Если хочешь быть любимым люби сенека: Сенека (младший) цитата: Si vis amari, ama. Если хочешь быть любимым, люби.

Читать онлайн «Нравственные письма к Луцилию», Луций Анней Сенека – Литрес

Письмо I

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую – на безделье, и всю жизнь – не на те дела, что нужно. (2) Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами – ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится. (3) Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность. (4) Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю, и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Дело со мною обстоит так же, как с большинством тех, кто не через собственный порок дошел до нищеты; все меня прощают, никто не помогает. (5) Ну так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. [1] Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров.

Письмо II

Сенека приветствует Луцилия!

(1) И то, что ты мне писал, и то, что я слышал, внушает мне на твой счет немалую надежду. Ты не странствуешь, не тревожишь себя переменою мест. Ведь такие метания – признак больной души. Я думаю, первое доказательство спокойствия духа – способность жить оседло и оставаться самим собою. (2) Но взгляни: разве чтенье множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде – тот нигде. Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев множество, а друзей нет. То же самое непременно будет и с тем, кто ни с одним из великих умов не освоится, а пробегает все второпях и наспех. (3) Не приносит пользы и ничего не дает телу пища, если ее извергают, едва проглотивши. Ничто так не вредит здоровью, как частая смена лекарств. Не зарубцуется рана, если пробовать на ней разные снадобья. Не окрепнет растение, если часто его пересаживать. Даже самое полезное не приносит пользы на лету. Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь – и довольно. (4) «Но, – скажешь ты, – иногда мне хочется развернуть эту книгу, иногда другую». – Отведывать от множества блюд – признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Потому читай всегда признанных писателей, а если вздумается порой отвлечься на другое, возвращайся к оставленному. Каждый день запасай что-нибудь против бедности, против смерти, против всякой другой напасти и, пробежав многое, выбери одно, что можешь переварить сегодня. (5) Я и сам так делаю: из многого прочитанного что-нибудь одно запоминаю. Сегодня вот на что натолкнулся я у Эпикура (ведь я частенько перехожу в чужой стан, не как перебежчик, а как лазутчик): (6) «Веселая бедность, – говорит он, – вещь честная». Но какая же это бедность, если она веселая? Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. Разве ему важно, сколько у него в ларях и в закромах, сколько он пасет и сколько получает и сотню, если он зарится на чужое и считает не приобретенное, а то, что надобно еще приобрести? Ты спросишь, каков предел богатства? Низший – иметь необходимое, высший – иметь столько, сколько с тебя довольно. Будь здоров.

Письмо III

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Ты пишешь, что письма для передачи мне отдал другу, а потом предупреждаешь, чтобы не всем, тебя касающимся, я с ним делился, потому что и сам ты не имеешь обыкновения делать так. Выходит, в одном письме ты и признаешь, и не признаешь его своим другом. Ладно еще, если ты употребил это слово как расхожее и назвал его «другом» так же, как всех соискателей на выборах мы называем «доблестными мужами», или как встречного, если не можем припомнить его имени, приветствуем обращением «господин». (2) Но если ты кого-нибудь считаешь другом и при этом не веришь ему, как самому себе, значит, ты заблуждаешься и не ведаешь, что есть истинная дружба. Во всем старайся разобраться вместе с другом, но прежде разберись в нем самом. Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился. Кто вопреки наставлению Феофраста «судит, полюбив, вместо того, чтобы любить, составив суждение»[2], те путают, что должно делать раньше, что позже. Долго думай, стоит ли становиться другом тому или этому, но решившись, принимай друга всей душой и говори с ним так же смело, как с собою самим. (3) Живи так, чтобы и себе самому не приводилось признаваться в чем-нибудь, чего нельзя доверить даже врагу. Но раз есть вещи, которые принято держать в тайне, делись лишь с другом всеми заботами, всеми мыслями. Будешь считать его верным – верным и сделаешь. Нередко учат обману тем, что обмана боятся, и подозрениями дают право быть вероломным. Почему не могу я произнести те или иные слова в присутствии друга? Почему мне не думать, что в его присутствии я все равно что наедине с собой? (4) Одни первому встречному рассказывают о том, что можно поведать только другу, и всякому, лишь бы он слушал, выкладывают все, что у них накипело. Другим боязно, чтобы и самые близкие что-нибудь о них знали; эти, если бы могли, сами себе не доверяли бы, потому они и держат все про себя. Делать не следует ни так, ни этак: ведь порок – и верить всем, и никому не верить, только, я сказал бы, первый порок благороднее, второй – безопаснее. (5) Точно так же порицанья заслуживают и те, что всегда обеспокоены, и те, что всегда спокойны. Ведь и страсть к суете признак не деятельного, но мятущегося в постоянном возбуждении духа, и привычка считать каждое движение тягостным – признак не безмятежности, но изнеженности и распущенности. (6) Поэтому удержи в душе слова, которые вычитал я у Помпония[3]: «Некоторые до того забились во тьму, что неясно видят все освещенное». Все должно сочетаться: и любителю покоя нужно действовать, и деятельному – побыть в покое. Спроси совета у природы: она скажет тебе, что создала и день и ночь. Будь здоров.

Письмо IV

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Упорно продолжай то, что начал, и поспеши сколько можешь, чтобы подольше наслаждаться совершенством и спокойствием твоей души. Есть наслаждение и в том, чтобы совершенствовать ее, чтобы стремиться к спокойствию; но совсем иное наслаждение ты испытаешь, созерцая дух, свободный от порчи и безупречный. (2) Ты, верно, помнишь, какую радость испытал ты, когда, сняв претексту[4], надел на себя мужскую тогу и был выведен на форум? Еще большая радость ждет тебя, когда ты избавишься от ребяческого нрава и философия запишет тебя в число мужей. Ведь и до сей поры остается при нас уже не ребяческий возраст, но, что гораздо опаснее, ребячливость. И это – тем хуже, что нас чтут как стариков, хотя в нас живут пороки мальчишек, и не только мальчишек, но и младенцев; ведь младенцы боятся вещей пустяшных, мальчишки – мнимых, а мы – и того и другого. (3) Сделай шаг вперед – и ты поймешь, что многое не так страшно как раз потому, что больше всего пугает. Никакое зло не велико, если оно последнее. Пришла к тебе смерть? Она была бы страшна, если бы могла оставаться с тобою, она же или не явится, или скоро будет позади, никак не иначе.  – (4) «Нелегко, – скажешь ты, – добиться, чтобы дух презрел жизнь». – Но разве ты не видишь, по каким ничтожным причинам от нее с презреньем отказываются? Один повесился перед дверью любовницы, другой бросился с крыши, чтобы не слышать больше, как бушует хозяин, третий, пустившись в бега, вонзил себе клинок в живот, только чтобы его не вернули. Так неужели, по-твоему, добродетели не под силу то, что делает чрезмерный страх? Спокойная жизнь – не для тех, кто слишком много думает о ее продлении, кто за великое благо считает пережить множество консульств[5]. (5) Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком – за колючие кусты и острые камни. Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют. (6) Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно жалеть, утратив. Поэтому укрепляй мужеством и закаляй свой дух против того, что может произойти даже с самыми могущественными. (7) Смертный приговор Помпею вынесли мальчишка и скопец, Крассу – жестокий и наглый парфянин[6]. Гай Цезарь[7] приказал Лепиду подставить шею под меч трибуна Декстра – и сам подставил ее под удар Хереи. Никто не был так высоко вознесен фортуной, чтобы угрозы ее были меньше ее попустительства. Не верь затишью: в один миг море взволнуется и поглотит только что резвившиеся корабли. (8) Подумай о том, что и разбойник и враг могут приставить тебе меч к горлу. Но пусть не грозит тебе высокая власть – любой раб волен распоряжаться твоей жизнью и смертью. Я скажу так: кто презирает собственную жизнь, тот стал хозяином твоей. Вспомни пример тех, кто погиб от домашних козней, извещенный или силой, или хитростью, – и ты поймешь, что гнев рабов погубил не меньше людей, чем царский гнев. Так какое тебе дело до могущества того, кого ты боишься, если то, чего ты боишься, может сделать всякий? (9) Вот ты попал в руки врага, и он приказал вести тебя на смерть. Но ведь и так идешь ты к той же цели! Зачем же ты обманываешь себя самого, будто лишь сейчас постиг то, что всегда с тобой происходило? Говорю тебе: с часа твоего рождения идешь ты к смерти. Об этом должны мы думать и помнить постоянно, если хотим безмятежно дожидаться последнего часа, страх перед которым лишает нас покоя во все остальные часы. (10) А чтобы мог я закончить письмо, узнай, что приглянулось мне сегодня (и это сорвано в чужих садах)[8]: «Бедность, сообразная закону природы, – большое богатство»[9]. Знаешь ты, какие границы ставит нам этот закон природы? Не терпеть ни жажды, ни голода, ни холода. А чтобы прогнать голод и жажду, тебе нет нужды обивать надменные пороги, терпеть хмурую спесь или оскорбительную приветливость, нет нужды пытать счастье в море или идти следом за войском. То, чего требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка. (11) Ради него изнашиваем мы тогу, ради него старимся в палатках лагеря, ради него заносит нас на чужие берега. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому и в бедности хорошо, тот богат. Будь здоров.

 

Письмо V

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Я радуюсь твоему упорству в занятиях и рвению, которое побуждает тебя, забросив все, только о том и стараться, чтобы с каждым днем становиться все лучше, и хвалю тебя за них. Будь и впредь так же упорен, тут я не только поощряю тебя, но и прошу. Об одном лишь хочу предупредить тебя: не поступай подобно тем, кто желает не усовершенствоваться, а только быть на виду, и не делай так, чтобы в одежде твоей или в образе жизни что-нибудь бросалось в глаза. (2) Избегай появляться неприбранным, с нестриженой головой и запущенной бородой, выставлять напоказ ненависть к серебру, стелить постель на голой земле – словом, всего, что делается ради извращенного удовлетворения собственного тщеславия. Ведь само имя философии вызывает достаточно ненависти, даже если приверженцы ее ведут себя скромно; что же будет, если мы начнем жить наперекор людским обычаям? Пусть изнутри мы будем иными во всем – снаружи мы не должны отличаться от людей. (3) Пусть не будет блистательной тога – но и грязной тоже; пусть не для нас серебряная утварь с украшениями из литого золота – но не надо считать лишь отсутствие золота и серебра свидетельством умеренности. Будем делать все, чтобы жить лучше, чем толпа, а не наперекор толпе, иначе мы отпугнем от себя и обратим в бегство тех, кого хотим исправить. Из страха, что придется подражать нам во всем, они не пожелают подражать нам ни в чем – только этого мы и добьемся. (4) Первое, что обещает дать философия, – это умение жить среди людей, благожелательность и общительность; но несходство с людьми не позволит нам сдержать это обещание. Позаботимся же, чтобы то, чем мы хотим вызвать восхищение, не вызывало смеха и неприязни. Ведь у нас нет другой цели, как только жить в согласии с природой. Но противно природе изнурять свое тело, ненавидеть легко доступную опрятность, предпочитая ей нечистоплотность, избирать пищу не только дешевую, но и грубую и отвратительную. (5) Только страсть к роскоши желает одного лишь изысканного – но только безумие избегает недорогого и общеупотребительного. Философия требует умеренности – не пытки; а умеренность не должна быть непременно неопрятной. Вот мера, которая мне по душе: пусть в нашей жизни сочетаются добрые нравы с нравами большинства, пусть люди удивляются ей, но признают. – (6) «Как же так? Неужто и мы будем поступать, как все прочие, и между ними и нами не будет никакого различия?» – Будет, и очень большое. Пусть тот, кто приглядится к нам ближе, знает, насколько отличаемся мы от толпы. Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам.

(7) Но хочу и сегодня поделиться с тобой моим небольшим доходом: я нашел у нашего Гекатона[10], что покончить со всеми желаниями полезно нам для исцеления от страха. «Ты перестанешь бояться, – говорит он, – если и надеяться перестанешь». Ты спросишь, как можно уравнивать столь разные вещи. Но так оно и есть, мой Луцилий: хотя кажется, что между ними нет ничего общего, на самом деле они связаны. Как одна цепь связывает стража и пленного, так страх и надежда, столь несхожие между собой, приходят заодно: вслед за надеждой является страх. (8) Я и не удивляюсь этому: ведь оба они присущи душе неуверенной, тревожимой ожиданием будущего. А главная причина надежды и страха – наше неуменье приноравливаться к настоящему и привычка засылать наши помыслы далеко вперед. Так предвиденье, величайшее из данных человеку благ, оборачивается во зло. (9) Звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучит и будущее и прошедшее. Из наших благ многие нам вредят: так память возвращает нас к пережитым мукам страха, а предвиденье предвосхищает муки будущие. И никто не бывает несчастен только от нынешних причин. Будь здоров.

Письмо VI

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Я понимаю, Луцилий, что не только меняюсь к лучшему, но и становлюсь другим человеком. Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и не надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо было бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять и с тем, что они почувствовали себя больными.

(2) Я хочу, чтобы эта так быстро совершающаяся во мне перемена передалась и тебе: тогда я бы еще крепче поверил в нашу дружбу – истинную дружбу, которой не расколют ни надежда, ни страх, ни корысть, такую, которую хранят до смерти, ради которой идут на смерть. (3) Я назову тебе многих, кто лишен не друзей, но самой дружбы. Такого не может быть с теми, чьи души объединяет общая воля и жажда честного. Как же иначе? Ведь они знают, что тогда у них все общее, особенно невзгоды. Ты и представить себе не можешь, насколько каждый день, как я замечаю, движет меня вперед. – (4) «Но если ты что нашел и узнал его пользу по опыту, поделись со мною!» – скажешь ты. – Да ведь я и сам хочу все перелить в тебя и, что-нибудь выучив, радуюсь лишь потому, что смогу учить. И никакое знание, пусть самое возвышенное и благотворное, но лишь для меня одного, не даст мне удовольствия. Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал ее при себе и не делился ею, – я бы от нее отказался. Любое благо нам не на радость, если мы обладаем им в одиночку.

(5) Пошлю я тебе и книги, а чтобы ты не тратил труда на поиски вещей полезных, сделаю пометки, по которым ты сразу найдешь все, что я одобряю и чем восхищаюсь. Но больше пользы, чем слова, принесли бы тебе живой голос мудрецов и жизнь рядом с ними. Лучше прийти и видеть все на месте, во-первых, потому, что люди верят больше глазам, чем ушам[11], во-вторых, потому, что долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров. (6) Не стал бы Клеанф точным подобьем Зенона[12], если бы он только слышал его. Но ведь он делил с ним жизнь, видел скрытое, наблюдал, живет ли Зенон в согласии со своими правилами. И Платон, и Аристотель[13], и весь сонм мудрецов, которые потом разошлись в разные стороны, больше почерпнули из нравов Сократа, чем из слов его. Метродора и Гермарха, и Полнена [14] сделали великими людьми не уроки Эпикура, а жизнь с ним вместе. Впрочем, зову я тебя не только ради той пользы, которую ты получишь, но и ради той, которую принесешь; вдвоем мы больше дадим друг другу.

 

(7) Кстати, за мной ежедневный подарочек. Вот что понравилось мне нынче у Гекатона: «Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!» Достиг он немалого, ибо теперь никогда не останется одинок. И знай: такой человек всем будет другом. Будь здоров.

Письмо VII

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Ты спрашиваешь, чего тебе следует больше всего избегать? Толпы? Ведь к ней не подступиться без опасности! Признаюсь тебе в своей слабости: никогда не возвращаюсь я таким же, каким вышел. Что я успокоил, то вновь приходит в волнение, что гнал от себя – возвращается. Как бывает с больными, когда долгая слабость доводит их до того, что они и выйти не могут без вреда для себя, так случается и с нами, чьи души выздоравливают после долгого недуга. (2) Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает. Чем сборище многолюдней, тем больше опасности. И нет ничего гибельней для добрых нравов, чем зрелища: ведь через наслаждение еще легче подкрадываются к нам пороки. (3) Что я, по-твоему, говорю? Возвращаюсь я более скупым, более честолюбивым, падким до роскоши и уж наверняка более жестоким и бесчеловечным: и все потому, что побыл среди людей. Случайно попал я на полуденное представление

[15], надеясь отдохнуть и ожидая игр и острот – того, на чем взгляд человека успокаивается после вида человеческой крови. Какое там! Все прежнее было не боем, а сплошным милосердием, зато теперь – шутки в сторону – пошла настоящая резня! Прикрываться нечем, все тело подставлено под удар, ни разу ничья рука не поднялась понапрасну. (4) И большинство предпочитает это обычным парам и самым любимым бойцам! [16]А почему бы и нет? Ведь нет ни шлема, ни щита, чтобы отразить меч! Зачем доспехи? Зачем приемы? Все это лишь оттягивает миг смерти. Утром люди отданы на растерзанье львам и медведям, в полдень – зрителям. Это они велят убившим идти под удар тех, кто их убьет, а победителей щадят лишь для новой бойни. Для сражающихся нет иного выхода, кроме смерти.
В дело пускают огонь и железо, и так покуда не опустеет арена[17]. – (5) «Но он занимался разбоем, убил человека»[18]. – Кто убил, сам заслужил того же. Но ты, несчастный, за какую вину должен смотреть на это? – «Режь, бей, жги! Почему он так робко бежит на клинок? Почему так несмело убивает? Почему так неохотно умирает?» – Бичи гонят их на меч, чтобы грудью, голой грудью встречали противники удар. В представлении перерыв? Так пусть тем временем убивают людей, лишь бы что-нибудь происходило.

Как вы не понимаете, что дурные примеры оборачиваются против тех, кто их подает? Благодарите бессмертных богов за то, что вы учите жестокости неспособного ей выучиться. (6) Дальше от народа пусть держится тот, в ком душа еще не окрепла и не стала стойкой в добре: такой легко переходит на сторону большинства. Даже Сократ, Катои и Лелий [19] отступились бы от своих добродетелей посреди несхожей с ними толпы, а уж из нас, как ни совершенствуем мы свою природу, ни один не устоит перед натиском со всех сторон подступающих пороков.

(7) Много зла приносит даже единственный пример расточительности и скупости; избалованный приятель и нас делает слабыми и изнеженными, богатый сосед распаляет нашу жадность, лукавый товарищ даже самого чистого и простодушного заразит своей ржавчиной. Что же, по-твоему, будет с нашими нравами, если на них ополчился целый народ? Непременно ты или станешь ему подражать, или его возненавидишь. (8) Между тем и того и другого надо избегать: нельзя уподобляться злым оттого, что их много, нельзя ненавидеть многих оттого, что им не уподобляешься. Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. И то и другое совершается взаимно, люди учатся, обучая. (9) Значит, незачем тебе ради честолюбивого желанья выставлять напоказ свой дар, выходить на середину толпы и читать ей вслух либо рассуждать перед нею; по-моему, это стоило бы делать, будь твой товар ей по душе, а так никто тебя не поймет. Может быть, один-два человека тебе и попадутся, но и тех тебе придется образовывать и наставлять, чтобы они тебя поняли.
«Но чего ради я учился?» – Нечего бояться, что труд твой пропал даром: ты учился ради себя самого.

(10) Но я-то не ради себя одного учился сегодня и потому сообщу тебе, какие мне попались три замечательных изречения – все почти что об одном и том же. Первое пусть погасит долг в этом письме, два других прими в уплату вперед. Демокрит пишет: «Для меня один человек – что целый народ, а народ – что один человек». (11) И тот, кто на вопрос, зачем он с таким усердием занимается искусством, которое дойдет лишь до немногих, отвечал: «Довольно с меня и немногих, довольно с меня и одного, довольно с меня и ни одного», – сказал тоже очень хорошо, кто бы он ни был

[20] (на этот счет есть разные мнения). Превосходно и третье изречение – Эпикура, писавшего одному из своих товарищей по ученым занятиям: «Это я говорю для тебя, а не для толпы: ведь каждый из нас для другого стоит битком набитого театра». (12) Вот что, мой Луцилий, нужно сберечь в душе, чтобы пренебречь удовольствием, доставляемым похвалами большинства.
Многие тебя одобряют. Так есть ли у тебя причины быть довольным собой, если многим ты понятен? Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства! Будь здоров.

1. Ср. Гесиод. Работы и дни, 369: «У дна смешна бережливость».

2. Ср. Плутарх. О братской любви: «Чужих надо, как говорит Феофраст, не судить, полюбив, а любить, составивши сужденье».

3. Помпоний – скорее всего, комедиограф, автор ателлан (комедий масок), а также трагедий (I в. до н. э.). Однако приводимая Сенекой цитата – не стихотворная.

4. Претекста – тога с пурпурной каймой, которую римлянин торжественно снимал в день совершеннолетия и облачался в мужскую тогу без украшений. После этого родители вели его на Форум, а затем – на Капитолий, где его заносили в списки граждан. Возраст совершеннолетия в эпоху Сенеки – 15 лет.

5. Римляне обозначали год по именам избранных на этот год консулов.

6. Гней Помпеи (106–47 гг. до н. э.) после битвы при Фарсале (48 г.), где он был разбит Цезарем, бежал в Египет и там был убит по приказу евнуха Потина, советника малолетнего царя Птолемея Диониса. Марк Лициний Красе (115–53 гг. до н. э.) во время парфянского похода был убит врагами, заманившими его на переговоры о перемирии.

7. Гай Цезарь – император Гай Калигула (37–41 гг.). Своего любимца и зятя Эмилия Лепида он казнил по обвинению в заговоре; сам был убит составившим против него заговор трибуном преторианцев Кассием Хереей.

8. …в чужих садах… – намек, раскрывающий автора цитаты – Эпикура. По приезде в Афины из Лампсака Эпикур купил сад, где и основал свою школу. Слово «сад» часто употребляется древними для обозначения эпикурейской школы.

9. Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, цитаты даны в переводе составителя комментариев.

10. Гекатон (I в. до н. э.) – родосский философ-стоик, ученик Панэтия, автор сочинения «Об обязанностях».

11. Ср. Гораций. Наука поэзии, 180 181 (пер. М. Гаспарова): То, что дошло через слух, всегда волнует слабее, нежели то, что зорким глазам предстает необманно. (Здесь и далее стихи Горация цитируются по изданию: Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970.).

12. Зенон из Китиона (ок. 336 – ок. 264 гг. до н. э.) – философ, сперва – ученик киника Кратета, затем – основатель собственной школы, названной по месту его деятельности – афинскому «Расписному портику» (στόα ποικιλη) – стоической. Клеанф (331–251 гг. до н. э.) – ближайший ученик Зенона, после его смерти – руководитель стоической школы.

13. Ошибка Сенеки: Аристотель родился спустя 15 лет после гибели Сократа.

14. Метродор из Афин, Гермарх из Митилены, Полнен из Лампсака (конец IV – начало III в. до н. э.) упоминаются в качестве учеников Эпикура также у Диогена Лаэрция (X, 15, 22). Метродор – ближайший ученик Эпикура, адресат многих его посланий; умер раньше учителя у него на руках. Гермарх и Полиен, став последователями Эпикура, отказались первый – от занятий риторикой, второй – математикой. Полиен умер при жизни Эпикура, Гермарх возглавил после смерти учителя школу по его завещанию.

15. Во время гладиаторских игр давали два представления в день: утреннее – борьба со зверями, и полуденное – бой между гладиаторами.

В промежутке иногда разыгрывались мимы.

16. Обычные пары – гладиаторы в полном вооружении. Любимые бойцы – так называемые postulatitii (от postulare – требовать), самые прославленные гладиаторы, которых выпускали на арену по требованию зрителей.

17. Мечами, факелами и ударами бичей на арену возвращали отступавших гладиаторов.

18. Иногда на арене заставляли биться осужденных на казнь преступников.

19. Марк Порций Катан Цензор (234–149 гг. до н. э.) – государственный деятель, противник греческого влияния, прославившийся обличением роскоши и испорченных нравов в Риме. Гай Лелий, прозванный Мудрым (II в. до н. э.), – правовед и государственный деятель. Оба – обычные примеры «добрых нравов» в римской моралистике.

20. Симмах («Письма», IX, 105) приписывает это изречение Гераклиту.

Стоит процитировать?

18+

В День cемьи, любви и верности мы попросили молодых людей и девушек прокомментировать известные цитаты. Вот, что у нас получилось.

Любовь живет 3 года. Ф. Бегбедер

Маша, 21: «Я очень уважаю творчество этого писателя, но в данное утверждение верить отказываюсь. Я считаю, что настоящая любовь не имеет срока годности, а все остальное – просто влюбленность».

Николай, 27: «Иногда три, иногда больше, иногда меньше…Все зависит от конкретного человека и конкретных отношений. Не думаю, что у любви есть определенный срок жизни. Это было бы слишком просто и слишком глупо».

Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего. О. Уайльд

Инга, 19: «К сожалению, это действительно так. Как правило, мы делаем больнее всего тем, кого любим. И тем, кто любит нас. Поэтому равнодушие – отличная броня. Но скучная».

Максим, 22: «Я всегда знал, что Уайльд был законченным пессимистом! Если ты любишь человека, нужно дарить ему радость, а не причинять боль. Лично у меня получается!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта волшебная фраза «Я еду. Жди меня» сделает женщину самой счастливой в мире даже в пять утра. Автор неизвестен

Настя, 23: «Конечно! Особенно, если она звучит из уст курьера доставки техники Apple!»

Вася, 25: «Возможно, но я бы рисковать не стал: моя девушка – ужасная соня, она бы не оценила».

Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец. Э.М. Ремарк

Надежда, 26: «Не согласна! Мой бывший молодой человек после расставания стал моим лучшим другом. И без всяких задних мыслей!»

Антон, 30: «Так и есть. Наверное, поэтому я всегда отказывал отказом на предложение остаться друзьями. Это странно, если она хочет дружить, а я ее просто хочу. Бред какой-то».

Если хочешь быть любимым, люби. Сенека

Лена, 20: «Согласна. Для меня любить даже важнее, чем быть любимой. Но хочется, конечно, чтобы все было взаимно».

Стас, 21: «К сожалению, иногда эти процессы идут параллельно. И безо всякой надежды на взаимность».

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости. Коко Шанель

Нелли, 32: «Так и есть, если принять во внимание тот факт, что любви все возрасты покорны!»

Семен, 26: «До старости еще далеко, но очень хочется верить, что самая модная женщина минувшего века была права!»

Ревность – признак любви. А.Дюма-отец

Анна, 27: «Разве? А мне всегда казалось, что это признак недоверия к любимому человеку. А любимым нужно верить!»

Толя, 25: «Для меня это очень верный признак! Если я понимаю, что не хочу ни с кем делить девушку, значит, она мне по меньшей мерее очень нравится».

Верность – дело совести, а измена – дело времени. Автор неизвестен.

Александра, 28: «Это как-то слишком категорично на мой взгляд. Я вот никогда не изменяла…И вам не советую».

Алексей, 32: «Измена – это не дело времени, это сознательный выбор. И если ты его делаешь, значит, что-то в отношениях пошло не так».

Если ты хотел быть любимым, люби – Сенека

Любовь, Сенека / Кровью разума

Если ты хотел быть любимым, люби, что означает : Не жди любви, не давая ее. Любовь и счастье взаимосвязаны. Если вы не можете любить кого-то, вы не можете достичь счастья. Если вы хотите достичь счастья, вы должны как можно больше распространять любовь.

Как перестать заботиться о том, что люди худеют…

Пожалуйста, включите JavaScript

Как перестать заботиться о том, что думают люди, чтобы вы могли сосредоточиться на создании собственной истории успеха

Если хочешь быть любимым, люби.

Любить других — отличный способ заставить их любить вас в ответ. Когда кто-то любит вас, больше шансов, что отношения будут длиться долго.

Ниже приведены несколько советов, как любить других.

Стань более самоотверженным

Будь честным и открытым. Если с вами случилось что-то хорошее, не держите это в секрете. Не просите то, что вам нужно, вместо этого дайте им то, что им нужно. Вы можете быть потрясены радостью, которая возвращается к вам, когда кто-то дарит вам безоговорочную любовь. Если вы хотите, чтобы вас любили, прежде всего любите других, а не себя.

Будьте терпеливы с людьми. Чтобы отношения созрели, нужно время, если никто не пытается сделать это с первого взгляда.

Определите, как вы можете внести свой вклад

Вкладывайте свое время, усилия, деньги и материалы, чтобы помогать другим. Помогая другим, вы станете частью их жизни. Это также способ, которым люди могут увидеть, какой вы человек. Это также способ сблизиться с вами, когда люди увидят, как сильно вы о них заботитесь.

Когда людям нужна помощь, вы всегда рядом. Они ценят это и будут вам благодарны, потому что нелегко найти человека, который делает такие щедрые вещи.

Быть хорошим человеком — главный ключ к любви и счастью.

В мире, полном зла, будь светом

Действия говорят громче слов. Если вы хотите, чтобы другие любили вас, то ваши действия должны показывать, как сильно вы их любите, и это покорит их сердце. Трудно завоевать сердце человека, если ты всегда заставляешь его гадать о твоих намерениях. Когда кто-то увидит ваши хорошие качества, он автоматически захочет больше видеть вас в своей жизни.

Уделите больше времени близким

Вы должны уделять время своим близким. Очень трудно найти настоящую любовь, если вы всегда заняты и не уделяете время тем, кого любите, как своим близким. Люди будут больше уважать вас и любить вас еще больше, когда увидят, как сильно вы о них заботитесь.

Вы никогда не должны терять любимого человека из виду. Они будут более чем счастливы проводить с вами время, когда будут знать, что вы очень о них заботитесь. Если они увидят, что вы заботитесь о них, они захотят проводить с вами больше времени, и им понравится проводить с вами время.

Оторваться от негатива

Вы можете быть зрелым и самодостаточным, но если вы всегда будете говорить о плохих вещах, которые сделали вам люди, вы не будете нравиться другим. Вы пытаетесь сказать, что другой человек злой. Это подло, когда все, чего ты хочешь, это любви и счастья для себя и других.

Думая о ком-то положительно, думайте о его хороших качествах, а не о плохих. Подумайте о положительных вещах, которые они сделали для вас, когда они рядом с вами и о том, как сильно они заботятся о вас. Не думайте о негативных вещах, которые они сделали вам, потому что это заставит их чувствовать себя плохо.

Если хочешь быть любимым, люби – Цитаты по теме

1. «Любовь лечит людей – и тех, кто ее дарит, и тех, кто ее получает». – Карл А. Меннингер.

2. «Будьте отражением того, что вы хотели бы получить. Если вы хотите любви, дарите любовь. Хочешь правды — будь правдив. Хочешь уважения — уважай. То, что вы отдаете, вернется к вам». – Кристен Батлер.

3. «Отдаешь верность — вернешь. Ты даришь любовь, ты получишь ее обратно». – Томми Ласорда.

4. «Поскольку вы получаете больше радости, даря радость другим, вам следует хорошо подумать о счастье, которое вы можете подарить». — Элеонора Рузвельт.

5. «Счастье не в том, что мы получаем, а в том, что мы отдаем». — Бен Карсон.

6. «Отдавать и получать; давать по-крупному и получать по-крупному; даром отдавать и даром получать; плохо отдавай и плохо получай». -Israelmore Ayivor

7. «Не ждите, что получите, если не готовы давать». – Аноним.

8. «Отдавать лучшее — значит получать лучшее». – Рэймонд Холливелл.

9 . «Любовь растет, отдавая. Любовь, которую мы отдаем, — единственная любовь, которую мы сохраняем. Единственный способ сохранить любовь — это отдать ее». – Элберт Хаббард.

10. «Жизнь дает дающему и забирает у берущего». – Марк Виктор Хансен.

11. «Давай и бери…
Ибо для пчелы цветок – источник жизни
И для цветка пчела – вестник любви
И для пчелы, и для цветка
отдача и получение — потребность и экстаз. — Халиль Джебран.

12. «Уважение. Примите уважение». – Аноним.

13. «Любить и быть любимым — значит чувствовать солнце с обеих сторон». – Дэвид Вискотт.

14. «Радость отдавать, радость получать». – Лайла Гифти Акита.

15. «Если хочешь, чтобы тебя любили, будь привлекательным». – Овидий.


Окончательный вердикт

Любовь и счастье идут рука об руку. Если вы хотите достичь счастья, то я предлагаю вам распространять любовь и показывать, как сильно вы любите других. Когда кто-то любит вас, ваши шансы быть счастливыми увеличиваются.

Когда люди увидят, что вы действительно их любите, они захотят быть с вами навсегда, и они захотят быть с вами больше, чем просто друзьями.

 

Если ты хотел быть любимым, люби.

Если ты хотел быть любимым, люби.

Еще цитаты Луция Аннея Сенеки

Similar Quotes

Чем больше мы любим себя, тем больше мы любим других, и тем больше другие любят нас.

Дэн Брюле

Be LovingLove YourselfSweet

Если вы хотите, чтобы вас любили, будьте привлекательными.

Овидий

SweetTop 100

Я знал свою работу; это было выйти и встретить людей и любить их.

Принцесса Диана

Be LovingSelf Growth

Распространяйте любовь повсюду, куда бы вы ни пошли. Пусть никто и никогда не придет к вам, не уйдя счастливее.

Мать Тереза ​​

Be LovingSelf Growth

Рекламные ссылки

Желанная любовь — это хорошо, но непрошенная — еще лучше.

Уильям Шекспир

О LoveBe Loving

Любите друг друга и будет вам счастье. Это так же просто и так же сложно.

Майкл Лениг

Будьте любящими

Единственный способ сохранить любовь — отдать ее.

Элберт Хаббард

О LoveBe Loving

Никогда не закрывай рот тем, кому ты уже открыл свое сердце.

Чарльз Диккенс

Be LovingHeart and Soul

Только жизнь, прожитая для других, имеет смысл.

Альберт Эйнштейн

Be LovingLove and Life

Любите других, как самого себя, судите других, как самого себя, дорожите другими, как самого себя. Когда вы желаете другим, как вы желаете себе, и когда вы защищаете других, как вы защищали бы себя, тогда вы можете сказать, что это настоящая любовь.

Конфуций

Be LovingLove YourselfTop 100

Любовь исцеляет людей, как тех, кто ее дает, так и тех, кто ее получает.

Карл Меннингер

Be LovingSweet

Любопытная мысль, но только когда вы видите людей, выглядящих нелепо, вы понимаете, как сильно вы их любите.

Агата Кристи

Be LovingSweet

Чему большинству людей нужно научиться в жизни, так это тому, как любить людей и использовать вещи вместо того, чтобы использовать людей и любить вещи.

Аноним

Be Loving

Подарите любовь, о которой вы мечтаете.

Аноним

Be LovingSweet

Та любовь, которую мы подарили, останется с нами навсегда. Та любовь, которую мы не можем дать, будет потеряна на всю вечность.

Лео Бускалья

Be LovingLove Forever

Рекламные ссылки

Любите всех, доверяйте немногим, никому не причиняйте зла.

Уильям Шекспир

Будьте любящими

Истинная мудрость заключается в том, чтобы уметь любить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *