Имя фандорин: Недопустимое название | AkuninPedia | Fandom

«Фандорин. Азазель»: мир Акунина, где в 2023 году Россией правит Николай III

На Кинопоиске состоялась премьера детективного сериала «Фандорин. Азазель». Это довольно точная экранизация первого романа цикла Бориса Акунина о приключениях сыщика Эраста Фандорина — только действие книги перенесено из XIX века в альтернативный 2023 год, где Россия осталась империей. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков посмотрел первые два эпизода шоу и рассказывает, к чему привели такие перемены.

«Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом», — такое посвящение украшало обложку всех романов Бориса Акунина о сыщике Эрасте Фандорине, отражая их ностальгически-романтический тон. Сериал «Фандорин», который начинает экранизацию цикла с «Азазеля» (в планах, по всей видимости, адаптация всей серии), сразу же отказывается как минимум от первой части: вместо 1876 года его действие разворачивается в альтернативном 2023-м.

Революции большевиков не случилось (Ленин бежал в Аргентину), Россия осталась империей, у власти по-прежнему династия Романовых, на престоле — царь Николай III

(Максим Матвеев), при нем премьер-министром служит Дмитрий Орлов (Евгений Стычкин), тоже, наверное, потомок. Тем не менее знакомый по произведениям Акунина Фандорин (Владислав Тирон из «Детективного синдрома»), не только чрезвычайно милый и трепетный, но еще и крайне проницательный молодой человек, и тут берется за громкое дело о публичном самоубийстве студента-аристократа Кокорина (Григорий Верник из «Жизы»).

close

100%

«Фандорин. Азазель» производит странноватое впечатление. С одной стороны, вся задумка с альтернативной Российской Империей — вещь, отдающая изяществом и вкусом. Едва ли роман Акунина сработал бы в действительной современной России, а во второй раз адаптировать его близко к букве (первая экранизация вышла 20 лет назад) — занятие, может, и достойное, но творчески менее интересное.

С другой стороны, эта фантазия, как ни крути, отдает имперской мечтой о реставрации некоего былого величия, которую сейчас трудно воспринимать с отрешенностью. Пускай и сам сериал разрабатывался задолго до.

Тем более что «Фандорин», в отличие от охранительского «Майора Грома» с его дурацким Петербургом-Готэмом и оппозиционерами-террористами, явно стремится сформулировать что-то внятное по поводу окружающей реальности, добавляя к роману «Азазель» многое от себя. Например, художника Ульянова (правнука Ленина), устраивающего акции в духе арт-группы «Война».

close

100%

Изменений и добавлений тут в принципе полно. Некоторые из них вполне любопытны и уместны: помимо упомянутого Ульянова, это, в частности, расширение линии возлюбленной Фандорина Лизаньки (именно так, через «а», имя пишет сам Акунин) в исполнении Милы Ершовой из «Трудных подростков». Некоторые же — не очень, вроде действия, зачем-то перенесенного из нестоличной Москвы в столичный Петроград.

По поводу остального пока сказать сложно: прессе дали посмотреть только первые два из шести эпизодов.

По ним, к примеру, невозможно понять, выльется ли во что-то осмысленное кража авторами предсказывающего устройства из «Особого мнения» Филипа Дика. Или подробный рассказ о буднях стеснительного императора Николая III, в котором легкая пародия на драму «Король говорит!» совмещена с пьяными сетованиями следующего содержания: «Даже, ***** [блин], изменить жене не могу, как обычный русский мужик!»

close

100%

Несмотря на все эти темные пятна, «Фандорин» остается верен тексту Акунина в самом важном: он предлагает следить за приключениями мужчины, напрочь лишенного токсичной маскулинности, исповедующего нежность и отзывчивость вместо бестолковой силы и циничности. Если уж кого и назначать героем нашего времени, то именно такого вот добродушного мальчика, чуть что готового залиться трогательным румянцем. Обаянию Фандорина тяжело, да и не хочется сопротивляться, и оно распространяется на все окружающее его шоу. В том числе на эту странную имперскую романтику, которая во многом, если задуматься, жутковата, но отталкивается при этом от того, что Россия — часть глобального мира, не обнесенная непроницаемой стеной и сохраняющая место для разума и милосердия.

Юноша бледный, печальный рыцарь и светский (статский) советник: Как менялся образ Эраста Фандорина в экранизациях?

Кино и сериалы

На «Кинопоиске» с 19 января начнут показывать сериал «Фандорин. Азазель» — новую версию приключений проницательного сыщика из исторических детективов. К выходу проекта «Собака.ru» вспоминает, каким Эраст Петрович уже представал в кино, а также рассказывает, что ждать от Фандорина образца 2023 года.

Первый Фандорин

Впервые бестселлеры о сыщике с чертами классического романтического героя (сиротство, заикание, чуть посеребренные виски, невероятная удачливость в азартных играх, но не любви) поставили в 2002-м. Начав, по традиции, с начала, то есть с давшего старт книжному циклу «Азазеля».

За экранизацию взялся актер и художник Александр Адабашьян под продюсерством Константина Эрнста. Впрочем, в итоге режиссер просил свое имя из титров получившегося проекта снять. А на «Первом канале» показали продюсерскую версию телефильма «Азазель» из четырех эпизодов.

В ней Эраст Фандорин (дебютант Илья Носков) — юноша то бледный со взором горящим, то с щеками, пламенеющими от румянца. Особенно, когда он смотрит на невесту Лизу (Марина Александрова). В антураже чуть старомодной костюмной картины в духе «Петербургских тайн» или советских приключений Шерлока Холмса он учится наблюдательности, проницательности и анализу вероятных последствий своих действий. Пока же они приводят к трагедии, оставляющей следы внешние — как раз ту самую седину висков в 20 с небольшим и легкое заикание — и внутренние. Зато сбывается мечта Эраста Петровича: из письмоводителя он становится сыщиком.

Фандорин в аттракционе

Следующим Фандориным стал актер Егор Бероев в экранизации романа «Турецкий гамбит». На дворе уже 2005 год, и все тот же Константин Эрнст в компании Леонида Верещагина и Анатолия Максимова выбирает новую стратегию: поручить адаптацию приключенческой книги с заговорами на фоне Русско-турецкой войны Джанику Файзиеву, входившему в продюсерскую группу «Азазеля».

Он превращает ее в блокбастер с отлетающими колесами (нарисованными на компьютере), взрывами, погонями (на настоящих лошадях) и драками.

Фандорин здесь немного Печорин с Чайльд-Гарольдом — грустно спасает эмансипированную «мадмуазель» Вареньку (Ольга Красько), отправившуюся на войну вслед за женихом, печально вычисляет предателя в своих рядах, безрадостно демонстрирует зрителю, как устроен его мыслительный процесс. И вообще чаще хмурится, уступая как раз Вареньке место центрального персонажа, за которым наблюдать благодаря ее живости куда интереснее. Впрочем, возможно дело в возрасте: как пел «Аквариум», «кто весел, то стар, кто мрачен, тот юн». Эрасту Петровичу тут всего 21 год.

Фандорин и хруст французской булки

В том же 2005-м выходит экранизация еще одной книги про Фандорина. Перепрыгнув в хронологии сразу несколько романов и повестей, Филипп Янковский (как режиссер) и Никита Михалков (как продюсер) остановились на политическом детективе про списанную с народовольцев так называемую «Боевую группу». Стилистический подход — имперский размах и тоска по «стране, которую потеряли» из-за будущих революций.

Фандорину здесь уже 35. И им стал Олег Меньшиков, на тот момент превосходивший в возрасте своего героя на 10 лет. Но в сознании зрителей (и, видимо, Никиты Михалкова, до этого снявшего его в роли юнкера в «Сибирском цирюльнике») вечно молодой, как Костик, сыгранный им же в «Покровских воротах». Фандорин Меньшикова холодный, отстраненный и более жесткий, но не циничный: он все также верит, что «зло пожирает само себя».

Фандорин несостоявшийся

В 2007-м ходили слухи, что экранизация романов о Фандорине заинтересовала Пола Верховена — режиссера «Основного инстинкта», «Звездного десанта», «Она» и «Шоугелз». В его дрим-касте в роли роковой Амалии Бежецкой из «Азазеля» была Мила Йовович, а сам проект назывался «Зимняя королева» (как и сама книга в английской версии). В 2010-м он якобы перешел к Федору Бондарчуку, а роль Фандорина получил актер Антон Ельчин.

Но съемки в итоге так и не состоялись, а в 2016 году погиб Ельчин.

Фандорин-2023

Новый сериал «Фандорин. Азазель» сделан в жанре альтернативной истории: действие происходит в 2023 году, но в Российской империи. Революция, судя по всему была, но оказалось неудачной (примерный контекст дается на вечеринке Амалии Бежецкой). Теперь родственник Ленина — художник-акционист (Евгений Серзин), а у власти Николай III (Максим Матвеев). Тут пользуются гаджетами, но есть мальчики-газетчики с печатным «Вестником империи».

Русский язык не был реформирован, поэтому Эраст Фандорин (Владислав Тирон) и Лиза (Мила Ершова) переписываются с ер и ять. А популярная соцсеть зовется «Портретъ». Какие-то вещи решены особенно остроумно. Например, эпизод, как Фандорина смог спасти корсет от удара ножом, если все одеваются современно (кроме полицейских в сюртуках).

Фандорина в сериале, снятом в Петербурге режиссером Нурбеком Эгеном («Шерлок в России»), играет Владислав Тирон из «Детективного синдрома» и «Триггера». Он не такой наивный и возвышенный, как Илья Носков в версии 2002-го. Зато более вдумчивый и цельный. По крайней мере, сомнений, как этот юноша мог трансформироваться в чуть ли не супергероя (ведь у Фандорина есть даже сверхспособность — всегда выигрывать!) точно не возникает. А значит для всего проекта «Азазель» может стать лишь первым сезоном.

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Елена Анисимова,

Рубрика:

Что смотреть дома

Любовница смерти: Тайна Фандорина | 9780802148568

От издателя*

От Бориса Акунина, писателя, придумавшего популярный русский криминальный роман, захватывающий рассказ о тайном обществе самоубийц в Москве рубежа веков с участием наивного молодого человека главный герой и неподражаемый герой Эраст Фандорин.

Наивная юная Маша Миронова приезжает в Москву на рубеже веков со скромным наследством и решимостью избавиться от провинциального сибирского воспитания. Как только она приземляется в Москве, она становится Коломбиной, безрассудной и смелой молодой женщиной с эксцентричными нарядами и домашней змеей, которую носят как ожерелье. В своем стремлении к опасности и страсти Коломбина вскоре обнаруживает Любовников Смерти — небольшую группу поэтов, очарованных смертью, которые каждую ночь собираются в доме своего лидера, дожа, и проводят сеансы, чтобы определить следующего избранника смерти. Однажды названный на сеансе, выбранный участник должен дождаться трех признаков смерти, прежде чем покончить с собой. Череда самоубийств, совершенных этой группой, привлекла внимание, стала поводом для широкого освещения в СМИ и массовой истерии в Москве. По мере того, как численность группы сокращается, появляется таинственный новичок. Представленный читателю как Эраст Фандорин благодаря присутствию своего верного японского помощника, Фандорин начинает расследование самоубийств, одновременно пытаясь убедить участников в том, что смерть не красива и не поэтична, и ее не следует искать.

Но сможет ли джентльмен-детектив помешать Коломбине действовать, когда она получит три безошибочных знака? She Lover of Death — это фантастически занимательная детективная история об убийстве, в которой орудием убийцы являются обман и психологическая манипуляция.

Цитата из отзыва* Похвала Любительнице Смерти :

«Акунин продолжает отмечать самые разнообразные подходы к приключениям Великого Сыщика за всю историю».0008 Kirkus Рецензии

«Романы Акунина — завораживающая смесь пафоса и стилизации; его персонажи масштабны, но никогда не абсурдны… [ Любовница смерти ] столь же изобретательны, как и ранние романы Фандорина, и полны умные и неожиданные повороты.»- Sunday Times

«Акунин не стремится к правдоподобию. То, что он представляет, представляет собой абсурдно вымышленную историю, сюрреалистическую и комическую. Его персонажи возмутительны и совершенно невероятны. Фандорин — невероятно героический фигура. Сочетание неотразимое.»- Times (Великобритания)

Восхваление Бориса Акунина и тайн Фандорина:

урсивный русский романы 19-го века и классика социально-сатирического саспенса Уилки Коллинза. Но сравнения не могут быть достаточными для автора, который сам по себе является виртуозом.0015

«Акунин поддерживает динамичность действия и головокружительные логические повороты, не жертвуя при этом юмором или глубиной описания». — Publishers Weekly , отмеченный звездами обзор Коронация

900 07 «Дурак, острая и чертовски умная, «Коронация» — это отчасти захватывающая приключенческая история, отчасти комедия нравов в духе «Аббатства Даунтон», и все это весело». — Seattle Times , on что будет дальше, Акунин, самый дерзкий автор исторических загадок в этом деле, показывает, что он далеко впереди вас».0008 Киркус Рецензии , on Коронация

«Я с нетерпением жду возможности прочитать больше Фандорина в переводе с русского Эндрю Бромфилда в этой загадочной серии, которая бросает вызов ожиданиям, хотя и восхищает своим интеллектом и неожиданностями. » — Преступный элемент , на Коронация

«Полное приключений и необычайной жизненной силы, стремительное путешествие в уникальное время и место, но с человечностью, которая затрагивает всех нас.»- Энн Перри, тел. Государственный советник

«Фандорин восхищает своей шелковой иронией и умными маневрами… Это последнее дело показывает, что криминальная звезда всей России все еще ярко сияет».- Independent (Великобритания) , on Статский советник

«Описания Акуниным внешности и темпераментов персонажей, а также период времени вызывают в памяти приключения Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. конец.» — Publishers Weekly , on Статский советник

«Несмотря ни на какие повороты и повороты, и Акунин, и его герой сохраняют невозмутимое приличие, что делает этот рассказ о терроризме и борьбе с терроризмом самым церемонным из всех, что вы когда-либо читали. «- Киркус Рецензии , на Статский советник

«Чудесный странный и манящий роман. .. Сложный, запутанный, глубоко царский и русский до мозга костей, как будто Толстой сел писать детективное убийство» … Не совсем похоже ни на что из того, что вы когда-либо читали раньше».0008 Алан Фурст, на The Winter Queen

«Восхитительные шутки через стилизованные поздние девятнадцатого века»- New Yorker

«Российский Ян Флеминг … Акунин Рут Ренделл, на Королева Зимы

«Если бы Пушкин попробовал себя в детективной фантастике, то могло бы получиться что-то вроде этого. Обзор книги York Times , on Королева Зимы

«Изысканное… Чудо неправильного направления.»- Boston Globe , on Турецкий Гамбит

«[Акунин’ s) в романах фигурирует славянский Шерлок Холмс, который говорит владеет японским и английским языками, владеет боевыми искусствами и обладает чертовски привлекательной внешностью… Миллионы читателей были соблазнены. восхитительный персонаж, не похожий ни на один другой криминальный роман». 0008 Times (Великобритания), на Турецкий гамбит

«Акунин пишет как гибрид Калеба Карра, Агаты Кристи и Элизабет Питерс». — Publishers Weekly , на Убийство на Левиафане

Биографическая справка Борис Акунин — псевдоним Григория Чхартишвили, родившегося в Республике Грузия в 1956 году. Филолог, критик, эссеист и переводчик японского языка Акунин опубликовал свой первый детективный роман в 1998 и стал одним из самых читаемых авторов в России. Он является автором романов Эраста Фандорина, в том числе «Зимняя королева» и серии «Сестра Пелагея». Он живет в Москве.

Внутри литературного проекта Акунина — University of Toronto Press

17.06.2021 Елена В. Барабан и Стивен М. НоррисОт автора, История, Литературоведение, Славяноведение

Проект Акунина — первая книга по изучению художественной и популярной истории Григория Чхартишвили, одного из самых успешных писателей постсоветской России. Чхартишвили опубликовал более шестидесяти книг под псевдонимами, включая Бориса Акунина, одного из самых популярных и плодовитых русских писателей двадцать первого века. В этом посте редакторы Елена В. Барабан и Стивен М. Норрис рассказывают о своей книге и предлагают нам заглянуть в загадочную личность автора бестселлеров России.

***

Елена В. Барабан и Стивен М. Норрис

Пьеса Антона Чехова Чайка [ Чайка ] положила начало карьере писателя как драматурга. Написанная в 1895 году и впервые исполненная в 1896 году, она поначалу провалилась, отчасти потому, что Чехов хотел, чтобы она была комедией. Когда Константин Станиславский переформулировал ее как драму, она щелкнула, став первой из четырех пьес, которые определили современную драму.

Сюжет включает в себя любовные треугольники, запутанные отношения между социальными классами во все более разнообразной Российской империи, пьесу в пьесе, комментирующую современное искусство, и мертвую чайку (на самом деле это просто чайка, учитывая, что действие происходит место далеко внутри страны). В главных ролях спектакля — известный писатель-беллетрист Борис Тригорин, пожилая актриса Ирина Аркадина, юная дочь богатого помещика Нина и сын Ирины Константин, мечтатель-символист, драматург и убийца титулованной чайки. Константин пытается покончить жизнь самоубийством в третьем акте; пьеса заканчивается выстрелом за кулисами и его очевидной смертью.

А что, если он не покончил жизнь самоубийством? Что, если Константина убили, а его угрюмые манеры и суицидальные мысли стали идеальным прикрытием для идеального убийства? Знаменитое использование Чеховым закулисного действия действительно может заставить вас задуматься, особенно если вы Борис Акунин.

В 1998 году неизвестный автор под псевдонимом опубликовал четыре детектива с участием царского охранника Эраста Фандорина. «Б. Акунина», стал бестселлером в следующем году. Его загадки были игривыми, умными и забавными, противоядие от уныния, которое пронизывало большую часть постсоветской культуры. Имя автора даже отражало остроумие его первых книг, вызывая ассоциации с анархистом Михаилом Бакуниным. Более того, когда «Б. Акунин» оказался уважаемым редактором литературного журнала и знатоком Японии Григорием Чхартишвили, другие отмечали, что японское слово «Акунин» означает «злодей». Акунин/Чхартишвили стал феноменом, его обывательские загадки стали источником острых споров.

В своих первых интервью Акунин, добавивший к псевдониму «Борис», отметил, что не хочет, чтобы его считали «писателем [ писатель ]», ибо это слово было нагружено ожиданиями: он не хочу быть Толстым, Достоевским, писателем, берущимся за проклятые вопросы русской истории и идентичности. Хотя в своих произведениях он ссылался на великих русских писателей прошлого — Эраст Фандорин взял свое имя от злодея из сентиментальной повести Николая Карамзина 1792 года «Бедная Лиза», — Акунин не хотел подражать им. Вместо этого, как часто заявлял Акунин, он был беллетристом. Другими словами, он хотел быть более похожим на Тригорина в Чайка .

Так что было логично, что Акунин в тот момент, когда он стал знаменитым, обратился к первой знаменитой пьесе Чехова. В 2000 году Акунин дебютировал со своей пьесой « Чайка » в двух действиях, которая начинается в тот же момент, когда закончилась чеховская. Доктор Дорн, лечивший Константина в пьесе Чехова, объявляет, что его зовут Ван Дорн, и это звучит как Фандорин. Кажется, у всех чеховских героев были причины не любить Константина и было время его убить. Во втором акте Акунина хороший доктор играет детектива, допрашивая всех по одному, с поворотами и поворотами, которые гарантированно заставят каждого сомневаться в своих первоначальных представлениях о настоящем преступнике. В конце есть один финальный, неожиданный поворот. Два дополнительных акта Акунина читаются как оригинал Чехова, заставляя читателя (или зрителя, если вы видели его исполнение) думать, что он просто читает утерянную рукопись.

Концовку пьесы Акунина раскрывать не буду. Скажу, что если этот обзор вас заинтересовал и вы еще не знаете о Борисе Акунине, то вы только что открыли верхушку очень большого айсберга. С момента своего появления на культурной сцене в 1998 году провозглашенный беллетрист опубликовал чуть более пятидесяти произведений под именем Борис Акунина, три под именем Анатолий Брусникин, три под именем Анна Борисова, четыре под именем Акунина-Чархтишвили через дефис и два под именем его настоящее имя Григорий Чхартишвили. Он постоянно возглавлял списки бестселлеров. Этот замечательный результат отчасти является тщательно спланированным проектом, задуманным в основном в конце XIX века.90-е Чхартишвили. После политических протестов 2011 года писатель стал откровенно критиковать Владимира Путина и в конце концов эмигрировал.

Наш том «Проект Акунина: Тайны и истории автора бестселлеров России » — первая книга, посвященная феномену Акунина. Он содержит двенадцать эссе ученых, два интервью с Акуниным, взятые каждым из двух соредакторов, и четыре перевода, которые еще не появились на английском языке.

Вот заключительное признание, предложенное, возможно, в стиле Акунина:  Проект Акунина не анализирует его версию чеховской Чайки . Что касается неожиданного финала, вам придется прочитать его самостоятельно (к счастью, он появился на английском языке в переводе Майкла Каца в The New England Review ). Прежде чем вы это сделаете — или даже после — вы захотите прочитать Проект Акунина .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *