Фразы бродского: Иосиф Александрович Бродский: цитаты, афоризмы и высказывания
Цитаты и афоризмы Иосифа Бродского
Иосиф Бродский,(1940-1996), поэт.
Тюрьма — недостаток пространства, возмещенный избытком времени.
Если Евтушенко против колхозов, то я — за.
Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них — не читать их.
В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор.
Всякое творчество есть по сути своей молитва.
Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
Трагедия — это когда я порезал себе палец. Комедия — когда вы провалились в открытый канализационный люк и сломали себе шею.
Снимать кино может каждый, а хороших сценаристов всего одиннадцать.
Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами.
Если много мужчин собираются вместе, это, скорее всего, война.
А к жизни
Нас приучили относиться как
К объекту наших умозаключений.
Без злых гримас, без помышленья злого,
Из всех щедрот Большого Каталога
Смерть выбирает не красоты слога,
А неизменно самого певца.
Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
Бог сохраняет всё; особенно – слова
Прощенья и любви, как собственный свой голос.
В атомный век людей волнуют больше
Не вещи, а строение вещей.
В деревне Бог живёт не по углам,
Как думают насмешники, а всюду.
Он освещает кровлю и посуду
И честно двери делит пополам.
В отличье от животных, человек
Уйти способен от того, что любит.
В Рождество все немного волхвы.
В этом мире разлука —
Лишь прообраз иной.
Ибо врозь, а не подле
Мало веки смежать
Вплоть до смерти:
И после нам не вместе лежать.
Вещи больше, чем их оценки.
Сейчас экономика просто в центре.
Объединяет нас вместо церкви,
Объясняет наши поступки.
Время создано смертью.
Нуждаясь в телах и вещах,
Свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Все будут одинаковы в гробу.
Так будем хоть при жизни разнолики!
Все острова похожи друг на друга,
Когда так долго странствуешь, и мозг
Уже сбивается, считая волны,
Глаз, засорённый горизонтом, плачет,
И водяное мясо застит слух.
…Город
обычно начинается для тех,
кто в нём живёт, с центральных площадей
и башен. А для странника – с окраин.
Дева тешит до известного предела —
Дальше локтя не пойдешь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
Ни объятье невозможно, ни измена!
Деньги похожи на добродетель.
Не падая сверху – Аллах свидетель —
Деньги чаще летят на ветер
Не хуже честного слова.
Ими не следует одолжаться.
С нами в гроб они не ложатся.
Дорогая, мы квиты.
Больше: друг к другу мы
Точно оспа привиты
Среди общей чумы.
Есть истинно духовные задачи.
А мистика есть признак неудачи
В попытке с ними справиться.
Есть мистика.
Есть вера.
Есть Господь.
Есть разница меж них.
И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота. А чаще – свинство.
Жизнь, как меру длины
Не к чему приложить.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
К сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
Видишь то, что искал, а не новые дивные дивы…
Зло существует, чтоб с ним бороться,
А не взвешивать в коромысле.
.. .К сожаленью, в наши дни не только ложь, но и простая правда нуждается в солидных подтвержденьях и доводах.
Как жаль, что тем, чем стало для меня
Твоё существование, не стало
Моё существованье для тебя.
Когда-нибудь, когда не станет нас,
Точнее – после нас, на нашем месте
Возникнет тоже что-нибудь такое,
Чему любой, кто знал нас, ужаснётся.
Но знавших нас не будет слишком много.
Наверно, после смерти – пустота.
И вероятнее, и хуже Ада.
Наверно, тем искусство и берёт,
Что только уточняет, а не врёт,
Поскольку основной его закон,
Бесспорно, независимость деталей.
Настоящему, чтобы обернуться будущим,
Требуется вчера.
Но если люди что-то говорят,
То не затем, чтоб им не доверяли.
По мне, уже само движенье губ
Существенней, чем правда и неправда:
В движенье губ гораздо больше жизни,
Чем в том, что эти губы произносят.
Но, как известно, именно в минуту
Отчаянья и начинает дуть
Попутный ветер.
Но мы живы, покамест
Есть прощенье и шрифт.
Новое оледененье – оледененье рабства
Наползает на глобус.
Обычно тот, кто плюёт на Бога,
Плюёт сначала на человека.
…Одно,
должно быть, дело нацию крестить, а крест нести – уже совсем другое.
Он знает, что для праздника толпе Совсем не обязательна свобода…
…Пока
Мы думаем, что мы неповторимы,
Мы ничего не знаем.
Посмеиваясь криво,
Пусть Время взяток не берёт,
Пространство, друг, сребролюбиво!
Орёл двугривенника прав,
Четыре времени поправ!
Потерять независимость много хуже,
Чем потерять невинность.
Поэзия, должно быть, состоит
В отсутствии отчётливой границы.
…При всем своём сиротстве, поэзия основана на сходстве
бегущих вдаль однообразных дней.
Прогресса нет, и хорошо, что нет.
Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
Но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря.
Равенство, брат, исключает братство.
В этом следует разобраться.
Рабство всегда порождает рабство.
Даже с помощью революций.
Русский орёл, потеряв корону,
Напоминает сейчас ворону…
Так подоплёку тех или иных
Событий мы обычно принимаем
За самые событья.
Так посмертная мука
И при жизни саднит.
Труд – это цель бытия и форма.
Деньги – как бы его платформа.
…Ты
это – я; потому что кого же мы любим, как не себя?
Человек отличается только степенью
отчаянья от самого себя.
Что сказать мне о жизни? Что оказалось длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.
|
2 Иосиф Бродский: «Повелительное доверие словам» | Защита поэзии: искусство и этика у Иосифа Бродского, Симуса Хини и Джеффри Хилла
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Защита поэзии: искусство и этика у Джозефа Бродского, Симуса Хини и Джеффри Хилла Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Защита поэзии: искусство и этика у Джозефа Бродского, Симуса Хини и Джеффри Хилла Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Уильямс, Дэвид-Антуан, «2 Джозеф Бродский:« Безоговорочное доверие словам »», Защита поэзии: искусство и этика у Джозефа Бродского, Симуса Хини и Джеффри Хилла , Oxford English Monographs (
Oxford, 2010; онлайн edn, Oxford Academic, 1 мая 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199583546.003.0002, по состоянию на 6 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Защита поэзии: искусство и этика у Джозефа Бродского, Симуса Хини и Джеффри Хилла Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Защита поэзии: искусство и этика у Джозефа Бродского, Симуса Хини и Джеффри Хилла Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Реконструируя философию из его прозы и стихов, а также из отчетов о судебных заседаниях, эта глава обосновывает часто повторяемое, но неравномерно обосновываемое изречение Иосифа Бродского о том, что «эстетика есть мать этика’.
Это философия, которая зависит от понятий творчества, правдивости и конфиденциальности — представленных Бродским как момент встречи или как прямое тет-а-тет или личное отношение — для обеспечения автономии личности. опыт. Из этой автономии, из этого радикального индивидуализма вытекают условия, в которых могут быть сделаны свободные решения и, следовательно, моральный выбор. Но достижение этих условий, по Бродскому, влечет за собой отказ от всякой деонтологии, от всякого навязанного обязательства в пользу эстетического, особенно литературного, опыта.
Ключевые слова: Иосиф Бродский, суд, равнодушие, отчуждение, встреча, лицо, Советский Союз, соцреализм, Хини, Элиот
Предмет
Литературоведение (начиная с ХХ века) Литературоведение (поэзия и поэты)
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
«Меньше одного» Иосифа Бродского – обзор | Бумаги в мягкой обложке
Мне никогда не приходилось слышать вступительную речь, так что не знаю, в каком настроении они слушаются; оцепенение — моя настройка по умолчанию для подобных случаев, но, по-видимому, ожидание с пушистым хвостом — идеальный вариант. В любом случае, студенты Уильямс-колледжа в 1984 году, возможно, были немного смущены вступительными словами Иосифа Бродского: «Независимо от того, насколько смелыми или осторожными вы можете быть, в течение своей жизни вы обречены вступать в прямой физический контакт с с тем, что известно как Зло». Ну, я бы резко сел в этот момент; и, конечно же, все еще не спал бы к концу, когда он выступает за очень внимательное прочтение действительно библейского призыва подставить другую щеку: решимость нации в противостоянии полицейскому государству.
Что последовало за этим, хорошо известно: шесть десятилетий подставления другой щеки превратили лицо нации в один большой синяк, так что государство сегодня, утомленное своим насилием, просто плюет на это лицо.»
Ну, как я уже не раз говорил в этой колонке и в других местах, если хотите хорошую прозу, попросите ее написать поэта, а то, что Бродский даже не писал (или говорил) на родном языке, делает это еще лучше как-то. У него определенно есть дар яркой фразы – и если вам нужно какое-то объяснение того, почему поэты пишут хорошую прозу, прочтите «Поэт и проза» из этого сборника.
Бродский был сначала поэтом, личным помазанным преемником Анны Ахматовой в очень юном возрасте; вскоре после этого его осудили как тунеядца («в вельветовых штанах», если я правильно помню особенности доноса) и на несколько лет отправили перелопачивать навоз в Архангельск. Это его не остановило, и он по-прежнему читал Одена, когда это было совершенно невыгодно. Он добрался до Америки в свои 30, остановившись по пути, чтобы увидеть самого Одена в последние месяцы своей жизни.
Его описание их совместного времени и разговоров в «Угодить тени» великодушно и смиренно (в свою очередь, он горячо одобряет собственное смирение Одена в своих стихах; но должно быть, что-то и личное тоже было. Он видит, в Оксфорд: «В столовой преподаватели оттолкнули его от продовольственного щита»).
Эти эссе, собранные и опубликованные в 1986 году, получили награду Национальной книжной критики за критику; а год спустя он стал на тот момент самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе. Никто не решается сказать, что эта коллекция действительно принесла ему этот приз; но это точно не повредило.
Итак, если и есть необходимая коллекция сочинений (на самом деле, я думаю, что их предостаточно), то это она. Проза Бродского мчится вперед, даже когда читаешь о Мандельштаме, Цветаевой и других именах, которые в нашей стране, как я подозреваю, скорее расплывчатые абстракции, чем представители общеизвестных произведений. Бродский как бы пишет так, как будто сознавая, что обращается к аудитории, которую нужно разгонять с места, но не оскорбляя при этом ее интеллигентность.


Если говорить о труде, умственном и душевном труде, круг этот уже очень сузится. Мыслить и трудиться как-то не входило в обязанности наших поэтов – и официальных, и неофициальных. Многие считали это просто вредным для блаженно наивной поэтической души. Иным на десятки лет хватало двух-трех мыслей, формальных и содержательных, например: употреблять поменьше эпитетов – или внедрять бойкие прозаизмы – или решить, что предметная реальность важнее всех «абстракций» и потому «деталь» всегда вывезет. Так что тема труда уже подводит к тому, о чем я хочу сказать. Труда поэты боятся не напрасно: он и в самом деле может убить душу – ту душу, которая дышит лирикой, легкую, безотчетную душу – молодую:

Требовалось построение одиночества, построение ситуации человека один на один с вселенским пейзажем; говоря по-пушкински, возобновление «самостоянья человека». Требовался человек, который не потеряет себя и в том случае, если у него будет отнято все (кроме языка, уточним), если он и 


Слово сильное, прекрасное, внушающее (суггестивное), а не несущее какую-то конкретную информацию. От своей непонятности оно становится еще сильнее и краше. Известно, что литургические и молитвословные тексты часто остаются непонятными даже для тех, кто знает их наизусть. Навык воспринимать – в этимологическом смысле глагола – словосочетания без попытки «перевести» их на обыденный русский язык.
Констана. Что, собственно, имелось в виду под «метафизическим языком»? Это выражение, заимствованное у Мадам де Сталь, применялось к описаниям определенного рода психологии: сложной и слабой психологии «современного человека». Чтобы различать и прояснять изгибы этих противоречивых переживаний, требовалось отстраниться от собственной психической жизни, стать «наблюдателем» своих чувств. Точность и холодность таких «наблюдений» ценилась весьма высоко. И поэтическим явлением этот «метафизический язык» стал в лирике Баратынского. Речь шла в сущности о чем-то большем, чем язык: сама позиция Баратынского-лирика – «метафизическая» (в обсуждавшемся выше смысле) позиция, отстраненно, post factum или на значительной дистанции фиксирующая причины и следствия, антитезы и совмещения, «вид» вещи и ее «суть»2.
Но, как и в первой трети прошлого века, речь вновь идет о «современном» человеке, о какой-то новой опустошенности в «конце прекрасной эпохи». Выход, предложенный Бродским, – выход в пустыню («Остановка в пустыне»), в ту «бесплодную землю» современности, которую открыли его европейские учителя, Элиот и Оден. Бродский выступает как суровый моралист: пустыня (как пишет он в стихотворном послании другу-поэту) лучше, чем сладости египетского рабства, фата-морганы лирических садов, призраки оазисов.
Гримаса бывалого человека, которого ничем не удивишь и ничем не восхитишь. Однако Бродский не был таким человеком! Моральный урок, который он преподавал (а он, несомненно, близок к классическим моралистам: ср. «Назидание»!), был уроком стоицизма, а не цинизма.
Тот ли это стон, о котором говорит Баратынский в «Осени», «вполне торжественный и дикой», не берусь судить. Но не только счастье, а простая веселость представляется в таком мире своего рода предательством. (Я не имею в виду бытовую веселость Бродского, известную всем, кто его знал.) Веселых стихов он не писал: шутливые – да.
, между прочим, размышление Бродского о том, как Некто Великий экономит на нас свои мозговые клетки). Это ее время, пространство, масса, трение, скорость и т. д. оказываются каркасом образности Бродского, перекрывая частности мира, черты лиц, очерки вещей. Мир метафизики в традиционном понимании – совсем другой.
Он представляется своего рода парнасцем, поздним классиком (античные мотивы, культурофилия, традиционные жанры и формы, дисциплина версификации и под.), образцом «настоящего» поэта, на который указывают культурные политики Back To Basics. Левые поэты относят
Конечно, и синтаксис Бродского не так прям и прост, и его фразу как бы сносит по касательной. Но в целом на фоне рухнувшей грамматики – и тем более, логики – его речь выглядит до странности правильной. Можно сказать, что рациональный консерватизм Бродского возвращает европейской традиции ее саму – в уже забытой ею стадии.

