Герман гессе цитаты и афоризмы: Герман Гессе :: Цитаты и афоризмы

Содержание

Герман Гессе — Викицитатник

Герман Гессе (нем. Hermann Hesse; 1877—1962) — немецко-швейцарский прозаик, поэт, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1946).

Демиан (1919)[править]

  • Большинство вещей, которым нас учат, конечно, вполне правдивы и правильны, но на все можно смотреть и совсем не так, как учителя, и тогда они большей частью приобретают куда лучший смысл.
  • Если животное или человек направит все своё внимание и всю свою волю на определенную цель, то он ее и достигнет.
  •  — Любовь не должна просить […] и не должна требовать, любовь должна иметь силу увериться в самой себе. Тогда не ее что-то притягивает, а притягивает она сама.

Последнее лето Клингзора (1919—1920)[править]

  • Думаешь, что близок к Богу, а обнимаешь женщину. Думаешь, что достиг гармонии, а всего только сваливаешь свою вину и свою беду на далекое будущее существо!
  • Нет на свете женщины, без которой нельзя прожить, — и нет женщины, с которой нельзя ужиться.
  • Нет на свете ни одной вещи, которая не была бы такой же прекрасной, такой же желанной, могла бы так же осчастливить тебя, как ее противоположность!
  • Ничего на свете не надо бояться, ничего не страшно — только в безумии мучим мы себя всеми этими ужасами, только в собственной нашей запуганной душе возникают добро и зло, ценность и ничтожность, вожделение и болезнь.
  • От всего, чего человек жаждет, он всегда отделен только временем (…)! Оно — одна из опор, один из мостов, которые надо прежде всего упразднить, если хочешь свободы.
  • Чтобы были упадок и подъём, надо, чтобы были низ и верх. Но низа и верха нет, это живет лишь в мозгу человека, в отечестве иллюзий.
  • «Молодой человек, если вы хотите стать художником, то не забывайте, что прежде всего нужно хорошо есть. Во-вторых, очень важно пищеварение, заботьтесь о регулярности стула! И в-третьих: всегда имейте красивую подружку!»

Сиддхартха (1922)[править]

  • Никогда прежде, думал он, я не видел, чтобы человек так смотрел и улыбался, сидел и ступал, поистине и я бы так хотел смотреть и улыбаться, сидеть и ступать — так свободно, так достойно, так замкнуто, так открыто, так ребячливо и таинственно. Поистине так смотрит и ступает лишь человек, проникший в сокровенные глубины своей самости.
  • Разве все страданье — это не время, разве все самоистязанье и страх — это не время, разве все тяжкое, все враждебное в мире не исчезает побежденное, стоит лишь победить время, отрешиться в мыслях от времени?
  • Кто подлинно ищет, подлинно желает найти, тот не может принять никакого учения. Тот же, кто нашел, может одобрить любое, да-да, любое учение, любой путь, любую цель.
  • Слова не идут во благо тайному смыслу; произнесенное вслух, все тотчас же неизменно становится чуточку иным, чуточку поддельным, чуточку глупым… то, что для одного человека есть богатство и мудрость, для другого человека звучит нелепостью.

Степной волк (1927)[править]

  • основополагающим настроением романтизма является, по его мнению, ощущение заброшенности, бездомности и бесприютности.
  • Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать.
  • Отчаянно держаться за своё «Я», отчаянно цепляться за жизнь — это значит идти вернейшим путём к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «Я» ради перемен ведёт к бессмертию.
  • Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими.
  • Если тебе непременно нужно чье то разрешение на твое удовольствие, то ты действительно бедняга.
  • Разве идеалы существуют для того чтобы их достигнули? Разве мы, люди, живем для того чтобы отменить смерть? Нет, мы живем чтобы бояться ее, а потом снова любить, и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы.
  • Властолюбец погибает от власти, сребролюбец — от денег, раб — от рабства, искатель наслаждений — от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости.
  • Она была окошечком, крошечным светлым отверстием в темной пещере моего страха. Она была спасением, путем на волю. Она должна была научить меня жить или научить умереть, она должна была коснуться своей твердой и красивой рукой моего окоченевшего сердца, чтобы оно либо расцвело, либо рассыпалось в прах от прикосновения жизни.
  • ..жизнь их — это вечное, мучительное движение и волнение, она несчастна, она истерзана и растерзана, она ужасна и бессмысленна, если не считать смыслом как раз те редкие события, деяния, мысли, творения, которые вспыхивают над хаосом такой жизни.
    В среде людей такого типа возникла опасная и страшная мысль, что, может быть, вся жизнь человеческая — просто злая ошибка, выкидыш праматери, дикий, ужасающе неудачный эксперимент природы.
  • Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я».
  • А мещанин ничего не ставит выше своего «я» (очень правда недоразвитого). Ценой полноты, стало быть, он добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости Богом спокойную совесть, вместо наслаждения удовольствие, вместо свободы удобство, вместо смертельного зноя приятную температуру.
  • Научитесь серьезно относиться к тому, что заслуживает серьезного отношения, и смеяться над прочим!
  • И у самой несчастливой жизни есть свои светлые часы и свои цветики счастья среди песка и камней.

Игра в бисер (1943)[править]

  • Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения.
  • Поэтому о музыке можно говорить только с человеком, постигшим смысл вселенной.
  • На все надо обращать внимание, ибо все можно толковать.
  • Истина должна быть пережита, а не преподана.
  • …мы склонны завидовать крестьянину, шагающему за плугом, влюбленной парочке, гуляющей по вечерам, птице, поющей в листве, и каждой цикаде, звенящей летом на лугу, ибо жизнь их представляется нам наполненной до краев и такой естественной, такой счастливой — ведь о нуждах их, о тяготах, опасностях и страданиях мы ничего не ведаем!
  • Если Коллегия призывает тебя занять определенный пост, то знай: каждая следующая ступень — это не шаг к свободе, а новое обязательство. Чем выше пост, тем больше обязательство. Чем больше власть, тем строже служение. Чем сильнее личность, тем предосудительнее произвол.
  • Мы с вами два дипломата, а каждая встреча таковых есть борьба, хотя бы и в сколь угодно дружественных формах.
  • Счастье не имеет ничего общего ни с разумом, ни с этикой, оно в самой сущности своей — нечто магическое, принадлежащее архаическим, юношеским ступеням человечества.
  • …бывают праздники и Игра, когда все особенно ладится, одно окрыляет и возвышает другое, это случается и с музыкальными, и с театральными представлениями, которые без явно видимых причин, словно по волшебству, достигают необычайных вершин, оставляя в душе участников глубокий след, в то время как другие, ничем не хуже подготовленные, остаются не более чем добросовестной работой.
  • Не все друзья юности выдерживают проверку временем.
  • Творения же духа, культуры, искусства, являют собой полную противоположность, они всякий раз суть освобождение от рабства времени, прыжок человека из грязи своих инстинктов, из своей инертности в другую плоскость, во вневременное, разрешенное от времени, божественное, всецело внеисторическое и враждебное истории бытие.
  • Но не всякий способен всю жизнь дышать и питаться одними абстракциями.
  • …ибо без постоянных упражнений и без общения с равными и даже превосходящими тебя партнерами нельзя ничему научиться, а игра в одиночку может возместить настоящую лишь в той мере, в какой монолог может заменить разговор с собеседником.
  • Если я не могу разделить с тобой твои печали и горести и заразить себя ими, из этого отнюдь не следует, что я не уважаю их и не отношусь к ним серьезно.
  • Чем выше образованность человека, чем большими прерогативами он пользовался, тем больше должны быть приносимые им в случае нужды жертвы.
  • Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.
  • …прямые существуют лишь в геометрии, а не в природе и не в жизни.
  • Вы слишком сильно чувствуете своё «я» или слишком от него зависите, а это отнюдь не то же самое, что быть сильной личностью.

В безопасный путь отправляют только слабых.

 — «Призвание»

Душа ребенка (1918)[править]

  • Наверно, впервые за свою детскую жизнь я почувствовал, я почти отчетливо осознал, как ужасно могут не понимать, мучить, терзать друг друга два родных, полных взаимной доброжелательности человека и как тогда любые речи, любое умничанье, любые разумные доводы лишь подливают яду, приводят лишь к новым мукам, новым уколам, новым промахам.
    Как это так получалось? Но так получалось, так выходило. Это было нелепо, это было безумно, хоть смейся, хоть плачь — но было именно так.
  • И когда меня казнят, когда я буду мертв и предстану перед вечным судьей, я тоже не склонюсь и не покорюсь. О нет, хотя бы он и был окружен всей ратью небесной, хотя бы так и сиял святостью и величием! Пускай он проклянет меня, пускай велит бросить в кипящую смолу — я не извинюсь, не унижусь, не попрошу у него прощения, ни в чем не раскаюсь! Если он спросит меня: «Ты сделал то-то и то-то?» — я воскликну: «Да, сделал, и еще не то, и хорошо, что сделал, и если смогу, сделаю это снова и снова. Я убивал, я поджигал дома, потому что это доставляло мне удовольствие и потому что я хотел поиздеваться над тобой и тебя позлить. Да, ибо я ненавижу тебя, я плюю тебе под ноги, бог. Ты мучил меня и терзал, ты дал законы, которых никто не в силах соблюдать, ты подговорил взрослых отравить жизнь нам, детям.
  • Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.  — эссе «О стихах»

22 знаменитых цитаты Германа Гессе

Прозаик, поэт, философ, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе, Герман Гессе значительно повлиял на мировую литературу.

Мы выбрали лучшие цитаты из его произведений:

  • Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими.
  • Если мы можем сделать человека счастливей и веселее, нам следует это сделать в любом случае, просит он нас о том или нет.
  • Отчаяние бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь.
  • Истина должна быть пережита, а не преподана.
  • Нет на свете ни одной вещи, которая не была бы такой же прекрасной, такой же желанной, могла бы так же осчастливить тебя, как ее противоположность!
  • Ничего на свете не надо бояться, ничего не страшно — только в безумии мучим мы себя всеми этими ужасами, только в собственной нашей запуганной душе возникают добро и зло, ценность и ничтожность, вожделение и болезнь.
  • От всего, чего человек жаждет, он всегда отделен только временем…
  • Кто подлинно ищет, подлинно желает найти, тот не может принять никакого учения. Тот же, кто нашёл, может одобрить любое, да-да, любое учение, любой путь, любую цель.
  • Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать.
  • Разве идеалы существуют для того, чтобы их достигнули? Разве мы, люди, живем для того, чтобы отменить смерть? Нет, мы живем чтобы бояться ее, а потом снова любить, и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы.
  • Властолюбец погибает от власти, сребролюбец — от денег, раб — от рабства, искатель наслаждений — от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости.
  • Жить полной жизнью можно лишь ценой своего я
  • Научитесь серьезно относиться к тому, что заслуживает серьезного отношения, и смеяться над прочим!
  • И у самой несчастливой жизни есть свои светлые часы и свои цветики счастья среди песка и камней.
  • Любовь не должна просить и не должна требовать, любовь должна иметь силу увериться в самой себе. Тогда не её что-то притягивает, а притягивает она сама.
  • Если тебе непременно нужно чье то разрешение на твое удовольствие, то ты действительно бедняга.
  • Счастье не имеет ничего общего ни с разумом, ни с этикой, оно в самой сущности своей — нечто магическое, принадлежащее архаическим, юношеским ступеням человечества.
  • Прямые существуют лишь в геометрии, а не в природе и не в жизни.
  • Соперники часто нуждаются друг в друге больше, чем друзья… ведь без ветра мельница не работает.
  • Нет на свете женщины, без которой нельзя прожить, — и нет женщины, с которой нельзя ужиться.
  • Знание можно передать, мудрость же — никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно.
  • У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе

Мудрые цитаты Германа Гессе

Герман Гессе – немецко-шведский писатель, который придерживался такого литературного направления, как романтизм. В его произведениях герои пытаются разобраться в своем внутреннем мире и рассуждают о других важных для человека вещах. Кроме того, писателя очень интересовал психоанализ, что тоже нашло отражение в его творчестве. Цитаты и афоризмы Германа Гессе сегодня знает практически весь мир.

Из «Степного волка»

Роман «Степной волк» основан на глубоком психоанализе, поэтому может быть несколько тяжелым для восприятия читателя. Главный герой переживает внутренний кризис, когда читает «Трактат о Степном волке». Это приводит его к еще более глубоким размышлениям о своем внутреннем мире, в котором он разделяет «животную» сущность и образованного человека с высокими моральными принципами. В итоге роман был «растащен» на цитаты. Из «Степного волка» Германа Гессе больше всего в душу запала:

Животные более настоящие, чем люди. Они не хотят тебе льстить, не хотят производить на тебя какое-то впечатление. Ничего показного. Какие они есть, такие и есть, как камни или цветы или как звезды на небе.

Те, кто не любит общаться с людьми, считают своими друзьями животных. Именно потому, что они «чувствуют» человека и не стремятся заслужить его любовь и уважение. А просто остаются такими, какие есть: со всеми их недостатками и достоинствами.

Маленький мальчик – вот кто ты. И точно так же, как ты ленился учиться танцевать, пока чуть не упустил время, ты ленился учиться любить. О, любить идеально, трагически – это ты, друг мой, умеешь, конечно, как нельзя лучше, не сомневаюсь, что да, то да! Теперь ты научишься любить еще и обыкновенно, по-человечески.

Некоторые молодые люди полагают, что настоящая любовь должна сопровождаться страданиями – ведь они вызывают сильные эмоции и делают любовь более возвышенной. Но настоящим чувствам не нужны страдания или постоянно сильное выражение своих чувств, такая любовь проявляется в заботе о своей половине.

Из романа «Сиддхартха»

Это аллегоричный роман-притча о молодом брахмане Сиддхартха. На самом деле в произведении отражено путешествие писателя по Индии, с помощью которого он попытался разъяснить европейцам суть буддистского учения. Вот несколько цитат из «Сиддхартха» Германа Гессе.

Ты слишком много ищешь; из-за чрезмерного искания ты не успеваешь находить.

Иногда человек настолько бывает занят поисками, что не задумывается о цели своих исканий. Но без четкого понимания цели, трудно достичь результата. Поэтому нужно больше думать не о том, чтобы искать, а том, как добиваться намеченных целей.

Как прекрасен мир, когда глядишь на него таким образом – так просто, так по-детски, без всяких исканий!

Эту цитату Германа Гессе можно объяснить так: нужно уметь радоваться жизни просто так, не пытаясь постоянно искать смысл и не пускаясь в философские рассуждения. Дети радуются каждому новому дню, они исследуют мир, который кажется им удивительным. Взрослым нужно поучиться мудрости детей.

Большинство людей похожи на падающие листья; они носятся в воздухе, кружатся, но в конце концов падают на землю. Другие же – немного их – словно звезды; они движутся по определенному пути, никакой ветер не заставит их свернуть с него.

Красивая цитата Германа Гессе о том, как люди стремятся к достижению своих целей. Некоторые люди стремительны, слишком энергичны, их деятельность вызывает восхищение у окружающих, но они зависят от мнения общества и не всегда тверды в достижении целей. А другие подобны звездам – светят ярко и всегда достигают цели. Окружающие восхищаются их силой духа и волей. И не зря: они способны освещать путь другим людям и вдохновлять своим примером.

О человеке

Герман Гессе был не только талантливым писателем, он глубоко интересовался психологией. Поэтому многие его высказывания связаны с изучением человеческой натуры. Вот одна из таких цитат Германа Гессе:

Ненавидя кого-то, ты ненавидишь в нем нечто такое, что есть в тебе самом. То чего нет в нас самих, нас не волнует.

Некоторые психологи считают, что человек, понимая свои недостатки, не считает их таковыми. Но увидев их в другом человеке, он видит как они проявляются, поэтому и возникает ненависть. Оттого иногда люди схожие по характеру, не могут поладить друг с другом, а у противоположностей получается хорошо общаться между собой.

Весь юмор начинается с того, что человек перестает брать себя всерьез.

Человек с чувством юмора должен уметь шутить над собой. А для этого не нужно относиться к себе слишком серьезно. У людей, которые могут иронизировать над собой есть преимущество перед другими: они спокойнее относятся к критике и не так бурно реагируют на шутки о своей персоне от других людей. Не зря говорят, что умение смеяться над собой – настоящее искусство.

О творчестве

Заниматься творчеством могут не только талантливые люди. Творчество – это самовыражение человека и один из способов справиться со стрессом. Совсем необязательно демонстрировать всем результаты своих трудов. Главное – чтобы автор был доволен.

Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.

Человек получает удовольствие от самого процесса творчества. Понимание того, что он сумел создать что-то особенное, уникальное делает его счастливым. Людям не нужно бояться выражать свою фантазию, любое творчество будет человеку только на пользу.

О мудрости

Одно из желаний человека – стать мудрым, не прилагая особых усилий. Некоторые считают что встретив умного человека, они смогут передать им свою мудрость. Но знание и мудрость – это не одно и то же. Об этом говорится в следующей цитате Германа Гессе:

Знание можно передать, мудрость же – никогда. Ее можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно.

Мудрость – это понимание, и каждый человек обретает ее по-разному. Знания же, которые являются доступными для всех, человеку можно передать при условии, что он готов обучаться. Но мудрость чаще приходит с опытом и она всегда вызывает восхищение у окружающих.

Германа Гессе всегда больше интересовал внутренний мир человека, нежели какие-то глобальные перемены в обществе. В его произведениях нашли отражения некоторые события из личной жизни, что сделало их еще более увлекательными. А интерес Германа Гессе к психоанализу добавил его творениям глубины и сделал героев ближе к читателю, а автора – одним из лучших писателей ХХ века.

Цитаты и aфоризмы Герман Гессе

Герман Гессе (нем. Hermann Hesse; 2 июля 1877, Кальв, Германия — 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) — немецко-швейцарский писатель и художник, лауреат Нобелевской премии (1946). Гессе родился 2 июля 1877 года в городке Кальв в немецкой земле Баден-Вюртемберг. Будучи сыном христианских миссионеров, он в 1891 году начал изучать теологию в Маульбронне, но уже через год бросил это занятие, став сперва механиком, затем книготорговцем. В 1912 году Гессе эмигрировал в Швейцарию и в 1923 году получил швейцарское гражданство. Литературную известность писатель приобрёл благодаря роману «Петер Каменцинд» (Peter Camenzind, 1904). Успех этого произведения позволил Гессе полностью посвятить себя литературе. Начиная с Романа «Дамиан» Гессе оказывается под влиянием герметической традиции, и основной темой его творчества становится идея соединения противоположностей. В «Дамиане» он формулирует идею Бога по Имени Абраксас, который объединяет в себе добро и зло, при этом стоит по ту сторону противоположностей. Возможно уже тогда Гессе был знаком с «Семью наставлениями мертвым» Карла Юнга, тем более что достоверно известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К.Г. Юнга Йозефа Лэнга. Результатом этого обучения стало написание двух эпохальных романов – «Сиддхартха» и «Степной волк». В первом из них действие происходит во времена Будды Гаутамы, где, проходя разные стадии жизни от крайнего аскетизма до гедонизма, Герой постигает единство всего и вся приходя к своей Самости. «Степной волк» — книга с открытым концом, во многом является исповедью и описывает происходящее в душе самого Гессе во время Анализа Лэнга, как Магический театр. Несложно проследить метания самого Гессе — между миром духа и миром материи, а так же страха впасть в мещанство. Во время духовной революции шестидесятых книги Гессе получили огромную популярность у молодёжи, восставшей против привычных границ иудео-христианской морали. Его книги стали духовным импульсом к массовому «паломничеству в страны востока» и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь. Писатель был трижды женат и воспитал троих сыновей. Гессе скончался в Монтаньоле (сейчас — район города Лугано, Швейцария) 9 августа 1962 года во сне от кровоизлияния в мозг.

Цитаты и aфоризмы Герман Гессе

Ах, истинная мудрость так проста, была уже так давно, так точно и недвусмысленно высказана и сформулирована! Почему же она нам доступна только временами, только в хорошие дни, а не всегда?

Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать. Разве это не остроумие? Конечно, они не хотят плавать! Ведь они созданы для суши, а не для воды. И конечно, они не хотят думать; ведь они рождены для того, чтобы жить, а не для того, чтобы думать! Ну, а кто думает, кто видит в этом главное свое дело, тот может очень в нем преуспеть, но он все-таки путает сушу с водой, и когда-нибудь он утонет.

Бывают празники и Игра, когда все особенно ладится, одно окрыляет и возвышает другое, это случается и с музыкальными, и с театральными представлениями, которые без явно видимых причин, словно по волшебству, достигают необычайных вершин, оставляя в душе участников глубокий след, в то время как другие, ничем не хуже подготовленные, остаются не более чем добросовестной работой.

Властолюбец погибает от власти, сребролюбец — от денег, раб — от рабства, искатель наслаждений — от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости.

Все добродетели являются послушанием по отношению к законам, данным людьми. И только своенравие подчиняются другому закону, тому закону, что заключен в самом человеке, — «своему нраву».

Все мы творцы в той мере, в какой наша душа принимает участие в сотворении мира.

Вы слишком сильно чувствуете свое «я» или слишком от него зависите, а это отнюдь не то же самое, что быть сильной личностью.

Думаешь, что близок к Богу, а обнимаешь женщину. Думаешь, что достиг гармонии, а всего только сваливаешь свою вину и свою беду на далекое будущее существо!

Если Коллегия призывает тебя занять определенный пост, то знай: каждая следующая ступень — это не шаг к свободе, а новое обязательство. Чем выше пост, тем больше обязательство. Чем больше власть, тем строже служение. Чем сильнее личность, тем предосудительнее произвол.

Если мы ненавидим кого-либо, то ненавидим в нем часть самого себя. То, что не является частью нас самих, не тревожит нас.

Если тебе непременно нужно чье то разрешение на твое удовольствие, то ты действительно бедняга.

Если я не могу разделить с тобой твои печали и горести и заразить себя ими, из этого отнюдь не следует, что я не уважаю их и не отношусь к ним серьезно.

Жаль было моего сегодня, всех этих бесчисленных часов, которые я потерял, которые только вытерпел, которые не принесли мне ни подарков, ни потрясений.

Жизнь их — это вечное, мучительное движение и волнение, она несчастна, она истерзана и растерзана, она ужасна и бессмысленна, если не считать смыслом как раз те редкие события, деяния, мысли, творения, которые вспыхивают над хаосом такой жизни. В среде людей такого типа возникла опасная и страшная мысль, что, может быть, вся жизнь человеческая — просто злая ошибка, выкидыш праматери, дикий, ужасающе неудачный эксперимент природы.

И когда меня казнят, когда я буду мертв и предстану перед вечным судьей, я тоже не склонюсь и не покорюсь. О нет, хотя бы он и был окружен всей ратью небесной, хотя бы так и сиял святостью и величием! Пускай он проклянет меня, пускай велит бросить в кипящую смолу — я не извинюсь, не унижусь, не попрошу у него прощения, ни в чем не раскаюсь! Если он спросит меня: «Ты сделал то-то и то-то?» — я воскликну: «Да, сделал, и еще не то, и хорошо, что сделал, и если смогу, сделаю это снова и снова. Я убивал, я поджигал дома, потому что это доставляло мне удовольствие и потому что я хотел поиздеваться над тобой и тебя позлить. Да, ибо я ненавижу тебя, я плюю тебе под ноги, бог. Ты мучил меня и терзал, ты дал законы, которых никто не в силах соблюдать, ты подговорил взрослых отравить жизнь нам, детям.

Ибо без постоянных упражнений и без общения с равными и даже превосходящими тебя партнерами нельзя ничему научиться, а игра в одиночку может возместить настоящую лишь в той мере, в какой монолог может заменить разговор с собеседником.

Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.

Истина должна быть пережита, а не преподана.

Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя.

Истиной живут, ее не преподают.

Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими.

Каждый, кто идет в жизни собственным путем, — герой. Каждый, кто… осуществляет то, на что способен, — герой.

Когда мы начинаем отчаиваться во всякой вере, каким утешением может стать для нас возможность следовать за мудрецом его путями и видеть, что и он порою был только человеком, слабым и несовершенным.

Кто подлинно ищет, подлинно желает найти, тот не может принять никакого учения. Тот же, кто нашел, может одобрить любое, да-да, любое учение, любой путь, любую цель.

Лучше терпеть зло, чем причинять его.

Любой камень, любая травинка, любой цветок, любой куст, любой зверь растет, живет, действует и ощущает лишь по «собственному нраву», и в этом-то основа того, что мир добр, богат и прекрасен.

Молодой человек, если вы хотите стать художником, то не забывайте, что прежде всего нужно хорошо есть. Во-вторых, очень важно пищеварение, заботьтесь о регулярности стула! И в-третьих: всегда имейте красивую подружку!

Мы с вами два дипломата, а каждая встреча таковых есть борьба, хотя бы и в сколь угодно дружественных формах.

Мы склонны завидовать крестьянину, шагающему за плугом, влюбленной парочке, гуляющей по вечерам, птице, поющей в листве, и каждой цикаде, звенящей летом на лугу, ибо жизнь их представляется нам наполненной до краев и такой естественной, такой счастливой — ведь о нужнах их, о тяготах, опасностях и страданиях мы ничего не ведаем!

На все надо обращать внимание, ибо все можно толковать.

Наверно, впервые за свою детскую жизнь я почувствовал, я почти отчетливо осознал, как ужасно могут не понимать, мучить, терзать друг друга два родных, полных взаимной доброжелательности человека и как тогда любые речи, любое умничанье, любые разумные доводы лишь подливают яду, приводят лишь к новым мукам, новым уколам, новым промахам. Как это так получалось? Но так получалось, так выходило. Это было нелепо, это было безумно, хоть смейся, хоть плачь — но было именно так.

Нам в бытии отказано. Всегда
И всюду путники, в любом краю,
Все формы наполняя, как вода,
Мы путь нащупываем к бытию.
Осуществить себя! Суметь продлиться!
Вот цель, что в путь нас гонит неотступно, —
Не оглянуться, не остановиться,
А бытие все так же недоступно.

Не все друзья юности выдерживают проверку временем.

Не существует реальности иной, чем та, которая в нас самих.

Ненавидя кого-то, ты ненавидишь в нем нечто такое, что есть в тебе самом. То, чего нет в нас самих, нас не волнует.

Нет на свете женщины, без которой нельзя прожить, — и нет женщины, с которой нельзя ужиться.

Нет на свете ни одной вещи, которая не была бы такой же прекрасной, такой же желанной, могла бы так же осчастливить тебя, как ее противоположность!

Никогда прежде, думал он, я не видел, чтобы человек так смотрел и улыбался, сидел и ступал, поистине и я бы так хотел смотреть и улыбаться, сидеть и ступать — так свободно, так достойно, так замкнуто, так открыто, так ребячливо и таинственно. Поистине так смотрит и ступает лишь человек, проникший в сокровенные глубины своей самости.

Ничего на свете не надо бояться, ничего не страшно — только в безумии мучим мы себя всеми этими ужасами, только в собственной нашей запуганной душе возникают добро и зло, ценность и ничтожность, вожделение и болезнь.

Ничего не было. Ничего не будет. Все есть!

Но не всякий способен всю жизнь дышать и питаться одними абстракциями.

Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы. Оно было холодным, как то холодное тихое пространство, где вращаются звезды.

Она была окошечком, крошечным светлым отверстием в темной пещере моего страха. Она была спасением, путем на волю. Она должна была научить меня жить или научить умереть, она должна была коснуться своей твердой и красивой рукой моего окоченевшего сердца, чтобы оно либо расцвело, либо рассыпалось в прах от прикосновения жизни.

От всего, чего человек жаждет, он всегда отделен только временем! Оно — одна из опор, один из мостов, которые надо прежде всего упразднить, если хочешь свободы.

От непримиримых врагов можно испытать больше радости и добра, чем от единомышленников, которые являются таковыми только рассудком, только на словах.

Отчаянно держаться за своё «Я», отчаянно цепляться за жизнь — это значит идти вернейшим путём к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «Я» ради перемен ведёт к бессмертию.

Поэтому о музыке можно говорить только с человеком, постигшим смысл вселенной.

Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения.

Прямые существуют лишь в геометрии, а не в природе и не в жизни.

Разве все страданье — это не время, разве все самоистязанье и страх — это не время, разве все тяжкое, все враждебное в мире не исчезает побежденное, стоит лишь победить время, отрешиться в мыслях от времени?

Разве идеалы существуют для того чтобы их достигнули? Разве мы, люди, живем для того чтобы отменить смерть? Нет, мы живем чтобы бояться ее, а потом снова любить, и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы.

Слова не идут во благо тайному смыслу; произнеенное вслух, все тотчас же неизменно становится чуточку иным, чуточку поддельным, чуточку глупым… то, что для одного человека есть богатство и мудрость, для другого человека звучит нелепостью.

Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.

Счастье не имеет ничего общего ни с разумом, ни с этикой, оно в самой сущности своей — нечто магическое, принадлежащее архаическим, юношеским ступеням человечества.

Творения же духа, культуры, искусства, являют собой полную противоположность, они всякий раз суть освобождение от рабства времени, прыжок человека из грязи своих инстинктов, из своей инертности в другую плоскость, во вневременное, разрешенное от времени, божественное, всецело внеисторическое и враждебное истории бытие.

Только герой обретает мужество следовать своей судьбе.

Ты страшился тысячи вещей… Но все это были лишь маски, лишь видимости. На самом деле страшило тебя только одно решиться сделать шаг в неизвестное, маленький шаг через все существующие предосторожности. И кто хоть один раз оказывал великое доверие, полагался на судьбу, тот обретал свободу.

Удивительно, что красота и смерть, радость и тлен необходимы друг другу и друг друга обусловливают.

Чем выше образованность человека, чем большими прерогативами он пользовался, тем больше должны быть приносимые им в случае нужды жертвы.

Чтобы были упадок и подъём, надо, чтобы были низ и верх. Но низа и верха нет, это живет лишь в мозгу человека, в отечестве иллюзий.

Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить и искать и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина.

Я ведь всего только и хотел попытаться жить тем, что само рвалось из меня наружу. Почему же это было так трудно?

Герман Гессе цитаты | QuotesBox.org

Родился Герман Гессе 2 июля 1877 года в городе Кальв. Семья его была в числе миссионеров, и являлись издателями богословской литературы. Его мать на протяжении долгого периода жизни жила в Индии, отец так же в свое время в Индии занимался миссионерской деятельностью. На протяжении шести лет его отец преподавал в миссионерской школе в Базеле, куда семья переехала в 1880 году. В 1886 году семейство снова переехало жить в Кальв. Родители Германа с самого детства настраивали своего сына на то, что его будущая карьера будет связана с теологией. В 1890 году Герман начинает учиться в Латинской школе, через год, после великолепной сдачи экзаменов, он переходит учиться в протестантскую семинарию в Маульбронне, откуда 7 марта 1892 года он сбегает без всяческих на то причин. Но спустя одну ночь, его находит жандарм, и возвращают в семинарию. Там его, в качестве наказания, сажают в карцер на восемь часом. Дальнейшее обучение Гесса превращается в пытку. После этого родители принимают решение забрать его из семинарии. После некоторых провальных попыток родителей определить его в другое учебное заведение, юноша ведет самостоятельную жизнь. Начинает работать в механической мастерской подмастерьем. Спустя некоторое время, в 1895 году, устраивается работать учеником книготорговца, а после работает помощником продавца книг. В этот период времени у него появляются свободные минутки, чтобы продолжить самостоятельно учиться. Уже спустя четыре года были опубликованы первые книги Гессе – сборник стихов «Романтические песни» и сборник рассказов и стихов в прозе «Час после полуночи». В том же году он находит себе работу продавца книг в Базеле. Свой первый роман Гессе опубликовывает в 1901 году под названием «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера». Своему успеху в литературе он обязан второму роману, который был опубликован через три года. После этого писатель решает оставить работу и продолжает жить на доходы от своих творений. Им были написаны: романы «Петер Каменцинд» «Демиан», «Игра в бисер», сборник стихов и рассказов «Из Индии», множество эссе и писем. После получения Нобелевской премии писателем не было написано ни одного масштабного произведения. Последние годы своей жизни писатель прожил в Швейцарии и никуда больше не выезжал. Скончался Герман Гессе, будучи в возрасте 85 лет, от инсульта 9 августа 1962 года.

Писатель Герман Гессе: цитаты: VIKENT.RU

Немецкий писатель, критик, публицист.

Лауреат Нобелевской премии 1946 года в области литературы «за вдохновенное творчество, в котором всё с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

«Герман Гессе, прежде чем стать великим писателем, поднимал на ноги трёх сыновей, а его жена страдала шизофренией. Когда эта болезнь стала слишком мучительной, её поместили в психиатрическую больницу и мальчиков отдали на воспитание друзьям. Гессе переехал в большой и прекрасный дом Каса Камуцци на озере Лугано в Швейцарии, где обрёл покой. Днём он размышлял, а вечерами писал книги, гулял и рисовал акварелью пейзажи.
«Сиддхартха» — роман, действие которого происходит в Индии во времена Будды, был написан там. И отец, и мать Гессе были христианскими миссионерами, а его дед говорил на девяти индийских языках и научил Германа ценить духовную литературу Востока.
Если учитывать мятежную и непримиримую натуру автора (он бросил школу в 13 лет и позже стал ярым пацифистом), неудивительно, что он написал роман «Сиддхартха», представляющий синтез идей буддизма, индуизма, даосизма и христианства, в конце которого, однако, обычная религия отвергается ради очень личной и индивидуальной формы духовности».

Том Батлер-Боудон, 50 великих книг о силе духа, М., «Эксмо», 2013 г., с. 185.

 

В 1912 году Герман Гессе эмигрировал в Швейцарию.

 

В 1913 году Герман Гессе написал: «… корни китайской культуры настолько противоположны нашим современным культурным идеалам, что мы должны радоваться наличию на другой половине земного шара такого прочного и почтенного полюса. Было бы глупо желать, чтобы со временем весь мир в культурном отношении европеизировался или же китаизировался; нам надо, однако, учиться у этой чужой духовности и отнести Дальний Восток к числу своих учителей так же, как мы уже много веков назад сделали это с западно-азиатским Востоком. И читая Конфуция, жившего за пятьсот лет до Христа, мы должны видеть в нём не забытый курьёз давно ушедших времен, но помнить, что на его учение не только опиралось две тысячи лет великое государство, что в Китае и сейчас живут его потомки, они носят его имя и гордятся знанием о нем; рядом с этим самая древняя и культурная европейская аристократия выглядит ребячески юной. Лао-цзы не заменит нам Новый Завет, но он должен показать нам, что нечто подобное могло возрасти и под другими небесами, причём раньше; он должен утвердить нашу веру в то, что творить культуру дано всем народам. Если же мы хотим привести примеры китайской жестокости, то мы не вправе забывать и тех китайских историй, которые наряду с Библией и античной древностью могут служить для нас образцами и поучающими примерами».

Герман Гессе, Китайцы, в Сб.:  Восток – Запад: исследования, переводы, публикации, М., «Наука», 1982 г., с. 216. 

 

Наиболее известные произведения: Степной волк / Der Steppenwolf и Игра в бисер / Das Glasperlenspiel.

 

«Действительно ли «современная жизнь» на заводах, биржах, стадионах, аукционах, в барах и дансингах больших городов чем-то лучше, полнее, умнее, заманчивей, чем жизнь людей, создавших «Бхагавадгиту» или готические соборы? Бесспорно хороши и имеют право на существование и современная жизнь и современная мода, они — воплощение перемен и жажды нового, но правильно ли и нужно ли рассматривать все прошлое, от Иисуса Христа до Шуберта или Коро как уже преодоленную и ставшую смешной неразумную дедовщину? В самом ли деле неистовая, дикая, подобная амоку ненависть нового времени ко всему и вся, что ему предшествовало, — доказательство силы этого нового времени? Не слабы ли, не глубоко ли ущербны и невротичны те, кто склонны к такой гипертрофированной самозащите?».

Герман Гессе, Одна рабочая ночь / Магия книги, М., «Книга», 1990 г., с. 117.

«… чем меньше я следую обывательским нормам, тем строже блюду свои собственные принципы. Я их считаю отличными, мои критики не сумели бы и месяца следовать им. Один из моих принципов — не читать газет, но не из литературного высокомерия и ложного мнения, что мол, пресса — литература более низкого сорта, чем то, что современные немцы именуют «словесностью», а просто потому, что ни политика, ни спорт, ни экономика меня не интересуют и потому, что вот уже много лет мне стало невыносимо день ото дня беспомощно смотреть, как катится мир навстречу новым войнам».

 Герман Гессе, Чтение в кровати / Магия книги, М., «Книга», 1990 г., с. 121.

 

Герман Гессе пользовался психоаналитическими услугами Карла Юнга и его учеников, а также изучение культур Китая и Индии..

 

Влияние на творчество писателя оказали идеи Фридриха Ницше.

 

Цитаты Германа Гессе (Автор Сиддхартхи)

«Для меня деревья всегда были самыми проницательными проповедниками. Я уважаю их, когда они живут племенами и семьями, в лесах и рощах. И даже больше я уважаю их, когда они стоят одни. Они похожи на одиноких людей. Не как отшельники, ускользнувшие из-за какой-то слабости, но как великие, одинокие люди, такие как Бетховен и Ницше. В их высших ветвях шумит мир, их корни уходят в бесконечность; но они не теряются там, они борются изо всех сил своей жизни только за одно: реализовать себя в соответствии со своими собственными законами, создать свою собственную форму, представить себя.Нет ничего святее, нет ничего более образцового, чем красивое, сильное дерево. Когда дерево срубают и обнажают свою смертельную рану перед солнцем, можно прочитать всю его историю в светящемся начертанном диске на его стволе: в кольцах его лет, его шрамах, всей борьбе, всех страданиях. все болезни, все счастье и процветание написаны по-настоящему, узкие годы и роскошные годы, атаки выдержаны, бури выдержаны. И каждый молодой фермер знает, что самая твердая и благородная древесина имеет самые узкие кольца, что высоко в горах и в постоянной опасности растут самые несокрушимые, самые крепкие, идеальные деревья.

Деревья — это святилища. Кто знает, как с ними разговаривать, кто умеет их слушать, тот может узнать правду. Они не проповедуют учение и заповеди, они проповедуют, несмотря на подробности, древний закон жизни.

Дерево говорит: Ядро сокрыто во мне, искра, мысль, я жизнь из вечной жизни. Попытка и риск, на который пошла со мной вечная мать, уникальны, уникальны форма и жилки моей кожи, уникальна самая маленькая игра листьев на моих ветвях и самый маленький шрам на моей коре.Я был создан для того, чтобы формировать и раскрывать вечное в мельчайших деталях.

Дерево говорит: Моя сила — вера. Я ничего не знаю о своих отцах, я ничего не знаю о тысячах детей, которые каждый год вырастают из меня. Я живу тайной своего семени до самого конца, и меня больше ничего не интересует. Я верю, что Бог во мне. Я верю, что мой труд свят. Я живу на этом доверии.

Когда мы поражены и не можем больше выносить свою жизнь, тогда дереву есть что сказать нам: замолчи! Успокойся! Смотри на меня! Жизнь непроста, жизнь не сложна.Это детские мысли. Позвольте Богу говорить внутри вас, и ваши мысли умолкнут. Вы беспокоитесь, потому что ваш путь уводит прочь от матери и дома. Но каждый шаг и каждый день снова уводят тебя к матери. Дома нет ни здесь, ни там. Дом внутри вас, или дома вообще нигде нет.

Тоска по странствиям разрывает мое сердце, когда я слышу вечером шелест деревьев на ветру. Если долго их молча слушать, то это стремление раскрывает свою суть, свой смысл. Это не столько вопрос избавления от страданий, хотя может показаться, что это так.Это тоска по дому, по воспоминаниям о матери, по новым метафорам жизни. Он ведет домой. Каждый путь ведет домой, каждый шаг — рождение, каждый шаг — смерть, каждая могила — мать.

Итак, дерево шумит по вечерам, когда мы встревожены перед собственными детскими мыслями: у деревьев долгие мысли, долгое дыхание и покой, точно так же, как они живут дольше, чем наша. Они мудрее нас, пока мы их не слушаем. Но когда мы научились слушать деревья, тогда краткость, быстрота и детская поспешность наших мыслей приносят несравненную радость.Тот, кто научился слушать деревья, больше не хочет быть деревом. Он не хочет быть никем, кроме того, кем он является. Это дом. Это счастье ».
— Герман Гессе, Bäume. Betrachtungen und Gedichte

Siddhartha: eine indische Dichtung by Hermann Hesse

Формат URL Размер
Прочитать эту книгу онлайн: Сгенерированный HTML (с изображениями) https: // www.gutenberg.org/ebooks/2499.html.images 250 Кбайт
Прочитать эту книгу онлайн: Сгенерированный HTML (без изображений) https://www.gutenberg.org/ebooks/2499.html.noimages 250 Кбайт
EPUB (с изображениями) https://www.gutenberg.org/ebooks/2499.epub.images 140 Кбайт
EPUB (нет изображений) https: // www.gutenberg.org/ebooks/2499.epub.noimages 140 Кбайт
Kindle (с изображениями) https://www.gutenberg.org/ebooks/2499.kindle.images 526 Кбайт
Kindle (нет изображений) https://www.gutenberg.org/ebooks/2499.kindle.noimages 526 Кбайт
Обычный текст UTF-8 https: // www.gutenberg.org/ebooks/2499.txt.utf-8 235 Кбайт
Другие файлы… https://www.gutenberg.org/files/2499/

Frases de Hermann Hesse — Pensador

Se Você odeia alguém, é porque odeia alguma coisa nele que faz parte de voê. O que não faz parte de nós não nos perturba.

Hermann Hesse

4,1 млн. Сравнений

Nada lhe Posso dar que já não exista em você mesmo.Нет возможности abrir-lhe outro mundo de images, além daquele que há em sua própria alma. Nada lhe Posso dar a não ser a oportunidade, o impulso, a chave. Eu o ajudarei a tornar visível o seu próprio mundo, e isso é tudo.

Hermann Hesse

2,5 мил сравнения

Ninguém pode ver nem compreender nos outros o que ele próprio não tiver vivido.

Hermann Hesse

A paz não é um estado primitivo paradisíaco, nem uma forma de convivência regada pelo acordo.Паз é algo que não conhecemos, que apenas buscamos e imaginamos. Идеально.

Hermann Hesse

Ler um livro é para o bom leitor conhecer a pessoa e o modo de pensar de alguém que lhe é estranho. É procurar compreendê-lo e, semper que Possível, fazer dele um amigo.

Hermann Hesse

Se temos a possible de tornar mais feliz e mais sereno um ser humano, devemos fazê-lo semper.

Hermann Hesse

O homem culto é apenas mais culto; nem semper é mais inteligente que o homem simples.

Герман Гессе

O homem é um ser ansioso pela felicidade; no entanto, não a suporta por muito tempo.

Hermann Hesse

Sem amor por si mesmo, o amor pelos outros também não éposível. O ódio por si mesmo é exatamente idêntico ao flagrante egoísmo e, no final, console ao mesmo isolamento cruel e ao mesmo desespero.

Hermann Hesse

A sabedoria não pode ser Transmitida. A sabedoria que um sábio tenta transferir soa mais como loucura.

Hermann Hesse

Para que resulte o possible deve ser tentado o Imssível.

Hermann Hesse

Quem é pequeno vê no maior apenas o que um pequeno é capaz de perceber.

Hermann Hesse

É permissível a cada um de nós morrer pela sua fé, mas não matar por ela.

Герман Гессе

Todo o humorismo sublime começa com a renúncia de se levar a sério a própria pessoa.

Hermann Hesse

Um ser humano só cumpre o seu dever quando tenta aperfeiçoar os dotes que a natureza lhe deu.

Hermann Hesse

Entre os seres humanos, mesmo se intimamente unidos, permanece semper aberto um abismo que apenas o amor pode superar, e mesmo assim somente como uma пассажем de Emergência.

Hermann Hesse

Certamente têm razão aqueles que definem a guerra como estado primitivo e natural. Enquanto o homem для животных, viverá por meio de luta e à custa dos outros, temerá e odiará o próximo. A vida, portanto, é guerra.

Hermann Hesse

Профессиональная версия для дома и encontrar seu caminho para si mesmo.

Hermann Hesse

Para um tal resultado, podia-se arriscar a vida. Era a este preço que se descobriam os mistérios da arte.

Hermann Hesse

Ele respeitava muito o meu saber que aos seus olhos me envolvia como uma veste consagrada, e eu fazia de modo que os numerosos buracos não fossem muito visíveis.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *