Конфуций о человеке: писатели и не только о том, что читают почему

Содержание

Конфуций, Кун Фу-Цзы



Конфуций, Кун Фу-Цзы

551-479 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Конфуций

Конфуций, Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (современный город Цюйфу в провинции Шаньдун),— 479 до н. э., там же], в литературе чаще всего именуется Кун-цзы — учитель Кун, древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Родился в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины: мораль, язык, политика и литература, излагаемые на основе книг «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфуцианство). В 50 лет Конфуций начал свою политическую деятельность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет путешествовал по другим китайским государствам, не найдя, однако, в них применения своим идеям. В 484 году вернулся в Лу и, помимо преподавания, занимался собиранием, редактированием и распространением «Шуцзина», «Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая погодичной хроники «Чуньцю» («шесть классических книг», по Чжуан-цэы; см. также Тринадцатикнижие). Главным источником сведений об учении Конфуция является «Лунь юй» («Беседы и суждения») — записи высказываний и бесед Конфуция, сделанные его учениками и их последователями.

Конфуций похоронен на кладбище, специально отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и последователей; его дом был превращён в храм Конфуция, ставший местом паломничества.

Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?»), хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания — проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа — не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, — который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность и т.

д. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще; Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение юе — музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли-этикету, т. е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о чётком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин — выпрямления (исправления) имён, т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений Конфуция имел ясно выраженный классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению конфуцианства в государственную доктрину. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не свободного от элементов религиозного культа.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


Вернуться на главную страницу Конфуция

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Конфуций. Учение о человеке и обществе.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения К. является жэнь («гуманность») — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д. В высказываниях К. отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам — сяожэнь («мелким людям»): первые призваны управлять вторыми, служить им примером.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.

Учение о «благородном муже»,его внутреннем содержании и внешнем поведении составляло главную черту взглядов Конфуция. Беседы и рассуждения философа сводились главным образом к раскрытию морального и социального облика благородного мужа, способов достижения им того совершенства, которое раскрывается в его «добродетели». Полагая природу человека, его врожденные качества этически нейтральными, Конфуций уделял большое внимание воспитанию этой природы в духе «преодоления» возможных дурных наклонностей и «приобщения» к «благопристойности». Результат – обретение человеком состояния подлинного «человеколюбия», «человечности». Принцип золотой середины, как высшего морального качества человека составлял ряд качеств: добродетель, должная справедливость, сыновья почтительность, верность, милосердие/взаимность, мудрость и мужество.

• Как необходимо управлять людьми

• Как вести себя в обществе

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.Конфуцианское золотое правило

поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

• быть человечным.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать

следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Конфуций говорит | Общество Азии

Выдержки из Аналектов

5:5
Богатство и положение — это то, чего желают люди, но если они не получены должным образом, ими нельзя обладать. Люди ненавидят бедность и безвестность; но если процветание не будет достигнуто правильным путем, от них нельзя отказываться. Если человек чести откажется от добродетели, как он сможет исполнить обязанности своего имени? Человек чести никогда не пренебрегает добродетелью, даже в течение одного приема пищи. В минуты спешки он цепляется за нее; в сезоны опасностей он прилепляется к нему.

5:11
Чего я не хочу, чтобы другие делали мне, того и я не хочу делать им.

15:20
Благородный человек ищет в себе то, что хочет; низший человек ищет его у других.

11:11
Пока ты еще не в состоянии выполнить свой долг перед живыми, как ты можешь выполнять свой долг перед мертвыми? Еще не поняв жизни, как вы можете понять смерть?

2:15
Учиться без размышлений бесполезно. Думать без обучения опасно.

2:17
Должен ли я научить вас смыслу знания? Когда вы знаете что-то, чтобы признать, что вы это знаете; а когда не знаешь, знать, что ты не знаешь, — это и есть знание.

15:38
В обучении не должно быть классовых различий.

Конфуций. Аналекты . Перевод Уильяма Эдварда Сутхилла. Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1995.

.

Дополнительные справочные материалы по Азии

  • артикул

    Чемпионат мира по футболу в Китае «безумие»

    Почему на чемпионате мира по футболу в этом году на трибунах было так много китайских болельщиков, когда сборной Китая даже не было на поле? Студент Джерри Тиан дает нам свою точку зрения.

  • Северная Корея: взгляд за пределы стереотипов

    Мы собрали ресурсы, которые помогут вам преодолеть стереотипы, окружающие Северную Корею, и более глубоко изучить страну, ее жителей, а также сложности ее политики и ядерной программы.

  • Система образования Китая: старейшая в мире

    Это может показаться невероятным, но китайская система формального образования — старейшая в мире — была создана почти две тысячи лет назад.

  • Самый невероятный алфавит в мире

    Подсказка: он был изобретен, чтобы соответствовать языку, который ранее использовал заимствованную систему письма.

  • Визуализируйте мир

    Музейные ресурсы и образовательные ресурсы, которые помогают учащимся развивать визуальную грамотность и лучше понимать мир.

  • Откровения от кисти

    Чемодан для занятий каллиграфией с точки зрения одного учащегося.

  • Три учения

    Как конфуцианство, даосизм и буддизм дополняют друг друга. Читайте дальше, чтобы узнать о «четвертом учении».

  • Математика, наука и технологии в Индии

    Эссе о проявлении силы, написанное доктором Роддхамом Нарасимхой.

  • артикул

    Индийское влияние на западную литературу

    Включает тематические исследования Ральфа Уолдо Эмерсона, Т.С. Элиота, Германа Гессе и The Beatles. Обязательно к прочтению!

  • Исламская вера стала визуальной

    Об исламе и использовании геометрических узоров.

Связанный контент

  • Три учения

    Как конфуцианство, даосизм и буддизм дополняют друг друга. Читайте дальше, чтобы узнать о «четвертом учении».

  • артикул

    Шахнама: Книга королей

    Узнайте о политических и социальных изменениях при династии Сефевидов в Иране, изучив Книгу царей.

  • артикул

    Религиозное влияние на корейское искусство

    Обзор религиозного влияния на корейское искусство на протяжении всей истории.

  • статья

    Религия во Вьетнаме

    Вводный очерк о мировоззрении вьетнамцев на протяжении веков.

  • артикул

    Лао-цзы: Старый мастер

    Краткое введение в лао-цзы и даосизм.

Конфуций: лучший семьянин

 

Когда мы думаем о семье, существует множество возможностей. Излишне говорить, что есть замечательные семьи, не очень хорошие семьи и ужасные. Однако существует общее представление о семейных ценностях, влекущих за собой ответственность, сочувствие, настойчивость, честность и, конечно же, обычаи и традиции, предельный кошмар или радость в зависимости от личного опыта. Конфуций был непреклонен в сохранении этих ценностей. Он был человеком гигантских устремлений; тем не менее, он считал невозможным, безответственным и даже глупым пытаться произвести большие изменения извне. Все это должно исходить из самого близкого круга. И это было большую часть времени, я и семья.

 

Конфуций: суровое воспитание
Портрет Конфуция , via The Atlantic

 

Хотя мало что известно об эпохе Конфуция, ходят слухи, что он жил около 551 года в Китае и был учеником Лао-Цзы, вдохновителя философии Дао Дэ Цзин и философии Инь и Ян. Он жил в эпоху, когда государства бесконечно боролись за верховенство сильнейших, а правителей часто убивали, даже члены их собственных семей. Он родился в дворянской семье, но вырос в бедности из-за преждевременной смерти отца в очень молодом возрасте.

 

Таким образом, он должен был заботиться о своей матери-одиночке и брате-инвалиде с самого раннего возраста. Он работал на многих работах, в том числе по утрам в зернохранилище и по вечерам бухгалтером. Его суровое детство привило ему сочувствие к беднякам, так как он видел себя одним из них.

 

Конфуций смог учиться благодаря помощи богатого друга, и он решил записаться в королевские архивы. В основном это были книги по истории, прежде чем кто-то собрал их в организованные тома. Никто особо не заботился о них. В глазах многих они были лишь старыми реликвиями. Там, где все видели устрашающий и бесполезный текст, Конфуций чувствовал себя просветленным и изумленным. Именно здесь он увлекся прошлым. Он создал свою первую идеологию о том, что человек может стать лучшим только с помощью ритуалов, литературы и истории.

 

Первый взгляд на общество
Искусство династии Чжоу , via Cchatty

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

После окончания учебы он занимал должность министра по делам преступности в своем родном городе Лу. Он был советником правителя, известного как герцог. Однажды Дюк получил множество подарков, в основном роскошных. Говорят, что он получил 84 лошади и 124 женщины. Герцог провел с ними весь день, катаясь по городу на своих лошадях и лежа в постели с женщинами. Таким образом, он оставил правление и все другие нужды городов без присмотра. Конфуций не находил это привлекательным; он почувствовал отвращение и поэтому ушел. Из государства в государство путешествовал Конфуций. У него была надежда попытаться найти правителя, которому он будет служить, оставаясь при этом верным своим принципам.

 

Всякий раз, когда он представлялся правителям, он пытался отговорить их от суровых наказаний и говорил, что лидерам не нужны полномочия, чтобы создавать последователей, народ, естественно, будет следовать за ними с хорошим примером. Правители думали иначе. После многих лет странствий он так и не нашел лидера для служения. Он вернулся в свой родной город, чтобы проповедовать свои знания и учить других поступать так, как он считал мудрым.

 

Хотя он и не собирался создавать учебные заведения, он считал себя средством вернуть ценности старой династии, которые многие считали обанкротившимися или отсутствующими.

 

Конфуцианские учения

 

Конфуций, как и Сократ, никогда ничего не писал. Его последователи собрали все его учения в серию антологий под названием «Аналекты». В этой серии он рассказал о том, как самосовершенствование является ключом к изменению общества.

 

Торговый центр династии Мин , через The Culture Trip

 

Золотое правило

 

«Не делай другим того, чего не желаешь себе».

 

Это, без сомнения, самая известная философия Конфуция. Это мнение известно не только само по себе, но и в самом христианстве оно записано в Библии иначе: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

 

Правило дает указания о том, как действовать и обращаться с другими людьми. Это объясняется само собой, и это легко понять. Таким образом, это называется золотым правилом.

 

Ритуальные правила

 

Конфуций очень любил то, что значат для людей традиции и обряды. Он считал, что это помогает поставить ценности и ноги на землю, позволяя людям ясно понять важность знания того, куда двигаться, а от чего отклоняться.

 

Термин «ритуал» происходит от действий, не связанных с типичными религиозными церемониями, и включает в себя действия, совершаемые в ходе социальных взаимодействий, такие как вежливость или общепринятые модели поведения. Он считал, что цивилизованное общество зависит от этих ритуалов, чтобы иметь стабильный, единый и прочный социальный порядок.

 

Конфуций не верил в тот тип ритуала, который приносит жертвы богам, религиозным деятелям или даже идеологическим. Он верил в привычки, обычаи и традиции. Эти ритуалы помогают укрепить социальные взаимодействия и личности. Они избавляют людей от их существующих шаблонов и заставляют перенимать новые.

 

Значок звания со львом , Китай 15 века, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Ритуалы должны ломать существующие шаблоны, но не должны быть эпическими задачами. Они могут быть такими же простыми, как спросить у кассира, как прошел день, или погулять с собакой. Пока ритуал ломает стереотипы и заставляет людей меняться, в него стоит инвестировать.

 

Эти ритуалы могут быть личными, например, упражнения, или общими, например, праздник или вечеринка по случаю дня рождения. Это не только помогает укрепить чувства солидарности, но и меняет людей, которые в них участвуют. «Притворяйся, пока не сделаешь» — это, по сути, эволюция учения конфуцианства. Мы должны преодолеть свои эмоции по отношению к определенным людям или отношениям, чтобы стать не только вовлеченными в ритуалы, но и бескорыстными.

 

Сыновняя почтительность

 

Конфуций был абсолютно прав в отношении важности родителей. Их дети должны всегда заботиться о них и относиться к ним с величайшим уважением и почтением. Они должны слушаться своих родителей в молодости, заботиться о них в старости, оплакивать их, когда они уходят, и приносить жертвы, когда их нет с ними.

 

Никто не должен уходить от них, пока они живы, и даже совершать безнравственные поступки, чтобы прикрывать их. Это самые ценные отношения для каждого. А мораль определяется тем, что мы делаем для них, а не для себя.

 

Если людям приходится обманывать или убивать, чтобы защитить своих родителей, это праведный и нравственный поступок. О людях можно судить морально по их действиям по отношению к своим родителям. Сыновняя почтительность также подразумевает обязанность родителя любить и воспитывать ребенка. Это также относится к главенству этой семейной связи в личной и общественной жизни.

 

Цветы , через New.qq

 

Великое учение

 

Конфуций не верил в эгалитарное общество. Как известно, он сказал: «Пусть правитель будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном».

 

Он был убежден, что выдающиеся люди заслуживают послушания, признательности и скромного служения. Если люди признают тех, чей опыт и знания перевешивают их собственные, у общества больше шансов на процветание.

 

Чтобы жить в здоровом обществе, люди должны понимать свою роль и соответствовать ей, какой бы она ни была. Если человек дворник, он не должен заниматься политикой, а если он политик, уборка не должна быть частью его работы. Отношения между высшим и низшим подобны отношениям между ветром и травой. Трава должна гнуться, когда на нее дует ветер. Это не знак слабости, а знак уважения.

 

Творчество

 

Конфуций был больше трудолюбивым человеком, чем мгновенной удачей или гением. Он верил в коллективное знание, которое передается из поколения в поколение и должно культивироваться, а не просто прорастать из ниоткуда. Он гораздо больше уважал старших, просто за накопленный опыт.

 

Является ли конфуцианство религией?
Жизнь Конфуция , 1644-1911, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Ведутся споры о том, является ли конфуцианство религией или просто философией, и многие выводы сводятся к второй оценке. Также было много сравнений между конфуцианством и даосизмом. Хотя оба они являются восточными учениями, они совершенно различны в своем подходе.

 

Дао считает, что состояние природы, неприкосновенность и поток должны направлять человеческий опыт. Они призывают не навязывать какое-либо отношение, которое требует усилий. Все должно быть легко и, таким образом, направлять всех на лучший путь. Конфуцианство, напротив, просит нас принять человеческую форму и требует тяжелой работы и усилий для достижения самосовершенствования. Все дело в дисциплине и правильных поступках, а не в том, что природа бросает вам на пути.

 

Наследие Конфуция
Конфуций , Christophel Fine Art, через National Geographic

 

Император Ву династии Хань был первым, кто принял конфуцианство как идеологию, которая распространилась среди самых высоких рангов. Имперское государство продвигало свои ценности, чтобы сохранить статус-кво, когда закон и порядок проникли в общество. Императорские семьи и другие известные деятели позже спонсировали книги по морали, которые учили конфуцианским ценностям, таким как верность, уважение к старшим и высочайшая признательность родителям.

 

В современном мире есть все, кроме конфуцианства. Непочтительный, эгалитарный, неформальный и постоянно меняющийся. Мы всегда рискуем стать легкомысленными и импульсивными и никогда не боимся сунуть ногу туда, куда ее не просят. Среди немногих, кто учит конфуцианским ценностям, есть доктор Джордан Петерсон, который учит, что если кто-то хочет внести изменения снаружи, он должен сначала убраться в своей комнате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *