Как вы понимаете слова пушкина что за роскошь: Пословицы и поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин.
Тема 23. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837) | 7 класс учебник «Русская литература»
Тема 23. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837) | 7 класс учебник «Русская литература» | Учебники по Русской Литературетак то ЕНТ / Учебники по Русской Литературе / 7 класс учебник «Русская литература»
Тема 23. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837)
Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь, оставив неизгладимый след в истории русской и мировой литературы. Многогранный гений поэта вобрал в себя все предшествующие эпохи литературы и определил дальнейшие пути развития русского искусства.
И мир фольклора, и античность («Египетские ночи”, «Роман о Петров и и”), и средневековье («Борис Годунов”, «Скупой рыцарь”, «Пир во время чумы»), и Возрождение («Каменный гость”, «Анжело”), и эпоха Просвещения («Моцарт и Сальери”,
«Сцены из
Фауста») — все прошлые лики культуры были знакомы и близки поэту, были
освоены им в художественных произведениях. Именем Пушкина озарено дальнейшее
развитие литературы. Многие великие русские поэты и писатели говорили о
благотворном влиянии, которое оказали
на них личность и творчество Пушкина. Баратынский, Дельвиг, Вяземский. Рылеев. Веневитинов, Языков были современниками и друзьями гения; Лермонтов и Гоголь выросли в восхищении им; Тургенев и Гончаров зачарованно стремились к его гармонии; Достоевский мечтал достигнуть пушкинской высоты в изображении действительности; Толстой под влиянием пушкинской прозы уже в своих романах продолжил мотив пушкинской влюбленности в жизнь; Чехов стремился к благородной сдержанности, свойственной произведениям великого поэта. Л в начале XX в. Пушкин вернулся в литературу в поэзии А. А. Ахматовой, А. А. Блока. Н. С. Гумилева. Вернее сказать, что он никогда не уходил из литературы и остается по сей день солнцем русской поэзии, мерилом ее красоты и величия.
Судьба Пушкина
вобрала в себя множество событий, о которых вы узнаете в старших классах при
изучении биографической темы «Жизнь и творчество А. С. Пушкина”, некоторые
произведения вы уже читали в 5—7 классах. Теперь же речь пойдет о Пушкине как
авторе романтических произведений, созданных в период южной ссылки.
В это время поэт написал ряд стихотворений, проникнутых гражданской романтикой («Кинжал”). Понятие вольности приобретает для него личностный смысл, свое положенно он осмысливает как «бегство”, «узничество”, «изгнание” с неизбежным ощущением одиночества и неприкаянности («Узник”, «Погасло дневное светило», «Я пережил свои желанья”). Эти настроения отразились в южных поэмах («Цыганы”, «Кавказский пленник”, «Бахчисарайский фонтан”), в которых наиболее полно и ярко воплотились признаки романтизма как художественного направления в литературе.
В мае 1820 г. А. С.
Пушкин за свои вольнолюбивые стихи был отправлен в южную ссылку. Но здесь он не
был изолирован от внешнего мира, от друзей. Поэт был окружен дружеской заботой
и вниманием. С живым интересом он слушал рассказы о военных походах, о жизни
разных народов.
Период южной ссылки в
жизни Пушкина занимает особое место, потому что здесь формируется романтический
метод в его творчестве. Романтизм в России развивался в борьбе и одновременно
во взаимодействии с классицизмом и сентиментализмом. Произведения этих
направлений носили нравоучительный характер, в них создавались образы
идеального гражданина, просвещенного государственного деятеля. Но высокие
гражданские идеалы находились в противоречии с реальной действительностью, с
жизнью и образом мышления российских дворян. Поэтому писатели- классицисты
склонялись к мысли о неисправимости общественных пороков. По их мнению, только
личная жизнь, ограниченная домашним кругом, позволяет сохранить чистую совесть.
Идея разумного влияния на поведение человека оказалась неосуществимой. Поэтому
писатели-сентименталисты главным для своего метода считали изображение чувств
человека.
Поэма «Цыганы”, созданная в 1824 г., проникнута другими настроениями. Это один из лучших образцов романтического произведения. Главный герой поэмы Алеко — обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX в. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством собственного достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием. такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.
Повесть строится на
характерном для романтизма противопоставлении двух социальных укладов
цивилизации и вольной жизни. Критика противоречий цивилизации занимает в
произведении важное место. Алеко обличает «неволю душных городов”, в которых
люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да
цепей”. Образ «цепей” традиционно использовался романтиками для характеристики
феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах” он отнесен к
современным герою обстоятельствам. Разрыв Алеко с цивилизацией выходит за рамки
узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование, мотив
изгнания в судьбе героя воспринимается как знак его высоких возможностей, его
нравственных преимуществ перед цивилизованным обществом.
Изгнанник Алеко появляется в цыганском таборе, жизнь которого автор характеризует метафорами «воля», «нега”, «лень”, «тишина». Это своеобразный рай, в который еще не пришло зло и
Согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит,
Ночным подернутое паром.
Его молоденькая дочь
Пошла гулять в
пустынном поле.
Она привыкла к резвой воле,
Она придет; но вот уж ночь,
И скоро месяц уж покинет Небее далеких облака, —
Земфиры нет как нет; и стынет Убогий ужин старика.
Но вот она. За нею следом По степи юноша спешит;
Цыгану вовсе он не ведом.
«Отец мой, — дева говорит,
Веду я гостя; за курганом Его в пустыне я нашла И в табор на ночь зазвала.
Он хочет быть, как мы, цыганом;
Его преследует закон.
Но я ему подругой буду.
Его зовут Алеко — он Готов идти за мною всюду».
Старик Я рад. Останься до утра Под сенью нашего шатра Или пробудь у нас и доле.
Как ты захочешь. Я готов С тобой делить и хлеб, и кров.
Будь наш — привыкни к нашей доле, Бродящей бедности и воле —
А завтра с утренней зарей В одной телеге мы поедем:
Примись за промысел любой:
Железо куй иль песни пой И села обходи с медведем.
Алеко Я остаюсь.
3 е м ф и р а Он будет мой:
Кто ж от меня его отгонит?
Но поздно. .. месяц
молодой Зашел; поля покрыты мглой,
И в сон меня невольно клонит.
* * *
Светло. Старик тихонько бродит Вокруг безмолвного шатра. «Вставай, Земфира: солнце всходит. Проснись, мой гость! нора, пора!.. Оставьте, дети, ложе неги!..”
И с шумом высыпал народ;
Все вместе тронулось — и вот Толпа валит в пустых равнинах. Ослы в перекидных корзинах Детей играющих несут;
Мужья и братья, жены, девы,
И стар и млад вослед идут;
Крик, шум, цыганские припевы. Медведя рев, его цепей
Нетерпеливое бряцанье, Лохмотьев ярких пестрота. Детей и старцев нагота,
Собак и лай, и завыванье, Волынки говор, скрип телег,
Все скудно, дико, все нестройно. Но все так живо, неспокойно.
Так чуждо мертвых наших нег. Так чуждо этой жизни праздной. Как песнь рабов однообразной!
* * *
Уныло юноша глядел На
опустелую равнину И грусти тайную причину Истолковать себе не смел.
С ним черноокая Земфира,
Теперь он вольный житель мира, И солнце весело над ним Полуденной красою блещет;
Что ж сердце юноши трепещет? Какой заботой он томим?
* * *
Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет; Солнце красное взойдет,
Птичка гласу Бога внемлет, Встрепенется и ноет.
За весной, красой природы.
Лето знойное пройдет —
И туман и непогоды Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе; Птичка в дальние страны,
В теплый край, за сине море Улетает до весны.
* * *
Подобно птичке беззаботной,
И он, изгнанник перелетный,
Гнезда надежного не знал И ни к чему не привыкал.
Ему везде была дорога,
Везде была ночлега сень; Проснувшись поутру, свой день Он отдавал на волю Бога,
И жизни не могла тревога Смутить его сердечну лень.
Его порой волшебной славы Манила дальная звезда; Нежданно роскошь и забавы К нему являлись иногда;
Над одинокой головою И гром нередко грохотал;
Но он беспечно под
грозою И в ведро ясное дремал.
И жил, не признавая власти Судьбы коварной и слепой;
Но боже! как играли страсти Его послушною душой!
С каким волнением кипели В его измученной груди!
Давно ль, надолго ль усмирели? Они проснутся: погоди!
Земфира Скажи, мой друг: ты не жалеешь О том, что бросил навсегда?
Алеко Что ж бросил я?
3 е м ф и р а Ты разумеешь:
Людей отчизны, города.
Алеко О чем жалеть?
Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой, Не дышат утренней прохладой. Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье, Предрассуждений приговор. Толпы безумное гоненье Или блистательный позор,
3 е м ф и р а Но там огромные палаты,
Там разноцветные ковры,
Там игры, шумные пиры,
Уборы дев там так богаты!..
Алеко Что шум весел и й городск и х?
Где нет любви, там
нет веселий.
А девы… Так ты лучше их И без нарядов дорогих,
Без жемчугов, без ожерелий!
Не изменись, мой нежный друг,
А я… одно мое желанье С тобой делить любовь, досуг И добровольное изгнанье!
Старик Ты любишь нас, хоть и рожден Среди богатого народа,
Но не всегда мила свобода Тому, кто к неге приучен.
Меж нами есть одно преданье: Царем когда-то сослан был Полудня житель к нам в изгнанье. (Я прежде знал, но позабыл Его мудреное прозванье.)
Он был уже летами стар.
Но млад и жив душой незлобной; Имел он песен дивный дар.
И голос, шуму вод подобный,
И полюбили все его,
И жил он на брегах Дуная,
Не обижая никого,
Людей рассказами пленяя;
Не разумел он ничего, —
И слаб и робок был, как дети; Чужие люди за него Зверей и рыб ловили в сети;
Как мерзла быстрая река И зимни вихри бушевали. Пушистой кожей покрывали Они святого старика;
Но он к заботам жизни
бедной Привыкнуть никогда не мог; Скитался он иссохший, бледный. Он говорил,
что гневный бог Его карал за преступленье…
Он ждал: придет ли избавленье.
И все несчастный тосковал.
Бродя по берегам Дуная,
Да горьки слезы проливал.
Свой дальний град воспоминая;
И завещал он, умирая.
Чтобы на юг перенесли Его тоскующие кости,
И смертью — чуждой сей земли Не успокоенные гости!
Алеко Так вот судьба твоих сынов,
О Рим, о громкая держава!.. Певец любви, певец богов,
Скажи мне, что такое слава? Могильный гул, хвалебный глас, Из рода в роды звук бегущий? Или под сенью дымной кущи Цыгана дикого рассказ?
* * *
Прошло два лета. Так же бродят Цыганы мирною толпой;
Везде по-прежнему находят Гостеприимство и покой. Презрев оковы просвещенья, Алеко волен, как они;
Он без забот и сожаленья Ведет кочующие дни.
Все тот же он; семья все та же;
Он, прежних лет не помня даже,
К бытью цыганскому привык.
Он любит их ночлегов сени,
И упоенье вечной лени,
И бедный, звучный их
язык. Медведь — беглец родной берлоги, Косматый гость его шатра,
В селеньях, вдоль степной дороги, Близ молдаванского двора Перед толпою осторожной И тяжко пляшет, и ревет,
И цепь докучную грызет;
На посох опершись дорожный. Старик лениво в бубны бьет,
Алеко с пеньем зверя водит, Земфира поселян обходит И дань их вольную берет.
Настанет ночь; они все трое Варят нежатое пшено;
Старик уснул… и все в покое,
В шатре и тихо, и темно.
* * *
Старик на вешнем солнце греет Уж остывающую кровь;
У люльки дочь поет любовь.
Алеко внемлет и бледнеет.
Земфира Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Алеко
Молчи.
Мне пенье надоело,
Я диких несен не люблю.
Земфира Не любишь? Мне какое дело!
Я песню для себя пою.
Режь меня, жги меня;
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.
Он свежее весны.
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда Мы твоей седине!
Алеко Молчи, Земфира! Я доволен…
Земфира Так понял песню ты мою?
Алеко
Земфира!
Земфира Ты сердиться волен,
Я песню про тебя пою. (Уходит и поет: «Старый муж” и проч.)
Старик Так, помню, помню — песня эта Во время наше сложена.
Уже давно в забаву света Поется меж людей она.
Кочуя на степях Кагула,
Ее, бывало, в зимню ночь Моя певала Мариула,
Перед огнем качая дочь.
В уме моем минувши лета Час от часу темней, темней;
Но заронилась песня эта Глубоко в памяти моей.
Все тихо; ночь.
Луной украшен Лазурный юга небосклон.
Старик Земфирой пробужден:
«О. мой отец! Алеко страшен. Послушай: сквозь тяжелый сон…
Старик Не тронь его.
Храни молчанье.
Слыхал я русское
преданье; Теперь, полунощной порой.
У спящего теснит дыханье Домашний дух; перед зарей Уходит он. Сиди со мной.
Земфира Отец мой! Шепчет он: Земфира!
Старик Тебя он ищет и во сне:
Ты для него дороже мира.
Земфира Его любовь постыла мне.
Мне скучно: сердце воли просит — Уж я… Но тише! Слышишь? Он Другое имя произносит…
Старик Чье имя?
3 е м ф и р а Слышишь? Хриплый стон И скрежет ярый!..
Как ужасно!..
Я разбужу его…
Старик
Напрасно,
Ночного духа не гони —
Уйдет и сам…
Земфира Он повернулся.
Привстал, зовет меня… проснулся Иду к нему — прощай, усни.
Алеко Где ты была?
Земфира С отцом сидела.
Какой-то дух тебя томил;
Во сне душа твоя терпела Мученья; ты меня страшил:
Ты, сонный, скрежетал зубами И звал меня.
Алеко Мне снилась ты.
Я видел, будто между нами…
Я видел страшные мечты!
Земфира Не верь лукавым сновиденьям.
Алеко Ах, я не верю ничему:
Ни снам, ни сладким
увереньям, Ни даже сердцу твоему.
Старик О чем, безумец молодой,
О чем вздыхаешь ты всечасно? Здесь люди вольны, небо ясно,
И жены славятся красой.
Не плачь: тоска тебя погубит.
Алеко Отец, она меня не любит.
Старик Утешься, друг: она дитя.
Твое унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя. Взгляни: под отдаленным сводом Гуляет вольная луна;
эпилог
Волшебной силой песнопенья В туманной памяти моей Так оживляются виденья То светлых, то печальных дней. В стране, где долго, долго брани Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани Стамбулу русский указал.
Где старый наш орел двуглавый Еще шумит минувшей славой. Встречал я посреди степей Над рубежами древних станов Телеги мирные цыганов. Смиренной вольности детей.
За их ленивыми толпами В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил И засыпал пред их огнями.
В походах медленных любил Их песен радостные гулы —
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил.
Но счастья нет и между вами. Природы бедные сыны!
И под издранными шатрами Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
1. Расскажите о романтическом конфликте в поэме «Цыганы”.
2. Как автор относится к героям поэмы, судьбам цыган? Подтвердите свой ответ из текста.
3. С помощью каких художественных средств Пушкин изображает разношерстный цыганский табор?
4. Прочитайте по ролям диалог Алеко и Земфиры. Найдите я тексте эпизоды. В которых прослеживается постепенное нарастание конфликта между героями.
5. Как Алеко отзывается о городской жизни? В чем ее отличие от «первобытной» цыганской жизни?
6. Проанализируйте песнь о «птичке божьей». Как она связана с идеей поэмы?
7. Прочитайте песню Земфиры. Каково ее значение в произведении?
8. Найдите в тексте описание природы и цивилизации. Какова их связь с жизнью человека, его судьбой?
9.
Как вы
думаете, можно ли говорить о просветлении души Алеко? Почему?
10. Как вы понимаете слова старого цыгана: «Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли»?
1. Рассмотрите иллюстрацию К. А. Трутовского к поэме и найдите в тексте эпизод, соответствующий се содержанию.
2. Как решается в поэме проблема рока, судьбы?
3. Прочитайте самостоятельно другие южные поэмы А. С. Пушкина.
4. Подумайте, находит ли автор выход из конфликта героя и общества в своих романтических поэмах.
5. Используя дополнительную литературу, самостоятельно прочитайте о жизни и творчестве А. С. Пушкина в период южной ссылки.
Урок литературы в 7 классе «Пословицы и поговорки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п.Старый Бисер
Горнозаводского района
Пермского края
Урок литературы в 7 классе
по теме: «Пословицы, поговорки»
Выполнил: Макарова Маргарита Ильинична,
учитель русского языка и литературы
п. Старый Бисер
2015 год
Цели:
-Прививать интерес к урокам литературы.
-Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.
-Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.
-Развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память;
Задачи:
- Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
- Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
- Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
- Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
— выставка книг: В.Степанов Словарь-игра Русские пословицы и поговорки
от А до Я.
— П.Аникин «К мудрости ступенька»,
-Л. Толстой « Скучен день до вечера, коли
делать нечего»,
-сборники пословиц, поговорок;
-портреты А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького.
-плакаты с высказываниями А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького:
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото.
(А. С.Пушкин)
Пословицы — это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
(В. И.Даль)
В простоте слова — самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
(А. М.Горький)
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение (дети поднимают рисунки)
I. А теперь
посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске картинки с пословицами и
поговорками)
-Что вы вспомнили, глядя на подписи к этим иллюстрациям ? (ответы детей)
— Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)
. – Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках, об их сходстве и различии, о мудрости и поучающем смысле.
— А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях (выступает подготовленный ученик).
Пословицы
и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и
отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а
может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные
сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 в.в. Большинство составителей этих
сборников неизвестны. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок
положил М. В.Ломоносов. Лишь со второй половины 18 в. сборники пословиц и поговорок
стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев ,
ФИ.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир
Иванович Даль. (показать портрет). Его труд считается непревзойденным .
Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.
Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» , где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: « Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
-Проверка домашнего задания.
Яркие, сочные пословицы использовались
величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою
мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в
своей речи пословицы и поговорки и куряне, и наши курские писатели и поэты.
«На чужой каравай рот не разевай» рассказ «Потрава »Е.И.Носова .
Куряне- те же дворяне, только сено в бороде. До сего времени в Курской области поют – Курские соловьи (очень красиво поют). Тот, кто расточает красивые слова с целью обмана: Курским соловьем заливается.
II. Сравнение пословиц и поговорок.
–Ребята, а как вы думаете ,чем отличаются следующие высказывания
«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине» (ответы детей)
— (отличие состоит в том, что пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче запоминаются)
-Чем отличаются пословицы от поговорок? Или это одно и то же?
Посмотрите на доску.
Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка
Слово не
воробей, Охота пуще неволи.
Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.
Красна изба углами, а стол пирогами.
-В каком столбце пословицы, в каком – поговорки?
(Пословицы слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки)
Комментарий учителя: В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно»
-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества? (ответы детей)
(Они выражают народную мудрость и отношение к миру)
III. Знакомство со статьей учебника.
1. Чтение статьи стр.35-36.
2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.
3. Работа со словарем В.И.Даля (Дети работают в парах)
Даль
изучал и записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в
качестве примеров, в которых образный язык народа проявлялся особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа»(1 пара), «любовь» (2 пара), «честь
», «доблесть» пара(3 пара) и прочтите пословицы, которые автор приводит в
качестве примера бытования слова.
Как вы понимаете смысл пословиц, приведенных в статье?
IV.Работа с текстами пословиц.
-А теперь вернемся к учебнику. Прочитайте пословицы, приведенные в нем.
-Какие из них можно назвать устаревшими? Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?
Учитель: Ребята, не только у русского народа встречаются пословицы и поговорки, но и у других народов есть свои.
Прочитайте статью учебника «Мудрость народов». Найдите в ней пословицы разных народов. Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите примеры. Как вы это объясняете?
-Физкультминутка. Слушаете пословицы и выполняете те движения, о которых говорится в них.
Вчера Макар грядки копал, ныне Макар в
воеводы попал.
Расти большой, не будь лапшой.
Грозит мышь кошке, да из норы.
Дул было в ту дудку, да не пищит
V. Творческие задания.
1. Послушайте рассказ и просигнальте, подняв руку, когда услышите
пословицу или поговорку.
Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловит Саша, Витя, Миша
пришли в условленное место, а Коли нет.
— Семеро одного не ждут, — сказал Саша.
— Справим дело и без Новгорода, — подхватил Витя.
— Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем,- поддержал друзей
Миша.
Но тут показался бегущий Коля.
— Не могу вставать с петухами,- сказал запыхавшийся мальчик.
— Врет и глазом не моргнет, — сурово заметил Саша.
— Уговор дороже денег, — вставил Витя.
— Тебя за опоздание надо за ушко да на солнышко, — буркнул Миша.
— Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее
на речку.
Чтобы
рыбку съесть, надо в воду лезть, — сказал примиряюще Коля.
— За малое судиться — большое потерять, — улыбнулся Саша. И все мальчики
зашагали к речке.
2. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
У семи нянек дитя без глазу. У него семь пятниц
на неделе. |
3. Опознать поговорку по ее шуточному толкованию.
1. Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).
2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).
3. Какая
пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после
атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).
4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки).
VI.Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
Наш урок подошел к концу. А сейчас выберите мимический рисунок (смайлик), передающий теперь ваше настроение.
Заключительное слово учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живёт в вашей речи, не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам. Ведь пословицы — это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте произведения разных жанров устного народного творчества. Уважайте мудрость отцов!
VII. Домашнее задание.
Сочинение по пословице (на выбор)
Приложение.
Pushkin Industries выпустит две новые аудиоработы Мэри Оливер и о ней Пулитцеровская премия в области поэзии в 1984 году. До сих пор сборник эссе Оливера,
Upstream: Selected Essays (в продаже 18.04.23; Pushkin Industries) никогда не записывался для аудио и не был аудиосборник работ Оливера, который чем-то похож на грядущую оригинальную аудиокнигу от Pushkin Industries, ДИКАЯ И ДРАГОЦЕННАЯ: Праздник Мэри Оливер (в продаже с 11.04.23; Пушкин Индастриз). ДИКАЯ И ДРАГОЦЕННАЯ искусно переносит слова Оливера в аудиоформат, переплетая записи ее стихов с дополняющими друг друга голосами, которые также отражают ее наследие. Исполнительный продюсер Керри Колен и старший продюсер Хелена де Гроот (ведущая и продюсер подкаста Poetry Off The Shelf) понимают, что ничто не заменит прослушивание поэта, читающего свое произведение с правильной интонацией и тональностью, поэтому этот аудио-гобелен также содержит много стихов, ранее записанных и прочитанных самим Оливером, в то время как остальные с любовью прочитаны современными удостоенными наград поэтами, авторами бестселлеров и другими знаменитостями.
Одним из таких светил является актриса и активистка София Буш, которая знакомит слушателей с оригинальной аудиокнигой. Как говорит Буш во вступлении: «Слова, которые [Оливер] пишет на бумаге, бросаются мне в глаза и напоминают мне о том, что нужно быть любопытным и искать красоту, гулять в тихом лесу и слушать не только ушами, но и всем своим существом. сердце.»
Дикие и драгоценные включает в себя несколько десятков стихотворений (в том числе «Летний день», «Когда приходит смерть» и «В лесу Блэкуотер»), а также тщательный анализ и восхищение мастерством Оливера и проливает новый свет на писателя. Студенты Оливера из Беннингтонского колледжа впервые рассказывают о том, каково это было, когда она была учителем, друзья и соседи вспоминают о ее любви к месту и природе, многоконфессиональные лидеры размышляют о ее духовных уроках, а известные художники и такие поклонники, как Кармен Мария Мачадо, Росс Гей, Рэйн Уилсон, Самин Носрат, Клэр Бидвелл Смит и Сьюзан Кейн, среди прочих, размышляют о глубоком влиянии ее поэзии на их собственную работу и жизнь.
Сборник эссе Оливера, Upstream, The New York Times бестселлер и одна из O, The Oprah Magazine Десять лучших книг года будут читать современные поэты Хала Альян, Джой Салливан и Кейт Бэр. Здесь Мэри Оливер размышляет о своей готовности раствориться в красоте и тайнах мира природы и мира литературы. Подчеркивая значение своего «друга» детства Уолта Уитмена, который вдохновил ее раствориться в мире собственного творчества, Оливер размышляет о силах, которые позволили ей создать свою жизнь из работы и любви.
Сделка по обеим работам была заключена при посредничестве Джессики Солки совместно с Литературным агентством Шарлотты Шиди, от имени NW Orchard, с разрешения Билла Райхлума для Mary Oliver и Beacon Press. Книга будет выпущена в апреле этого года в рамках празднования месяца поэзии. Эти аудиокниги пополнят растущий список названий Пушкина, включая прошлогоднюю « Inside Voice » Лэйка Белла и « Miracle and Wonder: Conversations with Paul Simon » Малкольма Гладуэлла, которая недавно была номинирована в категории «Аудиокнига года» на Audie Awards этого года. организованный Ассоциацией аудиоиздателей.
О МЭРИ ОЛИВЕР
Мэри Оливер родилась в маленьком городке штата Огайо и опубликовала свою первую книгу стихов в 1963 году в возрасте двадцати восьми лет. За свою долгую карьеру она получила множество наград. Ее четвертая книга, American Primitive , получила Пулитцеровскую премию в области поэзии в 1984 году. Она проводила семинары и проходила ординатуру в различных колледжах и университетах, включая Беннингтонский колледж, где она занимала кафедру Кэтрин Осгуд Фостер за выдающееся преподавание.
О СОФИИ БУШ
СофияБуш — американская актриса, активистка и предприниматель. Она является членом Гильдии режиссеров Америки и снялась в целом ряде телевизионных и кинопроектов, таких как популярная комедия «Джон Такер должен умереть», «Суперсемейка 2», «Холм одного дерева», «Полиция Чикаго» Дика Вульфа, «С любовью, Виктор» на Hulu и «Это мы» на NBC. Она получила несколько наград Teen Choice Awards в категориях «Лучшая киноактриса: комедия», «Лучшая киноактриса: ужасы/триллер» и «Лучший фильм: женщина-прорыв». Буш также недавно снялся и выступил продюсером телесериала CBS «Хороший Сэм». Она является ведущей подкаста «Work in Progress», а также соведущей подкаста iHeartRadio «Королевы драмы» вместе с Хилари Бертон Морган и Бетани Джой Ленц, во время которого они переживают и восстанавливают девять сезонов любимой драмы CW. , «Холм одного дерева.»
Названная CNN одной из самых благотворительных знаменитостей, она посвящает свое свободное время улучшению образования девочек и защите окружающей среды. С тех пор, как Буш поделилась своей страстью к переменам в социальных сетях, она вдохновила молодых людей присоединиться к ней и собрать почти полмиллиона долларов на благотворительность, построила три начальные школы в Гватемале и Лаосе и стала глобальным послом проекта Glamour The Girl Project. . Она также является соучредителем и членом правления I am avoter®, беспартийного движения, целью которого является культурный сдвиг в отношении голосования и гражданской активности. В 2021 году она стала соучредителем и членом совета директоров Fashionkind, организации, которая производит этичную и экологически чистую модную одежду класса люкс со всего мира. Совсем недавно Буш присоединилась к Первому женскому банку в качестве стратегического советника вместе с Билли Джин Кинг и другими.
О ХАЛА АЛЬЯН
Хала Альян — автор романа «СОЛЯНЫЕ ДОМА», лауреат Дейтонской литературной премии мира и Арабско-американской книжной премии, а также финалист премии Чатокуа. Ее последний роман «Город поджигателей» стал финалистом литературной премии Aspen Words 2022 года. Она также является автором четырех отмеченных наградами сборников стихов, последний из которых — «ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ГОД». Ее работы были опубликованы в The New Yorker, The Academy of American Poets, LitHub, The New York Times Book Review и других изданиях. Она живет в Бруклине со своей семьей, где работает клиническим психологом и профессором Нью-Йоркского университета.
О ДЖОЙ САЛЛИВАН
Джой Салливан — поэтесса из Портленда и автор книги «Инструкции по путешествию на Запад» (опубликовано Dial Press/Random House). Она является основателем Sustenance , сообщества писателей, созданного для поддержки вашей творческой практики, и имеет степень магистра поэзии и сертификат преподавателя словесности. В течение многих лет она работала поэтом в Центре искусств Векснера и читала лекции в классах от Стэнфорда до Международного университета Флориды.
О КЕЙТ БЭЕР Кейт Бэр — 3x New York Times автор бестселлеров Что за женщина , Я надеюсь, что это застанет вас в хорошем настроении, и И все же . Ее работы также были опубликованы в The New Yorker , Literary Hub, Huffington Post и The New York Times .
Как Путин хочет, чтобы русские увидели войну на Украине
Прогуляйтесь в эти дни по Москве, и вы увидите гигантские яркие световые шоу — целые галереи и искусственные фасады зданий, состоящие из лампочек. Вы увидите сверкающие ряды предметов роскоши, курьеров, снующих с кубическими рюкзаками, и рестораны, которые заполняются поздно днем и остаются полными до поздней ночи. В некоторых из этих ресторанов есть гигантские телевизоры, и вы можете смотреть на них спортивные соревнования, музыкальные клипы и новостные каналы, но чего вы не увидите, так это того, что доминирует на телевизионных экранах в других странах мира: изображения войны в Украине. Вы не увидите бомбоубежищ в грандиозных метро советских времен, разбомбленных многоквартирных домов или обгоревших танков. Судя по всему, Москва — это мирный город.
Все, что нарушает этот внешний вид, будь то человек, стоящий в одиночестве с листом бумаги с надписью «Нет войне», или небольшая группа, которая собралась и молча стояла на Пушкинской площади в Москве в субботу вечером, или тысячи людей, пришедших на антивоенный митинг. марши по стране с прошлого четверга, дня, когда Россия начала крупномасштабное вторжение в Украину, быстро и жестоко перехватывается полицией. Время от времени в Москве можно увидеть группу полицейских в защитном снаряжении и арестантский автобус, припаркованный на обочине дороги с выключенным двигателем — это означает, что люди внутри сильно мерзнут по мере того, как автобус медленно заполняется. В центре города уже несколько дней стояли полицейские автобусы, по-видимому, в резерве на случай более крупной операции. ОВДИнфо, организация, отслеживающая политические преследования, с четверга задокументировала около 6400 задержаний в более чем сотне городов. 2800 из них — в 56 разных городах — были в воскресенье, 27 февраля, в седьмую годовщину убийства оппозиционного политика Бориса Немцова.
[ Благодаря вашей поддержке наши репортажи о войне в Украине становятся возможными. Подпишитесь сегодня » ]
Вечером в прошлый четверг Григорий Юдин, социолог и философ, и его жена Анастасия Юдина, маркетолог, вышли на Пушкинскую площадь в знак протеста против вторжения. Они вышли из метро, и тут, как сказал мне Юдин, «Что-то случилось. Я понял, что падаю». Юдина в этот момент фотографировала толпу полицейских в защитном снаряжении. Когда она обернулась, ее муж исчез. Юдина погрузили в милицейский автобус и вместе с другими людьми отвезли в участок на окраине города. В следующий раз Юдина увидела его примерно через полтора часа в машине скорой помощи возле отделения милиции. «Он был в шейном бандаже», — сказала она мне. «Он был весь в грязи — его, должно быть, тащили. Он был в замешательстве». Юдин был в сознании и без сознания. Когда мы встретились в воскресенье в одном из этих уютных и вкусных московских ресторанов, у Юдина еще был опухший глаз и заметная царапина на левом виске.
Мы собрались не для того, чтобы обсудить историю ареста и избиения Юдина — таких историй полно, — а потому, что Юдин — один из самых проницательных аналитиков современной российской политики и общества. «Я думаю, что сейчас наступил переломный момент», — сказал он. Мы говорили о конце света, каким мы его знаем: будет ли это конец долгого правления Владимира Путина или, ну, конец света? «Если они не смогут обеспечить военную победу — хотя бы взять Киев и Харьков, — тогда Путин перейдет к рассмотрению санкций США как к объявлению войны. Весь мир будет против Путина, и Путину придется поднять ставки — например, пригрозив метнуть ядерное оружие в центр мира, который, по его мнению, находится в Нью-Йорке». Наши телефоны были выключены во время этого разговора. Когда я снова включил свой примерно через час, я увидел, что Путин привел российские ядерные силы в состояние повышенной боевой готовности. — Так начинается, — сказал Юдин. И все же, добавил он, «в этой новой ситуации я не могу представить, что он сможет сохранить свою власть. С другой стороны, мы всегда недооценивали его способность держаться».
Российские новостные каналы выпустили короткий ролик, в котором Путин отдает приказ своему министру обороны Сергею Шойгу и начальнику Генерального штаба Валерию Герасимову — они сидят рядом, как двое детей, которых вызвали в кабинет директора, с усталым видом и раздутые — для повышения уровня ядерной готовности России. Государственное телевидение представило президента как уверенного и решительного, но казалось очевидным, что Путин чувствовал, что его военные ввели его в заблуждение. «Он явно просчитался как минимум в двух пунктах», — сказал Юдин. Похоже, генералы пообещали Путину блицкриг, который уже провалился. Сам Путин, похоже, предполагал, что украинцы встретят российских военных с распростертыми объятиями. «Именно эта концепция, что такой вещи, как Украина, не существует, безумная идея, на которой он построил целую военную операцию», — сказал Юдин. Похоже, Путин сильно недооценил украинскую армию и решимость украинцев.
Даже самые проницательные диктаторы — что обычно означает самые параноидальные — часто переоценивают свои возможности, свою популярность и свою мудрость. Они окружают себя подхалимами, отгораживают от остального мира и обычно рано или поздно делают оплошность. За двадцать два года пребывания у руля Путин сократил круг своих собеседников. За последние два года страх перед COVID вынудил его оказаться в почти полной изоляции. «Это огромный фактор», — сказал Михаил Фишман, ведущий политико-аналитической программы на последнем независимом российском телеканале «Дождь». «Он один только со своими самыми преданными людьми, которые в основном живут с ним, — его адъютанты, его слуги в некотором роде, которые делают возможным его образ жизни. . . . Они в одном пуле, разделяют одно и то же видение, и больше ничего нет. Они, конечно, думают, что он послан небесами, чтобы спасти мир».
Те маленькие способы, которыми когда-то Путин мог сверяться с внешней реальностью, исчезли во время пандемии. В качестве примера можно привести конференцию российских и зарубежных политологов, которую он собирает каждую осень с 2004 года. Но в 2020 году он приехал на мероприятие только виртуально, а в прошлом году изолировался от собрания и появился лично только один раз, чтобы разрешить присутствующим задавать ему вопросы; он сидел на дальней сцене с модератором, который две недели находился на карантине. По словам Фишмана, ближайшие советники Путина, если они просят о встрече, должны сначала изолироваться.
Когда мы завершили наш поздний воскресный обед, Юдин отстаивал свое право оплатить счет. «Мне все равно придется потратить это», — сказал он, потому что российская валюта скоро обесценится. «Завтра рынки рухнут», — предсказал он, и тогда россияне начнут осознавать масштабы катастрофы, с которой столкнулась страна. На следующее утро рынки действительно рухнули; Центральный банк России поднял процентную ставку до двадцати процентов и заморозил открытие своего фондового рынка. Курс рубля достиг исторического минимума в девяносто долларов за доллар, и Сбербанк объявил, что будет взимать за доллары примерно на сорок процентов больше, чем до войны.
Банки, похоже, опасались исчерпания валюты, и, по слухам, в некоторых банкоматах заканчивались рубли, но к понедельнику в российской столице не наблюдалось массовых изъятий банков. Два расположенных в центре филиала сети магазинов электроники и бытовой техники «М.Видео» почти полностью опустели: похоже, никто не торопился вкладывать средства в товары длительного пользования. Такси, каршеринговые автомобили и курьеры на скутерах и велосипедах — все видимые признаки московской электронной коммерции и киберудобства — были на месте, даже если кредитные карты, как иностранные, так и местные, время от времени не срабатывали. Вечером длинная очередь модно одетых молодых людей ждала каппучино в кофейне на Флаконе, одном из нескольких промышленных предприятий города, переоборудованных под коммерческое использование. Бариста бодро объявлял, что Apple Pay, Google Pay и MasterCard не работают, а Visa приветствуется. Фактически, Apple Pay и Google Pay были ограничены с тех пор, как вступил в силу первый крупный транш санкций, но некоторые клиенты кофейни, похоже, не знали об этом. Знали ли они, что основные российские банки теперь потеряли доступ к СВИФТ ? В любом случае, никто не паниковал. Двое моих друзей пошли запастись нескоропортящимися продуктами. Оба сообщили, что супермаркеты, где они покупали туалетную бумагу, кофе и макароны, в остальном работали в обычном, медленном дневном режиме.
Русские очень скоро ощутят совокупный эффект резкого падения цен на валюту, запрета на экспорт с Запада и закрытия воздушного пространства: все станет дороже и дефицитнее. Но экономическая тревога требует своего рода консенсуса в отношении неуверенности, и россияне уже пережили несколько экономических кризисов: в 1992, 1998, 2008 и 2014. Они знают, что смогут их пережить. На этот раз, как никогда раньше, они знают, что их трудности связаны с санкциями, введенными Западом. Весь мир сговаривается против России, и именно поэтому, по словам Путина, Россия в первую очередь делает то, что делает на Украине.
Российские власти запретили такие слова, как «война» или «вторжение», для описания того, что они хотят назвать «спецоперацией» в Украине. В субботу органы надзора за коммуникациями потребовали, чтобы десять СМИ, в том числе телеканал «Дождь» и «Новая газета » под редакцией лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова удалить сообщения, в которых война описывается как война, иначе провайдеры будут блокировать свои веб-сайты и налагать штрафы. Некоторое освещение, по-видимому, было заблокировано, и некоторые СМИ начали действовать более осторожно. Телеканал «Дождь», например, сменил хирон прямого эфира с «Война в Украине» на «Что происходит в Украине». Во вторник власти приказали интернет-провайдерам заблокировать доступ к веб-сайтам телеканала «Дождь» и независимой радиостанции «Эхо Москвы» и прекратили вещание «Эхо».
В отсутствие войны не может быть жертв.