Конфуцианство и конфуций: Конфуцианство. Большая российская энциклопедия
Конфуцианство. Большая российская энциклопедия
Конфуциа́нство (кит. 儒学, пиньинь rúxué; кит. 儒教, пиньинь rújiào, буквально – «учение школы учёных-интеллектуалов»), древнейшая философская система и одно из трёх главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже 6–5 вв. до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианство (жу) отсутствует указание на имя создателя – Конфуция, что соответствует его исходной установке – «передавать, а не создавать, верить древности и любить её». Своё качественно новое этико-философское учение конфуцианства подчёркнуто идентифицировал с наследием «святомудрых» (шэн) правителей полумифической древности, выраженным главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, старейшие и авторитетнейшие из которых – каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости в эпоху Чжоу (12/11–3 вв. до н. э.) были отставленные от кормила власти учёные-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной/знаковой» (вэнь) деятельности, т. е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, в основных астрономо-астрологических (понятие «вэнь» охватывает и письменность, и астрономо-метеорологического явления). Они жили главным образом в районе царства Лу, родины Конфуция (ныне провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Инь (Шан), покорённого в 12–11 вв. до н. э. племенным союзом Чжоу, который находился на более низком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологии термина «жу», изначально имевшего значение «слабый». Конфуций счёл эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесённого, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит учёным-жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников. С самого своего зарождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.
Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование государственной и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство – одна семья», государь – Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался «Небом» (тянь) в той же мере, в какой Небо – отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо) в специально посвящённом ей каноне «Сяо цзин» была возведена в ранг «корня благодати/добродетели (дэ)».
Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило внимание на человеке, проблемах его врождённой природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное «судьбоносное» Небо и в духов предков, выступающих в качестве посредников между Небом и людьми, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба сакральную и космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли). Нормативный тип человека – «благородный муж» (君), познавший небесное «предопределение» (мин), «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Смысл человеческого существования – утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка – Пути (дао), конкретным воплощением которого в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/добродетель» (дэ). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское дао.
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н. э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали этико-социальные идеи Конфуция («Да сюэ», «Сяо цзин», комментарии к «Чунь цю») и содержащиеся в его учении космологические представления («Чжун юн», «И цзин», «Си цы чжуань»). Две целостные и противоположные друг другу (впоследствии признанные соответственно ортодоксальной и неортодоксальной) интерпретации конфуцианства в 4–3 вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син), которой «гуманность», «должная справедливость» (и), «благопристойность» и «разумность» (чжи) присущи так же, как человеку – четыре конечности. Согласно Сюнь-цзы, человеческая природа изначально зла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путём постоянного обучения. Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы – социальной стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ – с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с враждебным конфуцианству легизмом.
Во 2 в. до н. э. Конфуций был признан «некоронованным царём», или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории – легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа). Конфуцианство стало всеобъемлющей системой благодаря Дун Чжуншу, который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя, детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ей некоторые религиозные черты (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. В эпоху Хань (конец 3 в. до н. э. – начало 3 в. н. э.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение которого – систематизация идей, рождённых «золотым веком» китайской философии (5–3 вв. до н. э.), и текстолого-комментаторская обработка созданной и ассимилированной конфуцианством классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века н. э. стал синтез даосизма и конфуцианства в «учении о таинственном/сокровенном» (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства, что привело к созданию неоконфуцианства, у истоков которого стояли Ван Тун (конец 6 – начало 7 вв.), Хань Юй и Ли Ао (8–9 вв.).
Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии (сяншучжи сюэ) комплекса проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи, идеи которого через столетие получили развёрнутую интерпретацию в творчестве Чжу Си: его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в 14 в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианства в системе государственных экзаменов вплоть до начала 20 в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (14–17 вв.) составила школа Лу Цзююаня – Ван Янмина, идейно господствовавшая в Китае в 16–17 вв. и также получившая распространение в сопредельных Китаю странах. В борьбе этих школ на новом уровне возродилось исходное для конфуцианства противостояние ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения «принципов» (ли) всего сущего, в том числе и моральных норм.
В 17–19 вв. оба ведущих учения – Чжу Си и Ван Янмина – подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ – «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного Гу Яньу и возглавленного Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань сюэ).
С конца 19 в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (Кан Ювэй, Лян Цичао) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В 1-й половине 20 в., особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили, сочетающих неоконфуцианские и отчасти буддийские концепции с идеями европейской и индийской философии, сложилась новая, четвёртая (после первоначальной, ханьской и неоконфуцианской) форма конфуцианства – постнеоконфуцианство, представители которого (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и др.) усматривают в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте, идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г., подобное положение сохраняется на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1970-х гг. (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне конфуцианство успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.
Кобзев Артем ИгоревичКобзев А.И. Конфуцианство — ФГН
— (соnfucianism), жу-цзя, жу-цзяо — (учение) школы ученых-интеллектуалов. Древнейшая филос. система и одно из трех главных этико-религ. учений (наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее» («Лунь юй», VII, 11). Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в V — VI вв. до н.э. и обретшем совр. форму на рубеже н. э. сборнике «Лунь юй» («Теоретические речи»). Свое качественно новое этико-филос. учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн [1]) правителей полумифич. древности, выраженной гл. обр. в историко-дидактич. и художеств. произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых — восходящие к концу II — 1-й пол. I тыс. до н. э. каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на историч. прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI–III вв. до н. э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т. е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонауч. штудиях, гл. обр. астрономо-астрологич. (семантика «культуры» — вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (совр.
Этому стремлению соответствовало теоретич. истолкование и гос. и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях; «гос-во — одна семья», государь — Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Гос-во отождествлялось с об-вом, социальные связи — с межличностными, основа к-рых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался «Небом» в той же мере, в какой Небо отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо [1]) в специально посвященном ей канонич. трактате «Сяо цзин» была возведена в ранг «корня благодати/добродетели (дэ [1])».
Развиваясь в виде своего рода социально-этич. антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Воздерживаясь от собств. суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь [1]) сакральную и онтолого-космологич. проблематику Конфуций рассматривал с т. зр.значимости для человека и об-ва.
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, к-рых к III в. до н. э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные («Да сюэ», «Сяо цзин», комментарий к «Чунь цю»), и имплицитные онтолого-космологич. («Чжун юн», «Си цы чжуань») представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу (а потому впоследствии признанные соответственно ортодоксальной и неортодоксальной) интерпретации конфуцианства в IV–III вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син [1]), к-рой «гуманность», «должная справедливость», «благопристойность» и «разумность» присущи так же, как человеку — четыре конечности. Согласно второму, человеч. природа изначально зла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологич., а Сюнь-цзы — социальной и гносео-праксиологич. стороны человеч. существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ — с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с легизмом.
Во II в. до н. э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем» или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус офиц. идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политич. теории — легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли [2]) и административно-юридич. законов (фа [1]). Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям «Конфуция эпохи Хань» — Дун Чжун-шу, к-рый, использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь–ян (см. Иньян-цзя), детально разработал онтолого-космологич. доктрину конфуцианства и придал ему нек-рые религ. функции (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для офиц. идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. III в. до н.э — нач. III в. н. э.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение к-рого — систематизация идей, рожденных «золотым веком» кит. философии (V–III вв.
Возникшее в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой две гл. и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологич. методологии (см. Сяншучжи-сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дунь-и (XI в.), идеи к-рого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в XIV в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе гос. экзаменов вплоть до нач. XX в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах — Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (XIV–XVII вв.) составила школа Лу [Цзю-аня] — Ван [Ян-мина] (луван-сюэпай; см. Лу Цзю-ань, Ван Ян-мин), идейно господствовавшая в Китае в XVI– XVII вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретич. уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы — Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы — Ван Ян-мин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внеш. мир или внутр. природу человека как источник постижения «принципов» (ли [1]) всего сущего, в т.ч. и моральных норм.
В XVII-XIX вв. оба ведущих учения — Чжу Си и Ван Ян-мина — подверглись критике со стороны эмпирич. направления (пу-сюэ — «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного Гу Янь-у и возглавленного Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критич. изучении конф. классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань-сюэ).
С конца XIX в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции зап. идей (см. Кан Ю-вэй) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В 1-й пол. XX в. особенно в противостоянии учений Фэн Ю-ланя и Сюн Ши-ли внутриконф. оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретич. уровне, сочетающем неоконф. и отчасти буд. категории со знанием европ. и инд. философии, что позволяет исследователям говорить о возникновении в это время новой, исторически четвертой (после изначальной, ханьской и неоконф.) формы конфуцианства — постконфуцианства, а точнее, постнео-конфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Совр. конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзун-сань, Тан Цзюнь-и, Ду Вэй-мин и др.), в этич. универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего «моральную метафизику» неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание филос. и религ. мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1970-х гг. (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования нац. идеи.
Источники:
Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями). Книга 1–40. Пекин, 1957; Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904 (репринт) М., 1998; Он же. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910; Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972–1973; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М., 1998; Мартынов А.С. Конфуцианство. «Лунь юй». Т. 1, 2. СПб., 2001; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М., 2004; Legge J. The Chinese Classics. Vol. 1–5. Hong Kong, 1960; Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ; L., 1963; Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978. С. 386–414, 429–498.
Литература:
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. С. 94–217; Он же. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989. С. 94–217; Всё о Китае. Т. 2. М., 2002; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Гране М. Китайская мысль. М., 2002. С. 318–329, 370–390; История китайской философии. М., 1989; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 149–151; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С. 3–45; Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.; Л., 1947; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 58–69; Гоц-зи жу-сюэ яньцзю (Международные конфуцианские исследования). Кн. 1–7. Пекин, 1994–1999; Ду Цзинь-мин. Чжунго жу-сюэ ши ганъяо (Очерк истории китайского конфуцианства). Пекин, 1943; Жу-сюэ юй дандай вэньмин (Конфуцианство и современная цивилизация). Кн. 1–3. Пекин, 2004; Жу-цзя сысян синь лунь (Новое осмысление конфуцианской идеологии). Шанхай, 1948; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний об учении Конфуция). Пекин, 1990; Ло Гуан. Жу-цзя чжэсюэ дэ тиси (Философская система конфуцианства). Тайбэй, 1986; Пан Пу. Жу-цзя бяньчжэн фа яньцзю (Исследование диалектического метода конфуцианства). Пекин, 1984; Чжунвай жу-сюэ бицзяо яньцзю (Сравнительные исследования китайского и зарубежного конфуцианства) / Под ред. Чжан Ли-вэня и Ли Су-пина. Пекин, 1998; Чжун-го жу-сюэ вэньхуа да гуань (Общий обзор культуры китайского конфуцианства) / Гл. ред. Тан И-цзе, Чжан Яо-нань, Фан Мин. Пекин, 2001; Чжунго жу-сюэ цыдянь (Словарь китайского конфуцианства). Шэньян, 1988; Ching J. Confucianism and Christianity: A Comparative Study. Tokyo, 1978; Confucianism and Chinese Civilization. N.Y., 1965; Confucianism. The Dynamics of Tradi¬tion / Ed. by I. Eber. N.Y.; L., 1986; Confucianism in Action / Ed. by D.S. Nivison, A.F. Wright. Stanf., 1959; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1–2. Princ., 1953; Ivanhoe P.J. Ethics in the Confucian Tradition: The Thought of Mencius and Wang Yang-ming. Atlanta, 1990; The Confucian Persuasion. Stanf., 1960; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. — 2006. — 727 с. С.280-283.
Конфуций и конфуцианство
Конфуций и конфуцианство Конфуций
и конфуцианство Конфуций (Кун Фу-цзы) родился от
довольно бедная семья дворянского происхождения в состоянии
Лу (в современном шантунге). Он быстро завоевал репутацию
стипендия и обучение. За свою жизнь он стал свидетелем
распад единого имперского правления. Он был большим поклонником
герцога Чжоу и пытался убедить различных дворян в
правил в соответствии с определенными социальными обычаями, с которыми он был связан
ранняя культура Чжоу. Эти обычаи подчеркивали моральную ответственность
и концепция чунь-цзы . чунь
Цзы был утонченным джентльменом, олицетворяющим добродетель
благосклонность, в то время как он поддерживал традиционные обряды, обычаи,
и сыновнее почтение к своим предкам, семье и богам.
Стереотипно этого джентльмена отличала его седая борода,
красивая одежда и длинные ногти. можно увидеть конфуцианство
как философия, в которой политика и правительство являются продолжением
морали и традиции. Пока правитель оставался благожелательным,
правительство, естественно, будет работать на благо народа
(Лау н. п.). Философ-конфуцианец стремился быть ответственным,
контролируемый и умеренный. Конфуций десять лет путешествовал по
целые различные государства Китая. У него были амбиции достичь
политическое положение при одном из китайских дворов, но никогда
преуспел в этом начинании и провел большую часть своей жизни в качестве учителя.
Поняв, что воинственные вожди не обратили на него внимания
философии, Конфуций вернулся к Лу, и он провел остаток
своей жизни, обучая группу одаренных и преданных учеников.
Важность Конфуция заключается в том, что он был одним из
первый великий учитель, а также политический философ. Его
политика заключалась в том, чтобы принимать любого в ученики при условии, что
студент искренне хотел учиться, и эта идея была революционной
в обществе, где образование было исключительной привилегией
аристократии. Он также является одним из первых китайских философов.
оставить после себя собрание учений, которые можно надежно
приписывается его авторство. это Лун Юй ,
или Analects , как произведение широко известно на английском языке. В Западной Хань конфуцианство стало общепринятым
связано с благоговением перед «древними» книгами и
«древние боги». Позже он стал официальным государством
философия Китайской империи; он сохранил это выдающееся
положение вплоть до ХХ в. конфуцианство в конечном счете
стала основой государственной религии. В то время как он был основан на
древних богов и обрядов, она была тесно связана с философскими
также идеалы. Неизбежно, учения Учителя претерпели изменения.
с течением времени. Официальная конфуцианская государственная религия,
организовали и поддерживали во времена Хань, безжалостно истребляли
местные культы и разрушали храмы придорожных богов. Все религиозные
власть была централизована и сосредоточена в столице, а
неортодоксальная вера рассматривалась как простое суеверие (Schafer
61). Аналекты (Лунь Юй) представляет собой сборник Конфуция.
изречения собраны в единый текст, являющийся единственно достоверным
запись его философии. Другие «конфуцианские классики»
были составлены спустя столетия после его смерти. Аналекты является одним из столпов китайской культуры и широко
читать сквозь века. Единственная сопоставимая книга в
Западная культура — это Библия (Lau, np). Мэн-цзы : Конфуций
вдохновил целую школу китайских мыслителей. Вероятно,
самым выдающимся мыслителем в своей школе был Мэн-цзы . Много
подобно Конфуцию, Мэн-цзы несколько раз путешествовал по разным штатам. лет, пытаясь убедить правителей принять его философию
с небольшим успехом. Он наиболее известен своим аргументом в пользу того, что
человеческая природа изначально добра. Он утверждает, что люди рождаются
со способностью различать правильное и неправильное.
Люди могут не знать с детства, какие действия приемлемы
а какие нет, но все дети способны чувствовать
стыда, и как только они узнают, какие поступки хороши, а какие плохи, они
имеют естественную склонность одобрять первое и не одобрять
последнего. Его аргументация была направлена на противодействие действовавшему тогда
теории, что человеческая природа состоит только из злых желаний, но
он также стремился оживить традиционную идею подписки
Конфуцию, что нравственность установлена небесами. Мэн-цзы успешно
сломал жесткий интеллектуальный барьер между человеческими наклонностями
и небесные указы. Он утверждал, что мораль является такой же частью
человеческой природы как эгоистичных аппетитов и биологических влечений
являются такой же частью небесного указа или природного мира, как
мораль есть. Еще один примечательный аргумент Мэн-цзы состоит в том,
его идея о том, что функция правителя состоит в том, чтобы способствовать добру
из его подданных. Если правитель злоупотребляет своей властью, он больше не
выступая в роли правителя. Вместо этого он просто «товарищ»,
и он потерял мандат небес. Тогда у людей
право бунтовать против него. Многие идеи Мен-цзы могут быть
в его «диалоге» о передаче
правило от Яо до Шуня. Влияния
конфуцианства : Во многом конфуцианская философия
является промежуточным звеном между суровыми доктринами законников
школа философии и даосизма. Философия законников строго придерживается правил и обычаев, но
он делает упор на наказание и дисциплину, и ему не хватает конфуцианского
акцент на доброту и созерцание. Так же и конфуцианство
упор на рациональную практичность и здравый смысл — это что-то
чего нет в даосизме. С другой стороны, даосская философия во многих
гораздо более гибкими, чем конфуцианство. Даосские писатели ищут
чтобы не попасть в рамки правил, определений и пустых
слова. Они поощряют своего рода интуитивный и нелогичный способ
поиска баланса в мире, сопротивляясь желанию вмешиваться
с нормальными природными процессами. Даосизм подчеркивает у вэй —просвещенный
бездействие, а не ненужная суета и «занятость»
ради интереса. Легализм подчеркивает wu yu —активные попытки
изменить человеческое поведение к лучшему, сдерживая зло
импульсы человечества в жесткой иерархии закона. конфуцианство,
хотя и не является полностью несовместимым ни с одной из философий, предполагает
что вдумчивое созерцание необходимо при принятии решений
а не слепо следовать правилам (философия законников)
или позволить удаче и интуиции доминировать над поведением людей (даосская
философии). Таким образом, конфуцианство отвергает даосское представление о том, что
добродетель должна быть почти инстинктивной и бездумной реакцией
в хорошем человеке. В то время как конфуцианство разделяет законническое желание
поддерживать традицию и вести себя в соответствии с соответствующим ритуалом
и прецедент, Конфуций отвергает риторику и образность
насильственное подчинение, столь часто основанное на законнических документах. Консультации по работам: Лау, округ Колумбия , транс «Заметка о Конфуции». Аналекты. Нью-Йорк: Пингвин, 1979. Шафер, Эдвард Х . Древний Китай . Большой
Возраст человека: история культур мира. Нью-Йорк: время
Книги жизни, 1967.
Как конфуцианство победило Коммунистическую партию Китая?
The Economist объясняет
Мудрец двухтысячелетней давности доказывает Си Цзиньпину свою ценность
БОЛЬШУЮ часть своей истории китайское общество было построено на столпах конфуцианства. Считается, что Конфуций родился в 551 г. до н.э. в нынешней провинции Шаньдун на восточном побережье Китая. Самая известная работа, связанная с ним, «Аналекты», представляет собой сборник его афоризмов, записанный его учениками и опубликованный после его смерти в 479 г.ДО Н.Э. Со временем его принципы стали ассоциироваться с традиционными китайскими ценностями, такими как упорядоченное общество, почтение к старшим и уважение к доброжелательным правителям (и со стороны них). На протяжении веков государственные служащие должны были сдавать изнурительный экзамен, основанный на сишу , четырех конфуцианских текстах. Его идеи потеряли популярность в 20 веке. Но они переживают возрождение при Си Цзиньпине, лидере Китая с 2012 года. Что объясняет падение и подъем конфуцианства при коммунистическом правлении Китая?
Конфуцианство вышло из моды еще до коммунистической революции Мао Цзэдуна. На рубеже 1900-х годов, при угасающей династии Цин, Китай боролся за модернизацию. Технологическое развитие страны тормозилось ее почтением к традициям и подозрением к новому иностранному мышлению. Конфуцианство стало рассматриваться как препятствие на пути к прогрессу. Но именно при коммунистах, захвативших власть в 1949 году, она стала анафемой. Мао считал конфуцианскую систему убеждений буржуазной и реакционной, философию, которая слишком долго держала людей в узде. Коммунизм для Мао означал уничтожение всего, что было раньше. В первые годы Культурной революции, в середине 19 в. В 60-е годы это проявилось в насилии над всем, что предшествовало приходу партии к власти. «Аналекты» были запрещены, а конфуцианские тексты сожжены. В Цюйфу была взорвана гробница Конфуция (вероятно, пустая). Тем временем школьники сформировали Красную гвардию, которой было позволено тиранить своих учителей. Многие преподаватели были избиты, некоторые убиты, что разрушило все остатки конфуцианского порядка. Даже в 1970-е годы, когда разрушительный пыл Культурной революции поутих, Мао продолжал вести войну с мудрецами. Попавших в немилость партийных шишек обвиняли в попытках возродить идеи Конфуция.
После смерти Мао в 1976 году партия начала медленно примиряться с Конфуцием. Отчасти это был способ уйти от доктринальной эпохи Мао. В 1984 году, когда страной руководил Дэн Сяопин, в Цюйфу началась церемония в честь дня рождения Конфуция. При Ху Цзиньтао, президенте с 2003 по 2013 год, философ прошел дальнейшую реабилитацию. В 2004 году Китай открыл свой первый Институт Конфуция в Южной Корее (где конфуцианство в последнее время превратилось в политическую грушу). В настоящее время насчитывается около 550 таких центров, часто при зарубежных университетах, которые занимаются продвижением традиционной китайской культуры, от языка до кулинарии. (Ястребы на Западе обвиняют их в том, что они являются пропагандистскими и шпионскими фабриками.)
Но именно Си Цзиньпин нашел конфуцианские принципы наиболее полезными. После 72 лет правления сегодняшняя Коммунистическая партия больше не двигатель революции, а двигатель удержания власти. Проповедь о добродетелях гармоничного общества и уважении к власти теперь ему очень идет. И поскольку г-н Си продвигает китайскую политическую культуру как альтернативу западной демократии, привязка ее идеологии к двухтысячелетней традиции является удобным способом придать ей легитимность, особенно потому, что, в отличие от марксизма, это доморощенная философия. Действительно, г-н Си называет конфуцианство «культурной почвой, которая питает китайский народ». Показательно, что сегодня всемогущий лидер Китая имеет обыкновение обращаться к мышлению 2500-летнего философа, а также к мышлению Мао.