Имя фандорина: Недопустимое название | AkuninPedia | Fandom

Роковое имя и загадка прототипа: откуда взялся Эраст Фандорин

Эраст Петрович Фандорин – герой, прославивший писателя Григория Чхартишвили. Под псевдонимом Борис Акунин Чхартишвили создал серию детективных романов, ставшую бестселлером в России, некоторые из романов были экранизированы и имели огромный успех у зрителей.

© Мир24

Существует версия, что фамилия Фандорина является аллюзией на журналиста Жерома Фандора – героя серии детективных романов о Фантомасе, созданной Марселем Алленом и Пьером Сувестром. Что касается самого героя, кто-то видит сходство с судьбой Всеволода Владимировича Крестовского, написавшего популярнейший роман второй половины XIX века «Петербургские трущобы» (по его мотивам сняли сериал «Петербургские тайны»). Кто-то считает, что прототипом стал русский предприниматель, меценат и коллекционер немецкого происхождения Владимир Карлович фон Мекк. Литературным прототипом называют и Эдмона Дантеса из романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Кажется, что единого исторического или литературного персонажа под этим образом просто не заложено: писатель создавал Фандорина из черт литературных героев и деталей реальных биографий словно паззл, предоставив читателям любопытную головоломку.

Видео дня

«Прототип Фандорина – 20 процентов Печорина плюс 30 процентов князя Мышкина плюс 10 процентов Андрея Болконского плюс 15 процентов полковника Най-Турса плюс пять процентов агента Купера плюс восемь процентов собственной рецептуры. Взболтать, дать отстояться в течение трех первых романов, а потом относиться как к живому человеку, от которого автор может ожидать всего чего угодно», – заявил как-то Чхартишвили в интервью.

Акунин посвятил этому герою 15 книг. Особенность «фандоринского» цикла – нарушенная хронология между биографией героя и последовательностью выхода детективов. Так, действие романа «Азазель» разворачивается в 1876 году в Москве, Лондоне и Санкт-Петербурге, а книга «Планета вода» переносит читателя сразу в 1903 год на корабль близ затонувшего острова Аруба. Каждый новый роман содержит немало отсылок к прошлым, так что общая картина складывается только после прочтения всего цикла.

По сюжету известно, что Эраст Петрович родился в 1856 году, ровно на 100 лет раньше своего создателя. Он потомственный дворянин из разорившейся семьи, после внезапной смерти отца единственный сын остался без средств к существованию. Именно этим событием из детской биографии Фандорина Акунин в своем следующем после «Азазеля» романе «Турецкий гамбит» объясняет необычную способность героя выигрывать в любой азартной игре или споре, исход которого определяется случайностью.

Мать мальчика, Елизавета, умерла при родах, и отец, Петр Исаакиевич, оплакивая жену, назвал сына Эрастом – именно так в повести Карамзина «Бедная Лиза» звали юношу, погубившего героиню. Имя Лиза становится роковым для протагониста знаменитого детективного цикла Акунина: всех его будущих трех жен будут звать Елизаветами.

После Русско-турецкой войны Фандорин получает назначение секретарем посольства Российской империи в Японии и следует оттуда на пассажирском судне «Левиафан», где расследует серию загадочных убийств. О жизни сыщика в Японии рассказывает вторая часть романа «Алмазная колесница», а также рассказ «Сигумо» из цикла «Нефритовые четки». После возвращения в Москву Фандорина назначают на должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе – о его приключениях в этот период рассказывают повести «Пиковый валет», романы «Статский советник», «Любовница смерти» и «Коронация». Фандорин проходит путь от клерка столичной полиции до высокопоставленного чиновника, но своему главному хобби – расследованиям – не изменяет.

Япония появилась в приключениях Эраста Петровича неслучайно. Дело в том, что до начала карьеры писателя выпускник историко-филологического факультета Института стран Азии и Африки МГУ (ИСАА) Григорий Чхартишвили профессионально занимался литературным переводом с японского и английского языков. Он перевел и адаптировал известные работы знаменитых писателей и поэтов Страны восходящего солнца – Кобо Абэ, Мисима Юкио и Масахико Симада.

Любовь автора ко всему японскому прослеживается не только в его переводах и личной жизни (первой женой Акунина была японка), но и в детективах. Писатель перенес действие всего романа «Алмазная колесница», а также рассказа «Сигумо» из сборника «Нефритовые четки» в Иокогаму и Токио, а одним из немногих близких друзей Эраста Фандорина стал японец Масахиро Сибату (Масу), неизменно сопровождающий его в разгар Русско-японской войны. Кстати, вклад Акунина в развитие культурных связей между Москвой и Токио заметили и в Японии: в 2005 году он был награжден почетной грамотой МИД Японии, а в 2009 году писатель стал кавалером ордена Восходящего солнца четвертой степени.

«Первое впечатление от Эраста Фандорина было такое: немногословен, сдержан, вежлив. На вкус Гоша слишком уж лощеный. Крахмальный воротничок торчит будто алебастровый, в шелковом галстуке жемчужная булавка, в петлице (фу ты – ну ты) алая гвоздика. Гладкий проборчик волосок к волоску, холеные ногти, тонкие черные усы словно углем нарисованы», – так описывается внешность уже не юного Фандорина.

Эраст Петрович у Акунина выглядит моложаво, одевается щегольски, высок, строен, широкоплеч, черноволос и голубоглаз, черты лица тонкие и красивые.

«Голос спокойный, тихий, говорит с легким заиканием, но каждое слово к месту, и видно, что повторять одно и то же дважды не привык. Внушительный господин, ничего не скажешь».

Сдержанность, проницательность, неизменная холодность к женщинам и внешняя привлекательность – по этим характеристикам внимательный читатель узнает любимого героя задолго до того, как автор официально представляет Эраста Петровича. Именно эти черты внешности и характера героя стали отправной точкой для режиссеров, которые экранизировали романы Акунина. Три фильма – три режиссера.

Серию кино о приключениях Фандорина в 2002 году открыл четырехсерийный детективный фильм Александра Адабашьяна «Азазель». Роль молодого чиновника сыскного ведомства сыграл Илья Носков, его партнерами по съемочной площадке стали актеры Сергей Безруков и Олег Басилашвили.

Следующую экранизацию – фильм «Турецкий гамбит» 2005 года – снял Джаник Файзиев. Фандорина в нем сыграл так не похожий на Носкова Егор Бероев. В том же году вышла третья экранизация: режиссер Филипп Янковский перенес поклонников акунинского творчества с полей Русско-турецкой войны сразу в предреволюционную Москву, где чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе Эраста Фандорина играет актер Олег Меньшиков. Кстати, на кандидатуре Меньшикова настоял сам Акунин.

В 2023 году на интернет-площадке планируется выход мини-сериала «Азазель», снятого по мотивам фандоринского цикла Акунина. Режиссерское кресло на этот раз занял Нурбен Эген, премьера назначена на начало января.

Люди, Масахико Симада, Илья Носков, Григорий Чхартишвили, Андрей Болконский, Джаник Файзиев, Александр Дюма, Александр Адабашьян, Кобо Абэ, Олег Басилашвили, Борис Акунин, Егор Бероев, Филипп Янковский, Олег Меньшиков, МГУ

Главное сейчас

    Больше новостей

    Мир24: главные новости сегодня

    • Очаги кори зафиксированы еще в одном регионе России: в чем причина новой вспышки?

    • Карты платежной системы «Мир» начали принимать банки Кубы

    • Оскар — 2023: лучшие наряды звезд

    Самурай без господина «Просто Маса» Бориса Акунина — спин-офф фандоринского цикла о верном слуге, вернувшемся в Японию.

    Пока его можно только послушать

    Литературный критик Галина Юзефович рассказывает о новом тексте Бориса Акунина «Просто Маса», вышедшем в формате аудиокниги на сервисе Storytel. Это спин-офф истории о сыщике Эрасте Фандорине, действие которого происходит после событий романа «Не прощаюсь», завершившего цикл. Верный слуга Фандорина Маса, оставшись в одиночестве, отправляется в Японию — на родину, где не был 40 лет. Там он ведет собственное расследование.

    Борис Акунин. Просто Маса. М.: Storytel, 2020 

    Не так много найдется в русской литературе последних десятилетий героев, чье имя пробуждало бы в читателе настолько безусловный покупательный рефлекс, как имя Эраста Петровича Фандорина. Любой текст, хотя бы призрачно осиянный его присутствием, вызывает у десятков тысяч людей по всей стране радостное волнение пополам с тревогой — хорош ли? Не обманет ли на сей раз? И хотя после официальной кончины Фандорина в романе «Не прощаюсь» надеяться на прямое продолжение его приключений, в общем, не приходится, возможность спин-оффов и косвенных продолжений была Борисом Акуниным любовно сохранена и явно предусмотрена. «Просто Маса», на этой неделе появившийся в виде аудиосериала, первый и наиболее очевидный из них: речь в нем, как несложно догадаться, идет о дальнейшей судьбе верного фандоринского «Ватсона» Масахиру Сибаты, после смерти Эраста Петровича превратившегося в бесприютного ронина — самурая без господина.

    И тем не менее, вопреки ожиданиям, Акунин не спешит браться за дело и для начала переносит нас на шестьдесят лет в прошлое — на зарю эры Мэйдзи — и делает свидетелями трагического противостояния двух токийских преступников: благородного вора Тацумасы Сиракабы и беспринципного гангстера Сахэя Тадаки. Ведомый своеобразным кодексом воровской чести, Тацумаса никогда не ворует у своих, у хороших людей и у бедняков, но главное — он никогда и никого не лишает жизни. У Тадаки же, напротив, руки по локоть в крови, а все могущество его шайки зиждется на лютой жестокости и полном пренебрежении любыми правилами. 

    Смысл открывающей роман новеллы очевиден. В семье Тацумасы растет обожаемый родителями поздний сын, годовалый малыш по имени Масахиро, и даже самому наивному читателю (или, в данном случае, скорее слушателю) не составит труда сложить два и два, чтобы понять: хотя сам Маса считает себя безродным подкидышем, на деле в его венах течет благородная кровь. Но подлинное композиционное значение этого эпизода, в котором традиции, честь и изящество, воплощенные в Тацумасе, вступают в опасный поединок с грубой силой и вероломством, сконцентрированными в Тадаки, мы поймем лишь в самом конце, когда все детали хитро придуманной головоломки сложатся и авторский замысел откроется нам во всей полноте. 

    Давнишняя история служит обрамлением для тех самых похождений осиротевшего Масы, которые, собственно, и сулит нам название аудиосериала. Выполнив долг мести за господина, он решает покинуть Европу и вернуться в Японию, где отсутствовал более сорока лет. И надо же такому случиться, что долгожданное возвращение блудного ронина на родную землю приходится именно на 1 сентября 1923 года — день великого землетрясения, стершего с лица земли Иокогаму и большую часть Токио. События этого драматичного дня, на протяжении которого Маса спасет из лап сутенеров английскую школьницу, познакомится с предводителем местных якудза и обзаведется полезными связями в императорской полиции, станут определяющими для дальнейшей судьбы героя. Именно из-за них парой лет позже Маса окажется в центре сложнейшей интриги вокруг атамана Григория Семенова — одного из вождей белого движения, якобы сумевшего вывезти в Японию легендарное золото Колчака.

    Сказать, что в качестве протагониста Маса способен в полной мере заместить в читательском сердце блистательного Эраста Петровича (он в аудиосериале мелькнет лишь один раз, в коротком флешбэке), будет изрядным преувеличением. Опытный герой второго плана, в отсутствие Фандорина Маса выглядит совсем уж простоватым и плоским. Да и расследование, которым ему придется заниматься в японской столице, можно назвать сложным разве что с точки зрения организации и логистики: герою придется очень быстро перемещаться между всеми влиятельными участниками событий, удерживая в голове их разнонаправленные (и часто взаимоисключающие) интересы. В остальном же все относительно просто — ни сложной дедукции, ни головокружительных сюжетных финтов, привычных нам по более ранним вещам фандоринского цикла, «Просто Маса» не предполагает.

    Однако некоторая банальность и механистичность происходящего на авансцене с лихвой компенсируется пышной роскошью декораций. Впервые со времен «Алмазной колесницы» Борис Акунин — напомним, в долитературной своей жизни известный ученый-японист — позволяет себе так глубоко и обстоятельно погрузиться в японские реалии. «Просто Маса» — настоящая захватывающая экскурсия по Токио и Иокогаме середины 1920-х годов, когда японский патриотизм уже начал (но еще не закончил) свое роковое перерождение в бескомпромиссный шовинизм, а на месте разрушенных землетрясением городов отстраивались, казалось, не только новые улицы, но и новая жизнь. Прозрачные аллюзии на сегодняшние события (писатель не без горечи фиксирует, как прочны и опасны оказались ограничения гражданских свобод, естественным образом возникшие после природной катастрофы), тем не менее, ни в какой момент не перерастают в самодостаточное подмигивание читателю, так что при всем сходстве деталей обновленная, встающая с колен Япония в аудиосериале Акунина остается собой, ни в какой момент не превращаясь в тривиальную аллегорию современной России. Ну, а парадоксальная притчевая развязка, лежащая в русле скорее восточной, чем европейской эстетики, довершает общее впечатление благородного и волнующего экзотизма.

    Есть у «Просто Масы» и еще одно важнейшее достоинство, не упомянуть о котором было бы неправильно. Классический, канонический детектив, в котором добро, как известно, неизбежно побеждает зло, справедливо считается самым уютным и комфортным из литературных жанров. И эти драгоценные свойства присущи новому детищу Бориса Акунина в полной мере: выверенное сочетание драйва и надежности, приятного волнения с уверенностью, что все так или иначе будет хорошо, делает «Просто Масу» одной из самых полезных — поддерживающих, утешительных и согревающих — новинок нынешней нервной весны.  

    Галина Юзефович

    Серия «Эраст Фандорин» Бориса Акунина

    Писатель Борис Акунин в 2013 г. (CC BY-SA 4.0)

    BY Бенджамин Велтон

    Бенджамин Велтон

    27 марта 2021 г. Обновлено: 27 марта 2021 г.

    Поделиться

    Много лет назад, на закате Советского Союза, миллионы советских граждан наслаждались греховным удовольствием, прочитав парочку детективных романов. Ударение следует сделать на слове «виновен», ибо, за исключением изображений Шерлока Холмса и доктора Ватсона Василия Ливанова и Виталия Соломина на советском государственном телевидении с 1979 до 1986 года советское правительство осуждало детективный жанр.

    В немалой степени это проистекало из марксистской интерпретации жанра как тесно связанного с буржуазным рационализмом, индивидуализмом и идеологией капитального рынка. Вымышленные детективы, особенно такие, как Холмс или Лорд Питер Уимси Дороти Л. Сэйерс, подвергались критике со стороны коммунистических литературных критиков за отсутствие революционного сознания. Таким образом, многие жадные до тайн советские люди, такие как жена Григория Чхартишвили, осмеливались читать детективные романы на публике только в том случае, если они были предварительно покрыты коричневой бумагой.

    Большой злодей

    Немногие знают имя Чхартишвили, но миллионы читателей по всему миру знают, кто такой Борис Акунин (1956 г.р.). Чхартишвили, этнический грузин и москвич в третьем поколении, российский писатель и специалист по японской литературе и культуре. Он взял себе имя «Борис Акунин» (по-японски «большой плохой человек»), чтобы в одиночку изобрести современный русский детективный роман.

    Его первая публикация под псевдонимом Акунина, 19«Зимняя королева» 98-го года представила миру детектива Эраста Петровича Фандорина. В отличие от многих вымышленных детективов, Фандорин полностью человек и постоянно уязвим, а это значит, что у него есть слабости, сомнения и далеко не безоблачное прошлое. Также у него ярко выраженное заикание.

    Вынужденный покинуть Московский государственный университет из-за огромных долгов своего покойного отца, Фандорин устраивается клерком в полицию. Его природная гениальность проявляется, и довольно скоро Фандорин становится сыщиком и членом тайной полиции, известной как Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

    В поисках других писателей

    Учитывая, что действие романов Фандорина происходит в эпоху Российской империи, и поскольку Фандорин в такой же степени шпион, как и проныра, в романах Акунина сыщик попадает в несколько разных водоворотов. по всему миру. В «Турецком гамбите» Фандорин оказывается в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В «Алмазной колеснице» дело Фандорина касается не только Транссибирской магистрали, но и русско-японской войны в северном Китае и Корее.

    Помимо исторического характера, фандоринские мистерии посвящены классическим тропам, темам и создателям жанра мистерий. Возьмем, к примеру, «Убийство левиафана». Действие фильма «Убийство на Левиафане», действие которого происходит на борту пассажирского корабля в 1870-х годах, с его темой проклятой археологии, многонациональными пассажирами и запутанной тайной, напоминает великую Агату Кристи и ее романы, такие как «Смерть на Ниле».

    Это тоже не случайно; Акунин — любитель детективного жанра, и его романы о Фандорине отдают дань уважения прошлому детективного жанра. «Любитель смерти» — это диккенсовское произведение, а сборник рассказов «Особые поручения» помещает Фандорина в самое сердце викторианского Лондона во времена Джека Потрошителя, пожалуй, самого известного серийного убийцы в истории литературы.

    Лучшее время

    Также чтят минувшие дни Российской империи. Это не значит, что романы Акунина — слепые гимны царизму. В этих романах много двуличных персонажей, и не все из них большевики-бомбардировщики или обычные воры. Столь же часто появляются коррумпированные русские бюрократы, студенты-идеалисты, на которых слишком сильно повлиял Ницше, и королевские психопаты.

    Однако нельзя не читать романы Фандорина и не влюбиться в простое дворянство того периода. Персонажи ведут себя прилично. У них есть честь. У них есть лояльность, и нет более лояльного персонажа, чем Маса. Маса, который впервые появляется в «Алмазной колеснице», — бывший гангстер якудза, которого Фандорин нанимает своим учителем ниндзюцу. Маса снова и снова спасает жизнь Фандорина в романах, все время думая о том, что можно истолковать как расистское или, по крайней мере, антизападное мнение о европейской гигиене и гендерных отношениях.

    Серия «Фандорин» — вершина и апогей величия исторической мистерии. Акунин — опытный стилист, который интересуется мельчайшими подробностями русской истории, ее имперской культуры и уникальностью русской души. Романы Фандорина также являются настоящим праздником для любителей мистики и детективной фантастики, и они предлагают редкую кросс-культурную возможность увидеть традиционный сюжет запертой комнаты, перенесенный в Россию 19-го века.

    Бенджамин Велтон — писатель-фрилансер из Новой Англии.

    «Я не Хавел», говорит, что кампания русского автора Акунина

    • Опубликовано

    Изображение изображение, AFP

    . с участием детектива Фандорина

    Рэй Ферлонг

    BBC News

    Он является одним из ведущих российских оппозиционеров и писателем-бестселлером детективов, но Борис Акунин говорит, что ушел от митингов протеста и детективной литературы.

    Акунин (настоящее имя Григорий Чхартишвили) продал более 18 миллионов книг и сыграл важную роль в антипутинских демонстрациях, заполнивших улицы Москвы.

    «Выступление перед демонстрацией — это для меня кошмар», — сказал он Би-би-си в Лондоне. «Я делал это дважды в прошлом году, и каждый раз это было тяжелым испытанием».

    Акунин бросил роман, который писал во Франции, и улетел обратно в Москву в декабре 2011 года на фоне массовых протестов против предполагаемых фальсификаций на парламентских выборах в России.

    В прошлом году было больше массовых митингов, так как Владимир Путин был переизбран президентом на неоднозначных выборах. Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заявили, что голоса «перекосились» в его пользу.

    Но Акунин говорит, что ему было не по себе, как будто его втянули в роль писателя-диссидента.

    «Давление было довольно сильным. Все хотят, чтобы ты вел себя как Вацлав Гавел, [покойный] чешский президент и писатель. Они говорят: «Ты русский Гавел?» Я не собираюсь. Я не собираюсь баллотироваться в президенты, быть депутатом или министром или кем-то еще. Я хочу остаться писателем».

    Это не означает, что Акунин теряет интерес к российской политике, просто меняется его подход.

    «Теперь я обнаружил, что мне не нужно выступать перед десятками тысяч людей. Я писатель. У меня есть блог, который люди могут читать.»

    На прошлой неделе Хьюман Райтс Вотч опубликовала отчет, в котором говорится, что российские власти развернули самые жестокие политические репрессии со времен СССР. Акунин считает, что Россия находится на опасном поворотном этапе.

    «Поддержка Путина в России 62%. А доверие к Путину всего 32%. То есть люди его поддерживают, потому что не видят выбора, но не доверяют ему.»

    Новая перестройка?

    Он разочарован тем, что массовые протесты, охватившие Москву в 2011 и 2012 годах, прекратились?

    «Путин может прожить годами, а может сгореть за пару дней. Это запросто может случиться — просто случайно кого-нибудь убьют, а на следующий день на улицах будут сотни тысяч москвичей.

    «Но я боюсь резких перемен в такой стране, как Россия, у которой есть ядерное оружие. Я не хочу революции, даже мирной революции. Мы не Чехословакия, мы Россия. Я надеюсь на что-то вроде новой перестройки».0003

    «Перестроечные» реформы Михаила Горбачева в 1980-х годах были направлены на то, чтобы вывести советское общество из застоя, не демонтируя при этом коммунистическую систему.

    Акунин осторожно описывает свою стойку. Он говорит, что это ставит его в противоречие с другими лидерами оппозиции, которые хотят более быстрых перемен, но он не хочет их критиковать, потому что власти преследуют их.

    Например, блогер Алексей Навальный в настоящее время ведет налоговое расследование, которое часто рассматривается как преднамеренный способ давления властей на политических оппонентов.

    Но Акунин говорит, что сам репрессий не боится.

    «Я не очень думаю, что с писателем так поступят, потому что история политических преследований писателей в России такая большая. Но такое могло случиться. У меня есть свои читатели, и они пишут мне обо всем, что Я знаю, что время от времени получаю секретные чеки о своем доходе».

    Фанаты Фандорина

    Но Акунин, выступая за джин-тоником в баре лондонского отеля, возможно, собирался разочаровать некоторых своих читателей. Он был в Лондоне, чтобы обсудить англоязычный мини-сериал, основанный на его герое-детективе Эрасте Фандорине.

    Романы о Фандорине, гламурная возня по царской России, стали бестселлерами с 1990-х годов. Другие герои-детективы, в том числе монахиня, расследующая преступления, сестра Пелагея, также пользовались огромной популярностью — и помогли сделать Акунина ценным активом для оппозиционного движения.

    Тем не менее, на вопрос о будущем Акунина говорит, что будет еще две книги о Фандорине, и тогда он бросит криминальную литературу.

    «Я переодеваюсь. Мне совсем надоела криминальная литература. Закончу серию «Фандорин» и больше не буду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *