Инклюзивный спектакль: Инклюзивный театр — когда и как он появился

Содержание

Журнал Театр. • Театр особых утрат и возможностей

Tеатр. выясняет, чем инклюзивные спектакли отличаются от других социальных проектов и какую эволюцию идея театральной инклюзии претерпела в нашей стране

Этот театр называют инклюзивным, интегральным или просто особым. Речь идет о спектаклях, где вместе с профессиональными актерами или без них играют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), иначе говоря, актеры с такими заболеваниями, как синдром Ушера, глухота, слепота, синдром Дауна, аутизм, ДЦП. Любить их труднее, чем жалеть (не котики), но наше сочувствие и пандусы далеко не все, что им нужно. Мы непозволительно мало знаем об этих людях, хотя их много, они живут рядом и то, что случилось с ними, могло и может произойти с каждым из нас.

Инклюзивные театральные проекты не то же самое, что проекты социальные. Социальные призваны громко заявить о проблемах незащищенных слоев населения (наркоманов, гомосексуалов или пожилых людей), инклюзивные до последнего времени тихо пытались решать свои проблемы.

Инклюзивный не синоним интегрального. Инклюзия предполагает приспособить общество к нуждам людей с ОВЗ, интеграция пробует приспособить к социуму человека с ОВЗ. Впрочем, эти процессы вряд ли разделимы, и к ним мы еще вернемся.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О КЛИФФОРДЕ ГИРЦЕ И РЕАЛЬНОСТИ

Антрополог Клиффорд Гирц в свое время задался веселым вопросом, является ли реальность истинно реальной, а истина реально истинной. Это вопрос остается для многих из нас вопросом без ответа. Идеи Гирца о том, что культура не есть усвоенное поведение, что она не определяет нашу жизнь с жесткостью «формочек для пирожного» ((magazines.russ.ru/nlo/2004/70/gi3.html)), созвучны тому, что происходило в современном искусстве. Из понятия бесконечно широкого и, согласно Гирцу, «предприятия экспансионистского» ((Там же)) культура сузилась для нас тогда до сугубо индивидуального понятия «тело», «телесность». Или расширилась до него — телесность всплывала, как жена гоголевского Шпоньки, в самых неожиданных местах. И так же неожиданно в какой-то момент надолго ускользнула.

Особенно важным понятием телесность была для круга московского радикального акционизма с его ревизией границ искусства и поиском неконвенциональной реальности. Культур-истерия Александра Бренера, гипервитальная зоофрения Олега Кулика, женский «архаичный» или, наоборот, исповедально феминистский перформанс — все это носило аффектированные паратеатральные формы.

Однако театр по многим причинам не был актуален в 1990-е. Даже существовало мнение, что он расцветает в эпоху застоя, а во времена революционные его вытесняет акционизм. Сегодня ситуация изменилась, и современный театр, максимально разомкнутый в социум, с его исследовательским интересом к собственным границам, языку и возможностям «культурного тела», может предложить много интересного как на основной своей сцене, так и на экспериментальной сцене особого театра.

Достаточно вспомнить про две номинации на «Золотую маску» в течение последних двух лет — «Отдаленная близость» (2014) и «Прикасаемые» (2015). Что же произошло? На фоне социального ожесточения последних десятилетий возникла неожиданная мода на гуманность? Вдруг именно на этой сцене заработало зрелое гражданское общество? ((О формировании общественного договора во Франции после 1968 года, в соответствии с которым художники получили поддержку государства и общества при условии социальной работы, см. в статье Елены Ковальской «Особый театр» takiedela.ru/2015/10/teatr/)) Или мы действительно обрели новый общекультурный и художественный ресурс?

Хочется понять.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ

В России инклюзивный театр имеет небогатую историю. Попытаемся наметить главные ее вехи.

Золотая страница инклюзивного театра в России — Театр мимики и жеста. Он был создан в 1962 году как профессиональный театр неслышащих актеров, первый в стране и мире, по инициативе композитора Соловьева-Седого, у которого была глухая дочь. Правда, Николай Чаушьян, директор театра, на официальном сайте настаивает на более долгой и не менее славной предыстории театра — театральных кружках и студиях при Всероссийском обществе глухих (ВОГ). Одна из них в 1920 году называлась Московским театром глухонемых, входила в систему Наркомпроса и какое-то время функционировала как профессиональный инклюзивный театр ((www.tmig.su/info.phtml?c=35)). И все это задолго до появления таких театров в Европе в конце 1980-х. Приятно было бы отметить зарождение этого гуманитарного начинания именно у нас, если б не скандальный конец истории Театра мимики и жеста в 1990-е с громкими убийствами криминализированных чиновников из мафии глухих и мафии слышащих. Уникальное культурное начинание было загублено существенными льготами, налоговыми, арендными и прочими. Во всем мире эти льготы помогают некоммерческим и благотворительным организациям. Трудно не согласиться с выводом Светланы Рейтер из ее репортажа «Страна глухих»: «цивилизация шагает в одну сторону, а мы прямо в противоположную» ((os.colta.ru/theatre/events/ details/37789/)).

После этой золотой страницы в памяти осталась романтическая история любви в духе лихого Лойко Зобара и гордой Радды, только рыжеволосой красавице Светлане Вакуленко и Левони Джикии не пришлось убивать друг друга — «главного среди глухих» застрелили люди неизвестные. Остался симпатичный фильм «Страна глухих» по мотивам этой истории и ощущение серьезной культурной утраты.

Еще остался образованный в 1990 году платный Государственный специализированный институт искусств (теперь это академия), откуда вышли два театра для глухих — «Синематографъ» и «Недослов».

В 1960—70-е годы Театр мимики и жеста был оглушительно популярен. Его актеры учились в Щукинском театральном училище у вахтанговца Бориса Захавы, здание театра на Измайловском бульваре было известно всей Москве, его гастролей ждали. Хочется верить, что сегодняшние попытки создать инклюзивное театральное объединение с участием Щукинского училища, ГИТИСа и МХТ (об этом чуть ниже) смогут возродить эту ситуацию.

Еще одна золотая страница инклюзивного театра — невероятная история Рубена Давида Гонсалеса Гальего, которого в 1968 году в Москве родила Аурора, дочь председателя испанской компартии, студентка МГУ. Парализованный мальчик с диагнозом ДЦП был объявлен умершим, но выжил в нечеловеческих условиях профильных российских детдомов. Выжил, стал писателем, разыскал мать, живет и работает в Вашингтоне. Книга Гальего «Белое на черном» получила русского Букера в 2003 году. Спектакль по ней ставился много раз. В 2013 году ее привез из Великого Новгорода старейший инклюзивный театр «Жест» (существует с 1984 года), где пьесу сыграли актеры-колясочники с диагнозом ДЦП. Это стало событием 5-го фестиваля «Протеатр». «Я — герой. Быть героем легко, если у тебя нет другого выхода», — слова Рубена Гальего впервые прозвучали с той самой убедительностью, с которой были написаны.

И, конечно, нельзя не вспомнить о знаменитом уже Театре простодушных, который был создан в 1999 году как благотворительный проект и сообщество родителей детей с синдромом Дауна. Рецензии на его спектакли всегда были благосклонны, а порой доходили до откровенной восторженности. Театр был лауреатом европейского фестиваля особых театров «Орфей» (Версаль) и четырежды — лауреатом всероссийского «Протеатра». Он получил «Хрустальный росток» театральной премии «Хрустальная Турандот» в 2008 году и был награжден премией «Поддержка российских театральных инициатив» Совета президента России по культуре и искусству. Последние годы театр все реже появлялся на той или иной сцене, своей же он не имел никогда.

Один из самых известных спектаклей театра «Капитан Копейкин» предложил — ни много ни мало — особое прочтение Гоголя. В многочисленных интервью режиссер подчеркивал, как важен ему акцент на гоголевском «маленьком человеке», но сделал он гораздо больше — он предъявил на сцене тот странный и необъяснимый, мистифицированный мир «реалиста» Гоголя, о котором с такой страстью писал Набоков: «Великая литература идет по краю иррационального. Это создает ощущение чего-то смехотворного и в то же время нездешнего, постоянно таящегося где-то рядом, и тут уместно вспомнить, что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит порой от одной свистящей согласной».

Людей с синдромом Дауна в 1990-е решительно ввел в наш театральный обиход Борис Юхананов. Его «Сад», проект о «неистребимости счастья» продолжительностью в 11 лет, предложил тогда новых мистериальных героев с особым видением, «моральным телом» и особым языком инопланетян, еще не сверлийцев, пока только «садовых существ». Проекты «Поход за золотыми птицами» и «Дауны комментируют мир» Юхананова, его Лена-даунесса, что «сияла любовью», тогда выглядели в значительно большей степени эстетической провокацией, чем призывом к абилитации. Похоже, театр не был готов к подобному расширению границ. Но ситуация менялась, и «Капитан Копейкин» в инклюзивном театре Неупокоева был опробован и воспринят как специальная театральная эстетика, простодушная по форме и очень гоголевская по духу. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» — весело говорила со сцены Мария Нефедова, и невозможно было ей не поверить, как невозможно до сих пор забыть выражение вельможного Значительного Лица из спектакля. И это не стало просто использованием актерской фактуры — драматургия Гоголя как будто ждала подобного прочтения.

Выпускник ВГИКа Игорь Неупокоев много сделал для своих актеров. Он понял, как научить их — с особым строением гортани, «готическим нёбом» и прочими физиологическими особенностями — выразительно и внятно говорить со сцены. Он открыл им возможность проживать на сцене то, чего нельзя прожить нигде больше и без чего трудно потом жить. Бывших актеров Театра простодушных теперь можно увидеть на киноэкране, на сцене Гоголь-центра, в студии Дмитрия Брусникина.

ИТС «КРУГ»: НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

Чем больше занимаешься инклюзивным театром, тем больше тебя тревожат разные неудобные вопросы. В чем смысл вынесения на профессиональную сцену реабилитационно-абилитационных возможностей театра? Почему не про дол жить заниматься этим в профильных студиях?

На эти вопросы мне исчерпывающе ответила Наталья Тимофеевна Попова, клинический психолог, руководитель структурного подразделения социально-творческой реабилитации «Круг» при ЦДТ «Строгино», художественный руководитель театральной студии «Круг». Особый театр (термин в момент его возникновения был горячо поддержан «Кругом») обслуживает не интересы субкультуры. Особый театр — наглядный ресурс наблюдения за формированием рефлексии, истоками авторства и навыками зрительского восприятия. Изучение людей, не имеющих представления о стереотипах эстетического поведения (людей «амузичных», в терминах Адорно), но вовлеченных в коллективный творческий процесс на публике, может оказаться неоценимым подспорьем для анализа собственно эстетического поведения, если понимать под ним, как и предлагал Адорно, «чистую непосредственность».

Главный методологический принцип, разработанный в «Круге», — идти от конкретной недостаточности (особости) к поиску в арсенале культуры тех необходимых средств, что способны помочь актеру обрести «собственную технику», если воспользоваться термином Ежи Гротовского. Иначе говоря, в каждом конкретном случае следует обращаться к банку исторических театральных форм от самых архаичных до самых авангардных, от института юродства до радикального акционизма. Иногда этот путь вспять только кажется долгим, но здесь действительно прячется множество неожиданных поворотов от площадного балагана к тренингам Гротовского, театральным импульсам Евреинова или законам Эудженио Барбы. Архаичные средства, уходящие корнями в ритуал, — ритм, жест, поза, касание, запах, звук — сегодня не часто встретишь в театре. Но в «Круге» убеждены, что «уровень ритмического проживания, неразделенности субъекта и объекта, связанности, непосредственного взаимодействия» ((Теоретическая культурология. — М.: Академический Проект; РИК, 2005. С. 327. (Раздел 6.6. Культурные механизмы развития человека. Попова Н. Т. Концепты: культурная форма, культурный дефицит, субкультуры).)) не исчерпан в культуре. Главная задача, которую ставят перед собой в «Круге», — создание психологической устойчивости, ситуации защищенности для каждого. Обязательный инструментарий — работа с глубинным, телесным сознанием.

«Совместить реабилитационную задачу с эстетической удается далеко не всегда, — говорит Наталья Попова. — Но это возможно». Каждый спектакль «Круга» — тщательно сконструированный под конкретную задачу язык тела. И выясняется, что человек не способен ничего сказать телом, если ничего не происходит у него внутри, что здесь проявляются и позволяют себя осмыслить важные поведенческие социально-культурные архетипы.

Один из ранних спектаклей «Круга» назывался «Есть ли индивидуальность у мух?» Тогда в группу родители привели 19-летнего аутичного парня с классической симптоматикой, замиранием, раскачиванием, нелинейной речью. Изначально стояла задача поддержать его. Постоянно повторяемый им вопрос «Что я делаю не так?» превратился в спектакль со многими участниками. Каждый по-своему обыгрывал этот вопрос, пытаясь понять, что мешает ему / ей освободиться от собственного «колпака», чтобы выпустить из-под него пойманную «муху». В простенькие этюды с колпаками выплеснулось неожиданно много скрытого страдания. «Сейчас все психотравматики, — говорит Наталья Попова. — Любому человеку, особенно актеру и, конечно, нашим ребятам необходимо быть психологически защищенным, чувствовать безопасную дистанцию от предлагаемой или бывшей травмы. На этой острой грани происходит символизация и освобождение, здесь нарождается собственно театральность, и это самое прекрасное».

Наталья Попова редко бывает в театрах. Режиссеру «нарождающейся театральности» непривычно скучно в традиционном театре, где «театрально» звучит как ругательство. Ее катарсис случается не тут. Голубоглазому аутисту C. сегодня уже 28 лет. Он прекрасно выглядит, изысканно одет, ведет беседы, пишет короткие, но линейные тексты и больше похож на ассистента психолога, чем на пациента. И, конечно, он постоянный актер в инклюзивной студии «Круг».

У Натальи Поповой большую озабоченность вызывают неаргументированные эксперименты с особым театром и тот факт, что спектакли по текстам людей дописьменной культуры редактируются с позиций литературных норм. В этом, конечно, нет злого умысла, но трактовка их как абсурдистских или авангардных не имеет внутренних оснований. Неискаженная потребность в коммуникации и автокоммуникации людей с особенностями развития, их культурная идентичность, с трудом по крупицам собираемая в коллективных тренингах, легко размывается. Практикующие психиатры отмечают, что некоторые пациенты способны излечиваться, работая с собственными текстами, но никогда с их редактурами. Отрывать произведение от такого автора нельзя до тех пор, пока оно не созрело — это травматично.

В инклюзивно-интеграционной работе много подводных камней. Скажем, родители людей с ОВЗ охотно обольщаются успехами детей и порой начинают решать собственные проблемы. То же часто происходит с особо доброжелательными зрителями и благодетелями. Следует помнить, что профессионализация такого уровня, как в случае с Рубеном Гальего, происходит редко и далеко не всегда сделать героем артиста с ОВЗ означает оказать ему услугу.

Существуют разные точки зрения на «особость развития» или «нарушение», на инклюзию-интеграцию или коррекцию. Сегодня они не воюют друг с другом. Во Франции, например, после долгого интереса к инклюзии и интеграции маятник вновь качнулся в сторону коррекции, которая, конечно, не имеет ничего общего с насильственной психиатрией советского образца.

Но для нашего разговора важнее другое. Многолетний опыт ИТС «Круг» наглядно доказывает, насколько востребован в особом театре телесный, аффективный, преэкспрессивный уровень и как необходима осторожность в работе с ним. Быть собой, входя в ситуацию игры, остаться собой в условности «нарож дающейся театральности» и суметь выйти из нее обратно в реальность без потерь — эта задача актуальна не только для особого театра.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФЕСТИВАЛЕ «ПРОТЕАТР»

Одно из самых заметных явлений расширяющейся территории особого театра — фестиваль «Протеатр», существующий с 2001 года под руководством Натальи Поповой. Раз в три года в Москву приезжают со спектаклями особые коллективы со всей страны и зарубежные гости, проводятся семинары, обмен опытом, издаются сборники научных статей. Здесь уже пятнадцать лет формируется профессиональное междисциплинарное сообщество. Философы, психологи, искусствоведы, театроведы решают проблемы инклюзии в культурологической перспективе и обсуждают практические возможности создания особой театральной среды для преодоления «эклектичного кружкового подхода».

Сборники «Протеатра» — интересное чтение не только для специалистов, но и для тех, кто интересуется антропологией в целом и перспективами театра в частности. Объект исследования не сводится здесь к человеку с ОВЗ. Это бинарная коммуникативная система, в которую включены на равных представители субкультуры и доминирующей, «нормальной» культуры. Их паритетный диалог важен для обеих сторон.

В сборниках «Протеатра» обсуждаются не только традиционные для современной философии механизмы рождения образа Другого (othering) или «фундаментальная встреча с инаковостью в себе и ином», но и неожиданные идеи о «телесности как оплотнении», об «отходах культурогенеза» и опасностях гуманитарного воздействия в силу его ненаблюдаемости.

Задача, которая рассматривается здесь в деталях, — не столько объединение в единый центр всех инклюзивных концепций и театров, любительских или профессиональных, но тщательное изучение на большом срезе всех наблюдаемых возможностей их взаимодействия. Главная заслуга «Протеатра» — изучение общего культурного и театрального фона, без чего невозможен никакой исследовательский междисциплинарный театр. Инклюзивный не исключение. По реестрам, которые регулярно включаются в сборники фестиваля «Протеатр», по стране зафиксировано сейчас около семидесяти особых студий. При этом к «Аленьким цветочкам» и «Божьим коровкам» все чаще присоединяются студии с названиями «Шок», «Ветер в голове» или «Особый тип», что свидетельствует о более трезвых и деловитых подходах к проблеме.

«ПРИКАСАЕМЫЕ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА

Следует отдать должное Евгению Миронову — его социальные инициативы разнообразны и содержательны, будь то Фестиваль театров малых городов или сотрудничество Театра наций с фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Продюсер фонда Виктория Авдеева настаивает, что именно Миронова следует считать автором идеи «Прикасаемых»: «Евгений Витальевич задумал спектакль и предложил Ингеборге Дапкунайте стать продюсером. В июне 2014 года именно он пред ложил фонду «Со-единение» создать не разовое благотворительное мероприятие с участием слепоглухих людей, а спектакль при поддержке Театра наций с привлечением звезд».

Геометрия спектакля проста. На сцене две группы людей. Нарядные герои не видят, не слышат, они молчат, хотя это не мешает предельно откровенному общению с ними. Их глаза, уши и голоса — другие люди. Внимательные и отзывчивые, в чем-то сереньком, они все время рядом, даже когда сидят на другом конце сцены. Каждый раз спектакль поддерживают разные артисты: Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов, Анатолий Белый, Егор Бероев и другие. Звезды (двое на каждом спектакле) тоже говорят за героев, но сидят они по обе стороны сцены, со стороны зрителей, так что в какой-то степени представляют именно нас.

«Прикасаемые» — спектакль о человеческой близости. О том, что стоит протянуть руку в беззвучную или звучащую изнутри тьму, и ты найдешь друзей, живых, теплых, доброжелательных. Коснешься их и заговоришь, и тогда не страшно.

Стихи Ирины Поволоцкой, одной из слепоглухих участников спектакля: «Стою на траве. Мои ноги погрузились в глаза. Это живое. Мир смотрит тысячей глаз. Бояться не надо. Просто помнить, что мир живой».

И даже если это история о том, как заблудились в городе слепоглухой профессор Александр Суворов со своим слепоглухим другом Сироткиным (не вошедшая в спектакль) или как слепнущий слесарь Алексей Горелов добирался до работы (он работал до последнего, пока позволяли остатки бокового зрения), — это истории о героическом преодолении страшной судьбы, выбор которой от тебя никак не зависел. Античная трагедия, по сути. Героем быть вовсе не легко, даже если у тебя нет другого выхода. Над проектом «Прикасаемые» работала та же команда, что и над спектаклем Театра наций 2014 года «Бросить легко» (часть реабилитационной программы для наркозависимых, еще одна инициатива Евгения Миронова). В работе над «Прикасаемыми» к драматургу Марине Крапивиной, режиссеру Руслану Маликову и художнику-постановщику Екатерине Джагаровой присоединился хореограф Евгений Кулагин.

Жанр спектакля «Прикасаемые», номинированного на «Золотую маску», трудно определить: был бы вербатим, если б на сцене были только актеры, был бы свидетельский театр, если б актеров не было вовсе. Источником рассказанных на сцене историй стали для Марины Крапивиной интервью с героями через переводчиков. Задача закрепления актера за одним героем не ставилась, поэтому в ткань спектакля вошли истории знаменитой четверки слепоглухих из Загорского дома-интерната, о которых Марина может говорить бесконечно. С Александром Суворовым, Профессором (сначала он участвовал в спектакле сам, а сейчас его роль играет актер), она переписывалась на его компьютере, оснащенном специальной приставкой, и это было общение, сильно меняющее представление о жизни. Судьба забытой Ольги Скороходовой (1911—1982), дефектолога, кандидата педагогических наук, еще более удивительна, чем история всемирно известной американки Хелен Келлер, героини фильма «Сотворившая чудо». Обе безупречно говорили, что исключительная редкость среди слепоглухих. Скороходова к тому же писала удивительные стихи в прозе. В «Прикасаемых» они, как стихи Ирины Поволоцкой и рассказы всех остальных, звучат на сцене, читаются на экране, отрицая глухоту и слепоту.

Но даже если ты не пишешь стихов, а просто научилась не терять равновесие при ходьбе, как Вера Ложенкова, — это огромная победа. Об этом спектакль. Еще о том, что можно слушать музыку, держа руку на горле поющего человека или сабвуфер на груди. О смерти Иржека, собаки-поводыря, после чего внешний мир его хозяина-скульптора Александра Сильянова перестал существовать надолго. О скульптурном портрете Иржека. О том, что протянутая рука может не найти никого рядом. Этот настоятельный поиск, это трепетное нащупывание на сцене присутствующих и отсутствующих людей — емкий и трагический символ мира «прикасаемых».

Продюсерские проекты у нас как-то не очень принято хвалить, но раз уж пришло время спорить о вкусах, скажу, что «Прикасаемые», совместный проект Театра наций и «Со-единения», начал стремительно разрастаться и в ближайшей перспективе обещает много новых интересных событий. К инициативе создания инклюзивной театральной школы подключились такие профессиональные авторитеты и театральные любимцы, как Олег Кудряшов с «кудряшами» и Дмитрий Брусникин с «брусникинцами». Ее поддержали такие площадки, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге (с сенсорными тач-комнатами) и Эрмитажный театр, ЦИМ, Центр на Страстном, Гоголь-центр в Москве. И Минкульт поддержал. Идею создать специализированную инклюзивную театральную школу с обучением особым методикам работы и адаптации пьес одобрили и уже включились с конкретными проектами такие институции, как ГИТИС («Совершенно невероятное событие» по «Женитьбе» Гоголя), МХТ («Чайка», где Ольга Лапшина сыграет Аркадину, а Ирина Поволоцкая — Машу), Щукинское училище («Кармен» с Алексеем Гореловым в роли Хосе). Продюсер создаваемого театрального объединения Виктория Авдеева энергично работает сейчас над созданием на базе «Прикасаемых» франшизы сразу в трех городах (Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Челябинске). Это будут другие истории и новые герои.

Нельзя сказать заранее, обретем мы в особом театре общезначимый театральный ресурс или нет. Однако почти все упомянутые в этой статье эксперименты свидетельствуют, что междисциплинарный подход, расширение границ исследовательского театра, обновление языка не просто возможны на особой сцене. Теперь уже сцена невозможна без них.

Театр — Инклюзион

Мы занимаемся постановкой профессиональных спектаклей с участием людей с инвалидностью и профессиональных актеров. 

Сейчас в Москве созданы девять  спектаклей разных стилей и жанров, от перфомансов до постановок классики.  

Девять спектаклей  выпущены в регионах: в Новосибирске,  Екатеринбурге,  Санкт-Петербурге, Казани. Спектакли регулярно становятся участниками театральных фестивалей. 

Постановки «Прикасаемые/In Touch»  и «Аллюки» были номинированы на премию «Золотая маска».

Я кто (перформанс)

Участники театральной школы «Инклюзион. Курган» встречаются на сцене, чтобы открыть друг друга, и через это открытие отправиться в исследование себя. Они проходят через решение множества задач, путешествуя, как вглубь себя,…

Каждый в городе (перформанс)

Перформанс, составленный из музыки, пластики, текста и живописи.

В основе перформанса — взаимоотношения отдельного человека и большого города.

Видим ли мы крылья свои (спектакль)

Все мы похожи друг на друга, но каждый из нас неповторим. Все мы разные, но так нуждаемся в понимании. Все мы люди… Но что же делает нас людьми, если не…

Прикасаемые (спектакль)

Спектакль «Прикасаемые» — первый масштабный проект социального театрального искусства в России. Его создание стало возможным благодаря сотрудничеству Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра Наций. «Прикасаемые» — проект социокультурной интеграции и…

Здесь больше чем просто селёдка (спектакль)

Премьера инклюзивного спектакля «Аллуки» (Әллүки) режиссера Туфана Имамутдинова состоялась 18 декабря 2018 года в Центре современного искусства «Смена». Со студентами «Инклюзион.Школа.Казань» режиссер поставил своеобразный спектакль-эксперимент, спектакль-перформанс. Глухие ребята и профессиональные…

Ода странным

Восемь человек в ожидании – автобуса, дождя, подарка, прощения, счастья в личной жизни. Как давно они ждут и сколько еще осталось? Приедет ли автобус, куда он их отвезет? Они ждут…

Настоящие истории фей и других волшебных существ

Когда-то давно человеческий и магический миры были едины. Но со временем люди всё чаще начали с недоверием относиться к своим странным соседям — феям, великанам, гномам и другим волшебным существам.…

Марьино поле (спектакль)

В центре сюжета – деревня, в которой живут женщины, давно проводившие своих мужей на фронт. Героини живут с надеждой на скорое возвращение любимых. Но годы идут, да и за спиной…

Аллюки (спектакль)

Премьера инклюзивного спектакля «Аллуки» (Әллүки) режиссера Туфана Имамутдинова состоялась 18 декабря 2018 года в Центре современного искусства «Смена».

Со студентами «Инклюзион.Школа.Казань» режиссер поставил своеобразный спектакль-эксперимент, спектакль-перформанс. Глухие ребята и профессиональные…

Король Лир (спектакль)

Премьера инклюзивного спектакля «Король Лир» режиссера- заслуженной артистки России Натальи Гараниной состоялась 20 мая 2018 года в Екатеринбурге. В спектакле участвуют слепоглухие студенты театральной студии «Инклюзион. Школа. Екатеринбург» и студенты…

Встречи.Фрагменты (спектакль)

Пластический спектакль студентов театральной школы Инклюзион.Школа.Казань в постановке хореографа Александры Рудик. Спектакль о человеке, жизнь которого изменяется, и это не случайно. Спектакль о людях, которые путешествуют по лабиринту событий. На…

Александр Сергеевич с нами

Сказка — это для детей? А вот и нет! Сказка, прежде всего, для детей. Потому, что ребенок воспринимает тонкие материи гораздо лучше, чем взрослый, постоянно занятый своими проблемами. Но ведь…

Вещь

Выпускной спектакль второго потока Инклюзион.Школа.Москва «Вещь» основан на одноименном рассказе писателя, поэта и драматурга Даниила Хармса.

Кармен (спектакль)

Эскиз спектакля «Кармен» по новелле Проспера Мериме в постановке творческой группы Театрального института имени Б. Щукина был впервые показан на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в декабре 2015 года. Постановка поразила…

Несильный. Лаборатория силы и бессилия

Спектакль «Инклюзион.Школа.Новосибирск» состоит из четырех монологов, рассказанных в жанре сторителлинг, объединенных темой силы и бессилия.

Человек, который ушел на Луну (спектакль)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Человек, который ушел на Луну (12+) «Человек, который ушел на Луну» — спектакль петербургской театральной школы «Инклюзион», повествующий о жизни и творчестве древнекитайского поэта Ли Бо. Это совместно сочиненное…

Юшка (спектакль)

Премьерный показ спектакля «Юшка» состоялся 13 сентября 2018 года, на малой сцене молодежного академического театра «Глобус». В одной деревне живет «особенный» человек, чудик… Его зовут Юшка. Жители не принимают его…

Серебряный век (перформанс)

«Серебряный век» — спектакль поэтических «чтений», выросший из отчетного открытого урока московской театральной школы и основанный на программах трех педагогов – по речи, актерскому мастерству, пластике.

Unреальность (спектакль)

Премьерный показ спектакля «Unреальность» состоялся 6 мая 2018 года в рамках весенней лаборатории «Инклюзион.Школа.Новосибирск» в театре «Понедельник Выходной». Спектакль представлен в эстетике «биографического театра». Зритель слышит воспоминания и размышления учеников…

Четыре ветра (спектакль)

Спектакль «Четыре ветра» создавался командой Центра творческих проектов «Инклюзиона» совместно с британским режиссером Тимом Веббом, основателем сенсорного театра в Великобритании и художественным руководителем компании Oily Cart (Лондон), впервые…

Чайка (спектакль)

«Чайка. Фрагменты» — это современное прочтение пьесы А.П. Чехова. Спектакль Школы-студии МХАТ (Д. Брусникин и О. Прихудайлова). Для многих участников проекта спектакль стал первым опытом общения профессионального и инклюзивного театра…

У шамана три руки (спектакль)

Спектакль-медитация, во время которого вы мысленно перенесетесь в другое пространство и в каком-то смысле сможете почувствовать себя шаманом, магом, чародеем. Участники театральной школы «Инклюзион» делятся размышлениями о том, кто такие…

Про Свет Лень Я (спектакль)

Иммерсивный спектакль-путешествие, сначала по театру, а затем, по миру хокку и миру Пушкина. Режиссер Анна Зиновьева соединила в этой постановке сразу несколько театральных жанров. В первой части спектакля каждый зритель…

Перезагрузка (тренинг)

Участникам тренинга предлагается увлекательный творческий эксперимент – слепоглухие ведущие личным примером и инструментами игры стимулируют у зрячих людей развитие еще не открытых способностей — «видеть» звук и «слышать» цвет, смотреть…

Ночи Холстомера (спектакль)

«Ночи Холстомера» — спектакль-рассуждение о материнстве, силе молодости, поддержке табуна, любви и усталости. Использование импровизации позволило актерам наполнить спектакль собственным взглядом на социальные проблемы и философию бытия, и главное —…

Жизнь замечательных вещей (перформанс)

У каждого из нас в шкафах и чемоданах лежит много не нужных вещей. Выкинуть не поднимается рука. А им скучно лежать просто так. В спектакле все персонажи — это куклы-тантамарески,…

Живые картины (спектакль)

«Живые картины» — это уникальный проект, объединивший вместе хореографию, музыку, живопись и анимацию. В творческую группу входят 7 актеров, из них 3 слепоглухих, 1 глухая актриса, режиссеры-постановщики, режиссер-хореограф, художник, композитор.…

Женитьба (спектакль)

Спектакль «Совершенно невероятное событие. Женитьба» по пьесе Николая Гоголя — это спектакль созданный с участием профессиональных актеров и студентов инклюзивной театральной школы «Инклюзион».

Перед авторами и участниками…

Диалог с цветом (мастер-класс)

В ходе тренинга участникам предлагается ряд творческих упражнений, построенных в игровой форме, которые задействуют и раскрывают по новому навыки «наблюдения» и «описание процессов».

Гроза (спектакль)

Премьера спектакля «Гроза — среда обитания» состоялась 7 мая 2018 года. В спектакле задействованы 12 студентов «Инклюзион.Школа.Москва», а также профессиональные артисты, музыканты и волонтеры…

Размер шрифта

инклюзивных стратегий повышения производительности | Кто мы

Пол Т. Дойл

Пол Т. Дойл, основатель и генеральный директор, применяет более чем 30-летний опыт управления, чтобы помочь организациям повысить свою эффективность за счет инклюзивной среды работы и обслуживания. Понимая, как принять культуру, ценности и модели поведения разнообразной рабочей силы, Пол помогает организациям сохранять конкурентные преимущества, необходимые для успеха на сегодняшнем быстро меняющемся глобальном экономическом рынке. Ключом к его успеху является создание платформ доверия путем преднамеренного построения отношений, что позволяет достичь и оценить разнообразие мыслей. Таким образом, способствуя инклюзивному росту и инновациям.

Пол получил степень в Колледже образования и социальных служб Университета штата Феррис, где он также получил награду «Выдающиеся выпускники». Он закончил Институт исполнительного лидерства в Школе бизнеса Росса Мичиганского университета. Он является сертифицированным специалистом по разнообразию (CDP) Национального совета по разнообразию, а также сертифицированным администратором Межкультурного реестра развития (IDI). Пол является лауреатом премии Общественного фонда Гранд-Рапидс за лидерство и благотворительность, награды Гранд-Рапидс «ГИГАНТЫ» за лидерство в области общественного здравоохранения и премии «Наследие» за лидерство в законодательной сфере. Он преподает в качестве адъюнкт-факультета в Колледже медицины человека Мичиганского государственного университета. Пол также входит в несколько советов и комитетов, чтобы улучшить качество жизни всех людей в своем сообществе за счет интеграции. Узнайте больше о страсти Пола к этой отрасли здесь.

Даниэль Вельдман, старший консультант

Даниэль Вельдман присоединилась к Inclusive Performance Strategies в 2013 году, чтобы в дальнейшем использовать свою карьеру для поддержки развития процветающих сообществ, основанных на справедливости. Ее работа сосредоточена на устранении неравенства, сдерживающего рост сообщества, путем развития стратегических межсекторальных партнерских отношений, которые уравновешивают стратегии, основанные на исследованиях, с сочувствием и подлинными отношениями. Работая в IPS, Даниэль использует свои навыки в разработке стратегии, фасилитации, коучинге, анализе и управлении проектами, чтобы вести работу DEI, ориентированную на воздействие. До прихода в IPS Даниэль работала в сфере развития фондов и управления программами в некоммерческом секторе, уделяя особое внимание основным потребностям, продовольственной безопасности и иммиграции. Ее опыт работы в некоммерческом секторе подпитывает ее приверженность расширению прав и возможностей сообщества во всей ее работе, чтобы продолжать усиливать голоса членов сообщества, пострадавших от несправедливых систем.

Даниэль имеет степень магистра государственного управления и диплом о высшем образовании в области государственной политики Университета Южной Калифорнии. Она получила степень бакалавра. в области международного развития и социологии Университета Кальвина. Она является квалифицированным администратором Перечня межкультурного развития и в настоящее время входит в совет Feeding America West Michigan и в Комитет по мультикультурной доступности New City Fellowship OPC.

ДеДе Эск, старший консультант

ДеДе Эске обладает более чем тридцатилетним опытом работы в качестве умного бизнес-лидера и сочувствующего общественного деятеля. У нее есть опыт работы в разработке программ для индивидуального и организационного лидерства, фасилитации процессов и семинаров, а также консультирования по организационной культуре и управлению изменениями. Работая в некоммерческом, финансовом, розничном и благотворительном секторах, занимая различные руководящие должности от Line Meat Carver до президента / генерального директора, ДеДе работает с лидерами и награждает их с юмором, изяществом и правдивостью. Ее работа увенчалась успехом в повышении потенциала организаций и их лидеров в некоммерческом, образовательном и корпоративном секторах, где она использует свой набор навыков коучинга, фасилитации, управления проектами и обучения. Она имеет степень бакалавра наук в области маркетинга в Школе бизнеса Келли Университета Индианы. Она является сертифицированным тренером по лидерству в Хадсонском институте коучинга и сертифицированным квалифицированным администратором инструмента оценки IDI.

Кристина Гуахардо Арнольд, старший консультант

Крис — опытный профессионал с более чем тридцатилетним опытом работы в сфере высшего образования, равенства и интеграции. Крис является директором-основателем Центра справедливости и инклюзивности Боба и Алисии Вудрик в муниципальном колледже Гранд-Рапидс. Крис гордится своей обширной сетью сообщества и способностью ориентироваться в нашем разнообразном сообществе. Крис обладает обширным опытом в области обеспечения равенства и интеграции, а также участия в жизни сообщества. После ухода из GRCC Крис основала собственную консалтинговую компанию LLC и работала со многими организациями, консультируя в области справедливости и интеграции, взаимодействия с общественностью и управления проектами. Крис также занимал должность временного исполнительного директора в LEDA, Альянсе этнического разнообразия Лейкшор.

В июле 2019 года Крис начала работать в Steelcase в области программ социальных инноваций и партнерства, что позволяет ей продолжать оказывать более широкое влияние на наше местное и глобальное сообщество.

Будучи внучкой рабочих-мигрантов, ее семья была одной из первых мексиканских семей, поселившихся в Западном Мичигане. Крис всегда гордилась своей семейной историей и наследием и чтит его тем, как она решила жить своей жизнью лидерства и служения всему сообществу. Хотя она лично испытала фанатизм и экономическое неравенство как личные и социальные проблемы, особенно когда она росла в семье с одним родителем и шестью братьями и сестрами, она использует этот личный опыт, чтобы лучше понимать других и помогать им набираться сил, преодолевая невзгоды посредством образования и построения сообщества. . Крис является выпускником государственных школ Гранд-Рапидс, Общественного колледжа Гранд-Рапидс и Университета Центрального Мичигана.

Д-р Кристина Эдмондсон, старший консультант

Д-р Кристина Эдмондсон искренна, доступна, правдива и руководствуется своей верой. Благословленная множеством академических, профессиональных и жизненных опытов, Кристина стремится объединять разных людей, чтобы способствовать личному и командному процветанию. Кристина имеет докторскую степень. по психологии консультирования Университета штата Теннесси, степень магистра семейной терапии Рочестерского университета и степень бакалавра социологии Хэмптонского университета. В настоящее время Кристина является сертифицированным фасилитатором культурного интеллекта, оратором и психотерапевтом, и церкви часто связываются с ней, чтобы проконсультироваться как по вопросам разнообразия, так и по вопросам психического здоровья. Ее тексты были замечены и упомянуты в различных изданиях, включая Essence.com, YourBlackWorld.com и журнал Gospel Today. Кристина родом из Балтимора, штат Мэриленд. Она замужем за пастором Микой Эдмондсон и является матерью двух замечательных маленьких девочек, Зои и Шайло.

Матрина Постон, старший консультант

Трина – настоящий и опытный руководитель с опытом работы в сфере здравоохранения, гостиничного бизнеса и
производственных отраслях. Она обслуживает своих клиентов, внедряя проверенные подходы к решению проблем и
стратегическому исполнению с ориентацией на людей.
В возрасте 14 лет Трина начала свою работу в семейной пиццерии, где были посажены
семена бережливого производства, навыки, которые влияют на ее работу сегодня. На протяжении средней школы и 9В колледже 0033 она совмещала работу с многофункциональным учёным-спортсменом.
В профессиональном плане Трина провела свою карьеру, руководя усилиями по трансформационным изменениям, от крупномасштабного внедрения технологий
, новых проектов строительства и реконструкции до внедрения новых гибких методов работы
. для клиентов. Ей нравится сотрудничать с другими профессионалами отрасли и
обмен передовым опытом, который привел к признанию Управлением добросовестного управления штата Мичиган
Знаком передового опыта.
Трина получила несколько профессиональных сертификатов в качестве сертифицированного специалиста по корпоративному здоровому образу жизни
(CWP), сертифицированного персонального и исполнительного тренера (CPEC), консультанта программы SAFe (SPC), сертифицированного инструктора уровня IV Lean
Мичиганского университета и специалиста по управлению проектами ( ПМП). Она
имеет степень магистра Центрального Мичиганского университета в области управления службами здравоохранения, человека
Управление ресурсами и информационными ресурсами. Она получила степень бакалавра наук по специальности
«Связи со специализацией по социологии» в Государственном университете Гранд-Вэлли и степень младшего специалиста
в колледже Лейк-Мичиган.

Что такое инклюзивное управление эффективностью? и как я могу получить это право?

Я нахожу эту тему увлекательной, так как она посвящена людям и пониманию того, что заставляет нас всех появляться на работе, проявлять творческий подход, иметь энергию и мотивацию, чтобы быть высокоэффективными отдельными людьми и командами, а также то, как работодатели могут разработать эффективные стратегии управления людьми, которые поддерживают таланты во всем. организация для роста бизнеса, соответствие стратегическим целям и ежедневное соблюдение ценностей компании в нашей работе.

Каждый из нас так много может дать, так как же мы можем обеспечить инклюзивные методы управления эффективностью и обеспечить эффективную обратную связь с сотрудниками, чтобы получить максимальную отдачу от каждого из нас на рабочем месте?

Что такое инклюзивное управление эффективностью?

CIPD определяет управление эффективностью как:

«попытку максимизировать ценность, которую создают сотрудники. Он направлен на поддержание и повышение эффективности сотрудников в соответствии с целями организации. Это не одно действие, а скорее группа практик, к которым следует подходить комплексно».

В этом определении мне особенно выделяются утверждения «, максимизирующие значение » и « ни одно действие ».

Управление эффективностью описывает попытку максимизировать ценность, которую создают сотрудники. Речь идет не о ежегодной оценочной беседе, основанной исключительно на HR-системах; это дело каждого и направлено на поддержание и повышение эффективности сотрудников в соответствии с целями организации и тем, как сотрудники могут повысить ценность культуры, понимая, что мы делаем хорошо, а где нам нужно расти и развиваться.

Это означает праздновать успехи, размышлять и учиться, когда что-то может пойти не так, как ожидалось. Эти разговоры постоянно происходят внутри организаций и могут способствовать тому, что наши коллеги чувствуют себя исключенными или включенными.

На своем прошлом опыте руководства несколькими командами я обнаружил, что наиболее продуктивный способ дать каждому возможность реализовать свой потенциал на работе начинается в начале жизненного цикла сотрудника в любой организации. Под «началом» я подразумеваю момент, когда человек начинает процесс адаптации, проходит через вводную фазу, а затем непрерывно в течение всего пути этого человека со своим работодателем.

Процесс оценки эффективности можно улучшить, если он будет прозрачным и целостным по своему подходу, а не будет проводиться ежегодно. Это часть продолжающегося и открытого разговора, который устанавливает взаимопонимание и развивает позитивные отношения между менеджером и непосредственным подчиненным/командой от начала до конца. Как менеджеры/лидеры, мы можем подавать пример инклюзивного поведения, проявляя смелость в поощрении конструктивных разговоров, которые могут быть не всегда удобными, но необходимыми, при условии, что они проводятся безопасно, конструктивно и надлежащим образом.

Как эффективное управление эффективностью может положительно повлиять на инклюзивность?

Многие организации хотят улучшить свой подход к I&D и перейти от перформативной и символической деятельности к программам работы, которые внедряют инклюзивность в повседневную жизнь и оказывают долгосрочное положительное влияние на культуру.

Управление эффективностью — это прекрасная возможность внедрить инклюзивное мышление, поскольку оно влияет на опыт и прогресс сотрудников. Часто организации могут рассматривать механизмы управления эффективностью как процессы и должны учитывать навыки, необходимые менеджерам и руководителям для обеспечения инклюзивного диалога.

Организации будут иметь множество точек соприкосновения с управлением эффективностью в жизненном цикле своих сотрудников, например:

  • Испытательный срок
  • Обзоры повышения эффективности (PDR), обзоры в конце года или другие формы оценки
  • Обсуждения один на один или супервизия
  • 360 отзывов
  • Совещания по рассмотрению проекта

Эти критические разговоры могут повлиять на успех коллеги и продвижение в организации. Это подчеркивает важность рассмотрения управления эффективностью через призму инклюзивности, чтобы гарантировать, что мы используем справедливый, основанный на фактических данных подход, а не просто руководствуемся «интуицией» или позволяем прошлому опыту или личным предубеждениям влиять на любые решения.

Эти инклюзивные беседы об управлении эффективностью во многом способствуют культуре организаций.

Роль инклюзивного менеджера

Инклюзивное управление эффективностью описывает деятельность, которая:

  • Ставит цели для отдельных лиц и групп, чтобы они видели свою роль в миссии и стратегии организации.
  • Повышение производительности сотрудников, команд и, в конечном счете, организаций.
  • Привлекайте людей к ответственности за их работу, связывая ее с вознаграждением, карьерным ростом и расторжением контрактов.

Чтобы быть эффективным инклюзивным лидером, вы будете моделировать поведение, демонстрирующее, что вы выполняете эти важные действия. Управление эффективностью основано на двустороннем обсуждении и регулярной, открытой, поддерживающей обратной связи о прогрессе в достижении целей. Он сочетает в себе принципы, которые обеспечивают надлежащую практику управления людьми, включая обучение и развитие, измерение производительности и организационное развитие.

Исследование ACAS показало, что

Управление эффективностью не следует рассматривать просто как инструмент для выявления низкой производительности или измерения по сравнению с целевыми показателями. Хорошая система может помочь организации мотивировать своих сотрудников, признать работу своих сотрудников и определить возможности для развития. »

В исследовании подчеркивается, как менеджеры должны распределять время, чтобы делать это должным образом и обеспечивать беспристрастный и справедливый процесс.

McKinsey поддерживает это заявление, предлагая следующее; «устойчивые организации не только выживают, но и процветают, несмотря на неопределенность», и поэтому важно, чтобы управление эффективностью стало «ключевым фактором», переводящим «стратегию в четкие приоритеты» с идеей, что как только это согласование с целями будет применено к отдельным лицам и команды, лидеры лучше подготовлены к распределению или перераспределению ресурсов для обеспечения максимального эффекта. Это, в свою очередь, поддерживает понимание сотрудником того, на чем сосредоточить свое время и энергию, поддерживая свои собственные цели, линейного руководителя и лидеров. (статья на сайте Mckinsey.com, ноябрь 2022 г.).

Чего следует избегать при управлении производительностью

  • Избегайте неожиданностей . Менеджеры должны обсуждать и решать проблемы в процессе и по мере их возникновения, а не оставлять их до собрания по результатам работы в конце года.
  • Избегайте фаворитизма . По возможности следует использовать объективные критерии для измерения производительности, чтобы снизить риск того, что менеджеры будут замечены в том, что они отдают предпочтение одним сотрудникам по сравнению с другими, и
  • .
  • Избегать дискриминации . Работодатели должны активно учитывать разнообразие своей рабочей силы и следить за тем, чтобы их договоренности были справедливыми по отношению ко всем и соответствовали Закону о равенстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *