Философия души вк: Философия души — Частное издательство «Золотое сечение» ISBN 978-5-904020-92-7

Платон. Учение Платона о душе

Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, автор более 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.

🧍‍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.

🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.

🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.

Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить. Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится.

😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.

Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.

⚙️ Части души — функциональные части. Платон выделяет три части души и образно представляет их в своих философских произведениях. Может показаться странным, что Платон говорит, что душа неделимая, не состоит из элементов, и в то же время представляет три ее части.

В этом нет противоречия, три части души по Платону — это не физические части, а функциональные. В человеческом теле руки и ноги — это физические части, без них тело может существовать. Дыхание, пищеварение, кровообращение — функциональные части, их нельзя отделить друг от друга и от тела, только вместе они образуют жизнь.

Платон выделяет три части души 👇

🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.

💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.

😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.

👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.

🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.

🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на

буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений.

Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇

1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.

2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.

⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости.

Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни.

🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

«Душа Сократа, слог Гомера»: 8 женщин-философов античного мира

Сбежать с бродячим философом, возглавить школу, известную на весь эллинистический мир, писать труды по алгебре и астрономии, участвовать в принятии политических решений — рассказываем о влиятельных мыслительницах Античности

Гипатия Александрийская (V век н. э.)

Гипатия Александрийская получила образование под руководством отца Теона Александрийского, одного из крупнейших ученых Александрии, руководившего собственной философской школой при знаменитом Мусейоне. С рождения он возлагал большие надежды на дочь, имя которой переводится как «высшая». Гипатия оправдывала надежды отца: преподавала в его школе философию Платона и Аристотеля, а также математику и астрономию. А после смерти отца возглавила его школу. 

Среди наиболее значимых трудов Гипатии — комментарий к «Арифметике», в котором она изложила более 100 алгебраических задач, комментарий к работе о конических сечениях Аполлония Пергского, а также «Астрономический канон», который не сохранился до наших дней. Гипатия разделяла учение философа Плотина о том, что цель философии — в мистическом единении с божественным. Она была веротерпима и не акцентировала внимание на религиозных вопросах, что позволяло людям разных верований посещать ее школу. 

Слава о ней привлекала учеников из других стран — Сирии, Палестины, Верхнего Египта. Выпускники школы становились епископами, чиновниками, крупными земельными собственниками. Один из самых известных учеников Гипатии — епископ Синезий Киренский, богослов и философ-неоплатоник. Благодаря хорошим отношениям с местным епископом Феофилом Гипатия приобрела влияние, была приближена к префекту Рима Оресту. Однако после смерти Феофила, при новом епископе Кирилле она столкнулась с обвинениями в колдовстве. 

В 415 году во время Великого поста толпа религиозных фанатиков убила ее на месте бывшего языческого храма, перестроенного в христианскую церковь. Причастность Кирилла к ее смерти остается предметом споров, однако гибель Гипатии надолго сделала ее мученической фигурой и символом сопротивления мракобесию.

«У меня всегда будут мои звезды»: как первая российская женщина-астроном встретила революцию

Гиппархия (IV век до н. э.)

Гиппархия происходила из знатной семьи и получила соответствующее своему происхождению образование. На занятия философией ее вдохновила любовь, поначалу запретная. Влюбившись в философа-киника Кратета Фиванского, она пригрозила родителям самоубийством, если они не позволят ей выйти замуж за бродячего философа и поэта (тот тоже был из богатой семьи, но раздал состояние и «бросился в философию»). Родители рассчитывали на более выгодную партию и поэтому долгое время отказывали, но Гиппархия не обращала внимание на предложения знатных и богатых женихов и настаивала на своем. Вокруг этого брака ходило много слухов и шуток, влюбленных обвиняли в распущенности и чрезмерной демонстрации чувств. Гиппархия стала ученицей Кратета и, как и он, философом-киником.

Кинизм — одна из наиболее значимых сократических школ. Родоначальником ее был ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем — Диоген Синопский (тот самый, что якобы жил в «бочке» и днем ходил по улицам с фонарем, «ища человека»). Киники изначально не принимали женщин и даже относились к ним враждебно, но с появлением Гиппархии признали, что женщины не хуже мужчин — по выражению Кратета, «как суки не слабее кобелей».  

Гиппархия жила с Кратетом буквально на улицах Афин (киники, чье название происходило от kúōn, «собака», призывали к простоте жизни и отказу от условностей), родила двоих детей, участвовала в публичных дискуссиях, писала трактаты. Сохранились рассказы о ее постоянных спорах с киренаиком Феодором Безбожником, которого она постоянно ставила в тупик своими рассуждениями. Как-то он пристыдил ее за то, что она не ведет жизнь порядочной женщины, не занимается хозяйством и рукоделием. «Но разве, по-твоему, плохо я рассудила, что стала тратить время не на [ткацкий] станок и челнок, а вместо этого — на воспитание?» — спросила Гиппархия. Под воспитанием здесь подразумевается способность различать благо и зло, которая, согласно учению Феодора, и делала человека счастливым и способным наслаждаться жизнью. Начни он спорить с Гиппархией, ему пришлось бы опровергнуть и собственную теорию.

Римская фреска с изображением Гиппархии Маронейской и Кратета Фиванского

Женщина, которая со всем не согласна: как лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Арнольд переворачивает науку с ног на голову

Арета Киренская (IV век до н.

э.)

Арета — современница Сократа, дочь Аристиппа, основателя Киренской школы философии. Киренская школа культивировала гедонизм (и стала предтечей Эпикурейской школы), но в то же время учила презирать излишества и ценить духовные, а не материальные блага. Сама Арета преподавала в этой школе на протяжении 35 лет, став, как считается, учителем более сотни философов и автором 40 книг. В числе учеников был и ее собственный сын, Аристипп Младший, которого называли «ученик матери». 

Об Арете сохранилось очень мало свидетельств, но известно наверняка, что она пользовалась уважением среди современников. Даже спустя тысячу лет после ее смерти философы и писатели обращались к ее наследию — например, о разнообразии и оригинальности ее трудов писал Джованни Боккаччо. В начале XX века священник Джон Захм в книге «Женщины в науке» писал об Арете: «на ее могиле была написана эпитафия, что она была величава, как Греция, обладала красотой Елены, добродетелью Пенелопы, пером Аристиппа, душой Сократа и языком Гомера».

Асклепигения (V век н. э.)

После смерти своего отца Плутарха Афинского Асклепигения возглавила восстановленную им Афинскую школу неоплатонизма. Она преподавала философию Платона и Аристотеля, а также учение своих отца и деда о теургии — магической практике, позволявшей добиваться желаемого от богов, ангелов и демонов. Асклепигения верила, что существует пять сфер реальности: Единое, Природа, Материя, Душа и Разум — и что союз Души с Единым в сочетании с магией и медитацией может привести к истинному счастью. Считается, что среди ее учеников был Прокл Диадох — философ, при котором неоплатонизм достиг расцвета.

Феано (VI век до н. э.)

Жена математика и философа Пифагора, став одной из его первых учениц, проложила дорогу в философию и другим женщинам. После смерти Пифагора Феано в течение шести лет возглавляла Пифагорейскую школу. Ее труды до нас почти не дошли, об их авторстве ведутся споры, однако известно, что Феано пользовалась авторитетом, а ее пример вдохновлял и других женщин заниматься наукой и философией.

«Математика — отличный способ борьбы с дискриминацией»: как Александра Скрипченко стала первой женщиной — деканом матфака ВШЭ

Птолемаида Киренская (III век до н. э.)

Мы почти ничего не знаем о Птолемаиде, кроме того, что ее перу  принадлежит работа «Пифагорейские основы музыки» — на нее ссылается Порфирий в комментариях к «Гармонике» Птолемея. В ней она проводит различия между музыкальной теорией Пифагора, основанной на строгом математическом подходе, и более древней теорией Аристоксена, который опирался на чувственное восприятие. Несмотря на приверженность пифагорейскому учению, Птолемаида цитирует Аристоксена без враждебности и критикует тех теоретиков, которые занимают слишком крайние позиции.

Вымышленные маркизы, ученые-самоучки и главные редакторы: как женщины отвоевали свое место в популяризации науки

Диотима из Мантинеи (I век до н. э.)

В диалоге Платона «Пир» Сократ рассказывает, что провидица и жрица Диотима в юности преподавала ему «философию любви». Она якобы рассказывала о генеалогии этого чувства и доказывала, что любовь — средство достижения блага и бессмертия. Практически все персонажи диалогов Платона имели своих прототипов в реальной жизни, но реальность Диотимы остается предметом споров.

Ядвига Лужевская, позирующая в роли Диотимы, в живописи Йозефа Зимлера, 1855

Аспазия (V век до н.

э.)

Некоторые исследователи отождествляют Диотиму с Аспазией. Она тоже фигурирует в работах Платона — в диалоге «Менексен» она названа «та, что совсем неплохо разбиралась в риторике и вдобавок обучила многих хороших ораторов, среди них — выдающегося оратора эллинов Перикла, сына Ксантиппа». 

Аспазия, вторая жена Перикла, по словам Плутарха, «подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей, и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной». Вокруг нее сложился кружок выдающихся мыслителей, в который входили Софокл, Фукидид, Зенон, Сократ.

Последний отмечал, что многие в Афинах искали общества Аспазии ради ее ораторского таланта. Недоброжелатели же называли Аспазию развратной и выводили в комедиях гетерой. Многих раздражало ее влияние на Перикла, которому она помогала готовиться к публичным выступлениям и даже принимать политические решения. Влиянию Аспазии приписывали поход Перикла на Самос и даже Пелопонесскую войну. 

Первые учительницы: кто боролся за возможность получать образование для женщин

Бусидо, душа Японии Иназо Нитобэ

Загрузить эту электронную книгу

org/ebooks/12096.epub.noimages» typeof=»pgterms:file»> gutenberg.org/ebooks/12096.txt.utf-8″ typeof=»pgterms:file»>
Формат URL-адрес Размер
Читать эту книгу онлайн: HTML5 https://www.gutenberg.org/ebooks/12096.html.images 236 КБ
Читать эту книгу онлайн: HTML (как представлено) https://www. gutenberg.org/files/12096/12096-h/12096-h.htm 236 КБ
EPUB3 (электронные книги, включая функцию отправки на Kindle) https://www.gutenberg.org/ebooks/12096.epub3.images 652 КБ
EPUB (старые электронные книги) https://www.gutenberg.org/ebooks/12096.epub.изображения 656 КБ
EPUB (без изображений) https://www.gutenberg.org/ebooks/12096.epub.noimages 150 КБ
Разжечь https://www.gutenberg.org/ebooks/12096.kf8.images 788 КБ
старые Kindles https://www.gutenberg.org/ebooks/12096.kindle.images 763 КБ
Обычный текст UTF-8 https://www.gutenberg.org/ebooks/12096.txt.utf-8 219 КБ
Дополнительные файлы… https://www.gutenberg.org/files/12096/

Читатели также скачали…

Библиографическая запись

Автор Нитобэ, Иназо, 1862-1933 гг.
Титул Бусидо, душа Японии
Содержимое Бусидо как этическая система. Источники бусидо. Честность или справедливость. Мужество, дух отваги и выдержки. — Воспитание и обучение самурая — Самообладание — Институты самоубийства и возмещения — Меч, душа самурая — Обучение и положение женщины — Влияние бусидо — Бусидо все еще живой? — Будущее бусидо.
Кредиты Обновлено: 2022-09-15
Кредиты Обновлено: 30 сентября 2022 г.
Язык Английский
LoC Класс BJ: Философия, Психология, Религия: Этика, Социальные обычаи, Этикет, Религия
LoC Класс CR: История: Геральдика
Тема Япония — Цивилизация
Субъект Япония — Общественная жизнь и обычаи
Тема Бусидо
Тема Этика — Япония
Тема Самурай — История
Тема философия, японский
Категория Текст
Электронная книга №. 12096
Дата выпуска
Статус авторского права Общественное достояние в США.
Загрузки 1071 загрузок за последние 30 дней.
Книги Project Gutenberg всегда бесплатны!

Преподобный д-р Валиапарампил Куриан (В.К.) Томас Вью Свечи — Актон, Массачусетс

  • Сведения об услуге
  • 903:00

    Семейный вход

    Нажмите здесь

    Подписаться на

    Обновления

    Нажмите здесь

    Acton Funeral Home
    470 Massachusetts Avenue
    Acton, Massachusetts
    США
    01720

    В случае ошибки
    в представленной информации,
    , пожалуйста, свяжитесь с похоронным бюро
    , нажав здесь.

    Зажги свечу

    Свеча от: Похоронное бюро Актона

    Сообщение: Для нас большая честь подарить эту Книгу воспоминаний семье.

    Поделиться через фейсбук

    2014-04-21 17:04:35

    Свеча от: Семья Куриакосе Маниаттукудиил

    Сообщение: Настоящий мужчина, украшенный божественной философией.

    Поделиться через фейсбук

    2014-04-25 14:02:22

    Свеча от: Джон Джейкоб и семья

    Сообщение: Наши глубочайшие соболезнования и молитвы…

    Поделиться через фейсбук

    2014-04-25 13:39:54

    Свеча от: Арун Самуэль и семья

    Сообщение: Наши глубочайшие соболезнования и молитвы

    Поделиться через фейсбук

    2014-04-25 11:40:43

    Свеча от: Биджу А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *