Лермонтов знай мы чужие с этих пор: Михаил Лермонтов — Я не унижусь пред тобою: читать стих, текст стихотворения полностью

мы чужие с… ▷ Socratify.Net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Не тот твой друг, кто за столом с тобою пьет,
А кто в несчастии любом на выручку придет.
Кто руку твердую подаст, избавит от тревог.
И даже вида не подаст, что он тебе помог.

Омар Хайям (500+)

Нам никто не принадлежит: ни наши мужья, ни дети. Мы можем только чем-то делиться с людьми, которых любим.

Моника Беллуччи (30+)

Как бы не начался твой день, с дождя или солнца, будь благодарен. Твой день начался!

Неизвестный автор (1000+)

По-настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всем смешную сторону. Знай: надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесия, иначе мир сведет тебя с ума.

Кен Кизи (8)

Вы не властны над тем, что с вами происходит, но вы властны над своим отношением к происходящему. И именно это отношение и определяет, кто кого контролирует — события вас или вы эти самые события.

Брайан Трейси (20+)

Мужчину ничем не удержишь — ни детьми, ни молодостью, ни «желудком», ни шантажом, ни истериками.
Мужчина остается с той женщиной, с которой хочет жить.

Неизвестный автор (1000+)

Не существует добрых, плохих, хороших.
Не существует милый, прекрасный, злой.
Есть только два типа людей, не больше:
Твой человек и человек не твой.

Антон Чехов (100+)

Я тогда влюбилась как-то очень трезво и здраво: не то что вибрации и «ах, что со мной», а просто видишь, что человек — твой, и надо брать, без него ни счастья, ни, по большому счету, жизни не будет.

Знаки любви и её окончания (Марта Кетро) (8)

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг;
тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Китайские пословицы и поговорки (1000+)

Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, — именно с помощью этих качеств тупость управляет миром.

Ярмарка тщеславия (Уильям Теккерей) (50+)
  • Показать лучшие

Михаил Лермонтов — Я не унижусь пред тобою » Текст стихотворения + анализ, читать онлайн!

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!

© Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич


Содержание:

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” (имеющее также загадочное название “К*”) описывает горькое разочарование еще юного поэта в возлюбленной. Краткий анализ “Я не унижусь пред тобою” по плану раскроет ученикам 8 класса причину этого разочарования и покажет мастерство, с которым автор передал свои чувства. На уроке литературы его можно использовать и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

  • История создания – стихотворение создано в 1832 году, когда несчастливо закончился роман Михаила Юрьевича и Натальи Ивановой. Впервые оно было опубликовано уже спустя много лет после его гибели – в 1859 году.
  • Тема стихотворения – разочарование в любви.
  • Композиция – одночастная, поэт на протяжении всего письма упрекает возлюбленную и рассказывает о своем горьком разочаровании в ней.
  • Жанр – любовная лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Тема

Лермонтов посвятил свой стих разочарованию в любви. Его лирический герой лелеял надежду на взаимность, однако сбыться этому было не суждено – девушка оказалась просто кокеткой, которая не стоила тех глубоко трепетных чувств, которые были к ней испытаны. Она, играючи, разбила своему верному поклоннику сердце.

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!”.

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Жанр

Молодой поэт написал прекрасное, хотя и печальное любовное послание, в котором красноречиво описал свои муки и горькие чувства. Но все же он испытал любовь. Пусть она и принесла ему разочарование, стала источником боли, это было прекрасное чувство.

Михаил Юрьевич использовал для “Я не унижусь пред тобою” четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку, которые помогли ему просто и искренне передать свои эмоции, донести чувства даже до самого черствого сердца.

Средства выразительности

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

Зарабатываем криптовалюту и NFT бесплатно, подробнее ⇒

Загрузка…

# Стихи Лермонтова

Герой нашего времени – Михаил Лермонтов

Русские романы XIX века известны своей весомостью, которую нельзя брать в плен – легкомысленно не подпишешься. Герой нашего времени (1840) стоит в стороне, и его легко не заметить рядом с основными произведениями Толстого и Достоевского. Тонкий роман в 150 страниц, это также единственное произведение Михаила Лермонтова (1814-1841) в прозе. В основном поэт, находившийся под влиянием романтического движения, он трагически пошел по стопам Пушкина и погиб на дуэли в возрасте 26 лет, лишив Россию второго крупного писателя.

Герой нашего времени — своеобразный, многогранный роман в отрывках. Действие происходит на Кавказе (для российской аудитории того времени, столь же экзотическом и интригующем, как Индия была для британских читателей), она начинается с того, что писатель-путешественник записывает рассказ Григория Александровича Печорина из вторых рук, человека переменчивого настроения, но лучше всего подытоженного. своим внутренним отчаянием и внешним безразличием к благополучию других. «Для меня ничего не имеет значения. Я привыкаю к ​​печали так же легко, как и к удовольствиям, и с каждым днем ​​моя жизнь становится все пустее. Мне осталось только путешествовать». Итак, он путешествует, воздействуя на незнакомых людей, которые не знают, кто он такой, и уезжает, как только намеренно или по неосторожности причиняет им разрушение почти принудительным образом:

Это моя единственная функция в жизни , подумал я, быть крахом чужих надежд? Всю мою активную жизнь судьба всегда как бы приводила меня к развязке чужих драм. Как будто никто не мог умереть или отчаяться без моей помощи. Я был незаменимой фигурой пятого акта, втянутой в жалкую роль палача или предателя. Какова была цель судьбы?

Роман разбит на пять фрагментов, дающих практически случайные срезы из жизни Печорина. Писатель-путешественник сначала слышит о нем от старого солдата, затем наблюдает за ним лично, прежде чем приобрести его дневники и «опубликовать» три отрывка. Таким образом, Герой нашего времени лучше всего подходит для портрета персонажа.

Впрочем, это тоже приключенческий роман, как ни странно. Сегментированная сюжетная линия и несколько рассказчиков допускают большие тональные сдвиги, чем это было бы в противном случае, поэтому история «Белы» включает в себя похищенную местную девушку, смельчака-разбойника и кражу лошади, а «Тамань» красочно изображает контрабанду, покушение на убийство, жуткий маленький малыш и (конечно) штормовое, затянутое туманом побережье. …Я смотрел, затаив дыхание, как утлое суденышко ныряло, как утка, в бездну, затем, взмахивая веслами, как крыльями, снова поднималось вверх в ливне брызг. Затем я подумал, что его разобьют вдребезги о берег, но он ловко развернулся боком и невредимым скользнул в крохотную бухточку. Такие декорации очень мелодраматичны. Так Герой нашего времени сидит на распутье — за ним романтизм XVIII века, а впереди психологический и реалистический роман (и Оскар Уайльд, которого предрекают скучающие лермонтовские денди).

И это роман, как матрешка, потому что слоев еще больше. Несмотря на то, что Лермонтов энергично использует все атрибуты приключенческого романа, он также подрывает их. Название книги иронично не только потому, что Печорин — социопат — герои-социопаты были всегда. Печорин не надежный человек действия. Он может охотиться на диких кабанов, но его истинный талант — манипулирование — безрассудство стоит ему больше побед, чем приносит, иногда до сатирической степени, например, когда он с отвращением понимает, что ему 9 лет.0003 был ограблен слепым мальчиком и едва не утонул восемнадцатилетней девочкой.

Примерно половину романа занимает «Княжна Мери», рассказ о любовном соперничестве и обмане, который помещает окружающие виньетки в контекст и зловеще заканчивается дуэлью (Лермонтов уже был ранен в поединке на шпагах). за год до своей смерти, но не усвоил урока). В этом длинном сюжете заключена суть характера Печорина — депрессия, за которую его можно было бы пожалеть, и то хищное, как он избавляется от нее через бессмысленные мелкие интриги. Его беседы со светским доктором Вернером и другие примеры «курортного общества» звучат праздным, злобным остроумием денди. «Женщины любят только мужчин, которых они не знают». Его скука заставляет его строить интриги и соблазнять, его тщеславие побуждает его побеждать, и он даже приветствует создание врагов.

Я в восторге. Я люблю врагов, хотя и не по-христиански. Они забавляют меня, волнуют мою кровь. Быть всегда начеку, улавливать каждый их взгляд, скрытый смысл каждого слова, угадывать их следующий шаг, путать их планы, притворяться, что их обманули, а потом одним ударом рушить всю сложную ткань их коварных замыслов — вот что Я призываю жить!

Это действительно блестящий портрет опасного человека. Я сказал, что Герой нашего времени — название ироничное, но с другой стороны прямолинейное — осуждение общества, которое восхищается Печориными. На протяжении всего романа к нему тянутся люди — хуже того, люди, которые знали его раньше и были свидетелями или испытали на себе его черствость, ищут его, оправдываются, остаются в нем влюбленными. Даже Грушницкий, человек, не любящий Печорина, остается с ним в фамильярных отношениях и делится с ним откровениями (катастрофическими, должен добавить). Только неназванный писатель-путешественник может видеть, что этот человек, хотя и убедительный, лучше изучается, чем к нему обращаются. Некоторым читателям может быть интересно узнать мое мнение о характере Печорина. Мой ответ дан в названии этой книги. «Злая ирония!» — возразят они. Я не знаю.

И здесь я подхожу к своему последнему пункту: все противоречиво. Самое простое объяснение – это то, что Печорин – создание своего общества, но он использует эту теорию как оправдание своих действий и как гамбит для сочувствия. Таким образом, это должно быть взято с недоверием. С Печориным ни на что нельзя положиться. У него много чувств или ни одного? Верит ли он в предопределение или нет? Действительно ли он трагическая фигура или просто презренная фигура? Его характер подвижный и изменчивый (хотя и не «ненадежный», как показывают его дневники, он всегда честен с самим собой). Лермонтов создал вполне трехмерного персонажа, а не просто « портрет пороков всего нашего поколения в их окончательном развитии », в результате чего получился бы плоский и неинтересный злодей. Герой нашего времени намного прочнее, чем прекрасное литературное произведение.

Кроме того, вы получаете великолепные сюжеты, каждый из которых является жемчужиной декорации. Сколько интеллектуальных романов можно вы назвать, в которых одновременно есть игроки, разбойники, контрабандисты, дуэли, подслушивание, русская рулетка и драматические горные пейзажи?

Сноска: если вы читаете это в издании Paul Foote Penguin Classics, вы можете пропустить введение до последнего, но полезно иметь некоторую предысторию жизни Лермонтова, поэтому не пропускайте так любезно предоставленную Справку по хронологии. Между автором и персонажем есть параллели.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Dead and Kicking — Strangers Guide

Фреска на доме русского писателя Ивана Тургенева возле дома-музея Ивана Тургенева на Остоженке. Валерий Шарифулин/ТАСС (Фото Валерий ШарифулинТАСС через Getty Images)

 

Москва — город мертвых писателей. Куда ни глянь, они повсюду. Более двадцати памятников. Более тридцати литературных музеев. Сотни памятных досок — одни с портретами, другие с текстом, третьи с рукописными страницами, отлитыми из бронзы и слетающими со стен, как плохо прикрепленные листы металлической кровли. Осторожно, граждане. Осторожно. Кто эти двое, мужчина и кот, оба неподвижно сидят на садовой скамейке в саду Марьиной рощи? Бегемот и Коровьев, конечно, из булгаковской

Мастер и Маргарита . Хотите присоединиться к ним? На свой страх и риск, ибо вас могут волшебным образом телепортировать на Патриаршие пруды и прямо на тропу Аннушки, чтобы наблюдать, как несчастный Берлиоз теряет голову под трамваем. А может быть, вы хотите искупаться с полдюжиной лошадей в фонтане у памятника Михаилу Шолохову? Головы жеребцов застряли в камне, а сам писатель скатывается с опасного скального склона в лодке в натуральную величину, с веслами и всем прочим.
Кони, разделяющие поток воды на два потока, символизируют раскол России на два лагеря, красных и белых, после революции 1917. Попробуй во всем разобраться. Если сомневаетесь, спросите маленькую старушку, выгуливающую собаку. Или прочитать дорожный знак. «Ты на Гоголевском бульваре, милочка. Это спина бронзового Гоголя за тобой. И его дом прямо там, видишь? Беги, они открыты до шести. Ты еще успеешь».

Путин прав: России часто нужно было чудо, чтобы спасти свою культурную память от уничтожения.

Или на метро — буквально, если вы хотите быть ошеломленным его мрамором, бронзой и мозаикой — или фигурально, если поиск русских писателей в московском метро — ваша задача дня. Есть станции «Пушкин», «Тургенев», «Чехов» и «Достоевский» — последний оформлен в виде серии черно-белых гранитных страниц, иллюстрированных сценами из

Преступление и наказание , Идиот , Братья Карамазовы и Бесы . Есть станция метро «Маяковский», открытая в 1938 году, через восемь лет после самоубийства поэта и через год после открытия в городе его музея. Сама станция украшена арками из нержавеющей стали и вставками из красного родонита — своего рода сталинский ар-деко, который вдохновит американцев, одержимых Рокфеллеровским центром, вручить своим дизайнерам главный приз на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Рядом с Маяковским находится станция Тверская. Раньше он носил имя Максима Горького, одного из отцов соцреализма, но Горький в наши дни так устарел. Неудивительно, что его имя теперь похоронено под именем главной магистрали Москвы.

Надоело смотреть на подземные жилища мертвых писателей в центре города? Затем двигайтесь к его окраинам. Там недавно открывшаяся промышленного вида станция «Бунинская аллея» перекликается если не по стилю, то одним своим названием с заглавием величайшей книги Ивана Алексеевича « темных переулков ». В 1933 году Бунин получил Нобелевскую премию за «строгий артистизм», который помог ему воссоздать типичный русский характер. Что ж, Аллея Бунина не достойна наград, но есть в ней что-то истинно аскетичное и типично русское: может быть, зеленые ребристые опоры вокруг перрона или бетонные будки контроля толпы у входа? Лермонтовский проспект, еще одна далекая точка в паутине метро, ​​еще меньше созвучен элегическим настроениям русской романтической поэзии.

Украшенный красными, оранжевыми, желтыми и салатовыми треугольниками и массивными зеркальными панелями, он бросает вызов ожиданиям любителей литературы. Если бы Лермонтов хотел устроить здесь дуэль, он бы застрелился. Однако в последнее время дизайнеры московского метро, ​​похоже, утратили внимание к поэтическим деталям. Писатель есть писатель. Метро, ​​средство передвижения из одного конца города в другой.

Тогда давайте воспользуемся им, чтобы добраться от одной писательской резиденции до другой. И с чего, позвольте спросить, начнем? Вы были на Арбатской, возле дома Гоголя, но не решились войти внутрь. Очень жаль; Вы будете сожалеть об этом. Автор «Носа» и «Шинели» сжег в камине вторую половину своих «Мертвых душ» . Дымчатые фигуры, танцующие и исчезающие над каминной полкой, — это персонажи романа: гениальность со стороны кураторов, ведь мы хотим знать, что остается, когда шедевр превращается в пепел. Вы также можете услышать шипящие и потрескивающие звуки, доносящиеся из ниоткуда — место битком набито проекторами.

Извините, голос, читающий «Ревизора», не принадлежит Гоголю. И, по правде говоря, спальня тоже не его. Гоголь навязал себя своему другу Александру Толстому, занял анфиладу комнат на первом этаже графского особняка, дежурил неурочно, сжигал вещи, отказывался есть и тут же умер, где его посмертная маска подпиралась лучом. светодиодный свет и играет жуткая музыка. Если хотите посмотреть в честные глаза графа, поднимитесь наверх. В публичной библиотеке на втором этаже выставлены портреты Толстого и многих других людей, окружавших Гоголя в 1852 году, когда он умер.

[музеи Толстого], пожалуй, единственные литературные памятники в России, уцелевшие в первые послереволюционные годы национализации и разрушения.

«Гоголевский ведущий тоже был писателем?» ты спрашиваешь. О, нет, вы имеете в виду другого Толстого, Льва. Лев Николаевич, тоже граф. Москва чествовала его двумя музеями: в скромном деревянном домике в районе Хамовники, у станции метро «Парк Культуры», где неохотно провел зимние месяцы 1882–1819 гг. 01, чтобы его дети-подростки могли резвиться в высшем обществе; и еще один, в гораздо более импозантном каменном особняке на Пречистенке, где Толстой никогда не жил (станция метро Кропоткинская). Сначала мы поедем на Пречистенку, чтобы посмотреть на свадебные перчатки, венок и свечи Софьи Толстой, созерцать батальные сцены эпохи наполеоновских войн и полюбоваться написанным маслом портретом Марии Гартунг, старшей дочери Пушкина, которая, как говорят, была натурщицей Анны. Каренина. Скорее всего, свет сферического московского неба будет струиться сквозь высокие окна особняка, наполняя его воздушным шармом. В 1911, однако, когда музей был основан, большие окна были выбиты, полы сожжены, а стены загажены первыми неаристократическими жильцами классицистической виллы — красноармейцами и их семьями. Выбор этих руин для памятника самому почитаемому писателю России потребовал некоторого мужества, но Валентину Булгакову, последнему секретарю Толстого и одному из основателей музея, было тогда около тридцати, упрямый и смелый.

Он ухватился за перспективу, потому что в доме на Пречистенке был склеп с нерушимыми стенами и тяжелой металлической дверью. В этой «стальной комнате» десятилетиями хранились рукописи и личные вещи Толстого, спасая их если не от гибели, то, по крайней мере, от исчезновения.

Усадьба Толстого в Хамовниках — жемчужина, которую нельзя пропустить. Один из редких образцов деревянного зодчества Москвы, это скромное двухэтажное строение расположено в восхитительном саду и окружено причудливой резной оградой. Выкрашенный охрой, с темно-зелеными ставнями, он напоминает нам барский дом в имении Левина и Кити, а не более роскошные городские жилища Ростовых или Облонских. Зайдите внутрь и позвольте всем своим чувствам впитать формы и запахи, скрипы и стоны более чем 5000 экспонатов, представленных на выставке, — большинство из которых принадлежали писателю и его семье: столы и стулья, посуда и фотографии в рамках, тома. и тома произведений Толстого, которые его жена редактировала, публиковала и продавала из своего офиса в пристройке. Для интеллигентного посетителя выставлены шахматы Толстого; для остальных из нас — колода карт, которую использовали писатель и его дети. Но не обольщайтесь: у добросовестного графа было не так много времени дурачиться. Он сам запрягал лошадей, прежде чем выйти, наколол дров для всех печей, и это после того, как зачерпнул и принес из садового колодца воды на день.

Здесь, в Хамовниках, а также в родовом поместье в Ясной Поляне (в трех часах езды к югу от Москвы) вдова Толстого сохранила все, к чему когда-либо прикасался писатель, в том числе его последние свечи и яблоко, которое он оставил на своем столе, прежде чем ворчливо уйти из дома на Ноябрьской ночью 1910 года, чтобы умереть почти в одиночестве, в глуши. Все музеи Толстого когда-то курировались потомками графа, его близкими родственниками и соратниками. Поэтому они, пожалуй, единственные литературные памятники в России, уцелевшие в первые послереволюционные годы национализации и разрушения. Если вы решите отправиться в Ясную Поляну на машине или на поезде, обратите внимание на кожаную кушетку бегемота в мемориальном кабинете. На ней родился Толстой и большинство его детей. Его рукописи хранились в его ящиках. Биография писателя редко сводится к одному предмету, как у Толстого к этому черному дивану.

Если Пушкин — «наше все», как любят говорить русские, то следующим может быть Толстой, а Достоевский и Тургенев — на третьем и четвертом месте. Однако, когда вы посещаете прибежища других парней, вы не увидите, что они на самом деле спали или на чем писали; почти все унесено ветром времени. Революция. Государственное насилие. Две великие войны. Столы потрескались и обветшали, тапочки и домашние халаты рассыпались в прах, ручки закатились за половицы и раздавились под ними, книжные полки сгорели, унеся с собой целые библиотеки. Для большинства из нас это не проблема, но для кураторов русских литературных музеев подлинность означает легитимность. Они отчаянно пытаются снабдить мемориальные пространства подлинными предметами, а когда их нет, всевозможными симулякрами. По словам одного из таких хранителей памяти, известного бывшего директора Пушкинского имения Михайловское Семена Гейченко, вещи писателей являются «безмолвными свидетелями радостей и печалей своих бывших хозяев» — они «продолжают жить своей особой тайной жизнью». когда самого автора уже нет.

Рабочие столы потрескались и обветшали, тапочки и домашние халаты рассыпались в прах, ручки завалились за половицы и смялись под ними, книжные полки сгорели, унеся с собой целые библиотеки.

Чтобы увидеть, как работает это мышление, отправляйтесь в огромный Государственный музей Александра Пушкина, также на Пречистенке. Расположенный в капитально перестроенной городской усадьбе Хрущевых-Селезневых, в которой Пушкин не жил и, вероятно, даже никогда не бывал, он предлагает своим зрителям одну переполненную комнату за другой, обставленную так называемыми «старинными предметами», т. е. мебелью, костюмами. и декор 1800–1830-х гг. Этот набор вещей лишь косвенно связан с поэтом: набор стульев, некогда принадлежавший внучке сестры Пушкина; шторы, закрепленные по каталогам декораторов, модные в Евгений Онегин пишется; бальные наряды, надетые на манекены, готовые изображать ухаживающих дам и джентльменов. Память здесь явно сохраняется, хотя и в метонимическом и метафорическом плане. Чудесный творческий всплеск, который Пушкин испытал осенью 1830 года в селе Болдино, отмечен набором фальшивых, переписанных от руки страниц рукописи, падающих каскадом на посетителя с вершины витрины, похожей на Ниагарский водопад. История смерти поэта рассказывается с помощью его гусиного пера, схваченного со стола покойного скорбящим другом, аптечки доктора Арендт, лечившего смертельно раненого дуэлянта, и самовара, принадлежавшего прежде семье Олениных. , в доме которого бывал Пушкин: заварили трубу после того, как поэт скончался. Поскольку трудно понять, как каждый объект связан с тем, кем был Пушкин и что он писал, наймите гида, который проведет для вас вдохновенную экскурсию по помещению. В последний раз, когда я заходил, молодую женщину инструктировали о людях, портреты которых окружали портреты родителей Пушкина. — Они все друзья семьи, — успокаивающе говорил проводник. — О, и этот человек тоже? Жан-Жак Руссо?» — спросила дама, просто чтобы поддержать разговор.

Когда утомляет обилие исторических, но не совсем мемориальных объектов, садитесь на метро до Арбата (ст. м. Смоленская). Там вы увидите квартиру, которую Пушкин снял на четыре месяца в 1831 году, вскоре после женитьбы на своей ангельской восемнадцатилетней невесте Наталье Гончаровой, за честь которой ему в конце концов пришлось бы встать и умереть. Этот Пушкинский музей открылся относительно недавно, в 1999 году, и он очень лаконичен и лаконичен. Будьте в гостях у молодоженов, представьте их в том уголке, где солнце очертило на паркете теплый янтарный круг: его рука на ее талии, ее голова на его плече. Пустые комнаты разворачиваются перед вами, как беззаботная пока жизнь, полная надежд. Подойдите поближе к окнам, выгляните на одну из самых известных улиц города, где бурлит жизнь: флаеры, болтливые подружки в уличных кафе, бренчащие музыканты, случайный медведь на цепи, которого тянет недобросовестный укротитель животных. Арбат течет рекой. Или, как пел другой его обитатель, Булат Окуджава, он всегда рядом, как зов, — радость и горе сливаются воедино.

Нельзя сказать, что вы видели большинство домов московских писателей, не посетив музей Тургенева на Остоженке, последнее приобретение города в отделе литературных памятников. Дом когда-то принадлежал матери Ивана Тургенева, Варваре Петровне, прообразу отвратительной помещицы и крепостника, заставившей своего немого слугу Герасима утопить его единственного верного друга, отважного дворнягу Муму. Деревянный особняк, известный как «Дом Муму», много раз переходил из рук в руки. После пост-19После национализации в нем находилось сначала множество коммуналок, а затем предприятие по производству спортивной одежды. Неудивительно, что, когда в ноябре 2018 года Владимир Путин приехал на открытие отреставрированного Московского музея Тургенева к двухсотлетию писателя, он не переставал удивляться сохранности дома, а не его экспонатам (большая часть которых организована по принципу «подбери и замени»). «Сохранился чудесным образом в центре Москвы! Это акт провидения, чудо! Слава богу, у нас есть это здание, и мы могли бы сделать здесь выставку, установить мемориал», — сказал Путин. Мы не часто слышим его таким взволнованным, не так ли?

Путин прав: России часто требовалось чудо, чтобы спасти свою культурную память от уничтожения. В Москву его доставил Владимир Бонч-Бруевич, которому довелось работать с Толстым над переселением русских неправославных сектантов в Канаду, прежде чем он стал помощником Ленина и одним из первых коммунистических бюрократов в стране. Первоначально заинтересованный в сохранении только наследия Толстого, в 1934 году Бонч получил благословение правительства на создание Государственного литературного музея — учреждения, которое увековечило бы память всех писателей, приемлемых для режима. Наделенный неограниченным запасом средств Совета Народных Комиссаров, он отправился скупать рукописи, переписку, библиотеки, портреты и личные вещи умерших и живых авторов, собрав в течение шести-семи лет невиданную коллекцию архивный материал. Сотни ящиков с бумагами и произведениями искусства, разбросанных по нескольким хранилищам, хватило бы на то, чтобы снабдить памятными вещами десяток домов писателей. Детище Бонча процветало; были показы, посвященные Пушкину, Герцену, Некрасову и поэтам-революционерам, журнал и альманах, даже передвижные выставки, рассылаемые по заявкам в школы и колхозы. Если у кого, то только у наследников писателей были причины жаловаться: их часто либо заставляли продавать фамильные бумаги, либо получали недостаточную плату за свои сокровища.

Москва — город мертвых писателей. Куда ни глянь, они везде

Подозревая всякого рода чудотворцев, атеистическое советское государство в конце концов погасило огонь Бонча и поставило других людей к воздвигнутому им с таким усердием литературному алтарю. В 1938 году шеф НКВД Лаврентий Берия решил разгребать все архивы под видом своего агентства — советской тайной полиции. Это был постепенный процесс, но к 1941 году Бонч, которому повезло остаться в живых, был освобожден как от своей коллекции, так и от директора музея. Тем не менее собранные им рукописи легли в основу Государственного архива литературы и искусства, ныне Мекки для ученых, а у Музея литературы образовалось двенадцать филиалов — одни в столице России, другие в ее провинции. Если вы хотите продолжить экскурсию по литературным местам Москвы, постарайтесь не пропустить работающие под ее эгидой мемориальные дома Лермонтова, Герцена, Чехова, Достоевского, Пастернака и Чуковского, а также музеи, посвященные Алексею Толстому и Анатолию Луначарскому, первым советским комиссар просвещения.

И не есть ли своеобразная ирония судьбы, что особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке, в котором когда-то располагался Московский музей игрушки, был выделен музею Владимира Маяковского, «нашего всего» 1920–1930-х годов? Квартиру Пушкину дали лишь позже, что можно рассматривать как оскорбление, соответствующее требованию Маяковского и других художников-авангардистов сбросить его с «парохода современности». Тем временем правительство, любившее играть с русским замком памяти, решило, что население должно почтить память футуриста на Лубянке, улице, где застрелился Маяковский, а также по адресу окровавленного штаба НКВД. Этот литературный памятник — агитплакаты, зажигательные пробольшевистские стихи — единственный остался на вооружении в Москве во время Второй мировой войны, возможно, из-за того, что сам Сталин называл Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей эпоха». В 19Однако в 89 году отреставрированный музей Маяковского на Лубянке нанес визуальный и повествовательный удар по тоталитарной эстетике, душившей страну. Спиральная инсталляция в центре пустотообразного выставочного зала уводила посетителей на вершину творчества поэта, в его «лодкообразную» комнату, украшенную портретами Велимира Хлебникова, Владимира Бурлюка, Всеволода Мейерхольда и других. литературные и художественные нонконформисты.

Деяния провидения, чудеса, мечты… В конце 19В 80-х и начале 1990-х такие ранее запрещенные писатели, как Марина Цветаева и Александр Солженицын, начали свой путь обратно к российскому читателю. Литературным журналам, наконец, разрешили печатать свои малоизвестные произведения, а издатели могли выпускать массовые издания известных текстов, такие как тома стихов или Архипелаг ГУЛАГ , ранее циркулировавшие только в там и самиздате. Появились новые памятники и мемориальные доски: Мандельштаму, Платонову, Ахматовой. Теперь мы можем посетить и последний дом Цветаевой в Москве, крохотную виллу, спрятанную подмышкой в ​​Борисоглебском переулке (станция метро «Арбатская»), и знаменательный «Дом русской эмиграции», также известный как библиотека Солженицына, где хранится эмигрантская художественная литература и документальная проза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *