Какие поговорки есть: Пословицы и поговорки — есть

Про обычаи и верования на Руси, связанные с едой; поговорки, пословицы, идиомы / Стиль жизни / Независимая газета

Особая сила приписывалась кислым квашеным продуктам – считалось, что они могли охранить от сглаза и даже вылечить от порчи. Фото агентства «Москва»

Издавна для человека, жившего скучной бытовой жизнью, ее фрагменты приобретали сакральное, мистическое значение. И еда как главная составляющая быта, то основное, ради чего люди непосильно работают и недосыпают, за что благодарят судьбу и высшие силы, – издавна вставала в центре этих мистических переживаний. Родившиеся приметы о еде и о главном – о хлебе – утверждали:

– Если оставлять еду в тарелке, силы не будет. Кто доедает за другим – забирает у него силу. (То же о напитках: нельзя допивать из чужой кружки – переймешь чужие грехи.)

– Если не доел кусок хлеба и схватил второй – другой человек, кто-то из близких может голодать.

– Если оставлять на столе хлебные крошки – можно заболеть.

– Старый хлеб выбрасывать – большой грех, его отдают животным или птицам.

– На ходу лучше не есть, могут прийти неудачи.

– Запеченную в пироге рыбу надо начинать есть с хвоста, иначе могут прийти болезни. Пирог с рыбой для гостей надо ставить так, чтобы хвост смотрел на дверь, а голова – на образа, это обеспечит спокойную безбедную жизнь.

Много сакрального связано и с кашей. Сразу после Рождества наступал профессиональный праздник повитух. Назывался он «Бабьи каши». Родившие в предшествующий год после молебна приглашали повивальных бабок к себе и угощали специально сваренной кашей. А к вечеру женщины, и родившие, и ждущие ребенка, шли в гости к повитухам со своими съестными и питейными гостинцами.

Принудительно ел кашу и отец новорожденного, причем пересоленную и дважды: сначала сразу после родов, чтобы не сглазить младенца, а потом – на крестины. На них повивальная бабка приносила с собой два горшка каши. В одном была каша вкусная, а в другом – горелая и пересоленная. Она-то и предназначалась отцу ребенка: чтобы знал, как мучилась, рожая, его жена!

Особая сила приписывалась кислым квашеным продуктам. Они долго не подвергались порче сами и могли охранить от сглаза и даже вылечить от порчи.

Была и в моей жизни история, связанная со «съестными» приметами. Когда мне было лет 10, мы перебрались из наших комнаток – точнее, одной, перегороженной фанерой (рядом с теперешней Тверской, а тогда – улицей Горького), в далекий новый район, в котором вместо улиц были «кварталы». Мы жили в 38-м квартале, сейчас там проходит улица Обручева. Ехать надо было трудно и долго от метро «Университет». Магазинов у нас не водилось, до работы родители добирались с муками, грязь по колено мы месили, как говорила мама, все четыре сезона. Но у нас появилась своя квартира со всеми удобствами, хоть и в доме, который потом презрительно окрестили хрущевкой.

У нас теперь была своя крошечная кухня, и, вечно сидя дома одна, именно на ней я стала сама готовить, открывая единственную имевшуюся у нас поваренную книгу – «О вкусной и здоровой пище».

Домовые бывают очень даже симпатичными.
Фото PhotoXPress.ru
Меня уже нельзя было отправить к кому-то из родственников, потому что поездки в центр и обратно занимали часы. И маме пришлось на месте искать помощь. Слева от нас жила одинокая старушка по имени Ульяна Сергеевна. На нее-то и пал мамин выбор. Ульянушка, как мы ее звали между собой, была маленькой бойкой старушкой. Лицо имела круглое, татарское, с высокими скулами. В ушах болтались крохотные золотые колечки – подарок мужа, приказчика из галантерейной лавки. В Первую мировую войну его убили.

Ближайший к окну угол в ее маленькой комнате был увешан иконами и разноцветными стеклянными лампадками на длинных цепочках. Она согласилась за небольшие деньги оставаться со мной, но с условием, что я буду приходить к ней, а не наоборот.

Днем я уходила в школу, а вечером вместо уроков слушала правдивые Ульянушкины истории. Жизнь ее с детства была полна общением с лешими, чертями и домовыми. Однажды, когда ее отец с матерью уехали на ярмарку, Ульянушка видела во дворе своего отца, только он ходил совсем бесшумно, хотя и наклонял голову, как отец, чтобы войти в амбар, где дверка была низенькой. Рассказала она это отцу, когда тот вернулся, и отец ответил: «Не бойся, Уля, это наш суседко-домовой. Пока он со мной на одну внешность, и скот прибран у нас будет, и амбар долго не опорожнится. А если станет суседко хромым да кривым – не будет нам житья. Вот твоя мамка и кладет на день Ефрема Сирина кус крупеника на загнеток (место в печи, куда сгребают угли. – О.Д.). Поест кашки и подобреет».

И хотя больше домового Ульянушка никогда не видела, до сих пор каждый год кладет в блюдечко каши с маслом и ставит в ночь 30 марта в кухне, на подоконник: «Да теперь вот подоконника-то нету, – огорчалась она, – так я как придумала. Батарейки у нас махонькие, вьются у самого пола, комнату не обогреют, а блюдечку на них в самый раз будет. Всю ночь каша-то теплая». После чего эту кашу нельзя было выбрасывать и тем более доесть – ее Ульянушка отдавала птицам.

Возвращаясь к теме. Посвящено еде и множество выразительных пословиц. Огромный их список приводит в книге «Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий…» Владимир Даль, вот некоторые из них:

– Только ангелы с неба не просят хлеба.

– Натощак неспоро и Богу молиться.

– Холод не терпит голод (то есть голода).

– Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

– Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Считалось, старый хлеб выбрасывать –
большой грех,  его отдают животным
или птицам. Фото Unsplash
Также большое количество фразеологизмов – устойчивых выражений, которые имеют определенное значение и употребляются в речи к случаю, – связано с едой.

С кашей:

Заварить кашу (начать какое-то сомнительное дело) / Расхлебывать кашу (разбираться и заканчивать сомнительное дело) / Мало каши ел (о слабом человеке) / Каши не сваришь (с человеком не стоит затевать совместного дела).

С мучным:

Друг мой ситный (ситная мука, из которой пекли калачи и ситники, была самой хорошей и чистой) / Раскатать губу (разинуть рот от желания что-то получить. Надрез при выпечке калача, который называли губой, могли начинять разными начинками. Когда калач выпекался, тесто поднималось и отверстие напоминало открытый рот) / Ломается, как копеечный пряник (делает вид, что высоко себя ценит, а стоит реально немного) / Ни за какие коврижки (ни за что. Коврижка – род любимого в народе пряника).

Ну и с прочим съедобным:

– Чепуха на постном масле (не стоящая ничего ерунда. Постное масло – самое дешевое).

– Проще пареной репы (что-то очень легкое для понимания или делания.

Готовить такую репу было очень несложно: ее мыли, набивали ею горшок и ставили на ночь в теплую печь).

– Икру метать (шуметь, суетиться. Чтобы выдавить из себя икру, рыбине приходится бешено двигаться, бить по воде хвостом).

– Седьмая вода на киселе (очень далекое родство. Кисели на Руси были не питьем, а едой, их резали ножом. Если такой кисельный пласт стоит слишком долго, портится, на его поверхности начинает выделяться вода).

Как видим, еда обогащает не только желудок, но и великий и могучий русский язык.

Поговорки в помощь карьеристу | Большие Идеи

Поговорки в помощь карьеристу | Большие Идеи Коммуникации
Борис Щербаков

И в русском, и в английском языках огромное количество пословиц, поговорок, метафор, фраз, которые используются в усеченном варианте, предполагающем, что вся фраза, безусловно, реципиенту сообщения известна и нечего тратить время на ее договаривание. Ну, в русском, это каноническая «Работа не волк…». Требует ли она обязательного продолжения ? Нет, конечно. Более того, продолжение может восприниматься как недоверие к слушающему, к партнеру, к которому она обращена. Как избыточная назидательность.

Или: «Сколько волка ни корми…». Или из классики: «Только вот жить в эту пору прекрасную…». Ну и так далее, вы можете вспомнить пару десятков усеченных «консервов смысла» без особого труда. Прелесть этих форм еще и в том, что реципиент имеет возможность самостоятельно продолжить, завершить фразу, подтвердив, таким образом, понимание сути вопроса, встав на одну волну, что ли. (Are we on the same wave-length, sport?)

Такая словесная эквилибристика сближает, создает позитивную атмосферу во время разговора или спора. По корпоративному, it’s very engaging. А значит, пользы от таких инструментов больше вдвойне. В английском их не меньше и принцип употребления идентичен нашему, но так же, как и в русском, для произносящего их обязательным условием является знание точного окончания конструкции, или вариантов ее окончания, если таковые есть, но об этом позже. Я уже упоминал по ходу эквивалент нашего «не кажи “гоп”». Следующая эффективная половинка:

«A bird in hand (is better that two in the bush\in the sky)». Убедительным покачиванием головы («ну, вы меня понимаете…») сопровождаем произнесение сакраментальной фразы про птичку, и успех гарантирован. Кстати, для любителей точности, обратите внимание, что русская «синица» (англ. «titmouse») в данной пословице упрощена до видового предела, и ничего. Смысл ровно такой же, нечего гнаться за иллюзорными целями, прагматичнее надо быть, приземленнее, радоваться результату, каков он есть.

Читайте материал по теме: Словарь корпоративных идиом

«From little acorns (mighty oaks grow)» из маленького желудя вырастает огромный дуб. Я не нашел совсем близкого по стилистике выражения у нас в языке, и опять же, в этом нет ничего страшного. Мы используем разные варианты для обозначения разных граней того же смысла: Москва не сразу строилась, из искры возгорится пламя, курочка по зернышку клюет, лиха беда начало и пр. Начнем с малого, дескать, и все у нас получится, вот увидите. Есть еще часто используемая поговорка про то, что «Путь в тысячу ли начинается с первого шага», но «желуди» все-таки на первом месте по употребимости и по эстетике, на мой взгляд. Так и представляешь себе этот могучий дуб.

«Little strokes (fell mighty oaks)» тут может опять быть и «курочка», которая, как известно, «по зернышку», так и идейно более близкая пословица «вода камень точит». Усердное, настойчивое, регулярное, пусть и незначительное действие дает в долгосрочной перспективе, как видим, неплохой результат. Water hones stone употребляется намного реже, но это лишь моя практика, оговорюсь.

Абсолютно каноническая пословица «Every dark cloud (has a silver lining)», ее изучают у нас в школах — и мимо нее пройти вы никак не могли! Будет и на нашей улице праздник, черная полоса не вечна — и наконец, «нет худа без добра», оптимистичное, жизнеутверждающее замечание, которое, увы, иногда и не подтверждается жизнью, но очень хочется в него верить.

«It’s the early bird (that catches the worm)» кто рано встает, (тому Бог подает), абсолютно точно отражает культурологическую разницу между англо-саксонским и русским подходом к жизни. У них ранняя птичка своего червяка ловит (то есть работает, охотится!), а у нас… Для разрядки ситуации, есть еще один вариант продолжения пословицы (говорят, что опять-таки китайский!), с совершенно другой философией и оттого неожиданно забавный: «… that hunter kills first». Иногда можно и так пошутить, но смотрите по обстоятельствам, по уместности, как с любой шуткой.

С птицами стоит запомнить еще парочку полезных фраз: «To the birds…» — соответствующий яркому и грубоватому русскому «псу под хвост», и «One swallow doesn’t make the spring» — нечто «погоды не сделает». Тут ласточка, безусловно, более колоритна, чем русский эквивалент. «A little bird told me» используется точно так же, как и в русском «птичка принесла…», или «одна бабка сказала», когда раскрытие источника информации не входит в ваши планы. Вряд ли, однако, такой шутливый пассаж избавит вас все-таки от необходимости объяснять, что же это за птичка такая. В коммуникациях с начальством применять не рекомендуется, даже в шутку не оценят. С друзьями можно.

советуем прочитать

Зачем сражаться в одиночку?

Тэпскотт Дон

Александр Прохоров: «Нет ничего, что вынуждало бы нас меняться»

Юлия Фуколова

Три метода, которые помогут преодолеть кризис

Почему сотрудники всем недовольны

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Основа мотивации — потребность

Дмитрий Жуков

Настоящий бум экостроительства в ­промышленности

Локвуд Чарльз

Даже маленькая ошибка может стоить миллионы

Томас Редман

Как найти нового руководителя для стартапа

Сурен Дутиа

Руководство для учителя ветхозаветной семинарии

  • Титульный лист


  • Введение в Ветхий Завет Руководство для учителя семинарии


  • Уроки 1–5

    • Урок 1: Введение в Ветхий Завет


    • Урок 2: План спасения


    • Урок 3: Роль ученика


    • Урок 4: Изучение Священных Писаний


    • Урок 5: Библия


    • Урок заочной формы обучения: Введение в Ветхий Завет – Изучение Священных Писаний (Блок 1)


  • Введение в Книгу Моисея

    • Введение в Книгу Моисея


    • Урок 6: Моисей 1:1–23


    • Урок 7: Моисей 1:24–42


  • Введение в Книгу Бытия

    • Введение в Книгу Бытия


    • Урок 8: Моисей 2 (Бытие 1; Авраам 4)


    • Урок 9: Моисей 3 (Бытие 2; Авраам 5)


    • Урок 10: Моисей 4 (Бытие 3)


    • Урок заочной формы обучения: Моисей 1–4 (Блок 2)


    • Урок 11: Моисей 5:1–11


    • Урок 12: Моисей 5:12–59 (Бытие 4)


    • Урок 13: Моисей 6:1–47 (Бытие 5)


    • Урок 14: Моисей 6:48–68


    • Урок 15: Моисей 7


    • Урок заочной формы обучения: Моисей 5–7 (Блок 3)


    • Урок 16: Моисей 8 (Бытие 6:1–13)


    • Урок 17: Бытие 6:13–9:29


    • Урок 18: Бытие 10–11


  • Введение в Книгу Авраама

    • Введение в Книгу Авраама


    • Урок 19: Авраам 1


    • Урок 20: Авраам 2; Бытие 12


    • Урок заочной формы обучения: Моисей 8; Бытие 6–12; Авраам 1–2 (Единица 4)


    • Урок 21: Авраам 3


  • Бытие продолжение

    • Урок 22: Бытие 13–14


    • Урок 23: Бытие 15–16


    • Урок 24: Бытие 17


    • Урок 25: Бытие 18


    • Домашний урок: Авраам 3; Бытие 13–18 (Единица 5)


    • Урок 26: Бытие 19


    • Урок 27: Бытие 20–21


    • Урок 28: Бытие 22


    • Урок 29: Бытие 23–24


    • Урок 30: Бытие 25–27


    • Урок заочной формы обучения: Бытие 19–27 (Блок 6)


    • Урок 31: Бытие 28–30


    • Урок 32: Бытие 31–32


    • Урок 33: Бытие 33–34


    • Урок 34: Бытие 35–37


    • Урок 35: Бытие 38–39


    • Урок заочной формы обучения: Бытие 28–39 (Блок 7)


    • Урок 36: Бытие 40–41


    • Урок 37: Бытие 42–43


    • Урок 38: Бытие 44–46


    • Урок 39: Бытие 47–49


    • Урок 40: Бытие 50


    • Урок заочной формы обучения: Бытие 40–50 (Блок 8)


  • Введение в Книгу Исход

    • Введение в Книгу Исход


    • Урок 41: Исход 1–2


    • Урок 42: Исход 3–4


    • Урок 43: Исход 5–6


    • Урок 44: Исход 7–11


    • Урок 45: Исход 12–13


    • Урок заочной формы обучения: Исход 1–13 (Блок 9)


    • Урок 46: Исход 14–15


    • Урок 47: Исход 16:1–17:7


    • Урок 48: Исход 17:8–19:25


    • Урок 49: Исход 20, часть 1


    • Урок 50: Исход 20, часть 2


    • Урок заочной формы обучения: Исход 14–20 (Блок 10)


    • Урок 51: Исход 21–24


    • Урок 52: Исход 25–27; 30


    • Урок 53: Исход 28–29; 31


    • Урок 54: Исход 32


    • Урок 55: Исход 33–34


    • Урок заочной формы обучения: Исход 21–34 (Блок 11)


    • Урок 56: Исход 35–40


  • Введение в Книгу Левит

    • Введение в Книгу Левит


    • Урок 57: Левит 1–7


    • Урок 58: Левит 8–11


    • Урок 59: Левит 12–18


    • Урок 60: Левит 19–27


    • Урок заочной формы обучения: Исход 35–40; Левит (подразделение 12)


  • Введение в Книгу Чисел

    • Введение в Книгу Чисел


    • Урок 61: Числа 1–10


    • Урок 62: Числа 11–12


    • Урок 63: Числа 13–14


    • Урок 64: Числа 15–19


    • Урок 65: Числа 20–21


    • Заочный урок: Числа 1–21 (Группа 13)


    • Урок 66: Числа 22–29


    • Урок 67: Числа 30–36


  • Введение в Книгу Второзакония

    • Введение в Второзаконие


    • Урок 68: Второзаконие 1–13


    • Урок 69: Второзаконие 14–19


    • Урок 70: Второзаконие 20–26


    • Домашний урок: Числа 22–36; Второзаконие 1–26 (Единица 14)


    • Урок 71: Второзаконие 27–34


  • Введение в Книгу Иисуса Навина

    • Введение в Книгу Иисуса Навина


    • Урок 72: Иисус Навин 1–2


    • Урок 73: Иисус Навин 3–5


    • Урок 74: Иисус Навин 6–10


    • Урок 75: Иисус Навин 11–24


    • Урок заочной формы обучения: Второзаконие 27–34; Джошуа (блок 15)


  • Введение в Книгу Судей

    • Введение в Книгу Судей


    • Урок 76: Судьи 1–5


    • Урок 77: Судьи 6–9


    • Урок 78: Судьи 10–21


  • Введение в Книгу Руфь

    • Введение в Книгу Руфь


    • Урок 79: Руфь 1–2


    • Урок 80: Руфь 3–4


    • Заочное занятие: Судьи; Рут (блок 16)


  • Введение в Книгу 1 Царств

    • Введение в Книгу 1 Царств


    • Урок 81: 1 Царств 1–2


    • Урок 82: 1 Царств 3


    • Урок 83: 1 Царств 4–8


    • Урок 84: 1 Царств 9–11


    • Урок 85: 1 Царств 12–15


    • Урок заочной формы обучения: 1 Царств 1–15 (Блок 17)


    • Урок 86: 1 Царств 16


    • Урок 87: 1 Царств 17


    • Урок 88: 1 Царств 18–24


    • Урок 89: 1 Царств 25–31


  • Введение в Книгу 2 Царств

    • Введение во 2-ю книгу Царств


    • Урок 90: 2 Царств 1–10


    • Урок заочной формы обучения: 1 Царств 16–31; 2 Царств 1–10 (Единица 18)


    • Урок 91: 2 Царств 11:1–12:9


    • Урок 92: 2 Царств 12:10–24:25


  • Введение в 3 Книгу Царств

    • Введение в 1 Книгу Царств


    • Урок 93: 3 Царств 1–10


    • Урок 94: 3 Царств 11–16


    • Урок 95: 1 Царств 17


    • Урок заочной формы обучения: 2 Царств 11–24; 1 Королей 1–17 (Единица 19)


    • Урок 96: 3 Царств 18–22


  • Введение в Книгу 2 Царств

    • Введение в Книгу 2 Царств


    • Урок 97: 2 Царств 1–4


    • Урок 98: 4 Царств 5–13


    • Урок 99: 4 Царств 14–17


    • Урок 100: 2 Царств 18–20


    • Урок заочной формы обучения: 3 Царств 18–22; 2 Короля 1–20 (Единица 20)


    • Урок 101: 2 Царств 21–25


  • Введение в Книги 1 Паралипоменон; 2 Паралипоменон 90 006

    • Введение в Книги 1 Паралипоменон; 2 Паралипоменон


    • Урок 102: 1 Паралипоменон; 2 Паралипоменон


  • Введение в Книгу Ездры

    • Введение в Книгу Ездры


    • Урок 103: Эзра 1–6


    • Урок 104: Эзра 7–10


  • Введение в Книгу Неемии

    • Введение в Книгу Неемии


    • Урок 105: Неемия


    • Урок заочной учебы: 2 Царств 21–25; 1 Паралипоменон; 2 Паралипоменон; Эзра; Неемия (подразделение 21)


  • Введение в Книгу Эстер

    • Введение в Книгу Эстер


    • Урок 106: Эсфирь


  • Введение в Книгу Иова

    • Введение в Книгу Иова


    • Урок 107: Работа 1–16


    • Урок 108: Работа 17–37


    • Урок 109: Работа 38–42


  • Введение в Псалтирь

    • Введение в Псалтирь


    • Урок 110: Псалмы, часть 1


    • Домашняя работа: Эсфирь; Работа; Псалтирь, Часть 1 (Единица 22)


    • Урок 111: Псалмы, часть 2


    • Урок 112: Псалмы, часть 3


  • Введение в Книгу Притчей

    • Введение в Книгу Притчей


    • Урок 113: Притчи 1–9


    • Урок 114: Притчи 10–31


  • Введение в Книгу Екклесиаста


  • Введение в Песнь Соломона

    • Введение в Песнь Песней


    • Урок 115: Екклесиаст; Песнь Соломона


    • Заочный урок: Псалтирь, части 2–3; пословицы; Экклезиаст; Песнь Соломона (Единица 23)


  • Введение в Книгу Исайи

    • Введение в Книгу Исайи


    • Урок 116: Исаия 1–2


    • Урок 117: Исаия 3–5


    • Урок 118: Исаия 6–9


    • Урок 119: Исаия 10–16


    • Урок 120: Исаия 17–23


    • Урок заочной формы обучения: Исаия 1–23 (Блок 24)


    • Урок 121: Исаия 24–28


    • Урок 122: Исаия 29


    • Урок 123: Исаия 30–35


    • Урок 124: Исаия 36–41


    • Урок 125: Исаия 42–47


    • Урок заочной формы обучения: Исаия 24–47 (Блок 25)


    • Урок 126: Исаия 48–50


    • Урок 127: Исаия 51–52


    • Урок 128: Исаия 53


    • Урок 129: Исаия 54–57


    • Урок 130: Исаия 58


    • Урок заочной формы обучения: Исайя 48–58 (Блок 26)


    • Урок 131: Исаия 59–66


  • Введение в Книгу Иеремии

    • Введение в Книгу Иеремии


    • Урок 132: Иеремия 1–6


    • Урок 133: Иеремия 7–16


    • Урок 134: Иеремия 17–29


    • Урок 135: Иеремия 30–33


    • Урок заочной формы обучения: Исаия 59–66; Иеремия 1–33 (Блок 27)


    • Урок 136: Иеремия 34–41


    • Урок 137: Иеремия 42–52


  • Введение в Книгу Плача

    • Введение в Книгу Плача


    • Урок 138: Плач


  • Введение в Книгу Иезекииля

    • Введение в Книгу Иезекииля


    • Урок 139: Иезекииль 1–3


    • Урок 140: Иезекииль 4–32


    • Урок заочной формы обучения: Иеремия 34–52; причитания; Иезекииль 1–32 (Блок 28)


    • Урок 141: Иезекииль 33–36


    • Урок 142: Иезекииль 37


    • Урок 143: Иезекииль 38–48


  • Введение в Книгу Даниила

    • Введение в Книгу Даниила


    • Урок 144: Даниил 1


    • Урок 145: Даниил 2


    • Урок заочной формы обучения: Иезекииль 33–48; Даниил 1–2 (Блок 29)


    • Урок 146: Даниил 3–5


    • Урок 147: Даниил 6–12


  • Введение в Книгу Осии

    • Введение в Книгу Осии


    • Урок 148: Осия


  • Введение в Книгу Иоиля

    • Введение в Книгу Иоиля


    • Урок 149: Джоэл


  • Введение в Книгу Амоса

    • Введение в Книгу Амоса


    • Урок 150: Амос


    • Урок заочной формы обучения: Даниил 3–12; Осия; Джоэл; Амос (подразделение 30)


  • Введение в Книгу Авдия

    • Введение в Книгу Авдия


    • Урок 151: Обадия


  • Введение в Книгу Ионы

    • Введение в Книгу Ионы


    • Урок 152: Иона


  • Введение в Книгу Михея

    • Введение в Книгу Михея


    • Урок 153: Мика


  • Введение в Книгу Наума


  • Введение в Книгу Аввакума


  • Введение в Книгу Софонии

    • Введение в Книгу Софонии


    • Урок 154: Наум, Аввакум, Софония


  • Введение в Книгу Аггея


  • Введение в Книгу Захарии

    • Введение в Книгу Захарии


    • Урок 155: Аггей; Захария 1–2


    • Заочный урок: Обадия; Иона; Мика; Наум; Аввакум; Софония; Аггей; Захария 1–2 (Единица 31)


    • Урок 156: Захария 3–8


    • Урок 157: Захария 9–14


  • Введение в Книгу Малахии

    • Введение в Книгу Малахии


    • Урок 158: Малахия 1–2


    • Урок 159: Малахия 3


    • Урок 160: Малахия 4


    • Урок заочной формы обучения: Захария 3–14; Малахия 1–4 (блок 32)


  • Приложение

    • Таблицы для чтения Священных Писаний


    • Руководство по расписанию для ежедневных учителей


    • Предложения по гибкому графику


    • Справочник по темпу обучения для учителей заочной формы обучения


    • Введение в изучение Священных Писаний


    • Углубленное изучение Священных Писаний


    • 100 отрывков для углубленного изучения


    • Введение в основные доктрины


    • Основные доктрины


    • Опыт Моисея и Израиля с Иеговой на горе Синай


    • Избранные изображения Ветхого Завета


Притчи — главы из Библии и краткое изложение

Кто написал книгу Притчей?

Царь Соломон, десятый сын царя Давида и второй сын Вирсавии, написал большую часть Притчей. Их часто называют «Притчи Соломона», поскольку на его долю приходится, возможно, 29 из 31 главы. Авторами двух других глав были соответственно Агур и король Лемюэль. Соломон правил во времена, которые многие называют «золотым веком» Израиля. Он был известен своей мудростью, поскольку мы чувствуем силу, когда читаем, а также его искусным описанием зданий и других писаний. Его период руководства длился около 40 лет, как цари Давид и Саул до него. Этот длинный диапазон и история процветания в это время являются ярким отражением того, каким лидером он был.

Писания указывают на то, что Соломон выполнял благочестивую работу царя Давида. В 3-й книге Царств 2–4 содержится указание, которое Давид дал Соломону перед смертью: «Я собираюсь идти путем всей земли», — сказал он. «Итак будь тверд, поступай как человек и соблюдай то, что требует Господь, твой Бог: ходи в послушании Ему и соблюдай Его постановления и повеления, Его законы и постановления, как написано в законе Моисеевом. Сделай это, чтобы ты преуспевал во всем, что ты делаешь, и куда бы ты ни пошел, и чтобы Господь исполнил Свое обещание мне: «Если потомки твои будут смотреть, как они живут, и если они будут верно ходить предо Мною всем сердцем и душой, то ты никогда не перестанет иметь преемника на престоле Израиля’». 40-летнее царствование и Книга Притчей позже, мы можем видеть, что Соломон серьезно отнесся к этому обвинению.

Контекст и предыстория пословиц

Пословица определяется как высказывание общей истины или совета. В еврейских и греческих переводах пословицы называются «параллельными» или «подобными». Считается, что книга Притчей была написана и составлена ​​где-то между 10 и 6 веками до н.э. Царь Соломон умер в 961 г. до н.э. Во 2 Паралипоменон 1:8 мы читаем, что Соломон ответил на предложение Бога просить все, что он пожелает, просьбой о мудрости и знании, чтобы «он мог вести этот народ». В стихе 11 описывается, что Бог был доволен Соломоном, поскольку он не просил богатства или почестей, поэтому он даровал ему мудрость, знание и богатство. Эта мудрость очевидна на протяжении всей книги.

Автор Knowable Word Питер Крол утверждает, что для того, чтобы действительно понять все, что может предложить книга Притчей, вы должны сначала понять первые 9 глав. Эти главы, как правило, более повторяющиеся и, кажется, колеблются вокруг основных тем, таких как страх перед Господом — начало мудрости. Другие темы включают использование денег в правильном контексте и бегство от сексуальной нечистоты. Эти первые главы составляют контекст и закладывают основу для остальной части книги.

Когда вы читаете Притчи, вы можете заметить, как темы переплетаются и зацикливаются, но настолько по-разному, что это можно считать новой темой. Вы можете прочитать то, что кажется новой темой, только для того, чтобы запустить несколько куплетов, а затем изменить темп. Тем не менее, несколько глав спустя, тема, кажется, возобновляется. Мне было бы любопытно поговорить с царем Соломоном, чтобы понять его методы. Неважно, любопытство и содержание само по себе, безусловно, удерживают меня. Притчи действительно представляют собой «Книгу жизни», поскольку каждый стих может звучать по-разному в любой день.

Основная тема и цель Притчей

Притчи — одна из пяти «книг мудрости» Библии, а остальные четыре — это Иов, Псалтирь, Екклесиаст и Песнь Соломона (Песнь Песней). Хотя это книга о мудрости и о том, как мы можем и должны стремиться к ней, в конечном итоге эта книга является руководством к тому, как угодить Богу и нашим ближним. В Притчах 3:4 говорится: «…Тогда ты снискаешь расположение и доброе имя в глазах Бога и людей». Комментарии BibleStudyTools.com,

«Согласно прологу (1:1-7), Притчи были написаны, чтобы дать «разумие простым, знание и благоразумие юным» (1:4) и сделать мудрых ровными. мудрее (1:5). Частые ссылки на «моих сыновей» (1:8,10; 2:1; 3:1; 4:1; 5:1) подчеркивают важность наставления молодых людей и направления их на тот образ жизни, который приносит пользу. . Приобретение мудрости и знание того, как избежать ловушек глупости, ведут к личному благополучию, счастливым отношениям в семье, плодотворному труду и хорошему положению в обществе (см. план, стр. 1279).). Хотя Притчи — практическая книга, посвященная искусству жизни, ее практическая мудрость прочно основывается на страхе Господнем (1:7; см. Пс. 34:8–14 и прим.). На протяжении всей книги почитание Бога и опора на Него изложены как путь к жизни, процветанию и безопасности (ср. 3:5-10; 9:10-12; 14:26-27; 16:3,6-7). ; 18:10; 19:23; 20:22; 22:4; 28:25; 29:25)».

Чему мы можем научиться сегодня из Притчей?

Притчи, как и многие книги Библии, — это живые слова, из которых мы можем черпать новую жизнь и мудрость в любой момент нашей жизни. Даже если вы сто раз читали Притчи, всегда можно почерпнуть что-то новое из этого живого слова. По мере того, как мы совершенствуемся в мудрости и связи с Богом, старые вещи снова становятся новыми.

Мудрость включает в себя знание и понимание, и Притчи снабжают нас этими вещами по нескольким основным темам, включая: знание откровения, страх Господень, трансцендентность (автор) и имманентность (актер внутри), контраст мудрецов и глупцов, богатство и бедность, Иисус и церковь. (Перевод Страстей – Введение в Притчи)

В наше время потребность в этом содержании еще более остра. Безудержно процветают неверность, материализм, лень и самонадеянность. У нас есть реалити-шоу, которые продвигают разных партнеров на одной неделе, новости об убийствах из-за воровства, кампании в социальных сетях по схемам быстрого обогащения и попытки полностью удалить Бога из нашей жизни. Даже для тех из нас, кто не усваивает это содержание, всем нам будет мудро постоянно обновлять себя в Божьей мудрости и любви, которые можно найти в Притчах.

Наши любимые стихи из Притчей

Притчи 3:5-8: «Надейся полностью на Господа и не полагайся на свои собственные мнения. Всем своим сердцем полагайтесь на Его руководство, и Он будет вести вас в каждом решении, которое вы принимаете. Станьте ближе к нему во всем, что бы вы ни делали, и он будет вести вас, куда бы вы ни пошли. Ни на мгновение не думайте, что вы все это знаете, ибо мудрость приходит, когда вы поклоняетесь ему с безраздельной преданностью и избегаете всего неправильного. Тогда вы найдете целебное освежение, которого так жаждут ваше тело и дух».  

Притчи 3:12 (NLT): «Господь наказывает тех, кого любит, как отец исправляет дитя, которое ему нравится».

Притчи 5:21: «Наполняй свои мысли моими словами, пока они не проникнут глубоко в твой дух. Затем, когда вы развернете мои слова, они дадут истинную жизнь и лучезарное здоровье самой сердцевине вашего существа».

Притчи 6:7-8:   «У муравьев нет ни начальника, ни начальника, ни управляющего — никто не должен указывать им, что делать. Вы увидите, как они трудятся и трудятся все лето, запасаясь едой для подготовки к зиме».

Притчи 8:14:   «Ты обретешь настоящий успех, когда найдешь меня, потому что у меня есть понимание мудрых планов, предназначенных именно для тебя. Я держу в своих руках живое понимание, мужество и силу».

Притчи 8:32 «Итак, слушайте, сыновья и дочери мои, все, что я вам говорю, ибо ничто не принесет вам большей радости, чем следование путям моим».

Источники

  • BibleStudy.org, Книга Притчей
  • BibleStudyTools.com, Притчи
  • Ancient.eu, Соломон
  • Knowableword.com, Как понять контекст Притчей
  • Перевод Библии «Страсти» (второе издание)

Фото: ©Sparrowstock


9174 5 Кайл Блевинс был автором на Crosswalk, BibleStudyTools, Christian.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *