Крепкое и сильное слуги смерти человек при своем рождении нежен и слаб: Дао дэ цзин-Канон Пути и его Благой Силы
Дао дэ цзин-Канон Пути и его Благой Силы
Дао дэ дзин – Канон Пути и его Благой Силы
Олевский Виктор Аронович, к.т.н.,
г.Саров, Нижегородская область.
Кано́н (др.-греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
Википедия
Во II в. до н.э. некий китаец Лао – цзы (Ли Эр) в весьма преклонном возрасте, чтобы его выпустили из царства, оставил начальнику пограничной заставы свой трактат – учение в 5000 китайских знаков [1]. Лао – цзы служил хранителем царской библиотеки в царстве Чу на юге Китая (уезд Кусянь). Трактат этот известен как «Канон Пути и его Благой Силы» («Дао дэ дзин»). Вокруг этого трактата происходит множество различных событий: его переводят на разные языки, он интересен различным писателям, сценаристам, философам, учёным. Его переводил на русский язык с французского Л.Н.Толстой, он же редактировал переводы на другие языки, т.
Очевидно, что трактат – учение «Дао дэ дзин» может быть интересно многим, кто с ним не знаком в силу различных обстоятельств, т.к. содержит в себе не только вечные мудрости, но и некую вечную святую силу (последнее никто точно не знает, но не опровергает и верят).
Трактат содержит 81 толкование, а 81 это 9 в квадрате, 9 считается символом положительной жизненной энергии ян (то, что 9 сколько его и цифры суммы не складывай даёт 9, знаю давно, а что это значит, только узнал. Если сумма всех цифр дня рождения = 9, то считайте, что Вы – везунчик).
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное
дао.
… Переход от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному.
Когда все …узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга… Поэтому совершенномудрый , совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам… Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.
Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей. …Я не знаю, чьё оно порождение, и лишь знаю, что оно предшествует небесному владыке.
Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенно-мудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу жить собственной жизнью.
Превращения невидимого дао бесконечны. …Оно существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.
Небо и земля долговечны, потому что они существуют не для себя.
Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними. Поэтому она похожа на дао.
Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что – либо наполнить. …Когда дело завершено, человек должен устраниться. В этом – закон небесного дао.
Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? …Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если следовать мягкости? …руководя, не считать себя властелином – вот что называется настоящим дэ.
…Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но использование дома зависит от пустоты в нём. Вот почему полезность чего – либо зависит от пустоты.
…Быстрая езда и охота волнуют сердце. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не чтобы иметь красивые вещи.
Слава и позор подобны страху. …люди приобретают славу со страхом и теряют её также со страхом. Знатность подобна великому несчастью в жизни, …потому, что я дорожу самим собой. Гуманный, самоотверженно служа людям, может находиться среди них.
…Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его. Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао.
В древности те, кто был способен к учёности, знал мельчайшие и тончайшие вещи. Но другим их глубина не ведома. Они соблюдали дао и не желали много. Не желая много, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.
Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется достижением ясности, а незнание приводит к беспорядку и к злу.
Лучший правитель тот, о котором народ знает, что он существует. …Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.
…Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются «верные слуги».
…
Как ничтожна разница между обещанием и лестью, и как велика разница между добром и злом! Надо избегать того, чего люди боятся. …Все люди полны желаний, только я один подобен тому, кто отказался от всего. Я сердце глупого человека. О, как оно пусто!…
…Содержание великого дэ подчиняется только дао. Дао бестелесно. Дао туманно и неопределенно. …С древних времён и до наших дней его имя не исчезает. Только следуя ему можно познать начало всех вещей.
В древности говорили: «Ущербное становится совершенным, кривое – прямым, пустое – наполненным, ветхое сменяется новым; стремясь к малому, достигаешь много; стремление получить многое ведёт к заблуждениям». Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, которому необходимо следовать. …
Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается всё утро, сильный дождь не продержится весь день. …Тот, кто тождественен дао, приобретает дао. Тот, кто тождественен
Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять. Кто делает большие шаги, не может долго идти. …Кто нападает, не достигает успеха. Если исходить из дао, всё это называется лишним желанием и бесполезным поведением.
Вот вещь (назову её дао), в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишённая формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград….
Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе.
Тяжёлое является основой лёгкого. Покой есть главное в движении. Поэтому совершенномудрый шагая весь день не отходит от телеги с тяжёлым грузом. … Пренебрежение разрушает его основу, а его торопливость приводит к потере власти.
…совершенномудрый постоянно умело спасает людей и не покидает их. Это называется глубокой мудростью. Таким образом, добродетель является учителем недобрых, а недобрые – её опорой. Если недобрые не ценят своего учителя, …то они, хотя и считают себя разумными, погружены в темноту.
…Кто стал главным в стране, тот достигает совершенства в постоянном дэ и возвращается к естественности. Когда естественность распадается, она превращается в средство, при помощи которого совершенномудрый становится вождём, и великий порядок не разрушается.
Если кто – нибудь силой пытается овладеть страной, то… он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто – нибудь тронет его, то потерпит неудачу. …Поэтому совершенномудрый отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительство.
…Когда существо, полное сил, становится старым, то это называется отсутствием дао. Кто не соблюдает дао, погибнет раньше времени.
…Благородный правитель во время мира предпочитает быть уступчивым в отношении соседних стран и лишь на войне применяет насилие. …Благополучие создаётся уважением, а несчастье происходит от насилия.
Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, никто в мире не может подчинить его себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными…
Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещён. Побеждающий людей силён. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.
Великое дао растекается повсюду. …Его можно назвать великим, оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым.
К тому, кто представляет великий образ дао, приходит весь народ. …он не причиняет им вреда. Он приносит им мир, спокойствие, музыку и пищу. Даже путешественники у него останавливаются….Оно (дао) незримо и его нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.
…Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему. Это называется глубокой истиной…
Дао постоянно осуществляет недеяние, но нет ничего такого, чтобы оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все существа будут изменяться сами собой…
Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим дэ не оставляет намерения совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен. …великий человек берёт существенное и оставляет ничтожное.
…Благодаря единству знать и государи становятся образцом в мире. …Незнатные являются основой для знатных, а низкое основой для высокого. Знать и государи называют себя «одинокими, сирыми, несчастными» …оттого, что они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь. …Нельзя считать себя «драгоценным», как яшма, а нужно быть простым, как камень.
Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство дао…
Человек высшей учёности узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учёности, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низкой учёности, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если бы оно не подвергалось насмешке. Не являлось бы дао…
Все существа носят инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию. …Сильные и жестокие не умирают своей смертью…
…самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. …нет ничего, что можно было бы сравнивать с учением, не прибегающим к словам, и пользой от недеяния.
…Кто многое сберегает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным.
Великое совершенство похоже на несовершенное, но его действие не может быть нарушено. …великое остроумие похоже на глупость, великий оратор похож на заику.
Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создаёт порядок в мире.
…Нет больше несчастья, чем не знание границ своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен своей жизнью.
Не выходя из двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно увидеть естественное дао… Поэтому совершенномудрый не ходит, но познаёт всё, не видя, он проникает в сущность, не действуя, он добивается успеха.
…Кто служит дао, изо дня в день уменьшает свои желания. В непрерывном уменьшении человек доходит до недеяния. Нет ничего такого, чтобы не делало недеяние. …Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.
Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность. Совершенномудрый живёт в мире спокойно и в своём сердце собирает мнение народа. Он смотрит на народ как на своих детей.
Из каждых 10 три человека умирают от своих деяний. … Это происходит от того, что у них слишком сильно стремление к жизни.
Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, шагая по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится солдат. …Это происходит от того, что для него не существует смерти.
…Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их, взращивает, воспитывает их, совершенствует, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их…
В Поднебесной имеется начало, и оно – мать Поднебесной. Когда будет постигнута мать, то можно узнать её детей. Когда уже известны её дети, то снова нужно помнить о их матери. В таком случае до конца жизни не будет опасности. …Видение мельчайшего называется зоркостью. Сохранение слабости – могущество. Следовать сиянию дао, постигать его глубочайший смысл, не навлекать несчастья – это и есть соблюдение постоянства.
…Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Всё это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао.
Кто умеет крепко стоять, того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться, того нельзя свалить. Сыновья и внуки вечно сохранят память о нём. Кто совершенствует дао внутри себя, у того добродетель становится искренней…
…Существо, полное сил, стареет – это называется нарушением дао. Кто дао не соблюдает, тот погибает раньше времени.
…
Страна управляется справедливостью, война ведётся хитростью. …когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. …Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников. Поэтому совершенномудрый говорит: « Если я не действую, народ находится в самоизменении…».
…Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. О несчастье! Оно становится опорой счастья. О счастье! В нём заключено несчастье. Кто знает их границы?…
Управляя людьми и служа небу, лучше всего соблюдать воздержание. …Оно называется совершенствованием дэ…
…Если Поднебесной управлять , следуя дао, то злые духи не будут действовать, не смогут вредить людям. … и совершенномудрые не смогут вредить людям, …их дэ соединятся друг с другом.
Самка всегда невозможностью одолевает самца, а по своей невозможности она стоит ниже самца. Поэтому великое царство располагает к себе маленькое тем, что ставит себя ниже последнего, а маленькое царство завоёвывает симпатию великого царства тем, что стоит ниже последнего…
Дао глубокая основа всех вещей. …Почему в древности ценили дао? В то время люди не стремились к приобретению богатств и преступления прощались.
…Преодоление трудного начинается с лёгкого, осуществление великого начинается с малого, ибо трудное образуется из лёгкого, а великое – из малого. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия…
То, что спокойно, легко сохранить. То, что ещё не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. …Наведение порядка надо начать тогда, когда ещё нет смуты…
…Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Знание этого примера есть знание глубочайшего дэ, оно и глубоко и далеко…
Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, потомучто они способны стекать вниз.
Когда совершенномудрый желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других, когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других… Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются…
…Кто храбр без человеколюбия, щедр без бережливости, находясь впереди, отталкивает тех, кто находится позади, — тот погибает. Кто ведёт войну человеколюбиво, побеждает, и возведённая им оборона непреступна. Небо его спасает, человеколюбие его охраняет.
Умный полководец не бывает воинственен. …Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми не ставит себя в низкое положение. Это…дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу дао.
Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать. Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника – это вредит моему сокровенному дао.
…В словах имеется начало, в делах имеется главное…
Кто, имея знание, делает вид, что не знает, тот выше всех… Кто будучи больным, считает себя больным, тот не болен.
Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Кто не презирает народа, тот не будет презрен народом…
Кто храбр и воинственен – погибнет, кто храбр и не воинственен – будет жить. …Небесное дао не борется, но умет побеждать. Оно не говорит, но умеет отвечать. Оно спокойно и умеет управлять…
Если народ не боится смерти, зачем же угрожать ему смертью?…
Народ голодает, если власти берут слишком много налогов. Трудно управлять народом, если власти слишком деятельны.
Человек при своём рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти твёрд и крепок. Все существа и растения такие. Твёрдое и крепкое — это то, что погибает, нежное и слабое — это то, что начинает жить.
Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, подымается нижняя. …Кто может отдать всё лишнее? Это могут сделать только те, которые следуют дао. …совершенномудрый совершает подвиги и себя не прославляет.
Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, …нет ей равного.
Поэтому совершенномудрый говорит: «Кто принял на себя унижение страны, становится ее государем, и кто принял на себя несчастье страны – становится властелином».
Правдивые слова похожи на свою противоположность.
После успокоения большого возмущения непременно остаются его последствия. …Доброе стремится к соглашению, а недоброе – к вымогательству. Небесное дао относится ко всем одинаково, оно всегда на стороне добрых.
…Пусть пища народа будет вкусной, одеяние — красивым, жилище — удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти только посещают друг друга.
Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого – это деяния без борьбы.
Примечания:
Кто пожелает боле подробно узнать наставления, читайте первоисточник.
Выделенный текст, кроме дао и дэ, и сокращения текста – от автора.
Литература.
Дао дэ цзин. СПб, 2014 г. Азбука-классика.
Март 2019 г.
лао цзы и покер: как побеждать
Поделись с друзьямив минуты сомнений и тягостных раздумий я регулярно перечитываю «дао дэ цзин»
и каждый раз нахожу там множество ответов на свои вопросы. )
решил поделиться некоторыми цитатами и заодно закрепить их в своем сознании (мои расшифровки условны, текст очень многозначный, так что каждый может прочитать его по-своему).
китайский язык максимально не похож на русский, поэтому есть много вариантов пepевoда «дао дэ цзин». это самый близкий. отсутствующие в оригинале (но необходимые в русском варианте) слова в нем вставлены в квадратные скобки.
«Совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это оттого, что он пренебрегает личными [интересами]? Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам].»
чтобы дольше задержаться в конкретной игре, нужно меньше думать о своем опыте и среднестатистических +EV ситуациях. тебя здесь нет, есть только твои конкретные, новые (даже если знакомые, то в новом состоянии) оппоненты, против каждого из которых — каждый раз новое +EV.
твой опыт в воздухе, он никуда не денется, но если ты делаешь его основой своей игры — тебя будет видно. ты будешь прозрачным для любого наблюдательного оппонента.
«Совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.»
нельзя выиграть каждый банк )
«Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни. Что значит, слава и позор подобны страху? Это значит, что нижестоящие люди приобретают славу со страхом и теряют ее также со страхом.
Что значит, знатность подобна великому несчастью в жизни? Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я [дорожу] самим собой. Когда я не буду дорожить самим собою, тогда у меня не будет и несчастья.»
«Тот, кто теряет, тождествен потере.»
это про тилт.
в фильме «падающие звезды» два героя собрались сделать одно дело,
один очень нервничает, а другой ему говорит: «ты просто боишься победить.»
если не бояться потерять, не будет страшно и приобретать,
и ты сможешь трезво играть в любой ситуации.
«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.»
это про ТАГ!
«Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным.»
а это про ЛАГ )
«Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигает успеха.
Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао, этого не делает.»
если ты хочешь, чтобы что-то случилось — не создавай это сам. например, если хочешь, чтобы тебя похвалили, то говорить «какой же я хороший!» значит уже создать похвалу, больше тебя никто не похвалит.
например, если обозвать фиша мороном и донком (и фишом!) — круг замкнется. ты не получишь ничего от этой ситуации. если бы ты промолчал — он продолжал бы считать себя гением, играл бы так же беспечно, и сам привел бы себя к раздаче, которая сообщила бы ему то же самое, что ты уже сам завершил, высказав словами.
«Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон небесного [дао].»
если дело кончилось — твой блеф вскрыли, или тебя переехали — или наоборот, ты вскрыл блеф или переехал кого-нибудь — это конец истории. все, что можно было сделать — сделано. с этим следует попрощаться незамедлительно и двигаться дальше.
«Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином — вот что называется глубочайшим ДЭ.»
иногда тратишь слишком много усилий, чтобы загнать оппа в какое-нибудь состояние. после этого ты уже привязан к этому «банку» своих потраченных усилий, и действуешь по программе, не замечая ничего вокруг. оппонент и его состояние тебе не принадлежат!
«Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению.
Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает.
Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке.»
это про ВОДы, я так понимаю )
«Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех.
Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.»
бугага
«Совершенномудрый относится к делу, как к трудному, поэтому он не испытывает трудности.»
чем быстрее стараешься все понять, тем больше трудностей встречаешь на пути (омг, а это что за кнопка??), и тем дольше они будут встречаться. в покере нужно начинать с мелочей, и осознанно и уверенно делать каждый новый шаг.
«Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда блаполучие.
Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.»
«Кто храбр и воинственен — погибает, кто храбр и не воинственен — будет жить.»
«Добрые стремятся к соглашению, а недобрые — к вымогательству. Небесное дао относится ко всем одинаково, Оно всегда на стороне добрых.»
никогда не получится ЗАСТАВИТЬ оппонентов отдать фишки/кэш.
они должны сами соглашаться это сделать, без напряжения.
в этих случаях не стоит забывать про храбрость! )
«Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает. То, что оставляет свои желания, отказывается от страстей, притупляет свою проницательность, освобождает себя от хаотичности, притупляет свой блеск, уподобляет себя пылинке, представляет собой глубочайшее.
Его нельзя приблизить для того, чтобы с ним сродниться; его нельзя приблизить для того, чтобы им пренебрегать; его нельзя приблизить для того, чтобы им воспользоваться; его нельзя приблизить для того, чтобы его возвысить; его нельзя приблизить для того, чтобы его унизить.»
«Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение.»
ну, это просто важнейшие мысли для дистанции. )
«Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его. Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его. Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде дать ему расцвести. Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему. Это называется глубокой истиной. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.»
и наоборот:
«Когда [совершенномудрый] желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади всех. Поэтому, хотя он и стоит над народом, но народу он не в тягость; хотя он и находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.»
если оппоненты не будут видеть то, с чем нужно бороться, они не смогут вас победить. это можно использовать и в ТАГ, и в ЛАГ, и в ТЛГААГ.
«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.»
«Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого — это деяние без борьбы.»
важно не укреплять свои позиции, а в каждый момент двигаться дальше.
весь мир держится на балансе — это самое важное.
как только ты становишься чем-то, появляется твоя противоположность.
поэтому так важно быть ничем, чтобы всегда побеждать.
~~~~~~~~ http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt
Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь: Цитаты сэра Гавейна
Я самый слабый, самый лишенный мудрости, я знаю, И моя жизнь, если я потеряю, меньше всего будет упущена, правда. Только потому, что ты мой дядя, я должен цениться; Нет щедрости, кроме твоей крови в моем теле, я знаю. И так как это дело слишком глупо, чтобы достаться вам, И я первый попросил его у вас, передайте его мне; И если я не буду говорить правильно, пусть весь суд рассудит Без вины.
В своих первых словах Гавейн показывает, как он заслужил свою репутацию образца рыцарской доблести. Даже добровольно вызвавшись принять вызов Зеленого рыцаря вместо короля Артура, Гавейн смиренно заявляет, что не достоин этого. Хотя он может чувствовать смирение, которое он выражает, все остальные при дворе понимают, что он является примером великого рыцаря — отчасти из-за его смирения.
Гавейн схватил свой топор и поднял его высоко, Выдвинул левую ногу перед собой на землю И быстро ударил по открытой части, Так что острое лезвие пронзило, разбивая кости, Вонзилось глубоко в гладкую плоть, рассекая ее. надвое, И сверкающая сталь ударила в землю.
Здесь рассказчик описывает момент, когда Гавейн выполняет вызов Зеленого рыцаря и один раз ударяет его топором. Несмотря на предыдущее утверждение Гавейна о том, что он самый слабый рыцарь, тот факт, что он одним ударом отрубил Зеленому рыцарю голову, демонстрирует его великую силу и могущество. Эту задачу было бы трудно выполнить на обычном человеке, а Зеленый Рыцарь стоит ненормально большой и сильный.
Сказал Гавейн, ликуя: «Будет ли судьба грязной или справедливой, Почему я колеблюсь или боюсь? Что должен сделать человек, кроме как осмелиться?
После года ожидания Гавейн готовится отправиться на поиски Зеленого Рыцаря. Он и все остальные при дворе считают, что он идет на верную смерть, поскольку согласился получить удар топора, не сопротивляясь. Судя по словам Гавейна, он кажется веселым и бесстрашным. Однако читатели могут сделать вывод, что он просто действует таким образом, чтобы помочь скорбному двору почувствовать себя лучше. На самом деле, когда он прощается, он верит, что уйдет «навсегда».
Всегда верный в пяти вещах, в каждой в пятикратном порядке, Гавейн слыл добрым, и, подобно хорошо очищенному золоту, Он был лишен всякой подлости, всякой добродетели проявляя На поле боя. Таким образом, этот пятиугольник новый Он нес на плаще и щите, Как человек истинной верности И рыцарского имени отожженного.
Рассказчик рассказывает о многих достоинствах Гавейна, которые можно охарактеризовать как верность или правдивость. Гавейн живет верным своему слову и верным законам рыцарства или рыцарской добродетели, которые включают христианские добродетели. Он также использует свои навыки рыцаря на благо. Таким образом, пятиугольник или пятиконечная звезда, изобретенная царем Соломоном для обозначения истины, появляется как новый символ, нанесенный на его щит перед тем, как он уходит на поиски Зеленого Рыцаря.
Опасаясь, как бы он не потерпел неудачу из-за неблагоприятной судьбы Увидеть службу Того, Кто в ту же ночь Родился от яркой девы, чтобы изгнать нашу борьбу … вздохнув, он сказал: в какой-нибудь гавани с должной честью я могу услышать мессу и утреню завтра утром: кротко прошу об этом [.] ‘
В канун Рождества Гавейн все еще ищет Зеленого Рыцаря в глуши, почти не зная, где искать. Как хороший христианин, он хочет посетить рождественскую мессу и молится Богу и Марии о такой возможности. Когда он внезапно замечает поблизости замок, Гавейн считает, что его молитва услышана. В свете своей веры он не испытывает никаких подозрений ни к замку, ни к людям внутри.
В достаточно приличном стиле слуги принесли ему несколько прекрасных супов… и рыбу всех видов. . . . Нежный рыцарь великодушно оценил это пиршество И часто говорил об этом, в то время как слуги подстрекали его так, Когда он ел: Это скоро будет компенсировано.
Здесь Гавейн демонстрирует рыцарскую доблесть: когда его кормят постной едой из рыбы (мясо запрещено во время Адвента), Гавейн восхваляет эту еду как пиршество. Слуги замка ценят его добрые слова. Конечно, после нескольких недель скитаний по глуши Гавейн, вероятно, чувствует, что несколько прекрасных супов и рыбы всех видов действительно составляют пиршество.
[Т] храбрый рыцарь, смущенный, Лежал плашмя с прекрасной ловкостью и притворным сном. . . . Там она долго смотрела, ожидая, когда он проснется. Лукаво близко так долго лежал рыцарь, В душе размышляя об этом обстоятельстве, Его смысл и вероятное продолжение, ибо оно казалось дивным. «Все же было бы более осмотрительно, — сказал он себе, — заговорить и обнаружить ее желание в должное время».
Гавейн попал в затруднительное положение: леди Бертилак вошла в его спальню. Сначала он пытается избежать ситуации, притворяясь спящим, но в конце концов понимает, что ему придется заняться этим вопросом напрямую. Гавейн понимает, что он должен собрать всю свою смекалку и понимание своего рыцарского долга, чтобы пройти через эту ситуацию, не обидев ни хозяина, ни хозяйку.
[T]эта несравненная принцесса так горячо прижимала его, Так звала его на самую грань, что он чувствовал себя вынужденным Либо позволить ей любовь, либо подло ей дать отпор. Он заботился о своей учтивости, чтобы его не назвали каитиффом, Но особенно о его бедственном положении, если он должен погрузиться в грех И предательски обесчестить хозяина дома. «Боже, защити меня! Этого точно не будет, — сказал рыцарь.
Леди Бертилак продолжает оказывать сексуальные услуги Гавейну. Имея выбор между оскорблением ее или оскорблением своего хозяина, Гавейн знает, что он должен сделать выбор в пользу своего хозяина. Однако мысль о том, что его сочтут невежливым, причиняет ему боль. Гавейн просит Бога защитить его, а затем использует свой ум, чтобы выбраться из затруднительного положения. Позже читатели узнают, что ему это удалось благодаря помощи святой Марии, которая особенно заботится о нем.
Тогда принц задумался, и ему явилось Драгоценный камень, чтобы защитить его от опасности, назначенной ему, Когда он достиг Зеленой Часовни, чтобы поставить мат: Это было бы великолепной хитростью, чтобы избежать смерти.
Рассказчик объясняет, почему Гавейн принимает пояс леди Бертилак, подарок, который, как она утверждает, защитит его от смерти. Интересно, что она настаивает на том, чтобы он держал подарок в секрете от ее мужа. Хотя Гавейн не хотел принимать «знак любви» от дамы, он меняет свое мнение, когда думает, что подарок защитит его жизнь. Тот факт, что он должен держать пояс в секрете, его не беспокоит — теперь его выживание важнее всех других забот.
[Он] содрогнулся от стыда из-за того, о чем говорил шевалье. Первые слова, которые смог произнести прекрасный рыцарь, были: «Проклятие и трусости, и алчности! Их порок и подлость губительны для добродетели. . . Я боялся нашей встречи, и трусость научила меня Примиряться с алчностью и развратить мою природу И щедрость и верность, присущие рыцарству.
Гавейн выражает стыд и отвращение к себе после того, как другие обвиняют его в использовании дара леди Бертилак для защиты своей жизни и в том, что он скрыл дар от ее мужа. Свою трусость и отсутствие правдивости перед лицом смерти он считает непростительными. Однако все остальные, включая Зеленого рыцаря и короля Артура, легко прощают его ошибки, поскольку он делал только то, что делал, чтобы выжить.
Макбет: Цитаты Макбета | SparkNotes
Это сверхъестественное домогательство
Не может быть плохо, не может быть хорошо. Если болен,
Почему он дал мне залог успеха,
Начав с истины? Я тан Кавдора.
Если хорошо, то почему я поддаюсь этому предложению
Чей ужасный образ распутывает мои волосы
И заставляет мое сидячее сердце стучать в ребра,
Против использования природы? Нынешние страхи
Менее ужасных фантазий.
Моя мысль, чье убийство еще фантастично,
Так трясет мое единственное состояние человека
Эта функция задушена в догадках,
И нет ничего, кроме того, чего нет.
Монолог Макбета в акте I, сцена 3 показывает, как он пытается разгадать значение пророчества ведьм. Он рассуждает так: поскольку предсказание ведьм оказалось верным, оно не может быть злом (он ошибается). Но Макбет также признается, что из-за их предсказания он уже начал фантазировать об убийстве короля Дункана и взятии трона.
Если это было сделано, когда сделано, то было хорошо
Это было сделано быстро. Если бы убийство
Могло бы сгладить последствия и поймать
С его конечным успехом; Что, если бы не этот удар
Может быть, все и конец всего здесь,
Но здесь, на этом берегу и отмели времени,
Мы перескочили бы жизнь грядущую. Но в этих случаях
У нас все еще есть суждение, что мы только учим
Кровавые инструкции, которые, будучи преподанными, возвращаются
К чуме изобретателя: это беспристрастное правосудие
Сообщает ингредиенты нашей отравленной чаши
Нашим устам. Он здесь в двойном доверии:
Во-первых, как я его родственник и его подданный,
Сильный оба против дела; тогда, как его хозяин,
Кто должен против убийцы закрыть дверь,
Не нести нож сам. Кроме того, этот Дункан
Так кротко носил свои способности, был
Так ясен в своем великом служении, что его добродетели
Будут умолять, как ангелы, с трубным языком, против
Глубокого проклятия его взлета;
И жалость, как младенец голый,
Шагающий по ветру, или небесные херувимы на конях,
Над незрячими гонцами воздуха,
Веет злое дело в каждый глаз,
Что слезы заглушат ветер. У меня нет шпоры
Чтобы колоть бока моего намерения, а только
Прыгающее честолюбие, которое перепрыгивает через себя
И падает на другого.
В этом монологе, который можно найти в Акте 1, Сцене 7, Макбет борется с тем, должен ли он убить Дункана. Он знает, что Дункан был хорошим и мудрым королем. Макбет также признает, что его роль хозяина и подданного Дункана состоит в том, чтобы защищать своего короля, а не убивать его во сне. Макбет чувствует, что убийство изменит его жизнь, сделав его королем, но также высвободив его темные амбиции в мире. К концу речи он, кажется, решил не убивать, но жена вскоре уговорит его вернуться к этому.
Это кинжал, который я вижу перед собой,
Эта рукоять к моей руке? Давай, позволь мне обнять тебя.
У меня нет тебя, и все же я вижу тебя.
Разве ты не чувствителен, роковое видение?
К ощущению, как к зрению? Или ты всего лишь
Кинжал разума, ложное творенье,
Из угнетенного жаром мозга?
Монолог Макбета в Акте 2, Сцене 1 важен, поскольку он знаменует собой первый раз, когда у него галлюцинации. Мы можем предположить, что ведьмы, которых он видел ранее, были настоящими, потому что Банко тоже их видел. Однако в этих строках Макбет осознает, что парящего ножа, который он видит, на самом деле нет. Тот факт, что он достаточно встревожен, чтобы галлюцинировать, но все еще достаточно в здравом уме, чтобы понять, что он галлюцинирует, можно противопоставить его более позднему психическому состоянию, когда он полностью верит, что видит призрак Банко, хотя леди Макбет говорит ему, что там никого нет.
Откуда стук? –
Что со мной, когда меня ужасает каждый шум?
Какие здесь руки! Ха, они вырывают мне глаза.
Весь великий океан Нептуна смоет эту кровь
Очистит с моей руки? Нет, эта моя рука скорее
Многочисленные моря воплотятся,
Зеленое сделает красным.
Макбет произносит эти строки в Акте 2, Сцене 2, сразу после убийства Дункана. Он слышит стук в ворота замка и думает, что это должна быть его гибель, чтобы забрать его. Этот момент, теперь, когда ужасное дело совершено, показывает Макбету, какой будет остальная часть его жизни: он станет королем, но его также будет терзать чувство вины и уверенность, что сверхъестественные элементы предупреждают его о неминуемой смерти.
Кто может быть мудрым, удивленным, вспыльчивым и яростным,
Верным и нейтральным, в одно мгновение? Нет человека.
Экспедиция моей неистовой любви
Обогнать паузу, разум. Здесь лежал Дункан,
Его серебряная кожа, пронизанная его золотой кровью,
И его раны были похожи на брешь в природе
Для расточительного входа руин; там, убийцы,
Погруженные в цвета своего ремесла, их кинжалы
Невежливо проткнуты кровью. Кто мог воздержаться,
Тот имел сердце любить, и в этом сердце
Смелость заявить о своей любви?
Макбет убил слуг Дункана после повторного входа в комнату Дункана. В этой речи в Акте 2, Сцене 3, он объясняет Макдуфу и остальным, что он не может быть одновременно спокойным и разъяренным, и что его эмоции захлестнули его. Макбет лжет, убив самого Дункана, поэтому эти строки показывают его способность быстро соображать и его растущую способность ко злу.
Говорят, там будет кровь. Кровь будет кровью.
Известно, что камни двигаются, а деревья говорят.
Авгуры и понятые отношения родили
Пирогами с личинками, галушками и грачами
Самый тайный человек крови.
К тому времени, когда Макбет произносит эти строки, в Акте 3, Сцене 4, Банко был убит по приказу Макбета. Макбета преследовал призрак Банко на том, что должно было стать праздничным ужином. Весь ужас того, что он сделал для достижения своих амбиций, теперь понятен Макбету, и он предупреждает свою жену, что мертвые отомстят.
Не приноси мне больше отчетов. Пусть летают все.
Тиль Бирнамский лес переехать в Дунсинан
Я не могу испортить страх. Что за мальчик Малькольм?
Разве он не был рожден женщиной? Духи, которые знают
Все смертные последствия, произнесли меня так:
«Не бойся, Макбет. Ни один мужчина, рожденный женщиной
, не будет иметь над тобой власти. Тогда летите, лживые таны,
И с английскими эпикурейцами смешайтесь.
Разум, которым я руководствуюсь, и сердце, которое я храню
Никогда не прогнется от сомнений и не содрогнется от страха.
В Акте 5, Сцене 3, Макбет смело говорит своим слугам, что его не беспокоит приближение Малкома и Макдуфа, чтобы сразиться с ним из-за пророчеств ведьм: во-первых, что он не может проиграть, пока Бирнамский лес не двинется, а во-вторых , что его может убить только мужчина, не рожденный женщиной. Он хвастается, что его ум и мужество никогда не поколеблются. Однако его хвастовство вскоре докажет, что Бирнамский лес сдвинется с места, и он будет убит Макдуфом, рожденным с помощью кесарева сечения.
После этого она должна была умереть.
Было бы время для такого слова.
Завтра, и завтра, и завтра
Ползет в этом мелком шаге изо дня в день
До последнего слога записанного времени.