Леонардо да винчи список произведений: Самые известные картины Леонардо да Винчи: список с фото

Содержание

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Личность и творчество Леонардо да Винчи всегда вызывали повышенный интерес. Слишком неординарной фигурой был Леонардо для своего времени. Печатаются книги и статьи, на экраны выходят художественные и документальные фильмы. Искусствоведы обращаются к учёным и мистикам, в попытках найти разгадку тайны гения великого мастера. Существует даже отдельное направление в науке, исследующее наследие живописца. В честь Леонардо да Винчи открываются музеи, по миру беспрестанно проходят тематические выставки, бьющие все рекорды посещаемости, а «Мона Лиза» целыми днями взирает на толпы туристов из-за бронированного стекла. Реальные исторические факты и легенды, научные достижения и художественный вымысел тесно переплелись вокруг имени одного гения.

Картины и рисунки Леонардо да Винчи

Судьба великого мастера

Будущий великий художник и учёный родился 14 апреля 1452 года от внебрачной связи зажиточного нотариуса сэра Пьеро с то ли крестьянкой, то ли хозяйкой таверны из городка Винчи. Мальчика назвали Леонардо. Катерина, так звали мать художника, занималась воспитанием сына первые пять лет его жизни, после чего отец забрал мальчика в свой дом.

Хотя Пьеро был официально женат, у него не было других детей, кроме Леонардо. Поэтому появление ребёнка в доме встретили тепло и радушно. Единственное, чего художник так и остался лишен, находясь на полном обеспечении у отца, – это права на наследство. Ранние годы Леонардо проходили безмятежно, в окружении живописной горной природы Тосканы. Восхищение и любовь к родному краю он пронесет через всю жизнь, увековечив его красоту в своих пейзажах.

Тишина и покой провинциальной жизни закончились с переездом семьи во Флоренцию. Жизнь заиграла, забурлили всеми красками настоящего мегаполиса того времени. Управляли городом представители рода Медичи, известные своей щедростью меценаты, которые создали на своей вотчине идеальные условия для развития искусств.

В период их правления, Флоренция стала колыбелью культурной и научной революции, известной как Возрождение. Оказавшись здесь, юный Леонардо попал в самый центр событий, когда город приближался к апогею своего расцвета и славы, пику величия, неотъемлемой частью которого стал молодой художник.

Но величие было впереди, а пока, будущему гению было просто необходимо получить образование. Будучи незаконнорожденным сыном, он не мог продолжать дело своего отца, как и стать, например, адвокатом или врачом. Что, в общем-то, ни как не повредило судьбе Леонардо.

С самых ранних лет юноша демонстрировал незаурядные художественные способности. Пьеро не мог не учитывать этого, когда принимал решение касательно судьбы своего единственного сына. Вскоре отец отдал восемнадцатилетнего Леонардо на обучение в очень успешную и передовую мастерскую живописи. Наставником художника стал известный живописец Андреа дель Вероккио.

Талантливый и широко мыслящий скульптор и художник, Вероккио не проповедовал средневековые эстетические взгляды, а старался идти в ногу со временем. Его живо интересовали образцы античного искусства, которое он считал непревзойденным, в своей работе он стремился возродить традиции Рима и Греции. Тем не менее, признавая и уважая прогресс, Вероккио широко использовал технические и научные достижения своего времени, благодаря которым живопись все больше приближалась к реализму.

]]>

Плоские, схематичные изображения времен Средневековья отходили, уступая место стремлению целиком и полностью подражать природе во всем. А для этого надо было владеть приемами линейной и воздушной перспективы, понимать законы света и тени, что означало необходимость владеть математикой, геометрией, черчением, химией, физикой и оптикой. Леонардо обучался у Вероккио азам всех точных наук, параллельно овладевая техникой рисования, моделирования и скульптуры, приобретал навыки работы с гипсом, кожей и металлом. Его талант раскрывался так быстро и явно, что вскоре молодое дарование далеко ушло от своего учителя по мастерству и качеству владения живописью.

Уже в двадцать лет, в 1472 году, Леонардо стал членом почетной флорентийской Гильдии художников. И даже отсутствие собственной мастерской, которой он обзавелся лишь спустя несколько лет, не помешало ему начать свой собственный путь самостоятельного мастера. Несмотря на явные инженерные способности и недюжинный талант к точным наукам, общество видело в художнике лишь ремесленника, не обладающего пока большим престижем. До идеалов свободы и творчества было ещё далеко.

Судьба художника XV века целиком и полностью зависела от влиятельных покровителей. Так и Леонардо на протяжении всей жизни приходилось искать место службы у сильных мира сего, а выполнение отдельных светских и церковных заказов строилось по принципу простого торгового соглашения.

Первые десять лет жизни художника прошли в творческих исканиях и работой над немногочисленными заказами. Пока, однажды до Леонардо не дошел слух, что герцогу Сфорца, правителю Милана, требуется придворный скульптор. Молодой человек тут же решил попробовать свои силы.

Дело в том, что Милан в то время являлся одним из крупнейших центров оружейного производства, а Леонардо с головой был погружен в своё последнее увлечение – разработку чертежей оригинальных и хитроумных машин и механизмов. Поэтому, возможность переезда в столицу инженерного дела, очень его вдохновляла. Художник написал рекомендательное письмо герцогу Сфорца, в котором осмелился предложить себя в качестве не только скульптора, художника и архитектора, но и как инженера, утверждая, что может соорудить корабли, бронированные машины, катапульты, пушки и прочую военную технику. Герцог был впечатлен самоуверенным письмом Леонардо, но удовлетворил его лишь отчасти: он лад художнику должность скульптора. Первым заданием нового придворного скульптора было изготовление бронзовой статуи лошади, предназначенной для украшения фамильного склепа Сфорца. Забавно то, что в силу самых разных обстоятельств, за те семнадцать лет, которые Леонардо провел при миланском дворе, лошадь так и не была отлита. Зато интерес молодого таланта к военному делу, механике и технике в оружейных мастерских только вырос. Почти все изобретения Леонардо относятся к этому периоду.

За свою жизнь, гениальный да Винчи создал многочисленные чертёжи ткацкого, печатного и прокатных станков, металлургических печей и деревообрабатывающей машины. Он первый додумался до идеи вертолетного винта, шарикоподшипников, поворотного подъемного крана, механизма для забивания свай, гидравлической турбины, прибора для измерения скорости ветра, пожарной телескопической лестницы, разводного ключа, редуктора. Леонардо разрабатывал модели всевозможных военных машин – танка, катапульты, подводной лодки. В его эскизах имеются прообразы прожектора водолазного колокола, экскаватора, велосипеда, ласт. А также, самых известных его конструкций, основанных на кропотливом изучении техники полета птиц и структуры птичьего крыла – летательного аппарата, очень напоминающего дельтаплан, и парашюта.

К сожалению, Леонардо не довелось увидеть воплощение подавляющей части своих идей при жизни. Время для них ещё не пришло, отсутствовало необходимое сырье и материалы, создание которых также предвидел гений XV века. Всю жизнь Леонардо да Винчи приходилось мириться с тем, что его грандиозные замыслы слишком сильно опережают эпоху. Лишь в конце XIX века многие из них получат свою реализацию. И, конечно, мастер не подозревал, что и в XX, и в XXI веке миллионы туристов будут любоваться этими изобретениями в специальных музеях, посвященных его творчеству.

В 1499 году Леонардо покинул Милан. Причиной стал захват города французскими войсками во главе с Людовиком XII, лишившийся власти герцог Сфорца бежал за границу. Для художника начался не лучший период в его жизни. В течение четырех лет он постоянно переезжал с места на место, нигде подолгу не задерживаясь. Пока, в 1503 году ему, пятидесятилетнему, вновь пришлось вернуться во Флоренцию – город, где он когда-то работал простым подмастерьем, а теперь, будучи на пике мастерства и славы, работал над созданием своей гениальной «Моны Лизы».

Правда, в Милан да Винчи все же вернулся, спустя несколько лет работы во Флоренции. Теперь, он был там придворным живописцем Людовика XII, контролирующего в то время весь итальянский север. Периодически, художник возвращался во Флоренцию, выполняя тот или иной заказ. Мытарства Леонардо закончились в 1513 году, когда он переехал в Рим к новому покровителю Джулиано Медичи, брату Папы Льва X. Следующие три года да Винчи занимался преимущественно наукой, заказами на инженерные разработки и техническими экспериментами.

Будучи уже в весьма преклонном возрасте, Леонардо да Винчи снова переехал, на этот раз во Францию, по приглашению Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Остаток жизни гениального мастера прошел в королевской резиденции, замке Лмбуаз, в окружении высочайшего почета со стороны монарха. Сам художник, не смотря на онемение правой руки и постоянно ухудшающегося состояния здоровья, продолжал делать зарисовки и заниматься учениками, которые заменили ему семью, так и не созданную мастером при жизни.

Дар наблюдателя и ученого

С самого раннего детства Леонардо обладал редким талантом наблюдателя. С раннего детского возраста и до конца своей жизни художник, очарованный явлениями природы, мог часами всматриваться в пламя свечи, следить за поведением живых существ, изучать движение воды, циклы роста растений и полет птиц. Живой интерес к окружающему миру дал мастеру множество бесценных знаний и ключи от многих тайн природы. «Природа так совершенно все устроила, что повсюду ты находишь, то, что может дать тебе новые знания» – говорил мастер.

За свою жизнь Леонардо совершал переходы через высочайшие альпийские перевалы, чтобы исследовать природу атмосферных явлений, путешествовал по горным озерам и рекам, чтобы изучить свойства воды. Всю свою жизнь Леонардо носил с собой записную книжку, в которую заносил все, что привлекало его внимание. Особое значение он придавал оптике, считая, что глаз живописца является непосредственным инструментом научного познания.

Отказываясь идти по проторенной современниками дороге, Леонардо искал собственные ответы на волновавшие его вопросы гармонии и соразмерности всего сущего (окружающего мира и самого человека). Художник понял, что если он хочет запечатлеть в своих произведениях самого человека и окружающий мир, не исказив их сути, он должен изучить природу того и другого так глубоко, как это возможно. Начав с наблюдения за видимыми явлениями и формами, он постепенно углублялся в процессы и механизмы, управляющими ими.

Математические знания помогли живописцу понять, что любой предмет или объект является целым, которое неизбежно состоит из множества частей, соразмерность и правильное расположение которых и рождает то, что называется гармонией. Невероятным открытием живописца явилось то, что понятия «природы», «красоты» и «гармонии» неразрывно связаны с конкретным законом, следуя которому образуются абсолютно все формы в природе, начиная от самых дальних звезд на небосклоне, и заканчивая цветочными лепестками. Леонардо понял, что этот закон можно выразить языком цифр, и, используя его, создавать красивые и гармоничные произведения в живописи, скульптуре, архитектуре и любой другой области.

По сути, Леонардо удалось открыть тот принцип, по которому сам Творец Бытия создавал этот мир. Свое открытие художник назвал «Золотая, или Божественная Пропорция». Этот закон уже был известен философам и творцам античного мира, в Греции и Египте, где он широко применялся в самых разных видах искусства. Живописец шел по пути практика, и все свои знания предпочитал обретать на собственном опыте взаимодействия с природой и миром.

Леонардо не скупился делиться с миром своими открытиями и достижениями. Ещё при жизни он работал вместе с математиком Лукой Почоли над созданием книги «Божественная пропорция», а уже после смерти мастера свет увидел трактат «Золотое сечение», полностью основанный на его открытиях. Обе книги написаны об искусстве на языке математики, геометрии и физики. Помимо этих наук художник в разное время серьёзно увлекался изучением химии, астрономии, ботаники, геологии, геодезии, оптики и анатомии. И все для того, чтобы, в итоге, решать задачи, которые он поставил себе в искусстве. Именно посредством живописи, которую Леонардо считал наиболее интеллектуальным видом творчества, он стремился выразить гармонию и красоту окружающего пространства.

Жизнь на холсте

Глядя на творческое наследие великого живописца, можно явственно увидеть, как глубина проникновения Леонардо в основы основ научных знаний о мире наполняла его картины жизнью, делая их все более правдивыми. Создается впечатление, что с людьми, изображенными мастером, можно легко завести беседу, предметы, нарисованные им, повертеть в руках, а в пейзаж войти и затеряться. В образах Леонардо, загадочных и удивительно реалистичных одновременно, очевидна глубина и одухотворенность.

Чтобы понять, что Леонардо считал настоящим, живым творением, можно провести аналогию с фотографией. Фотография, по сути, является лишь зеркальной копией, документальным свидетельством жизни, отражением сотворенного мира, не способным достичь его совершенства. С этой точки зрения фотограф является современным воплощением того, о ком Леонардо сказал: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь лишь практикой и суждением глаза, подобен обычному зеркалу, которое подражает всем противопоставленным ему предметам, ничего не зная о них». Настоящий художник же, по мнению мастера, изучая природу и воссоздавая её на полотне, должен превосходить её, «сам придумывая бесчисленные формы трав и животных, деревьев и пейзажей».

Следующей ступенью мастерства и уникальным даром человека, по мнению Леонардо является фантазия. «Там, где природа уже закончила производить свои виды, сам человек начинает из природных вещей творить с помощью этой же природы бесчисленные виды новых вещей». Развитие воображение – первое и самое основное, что должен делать художник, по мнению да Винчи, именно об этом он пишет на страницах своих рукописей. В устах Леонардо это звучит как Истина с большой буквы, потому, что сам он многократно доказал это всей своей жизнью и творческим наследием, включающим так много гениальных догадок и изобретений.

Неуемное стремление к познанию Леонардо коснулось практически всех областей человеческой деятельности. За свою жизнь мастер смог проявить себя как музыкант, поэт и литератор, инженер и механик, скульптор, архитектор и урбанист, биолог, физик и химик, знаток анатомии и медицины, геолог и картограф. Гений да Винчи нашёл своё применение даже в создании кулинарных рецептов, разработке одежды, составлении игр для дворцовых развлечений и проектировании садов.

Леонардо мог похвастаться не только необычайно разносторонними знаниями и широким спектром умений, но и почти идеальной внешностью. По словам современников, он был высоким, красивым человеком, прекрасно сложенным и наделенным большой физической силой. Леонардо отлично пел, был блестящим и остроумным рассказчиком, танцевал и играл на лире, обладал изысканными манерами, был обходителен и просто очаровывал людей одним своим присутствием.

Возможно, именно эта его незаурядность практически во всех сферах жизни и вызывала такое опасливое отношение к нему консервативного большинства, с опаской воспринимающего новаторские идеи. За гениальность и нестандартное мышление его не раз клеймили как еретика и даже обвиняли в служении дьяволу. Видимо таков удел всех гениев, приходящих в наш мир, чтобы ломать устои и вести человечество вперед.

Словом и делом отрицая опыт прошлых поколений, великий живописец говорил, что «картина у живописца мало будет совершенна, если он берет картины других в качестве вдохновителя». Это касалось и всех остальных областей знаний. Леонардо уделял огромное внимание опыту как главному источнику представлений о человеке и мире. «Мудрость есть дочь опыта», говорил художник, её нельзя приобрести, всего лишь изучая книги, ведь те, кто их пишет, всего лишь посредники между людьми и природой.

Каждый человек это дитя природы и венец творения. Ему открыты бесчисленные возможности познания мира, неразрывно связанного с каждой клеточкой его тела. Посредством изучения мира Леонардо познавал себя. Вопрос, мучающий многих историков искусства, заключается в том, что же больше интересовало да Винчи – живопись или познание? Кем в итоге он был – художником, учёным или философом? Ответ, по сути прост, как истинный творец, Леонардо да Винчи гармонично сочетал все эти понятия в себе одном. Ведь можно обучиться рисованию, уметь владеть кистью и красками, но это не сделает вас художником, ибо настоящее творчество это особое состояние чувств и отношение к миру. Наш мир ответит взаимностью, станет музой, откроет свои тайны и позволит проникнуть в самую суть вещей и явлений лишь действительно любящему его. По тому, как жил Леонардо, по всему, что он делал, очевидно, что он был страстно влюбленным человеком.

Изображения Мадонны

Произведение «Благовещение» (1472-1475, Лувр, Париж) написано молодым живописцем в самом начале его творческого пути. Картина с изображением Благовещения предназначалась для одного из монастырей не далеко от Флоренции. Она породила много споров среди исследователей творчества великого Леонардо. Сомнения относятся в частности к тому, что произведение является полностью самостоятельной работой художника. Надо сказать, подобные споры вокруг авторства не редкость для многих произведений Леонардо.

Выполненная на деревянной панели внушительных размеров – 98 х 217 см, работа показывает тот момент, когда спустившийся с небес архангел Гавриил, сообщает Марии, что она родит сына, которого назовет Иисус. Традиционно считается, что Мария в это время как раз читает тот самый отрывок пророчеств Исайи, где упоминается о будущем свершении. Сцена не случайно изображена на фоне весеннего сада – цветы в руке архангела и под его ногами и символизируют чистоту Девы Марии. И сам по себе сад, окруженный низкой стеной, традиционно отсылает нас к безгрешному образу Богоматери, отгороженной своей непорочностью от внешнего мира.

Интересный факт связан с крыльями Гавриила. На картине явно различимо, что они были дорисованы позже – неизвестный художник удлинил их в весьма грубой живописной манере. Изначальные же крылья, которые изобразил Леонардо, остались различимы – они намного короче и, вероятно, были срисованы художником с крыльев настоящей птицы.

В этом произведении, если присмотреться внимательнее, можно найти несколько ошибок, сделанных ещё неопытным Леонардо в построении перспективы. Самой очевидной из которых является правая рука Марии, зрительно расположенная ближе к зрителю, чем вся её фигура. В драпировках одежды пока нет мягкости, они выглядят слишком тяжелыми и застывшими, как будто сделанными из камня. Здесь надо учесть, что именно так учил Леонардо его наставник Вероккио. Эта угловатость и резкость свойственна практически всем работам художников того времени. Зато в дальнейшем, на пути к обретению собственного живописного реализма, Леонардо будет развиваться сам и поведет за собой всех остальных художников.

В картине «Мадонна Литта» (около 1480 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург) Леонардо удалось создать невероятно выразительный женский образ с помощью практически единственного жеста. На полотне мы видим полную задумчивости, нежную и умиротворенную мать, любующуюся на своё дитя, сосредоточив в этом взгляде всю полноту чувств. Без такого особенного наклона головы, столь свойственного многим произведениям мастера, который он часами изучал создавая десятки подготовительных рисунков, многое от впечатления безграничной материнской любви пропало бы. Лишь тени в уголках губ Марии как бы намекают на возможность улыбки, но сколько нежности придает это всему лицу. По размеру произведение совсем небольшое, всего 42 х 33 см, наиболее вероятно, что оно было предназначено для домашнего поклонения. Действительно, в Италии XV века живописные изображения Мадонны с Младенцем пользовались довольно большой популярностью, их часто заказывали художникам зажиточные горожане. Предположительно, «Мадонна Литта» изначально была написана мастером для правителей Милана. Затем, сменив нескольких владельцев, она перешла в частную семейную коллекцию. Современное название произведения происходит от имени графа Литта, владевшего фамильной картинной галереей в Милане. В 1865 году именно он продал её Эрмитажу совместно с несколькими другими картинами.

В правой руке младенца Иисуса почти сокрыт незаметный с первого взгляда птенец, служащий в христианской традиции символом Сына Божьего и Его детства. Вокруг полотна ходят споры, вызванные слишком четкими контурами рисунка и некоторой неестественностью позы ребёнка, что заставляет многих исследователей предположить, что активное участие в создании картины принимал один из учеников Леонардо.

Первым живописным произведением, в котором виден раскрывшийся талант мастера, стало полотно «Мадонна в гроте» (около 1483 года, Лувр, Париж). Композиция была заказана для алтаря капеллы в миланском храме Св. Франциска и предполагалась как центральная часть триптиха. Заказ был разделен между тремя мастерами. Один из них создавал боковые панели с изображением ангелов для алтарного образа, другой – резное обрамление готового произведения из дерева.

Церковники заключили очень подробный контракт с Леонардо. В нём были оговорены мельчайшие детали картины вплоть до стиля и техники исполнения всех элементов и даже цвета одежд, от которых художник ни на шаг не должен был отклоняться. Так, на свет появилось произведение, рассказывающее о встрече младенца Иисуса и Иоанна Крестителя. Действие происходит в глубине грота, в котором мать и сын укрываются от преследователей, посланных царем Иродом, увидевшем в Сыне Божьем прямую угрозу своей власти. Креститель устремляется к Иисусу, сложив ладони в молитве, тот, в свою очередь, жестом руки благословляет его. Молчаливым свидетелем таинства является ангел Уриэль, смотрящий в сторону зрителя. Отныне он будет призван оберегать Иоанна. Все четыре фигуры так искусно расположены на картине, что, кажется, образуют единое целое. Всю композицию хочется назвать «музыкальной» так много нежности, гармонии и плавности в её персонажах, объединенных между собой жестами и взглядами.

Эта работа далась художнику очень непросто. Временные рамки были строго оговорены в контракте, но, как нередко случалось с живописцем, он не сумел уложиться в них, что повлекло за собой судебные разбирательства. После долгих тяжб, Леонардо пришлось написать ещё одну версию этой композиции, хранящуюся сейчас в Национальной Галерее Лондона, нам она известна как «Мадонна в скалах».

Знаменитая фреска миланского монастыря

В стенах миланского монастыря Санта Мария делла Грацие, точнее в его трапезной, хранится один из величайших шедевров живописи и главное национальное достояние Италии. Легендарная фреска «Тайная вечеря» (1495-1498) занимает пространство 4,6 х 8,8 м, и описывает драматический момент, когда, окруженный учениками Христос изрекает печальное пророчество «Один из вас предаст меня».

Живописец, которого всегда привлекало изучение человеческих страстей, хотел запечатлеть в образах апостолов простых людей, а не исторических персонажей. Каждый из них по-своему откликается на происходящее событие. Леонардо поставил своей задачей с максимальной реалистичностью передать психологическую атмосферу вечера, донести до нас различные характеры его участников, с точностью психолога обнажая их душевный мир и противоречивые переживания. В разнообразии лиц героев картины и их жестов есть место практически всем эмоциям от удивления до яростного гнева, от растерянности до печали, от простого неверия до глубокого потрясения. Будущий предатель Иуда, которого традиционно все художники до этого отделяли от общей группы, в этом произведении сидит вместе с остальными, явно выделяясь мрачным выражением лица и тенью, словно окутавшей всю его фигуру. Учитывая открытый им принцип золотого сечения, Леонардо с математической точностью выверил расположение каждого из учеников. Все двенадцать апостолов разделены на четыре практически симметрические группы, выделяющие фигуру Христа в центре. Прочие детали картины призваны не отвлекать внимание от персонажей. Так, стол намеренно сделан чрезмерно маленьким, а само помещение, в котором происходит трапеза, строгим и простым.

Работая над «Тайной вечерей» Леонардо провел эксперимент с красками. Но, к сожалению, придуманный им состав грунта и краски, для которого он сочетал масло и темперу, оказался совершенно нестойким. Следствием этого стало то, что спустя всего двадцать лет после написания, произведение начало стремительно и необратимо портиться. Конюшня, которую устроила армия Наполеона в помещении, где была расположена фреска, усугубила уже существовавшую проблему. Как следствие, практически с начала своей истории и до нынешних дней над этим монументальным полотном проводятся реставрационные работы, только благодаря которым его все-таки удается сохранить.

Зав Сю свою долгую жизнь, Леонардо да Винчи создал не более двадцати живописных полотен, часть из которых осталась незавершенной. Подобная удивительная для того времени не плодовитость настораживала заказчиков, ну а та не спешность с которой мастер имел обыкновение работать над своими картинами, и вовсе стала притчей во языцех. Остались воспоминания монаха монастыря Санта Мария делле Грацие, наблюдавшего за работой живописца над знаменитой фреской «Тайная Вечеря». Вот как он описывал рабочий день Леонардо: художник ранним утром забирался на леса, воздвигнутые вокруг картины, и мог не расставаться с кистью до глубокой ночи, совершенно забывая о еде и отдыхе. Но в другой раз, он часами, дни напролет, пристально рассматривать своё творение, не нанося ни единого мазка. К сожалению, не смотря на все старания мастера, из-за неудачного эксперимента и материалами, фреска из миланского монастыря стала одним из самых сильных разочарований художника.

Загадочная «Мона Лиза»

За то картина «Мона Лиза»

, произведение, завоевавшее такое восхищение, что «мужчины и женщины, молодые и старые» собрались посмотреть на него, «как на большой праздник». [29] [nb 12]

В Чезене в 1502 году Леонардо поступил на службу к Чезаре Борджиа, сыну Папы Александра VI, в качестве военного архитектора и инженера и путешествуя по Италии со своим покровителем. [28] Леонардо создал карту цитадели Чезаре Борджиа, план города Имола, чтобы завоевать его покровительство.Карты были чрезвычайно редки в то время, и это могло показаться новой концепцией; Увидев это, Чезаре нанял Леонардо своим главным военным инженером и архитектором. Позже в том же году Леонардо подготовил для своего покровителя еще одну карту — карту долины Кьяна в Тоскане, чтобы дать своему покровителю лучшее наложение земли и более выгодное стратегическое положение. Он создал эту карту вместе со своим другим проектом строительства плотины от моря до Флоренции, чтобы обеспечить подачу воды для поддержания канала в любое время года.

Очень точная карта Имолы Леонардо да Винчи, созданная для Чезаре Борджиа

Леонардо вернулся во Флоренцию, где он воссоединился с Гильдией Святого Луки 18 октября 1503 года и провел два года, проектируя и раскрашивая большую фреску с изображением Битва при Ангиари, для Синьории, [28] , а Микеланджело проектировал ее спутника. штука, Битва при Кашине . [nb 13] Во Флоренции в 1504 году он был частью комитета, сформированного для перемещения, вопреки воле художника, статуи Давида Микеланджело. [33]

В 1506 году Леонардо вернулся в Милан. Многие из его самых выдающихся учеников или последователей в живописи либо знали, либо работали с ним в Милане, [10] , включая Бернардино Луини, Джованни Антонио Больтраффио и Марко Д’Оджоне. [nb 14] Однако он пробыл в Милане недолго, потому что его отец умер в 1504 году, а в 1507 году он вернулся во Флоренцию, пытаясь уладить проблемы с братьями по поводу имения отца. К 1508 году Леонардо вернулся в Милан и жил в собственном доме в Порта Ориентале в приходе Санта-Бабила. [34]

Старость, 1513–1519

С сентября 1513 по 1516 год Леонардо проводил большую часть своего времени в Бельведере в Ватикане в Риме, где в то время действовали Рафаэль и Микеланджело. [34] В октябре 1515 года Франциск I Французский отвоевал Милан. [22] 19 декабря Леонардо присутствовал на встрече Франциска I и Папы Льва X, которая проходила в Болонье. [10] [35] [36] Леонардо было поручено создать для Фрэнсиса механического льва, который мог идти вперед, а затем открыть грудь, чтобы увидеть гроздь лилий. [37] [nb 15] В 1516 году он поступил на службу к Франсуа, получив в пользование особняк Clos Lucé [nb 16] рядом с резиденцией короля в королевском замке Амбуаз. Именно здесь он провел последние три года своей жизни в сопровождении своего друга и ученика, графа Франческо Мельци, и получал пенсию в размере 10 000 скуди. [34]

Кло Люсе во Франции, где Леонардо умер в 1519 году.

Леонардо умер в Кло-Люсе 2 мая 1519 года.Фрэнсис I стал близким другом. Вазари пишет, что король держал голову Леонардо на руках во время его смерти, хотя эта история, любимая французами и изображенная на романтических картинах Энгра, Менажо и других французских художников, а также Анжелики Кауфманн, может быть легендой, а не фактом. . [nb 17] [39] Вазари также сообщает нам, что в свои последние дни Леонардо послал за священником, чтобы он исповедался и принял Священное Причастие. [40] По его воле за его гробом следовали шестьдесят нищих. [nb 18] Похоронен в часовне Сен-Юбер в Шато д’Амбуаз. Мельци был главным наследником и исполнителем, получая не только деньги, но и картины Леонардо, инструменты, библиотеку и личные вещи. Леонардо также вспомнил другого своего давнего ученика и товарища, Салаи и его слугу Баттисту ди Вилюссис, каждый из которых получил половину виноградников Леонардо, своих братьев, получивших землю, и его служанку, получившую черный плащ «из хороших вещей» с меховая опушка. [номер 19] [41]

Примерно через двадцать лет после смерти Леонардо ювелир и скульптор Беневенуто Челлини сообщил, что Франциск сказал: «Никогда в мире не было другого человека, который знал бы столько, как Леонардо, не столько о живописи, скульптуре и архитектуре, сколько о. что он был очень великим философом.» [42]

Взаимоотношения и влияния

Гиберти Врата рая , (1425–1452) были источником общественной гордости. В их создании участвовали многие художники.

Флоренция — творческое и социальное образование Леонардо

Флоренция во времена юности Леонардо была центром христианской гуманистической мысли и культуры. [43] Леонардо начал свое обучение у Верроккьо в 1466 году, когда умер мастер Верроккьо, великий скульптор Донателло.Художник Уччелло, чьи ранние эксперименты с перспективой повлияли на развитие пейзажной живописи, был очень старым человеком. Художникам Пьеро делла Франческа и Фра Филиппо Липпи, скульптору Лука делла Роббиа и архитектору и писателю Леону Баттисте Альберти было за шестьдесят. Успешными художниками следующего поколения были учитель Леонардо Верроккьо Антонио Поллайуоло и скульптор-портретист Мино да Фьезоле, чьи реалистичные бюсты наиболее достоверно напоминают отца Лоренцо Медичи Пьеро и дядю Джованни. [44] [45] [46] [47]

Юность Леонардо прошла во Флоренции, украшенной работами этих художников и современников Донателло, Мазаччо, чьи фигуральные фрески были проникнуты реализмом и эмоциями, и Гиберти, чьи Врата рая , блестящие золотым листом, отображали искусство сочетание сложных фигурных композиций с детальным архитектурным фоном. Пьеро делла Франческа провел подробное исследование перспективы, [48] , и был первым художником, который провел научное исследование света.Эти исследования и Трактат Альберти [49] должны были оказать глубокое влияние на молодых художников и, в частности, на собственные наблюдения и произведения Леонардо. [44] [46] [47]

Изображение Массаччо обнаженных и обезумевших Адама и Евы, покидающих Эдемский сад, создало мощно выразительный образ человеческого тела, отлитого в трех измерениях с помощью света и тени, который должен был быть развит в произведениях Леонардо. это должно было повлиять на ход живописи.Гуманистическое влияние Давида Донателло можно увидеть в поздних картинах Леонардо, особенно в Иоанна Крестителя . [44] [45]

Маленькая религиозная картина Верроккьо, ок. 1470

Распространенной традицией во Флоренции был маленький алтарь Богородицы с младенцем. Многие из них были созданы темперой или глазурованной терракотой в мастерских Филиппо Липпи, Верроккьо и плодовитой семьи делла Роббиа. [44] Ранние Мадонны Леонардо, такие как Мадонна с гвоздикой и Мадонна Бенуа следовала этой традиции, показывая своеобразные отклонения, особенно в случае Мадонны Бенуа, в которой Дева расположена под косым углом к картинное пространство с младенцем Христом под противоположным углом.Эта композиционная тема должна была появиться в более поздних картинах Леонардо, таких как Мадонна с младенцем и Святой Анной . [10]

Леонардо был современником Боттичелли, Доменико Гирландайо и Перуджино, которые были немного старше его. [45] Он мог бы встретиться с ними в мастерской Верроккьо, с которым они были связаны, и в Академии Медичи. [10] Боттичелли был любимцем семьи Медичи и, таким образом, его успех как художника был обеспечен.Гирландайо и Перуджино были плодовитыми людьми и имели большие мастерские. Они компетентно давали заказы довольным посетителям, которые оценили способность Гирландайо изобразить богатых граждан Флоренции на больших религиозных фресках и способность Перуджино доставлять множество святых и ангелов неизменной милости и невинности. [44]

Эти трое были среди тех, кому было поручено красить стены Сикстинской капеллы, работа началась с работы Перуджино в 1479 году.Леонардо не входил в эту престижную комиссию. Его первая значительная работа, Поклонение волхвов для монахов Скопето, так и не была завершена. [10]

В 1476 году, когда Леонардо сотрудничал с мастерской Верроккьо, во Флоренцию прибыл алтарь Портинари работы Хуго ван дер Гуса, принесший из Северной Европы новые живописные техники, которые должны были глубоко повлиять на Леонардо, Гирландайо, Перуджино и других. [45] В 1479 году сицилийский художник Антонелло да Мессина, который работал исключительно маслом, отправился на север по пути в Венецию, где ведущий художник Джованни Беллини перенял технику масляной живописи, быстро сделав ее предпочтительным методом в живописи. Венеция.Леонардо также должен был позже посетить Венецию. [45] [47]

Как и два современных архитектора, Браманте и Антонио да Сангалло Старший, Леонардо экспериментировал с проектами централизованно планируемых церквей, некоторые из которых появляются в его журналах как планы и виды, хотя ни один из них так и не был реализован. [45] [50]

Лоренцо Медичи между Антонио Пуччи и Франческо Сассетти, с Джулио Медичи, фреска Гирландайо

Политическими современниками Леонардо были Лоренцо Медичи (il Magnifico), который был на три года старше, и его популярный младший брат Джулиано, убитый во время заговора Пацци в 1478 году.Людовико иль Моро, правивший Миланом в 1479–1499 гг., К которому Леонардо был направлен послом от двора Медичи, также был его возраста. [45]

Вместе с Альберти Леонардо посетил дом Медичи и через них познакомился со старшими философами-гуманистами, среди которых Марсильо Фичино, сторонник неоплатонизма, Кристофоро Ландино, автор комментариев к классическим произведениям, и Джон Аргиропулос, учитель греческого языка и переводчик Аристотеля были первыми. Также с Академией Медичи был связан современник Леонардо, блестящий молодой поэт и философ Пико делла Мирандола. [45] [47] [51] Позже Леонардо написал на полях журнала: «Медичи создали меня, а Медичи уничтожили меня». Хотя именно благодаря действиям Лоренцо Леонардо должен был получить свои важные миланские заказы, точно не известно, что Леонардо имел в виду под этим загадочным комментарием. [10]

Хотя обычно их называют тремя гигантами Высокого Возрождения, Леонардо, Микеланджело и Рафаэль не принадлежали к одному поколению.Леонардо было двадцать три года, когда родился Микеланджело, и тридцать один, когда родился Рафаэль. [45] Рафаэль дожил до 37 лет и умер в 1520 году, через год после Леонардо, но Микеланджело творил еще 45 лет. [46] [47]

Личная жизнь

Основная статья: Личная жизнь Леонардо да Винчи

При жизни Леонардо его необычайные изобретательские способности, его «выдающаяся физическая красота», «безграничная грация», «великая сила и щедрость», «царственный дух и невероятная широта ума», описанные Вазари, [52] как как и все другие аспекты его жизни, привлекали любопытство окружающих.Одним из таких аспектов является его уважение к жизни, о чем свидетельствует его вегетарианство и его привычка, описанная Вазари, покупать птиц в клетках и выпускать их на волю. [53] [54]

У Леонардо было много друзей, которые теперь известны своими полями или исторической значимостью. Среди них были математик Лука Пачоли, [55] , с которым он сотрудничал над книгой в 1490-х годах, а также Франчинус Гаффуриус и Изабелла д’Эсте. [ необходима ссылка ] Леонардо, похоже, не имел близких отношений с женщинами, за исключением его дружбы с двумя сестрами Эсте, Беатрис и Изабеллой. [56] Он нарисовал ее портрет во время путешествия по Мантуе, который, похоже, был использован для создания нарисованного портрета, который теперь утерян. [10]

Помимо дружбы, Леонардо держал в секрете свою личную жизнь. Его сексуальность была предметом сатиры, анализа и спекуляций. Эта тенденция зародилась в середине 16 века и была возрождена в 19 и 20 веках, в первую очередь Зигмундом Фрейдом. [57] Самые близкие отношения Леонардо были, пожалуй, с его учениками Салаем и Мельци.Мельци, писавший, чтобы сообщить братьям Леонардо о его смерти, описал чувства Леонардо к своим ученикам как любящие и страстные.

С 16 века утверждалось, что эти отношения носили сексуальный или эротический характер. Судебные протоколы 1476 года, когда ему было двадцать четыре года, показывают, что Леонардо и трое других молодых людей были обвинены в содомии в инциденте с известным мужчиной-проституткой. Обвинения были отклонены из-за отсутствия доказательств, и есть предположение, что, поскольку один из обвиняемых, Лионардо де Торнабуони, был родственником Лоренцо де Медичи, семья оказала свое влияние, чтобы добиться увольнения. [58] С тех пор много было написано о его предполагаемом гомосексуализме и его роли в его искусстве, особенно в андрогинности и эротизме, проявленных в Иоанн Креститель и Вакх и более явно в ряде эротических рисунков. [59]

Помощники и ученики

Джан Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи или Il Salaino («Маленький нечистый», т. Е. Дьявол) вошел в дом Леонардо в 1490 году.Спустя всего год Леонардо составил список своих проступков, назвав его «вором, лжецом, упрямым и обжорой», после того как он убегал с деньгами и ценностями как минимум пять раз и потратил целое состояние на одежду. . [60] Тем не менее Леонардо относился к нему очень снисходительно, и он оставался в доме Леонардо в течение следующих тридцати лет. [61] Салаи написал несколько картин под именем Андреа Салаи, но хотя Вазари утверждает, что Леонардо «многому научил его в живописи», [37] его работы обычно считаются менее художественными. чем другие ученики Леонардо, такие как Марко д’Оджоне и Больтраффио.В 1515 году он нарисовал обнаженную версию Моны Лизы , известной как Мона Ванна . [62] Салаи владел Мона Лиза на момент его смерти в 1525 году, и в его завещании он был оценен в 505 лир, что является исключительно высокой оценкой для небольшого панельного портрета. [63]

В 1506 году Леонардо взял себе в руки другого ученика, графа Франческо Мельци, сына ломбардского аристократа, который считается его любимым учеником. Он отправился во Францию ​​с Леонардо и оставался с ним до смерти последнего. [10] После смерти Леонардо Мельци унаследовал художественные и научные работы, рукописи и коллекции Леонардо и добросовестно управлял имением.

Живопись

Благовещение (1475–1480) —Уффици, как полагают, является самым ранним законченным произведением Леонардо.

Несмотря на недавнее осознание и восхищение Леонардо как ученого и изобретателя, большую часть четырехсот лет его огромная слава основывалась на его достижениях как художника и на нескольких работах, признанных или приписываемых ему. как среди высших шедевров. [64]

Эти картины известны множеством качеств, которым много подражали студенты и которые подробно обсуждались знатоками и критиками. Среди качеств, которые делают работу Леонардо уникальной, — новаторские методы, которые он использовал при нанесении краски, его детальные знания анатомии, света, ботаники и геологии, его интерес к физиогномике и способу, которым люди улавливают эмоции в выражениях и жестах. его новаторское использование человеческих форм в фигуративной композиции и использование тонких градаций тона.Все эти качества объединены в его самых известных живописных произведениях: Мона Лиза , Тайная вечеря и Дева в скалах . [65]

Неоконченная картина Святой Иероним в пустыне , (ок. 1480), Ватикан.

Ранние работы

Ранние работы Леонардо начинаются с картины Крещение Христа , написанной совместно с Верроккьо. Две другие картины датируются его пребыванием в мастерской, обе из которых являются сообщениями.Один маленький, 59 сантиметров (23 дюйма) в длину и 14 сантиметров (5,5 дюйма) в высоту. Это «пределла», лежащая в основе более крупной композиции, в данном случае картины Лоренцо ди Креди, от которой она отделена. Другой — гораздо более крупная работа — 217 сантиметров (85 дюймов) в длину. [66] В обоих этих Благовещениях Леонардо использовал формальную аранжировку, например, в двух хорошо известных изображениях одного и того же предмета Фра Анджелико: Дева Мария сидит или преклоняет колени справа от картины, к которой слева приближается ангел в профиль, в богатой струящейся одежде, с поднятыми крыльями и с лилией.Хотя ранее более крупная работа приписывалась Гирландайо, теперь почти все ее приписывают Леонардо. [67]

На меньшем изображении Мария отводит глаза и складывает руки в жесте, который символизирует подчинение воле Бога. Однако в более широком плане Мэри ни в коей мере не покорна. Красивая девушка, прерванная в чтении этим неожиданным посланником, кладет палец в Библию, чтобы отметить это место, и поднимает руку в формальном жесте приветствия или удивления. [44] Эта спокойная молодая женщина, кажется, принимает свою роль Богородицы не смиренно, а с уверенностью. На этой картине молодой Леонардо представляет гуманистическое лицо Девы Марии, признавая роль человечества в воплощении Бога. [nb 20]

Живопись 1480-х годов

В 1480-х годах Леонардо получил два очень важных поручения и приступил к другой работе, также имевшей новаторское значение с точки зрения композиции.К сожалению, два из трех так и не были закончены, а третий занял так много времени, что потребовались длительные переговоры о завершении и оплате. Одна из этих картин — Св. Иеронима в пустыне . Бортолон связывает эту картину с тяжелым периодом жизни Леонардо и признаками меланхолии в его дневнике: «Я думал, что учусь жить; я только учился умирать». [10]

Хотя картина только начинается, композицию можно увидеть, и она очень необычна. [nb 21] Кающийся Иероним занимает середину картины, поставлен на небольшую диагональ и виден несколько сверху. Его фигура, стоящая на коленях, принимает форму трапеции, с одной рукой, вытянутой к внешнему краю картины, и его взгляд смотрит в противоположном направлении. Дж. Вассерман указывает на связь этой картины с анатомическими исследованиями Леонардо. [69] На переднем плане раскинулся его символ — большой лев, тело и хвост которого образуют двойную спираль в основании изображения.Другая примечательная особенность — схематичный пейзаж скалистых скал, на фоне которых вырисовывается силуэт фигуры.

Смелая композиция фигур, элементы пейзажа и личная драма также проявляются в великом незаконченном шедевре, Поклонение волхвов , заказом монахов Сан-Донато-а-Скопето. Это очень сложная композиция размером примерно 250 х 250 сантиметров. Леонардо сделал множество рисунков и подготовительных исследований, в том числе детальный в линейной перспективе разрушенной классической архитектуры, которая является частью фона сцены.Но в 1482 году Леонардо по приказу Лоренцо Медичи отправился в Милан, чтобы завоевать расположение Людовико иль Моро, и картина была заброшена. [9] [67]

Третья важная работа этого периода — Мадонна в скалах , заказанная в Милане для Братства Непорочного Зачатия. Картина, которая должна была быть выполнена с помощью братьев де Предис, должна была заполнить большой сложный алтарь, уже построенный. [70] Леонардо решил нарисовать апокрифический момент младенчества Христа, когда Младенец Иоанн Креститель, защищая ангела, встретил Святое Семейство на дороге в Египет.В этой сцене, нарисованной Леонардо, Иоанн признает Иисуса как Христа и поклоняется ему. Картина демонстрирует жуткую красоту, поскольку изящные фигуры преклоняют колени в поклонении младенцу Христу в диком пейзаже с падающими камнями и водоворотом. [71] Хотя картина довольно большая, примерно 200 × 120 сантиметров, она не так сложна, как картина, заказанная монахами Святого Донато, с четырьмя фигурами вместо пятидесяти и скалистым пейзажем, а не архитектурой. Детали.В конце концов картина была закончена; Фактически были закончены две версии картины: одна осталась в часовне Братства, а другая Леонардо унес во Францию. Но братья не получали свои картины, а де Преди — плату до следующего столетия. [16] [28]

Живопись 1490-х годов

Самая известная картина Леонардо 1490-х годов — Тайная вечеря , также написанная в Милане. Картина представляет собой последнюю трапезу, которую Иисус разделил со своими учениками перед пленением и смертью.Это особенно показывает момент, когда Иисус сказал: «один из вас предаст меня». Леонардо рассказывает историю ужаса, который это заявление вызвало у двенадцати последователей Иисуса. [16]

Писатель Маттео Банделло наблюдал за Леонардо за работой и писал, что в некоторые дни он писал от рассвета до заката, не переставая есть, а затем не писал по три или четыре дня за раз. [72] Это, по словам Вазари, было за пределами понимания приора, который преследовал его, пока Леонардо не попросил Людовико вмешаться.Вазари описывает, как Леонардо, обеспокоенный своей способностью адекватно изобразить лица Христа и предателя Иуды, сказал герцогу, что, возможно, ему придется использовать приора в качестве модели. [73]

Когда работа была закончена, картина была провозглашена шедевром дизайна и характеристики, [74] , но она быстро испортилась, так что через сто лет она была описана одним зрителем как «полностью разрушенная». [75] Леонардо, вместо того, чтобы использовать надежную технику фрески, использовал темпера на грунте, состоящем в основном из левкаса, что привело к образованию плесени и отслаиванию. [76] Несмотря на это, картина оставалась одним из самых воспроизводимых произведений искусства, и было создано бесчисленное количество копий во всех средах, от ковров до камей.

Живопись 1500-х годов

Среди работ, созданных Леонардо в 16 веке, есть небольшой портрет, известный как Мона Лиза или «Джоконда», смеющаяся. В настоящее время это, пожалуй, самая известная картина в мире. Его слава основана, в частности, на неуловимой улыбке на лице женщины, ее таинственности, вызванной, возможно, тем фактом, что художник тонко затемнил уголки рта и глаз, так что точный характер улыбки не может быть определен.Призрачное качество, которым славится работа, было названо «сфумато» или дымом Леонардо. Вазари, который, как принято считать, знал картину только по репутации, сказал, что «улыбка была настолько приятной, что казалась скорее божественной, чем человеческой; и те, кто видел ее, были поражены, обнаружив, что она такая же живая, как оригинал». [77] [nb 22]

Другие характеристики, обнаруженные в этой работе, — это платье без украшений, в котором глаза и руки не имеют конкуренции с другими деталями, драматический пейзажный фон, на котором мир, кажется, находится в состоянии движения, приглушенные цвета и чрезвычайно гладкая природа. живописной техники с использованием масел, но нанесенных во многом как темпера и смешанных с поверхностью, так что мазки кисти неразличимы. [nb 23] Вазари выразил мнение, что манера живописи заставит даже «самого уверенного мастера … отчаиваться и падать духом». [80] Идеальная сохранность и отсутствие следов ремонта или перекраски — большая редкость для панно этой даты. [81]

В картине Мадонна с младенцем и Святой Анной композиция снова поднимает тему фигур в пейзаже, который Вассерман описывает как «захватывающе красивый» [82] , и возвращает нас к картине Святого Иеронима с набором фигур под косым углом.Что делает эту картину необычной, так это то, что на ней наложены две наклонно поставленные фигуры. Мария сидит на коленях своей матери, Святой Анны. Она наклоняется вперед, чтобы удержать Младенца Христа, который грубо играет с ягненком, что является знаком его собственной неминуемой жертвы. [16] Эта картина, которую многократно копировали, оказала влияние на Микеланджело, Рафаэля и Андреа дель Сарто, [83] и через них на Понтормо и Корреджо. Тенденции композиции были приняты, в частности, венецианскими художниками Тинторетто и Веронезе.

Богородица с младенцем и святой Анной , (ок. 1510) -Луврский музей

Богоматерь с младенцем, святыми Анной и Иоанном Крестителем (ок. 1499–1500) — Национальная галерея, Лондон

Рисунки

Леонардо не был плодовитым художником, но он был очень плодовитым рисовальщиком, ведя дневники, полные небольших набросков и подробных рисунков, фиксирующих все виды вещей, которые привлекали его внимание. Помимо журналов, существует множество исследований картин, некоторые из которых могут быть определены как подготовительные к конкретным работам, таким как Поклонение волхвов , Мадонна в скалах и Тайная вечеря . [84] Его самый ранний датированный рисунок — это Пейзаж долины Арно , 1473, на котором очень подробно изображены река, горы, замок Монтелупо и сельхозугодья за ним. [10] [84]

Среди его знаменитых рисунков — Витрувианский человек , исследование пропорций человеческого тела, Голова ангела, , Дева в скалах, в Лувре, ботаническое исследование звезды Вифлеема . и большой рисунок (160 × 100 см) черным мелом на цветной бумаге Богородица с младенцем и св.Анна и Иоанн Креститель в Национальной галерее в Лондоне. [84] Этот рисунок использует тонкую технику затенения sfumato в манере Мона Лиза . Считается, что Леонардо никогда не рисовал по нему, самое близкое сходство с картиной Мадонна с младенцем и Святой Анной в Лувре. [85]

Другие интересные рисунки включают в себя многочисленные исследования, обычно называемые «карикатурами», потому что, хотя и преувеличены, они, похоже, основаны на наблюдении за живыми моделями.Вазари рассказывает, что если Леонардо увидел человека с интересным лицом, он бы следил за ним весь день, наблюдая за ним. [86] Есть многочисленные исследования красивых молодых людей, часто связанных с Салаи, с редкой и вызывающей восхищение чертой лица, так называемым «греческим профилем». [nb 24] Эти лица часто контрастируют с лицом воина. [84] Салаи часто изображается в маскарадных костюмах. Леонардо, как известно, разработал декорации для конкурсов, с которыми они могут быть связаны.Другие, часто очень скрупулезные рисунки показывают этюды драпировки. Заметное развитие способности Леонардо рисовать драпировки произошло в его ранних работах. Другой часто воспроизводимый рисунок — это жуткий эскиз, сделанный Леонардо во Флоренции в 1479 году, на котором изображено тело Бернардо Барончелли, повешенного в связи с убийством Джулиано, брата Лоренцо де Медичи, в заговоре Пацци. [84] С бесстрастной честностью Леонардо записал в аккуратном зеркале цвета мантии, в которой Барончелли был одет, когда умер.

Леонардо как наблюдатель, ученый и изобретатель

Основная статья: Наука и изобретения Леонардо да Винчи

Журналы и заметки

Гуманизм эпохи Возрождения не видел взаимоисключающих полярностей между наукой и искусством, и исследования Леонардо в области науки и техники столь же впечатляющие и новаторские, как и его художественные работы. [16] Эти исследования были записаны в виде 13000 страниц заметок и рисунков, которые объединяют искусство и естественную философию (предшественник современной науки), создаваемых и поддерживаемых ежедневно на протяжении всей жизни и путешествий Леонардо, когда он постоянно наблюдал за окружающим миром ему. [16]

Сочинения Леонардо в основном написаны курсивом в зеркальном отображении. Причина могла быть скорее в практической целесообразности, чем в соображениях секретности, как это часто предполагается. Поскольку Леонардо писал левой рукой, вероятно, ему было легче писать справа налево. [nb 25]

Страница, показывающая исследование Леонардо плода в утробе матери (ок. 1510 г.) Королевская библиотека, Виндзорский замок

Его заметки и рисунки отображают огромный диапазон интересов и забот, некоторые из которых столь же приземлены, как списки продуктов и людей, которые должны ему деньги, а некоторые столь же интригуют, как рисунки крыльев и обуви для ходьбы по воде.Это композиции для картин, этюды деталей и драпировки, этюды лиц и эмоций, животных, младенцев, анатомии, этюды растений, скальные образования, водовороты, боевые машины, вертолеты и архитектуру. [16]

Эти записные книжки — первоначально отдельные листы разных типов и размеров, которые раздавали друзья после его смерти — вошли в крупные коллекции, такие как Королевская библиотека Виндзорского замка, Лувр, Национальная библиотека Испании, Музей Виктории и Альберта. , Biblioteca Ambrosiana в Милане, в которой хранится двенадцатитомный Codex Atlanticus, и Британской библиотеке в Лондоне, которая разместила отрывок из своей записной книжки BL Arundel MS 263 в Интернете. [87] Кодекс Лестера — единственная крупная научная работа Леонардо, находящаяся в частных руках. Он принадлежит Биллу Гейтсу и демонстрируется раз в год в разных городах мира.

Заметки Леонардо, похоже, предназначались для публикации, потому что многие из листов имеют форму и порядок, которые облегчили бы это. Во многих случаях одна тема, например, сердце или человеческий плод, подробно раскрывается как словами, так и картинками на одном листе. [88] [nb 26] Почему они не были опубликованы при жизни Леонардо, неизвестно. [16]

Научные исследования

Подход Леонардо к науке был наблюдательным: он пытался понять явление, описывая и изображая его во всех деталях, и не делал упор на эксперименты или теоретическое объяснение. Поскольку у него не было формального образования в области латыни и математики, современные ученые по большей части игнорировали Леонардо-ученого, хотя он сам учил латынь.В 1490-х годах он изучал математику у Луки Пачоли и подготовил серию рисунков правильных твердых тел в скелетной форме, которые будут выгравированы в виде пластин для книги Пачоли De Divina Proportione , опубликованной в 1509. [16]

Судя по содержанию своих журналов, он планировал опубликовать серию трактатов по разным темам. Последовательный трактат по анатомии, как сообщается, был обнаружен во время визита секретаря кардинала Луи ‘Д’ Арагона в 1517 году. [89] Аспекты его работ по изучению анатомии, света и пейзажа были собраны для публикации его учеником Франческо Мельци и в конечном итоге опубликованы как Трактат Леонардо да Винчи о живописи во Франции и Италии в 1651 году и в Германии. в 1724 г., [90] с гравюрами по рисункам художника-классика Николая Пуссена. [ необходима ссылка ] Согласно Арассу, трактат, который во Франции переиздан шестьдесят два раза за пятьдесят лет, заставил Леонардо считаться «предшественником французской академической мысли об искусстве». [16]

Недавний исчерпывающий анализ Леонардо как ученого, проведенный Фртихофом Капрой [91] , утверждает, что Леонардо был принципиально другим типом ученых, нежели Галилей, Ньютон и другие последовавшие за ним ученые. Эксперименты Леонардо следовали четким научным методическим подходам, а его теоретизирование и гипотезы объединили искусство и особенно живопись; эти, а также уникальные интегрированные, целостные взгляды Леонардо на науку делают его предшественником современной теории систем и школ теории сложности.

Анатомическое исследование руки (ок. 1510 г.)

Анатомия

Формальное обучение Леонардо анатомии человеческого тела началось с его ученичества у Андреа дель Верроккьо, его учитель настаивал на том, чтобы все его ученики изучали анатомию. Как художник, он быстро стал мастером топографической анатомии , проведя множество исследований мышц, сухожилий и других видимых анатомических особенностей.

Как успешный художник, ему было разрешено препарировать человеческие трупы в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции, а затем в больницах Милана и Рима.С 1510 по 1511 год он сотрудничал в своих исследованиях с доктором Маркантонио делла Торре. Леонардо сделал более 200 страниц рисунков и множество страниц заметок к трактату по анатомии. Эти документы были оставлены для публикации его наследнику, Франческо Мельци, что было чрезвычайно трудной задачей из-за своего объема и весьма своеобразного письма Леонардо. [92] Он был оставлен неполным во время смерти Мельци более пятидесяти лет спустя, и лишь небольшое количество материала по анатомии было включено в Трактат Леонардо о живописи , опубликованный во Франции в 1632 году. [16] [92] В то время, когда Мельци распределял материалы по главам для публикации, они были исследованы рядом анатомов и художников, включая Вазари, Челлини и Альбрехта Дюрера, которые сделали с них несколько рисунков. . [92]

Леонардо провел множество исследований человеческого скелета и его частей, а также мышц и сухожилий. Он изучал механические функции скелета и приложенные к нему мышечные силы, что было прообразом современной науки биомеханики. [93] Он нарисовал сердце и сосудистую систему, половые и другие внутренние органы, сделав один из первых научных рисунков плода в утробе матери . [84] Как художник, Леонардо внимательно наблюдал и записывал влияние возраста и человеческих эмоций на физиологию, изучая, в частности, эффекты ярости. Он также нарисовал много фигур со значительными деформациями лица или признаками болезни. [16] [84]

Леонардо также изучал и рисовал анатомию многих других животных, анатомируя коров, птиц, обезьян, медведей и лягушек и сравнивая на своих рисунках их анатомическое строение с человеческим.Он также провел ряд исследований лошадей.

Техника и изобретения

Проект летательного аппарата, (ок. 1488) Институт Франции, Париж

При жизни Леонардо ценился как инженер. В письме Людовико иль Моро он утверждал, что может создавать всевозможные машины как для защиты города, так и для осады. Когда он бежал в Венецию в 1499 году, он устроился инженером и разработал систему передвижных баррикад для защиты города от нападений.У него также был план отвода течения реки Арно, над которым также работал Никколо Макиавелли. [94] [95] Журналы Леонардо включают огромное количество изобретений, как практических, так и непрактичных. В их число входят музыкальные инструменты, гидравлические насосы, реверсивные кривошипные механизмы, оребренные снаряды для минометов и паровая пушка. [10] [16]

В 1502 году Леонардо создал чертеж однопролетного 720-футового (220 м) моста в рамках проекта гражданского строительства для османского султана Константинополя Беязида II.Мост должен был перекрыть бухту в устье Босфора, известную как Золотой Рог. Беязид не стал реализовывать этот проект, поскольку считал, что такое строительство невозможно. Видение Леонардо возродилось в 2001 году, когда в Норвегии был построен меньший мост по его проекту. [96] 17 мая 2006 года турецкое правительство решило построить мост Леонардо через Золотой Рог. [97]

Большую часть своей жизни Леонардо был очарован феноменом полета, выполнив множество исследований полета птиц, в том числе его c.Кодекс 1505 о полете птиц, а также планы по созданию нескольких летательных аппаратов, включая легкий дельтаплан и машину, напоминающую вертолет. [16] Британский телеканал Channel Four заказал для трансляции в 2003 году документальный фильм Leonardo’s Dream Machines . Машины Леонардо были построены и испытаны в соответствии с его оригинальными проектами. [98] Некоторые из этих проектов оказались успешными, в то время как другие показали меньшие результаты при практических испытаниях.

Леонардо легенда

Основная статья: Культурные изображения Леонардо да Винчи Франциск I Французский принимает последнее дыхание Леонардо да Винчи , Энгр, 1818

При жизни Леонардо его слава была такова, что король Франции унес его, как трофей, и, как утверждалось, поддерживал его в старости и держал на руках, когда он умер. [99] Интерес к Леонардо никогда не снижался. Толпы все еще выстраиваются в очередь, чтобы увидеть его самые известные работы, футболки украшены его самым известным рисунком, а писатели, такие как Вазари, продолжают восхищаться его гением и размышлять о его личной жизни и, в частности, о том, во что на самом деле верил такой умный человек. [16]

Джорджо Вазари, в расширенном издании Жизни художников , 1568, [100] начал свою главу о Леонардо да Винчи следующими словами:

При нормальном ходе событий многие мужчины и женщины рождаются с замечательными талантами; но иногда, выходя за пределы природы, одинокий человек чудесным образом наделен Небесами красотой, грацией и талантом в таком изобилии, что оставляет других людей далеко позади, все его действия кажутся вдохновленными, и действительно, все, что он делает, явно исходит от Бога, а чем от человеческого мастерства.Все признали, что это верно в отношении Леонардо да Винчи, художника выдающейся физической красоты, который проявлял бесконечную грацию во всем, что он делал, и который так блестяще культивировал свой гений, что все задачи, которые он изучал, он решал с легкостью.

Непрекращающееся восхищение Леонардо от художников, критиков и историков отражено во многих других письменных памятниках. Бальдассаре Кастильоне, автор Il Cortegiano («Придворный»), писал в 1528 году: «… Другой из величайших художников в этом мире смотрит свысока на это искусство, в котором ему нет равных … » [101] , а биограф, известный как« Анонимо Гаддиано », писал около 1540 года:« Его гений был настолько редок. и универсально то, что можно сказать, что природа сотворила чудо от его имени … ». [102]

XIX век вызвал особое восхищение гением Леонардо, в результате чего Генри Фузели написал в 1801 году: «Таков был рассвет современного искусства, когда Леонардо да Винчи разразился великолепием, которое отделяло от былого превосходства: состоящим из всех элементов, которые составляют сущность гения… « [103] Это вторит А. Э. Рио, который писал в 1861 году:« Он возвышался над всеми другими художниками силой и благородством своих талантов ». [104]

К 19 веку объем записных книжек Леонардо стал известен, как и его картины. Ипполит Тэн писал в 1866 году: «Не может быть в мире примера другого гения, столь универсального, столь неспособного к реализации, столь исполненного тоски по бесконечному, столь естественно утонченного, так далеко опережающего свое столетие и последующие столетия. . [105] Знаменитый историк искусства Бернард Беренсон писал в 1896 году: «Леонардо — единственный художник, о котором можно сказать с полной буквальностью: ничего, чего он не коснулся, но превратил в вещь вечной красоты. Будь то поперечный разрез черепа, структура травы или исследование мускулов, он с его чувством линии, света и тени навсегда превратил их в ценности, передающие жизнь ». [106]

Интерес к гению Леонардо не ослабевает; эксперты изучают и переводят его произведения, анализируют его картины, используя научные методы, спорят по поводу авторства и ищут работы, которые были записаны, но так и не были найдены. Этот рисунок, выполненный красным мелом, широко (хотя и не всегда) принят в качестве оригинального автопортрета. Его рождение записано в дневнике его деда по отцовской линии сера Антонио, как цитирует Анджела Оттино делла Кьеза в Леонардо да Винчи и Рейнал и Ко, Леонардо да Винчи (Уильям Морроу и компания, 1956): » Мой внук родился 15 апреля, в субботу, в три часа ночи ». Дата была записана по юлианскому календарю; Так как это было по флорентийскому времени, а закат был 18:40, через три часа после захода он должен был быть где-то около 21:40, что по современным меркам все еще было 14 апреля. Было высказано предположение, что Катерина могла быть рабыней с Ближнего Востока «или, по крайней мере, из Средиземноморья». По словам Алессандро Веццози, главы музея Леонардо в Винчи, есть свидетельства того, что Пьеро владел ближневосточной рабыней по имени Катерина. Утверждается, что у Леонардо была ближневосточная кровь, что подтверждается реконструкцией отпечатка пальца, как сообщила Фалькони, Марта (12 декабря 2006 г.). «Эксперты реконструируют отпечаток пальца Леонардо». Ассошиэйтед Пресс (Новости ред.). США: Фокс.http://www.foxnews.com/wires/2006Dec01/0,4670,LeonardoapossFingerprint,00.html. Проверено 6 января 2010. . Доказательства, как указано в статье, заключаются в том, что 60% людей ближневосточного происхождения имеют образец водоворотов, обнаруженный на восстановленном отпечатке пальца. В статье также говорится, что это утверждение опровергается Саймоном Коулом, адъюнкт-профессором криминологии, права и общества Калифорнийского университета в Ирвине: «Вы не можете предсказать расу одного человека на основе таких случаев, особенно если смотреть только на одного человека. Палец. Видел ли Вазари «Мону Лизу» — предмет споров. Мнение о том, что он видел картину , а не , основано в основном на том факте, что он описывает Мона Лиза как имеющую брови. Даниэль Арасс в Леонардо да Винчи обсуждает возможность того, что Леонардо мог нарисовать фигуру с бровями, которые впоследствии были удалены. (Они не были модными в середине 16 века.) [16] Анализ сканов с высоким разрешением, сделанных Паскалем Коттом, показал, что у Моны Лизы были брови и ресницы, которые впоследствии были удалены. a b c d e 907 907 907 907 907 907 907 907 907 907 907 h i j к l 907 907 907 907 907 907 o p q r Бортолон, Лиана (1967). a b c d e 907 907 907 907 907 907 907 907 907 907 907 h i j к l 907 907 907 907 907 907 o p q r s 907 (1998). Мелинда Хеннебергер. «Статья ArtNews о текущих исследованиях жизни и творчества Леонардо». Новости искусства в Интернете. Архивировано 05 мая 2006 года. http://web.archive.org/web/20060505165842/http://www.artnewsonline.com/currentarticle.cfm?art_id=1240. Проверено 10 января 2010.

Библиография

  • Даниэль Арасс (1997). Леонардо да Винчи . Конецки и Конецки. ISBN 1-56852-1987.
  • Майкл Баксандалл (1974). Живопись и опыт Италии пятнадцатого века .Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-881329-5.
  • Фред Беренс (1965). Леонар де Винчи, L’homme et son oeuvre . Somogy. Dépot légal 4 ° trimestre 1965.
  • Лучано Берти (1971). Уффици . Scala.
  • Лиана Бортолон (1967). Жизнь и времена Леонардо . Пол Хэмлин, Лондон.
  • Хью Бригсток (2001). Оксфордский компаньон — западное искусство . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0198662033.
  • Джин А.Брукер (1969). Ренессанс Флоренция . Wiley and Sons. ISBN 0471113700.
  • Фритьоф Капра (2007). Наука Леонардо . США: Doubleday. ISBN 9780385513906.
  • Ченнино Ченнини (2009). Il Libro Dell’arte O Trattato Della Pittui . США: BiblioBazaar. ISBN 97811033
    .
  • Анджела Оттино делла Кьеза (1967 год). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвины из цикла «Классика мирового искусства». ISBN 0-14-00-8649-8.
  • Симона Креманте (2005). Леонардо да Винчи: художник, ученый, изобретатель . Джунти. ISBN 88-09-03891-6 (в твердом переплете).
  • Фредерик Хартт (1970). История итальянского искусства эпохи Возрождения . Темза и Гудзон. ISBN 0500231362.
  • Майкл Х. Харт (1992). 100 . Кэрол Издательская группа. ISBN 0-8065-1350-0 (мягкая обложка).
  • Мартин Кемп (2004). Леонардо . Издательство Оксфордского университета. ISBN 01440.
  • Марио Люцертини, Ана Миллан Гаска, Фернандо Николо (2004). Технологические концепции и математические модели в развитии современных инженерных систем . Бирхаузер. ISBN 376436940X.
  • Джон Н. Лупиа. Секрет раскрыт: как смотреть на итальянскую живопись эпохи Возрождения . Средневековье и эпоха Возрождения, Vol. 1, вып. 2 (лето, 1994): 6–17. ISSN 1075-2110.
  • Эндрю Мартиндейл (1972). Восстание художника . Темза и Гудзон. ISBN 0500560064.
  • Роджер Мастерс (1996). Макиавелли, Леонардо и наука о власти .Университет Нотр-Дам Пресс. ISBN 0-268-01433-7.
  • Роджер Мастерс (1998). Удача — река: Великолепная мечта Леонардо да Винчи и Никколо Макиавелли, изменившая ход флорентийской истории . Саймон и Шустер. ISBN 0-452-28090-7.
  • Чарльз Д. О’Мэлли и Дж. Б. де К. М. Саундерс (1952). Леонардо о человеческом теле: анатомические, физиологические и эмбриологические рисунки Леонардо да Винчи. С переводами, поправками и биографическим введением .Генри Шуман, Нью-Йорк.
  • Чарльз Николл (2005). Леонардо да Винчи, Полеты разума . Пингвин. ISBN 0-14-029681-6.
  • Шервин Б. Нуланд (2001). Леонардо да Винчи . Phoenix Press. ISBN 0-7538-1269X.
  • А.Е. Попхэм (1946). Рисунки Леонардо да Винчи . Джонатан Кейп. ISBN 0224604627.
  • Шана Привер и Синтия Филлипс (2006). Книга да Винчи обо всем: исследуйте жизнь и времена последнего человека эпохи Возрождения .Адамс Медиа. ISBN 15986.
  • Илан Рачум (1979). Ренессанс, иллюстрированная энциклопедия . Осьминог. ISBN 0-7064-0857-8.
  • Жан Поль Рихтер (1970). Записные книжки Леонардо да Винчи . Дувр. ISBN 0-486-22572-0. том 2: ISBN 0-486-22573-9. Отпечаток оригинального издания 1883 года.
  • Марко Роши (1977). Леонардо . Bay Books Pty Ltd. ISBN 0858351765.
  • Паоло Росси (2001). Рождение современной науки .Blackwell Publishing. ISBN 0631227113.
  • Бруно Санти (1990). Леонардо да Винчи . Скала / Риверсайд.
  • Теофил (1963). По водному спорту . США: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226794822.
  • Джек Вассерман (1975). Леонардо да Винчи . Абрамс. ISBN 0-8109-0262-1.
  • Джорджо Вазари (1568). Жизни художников . Penguin Classics, пер. Джордж Булл, 1965. ISBN 0-14-044-164-6.
  • Уильямсон, Хью Росс (1974). Лоренцо Великолепный . Майкл Джозеф. ISBN 0718112040.
  • Эмануэль Винтерниц (1982). Леонардо да Винчи как музыкант . США: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300026313.
  • Алессандро Веццози (1997 г. (перевод на английский)). Леонардо да Винчи: Человек эпохи Возрождения . Thames & Hudson Ltd, Лондон. ISBN 0-500-30081-X.
  • Фрэнк Цолльнер (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков . Taschen. ISBN 3-8228-1734-1 (в твердом переплете).[Глава «Графические работы» принадлежит Фрэнку Золльнеру и Йоханнесу Натану].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *