04 | 10 зу аль-хиджа 1444, 04:11 — 13:04 |
Кибла, компас (направление от Ломоносова)
Для Намаза Кибла играет важную роль. С арабского это можно перевести как «направление» или «находится напротив» — в исламе это слово означает точное направление на Каабу, мусульманскую святыню, расположенную в Мекке. Это кубическое сакральное сооружение, построенное во дворе Великой мечети Мекки (мечети Харам). Во время молитвы принято поворачиваться в сторону Каабы. На карте ниже вы можете увидеть точно установленное направление Киблы онлайн из любого города мира, что является удобным дополнением к расписанию времени намаза. Точность направления стороны Киблы обеспечивается ее математическим определением на спутниковой карте. Можно попытаться самостоятельно определить Киблу, зная ее географические координаты: 21°25′21″ северной широты, 39°49′34″ восточной долготы.
- Ссылка
- Описание
- Фото
- Прогноз погоды
Подробная информация о Ломоносове
У этого объекта пока нет описания. Вы можете улучшить его страницу, отправив описание на [email protected]
Фотографии Ломоносова
У этого места пока нет фотографий. Вы можете улучшить его страницу, отправив свои фотографии на [email protected]
Погода в Ломоносове на 5 дней
- Вечер
- Ночь
- Утро
- День
- Вечер
- Ночь
- Утро
- День
- Вечер
- Ночь
- Утро
- День
- Вечер
- Ночь
- Утро
- День
- Вечер
- Ночь
- Утро
- День
18
0
0
0
0
0➜
W
21
0
0
0
0
0➜
W
0
0
0
0
0
0➜
Вт
3
0
0
0
0
0➜
W
6
0
0
0
0
0➜
W
9
0
0
0
0
0➜
W
12
0
0
0
0
0➜
W
15
0
0
0
0
0➜
W
18
0
0
0
0
0➜
W
21
0
0
0
0
0➜
W
0
0
0
0
0
0➜
W
3
0
0
0
0
0➜
W
6
0
0
0
0
0➜
W
9
0
0
0
0
0➜
W
12
0
0
0
0
0➜
W
15
0
0
0
0
0➜
W
18
0
0
0
0
0➜
W
21
0
0
0
0
0➜
W
0
0
0
0
0
0➜
W
3
0
0
0
0
0➜
W
6
0
0
0
0
0➜
W
9
0
0
0
0
0➜
Вт
12
0
0
0
0
0➜
W
15
0
0
0
0
0➜
W
18
0
0
0
0
0➜
W
21
0
0
0
0
0➜
W
0
0
0
0
0
0➜
W
3
0
0
0
0
0➜
W
6
0
0
0
0
0➜
W
9
0
0
0
0
0➜
W
12
0
0
0
0
0➜
W
15
0
0
0
0
0➜
W
18
0
0
0
0
0➜
W
21
0
0
0
0
0 ➜
W
0
0
0
0
0
0➜
W
3
0
0
0
0
0➜
W
6
0
0
0
0
0➜
W
9
0
0
0
0
0➜
W
12
0
0
0
0
0➜
W
15
0
0
0
0
0➜
W
, %
.