Керролл льюїс: Льюис Кэрролл
Настоящее имя: Чарльз Лютвидж Доджсон (Charles Lutwidge Dodgson) Жанры:
Чарльз Лютвидж (Латуидж) Доджсон (Charles Lutwidge Dodgson) — английский детский писатель, математик, логик и фотограф. Известен под псевдонимом Льюис Кэрролл. Родился 27 января 1832 года в Дейрсбери близ Уоррингтона, графство Чешир, в семье священника. В роду Доджсонов мужчины были, как правило, либо армейскими офицерами, либо священнослужителями (один из его прадедов, Чарльз, дослужился до епископа, дед, опять-таки Чарльз, был армейским капитаном, а его старший сын, и тоже Чарльз, был отцом писателя). Образованием юного Доджсона до двенадцати лет занимался отец, блестящий математик, которому прочили замечательную академическую карьеру, но он предпочёл стать сельским пастором. Сохранились составленные вместе с отцом «списки для чтения» Чарльза, поведавшие нам о солидном интеллекте мальчика. После переезда семьи в 1843 году в деревню Крофт-на-Тисе, на севере графства Йоркшир, мальчика определили в грамматическую школу Ричмонда. С детских лет он развлекал семью магическими фокусами, кукольными представлениями и стихами, написанными им для самодельных домашних газет («Полезная и назидательная поэзия», 1845). Полтора года спустя Чарльз поступил в Регби-Скул (Rugby School), где он проучился четыре года (с 1846 по 1850 годы), проявив выдающиеся способности к математике и богословию. В мае 1850 года Чарльз Доджсон был зачислен в Крайст-Чёрч-колледж (Christ Church College) Оксфордского университета и в январе следующего года переехал в Оксфорд. Однако в Оксфорде, всего лишь по истечении двух дней, он получил неблагоприятное известие из дома – умерла его мать от воспаления мозга (возможно, менингита или удара). Учился Чарльз хорошо. Победив в конкурсе на стипендию Боултера в 1851 году и удостоившись отличия первого класса по математике и второго по классическим языкам и античной литературе в 1852 году, юноша был допущен к научной работе, а также получил право читать лекции в христианской церкви, коим пользовался впоследствии 26 лет. В 1854 году он окончил со степенью бакалавра Оксфорд, где впоследствии, после получения магистерской степени (1857) он работал, занимал, в том числе, должность профессора математики (1855-1881). Доктор Доджсон жил в небольшом доме с башенками и был одной из достопримечательностей Оксфорда. Внешность и манера речи его были примечательны: лёгкая асимметрия лица, неважный слух (он был глух на одно ухо), сильное заикание. Лекции читал отрывистым, ровным, безжизненным тоном. Знакомств избегал, часами бродил по окрестностям. Ещё в молодом возрасте, Доджсон много рисовал, пробовал себя в поэзии, писал рассказы, отсылая свои труды в различные журналы. Между 1854 и 1856 гг. его работы, в основном юмористического и сатирического плана, появились в национальных изданиях (“Comic Times”, “The Train”, “Whitby Gazette” и “Oxford Critic”). В 1856 году в «Поезде» появилась небольшая романтичная поэма «Одиночество» под псевдонимом Льюис Кэрролл. Свой псевдоним он изобрёл следующим образом: «перевёл» на латынь имя Чарльз Лютвидж (получилось Каролус Людовикус), а затем вернул латинскому варианту «истинно английский» вид. Все свои литературные («несерьёзные») опыты Кэрролл подписывал именно псевдонимом, настоящее же имя ставил только в заглавиях математических работ («Конспекты по плоской алгебраической геометрии», 1860, «Сведения из теории детерминантов», 1866). В 1861 году Кэрролл принял духовный сан и стал диаконом англиканской церкви; это событие, равно как и устав оксфордского колледжа Крайст-Чёрч, согласно которому профессора не имели права жениться, заставили Кэрролла отказаться от имевшихся у него смутных матримониальных планов. В Оксфорде он познакомился с Генри Лидделлом, деканом колледжа Крайст-Чёрч, и со временем стал другом семейства Лидделлов. Проще всего ему было находить общий язык с дочерьми декана — Алисой, Лориной и Эдит; вообще с детьми Кэрролл сходился куда быстрее и легче, нежели со взрослыми, — так было и с детьми Джорджа Макдональда, и с отпрысками Альфреда Теннисона. Молодой Чарльз Доджсон был приблизительно шести футов высотой, строен и красив, с вьющимися каштановыми волосами и синими глазами, но есть мнение, что по причине заикания ему тяжело было общаться со взрослыми, зато с детьми он раскрепощался, становился свободен и быстр в речи. Именно знакомство и дружба с сёстрами Лидделл и привели к появлению на свет сказочной повести «Алиса в Стране Чудес» (1865), мгновенно сделавшей Кэрролла знаменитым. Первое издание «Алисы» проиллюстрировал художник Джон Тенниел, чьи иллюстрации сегодня считаются классическими. Невероятный коммерческий успех первой книги «Алисы» изменил жизнь Доджсона. Поскольку Льюис Кэрролл стал достаточно известным во всём мире, его почтовый ящик был наводнен письмами почитателей, он начал зарабатывать весьма существенные денежные суммы. Однако Доджсон так и не отказался от скромного быта и церковных постов. В 1867 году Чарльз в первый и последний раз покинул Англию и совершил весьма необычное по тем временам путешествие в Россию. Посетил по дороге Кале, Брюссель, Потсдам, Данциг, Кенигсберг, провёл в России месяц, вернулся в Англию через Вильно, Варшаву, Эмс, Париж. В России Доджсон посетил в Санкт-Петербург и его окрестности, Москву, Сергиев Посад, ярмарку в Нижнем Новгороде. За первой сказочной повестью последовала вторая книга — «Алиса в Зазеркалье» (1871), — на мрачноватом содержании которой отразилась смерть отца Кэрролла (1868) и последовавшая за ней многолетняя депрессия. Чем же примечательны приключения Алисы в Стране Чудес и в Зазеркалье, ставшие самыми известными детскими книгами? С одной стороны, это увлекательное повествование для детей с описаниями путешествий в фантастические миры с причудливыми героями, навсегда ставшими кумирами детворы — кто же не знает Мартовского Зайца или Красную Королеву, Черепаху Квази или Чеширского Кота, Шалтая-Болтая? Сочетание воображения и абсурда делает авторский стиль неподражаемым, гениальное воображение и игра слов автора приносит нам находки, в которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, сюрреалистические ситуации ломают привычные стереотипы. Вместе с тем, известные физики и математики (М.Гарднер в том числе) с удивлением обнаружили в детских книгах массу научных парадоксов, и нередко эпизоды приключений Алисы рассматривались в научных статьях. Пять лет спустя вышла в свет «Охота на Снарка» (1876), фантастическая поэма с описанием приключений причудливой команды по-разному неадекватных существ и одного бобра, она явилась последней широко известной работой Кэрролла. Интересно, что живописец Данте Габриэль Россетти был убежден, что поэма написана о нём. Интересы Кэрролла многогранны. Конец 70-х и 1880-е годы характерны тем, что Кэрролл издает сборники загадок и игр («Дублеты», 1879; «Логическая игра», 1886; «Математические курьезы», 1888-1893), пишет стихи (сборник «Стихи? Смысл?», 1883). Кэрролл вошел в историю литературы как сочинитель «бессмыслиц», в том числе стишков для детей, в которых было «запечено» их имя, акростихов. Кроме математики и литературы, Кэрролл много времени уделял фотографии. Хотя он был фотографом-любителем, ряд его снимков вошел, если можно так выразиться, в анналы мировой фотохроники: это фотографии Альфреда Теннисона, Данте Габриэля Россетти, актрисы Эллен Терри и многих других. Особенно Кэрроллу удавались снимки детей. Однако в начале 80-ч годов он забросил занятия фотографией, объявив, что это увлечение ему «надоело». Кэрролл считается одним из самых известных фотографов второй половины XIX века. Кэрролл продолжает писать — 12 декабря 1889 года выходит в свет первая часть романа «Сильви и Бруно», а в конце 1893 года и вторая, но литературные критики отнеслись к произведению с прохладцей. Скончался Льюис Кэрролл в Гилдфорде, графство Сарри, 14 января 1898, в доме своих семи сестер, от вспыхнувшей после гриппа пневмонии. Ему было неполных шестьдесят шесть лет. В январе 1898 года большую часть рукописного наследия Кэрролла сожгли его братья — Уилфред и Скеффингтон, не знавшие, что им делать с кипами бумаг, которые оставил после себя их «ученый братец» в комнатах при Крайст-Чёрч-колледже. В том костре исчезли не только рукописи, но и часть негативов, рисунков, манускриптов, страницы многотомного дневника, мешки писем, написанных странному доктору Доджсону друзьями, знакомыми, обычными людьми, детьми. Дошла очередь и до библиотеки из трех тысяч книг (в буквальном смысле слова фантастической литературы) — книги были проданы на аукционе и разошлись по частным библиотекам, но каталог той библиотеки сохранился. Книга «Алиса в Стране Чудес» Кэрролла вошла в список двенадцати «самых английских» предметов и явлений, составленный министерством культуры, спорта и СМИ Великобритании. По этому культовому произведению снимают фильмы и мультфильмы, проводят игры, музыкальные инсценировки. Книга переведена на десятки языков (более 130) и оказала большое влияние на многих авторов. По материалам «Википедии», сайта jabberwocky.ru |
Льюис Кэрролл — биография, жизнь и творчество писателя
Фото Все
Видео Все
Английский писатель Льюис Кэрролл прославился не только своими историями о девочке Алисе. Он остался в истории как математик, философ, логик, фотограф, диакон. Самыми известными произведениями писателя стали «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Вначале Льюис Кэрролл написал небольшой рассказ, смысл которого понимал только узкий круг самых близких ему людей. Постепенно он расширял свое произведение, пока не получилась книга, которая вызывает живой интерес всего человечества на протяжении столетия.
Детство
Настоящее имя писателя Чарльз Лютвидж Доджсон. Он родился 27 января 1832 года в небольшой деревеньке Дарсбери английского графства Чешир в семье приходского священника. Мальчика назвали в честь отца, кроме него у родителей было еще три сына и семь дочерей. С ранних лет Чарльз поражал всех своим умом и сообразительностью.
До двенадцати лет его учителем был родной отец. Чарльз левша, а в те годы это могло стать причиной религиозных преследований. Поэтому родители строго следили за тем, чтобы сын писал правой рукой, и именно это насилие над собой обернулось впоследствии психологической травмой, осложненной небольшим заиканием. По мнению некоторых исследователей биографии писателя, он был аутистом, хотя точные данные по этому поводу отсутствуют.
Льюис Кэрролл в детствеВ 12 лет мальчика отдали в частную грамматическую школу, которая находилась в нескольких милях от Ричмонда. Чарльз быстро сошелся с учителями и одноклассниками, ему импонировала и здешняя атмосфера. В 1845-м он стал учеником более престижной школы в Рагби, которая делала упор на физическую подготовку учеников и прививала им христианские ценности.
Здесь Чарльзу было не так комфортно, как раньше, но он продолжал получать хорошие отметки, особенно продвинулся в математике и богословии.
В 1850-м будущий писатель стал студентом колледжа Крайст-Черч при университете в Оксфорде. Его оценки были далеки от идеальных за единственным исключением – математики. Парень явно обладал выдающимися математическими способностями. Спустя несколько лет он получил диплом бакалавра, и остался в этом же колледже лектором по математике. Причем свои лекции готовил самостоятельно. Эта работа хорошо оплачивалась, и Чарльз продолжал заниматься ею на протяжении 25 лет, хотя и считал это занятие достаточно скучным.
Все учебные заведения того времени имели тесную связь с церковью, поэтому лектор тоже должен был иметь духовный сан. Чарльз согласился на это, стал диаконом, но от работы в приходе отказался. Дело в том, что он не собирался связывать свою жизнь с религией. В студенческие годы он впервые написал небольшой рассказ, потом еще и еще, и подписывал их псевдонимом Льюис Кэрролл. Это имя молодой человек придумал сам.
Создание Алисы
В 1856-м на место декана в колледже, где учился Льюис, назначили филолога и лексикографа Генри Лидделла. Он приехал в город вместе с женой и пятью детишками. Кэрролл стал настоящим другом их семейства, и эта дружба продолжалась много лет. Именно Алиса Лидделл послужила прототипом героини самой известной книги Льюиса. В 1856-м она была всего лишь четырехлетней малышкой.
Алиса Лидделл прототип для произведения КэрроллаКэрролл часто развлекал детишек декана забавными историями и сказками, которые сочинял просто во время очередной встречи или прогулки. Летом 1862-го Кэрролл и семейство Лидделов отправилось на лодочную прогулку, Алиса обратилась с просьбой к писателю рассказать одну из своих историй для нее и двух других дочерей декана – Эдит и Лорины. Льюиса долго упрашивать не пришлось, он сходу придумал и рассказал малышкам историю о девочке, которая оказалась в норе Белого Кролика, жившего в Подземной Стране.
Чтобы как можно больше заинтересовать своих маленьких слушателей, Льюис придал героине рассказа черты характера самой Алисы, а второстепенных героев наградил чертами ее сестер.
Девочка пришла в полный восторг от его повествования и попросила писателя все это изложить на бумаге. Алисе пришлось несколько раз напомнить Кэрроллу об обещании, пока он наконец-то передал ей рукопись. Он назвал свое произведение «Приключение Алисы под землей». Спустя некоторое время эта первая история легла в основу его первой книги.
Книги
В 1865-м Льюис Кэрролл выпустил свое первое культовое произведение – «Алиса в Стране Чудес», спустя шесть лет вышло продолжение полюбившейся истории – «Алиса в Зазеркалье». Манеру написания книг Кэрролла нельзя спутать с любой другой, она была особенной и сильно отличалась от существующих в те годы литературных стилей. Творческое начало, богатое воображение и внутренний мир с одной стороны, владение математикой и логикой с другой, позволило ему создать собственный жанр, получивший название «парадоксальная литература».
Льюис Кэрролл в творческом процессеГерои его книг и ситуации, в которых они оказываются, на первый взгляд кажутся абсурдными и нелепыми. Но в действительности все подчинено логике, несмотря на то, что эта логика сама по себе абсурдна. Кэрролл использовал необычную форму, благодаря которой сумел очень тонко осветить философские вопросы, человеческую жизнь, строение мира и месте человека в этом мире. Поэтому его произведения интересны не только детям, они делятся мудростью и со взрослым читателем.
Творческая манера написания, присущая Кэрроллу, просматривается и во всех последующих его сочинениях. Однако они не получили такой популярности, как история о девочке Алисе. Перу Льюиса принадлежат произведения «Сильви и Бруно», «Охота на Снарка», «Полуночные задачи», «Истории с узелками» и другие.
По мнению некоторых критиков, писатель жил в каком-то своем, необычном мире, и приписывали это употреблению опиума на постоянной основе. Дело в том, что его мучили сильные головные боли и он продолжал серьезно заикаться. В те времена опиумной настойкой лечили множественные заболевания, ее принимали даже при незначительной мигрени.
Современники Кэрролла называли его «человек с причудами». Его жизнь состояла из парадоксов. С одной стороны – настоящий светский лев, с другой – человек, страдающий от определенных социальных стандартов и живущий детскими воспоминаниями, тем временем, когда все было таким простым, когда не нужно было притворяться, а поступать так, как хочется. Эти противоречия вызывали у него расстройство сна, писатель проводил различные исследования, искал возможность выйти в другую реальность, так как верил в ее существование. Льюис пытался опередить научные исследования того времени, используя отличное знание математики.
Математика
Кэрролл обладал недюжинными математическими способностями. Может быть, именно этим объясняются загадки в его текстах, отличающиеся сложностью и многообразием. В перерыве между написаниями книг Льюис проводил математические исследования. Он не добился выдающихся результатов как другие светила этой науки, однако именно он автор нескольких открытий в математической логике, которые шли с опережением времени.
Он стал автором собственной графической техники, с помощью которой легко решались логические задачи. Эта техника была намного лучше, чем диафрагмы, которые использовали для этой цели в те годы. Кэрролл отличался способностью к решению сложных логических задач, так называемых «соритов». Их особенность заключалась в том, что силлогизм, используемый в заключении одной задачи, являлся «подсказкой» для другой, причем все остальные посылки задачи заранее перемешивались.
Фотография
Биография Кэрролла была бы неполной, если не рассказать и о его увлечении фотографией. Он уделял ей достаточно много времени, если не был занят написанием своих произведений. Это увлечение писателя тоже было поставлено на профессиональный уровень, который называют пикториализмом. Писатель использовал постановочную съемку, а потом монтировал негативы.
Чаще всего Льюис снимал детей и делал это с большим удовольствием. Среди его знакомых было немало профессиональных фотографов, в том числе и самый прославленный – Оскар Рейландер. Именно он стал автором фотопортрета Кэрролла, впоследствии признанный классикой этого жанра тех лет.
Личная жизнь
Несмотря на все свои причуды, Льюис Кэрролл не был затворником. Он часто появлялся в обществе, причем рядом с ним всегда были очаровательные спутницы. Нужно отметить, что в те годы он уже успел стать профессором и принять сан диакона, поэтому близкие советовали ему по мере возможности скрывать пикантные подробности личной жизни, или, в конце концов, жениться на одной из своих пассий. Наверное по этой причине историки того времени пытались скрасить интимные подробности жизни писателя, они представляли его добродушным сказочником, не чаявшим души в детях. Спустя годы оказалось, что они оказали ему «медвежью услугу».
Писатель любил детей, они отвечали ему взаимностью. Чаще всего он общался с маленькими девочками, родителями которых были его коллеги и друзья. Льюис так и не женился, наверное, не смог найти среди своего окружения достойную партию. Собственных детей у него тоже нет. В те годы его общение с девочками ни у кого не вызывало отрицательной реакции, и только в 20-м веке, о Кэрролле заговорили, как о педофиле. По мнению некоторых недалеких исследователей его биографии, Кэрролл был Джеком Потрошителем, сгубившим множество невинных жертв.
Однако эти теории так и не нашли никаких подтверждений впоследствии. Всю клевету, которую вылили на голову писателя, удалось опровергнуть. Так, в одном из писем некая Рут Гэмлен уверяла, что у Льюиса часто гостила застенчивая двенадцатилетняя девочка Иза Боумен. Потом удалось выяснить, что этой «малышке» на самом деле было не 12, как написано в письме, а 18. Аналогичная клевета на писателя содержалась и в других заявлениях, хотя на самом деле все «малолетние» подружки писателя уже перешагнули порог своего совершеннолетия.
Смерть
Сердце создателя Алисы – Льюиса Кэрролла, остановилось 14 января 1898 года. Доктора установили, что смерть наступила в результате развившегося воспаления легких. Писатель не дожил до своего 66-летия каких-то две недели. Местом вечного упокоения Кэрролла стало кладбище Восхождения в Гилфорде.
Избранные труды
- «Полезная и назидательная поэзия»
- «Приключение Алисы под землёй»
- «Алиса в Стране чудес»
- «Месть Бруно»
- «Алиса в Зазеркалье»
- «Охота на Снарка»
- «Сильвия и Бруно»
- «Заключение „Сильви и Бруно“»
Ссылки
- Страница в Википедии
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
Льюис Кэрролл | Биография, книги, стихи, настоящее имя, цитаты и факты
Льюис Кэрролл
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 27 января 1832 г. Англия
- Умер:
- 14 января 1898 г. (65 лет) Гилфорд Англия
- Известные работы:
- «Алиса в Стране Чудес» «Сильвия и Бруно» «Сильвия и Бруно заключили» «Охота на Снарка» «Зонтик священника» «Зазеркалье» «Полезная и поучительная поэзия»
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем известен Льюис Кэрролл?
Льюис Кэрролл — английский писатель и поэт. Он наиболее известен как автор детской книги «Приключения Алисы в стране чудес » (1865 г.) и ее продолжения « в Зазеркалье » (1871 г.) — двух самых популярных художественных произведений на английском языке.
Когда и где родился Льюис Кэрролл?
Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, родился 27 января 1832 года в Дарсбери, графство Чешир, Англия. Он был старшим сыном и третьим ребенком преподобного Чарльза Доджсона и Фрэнсис Джейн Лютвидж. Он и его 10 братьев и сестер выросли в отдаленных деревнях в английской сельской местности.
Что Льюис Кэрролл изучал в колледже?
Льюис Кэрролл учился в Крайст-Черч, входящем в состав Оксфордского университета колледже. Он преуспел в изучении классики и математики. Он получил несколько наград за свою работу в области математики. В Крайст-Черч он занимал должности старшекурсника (которого в других колледжах называли научным сотрудником) и лектора (эквивалент сегодняшнего репетитора).
Какие самые известные произведения Льюиса Кэрролла?
Сегодня Льюиса Кэрролла помнят благодаря его роману «Приключения Алисы в стране чудес » (1865 г.) и его продолжению « Зазеркалье » (1871 г.). Оба романа сосредоточены на персонаже Алисы — молодой авантюрной девушке — и ее фантастических приключениях. На момент смерти Кэрролла эти два романа были самыми популярными детскими книгами в Англии.
Что вдохновило Льюиса Кэрролла на написание Приключения Алисы в стране чудес ?
В Оксфорде Льюис Кэрролл подружился с Алисой Лидделл, дочерью декана церкви Христа. По словам Лидделла, Кэрролл рассказывал ей и ее братьям и сестрам фантастические истории и сказки, в том числе «Приключения Алисы под землей» (ранняя устная версия «Приключения Алисы в Стране чудес »). Часто предполагают, что образ Алисы вдохновила сама Лидделл.
Льюис Кэрролл , псевдоним Чарльз Лютвидж Доджсон (родился 27 января 1832, Дарсбери, Чешир, Англия — умер 14 января 1898, Гилфорд, Суррей), английский логик, математик, фотограф и писатель, особенно запомнился благодаря Приключениям Алисы в Стране Чудес ( 1865) и его продолжение, Зазеркалье (1871). Его поэма «Охота на Снарка » (1876 г.) — бессмыслица высшей пробы.
Молодость
Доджсон был старшим сыном и третьим ребенком в семье из семи девочек и четырех мальчиков, родившихся у Фрэнсис Джейн Лютвидж, жены преподобного Чарльза Доджсона. Он родился в старом пасторском доме в Дарсбери. Его отец был там бессменным викарием с 1827 по 1843 год, когда он стал ректором Крофта в Йоркшире — пост, который он занимал до конца своей жизни (хотя позже он стал также архидиаконом Ричмонда и каноником Рипонского собора).
У детей Доджсонов, живших в отдаленной деревне, было мало друзей вне семьи, но, как и во многих других семьях, оказавшихся в подобных обстоятельствах, им было нетрудно развлечься. Чарльз с самого начала проявил большую способность изобретать игры, чтобы развлечь их. С переездом в Крофт, когда ему было 12 лет, начались «Ректорские журналы», сборники рукописей, в которые должна была вносить свой вклад вся семья. На самом деле Чарльз написал почти все сохранившиеся, начиная с Полезная и поучительная поэзия (1845; опубликовано в 1954 г.) и следующие за ним Журнал священника ( c. 1850, в основном неопубликованные), The Rectory Umbrella (1850–53) и Mischmasch 900 34 (1853–62 гг. ) ; опубликовано с номером The Rectory Umbrella в 1932 году).
Тем временем юный Доджсон учился в Ричмондской школе в Йоркшире (1844–1845 гг.), а затем перешел в школу регби (1846–1850 гг.). Ему не нравились его четыре года в государственной школе, в основном из-за его врожденной застенчивости, хотя он также подвергался определенным издевательствам; он также перенес несколько болезней, одна из которых оставила его глухим на одно ухо. После регби он провел еще год, обучаясь у своего отца, за это время он поступил в Крайст-Черч в Оксфорде (23 мая 1850 г.). Он поселился там в качестве студента 24 января 1851 г.
Викторина «Британника»
Викторианская викторина «Англия: искусство, литература и жизнь»
Оксфорд и Лидделлы
Доджсон преуспел в своих математических и классических исследованиях в 1852 году; на основании его результатов на экзаменах он был номинирован на стипендию (называемую стипендией в других колледжах). В 1854 году он получил первое место в выпускных экзаменах по математике, выйдя во главе класса, и в декабре того же года получил степень бакалавра гуманитарных наук. В следующем году он стал «хозяином дома» и старшим студентом (в других колледжах его называли научным сотрудником), а также был назначен лектором по математике (эквивалент сегодняшнего репетитора), с этой должности он ушел в отставку в 1881 году. до конца своей жизни.
Как и в случае со всеми стипендиями в то время, учеба в Крайст-Черч зависела от того, чтобы он оставался холостым и, по условиям этого особого облечения, переходил к священному сану. Доджсон был рукоположен в дьяконы англиканской церкви 22 декабря 1861 года. Если бы он стал священником, он мог бы жениться и затем был бы назначен колледжем в приход. Но он чувствовал себя неподходящим для приходской работы и, хотя и рассматривал возможность женитьбы, решил, что вполне доволен тем, что останется холостяком.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасОбщение Доджсона с детьми естественным образом выросло из его положения старшего сына с восемью младшими братьями и сестрами. У него также было заикание — то, что он называл своей «нерешительностью», — которое он так и не смог полностью преодолеть; по некоторым сведениям, он мог более естественно и легко говорить с детьми, хотя интенсивность его заикания варьировалась в зависимости от обстоятельств, и его современники отмечали, что оно проявлялось как у взрослых, так и у детей. Эти факторы, возможно, способствовали тому, что Доджсон начал развлекать детей Генри Джорджа Лидделла, декана Крайст-Черч. Элис Лидделл и ее сестры Лорина и Эдит, конечно, не были первыми друзьями Доджсона. Им предшествовали или пересекались дети писателя Джорджа Макдональда, сыновья поэта Альфреда, лорда Теннисона и другие случайные знакомые. Но дети Лидделлов, несомненно, занимали особое место в его привязанностях — отчасти потому, что они были единственными детьми в Крайст-Черч, поскольку только главы домов могли свободно вступать в брак и продолжать жить.
В сопровождении своей гувернантки мисс Прикетт (по прозвищу «Уколки» — «одна из колючих» и, таким образом, прототип Красной Королевы в «Зазеркалье »), три маленькие девочки нанесли много визитов в молодой преподаватель математики в своих кабинетах в колледже. Как вспоминала Алиса в 1932 году, они
обычно сидели на большом диване по обе стороны от него, пока он рассказывал нам истории, иллюстрируя их карандашом или тушью по ходу дела… эти фантастические сказки, которые он сочинял по мере того, как рассказывал их, все время деловито рисуя на большом листе бумаги. Они не всегда были совершенно новыми. Иногда это были новые версии старых историй; иногда они начинались на старой основе, но из-за частых перерывов вырастали в новые сказки, которые открывали новые и невообразимые возможности.
Происхождение и публикация
Приключения Алисы в Стране чудес4 июля 1862 года Доджсон и его друг Робинсон Дакворт, член Тринити, отвезли троих детей вверх по Темзе из Оксфорда в Годстоу, устроили пикник на берегу и вернулся в Крайст-Черч поздно вечером: «По этому поводу, — записал Доджсон в своем дневнике, — я рассказал им сказку «Приключения Алисы под землей », которую взялся написать для Алисы». Большая часть истории была основана на пикнике пару недель назад, когда все они попали под дождь; по какой-то причине это побудило Доджсона рассказать историю настолько лучше, чем обычно, что и Дакворт, и Алиса заметили разницу, и Алиса дошла до того, что расплакалась, когда они расстались у дверей благочиния: «О, мистер Доджсон. , я хочу, чтобы ты написал для меня приключения Алисы!» Сам Доджсон вспоминал в 1887 г.
как в отчаянной попытке вычеркнуть какую-нибудь новую линию сказки я отправил свою героиню прямо в кроличью нору, для начала, не имея ни малейшего представления о том, что должно было произойти потом.
Доджсон смог записать историю более или менее так, как она была рассказана, и добавил к ней несколько дополнительных приключений, которые рассказывались в других случаях. Он проиллюстрировал его своими грубыми, но характерными рисунками и отдал готовый продукт Алисе Лидделл, не думая о том, чтобы услышать о нем снова. Но романист Генри Кингсли, посетив благочиние, случайно взял ее со стола в гостиной, прочитал и убедил миссис Лиддел убедить автора опубликовать ее. Доджсон, искренне удивленный, посоветовался со своим другом Джорджем Макдональдом, автором одних из лучших детских рассказов того времени. Макдональд взял ее домой, чтобы прочитать своим детям, а его шестилетний сын Гревиль заявил, что «хотел бы, чтобы ее было 60 000 томов».
Соответственно, Доджсон отредактировал его для публикации. Он вырезал более конкретные упоминания о предыдущем пикнике (их можно найти в факсимиле оригинальной рукописи, позже опубликованной им как «Приключения Алисы под землей » в 1886 году) и добавил несколько дополнительных историй, рассказанных Лидделлам в других местах. раз, чтобы получился объем нужной длины. По предложению Дакворта он познакомился с Джоном Тенниелом, карикатуристом журнала, которому он поручил сделать иллюстрации по его спецификации. Книга вышла под номером 9.0033 Приключения Алисы в стране чудес в 1865 году. (Первое издание было отозвано из-за плохой печати, и сохранилось всего около 21 экземпляра — одна из редких книг 19 века — и переиздание было готово к публикации к Рождеству того же года. , хотя и датирована 1866 годом.)
Книга имела медленный, но неуклонно растущий успех, и к следующему году Доджсон уже обдумывал ее продолжение, основанное на других историях, рассказанных Лидделлам. В результате получилось Зазеркалье и что там нашла Алиса (датированный 1872 г.; фактически опубликован в декабре 1871 г.), произведение не хуже или даже лучше своего предшественника.
Ко времени смерти Доджсона « Алиса » (принимая два тома за единый художественный триумф) стала самой популярной детской книгой в Англии: к его столетию в 1932 году она была одной из самых популярных и, возможно, самый известный в мире.
Нет ответа на тайну успеха Алисы . Было предложено множество объяснений, но, как и в случае с загадкой Безумного Шляпника («Загадка в том виде, в каком она была придумана изначально, вообще не имела ответа»), они не более чем запоздалые размышления. Книга не аллегория; в нем нет скрытого значения или послания, будь то религиозного, политического или психологического, как некоторые пытались доказать; и единственные оттенки в нем — штрихи мягкой сатиры — на образование для детей с особой пользой и на знакомых университетских типов, которых Лидделлы могли узнавать, а могли и не узнавать.
Изменчивая репутация Льюиса Кэрролла | Искусство и культура
Биографы расходятся во мнениях относительно того, каким человеком на самом деле был Чарльз Доджсон. Чарльз Лютвидж Доджсон / SSPL / Getty ImagesПреподобный Чарльз Лютвидж Доджсон был учителем математики в Оксфорде и дьяконом англиканской церкви. Некоторые коллеги знали его как несколько замкнутого заика, но в целом его считали набожным ученым; один декан сказал, что он «чист сердцем». Читателям всего мира он стал известен как Льюис Кэрролл, автор Приключения Алисы в стране чудес .
Алиса была популярна почти с момента ее публикации в 1865 году, и с тех пор она остается в печати, оказывая влияние на таких разрозненных художников, как Уолт Дисней и Сальвадор Дали. « Алиса в стране чудес » Тима Бертона, только что вышедшая в кинотеатрах по всей стране, является лишь последним из не менее 20 фильмов и телешоу, которые будут сняты по книге. Но если Алиса осталась невредимой, то ее автору досталась пощечина.
С 1930-х годов биографы и ученые подвергают сомнению характер отношений Доджсона с 10-летней девочкой, которой он впервые рассказал эту историю, а с 1960-х его творчество связывают с психоделическим крылом контркультурного движения. Когда некоторые из фотографий Доджсона — он был опытным портретистом — были выставлены в 1999 году, рецензент New York Times процитировал Владимира Набокова (который перевел Алису на русский язык), который сказал, что между фотографом и фотографом существовала «жалкая близость». педофил-рассказчик романа Набокова Лолита . Тим Бертон недавно назвал рассказы Доджсона «наркотиками для детей», а Страну чудес — местом, где «все немного не так, даже хорошие люди».
Десятилетия интерпретаций и переинтерпретаций создали расширяющуюся пропасть между тем, как современные читатели воспринимают автора, и тем, как они воспринимают его произведения. «С Льюисом Кэрроллом обращаются как с человеком, с которым вы не хотели бы, чтобы ваши дети встречались», — говорит Уилл Брукер, автор книги « Приключения Алисы: Льюис Кэрролл в популярной культуре 9».0034 , «но его рассказы до сих пор представляются как классика чистой, невинной литературы». Поскольку фильм Бертона снова манит нас в кроличью нору, было бы разумно спросить: как мы пришли к такому любопытному положению дел?
Чарльз Доджсон родился в 1832 году в Дарсбери, деревне на северо-западе Англии, и был третьим ребенком (и первым сыном) Чарльза Доджсона, англиканского священника, и его жены Фрэнсис. Поскольку семья выросла до 11 детей, у Чарльза не было недостатка в компании. «Он рассказывал истории своим братьям и сестрам, придумывал игры и писал с ними журналы», — говорит Эдвард Уэйкелинг, который провел 12 лет, комментируя дневники Доджсона. Позже в жизни «ему очень нравилось развлекать детей, и они любили его в ответ».
Поступив в Оксфорд в 1850 году, в возрасте 18 лет Доджсон стал «старшим студентом» — эквивалентом научного сотрудника — в университетском колледже Крайст-Черч. По правилам колледжа, старшеклассники должны были быть посвящены в священники и давать обет безбрачия; Доджсон уклонился от правила рукоположения и жил в колледже неженатым до своей смерти в 1898 году, менее чем за две недели до своего 66-летия.
Как и многие викторианские холостяки, он стал чем-то вроде дяди для детей своих друзей, сочиняя сказки и игры и беря их в короткие поездки; эта роль обеспечила ему теплый прием во многих домах. В 1855 году декан Генри Лидделл прибыл в Крайст-Черч со своей женой Лориной; их сын Гарри и дочери Лорина (или «Ина»), Алиса и Эдит. (У Лидделлов будет еще пятеро детей.) Вскоре Доджсон подружился с Гарри, которому тогда было 9 лет..
«Он учил Гарри гребле и арифметике, проводил с ним время и брал его с собой на прогулки», — говорит Уэйклинг. По мере того, как сестры Гарри становились старше, он говорит: «Доджсон также взял их под свое крыло с благословения их родителей».
Доджсону особенно нравилось упаковывать обед для пикника и брать детей Лидделла на лодке по Темзе со взрослыми друзьями или семьей, чтобы вместе покататься на лодке. Июльским днем 1862 года он отвел трех сестер Лидделл на участок реки между Оксфордом и Годстоу и рассказал им историю, которая впоследствии станет Алиса . Элис Лидделл, которой тогда было 10 лет, была в восторге от того, что главная героиня носила ее имя, и попросила Доджсона записать историю.
В это время Доджсон фотографировал. Хотя камера все еще была относительно новой технологией, он был одним из первых энтузиастов, начиная с 1856 года, и у него не было недостатка в друзьях, которые хотели, чтобы он сделал подобие их или их детей. Альфред, лорд Теннисон, английский поэт-лауреат, подружился с малоизвестным тогда доном и позволил Доджсону сфотографировать его после того, как его впечатлил один из его детских портретов. — Вы, я полагаю, мечтаете о фотографиях, — сказал он.
Из примерно 3000 фотографий, сделанных Доджсоном за свою жизнь, немногим более половины — дети, 30 из которых изображены обнаженными или полуобнаженными. Некоторые из его портретов — даже те, в которых одета модель — могут шокировать чувства 2010 года, но по викторианским стандартам они были… ну, довольно обычными. Фотографии обнаженных детей иногда появлялись на открытках или поздравительных открытках, а искусно выполненные обнаженные портреты превозносились как художественные исследования, как это было в работах современницы Доджсона Джулии Маргарет Кэмерон. Викторианцы считали детство благодатью; даже обнаженные фотографии детей считались изображениями самой невинности.
Обсуждая возможность сфотографировать одну 8-летнюю девочку раздетой, Доджсон написал ее матери: «Это шанс не упустить шанс получить несколько хороших снимков прекрасной формы и лица Энни, как к следующему году. она может (хотя я очень надеюсь, что не будет) воображать себя слишком старой, чтобы быть «дочерью Евы». Точно так же Доджсон заручился разрешением Лидделлов, прежде чем сделать свой ставший знаменитым портрет Алисы в возрасте 6 лет, изображая из себя нищенку. ребенок в рваном платье с открытыми плечами; семья хранила его раскрашенную вручную копию в сафьяновом футляре из кожи и бархата.
В отношениях Доджсона с Лидделлами в июне 1863 года, по-видимому, произошел какой-то провал: он на несколько месяцев перестал видеться и с детьми, и с их родителями. И хотя он возобновил общение с деканом и его женой, он больше никогда не брал с собой их дочерей. Однако в 1864 году он сделал Алисе подарок: переплетенную рукопись под названием «Приключения Алисы под землей ».
В следующем году расширенная версия истории была опубликована в виде книги, Приключения Алисы в стране чудес . Это быстро сделало имя «Льюис Кэрролл» известным. Он опубликовал продолжение « Зазеркалье и что Алиса нашла там » в 1871 году и длинную бессмысленную поэму « Охота на Снарка » в 1876 году. автор был секретом Полишинеля, и автор собрал вокруг себя большой круг нежных детей и их родителей. Его легкая таинственность добавляла его славе, которая распространялась из уст в уста. В конце концов его пригласили развлекать двух внуков самой королевы Виктории.
Он ушел с преподавания математики в 1881 году. В 1898 году, навещая своих сестер в Гилдфорде, недалеко от Лондона, он заболел. Он умер там от пневмонии 14 января того же года.
К тому времени репутация Доджсона как веселого, обожающего детей — и совершенно порядочного — сочинителя чепухи почти не нуждалась в исправлении; В некрологе London Daily Graphic отмечалось, что «как и многие холостяки, он был очень популярен среди детей и очень их любил». Еще до конца года племянник Доджсона Стюарт Коллингвуд опубликовал биографию, в которой две многословные главы были посвящены многочисленным «детским друзьям» Доджсона, в том числе упоминания о том, как он обнимал и целовал девочек, и почти не упоминались его многочисленные дружеские отношения с женщинами.
«Популярный викторианский образ Льюиса Кэрролла был своего рода любящим детей святым, — говорит Брукер. «Это образ, который помог создать сам Доджсон, и он соответствовал викторианским взглядам».
В 1932 году, к столетию со дня рождения Доджсона, Алиса Лидделл, в то время 80-летняя вдова, отправилась со своим сыном и сестрой в Нью-Йорк, чтобы получить почетную докторскую степень Колумбийского университета за то, что «пробудила очарование своего девичества в гениальном фантазия математика, знакомого с мнимыми величинами, побуждающая его раскрыть свое полное понимание сердца ребенка». Неофициальная группа его поклонников отметила столетие, восхваляя Доджсона как «большого любителя детей» и собирая сумму, эквивалентную почти 800 000 долларов в сегодняшней валюте, для финансирования детского отделения Льюиса Кэрролла в больнице Святой Марии в Лондоне. Возможно, это был последний раз, когда о нем так просто вспоминали.
В следующем году писатель по имени А.М.Э. Гольдшмидт представил в Оксфорде эссе под названием «Психоанализ Алисы в стране чудес», в котором он предположил, что Доджсон подавлял сексуальное влечение к Алисе. (Ее падение в колодец, писал он, является «самым известным символом полового акта».) Гольдшмидт был начинающим писателем, а не психоаналитиком, и некоторые ученые говорят, что он, возможно, пытался пародировать моду 1930-х годов на идеи Фрейда. Каковы бы ни были его намерения, однозначно серьезные писатели подхватили нить.
«Мы достаточно уверены, что маленькие девочки заменяют кровосмесительные объекты любви», — писал профессор Нью-Йоркского университета Пол Шильдер в 1938 году. Значение изображения Алисы с длинной шеей «почти слишком очевидно для слов», — психоаналитик Мартин Гротян предложил в 1947 году. Подобные анализы будут появляться по мере роста литературы об авторе Алисы .
В 1945 году Флоренс Беккер Леннон выдвинула версию о том, что у Доджсона было нездоровое влечение к Алисе с Виктория в Зазеркалье , первая его современная критическая биография. «Люди задавались вопросом, что он сделал со своей личной жизнью», — написал Леннон. «Теперь это можно сказать. Он любил маленьких девочек, но, подобно Питеру Пэну, не собирался на них жениться». Но Алиса, писала она, «была первой и самой любимой из его подруг», и она размышляла о том, что Доджсон ускорил раскол с Лидделлами, предложив «почетный брак [Алисе] напрямую или через ее родителей» в 1863 году. Элис тогда было 11 лет — слишком молода даже по викторианским нравам.
Обоснование утверждения Леннона могло показаться убедительным: Ина была одним из ее источников. (Элис не разговаривала с Ленноном, потому что, по словам ее сестры, она была больна. ) Но в письме к Элис Ина написала: «Я дрожу от того, что сказала» Леннону о предполагаемом разрыве семьи Лидделлов с Доджсоном. — Я сказал, что с возрастом он стал относиться к тебе слишком ласково, и что мать говорила с ним об этом, и это его оскорбило, и он больше перестал приходить к нам в гости. Ина также сказала Леннону, что ей, Ине, в то время было 10 лет, но ей было 14, или она была достаточно взрослой, чтобы принимать официальных женихов.
Ошибалась ли Ина, лукавила или путалась, когда разговаривала с Ленноном, в ее письме Алисе не сказано. (Есть предположение, что она солгала, чтобы скрыть интерес Доджсона к ней или ее интерес к нему; учитывая его финансы и перспективы в то время, ее родители не одобряли этот брак.)
Мысль о том, что Доджсон имел нездоровые отношения с Алис сохраняется, хотя нет никаких доказательств, подтверждающих это. Три основные биографии, опубликованные в 1990-х годах Дональдом Томасом, Майклом Бейкуэллом и Мортоном Коэном, предполагают, что у него были педофильские побуждения, но он никогда не действовал в соответствии с ними.
Леннон призналась, что писала без использования дневников Доджсона, которые были опубликованы в сокращенной форме в 1954 году и полностью, с аннотациями Уэйклинга, начиная с 1993 года. Но даже они являются несовершенным источником. Четыре из 13 томов отсутствуют, как и страницы, охватывающие конец июня 1863 года, когда произошел его разрыв с Лидделлами. Потомок Доджсона, по-видимому, вырезал их после смерти писателя.
Но если в дневниках ничего не сказано о его романтических интересах, то в других документах есть.
Одна из них представляет собой заметку, предположительно написанную одной из племянниц Доджсона, в которой резюмируется то, что было на недостающих страницах дневника за 1863 год: «Л.К. узнает от миссис Лидделл, что он должен использовать детей как средство ухаживания за гувернанткой — он также должен… ухаживать за Иной», — говорится в нем, имея в виду, что мать детей сказала ему, что люди сплетничал о нем, говоря, что он ухаживал либо за гувернанткой Лидделлов, либо за их старшей дочерью.
Кроме того, сохранившиеся письма Доджсона свидетельствуют о том, что он проявлял большой интерес к женщинам и пытался обойти викторианское запрещение смешиваться между не состоящими в браке взрослыми людьми противоположного пола.
«Хотел бы ты приехать и остаться здесь ненадолго!» он написал 22-летней Эдит Рикс в 1888 году. «Я считаю, что «миссис. Риска Гранди можно было бы полностью избежать, просто организовав 2 или 3 посещения, которые будут оплачиваться последовательно». (Миссис Гранди была вымышленным хранителем морали в британском обществе.) В 1879 году он спросил Гертруду Томсон, новую знакомую, которой было около 20 лет: «Достаточно ли вы нетрадиционны (я так думаю), чтобы бросить вызов миссис Гранди и спуститься к провести день со мной в Оксфорде?» (Она была и была.) В 19В мемуарах 67 года сценограф Лоуренс Ирвинг, сын одного из друзей Доджсона, резюмировал оксфордские сплетни предыдущих десятилетий, назвав его «седеющим сатиром в овечьей шкуре».
В 1999 году Кэролайн Лич опубликовала еще одну биографию Доджсона, In the Shadow of the Dreamchild , в которой она процитировала краткое изложение недостающей информации из дневника и утверждала, что ее предшественники, неправильно понимая общество, в котором жил Доджсон, создали «Миф Кэрролла» вокруг его сексуальности. Она пришла к выводу, что его все же привлекали взрослые женщины (включая миссис Лидделл).
Реакция ученых Доджсона была бурной. «Невероятно, плохо задокументировано… тенденциозно», — громогласно произнес Дональд Рэкин в Victorian Studies . Джеффри Хептонстолл в Contemporary Review ответил, что книга содержит «всю правду».
Вот где образ Доджсона в настоящее время стоит — в разногласиях — среди ученых, если еще не в популярной культуре. Его образ человека с подозрительной сексуальностью «больше говорит о нашем обществе и его проблемах, чем о самом Доджсоне», — говорит Уилл Брукер. Мы видим его через призму современной культуры — той, которая сексуализирует молодежь, особенно женскую молодежь, несмотря на то, что ее отталкивает педофилия. Природа его отношений с Алисой, другими девушками и женщинами никогда не может быть установлена с уверенностью. Но тогда неопределенность является постоянной темой в Алиса книги.
Дженни Вульф , журналистка из Лондона, автор недавно опубликованной книги Тайна Льюиса Кэрролла .
Алиса Лидделл, уговорившая Доджсона записать историю, ставшую Алисой , позировала ему в 1858 году, в возрасте 6 лет, нищей. Льюис Кэрролл / Метрополитен-музей / Art Resource, Нью-Йорк Как фрейдисты взвесили Алиса , один аналитик написал, что значение иллюстрации, изображающей заглавного персонажа, «почти слишком очевидно для слов». Лебрехт Музыка и Искусство / Корбис Биографы расходятся во мнениях относительно того, каким человеком на самом деле был Чарльз Доджсон. Чарльз Лютвидж Доджсон / SSPL / Getty Images Алиса Лидделл (здесь в 1872 году, около 20 лет) не разговаривала с биографом Флоренс Беккер Леннон, но говорила ее сестра Ина.