Философские стихотворения лермонтова: Философские стихи Лермонтова Михаила Юрьевича
Философские стихи Лермонтова 💌🤗
В данном разделе собраны философские стихи Лермонтова М. Ю. В его стихотворениях прослеживается сложные психологические и этические проблемы. Философская лирика Лермонтова пропитана пессимизмом, мрачным настроением, тоской, горькой грустью.
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон
Как мир не мог быть ими омрачен.
***
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз
Встревоженный печальною мечтой
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.
***
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.
***
Известность, слава, что они? — а есть
У них над мною власть; и мне они
Велят себе на жертву всё принесть,
И я влачу мучительные дни
Без цели, оклеветан, одинок;
Но верю им! — неведомый пророк
Мне обещал бессмертье, и живой
Я смерти отдал все, что дар земной.
***
Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им мертвых разлучать?
***
К погибшим люди справедливы; сын
Боготворит, что проклинал отец.
Чтоб в этом убедиться, до седин
Дожить не нужно! есть всему конец;
Немного долголетней человек
Цветка; в сравненьи с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.
***
Так и ее созданья. Иногда,
На берегу реки, один, забыт,
Я наблюдал, как быстрая вода
Синея гнётся в волны, как шипит
Над ними пена белой полосой;
И я глядел и мыслию иной
Я не был занят, и пустынный шум
Рассеивал толпу глубоких дум.
***
Тут был я счастлив… О, когда б я мог
Забыть что незабвенно! женский взор!
Причину стольких слез, безумств, тревог!
Другой владеет ею с давних пор,
И я другую с нежностью люблю,
Хочу любить, — и небеса молю
О новых муках: но в груди моей
Все жив печальный призрак прежних дней.
***
Никто не дорожит мной на земле
И сам себе я в тягость как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там — ей все равно.
***
Темна проходит туча в небесах,
И в ней таится пламень роковой;
Он вырываясь обращает в прах
Все, что ни встретит. С дивной быстротой
Блеснет, и снова в облаке укрыт;
И кто его источник объяснит,
И кто заглянет в недра облаков?
Зачем? они исчезнут без следов.
***
Грядущее тревожит грудь мою.
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает… И с тоской
Я вижу, что любить, как я, порок,
И вижу, я слабей любить не мог.
***
Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! — любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
***
И отучить не мог меня обман.
Пустое сердце ныло без страстей,
И в глубине моих сердечных ран
Жила любовь, богиня юных дней;
Так в трещине развалин иногда
Береза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит.
***
И о судьбе ее чужой пришлец
Жалеет. Беззащитно предана
Порыву бурь и зною, наконец
Увянет преждевременно она;
Но с корнем не исторгнет никогда
Мою березу вихрь: она тверда;
Так лишь в разбитом сердце может страсть
Иметь неограниченную власть.
***
Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей…
***
Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.
***
И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.
***
Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят
И странные верхи в лучах горят.
***
И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти все та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.
***
Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.
***
Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
***
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
***
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! — жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.
***
Есть время — леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом
И небо обвинить нельзя ни в чем.
***
Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном все чисто, а в другом все зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
***
Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.
***
Когда гонима бурей роковой
Шипит и мчится с пеною своей,
Она все помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.
***
Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.
***
Все. Нет, не все: созданье есть одно
Способное любить — хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце полное огня
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.
***
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем и молвой
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда.
***
И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн.
***
И мой курган! — любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось, — есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей!
***
М. Ю. Лермонтов «В альбом С. Н. Карамзиной»
Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.
Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер тихий разговор,
Люблю я парадоксы ваши
И ха-ха-ха, и хи-хи-хи,
Смирновой штучку, фарсу Саши
И Ишки Мятлева стихи…
***
М. Ю. Лермонтов «Ветка Палестины»
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Молитву ль тихую читали
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?
И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы…
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ты след горючих слез?
Иль божьей рати лучший воин
Он был, с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед людьми и божеством?
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой.
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
***
М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
***
М. Ю. Лермонтов «Дума»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
***
М. Ю. Лермонтов «Земля и небо»
Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной,
А краткость печали смешит.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль;
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.
***
М. Ю. Лермонтов «Молитва»
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
***
М. Ю. Лермонтов «Монолог»
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
***
М. Ю. Лермонтов «Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
***
М. Ю. Лермонтов «Поэт»
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и обидным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь с зарей,
Никто с усердьем не читает…
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?. .
***
М. Ю. Лермонтов «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
***
М. Ю. Лермонтов «Слава»
К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет всё душа моя
Во всем дойти до совершенства.
Пронзая будущего мрак,
Она бессильная страдает
И в настоящем всё не так,
Как бы хотелось ей, встречает.
Я не страшился бы суда,
Когда б уверен был веками,
Что вдохновенного труда
Мир не обидит клеветами;
Что станут верить и внимать
Повествованью горькой муки
И не осмелятся равнять
С земным небес живые звуки.
Но не достигну я ни в чем
Того, что так меня тревожит:
Всё кратко на шару земном,
И вечно слава жить не может.
Пускай поэта грустный прах
Хвалою освятит потомство,
Где ж слава в кратких похвалах?
Людей известно вероломство.
Другой заставит позабыть
Своею песнию высокой
Певца, который кончил жить,
Который жил так одинокой.
***
М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!. .
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. —
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!. .
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
***
М. Ю. Лермонтов «Чаша жизни»
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был — мечта,
И что она — не наша!
***
М. Ю. Лермонтов «Что толку жить!.. Без приключений»
Что толку жить!.. Без приключений
И с приключеньями — тоска
Везде, как беспокойный гений,
Как верная жена, близка!
Прекрасно с шумной быть толпою,
Сидеть за каменной стеною,
Любовь и ненависть сознать,
Чтоб раз об этом поболтать,
Невольно указать повсюду —
Под гордой важностью лица
В мужчине глупого льстеца
И в каждой женщине — Иуду.
А потрудитесь рассмотреть —
Все веселее умереть.
Конец! Как звучно это слово,
Как много — мало мыслей в нем;
Последний стон — и все готово,
Без дальних справок. А потом?
Потом вас чинно в гроб положут,
И черви ваш скелет обгложут,
А там наследник в добрый час
Придавит монументом вас,
Простит вам каждую обиду
По доброте души своей,
Для пользы вашей — и церквей
Отслужит, верно, панихиду,
Которой, я боюсь сказать,
Не суждено вам услыхать
И если вы скончались в вере,
Как христианин, то гранит
На сорок лет, по крайней мере,
Названье ваше сохранит.
Когда ж стеснится уж кладбище,
То ваше узкое жилище
Разроют смелою рукой
И гроб поставят к вам другой.
И молча ляжет с вами рядом
Девица нежная! Одна,
Мила, покорна, хоть бледна…
Но ни дыханием, ни взглядом
Не возмутится ваш покой —
Что за блаженство, боже мой!
Философская лирика Лермонтова сочинение
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Философская лирика Лермонтова
Тема философии в текстах поэтов, встречается не редко.
М.Ю.Лермонтов является ярчайшим представителем того времени, в чьих произведениях присутствует нотка философии. Критик Белинский В.Г. описывал Лермонтова как поэта совсем другой эпохи.
Автор пропитывает свои лирические произведения национальным духом и характером одиночества и грусти. Причина этому — веяния той эпохи. Автор переплетает с философской лирикой, патриотическую, разделяя жителей Руси на крестьян и дворян. Поэт показывает, что ему чужды награды и победы, радуют его простые гуляния крестьян и русская природа.
Одними из главных в произведениях Лермонтова являются мотивы одиночества, мук и страданий. Автор не был особо доволен своей жизнью, он рано потерял мать и отца «…Один я здесь, как царь воздушный…». Вырос в обществе дворян, в жизни его не было обычных людских радостей «…Страданья в сердце стеснены, и вижу, как судьбе послушно, года уходят, будто сны…».
Тесно связана с философией тема любви. Автор всю жизнь пытался найти в возлюбленных чистоту души, редко встречающуюся в том времени. Произведения Лермонтова это больше рассуждения о самой любви, чем рассказ о возникающем светлом чувстве. В стихотворениях о любви, автор затрагивает важные философские темы.
Проблема общества и поэта, является основной в лирике писателя. Автор показывает отношения между всем людским обществом и творческим человеком, как неприятные, даже вызывающие отвращение. Стихотворение «Пророк» — главный пример вражды с предвзятостью в обществе. Автор выступает здесь в роли пророка, неверующего в лучший мир. Он считает долгом вразумить общество, но ощущение изгоя, никак не оставляет его до конца жизни и автор окончательно убеждается в недопонимании среди народа.
Философская лирика М.Ю.Лермонтова о покинутом страннике, которого не хотело понимать общество, но, несмотря на это, согласным за это общество погибнуть. Автор не обращает внимания на то, что может вылечить его встревоженную душу, когда доходит дело до современности. Лишь легкую улыбку вызывает у автора поколения современников.
Философией пропитано все, о чем повествовал Лермонтов в течении своего пусть не длинного, но блестящего творческого пути с его раздумьями и ощущениями, ошибками и просветлениями.
Лишь спустя сотни лет творчество М.Ю.Лермонтова стало узнаваемым и почитаемым, многие начали следовать примеру в его лирике и встали на правильный путь в поиске верной дороги жизни.
Вариант 2
Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни. Немного отличается своеобразием лирика Михаила Юрьевича.
Присутствующие в его произведениях философские мотивы посвящены поиску себя в этом мире, подмечанию того, что зачастую руководит людьми и на чем основывается жизнь общества. С сожалением и горечью излагает поэт свои наблюдения. Оказывается, что праздность, леность и низость в этом мире считается благом.
Трагизм бытия проскальзывает в очень многих стихах, а лирические персонажи Лермонтова говорят, очень часто, за него. Подчеркивая ничтожность общественной жизни, поэт не отделяет и своего причастия к этому. Даже не находя себе места в мире, он все же живет обычной жизнью. Так, в «Молитве» обращается он к Всевышнему с просьбой простить ему то, что он так редко всуе вспоминает Господа. Осознание поэтом греховной действительности и своего участия в ней только добавляют его рассуждениям грусти.
Для Лермонтова становится тесным этот мир, в котором негде разгуляться свободолюбивой душе, где все ограничивается нормами и рамками поведения. Мысли о смерти звучат так, что она есть освобождение. В одном из произведений так и говорит поэт, что веселее умереть, нежели жить. Подмечает он и отсутствие гармонии в мире.
В «Монологе» ведутся рассуждения поэта о судьбе человека и о предназначении его. Здесь и подмечает он ничтожность и бессмысленность бытия. Подчеркивает поэт, что очень быстро душа человеческая поддается дурным влияниям и что нет в этом мире ни любви, ни дружбы настоящей.
И во многих своих стихотворения ставит он эти вопросы и рассуждает на философские темы с присущими поэту грустью и трагизмом. И так и не нашел Лермонтов своего места в суетном мире, но нашел для себя выход своих эмоций – творчество. В лирике своей он полностью изливает душу.
Сочинение Философская лирика Лермонтова 10 класс
Лермонтов Михаил – это поэт плеяды «золотого» века русской литературы, который в своем творчестве большое место уделял вопросам человеческого бытия, поиска истины….
Михаил Юрьевич рано остался без матери, и эта потеря наложила «философичный» отпечаток на все его последующее творчество.
Практически все литературное наследие Михаила Лермонтова – это ответы, на так называемые «вечные вопросы».
Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.
К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.
Например, в лирическом произведении «Благодарность» герой текста благодарит Создателя за жизнь, но в язвительной форме. Он не рад, что ему дарована жизнь….
Нередко Бог в произведениях русского классика несет ответственность за несовершенство людей, населяющих Землю. Следовательно, что персонаж лирического текста не верит в Создателя, что порождает его страшный антипод. В текст врываются темные мотивы, как, например, в стихотворении «Мой демон». И подобных произведений в наследии Михаила Лермонтова очень большое количество.
Часто лирический герой стихотворений Михаила Лермонтова преклоняет свои колени перед Богом. Он благодарит Всевышнего за счастье бытия. Как, например, в стихотворении «Молитва».
Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.
Вторая группа стихотворений – это тексты, в которых сталкиваются противоположности. Лермонтов использует излюбленный прием антитезы. Классическим в этом отношении является программное стихотворение «Парус».
Третья группа стихотворений на философскую тематику написана на тему вечных поисков гармонии жизни. Это, преимущественно, тексты, в которых происходит слияние Бога и человека. Например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
Таким образом, можно сделать вывод, что произведения Лермонтова Михаила Юрьевича на философскую тематику составляют истинную копилку мудрости русской культуры. Читатель, внимательно проживая тексты, находит в них ответы на «вечные» вопросы.
10 класс
Другие сочинения:← Анализ боя Мцыри с барсом↑ ЛермонтовАдресаты любовной лирики Лермонтова →
Философская лирика Лермонтова
Несколько интересных сочинений
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Сумо: правда или вымысел?
4 известные картины в Норвегии и 1 в Швеции, изображающие Норвегию
В свои 80 лет Паулин Дж. Хунтонджи является одним из величайших современных мыслителей Африки.
стихов М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Листок», «Утёс. Михаил Лермонтов
Прочитать стихотворение «Три пальмы» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит всем любителям притч. Это произведение, написанное в 1838 году, имеет свой глубокий и философский смысл. Главными героями поэмы являются сами пальмы, которые находятся в пустыне. В поэме затронуты религиозные темы и проблема взаимоотношений человека с природой. Такие вопросы возникают во многих произведениях Лермонтова. Он всегда пытался найти ответы на самые странные загадки окружающего мира. И использовал творчество как способ общения с самим собой, попытку осмысления и внушения, возможность высказать мысль, высказать мнение.
Текст поэмы Лермонтова «Три пальмы» передает суть того, что этот оазис — место, недоступное для живых существ. Казалось бы, он создан для того, чтобы стать спасением для заблудившегося путника. И пальмы взывают к Богу этими очевидными мыслями.
Одним из основных вопросов, поднятых в работе, является религиозный момент. Автор как бы намекает на то, что не всегда прошения, обращенные к Богу, приведут к осуществлению мечты. Многие не понимают, что их мечты могут принести только боль и разочарование. Цель не всегда оправдывает средства. Гордыня, осуждаемая в работе, часто приводит к полному саморазрушению. Лермонтов пытается уберечь читателя от попыток получить нечто недостижимое.
(Восточная легенда)
В песчаных степях Аравийской земли
Три гордые пальмы выросли высокими.
Между ними родник из бесплодной земли,
Журчащий, пробивающийся сквозь холодную волну,
Сохраненный, под сенью зеленых листьев,
От знойных лучей и летучих песков.
И много лет молча прошли;
Но усталый скиталец с чужбины
Горящая грудь холодной влаге
Я еще не склонился под зеленую будку,
И стали сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звонкий ручей.
И три пальмы стали роптать на Бога:
«Зачем мы рождены, чтобы здесь засохнуть?
Бесцельно в пустыне мы росли и цвели,
Вихрем и зноем колыхались,
Ничьим благожелательным, не радующим глаз? . .
Не прав твой, о небеса, святой приговор!»
И только замолк — вдали голубая
Золотистый песок кружился столбом,
Раздавались нестройные звуки,
Вьюки, покрытые коврами, были полны ковров,
И он шел, покачиваясь, как лодка в море,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Висячие, подвешенные между твердыми горбами
Узорчатые полы походных палаток;
Их смуглые руки иногда воздевали,
И черные глаза сверкали оттуда…
И, склонившись к луку,
Араб подогрел вороного коня.
И конь вставал порой на дыбы,
И скакал он, как леопард, пораженный стрелой;
И белая одежда красивых складок
На плечах Фарис свернулась в беспорядке;
И с криком и со свистом мчась по песку,
Метал и ловил на скаку копье.
Вот караван приближается к пальмам, шумно:
В тени их веселый стан раскинулся.
Звучащие кувшины наполнены водой,
И, гордо кивая махровой головой,
Пальмы встречают нежданных гостей,
И холодный ручей их щедро поливает.
Но как только сумерки опустились на землю,
Топор ударил по упругим корням,
И без жизни пали любимцы веков!
Одежду с них срывали маленькие дети,
Тела их потом рубили,
И медленно жгли огнем до утра.
Когда туман устремился на запад,
Караван пошел своим путем;
И тогда грустно на бесплодной земле
Только серый и холодный пепел можно было увидеть;
И солнце сожгло сухие остатки,
А потом их ветром в степь унесло.
А теперь все вокруг дико и пусто —
Листья с бряцающим ключом не шепчут:
Напрасно он у пророка тень просит —
Только горячий песок ее приносит
Да коршун хохлатый, степь нелюдимый,
Добыча терзает и щиплет его.
Восточная легенда
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы выросли высокими.
Родник между ними из бесплодной почвы,
Журча, пробивая холодную волну,
Сохраняя, под тенью зеленых листьев,
От знойных лучей и летучих песков.
И много лет молча прошли;
Но усталый скиталец с чужбины
Горящая грудь холодной влаге
Я еще не склонился под зеленой будкой,
И стали сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звонкий ручей.
И три пальмы стали роптать на Бога:
«Не для того ли мы рождены, чтобы здесь засохнуть?
Бесцельно в пустыне мы росли и цвели,
Вихрем и зноем трепетали,
Ничьи благожелательны, не радуют глаз? ..
Не прав твой, о небеса, святой приговор!
И только замолк — вдали голубой
Золотистый песок кружился столбом,
Раздавались нестройные звуки,
Вьюки, покрытые коврами, Наполнялись коврами,
И шел он, качаясь, как лодка в море,
Верблюд за верблюдом, взрывающийся песок.
Висячие, подвешенные между твердыми горбами
Узорчатые полы походных палаток;
Их смуглые руки иногда воздевали,
И черные глаза сверкали оттуда…
И, склонившись к луку,
Араб подогрел вороного коня.
И конь вставал порой на дыбы,
И скакал он, как леопард, пораженный стрелой;
И белые одежды красивыми складками
На плечах Фарис вились в беспорядке;
И с криком и свистом мчась по песку,
Он бросил и поймал копье на скаку.
Вот караван приближается к пальмам, шумно:
В тени их веселый стан раскинулся.
Звучащие кувшины наполнены водой,
И, гордо кивая махровой головой,
Пальмы встречают нежданных гостей,
И холодный ручей их щедро поливает.
Но как только сумерки опустились на землю,
Топор ударил по упругим корням,
И без жизни пали любимцы веков!
Их одежду содрали маленькие дети,
Затем их тела были изрублены,
И медленно сожжены огнем до утра.
Когда туман устремился на запад,
Караван пошел своим путем;
И тогда грустно на бесплодной земле
Только серый и холодный пепел можно было увидеть;
И сожгло солнце сухие остатки,
И их потом ветром в степь унесло.
А теперь всё вокруг дико и пусто —
Листья звенящим ключом не шепчут:
Напрасно он просит у пророка тень —
Только горячий песок приносит
Да, коршун хохлатый, степь нелюдима,
Добыча терзает и щиплет над ним.
Стихотворение «Три пальмы» написано Лермонтовым в 1838 году. По структуре оно восходит к одному из пушкинских. Но если у Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл обратный: природа умирает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности человеческой деятельности.
В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне находится оазис с тремя пальмами. Посреди бесплодных песков, выжженных солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. Ни один человек никогда не ступал в оазис. Это бесит пальмы. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают даром. Пальмы недовольны тем, что не могут принести никакой пользы.
Бог услышал призыв трех пальм и послал в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и мужество мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившие в оазисе. Пальмы и ручей рады, что их потревожили в одиночестве. Они щедро одаривают людей самым необходимым в утомительном путешествии: живительной прохладой и водой.
Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают их смерть. Люди безжалостно вырубают деревья и используют их в качестве дров по ночам. Утром караван продолжает свой путь, оставляя после себя лишь кучу пепла, который тоже вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса ничего не остается. Некогда весело журчащий родник постепенно засыпается песком. Печальную картину подчеркивает «хохлатый коршун», расправляющийся со своей добычей.
Основная мысль стихотворения в том, что люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они с радостью воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, тут же попытаются извлечь из нее пользу. Природа наиболее беззащитна перед жадностью человека. Ему совершенно все равно, чтобы спасти ее. После человека остаются лишь пепел и безводные пустыни.
Три пальмы тоже показали человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться безмятежным существованием, они хотели большего. Пальмы понесли божье наказание, так как нужно быть благодарным за то, что уже есть. Не стоит роптать на Бога и высказывать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Утёс», «На диком севере…», «Три пальмы», «Казачья колыбельная»
Цель: 1) познавательно-развивающая: знакомство с лирикой М.Ю. Лермонтов; темы, идеи стихов; 2) воспитательная: развитие эстетического взгляда на природу, чувства сопереживания настроениям поэта.
Во время занятий
- Организационный этап. Постановка целей обучения на уроке.
- Беседа о поэте М.Ю. Лермонтов. Имя М.Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу вместе со своим стихотворением «На смерть поэта», в котором выразил всю боль, печаль и ненависть к виновным в смерти А. С. Пушкина. Пушкин умер, но голос великой поэзии не остановил — с этого можно начать первый урок по творчеству М.Ю. Лермонтов. Для рассказа учитель может использовать отрывок из статьи о Лермонтове Н. С. Шер:
«В 1837 году, 29 января, в три часа дня, весть о смерти Пушкина разнеслась по всему Петербургу. День был пасмурный, сумерки наступили рано. К дому на Мойке, где жил Пушкин, шли сотни людей «всех возрастов, женщин, стариков, детей, студентов, простолюдинов в тулупах, а иных даже в лохмотьях». У входа собралась огромная толпа. За окнами первого этажа, завешенными плотными портьерами, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубокой скорби вошли люди в маленькую скромную квартирку Пушкина. Многие плакали — все понимали, что случилось непоправимое несчастье: великий поэт, гордость и слава России.
А на следующий день по городу из рук в руки передавались стихи:
Поэт умер! — раб чести — Пал, оклеветанный слухами…
Под стихами стояла подпись: Лермонтов — имя новое, незнакомое. Все повторяли это с гордостью, с надеждой, верой — в России появился новый гениальный поэт.
Далее учащиеся знакомятся со статьей учебника о М.Ю. Лермонтов.
- Учебная работа. Чтение. Беседа. Беседа по статье может быть организована по следующим вопросам:
Где был М.Ю. Лермонтов родился? Кто позаботился о нем? Где он провел свое детство? Каким был характер маленького Лермонтова? Как он учился? Какие у него были таланты? Когда вы начали писать стихи? Кто был его любимым поэтом?
Учитель добавит, что не все было так радужно в большом доме в Тарханах. Повзрослев, Лермонтов все больше чувствовал себя одиноким. Отец редко навещал сына. Бабушка не любила зятя. Мальчик не знал, что произошло между отцом и бабушкой, но никого ни о чем не спрашивал, а молча и тяжело переживал свое горе. Он очень скучал по матери.
Он совсем этого не помнил, но «была песня, — писал он позже, — от которой я плакал; Я не могу вспомнить его сейчас, но я уверен, что если бы я его услышал, это произвело бы тот же эффект. Ее пела мне моя покойная мать. Именно поэтому каждое его стихотворение пронизано светлой грустью, тоской и одиночеством.
- Работа над содержанием и художественными особенностями стихотворений «Утёс», «На Диком Севере». При работе над этими стихотворениями важно, чтобы учащиеся поняли чувства поэта, его мысли и мечты, душевное состояние героев его произведений, сумели определить тему и основную мысль стихотворений. Анализ языковых особенностей заключается в поиске средств художественной репрезентации, которые использует поэт, создавая образы своих персонажей и общее настроение (метафоры, эпитеты, сравнения).
Работу над анализом стихотворения «Скала» лучше всего начинать с вопроса о том, какое впечатление произвело стихотворение.
Что создало настроение? Почему? Можно предложить учащимся рассказать, какую картину они себе представляли, слушая стихотворение. О чем это стихотворение? Назовите его предмет. (Об одиноком утесе, который посетило облако, но рано утром ушло. Ему очень грустно, и он плачет.)
А что за облако, по-вашему? (Веселая, красивая, легкая, умеет летать, навещать кого захочет.) Почему облако «золотое»? (Красивая. Вероятно, освещенная лучами солнца.) Как называется это средство художественного изображения? (Эпитет.)
Найдите, какие еще средства использует поэт при рисовании облака (метафоры — «веселиться», «помчался»).
Так ученики докажут, что облако действительно веселое, легкое.
Утес представляет собой совершенно другой характер. Важно обратить внимание детей на то, что вторая строфа стихотворения начинается союзом но. Почему? Облако украсило одиночество утеса, но он снова остался один, «глубоко задумавшись». Что он думает о старой скале? Почему она плачет? (Он думает, что он совсем один, ему грустно, и поэтому он плачет.) Найдите в тексте слова, наделяющие скалу чертами живого существа. Как называется этот инструмент художественного образа? (Олицетворение: «глубоко задумавшись», «тихо плача».) Какова основная мысль стихотворения? Что поэт хотел сказать читателю? (Никто не должен быть один. Это очень тяжело для одного.)
Стихотворение «На диком севере…» также проникнуто настроением грусти, грусти, тоски, здесь звучит тема одиночества. Работу над содержанием и анализ языковых особенностей можно организовать так же, как и стихотворение «Утёс».
О чем это стихотворение? Определите его тему. (Сосна растет на севере, пальма растет в пустыне. Оба они одинокие, они грустные, тоскливые.)
Какую сосну ты представляешь? Какое сравнение употребил поэт, говоря о сосне? (Одета «как халат».) Она очень красива, но несчастна, потому что она одна. Какая природа окружает сосну? Какими эпитетами подчеркивается ее одиночество? (Север «дикий», вершина «голая».)
Что она видит во сне? Сосна дремлет, видит сны. Поэт говорит о ней как о личности (олицетворении). Пальма тоже красивая («прекрасная»), но и несчастная. Почему пальма грустит? Какая природа его окружает? (Пустыня, горючий камень.)
Как вы думаете, сосна и пальма когда-нибудь встретятся? Конечно, этого не может быть. Учитель может объяснить, что образы героев означают незамысловатые человеческие судьбы.
«Три пальмы». Восточная поэма М.Ю. Лермонтова посвящена красоте аравийской земли, на которой растут прекрасные пальмы. Стихотворение поэта передает чувство скорби о поступках человека, уничтожившего эту величественную красоту пальм, даровавших отдых путникам в тени их крон и спасавших от голода. Как неразумен и как жесток человек, срубивший эти прекрасные деревья («топор стучал по упругим корням», «с них содрали одежду», «тела изрубили», «они сожгли огнем»)! Используемый поэтом прием персонификации заставляет читателя прочувствовать боль страданий поваленных деревьев. А прием контраста усиливает трагедия, случившаяся в пустыне с тремя пальмами. Обратимся к началу поэмы: гордо стоят пальмы, журчит охраняемый ими ручей, величаво приближается на отдых караван верблюдов, пальмы встречают нежданных гостей, угощая их ледяной водой. Конец стихотворения — резкий контраст — все кругом пусто и дико, листья звенящим ключом не шепчутся, песок горяч, коршун терзает добычу. Вот что может мужчина! Поэт протестует против такого варварского отношения к природе. Человек, ты должен быть творцом мира, а не его разрушителем — это основная идея произведения.
«Казачья колыбельная». Это самое лирическое произведение М.Ю. Лермонтова, в котором отражена боль матери, воспитавшей сына и отправившей его на «насильную жизнь». Эта материнская любовь очень ярко и точно передана в емких и красочных эпитетах, олицетворении природы: «мой прекрасный младенец, тихо смотрит на ясную луну, мой милый ребенок, горькие слезы, опасный бой». Вся полнота материнской любви отразилась в строках песни поэта, она стала любима народом и жива до сих пор как песня, под которую мать качает любимого ребенка, заботится о его дальнейшей судьбе.
- Подведение итогов урока. Какова тема и идея стихотворений «Утёс», «Туча ночевала…»? Что их объединяет? В чем разница? Какую мысль хотел донести до читателя поэт? Сосна и пальма обречены на одиночество, они никогда не смогут встретиться, и это очень печально. Никто не в силах им помочь.
- Домашнее задание:
1) ответить на вопросы учебника 1, 2, 4;
2) выучить наизусть любое из стихотворений.
Рединг М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: много ли пользы принес я миру, а может быть, я принадлежу к людям, желающим погреться у огня чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как живо ему удавалось передать красоту природы во всех ее красках, во всех ее настроениях! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагедией, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».
Стихотворение «Три пальмы» поражает своим блеском и силой. Большое впечатление она произвела и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какие образы! — так ты видишь все перед собой, а раз увидишь — уже никогда не забудешь! Чудесная картина — все сияет яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и сила в каждом стихе. ..», — писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова перевели на арабский язык и дети в школах заучивают его наизусть.
Действие происходит на фоне красивой восточной природы.
Три пальмы
(Восточная легенда)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы выросли высокими.
Между ними родник из бесплодной земли,
Журчащий, пробивающийся сквозь холодную волну,
Сохраненный, под сенью зеленых листьев,
От знойных лучей и летучих песков.
И много лет молча прошли;
Но усталый скиталец с чужбины
Горящий сундук холодной влаге
Я еще не склонился под зеленой будкой,
И стали сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звонкий ручей.
И три пальмы стали роптать на Бога:
«Мы для того и рождены, чтобы здесь засохнуть?
Бесцельно в пустыне мы росли и цвели,
Вихрем и зноем колыхались,
Ничьим благожелательным, не радующим глаз? ..
Не прав твой, о небеса, святой приговор!
пожалуйста напишите отзыв о стихотворении скала три пальмы лист тучи лермантов срочно
Ответы:
Михаил Юрьевич Лермонтов мой любимый поэт. В его стихах я слышу либо призыв к действию, неукротимую жажду жизни, либо одиночество и скрытую грусть. Поэта волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в стихотворении «Три пальмы». В далеких степях аравийской земли, среди горячего песка и знойного ветра росли три пальмы. Их широкие зеленые листья давали тень холодному ручью, бьющему в этом оазисе, и вселяли надежду и радость утомленным путникам. Но благодарности одиноких путников мало на пальмы: Мы росли и цвели бесцельно в пустыне, Вихрем и зноем трепещут, Никого не благожелательны, не радуют глаз? Вероятно, небо услышало шорох пальм, потому что тут же на горизонте появился большой богатый караван. Красивые и веселые люди остановились в тени высоких деревьев, родник щедро дал им напиться родниковой воды. Однако у караванщиков другое представление о смысле жизни, их интересует только собственный комфорт и удобство. Не думая о других, не заглядывая в будущее, люди без сожаления рубили пальмы, разрушали оазис, чтобы ночевать у веселого костра. На следующее утро караванщики ушли, оставив живительный поток умирать среди «горячих лучей летучих песков». Чтение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: много ли пользы принес я миру, а может быть, я принадлежу к людям, желающим погреться у огня чужой беды? Всю жизнь М.Ю. Лермонтов размышлял о важных жизненных вопросах и пытался выразить свои мысли в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, открывая нам самое сокровенное из того, что сокрыто в глубине. человеческая душа. Поэтому, читая его стихи, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Искренний голос поэта завораживает, волнует, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как живо ему удавалось передать красоту природы во всех ее красках, во всех ее настроениях! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагедией, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы». Действие происходит на фоне красивой восточной природы. В песчаных степях аравийской земли Выросли три гордые пальмы, пишет поэт. И мы сразу представляем себе раскидистых рослых красоток, которые лелеют под «зеленой будкой», дарящей покой и прохладу, ленточку ручья с холодной водой. Много лет журчала холодная весна, и роскошная листва ждала под ее тенью усталого путника. Но никто не подошел к пальмам и не склонился к живительному ручью, напрасно ждали странника, который, устав от зноя, остановится отдохнуть в тени деревьев, благодарно прильнув к « ледяная влага» весны. «Мы для того и родились, чтобы исчезнуть здесь?» — пальмы обращаются к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что ждет их взамен? Небо услышало молитву: вдали показался долгожданный караван. Путешественники расположились отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины родниковой водой. Казалось бы, наконец-то оправдались многолетние ожидания. Но как только спустился вечер, жестокие люди срубили деревья.