Изречения анаксимена: Анаксимен — афоризмы, цитаты и высказывания
Фалес. Анаксимандр. Анаксимен из Милета. Гераклит из Эфеса. Пифагор. Парменид
Философия \ Философия
Страницы работы
3 страницы (Word-файл)
Посмотреть все страницы
Скачать файл
Фрагмент текста работы
Фалес — (ок.640\650-ок.547\545 до н. эр.) — древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из «семи мудрецов». Основные труды – сочинения «О солнцевороте» и «О равноденствии», др. не сохранились. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. Ф. делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению. Магнит и янтарь, по Фалесу, имеют душу. Бог, по Фалесу, — это ум космоса, а вселенная одушевлена и одновременно полна божеств.
Анаксимандр-(610-540 гг. до н. эр.) из Милета. Древнегреческий философ, ученик Фалеса. А. автор первого в Греции философского сочинения «О природе». Он ввел понятие принципа первоначала всего сущего (архэ). Этим первоначалом, по его мнению, является «беспредельное» – опейрон. Он является бесконечным в пространстве и вечным во времени. Весь мир Анаксимандр представлял в форме сферы, а землю – в виде цилиндрического образования. Вокруг земли существуют «три обода колесницы»: звезды, солнце и луна. Всю материю А. считал одушевленной, такое воззрение стали называть гилозоизмом. Картина мира Анаксимандра была начисто лишена идеи божественного творения. А. выдвинул идею о равноправии материальных состояний.
Гераклит из Эфеса – (ок.540-ок.480 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, «отец диалектики». Из всех философов наибольшее влияние на него оказал Демокрит. Г. отвергал традиционное неписаное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон. Сочинения Г. «О природе» дошло до нас в 130 отрывках. Первоначалом всего сущего он считал огонь – тонкую и подвижную стихию. Пульсация огня – момент зарождения или гибели вещей. Мир, по мнению Г. не создан никем из богов. Душа человека – ипостась огня – логоса. Душу, он считал бессмертной, говорил о единстве души и тела. Широко известно изречение: «Все течет». Нельзя войти в одну реку дважды. Конечная цель познания – постижение логоса.
Пифагор — (576-496 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ. Основные труды – «О природе», «О государстве», «О воспитании», «О целокупном», «Священное слово», «О душе», «О благочестии», «Кротон» и др.
¨ предел – беспредел
¨ нечет – чет
¨ единое — многое
¨ правое – левое
¨ мужское – женское
¨ покой – движение
¨ прямое – кривое
¨ свет – тьма
¨ доброе – злое
¨ квадрат – прямоугольник
Парменид — (ок.540-470 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, руководитель элейской школы. Основной его философский труд – поэма «О природе». П. считал, что возможны две системы философии, дающие нам представление о мире. Одна основана на разуме, другая на чувстве. Парменид впервые прибег к логичному доказательству своих тезисов. Согласно П. в мире господствуют 2 начала: активное – огонь, пассивное – тьма. Проблему бога не рассматривал.
Зенон — (ок.490-ок.430 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, ученик Парменида. Зенон написал сочинения: «Споры», «Против философов», «О природе», «Толкование стихов Эмпедокла». Из 45 апорий Зенона наиболее известны 4 апории: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Зенон утверждал, что движение и множественность не присущи «истинному бытию», а относится только к миру «мнений».
Демокрит из Абедры — (ок.460-370 до н. эр.) – древнегреческий философ. Сочинения: «Великий Диакосмос», «О царстве Аида». Написал около 70 сочинений: «О разуме», «О геометрии», «О красоте слов», «Военное дело», «Халдейская книга» и др., но до нас они не дошли. Д. считал, что начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Демокрит отрицал учение о разумном творце вселенной. Наилучшей формой проявления он считал демократический полис. Д. одним из первых высказал мысль о космополитизме.
Протагор из Абедры во Фракии
Сократ – (ок.470-399 гг. до н. эр.) из Афин – древнегреческий философ. Впервые заговорил о нравственной философии. Сократ сделал диалог основным методом отыскания истины. Выступал с резкой критикой софистики. «Истина объективная, ил общая для всех людей, существует». С. сосредоточил свое внимание на «малом диакосмосе», т. е. человеке. Главное в жизни – забота о душе. Сколь важно для С. соотношение бога как универсальной основы миропорядка с эмпирически фиксированными гранями мироздания, столь значимо и соотношение бога как всеобщего разума с индивидуальным разумом – дай моном. Важнейшей характеристикой учения С., является то, что оно в полной мере наследует свойственные этой культуре идеи единства истины, добра и красоты.
Платон из Афин – (427-347 гг. до н. эр.) – ученик Сократа. Наиболее известные труды: «Лахес», «Кретон», «Протагор», «Гиппий Большой», «Федр», «Федон» и др. Платон полагал, что в основе мира 2 начала – бог и вещество. Пронизанное идеей вещество порождает сущность. Идея всех людей – это идея блага. Причина многообразия мира лежит не в сфере идей, а в области материи. Идея и материя связаны мировой душой – движущей силой мироздания. Кроме бога, существует еще и «небесный род богов», сотворенный из огненной стихии, т. е. небесные тела и земля. Корпус его сочинений, дошедший в рукописях, включает 34 диалога, «Апологию Сократа», 13 писем и др. Специфика главного метода платоновской философии определяется тем, что он вводит в круг философской литературы жанр диалога. Идеи числа вмещают у позднего П. всю полноту подлинного бытия. В проблематике платоновской философии первоначально доминировала этика. Проблема души возникает у П. в связи с уяснением возможности научиться добродетели.
Похожие материалы
Информация о работе
Выбери свой ВУЗ
- АлтГТУ 419
- АлтГУ 113
- АмПГУ 296
- АГТУ 267
- БИТТУ 794
- БГТУ «Военмех» 1191
- БГМУ 172
- БГТУ 603
- БГУ 155
- БГУИР 391
- БелГУТ 4908
- БГЭУ 963
- БНТУ 1070
- БТЭУ ПК 689
- БрГУ 179
ВНТУ 120- ВГУЭС 426
- ВлГУ 645
- ВМедА 611
- ВолгГТУ 235
- ВНУ им. Даля 166
- ВЗФЭИ 245
- ВятГСХА 101
- ВятГГУ 139
- ВятГУ 559
- ГГДСК 171
- ГомГМК 501
- ГГМУ 1966
- ГГТУ им. Сухого 4467
- ГГУ им. Скорины 1590
- ГМА им. Макарова 299
- ДГПУ 159
- ДальГАУ 279
- ДВГГУ 134
- ДВГМУ 408
- ДВГТУ 936
- ДВГУПС 305
- ДВФУ 949
- ДонГТУ 498
- ДИТМ МНТУ 109
- ИвГМА 488
- ИГХТУ 131
- ИжГТУ 145
- КемГППК 171
- КемГУ 508
- КГМТУ 270
- КировАТ 147
- КГКСЭП 407
- КГТА им. Дегтярева 174
- КнАГТУ 2910
- КрасГАУ 345
- КрасГМУ 629
- КГПУ им. Астафьева 133
- КГТУ (СФУ) 567
- КГТЭИ (СФУ) 112
- КПК №2 177
- КубГТУ 138
- КубГУ 109
- КузГПА 182
- КузГТУ 789
- МГТУ им. Носова 369
- МГЭУ им. Сахарова 232
- МГЭК 249
- МГПУ 165
- МАИ 144
- МАДИ 151
- МГИУ 1179
- МГОУ 121
- МГСУ 331
- МГУ 273
- МГУКИ 101
- МГУПИ 225
- МГУПС (МИИТ) 637
- МГУТУ 122
- МТУСИ 179
- ХАИ 656
- ТПУ 455
- НИУ МЭИ 640
- НМСУ «Горный» 1701
- ХПИ 1534
- НТУУ «КПИ» 213
- НУК им. Макарова 543
- НВ 1001
- НГАВТ 362
- НГАУ 411
- НГАСУ 817
- НГМУ 665
- НГПУ 214
- НГТУ 4610
- НГУ 1993
- НГУЭУ 499
- НИИ 201
- ОмГТУ 302
- ОмГУПС 230
- СПбПК №4 115
- ПГУПС 2489
- ПГПУ им. Короленко 296
- ПНТУ им. Кондратюка 120
- РАНХиГС 190
- РОАТ МИИТ 608
- РТА 245
- РГГМУ 117
- РГПУ им. Герцена 123
- РГППУ 142
- РГСУ 162
- «МАТИ» — РГТУ 121
- РГУНиГ 260
- РЭУ им. Плеханова 123
- РГАТУ им. Соловьёва 219
- РязГМУ 125
- РГРТУ 666
- СамГТУ 131
- СПбГАСУ 315
- ИНЖЭКОН 328
- СПбГИПСР 136
- СПбГЛТУ им. Кирова 227
- СПбГМТУ 143
- СПбГПМУ 146
- СПбГПУ 1599
- СПбГТИ (ТУ) 293
- СПбГТУРП 236
- СПбГУ 578
- ГУАП 524
- СПбГУНиПТ 291
- СПбГУПТД 438
- СПбГУСЭ 226
- СПбГУТ 194
- СПГУТД 151
- СПбГУЭФ 145
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
- ПИМаш 247
- НИУ ИТМО 531
- СГТУ им. Гагарина 114
- СахГУ 278
- СЗТУ 484
- СибАГС 249
- СибГАУ 462
- СибГИУ 1654
- СибГТУ 946
- СГУПС 1473
- СибГУТИ 2083
- СибУПК 377
- СФУ 2424
- СНАУ 567
- СумГУ 768
- ТРТУ 149
- ТОГУ 551
- ТГЭУ 325
- ТГУ (Томск) 276
- ТГПУ 181
- ТулГУ 553
- УкрГАЖТ 234
- УлГТУ 536
- УИПКПРО 123
- УрГПУ 195
- УГТУ-УПИ 758
- УГНТУ 570
- УГТУ 134
- ХГАЭП 138
- ХГАФК 110
- ХНАГХ 407
- ХНУВД 512
- ХНУ им. Каразина 305
- ХНУРЭ 325
- ХНЭУ 495
- ЦПУ 157
- ЧитГУ 220
- ЮУрГУ 309
Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор | DERRUNDA
Скорее всего, вы на своем веку повидали немало смешных картинок и отлично помните Сартра и Хайдеггера. Аристотель говорит, что все начинается с удивления, но я-то знаю: сначала в нашу экзистенцию врываются косоглазие и усы, а уж потом – «Бытие и ничто» и «Бытие и время». Что же делать с менее популярными философами, шутки о которых становятся доступны не сразу? Срочно получать знания о них! И, может, ни один из этих бородатых мужей не станет так меметичен, как Александр Гельевич Дугин, но немного информации об античных ученых никогда не будет излишним. Итак, поехали! Сегодня решим очень важный вопрос: как различить Анаксимандра, Анаксимена и Анаксагора?
Ана…кого? Вот они, первые лекции по истории философии: есть какие-то древние серьезные дяденьки, все они интересуются законами природы, математикой и астрономией. И только попробуй перепутать, на нашей Агоре за такое бьют сандалиями! Одно дело Фалес: сидит себе самый первый философ, торгует маслобойнями, падает в яму, и запомнить его очень просто – вода и в Милете вода. Фалес Милетский сводит все многообразие мира к соединению водорода и кислорода, мы недоуменно жмем плечами, трактуем идею символически – и держим мудреца в памяти. А Анаксимандр? А этот? Ну, как его? Тоже на А? Наступает минутка конфуза. Неловко, знаете, как-то…
Вот уже третий раз я пишу имя Анаксимандра, невежливо пренебрегая остальными. Это не просто так: Анаксимандр – старший из нашей философской троицы, ученик великого Фалеса. Им придумана такая интересная штука, как апейрон – неопределенное первовещество. Подхватив идею сенсея о том, что мироздание состоит из чего-то единого, Анаксимандр развивает мысль, заменяя вполне конкретную и понятную воду на нечто, не поддающееся классификации. А еще апейрон бесконечен (исходим из названия – ἄπειρον – беспредельное), он вмещает в себя все, что можно представить, и даже немного больше – так что понятием бесконечности мы тоже обязаны именно этому греку. Неплохой набор для шестого века до нашей эры! Вишенка на торте познания: закон сохранения массы тоже впервые был сформулирован Анаксимандром. Это единственный отрывок, сохранившийся из его наследия. Об основном же учении, включающем понятие апейрона и прочие онтологические построения, можно узнать из более поздних работ перипатетиков – Аристотеля и компании. Ну и о том, что «закон» – еще одно изобретение этого философа, я вообще промолчу. Анаксимандр – батенька. Так и запомним.
Но ничем не хуже Анаксимен, третий представитель Милетской школы. Он оценил теорию философского бати об апейроне и предложил свой вариант основы мироздания: воздух. Это очень хитрое решение, так как воздух одновременно и материален – привет давно скончавшемуся Фалесу – и невидимо-неопределенен, что удовлетворяет теории Анаксимандра. Срединный путь – наше все. Следовательно, мир – соединение бесконечного и конечного, воздух то сгущается, то уменьшает свою плотность, а физическое дыхание человека сопоставимо с жизнью его души. Но при этом никакого раскола между «идеальным» и «материальным» пока нет. У нас тут, между прочим, золотой век, и мы не загоняемся, а спокойно любуемся мировым равновесием, выделив для себя увлекательное сопоставление микро- и макрокосма. А еще Анаксимен переписывался с крутышкой Пифагором – но обсуждали они, о читатель, не тайны чисел и знаков, а несправедливость мидийского царя. Там творились местные митинги 12 июня, приобщиться к которым можно и сейчас, если вы откроете «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов» Диогена Лаэртского.
В отличие от общительного Анаксимена, Анаксагору выпала участь попасть в Афинский черный список. Заблочили его горожане за то, что новоявленный Галилео Галилей попытался раскрыть тайну о Солнце: оно, оказывается, вовсе не бог Гелиос, пролетающий по небу в своей колеснице, а просто огненный шар, скучный и неодушевленный. За оскорбление чувств верующих философа сначала хотели убить, но потом, поскольку времена были весьма прогрессивные, казнь заменили изгнанием. Анаксагор погрустил, но долго страдать ему все же оказалось некогда – кому иначе двигать науку? По Анаксагору, мир состоит из семян-гомеомерий (атомы придумаются чуть позже Демокритом) – мельчайших частиц, каждая из которых в свою очередь заключает в себе весь мир. Данная матрица управляется Умом (νοῦς) – чем-то тончайшим, что обеспечивает верное восприятие и существует в каждой вещи. Сей нюх позволяет нам отличать часть от целого, а без него все бы развалилось в безобразную кучу. Сами по себе семена не двигаются и вообще не делают ничего, порядок и красоту творит безличный, но могущественный Ум. Причем он не лежит где-то в области запредельного – это тоже нечто живое и настоящее, хоть и неуловимое. Вспоминая проблемы Анаксагора с почитанием богов, можно сказать, что для него на их место встал Ум как связующий принцип мироустройства, который не похищает Европу, не бесчинствует на Олимпе, а делает космос космосом – местом, где все разумно и правильно.
Вспоминая, кто есть кто из троих мудрецов, стоит помнить, что Анаксагор порядочно отделен от Анаксимандра и Анаксимена – он не принадлежал к Милетской школе и жил ближе к Сократовским временам. Анаксимандр родился приблизительно в 610м году до нашей эры, а Анаксагор умер в 428 – между ними два века познания неизвестного, теорий об огне, воздухе и неуничтожимом начале, и, конечно, во всем этом легко потеряться, но если не забывать, кто из них вводил термин за термином, кто строчил телеграммы Пифагору, а кого прогнали ранимые афиняне, можно проследить историю изменения взглядов на мир и удивиться (и снова здравствуй, Аристотель!) живости древней мысли, которая осталась такой же волнующей, как и две тысячи лет назад – неважно, пишем ли мы шуточные статьи или открываем сложнейший фрагмент древнегреческого философа.
Цитаты Гераклита — BrainyQuote
Цитаты Гераклита — BrainyQuoteгреческий — Философ 544 г. до н.э. — 483 г. до н.э.
г.Ни один человек не войдет в одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река и не один и тот же человек.
Гераклит
Нет ничего постоянного, кроме изменений.
Гераклит
Если вы не ожидаете неожиданного, вы его не найдете, потому что его нельзя найти ни поиском, ни тропой.
Гераклит
Хороший характер не формируется за неделю или месяц. Он создается понемногу, день за днем. Чтобы развить хороший характер, необходимы длительные и терпеливые усилия.
Гераклит
Солнце новое каждый день.
Гераклит
Характер человека — его судьба.
Гераклит
Большие результаты требуют больших амбиций.
Гераклит
Характер — это судьба.
Гераклит
Многое изучение не учит пониманию.
Гераклит
Ничто не выдерживает, кроме изменения.
Гераклит
Человек наиболее близок к себе, когда достигает серьезности играющего ребенка.
Гераклит
В одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Гераклит
Путь вверх и путь вниз — одно и то же.
Гераклит
Противостояние приносит согласие. Из разногласий возникает прекраснейшая гармония.
Гераклит
Наша зависть всегда длится дольше, чем счастье тех, кому мы завидуем.
Гераклит
Только изменение неизменно.
Гераклит
Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир, пресыщение и голод.
Гераклит
Цепь брака настолько тяжела, что ее несут двое, а иногда и трое.
Гераклит
Трудно бороться против желания своего сердца; ибо все, что он хочет иметь, он покупает ценой души.
Гераклит
Характер человека — это его божество-хранитель.
Гераклит
Глаза и уши плохие свидетели людям, если у них некультурная душа.
Гераклит
Скрытая гармония лучше явной.
Гераклит
Глаза более точные свидетели, чем уши.
Гераклит
Как бы мы ни скрывали свое невежество, вечер с вином скоро обнаружит его.
Гераклит
Я тот, кем меня сделали библиотеки и библиотекари, почти без помощи профессора греческого языка и поэтов.
Гераклит
Лучшие люди отрекаются от всего ради одной цели — вечной славы смертных; но большинство людей наедаются, как скот.
Гераклит
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; ибо другие воды всегда текут к вам.
Гераклит
Природа имеет обыкновение прятаться.
Гераклит
Делать одно и то же снова и снова — это не только скука: это значит быть под контролем, а не контролировать то, что вы делаете.
Гераклит
Никто из тех, кто сталкивается с благополучием, не сталкивается также с опасностью.
Гераклит
Фанатизм — священная болезнь.
Гераклит
Справедливость настигнет фабрикантов лжи и лжесвидетелей.
Гераклит
Даже спящие являются работниками и соавторами того, что происходит во Вселенной.
Гераклит
Для Бога все прекрасно, хорошо и справедливо; однако люди считают одни вещи несправедливыми, а другие справедливыми.
Гераклит
Люди, которые хотят знать о мире, должны узнать о нем в его отдельных подробностях.
Гераклит
Пары — это целое и не целое, что согласно — несогласно, согласное — несогласно. Из всего одно и из одного все.
Гераклит
Преднамеренное насилие нужно тушить больше, чем огонь.
Гераклит
Трупы более пригодны для выбрасывания, чем навоз.
Гераклит
Шесть знаменитых изречений Пифагора
4 минуты
Пифагор был основателем целой традиции, влияние которой заметно и сегодня. Кроме того, помимо его знаменитой теоремы, заслуживает упоминания и его глубокое мышление.
Последнее обновление: 10 ноября 2021 г.
Пифагор был философом и математиком, который произвел революцию в мире . Он известен своей знаменитой теоремой. Действительно, это все еще изучается в философии сегодня. Он также оказал большое влияние на других философов, таких как Платон. Пифагор инициировал первый из многих споров, которые впоследствии стали чрезвычайно важными. Мы познакомимся с некоторыми из них здесь. На самом деле, в этой статье мы упоминаем шесть известных высказываний Пифагора.
Пифагор основал пифагорейскую школу, известную своими учениями в области науки и искусства. Его учениками были люди, чья жизнь была связана с числами, что совпадало с его мыслями о том, что «все это номера ». Однако Пифагор тоже много думал и размышлял. Это видно из шести высказываний, которые мы рассмотрим ниже. Действительно, каждый из них содержит ценный урок.
1. В поисках справедливой меры
«Не будь честолюбив и скуп; в таких случаях справедливая мера превосходна».
Первая из известных фраз Пифагора позволяет задуматься о том, как важно сохранять умеренные и благоразумные позиции в жизни . Это потому, что чрезмерное честолюбие может превратить вас в человека, который не умеет радоваться мелочам жизни. На самом деле, это сеет семена постоянной неудовлетворенности.
С другой стороны, если вы скупы, это мешает вам разумно использовать свои деньги. Например, для вашего досуга.
В конце концов, с обоими этими качествами вы останетесь неудовлетворенными. Вам нужно найти середину. Ваше равновесие.
2. Воспитание в любви – основа
«Сохраните слезы ваших детей, чтобы они могли напоить ими вашу могилу».
Это второе изречение касается основной темы обучения детей с любовью. Таким образом, они получат образование, полное улыбок и счастливых моментов, когда им будет позволено быть просто детьми . Однако, конечно, иногда они будут плакать. Отсюда слезы.
Эта поговорка напоминает вам о необходимости заботиться о своих детях. Действительно, мы все должны заботиться о наших детях и молодежи.
3. Слушание — начало мудрости
«Слушай, ты будешь мудрым. Начало мудрости — молчание».
Умеете ли вы слушать других? Вы уравновешиваете свою речь и слушание? Хотя может показаться, что ответить на этот вопрос легко, на самом деле вы обычно больше говорите, чем слушаете. Однако это серьезная ошибка.
Пифагор знал, что можно многому научиться, слушая других. Не торопитесь отвечать или опровергать мнение, с которым вы не согласны. Сначала выслушайте… а потом ответьте мудро. Это ключ.
4. Важность воспитания детей
«Воспитывайте детей и не нужно будет наказывать мужчин».
Обучение детей никогда не бывает легкой задачей. Кроме того, это становится особенно сложным, когда за ваше внимание борется так много обязательств и обязанностей. С другой стороны, обучение всегда является активной задачей. Для этого нужно строить планы, принимать решения и вмешиваться . Это не только окажется полезным, но вы должны это сделать.
Пифагор сказал, что образование является столпом, на который опирается каждое поколение, чтобы установить и следовать гражданским обычаям. Это лучшая превентивная мера против насилия и лучшая ставка на сосуществование в обществе.
5. Помогайте своим сверстникам, не чувствуя себя обязанными
«Помогайте человеку поднять ношу, но не помогайте ему сложить ее».
Иногда хочется помочь другим. Может быть, у них проблемы с партнером или им просто грустно.
Быть рядом с этими людьми и поддерживать их — это то, что им очень поможет. Однако, если вы помогаете им, это должно быть потому, что вы этого хотите. Помните, вы не обязаны полностью брать на себя их проблемы. Прежде всего потому, что этим вы ничего не решите. На самом деле, вы просто добавите больше веса к их нагрузке.
6. Иногда лучше помолчать
«Дурака познают по его речи; и мудрец молчанием».