Гиппократ не лечи бесплатно: Почему Гиппократ не советовал лечить людей бесплатно — вы никогда не догадаетесь
Почему Гиппократ не советовал лечить людей бесплатно — вы никогда не догадаетесь
Здоровье
«Лекарь: Ученик Авиценны» (2013)
- Фото
- Кадр из фильма
Гиппократ вошел в историю как «отец медицины». Во времена, когда он жил, считалось, что все болезни случаются от проклятий. Гиппократ имел на сей счет иное мнение.
Он говорил, что лечения болезней заговорами, заклинаниями и магией недостаточно, посвящал много времени изучению болезней, человеческого тела, поведения и образа жизни.
И, конечно же, обучал своих последователей, а также писал медицинские труды, в которых высказывался на разные темы, в том числе касающиеся платы медработникам (читайте также: Гиппократ о здоровье: цитаты, которые нужно знать каждому).
В частности, Гиппократ говорил:
Портрет Гиппократа из коллекции Национальной галереи Марке (Италия, Урбино)
Любой труд должен быть справедливо вознагражден, касается абсолютно всех сфер жизни и всех профессий».
И еще:
Не лечи бесплатно, ибо те, кто лечится бесплатно, перестают ценить свое здоровье, а те, кто лечит бесплатно, перестают ценить результаты своего труда».
Во времена Древней Греции далеко не все жители могли позволить себе поход к врачу из-за любого недомогания. Да и не факт, что помогли бы! Медицина — на уровне зародыша (читайте также: Диета по Гиппократу: как на самом деле нужно питаться). Тело человека не было изучено, названия болезней не знали и лечились народными методами, а порой не исцелялись вовсе.
Отец медицины никогда не отрицал своей точки зрения об оплате труда врачам, но никогда не сторонился безвозмездной помощи нуждающимся.
Не ищите богатства или излишества в жизни, лечите иногда безвозмездно, в той надежде, что вы будете вознаграждены за то благодарностью и уважением от других. Во всяком предоставляющимся для вас случае помогайте бедным и чужеземцам; ибо если вы будете любить людей, то неизбежно полюбите и свою науку, свои труды и часто неприятные неблагодарные занятия.
«Лекарь: Ученик Авиценны» (2013)
- Фото
- Кадр из фильма
Юлия Свириденко
Теги
- здоровье
Сегодня читают
На грани пошлости: 17 самых «голых» платьев Каннского кинофестиваля-2023
Эльза Хоск вышла на ковровую дорожку в Каннах в самом бесстыжем платье, которое вы только видели
«Стринги съехали»: Шейк прогулялась по Каннам в прозрачном платье и оскандалилась
41-летняя Бритни Спирс втиснулась в крохотное платье русалки — это нужно видеть
Самое соблазнительное декольте Канн: Сальма Хайек шокировала всех своим нарядом
Не лечи бесплатно, ибо те, кто лечится бесплатно, перестают ценить с…
Не лечи бесплатно, ибо те, кто лечится бесплатно, перестают ценить свое здоровье, а те, кто лечит бесплатно, перестают ценить результаты своего труда.
Гиппократ
Данная цитата с различными изменениями приписывается древнегреческому врачу Гиппократу (ок. 460 — 370 ггг до н. э.), как начальная или конечная фраза «Клятвы Гиппократа». Однако в первоначальной версии «Клятвы Гиппократа», записанной в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, ничего не сказано об оплате труда врача. С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющему его смысл.
При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к вопросу оплаты труда врача. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного.
Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно, её можно воспринимать лишь как легенду.
В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:
Всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде…
— Гиппократ, «О благоприличии 5.»
Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении — ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, — то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета.
— Гиппократ, «Наставления 4.»
Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности.
— Гиппократ, «Наставления 4.»
- Медицина
Другие афоризмы на тему
Во-первых, не навреди — Harvard Health
Чтобы стать врачом, студенты-медики должны принять клятву Гиппократа. И одно из обещаний этой клятвы: «Во-первых, не навреди» (или « primum non nocere », латинский перевод греческого оригинала).
Верно?
Неправильно.
В то время как некоторые медицинские школы просят своих выпускников соблюдать клятву Гиппократа, другие используют другую клятву — или вообще ничего не делают. И на самом деле, хотя «во-первых, не навреди» приписывается древнегреческому врачу Гиппократу, оно вообще не является частью клятвы Гиппократа.
Так почему путаница?
По общему признанию, в обоих местах есть схожие формулировки. Например, вот строка из одного перевода клятвы Гиппократа:
» Я буду следовать той системе режима, которую, согласно моим способностям и суждениям, я считаю на пользу своим пациентам, и воздержусь от всего вредного и вредного. озорной».
Да, залогодатель обязуется избегать причинения вреда, но нет ничего в том, чтобы сделать это главным приоритетом. При этом Об эпидемиях говорит
» Врач должен быть в состоянии рассказать о прошлом, знать настоящее и предсказывать будущее — должен опосредовать эти вещи и иметь в виду две особые цели в отношении болезни, а именно: хорошо или не причинять вреда».
Опять же, нет явного приоритета предотвращения вреда над целью оказания помощи.
Возможно ли «во-первых, не навреди»?
Идея о том, что врачи должны, в качестве отправной точки, не причинять вред своим пациентам, привлекательна. Но не занижает ли это планку? Конечно ни один врач не должен браться за то, что будет сопровождаться только предсказуемым и предотвратимым вредом. Нам не нужен древний предок, каким бы уважаемым он ни был, или клятва, чтобы убедить нас в этом!
Но если бы медики понимали «во-первых, не навреди» буквально, никому бы не делали операцию, даже если бы она спасала жизнь. Мы можем перестать назначать маммограммы, потому что они могут привести к биопсии доброкачественной опухоли. На самом деле, мы можем даже не запрашивать анализы крови — боль, кровоподтеки или кровотечение, необходимые для забора крови, — это вред, которого можно избежать.
Но врачи рекомендуют эти вещи в рамках этической практики, потому что современная интерпретация «во-первых, не навреди» ближе к этому: врачи должны помогать своим пациентам настолько, насколько они могут, рекомендуя тесты или методы лечения, для которых потенциальные польза превышает риск вреда. Тем не менее, на самом деле принцип «во-первых, не навреди» может оказаться менее полезным и менее практичным, чем вы думаете.
Насколько практично «во-первых, не навреди»?
Представьте себе следующие ситуации:
- Ваш диагноз ясен — скажем, острый фарингит — и существует эффективное лечение, которое сопряжено с минимальным риском. Здесь «во-первых, не навреди» не особенно уместно или полезно.
- Ваш диагноз неясен и оптимальный курс обследования или лечения неясен — например, у вас болит спина или вы страдаете от головных болей. Может оказаться невозможным точно сравнить соотношение риска и выгоды одного конкретного образа действий с другим. Таким образом, вы не можете заранее сказать, будет ли тест или лечение «не причинять вреда».
- Ваш диагноз серьезный — например, неоперабельный рак — и лечение может только нанести вред. Здесь мандат «во-первых, не навреди» снова неактуален. Единственный разумный способ ухода — предложить утешение, поддержку и облегчение страданий. Это уже является руководящим принципом паллиативной помощи и широко распространено.
Суть
Дело в том, что когда необходимо принимать сложные решения в режиме реального времени, трудно применить изречение «во-первых, не навреди», потому что оценки риска и выгоды настолько неопределенны и подвержены ошибкам.
Но это есть напоминание о том, что нам нужны высококачественные исследования, которые помогут нам лучше понять баланс риска и пользы для тестов и методов лечения, которые мы рекомендуем. В конечном счете, это также напоминание о том, что врачи не должны ни переоценивать свою способность лечить, ни недооценивать свою способность причинять вред.
Миф о клятве Гиппократа
Вскоре после перестрелки с полицией в 2013 году один из подозреваемых в организации терактов на Бостонском марафоне был доставлен в местную больницу с серьезными травмами. Репортер, освещавший эту историю, описал, как, несмотря на ужасные преступления, в которых его обвиняли, врачи будут усердно работать, чтобы спасти его жизнь, потому что они дали клятву сделать это. Я знал, что она имеет в виду клятву Гиппократа. Но я также знал, что она ошибалась.
Вполне возможно, что эти врачи никогда не давали клятвы Гиппократа, но даже если бы и да, в клятве нет ничего, что конкретно обязывало бы их оказывать помощь подозреваемым преступникам.
Возможно, должен, но не работает.
На самом деле современная клятва Гиппократа охватывает лишь несколько вопросов, относящихся к этической практике медицины. Он охватывает некоторые важные вещи. Кое-что из этого вызывает споры и было значительно переработано. Но многое просто исключено из оригинала.
Что такое клятва Гиппократа?
Клятва Гиппократа названа в честь древнегреческого врача Гиппократа. Он широко считается его автором, хотя его истинное происхождение неизвестно; это могло быть написано одним из его учеников или несколькими людьми. Он представляет собой проверенное временем руководство для врачей и других медицинских работников, когда они начинают или заканчивают свое обучение.
Те, кто дают «первоначальную» клятву Гиппократа, обещают:
- уважать и поддерживать своих учителей
- поделиться медицинскими знаниями с другими заинтересованными
- используют свои знания в области медицины и диетологии, чтобы помочь пациентам
- избегать причинения вреда пациентам, в том числе не давать «смертельных лекарств», даже если об этом просят
- не предоставлять «лекарство», вызывающее аборт
- обратиться за помощью к другим врачам (например, к хирургу) при необходимости
- избегать «шалостей», «несправедливости» и «сексуальных отношений» во время посещения пациентов на дому
- сохранять конфиденциальность информации о пациентах.
Более современные версии избегают упоминания об абортах и, как и в популярной редакции 1964 года (доктор Луи Лазанья, врач из Университета Джона Хопкинса), рассматривают эвтаназию более подробно:
«. ..может быть…в моих силах лишить жизни; эта страшная ответственность должна быть встречена с великим смирением и осознанием моей собственной слабости. Прежде всего, я не должен играть в Бога.»
Кроме того, доктор Лазанья поощряет целостный и профилактический подход к уходу:
«Я буду помнить, что я лечу не лихорадку, раковую опухоль, а больного человека, болезнь которого может повлиять на его семью и экономическую стабильность. В мои обязанности входят эти сопутствующие проблемы, если я должен надлежащим образом заботиться о Я буду предотвращать болезни всякий раз, когда смогу, потому что профилактика предпочтительнее лечения».
Чего не хватает?
Современные врачи сталкиваются с рядом важных этических вопросов, которые , а не включены в Клятву Гиппократа. Например, в нем не упоминается:
- уважение предпочтений пациентов
- обмен медицинской информацией с пациентами
- предотвращение конфликта интересов, например получение прибыли за счет заказа ненужных анализов или лечения
- защита пациентов, участвующих в научных исследованиях
- равное отношение ко всем пациентам, независимо от платежеспособности, социального положения, образования, расы или подозрения в совершении преступления
- отказ от медицинской практики в состоянии инвалидности (из-за физического или психологического заболевания).
Кто принимает присягу?
Согласно опросу 1989 года, едва ли половина медицинских школ США использовали какую-либо форму клятвы Гиппократа, и только 2% использовали оригинал. В исследовании 2011 года, опубликованном в Archives of Internal Medicine г. около 80% практикующих врачей сообщили об участии в церемонии присяги, но только четверть считали, что присяга значительно повлияла на их практику.
Помимо клятвы Гиппократа
В Соединенных Штатах, когда только что поступившие студенты-медики облачаются в свои только что накрахмаленные белые халаты, в рамках церемонии часто читается своего рода клятва. Но этим новым стажерам предстоит узнать и понять гораздо больше, чем отрывок, столь краткий или такой древний, как Клятва Гиппократа. Сегодня медицинские работники регулярно сталкиваются с этическими проблемами в современной клинической практике. Вместо того, чтобы полагаться на благонамеренные, но устаревшие принципы, они должны опираться на свой опыт и подготовку, широко признанные современные принципы, советы наставников и свое личное чувство правильного и неправильного, чтобы понять, что делать.