Дети умные очень: Откуда берутся умные дети | Наука и жизнь

Откуда берутся умные дети | Наука и жизнь

Обнаружить физиологический субстрат того, что раньше было доступно психиатрии только и исключительно в поведенческих проявлениях, значит найти потенциальную «мишень для вмешательства»: шанс на коррекцию. На снимках: МЭГ демонстрирует, что мозг ребёнка с а

Открыть в полном размере

От чего зависит развитие ребёнка? Природа и воспитание, врождённое и приобретённое, генетическое и средовое… Это дихотомия, в которой люди мыслили много веков. Просто в ХХ веке, как точно подметила выдающийся генетик ХХ века Сюзан Ояма, в массовом сознании термин «гены» заменил «маленького человечка», который крылся в сперматозоиде у «спермистов» или в яйцеклетке — у «оваристов», а потом «развёртывался в младенца».

На самом деле всё происходит иначе.

Существует волшебная ткань, с которой ребёнок рождается на свет, — мозг. С известным набором нейронов. Нейронных связей в коре в момент рождения — всего несколько процентов от того, что там в итоге будет.

А теперь внимание: к десяти месяцам жизни у младенца будет в несколько раз больше связей в коре, чем у меня и у вас. Что дальше? Редукция. Экспериментально, на животных, исследователи видели то же самое: чрезвычайная избыточность, так называемая синаптическая сверхпродукция сначала — и редукция потом. Что же служит механизмом отбора?

Проводились эксперименты над детёнышами животных, страшноватенькие, которые показывали, что отбор полностью зависит от внешнего опыта, от условий реальной жизни. Когда котёнка выращивали в цилиндре в вертикальную полоску, в его зрительной коре исчезали нейроны, способные реагировать на горизонтальные предметы. Мозг сохраняет только те устройства, которые нужны для обработки реально поступающей информации, а если такой информации нет, если обрабатывать нечего, устройство исчезает. Всё это происходит в особый период синаптической сверхпродукции. Внешние воздействия — природные и социальные — начали даже уподоблять скульптору, который из этой нейронной глыбы мрамора высекает, как резцом, наше «я», но такая аналогия не совсем точна.

Ближе к истине нейрофизиологи, которые говорят: «use it or lose it», «используй или потеряешь». И действительно: иметь и использовать — это две разные вещи.

Те же нейрофизиологи говорят, что процессы обработки информации по своей природе конкурентны. Нейронные сети не могут обрабатывать одновременно всё: пока обрабатывается одно, другое отодвигается. Когда информация побеждает в борьбе за нейронный ресурс, у обрабатывающего её устройства повышаются шансы сохраниться при редукции. Роль селекторов информации играют такие факторы, как эмоции, внимание, некоторые другие, и именно ими активно занимаются исследователи интеллекта во всём мире. И меня всегда интересовал вопрос: что наследуемо, а что не наследуемо.

Сначала пришлось сделать невозможное

В 1992 году у себя в Психологическом институте РАО мы с Ириной Посикерой и Еленой Ореховой решили заняться исследованием близнецов. Таким, чтобы у них можно было снять энцефалограмму покоя и энцефалограмму при разных нагрузках, когнитивных и аффективных, провести психологические пробы, оценить их уровень когнитивного развития, а потом вычленить из всего этого, что наследуемо, а что идёт от среды.

Выяснить это можно методами генетического анализа и статистически. В выборке есть монозиготные близнецы, у которых 100% генов одинаковы, и дизиготные близнецы, у которых одинаковы только 50%. Среда считается эквивалентной. Признак, который абсолютно идентичен у монозиготных близнецов, но только наполовину идентичен у дизиготных, наследуем стопроцентно. А признак, сходство которого одинаково у моно- и дизиготных близнецов, зависит, скорее всего, от среды. Можно построить математическую модель, которая разделит вклад генетики и среды. Мне было интересно, как распределятся признаки, которые зависят от того и от другого.

Наше исследование близнецов относится к так называемому классу лонгитюдных, когда одних и тех же детей наблюдают на протяжении длительного времени. Психологических лонгитюдных исследований, начатых от младенчества, с 1980-х годов сделано очень много, но таких, чтобы в одном исследовании младенцев были совмещены физиологические и психологические методы, до нас никто не проводил.

Но для статистического исследования нужна хорошая выборка, мы решили — минимум сто пар. Представьте, каково было это организовать, да ещё в 1990-е, в распадающейся стране. Мало того, что мать как-то должна привезти младенцев в лабораторию, она ещё будет не одна — кто-то приедет с нею, чтобы помогать; кроме того, она будет с двумя грудными детьми, а не с одним. И эти груднички пробудут у нас практически целый день: пока с одним проводят аппаратные исследования, другого тестируют психологически, потом они меняются местами. И так сто пар, 50 монозиготных и 50 дизиготных. В мире до сих пор такой эксперимент считается практически неосуществимым, так что наши работы по нему неплохо цитируются.

Самую интересную часть исследования мы доложили на Пятой когнитивной конференции в Калининграде в 2012 году, после того как тех же близнецов, которым уже было по 5—6 лет, обследовали повторно. Все сто пар собрать не вышло, мы смогли найти только 50, что не позволило анализировать генетику, но и при таком объёме выборки удалось решить некоторые интересные задачи.

В чём измерять интеллект младенца?

Ранее в лонгитюдных психологических исследованиях было показано, что, если измерять интеллект периодически — в первый год жизни, во второй, в пятый и так далее до 19 лет, то начиная с третьего или даже со второго года интеллект, измеренный в разных возрастах, очень хорошо коррелирует. Другими словами, кто оказался умным в два года, тот будет умным и в 6, и в 19 и так далее. Происходит это отчасти потому, что вклад наследственности в показатели интеллекта с возрастом увеличивается. Это тоже подтверждено исследованиями: брали разлучённых близнецов, оценивали их интеллект и интеллект их приёмных и биологических родителей. Со временем дети становились интеллектуально всё больше похожими на своих биологических родителей. (Здесь очень важно понимать, что речь идёт исключительно об интеллекте, а не обо всей психической жизни человека, которая гораздо богаче умственной.)

Но корреляция по интеллекту наблюдалась только после примерно двух лет. Между периодом младенчества и всеми остальными возрастами существовал разрыв — по-английски developmental gap: оценки интеллекта младенца никак не коррелировали с последующими оценками его интеллекта в других возрастах.

Интеллект младенца традиционно измеряют с помощью специальных сенсомоторных тестов — шкал Бейли, которые позволяют большое число показателей свести в суммарный результат. Этот подход основан на том, что классик психологии развития швейцарский психолог Жан Пиаже когда-то выделил в развитии интеллекта сенсомоторную стадию и считал, что от того, как она пройдёт, должны зависеть все последующие. Должны, а они не зависят. Разрыв. Может быть, мы просто как-то не так природу спрашиваем? Возможно, интеллект, который оценивается в младенческом возрасте, включает совсем другие психические функции, чем те, которые оцениваются в тестах на интеллект в более позднем возрасте?

Нам стало интересно: а не сможем ли мы померить что-то другое, что лежит в основе интеллекта у младенцев.

Тут как раз подоспело горячее увлечение западной психологии «нервной моделью стимула по Соколову». Коротко суть её вот в чём. У живых существ есть так называемый ориентировочный рефлекс «что такое?»; он возникает в ответ на стимул, предъявляемый впервые, и угасает при повторных предъявлениях того же стимула. Евгений Иванович Соколов, гениальный человек и великий учёный, предположил, что угасание зависит от той нервной модели стимула, которая была у животного или у человека в момент, когда стимул первый раз прозвучал. При первом предъявлении стимул не вписывается в контекст, в модель ситуации, которая есть в мозге. По мере повторных предъявлений модель ситуации в мозге обновляется и рефлекс «что такое?» угасает. Тогда скорость привыкания может быть показателем скорости обновления картинки мира, то есть, в итоге, скорости обработки информации. Проще говоря, чем быстрее ребёнок привыкает к стимулу, тем у него будет выше интеллект. В 1990-е годы начали разными способами мерить у младенцев динамику привыкания и увидели: да, коррелирует! В отличие от шкал Бейли, у скорости привыкания есть корреляции с позднейшими показателями интеллекта.

Но… слабенькие. В тех работах, которые я читала уже в 2006 году, суммарные корреляции всё ещё не впечатляли. Исследователи, мыслившие более физиологично, предположили, что эти корреляции могли возникать не потому, что скорость привыкания отражает скорость обработки информации, а потому, что у тех деток, которые быстрее привыкали, было лучше внимание: способность сфокусироваться на стимуле. Это же младенцы, ты ещё пойми, куда он смотрит. Те из них, которые «лучше смотрели на стимул» — то есть те, у которых внимание было выше, — именно они и привыкали к стимулу быстрее и имели оценки интеллекта повыше. Прекрасное предположение, но можно ли его как-то доказать? Как померить внимание? И что оно вообще такое? И тут мы подумали: как хорошо, мы-то как раз можем померить внимание на первом году жизни!

Дело в том, что электрические процессы в мозге очень точно отражают внимание. Основу электрических процессов, которые регистрирует энцефалограмма, составляют ритмы. Альфа-ритм доминирует в состоянии покоя зрительной системы, тета-ритм появляется при эмоциональном возбуждении, мю-ритм характерен для замирания при глубокой концентрации и так далее. Откуда они берутся? Фактически в ритмах энцефалограммы вы измеряете совокупный мембранный потенциал большого количества нейронов. Ритмы представляют собой колебания этого мембранного потенциала. В возбуждённом состоянии мембрана нейрона деполяризована и отвечает нейронным разрядом на любой приходящий стимул. Такой разряд означает, что этот нейрон соединился с другой клеткой. Когда мембрана гиперполяризована, вероятность разряда уменьшается, нейроны синхронизируют медленные изменения своих мембранных потенциалов.

На энцефалограмме всегда видно, когда идёт неотфильтрованный сенсорный поток, потому что при нём десинхронизируется всё на свете: разные группы нейронов в коре заняты каждая своим делом. Ритм возникает, когда сенсорный поток начинает фильтроваться. Фильтрацией занят специализированный узел в мозге, таламус, куда, как в своего рода пропускник, поступает вся сенсорная информация, прежде чем поступить в кору. Казалось бы, зачем мозгу эта задержка? Но внимание, как показывают аппаратные исследования мозга, — это довольно сложный, неоднородный процесс. Сначала стимул вызывает повышенный общий уровень нейронального возбуждения, затем это возбуждение должно канализироваться через какой-то регуляторный механизм. Именно эту роль — регулятора, фильтра, отбирающего, по какому каналу информация пойдёт в кору, а какие каналы будут при этом частично выключены как неактуальные для обработки данного стимула, — и играет таламус. Мембранные потенциалы больших групп нейронов начинают синхронизироваться, то есть ритм в ЭЭГ возникает, только когда сенсорный поток частично выключен, отфильтрован. В частности, если в соматосенсорной коре мы видим хороший мю-ритм, значит, в этот момент глубина зрительного внимания велика, а моторная система отдыхает. Такой же соматосенсорный ритм будет у замершей кошки, которая следит за мышью, у любого животного… и у младенца тоже.

Вот его-то, мю-ритм при зрительном внимании, мы и стали изучать и получили великолепную корреляцию с поведением.

У младенцев с выраженным мю-ритмом длительность общего внимания, вызванного стимулом, гораздо больше. Позже, когда мы исследовали этих же детей в пятилетнем возрасте, они и по темпераменту оказались очень пластичные: менее возбудимые, способные долго находиться в состоянии внимания. А у младенцев, у которых не было этих ритмов в спектре, внешняя стимуляция вызывала полную и повсеместную десинхронизацию: общее возбуждение, которое никак не регулировалось и не дифференцировалось. В пятилетнем возрасте родители отмечали у них трудности регуляции внимания, неусидчивость, импульсивность.

Однако корреляции этой нейрональной, невидимой поведенчески возбудимости с интеллектом мы не нашли; с интеллектом возбудимость и в пять лет не коррелирует. Так что вопрос о вкладе внимания в интеллект оставался открытым.

«Эффект бабушки»

Но, как я уже говорила, внимание устроено довольно сложно: помимо того, что в таламусе регулируется канал, по которому поступает к коре сенсорный приток, есть и другая регуляция — непосредственно внутри канала. Например, ваше внимание направлено к зрительному каналу. В зрительном канале появляется несколько конкурирующих стимулов. Вам нужен только один из них, другие мозг воспринимает как помеху. Включается принципиально иной селективный механизм выбора мишени внимания, он решает исход конкуренции: какие из соположенных стимулов вы будете обрабатывать. Тут я воспользовалась одним наблюдением, которое мы сделали немного раньше. Дело в том, что помимо альфа-ритма, который рождается в связи таламуса и коры, у человека, и у младенца тоже, есть ещё тета-ритм. Тета-ритмы сначала принимали за аффективные, они появлялись и были впервые описаны как эмоциональные. Но эмоции — дело тонкое, в экспериментальной обстановке их вызвать трудно, если только это не негативные эмоции, а негативные вызывать нельзя из-за этических ограничений. Сейчас пытаются показывать испытуемому эмоциональные видеоролики, фрагменты фильмов, но мне слабо верится в возможность вызвать настоящие эмоции у взрослого человека в экспериментальной камере. С другой стороны, некоторые умельцы ухитрялись снимать эмоции даже во время полового акта и действительно получали огромный тета-ритм у взрослого человека. Кроме того, такой же ритм был описан у грудного ребёнка, когда ему показали какую-то невероятную новую куклу. Всё это как будто подтверждало связь тета-ритма с аффектом.

Но психофизиологу, который работает с человеком, очень полезно читать работы, сделанные на животных. Замечательная исследовательница Ольга Сергеевна Виноградова из Пущино изучала тета-ритм в гипокампе животных (гипокамп — это структура, которая связана с памятью и очень любит навязывать коре свои правила). Так вот, тета-ритм оказался наиболее выражен как раз не в коре, а в гипокампе. Проще говоря, когда внимание захвачено одной-единственной мишенью, когда она удерживается в памяти, во внутреннем фокусе, то в коре появляется тета-ритм, который навязал ей гипокамп. Интересно, что сам гипокамп при этом находится в заторможенном состоянии, у него работают всего несколько групп нейронов, которые этот ритм навязывают; он не регистрирует никакой новой информации, только демонстрирует, что «линия занята». «Я занят, отстаньте от меня, у меня одна-единственная мишень, и пока это так, никакого богатого сенсорного притока у меня не будет». Тогда я подумала: почему тета-ритм возникает при эмоциях? Потому, что они эмоции, или потому, что в состоянии эмоционального возбуждения внимание сосредоточено на чём-то одном? Почему тета-ритм наблюдается у детей при многих патологиях? Может быть, сломался механизм, который регистрирует в памяти внешнюю информацию, структура памяти стала для неё недоступна? И, может быть, в норме при эмоциональном возбуждении тета-ритм просто означает предельно сфокусированное внимание, состояние, когда проблема конкуренции между стимулами внутри одного канала решена? И мы это доказали — на грудных младенцах.

Мы провели очень простой и показательный эксперимент: экспериментатор играла с младенцем в «ку-ку». Она появлялась перед ним: «Привет, ты меня видишь?», «Ты меня ждёшь?» — в этот момент её отгораживал от ребёнка белый экран. В руках у неё был датчик, которым она отмечала периоды появления и исчезновения, а видеокамера регистрировала поведение ребёнка. Гипотеза была такая: если тета-ритм связан с аффектом, то его максимум должен возникать, когда экспериментатор появляется из-за экрана и младенец весь расцветает улыбкой. А если он связан с предельно сконцентрированным, недоступным другим стимулам вниманием, то появляться должен тогда, и только тогда, когда ребёнок ждёт, глядя на совершенно пустое место, на экран. Чем управляется в этот момент внимание восьмимесячного младенца? Внешней стимуляцией? Нет. Его внимание управляется его прогнозом ситуации. У детей до этого возраста out of sight — out of mind, исчезло из виду — и тут же забыто. А восьмимесячный знает, что я появлюсь, его внимание поддерживается исключительно эндогенно, и энцефалограф регистрирует безумный тета-ритм. Потом я появляюсь — и тета-ритма нет. Он блокирован внешним стимулом; внутренняя, самим мозгом выбранная мишень исчезла.

После того как мы это опубликовали, появились другие интересные работы, показывающие такой же тета-ритм в гипокампе и коре у людей при навигации в виртуальном лабиринте. Эти факты подтверждали нашу гипотезу о тета-ритме как механизме внутренней селекции мишени внимания. Но для меня это означало возможность оценить, как связана с интеллектом способность младенца удерживать мишень внимания в отсутствие внешнего стимула, эндогенно. Мы получили ответ на свой вопрос: хорошую, нешуточную корреляцию эндогенного внимания младенцев с их интеллектом в пятилетнем возрасте. Никакого разрыва, следовательно, никакого developmental gap эта корреляция не показывает.

Возвращаясь к вопросу о наследуемых и средовых факторах интеллекта: наши результаты, опубликованные в журнале «Psychophysiology», содержали в себе ещё одну важную вещь. В отличие от многих других параметров энцефалограммы младенцев, которые очень, просто до неприятного, наследуемы, тета-ритм как раз оказался сильно зависящим от факторов общей среды, то есть той среды, которая была одинаковой для обоих близнецов в паре. Нам стало интересно, от каких именно. Возможно, внутриутробных? Проверили, вроде нет. Потом моей коллеге Елене Ореховой пришла в голову идея: «А давайте посмотрим, у каких близнецов есть бабушки, а у каких нет. У мамы, если она одна в доме, мало времени на общение с близнецами остаётся, ей всю домашнюю работу надо самой выполнять. Когда в семье есть бабушка — другое дело. В такой семейной ситуации у взрослых больше возможностей поиграть и позаниматься с детьми. Будет ли это деление коррелировать с различиями между детьми в тета-ритме?»

Так мы открыли «эффект бабушки» — статистически достоверно и надёжно. У младенцев, с которыми занимались бабушки, тета-ритм в состоянии внимания был выражен сильнее и само внимание удерживалось лучше, потому что они его «тренировали»; у них было больше социального взаимодействия. Внимание — крайне тренируемая вещь, внутренней сосредоточенности можно научить. Мы же знаем, как это важно, как от умения удерживать внимание зависит не просто способность человека решать задачки, а вообще всё: совокупный результат его деятельности. Сейчас в нашем МЭГ-центре при МГППУ идут исследования в этом направлении; думаю, нас ждёт много интересного.

ТОП-9 самых умных детей в мире: достижения, факты, фото, видео

Реклама

Дети – это будущее планеты. Каждый родитель считает, что его чадо гениальное. Но среди молодого поколения есть поистине одаренные дети, которые могут дать фору некоторым университетским профессорам.

Грегори Смит

Мальчик появился на свет в 1990 году и уже в 2 года умел читать. В 10 лет этот удивительный ребенок поступил в университет и продолжил развивать свой необыкновенный ум. Этому уникальному мальчику выпала честь встретиться с мировыми лидерами Михаилом Горбачевым и Биллом Клинтоном. Одним из достижений Грегори является создание организации International Youth Advocates, задача которой заключается в стремлении к достижению понимания между детьми мира. Еще будучи ребенком Смит несколько раз номинировался на Нобелевскую премию.

Махмуд Ваиль Махмуд

В 1999 году родился еще один гениальный ребенок. Он по праву удостоился чести быть занесенным в книгу рекордов Гиннеса. Его IQ среди ровесников на момент измерения был самым высоким и составлял 155 пунктов. Мальчик демонстрировал свои навыки путем решения в уме сложных примеров, состоящих из многозначных чисел. А по своей сообразительности он даже превзошел всех известных ученых с его родины – Египта. После получения начального образования Махмуд обучался по специальным программам. Их для мальчика создавали самые известные компьютерные компании со всего мира.

Таниш Авраам

Таниш Мэтью Авраам родился в 2003 году в Америке. По национальности мальчик индиец. Уже в 4 месяца малыш рассматривал детские книжки и реагировал на их содержание не свойственным его возрасту способом. Было ясно, что он понимает содержание и оперирует им.

В 4 года Таниш стал частью общества «Менса» с результатами проходного теста в 99,9%. Уже через год ребенок закончил курс математики в Стэндфордском университете, 6 лет поступил в среднюю школу, после чего вскоре стал учеником колледжа. Эссе мальчика публикуются на сайте Лунного института НАСА.

Алексис Мартин

В списке самых умных детей планеты есть и девочки. Одна из самых одаренных – это Алексис Мартин. Она стала членом общества «Менса» уже в 3 года, а ее IQ находится на уровне 160 баллов. Специалисты, тестирующие малышку, считают, что возможна ошибка и показатели Алексис еще выше.

В 3 года девочка хорошо читала и знала много географических названий. Алексис использовала родительский смартфон для самостоятельного изучения испанского языка. Первым признаком одаренности малышки была сказка, прочитанная для нее накануне, которую она запомнила в возрасте всего 1 года. С тех пор Алексис дословно пересказывала все услышанные ею истории, демонстрируя поразительную память.

Оскар Ригли

Гениальный мальчик родился в Британии и уже в 2 с небольшим года был принят в ряды «Менса». Его интеллект по IQ оценивается в 160 баллов. Это показатель Эйнштейна и Хокинга. Уже в 9 месяцев мальчик начал разговаривать оконченными фразами, а в два года уже мог участвовать в беседах со взрослыми на различные сложные темы. Ребенок развивал умственные способности в бешенном темпе, чем шокировал окружающих. Уже в 7 лет Оскар окончил старшую школу, изучал 6 языков и с удовольствием для развлечения читал книги по биологии.

Петр Величко

Петр Величко появился на свет в городе Мелитополь Запорожской области. Уже в 11 лет он получил главную награду конкурса «Чудо-ребенок». Его соперниками были дети намного старше его. По словам родственников, уже в 2 года Петя читал и считал, и постоянно задавал вопросы на совсем недетские темы. Главным увлечение мальчика является математика и информатика, что позволило ему попасть в рейтинг самых умных детей Украины. В коллекции Величко много дипломов, медалей и наград со всевозможных олимпиад, и конкурсов по точным наукам.

Хайди Хэнкинс

Хайди Хэнкинс прошла тест на IQ с показателем в 159 баллов. В 4 года девочку приняли в организацию «Менса». Одаренность малышки заметила воспитательница, которой приходилось придумывать для ребенка отдельную программу с играми, так как занятия по возрасту Хайди были неинтересны.

Уже в полтора года девочка училась читать с помощью компьютера, а также хорошо рисовала. В 2 года малышка считала до 40 и обратно, пыталась читать книги и легко заучивала и декламировала стихи. Еще в яслях Хайди разговаривала намного лучше своих сверстников. В возрасте 4 лет малышка освоила некоторые математические действия, а также составляла и записывала полноценные предложения. Также девочка уже различала и рисовала геометрические фигуры.

Карина Окли

IQ маленькой Карины Окли составил 160 баллов уже в 2 года. Мать ребенка говорила, что дочь демонстрирует потрясающую память, любознательность и великолепную сообразительность. С возрастом Карина развивала свои качества и делала успехи не только в соответствующих ее возрасту видах деятельности, но и в более сложных занятиях. Жизнь девочки наполнена развивающими кружками и всевозможными обучающими программами.

Ким Унг-Йонг

Среди детей, родившихся в прошлом веке, внимания заслуживает Ким Унг-Йонг. Он родился в 1963 году в Корее и уже в 5 лет знал 4 языка:

  • японский;
  • корейский;
  • немецкий;
  • английский.

Также мальчик мог решать задачи по математическому анализу. До 6 лет Ким обучался в Университете Hanyang, а уже в 7 лет был приглашен на работу в НАСА. Уже в 15 лет мальчику присвоили докторскую степень в области физических наук. Унг-Йонг работал в США до 1978 года, после чего вернулся в Корею, но от работы в самом престижном университете он отказался. Унг-Йонг выбрал себе место в провинциальном ВУЗе. Показатели IQ Кима потрясающие – 210 баллов. Согласно книге рекордов Гиннеса Ким Унг-Йонг является самым умным человеком на Земле.

Наше общество богато гениальными детьми. Список огромен:

  • Акрит Ясвал;
  • Аэлита Андрэ;
  • Элиза Тан-Робертс;
  • Итан Бортник;
  • Аким Камара;
  • Шервин Сараби;
  • Элис Тан-Робертс;
  • Белла Девяткина;
  • Уильям Джеймс Сидис и другие.

Кто-то из них еще пребывает в юном возрасте, другие успели вырасти в гениальных взрослых, а некоторых, к сожалению, уже нет в живых. На них и им подобных человечество возлагает большие надежды в части решения общечеловеческих проблем.

8 признаков того, что ваш ребенок умнее среднего, согласно научным данным

В течение многих лет ученые изучали научные данные о детях, которые кажутся умнее среднего. Читайте дальше, чтобы узнать, соответствует ли ваш ребенок шаблону, и как вы можете наилучшим образом поддержать его успех в ближайшие годы.

Отказ от ответственности: Просто чтобы вы знали, если вы заказываете товар через одно из наших сообщений, мы можем получить небольшую долю от продажи.

Думаете, ваш ребенок может быть лучшим в классе? Всегда ли так казалось?

Многие родители могут определить признаки «дополнительного ума» с раннего возраста. Будь то увеличение словарного запаса или склонность к математическим фактам, умнее среднего может проложить интересную дорогу как для родителей, так и для их детей.

Лоррейн Аллен, мама, которая с самого начала знала, что ее дочь была вундеркиндом, говорит, что она «заучила и начала повторять то, что подслушала, например, номер моего мобильного телефона, номер моего мужа, адреса ее бабушки и дедушки и другие длинные вещи — даже мое социальное страхование. номер, который я однажды произнес вслух, когда разговаривал по телефону — до двухлетнего возраста». Разговор о прекрасной памяти!

Мама из Огайо рассказывает, что знала, что ее сын исключительно умен, когда она и его учитель дошкольного образования сели, чтобы познакомить ребенка с базовой концепцией сложения. Она вспоминает, что он «посмотрел на подушку, на которой сидел (на которой было три ряда по три пуговицы в каждом), и сказал: «три да три — девять», полностью игнорируя наши планы». Кому нужны дополнения, когда вы можете сразу перейти к таблице умножения?

Когда речь идет об интеллектуально одаренных детях, обычно они начинают проявлять признаки очень рано. Но это не единственный фактор. Эрика Траутман, мама, которая чувствует, что ее сын попадает в категорию одаренных, и которая также имеет степень магистра психологии, говорит: «Я скептически отношусь к попыткам нацелиться на черты умного ребенка, поскольку нет двух детей, которые ведут себя одинаково».

Она продолжает: «По моему мнению, большая часть того, как они действуют, связана с порядком рождения или семейной динамикой».

Без сомнения, дети сложны. Так много факторов влияет на их развитие и их способность достигать сверх того, что считается «нормальным». Например, один ребенок может быть немного гением, когда дело доходит до пространственного восприятия (возможно, будущим инженером?), но бороться с решениями в социальных условиях, постоянно делая неразумный выбор, когда он находится вне поля зрения родителей. У другого может быть огромный словарный запас (может быть, подающий надежды академик?), но он будет отставать от своих сверстников в мелкой моторике и с трудом завязывать шнурки на ботинках.

Учительница из штата Вашингтон рассказала, что когда-то у нее был ученик, который запоминал флаги стран с такой интенсивностью и скоростью, что снял клип в прайм-тайм! Он, несомненно, был гением: ребенок, который с самого раннего возраста усвоил понятия, выходящие далеко за рамки понимания его сверстников, и вся энергия его учителей и родителей ушла на то, чтобы не отставать от него.

Но является ли запоминание фактов и достижение почти идеальных результатов в учебе реальным свидетельством «дополнительного ума» или признаками умного ребенка? Умный не обязательно означает успешный, и наука говорит нам, что влияние родителей является гораздо более определяющим фактором, чем что-либо еще. Траутман сослался на результаты трех десятилетий исследований, кратко изложенных в Scientific American , который обнаружил, что сосредоточение внимания на процессах детей, а не на их интеллекте или даже способностях, является ключом к поощрению их успехов в школе и за ее пределами.

Тем не менее, есть дети, которые действительно выделяются. Чтобы использовать этот естественный навык и поощрять их процесс обучения, важно вовремя уловить признаки, чтобы помочь им отточить и развить то, кем они станут в максимально благоприятной среде.

Наука говорит нам, что ваш ребенок может быть умнее среднего, если…

1. Книги больше, чем их лучшие друзья.

Дети, которые умнее среднего, не только рано учатся читать. Научившись читать, они превращают чтение в обучение, что может создать бесконечный цикл приобретения знаний.

В статье Parenting «Как воспитать одаренных детей» подчеркивается важность доступа к книгам для развития интеллектуальной активности в раннем возрасте. Книги увеличивают словарный запас и понимание, а их наличие помогает детям осознать, что идеи — это то, о чем стоит говорить! Постоянно тянуться к книгам и часто читать — это признаки интеллекта малышей и даже признаки умного ребенка в целом.

2.

Они процветают во время бесплатных игр.

Время в одиночестве не беспокоит умных детей. Их ум держит их достаточно занятыми! Траутман видела это воочию со своим сыном, особенно когда речь шла о Лего. Она говорит, что другие одаренные дети могут участвовать в различных творческих занятиях, таких как «игра в магазин и создание меню».

Свободная игра — это возможность исследовать, разбирать вещи и творить. Ее вывод: светлый ум всегда заполнит пустое пространство чем-то новым и захватывающим.

3. Магия может быть в беспорядке.

Что общего у Альберта Эйнштейна, Марка Твена и Марка Цукерберга? Грязные столы. А для детей это равносильно неорганизованной игровой площадке или спальне. Эйнштейн сказал: «Если беспорядок на столе — признак захламленности ума, то что нам думать о пустом столе?» Кураж Мудзонго, доктор философии, адъюнкт-профессор психологии в колледже Warner Pacific, рассказал о диссертации Мардж Хоктор под названием «Выявление одаренных детей 9». 0030, назвав его «сокровищницей» для родителей, отправляющихся в умное путешествие со своим ребенком.

В своей работе Хоктор называет креативность ключевым компонентом одаренности. Мы, взрослые, знаем, что креативность часто рождается в беспорядке, поэтому, позволяя детям решать проблемы, изобретать и генерировать оригинальные идеи. Хотя уметь организовать пространство — это отличный навык, для умных детей чрезмерная жесткость в поддержании чистоты также может стать препятствием для их продвижения.

4. Их разум подобен фотоаппарату.

Возьмем, к примеру, дочь Аллена. Услышав что-то один или два раза, а затем поняв, что это отключено для вызова в любой момент, определенно означает, что ее навыки запоминания превышают «нормальные».

Ее мать считает, что у нее то, что некоторые назвали бы фотографической памятью, что часто рекламируется как признак ребенка с интеллектом выше среднего.

5. Они могут быть слабохарактерными.

Умные дети не всегда общительны. Кэтлин К., учитель с 25-летним стажем, рассказывает HealthyWay , «Многие одаренные дети, которых мне посчастливилось обучать, — тихие, наблюдательные малыши. Они наблюдают, оценивают и почти составляют карту будущего, чтобы определить, стоит ли конкретная задача или деятельность их вложений».

Часто очень умные дети стоят в стороне, смотрят и наблюдают, прежде чем выбирать, как они хотят взаимодействовать. Это их способ определить, могут ли они быть настоящим игроком во всем, что происходит. Для наблюдательного малыша неудача невозможна, поэтому, если конкретная задача кажется слишком сложной, он откажется. Конечно, Траутман считает, что этот менталитет все-в-или-все-все гораздо больше связан с порядком рождения, чем сообразительность. «Первенец, — говорит она, — обычно самый общительный и первый, кто берется за любой проект».

6. Время сна — это битва.

Когда ты бодр, трудно успокоить свой разум. Таким образом, люди умнее среднего часто борются со сном. Ну, по крайней мере, традиционный сон. Признаки умного малыша могут быть частыми ночными совами и предпочитают следить за своими часами в отношении того, когда они просыпаются и спят.

Исследование, проведенное Сатоси Канадзавой в Лондонской школе экономики и политических наук, показало, что «более умные дети с большей вероятностью вырастут и станут взрослыми, ведущими ночной образ жизни, которые поздно ложатся спать и поздно встают как в будние, так и в выходные дни».

7. Они не во всем хороши.

Умные дети знают свои сильные стороны и придерживаются их. Они определяют хобби (как ребенок, который влюбился в флаги страны) и могут углубляться в свое обучение, а не широко.

Это также означает, что дети, которые умнее среднего, не обязательно будут отличниками в школе. Возможно, это не то, на чем они сосредоточены. Звучит противоречиво, но если вы покопаетесь в их мыслях, там будет гораздо больше, чем просто вовремя сдавать задания, практиковаться в аккуратном почерке и общаться со сверстниками.

8. Их родители хорошо образованы.

Это вековая история о том, как подавать пример. У родителя, получившего высшее образование, больше шансов родить ребенка с таким же образованием. А хорошо образованный родитель с большей вероятностью увидит и поймет важность знакомить своего ребенка с различными возможностями обучения в раннем возрасте, когда удержание сильное.

Родитель, который создает дом, ориентированный на обучение, с большей вероятностью воспитает ребенка с широкими интересами и, следовательно, сообразительности. А 2015 В статье Business Insider цитируется «лонгитюдное исследование 856 человек в полусельской местности Нью-Йорка, проведенное в 2009 году», в котором сделан вывод о том, что «уровень образования родителей, когда ребенку было 8 лет, в значительной степени предсказывал успех ребенка в учебе и работе 40 лет спустя».

Если большинство или, может быть, даже все эти красноречивые признаки сверхразума напоминают повседневную жизнь вашего ребенка, наука говорит, что у вас может быть маленький гений! Но в наши дни приоритет отдается не только IQ студентов и отдельных людей.

Сейчас мы знаем больше, чем когда-либо, что академические способности — это еще не все. Сегодня эмоциональный интеллект считается столь же важным, если не более важным, чем IQ, и родители имеют гораздо больший контроль над этим.

Исследование 2012 года под названием «EQ и IQ, что важнее всего для успеха или неудачи учащегося?» утверждает: «В отличие от логико-математического интеллекта, который претерпевает незначительные изменения после окончания подросткового возраста, эмоциональный интеллект может развиваться с течением времени, без возрастных ограничений, при условии, что ему уделяется необходимое внимание и усилия».

Таким образом, получается сочетание интеллектуального и эмоционального интеллекта, которое приведет ребенка к истинному успеху на протяжении всей жизни.

Если вы считаете, что ваш ребенок умнее среднего, Мудзонго предлагает вам изучить более подробные шаги, которые помогут ему добиться успеха, прочитав «Руководство для родителей Дэвида Палмера по тестированию IQ и обучению одаренных детей: все, что вам нужно знать, чтобы принимать правильные решения для ваших детей». Ребенок . Он также хочет, чтобы вы как родитель «почувствовали себя уполномоченными», готовясь «поддерживать своего ребенка, чтобы он стал умнее» во всех аспектах жизни.

Обязательно к прочтению

Статьи по теме

Что делает детей умными?

Воспитание умных детей

Автор Лори Барклай, доктор медицины

Отзыв Шарлотты Э. Грейсон Матис, доктор медицины

15 октября 2001 г. — Как мы можем сделать наших детей умнее?

Сложный вопрос, так как некоторые дети умеют читать книги, а другие — умничать на улицах. Одни строят высокие небоскребы, другие рисуют словесные образы в стихах и прозе. Некоторые побеждают на школьных выборах, а другие знают, что сказать, чтобы вы почувствовали себя лучше.

«Интеллект отражает общую способность обрабатывать информацию, которая способствует обучению, пониманию, рассуждению [и] решению проблем», — говорит Линда С. Готтфредсон, доктор философии, профессор педагогики Делавэрского университета в Ньюарке. «Это влияет на многие виды повседневного поведения».

Поскольку каждый ребенок уникален, мы сосредоточимся на том, почему дети различаются по интеллекту, и на том, как проявить свои лучшие качества.

На наследственность приходится более 80% различий в интеллекте взрослых, однако каждое последующее поколение оказывается умнее в тестах IQ, что подчеркивает важность факторов окружающей среды. Почему кажущееся противоречие?

«Скрытое допущение в этом парадоксе заключается в том, что гены и окружающая среда не связаны между собой, что звучит нелепо, как только вы об этом говорите», — говорит Уильям Т. Диккенс, доктор философии, старший научный сотрудник по экономическим исследованиям в Институте Брукингса в Вашингтоне, округ Колумбия. ВебМД. «Гены получают признание за большую часть работы, которую выполняет окружающая среда».

Что касается интеллекта, то богатые становятся еще богаче, а бедные беднеют. Дети, рожденные с более высоким интеллектом, лучше учатся в школе, что позволяет им поступать в дополнительные классы или поступать в колледж, где они развивают свой интеллект.

«Если окружающая среда влияет на IQ, а IQ влияет на окружающую среду, это либо добродетельный, либо порочный круг», — говорит Диккенс.

Со временем влияние окружающей среды на интеллект ослабевает. Например, после того, как ребенок участвует в дошкольной программе развития, IQ достигает пика в течение шести-двенадцати месяцев. Когда ребенок покидает эту среду, IQ снижается.

«Когда вы удаляете ребенка из хорошей среды и возвращаете его в плохую, он будет делать что-то другое, чем раньше», — говорит Диккенс. «Он может выбирать более ярких друзей или смотреть более образовательные телешоу. Но вариантов меньше, чем в хорошей среде, поэтому со временем его IQ будет медленно снижаться».

Насколько мы должны доверять этим волшебным числам IQ?

«Я не думаю, что есть смысл пытаться оценить интеллект детей, если только они не кажутся необычными — не развиваются должным образом или преждевременно развиваются», — говорит Готтфредсон. «Люди склонны слишком серьезно относиться к результатам отдельных тестов».

«Лучшим показателем, чем показатель IQ, является то, проявляет ли ребенок любопытство, любит ли он ролевые игры и обучение и счастлив ли он», — говорит Стивен Дж. Шенталер, доктор философии, профессор питания и поведения в Калифорнийском государственном университете в Лонг-Бич.

Но Диккенс утверждает, что единственное, что лучше всего предсказывает, насколько успешными будут 14-летние подростки, когда они станут взрослыми, с точки зрения экономических и социальных результатов, является их показатель IQ.

Рациональное питание для улучшения здоровья мозга начинается в утробе матери и продолжается во время грудного вскармливания, особенно если мама следует ежедневным рекомендациям по приему витаминов и минералов.

«Настоящая хитрость заключается в том, чтобы научить маленьких детей любить хорошую еду, когда они переходят от грудного молока к цельным продуктам», — говорит Шонталер WebMD. «Научить детей пробовать все, а затем избегать продуктов, которые им не нравятся, в течение года или около того, поскольку вкус развивается, отлично работает».

Детям необходимо пять или шесть порций фруктов и овощей в день; пять порций цельнозерновых продуктов; две-три порции мяса, рыбы или птицы; и две-три порции молока. Порции меньше, чем у взрослых, не дадут детям слишком сильно набрать вес. Поскольку маленькие дети предпочитают соленые и сладкие вкусы, матери могут экономно «приправлять» овощи. Дети должны принимать витаминно-минеральные добавки в предписанной дозе.

«То, что Совет по пищевым продуктам и питанию и Всемирная организация здравоохранения рекомендуют для хорошего здоровья, отлично подходит и для IQ, и для поведения», — говорит Шонталер.

В его исследовании дети, принимавшие рекомендуемую суточную норму витаминов и минеральных добавок в течение трех месяцев, изучали 14 различных академических предметов в два раза быстрее, чем дети, получавшие плацебо. У более чем 1 миллиона детей, которые хорошо завтракали и обедали в школе, успеваемость улучшилась на 16%, а 76 000 детей внезапно перестали быть «неспособными к обучению».

«Чтобы тренировать юные умы, читайте что-нибудь вместе каждый вечер. Стимулируйте интерес и любопытство вашего ребенка и поощряйте его играть на музыкальном инструменте», — говорит Ингегерд Карлссон, доктор философии, WebMD. Она работает психологом в Лундском университете в Швеции и творчески изучает изменения в работе мозга.

Однако «эффект Моцарта», при котором прослушивание классической музыки предположительно улучшает определенные показатели IQ, вероятно, переоценен, говорит Кеннет М. Стил, доктор философии, адъюнкт-профессор психологии Аппалачского государственного университета в Буне, Северная Каролина

«Младенцы , малыши и дошкольники, которые растут в домах, где принято говорить, слушать и читать, как правило, имеют более высокий IQ и более успешны в школе», — говорит Фрэнсис П. Гласко, доктор философии, адъюнкт-профессор педиатрии в Университете Вандербильта в Восточном Берлине. Па., сообщает WebMD.

Томас Дарвилл, доктор философии, заведующий кафедрой психологии Университета штата Освего в Нью-Йорке, рекомендует разнообразные безопасные игрушки, красочные, шумные и интересные по форме или текстуре. Проведение большего количества времени с вашим ребенком в первый год жизни может принести большие дивиденды позже, как с точки зрения связи между родителями и детьми, так и с точки зрения умственного развития.

«Дети, оставленные в одиночестве сидеть и смотреть телевизор или играть в видеоигры, тоже не справятся», — говорит Шон К. Ачесон, доктор философии, доцент психологии Университета Западной Каролины в Каллоуи, Северная Каролина. «Поощряйте активное обучение и обмен идеями».

По мере взросления детям нужно время и свобода для игр и исследований, говорит Дарвилл. «Если ваш дошкольник играет в грязи или играет в ролевые игры с вами или сверстником, он учится тому, чему должен научиться».

Спорт, музыка и другие виды деятельности, требующие сосредоточенного внимания и дисциплины, а также стимулирующие умственное развитие, но не заставляйте детей разделять ваши интересы. «Тот факт, что папа любил хоккей в детстве, не гарантирует, что его собственные дети будут любить его», — говорит Дарвилл.

Интересы и стратегии обучения каждого ребенка уникальны, соглашается Готтфредсон. Чтобы развивать интеллект, мы не должны пренебрегать честолюбием, мужеством и добросовестностью, которые одинаково важны для успеха. Мы не должны забывать учить детей тому, как учиться.

«Немногие люди используют свой потенциал или даже понимают, что это такое», — говорит она. «Поощряйте детей развивать отношения и инструменты для наилучшего использования своего ума».

Роберт Дж. Стернберг, доктор философии, директор Центра PACE и профессор психологии и образования IBM в Йельском университете. «Если мы примем во внимание то, как думают дети, мы сможем улучшить их достижения», — говорит Штернберг WebMD. «Если мы учим таким образом, который соответствует способностям детей, мы получаем гораздо лучшие результаты».

По мере того, как ранние эффекты окружающей среды стираются, обучение разведке должно стать делом всей жизни. Питаемый здоровой диетой и поощряемый к наиболее эффективному использованию своих уникальных даров, ваш ребенок должен быть готов к быстрому старту.

«Если вы сможете ускорить способность детей к обучению, пусть даже временно, приобретенные ими знания могут все еще быть с ними через 20 или 30 лет», — говорит Диккенс. «Некоторые навыки остаются с вами на всю жизнь. Родители могут навсегда повлиять на успех своего ребенка в работе и доход, даже если они не могут навсегда изменить его IQ».

Согласно «эффекту Флинна», открытому Джеймсом Р. Флинном, доктором философии, политологом из Университета Отаго в Новой Зеландии, средний IQ населения в целом увеличивается с каждым поколением. Он говорит WebMD, что лучший подарок, который вы можете дать своему ребенку, — это любовь к учебе и работа, приносящая удовлетворение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *