Классические произведения это: Классическая литература — что это такое, определение термина в литературном словаре Эксмо

Содержание

Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой

В тренде

Фото
Getty Images

Думаешь, что классическая литература скучная? Тогда ты, видимо, ее не читала (брошенные попытки в виде недочитанных книг — не в счет!). Если в школе ты не осилила четырехтомный роман Льва Толстого «Война и мир», это не повод считать всю классику слишком сложной и мучительной.

Наша статья — о книгах, которые влюбят тебя в качественную литературу 💗

Фото
Getty Images

Что такое классическая литература?

Термин «классическая литература» зародился еще в античности. Тогда таким выражением называли совершенные произведения, каноны литературного творчества. Первым классическим писателем в классический период развития Греции стал Гомер и его труды «Илиада» и «Одиссея».

В эпоху Возрождения понимание классической литературы изменилось. Благодаря теоретической работе Николя Буало «Поэтическое искусство», классической литературой начали называть не только произведения определенного античного автора, но вообще всю античную литературу.

Еще позже классическими произведениями стали называть образцовые, эталонные для страны или эпохи литературные труды. Например, в России таким особым периодом стал XIX век, который прозвали Золотым Веком классической русской литературы. Именно в это время на литературной арене появились Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой и Чехов.

Сегодня под термином «классическая литература» понимаются произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра.

Фото
Getty Images

Зачем читать классическую литературу?

  1. Ты расширишь кругозор и повысишь уровень знаний по истории, ведь книги дают нам возможность «перенестись» в другой исторический период.

  2. Научишься лучше понимать людей или даже разовьешь эмпатию. Прочитав произведения  Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров.

  3. Улучшишь свою речь. Чем большее классики, тем чище и яснее ты будешь говорить и даже думать. И да, словарный запас обязательно пополнится интересными словами!

  4. Станешь мудрее. Звучит высокопарно, но одно из главных достоинств классической литературы заключается в том, что истины, озвученные писателями много лет или даже веков назад, вечны. А еще они — не только вне времени, они и вне возраста (читать интересно и в 16, и в 96). Так что классические произведения — буквально энциклопедии по правилам жизни и морали.

  5. Получишь наслаждение. Читать классику — это правда увлекательно! Просто нужно найти книгу, сюжет которой тебе понравится.

Как читать классическую литературу?

Читай только в полном содержании, не заглядывай в краткие пересказы

Краткое изложение — это чужая интерпретация произведения. Да, ты узнаешь основные моменты сюжета, но наслаждения от чтения не получишь, язык писателя не оценить, в атмосферу книги не погрузишься. Это как заказать в кафе салат оливье, но съесть из него только кусочки картофеля, при этом оставив на тарелке все остальное — может, сытно, но не вкусно.

Узнай об историческом периоде книги

Понимание периода времени, в который была написана книга, поможет тебе лучше погрузиться в повествование и оценить мотивацию героев. Если тебе кажется, что все сложно и непонятно, то обязательно погугли в Сети, о событиях какого периода ты сейчас читаешь. Например, роман «Белая гвардия» Михаила Булгакова описывает события Гражданской войны на Украине в конце 1918 года, а эпопея «Война и мир» Льва Толстого посвящена войнам против Наполеона в 1805–1812 годах.

Фото
Getty Images

Начинай с малого

Не хватайся за огромные произведения вроде «Анны Карениной» Толстого, «Преступления и наказания» Достоевского или «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, в начале пути выбирай небольшие книги, которые можно быстро прочитать. Например:

  • «Белые ночи» Ф. Достоевского

  • «Игрок» Ф. Достоевского

  • «Воззвание» Ф. Кафки

  • «Беседа пьяного с трезвым чертом» А. Чехова

  • «Повести Белкина» А. Пушкина

Не бросай на полпути

Даже если ты наткнулась на сложный отрывок, не останавливайся. Перечитай страницу или вернись к ней позже. Главное — не сдаваться!

Делай пометки на полях

Подчеркивай непонятные выражения и ищи их объяснения в Сети, выделяй фразы, которые тебе нравятся.

Записывай свои мысли

Возьми за правило вести конспекты и записывать основные детали сюжета или свои мысли (а лучше и то, и другое). Это поможет тебе лучше следить за событиями в книге и анализировать происходящее.

Обсуждай

С родителями, с друзьями, на литературных форумах — обсуждай прочитанные книги, делись впечатлениями. В школе учитель всегда объяснял, «что хотел сказать автор». А во взрослой жизни смыслы прочитанного тебе придется искать самой. Не бойся погружаться глубоко: классика тем и прекрасна, что помимо основного сюжета обязательно есть и другие «пласты», например, философский.

На первых порах выбирай книги, которые потенциально могут быть тебе интересны

Если тебе плохо даются книги о войне, то не насилуй себя, найди что-то о любви или дружбе. Когда-нибудь ты обязательно созреешь до других тем. Но не ждать же у моря погоды, не читая ничего 😉 Можно обратиться к любимой тематике!

С каких книг начать читать классическую литературу?

Мой совет прост: топай в книжный магазин, походи по прилавкам и забери оттуда любую книгу, которая понравится тебе по описанию или даже по обложке. Классика хороша тем, что это классика: с какого бы автора ты не начала, какого бы размера книгу не выбрала, что-то полезное обязательно из произведения вынесешь. Но если рисковать пока не хочется, то начни с чего-то небольшого и близкого по настроению или теме.

Классические книги о любви

1 из 6

«Анна Каренина» Лев Николаевич Толстой

257 ₽

Реклама. book24.ru

2 из 6

«Гранатовый браслет», Александр Куприн

Узнать цену

Реклама. book24.ru

3 из 6

«Дубровский», Александр Сергеевич Пушкин

192 ₽

Реклама. book24.ru

4 из 6

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей», Томас Гарди

474 ₽

Реклама. book24.ru

5 из 6

«Ромео и Джульетта», Уильям Шекспир

220 ₽

Реклама. book24.ru

6 из 6

«Три товарища», Эрих Мария Ремарк

317 ₽

Реклама. book24.ru

Классические книги с захватывающим сюжетом

1 из 3

«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд

200 ₽

Реклама. book24.ru

2 из 3

«О дивный новый мир», Олдос Хаксли — купить книгу по низкой цене, читать отзывы в Book24.ru • АСТ • ISBN 978-5-17-080085-8, p191385

276 ₽

Реклама. book24.ru

3 из 3

«Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков

200 ₽

Реклама. book24.ru

Алиса Карпенко


Теги

  • культурный ход
  • литература
  • книги
  • что почитать

Почему мы не любим классическое искусство, или же как понять классику — Почитать на DTF

2648 просмотров

На протяжении всей нашей жизни мы то и дело сталкиваемся с классическим искусством. Будь то литература, живопись, музыка, кино и т.д. И к превеликому сожалению, когда люди слышат слово классика, они пытаются убежать как можно дальше, чтобы не слушать занудные «лекции».

Но почему, как правило, считается, что классическое искусство является нудным? Почему нам настолько сложно его воспринимать, и какое в действительности влияние на современность оно имеет. Давайте разбираться.

Школьная программа, Пушкин и рыцари на белом коне

Как бы это банально не звучало, но мы и классика — это не совместимые вещи по вполне себе логичным причинам. Классика просто не соответствует современным реалиям. Но действительно ли это так, и в этом ли вся проблема? Думаю, нет.

Так вышло, что одной из главных причин такой сильно не любви к классическому искусству является далеко не совершенная система образования. Далеко за примерами ходить не надо. На протяжении десятков лет школьники то и дело изучают одно и то же. Взять того же Пушкина, Крылова, Достоевского или Толстого. Сколько еще поколений до вас и сколько поколений после вас будут продолжать обгладывать труп Золотого века литературы. И не поймите меня неправильно, культурный вклад того же Пушкина в развитие поэзии несоизмеримо велик.

Но не кажется ли вам, что стоит уже перевернуть страницу. Бедного Пушкина, в школах, мучают ежегодно, давая один и тот же материал для изучения. И о какой любви не то что бы к классике, а в принципе искусству может идти речь.

Если затронуть отдельно поэзию, то проблема так же заключается в том, что из-за навязанных стереотипов о поэтах, мы представляем их как благородных рыцарей на белом коне. Но это ведь совершенно не так. Ранее упомянутый Пушкин был грубым и бестактным бабником. Есенин был антисемитом, а Лермонтов — избалованным мудаком. Их великолепные светские вечера, которые лишь мельком затрагиваются при изучении их биографий, но настолько красочно воспеваются и превозносятся любым школьным учителем по литературе, по сути, являлись теми же вписками, на которых они бухали, употребляли в себя все, что можно и нельзя и трахались. К сожалению, из-за сложившегося образа поэта, поэзия считается скучной и, по сути, мертвой в наше время.

Современная классика

Ранее я сказал, что классика не соответствует современности. Но это не совсем так. Помимо того, что в классических произведениях тех или иных деятелей искусства мы можем увидеть отражение времени, когда они были написаны, мы так же можем увидеть те самые темы, которые, как бы это избито не звучало, актуальны и по сей день.

Для кого-то это может прозвучать странно, но то произведение, которое было написано сегодня, через 50 лет может стать классическим. Имя автора станет именем нарицательным в том или ином жанре, а само произведение может стать культурным достоянием не просто какого-то государства, а в принципе, той или иной отрасли искусства.

Продолжая путешествовать по прекрасному миру литературы, на ум сразу же приходит Джоан Роулинг со своим «Гарри Поттером». Книги о «мальчике, который выжил» стали революционными и полностью изменили представления масс о детском, и не только, фэнтези. Если же затрагивать более серьезные произведения и авторов, то в пример можно привести Чарльза Буковски. Его огромная библиотека написанных произведений и особый, дерзкий, грубый, откровенный и местами «грязный» стиль написания стал прорывным.

На постсоветском пространстве Буковски известен как прозаик, но у себя на родине, в США, а также в Европе, Буковски является одной из самых значимых фигур в поэзии 20-го века. Та самая «скучная» поэзия, которой занимался американец, отличается своей простотой и зеркально чистой откровенностью, олицетворяя термин «грязный реализм». Все творчество Буковски, а в частности поэзия, — это чистые, как слезы ребенка, размышления о грязной, порочной и обыденной повседневности человека.

Чарльз Буковски

Путешествуя дальше по жанрам, на ум приходит Оруэлл и его повесть «Скотный двор» или же роман-антиутопия «1984-й». «Скотный двор» — сатирическая повесть о нашем с вами обществе. О людях, диктатуре и тоталитаризме. Как бы это парадоксально не звучало, но очевидная сатира на Советский Союз в народе принято считать сатирой на все общество в принципе. И действительно, очевидные параллели между людьми и животными, осмысление роли социальных классов и вышеупомянутого общества в жизни этого же общества и делают эту работу культовой.

Ведь поднятые автором темы в повести, как были, так и будут актуальны всегда. Ну а самая известная работа Оруэлла «1984-й» в противовес «Дивному новому миру» Хаксли навсегда закрепили за собой звание лучших антиутопий. Два абсолютно разных произведения от разных авторов прекрасно контрастируют и дополняют друг друга. Если не отходить далеко от антиутопий, то также можно вспомнить излишне уважаемую мною книгу от великого и неповторимого Рэя Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» — антиутопия, ставшая реальностью. Это уникальное классическое произведение, которое не просто стало культурным наследием, а опередило свое время, став поистине актуальным меньше чем через пол столетия. Огромная любовь к произведению Брэдбери может завести меня в такие дебри, что рассказ о классике может превратиться в отдельное эссе о самом произведении. Поэтому думаю, что самое-то остановиться на маленькой заметке о самом романе.

Рэй Брэдбери 

В чем прелести классики, помимо культурного наследия?

Кто бы что не говорил, но классика — это фундамент. В независимости от того, насколько революционно-пиздатое произведение вы напишите, в нем все равно будут виднеться отголоски классики. Кто-то отсылается к ней целенаправленно, чтобы почтить дань того или иного произведения, что более актуально для кино. В последние десятилетие мы все чаще видим, как режиссеры фильмов самого разного качества оставляют «пасхалки» в каждом углу. Допустим, тот же «Первому игроку приготовиться» это одна огромнейшая пасхалка на все, что только можно встретить на данный момент в поп-культуре. Весь фильм наполнен отсылками на видеоигры, музыку, кино, книги, комиксы и многое другое. Весь фильм -один огромнейший лабиринт из пасхальных яиц и отсылок. Но давайте все же вернемся к литературе. Как бы это очевидно не звучало, но в большинстве случаев мы отсылаемся к классическому искусству неосознанно. А если быть точным, мы используем давно устоявшиеся правила, которые стали в своем роде эталонными. Даже не задумываясь об этом.

К примеру, сев за написание эссе, мы можем изъебнуться так, как не изъебывался никто.

Но по итогу структура самого эссе останется неизменной, со своим вступлением, основной часть и заключением. И все эти правила, структуры написания, путь самого героя и многое другое было придумано задолго до нас. Более подробно об этом всем можно узнать благодаря книге Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Вечные темы любви, самобичевания, страдания, жизни и смерти, доблести и долга, поэтому и вечны.

Те же стихи уже не единожды упомянутого за это эссе Пушкина являются эталонными (классическими). До него кто-то писал о любви, кто-то писал и после, но так, как писал он, не писал никто. И вы не подумайте, я не пытаюсь сказать, что Пушкин — это поэт всех времен и народов. Если брать его современников, то мне гораздо больше симпатизирует Лермонтов. Пушкина я беру как самый яркий пример. Многие говорят, что творчество Пушкина излишне переоценено. Не хочу вступать в полемику не с одной из сторон, но, возможно, так и есть. Однако вклад Пушкина не просто в развитие поэзии, а в принципе литературы отмечали такие великие поэты, как Александр Блок, Иван Бунин и Максим Горький. Люди, которые в дальнейшем сами стали представителями классической литературы.

Ну а что для тебя классическое искусство?

Из всего вышеперечисленного выходи вполне логическое умозаключение. Происходит самая обычная смена поколений. Классика подвергается метаморфозам, и в скором времени мы далеко отойдет от стандартных, на данный момент, понятий «классический». Появляется новая классика. И в таком случае можно сказать, что каждый человек сам для себя определяет, что для него является «классическим искусством». Будь то льющиеся стихотворения поэтов Золотого века или резкая, грубая, но такая искренняя поэзия Чарльза Буковски.

Надеюсь, что на литературном примере у меня получилось донести собственные мысли касательно классического искусства и его огромнейшего влияния на мир самого разного творчества.

***
Если вам понравилось мое эссе, то можете заглянуть в мой Телеграм — канал. Время от времени пишу различные интересности об искусстве. Поэтому, если заинтересовал, буду рад вас там видеть.

Что такое «классические» книги? — НС Форд

29.01.2020 нсфорд

«Классика». Это слово наполняет вас страхом и напоминает о школе? Или вы испытываете любовь и уважение к ряду изуродованных Пингвинов на вашей полке? Может быть, вы иногда думаете: «Мне действительно следует прочитать классику, но это звучит как тяжелая работа». Какими бы ни были ваши взгляды на классику, одно можно сказать наверняка. Точного определения того, что представляет собой классическая книга, нет. Это интересная тема для размышлений. Я придумал 8 определений, которые используются сегодня:

1 – Классика – это книги, которые широкая публика долгое время считала таковыми. У них уже есть такая репутация. Мы предполагаем, что они по-прежнему заслуживают быть классикой, потому что всегда ею были. Эти книги могут обладать особыми качествами, такими как вневременная история и запоминающиеся персонажи, которые запечатлены в коллективном сознании.

2 – Классика – это произведения, которые являются частью «литературного канона» важной и влиятельной литературы, как это определено истеблишментом, т. е. учеными, критиками и руководителями учебных программ. Концепция канона подвергалась критике по разным причинам, таким как отсутствие разнообразия, ориентация на Запад, предложение об эксклюзивном клубе авторов и представление о том, что людям говорят, какая литература лучшая, то есть говорят, что читать.

3 – Классика – это просто «старые» книги. Существует тенденция публикации «открытых заново» произведений, которые можно охарактеризовать как «утерянную классику». Некоторые из них, возможно, стоит прочитать, но другие могут быть «потеряны» по уважительным причинам. Это говорит о том, что книга автоматически является классикой, только потому, что она была издана в 19 веке.

4 – Классика – это то, что издатели считают таковой. Если книга представлена ​​под такими названиями, как Penguin Classics, Oxford World’s Classics, Vintage Classics или Wordsworth Classics, мы обоснованно предполагаем, что это классика. Это может быть эффективным способом представить менее известные книги широкой аудитории, особенно переводную художественную литературу.

5 – Классика – это любимые и известные книги, независимо от того, когда они были опубликованы. Если книга является бестселлером и достаточно известна, чтобы проникнуть в популярную культуру, это классика. Мы могли бы включить сюда книги о Гарри Поттере, которые, хотя и не старые, существуют достаточно долго, чтобы считаться классикой детской литературы.

6 – Классика – это новаторские примеры новых жанров, новых перспектив или радикальных «новинок» на момент их написания. Возможно, в то время они даже были запрещены или подвергнуты цензуре. Такие книги не могут быть признаны классикой до тех пор, пока годы спустя не будут рассмотрены в контексте других произведений и современного политического и социального климата.

7 – Классика считается «мгновенной», если влиятельные рецензенты хвалят ее как достаточно хорошую. Если книгу хвалят как «мгновенную классику», возникает вопрос, как именно она может быть классикой еще до того, как будет опубликована и до того, как у нее будет шанс доказать свою ценность. И наоборот, некоторые книги имеют такое звездное качество, что мы можем признать, что они станут классикой.

8 – Классика – это древние латинские и греческие тексты, причем термин относится к классической древности. Классика с большой буквы. Конечно, классика — это тоже «классика» с маленькой буквы «с», если мы придерживаемся некоторых из приведенных выше определений.

Согласны ли вы с каким-либо из этих определений? У вас есть любимая «классика»?

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано в: Чтение Рубрики: книги, чтение

Некоторые классические произведения стали бесплатными в общественном достоянии

Встроить делиться

Некоторые классические произведения теперь бесплатны в общественном достоянии

от VOA

В настоящее время нет доступных медиа-источников

0:00 0:05:03 0:00

Поскольку календарь приближается к 2023 году, некоторые классических произведений литературы , музыки и фильмов теперь доступны для бесплатного использования американской публикой.

К классике относятся Журнал дел Шерлока Холмса, последний сборник рассказов о знаменитом детективе , написанный сэром Артуром Конан Дойлем.

Некоторые произведения известных писателей также стали бесплатными в новом году. Среди них 9 Вирджинии Вулф.0074 На маяк , Мужчины без женщин Эрнеста Хемингуэя , Комары Уильяма Фолкнера и Большая четверка Агаты Кристи .

Одним из бесплатных фильмов является Wings, , фильм 1927 года режиссера Уильяма А. Веллмана, который был назван выдающимся победителем на самой первой церемонии вручения премии «Оскар».

Другие фильмы 1927 года также теперь доступны для публики бесплатно. Среди них The Jazz Singer , первый полнометражный фильм с синхронизированный диалог и научная фантастика Фрица Ланга Метрополис .

Несколько известных музыкальных композиций – музыка и слова, а не звукозаписи – также входят в список творческих произведений, доступных бесплатно. Среди них бродвейский мюзикл Funny Face , произведения джазовой музыки Луи Армстронга и Дюка Эллингтона, классика Ирвинга Берлина Puttin’ on the Ritz и I Scream You Scream, We All Scream for Ice Cream Говарда Джонсона, Билли. Молл и Роберт А. Кинг.

Эти произведения входят в число тысяч книг, фильмов и музыкальных композиций , входящих в так называемое общественное достояние в 2023 году. совместное использование, исполнение, повторное использование, перепрофилирование или выборка без разрешения или оплаты.

Произведения 1927 года сначала должны были охраняться авторским правом на 75 лет. Но в 1998 году закон США продлил защиту авторских прав еще на 20 лет.

Дженнифер Дженкинс — директор Центра изучения общественного достояния Университета Дьюка. Она написала, что «для подавляющего большинства — вероятно, 99 процентов — произведений 1927 года ни один правообладатель не получил финансовой выгоды от сохранения авторских прав. Тем не менее, они оставались за пределами без всякой веской причины».

Дженкинс добавил, что длительный период действия авторских прав в США означает, что многие произведения, которые теперь станут доступными, уже давно утеряны. Она сказала, что их содержание невыгодно законным владельцам, но они не могут использоваться другими. Список «потерянных» фильмов, хранящийся в центре Университета Дьюка, включает 9 фильмов Виктора Флеминга.0074 Путь всей плоти и Тода Браунинга Лондон после полуночи .

The Public Domain Review объявляет каждое 1 января Днем общественного достояния. Издание отмечает, что «не существует единого общественного достояния», добавляя, что в странах действуют разные законы, согласно которым творческие произведения становятся общественным достоянием.

Например, в Великобритании, большей части Европы и Южной Америки произведения людей, умерших в 1952 году, становятся общественным достоянием через 70 лет. В большинстве стран Африки и Азии сроки составляют 50 лет после смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *