Кто сказал то что тебя не убивает делает тебя сильнее: Фридрих Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее»

Фридрих Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее»

У многих из нас есть собственная копилка любимых цитат. Эти высказывания великих людей вдохновляют нас в трудных ситуациях, ими можно украсить свою речь, употребить в переписке, на своей странице в социальных сетях. Кто-то выбирает особо понравившуюся цитату своим девизом, а кто-то делает с ней тату. Одной из любимых многими таких фраз является «Что не убивает нас, делает нас сильнее». Давайте познакомимся с ее автором, оригиналом, смыслом и прочими интересными подробностями.

Содержание

Кто сказал: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее?». Смысл

Автором крылатой фразы был весьма неоднозначный мыслитель Фридрих Ницше. Цитату понимают в разных смыслах, но суть толкований одна: только преодолев значительные трудности, а то и беды, пережив горе, человек станет поистине духовно сильной личностью.

что не убивает нас делает нас сильнее

Фраза, однако, была вырвана из контекста. Ницше не хотел вложить в нее романтический, мотивационный смысл и как-то призвать своих последователей не бояться жизненных невзгод. Эти слова связаны с его учением о сверхчеловеке.

Цитата в оригинале

Фридрих Ницше, как известно, был немцем. Поэтому интересно будет определиться, как «Что не убивает нас, делает нас сильнее» звучит на родном языке автора.

Was mich nicht umbringt, macht mich stärker — так будет выглядеть эта цитата на немецком.

Сверхчеловек Ницше

Фридрих Ницше много времени посвятил исследованию предельных возможностей людей. И он считал, что именно сверхчеловек может зайти за эти границы, чтобы стать тем, кем он есть. Отметим, что Ницше характеризовал сверхлюдей немаленьким списком качеств, где выход за пределы эмоциональных сил являлся всего лишь одним из пунктов.

Подробнее ознакомиться с этой темой вы можете, прочтя труд «Так говорил Заратустра». Сверхчеловек (Übermensch) у Ницше — это образ, которым он обозначал существо, которое духовным могуществом настолько превзойдет современных людей, насколько мы превосходим обезьян. Согласно гипотезе ученого, Übermensch — это следующая эволюционная ступень, которая последует за человеком.

Однако Ф. Ницше при этом отмечал, что сверхлюди уже есть среди нас, более того — они рождались давно. К этой категории он относил Юлия Цезаря, Ч. Борджиа, Наполеона.

Об авторе

Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) — это немецкий философ, мыслитель, филолог, поэт, композитор. К тому же, он известен миру как создатель самобытного философского течения.

что не убивает делает нас сильнее автор

Если мы посмотрим на лейтмотив трудов Ницше, отметим его новые критерии оценки всей окружающей действительности. Он подставил под сомнение все существующие в его эпоху принципы и формы морали, культуры, искусства, общественных отношений.

Самыми известными его трудами выступают «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки идолов», «Антихрист», Ecce Homo.

Ницше и афористичность

Не секрет, что учение мыслителя разобрано на цитаты. Причина в том, что, будучи филологом по образованию, Ницше уделял большое значение стилю изложения своих мыслей и взглядов. Они не представлены у него стройной системой, а выступают в роли афоризмов — лаконичного краткого высказывания, полностью законченной мысли. В этой фразе автор пытается максимально сконцентрировать суть своих суждений и отразить контекст выражения.

что не убивает делает нас сильнее ницше

Конечно, Ницше выбрал такой стиль изложения не для того, чтобы прославиться цитированием своих слов. Он много времени проводил в длительных прогулках, а также ему было сложно долго сидеть над записями — у мыслителя начинались сильные рези в глазах. В частности поэтому им была выбрана такая короткая и емкая форма повествования и рассуждения.

Как понять фразу?

Каждый из нас волен искать свой смысл во фразе «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Но все же давайте посмотрим, как ее понимают другие люди:

  • «Не нужно бояться трудностей и испытаний, «киснуть», если случилась неудача. Это все нужно нам, чтобы закалить свой характер».
  • «Нельзя пытаться избегать проблем, нужно не бояться встретить их лицом к лицу. Только тогда, преодолев их, мы получим бесценный жизненный опыт».
  • «Если вам сейчас плохо, это временно. Вы обязательно пройдете через испытание, преобразившись, став более сильными».
  • «Чтобы что-то понять, чего-то достичь, необходимо преодолеть препятствия, разочарования, боль. Только это сделает вас духовно сильной личностью».
  • «Человеку нужен отрицательный опыт, чтобы что-то понять, переосмыслить. Только личное переживание какой-либо трудности может оставить отпечаток на личности, характере, мировоззрении».
  • «Есть сложности и препятствия, которые могут раздавить человека морально — смерть близкого, потеря всего, чем дорожил, крах своих идеалов, веры, любви. Но, если он справится с собой, найдет силы идти дальше, жить и радоваться, это и будет его победой. Он стал сильным.».
то что нас не убивает делает нас сильнее кто сказал

Ницше не прав?

Не все вторят автору «Что не убивает, делает нас сильнее». Вот как люди объясняют свое несогласие с цитатой:

  • «Чем больше человек переживает трудностей, тем больше он становится равнодушнее, черствее. Но, сильнее ли?».
  • «Когда личность встречается с чем-то, что способно убить ее, духовно или физически, ей нужно стать жестокой, лишь бы победить это, не дать одолеть себя. Так что правильнее сказать: что не убивает нас, делает нас жестокими».
  • «Не все трудности и беды, с которыми встречается человек, обязательно сделают его сильными. Что-то лишит его веры в людей, доброты, доверчивости, веры в счастливое будущее. А некоторые трудности могут фактически свести с ума».
  • «Постоянно повторяющие беды приводят к неврозам, страхам, депрессиям, фобиям. Они делают человека озлобленнее, отчаяннее, но, вряд ли, сильнее».
  • «Фраза применима только к душевным испытаниям. Человека не сделает сильнее раковая опухоль, с которой он сумел справиться, серьезная травма, которая подкосила его здоровье, но не убила».
  • «Из этой фразы следует, что каждый когда-то встретится с таким испытанием, с которым не сможет справиться, и оно убьет его. Не очень-то оптимистичная цитата».
то что нас не убивает делает нас сильнее смысл

Что не убивает нас, делает нас сильнее?

Авторитет Фридриха Ницше, как и слова его авторства, так убедительны, что многие принимают им сказанное на веру. И продолжают жить по принципу: чем больше трудностей я пройду, тем сильнее буду как личность. Но так ли это?

Наверняка вас заинтересует любопытное исследование, которое провела команда ученых Калифорнийского университета (США) во главе с С. Чарлз. Специалисты, конечно, не пытались проверить именно актуальность гениальной фразы «Что нас не убивает, делает нас сильнее», но решили доказать тот факт, что негативный опыт приводит далеко не к хорошим последствиям.

В 1995 г. психолог Д. Альмейда (США, Пенсильвания) провел обширный опрос, в котором приняли участие 1483 разновозрастных респондента, мужчины и женщины. Им предлагалось оценить по 5-бальной шкале (от «никогда» до «всегда»), как часто за последний месяц они испытывали негативные состояния: чувствовали себя несчастными, ненужными, нервными. Люди должны были отметить также, сколько раз они ощущали состояние депрессии, чувство, что ничего не получается, весь мир против них.

В другой части теста респондент отмечал, находился ли он в состоянии стресса за день до участия в опросе. Последняя часть анкеты включала в себя вопросы о том, лечился ли когда-то участник от эмоциональных расстройств, затянувшейся депрессии и проч.

фридрих ницше афоризмы

Через десять лет Д. Альмейда вновь попытался связаться с респондентами. Однако кого-то к тому времени уже не было в живых, кто-то не захотел проходить опрос повторно. В результате второй тест прошли 711 человек. Вопросы в анкете были теми же сами.

Группа ученых во главе с С. Чарлз проанализировала результаты исследований Д. Альмейды. То, что показала эта деятельность, в корне отрицало фразу «Что не убивает нас, делает нас сильнее!». Оказывается, чем чаще человек чувствовал десять лет назад себя ненужным, покинутым, бесполезным, впадал в депрессию и находился в стрессовых ситуациях, тем вероятнее, что в настоящее время он имеет серьезное психическое расстройство.

Конечно, такая тенденция индивидуальна. Кого-то трудности закаляют, а кого-то морально уничтожают. Но нельзя не отрицать тот факт, что жизненные неурядицы, слабые или сильные, могут не только укрепить психику, но и сильно ослабить ее. Поэтому фраза Ницше «Что не убивает нас, делает нас сильнее» актуальна не для всех и каждого.

Другие цитаты автора

Представим вам и менее известные афоризмы Фридриха Ницше, но такие же интересные, вдохновляющие и содержательные:

 гениальная фраза что нас не убивает делает нас сильнее
  • «Поверхностные люди всегда лгут. Ведь они лишены какого-то содержания».
  • «Я не понимаю, зачем злословить? Если хотите насолить кому-то, расскажите о нем какую-то правду».
  • «Победители не верят в случайности».
  • «Стадо ничем не привлекательно. Даже если оно следует за тобой».
  • «Кто беден любовью, тот поскупится даже на вежливость».
  • «Хороший брак строится на дружбе и таланте».
  • «Долг — это право других на нас».
  • «Опасность попасть под экипаж есть у человека, который выскочил из-под другого экипажа».
  • «Человек есть то, что он преодолел».
  • «Чрезмерность — лучший залог успеха».

Вот мы и познакомились поближе как с самой фразой, так и ее автором. Хоть она известна далеко не в том глубоком смысле, что вложил в нее Ницше, цитата весьма распространена, вызывает множество споров и рассуждений.

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше » Notagram.ru

Фридрих Вильгельм Ницше — невероятно интересная и гениальная личность в немецкой культуре. Это был настоящий «сверхчеловек», который сочинял музыку, писал стихи и, конечно же, являлся одним из самых самобытных философов нашей эпохи.

Появился на свет Фридрих Ницше 15 октября 1844 году в одной из живописных немецких деревенек неподалеку Лейпцига. Детство будущего философа проходило в семье служителя лютеранской церкви, где, как полагают многие историки, и сформировались основные догматы и противоречия будущего мировоззрения Ницше. В 14 лет будущий «сверхчеловек» покидает родительскую обитель и отправляется учиться в знаменитую гимназию «Пфорта».

Закончив начальное обучение Ницше поступает в Боннский университет, где всерьез берется за теологию и филологию. В попытках докопаться до истины (а его взгляды на многие каноны, принятые в обществе, были мягко говоря, дерзкими) юный Фридрих стал непонятым и отвергнутым. Попытка все исправить в Лейпцигском университете также не принесла философу принятия его взглядов в обществе, но позволила ему в 24-летнем возрасте переехать в Базельский университет, где Ницше становится самым молодым (даже по сей день) профессором классической филологии.

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше20 непревзойденных цитат Фридриха НицшеПамятник Фридриху Ницше. Наумбург, Германия.

Фото: mitue/flickr

Ницше был незаурядной личностью, взгляды которой шли вразрез с учением той эпохи. Наиболее большую славу мыслитель снискал благодаря своим афоризмам, которые буквально пропитаны глубоким, но понятным простому человеку смыслом. Фридрих Ницше в своих словах говорил о вечном и насущном. О любви, о жизни, о женщинах. Notagram.ru восхищается мудростью великого немецкого мыслителя, и вспоминает самые лучшие цитаты Ницше, которые очаровывают своим глубоким смыслом.

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше

  • «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  • Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять.
  • Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
  • Если вы решили действовать — закройте все двери для сомнений.

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше

  • С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
  • Кто в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.
  • Не стоит переоценивать женщин, но и недооценивать их тоже не следует.
  • Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в ее глазах.

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше

  • Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.
  • Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
  • Что падает, то нужно еще толкнуть.
  • Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше

  • Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
  • Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  • Много говорить о себе — самый хороший способ себя скрывать.
  • То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.

Иллюстрации: Pascal Campion

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Жизненные высказывания Фридриха Ницше

Создатель самобытного учения Фридрих Ницше не был профессиональным философом, его скорее можно назвать мыслителем, филологом, композитором и поэтом. Его теории носят подчёркнуто неакадемический характер и потому получили широкое распространение, так как были понятны каждому.

Он поставил под сомнение основные принципы действующих форм морали, религии и культуры. А его сочинения, написанные афористическим стилем, полны пищи для размышлений и актуальны до сих пор:

• Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-настоящему станешь счастливым.

• Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.

• У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.

• Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

• Тот, кто не может располагать 2/3 дня лично для себя, должен быть назван рабом.

• Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

• Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

• Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

• Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

• То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.

• Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

• Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

• Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять.

• Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

• С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

• Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных.

• Завистливые люди часто осуждают то, чего не умеют, и критикуют тех, до уровня которых им никогда не дотянуться.

• Я не расстроен тем, что ты солгал мне, я расстроен тем, что теперь не могу верить тебе.

• Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было.

• По-настоящему самый близкий человек — это тот, который знает твое прошлое, верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть.

Фридрих Ницше — Викицитатник

Портрет Фридриха Ницше

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма.

Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм»

«Человеческое, слишком человеческое»[править]

Логотип Википедии
В переводе C. Л. Франка[1].

Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.

 

Die gewöhnlichsten Irrschlüsse der Menschen sind diese: eine Sache existiert, also hat sie ein Recht.

Быть великим — значит давать направление.

 

Größe heißt: Richtung-geben.

Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.

 

Man vergisst seine Schuld, wenn man sie einem Andern gebeichtet hat, aber gewöhnlich vergisst der Andere sie nicht.

Свободный ум требует оснований, другие же — только веры. — (Отдел пятый: Признаки высшей и низшей культуры, 225, Свободный ум есть относительное понятие.)

 

Freigeist […] er fordert Gründe, die Anderen Glauben.

Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть; это есть только жестокость.

 

Verhinderung des Selbstmordes. — Es giebt ein Recht, wonach wir einem Menschen das Leben nehmen, aber keines, wonach wir ihm das Sterben nehmen: diess ist nur Grausamkeit.

Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.

 

Noch nie hat eine Religion, weder mittelbar, noch unmittelbar, weder als Dogma, noch als Gleichniss, eine Wahrheit enthalten. Denn aus der Angst und dem Bedürfniss ist eine jede geboren, auf Irrgängen der Vernunft hat sie sich in’s Dasein geschlichen

«Так говорил Заратустра»[править]

В переводе Ю. М. Антоновского[2].

Поистине, человек — это грязный поток.

 

Wahrlich, ein schmutziger Strom ist der Mensch.

Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

 

Nicht eure Sünde — eure Genügsamkeit schreit gen Himmel, euer Geiz selbst in eurer Sünde schreit gen Himmel!

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

 

Man muss noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können.

«Счастье придумано нами», — говорят последние люди, и моргают.

 

„Wir haben das Glück erfunden“ — sagen die letzten Menschen und blinzeln.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

 

Aber es ist mit dem Menschen wie mit dem Baume. Je mehr er hinauf in die Höhe und Helle will, um so stärker streben seine Wurzeln erdwärts, abwärts, in’s Dunkle, Tiefe, — in’s Böse.

Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.

 

Man muss sich selber lieben lernen — also lehre ich — mit einer heilen und gesunden Liebe: dass man es bei sich selber aushalte und nicht umherschweife.

Человек есть нечто, что нужно преодолеть.

 

Der Mensch ist Etwas, das überwunden werden soll.

Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!

 

Du gehst zu Frauen? Vergiss die Peitsche nicht!

Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.

 

Das Leben ist ein Born der Lust; aber wo das Gesindel mit trinkt, da sind alle Brunnen vergiftet.

Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».

 

Die Erde, sagte er, hat eine Haut; und diese Haut hat Krankheiten. Eine dieser Krankheiten heisst zum Beispiel: „Mensch.“

Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.

Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

 

Gott starb: nun wollen wir, — dass der Übermensch lebe.

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители.

 

Einst war der Frevel an Gott der grösste Frevel, aber Gott starb, und damit auch diese Frevelhaften.

Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.

Что падает, то нужно ещё толкнуть! — цитата часто изменяется как «Падающего — толкни.»

 

Was fällt, das soll man auch noch stossen!

Церковь — это род государства, притом — самый лживый.

 

Kirche? antwortete ich, das ist eine Art von Staat, und zwar die verlogenste.

Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

 

Der Mensch ist ein Seil, geknüpft zwischen Tier und Übermensch — ein Seil über einem Abgrunde.

И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!

«Злая мудрость»[править]

В переводе К. А. Свасьяна[3].

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.

Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство — не наоборот.

 

Unsere Selbstmörder machen den Selbstmord verrufen, — nicht umgekehrt!

Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания.

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.

Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.

Мораль — это важничанье человека перед природой.

Я не понимаю зачем заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, — стало быть, для большинства…

Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.

Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счёт молчание.

Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви.

Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

Можно было бы представить высокоморальную лживость, при которой человек осознает своё половое влечение только как долг зачинать детей.

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.

Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им и не казалось, что они служат Ему.

Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

«Не будем говорить об этом!» — «Друг, об этом мы не имеем права даже молчать»

«По ту сторону добра и зла»[править]

Логотип Википедии
В переводе Н. Полилова[4].

Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.

 

Allerwelts-Bücher sind immer übelriechende Bücher: der Kleine-Leute-Geruch klebt daran. Wo das Volk isst und trinkt, selbst wo es verehrt, da pflegt es zu stinken. Man soll nicht in Kirchen gehn, wenn man reine Luft athmen will.

Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.

Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.

Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.

 Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир. Бывают даже случаи, когда при этом к отвращению примешивается очарование: именно, когда с таким козлом и обезьяной по прихоти природы соединяется гений, как у аббата Галиани, самого глубокого, самого проницательного и, может быть, самого грязного из людей своего века; он был гораздо глубже Вольтера, а также в значительной мере молчаливее его. [5]:262

Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.

Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.

Вариант перевода: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

 

Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.

«Воля к власти»[править]

В переводе М. Рубинштейна[6].

Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.

«Сумерки идолов»[править]

Логотип Википедии
В переводе Н. Полилова[7].

Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

 

Ich misstraue allen Systematikern und gehe ihnen aus dem Weg. Der Wille zum System ist ein Mangel an Rechtschaffenheit.

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

 

Ohne Musik wäre das Leben ein Irrthum.

Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни.

 

Man hat auf das grosse Leben verzichtet, wenn man auf den Krieg verzichtet…

«Антихрист»[править]

Логотип Википедии
В переводе В. А. Флёровой[8].

Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…

 

Die Menschheit stellt nicht eine Entwicklung zum Besseren oder Stärkeren oder Höheren dar, in der Weise, wie dies heute geglaubt wird. Der „Fortschritt“ ist bloss eine moderne Idee, das heisst eine falsche Idee. Der Europäer von Heute bleibt, in seinem Werthe tief unter dem Europäer der Renaissance…

Женщина была вторым промахом Бога […] — это знает всякий жрец.

 

Das Weib war der zweite Fehlgriff Gottes […] — das weiß jeder Priester.

Вариант перевода: Женщина — вторая ошибка Бога.

Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

 

Alle Welt glaubt es; aber was glaubt nicht alle Welt!

Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте.

 

Das Wort schon „Christenthum“ ist ein Missverständniss —, im Grunde gab es nur Einen Christen, und der starb am Kreuz.

Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.

 

Weder die Moral noch die Religion berührt sich im Christenthume mit irgend einem Punkte der Wirklichkeit.

Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость.

 

Die christliche Kirche liess Nichts mit ihrer Verderbniss unberührt, sie hat aus jedem Werth einen Unwerth, aus jeder Wahrheit eine Lüge, aus jeder Rechtschaffenheit eine Seelen-Niedertracht gemacht.

Ecce Homo[править]

Логотип Википедии
В переводе Ю. М. Антоновского[9].

Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно ещё догнать её.

В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.

Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.

Можно обещать действия, но никак не чувства: ибо последние непроизвольны. Кто обещает кому-либо всегда любить его, или всегда ненавидеть, или оставаться всегда верным, тот обещает нечто, что не находится в его власти; но конечно, он может обещать такие действия, которые хотя обычно являются следствиями любви, ненависти, верности, но могут проистекать и из других мотивов: ибо к одному и тому же действию ведут многие пути и мотивы. Обещание всегда любить кого-либо означает, следовательно: пока я буду любить тебя, я буду проявлять в отношении тебя действия любви; а когда я уже не буду тебя любить, ты по-прежнему будешь получать от меня те же действия, хотя и обусловленные иными мотивами — так что в головах ближних сохранится видимость, будто любовь осталась неизменной. — Следовательно, когда слепо обещают кому-либо вечную любовь, то обещают, собственно, длительность видимости любви.
 

 — Фридрих Ницше, «Человеческое, слишком человеческое»

Его мания величия обнаруживается только в исключительных случаях в самомнении, чудовищном, но всё же ещё понятном. По большей части к ней примешивается сильная доза мистицизма и веры в свою сверхъестественность. Простым самомнением можно признавать, когда он, например, говорит: «Что касается моего Заратустры, то я не допускаю, чтобы его понял тот, кто не чувствовал себя когда-нибудь уязвлённым каждым его словом и кто им когда-либо не восторгался: только тогда человек может пользоваться привилегией благоговейно приобщиться к халкионской стихии, которой порождён этот труд, к его солнечной ясности, шири, дали и определённости».

 — Макс Нордау, «Фридрих Ницше»

Мистицизм и мания величия Ницше проявляются не только в его сколько-нибудь связных мыслях, но и в его общей манере выражаться. Мистические числа «три» и «семь» встречаются у него часто. Если он проникнут сознанием собственного величия, то и внешний мир представляется ему великим, далёким, глубоким, и слова, выражающие эти понятия, пестрят на каждой странице, почти в каждой строке.

 — Макс Нордау, «Фридрих Ницше»

Только в Евангелии сказано: блаженны нищие духом, но современная, да и не только современная, а всякая когда-либо существовавшая наука понимала эти слова очень условно или, если уже говорить прямо, вовсе их не понимала и с привычной почтительностью обходила их, как обходят на больших собраниях старых, заслуженных, но никому ненужных и приглашенных лишь для приличия гостей. Все знали, что блаженны богатые духом, а нищие жалки и ныне, и во веки веков. В суждении Ницше заключается лишь эта давно всем известная аксиома. Он, восставший против всего, не только не дерзнул оспаривать ее, но безусловно принял ее за догмат, за noli me tangere. Но если он на словах отдал дань так глубоко вкоренившемуся в нас предрассудку, то всей своей жизнью он осуществил прямо противоположный принцип. Ведь нищий-то духом был он сам. Ведь он-то и подкапывался, он-то и подвергал сомнению все великое, высокое и богатое, и единственно затем, чтобы оправдать свою жалкую и бедную жизнь ― хотя этот мотив всегда у него необыкновенно тщательно и последовательно скрывается. В дневнике 1888 года он сам так объясняет смысл «Menschliches, Allzumenschliches»: «Это была война, но война без пороха и дыма, без военных приемов, без пафоса, без искалеченных членов ― все это было бы еще идеализмом».

 — Лев Шестов, «Достоевский и Ницше», 1903

Но какой же Ницше философ с точки зрения современного неокантианства, где строгость методологических исканий решительно не допускает той яркости, которая характеризует Ницше? Часто художник-символист более сосредоточивается на одном из членов трехчленного символического построения. Это построение: 1) образ (плоть), 2) идея (слово), 3) живая связь, предопределяющая и идею, и образ (слово, ставшее плотью). Например: художник-символист с гипертрофией первого члена трехчленной формулы ― Брюсов; художники-символисты с гипертрофией второго члена формулы ― Ницше, Ибсен; художник-символист, у которого весь смысл не в образе, не в идее, а в образе-идее, ― это Блок.[10]

 — Андрей Белый, «Смысл искусства», 1907

Все знают, с какой неслыханной резкостью отвергал Ницше христианство. <…>
Зная об этой пламенной вражде, внимательный читатель Ницше не раз встанет в тупик перед некоторыми его высказываниями, на первый взгляд никак не совместимыми с антихристианством. Ницше случается говорить о христианстве так: «Это лучший кусок идеальной жизни, какой мне по-настоящему довелось узнать: я устремился вслед за ним чуть не с пеленок, и, думаю, никогда не предавал его в сердце своем» («Письмо к Гасту», 21.7.81). Он может одобрительно высказываться и о воздействии Библии: «Неизменное благоговение перед Библией, сохраняющееся в Европе, в общем, и по сей день, — это пожалуй, лучший образчик культуры и утончения нравов, каким Европа обязана христианству…» (VII, 249). Более того, Ницше, отпрыск священнических семей по линии обоих родителей, видит в совершенном христианине «благороднейший из человеческих типов», с какими ему приходилось сталкиваться: «Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в котором принимали свое христианство всерьез во всех отношениях» (XIV, 358).
<…>
Примеров подобных противоречивых оценок и толкований можно привести еще много; важно другое: чтобы понять Ницше в целом, необходимо понять эти его противоречия, ибо они не случайны.
<…>
Его борьба против христианства отнюдь не означает стремления просто выбросить его на свалку, отменить или вернуться в дохристианские времена: напротив, Ницше желает обогнать его, преодолеть, опираясь на те самые силы, которые принесло в мир христианство — и только оно. — «Ницше и христианство» (1946)

 — Карл Ясперс

В том, что Ницше был одинок, возвышался над всякой толпой, бросал вызов всему миру и миром был отвергнут, был весь смысл борений его духа, всё существо его поражающих идей. — «Духовный кризис интеллигенции» (1946)

 — Николай Бердяев

Читал Ницше “Заратустра” и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия – idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?

 — Л. Н. Толстой, «Полное собрание сочинений. М., 1935. Т.54. С.77»

Я знаю, что слово «святой» нельзя употреблять неразборчиво, всуе. Я знаю, что люди охотно злоупотребляют им, чтобы придать больше весу и убедительности своим суждениям. Но в отношении к Ницше я не могу подобрать другого слова. На этом писателе — мученический венец.

 — Лев Шестов, «Добро в учении гр. Толстого и Ницше»
  1. Фридрих Ницше Человеческое, слишком человеческое / Перевод: C. Л. Франк
  2. Фридрих Ницше Так говорил Заратустра / Перевод: Ю. М. Антоновский
  3. Фридрих Ницше Злая мудрость. Афоризмы и изречения / Перевод: К. А. Свасьян
  4. Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла / Перевод: Н. Полилов
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Фридрих Ницше, сочинения в двух томах том второй. — М.: «Мысль», 1990. — 832 с.
  6. Фридрих Ницше Воля к власти / Перевод: М. Рубинштейн
  7. Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Перевод: Н. Полилов
  8. Фридрих Ницше Антихрист. Проклятие христианству / Перевод: В. А. Флёрова
  9. Фридрих Ницше Ecce Homo, как становятся самим собой / Перевод: Ю. М. Антоновский
  10. А.Белый. «Луг зелёный». Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2-х томах. Том 1. — М.: Искусство, 1994 г.
Все, что нас не убивает, делает нас сильнее: смысл, кто сказал

Наверное, каждый человек хоть раз в своей жизни слышал выражение — » Что нас не убивает, делает нас сильнее». Вам интересно будет узнать, кто впервые озвучил эту мудрую мысль. Но еще важнее разобраться, какой смысл в ней таится и как применить его на деле и, возможно, научиться чему-то новому.

Кто придумал выражение

Этот афоризм в привычной формулировке звучит так — «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Он принадлежит философу, которого звали Фридрих Ницше. Если вы интересуетесь самопознанием, ищете ответы на глубокие вопросы, вы наверняка встречались с высказываниями этого мыслителя.

Информация об авторе

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше занимался не только философией, а также был писателем. Все его произведения были автобиографичны, они рассказывали о душевных переживаниях и поиске себя. Для того, чтобы в полной мере понять высказывания этого немецкого философа, человеку потребуется немало времени и терпения. Но результат поможет ему осознать смысл такого известного изречения Ницше, как «что нас не убивает, делает нас сильнее»

Смысл афоризма

Порой в жизни человека случаются большие трудности, которые не только выбивают его из душевного равновесия, но и приносят огромные проблемы. Афоризм говорит о том, что сложные ситуации способны закалить характер, а препятствие на жизненном пути делает сильнее. Что нас не убивает, не лишает способности двигаться дальше, помогает измениться, поменять взгляды на те вещи, которые казались ранее трудными и непреодолимыми.

Что имеется в виду под словом «убивает»

Душевные переживания

У каждого человека есть свое понимание о сложностях в жизни, несмотря на то, что принято считать, что проблема только в том случае считается настоящей, если она угрожает жизни и здоровью человека. В остальном можно назвать ее жизненной неурядицей или неприятностью. Но все люди разные, они обладают своими уникальными характерами. Кто-то способен пережить огромные потрясения и сохранять при этом самообладание. А некоторые впадают в ступор и панику от тех вещей, что у других не вызовут такой бурной реакции. Не значит, что они глупее или умнее. Это говорит скорее о закаленности характера.

Поэтому, когда вы слышите высказывание » все что нас не убивает, делает нас сильнее», не принимайте слова о смерти слишком буквально. Возможно, для вас и не существует реальной опасности от ситуации, но вы воспринимаете ее как что-то способное нарушить ваши планы или испортить жизнь.

Сильная девушка

С другой стороны, выражение может говорить и о том, что смерть — это единственное, что способно сломить вас и вашу силу духа. Все остальные плохие и тяжелые события, происходящие в вашей жизни, это лишь повод стать еще смелее, добиться большего.

Почему нас делает сильнее то, что не убивает

Те, кто действительно переживал серьезные потрясение или проблемы, знают, как тяжело с ними справиться. Находясь в сильном стрессе, человек испытывает серьезную психологическую нагрузку, и иногда не остается ничего, кроме как опустить руки и замкнуться в себе. А проблемы тем временем никуда не исчезают, лишь усугубляются от бездействия.

Человек в напряжении

Но если человек твердо сказал себе: «Все, что нас не убивает, — делает нас сильнее», — и решил взять ситуацию под контроль, он способен в корне изменить свою дальнейшую жизнь и мышление.

Находя новые способы исправить все, что свалилось на его плечи, человек преодолевает внутренние границы, разрушает прежние установки. То, что казалось невероятным, стало вполне реальным и достижимым. Когда негативные последствия событий будут устранены, он уже будет мыслить по-другому. Потому что представления о своих возможностях изменились, а значит, и следующие проблемы не будут казаться такими глобальными, по сравнению с тем, что он уже пережил. Таким образом, трудность сделает нас сильнее. Что нас не убьет, несмотря на то, каким казалось ужасным, откроет второе дыхание, изменит взгляды на мир.

Почему это может не сработать с некоторыми людьми

Нельзя воспринимать цитату, пусть и известного философа, как прописную истину, которая была бы близка совершенно для всех. Было бы неправильно утверждать, что эмоциональное потрясение каждого человека делает сильнее. Что нас не убивает, нас может привести не к обретению железной силы воли, а к огромному стрессу, который будет преследовать еще долгое время. Все зависит от характера человека и чувствительности, с которой он относится к проблемам. Не значит, что он слаб и беспомощен, но организм устроен так, что некоторые люди могут получить травму после огромной нагрузки на нервную систему. Поэтому, если вы переживаете серьезное эмоциональное потрясение, не опирайтесь лишь на то, что все, что нас не убивает, делает нас сильнее, а обратитесь за помощью. Иначе тяжелые времена не закалят вас, а будут угрожать нервным срывом.

Грустный мужчина

Негативный смысл афоризма

Каждый человек хочет стать сильнее, научиться преодолевать даже самые большие трудности. На первый взгляд кажется, что такой характер принесет одну лишь пользу его обладателю, поможет добиться большего. Но считается, что с такой силой человек становится более черствым, не способным на жалость. Он всегда смотрит на людей, которые не могут добиться таких же результатов в борьбе с неудачами, и воспринимает их как слабых и не равных ему. Безусловно, не все становятся циничнее, тем не менее закаливание подразумевает ожесточение характера.

Недовольная девушка

Также этот афоризм может быть неправильно понят людьми, использован не по назначению. Ведь можно просто решить: раз все, что нас не убивает, делает нас сильнее, зачем вообще обращать внимание на проблему? Можно игнорировать все трудности, так как они не несут за собой никакой опасности. Такое отношение приводит к безразличию и накоплению проблем.

Как преодолеть трудности

Если на вас обрушилось несчастье, самое важное — не опускать руки и уверенно идти вперед, как бы тяжело это ни было.

Первым делом спросите себя, что вы можете взять от ситуации, какую выгоду она вам принесет. В этом случае как раз пригодится фраза «что нас не убивает, делает нас сильнее». Задумайтесь над тем, какие уроки и жизненный опыт вы вынесете, когда решите эту проблему. Возможно, она способна поменять ваши взгляды на жизнь или придать уверенности в себе и своих возможностях.

Если вы двигаетесь по намеченному плану, но сложившаяся ситуация не меняется, пробуйте новые методы и ищите выход, даже когда кажется, что его нет. Рано или поздно вы найдете способ преодолеть все преграды.

Не настраивайте себя на негатив, ведите борьбу уверенно, сохраняя веру в свой успех. Если постоянно повторять себе, что это невозможно, так оно и будет.

Не ищите способ избежать проблемы или спрятаться. Решайте трудности сразу, иначе они станут накапливаться, и рано или поздно обрушатся на вас.

Постепенно идите к своей цели, не позволяйте ей сломить вас. Помните, когда успех будет достигнут, вы сможете больше. Ведь, как известно, все, что нас не убивает, делает сильнее.

Лучшие цитаты Ницше — Самый интересный журнал Рунета 🙂 — LiveJournalСегодня исполняется 169 лет со дня рождения самого эпатажного философа XIX века.
Вероятно, Фридриху Вильгельму Ницше есть в чем оправдываться и даже каяться: его постулаты «Падающего — толкни» и «Бог умер» вызывали и продолжают вызывать возмущение у многих поколений, воспитанных на идеалах гуманизма, нацисты взяли на вооружение его теорию сверхчеловека… Ницше кажется мрачным чудовищем, ненавидящим весь мир.

На самом деле, это был тихий, вежливый человек, очень осторожный, мягкий в обращении, ровный по характеру. Он и профессиональным философом не был — скорее, мыслителем, поэтом, филологом. В его подходе практически отсутствовала логика — была только страсть настоящего творчества.

Естественно, половина цитат, сделавших из Ницше монстра — и самого популярного в массах философа всех времен, была попросту представлена в ложном свете. Ницше никогда не призывал толкать слабого, более того, теория сверхчеловека подразумевала не торжество одних над другими, а победу творческого начала над разрушительным, животным. По сути, Ницше полностью отрицал агрессию. В его представлениии человек мог преодолеть только самого себя.



Жизненные принципы

Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем.

И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений. И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать. Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

О любви

То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.

Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.


Лу Саломе, несостоявшаяся невеста философа, Пауль Ре и Фридрих Ницше

О женщине

Женщина — вторая ошибка Бога.

Идешь к женщине — бери плетку.

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.

Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

О религии

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям.

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

Слово «христианство» основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте…

О морали

Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости.

Что падает, то нужно ещё толкнуть.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.

Стыдиться своей безнравственности — это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.
via

«Что делает нас сильнее?» – Яндекс.Кью

Самые жёсткие истины говорит нам наука. Например, размер только видимой Вселенной в 40 000 000 000 световых лет. Из этой правды следует пара грустных выводов.

Мы абсолютно ничтожны. Настолько, что даже не с чем сравнить. Мы боимся этого. Боимся неизвестности. Мы придумали бога, чтобы создать себе смысл жизни. Но их нет. Мы сами по себе. И некому нас простить и поддержать. Никто нам не поможет. Нас не было 13.7 миллиардов лет, а мы не можем даже понять, насколько это большое число. Каждый из из нас умрёт и исчезнет.

Мир вокруг нас (особенно там, где атомы или очень большие скорости) совсем не такой, как мы привыкли. Это подтвердит любой физик. Впрочем, не надо ему верить. Можно всё узнать самому. Мы любим обманывать себя, наши воспоминания неточны, наша ощущения обманчивы. Трудно отказаться от сладкой сказки, почему-то не видя, что она не работает.

Из этого не следует ширпотребного отношения к жизни. Напротив, за те немногие 100 лет мы вольны прожить свою жизнь так, как захотим. Но, вспомнив, что людей много, а все разные, приходится принять, что нужно себя ограничивать и помогать жить другим людям, надеясь, что они помогут в ответ. Так получается золотое правило морали. Без богов.

Лучше меня скажет эта фотография Земли и слова Карла Сагана.

Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.

Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки. Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка. О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.

Наше позёрство, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привиле

90000 So Nietzsche WAS right: What does not kill you makes you stronger, scientists find 90001 90002 So Nietzsche WAS right: What does not kill you makes you stronger, scientists find 90003 90004 By Daily Mail Reporter 90005 Updated: 90006 11:40 BST, 19 December 2011 90007 90008 90009 90009 90004 Small amounts of trauma can make us more resilient , a new study has found 90008 90004 He said what does not kill you makes you stronger — and it seems that philosopher Friedrich Nietzsche was right.90008 90004 Scientists have found that although traumatic experiences such as losing a loved one can be psychologically damaging, small amounts of trauma can make us more resilient. 90008 90004 In one study, those who experienced many difficult life events were found to be more distressed in general — but the same was true of some who had not faced any. 90005 90008 90004 Those who had experienced some difficulties were the best off. 90008 90004 Other research revealed that people with chronic back pain were more mobile if they had experienced some serious adversity.90005 90008 90004 Sufferers who had encountered either a lot or none at all were more impaired. 90008 90004 Researcher Mark Seery, a psychologist at the University at Buffalo in the U.S., said: ‘A lot of ideas that seem like common sense are not supported by scientific evidence. 90005 90008 90004 ‘Indeed, a lot of solid psychology research shows that having miserable life experiences is bad for you. 90005 90008 90033 90033 90004 Wise man: Friedrich Nietzsche, philosopher has been proven right 90008 90004 ‘Serious events — like the death of a child or parent, a natural disaster, being physically attacked, experiencing sexual abuse, or being forcibly separated from your family — can cause psychological problems.90005 90008 90004 ‘In fact, some research has suggested that the best way to go through life is having nothing ever happen to you. But not only is that unrealistic, it’s not necessarily healthy. ‘90008 90004 He suggested that those who go through difficult experiences are given a chance to develop an ability to cope with such situations in the future. 90008 90004 ‘The idea is that negative life experiences can toughen people, making them better able to manage subsequent difficulties,’ he said.90008 90004 Although he stressed that ‘negative events have negative effects’, Dr Seery added: ‘I really look at this as being a silver lining. Just because something bad has happened to someone does not mean they’re doomed to be damaged from that point on. ‘90008 90004 His report on adversity and resilience appears in the latest issue of the journal Current Directions in Psychological Science. 90008 90050 Share or comment on this article: 90051 .90000 Genius 90001 90002 Please enable Cookies and reload the page. 90003 90004 This process is automatic. Your browser will redirect to your requested content shortly. 90003 90006 Please allow up to 5 seconds … 90003 90008 + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [])) 90003 90008 + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! [ ]) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) —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— (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] +! ! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (+ !! []) + (+ !! []) + (! + [ ] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] — (!! []))) 90003 90008 + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (! ! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [ ] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! [ ]) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ]) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (! ! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) +! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) 90003 90008 + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ]) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) — [ ]) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) 90003 90008 + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [ ] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) — [] + []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) 90003 90008 + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! [] ) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] —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— (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (+ !! [])) 90003 90008 + ((! + [] + (!! [] ) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) +! ! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + ( ! + [] —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— (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [ ] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ !! [])) / + ( (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (! ! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) — [])) 90003 90008 + ((! + [] + (!! []) + !! [] +! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] —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— []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [])) 90003 90008 + ((! + [ ] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + ( !! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! [] ) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) +! ! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + ( !! []) — []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) 90003 90008 + ((! + [] + (! ! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! [] ) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (! ! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + ( !! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (! ! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — [])) 90003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *