Цветаева о жизни: Марина Цветаева стихи: читать стихотворения

Содержание

Марина Цветаева. Жизнь в стихах | Персона | Культура

Для российской литературы она стала настоящим феноменом, отдельной эпохой. Её стихи всегда звучали искренне — в них она была настоящей, писала о своих самых личных чувствах и переживаниях.

И каждое событие её жизни нашло отражение в гениальных стихах.

Рождение

Родилась Марина Цветаева в Москве, 26 сентября по старому стилю (8 октября по новому) 1892 года, в день празднования памяти Иоанна Богослова — одного из 12 апостолов.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Марина Цветаева в 1924-м году. Фото: Public Domain

Детство

В семье Цветаевых, помимо будущей поэтессы, было двое детей — сестра Анастасия и сводный брат Андрей.

Он был синеглазый и рыжий,

(Как порох во время игры!)

Лукавый и ласковый. Мы же

Две маленьких русых сестры.

Смерть матери

В 1906 году, когда Марине было 14, умирает её мать. Девочка, оставшаяся на попечении отца вместе с сестрой и братом, тяжело переживает эту трагедию.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров…

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывёт по воле всех ветров!

Всё бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Путешествия

В детстве Марина много путешествовала — мать болела чахоткой, поэтому при её жизни семья часто переезжала с места на место в поисках наиболее подходящего для Марии Александровны климата. Жило семейство в Италии, Швейцарии, Германии. А в 1909 году, уже после смерти матери, Марина, свободно владевшая немецким и французским, посетила Париж — там она прослушала курс лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,

Дороже сердцу прежний бред!

Иду домой, там грусть фиалок

И чей-то ласковый портрет.

Первый сборник

Спустя год, в 1910 году, 18-летняя Марина выпускает свой первый сборник — «Вечерний альбом». Книга, изданная на карманные деньги Цветаевой, вышла тиражом всего в 500 экземпляров и была посвящена памяти Марии Башкирцевой — французской художницы русского происхождения, умершей в 20 с небольшим лет от туберкулёза. Тем не менее сборник сразу отметили Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв — как они писали, Цветаева здесь «вся на грани последних дней детства и первой юности».

Фото: АиФ / Захарченко Дмитрий

Замужество

1912 год оказался для Цветаевой судьбоносным: в январе она вышла замуж за

литератора Сергея Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь».

Самовар отшумевший заглох;

Погружается дом в полутьму.

Мне счастья не надо, — ему

Отдай моё счастье, Бог!

Зимний сумрак касается роз

На обоях и ярких углей.

Пошли ему вечер светлей,

Теплее, чем мне, Христос!

Я сдержу и улыбку и вздох,

Я с проклятием рук не сожму,

Но только — дай счастье ему,

О, дай ему счастье, Бог!

Отношения с Софией Парнок

Спустя пару лет после замужества Марина Цветаева знакомится с Софией Парнок — тоже поэтессой и переводчицей. София после развода с мужем начала строить отношения только с женщинами, вот и с Цветаевой их соединили романтические чувства. Ради новой возлюбленной Марина даже бросила своего мужа, но в 1916 году, после расставания с Софией, снова возвращается к нему.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Кто побеждён?

Всё передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

Годы гражданской войны

Цветаева переживает сложный период в жизни. Муж призван на службу и воюет в Добровольческой армии белых, а на Марину ложится забота о доме и о двух дочках — недавно она родила второго ребёнка.

Фото: АиФ / Захарченко Дмитрий

Смерть младшей дочери

Положение очень плачевное, денег не хватает, и, чтобы спасти детей от голода, поэтесса решается на отчаянный шаг — отдаёт их в приют. Девочки там заболевают, и мать забирает Ариадну домой. Младшая дочь, Ирина, через какое-то время умирает в приюте.

Под рокот гражданских бурь,

В лихую годину,

Даю тебе имя — мир,

В наследье — лазурь.

Отыйди, отыйди. Враг!

Храни, Триединый,

Наследницу вечных благ

Младенца Ирину!

Эмиграция

С 1922 года всё семейство — Цветаева, её муж и дочь — проживает за границей. Сергея Эфрона обвиняют в том, что он был завербован НКВД. В 1925 году рождается ещё один ребёнок — сын Георг. При этом средств к существованию становится всё меньше и меньше.

«Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».

Возвращение на Родину и смерть

В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. В 1941 г. супруга поэтессы расстреливают, а дочь реабилитируют только в 1955 году.

Марина, вернувшись на родину, практически не пишет стихов, занимается переводами. Одна из последних записок поэтессы — просьба взять её посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда от 26 августа 1941 года.

Спустя несколько дней, 31 августа, Цветаева повесилась. Напоследок она оставила 3 письма, одно из которых было адресовано сыну.

Памятник Марине Цветаевой в Борисоглебском переулке Москвы. Фото: РИА Новости / Руслан Кривобок

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Смотрите также:

Марина Цветаева — биография, личная жизнь и смерть поэтессы

Марина Цветаева — биография


Большинство своих поэзий Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная – то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».

Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.

Детство и юность

Родилась Марина Цветаева 8 октября 1892 года в Москве. В день ее рождения христиане отмечают праздник памяти апостола Иоанна Богослова. В своих стихах она не раз обращала внимание на это обстоятельство. Ее отец – Иван Цветаев, был известным искусствоведом и филологом, профессором в Московском университете. Это был его второй брак, в первом родились двое детей – сын Андрей и дочь Валерия. Мама Марины – Мария Мейн, профессиональная пианистка, наставником которой был прославленный Николай Рубинштейн. В 1894 году родилась младшая сестра Цветаевой – Анастасия. Родители девочек были творческими людьми, и эту любовь к искусству передали своим дочерям. С мамой Марина осваивала фортепиано, с отцом занималась изучением иностранных языков и читала хорошую литературу.

Марина Цветаева в детстве

Много времени девочка прожила с мамой за пределами России, поэтому в совершенстве владела не только родным языком. Она знала немецкий и французский, и когда в возрасте 6-ти лет начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском. Вначале Цветаеву отдали в московскую частную женскую гимназию, а после ее окончания она попала в пансион для девочек в Германии и Швейцарии. В возрасте 16 лет Марина заинтересовалась старофранцузской литературой, и даже начала посещать лекции в Сорбонне, но бросила обучение на половине пути.

Первые стихи Цветаевой вышли в издательстве под названием «Мусагет». Именно в то время у нее появились знакомые среди столичных символистов, она посещает все занятия в кружках и студиях при этом агентстве.

После начала Гражданской войны Марина не находит себе места. Все, что было когда-то родным, вдруг раскололось на две половины – стало красным и белым, и она так и не смогла смириться с этим расколом. В 1922-м ей удалось добиться разрешения на отъезд за границу. Сразу поэтесса уехала в Чехию, где на протяжении нескольких лет жил ее супруг, Сергей Эфрон. Он был офицером-белогвардейцем, поэтому был вынужден эмигрировать. В 20-х годах он стал студентом Пражского университета.

Марина Цветаева с отцом

Они прожили несколько лет в Праге, потом перебрались в Берлин, а спустя три года оказались в Париже. Ее мужа обвиняли в том, что он один из участников заговора против сына Троцкого, что он агент НКВД и занимается шпионской деятельностью. Это сильно угнетало Цветаеву, ее душа рвалась домой. Она поняла, что долго не выдержит в эмиграции, родина навсегда привязала ее к себе.

читать стихотворения Цветаевой о жизни и смерти

Стихи Цветаевой о жизни и смерти: читать стихотворения Цветаевой о жизни и смерти Skip to content
Список стихотворений:
  • Месяц высокий над городом лег…
    Месяц высокий над городом лег,
    Грезили старые зданья…
  • Маме («В старом вальсе штраусовском впервые…»)
    В старом вальсе штраусовском впервые
    Мы услышали твой тихий зов,
  • Быть нежной, бешеной и шумной…
    Быть нежной, бешеной и шумной,
    — Так жаждать жить! —
  • Монолог (Уж сколько их упало в эту бездну…)
    Уж сколько их упало в эту бездну,
    Разверстую вдали!
  • Его дочке
    С ласточками прилетела
    Ты в один и тот же час,
  • Даны мне были и голос любый…
    Даны мне были и голос любый,
    И восхитительный выгиб лба.
  • Димитрий! Марина! В мире…
    Димитрий! Марина! В мире
    Согласнее нету ваших
  • Кто спит по ночам? Никто не спит…
    Кто спит по ночам? Никто не спит!
    Ребенок в люльке своей кричит,
  • Рок приходит не с грохотом и громом…
    Рок приходит не с грохотом и громом,
    А так: падает снег,
  • А пока твои глаза…
    А пока твои глаза
    — Черные — ревнивы,
  • Бел, как мука, которую мелет…
    Бел, как мука, которую мелет,
    Черен, как грязь, которую чистит,
  • Стоит, запрокинув горло…
    Стоит, запрокинув горло,
    И рот закусила в кровь.
  • Тот — щеголем наполовину мертвым…
    Тот — щеголем наполовину мертвым,
    А этот — нищим, по двадцатый год.
  • Юнкерам, убитым в Нижнем
    Сабли взмах —
    И вздохнули трубы тяжко —
  • Белая гвардия, путь твой высок…
    Белая гвардия, путь твой высок:
    Черному дулу — грудь и висок.
  • Безупречен и горд…
    Безупречен и горд
    В небо поднятый лоб.
  • Андрей Шенье взошел на эшафот…
    Андрей Шенье взошел на эшафот,
    А я живу — и это страшный грех.
  • Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли…
    Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,
    А останетесь вы в песне — белы-лебеди!
  • Волны и молодость — вне закона…
    Волны и молодость — вне закона!
    Тронулся Дон. — Погибаем. — Тонем.
  • Ветер звонок, ветер нищ…
    Ветер звонок, ветер нищ,
    Пахнет розами с кладбищ.
  • Гению
    Крестили нас — в одном чану,
    Венчали нас — одним венцом,
  • Где лебеди? — А лебеди ушли…
    — Где лебеди? — А лебеди ушли.
    — А вороны? — А вороны — остались.
  • Дело Царского Сына…
    Дело Царского Сына —
    Быть великим и добрым.
  • Змея оправдана звездой…
    Змея оправдана звездой,
    Застенчивая низость — небом.
  • На кортике своем: Марина…
    На кортике своем: Марина —
    Ты начертал, встав за Отчизну.
  • Пусть не помнят юные…
    Пусть не помнят юные
    О согбенной старости.
  • Развела тебе в стакане…
    Развела тебе в стакане
    Горстку жженых волос.
  • Серафим — на орла! Вот бой…
    Евгению Багратионовичу Вахтангову
    Серафим — на орла! Вот бой! —
  • С вербочкою светлошерстой…
    С вербочкою светлошерстой —
    Светлошерстая сама —
  • Это просто, как кровь и пот…
    Это просто, как кровь и пот:
    Царь — народу, царю — народ.
  • Что другим не нужно — несите мне…
    Что другим не нужно — несите мне:
    Все должно сгореть на моем огне!
  • Ходит сон с своим серпом…
    Ходит сон с своим серпом,
    Ходит смерть с своей косой —
  • Умирая, не скажу: была…
    Умирая, не скажу: была.
    И не жаль, и не ищу виновных.
  • Я — есмь. Ты — будешь. Между нами — бездна…
    Я — есмь. Ты — будешь. Между нами — бездна.
    Я пью. Ты жаждешь. Сговориться — тщетно.
  • Я сказала, а другой услышал…
    Я сказала, а другой услышал
    И шепнул другому, третий — понял,
  • А как бабушке…
    А как бабушке
    Помирать, помирать, —
  • А человек идет за плугом…
    А человек идет за плугом
    И строит гнезда.
  • Высокой горести моей…
    Высокой горести моей —
    Смиренные следы:
  • Высоко мое оконце…
    Высоко мое оконце!
    Не достанешь перстеньком!
  • Ландыш, ландыш белоснежный…
    Ландыш, ландыш белоснежный,
    Розан аленький!
  • Елисейские Поля: ты да я…
    Елисейские Поля: ты да я.
    И под нами — огневая земля.
  • Не от запертых на семь замков пекарен…
    Не от запертых на семь замков пекарен
    И не от заледенелых печек —
  • Между воскресеньем и субботой…
    Между воскресеньем и субботой
    Я повисла, птица вербная.
  • Пустыней Девичьего Поля…
    Пустыней Девичьего Поля
    Бреду за ныряющим гробом.
  • Простите Любви — она нищая…
    Простите Любви — она нищая!
    У ней башмаки нечищены, —
  • Поскорее бы с тобою разделаться…
    Поскорее бы с тобою разделаться,
    Юность — молодость, — эка невидаль!
  • Тебе — через сто лет…
    К тебе, имеющему быть рожденным
    Столетие спустя, как отдышу, —
  • А следующий раз — глухонемая…
    А следующий раз — глухонемая
    Приду на свет, где всем свой стих дарю, свой слух дарю.
  • Четверостишия Пятистишья
    Четверостишия
    1
  • Я не хочу ни есть, ни пить, ни жить…
    Я не хочу ни есть, ни пить, ни жить.
    А так: руки скрестить — тихонько плыть
  • Буду жалеть, умирая, цыганские песни…
    Буду жалеть, умирая, цыганские песни,
    Буду жалеть, умирая. . . . перстни,
  • Буду выспрашивать воды широкого Дона…
    Буду выспрашивать воды широкого Дона,
    Буду выспрашивать волны турецкого моря,
  • Возьмите всё, мне ничего не надо…
    Возьмите всё, мне ничего не надо.
    И вывезите в. . . . . .
  • Заря пылала, догорая…
    Заря пылала, догорая,
    Солдатики шагали в ряд.
  • Есть подвиги. — По селам стих…
    Есть подвиги. — По селам стих
    Не ходит о их смертном часе.
  • Памяти Г. Гейне (Хочешь не хочешь — дам тебе знак!)
    Хочешь не хочешь — дам тебе знак!
    Спор наш не кончен — а только начат!
  • Нет, легче жизнь отдать, чем час…
    «День — для работы, вечер — для беседы, а ночью нужно спать».
    Нет, легче жизнь отдать, чем час
  • Пригвождена к позорному столбу Славянской совести…
    Пригвождена к позорному столбу
    Славянской совести старинной,
  • Пожалей…
    — Он тебе не муж? — Нет.
    Веришь в воскрешенье душ? — Нет.
  • Пахнуло Англией — и морем…
    «то — вопреки всему — Англия…»
    Пахнуло Англией — и морем —
  • Тень достигла половины дома…
    Тень достигла половины дома,
    Где никто не знает про меня.
  • Смерть — это нет…
    Смерть — это нет,
    Смерть — это нет,
  • Я вижу тебя черноокой, — разлука…
    Я вижу тебя черноокой, — разлука!
    Высокой, — разлука! — Одинокой, — разлука!
  • Быть голубкой его орлиной…
    Быть голубкой его орлиной!
    Больше матери быть, — Мариной!
  • Без самовластия…
    Без самовластия,
    С полною кротостью.
  • Во имя расправы…
    Во имя расправы
    Крепись, мой Крылатый!
  • Виноградины тщетно в садах ржавели…
    Виноградины тщетно в садах ржавели,
    И наложница, тщетно прождав, уснула.
  • Веками, веками…
    Веками, веками
    Свергала, взводила.
  • Как по тем донским боям…
    С.Э.
    Как по тем донским боям, —
  • Жив и здоров…
    Жив и здоров!
    Громче громов —
  • Маяковскому (Превыше крестов и труб)
    Превыше крестов и труб,
    Крещенный в огне и дыме,
  • Не проломанное ребро…
    Не проломанное ребро —
    Переломленное крыло.
  • Огнепоклонник! Красная масть…
    Огнепоклонник! Красная масть!
    Завороженный и ворожащий!
  • О тяжесть удачи…
    О тяжесть удачи!
    Обида Победы!
  • О всеми ветрами…
    О всеми ветрами
    Колеблемый лотос!
  • Ни тагана…
    Ни тагана
    Нет, ни огня.
  • От гнева в печени, мечты во лбу…
    От гнева в печени, мечты во лбу,
    Богиня верности, храни рабу.
  • Останешься нам иноком…
    Останешься нам иноком:
    Хорошеньким, любименьким,
  • Седой — не увидишь…
    Седой — не увидишь,
    Большим — не увижу.
  • Трем Самозванцам жена…
    Трем Самозванцам жена,
    Мнишка надменного дочь,
  • Так плыли: голова и лира…
    Так плыли: голова и лира,
    Вниз, в отступающую даль.
  • Чем заслужить тебе и чем воздать…
    Чем заслужить тебе и чем воздать —
    Присноблаженная! — Младенца Мать!
  • Уроненные так давно…
    Уроненные так давно
    Вздымаю руки.
  • Уже богов — не те уже щедроты…
    Уже богов — не те уже щедроты
    На берегах — не той уже реки.
  • Без повороту и без возврату…
    Без повороту и без возврату,
    Часом и веком.
  • Балкон
    Ах, с откровенного отвеса —
    Вниз — чтобы в прах и в смоль!
  • А уж так: ни о чем…
    А уж так: ни о чем!
    Не плечом-не бочком,
  • Думалось: будут легки…
    Думалось: будут легки
    Дни — и бестрепетна смежность
  • В сиром воздухе загробном…
    В сиром воздухе загробном —
    Перелетный рейс…
  • Каменногрудый…
    Каменногрудый,
    Каменнолобый,
  • Лицо без обличия…
    Лицо без обличия.
    Строгость. — Прелесть.
  • Книгу вечности на людских устах…
    Книгу вечности на людских устах
    Не вотще листав —
  • Не здесь, где связано…
    Не здесь, где связано,
    А там, где велено.
  • На пушок девичий, нежный…
    На пушок девичий, нежный —
    Смерть серебряным загаром.
  • На заре — наимедленнейшая кровь…
    На заре — наимедленнейшая кровь,
    На заре — наиявственнейшая тишь.
  • Не приземист — высокоросл…
    Не приземист — высокоросл
    Стан над выравненностью грядок.
  • Но тесна вдвоем…
    Но тесна вдвоем
    Даже радость утр.
  • Неподражаемо лжет жизнь…
    Неподражаемо лжет жизнь:
    Сверх ожидания, сверх лжи…
  • Сивилла: выжжена, сивилла: ствол…
    Сивилла: выжжена, сивилла: ствол.
    Все птицы вымерли, но Бог вошел.
  • Светло-серебряная цвель…
    Светло-серебряная цвель
    Над зарослями и бассейнами.
  • Пуще чем женщина…
    Пуще чем женщина
    В час свиданья!
  • Посмертный марш
    Добровольчество — это добрая воля к смерти…
    (Попытка толкования)
  • Помни закон…
    Помни закон:
    Здесь не владей!
  • Азраил
    От руки моей не взыгрывал,
    На груди моей не всплакивал…
  • Стоят в чернорабочей хмури…
    Стоят в чернорабочей хмури
    Закопченные корпуса.
  • Спаси Господи, дым…
    Спаси Господи, дым!
    — Дым-то, Бог с ним! А главное — сырость!
  • Брожу — не дом же плотничать…
    Брожу — не дом же плотничать,
    Расположась на росстани!
  • Брат
    Раскалена, как смоль:
    Дважды не вынести!
  • Занавес
    Водопадами занавеса, как пеной —
    Хвоей — пламенем — прошумя.
  • Кто-то едет — к смертной победе…
    Кто-то едет — к смертной победе
    У деревьев — жесты трагедий.
  • Клинок
    Между нами — клинок двуострый
    Присягнувши — и в мыслях класть…
  • Минута
    Минута: минущая: минешь!
    Так мимо же, и страсть и друг!
  • Люблю — но мука еще жива…
    Люблю — но мука еще жива.
    Найди баюкающие слова:
  • Мореплаватель
    Закачай меня, звездный челн!
    Голова устала от волн!
  • Ночные места
    Темнейшее из ночных
    Мест: мост. — Устами в уста!
  • Педаль
    Сколь пронзительная, столь же
    Сглаживающая даль.
  • Офелия — Гамлету
    Гамлетом — перетянутым — натуго,
    В нимбе разуверенья и знания,
  • От стрел и от чар…
    От стрел и от чар,
    От гнезд и от нор,
  • Оперением зим…
    Оперением зим
    Овевающий шаг наш валок —
  • Прокрасться
    А может, лучшая победа
    Над временем и тяготеньем —
  • Поэма заставы
    А покамест пустыня славы
    Не засыпет мои уста,
  • Поезд жизни
    Не штык — так клык, так сугроб, так шквал, —
    В Бессмертье что час — то поезд!
  • Сивилла — младенцу.
    К груди моей,
    Младенец, льни:
  • Сахара
    Красавцы, не ездите!
    Песками глуша,
  • Эвридика — Орфею
    Для тех, отженивших последние клочья
    Покрова (ни уст, ни ланит!..)
  • Не возьмешь мою душу живу…
    Не возьмешь мою душу живу,
    Не дающуюся как пух.
  • Не возьмешь моего румянца…
    Не возьмешь моего румянца —
    Сильного — как разливы рек!
  • Пела рана в груди у князя…
    Пела рана в груди у князя.
    Или в ране его — стрела
  • Крысолов
    Лирическая caтиpa
    Город Гаммельн
  • Кто — мы? Потонул в медведях…
    Кто — мы? Потонул в медведях
    Тот край, потонул в полозьях.
  • Брат по песенной беде…
    Брат по песенной беде —
    Я завидую тебе.
  • Что, Муза моя! Жива ли еще…
    Что, Муза моя! Жива ли еще?
    Так узник стучит к товарищу
  • Существования котловиною…
    Существования котловиною
    Сдавленная, в столбняке глушизн,
  • Плач матери по новобранцу
    Уж вы, батальоны —
    Эскадроны!
  • Наяда
    Проходи стороной,
    Тело вольное, рыбье!
  • Новогоднее
    С Новым годом — светом — краем — кровом!
    Первое письмо тебе на новом
  • Сибирь
    Казацкая, татарская
    Кровь с молоком кобыл
  • Поэма о Царской семье
    Фрагменты
    1
  • Преодоленье…
    Преодоленье
    Косности русской —
  • Нет, бил барабан перед смутным полком…
    Нет, бил барабан перед смутным полком,
    Когда мы вождя хоронили:
  • Насмарку твой стих…
    — Насмарку твой стих!
    На стройку твой лес
  • Квиты: вами я объедена…
    Квиты: вами я объедена,
    Мною — живописаны.
  • Сад
    За этот ад,
    За этот бред,
  • Отголоски стола
    Плоска — доска, а всё впитывает,
    Слепа — доска, а всё считывает,
  • Это жизнь моя пропела — провыла…
    Это жизнь моя пропела — провыла —
    Прогудела — как осенний прибой —
  • Удар, заглушенный годами забвенья…
    Удар, заглушенный годами забвенья,
    Годами незнанья.
  • Иду на несколько минут…
    — «Иду на несколько минут…»
    В работе (хаосом зовут
  • За то, что некогда, юн и смел…
    За то, что некогда, юн и смел,
    Не дал мне заживо сгнить меж тел
  • На льдине…
    На льдине —
    Любимый,
  • Были огромные очи…
    Были огромные очи:
    Очи созвездья Весы,
  • Пепелище
    Налетевший на град Вацлава —
    Так пожар пожирает траву…
  • Всем покадили и потрафили…
    Всем покадили и потрафили:
    . . . . . .— стране — родне —
  • Перекоп
    Моему дорогому и вечному добровольцу
    …А добрая воля
  • Волк и коза
    Отощав в густых лесах,
    Вышел волк на снежный шлях,
  • Вильям Шекспир Песня Стефано (из второго акта драмы «Буря»)
    Капитан, пушкарь и боцман —
    Штурман тоже, хоть и сед, —
  • Герш Вебер Тропы бытия
    На трудных тропах бытия
    Мой спутник — молодость моя.
  • Герш Вебер Данте
    Ты говоришь о Данта роке злобном
    И о Мицкевича любившей мгле.
  • Выстрел — в самую душу…
    Маяковскому
    Выстрел — в самую душу,
  • Декабрь и январь
    В декабре на заре было счастье,
    Длилось — миг.
  • Девочка-смерть
    Луна омывала холодный паркет
    Молочной и ровной волной.
  • Два исхода
    1
    Со мной в ночи шептались тени,
  • Доныне о бедных детях
    Доныне о бедных детях
    Есть толк у подводных трав.
  • Иван Франко «Не разлучай меня с горючей болью…»
    Не разлучай меня с горючей болью,
    Не покидай меня, о дума-мука
  • И полушки не поставишь…
    Маяковскому
    Любовная лодка разбилась о быт.
  • Зеленое ожерелье
    Целый вечер играли и тешились мы ожерельем
    Из зеленых, до дна отражающих взоры, камней.
  • Люди на душу мою льстятся…
    Люди на душу мою льстятся,
    Нежных имен у меня — святцы,
  • Литературным прокурорам
    Все таить, чтобы люди забыли,
    Как растаявший снег и свечу?
  • Литературная — не в ней…
    Маяковскому
    Литературная — не в ней
  • Мама на лугу
    Вы бродили с мамой на лугу
    И тебе она шепнула: «Милый!
  • Мальчик с розой
    Хорошо невзрослой быть и сладко
    О невзрослом грезить вечерами!
  • Люциан Шенвальд Рассвет (Вступление к поэме «Сцена у ручья»)
    Глинозема седым бурьяном,
    Желтым полем, звенящим вслед,
  • Людовик XVII
    Отцам из роз венец, тебе из терний,
    Отцам — вино, тебе — пустой графин.
  • Ни здесь, ни там
    Опять сияющим крестам
    Поют хвалу колокола.
  • Не гони мою память! Лазурны края…
    Не гони мою память! Лазурны края,
    Где встречалось мечтание наше.
  • Не в нашей власти
    Возвращение в жизнь — не обман, не измена.
    Пусть твердим мы: «Твоя, вся твоя!» чуть дыша,
  • Ондра Лысогорский Сон вагонов
    1
    Были вагоны, стали — могилы…
  • Ондра Лысогорский Баллада о кривой хате
    Под ивой хата приткнулась криво.
    В той хате бабка варила пиво.
  • Полночь
    Снова стрелки обежали целый круг:
    Для кого-то много счастья позади.
  • Поэма воздуха
    Ну, вот и двустишье
    Начальное. Первый гвоздь.
  • Робин Гуд спасает трех стрелков
    Двенадцать месяцев в году.
    Не веришь — посчитай.
  • Робин Гуд и Маленький Джон
    Рассказать вам, друзья, как смельчак Робин Гуд, —
    Бич епископов и богачей, —
  • Распятие
    Ты помнишь? Розовый закат
    Ласкал дрожащие листы,
  • Путь креста
    Сколько светлых возможностей ты погубил, не желая.
    Было больше их в сердце, чем в небе сияющих звезд.
  • Советским вельможей…
    Маяковскому
    Зерна огненного цвета
  • Тридцатая годовщина Союза — верней любви…
    Тридцатая годовщина
    Союза — верней любви.
  • Шарль Бодлер Плаванье
    Максиму дю Кан
    1

Интересные факты о жизни Марины Цветаевой, биография, творчество, личная жизнь

Марина Цветаева считается самой влиятельной и известной поэтессой Серебряного века. Ее также знают, как прозаика и переводчика. Творчество этой женщины сильно повлияло на развитие всей русской литературы. Цветаева – это великая женщина, у которой была непростая судьба.

Биография Марины Цветаевой

Марина Цветаева за годы своей жизни пережила много событий, наполненных драматизмом. Она смогла пережить революцию 1917 года, эмиграцию и возвращение на родину. Также ей пришлось похоронить нескольких родных, и сама она умерла трагической смертью в эвакуации в период Великой Отечественной войны. 

Произведения Цветаевой, которые она написала за 17 лет жизни за границей, так и не опубликовались. Ее последний сборник, который был при жизни опубликован, вышел в Париже 1920-е годы. 

Марина Цветаева является яркой представительницей литературы Серебряного века. Ее поэзия очень популярна, а множество стихов стали знаменитыми романсами.

Детство

Марина Цветаева – это третий ребенок в интеллигентной семье пианистки Марии Мейн и Ивана Цветаева. С раннего детства ее отец обучал литературе, а мать – музыке.

Учебу поэтесса начала в России, а позднее перевелась в пансион за границей.

Первые свои стихи ей удалось составить в 6 лет. При этом она творила не только на русском, но и на немецком, и на французском языках.

Детство маленькой Цветаевой омрачала лишь тяжелая болезнь ее матери. В 1902 году ей поставили диагноз − туберкулез. На то время чахотка считалась приговором, потому что вылечить ее не могли.

Невзирая на это, семья Цветаевых успела переехать в Италию, в Германию, а затем и на Кавказ. Они делали все, чтобы отыскать хорошие условия и лучших докторов.

В 17-летнем возрасте поэтесса впервые оказалась за границей в полном одиночестве. В одном из парижских университетов она слушала летний курс по старофранцузской литературе.

Первый свой сборник с произведениями Цветаева выпустила на свои же деньги, когда ей исполнилось 18 лет.

Эмиграция и возвращение

В 1922 году Цветаева уехала из России и отправилась в Чехию. Туда ранее и сбежал ее муж. По завершению Гражданской войны он не мог остаться в России и начал учиться в заграничном университете. Длительное время он с Мариной не поддерживал связь. Первое известие от мужа Цветаева получила спустя 3 года после его переезда. Переезд Цветаевой к мужу счастья ей тоже не принес. Она угнетала себя сплетнями о супруге как о соучастнике заговора против сына Троцкого и агенте Советской власти. Также ей очень хотелось на Родину.

В период эмиграции она написала 2 больших произведения «Поэму Конца» и «Поэму Горы». Огромная же часть произведений данного периода не печаталась. Последним в публикацию вышел сборник цветаевских стихотворений «После России».

Семья Марины Цветаевой в эмиграции жила очень бедно. Ее дочь и муж хотели возвратиться домой, но сама Марина считала, что возвращаться им некуда. В 1937 году старшая дочь Цветаевой получила разрешение на переезд, а спустя 6 месяцев втайне от Марины переехал и ее муж. Почти сразу на Родине они были арестованы спецслужбами.

Через 2 года Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в Россию. Мужа после ареста подвели под расстрел, а дочь отправили в ссылку больше, чем на 15 лет. В 1941 году началась война и Марина Цветаева с сыном эвакуировалась в Татарстан.

Через 3 дня после этого она совершила суицид.

Последние годы жизни

Марина Ивановна Цветаева пережила арест дочери и мужа, и это сильно ее подкосило. Она осталась одна с сыном Георгием. При этом отношения с ним были неоднозначные. Сильно поэтесса переживала из-за всего этого в последние годы своей жизни.

Ее жизнь закончилась следующим роковым событием. 31 августа 1941 года после эвакуации в Елабугу и с началом Второй мировой войны, Марина Цветаева повесилась в сенях домика, который выделили ей и сыну.

Личная жизнь

В 1911 году Марина Цветаева на море познакомилась с Сергеем Эфроном. Спустя пол года она вышла замуж за Сергея Эфрона и у них появилась дочка – Ариадна. Сергей был единственный муж поэтессы, хоть она и частенько влюблялась в других мужчин.

С 1914 года поэтесса была связана отношениями с Софией Парнок. Этой женщине Марина Цветаева посвятила цикл «Подруга», который и открыл их отношения общественности. Эфрон знал про эту связь и ревновал, но Марина ушла к Софии. Вместе они прожили недолго и в 1916 году поэтесса вернулась снова к Эфрону. Она родила ему еще одну дочь – Ирину. Третьего ребенка Марина родила в период эмиграции. Это был мальчик Георгий.

Больше десятка лет Цветаева также поддерживала отношения с Борисом Пастернаком, а в Чехии развился ее роман с Константином Родзевичем.

Творчество

Творчество Марины Цветаевой приходилось на первую половину XX столетия.

Первые сборники стихов Цветаевой несли в себе суть ее своеобразной личности, ее мировоззрения, но во многом продолжали развивать мотивы традиционной камерной лирики. Взгляд поэтессы тогда был обращен не только к ее переживаниям и проблемам. Интерес к реальному миру совмещался в ее поэзии с желанием понимать смысл жизни. Таким и было стихотворение «Домики старой Москвы».

В стихотворениях 1916 года формировались самые важные темы творчества Цветаевой. Это любовь, Россия и поэзия.

В 1930-х годах поэтесса в основном занималась прозой. При этом в ней выражалась суть таланта Марины Ивановны. Особенно хорошо выразила она себя в таких произведениях как: «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев».

Начало творческого пути

Первые литературные опыты поэтессы были связаны с кругом символистов из Москвы.

Марина Ивановна познакомилась с Брюсовым, который и оказал огромное влияние на ее раннее творчество.

Она принимала участие в деятельности кружков и студий, что были при издательстве «Мусагет». Также огромное влияние оказали на нее поэтический и художественный мир дома поэта и критика Максимилиана Волошина.

Первые публикации

Первый цветаевский сборник «Вечерний альбом» вышел в 1910 году.  В него входили ее детские стихотворения. На собственный риск и страх она потратила все личные сбережения ради публикации данной книги. Тираж был небольшой, но его сразу отметили знаменитые деятели литературы тех времен Н. Гумилев, М. Волошин и В. Брюсов.

В этот же момент она опубликовала статью «Волшебство в стихах Брюсова». С выходом данной книги Марина сблизилась с литературными кругами столицы.  

Второй сборник Цветаевой опубликовали в 1912 году и назывался он «Волшебный фонарь».

Спустя 4 года после этого читатели увидели и ее знаменитые циклы «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

Расцвет творчества

Стихотворения, которые Цветаева написала в московский пореволюционный период жизни, стали важным пластом в ее литературном наследии. Они вошли в 2 такие книги как: «Версты. Стихи. Вып. I» и «Версты».

Этот период творчества Марины Ивановны был щедр на лирику. Она создавала поэмы, в особенности «Царь-девица» и «Молодец». Затем Цветаева заявила о себе и как драматург.

Интересные факты

  1. В мире есть 8 музеев, посвященных этой Марине Цветаевой.
  2. Все самые лучшие свои стихи Цветаева писала в момент влюбленности.
  3. Поэтесса имела плохое зрение, но отказывалась носить очки. В детстве с этим недостатком она мирилась, но в 16 лет начала бунтовать. Реальность стала для неё скоплением размытых линий и силуэтов, но Цветаева из-за этого не расстраивалась.
  4. Некоторые биографы говорят, что верёвка, на которой повесилась Цветаева, досталась ей от Бориса Пастернака. Известным остается то, что именно он ей помог упаковывать вещи, когда она собралась в Елабугу, и принёс верёвку, с помощью которой перевязал ей чемодан. Есть также версия о том, что он тогда в шутку говорил, что верёвка эта настолько крепкая, что на ней можно повеситься.
Мне нравитсяНе нравится

Голосуй за пост!

Загрузка…

Тоже интересные факты

Интересные факты о жизни Осипа Мандельштама, биография, личная жизнь, творчество

Интересные факты о жизни Александра Твардовского, биография, личная жизнь, литературное наследие

Интересные факты о жизни Виктора Астафьева, биография, личная жизнь, творчество

Интересные факты о жизни Ивана Тургенева, биография, личная жизнь, творческое наследие

Улыбка укрепляет иммунитет и защищает от стресса

Интересные факты о жизни Аркадия Гайдара, биография, личная жизнь, творческое наследие

Интересные факты о жизни Наполеона, биография, происхождение, личная жизнь, политика

Интересные факты о жизни Михаила Салтыкова-Щедрина, биография, личная жизнь, творчество

Биография Марины Цветаевой

Марина Цветаева является одной из самых выдающихся поэтесс Серебряного века. Кроме этого она известна, как прозаик и переводчица.

Биография Цветаевой имеет много общего с биографиями великих поэтов России: Пушкина, Лермонтова, Есенина и Блока.

Но чаще всего ее вспоминают вместе с другой выдающейся поэтессой 20 века – Анной Ахматовой.

Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Марины Цветаевой (интересные факты о ней читайте здесь).

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве. Она происходила из интеллигентной семьи.

Ее отец, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, искусствоведом и филологом.

Мать, Мария Мейн, являлась прекрасной пианисткой и была второй супругой Ивана Владимировича.

Родители очень любили Марину и уделяли много времени ее воспитанию. Мама делала все возможное, чтобы развить у нее музыкальные способности, а отец старался пробудить у дочери любовь к книгам.

Детство и юность

В 1902 г. у 10-летней Марины обнаружили туберкулез. Вследствие этого она была вынуждена уехать с матерью за рубеж на лечение.

Интересен факт, что через 2 года после этого, а именно в 1904 г., от точно такого же диагноза скончался выдающийся русский писатель – Антон Чехов.

Первое образование Цветаева получила в Московской частной женской гимназии. После этого родители отдавали ее на обучение в пансионы для девочек в Германии и Швейцарии.

Надо сказать, что годы жизни в Европе не прошли для Цветаевой напрасно. Она прекрасно разговаривала на русском, французском и немецком языках.

Свои первые стихи она начала писать, когда ей исполнилось всего 6 лет. Причем делала она это на всех трех языках одновременно.

Когда юная Цветаева стала серьезно увлекаться поэзией и уже печаталась в некоторых изданиях, ей удалось познакомиться с различными московскими символистами.

Марина начала посещать литературные кружки, в которых она могла слушать других талантливых поэтов, и предоставлять на суждение публики собственные сочинения.

Гражданская война и эмиграция

Спокойная и размеренная жизнь, неожиданно была прервана началом Гражданской войны 1917 года. Политические и военные события, которые сотрясали страну, волновали Марину и серьезно повлияли на ее последующую биографию. Она не хотела разделять свою Родину на «белых» и «красных».

В 1922 г. Цветаева получает от правительства разрешение на эмиграцию из России в Чехию. Она была вынуждена ехать именно в эту страну, поскольку несколькими годами ранее, туда бежал ее супруг Сергей Эфрон.

Из-за того, что он выступал на стороне Белой армии, оставаться в России ему было нельзя.

Несколько лет Цветаевы прожили в Праге и Берлине. Затем они отправляются в Париж, где их ждет много несчастий.

Сплетни о том, что Сергей Эфрон был соучастником заговора в убийстве сына Льва Троцкого, а также советским агентом, преследовали Цветаеву везде.

В таких обстоятельствах ей трудно было сосредоточиться на работе, а тем более наслаждаться жизнью. В скором времени она осознает, что, несмотря на все трудности, только в России ей было по-настоящему хорошо.

Творческая биография Цветаевой

Первый сборник Цветаевой – «Вечерний альбом», был опубликован в 1910 г., когда умер Лев Толстой. Подавляющая часть стихотворений, содержащихся в нем, была написана Мариной еще в школьные годы.

Ее творчество сразу было замечено знаменитыми литераторами, которые по достоинству оценили новый талант. О ней положительно отзывались М. Волошин, Н. Гумилев и В. Брюсов.

Марина Цветаева, 1911 год. Фото Максимилиана Волошина

Окрыленная первым успехом, Цветаева пишет статью «Волшебство в статьях Брюсова». Отдельного внимания заслуживает тот факт, что первые свои произведения она печатала на собственные сбережения.

Признание со стороны критиков и общественности побудили Цветаеву продолжать и развивать свое творчество. Вскоре в печати появляется сборник «Волшебный фонарь».

Еще в дореволюционные годы, Цветаевой удалось погостить у своей младшей сестры Анастасии в городе Александров. В тот период своей биографии она смогла написать множество стихов, посвященных разным людям и событиям.

Именно в Александрове она создала циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

В разгар Гражданской войны Марина Ивановна проявляла сочувствие к Белому движению, хотя в целом она оставалась нейтральной, не отдавая предпочтения какой-либо из враждующих сторон.

В это же время из-под ее пера выходит сборник стихов «Лебединый стан», пишутся поэмы и лирические пьесы. Находясь в эмиграции, она сочиняет 2 масштабные работы – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

Впоследствии эти работы станут одними из ключевых в ее творческой биографии. Стоит подчеркнуть, что где бы Цветаева не находилась, она никогда не прекращала работать.

Иностранным гражданам нравилось ее творчество, хотя они не спешили покупать ее книги.

Ранняя смерть Владимира Маяковского сильно потрясла Цветаеву, которая так им восхищалась. В результате глубоких переживаний она создала прекрасный цикл «Маяковскому».

Личная жизнь Цветаевой

Со своим супругом Сергеем Эфроном, Цветаева познакомилась в Крыму в 1911 г. В скором времени пара сыграла свадьбу, после чего у них родилась дочь Ариадна.

Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой

Однако Марину нельзя было называть женщиной одного мужчины. Например, у нее были многолетние романтические отношения с Борисом Пастернаком.

Оказавшись в столице Чехии, у девушки начался роман с Константином Родзевичем, работавшим скульптором и юристом. Однако их взаимоотношения в скором времени прекратились по инициативе самой же Цветаевой.

Интересен факт, что помимо мужчин она проявляла симпатию и к женщинам. Еще до революции, в 1914 г. она познакомилась с русской поэтессой Софией Парно, с которой достаточно быстро сблизилась.

Цветаева и Парнок

Марина посвятила ей множество своих стихов, после чего их отношения стали известны всем. Муж Цветаевой знал об этой связи и неистово ревновал.

В семье начались постоянные ссоры, переставшие в серьезные скандалы. В конечном счете, Марина принимает решение уйти от мужа к Софии.

Однако уже в 1916 г. она осознала ошибку и снова вернулась к Сергею. Позже Цветаева охарактеризовала отношения с Парнок, как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1921 году она пишет:

Также по поводу своих чувств к Софии она написала одно из самых известных стихотворений данного цикла – «Под лаской плюшевого пледа».

В 1917 г. Цветаева родила вторую дочь – Ирину.

После этого в биографии Цветаевой наступает череда несчастий: Гражданская война, побег супруга за рубеж, материальные трудности, голод.

Тогда же серьезно заболевает Ариадна, в результате чего мать отдает обоих детей в специальный приют.

Через некоторое время Ариадна полностью выздоровела, однако внезапно заболевает и умирает 3-летняя Ирина.

В Чехии, в 1925 г., Цветаева родила Георгия, у которого с девства было слабое здоровье. С началом Второй мировой войны его отправили на фронт, где он был убит в 1944 г.

Биография Цветаевой сложилась таким образом, что никому из детей не удалось подарить ей внуков, поэтому прямых потомков у нее нет.

Последние годы

Находясь за границей, Цветаевы жили в крайней нищете. Супруг не мог работать по состоянию здоровья, и им приходилось выживать на скудные гонорары, которые Марина получала за написание статей.

Позже, этот период своей биографии Цветаева назовёт «замедленной смертью от голода».

Члены семейства неоднократно обращались в советское посольство, чтобы им разрешили возвратиться на Родину.

В 1937 г. им наконец-то дали такое разрешение, однако радость обернулась трагедией. Сотрудники НКВД задержали мужа Цветаевой и ее старшую дочь.

В итоге Ариадна была отправлена на 15 лет в ссылку, а Сергея Эфрона, по решению советской власти, расстреляли осенью 1941 г.

С началом войны, Марина с сыном Георгием была эвакуирована в город Елабуга. Там она вновь столкнулась с крайней нуждой, в результате чего ей пришлось работать посудомойкой.

Cмерть

31 августа 1941 года, не выдержав всех этих потрясений, Цветаева совершила суицид, повесившись в доме Бродельщиковых, куда она была определена на постой.

Перед самоубийством она написала 3 записки. Одна из них была адресована непосредственно Георгию, а в двух других она обращалась к людям, чтобы те позаботились о ее сыне.

Здесь стоит привести один примечательный факт. Дело в том, что когда Цветаева готовилась к эвакуации, собирать вещи ей помогал Пастернак.

Именно он купил специальную веревку для связывания вещей, хвалясь тем, что веревка настолько крепкая, что на ней можно даже повеситься.

По роковой случайности его слова оказались пророческими.

Стихотворение Марины Цветаевой на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)

Цветаева было похоронена в Елабуге, однако точное место захоронения неизвестно.

По церковным обычаям священнослужители не отпевают самоубийц, однако правящий архиерей иногда может нарушать данное правило. Воспользовавшись этим, патриарх Алексий II в 1991 г., сделал исключение и отпел Цветаеву согласно всем церковным традициям.

В разных городах России установлены памятники и открыты музеи в память о Марине Цветаевой – великой русской поэтессе.

В конце рекомендуем посмотреть уникальные фото Цветаевой.

Если вам понравилась биография Цветаевой – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Ахматова и Цветаева – самые известные женщины русской поэзии

Ахматова — кумир

В 1912 году Цветаева писала: «Вчера мы купили книгу стихов Анны Ахматовой, которую так хвалит критика…». По-видимому, речь о «Вечере», первом сборнике поэтессы — именно он сделал Анну Гумилеву (тогда она носила фамилию первого мужа) знаменитой. В том же 1912-м у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Именно она позже, в 1921-м, написала Ахматовой письмо с признанием в любви к ее стихам — и от себя, и от своей матери. На этом письме Цветаева подписала: «Аля [так ласково она называла Ариадну] каждый вечер молится: — «Пошли, Господи, царствия небесного Андерсену и Пушкину, — и царствия земного — Анне Ахматовой».

Анна Ахматова, 1920-е. (Pinterest)


Цветаева посвятила Ахматовой около 20-ти стихотворений. Главные из них были написаны в 1916—1917 гг. — их Ахматова, по рассказам, носила с собой в сумочке, да так, «что одни складки и трещины остались». Артур Лурье, известный в то время композитор, близкий к Ахматовой, упрекнул поэтессу в том, что она относится к Цветаевой «как Шопен к Шуману». Знаменитый Шопен не жаловал молодого поклонника. Однако в письмах к Марине, которые до нас дошли, Ахматова добродушна и вполне участлива. «<…> Желаю Вам и дальше дружбы с Музой и бодрости духа, и, хотите, будем надеяться, что мы все-таки когда-нибудь встретимся», — написала Ахматова в ответ на письмо Ариадны и Марины Цветаевой. «<…> Я не пишу никогда и никому, но ваше отношение мне бесконечно дорого. <…> Мечтаю прочитать Ваши новые стихи», — второй ответ Ахматовой весной 1921 на восторженное письмо Цветаевой о «Подорожнике» (сборник Ахматовой).

Марина Цветаева с дочерью Ариадной. (Pinterest)


Встреча Ахматовой и Цветаевой

В августе 1921 года расстреляли Николая Гумилева, с которым Ахматова уже была разведена. После этого пронесся слух о смерти самой поэтессы. Цветаева, переживавшая о судьбе Ахматовой, написала ей одно из последних писем. Ахматова не ответила. Завязавшаяся было переписка прервалась до 1941 года, когда в июне поэтессы наконец встретились. Эта почти внезапная двухдневная встреча стала единственной.

Анна Ахматова. (e-w-e.ru)


Цветаева с семьей вернулась из эмиграции в Москву. Ахматова жила в Ленинграде, но приезжала в столицу к своим знакомым, Ардовым, на Большую Ордынку и подолгу у них оставалась. Так было и в начале июня 1941-го. Поэтессы созвонились и договорились о встрече в квартире Ардовых: «Мы как-то очень хорошо встретились, не приглядываясь друг к другу, друг друга не разгадывая, а просто». Вечером Ахматова и Цветаева вместе отправились в театр, а после договорились о следующей встрече. На второй день увиделись у других знакомых Ахматовой — Харджиевых. Хозяин квартиры вспоминал, что, когда Цветаева покинула Ахматову, последняя сказала: «В сравнении с ней я телка».

Об этой второй встрече более подробные воспоминания сохранились у знакомых Ахматовой. По их рассказам, Цветаева говорила много и нервно, Ахматова больше молчала. Харджиев описал эту встречу как «взаимное касание ножей души».

Поздний ответ

В 1940 году Ахматова написала свой «Поздний ответ» — стихотворение, адресованное Цветаевой. Всего одно стихотворение посвятила «муза плача» своей поклоннице (еще в одном мимолетно появляется образ Марины). Оно не было опубликовано, и прочесть его лично Ахматова не решилась: боялась задеть самое больное:

Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом.

Памятник Цветаевой и Ахматовой в Одессе. (tsvetaeva.lit-info.ru)


Позже Ахматова жалела, что не успела поделиться этими строками с Цветаевой.

31 августа Марина Цветаева повесилась в доме в Елабуге, куда отправилась в эвакуацию. Один остался ее сын — Георгий Эфрон (Мур). Эвакуированная писательская среда помогала ему: кто едой, кто деньгами. Помогала также и Ахматова — чем могла. Однако доброжелательные их отношения закончились быстро: «Было время, когда она мне помогала; это время кончилось. Однажды она себя проявила мелочной, и эта мелочь испортила всё предыдущее; итак, мы квиты — никто ничего никому не должен. Она мне разонравилась, я — ей», — это Мур записал в своем дневнике.

Цветаева восхищалась Ахматовой, хотя иногда и писала о недостатках ее поэзии. Ахматова называла Цветаеву «мощным поэтом», но также не всегда относилась к ней однозначно. Поэтический талант связывал их, однако как личности они не совпадали. Поэтессы не могли сблизиться, но все же друг друга понимали. И сегодня два этих имени стоят в истории русской литературы рядом — не только потому, что находятся в одном временном промежутке, но также потому, что являются равновеликими.

Биография Марины Ивановны Цветаевой. Интересные факты из жизни

Цветаева Марина Ивановна (годы жизни — 1892-1941) — известная русская поэтесса. Она была дочерью Цветаевой Ивана Владимировича (1847-1913), ученого. Для его творчества характерны романтический максимализм, отказ от повседневности, обреченная любовь, мотивы одиночества. Основные сборники поэтессы — «Версты» (1921), изданные в 1923 году «Ремесла», «После России» (1928). Она также создала в 1925 году сатирическую поэму под названием «Крысолов», а в следующей — «Поэма конца».«Биография Марины Ивановны Цветаевой будет рассмотрена в этой статье.

Семья Цветаевой

Марина Цветаева родилась 26 сентября (по старому стилю — 8 октября) 1892 года в городе Москва. Ее отец, как мы уже знаем, Как уже упоминалось, был ученым, специализирующимся на древней истории, искусстве и эпиграфике. Он был создателем, а также первым директором (с 1911 по 1913 год) Музея изящных искусств. При рождении двоих детей молодая жена умерла, и Иван Цветаев повторно женился на Марии Майне.В 1892 году, 26 сентября, у этой пары родилась девочка по имени Марина (то есть «море»). Так начинается биография Марины Ивановны Цветаевой.

Мать, Мэн Мария Александровна, умерла в 1906 году. Она была пианисткой, ученицей Рубинштейна А.Г. Эта женщина оказала огромное влияние на Марину. Она мечтала, чтобы ее дочь тоже стала пианисткой. Однако мир поэзии привлекал юную Цветаеву больше, чем исполнение гамм. В шесть лет девочка написала первые стихи. И не только на русском Марина работала, но и на французском и немецком.Она воспитывала дочерей (Марину и сестру Анастасию) достаточно мамой. Они получили прекрасное образование. Дедушка сводного брата и сестры — историк и публицист Иловайский Дмитрий Иванович.

Детство будущей поэтессы

Биография Марины Ивановны Цветаевой в молодости отмечена тем, что она была ребенком, из-за болезни матери долгое время жила в Германии, Швейцарии, Италии. Перерывы в обучении в гимназии были заполнены уроками в пансионатах Фрайбурга и Лозанны.Марина свободно говорила на немецком и французском языках. В Сорбонне она слушала в 1909 году курс французской литературы.

Ранняя независимость

После смерти матери забота о детях легла на их плечиотец. Он был занят службой, поэтому не мог уделять им все свое время. Поэтому, возможно, девушки выросли не по годам независимыми, начали интересоваться довольно ранней политической ситуацией в государстве, отношениями с противоположным полом.

Становление Марины Цветаевой

По настоянию матери в юном возрасте Марина Цветаева пошла в музыкальную школу, а также брала уроки музыки дома. Но эти исследования после смерти Марии не получили дальнейшего развития. Марина вместе с сестрой получила начальное образование дома, под руководством матери. В возрасте 8-9 лет будущая поэтесса посещала занятия в гимназии Брюхоненко М.Т., а затем в Швейцарии, в Лозанне. Она училась в католической школе-интернате в 1903 году, а затем уехала после того, как семья перешла во французский интернат.Продолжила обучение Цветаевой в Германии, в гостевом доме Фрайбург. Она легко учила языки, а позже часто зарабатывала переводы, так как творчество не приносило больших доходов такой поэтессе, как Марина Цветаева. Биография и стихи ее только после смерти стали вызывать интерес у многих.

В 1908 году Марина уехала в Париж, где поступила в Сорбонну. Здесь она прослушала курс лекций по старофранцузской литературе.

Начало литературной деятельности

Творческая биография Марины Ивановны Цветаевабегиной выглядит следующим образом.Первые литературные эксперименты были связаны с кружком символистов из Москвы. Марина Ивановна познакомилась с Брюсовым, оказавшим большое влияние на ее раннюю поэзию, а также с таким поэтом, как Эллиос (Кобылинский Лев Львович). Участвовала в деятельности студий и кружков, расположенных при издательстве Мусагет. На художественно-поэтический мир дома (в Крыму) большое влияние оказал искусствовед и поэт Максимилиан Волошин. Она много раз останавливалась в Коктебеле.

Первые сборники

В его двух поэтических сборниках «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912), а также в стихотворении «Чародейка», написанном в 1914 году,

| Марина Цветаева

Мы рады приветствовать Вас на сайте, посвященном творческому наследию Марины Цветаевой.

Архив М. И. Цветаевой относится к подлинным сокровищам русской литературы ХХ века. Всю жизнь Марина Цветаева бережно хранила свой творческий архив, перевезя его из Советской России в Берлин, Прагу, Париж и, несмотря на цензурные ограничения и огромный риск, вернула обратно в СССР. После этого рукописи столь же бережно хранила Ариадна Эфрон, которая завещала весь архив ЦГАЛИ (РГАЛИ). К тому времени уже был создан фонд Марины Цветаевой.В настоящее время он насчитывает более 1100 единиц хранения.

Среди материалов фонда автографы стихов, стихотворений, прозы, драматических произведений, а также сборники и рукописные книги, созданные самой Мариной Цветаевой. Чрезвычайно ценную часть фонда составляют записные книжки поэтессы — чистые, черновые, общие и рабочие тетради, составляющие уникальный комплекс, дающий возможность до каждой строчки восстановить судьбу произведений и жизнь автора.

Выражаем огромную благодарность Елене Баурджановне Коркиной, которая создала научное описание этого огромного фонда, которое является основой всего того, что мы видим на сайте.

В собрание Рукописного отдела ИРЛИ входят творческие рукописи М.И. Цветаевой, а именно уникальная «Красная тетрадь», содержащая записи 1931-1933 годов, автографы из цикла стихотворений «Лес» (1922), рукописный сборник стихов А. 1921 г. и др.

Как работать с сайтом

Поиск

Электронный каталог веб-сайта позволяет выполнять как контекстный поиск, так и поиск по определенным параметрам, таким как название файла, даты и имена, место хранения, тип архивных документов и способ их выполнения.

Регистрация

На сайтах портала требуется регистрация исследователей и научных коллективов. Регистрация позволит вам получить доступ к электронным копиям документов в хорошем качестве (с высоким разрешением) и провести подробное текстологическое исследование.

Мы также хотели бы понять, кто наша аудитория.

Карта сайта

Раздел «Электронный архив» содержит творческое наследие, хранящееся в фондах РГАЛИ и ИРЛИ РАН.В разделе «Исследования» ученые могут ознакомиться как с классическими, так и с современными научными работами, посвященными наследию поэта. Раздел «Инвентарь» содержит научные и справочные материалы фондов. Также рекомендуем посетить раздел «Электронная текстология».

Марина Цветаева (Жизнь, творчество, судьба) скачать ppt

Презентация на тему: «Марина Цветаева (Жизнь, творчество, судьба) 2015.» — стенограмма презентации:

1 Марина Цветаева (Жизнь, творчество, судьба) 2015

2 Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье.Уровень образования, подготовки, духовного насыщения поэтессы в детстве и юности уже сказал, что она родилась в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье. Уровень образования, подготовки, духовного насыщения поэтессы в детстве и юности уже сказал, что она родилась в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства.

3 Ее отец — Иван Цветаев, (1847-1913), русский ученый, специалист по древней истории, филологии и искусствоведу, член-корреспондент Санкт-Петербургского государственного университета им.Петербургская Академия наук. Он основал один из самых уникальных музеев столицы — Музей изобразительных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и был его первым директором. Мать — М.А. Мэн происходила из русифицированной польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Она прекрасно играла на рояле, «заливала детей музыкой», как позже выразится поэт. В детстве из-за болезни матери (туберкулез) Цветаева долгое время жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в среднем образовании были восполнены при обучении в школах-интернатах в Лозанне и Фрайбурге.Она умерла еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея было делом, которым очень любил их отец. Он старался дать детям солидное образование, знание европейских языков, всячески поощрять знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства. Она умерла еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея было делом, которым очень любил их отец. Он старался дать детям солидное образование, знание европейских языков, всячески поощрять знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.

4 Семья Цветаевых жила в уютном доме в одном из старых переулков Москвы; Лето проводят в городе Калуга Таруса, а иногда и в поездках за границу. Все это было той душевной атмосферой, которой дышали детство и юность Марины Цветаевой. Вскоре она почувствовала свою независимость в своих вкусах и привычках, твердо отстояла собственность своей природы и на будущее. Семья Цветаевых жила в уютном доме в одном из старых переулков Москвы; Лето проводят в городе Калуга Таруса, а иногда и в поездках за границу.Все это было той душевной атмосферой, которой дышали детство и юность Марины Цветаевой. Вскоре она почувствовала свою независимость в своих вкусах и привычках, твердо отстояла собственность своей природы и на будущее. Шестнадцать лет она осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала курс старофранцузской литературы Сорбонны. Изучая так же в московских частных школах, дело не столько в усвоении разных предметов обязательной программы, сколько в широте их общих культурных интересов. Шестнадцать лет она осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала курс в Старофранцузской Сорбонне. литература.Учеба же в московских частных школах — это не столько усвоение разных предметов обязательной программы, сколько широта их общих культурных интересов.

5 Марина начала писать стихи в шесть лет, в свой шестнадцатый день рождения отметила первую публикацию в печати. Ранняя литературная деятельность Цветаева связана с кругозором московских символистов. Познакомилась с Валерием Брюсовым, оказала значительное влияние на ее ранние стихи, поэт Эллис Кобылинский, участвовала в деятельности клубов и студий при издательстве «Мусагет».«По крайней мере, оказал значительное влияние на ее поэтический и художественный мир дома Максимилиана Волошина в Крыму (Цветаева жила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917 годах). Марина начала писать стихи в шесть лет, в свой шестнадцатилетие отметила первый издание в печати. ​​Ранняя литературная деятельность Цветаевой связана с кругами московских символистов. Она познакомилась с Валерием Брюсовым, оказала значительное влияние на ее раннюю поэзию, поэт Эллис Кобылинский, участвовала в деятельности клубов и студий при издательстве » Мусагет.«По крайней мере, оказал значительное влияние на ее поэтический и художественный мир дома Максимилиана Волошина в Крыму (Цветаева жила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917 годах).

6 . В печати произведения появились в 1910 году, когда она издала на собственные средства его первую книгу стихов — Вечерний альбом. Игнорируя общепринятые правила литературного поведения, Цветаева всячески демонстрировала свою самостоятельность и нежелание соответствовать социальной роли «писателя».«Священные стихи она представляла не как профессиональную деятельность, а как частное дело и прямое выражение. В прессе появились произведения в 1910 году, когда она издала за свой счет свой первый сборник стихов — Вечерний альбом. Игнорируя общепринятые правила литературной литературы В поведении Цветаева решительно продемонстрировала свою независимость и нежелание соответствовать социальной роли «писателя». Священные стихи она представляла не как профессиональную деятельность, а как личное дело и прямое выражение.


7 В 1912 году Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Яковлевича Эфрона.В 1918–1922 вместе с маленькими детьми она революционер в Москве, а ее муж Сергей Эфрон воевал в составе Белой армии в Крыму (стихи 1917–1921, милосердное Белое движение, составили цикл «Лебединая мельница»). Но затем он разочаровался в Белом движении, порвал с ним и стал студентом Пражского университета. В 1912 году Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Яковлевича Эфрона. В 1918–1922 вместе с маленькими детьми она революционер в Москве, а ее муж Сергей Эфрон воевал в составе Белой армии в Крыму (стихи 1917–1921, милосердное Белое движение, составили цикл «Лебединая мельница»).Но затем он разочаровался в Белом движении, порвал с ним и стал студентом Пражского университета.

8 Проза Проза В отличие от стихов, не получивших признания в эмигрантской среде (в новаторской поэтической технике Цветаева видела самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимаемая издателями и занявшая главное место в творчестве 1930-х годов. . «Меня заставляет эмиграционная проза… »- написала Цветаева. Ее проза -« Мой Пушкин »,« Мать и музыка »,« Дом у Старого Пимена »,« История Сони », воспоминания Максимилиана Волошина (« Живые живые »), М.А. Кузьмина. («Потусторонний ветер»), Андрей Белый («Плененный дух»), Борис Пастернак, Валерий Брюсов и другие соединительные линии художественных мемуаров, лирической прозы и философии, воссоздающие духовную биографию Цветаевой. По прозе соседние письма поэту Борису Пастернак и Райнер Рильке — это что-то вроде эпистолярного романа, да и Марина Цветаева много времени уделяет переводам.В частности, на французский язык переведено четырнадцать стихотворений Пушкина.

9 Особо поэтический язык Особо поэтический язык стихотворений Цветаевой поразил тем более, что их рассказы были не только традиционными для женской поэзии, но в какой-то мере даже банальными. Но если бы вы рассказали мне о любви он или от имени, то теперь голосом любви Цветаевой — как равной равной — она ​​говорит женщине.В первом альбоме Цветаева нашла стихи в виде сонета, который предполагает большое мастерство и умение в четырнадцати строчках многое сказать. Внимание к сонету было связано не только с высокой поэтической культурой, но и с емкостью образа, ясностью мысли. Ранние стихи Цветаевой звучали жизнеутверждающе, майор. Но в его первом стихе была ранее неизвестная в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди мужчин-поэтов. В своих стихах Марина Цветаева и есть сила духа и сила мастера: стихи Цветаевой поразили тем более, что их рассказы были не только традиционными для женской поэзии, но в какой-то мере даже банальными.Но если бы вы рассказали мне о любви он или от имени, то теперь голосом любви Цветаевой — как равной равной — она ​​говорит женщине. В первом альбоме Цветаева нашла стихи в виде сонета, который предполагает большое мастерство и умение в четырнадцати строчках многое сказать. Внимание к сонету было связано не только с высокой поэтической культурой, но и с емкостью образа, ясностью мысли. Ранние стихи Цветаевой звучали жизнеутверждающе, майор. Но в его первом стихе была ранее неизвестная в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди мужчин-поэтов.В своих стихах Марина Цветаева и есть сила духа и сила мастера: я знаю, что Венера — рукоделие ,? Я знаю, что Венера — дело рук дела? Ремесло — и я знаю это ремесло. Ремесло — и я знаю это ремесло.

Марина Цветаева (26 сентября 1892 — 1941), русский переводчик, поэтесса

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября 1982 г. — 31 августа 1941 г.) — русская поэтесса и переводчик, которая по праву считается одной из величайших русских поэтов начала ХХ века.

Образование

Начальное образование Марина и ее сестра Анастасия получили дома.

Карьера

Свои первые стихи Марина Цветаева написала в 6 лет, причем не только на русском, но и на немецком и французском языках.

В 1910 году Марина Цветаева самостоятельно издала свой первый сборник стихов «Вечерний альбом».Второй сборник стихов, который был разнообразен и привлекал большое внимание известных поэтов того времени, назывался «Волшебный фонарь» и был выпущен после замужества в 1912 году. Цветаева хорошо знала языки и зарабатывала на жизнь переводом стихов. было совсем не выгодно по сравнению с переводами.

Цикл стихотворений «Подруга», посвященный ее отношениям с Софией Парнок, вышел в свет в 1916 году. Следует отметить, что Цветаева много писала, ежедневно несколько часов посвящая стихам.

В годы Гражданской войны был издан знаменитый цикл «Лагерь лебедей», посвященный подвигу белых офицеров. Еще она писала романтические пьесы и стихи, в частности «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне».

Роман с Константином Родзевичем вдохновил Цветаеву на написание известных сборников стихов «Поэма горы» и «Поэма конца». Последний сборник стихов, изданных при жизни Цветаевой, вышел в Париже, куда в 1928 году семья переехала из Чехословакии.Но основная часть ее стихов так и осталась неопубликованной, а Марина зарабатывала на переводе и проведении чтений.

Марина Цветаева — определение Марины Цветаевой из The Free Dictionary

В 1939 году Марина Цветаева вернулась в Россию с сыном и, как и все те, кто провел время за границей, была чрезвычайно уязвима. «Ветка темной бузины» — это «чтение» стихов Марины Цветаевой, поскольку Илья Каминский и Жан Валентин обсуждают творчество русских поэтов. поскольку они интерпретируют ее слова и дают представление о ее значении и ее словах.Душа и страсть: классические пьесы Марины Цветаевой. Если сопоставить этот фрагмент европейской интеллектуальной истории с тем фактом, что статья о русской литературе в Британской энциклопедии 1968 года не содержит упоминания о Марине Цветаевой (1892-1941), которую Борис Пастернака почитали как il miglior fabbro — начинаешь сомневаться в достижении «взаимосвязанности», которым так гордится современный мир. Он предполагает, что Шостакович слышал стихи Марины Цветаевой как столь же авторитетные и утешительные, и изложил их прозрачным образом, который обеспечивал сцена монологизма Цветаевой (с.Мастера двадцатого века, такие как Осип Мандельштам и Марина Цветаева, вероятно, так же хорошо известны в Америке своими жизнеописаниями, как и своими сочинениями. Ник Дхирмада отслеживает сдвиг в сознании, порожденный феминистским дискурсом второй волны в использовании Ni Dhomhnaill в «Taimid Damanta, a». Дхейрфеарача »переведенного стихотворения« Мы не избежим ада »Марины Цветаевой, поэтессы, вызывающей особый интерес, потому что она черпает такую ​​же эклектическую смесь фольклора, стенаний и грубых крестьянских идиом, что и« Ни Домнайл ».Но другие возмутительны; Катаева намекает, что Ахматова шпионила за ее друзьями в пользу КГБ (104), и прямо обвиняет ее в соучастии в смерти сына Марины Цветаевой Мура («Она убила его, как будто своими руками» [413]). То же одиночество: Борис Пастернак и Марина Цветаева. Екатерина Чепиела. Многие другие ученые, в том числе сама Смит в ее предыдущей книге «Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой» (1994), исследовали способы, которыми писатели и поэты ХХ века черпали вдохновение из Пушкина. взаимодействовал с произведениями Пушкина, стремился к диалогу с поэтом.Кэрол Энн: Это стихотворение русской поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941) переведено Элейн Файнштейн, самой прекрасной поэтессой, живущей в Лондоне. Выдающаяся русская поэтесса Марина Цветаева (1892-1941) сбежала в Украину со своей любовницей-лесбиянкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *