Конфуций о воспитании детей: Правила воспитания от Конфуция — Дети Mail.ru

Содержание

Учение Конфуция — Воспитание характера. Сайт для детей и подростков!

Обычаи и традиции являются той основой, которая определяет жизнь общества. В результате многочисленных проб и ошибок происходит постепенное осознание того, какой образ жизни приносит процветание всем и каждому. Эти приводит к появлению обычаев, которые передаются из поколения в поколение, прежде всего в семьях.

 

В семье человек узнает о принятых в обществе ценностях и о надлежащем стиле поведения. Если обычай становится неуместным, он либо исчезает, ибо изменяется. В таком обществе не нужны законы, потому что люди с раннего детства впитывают принятые нравственные ценности и следуют им в жизни.В Древнем Китае происходило не больше бурных событий, чем в других странах. Тем не менее между VIII и III веками до н. э. пала долго правившая династия Чу. Потеря государственной власти сопровождалась разложением общества. Место централизованного правительства заняли враждующие военачальники и искавшие обогащения вельможи. Рыцарское благородство исчезло, истреблялись целые поселения, включая женщин и детей. В людях исчезло милосердие и бескорыстие, традиции и обычаи прошлого были забыты, привычные авторитеты подорваны.В таких ситуациях в обществе часто появляются различные группы, предлагающие различные и порой противоречащие друг другу пути решения государственных проблем. Двумя наиболее значительными группами Китая были реалисты и моисты.

Реалисты

Последователи группы, руководителем которой был Хан Фей, утверждали, что предлагаемый ими путь позволит преодолеть царящую повсюду анархию. Они были убеждены, что:

люди эгоистичны, жадны, похотливы и ленивы;

сила — единственное, что они способны понять;

необходимы четкие, подробные законы;

законы нужно постоянно и резко ужесточать;

порядок должны ввести и поддерживать правители, ибо только они знают, что нужно для будущего страны.

Моисты

Другую группу, предлагающую диаметрально противоположное решение, составляли последователи Мо-Цзы. Они считали, что конфликты между людьми и государствами происходят из-за недостатка взаимной любви. Поэтому они провозглашали не силу, а всеобщую любовь.

Мо-Цзы

«Всеобщая любовь означает, что на чужие государства нужно смотреть как на свои, на чужие дома как на свои, на чужестранцев как на ближних своих. Когда все люди в мире полюбят друг друга, сильные не будут подавлять слабых, большинство не будет угнетать меньшинство, богатые не будут эксплуатировать бедных, сильные мира сего не станут презирать убогих, а хитрые — обманывать простаков.»

Конфуций видел, что пути, предлагаемые реалистами и монетами, не смогут помочь стране выйти из кризиса — в лучшем случае они лишь ненадолго улучшат положение. Он не принимал программы реалистов, потому что она была непрактичной и поверхностной. Закон хорош в суде над преступниками, но слишком груб для повседневной жизни. Законы могут устанавливать условия брака и развода, но не могут породить ни любви, ни дружбы.

«Не хуже других я могу рассудить тяжбу. Но стремиться нужно к тому, чтобы тяжб вовсе не было.»

Конфуций также не разделял воззрений моистов. Когда Конфуция спрашивали: «Следует ли любить своих врагов, тех, кто противостоит нам?» — он отвечал: «Ни в коем случае. Отвечайте на ненависть справедливостью, а на любовь благосклонностью. Иначе вы зря потратите свое благоволение». Более того, он считал, что такая неразборчивая любовь подрывает самые основы общества: «Если относиться к чужому, как к отцу, кончишь тем, что будешь относиться к отцу, как к чужому.»

Вполне естественно и правильно любить родителей больше, чем других членов семьи, членов семьи — больше, чем односельчан, и так далее, вплоть до всего человечества. Конфуций считал, что начало всякой любви — любовь к родителям; только обладая ею, можно постепенно проникнуться благосклонностью ко всему человечеству. Поэтому для Конфуция равная любовь ко всем означала отрицание любви к родителям.

Решение Конфуция

Конфуций понимал, что упадок традиции сопровождается потерей нравственных ценностей. Поэтому люди утратили чувство приличия и перестали подобающе вести себя, Конфуций предлагал изменить систему образования так, чтобы основой ее стало воспитание нравственности, и тогда молодежь вновь начнет воспринимать ценности как нечто естественное и нормальное. Только непринужденная душевная доброта людей может служить основой для восстановления общественного спокойствия и порядка. Хотя Конфуций всегда обращался к авторитетам прошлого, он все-таки был новатором, Он не стремился буквально возродить старые традиции, что, как он понимал, было и невозможно, и бесполезно. Вместо этого он предлагал изменить и обновить устои прошлого, чтобы они соответствовали духу нового времени. Вот основные элементы учения конфуцианства, которые стали традицией и образовали основу для возрождения и долголетия восточной цивилизации.

1.Жэнь

Для Конфуция благоволение (жэнь) является самым главным нравственным качеством, каким может обладать человек. Эта добродетель состоит в умении уважать других так, как уважаешь себя; и она должна служит образцом человеческих взаимоотношений. Ученик спросил: «Есть ли одно слово, которым можно руководствоваться в свои поведении всю жизнь?» Конфуций ответил «Возможно, это слово — взаимность. Не по ступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой «. Цу Чан спросил Конфуция о смысле Жэнь, Конфуций ответил: «Быть способным повсюду воплощать пять способностей означает обладать Жэнь». В ответ на мольбу ученика поведать об этих способностях Конфуций сказал: «Это уважение, великодушие, искренность, серьезность и доброта. Обладая уважением, вы избежите оскорблений; великодушием вы завоюете людские сердца; ваша искренность вызовет доверие; благодаря серьезности вы добьетесь успеха, а обладая добротой, вы сможете наставлять других «.

Человек, обладающий жэнь, настолько великодушен, что не делает различия между людьми разных национальностей, так как для него «в пределах четырех морей все люди — братья и сестры «.

2. Цзюнь цзы

Цзюнь цзы — это идеальный нравственный характер, к которому каждый должен стремиться. Обычно это переводится как «благородный муж» или как «высший человек», а может быть, и просто «зрелый человек». Конфуцию принадлежит много изречений о том, каким должен быть «благородный муж».

                           

Благородный муж

Благородный мух винит себя; ничтожный муж винит других.

Благородный муж знает, что праведно. Ничтожный — знает,

что принесет ему выгоду.

Благородный муж указывает другим, что в них есть хорошего;

он не указывает другим, что в них есть плохого. Ничтожный —

поступает наоборот.

Благородный муж стыдится, если слабо его расходится с делом.

Благородный муж не любит тех, кому нравится бранить других

или обнажать их слабости. Он не любит низших, что клевещут

или распространяют порочащие слухи о высокопоставленных.

Он не любит тех, кто упрям и не сдержан приличиями. Он не

любит тех, чья решительность не сдобрена пониманием.

Подлинная мужественность состоит в осознании своего

истинного «я» и восстановлении нравственного порядка

и дисциплины. Если человек способен хотя, бы на день

осознать свое истинное «я» и полностью восстановить

нравственную дисциплину, мир последует за ним. Лишь

от тебя зависит, быть ли настоящим человеком.

Причем тут другие?

3.Ли

Конфуций считал, что идеальный общественный порядок может быть установлен только с помощью ли. Ли — это принцип взаимного уважения и почтения. Ли — это многозначное слово, обозначающее порядочность, вежливость, церемонию, ритуал и идеальный общественный порядок, при котором каждый находится на своем месте. Идеальным считается такое общество, где свобода существует, но не порождает конфликтов и несправедливости, потому что все люди высоконравственны и ведут себя подобающе по отношению к другим. Родители должны быть хорошими родителями, дети — хорошими детьми, правительство — уметь управлять, а граждане — быть достойными гражданами. Если в стране все люди достигли внутренней зрелости, это приведет к покою и согласию. В таком обществе и правительство будет не нужно. Поэтому Конфуций, отвечая реалистам, говорил: «Можно направлять людей правительственными методами и управлять ими при помощи угроз и наказаний. Тогда люди постараются избежать тюрьмы, но не обретут ни чести, ни стыда. Если же направлять их добродетелью и управлять ими с помощью ли, люди не только обретут чувство чести и стыд, но и станут лучше.» Конфуций понимал, что люди не выполняют своих обязанностей. Правительства, вместо того чтобы служить народу, эксплуатируют его; отцы ведут себя не так, как подобает отцам, а сыновья — не так, как приличествует сынам. Если бы люди научились быть хорошими сыновьями, отцами и правителями, то гармоничный и нравственный общественный порядок возник бы сам собой.

 

Пять отношений

    Отец и сын

    Муж и жена

    Старший брат и младший брат

    Старший друг и младший друг

    Правитель и подданный

Конфуций определил пять типов отношений, которые, как он считал, составляют основу общества. Для здорового общества необходим правильный порядок этих отношений; каждому приличествуют свои нормы общения и поведения. Когда люди знают, как вести себя в определенной ситуации, они чувствуют себя раскованно и свободно, где бы они ни находились. Если же мы не знаем, как себя вести, то чувствуем себя очень неловко, «не в своей тарелке». Помимо того что нам не по себе, мы можем нечаянно обидеть других. Поэтому Конфуций придавал такое значение этикету. Конфуций хотел восстановить существовавшие ранее ритуалы и традиции. Он понимал, что соблюдаемые людьми традиции отражают степень их уважения к Богу и друг другу. Существуют определенные правила и обряды, которые следует выполнять в храме. Другие правила определяют поведение людей в обществе. Правительства также должны следовать определенным нормам. Различные обряды и предписания сопровождают человека на протяжении всей его жизни: рождения, юности, брака и смерти. Эти традиции помогают определить отношения между людьми.

Конфуций

«Что есть человеческие обязанности? Доброта отца, сыновняя почтительность сына, благородство старшего брата, смирение и уважение младшего брата, доброе поведение мужа, послушность жены, благосклонность старших, послушание младших, милость правителя и верность подданных.

«

    

Конфуций предупреждал, что нарушение этих норм ведет к хаосу в обществе. Если к обряду бракосочетания относиться легкомысленно или вовсе пренебрегать им, то супружеские отношения станут непрочными, и буду! процветать разврат и измена. Если пренебрегать обычаями общественных празднеств, то теряется чувство порядка и дисциплины в отношениях между старшими и младшими, возникают разногласия и ссоры. Если не] придавать значения обряду похорон, исчезнет чувство благодарности детей к родителям и умершим предкам, и люди станут думать лишь о себе. Если не соблюдать дипломатических правил, отношения между правительствами могут обостриться и привести к войне. Но важнее этикета то, что хранится в человеческом сердце.

«Когда человек неправеден, каков смысл в его изысканных манерах? Если человек неправеден, в чем ценность его музыки?»

4. Дэ

 

Правители часто управляют силой. Однако Конфуций понимал, что правление, основанное на физическом насилии, недолговечно. Оно оборачивается угнетением и в конце концов рушится, так как не опирается на поддержку народа. Не уважая личность, оно отказывает людям в свободе и ответственности. Такое правление обладает силой, но не нравственным авторитетом. Поэтому гораздо важнее завоевать и удержать доверие людей. Этого можно достигнуть личным нравственным примером и любовью к людям. Дэ представляет собой нравственную силу примера, которая позволяет хорошему правителю достигать желаемого без применения силы. «Когда правитель поступает правильно, он влияет на народ, не отдавая приказов, а когда правитель сам поступает неправильно, все его приказы бесполезны. Если правитель исправляет собственные ошибки, править ему легко, а если он не исправляется сам, как может он исправить других?»

Чтобы добиться изменений в обществе и восстановить истинные ценности, Конфуций предлагал сосредоточить силы на образовании – не только развитии интеллекта, но воспитании характера. Если люди смогут научиться мудрости, они избегнут ненужных ошибок.

5. Вэн

И наконец, Конфуций придавал большое значение искусствам — музыке, танцам и живописи. Он признавал силу искусства, способную изменять людей и направлять их к добру. Когда мы слышим прекрасную музыку, видим великие произведения искусства или участвуем в танце, наш дух возвышается  и  душа достигает преображения. Единственная цель музыки и всяческих ритуалов заключается в том, чтобы «направить на путь праведности человеческие сердца»; и это послужит основой возрождения гармоничного общества. Окончательную победу, говорил Конфуций, одерживает не та страна, у которой самая большая армия, а та, у которой самая высокая  культура — прекрасное искусство, благородная философия и великая поэзия. Именно этим восхищаются люди во всем мире. Поэтому завоеватели-варвары всегда покорялись более высокой культуре. Хотя Китай бесчисленное количество раз подвергался вторжению, завоеватели вскоре перенимали китайские обычаи и образ жизни. То же случилось с варварскими племенами, завоевавшими Римскую империю. Они также были побеждены более высокой культурой.

Помогло ли это?

Существуют разные способы оказать значительное влияние на человеческую историю. В последнее время научные и технические достижения значительно улучшили уровень жизни людей. Однако, оглянувшись назад, мы увидим, что уже у древних римлян было центральное отопление и превосходные дороги. Всё это исчезло с наступлением темных веков, и лишь не так давно мы снова догнали  древних. Хотя средства массовой информации убеждают нас, что политика имеет огромное значение, политические перемены, как правило, длятся недолго и часто оборачиваются своей противоположностью. В любом случае идеалы и ценности, из которых исходят в своей деятельности политики, берут свое начало в других сферах. Самый большой личный вклад в историю человечества внесли основатели религий — христианства, ислама, буддизма. Именно они формировали мировоззрение и ценности, служившие основой для науки, политики, экономики, искусства, литературы. Влияние Конфуция подтверждает это. Хотя его личная карьера не была блестящей, он основал школу ученых, ставших правящей верхушкой Китая. Сам он остался наиболее важной личностью в истории страны. В 130 году до н. э. изучение конфуцианских текстов стало основным предметом при обучении правительственных чиновников, и это продолжалось до самого распада китайской империи в 1905 году. Ценности конфуцианства влияли не только на правительство — они стали плотью и кровью китайской культуры.

На протяжении более двух тысяч лет учение Конфуция оказывает глубокое влияние на четверть населения земли. Другие страны Восточной Азии, Япония, Корея и значительна! часть Юго-Восточной Азии сознательно вводили у себя этику Конфуция. В течение двун тысячелетий конфуцианство было связано с феодализмом и поддерживало его. Хотя в эта период были созданы некоторые величайшие произведения искусства, на протяжении последних двух столетий восточные общества переживали застой. Однако во второй половине XX века конфуцианство проявило удивительную гибкость, приспособившись к свободным рыночным отношениям. В результате этого сформированные конфуцианской этикой Япония, Корея, Тайвань, а теперь и сай Китай стали динамичными центрами мирового экономического развития. Многие ученые говорят, что следующее столетие станет Тихоокеанской эрой.

Вопросы для размышления

1. Какой бы путь предложили вы для решения проблем, стоявших перед Китаем во времена Конфуция?

2. Почему Конфуций отверг решение реалистов?

3. Как вы думаете, выполнимо ли но практике решение моистов?      

4. Можете ли вы привести пример людей, обладавших дэ, нравственной силой и авторитетом, которые помогали им влиять на других?

5. Согласны ли вы, что более высокоразвитая культура в конце концов всегда одерживает победу? 

6. Почему Конфуций придавал такое значение воспитанию?

7. Обсудите точку зрения, что излишнее преклонение перед традицией препятствует развитию общества

8. Что вы думаете о высказывании Конфуция, что, «если относиться к чужому, как к отцу, кончишь тем, что будешь относиться к отцу, как к чужому»?

Глава пятая.

Семья и дети. Конфуций о любви

Глава пятая. Семья и дети

Любовь. Счастье. Эти чувства в полной мере можно испытать только в семье. Когда рядом любимый муж, любимая жена, дети. Если в доме царят любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка, то все трудности такая семья преодолеет.

А вот что такое счастье семьи и как быть счастливым всем вместе? Как создать счастливую семью? Над этим вопросом уже много веков думают ученые и философы. Рассуждения на эту тему есть и Конфуция. Особое внимание этот древний китайский мудрец уделял отношениям между родителями и детьми.

«Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства».

Еще до распространения христианства было принято, чтобы младшие уважали старших, дети почитали своих родителей. Но в наше время этот важный древний наказ предков стал забываться.

Дети не только не уважают родителей, но и оскорбляют их, не заботятся о них, когда они потеряют свое здоровье. А ведь почитания родителей требует сама природа: именно родители подарили жизнь своим детям, воспитали, дали образование, охраняли их жизнь, смотрели за каждым их шагом, радовались удачам, помогали преодолевать препятствия. Родители готовы пожертвовать всем, чтобы их дети были счастливы.

Как же воспитать своих детей, чтобы они потом уважали своих родителей?

Поговорка не зря гласит «яблочко от яблоньки»… Как мы относимся к своим родителям, так потом наши дети будут относиться к нам. Именно родители прививают ребенку отношение к внешнему миру. Личный пример взрослых – самый лучший для них урок. И такие уроки надо показывать сыновьям и дочерям в самом младенчестве. Наукой доказано, что уже к концу первого месяца жизни малыш начинает понимать изменения в интонации голоса, а к десяти месяцам обращает внимание на выражение лица матери и каким тоном она произносит слова.

Если мать дружелюбна с незнакомыми людьми, то и младенец тоже начинает с ними общаться. Понаблюдайте за своими детьми, и вы найдете доказательства этим научным предположениям. Дети – это маленькие «повторюшки». С первого года жизни они копируют поведение взрослых. Обратите внимание, как вы относитесь своим родителям, проанализируйте свое поведение, ведь через несколько лет ваши поступки и ваше поведение повторят ваши дети, но уже по отношению к вам.

Конечно, если родители честны, искренне любят своих детей, заботились о них всю свою жизнь, то и исполнять сыновний долг перед ними не сложно. А как быть, если родитель зол, ворчлив, жаден, эгоистичен? Конфуций говорил: «…будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства».

Конфликты поколений. Почему они возникают? Характер человека с возрастом меняется. С годами спокойные люди становятся раздражительными, капризными, обидчивыми. Причиной такого изменения часто являются нарушения гормонального фона организма, поэтому не спешите злиться на родителей: наступит день, и вы займете их место.

Найдите время и навестите их, позвоните, будьте внимательнее. Придумайте им какое-нибудь занятие, чтобы они чувствовали себя полезными и нужными.

«Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью».

В конфуцианской философии сыновней почтительности отводилась большая роль. Но Конфуций имел в виду не только уважение родителей, но и уважение всех предков, а также народного правителя. Конфуций был уверен, что идеальный государственный строй нужно строить по принципу семейных отношений, в которых царит уважение и забота.

Мы же с вами рассмотрим сыновнюю почтительность, почему она так важна в семейных отношениях. Что такое почтительность? Почтительность – это искреннее и глубокое чувство благодарности к кому-нибудь, уважение. «Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью». Конфуций хотел сказать, что почтительный сын не доставляет проблем родителям свои поведением, своими поступками.

В начале главы мы говорили о том, как важно уважительно относится к старшему поколению. Но в наше время это сделать становится все сложнее. Если посмотреть на современные семьи, можно увидеть такие картины: бабушка воспитывает свою взрослую дочь прямо при внуках, муж критикует жену, не стесняясь в выражениях, при детях, жена платит ему той же монетой. О воспитании уважения к старшим в этих семьях уже речи не идет. Но даже если в семье и царят добрые уважительные отношения, ребенок ведь не замкнут в стенах квартиры, он посещает детские учреждения, играет с ровесниками, на его воспитание оказывает влияние и окружающая среда, в которой все чаще стал царить дух неуважения ко всем и вся.

Как воспитывать уважение к родителям? Готовых рецептов нет, ведь жизнь очень разнообразна, что подходит для одной семьи, совершенно неприемлемо в другой, но вот ряд общих советов.

Требования родителей к ребенку должны быть согласованы. Например, если отец не разрешает ребенку долго сидеть за компьютером, то и мать тоже должна поддерживать требования отца. Родители никогда не должны выяснять отношения между собой при детях. Все споры допустимы только в отсутствие ребенка.

Чтобы воспитать у сына или дочери уважение к старшим, будьте сами почтительны с другими людьми, воспитывайте ребенка на собственном примере. Никогда ни критикуйте своих родителей, особенно при детях. Постарайтесь жить отдельно, чтобы не возникали конфликты поколений, но при этом постоянно навещайте своих родителей, заботьтесь о них и приучайте к этому своих детей.

Нельзя чересчур баловать детей, строгость тоже должна присутствовать в воспитании. Используйте политику кнута и пряника. Но под кнутом подразумеваются не физические наказания, а серьезный разговор с ребенком с должными объяснениями.

Почему вредно баловать детей? Рассмотрим такой эпизод из жизни. В семье родился малыш, его балуют, лелеют, сдувают с него пылинки. Малыш подрос, вот ему уже пять лет, и в общественном транспорте можно наблюдать такую картину. Бабушка зашла с внуком в автобус. Пассажиры уступили ей место, но она сама не садится, а усаживает своего дорогого внука и старается чуть ли не грудью защитить его от автобусной давки, а сама при этом с трудом стоит на ногах. Конечно, став взрослым, этот внук не уступит места старшим.

Очертите границу дозволенного. Ребенок еще мал, он не осознаёт, что хорошо, а что плохо. Что такое дисциплина, малыш должен знать с раннего возраста. Мы не имеем в виду «ежовые рукавицы». Дисциплина – это разумный порядок. А пример должны показать родители.

Если в семье царит мир и согласие, то уважение к родителям и почтительное отношение к старшим воспитать намного легче.

Уважайте своего ребенка как личность.

«Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь, – снисходительность». Снисходительность требует мудрости, понимания, терпения. Снисходительное отношение к детям значит умение прощать какие-то их проступки, терпимее относиться к их ошибкам. Поэтому суть снисходительности – это восприятие детей как маленьких личностей. Необходимо уже с первых минут жизни видеть в малыше личность. Ведь человека воспитывает не только слово, но интонация голоса, эмоциональный настрой. В будущем дети будут отражать манеру разговора родителей. И, конечно, недопустимо критиковать ребенка. Такие обидные слова и фразы, как «тихоня», «неумеха», «у тебя ничего не получится», во-первых, программируют будущее ребенка, во-вторых эти слова вернутся к нему обратно, когда уже его дети станут взрослыми. Критиковать намного легче, чем хвалить. Но постарайтесь изменить свое поведение, будьте снисходительны, поощряйте своих детей: «Какой ты у меня умничка. У тебя все получится! Ты самый хороший». Детям необходимо чувствовать, что они любимы в семье и их принимают такими, какие они есть, и тогда таланты и способности вашего ребенка раскроются.

«В древности не давали легкомысленного слова из опасения посрамиться неисполнением его».

Умение держать данное слово очень важно в семье, в семейных отношениях. Не стоит бросаться обещаниями, когда вы точно знаете, что их не выполните. Таким поведением вы понижаете уровень доверия других людей к себе. Поставьте себя на место того человека, которому вы что-то пообещали, он ждал от вас помощи, надеялся. И чем сильнее была эта надежда на вас, тем сильнее человек разочаровался в вас, а, как известно, разочарования перерастают в обиду, снижают доверие.

Что значит «держать слово»? Это способность выполнить обещание, данное другому человеку, несмотря на преграды; умение отвечать за то, что вы сказали. Как же научиться держать данное слово?

В первую очередь стоит понять, что каждое выполненное вами обещание повысит вашу самооценку, сделает вас более уверенным человеком. Вы научитесь добиваться поставленных целей. Да, именно так: держать слово выгодно, прежде всего, вам, поэтому стоит поработать над этим своим качеством.

Невыполненные обещания угнетают, заставляют испытывать муки совести, ухудшают вашу репутацию.

Прежде чем дать обещание, хорошо подумайте, сможете ли вы его выполнить, учитывайте свои возможности. Не поддавайтесь эмоциям, вначале успокойтесь, а только потом пообещайте, что вы исполните просьбу. Указывая сроки выполнения обещания, учитывайте, что могут быть форс-мажорные обстоятельства, поэтому лучше иметь запас времени.

Не обещайте того, что вы выполнить не сможете, научитесь говорить «нет».

Записывайте данные вами обещания, это поможет вам не забыть их и выполнить все в срок. Не забывайте даже про пустячные обещания. Их необходимо выполнить в первую очередь. Каждое данное обещание важно.

Если все же так сложились обстоятельства, что вы не смогли выполнить данное слово, предупредите об этом человека, которому вы обещали. Проанализируйте, почему вам это не удалось.

Выработайте тактику исполнения обещания. Начните с себя. Пообещайте вначале себе выполнить что-то важное и выполните. Так вы быстрее поймете, насколько крепкая у вас сила воли.

И в завершение главы хочется добавить: не гоняйтесь за призрачным счастьем, ведь оно совсем рядом с вами – в вашей семье. Берегите ее!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу»

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу» Итак, Вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений по столь простой и столь универсальной одновременно пробе «Моя семья». Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, Вы

Глава 3. ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ

Глава 3. ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ

Глава пятая Как и почему дети выводят нас из себя

Глава пятая Как и почему дети выводят нас из себя Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуйста, что конкретно делать,

Глава 3 Семья

Глава 3 Семья Касаясь этой сложной темы, начну издалека, чтобы довести до понимания читателей, каким образом и в каком ракурсе мы будем рассматривать тему отговорок в этой главе.Семейные взаимоотношения…Порой простые, словно езда по идеальному автобану, порой сложные,

Глава 33.

Семья

Глава 33. Семья На первый взгляд, лидер потерян для семьи. Если его попытаться приручить, удержать в семье, он не будет лидером. Семья для него — высокая ценность, но только как тыл и вдохновение. Часто лидерство и интимная близость — несовместимые понятия, этот человек

13 глава . Распавшаяся семья

13 глава. Распавшаяся семья В декабре 1987 года демонстрации лицеистов против проекта закона Деваке удивили Францию силой и мощью движения, развернувшегося вокруг основополагающих слов «равенство возможностей», это было сравнимо разве что с единением в антирасистской

Глава 10 Гармоничная семья

Глава 10 Гармоничная семья Мужчины и женщины воспитывают детей по-разному, и это нормально. В любой семье между отцом и матерью периодически возникают разногласия по поводу того, как следует обращаться с ребенком. В чем причина этих разногласий? Берут ли они свое начало в

Глава девятая Семья

Глава девятая Семья Итак, детей у нас было двое. Старший сын Владимир и дочь Светлана. Они прошли весь трудный путь яслей и детского сада, отмеченный непрерывными простудными и кишечными болезнями. Жизнь заставила детей взрослеть очень быстро. Показателен в этом

ЧАСТЬ ПЯТАЯ Гора пятая. Внимание и забота

ЧАСТЬ ПЯТАЯ Гора пятая. Внимание и забота Чтобы подняться на эту гору, нужно осознать важность взаимных усилий участия и заботы, которые партнерам полезно вкладывать друг в друга, чтобы сблизиться еще теснее, привязаться друг к другу еще крепче и любить один другого еще

Часть 3 Любовь, семья, дети — что может быть важнее?

Часть 3 Любовь, семья, дети — что может быть важнее? Да разве любовь имеет что-либо общее с умом! И. Гёте В этом разделе мы рассмотрим приложение идей из первых двух частей книги к одной из самых важных сфер нашей жизни — к семейной или личной жизни.Сразу отметим, что все

Глава двадцать восьмая Семья

Глава двадцать восьмая Семья …В: А я тебе и говорю: у меня ближе брата никого нет! Если что — я ни к отцу, ни к матери не иду, а только к нему. И тебя прежде к нему повела — показать, а уж только потом — в дом привела.П.: Я помню. То чаепитие.В.: И хорошо, что ты ему понравился.

Глава 6 Одна семья – разные дети

Глава 6 Одна семья – разные дети Семьи, где растут и воспитываются несколько детей, нередко задаются вопросом, почему у родных братьев и сестер такие разные характеры. Речь не идет о неизбежном столкновении интересов маленьких граждан семейного сообщества. Здесь,

Конфуций говорит: Современное воспитание детей в синхронизации с древней мыслью

Категория: Новости

Дата публикации: 7 декабря 2011 г.

Делиться

Поделитесь этим на Facebook Поделитесь этим в Твиттере Поделитесь этим по электронной почте

Взгляды на воспитание детей, сложившиеся тысячи лет назад, согласуются с современными западными взглядами, считает доцент богословия Эрин Клайн.

Эрин Клайн, доцент богословия, говорит, что сходство конфуцианских и современных западных взглядов на методы воспитания детей сделало ее «еще более внимательной к множеству способов, которыми мое благополучие переплетается с благополучием моих детей, начиная с беременности и далее». ». Фото Полетт Вальц

Клайн обнаружила ссылку во время исследования своего книжного проекта Нравственное совершенствование и семья в ранней китайской философии .

«Взгляды раннего конфуцианства на воспитание детей схожи с современными взглядами, включая мысль о том, что существует больший потенциал для изменений в самые ранние годы, когда развитие мозга происходит наиболее быстро», — говорит Клайн, который сейчас находится с ней в декретном отпуске. второй ребенок. «Конфуцианцы, конечно, ничего не знали о мозге, но они верили, что эти ранние годы представляют собой уникальную и незаменимую возможность для совершенствования».

Еще одна общая точка зрения, по ее словам, заключается в том, что ранний опыт детей играет важную роль в формировании жизненных возможностей и что родительская забота является наиболее важным опытом.

Настоящий верующий

Клайн также подчеркивает различия между двумя традициями.

«Это включает в себя конфуцианский аргумент о том, что добродетель сыновней почтительности — в том числе любовь, признательность, уважение и почтение, которые дети развивают со временем в ответ на хорошую родительскую заботу, — является корнем других этических чувств и добродетелей», — говорит она. «Они напрямую связывают добродетель в целом с ранним семейным опытом, который играет центральную роль в этике и политической философии конфуцианства».

Она говорит, что ее опыт во время обеих беременностей заставил ее «по-настоящему поверить в определенные аспекты конфуцианских взглядов», особенно в аргумент о том, что хорошее воспитание и отношения между родителями и детьми начинаются еще до рождения.

Мать Мэнцзы

«Их точки зрения побудили меня быть еще более внимательным ко многим путям, которыми мое благополучие связано с благополучием моих детей, начиная с беременности», — объясняет Клайн. «Конфуцианские взгляды оказали на меня положительное влияние и дополнили отличное медицинское обслуживание, которое я получил, и за которое я благодарен. У меня нет желания испытать беременность и роды в древнем Китае».

Профессор говорит, что известное во всей Восточной Азии высказывание, которое переводится как «мать Мэнцзы трижды переезжала», берет свое начало в древнем Китае.

Поговорка относится к матери конфуцианского философа Мэнцзы, которой приписывают множество жертв (в том числе переезд в другой район), чтобы ее маленький сын получил лучшее воспитание.

Мэнцзы стал одним из самых уважаемых и влиятельных мыслителей в истории Восточной Азии.

Текущая работа

Преподавание и исследования Клайна пересекают междисциплинарные границы и представляют собой смесь философии, религии и азиатских исследований.

Ее книга « Конфуций, Ролз и чувство справедливости » скоро будет опубликована издательством Fordham University Press.

Работа представляет собой сравнительное исследование моральной психологии и социальной справедливости в раннем конфуцианстве и западном либерализме.

Дочь культурного антрополога (ее отца) и учителя музыки в начальной школе, Клайн говорит, что выросла с естественным интересом к другим культурам, особенно к тому, чтобы использовать их, чтобы понять «нашу собственную культуру и наши собственные обязательства».

Поиск в Джорджтауне

Как китайская философия может помочь вам в воспитании детей

Нужно знать

Это вопрос, который мне чаще всего задают на детской площадке, когда другие родители узнают, что я профессор древней китайской философии: «Влияет ли китайская философия на ваше воспитание?» На этот вопрос интересно ответить, потому что, став родителем, я по-другому стал смотреть на тексты, которые перевожу и преподаю. Китайская философия содержит свет и тень, и хотя некоторые элементы, несомненно, являются патриархальными и авторитарными и заслуживают того, чтобы их оставили в прошлом, остается много уроков, которые полезны, доступны и своевременны применительно к проблемам воспитания. На самом деле, я обнаружил, что они ежедневно направляют и бросают вызов мне как матери, но способами, которые резко расходятся с тем, что говорит мне моя культура и общество. И это то, что делает их такими полезными.

Быть родителем сложно, особенно потому, что не существует универсального подхода. Разным детям нужны разные вещи, и нам как семьям нужны разные вещи. Как нам оставаться сосредоточенными на самом важном? Как мы переживаем трудные времена с нашими детьми и поддерживаем их, когда они борются? Как мы расставляем приоритеты во многих требованиях к нашему времени и времени наших детей?

Все мы хотим, чтобы наши дети были успешными, отчасти потому, что мы любим их и хотим, чтобы они были счастливы. Но легко ошибочно отождествить «успех» с определенными академическими или спортивными достижениями и, в свою очередь, с тем, насколько престижны ваш колледж и выбранная вами карьера, или с вашей способностью зарабатывать. Конечно один может определить таким образом успех; они широко и некритически принимаются сегодня в качестве индикаторов успеха в нашем обществе. Но древние китайские философы считали, что настоящий успех измеряется не престижем, славой, деньгами или властью. Успешная жизнь — хорошо прожитая жизнь — это та жизнь, в которой человек процветает: он счастлив, удовлетворен и находит смысл в том, что он делает и кем он является. Они утверждают, что этот тип удовлетворения происходит не от участия в «правильных» мероприятиях, посещения престижных школ или способности зарабатывать. Скорее, это происходит от любви и любви к другим в контексте значимых, длительных отношений; понимание того, как ваша собственная личность связана с жизнями тех, кто ушел до вас; щедро отдавать то, что имеешь, другим; забота и искренняя любовь к природе; и найти свое истинное призвание – каким бы скромным оно ни было.

Действительно, китайские философы выступают за то, чтобы мы признавали гораздо более широкий спектр призваний, дарований и способностей (включая различные виды интеллекта), чем мы, и призывают нас избегать предпочтения одних достижений другим. Они описывают реальных людей, которые счастливы и удовлетворены, и отмечают, что они живут самыми разными жизнями и делают много разных вещей — часто вещи, которые не приносят богатства или престижа, но вещи, которые делают их счастливыми и их жизнь полноценной.

Большинство из нас знает, что диплом Лиги плюща и престижная высокооплачиваемая работа не сделают наших детей счастливыми и удовлетворенными в жизни. Тем не менее, мы беспокоимся о том, как они найдут то, что им нравится делать и в чем они хороши. Мы беспокоимся о том, как трудно поступить в колледж и смогут ли наши дети иметь те материальные блага, которые им нужны. И мы оказываемся в быстро меняющемся обществе, которое побуждает нас заниматься определенными видами деятельности, достижениями и соревнованиями, включая престиж и деньги, как путь к счастью. Но что являются источниками счастья и удовлетворения, которые мы должны искать для наших детей? Что общего у людей, которые ведут счастливую, наполненную жизнь, и как это будет выглядеть, если мы будем стремиться к этим вещам в своем воспитании, для наших детей и для нас самих?

Философы двух самых влиятельных древних китайских традиций — конфуцианства и даосизма — больше говорят о человеческом процветании, добродетели, счастье и самореализации, чем об «успехе». Они понимали расцвет в нравственные термины: те, кто счастливы, реализованы и действительно реализовали свой потенциал, — это те, кто наиболее полно развил в себе такие добродетели, как человечность и сострадание, и кто нашел свое истинное призвание или призвание в жизни. Китайские философы утверждали, что мы действительно процветаем — — наиболее счастливы и удовлетворены, — когда развиваем эти добродетели. Это никогда не может быть измерено в таких терминах, как способность зарабатывать, престижные школы или рабочие места. Вместо этого оно измеряется тем, как мы относимся к людям — как человек любит и любим своей семьей и друзьями — и в том, что он делает, чтобы сделать мир добрее, мягче, человечнее и красивее. Хотя они поощряют нас помогать нашим детям узнавать больше об окружающем их мире, это не означает, что они должны быть отличниками в учебе. Обучение должно сделать нас мудрее и лучше служить другим. Как конфуцианец Analects говорит: «Обучение является пустой тратой времени, если вы не размышляете о более широком смысле и значении того, что вы изучаете». 3 и 4 века до нашей эры. Они жили в трудное время в китайском обществе — время растущей политической нестабильности, которая в конечном итоге вылилась в войну и насилие, — но они не пришли к единому мнению относительно источника проблемы и способов ее решения. Конфуцианцы и даосы были чем-то вроде инь и ян: у конфуцианцев есть много активных, практических способов помочь детям расти, таких как участие в ритуалах и традициях, в то время как даосы рекомендуют более простые действия, такие как изучение и наслаждение красотой. природы. Их разнообразные взгляды на хорошую жизнь — именно то, что делает китайскую философию таким замечательным ресурсом для родителей. Воспитание грязное. Это не просто или прямолинейно, а сложно и трудно. Не существует волшебных решений, которые облегчают и упрощают работу. Большинству из нас придется собрать воедино разные подходы, чтобы найти что-то, что хорошо работает и подходит в разных ситуациях, для разных детей и в разные периоды жизни ребенка. Вот несколько советов, которые нам дали древние китайские философы.

Что делать? перед сном ночью — может помочь нам стать лучше и счастливее. Ритуалы являются одним из основных способов роста и развития таких добродетелей, как благодарность, доброта, сострадание и щедрость. Например, когда мы тратим время на то, чтобы написать благодарственное письмо, это не просто

выразить нашу благодарность кому-то (тем самым укрепив отношения) – это также углубит нашу благодарность за то, что у нас есть.

Ритуалы связывают нас с другими, создавая и поддерживая значимые отношения в семьях и сообществах. Но Конфуций однажды заметил: «Если вы не полностью присутствуете на ритуале, это как если бы вы вообще не совершали ритуала». мало-помалу помогите им стать добрыми, сострадательными и благодарными людьми, способными иметь значимые, длительные отношения с другими. Философы-конфуцианцы призывают нас размышлять о ритуалах, которые мы практикуем; Конфуций выступал за возвращение к одним традиционным ритуалам и отход от других. Он практиковал традиционный ритуал паузы перед каждым приемом пищи и откладывания небольшой порции еды в память о своих предках не только как подношение их духам (которые, как он считал, продолжали обитать в этом мире), но и как способ вспоминать, откуда он пришел и кем он был, каждый день.

Поскольку мы живем в культуре с относительно небольшим количеством ежедневных ритуалов, подумайте, какие ритуалы нужны вашей семье, начиная с добродетелей, которые вы хотели бы развивать в своих детях и в себе, и работайте над их созданием. Ежедневные ритуалы (медитация, молитва, прогулки, выражение благодарности) так же важны, как и ежегодные ритуалы, подобные тем, которые мы наблюдаем на днях рождения и праздниках. Будьте готовы относиться к своим ритуалам как к священным, защищая эти действия и время, необходимое для их выполнения, и будьте полностью присутствует в них — разумом, телом и духом.

Не поддавайтесь конформизму

У даосских философов есть послание для всех родителей, которые когда-либо чувствовали, что их ребенок не соответствует требованиям или не соответствует им: помните, что успехи вашего ребенка уникальны, поэтому не бойтесь отклоняться от них. так поступают все остальные, будь то поощрение различных видов деятельности или рассмотрение кулинарной школы вместо четырехгодичного колледжа. Хотя индивидуальность и креативность являются отличительными чертами американской культуры, мы по-прежнему склонны некритически подчиняться тому, что делают окружающие. Мы также некритически отдаем предпочтение определенным путям (деятельности, карьере и т. д.) другим. Считайте путь менее пройденным для вашего ребенка, даже если он отличается от вашего пути.

Замечательные люди, которых древние даосские философы приводят в пример, обладают исключительно разнообразными талантами, навыками и способностями. Они не мудрецы и не ученые, которыми широко восхищались в древнем Китае; это искусные ремесленники, плотники, повара и мясники — профессии, которые не получили широкого признания. Описывая свои замечательные способности (и радость, которую они получают от своей работы), даосские философы бросают вызов нашему пониманию интеллекта и навыков, указывая на формы интеллекта, которые не измеряются результатами тестов. Философ IV века до н. э. Чжуанцзы описывает резчика по дереву, который готовится создать красивую резьбу, которой все восхищаются: сначала он медитирует, чтобы очистить свой разум от всех мыслей о деньгах, славе и других отвлекающих факторах. Затем он выходит в лес и смотрит на «небесную природу» деревьев, пока не увидит форму того, что он будет вырезать. Он говорит, что просто следует природе, когда выполняет эту работу, или «сопоставляет Небеса с Небесами».

В таких отрывках даосские философы подчеркивают радость, удовлетворение и более глубокий смысл, которые можно найти в выполнении работы, которую вы, кажется, должны выполнить. быстро) вы учитесь.

Не спешите жертвовать собой

Помните, что ваше благополучие так же важно, как и благополучие вашего ребенка, и на самом деле это не разные сферы. Философы-конфуцианцы всегда утверждали, что родители и дети гораздо более тесно связаны друг с другом, чем мы обычно думаем. Как родители, это легко забыть: иногда мы слишком фокусируемся на потребностях и возможностях наших детей, пренебрегая своими собственными потребностями. Принимая решения о мероприятиях и графиках, подумайте, насколько сложно это будет для , вам , чтобы организовать транспортировку ваших детей и посещение занятий и мероприятий, потому что это повлияет на вашего ребенка и ваши отношения с ним. Все остальные могут устраивать грандиозные вечеринки по случаю дня рождения, но это не значит, что это лучшее, что вы можете сделать. Конфуций говорит нам: «Когда дело доходит до ритуала, лучше быть скромным, чем экстравагантным» — не только потому, что это помогает нам уделять больше внимания тому, что мы празднуем и почему, но и потому, что такие события должны быть радостными и жизнеутверждающими. , в отличие от истощения (эмоционального, физического и финансового).

Помните также, что налаживание отношений с друзьями и соседями имеет ключевое значение как для вашего ребенка, так и для вас. Самая известная история воспитания в китайской философии связана с философом IV века до н. э. Мэн-цзы (Мэн-цзы), чья мать трижды переезжала — сначала жила рядом с кладбищем, затем на рынке и, наконец, рядом со школой — чтобы окружить ее маленький сын с правильными влияниями. Хотя это отчасти история о родительской жертве, она также о том, как нужна деревня, чтобы вырастить ребенка. Возможно, именно потому, что она была родителем-одиночкой, мать Мэнцзы понимала, что наличие хороших соседей и друзей важно не только для развития ее сына, но и для ее собственного благополучия.

Это одна из причин, по которой философы-конфуцианцы призывают нас уделять больше времени ритуалам с друзьями и семьей; Тем временем даосские философы рекомендуют, чтобы мы давали нашим детям больше свободного времени, чтобы проводить их на свежем воздухе. Исследования счастья и процветания показывают, что они оба были правы: регулярные осознанные практики, такие как ритуалы, отношения и время, проведенное на свежем воздухе, являются ключевыми.

Избегайте склонности думать, что вы можете или должны попытаться познакомить своего ребенка со всеми видами деятельности на рынке, чтобы помочь ему найти то, что ему нравится или в чем он хорош. Когда дело доходит до процветания вашего ребенка, иметь любовные отношения со здоровым родителем (который не изжил себя) и другими людьми, которые любят его и заботятся о нем, гораздо важнее, чем список действий. Конфуцианец Analects говорит нам, что отношения любви, уважения и поддержки являются корнем всех добродетелей.

Ищите дары в несовершенствах и проблемах

Одна из самых сложных вещей в воспитании детей заключается в том, что независимо от того, как много вы делаете для своего ребенка, он будет испытывать боль, отторжение и неудачу. Будет много вещей, которые вы не сможете исправить. У них не всегда будут лучшие учителя, тренеры или друзья. У них не всегда будет идеальная семейная жизнь (какой бы она ни была). Они столкнутся с проблемами — возможно, экстраординарными, такими как серьезные заболевания, инвалидность или отличие от других во многих отношениях. Древние даосские философы призывают нас не отрицать или преуменьшать эти проблемы, а искать дары, которые их сопровождают, и работать над тем, чтобы смаковать их.

Среди их примеров хорошо прожитой жизни есть глубоко инвалиды, которые не могут делать то, что делает большинство других, но которые видят мир более ясно в результате своих ограничений и борьбы. Один из них — человек с ампутированными конечностями, которым восхищаются за его проницательный взгляд на жизнь: «У такого человека должно быть особое мышление… Он смотрит на то, как все делается, и не видит, чего им не хватает. Он смотрит на потерю ноги, как на стряхивание пыли». Классический китайский термин «особенный» в этом отрывке также означает «одноногий»: быть особенным или уникальным может означать, что вы упускаете что-то, что есть у других. Но различия часто дают нам более четкое представление о том, что действительно важно.

Даосские философы не отрицают реальность трудностей или боли, но они верят, что глубокие дары часто сопровождают несчастья, а иногда и маскируются под них. Они также признали, что нам лучше искать и сосредотачиваться на хороших вещах, которые происходят из проблем и несовершенств в нас самих и нашей жизни, чем жить в состоянии горя, сожаления и горечи, желая, чтобы все было по-другому. Моделирование этого для наших детей может быть самым важным, что мы можем сделать, помимо того, чтобы любить их такими, какие они есть. Жизнь приходит с радостью и болью, и наша способность процветать частично зависит от нашей способности находить лучи света в темноте.

Ключевые моменты. Как китайская философия может помочь вам в воспитании детей

  1. Признавайте более широкий спектр профессий и не отдавайте предпочтение «успеху». Китайские философы утверждают, что наша основная задача как родителей должна заключаться в том, чтобы помочь нашим детям стать счастливыми, состоявшимися людьми, а не помогать им стать отличниками в областях, которые так уж ценятся в нашей культуре и обществе. Мы должны осознавать естественную тенденцию тяготеть к вещам, которые принесут престиж и богатство, потому что стремление к этим вещам — это не то же самое, что стремление к счастливой, полноценной и значимой жизни (даже если многие люди приравнивают их или предполагают, что человек ведет к другому).
  2. Развивайте в себе добродетели, которые помогут вашим детям по-настоящему процветать. Китайские философы призывают нас уделять первоочередное внимание развитию в наших детях моральных добродетелей, таких как сострадание, доброта, великодушие, благодарность и стойкость (в отличие от просто определенных навыков, талантов или способностей), поскольку добродетели помогают нам вести более счастливую и полноценную жизнь в часть, позволяя нам строить и поддерживать содержательные, любящие отношения с другими — независимо от того, что мы делаем или где мы находимся в жизни.
  3. Создавайте и практикуйте ритуалы . Ритуалы важны, а нашей культуре их не хватает, а это значит, что нам нужно приложить усилия, чтобы возродить, создать и воссоздать их, если мы хотим пользоваться их благами. Наличие и выполнение ритуалов — отличный способ выражения и взращивания добродетелей, а также построения и поддержания отношений, которые являются основным источником счастья и удовлетворения в жизни. И ежедневные, и ежегодные ритуалы — это возможность помочь вашим детям стать более вдумчивыми, щедрыми и благодарными за то, что у них есть.
  4. Сопротивление соответствию . Будьте активными контркультурными в выяснении того, что лучше для вашей семьи и ваших детей. Мы, естественно, склонны подстраиваться под то, что делают окружающие, будь то запись наших детей в один и тот же вид спорта или проведение вечеринок по случаю дня рождения в одних и тех же местах. Но то, что работает для одного ребенка, не обязательно подходит для другого ребенка. И важно показать нашим детям, что они не должны быть конформистами или поддаваться давлению сверстников. Продемонстрируйте, что значит искренне понимать, ценить и отмечать различия между отдельными людьми и семьями, делая выбор, исходя из уникальных целей и желаний вашей семьи.
  5. Не спешите жертвовать собой. Помните, что то, что лучше для вашего ребенка, не полностью отличается от того, что лучше для вас. Так что не забывайте заботиться о собственном благополучии, ценить и полагаться на поддержку соседей и друзей.
  6. Ищите дары в несовершенствах и проблемах. В ограничениях, проблемах и/или инвалидности вашего ребенка скрыты дары. Каждое общество и культура склонны ценить определенные вещи, но это не значит, что мы должны ценить именно их. Для нас лучше признать и сосредоточиться на хороших вещах, которые приходят с нашими ограничениями и проблемами, чем зацикливаться на потерях. Делая это, мы учим наших детей справляться с жизненными трудностями более здоровым образом.

Узнать больше

Трудности по определению непросты. Когда двое моих старших детей начали брать уроки терапевтической верховой езды, чтобы помочь своим инвалидам, ни один из них никогда в жизни не мог участвовать в соревнованиях. Поэтому я был удивлен, когда их пригласили принять участие в соревнованиях для наездников-терапевтов на ежегодной конной выставке центра верховой езды. В день шоу, когда мы направились на отдельную арену, где соревновались все остальные гонщики, я почувствовал укол грусти. Но затем я наблюдал, как добровольцы помогали моим детям сесть на лошадей вместе с другими всадниками-терапевтами, у некоторых из которых были ограниченные движения руками и ногами, а у некоторых не было речи. Глядя на эту группу детей, выезжающих на арену в сопровождении волонтеров и инструкторов, у меня на глаза навернулись слезы. Стоя там с моим младшим ребенком на моем бедре, я посмотрел на других родителей, которые, как и я, изо дня в день изо всех сил пытались помочь своим детям с самыми элементарными задачами. Пока мы стояли там, наслаждаясь тем, что делают наши дети, я получил откровение: Это арена, на которой я хочу быть в . Впервые я почувствовал, что это привилегия находиться на арене с детьми, которые с трудом ходят, читают и говорят, но научились ездить на лошади. Я не выбирал эту арену — ни один родитель не выбрал бы — и я продолжу проливать слезы из-за борьбы моих детей, но в тот день я был благодарен за то, что оказался на арене тех, кто ничего не принимает как должное.

В древнем даосском тексте рассказывается о большом красивом дереве, ствол которого «настолько искривлен, что его не начертить мелом, а его ветви так искривлены, что на них не помещается циркуль или угольник». Он стоит у дороги, но ни один строитель не смотрит на него дважды». Но хотя все строители проходят мимо него — действительно, потому что все строители проходят мимо – это самое счастливое дерево в лесу: ни под какой топор не упадет; он проживет свои годы под солнцем.

В тот день на арене никого из нас не волновало, где наши дети будут участвовать в соревнованиях. Нас более чем устраивали улыбки на их лицах, на лицах инструкторов и волонтеров, которые помогали им неделю за неделей, и огромная победа того, что происходило на этой арене. В то утро мы все вспомнили, что имело значение.

На какой арене ты хочешь быть? Это вопрос, который китайские философы задавали бы нам каждый день.

Ссылки и книги

Есть ряд других полезных руководств для родителей, опубликованных прямо здесь, на сайте Psyche. Хотя они не фокусируются конкретно на уроках для современных родителей из учений китайских философов, они косвенно поддерживают многие из тех же философских принципов. Например, в Руководстве Тома Бойса «Как воспитать ребенка-орхидею» (2020 г.) предлагаются советы о том, как помочь более чувствительным детям развиваться по-своему; Руководство Джудит Локк «Как воспитать стойкого ребенка» (2020 г.) посвящено преимуществам обучения детей ответственности, находчивости и уважению; и Руководство Бонни Харрис «Как перестать кричать на своих детей» (2021) просит родителей подвергнуть сомнению давние убеждения и предположения о детях и, вместо того, чтобы реагировать, сделать паузу, чтобы спокойно реагировать на их поведение.

Вернемся конкретно к китайской философии и статье Тима Доулинга «Сможет ли самый популярный профессор Гарварда (и Конфуций) радикально изменить вашу жизнь?» (2017) в The Guardian исследует, какой класс является третьим по популярности в Гарвардском университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *