Достоевский о женщинах: , , — , ! – Dslov.ru
Федор Достоевский цитаты о женщинах
- Все темы
- люди
- женщины
- дети
- глаза
- большой
- сердце
- книги
- первый
- горы
- время
- душа
- читать
- думать
- слово
- значок
- природа
- ложь
- полный
- лицо
- тема
- духи
- быть
- что делать
- идея
Влюбленный Достоевский.
Каких женщин любил писатель?13:20 05 мар 2021
После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу.
К наиболее значительным произведениям писателя относятся романы «великого пятикнижия». Романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» включены в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года. Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.
Но мы сегодня говорим не о величии и таланте Федора Достоевского, а о нем, как о мужчине, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из женщин стала его опорой до конца жизни.
Первой женой писателя была Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске.
В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск – маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев на квартире подполковника Беликова он познакомился с семьей Исаевых.
Глава семьи, Александр Иванович Исаев, был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкогольным напиткам. Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах – все вызывало недовольство браком у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки, умела поддерживать в обществе занимательный разговор, не давала скучать собеседникам и публике.
Осенью того же 1854 года в Семипалатинск приехал новый областной прокурор Александр Егорович Врангель, написавший впоследствии воспоминания о пребывании Достоевского в Сибири. Наблюдая за развитием отношений Фёдора Михайловича и Марии Дмитриевны, Врангель отмечал, что со стороны Исаевой было больше жалости «к несчастному, забитому судьбой человеку», чем искреннего чувства, тогда как Достоевский «влюбился со всем пылом молодости».
Летом 1855 года Александра Ивановича переводят в Кузнецк. Писатель тяжело переживает разлуку с любимой женщиной.
«Как-то вы приехали в Кузнецк, и, чего Боже сохрани, не случилось ли с вами дорогою! Я до сих пор в ужаснейшем страхе за Вас! <…> Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык».
В августе 1855 года Достоевский получает от Марии Дмитриевны печальную весть о смерти ее мужа. Она осталась одна, без родных и знакомых, без средств к существованию, с маленьким сыном на руках. Достоевский стремится помочь любимой женщине. Он просит у Врангеля деньги, пробует устроить в Кадетский корпус сына Марии – Павла.
Вскоре Достоевский приехал к Исаевой и сделал ей предложение, но Исаева призналась в любви к другому – местному учителю Николаю Борисовичу Вергунову. После мучительных объяснений с Марией Дмитриевной и Вергуновым Достоевский нашел в себе силы подавить ревность. Но довольно скоро Мария Дмитриевна написала Федору Михайловичу, что в своем новом избраннике разочаровалась, а когда они вновь встретились в Кузнецке, ответила согласием на предложение Достоевского.
6 февраля 1857 года Федора Михайловича Достоевского и Марью Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви, но счастливая семейная жизнь не сложилась. У жены оказался тяжелый нрав – ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук.
В марте 1859 года Достоевский уходит в долгожданную отставку. Семья переезжает в Тверь. Небольшая квартирка, безденежье, отсутствие модной одежды, без которой нельзя пойти в гости и выйти на улицу – все это тяготило Марию Дмитриевну. Она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству.
Только в декабре писателю разрешают вернуться в Петербург, но семейного счастья не было. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марьи Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года.
«О, друг мой, она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо. Всё расскажу Вам при свидании, — теперь же скажу только то, что, несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе (по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру), — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла — я хоть мучился, видя (весь год) как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, — но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда ее засыпали землею. И вот уж год, а чувство всё то же, не уменьшается…»
Мария Дмитриевна стала, отчасти, прототипом Катерины Ивановны Мармеладовой, героини романа «Преступление и наказание»; Настасьи Филипповны в «Идиоте» и Катерины Ивановны в «Братьях Карамазовых». Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя.
Одно из сильнейших увлечений Достоевского в начале 60х годов – Аполлинария Прокофьевна Суслова. Суслова родилась в семье крепостного крестьянина и в деревне провела свое детство и отрочество. Это обстоятельство навсегда оставило след в ее сознании.
В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Ф. М. Достоевского, в то время — уже маститого писателя, чьи лекции имели большой успех у молодежи. На момент встречи Достоевскому было сорок, Аполлинарии Сусловой двадцать один.
Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие отношения Сусловой и Достоевского можно охарактеризовать как «любовь-ненависть». Фёдор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упрёки, требования развестись со «своей чахоточной женой».
«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».
После смерти первой жены Ф. М. Достоевский предложил Аполлинарии Сусловой выйти за него, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича.
Путешествие с Апполинарией Сусловой по Европе послужило Достоевскому материалом для романа «Игрок».
В 1864 году в редакцию журнала «Эпоха» пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом – это была Анна Васильевна Корвин-Круковская. Высока, стройная с тонкими чертами лица, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами. Дочь генерала-лейтенанта и богатого помещика она живет в витебском имении и тайно отправляет рукописи в Петербург. Вскоре они приезжают с сестрой и матерью к столичным родственникам, и там происходит знакомство с Достоевским.
В 1860-х годах Анна чуть не стала невестой писателя Федора Достоевского, после того как в 1864 г. она в тайне от семьи напечатала под псевдонимом два своих рассказа в литературном журнале Достоевского «Эпоха». Достоевский ценил и поощрял её талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями и даже был сослан на каторгу за участие в кружке Петрашевского, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму.
Говоря об Анне Корвин-Круковской, Достоевский признавался:
«Анна Васильевна — одна из лучших женщин, встреченных мною в жизни. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у неё прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но её убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым».
Со своей стороны, Анна говорила: «Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нём думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!».
Существует мнение, что Анна стала прототипом персонажа Аглаи Епанчиной в романе «Идиот».
В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.Чтобы спасти положение, по совету знакомых, Достоевский решает взять стенографистку, он обращается за помощью к знакомому профессору Ольхину, и тот рекомендует ему свою лучшую ученицу 20-летнюю Анну Григорьевну Сниткину.
За четыре недели работы над романом «Игрок» Федор Михайлович и Анна Григорьевна привыкли друг к другу.
29 октября Достоевский продиктовал Анне Григорьевне последние строки «Игрока». За 26 дней план его был осуществлен. Практически сразу писатель предложил Анне Григорьевне продолжить совместную работу, ему предстояло закончить роман «Преступление и наказание».
Достоевский переживает свое чувство спокойно. Оно ничем не напоминало его бурных страстей к Исаевой и сусловой. Сам он вскоре сообщал о своей женитьбе:
«При конце романа заметил я, что стенографистка моя меня искренне любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась».
Достоевские венчаются. Но тихая семейная жизнь не получается. Спасаясь от кредиторов и надоедливых родственников, Достоевский с молодой женой уезжают заграницу.
Переписку супруги Достоевские вели чуть ли не с первых дней знакомства, еще до супружества Федор Михайлович писал Анне Григорьевне:
«Как-то ты проводила вчерашний день? Думал тебя во сне увидеть — не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати. Прощай, милочка, до близкого свидания. Целую тысячу раз твою рученьку и губки. Твой весь, твой верный, вернейший и неизменный. Я в тебя верю и уповаю, как во всё мое будущее. Знаешь, вдали от счастья больше ценишь его. Мне теперь несравненно сильнее желается тебя обнять, чем когда-нибудь. Твой беспредельно любящий Ф. Достоевский» . 29 декабря 1866
Последнее письмо будет написано Ф. М. Достоевским своей ненаглядной жене Анечке в августе 1880 года, за несколько месяцев до смерти:
«Милый друг мой Аня, пишу тебе только несколько строк на всякий случай, У нас всё хорошо и ровно ничего особенного не произошло. Дети здоровы и ведут себя хорошо. У нас здесь очень скучно. Погода прекрасная, но холодноватая, а по ночам очень холодно. Ты поехала очень налегке. Не простудись. До свиданья, дети тебя целуют, и я тоже. Твой Ф. Достоевский».
Когда Федор Михайлович умер, Анне Григорьевне было 34 года, но замуж она больше никогда не вышла. Современники удивлялись, почему молодая вдова ставит на себе крест, отвергая поклонников. Ее спрашивали, почему она вторично не вышла замуж, а она искренно возмущалась: «Мне это казалось бы кощунством».
Она была женой гения, но не была его музой, ее образ не запечатлен в литературе. Но именно ей посвящен роман «Братья Карамазовы», именно она освещала жизнь Достоевского, организовывала его быт, стенографировала и издавала его произведения. Анна Григорьевна выпускала отельные издания романов своего мужа и постепенно стала опытной издательницей.
Она прожила большую жизнь, умерла в Крыму в июне 1918 года, одинокая, вдали от семьи и друзей, и с ней ушла из жизни последняя из женщин, которых любил Достоевский.
Материал подготовлен при участии Омского литературного музея имени Ф.М. Достоевского
«По моему правилу, в каждой женщине можно найти.
..»― Федор Достоевский, Братья Карамазовы
Читайте больше цитат из Федор Достоевский
Поделиться цитатой:
Нравится Цитата
Друзья, которым понравилась эта цитата
Чтобы узнать, что ваши друзья думают об этой цитате, зарегистрируйтесь!
Всем пользователям, которым понравилась эта цитата
Вихрь
194 книги
просмотр котировок
Ахмед
0 книг
просмотр котировок
Адель
288 книг
просмотр котировок
Селин
30 книг
просмотр котировок
Эрень
8 книг
просмотр котировок
Миа
1857 книг
просмотр котировок
Бит
50 книг
просмотр котировок
Тед
0 книг
просмотр котировок
— Джаред —
3652 книги
просмотр котировок
Теодор
552 книги
посмотреть котировки
Александр
553 книги
просмотреть котировки
Все котировки
Мои Цитаты
Добавить Цитату
Цитата из
Братья Карамазовы
к
Федор Достоевский
303,918 оценок,
средний рейтинг, 16 344 отзыва
Поиск по тегу
- любовь (91385)
- жизнь (72183)
- вдохновляющий (68464)
- юмор (41476)
- философия (27620)
- бог (24995)
- вдохновляющие цитаты (24587)
- правда (22403)
- мудрость (22156)
- романтика (20438)
- смерть (18515)
- счастье (17997)
- надеяться (17111)
- вера (16875)
- жизненные уроки (15559)
- вдохновение (15441)
- кавычки (14979)
- письмо (14169)
- мотивационный (13998)
- религия (13900)
- духовность (13533)
- отношения (13361)
- успех (12755)
- жизненные цитаты (12326)
- любовные цитаты (12185)
- время (12006)
- знание (10842)
- наука (10841)
- мотивация (10544)
Достоевский и женщины | Переосмысление Достоевского: Блоги
Девушка в русской шляпе с книгой Пьетро Антонио Ротари | Пьетро Ротари – Молодая русская женщина |
Снова приветствую вас, дорогие читатели, с возвращением на блог Достоевского-BTS!
Вы когда-нибудь задумывались, как Достоевский относился к женщинам?
Признаюсь, с тех пор, как я впервые прочитал Достоевского, то есть «Записки из подполья», у меня сложилось впечатление, что он смотрит на женщин как на равных. Вопрос в том, почему я так себя чувствовал? Возможно, потому, что Достоевский был одним из моих любимых писателей, и я надеялся, что это правда. Однако, если Достоевский прямо не выскажет нам свою позицию по отношению к женщинам, мы не сможем сделать окончательное суждение о его точке зрения. Мы можем, основываясь на его комментариях, романах и поведении по отношению к женщинам, только догадываться.
Первая жена: Мария Исаева. Источник: РИА Новости
Романтические отношения Достоевского были бурными. Его первый брак с женщиной по имени Мария Исаева, состоявшийся в Одигитриевской церкви Кузнецка 6 февраля 1857 года, был драматичным и решительно неспокойным. Сообщается, что Достоевский был очень добр к Марии и даже взял на себя ответственность за ее сына от предыдущего брака. В одном из его писем к ней от 4 июня 1855 года можно увидеть сильную преданность, которую он испытывал к ней:
«Сам факт того, что женщина так дружелюбно ко мне относится, был большим событием в моей жизни.
В этом письме мы видим большое уважение и восхищение, заставляющие читателя увидеть Достоевского как человека, высоко ценившего представителей противоположного пола.
Позже у него был роман с другой женщиной по имени Аполлинария Суслова, молодой женщиной, которой он был сильно одурманен. Хотя он был сильно влюблен в нее, его азартные игры в сочетании с ее флиртом с другим мужчиной в конечном итоге привели к распаду их отношений. «Влияние Сусловой на Достоевского чувствуется во всех его романах. Ее черты мы можем увидеть в жертвенной Дуне (
Аполлинария Суслова. Источник: wikipedia.org | Анна Сниткина. Источник: РИА Новости | Анна Сниткина |
Во времена, когда писал Достоевский, сами женщины практически не влияли на литературный мир. «Единственным жанром письма, в который женщины внесли значительный вклад, было частное письмо (как было и в допетровские времена)» (Баркер, Гейт). Однако «русская литература восемнадцатого и девятнадцатого веков действительно дала некоторые чудесные воспоминания, дневники и автобиографии, написанные женщинами, в частности, Екатерины Дашковой, Надежды Соханской и Надежды Дуровой; одна хорошая поэтесса Александра Павлова; горстка писателей-беллетристов, недолго бывавших в свое время в моде, таких как Елена Ган, Евгения Тур, Елена Жукова» (Грей). «И по сравнению с Великобританией, Америкой или Францией, где пышные женские романы, как ни жалки качество и скоротечна их мода, глубоко повлияла на культуру своих народов, русская женская проза оказала очень мало влияния» (Грей). Хотя это и не должно удивлять, это все же элемент литературы Достоевского.
Политическая обстановка 19 го века Россия сделала их позицию отличной от женщин на западе. Несмотря на различные проблемы, женщины имели возможность работать и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Однако замужние женщины все еще были обременены «правлением» своих мужей. Русские женщины боролись с этими ограничениями и обращались к царю за освобождением от своих мужей, которые предсказуемо благосклонно относились к их мужьям. Насилие в отношении женщин со стороны членов семьи мужского пола может быть шокирующим и игнорироваться. Однако во времена Достоевского положение с правами женщин несколько повернулось в сторону улучшения, пусть и незначительного. (Mulhallen counterfire. org)
Русская купчиха XIX века | Русская крестьянка XIX века | Пьетро Антонио Ротари (1707-1762) – Портрет русской девушки в голубом платье и головном уборе |
Ницше, известный женоненавистник того времени, сказал, что феминизм был «уродством Европы» и что «Женщина хочет быть независимой: и с этой целью она начинает просвещать мужчин о «женщине как таковой» — это является одним из худших проявлений общего обезображивания Европы» (Оливер, Пирсолл).
В отличие от Толстого или Пушкина, «стандартная точка зрения на представление женщин Достоевским заключалась в том, что либо он был женоненавистником (точка зрения феминистского критика Барбары Хельдт и других), либо что он просто не очень интересовался женщинами; русским мыслителем начала двадцатого века Николаем Бердяевым, но с тех пор высказывались другими» (mellenpress.com).
Это утверждение взято из воспоминаний князя Владимира Мещерского (Санкт-Петербург, 1898 г. ):
«На вечерах, которые я давал, Достоевский показал себя обаятельным человеком. Он рассказывал свои истории, проявляя остроумие и юмор, а также необычный и оригинальный образ мышления. Но когда в комнату входил новый человек, Достоевский на мгновение замолкал и был похож на улитку, забившуюся в свою раковину, или на безмолвного и злобного языческого идола. И так продолжалось до тех пор, пока новенький не произвел на него хорошее впечатление… Если незнакомец вовлекал Достоевского в разговор, то обыкновенно можно было услышать от него какое-нибудь грубое замечание или увидеть на его лице кислое выражение.
Достоевский был противником так называемого «женского вопроса». В то время это движение приняло форму эксцентричного поведения и одежды некоторых женщин, таких как очень короткие стрижки, темно-синие очки и другие причуды. Между прочим, эти дамы не замечали, что Достоевский их недолюбливал, и почитали его как своего учителя.
Несколько раз я присутствовал на таких встречах. В комнату вошла современная женщина. Она не заметила неприступного выражения лица Достоевского. Она не слышала ни его холодного тона, ни формального вопроса: «Чего ты хочешь?» Эта дама, преисполненная собственных побуждений, начала рассказывать свою историю с оживленными и сияющими глазами и раскрасневшимися щеками.
Достоевский внимательно слушал ее. Выражение его лица стало очень нервным, и я увидел, что каждая черта его лица стала очень напряженной, как будто у него внутри горел вулкан. Я чувствовал, что он сдерживает себя. Как только эта женщина закончила свое выступление по женскому вопросу, она ждала слова поддержки от Достоевского. Тут решительный враг женского вопроса задал ей свой вопрос. «Вы закончили?» — Да, я закончила, — ответила дама с короткой стрижкой.
Итак, послушай меня. Моя речь будет намного короче вашей. Я хочу вам сказать вот что: все, что вы мне сейчас рассказали, было очень глупо и банально. Вы понимаете меня? Это было глупо. В этом вопросе лучше было бы обойтись без вас, но ваша семья, ваши дети и ваша кухня не могут обойтись без женщины… у женщины есть только одна главная цель в жизни: быть женой и матерью… нет, другого «общественного предназначения» женщины не было и не будет. Все это глупости, бессмысленные разговоры и тарабарщина. Все, что вы мне здесь рассказали, — вздор, вы меня слышите? Это была чепуха, и больше я вам ничего не скажу ».
Однако в его защиту, как показано в его письме выше, его обращение с женщинами в его реальной жизни было отношением к женщинам с крайней преданностью, любовью и уважением, что затрудняло установление истинной природы точки зрения Достоевского на женщин. Кроме того, я считаю, что мы можем доверять собственным произведениям Достоевского больше, чем свидетельству третьего лица.
Русская купчиха XIX века | Маковский Константин Егорович – Русская красавица-крестьянка в кокошнике |
Не все согласны с тем, что Достоевский использовал гендерный стереотип женщины в своей литературе. Женье комментирует «независимость Достоевского от «традиционных» гендерных стереотипов…» (Гренье). Даже сам Достоевский общался с русскими писательницами. «Роман Достоевского с Аполланарией Сусловой, его отношения с Мартой Браун и его дружба с писательницами, такими как Анна Корвин-Круковская, погрузили его в современные женские проблемы, включая доступ к образованию и отсутствие экономических возможностей» (Блейк). Можно предположить, что его желание общаться с писательницами того времени свидетельствует об уважении и восхищении ими, которые могут быть незаметны в его комментариях или письмах. Возможно, его признательность за женский интеллект лучше проявляется в его действиях.
Женщины в романах Достоевского часто изображаются аналогично традиционным библейским представлениям о женщинах. «Русские женщины девятнадцатого века часто мыслится в их литературных воплощениях как героини таких романов, как Анна Каренина и Война и мир ». (openbookpublishers.com) Из-за отсутствия женского голоса в литературной сфере во времена Достоевского женщины, то, кем они были, и их влияние на общество в основном рассматривались через мужскую конструкцию. В отличие от пышных описаний аристократок в произведениях Толстого, таких как Анна Каренина и Война и мир , Достоевский изображает в своих романах образ обедневшей женщины, женщины, с которой часто жестоко обращаются, отчаянно пытающейся выжить в агрессивно-мужской власти 19 го c России.
Братья Карамазовы – Питер Брукс – директор – MGM – 1958 | Братья Карамазовы – Питер Брукс, Директор MGM, 1958 | Братья Карамазовы – Питер Брукс – Директор – MGM, 1958 |
|
В Братья Карамазовы мы видим другую женщину Грушеньку, которая является известным персонажем романа, изображенным как блудница, которую Дмитрий обзывает нецензурными словами и, несмотря на добрые слова Алеши в ее адрес, она даже называет себя злой. Дмитрий не добр ни к своей бывшей невесте, ни к Грушеньке, что придает роману оттенок неуважения к женским персонажам. Однако Катерина, женщина настолько красивой, что может вызвать крушение мужчин вокруг нее, относится к Дмитрию с добротой, изображая женщин добрыми, несмотря на бремя жестокого обращения со стороны мужчин.
В Преступление и наказание «Молчание Сони — часть большей тенденции изображать женских персонажей глазами их коллег-мужчин» (Блейк). «Не успела Соня и слова сказать, как ее отец, Раскольников и Лужин представляют ей конкурирующие личности, начиная от образца христианского самопожертвования и заканчивая простой проституткой»… ее отец, Раскольников и Лужин по очереди формируют свои собственные образы ее, чтобы вписаться в свои истории» (Блейк). Неоднократно предлагается образ женщины как жертвенной фигуры. Женщины, которые готовы пожертвовать своим физическим и эмоциональным благополучием ради тех, кто им небезразличен, «Соня изолирует членов своей семьи от позора проституции, живя независимо от них» (Блейк). Это напоминает традиционный женский образ в религии. В таком изображении мало отклонений, за исключением Дуни, которая проявляет дерзость, не заметную у других, и жестоко уничтожается и изображается злой.
Однако в романе можно увидеть и Соню как фигуру, излучающую необходимую надежду и доброту, изображающую женщин небесными существами, несмотря на их методы выживания в обществе. Она представляет собой образ женщины, жертвующей своим благополучием ради благополучия других, «настоятельную потребность действовать в духе самопожертвования, чтобы облегчить страдания чахоточной мачехи Катерины Ивановой и ее обездоленных сводных братьев и сестер» (Блейк ). Хотя потенциально это можно рассматривать как недостаток, это также можно рассматривать как моральное превосходство в присущей ему самоотверженности.
Хотя можно заключить, что Достоевский не придерживался благосклонного отношения к женщинам, основываясь на некоторых его комментариях и изображениях женщин в своих романах, его отношение к женщинам в его реальной жизни, преданность и доброта, которые он проявлял к ним, дают некоторую противоречие этой точке зрения. Кроме того, хотя такие персонажи, как Соня, изображаются негативно, ее ангельское присутствие в «Преступление и наказание » больше говорит о восхищении женщин, чем об обратном.
Таинственный взгляд Достоевского на женщин является частью его бесконечной интриги и частью того, почему мы никогда не перестанем читать его произведения. Откройте для себя невероятные отмеченные наградами фильмы по мотивам Достоевского в VM Productions от дальновидного режиссера и продюсера Виталия Сумина!
Следите за нами в социальных сетях Twitter, Facebook, Google+, Pinterest, Tumblr, Instagram и Goodread. Феминистские интерпретации Фридриха Ницше. Издательство Пенсильванского государственного университета, 1998.
Блейк, Элизабет. Соня больше не молчит: ответ на женский вопрос в «Преступлении и наказании». Славянский и восточноевропейский журнал Vol. 50, № 2, 2006.
Баркер, Адель Мари и Джин М. Гейт. История женской письменности в России. Издательство Кембриджского университета, 2004.