Кто сказал так и ты поступил с моей чашей: Битва при Суассоне

Содержание

Битва при Суассоне

Средние века Битва при Суассоне

Философов Илья

[email protected]

Битва при Суассоне (486 г.) – сражение близ города Суассон, в котором франкский король Хлодвиг I разбил объединённое войско галло-римлян под командованием римского наместника Сиагрия.

 

 

Политическая география Галлии в 480-е годы

После того, как в 476 году, последний римский император Ромул Августул был низложен Одоакром, на территории Галлии появилось несколько крупных государственных образований. На северо-западе расположились франки, которые соседствовали на западе с территорией, контролируемой Сиагрием. Южными соседями франков были алеманны. Южную и восточную Францию делили между собой вестготы и бургунды.

 Ромул Августул отказывается от императорской короны. Иллюстрация XIX в.

Вероятно, до 484 года франки все еще находились в статусе римских федератов. Известно, что франкский король Хильдерик I совместно с Сиагрием сдерживал натиск вестготского короля Эйриха, который хотел расширить свое влияние на север. Однако, незадолго до своей смерти, в 481 году, Хильдерик I совершил несколько неудачных походов в Суассонскую область против Сиагрия. В 484 году, после того как умер Эйрих и на престол франкского королевства вступил Аларих II, союзническим отношениям франков и Сиагрия окончательно пришел конец.

Сражение

Весной 486 г., франкский король Хлодвиг I, желавший взять под свой контроль богатые земли Суассонской области, вторгся на территорию Сиагрия вместе со своим соплеменником Рагнахаром. Все, что известно из текстов Григория Турского (единственного исторического источника, описывающего Суассонскую битву), так это то, что франкское войско беспрепятственно достигло города Суассон, где их уже ожидал Сиагрий. Григорий Турский пишет, что Хлодвиг предложил Сиагрию самому выбрать поле для битвы. После того как войско Сиагрия было разбито, он бежал в Тулузу, ко двору вестготского короля Алариха II. Хлодвиг I намеревался достичь полного разгрома не только войска, но и самого Сиагрия. Аларих II, под давлением и угрозой войны, был вынужден выдать Сиагрия франков, которые вскоре его казнили.

 Крещение Хлодвига в Реймсе 25 декабря 496 г. Художник Ф. Дежуинн, 1830-е гг. (?)

Суассонская чаша

По легенде, описанной Григорием Турским, франкам после победы в битве досталось крайне много богатств и трофеев, которые по воинскому обычаю, должны были быть разделены между всеми воинами. Но, во время грабежа Суассона, произошел один забавный инцидент, описанный историком Григорием:

«Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Всё, что мы здесь видим, – твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!» Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», – опустил её на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал её епископскому послу, затаив «в душе глубокую обиду».

 Хлодвиг перед Суассонской чашей. Рекламная хромолитография на коробке шоколадных конфет. Конец XIX в.

А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Марсовом поле, насколько исправно содержат они своё оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошёл к тому, кто ударил по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копьё твоё, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил её на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх» (конец цитаты).

Итоги и последствия битвы

Несмотря на победу в сражении, на полное подчинение северной Галлии Хлодвигу потребовалось более 10 лет. По некоторым данным, Париж не сдавался франкам от 5 до 10 лет, как и ряд других крупных городов. Окончательное подчинение северной Галлии франками, завершилось только после крещения Хлодвига I в 496 году.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Суассонская чаша | это… Что такое Суассонская чаша?

С суассонской чашей связана одна легенда, рассказанная Григорием Турским в «Истории франков». Считается, что она имела место вскоре после битвы при Суассоне в 486 году, в которой Хлодвиг I одержал победу над галло-римским наместником Сиагрием, объявившем себя «царем римлян». Если верить Григорию Турскому, то события разворачивались 1 марта 487 года.

Легенда

Святой Ремигий, епископ Реймса, требует у Хлодвига возвращения Суассонской чаши

«Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд».

Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Всё, что мы здесь видим, — твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», — опустил её на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал её епископскому послу, затаив «в душе глубокую обиду».

Хлодвиг и солдат, разрубающий чашу

А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Марсовом поле, насколько исправно содержат они своё оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошёл к тому, кто ударил по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копьё твоё, ни меч, ни секира никуда не годятся».

И, вырвав у него секиру, он бросил её на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх»

Хлодвиг убивает нагнувшегося солдата

(«История франков», книга 2, глава 27).

В данной легенде прослеживаются некоторые интересные исторические моменты. Почему «строптивый» воин разрубил чашу, не выполнив пожелания Хлодвига I? Во-первых, таким образом, он напомнил своему вождю о существовании франкской традиции, по которой за вождём не было закреплено никаких особых прав, она требовала, чтобы добыча делилась поровну. Во-вторых, воин-язычник таким образом показал своё презрение к предметам христианского культа (франки ещё не приняли к тому моменту католического вероисповедания).

Литература

  • Григорий Турский
  • Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю.
    История Франции. М., Дрофа, 2005.

но сидеть по правую руку от меня и по левую от меня, не мне давать, но дано будет Иисус сказал: «Подумай об этом, ты будешь пить мою чашу. А что касается награждения почетными местами, то это не мое дело. Мой Отец позаботится об этом». Когда десять других услышали об этом, Он сказал им: «Вы будете пить чашу Мою; а сидеть справа и слева от Меня — это не Мое дело дать, но тем, кому уготовано Отцом Моим». Услышав это, Иисус сказал им: «Вы будете пить из моей горькой чаши. Но я не имею права говорить, кто будет сидеть справа или слева от меня. Мой Отец приготовил эти места для тех, кого Он избрал». Когда Иисус сказал им: «Вы будете пить из моей чаши. Но я не могу выбирать, кто будет сидеть справа или слева от меня; эти места принадлежат тем, для кого Мой Отец приготовил их». но сидеть по правую руку от Меня и по левую руку от Меня не мне давать; но это для тех, для кого это было приготовлено от Моего Отца. И когда Иисус сказал им: «Вы действительно будете пить из моей чаши, но сидеть справа или слева от меня не в моих правилах.

Эти места принадлежат тем, для кого они приготовлены моим Отцом». Когда десять Соу сказал им: «Вы будете пить Мою чашу и будете крещены тем крещением, которым Я крещусь; но сидеть по правую руку от Меня и по левую руку от Меня не Мне давать, а тем, для кого Он сказал им: «Вы будете пить Мою чашу [страданий]; а сидеть справа и слева от Меня — это не Мое дело дать, но тем, кому уготовано Отцом Моим». И когда [o «Вы действительно будете пить чашу моих страданий и будете погружены в мою смерть», — сказал им Иисус. «Но быть теми, кто восседает на самом почетном месте, решать не мне. Мой Отец тот, о ком Он сказал им: «Вы будете пить Мою чашу, но сесть по правую руку от Меня и по левую руку от Меня не Мне даровать, но тем, кому это приготовлено Отцом Моим. ” И когда десять услышали это, й
Матфея 20:23-28 И говорит им: вы будете пить из чаши Моей и креститься крещением, которым Я крещен; дай, но будет дано Иисус сказал: «Подумай об этом, ты будешь пить мою чашу. А что касается награждения почетными местами, то это не мое дело.
Мой Отец позаботится об этом». Когда десять других услышали об этом, Он сказал им: «Вы будете пить чашу Мою; а сидеть справа и слева от Меня — это не Мое дело дать, но тем, кому уготовано Отцом Моим». Услышав это, Иисус сказал им: «Вы будете пить из моей горькой чаши. Но я не имею права говорить, кто будет сидеть справа или слева от меня. Мой Отец приготовил эти места для тех, кого Он избрал». Когда Иисус сказал им: «Вы будете пить из моей чаши. Но я не могу выбирать, кто будет сидеть справа или слева от меня; эти места принадлежат тем, для кого Мой Отец приготовил их». Когда же последуют остальные десять, Он говорит им: чашу Мою вы будете пить; но это для тех, для кого это было приготовлено от Моего Отца. И когда Иисус сказал им: «Вы действительно будете пить из моей чаши, но сидеть справа или слева от меня не в моих правилах. Эти места принадлежат тем, для кого они приготовлены моим Отцом». Когда десять Соу сказал им: «Вы будете пить Мою чашу и будете крещены тем крещением, которым Я крещусь; но сидеть по правую руку от Меня и по левую руку от Меня не Мне давать, а тем, для кого Он сказал им: «Вы будете пить Мою чашу [страданий]; а сидеть справа и слева от Меня — это не Мое дело дать, но тем, кому уготовано Отцом Моим».
И когда [o «Вы действительно будете пить чашу моих страданий и будете погружены в мою смерть», — сказал им Иисус. «Но быть теми, кто восседает на самом почетном месте, решать не мне. Мой Отец тот, о ком Он сказал им: «Вы будете пить Мою чашу, но сесть по правую руку от Меня и по левую руку от Меня не Мне даровать, но тем, кому это приготовлено Отцом Моим. ” И когда десять услышали это, й

Матфея 20:23 — GNT Библия

Матфея 20:23

И сказал им: вы будете пить из чаши Моей
это; Это означает, что они должны претерпеть многие гонения за имя Его, как и все, кто хочет жить благочестиво во Христе Иисусе, должны ожидать в той или иной форме. Так Иаков, который был одним из этих людей, был убит Иродом мечом; Иоанн, другой, был заключен в тюрьму и избит по приказу иудейского синедриона, Домициан сослал его на остров Патмос; и, говорят некоторые, был брошен в котел с кипящим маслом, хотя и спасся в нем: так что эти слова кажутся пророчеством о том, что им надлежит пострадать за Христа, вместо того чтобы наслаждаться мирскими почетами и выгодами при Нем, они были ищет.

И креститься тем крещением, которым я крещен :
этот пункт здесь и в предыдущем стихе, опущен в латинской и эфиопской версиях Вульгаты, а также в некоторых греческих копиях, и считается быть переписанным сюда из Евангелия от Марка; но он есть в сирийской, арабской и персидской версиях, а также в еврейском Евангелии Мюнстера, и он появляется во многих греческих копиях. Иаков, омытый собственной кровью, убитый мечом, и Иоанн, брошенный в сосуд с кипящим маслом, хорошо выражены в крещении.

Но сидеть по правую руку, а по левую — не мое, давать ;
в том смысле, в каком они его задавали, поскольку он не был светским князем; и не было его царства от мира сего; не было у него и таких внешних благосклонностей, или мирских почестей; а что касается истинного и духовного смысла такой фразы, то это не было вопросом, который должен был устанавливаться теперь им, как человеком, и по его собственной воле; как кто должен царствовать с ним в Царстве Небесном, кто должен воссесть с ним на один престол и наслаждаться всей славой и счастьем грядущего мира; и хотя ему, как посреднику, была дана вся эта слава, и в его руках было передать ее другим, тем не менее никому

но
те для кого ,
говорит он, приготовлено моим отцом :
ибо это есть верное прочтение и смысл последнего пункта; означая, что вечная жизнь, или небесная слава, есть Царство, уготованное Отцом Его от создания мира, и не для кого-либо и каждого человека, но только для некоторых, по суверенной воле и воле Отца Его; и что это дело, которое было установлено им в его вечных советах и ​​намерениях и в завете его благодати, и не подлежит урегулированию сейчас; ни назначением его, ни распределением его будет по заслугам людей, а свободная благодать Божия; и хотя Он, как Посредник, был назначен даровать и благодать, и славу людям, но только тем, кого Отец дал Ему, для кого в Нем хранилась благодать и уготована слава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *