Лермонтов о свободе стихи: Стихи о свободе Михаила Лермонтова. Читать стихотворения о свободе Михаила Лермонтова на портале «Культура.РФ»

Стихи Лермонтова о свободе — Стихи, картинки и любовь

Унылый колокола звон
В вечерний час мой слух невольно потрясает,
Обманутой душе моей напоминает
И вечность и надежду он.
И если ветер, путник одинокой,
Вдруг по траве кладбища пробежит,
Он сердца моего не холодит:
Что в нем живет, то в нем глубоко.
Я чувствую — судьба не умертвит
Во мне возросший деятельный гений;
Но что его на свете сохранит
От хитрой клеветы, от скучных наслаждений,
От истощительных страстей,
От языка ласкателей развратных
И от желаний, непонятных
Умам посредственных людей?
Без пищи должен яркий пламень
Погаснуть на скале сырой:
Холодный слушатель есть камень,
Попробуй раз, попробуй и открой
Ему источники сердечного блаженства,
Он станет толковать, что должно ощутить;
В простом не видя совершенства,
Он не привык прекрасное ценить,
Как тот, кто в грудь втеснить желал бы всю природу,
Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу.

*****

Воля

Моя мать — злая кручина,
Отцом же была мне — судьбина,
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди
Прижаться;
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться.
Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать — степь широкая,
А мой отец — небо далекое;
Они меня воспитали,
Кормили, поили, ласкали;
Мои братья в лесах —
Березы да сосны.
Несусь ли я на коне, —
Степь отвечает мне;
Брожу ли поздней порой, —
Небо светит мне луной;
Мои братья в летний день,
Призывая под тень,
Машут издали руками,
Кивают мне головами;
И вольность мне гнездо свила,
Как мир — необъятное!

*****

Соседка

Не дождаться мне видно свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей!
И у двери стоит часовой!
Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки!. .
Мы проснулись сегодня с зарей,
Я кивнул ей слегка головой.
Разлучив, нас сдружила неволя,
Познакомила общая доля,
Породнило желанье одно
Да с двойною решеткой окно;
У окна лишь поутру я сяду,
Волю дам ненасытному взгляду…
Вот напротив окошечко: стук!
Занавеска подымется вдруг.
На меня посмотрела плутовка!
Опустилась на ручку головка,
А с плеча, будто сдул ветерок,
Полосатый скатился платок,
Но бледна ее грудь молодая,
И сидит она долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая,
Всё тоскует по воле, как я.
Не грусти, дорогая соседка…
Захоти лишь — отворится клетка,
И, как божии птички, вдвоем
Мы в широкое поле порхнем.
У отца ты ключи мне украдешь,
Сторожей за пирушку усадишь,
А уж с тем, что поставлен к дверям,
Постараюсь я справиться сам.
Избери только ночь потемнея,
Да отцу дай вина похмельнея,
Да повесь, чтобы ведать я мог,
На окно полосатый платок.

*****

Сосед

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный,
Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь — а после тайной.
Когда зари румяный полусвет
В окно тюрьмы прощальный свой привет
Мне умирая посылает
И, опершись на звучное ружье,
Наш часовой, про старое житье
Мечтая, стоя засыпает,
Тогда, чело склонив к сырой стене,
Я слушаю — и в мрачной тишине
Твои напевы раздаются.
О чем они — не знаю; но тоской
Исполнены, и звуки чередой,
Как слезы, тихо льются, льются…
И лучших лет надежды и любовь
В груди моей всё оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей,
И кровь кипит — и слезы из очей,
Как звуки, друг за другом льются.

*****

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
— На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

*****

Пленный рыцарь

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

*****

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем,
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

*****

Новгород

Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?. . Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!..
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!..
Есть бедный град,* там видели народы
Всё то, к чему теперь ваш дух летит.
__________________________________

* «Бедный град» — древний Новгород, общественное устройство которого воспевалось декабристами. Предполагают, что стихотворение представляет собой замаскированное обращение к сосланным участникам декабрьского восстания.

Сочинение Тема свободы в лирике Лермонтова

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Тема свободы в лирике Лермонтова

Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве.

О свободе Михаил Юрьевич говорит  в разных стихах, сложно разделить его творчество на «о свободе» и «о другом». Однако можно найти несколько стихотворений именно о свободе.

Часто Лермонтов говорит о вольных славянах. Например, что их колокола звенели только свободе. Естественно, в те времена нужно было защищаться от ига. В стихотворении «Новгород» автор упрекает сынов славян, что они мужество потеряли.

Также тема свободы проявляется в стихотворениях об отдельной личности. К примеру, «Листок». Здесь растения одушевлены. Лист дуба оторвала буря, а в своих свободных странствиях он засох. Стал проситься к молодому деревцу на берегу моря, как к девушке. Но она гордо отказала: зачем ей этот странник с его историями? Вот, у такой воли есть обратная сторона. Нет гарантии, что страннику дадут приют.   

Свободу ярче чувствуешь, если её не хватает. Вот «Узник» Лермонтова мучается за «решеткой». Он призывает дать ему коня, чтоб спастись, но на деле герой дома – просто одинок.

В стихотворении «Соседка» герой обращается к прекрасной пленнице с просьбой вместе бежать, придумывает план, сравнивает их с птицами в клетке.  Есть и стихотворение «Сосед», где узник просто смотрит на своего собрата – уже без особой надежды на освобождение.

В обоих стихах подробно описывается тюрьма с её сырыми стенами, холодом, темнотой, надзирателями… И «Пленному рыцарю» из подземелья только смерть видится освобождением.  И всё же, как признаётся автор, в груди живы чувства, кровь кипит, мыслей много, и они уносят любого узника на свободу. Мысли в темницу не посадить!  

В «Воле» герой беден и свободен, у него, собственно, ничего и нет, кроме воли. Зато, он общается со степью, со всей природой, даже деревья ему – братья. Опять странный момент того, что свобода несёт с собой одиночество.   

Эта важнейшая тема проявляется во всем творчестве Лермонтова. Герои его часто лишены её, но, как говорится в стихотворении «М.П. Соломирской», свобода приходит, даже если герой в заточении, приходит, благодаря мечте.

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

Тема свободы занимает одно из главных мест в лирике Лермонтова. Это поэма «Мцыри», стихотворения «Узник», «Белеет парус одинокий…», «Тучи». Поэт хочет обрести свободу и покой.

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Вот погода наладилась. И появился луч солнца. Но это не нравится одинокому моряку. Он опять хочет кинуться в бурю. Там ему спокойнее, там ему никто не мешает, никто не докучает. Видимо, в буре для него лучше, чем на твёрдой земле. Это как надо было «достать» человека, что он готов мотаться по бурлящему морю на утлом судёнышке?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

Человека нельзя лишать свободы. Без неё он чахнет, как цветок без живительной влаги.

Вот красавица черкешенка Белла из повести «Максим Максимыч». Она угасала и чахла на глазах. Максим Максимыч и гулял с ней, и относился как к дочери. Но «выдернутая», как цветок, из родной земли, даже при хорошем уходе и заботе, она погибает.

Точно также, как погибает без свободы мальчик-горец из поэмы «Мцыри». Да, монахи спасли его, выходили, вырастили. Но его свободолюбивая натура не может смириться с аскетичной жизнью в монастыре. Там надо жить по распорядку, подавлять свои инстинкты и желания.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.

Стихотворение «Узник»  было написано перед ссылкой, практически, когда поэт находился под арестом. В нём тоже красной нитью проходит тема свободы.

А «Тучи» раскрывают, что подразумевает Лермонтов под словом «свобода». Это значит мыслить, мечтать, не зависеть от мнений и устоев, принятых в обществе.

3 вариант

В каждом произведении Лермонтова затронута тема свободы. В основном свобода упоминается в стихотворениях поэта. Михаил Юрьевич как будто сам ищет свободу, все герои его произведений заточены в “клетке”, лишены свободы. Возможно, на произведения повлияла ссылка поэта, он бесконечно желает вырваться на свободу, чем медленно погибать в сырой темнице. Михаил Лермонтов очень разносторонний поэт, но, несомненно, тема свободы была основной. Лермонтов не боится выражать своё отношение к свободе в произведениях, показывать чувства. Свою любовь, близость к Кавказу он никогда не скрывал, а наоборот старался показать читателю. Свободный народ Кавказа воодушевляет Лермонтова, эта любовь проявляется в поэме и стихотворениях.

Горы Кавказа, чистый воздух, равнины, люди  оставили глубокий след в его жизни.

Михаил Лермонтов точно определил для себя, в чем будет заключение произведений, какой в них смысл, что нужно донести до читателя. Он не пытался быть похожим на других писателей, у которых была одна одинаковая тема. Он стремится к высшим чувствам, совершенству, взаимосвязи между людьми. Настоящее счастье для человека — свобода. Герои произведений Лермонтова между собой взаимосвязаны, у них есть что-то общее. Они также как и сам автор протестуют против общественного мнения, жестокости, несправедливости, и т.д. Детские годы оказали влияние на творчество молодого поэта. Одиночество, разлука, вечная борьба, без которой не обходится ни одна поэма или стихотворение. Именно для молодого поколения Лермонтов  пытается научить ценить время, свободу, любовь к Родине. Ему не нравилось то, как молодые люди беспечно относятся к жизни, отсутствие целеустремлённости, проводят время в одиночестве. Большинство из его стихотворений посвящены людям, оставшимся в одиночестве.

Лермонтов был военным человеком, и соответственно писал стихи посвящённые отчизне. Он писал о несправедливости в царской России,  общественность была категорически настроена против него, но поэт остался при своем мнении. Лермонтов так же как и его герои произведений вольный человек, любящий Родину, волевой характер, гордость и одиночество соединились в одном человеке. С одной стороны Лермонтовские герои романтичные, а с другой стороны они проявляют упорство, борьбу за то, во что верят. Для Лермонтова свобода это что-то большее, что-то предназначенное свыше. Без свободы нет настоящей жизни. Свобода — основная тема многих произведений Михаила Леомонтова.

Также читают:

← Особенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова ← Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича↑ ЛермонтовСочинение по роману Герой нашего времени → Образ и характеристика Мцыри →

Картинка к сочинению Тема свободы в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Четыре дня Гаршина

    Читаемое и по сей день произведение «Четыре дня» написано известным русским писателем Всеволодом Михайловичем Гаршиным. Анализ данного творения представлен в этой статье.

  • Анализ повести Старосветские помещики Гоголя

    Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.

  • Сочинение Анализ рассказа Гриша Чехова

    Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.

  • Образ и характеристика Доримены в комедии Мольера Мещанин во дворянстве сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является маркиза Доримена, представляющая собой вдовствующую представительницу аристократического круга.

  • Характеристика Самсона Вырина и Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина

    Самсона Вырина и Дуню можно назвать главными персонажами в данном произведении. Александр Пушкин мастерски описывает действия, которые показывают их характеры в непростых ситуациях, а также ставит основной акцент на том

Статья о михаиле+лермонтове из The Free Dictionary

Михаил+лермонтов | Статья о михаиле+лермонтове в The Free Dictionary Михаил+Лермонтов | Статья о Михаиле+Лермонтове в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

Михаил Лермонтов

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Михаил Евдокимов
  • Михаил Южный
  • Михаил Юнков
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Михаила Юрьевича Лермонтова
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Михаил Юрьевич Попов
  • Михаил Юзефович
  • Михаил Задорнов
  • Михаил Загоскин
  • Михаил Загоскин
  • Михаил Зайцев
  • Михаил Захаревич Бочоридзе
  • Михаил Захарович Бондаренко
  • Михаил Залесский
  • Михаил Завадовский
  • Михаил Земцов
  • Михаил Земцов
  • Михаил Зенкевич
  • Михаил Жаров
  • Михаил Жаров
  • Михаил Жуков
  • Михаил Жванецкий
  • Михаил Зимянин
  • Михаил Зощенко
  • Михаил Зощенко
  • Михаил Зощенко
  • Михаил Зурабов
  • михаил+лермонтов
  • Михаил, князь Абхазский
  • Михайличенко Иван
  • Михайличенко Иван Харламович
  • Михайлин Владимир
  • Михайлин Владимир Васильевич
  • Михайло Олелькович
  • Михайло Щербатов
  • Михайло-Коцюбинское
  • Михайлов
  • Критерий Михайлова
  • Михайловский полуостров
  • Михайлов Адриан
  • Михайлов Адриан Федорович
  • Михайлов Александр
  • Михайлов Александр Александрович
  • Михайлов Александр Дмитриевич
  • Михайлов Борис
  • Михайлов Борис Михайлович
  • Михайлов Христо
  • Михайлов Лев
  • Михайлов Лев Михайлович
  • Михайлов Максим
  • Михайлов Максим Дормидонтович
  • Михайлов Михаил
  • Михайлов Михаил Ларионович
  • Михайлов, Николай
  • Михайлов Николай Александрович
  • Михайлов Николай Иванович
  • Михайлов Николай Николаевич
  • Михайлов, Спиридон
Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Макайри — Вики | Золотой

История создания

Автограф поэмы «Мцыри» (1-я страница)

Сюжет поэмы взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о происхождении идеи поэмы, изложенной в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова. Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал рассказ, который впоследствии лег в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, бродя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся… на одинокого монаха во Мцхете… Лермонтова… узнал от него, что он горец, попавший в плен в качестве ребенка от генерала Ермолова…Генерал взял его с собой и оставил больного мальчика с монастырским братством.Он там вырос;он долго не мог привыкнуть к монастырю;тосковал по нему и делал попытки бежать в горы. Последствием одной такой попытки стала длительная болезнь, доведшая его до края могилы…». Эта интересная история произвела впечатление на Михаила Юрьевича и, вероятно, послужила толчком к созданию «Мцыри».

В настоящее время невозможно установить, насколько достоверны сведения, сообщаемые Висковатовым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват горских детей русскими во время Кавказской войны был довольно распространенным явлением. Лермонтову мог быть известен и другой подобный пример: несчастливая судьба русского художника Петра Захарова, чеченца по национальности, мальчиком попавшего в русский плен к тому же генералу А. Ермолову. С. Степанов в связи с этим в 2004 г. отмечал: «Сейчас многие (и мы) считаем, что прототипом лермонтовского Мцыри был Петр Захаров»[3].

Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва богатыря с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песни о тигре и юноше, тема которой отражена и в поэме Шота Руставели» Рыцарь в тигровой шкуре».

Сначала стихотворение называлось «Бери» с пометкой: «Бери, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Первоначально оно читалось: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого одно отечество»), но позже Лермонтовым было изменено на строки из 14-й главы 1-й Книги Царств: «Вкушая немного меда, и вот, я умираю». Это библейское изречение несет в себе символическое значение нарушения. Название также было изменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» стихотворение вошло под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцири» (груз. მწირი) имеет двоякое значение: в первом — «послушник», «монах, не служащий», а во втором — «чужой», «иностранец», приехавший добровольно или привезенный насильно с чужбины, одинокий человек без родных, любимых.

Помимо эпиграфа и названия, Лермонтов переработал содержание произведения. В частности, поэт исключил из первоначального издания несколько фрагментов. Некоторые стихи писатель, видимо, был вынужден вычеркнуть по цензурным соображениям. Например, были удалены строки, в которых Мцырыри упрекает Бога за то, что он «дал ему тюрьму вместо родины». Среди прочего, Лермонтов убрал из произведения строки, в которых содержалось описание горцев — соотечественников Мцыри, в том числе и его отца, представших герою в его бреду грозными всадниками, сражающимися за свою свободу.

Поэма окончательно закончена автором, согласно записи на обложке тетради Лермонтова: «1839 5 августа». Через год оно было напечатано и стало одним из двух стихотворений (другим была «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и купце Калашникове»), вошедших в его прижизненный сборник стихов.

Участок

Где, сливаясь, шумя,

Обнявшись, словно две сестры,

Ручьи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, попавшего в плен к русскому генералу. Он взял его с собой, но милый ребенок заболел. Монахи соседнего монастыря сжалились над маленьким узником и оставили его жить в монастыре, где он вырос. Так юный Мцыри был обречен на жизнь вдали от родины и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью заключенного. Мальчик все время тосковал по родине. Но постепенно он как бы свыкся с «неволей», выучил иностранный язык, был готов принять иную традицию, где, казалось, чувствовал себя как дома, крестился и собирался принять монашеский постриг. И в этот самый момент как бы из глубины сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный психический импульс, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом, убегает из монастыря. Он бежит неизвестно куда. Чувство воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отнято неволей: память о детстве. Он вспоминает родную речь, родную деревню и лица своих близких — отца, сестер и братьев.

Анализы и рецензии

В поэме «Мцыри» действие разворачивается на Кавказе, вошедшем в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бескрайней свободы и дикой вольности, где человек противостоит силам природы, которые Известно, что он превосходит его, пространство бесконечных приключений, битв с природой и битв с самим собой.

Мцыри» отражают обычные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя с родины, где его не понимают и не узнают, в далекие неведомые края. Но ситуация развивается в обратном порядке: герой бежит не с родины, а на родина для него таинственная и неизвестная, так как он был взят оттуда слишком молодым, и в памяти его почти нет воспоминаний о ней.0005

«Мцыри» как романтическая поэма о богатыре-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернецы» (1825) И. И. Козлова, написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, произведения имеют разное идейное содержание. Прослеживается связь с декабристской литературой и поэзией Иоганна Вольфганга Гёте. Кроме того, «Мцыри» повторяет многие мысли и отдельные стихи из более ранних стихотворений Лермонтова, в частности «Исповеди» и «Боярыня Орша».

«Исповедь Мцыри» Л. О. Пастернака, 1891

Многим современникам Лермонтова запомнилось другое стихотворение — «Шильонский узник» Байрона в переводе Жуковского. Белинский писал, что стих «Мцыри» «звучит и падает рывками, как удар меча, поражающего свою жертву. Его упругость, энергия и звонкое, монотонное падение находятся в удивительной гармонии с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей природы и трагическое положение героя поэмы»[6]. Но герой Байрона противостоит миру и ненавидит людей. Герой Лермонтова, напротив, стремится к людям.

Особое место в поэме отведено природе. Здесь это не просто живописный фон, а действующая сила, олицетворяющая грозную опасность. И в то же время приносит радость от наслаждения его неповторимой красотой, дикой свободой и позволяет герою полностью проявить себя. В нем — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.

Образ монастыря в поэме является символом действительности, враждебной природной естественности и простоте, которым противостоит Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что природа человека есть залог возможной гармонии, а общество, наоборот, источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как социальной норме и трагическая неспособность героя реализовать свое стремление к ней.

«Мцыри» написано квадратным ямбом с исключительно мужской рифмой.

Произведение получило самые высокие оценки современников поэта и литературоведов. Сохранились воспоминания о прочтении «Мцыри» самим автором.

Описано А. Муравьевым в его книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871, стр. 27): «Случилось мне однажды, — пишет А. Муравьев, — в Царском Селе застать лучшую минуту своего вдохновения «…Летним вечером я подошел к нему и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, особенно выразительными в нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *