Есенина стихи про женщину: Стихи о женщине Сергея Есенина

Содержание

С Есенин «Письмо к женщине»

История создания

Литературоведы считают произведение Есенина «Письмо к женщине» одним из самых ярких образцов любовной лирики этого поэта.
С одной стороны, творение глубоко личное: автор обращается в нем не к какому-то обобщенному женскому образу, а к бывшей супруге Зинаиде Райх, брак с которой был тяжелым для обоих партнеров.

С другой стороны, поэт затрагивает не только любовную тему, но и социальную, говоря про новую власть и ее особенности.

Произведение многопластовое, непростое. Написано было в 1924 году, когда автор переживал тяжелый душевный кризис.

По форме напоминает покаяние, в котором поэт признает собственные ошибки и понимает, что вернуть уже ничего невозможно.

Лирический герой, настроение

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» требует понимания, кто является лирическим героем произведения. Можно ли полностью идентифицировать его с личностью Есенина, несмотря на то, что тот подписывает текст своим именем. Нет никакого упоминания о том, что автор «Письма» – поэт или же имеет хоть какое-то отношение к творчеству. «Роковые» события застают его уже сложившейся личностью, в то время как самому Есенину на момент революционных перемен было всего 22, а произведение написано в 29 лет. Это позволяет прийти к пониманию, что перед нами не сам поэт, а некое эпическое воплощение человека, ищущего свой путь на переломе исторических свершений.

У героя тонкая душа, не выдержавшая проверку на прочность. Он проходит через мучения, но «избегает падения с кручи». Настроение его меняется со временем, когда общественные преобразования становятся понятны. Главный лейтмотив гражданской лирической темы – тот факт, что всегда большое видится на расстоянии и принимается людьми спустя время. Находясь вдали от Родины, поэт сумел понять перемены. Но называя себя «попутчиком» Советской власти, автор подчёркивает свою некую отстранённость и даже чужеродность происходящим событиям. В этом есть определённая самоирония и политическая незрелость.

Идея

Автор написал это произведение, во-первых, чтобы рассказать о своих чувствах и о новом восприятии жизни. О том, что было тогда и что стало теперь. Ощущается истинное раскаяние, попытка объяснить свое внутреннее состояние в ту разгульную пору и в настоящее время, когда страсти улеглись.

Во-вторых, Есенин старался осмыслить и те социальные перемены, которые случились в жизни страны. Ведь поменялась власть, поменялось общество вокруг. Родились новые идеалы и взгляды.

Все это отражается в ткани произведения, где на основе личной трагедии автор раскрывает и то, что произошло в родной стране.

Система образов

Главный образ произведения — это образ женщины — художественной проекции бывшей супруги поэта Райх, ведь именно к ней обращается Есенин.

Она рисуется холодной, не понимающей, и автор открыто говорит «меня вы не любили», хотя ее называет любимой. Мы понимаем, что речь идет о безответных чувствах и тяжелых отношениях, в которых не было счастья.

Однако стихотворение наполнено и другими образами, иначе это был бы не имажинизм. Перед нами предстает корабль, попавший в бурю. Это и сам Есенин, не знающий и не понимающий, куда ведет его рок, и стремительно меняющаяся страна, охваченная революцией.

Автор рисует и образ загнанной лошади, с которой сравнивает самого себя – вот такой он был, ничего не понимающий, спешащий любить и чувствовать.

Есенин проводит невероятные сравнения, описывая свою жизнь как корабельный трюм, куда он спустился, чтоб не видеть кошмара и грязи происходящего наверху.

Вообще, все стихотворение – это один большой развернутый образ того, что происходило с автором в последние несколько лет.

Сюжет

Сюжет построен на рассказе о прошлом и анализе того, что происходит теперь.

Автор пытается объяснить любимой женщине, ушедшей от него, что он всегда пытался найти себя, не мог понять, что происходит вокруг – оттого и вел разгульный образ жизни, пропадая в кабаках.

Он сравнивает себя с кораблем, мечущимся в волнах бури. Но этот образ гораздо более глубок. Ведь и вся страна, подобно кораблю, переживала такой же мощный шторм.

Любимая женщина и Родина – две составляющие сюжета, тесно переплетенные друг с другом. И если с первой, не желавшей его понимать и принимать, лирический герой разорвал отношения, то со второй, такой же непредсказуемой и в чем-то неверной, он пытается примириться.

У женщины поэт искренне просит прощения, раскаиваясь и признавая ошибки. У Родины прощения не просит, но признает, что все перемены были правильными, и это выражается в восклицании «Слава рулевому!».

Темы и проблемы

  • Любовь и разлука. Лирический герой сожалеет об утраченном чувстве, горько сетует на то, что стал «ни капельки не нужен», что она и не любила его, и не осознавала, как он страдает за судьбу отечества. Ему и обидно, и больно, потому что он осознает свою вину перед дамой сердца, которая покинула его, основываясь на несходстве их характеров. Они были противоположны, причем настолько, что после неудачного романа с поэтом красавица предпочла «серьезного и умного мужа». Однако такой страсти в ее жизни уже не будет, она от нее устала, как и тот, кто посвящает ей прощальные строки.
  • Революция. Страну Есенин сравнивает с кораблем: народу он определил место в трюме (кабаке), рулевой и матросы – «крепкие» люди, видимо, большевики, захватившие власть и направившие страну «в гущу бурь и вьюг» (в гражданскую войну, надо полагать). Он же не знает, куда ему примкнуть, в этом и причина его внутреннего кризиса. Он, видимо, из тех, кто «крепок в качке оставался», раз не хочет «смотреть людскую рвоту», то есть самому ему на палубе не плохо, но видеть то, как тяжело другим, он не в силах. В кабаке он пытается забыться, как и многие потерянные сами для себя люди, не нашедшие правды ни на одной из воюющих сторон.
  • Новая власть. «Лошадь, пришпоренная смелым ездоком» — это прямое указание на давление, которое испытывает поэт в новой России. Чиновники стремились подмять искусство под свою идеологию, и Есенин чувствовал это принуждение на себе, когда начала заявлять о себе «линия партии», когда появилась цензура, когда стихотворения и поэмы стали делаться «на заказ» в канун праздников и памятных дат. Не случайно он называет себя «попутчиком» и с иронией сообщает, что воздает хвалу рулевому. В такой ситуации Сергей Александрович осознавал свою беспомощность и заливал это осознание алкоголем. «Шальная жизнь» облегчала его груз ответственности: с балагура и пьяницы власти и спросить было нечего. Отсюда его упреки в адрес возлюбленной: она не знала, каково ему выносить этот гнет. Даже свою критику власти он глубоко упрятал в любовное послание – настолько закрутились гайки к 1924 году.

Средства художественной выразительности

Автор использует множество средств художественной выразительности:

  • эпитетов : «шальная жизнь», «людское сонмище».
  • метафор: «развороченный бурей быт», «морская гладь».
  • сравнение: «как лошадь, загнанная в мыле».

Также поэт использует прием антитезы, ярко противопоставляя первую часть стихотворения второй.

Чтобы подчеркнуть глубину морального падения лирического героя, Есенин использует такие просторечные слова и выражения, как «пьяный угар», «рвота». Это добавляет произведению эмоциональности.

«Письмо к женщине» С.Есенин

«Письмо к женщине» Сергей Есенин

Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться,

Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел — Катиться дальше, вниз. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несет нас рок событий. Лицом к лицу Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь — Корабль в плачевном состояньи. Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я, Под дикий шум, Но зрело знающий работу, Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был — Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном.

Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах. Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому! Сегодня я В ударе нежных чувств. Я вспомнил вашу грустную усталость. И вот теперь Я сообщить вам мчусь, Каков я был, И что со мною сталось!

Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Я стал не тем, Кем был тогда. Не мучил бы я вас, Как это было раньше. За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне… Я знаю: вы не та — Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш Сергей Есенин.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине»

В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них – Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной в тот момент, когда она ожидала второго ребенка. Впоследствии поэт раскаивался в своем поступке и даже взял на себя обязательства финансово обеспечивать бывшую супругу и двух детей.

В 1922 году Зинаида Райх повторно выходит замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда, который вскоре усыновляет детей Есенина. Однако поэт не может себе простить того, как поступил со своей супругой. В 1924 году он посвящает ей стихотворение-покаяние под названием «Письмо к женщине», в котором просит у бывшей жены прощение. Примечательно, что из контекста этого произведения следует, будто бы именно Зинаида Райх настояла на разрыве отношений с Есениным, хотя после развода с поэтом она вынуждена была некоторое время лечиться в клинике для душевнобольных, так как расторжение брака стало для нее настоящим крахом. Впрочем, знакомые этой пары утверждали, что уже в тот момент Райх умело пользовалась своими актерскими способностями, разыгрывая сцены, одну из которых и описывает в своем стихотворении поэт. «Вы говорили: нам пора расстаться, что вас измучила моя шальная жизнь», — отмечает Есенин. И, судя по всему, именно подобные фразы укрепили его в намерении развестись. Кроме этого, по воспоминаниям очевидцев, поэт не мог простить свое избраннице давний обман: Райх солгала, что до свадьбы у нее не было мужчины, и подобное лукавство стало первым шагом к разрыву отношений. Есенин не терзался ревностью, хотя и признавался, что ему было больно узнать правду. Однако постоянно задавался вопросом, зачем же эта женщина скрыла правду. Поэтому неудивительно, что в стихотворном послании к ней звучит следующая фраза: «Любимая! Меня вы не любили». Она не является случайной, потому что слово любовь является для поэта синонимом доверия, которого не было между ним и Зинаидой Райх. В этих словах нет упрека, а присутствует лишь горечь от разочарования, так как Есенин только теперь осознает, что связал свою жизнь с совершенно чужим для него человеком. Он действительно пытался строить семью и рассчитывал на то, что она станет для него надежным убежищем от житейских невзгод, Но, по словам поэта, оказалось, что он «был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком».

Понимая, что его семейная жизнь рушится, поэт был уверен, что «корабль в плачевном состоянии» и скоро пойдет ко дну. Под морским судном он подразумевает себя самого, отмечая, что пьяные скандалы и дебоши являются следствием неудачного брака. Его будущее предрешено Зинаидой Райх, которая пророчит поэту смерть в пьяном угаре. Но этого не происходит, и спустя годы Есенин в стихотворении хочет рассказать бывшей супруге, каким он стал на самом деле. «Сказать приятно мне: я избежал паденья с кручи», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что стал совершенно другим человеком. Со своими нынешними взглядами на жизнь автор чувствует, что уже вряд ли стал бы мучить эту женщину изменами и упреками. Да и сама Зинаида Райх изменилась, о чем Есенин говорит открыто: «Не нужна вам наша маета и сам я вам ни капельки не нужен». Но поэт не держит зла на эту женщину, которая нашла свое счастье в жизни. Он прощает ей и обиды, и ложь, и презрение, подчеркивая, что судьба развела их в разные стороны. И в этом не следует никого винить, так как у каждого из них – свой путь, свои цели и свое будущее, в котором они никогда уже не смогут быть вместе.

Есенин С. А. Стихи о любви. Уроки литературы в 9 классе

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 75. С. А. Есенин. Тема России — главная в есенинской поэзии

Урок 76. С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…»

Урок 77. С. А. Есенин. Стихи о любви


УРОК 77
С. А. ЕСЕНИН. СТИХИ О ЛЮБВИ

Основное содержание урока
«Письмо к женщине»: драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»: исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение песен на стихи С. А. Есенина.

I. «Письмо к женщине»: драматизм любовного чувства.
Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа

Вступительная беседа:

— Какие настроения появились в послеоктябрьской лирике Есенина?

— Какие обстоятельства жизни поэта обусловили эти настроения?

— Почему он воспринимал окружающий мир драматически?

— Есть ли связь между трагедией народа, пережившего октябрьский переворот, и личными драмами поэта? Обоснуйте своё мнение.

II. Прослушивание актёрского чтения стихотворения «Письмо к женщине»
и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Групповая работа.
Анализ стихотворения «Письмо к женщине»
(см. стихотворение ниже).

Группа 1.

Прочитайте выразительно строфы 1—4.

Какой конфликт намечен в них?

Какие стилевые особенности фрагмента показывают напряжённость отношений лирического героя и его возлюбленной?

С какой целью автор использует приём лирического монолога?

Почему лирические персонажи он и она противопоставлены? Дайте им характеристику.

Какова связь между личной драмой лирического я и обстановкой в стране?

Группа 2.

Прочитайте выразительно строфы 5—11.

Почему для изображения неустойчивой обстановки в стране поэт находит образ корабля?

О каких политических событиях поэт повествует в образной форме?

Почему поэт говорит о драматических событиях в стране и собственной душе, прибегая к натуралистическим картинам?

Что мучает поэта больше: разрыв с любимой или непонимание происходящего на Родине?

Группа 3.

Прочитайте выразительно строфы 12—17.

Как в них проявилось позитивное отношение лирического героя к новой действительности?

Какие изменения в своей жизни лирический герой ставит себе в заслугу?

Каким был лирический герой и что с ним сталось? За что он просит прощения у любимой?

Прокомментируйте финальную строфу. Как в ней проявилась мудрость поэта и его философское отношение к жизни?

Группа 4.

Выпишите примеры изобразительно-выразительных средств языка и объясните их функцию в стихотворении.

Заполните цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Изобразительно-выразительные средства языка
в стихотворении «Письмо к женщине»

Изобразительно-выразительные
средства языка

Примеры

Художественная функция

Эпитеты

        

        

Метафоры, олицетворения

        

        

Сравнения

        

        

Антитезы

        

        

Анафоры, повторы

        

        

Риторические вопросы,
восклицания, обращения

        

        

Гиперболы

        

        

Сделайте вывод о роли изобразительно-выразительных средств языка в данном стихотворении.

IV. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»:
исповедальность и искренность стихов о любви.
Родина и чужбина в стихотворении

Рассказ учителя о поездке С. А. Есенина в Баку,
знакомстве с учительницей русского языка Шаганэ Нерсесовной Тальян и создании лирического цикла «Персидские мотивы». См. цикл «Персидские мотивы» на сайте «К уроку литературы».

Выразительное чтение 2—3 стихотворений о любви из этого цикла (по выбору учителя).

Выразительное чтение стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (см. стихотворение ниже):

Аналитическая беседа:

— О чём это стихотворение: о Родине или о любви? Обоснуйте свой ответ.

— Почему в нём противопоставлены Родина и чужбина, «север» и «юг»?

— Какие слова и выражения рисуют образ Родины, а какие — образ чужбины?

Заполнение цитатной таблицы и вывод об авторском отношении к Родине и чужбине:

ТАБЛИЦА
Авторское отношение к Родине и чужбине

Родина

Чужбина

Север, поле, волнистая рожь при луне

Красив Шираз

Луна… огромней в сто раз, рязанские раздолья

Волосы, «если хочешь, на палец вяжи»

Эти волосы взял я у ржи

Дорогая, шути, улыбайся, не буди только память во мне…

— О чём лирический герой хочет рассказать своей возлюбленной? Как в стихотворении соединилась любовь к Родине и глубокая симпатия к Шаганэ?

— Найдите в стихотворении слова и выражения, подтверждающие исповедальность стиля поэта и искренность его чувств.

— В чём особенности композиции стихотворения?

— Найдите в тексте повторы, анафоры, антитезы, метафоры, риторические вопросы, восклицания и обращения и объясните их роль.

Практическая работа.
Составление партитурной разметки текста
и подготовка выразительного чтения стихотворения:

1. Разделите текст на смысловые части и определите их настроение.

2. Укажите слова, которые нужно выделить логическими ударениями.

3. Расставьте вертикальными линиями смысловые и ритмические паузы.

4. Определите варианты интонационного повышения и понижения голоса в конце стихотворных строк и обозначьте их стрелками. Обратите внимание на восклицательные интонации.

5. Прочитайте стихотворение вслух по частям и полностью, соблюдая сделанную вами партитурную разметку.

Творческое задание.

Сравните стихотворение Сергея Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» с одноимённым стихотворением Тимура Кибирова (см. стихотворение ниже):

Почему главными приёмами в стихотворении Кибирова являются ирония и трагизм?

V. Чтение и обсуждение статьи учебника «С. А. Есенин в воспоминаниях современников» (см. статью ниже):

Вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Почему в стихотворении «Письмо к женщине» соединились черты личной трагедии и трагедии народа?

Как в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» сочетается любовь к женщине и любовь к родному краю?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений С. А. Есенина о любви.

Письменно проанализировать его или ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить сообщение об интересных фактах биографии и творчестве В. В. Маяковского, его портретах и памятниках поэту с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета (см.

).

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой о Маяковском и его стихотворений, изученных в 5—8 классах.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Литературно-музыкальный вечер, посвящённый С. А. Есенину (см. задание раздела учебника «Проект»).

Следующий урок: В. В. Маяковский. «А вы могли бы?» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»


Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Собаке Качалова» относится к позднему этапу творчества поэта. Несмотря на шуточный характер произведения, оно содержит в себе глубокие философские размышления Есенина. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Собаке Качалова» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Собаке Качалова.
История написания – Стих написан в 1925 году, и посвящен Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.

Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.

Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.

Жанр – Философская и любовная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «бархатная шерсть», «бесшумная погода».

Эпитеты – «милая», «доверчивая».

Сравнения – «как пьяный друг».