Леонардо да винчи ученый и художник презентация: Презентация «Леонардо да Винчи — изобретатель»

Леонардо да Винчи — презентация онлайн

Леонардо
да Винчи
Изобретения
Биография
Картины
Мыслитель
Медицина
Леонардо да Винчи
На исходе Средневековья в Италии
взошла звезда, озарившая все
последующее развитие европейской
цивилизации. Живописец, инженер,
механик, плотник, музыкант, математик,
изобретатель — вот далеко не полный
перечень его граней. Археолог,
метеоролог, астроном, архитектор… Все
это — Леонардо да Винчи. Он опередил
свое время на несколько веков вперед.
Окруженный легендами еще при жизни,
Леонардо — символ безграничных
устремлений человеческого разума.
Биография
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в
живописном городке Винчи. Его родителями были 25летний нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. Первые
годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Затем
Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался
воссоздать ее образ в своих шедеврах.
Городок Винчи
близ
Флоренции
Отец Леонардо прожил 78 лет. Он
пытался приобщить Леонардо к
семейной профессии, но
безуспешно: сын не интересовался
законами общества.
Дом, в котором жил
Леонардо в детстве.
Автограф
Леонардо
Пока отец был на работе, мальчика
воспитывал его дядя Франческо. Он
был философ по складу мышления и
бездельник по роду занятий. Дух
свободы, с детства привитый
Леонардо легкомысленным
мечтателем Франческо, возможно,
побуждал впоследствии художника
бросать незавершенные шедевры и
устремляться к новым вершинам.
В четырнадцатилетнем возрасте
Леонардо был отдан обучаться в
мастерскую Веррокьо, которая находилась в
интеллектуальном центре тогдашней Италии,
городе Флоренции, что позволило Леонардо
обучиться гуманитарным наукам, а также
приобрести некоторые технические навыки.
Он изучил черчение, химию, металлургию,
работу с металлом, гипсом и кожей.
Помимо этого юный подмастерье занимался
рисованием, скульптурой и моделированием.
В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо
да Винчи получает квалификацию мастера
в Гильдии Святого Луки.
Мастерская
Веррокьо
У Леонардо было много друзей и учеников.
У него была собственная мастерская во
Флоренции
в 1476—1481 годах.
В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей
жизни большой заказ — алтарный образ
«Поклонение волхвов» для монастыря,
находящегося неподалёку от Флоренции.
В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари,
очень талантливым музыкантом,
создал серебряную лиру в
форме конской головы.
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского
короля и поселился в его замке Кло-Люсе. Во Франции
Леонардо почти не рисовал, а занимался, планированием
нового дворца в Роморантане при задуманном изменении
речного русла, проектом канала между Луарой и Соной,
главной
двухзаходной
спиральной
лестницей
в
замке Шамбор.
За два года до смерти у мастера онемела правая
рука, и он с трудом передвигался без посторонней
помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний
Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он
оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении
учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам
Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I,
своего близкого друга.
Памятник Леонардо да Винчи
Памятник Леонардо да Винчи установлен
посреди площади Ла Скала в 1872 году.
Работа скульптора Пьетро Маньи.
Памятник представляет собой постамент,
на котором стоит Леонардо да Винчи.
Ниже Леонардо да Винчи находятся
четверо его учеников.
г. Милан, площадь
Ла Скала
Картины
Нашим современникам Леонардо в
первую очередь известен как художник.
Однако сам да Винчи в разные периоды
своей жизни считал себя в первую очередь
инженером или учёным. Он отдавал
изобразительному искусству не очень много
времени и работал достаточно медленно.
Поэтому художественное наследие
Леонардо количественно не велико, а ряд
его работ утрачен или сильно повреждён.
Однако его вклад в мировую
художественную культуру является весьма
важным даже на фоне большого числа
выдающихся людей, которое дало
Итальянское Возрождение.
Леонардо да Винчи
Портрет госпожи Лизы
Джокондо
Мона Лиза, 1503—1519
«Мона Лиза», она же «Джоконда» — картина
Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре одно
из самых известных произведений живописи в
мире, которое, как считается, является
портретом Лизы Герардини, супруги торговца
шёлком из Флоренции Франческо дель
Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо
да Винчи писали о месте, которое занимала эта
картина в творчестве художника. От работы над
«Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как
это было со многими другими заказами. Он
потратил на него значительное время и,
покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с
собой во Францию в числе некоторых других
избранных картин. Да Винчи испытывал
особенную привязанность к этому портрету, а
также много размышлял во время процесса его
создания.
«Портрет музыканта» — сильно
переписанная в позднейшее
время и неоконченная картина
кисти великого итальянского
художника Леонардо да Винчи,
хранящаяся в миланской
Пинакотеке Амброзиана.
Картина начата художником на
рубеже 90-х годов XV века.
Портрет музыканта
«Дама с горностаем» (итал. Dama con
l’ermellino) — картина, принадлежащая
кисти Леонардо да Винчи. По мнению
многих исследователей, это портрет
Чечилии Галлерани.
Дама с горностаем
Изобретения
Леонардо да Винчи — одна из
самых многогранных личностей в
истории
эпохи
итальянского
Возрождения. О нем написано
очень много, но до сих пор он
является
самой
загадочной
фигурой
того
времени.
Он
прославился
как
великий
художник,
но
больше
всего
поражают
его
удивительные
изобретения.
При
детальном
изучении
теоретических трудов да Винчи, ученые
доказали, что изобретателем вертолета,
парашюта, автомобиля является именно
Леонардо да Винчи.
Сделанные да Винчи открытия и
изобретения, самых значимых из
которых более полусотни, охватывают
все
области
знания,
полностью
предвосхищая основные направления
развития современной науки.
В те времена люди мечтали летать как птицы. Но
Леонардо да Винчи не просто хотел этого, он начал работу
над разработкой аппаратов, которые смогли бы поднять
человека в небо. Сначала он создал то, что сегодня считается
прототипом вертолета. В его эскизах был изображен винт,
который мог быть приведен в действие силой четырех
человек.
Вскоре Леонардо да Винчи решил
обратиться к проверенному способу
полета. Для этого он стал тщательно
изучать
анатомическое
строение
стрекозы и её крыльев, а со
временем спроектировал большое
«крыло стрекозы». Он установил,
что длина крыльев для полета
человека должна быть не менее 12
метров. Но и эта попытка потерпела
крах.
.
После этого. Леонардо да Винчи приступил к разработке
другой летательной машины, которая была чем-то похожа на
современный парашют. Он прикреплялся к спине человека
таким образом, чтобы он мог маневрировать во время полета.
Но и этот аппарат не взлетел. Только через несколько сотен
лет этот чертеж был преобразован в парашют.
Одно из самых известных изобретений Леонардо — деревянный
«автомобиль», приводимый в движение энергией двух плоских
пружин. Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как
теперь считают, было предназначено для театрализованных
представлений. Например, для торжественного выезда на сцену
без каких-либо веревок и без посторонней помощи. Это должно
было производить на зрителей сильное впечатление.
При детальном ознакомлении с
деревянным «автомобилем» был
обнаружен придуманный
Леонардо тормоз специалисты в области
автомобилестроения считают,
что изобретение тормоза для
автопрогресса оказалось едва
ли не важнее, чем создание
двигателя внутреннего сгорания.
Леонардо да Винчи — человек, чьи
изобретения, безраздельно принадлежат как
прошлому, настоящему, так и будущему
человечества. Он жил, опережая время, и
если хотя бы малая часть того, что он
изобрел, была воплощена в жизнь, то
история Европы, а возможно и мира, была
бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали
бы на автомобилях и пересекали бы моря
на подводных лодках.
Леонардо
да
Винчи
обогатил
проницательными
наблюдениями
и
догадками почти все области знания. Но
как удивился бы гений, узнай он, что
многочисленные
его
изобретения
используются даже спустя века после его
рождения.
Медицина
В течение своей жизни Леонардо да
Винчи сделал тысячи заметок и
рисунков,
посвященных
анатомии,
однако не опубликовал своих работ.
По мнению профессора клинической
анатомии Питера Абрамса, научная
работа да Винчи обогнала свое время
на 300 лет и во многом превосходила
знаменитую «Анатомию Грея».
Леонардо
подходил
к
изучению
анатомии
как
настоящий
естествоиспытатель — так мы оцениваем
его в наши дни. Однако труд этого
гениального человека, который мог бы
получить многие из лавров, доставшихся
Везалию, остался незавершенным.
Когда в 1543 г. появилось великое произведение Везалия, труд
Леонардо не был известен миру и оставался неизвестным еще
долгое время.
Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной
науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов —
исследователей человеческого организма.
Мыслитель
Леонардо да Винчи проявил себя и как
мыслитель.
Огромное
литературное
наследие
Леонардо да Винчи дошло до наших дней
в
хаотическом
виде,
в
рукописях,
написанных левой рукой. Хотя Леонардо
да Винчи не напечатал из них ни строчки,
однако в своих записях он постоянно
обращался к воображаемому читателю и
все последние годы жизни не оставлял
мысли об издании своих трудов.
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых
предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения
в записную книжку, которую постоянно носил при себе.
Итогом стал своеобразный дневник, подобного которому нет
во всей мировой литературе. В совокупности записи этих 120
книжек
представляют
материалы
для
обширнейшей
энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих
мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка
его записей не выполнена до сих пор.
Леонардо
да
Винчи
восхищал
современников
красотой
и
выразительностью
своей
речи
(по
преданию
он
был
хорошим
импровизатором), но не считал себя
литератором и писал, как говорил; его
проза поэтому — образец разговорного
языка интеллигенции XV века, и это
уберегло её в целом от искусственности и
велеречивости,
присущей
прозе
гуманистов.
Притчи и сказки Леонардо:
«Бритва», «Верблюд и хозяин», «Гусеница», «Кремень и огниво»,
«Луна и устрица», «Мельник и осел», «Мотылек и пламя»,
«Огонь и котелок», «Орех и колокольня», «Паук в замочной
скважине», «Пламя», «Справедливость», «Язык и зубы», «Каштан
и смоковница»
Леонардо да Винчи-
Леонардо да Винчи
итальянский художник (живописец,
скульптор, архитектор) и учёный
(анатом, естествоиспытатель),
изобретатель, писатель, один из
крупнейших представителей
искусства Высокого Возрождения,
яркий пример «универсального
человека»
Он буквально перевернул
представление людей во всех
аспектах жизни.
Он поистине заслуживает того, чтобы
его назвали
величайшим деятелем своей эпохи!

Леонардо да Винчи | Презентация к уроку по истории (4 класс):

Слайд 1

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Слайд 2

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — ВЕЛИКИЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ,ЖИВОПИСЕЦ, СКУЛЬПТОР, АРХИТЕКТОР, УЧЁНЫЙ , ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ, ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. РОДИЛСЯ 15 АПРЕЛЯ 1452 Г. В ГОРОДЕ ВИНЧИ, БЛИЗ ФЛОРЕНЦИИ ЛЕОНАРДО НЕ ИМЕЛ ФАМИЛИИ; «ДА ВИНЧИ» ОЗНАЧАЕТ ПРОСТО «РОДОМ ИЗ ГОРОДКА ВИНЧИ» . ПОЛНОЕ ЕГО ИМЯ — ЛЕОНАРДО ДИ СЕР ПЬЕРО ДА ВИНЧИ ТО ЕСТЬ «ЛЕОНАРДО, СЫН ГОСПОДИНА ПЬЕРО ИЗ ВИНЧИ».

Слайд 3

ЛЕОНАРДО КАК ХУДОЖНИК Уже первые его полотна — «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов» — дали понять, что в Италии появился великий художник. В это же время он глубоко и досконально изучает анатомию человека и животных. Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики. « Благосвещение» «Мадонна Бенуа »

Слайд 4

МОНА ЛИЗА (ДЖОКОНДА) Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза»(1510), творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре. До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Единственным недостатком картины является то, что Мона Лиза лишена бровей. Возможно, это результат излишнего усердия, с которым картину очищали в последующие века, а так же не исключено то, что натурщица могла сама их полностью выщипать, поскольку в те времена это было модно.

Слайд 5

ЛЕОНАРДО КАК ИЗОБРЕТАТЕЛЬ Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил догадками и наблюдениями почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя стольких лет после его рождения. Он создал проект водолазного костюма, акваланг, устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам, спасательный круг, перепончатые перчатки, которые со временем превратились в общеизвестные ласты. Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Исследователи доказали, что именно Леонардо да Винчи принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, пулемет и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

Слайд 6

23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Леонардо оставил после себя огромное количество чертежей, рисунков и дневниковых записей. Весь архив он завещал любимому ученику Франческо Мельци. Мельци всю жизнь готовил документы к публикации, но ранняя смерть помешала его планам. Архив гения распался на части, и смысл записей оказался утраченным. Сохранилось около семи тысяч страниц, исписанных рукой Леонардо. При этом считается, что треть из архива не сохранилась до наших дней. Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Леонардо да Винчи | Биография, искусство, картины, Мона Лиза, рисунки, изобретения, достижения и факты

Леонардо да Винчи: автопортрет

Смотреть все медиа

Дата рождения:
15 апреля 1452 г. Италия
Умер:
2 мая 1519 г. (67 лет) Франция
Известные работы:
«Битва при Ангиари» «Последний ужин» «Леда» «Мона Лиза» «Портрет Джиневры де Бенчи» «Св. Джером” «Мадонна Бенуа» «Дева скал» «Трактат о живописи» «Богоматерь с младенцем и святой Анной»
Механизм/стиль:
Раннее Возрождение Ренессанс
Предметы изучения:
рисование перспектива пропорция анатомия архитектура

См. весь соответствующий контент →

Последние новости

15 марта 2023 г., 13:11 по восточноевропейскому времени (AP)

Итальянский писатель: мать Леонардо да Винчи была рабыней

Итальянский ученый дал свежую пищу для старых дебатов над личностью матери Леонардо да Винчи

Популярные вопросы

Чем известен Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был художником и инженером, который наиболее известен своими картинами, в частности Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (1495–1498). Его рисунок Витрувианского человека

(ок. 1490 г.) также стал культурной иконой. Леонардо иногда считают изобретателем танка, вертолета, парашюта и летательного аппарата, среди других транспортных средств и устройств, но более поздние ученые оспаривают такие утверждения. Тем не менее, записные книжки Леонардо свидетельствуют об остром уме, и его вклад в искусство, включая методы изображения пространства, трехмерных объектов и человеческой фигуры, невозможно переоценить.

Подробнее читайте ниже: Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый

Сколько существует картин Леонардо да Винчи?

Общий объем работ Леонардо да Винчи в живописи на самом деле довольно невелик; сохранилось менее 20 картин, которые можно определенно отнести к нему, и некоторые из них незакончены. Две из его самых важных работ — «Битва при Ангиари» и «Леда» , ни одна из которых не завершена, — сохранились только в копиях.

Подробнее читайте ниже: Искусство и достижения: Живопись и графика

10 известных произведений Леонардо да Винчи

Узнайте, какие из сохранившихся произведений Леонардо да Винчи являются самыми известными.

Каким был Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был описан как человек с добрым, но сдержанным характером и элегантной осанкой. Он был известен своей привередливостью в уходе за собой, аккуратной и подстриженной бородой в более позднем возрасте и одевался в яркую одежду в стиле, отвергающем современные обычаи.

Писатель 16-го века Джорджо Вазари указывал, что Леонардо мало заботился о деньгах, но был очень щедр по отношению к своим друзьям и помощникам. У него был чрезвычайно пытливый ум, и он прилагал огромные усилия, чтобы стать эрудированным в языках, естественных науках, математике, философии и истории, среди других предметов. Записи в его записных книжках предполагают, что он мог быть вегетарианцем, а также есть предположения, что он мог быть геем.

Какой была семья Леонардо да Винчи?

Родители Леонардо да Винчи не были женаты на момент его рождения недалеко от небольшой деревни Винчи в Тоскане. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо никогда не был женат, но у него было много близких отношений с другими художниками и интеллектуалами, а также со своими помощниками.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество

У кого учился Леонардо?

Когда Леонардо было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио дель Поллайуоло, скульптора, художника, гравера и ювелира, который часто работал со своим братом Пьеро. В 1472 г. Леонардо был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 г.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество

Братья Поллайоло

Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Антонио дель Поллайоло и его брате Пьеро, в мастерской которого Леонардо да Винчи работал молодым подмастерьем.

Леонардо да Винчи , (итал. «Леонардо из Винчи») (родился 15 апреля 1452 года, Анкиано, недалеко от Винчи, Флорентийская республика [Италия] — умер 2 мая 1519 года, Клу [ныне Кло-Люсе], Франция ), итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чье мастерство и интеллект, возможно, больше, чем у любого другого деятеля, олицетворяли гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его

Тайная вечеря (1495–1498) и Мона Лиза (ок. 1503–1519) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного поиска и механическую изобретательность, опередившие свое время на столетия.

Узнайте о жизни итальянского художника, архитектора, инженера и гуманиста Леонардо да Винчи

Посмотреть все видео к этой статье

Уникальная слава, которой Леонардо пользовался при жизни и которая, отфильтрованная исторической критикой, не потускнела до наших дней во многом основывается на его безграничном стремлении к знанию, которое руководило всем его мышлением и поведением.

Художник по характеру и способностям, он считал свои глаза главным путем к познанию; Для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно одно сообщало факты опыта немедленно, правильно и достоверно. Отсюда каждое воспринятое явление становилось предметом познания, и saper vedere («умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применял свое творчество во всех областях, где используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел даже дальше этого. Он использовал свой превосходный интеллект, необычайную наблюдательность и мастерство в искусстве рисования для изучения самой природы, направление исследований, которое позволило процветать его двойным занятиям искусством и наукой.

Жизнь и творчество

Ранний период: Флоренция

Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника.

Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где с ним обращались как с «законнорожденным» сыном, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока гораздо позже он не приобрел практические знания о нем самостоятельно. Он также не занимался высшей математикой — высшей геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда начал изучать ее с прилежным упорством.

Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года.

Сохранилось великое множество великолепных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических зарисовок, например, насосов, боевого оружия, механических устройств, которые свидетельствуют о интересе Леонардо к техническим вопросам и его знании даже в начале его карьеры.

Викторина «Британника»

Художники, живописцы и архитекторы

Первый миланский период (1482–1499)

В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — неожиданный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил свои первые крупные заказы от своего родной город Флоренция: незаконченное панно «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для капеллы св. Бернара в Палаццо делла Синьория, которая так и не была начата. То, что он отказался от обоих проектов, кажется, указывает на то, что у него были более серьезные причины покинуть Флоренцию. Может быть, довольно утонченный дух неоплатонизма, царивший во Флоренции Медичи, шел вразрез с ориентированным на опыт умом Леонардо и привлекала его более строгая, академическая атмосфера Милана.

Более того, его, несомненно, привлекал блестящий двор герцога Людовико Сфорца и ожидавшие его там важные проекты.

Леонардо провел 17 лет в Милане, до падения Людовико от власти в 1499 году. Он числился в реестре королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящный, но сдержанный характер Леонардо и элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Пользуясь большим уважением, он был постоянно занят как живописец и скульптор, а также как оформитель придворных празднеств. С ним также часто консультировались в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидравликом и механиком. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества за этот период или за его жизнь в целом, то так и хочется назвать это грандиозной «неоконченной симфонией».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или так и не были выполнены.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Мадонна в скалах» , проектом, который привело к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного Зачатия, которое заказало его, и Леонардо; по неопределенным причинам этот юридический спор побудил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись 9.0053 Тайная вечеря (1495–98) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (для более подробного анализа этого произведения см. ниже Тайная вечеря ). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассэ в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, видимо, и был причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, воздвигнутая в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. В 1493 глиняная модель лошади была выставлена ​​на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления для отливки колоссальной фигуры, которая должна была быть 16 футов (5 метров) в высоту. Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, вместо этого использовали для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудавшегося предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. Последовавшая война превратила глиняную модель в груду руин.

Как мастер-художник, Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов. Среди учеников Леонардо в это время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Оджионо и Салаи. Роль большинства этих соратников неясна, что приводит к вопросу о так называемых апокрифических произведениях Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к единому мнению об атрибуции этих работ.

Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик Открытие в Метрополитен-музее 22 января

Пресс-релиз

Сроки проведения выставки: 22 января – 30 марта 2003 г.
Место проведения выставки: Специализированные выставочные галереи, второй этаж
Предварительный просмотр для прессы: вторник, 21 января, с 10:00 до 12:00

Первая всеобъемлющая выставка рисунков Леонардо да Винчи (1453–1519), когда-либо представленная в Америке, Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик , знаковая международная выставка займов, соберет около 120 работ одного из самых известных мастеров всех времен — самого воплощения ренессансного идеала универсального гения.

На выставке в Метрополитен-музее с 22 января по 30 марта 2003 г. Леонардо да Винчи, главный рисовальщик расскажет о ошеломляющем вкладе Леонардо как художника, ученого, инженера, теоретика и учителя. Собранная из более чем 25 частных и государственных коллекций в Европе и Северной Америке — с беспрецедентными заимствованиями из Королевской библиотеки Виндзорского замка, Музея Лувра и Галереи Академии в Венеции — выставка будет включать в себя множество редко выставляемых работ и поразительное разнообразие типов рисунков, отражающих практически все аспекты художественных и интеллектуальных достижений художника. Особое значение имеют многочисленные этюды некоторых из его самых известных картин, в том числе Богородица с младенцем и святой Анной , Поклонение волхвов , Тайная вечеря и ныне утерянная Битва при Ангиари , а также экстраординарный кредит Музеев Ватикана « Святой Иероним молится в Wilderness , незаконченная картина, на которой изображена большая часть оригинального наброска художника. Всеобъемлющая по масштабу выставка также включает в себя многие знаменитые исследования Леонардо в области анатомии и растений, а также проекты машин. Кроме того, подборка из примерно 25 рисунков его учителя Андреа дель Верроккьо и его окружения, а также учеников и последователей Леонардо послужит контекстом для наследия великого художника.

Выставка организована Morgan Stanley.

Дополнительную поддержку оказал Национальный фонд искусств.

Федеральный совет по искусству и гуманитарным наукам предоставил компенсацию.

Филипп де Монтебелло, директор Метрополитен, прокомментировал выставку: «Действительно, будет очень приятно представить нашим посетителям самую богатую и разнообразную подборку художественного гения Леонардо да Винчи из когда-либо созданных. Возможно, ни один другой художник до или после него не вызывал такой широкой оценки его дара красноречивого наблюдения. , отточенность техники и безграничное интеллектуальное любопытство. Подборка работ ярко иллюстрирует весь спектр удивительных результатов Леонардо, от спонтанных заметок научных принципов до тщательно обработанных презентационных рисунков для его самых известных шедевров. каталог, и я могу только предполагать, что последуют еще большие успехи, как только ученые получат возможность переварить этот великолепный обзор и, возможно, еще больше расширить наше понимание этого наиболее точно описанного мастера эпохи Возрождения».

Даже в эпоху безграничных научных открытий, технологических инноваций и выдающихся художественных достижений диапазон знаний и достижений Леонардо был признан экстраординарным. Как написал биограф эпохи Возрождения Джорджо Вазари в своем сборнике жизнеописаний художников середины XVI века: «Поистине чудесным и небесным был Леонардо… настолько велик был его гений и таков его рост, что к каким бы трудностям он ни обращался, он разрешал их с легкостью».

Достижения Леонардо тем более экстраординарны, учитывая его довольно неблагоприятное начало. Леонардо родился в маленьком тосканском горном городке Винчи и был внебрачным сыном нотариуса и местной крестьянки. Его раннее школьное образование не подготовило его к более поздней карьере автора трактатов, и он, кажется, достиг лишь поверхностного знания латыни, языка большинства научных текстов и «лингва-франка» среди гуманистов, составлявших интеллектуальную элиту. своего дня. Как объяснял сам Леонардо в предисловии к своему трактату О картине , «Хоть я и не умею… как цитировать авторов, но процитирую нечто куда более достойное, цитируя опыт, любовницу своих хозяев.»

Полный масштаб его достижений — с его легендарным упором на наблюдение как источник всех знаний — лучше всего сохранился в рисунках и заметках Леонардо, поскольку сохранилось почти 4000 листов. (Несмотря на культовый статус таких работ, как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» , число сохранившихся картин Леонардо на самом деле очень невелико — не более 15, включая как законченные, так и незаконченные работы, а также автографы и совместные работы. .) Для Леонардо средство рисования имело решающее значение — в действительности, большее, чем для любого другого деятеля его времени или после него, — поскольку оно предлагало ему строго упорядоченный язык для изобретений, исследований, пробуждения и иллюстраций как в художественный и научный смысл.

Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик расскажет о богатом разнообразии типов рисунков для своих художественных проектов — от быстро набросанных primi pensieri (первые мысли) до готовых подготовительных и презентационных рисунков, а также пейзажных, ботанических , анатомические и военно-инженерные рисунки монументальной выразительности.

Выставка, расположенная в хронологическом порядке, позволяет посетителям проследить художественное и интеллектуальное развитие Леонардо на каждом из основных этапов его карьеры: его ученичество и ранняя художественная зрелость во Флоренции в 1470-х годах; очень продуктивные годы при дворе Сфорца в Милане, начиная с ок. 1481/3 по 1499, где он впервые проявил себя как ученый и изобретатель; его возвращение во Флоренцию, ок. с 1500 по 1506 год, когда он получил признание и работал как художественный и инженерный гений; неустроенное десятилетие с ок. с 1506 по 1516 год, когда он путешествовал между Флоренцией, Миланом и Римом в поисках передышки от политических беспорядков; и его последние годы во Франции, с 1516 года до своей смерти в 1519 году, где он жил в качестве почетного гостя короля Франциска I.

Хронологическая инсталляция также позволяет посетителям оценить поразительную способность Леонардо работать над разными — и часто совершенно разными — проектов практически одновременно. Например, на оборотной стороне композиционного этюда его знаменитой фрески 9 в.0164 Тайная вечеря Леонардо нарисовал серию чертежей и математических расчетов устройства для подъема тяжестей.

Среди первых экспонатов выставки будет сравнительная презентация больших законченных этюдов голов молодых женщин, выполненных учителем Леонардо, флорентийским мастером Андреа дель Верроккьо (ок. 1435–1488), чей стиль и техника были близки подражал. Эти рисунки, известные с 16 века как teste Divine (божественные головы) за их изысканную технику рисования и элегическую красоту формы — превосходят их первоначальную функцию упражнений в рисовании.

Рисунки юного Леонардо включают в себя несколько этюдов драпировок, примечательных тонким исследованием света, тени и текстуры, а также группу очаровательных этюдов кошек, собак, собачьих лап и медведя.

Выставка объединяет около 12 композиционных и фигурных этюдов, которые, как считается, связаны с алтарем Леонардо 9-го века. 0164 Поклонение волхвов (Уффици, Флоренция), один из его первых независимых заказов, начатый в 1481 году и оставшийся незавершенным, когда он отбыл в Милан около 1482/83 года. Также из ранней зрелости художника происходит один из важнейших экспонатов выставки — панно «Святой Иероним, молящийся в пустыне» (Ватикан, Ватикан). Оставленный незавершенным, как Уффици Поклонение , он даст посетителям необычайную возможность заглянуть в творческий процесс Леонардо, когда он переходил от эскиза к воплощению форм в красках. (На картине также сохранились в верхнем левом углу отпечатки пальцев художника.)

Работы Леонардо за годы, проведенные при дворе Сфорца в Милане (примерно с 1481/83 по 1499 год), включают в себя его проект предполагаемой колоссальной конной статуи герцога Франческо Сфорца. Этот удивительно энергичный этюд вздыбленной лошади (Королевская библиотека, Виндзорский замок) будет впервые выставлен вместе с работой Антонио дель Поллайоло modello для того же проекта (Музей искусств Метрополитен, коллекция Роберта Лемана, Нью-Йорк). вероятно подготовленный в соревновании. Люминесцентный металлический рисунок головы пожилого бородатого мужчины (Graphische Sammlung Albertina, Вена) был идентифицирован как этюд фигуры Святого Петра в знаменитой девятке Леонардо.0164 Тайная вечеря , картина для миланского собора Санта-Мария-делле-Грацие.

Драматический этюд Леонардо красным мелом головы кричащего солдата (Музей Szépmüvészeti, Будапешт), вероятно, нарисованный с натуры, входит в группу из десяти листов, относящихся к его ныне утерянному Битве при Ангиари , монументальной стене- Картина заказана в 1503 году для Зала Большого Совета Палаццо делла Синьория во Флоренции. Первоначальный вид фрески — одной из самых больших и сложных картин Леонардо — лучше всего сохранился в крупномасштабном рисунке, переработанном Питером Паулем Рубенсом в центральной части, предоставленном Лувром, на котором изображена бешеная путаница мужчин и лошади.

Другие рисунки второго флорентийского периода Леонардо включают недавно обнаруженные эскизы, предназначенные для невыполненной скульптуры Геркулеса , которая, возможно, должна была составить конкуренцию Давиду Микеланджело; этюдов пропавших без вести Леда и лебедь ; и презентационный рисунок Нептуна с морскими коньками (Королевская библиотека, Виндзор).

На выставке также будет представлена ​​группа рисунков к любимой картине Богородица с младенцем и святой Анной (Париж, Музей Лувра), предлагая возможность заново определить хронологию и эволюцию этого сложного позднего проекта. Волшебный этюд головы Богородицы (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) также дает представление о развитии новаторских графических техник Леонардо, в частности, об использовании им sfumato , историко-художественного термина, созданного для описания его бесшовного рисунка. смешение тонов на манер дыма.

Также будет представлен ряд причудливых аллегорий, карикатур и проницательных этюдов гротескных физиономий Леонардо.

Удивительно, но многие рисунки Леонардо для его нехудожественных проектов часто рассматривались скорее как иллюстрации интеллектуального содержания, чем как эстетические объекты сами по себе. Как продемонстрирует выставка, Леонардо привнес в свои научные и технологические рисунки ту же ясность и элегантность, что и в его исследованиях живописи и скульптуры. В его «Вифлеемская звезда » (Королевская библиотека, Виндзорский замок), одной из самых известных ботанических иллюстраций Леонардо, лентовидные листья растения изображены плавными, ритмичными линиями, красиво напоминающими о жизненной силе и росте.

Его новаторские анатомические исследования задокументированы в двустороннем листе исследований человеческого черепа (Королевская библиотека, Виндзорский замок), основанном на непосредственном наблюдении и представленном изящными параллельными штрихами, а также на рисунке с надписью «Дерево вен». (также из Виндзорского замка), иллюстрирующий основные органы, относящиеся к кровеносным сосудам.

Хотя Леонардо ненавидел войну, он гордился своими разработками в области вооружения («Я могу делать пушки, минометы и легкие артиллерийские орудия очень красивых и удобных форм, совершенно отличных от тех, которые обычно используются», — заявил он однажды). На выставке представлен ряд его гениальных рисунков различных типов штурмовых машин, арбалетов, щитов и зажигательных устройств.

Подборка фолиантов из Кодекса Лестера (Сиэтл, Вашингтон, частная коллекция), одной из его последних сохранившихся записных книжек, включает рисунки, диаграммы, наброски и письменные наблюдения (в характерном зеркальном почерке художника-левши) на предметы, варьирующиеся от отражательных свойств небесных тел до природы гравитации и гидродинамики.

Увлечение Леонардо свойствами и силой воды также проявляется в серии так называемых рисунков «Потоп». Казнен в конце жизни, ок. 1515–1517 гг., это ужасающие апокалиптические видения, в которых гигантские волны яростно отскакивают от крохотных форм человека и природы. Хотя они классифицируются как произведения поэтического воображения, они, тем не менее, реализуются с глубоким пониманием научных принципов, управляющих поведением воды.

Завершит выставку небольшая подборка рисунков миланских учеников Леонардо — Джованни Антонио Больтраффио (его самого раннего ученика), Франческо Мельци (его компаньона и творческого наследника), Бернардино Луини, Джованни Агостино да Лоди и других.

Леонардо да Винчи, главный рисовальщик организован Кармен К. Бамбах, куратором, и Джорджем Р. Голднером, председателем Департамента рисунков и гравюр столичного города.

Выставка будет сопровождаться полностью иллюстрированным каталогом, изданным Метрополитен-музеем и распространяемым издательством Йельского университета. Каталог выставки рассчитан как на широкую, так и на научную аудиторию, и в соавторстве с ним работает группа международных исследователей Леонардо: Кармен С. Бамбах, Алессандро Чекки, Клэр Фараго, Варена Форсионе, Мартин Кемп, Анн-Мари Логан, Пьетро К. Марани, Карло Педретти, Карло Вечче, Франсуаза Виатте и Линда Волк-Саймон. Каталог будет доступен в музейных магазинах как в твердом переплете (65 долларов), так и в мягкой обложке (50 долларов).

Каталог выставки подготовлен Фондом Дрю Э. Хайнца.

В связи с этой выставкой будут предложены различные образовательные программы, включая лекции, серию фильмов и мастер-класс для учителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *