Цитаты из оруэлла 1984: 20+ пророческих цитат из произведений Джорджа Оруэлла
20+ пророческих цитат из произведений Джорджа Оруэлла
20+ пророческих цитат из произведений Джорджа Оруэлла
Джордж Оруэлл — британский писатель и публицист. Наиболее известен как автор культового антиутопического романа «1984» и повести «Скотный двор». Предсказавший ужасы тоталитарного режима. Ввёл в политический язык термин холодная война, получивший в дальнейшем широкое употребление.Роман-антиутопия «1984», написанный в 1949 году стал идейным продолжением «Скотного двора», в котором Оруэлл изобразил возможное будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощрённом физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом, ненавистью и доносительством. В этой книге впервые прозвучало известное выражение «Большой брат смотрит за тобой», а также введены ставшие широко известными термины «двоемыслие», «мыслепреступление», «новояз», «правоверность», «речекряк».
Оруэлл знает и пишет о том, что антисемитизм — это позорное явление, он признает тот факт, что антисемитизм — неистребимая черта человеческого общества, присущая и ему самому в молодости.
Цитаты Джорджа Оруэлла
1. Нам, представителям среднего класса, кроме правильного произношения, терять нечего.
2. Ни за что на свете ты не захочешь, чтобы усилилась боль. От боли хочешь только одного — чтобы она кончилась. Нет ничего хуже в жизни, чем физическая боль. Перед лицом боли нет героев.
3. Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен.
4. Иерархическое общество возможно только на основе бедности и невежества.
5. Лучшие книги говорят тебе то, что ты уже сам знаешь.
6.
7. Патриотизм по природе своей не агрессивен ни в военном, ни в культурном отношении. Национализм же неотделим от стремления к власти.
8. Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие.
9. Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены.
Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.
10. Бывают ситуации, когда «неверные» убеждения более искренни, чем «верные».
11. Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни.
12. Многие люди вольготно чувствуют себя на чужбине, лишь презирая коренных жителей.
13. Нет ничего твоего, кроме нескольких кубических сантиметров в черепе.
14. Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
15. Чтобы видеть то, что происходит прямо перед вашим носом, необходимо отчаянно бороться.
16. Абсолютно белое, как и абсолютно чёрное, кажется каким-то дефектом зрения.
17. В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей.
18. Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно.
19.
Власть — не средство; она — цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть.
20. В нашем обществе те, кто лучше всех осведомлён о происходящем, меньше всех способны увидеть мир таким, каков он есть. В общем, чем больше понимания, тем сильнее иллюзии: чем умнее, тем безумнее.
21. Если соблюдаешь мелкие правила, можно нарушать большие.
22. Война — это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счёте сделать его разумнее.
Цитаты Оруэлла
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат английского писателя Джорджа Оруэлла (1903 — 1950).
Книги Оруэла боролись и продолжают бороться с авторитаризмом в нашем по-своему безумном мире.
Цитаты сведены по темам: авторитаризм, жизненная этика, правда и ложь, люди, писатели, свобода, война, слова, власть, любовь, массы, книги, национализм, социализм, революционеры, пропаганда, рассудок.
В заключение приводятся цитаты о Оруэлле.
Об авторитаризме
Большой брат смотрит на тебя.
Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие.
Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно.
В массе своей люди слабы и трусливы, не готовы к свободе и боятся правды, а значит, надо, чтобы кто-то сильный управлял ими и обманывал их.
Кто контролирует прошлое — контролирует будущее, кто контролирует настоящее — контролирует прошлое.
Если партия может запустить руку в прошлое и сказать о том или ином событии, что его никогда не было, — это пострашнее, чем пытка или смерть.
Общество можно считать тоталитарным, когда все его структуры становятся вопиюще искусственными, то есть когда правящий класс утратил свое назначение, однако цепляется за власть силой или мошенничеством.
На каждой площадке со стены глядело все то же лицо. Портрет был выполнен так, что, куда бы ты ни стал, глаза тебя не отпускали.
Вожди, которые пугают свой народ кровью, тяжким трудом, слезами и потом, пользуются большим доверием, чем политики, сулящие благополучие и процветание.
Можно вычислить все, что ты говорил, думал, до мельчайших подробностей. Но душа, чьи движения загадочны даже для тебя самого, остается неприступной.
Нам, представителям среднего класса, кроме правильного произношения, терять нечего.
Нет ничего твоего, кроме нескольких кубических сантиметров в черепе.
Иерархическое общество возможно только на основе бедности и невежества.
О жизненной этике
Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.
Чтобы видеть то, что происходит прямо перед вашим носом, необходимо отчаянно бороться.
Общество всегда должно требовать от своих членов чуть больше, чем они могут дать.
В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей.
Если поддерживаешь тоталитарные методы, то настанет момент, когда они будут использованы не за тебя, а против тебя.
Если соблюдаешь мелкие правила, можно нарушать большие.
Всегда ори с толпой — мое правило. Только так ты в безопасности.
О правде и лжи
Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм.
И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой.
Нельзя игнорировать физические факты. В философии, в религии, в этике, в политике дважды два может равняться пяти, но если вы конструируете пушку или самолет, дважды два должно быть четыре.
Я с детства знал, что газеты могут лгать, но только в Испании увидел, что они могут полностью фальсифицировать действительность.
Я лично участвовал в «сражениях», в которых не было ни одного выстрела и о которых писали, как о героических кровопролитных битвах, и я был в настоящих боях, о которых пресса не сказала ни слова, словно их не было.
Кстати, цитаты о правде и цитаты о лжи
О людях
Может быть, человек не так нуждается в любви, как в понимании.
Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни.
Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее.
В пятьдесят лет каждый из нас имеет такое лицо, какого заслуживает.
Человек — единственное существо, которое потребляет, ничего не производя. Он не дает молока, он не несет яиц, он слишком слаб для того, чтобы таскать плуг, он слишком медлителен для того, чтобы ловить кроликов. И все же он верховный владыка над всеми животными.
Кстати, цитаты о людях
О писателях
У всякого писателя, особенно романиста, признает он это или нет, есть «послание», и вся, до мельчайших подробностей, его работа им и обусловлена. Всё искусство есть пропаганда.
Всякий писатель, который становится под партийные знамёна, рано или поздно оказывается перед выбором — либо подчиниться, либо заткнуться.
Невозможно написать ничего толкового, если постоянно не подавлять в себе личное. Хорошая проза — как чисто вымытое оконное стекло.
От популярного писателя ждут, что он все время будет писать одну и ту же книгу, забывая, что тот, кто пишет одну и ту же книгу дважды, не в состоянии написать её даже один раз.
Когда говорят, что писатель в моде, это почти наверняка означает, что восхищаются им только люди до тридцати лет.
О свободе
Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре.
Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
— Сколько я показываю пальцев, Уинстон? — Четыре. — А если партия говорит, что их не четыре, а пять, — тогда сколько?..
Свобода — это право говорить людям то, чего они не хотят слышать.
Становясь тираном, белый человек наносит смертельный удар по своей собственной свободе.
Противники интеллектуальной свободы всегда пытаются изобразить, что они призывают к борьбе «за дисциплину против индивидуализма».
Кстати, цитаты о свободе
О войне
Сущность войны — уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда. Война — это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счёте сделать его разумнее.
Океания воевала с Евразией: Океания всегда воевала с Евразией.
Мы, вероятно, не погрешим против истины, если скажем, что, сделавшись постоянной, война перестала быть войной.
Постоянный мир был бы то же самое, что постоянная война. Вот в чём глубинный смысл — хотя большинство членов партии понимают его поверхностно — партийного лозунга ВОЙНА — ЭТО МИР.
Самый быстрый способ окончить войну — проиграть её.
Кстати, цитаты о войне
О словах
Политический язык нужен для того, чтобы ложь звучала правдиво, чтобы убийство выглядело респектабельным и чтобы воздух можно было схватить руками.
Каждое сокращение было успехом, ибо чем меньше выбор слов, тем меньше искушение задуматься.
Это прекрасно — уничтожать слова. Главный мусор скопился, конечно в глаголах и прилагательных, но и среди существительных — сотни и сотни лишних. Не только синонимов; есть ведь и антонимы. Ну скажите, для чего нужно слово, которое есть полная противоположность другому? Слово само содержит свою противоположность.
Неискренность — главный враг ясной речи.
Кстати, цитаты о речи и слове
О власти
Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать.
В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде, в каком вам угодно.
Власть — не средство; она — цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть.
Пролетарии никогда не восстанут — ни через тысячу лет, ни через миллион. Они не могут восстать. Причину вам объяснять не надо; вы сами знаете. И если вы тешились мечтами о вооружённом восстании — оставьте их. Никакой возможности свергнуть партию нет. Власть партии — навеки. Возьмите это за отправную точку в ваших размышлениях.
О любви
Когда любишь кого-то, ты его любишь, и, если ничего больше не можешь ему дать, ты все-таки даешь ему любовь.
Признание — не предательство. Что ты сказал или не сказал — не важно, важно только чувство. Если меня заставят разлюбить тебя — вот будет настоящее предательство.
Министерство любви внушало страх.
В здании отсутствовали окна. Уинстон ни разу не переступал его порога, ни разу не подходил к нему ближе чем на полкилометра. Попасть туда можно было только по официальному делу, да и то преодолев целый лабиринт колючей проволоки, стальных дверей и замаскированных пулемётных гнезд.
Кстати, цитаты про любовь
О массах
Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются — безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет.
Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.
Люди с пустыми желудками никогда не впадают в отчаяние; собственно говоря, даже не знают, что это такое…
О книгах
Хорошие романы пишут смелые люди.
Лучшие книги говорят тебе то, что ты уже сам знаешь.
Трагедия возникает не тогда, когда добро терпит поражение, а в том случае, когда человек кажется благороднее тех сил, которые его губят.
Кстати, цитаты про книги
О национализме
Патриотизм по природе своей не агрессивен ни в военном, ни в культурном отношении. Национализм же неотделим от стремления к власти.
Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно — и должно — изменить.
Многие люди вольготно чувствуют себя на чужбине, лишь презирая коренных жителей.
О социализме
Худшая реклама социализма (как и христианства) — его приверженцы.
В Европе коммунизм возник, дабы уничтожить капитализм, но уже через несколько лет выродился в орудие русской внешней политики.
Правда состоит в том, что для многих людей, именующих себя социалистами, революция не означает движения масс, с которыми они надеются связать себя; она означает комплект реформ, которые «мы», умные, собираемся навязать «им», существам низшего порядка.
О революционерах
В девяти случаях из десяти революционер — это скалолаз с бомбой в кармане.
Большинство революционеров — потенциальные консерваторы.
Типичный социалист — это аккуратный маленький человечек, обычно мелкий чиновник и тайный трезвенник, нередко — вегетарианец, который — и это в нём самое главное — ни на что не променяет свое социальное положение.
О пропаганде
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
Когда изобрели печать, стало легче управлять общественным мнением; радио и кино позволили шагнуть в этом направлении еще дальше. А с развитием телевизионной техники, когда стало возможно вести прием и передачу одним аппаратом, частной жизни пришел конец.
О рассудке
Здравый рассудок – понятие не статистическое.
В нашем обществе те, кто лучше всех осведомлён о происходящем, меньше всех способны увидеть мир таким, каков он есть. В общем, чем больше понимания, тем сильнее иллюзии: чем умнее, тем безумнее.
О разном
Абсолютно белое, как и абсолютно чёрное, кажется каким-то дефектом зрения.
Ни за что на свете ты не захочешь, чтобы усилилась боль. От боли хочешь только одного — чтобы она кончилась. Нет ничего хуже в жизни, чем физическая боль. Перед лицом боли нет героев.
Если хочешь сохранить секрет, надо скрывать его и от себя.
Бывают ситуации, когда «неверные» убеждения более искренни, чем «верные».
Озлобленный атеист не столько не верит в Бога, сколько испытывает к нему неприязнь.
Неопровержимый признак гения: его книги не нравятся женщинам.
Серьёзный спорт не имеет ничего общего с честной игрой. Серьёзный спорт — это война минус убийство.
Автобиографии можно верить, только если в ней раскрывается нечто постыдное.
Реклама — это громыхание палкой внутри помойного ведра.
Вам когда-нибудь приходило в голову, что в каждом толстяке скрывается худой, подобно тому, как в каждой каменной глыбе прячется статуя?
Скорее к сожалению, произведения Оруэлла до сих не утратили актуальности.
Человечество не успевает за изменениями в мире, и то там, то здесь поддается искушению простых и якобы эффективных решений, исходящих от больших и маленьких вождей.
Цитаты про Оруэлла
- В. Набоков: В моем представлении о литературоведении вообще нет места «духовному сродству», но коли уж выбирать родственную душу, то конечно же этого великого художника [Кафку], а не Дж. Г. Оруэлла или кого-нибудь еще из популярных поставщиков идеологических иллюстраций и романизованной публицистики. (кстати, цитаты Набокова)
- Э. Фромм: Надежду можно реализовать, только если она будет замечена, так что «1984» учит нас, что опасность, которая стоит сегодня перед всеми людьми, опасность общества роботов, которые потеряли последние следы индивидуальности, любви, критического мышления, и даже не осознают этого из-за «двоемыслия». Такие книги, как Оруэлла, — мощные предупреждения, и получится очень неудачно, если читатель самодовольно поймёт «1984» как очередное описание сталинского варварства и не заметит, что это касается и нас тоже.

- З. Прилепин: Так что если и говорить о том, что мир Оруэлла где-то есть, то он есть во всём мире. Если вы считаете, что он есть только в России, то это просто незнание реалий. Что, конечно же, не отменяет, что где-то на местах могут быть вороватые чиновники, а начальник полиции окажется вдруг людоедом. Это везде в мире есть. У нас среднестатистическая европейская страна.
- Д. Быков: Я не думаю, что «1984» — это уж такая антиутопия. Это прозрение насчёт связи любви и свободы, очень точное прозрение о будущих технологиях управления человеком. Мне вообще «1984» нравится. Я всегда говорил: считалось, что Оруэлл слабый писатель и сильный мыслитель, а по-моему, наоборот.
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
Мозаика Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.
Фразы из этого романа ушли в народ, а само его название давно стало нарицательным. И пускай антиутопий было написано великое множество как до, так и после Джорджа Оруэлла – именно «1984» стал тем фундаментальным трудом, который, по-своему, максимально точно зафиксировал ужасы преступлений государственной машины, чинимых за ширмой оголтелой пропаганды.
В честь 115-ой годовщины со дня рождения Джорджа Оруэлла вспоминаем 8 фактов, которые позволят по-новому взглянуть на писателя и его легендарное произведение.
Оруэлл сражался с тоталитаризмом словом и делом задолго до романа «1984»
Воспоминания о гражданской войне в Испании легли в основу книги Оруэлла «Памяти Каталонии»
В декабре 1936-го года Джордж Оруэлл прибыл в Испанию – где только-только разразилась гражданская война – чтобы сражаться на стороне POUM.
POUM – Рабочая партия марксистского объединения, выступавшая против сталинского влияния и боровшаяся с националистами. В Испании Оруэлл провёл около полугода, пока не был ранен немецким снайпером. Выстрел пришёлся в шею писателя и, по его воспоминаниям, многие потом говорили, что после такого ранения выживают лишь счастливчики. Хотя сам Оруэлл был немного иного мнения, и считал, что будь он на самом деле счастливчиком – такого ранения ему попросту удалось бы избежать. В июле 1937-го года писатель возвращается в Британию и после восстановления в санатории графства Кент приступает к работе над повестью «В память о Каталонии», в которой описал свой опыт вооружённой борьбы с тоталитаризмом.
Оруэлл во время работы на Би-би-си
С началом Второй мировой войны Оруэлл вновь пытался попасть на фронт, но состояние здоровья – в 1938-ом у него диагностировали туберкулёз – не позволило ему пройти медицинскую комиссию. Тем не менее, с наци он всё же поборолся: в течение двух лет он вёл собственную передачу на радиовещательном отделении Би-би-си, в которой боролся с немецкой пропагандой.
Роман «1984» родился из сказки-притчи о революции 1917-го года
Обложка книги Оруэлла «Скотный двор»
В 1946-ом году Оруэлл опубликовал эссе под названием «Почему я пишу», в котором рассказал, что почти всем своим творчеством он прямо или косвенно хотел насолить тоталитаризму. Одним из самых ярких таких произведений считается его повесть-антиутопия «Скотный двор»: на примере одной фермы – где домашние животные свергли и прогнали своего хозяина – автор описал путь разложения идей революции от всеобщего равенства до возникновения ещё более жестокой диктатуры. Над «Скотным двором» Оруэлл работал с ноября 1943-го по декабрь 1944-го и не скрывал, что его сказка – сатира на революционные события в России ’17-го года. В своей книге «Размышления о “Скотном дворе”» философ Виктория Чаликова упоминает, что Оруэлл писал свою притчу максимально понятным и лёгким для перевода языком, прежде всего лёгким для перевода на русский: его не оставляла надежда, что читатели страны, дававшей ему столь много пищи для размышлений, тоже прочтут его повесть.
«Все животные равны, но некоторые равней других» — одна из главных цитат повести
Мечта Оруэлла исполнилась почти через 45 лет после публикации «Скотного двора». В СССР «Двор» впервые напечатали на страницах рижского журнала «Родник» уже во времена Перестройки, в 1988-ом году.
Легендарный абсурдизм “2 + 2 = 5” возник благодаря советским пятилеткам
Разворот книги «Командировка в утопию» с автографом автора
В романе присутствует интересное размышление главного героя о могуществе партии и Старшего брата, которым ничего не стоит заставить всех поверить, что два плюс два равняется пяти. Эта арифметическая нелепица – одновременная простая и ужасающая – была заимствована, по мнению исследователей творчества Дж.Оруэлла, из книги «Командировка в утопию», которую после визита в 1937-ом году в СССР написал американский журналист Юджин Лайон. В «Командировке…» это уравнение упоминалось в главе, посвящённой советским пятилеткам, когда за 4 года выполнялся пятилетний план.
Плакат Якова Гименар, 1931г.
Примечательно, что Оруэлл использовал этот арифметический абсурдизм задолго до романа. В своём произведении «Вспоминая войну в Испании» (1943), автор писал:
«Нацистская теория просто отрицает, что существует само понятие “правды”. Это прямой путь к кошмарному миру, где лидер или партия контролируют не только будущее, но и прошлое. Если лидер заявит, что чего-то никогда было – его не было. Если лидер захочет, чтобы два плюс два стало равно пяти – оно будет равно пяти. И это пугает меня намного сильнее, чем бомбы».
Роман мог иметь совсем другое название
«Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила»: три столпа двоемыслия
В процессе работы над книгой несколько раз менялось её название. Первым рабочим названием было «Последний человек в Европе», которое позднее сменил «Живые и умершие». В какой-то момент Оруэлл решает вынести в заголовок год развития событий книги.
Сначала это был 1980-ый. Потом Оруэлл сменил его на 1982-ой и, в конце концов, остановил свой выбор на 1984-ом. Издатель от такого желания был не в восторге и настаивал на том, чтобы автор выбрал такой заголовок, который давал бы читателям хоть какое-то представление, чему посвящена книга. Но Оруэллоказался непреклонен и отстоял свою позицию.
Работа французского художника Guillaume Morellec, 2016
К слову, до сегодняшнего дня остаётся до конца не ясно, почему автор выбрал именно 1984-ый год в качестве времени действия своего романа. Наиболее распространённая версия гласит, что «1984» – это отзеркаленный год написания книги: работу над романом Оруэлл закончил как раз в ‘1948-ом.
«1984» – вольный ремейк книги Евгения Замятина «Мы»
Обложки российских и зарубежных изданий романа «Мы»
Принято считать, что основные антитоталитарные темы Джордж Оруэлл проработал уже в своей притче «Скотный двор», и его последующий роман «1984» стал лишь более осмысленной и подробной его версией.
Однако некоторые исследователи творчества писателя предполагают, что огромное влияние на Оруэлла оказала книга российского писателя Евгения Замятина «Мы». Этот роман-антиутопия также посвящён тоталитарному государству будущего и содержит немало параллелей с произведением Оруэлла: например, в Едином государстве и Благодетеле без труда угадывается Океания и Старший Брат. В пользу версии того, что Оруэлл был знаком с произведением Замятина говорит тот факт, что в 1946-ом году он выступал рецензентом англоязычного издания романа «Мы», и переписка Оруэлла с писателем Глебом Струве, в которой британец выразил огромную заинтересованность в подобного рода литературе. Подобно роману «1984», замятинская антиутопия «Мы» была впервые опубликована в СССР лишь в 1988-ом году.
Иллюстрация к роману Замятина «Мы»
Кстати, режиссёр Андрей Тарковский высказывался о «Мы» весьма нелицеприятно, назвав книгу претенциозной, слабой и противненькой.
Судьба романа подтвердила его горькие тезисы
Политическая карта мира из романа «1984»
Описывая внешнюю политику Океании, Оруэлл вывел формулу бесконечной войны: государство описывалось в состоянии постоянного противостояния то с Остазией, то с Евразией. Победы всегда преувеличивались, поражения замалчивались или преуменьшались; конфликт с одной из них сопровождался потеплением отношений с другой с обязательной последующей сменой ролей. Во второй главе романа подобное положение дел описывалось следующим образом: «Океания воюет с Остазией/Евразией. Океания ВСЕГДА воевала с Остазией/Евразией». Сотрудникам Министерства правды нужно лишь корректировать архивные документы, приводя их в соответствие с текущими интересами партии и Большого Брата.
Работа художника А.Романова
С момента своего появления, «1984» воспринимался в СССР как подрывная литература, нацеленная на ослабление существовавших в нём порядков: подобное заключение было сделано официальными цензурирующими органами и стало достоянием общественности после развала Советского Союза и открытием доступа к архивам.
Примечательно, что с наступлением горбачёвской Перестройки была дана команда обелить имя Оруэлла и нивелировать эффект от множества разгромных рецензий, опубликованных с ’50-ых годов: «СССР дружит/ не дружит с Оруэллом. СССР ВСЕГДА дружил/ не дружил с Оруэллом».
У романа «1984» есть два литературных продолжения
В лучших голливудских традициях, резонансный роман получил сиквел, причём не один, а сразу два, написанных разными авторами независимо друг от друга.
Рома-сиквел от Бёрджесса
Первый роман вышел из-под пера не меньшей легенды, чем сам Оруэлл – британца Энтони Бёрджесса. Широкому кругу читателей Бёрджесс известен благодаря книге «Заводной апельсин»: культовому сатирическому роману о старом добром ультранасилии, перенесённом на экраныСтэнли Кубриком. Свой роман-продолжение Бёрджесс назвал «1985» и разделил на две части. В первой автор делает анализ труда Оруэлла, а во второй рассказывает собственную версию жизни в тоталитарной стране будущего, где пожарные устраивают забастовки во время пожара, а улицы охвачены преступностью.
Книга вышла в свет в 1978-ом году.
Роман-сиквел от Далоша
Второй роман сочинил венгерский дисседент Георгий Далош и его версия, в отличие от Бёрджесса, стала прямым продолжением романа «1984». События его книги – также озаглавленной «1985» – начинаются со смерти Старшего Брата и последующих постепенных смягчениях государственного строя. Роман Далоша вышел в свет в 1983-ем году.
Оруэлл умер, не узнав о триумфе своего романа
Оруэлл на обложке ноябрьского номера журнала Тайм, 1983
На протяжении последнего десятилетия своей жизни – с конца ’30-ых до конца ’40-ых годов – Оруэлл подвергался постоянной критике. Сначала его утюжили представители различных социалистических движений, пользовавшихся в Британии немалой популярностью и открыто симпатизировавших Советской России (Оруэлл, напротив, был категорически против отождествления социализма и СССР). Потом к ним присоединилась и остальная “прогрессивная общественность”: с началом Второй Мировой тоталитарная Красная Россия стала союзником в борьбе с Рейхом и Странами Оси, а потому критические труды Оруэлла оказалась попросту проигнорированы.
«1984» был очень неудобен и шёл вразрез с “линией партии” на дружбу с Россией.
Закончив роман в 1948-ом году, Оруэлл безуспешно обивал пороги издательств, получив отказ от двадцати из них и сумел добиться его публикации лишь к середине 1949-го всего-то тысячным (!) тиражом. Через полгода Оруэлла не стало: его смерть совпала с образованием НАТО и открытым объявлением СССР геополитическим врагом. В полном соответствии с романом, линия партии сделала разворот на 180 градусов: началась Холодная война и роман Оруэлла в одночасье был объявлен главным литературным оружием против коммунистов. Произошедшие события стали горьким подтверждением тезисов, изложенных Оруэллом; тезисов, которые не теряют своей актуальности даже сегодня.
Книга 1984 (Nineteen Eighty-Four). Джордж Оруэлл
Описание
“Большой Брат смотрит на тебя!”.
Мало найдется людей, кому не известна эта фраза, но далеко не все из них знают, что ее автор — Джордж Оруэлл и звучит она в романе-антиутопии “1984”.
Лондон 1984 года — столица одной из трех сверхдержав, существующих на земле, Океании, в эпоху английского социализма. Мир постоянных войн. Океания живет под неусыпным руководством партии во главе с Большим Братом, квази-божественным лидером, воплощением культа личности. Тотальный контроль над разумом и чувствами осуществляется ради грядущего блага.
Главный герой романа, Уинстон Смит работает в министерстве правды, которое несет ответственность за осуществление партийной пропаганды и исторического ревизионизма. Являясь прилежным работником, Смит тайно ненавидит партию и мечтает о восстании против Большого Брата.
© MrsGonzo для LibreBook
Новые цитаты из книги 1984 Всего: 15
org/Quotation»>Правоверный не мыслит – не нуждается в мышлении. Правоверность – состояние бессознательное.
С каждым годом все меньше и меньше слов, все уже и уже границы мысли.
Рабочее название романа, над написанием которого Оруэлл работал на протяжении 1940-х годов, звучало как «Последний человек в Европе» (англ. «The Last Man in Europe»). Известно, что издатель книги Фредерик Варбург настаивал на смене названия для повышения интереса потенциальных читателей. Причины, по которым автор остановился на названии «1984», до конца не ясны. Наиболее распространённым является мнение, что год действия романа избран простой перестановкой последних двух цифр года публикации романа — 1948.И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой.
Также «1984» может быть аллюзией на столетний юбилей Фабианского общества — первой значимой социалистической организации в Англии, основанной в 1884 году. Кроме того, название романа может быть ссылкой на ряд произведений, действие которых разворачивается в том же году — роман Гилберта Кита Честертона «Наполеон из Ноттинг Хилла» или знаменитую антиутопию Джека Лондона «Железная пята» (события в ней происходят в 1912-1932, но подъём революционного движения приходится на 1984 год).Знаменитая формула «дважды два равняется пяти» Оруэллу пришла на ум, когда он услышал советский лозунг «пятилетку в четыре года».
В 2009 году магазин Amazon удалённо стер книги Оруэлла с устройств для чтения электронных документов Kindle. Пользователи лишились электронных копий романов «1984» и «Скотный двор», на распространение которых, как выяснилось, у компании нет прав. Главный герой — Уинстон Смит — живёт в Лондоне, работает в министерстве правды и является членом внешней партии.
Он не разделяет партийные лозунги и идеологию и в глубине души сильно сомневается в партии, в окружающей действительности и вообще во всём том, в чём только можно сомневаться. Чтобы «выпустить пар» и не сделать безрассудный поступок, он покупает дневник, в котором старается излагать все свои сомнения. На людях же он старается притворяться приверженцем партийных идей. Однако он опасается, что девушка Джулия, работающая в том же министерстве, шпионит за ним и хочет разоблачить его. В то же время он полагает, что высокопоставленный сотрудник их министерства, член внутренней партии (некий О’Брайен) также не разделяет мнения партии и является подпольным революционером.Однажды оказавшись в районе пролов, где члену партии появляться нежелательно, он заходит в лавку старьёвщика Чаррингтона. Тот показывает ему комнату наверху, и Уинстон мечтает пожить там хотя бы недельку. На обратном пути ему встречается Джулия. Уинстон понимает, что она следила за ним и приходит в ужас. Он колеблется между желанием убить её и страхом.
Однако побеждает страх, и он не решается догнать и убить Джулию. Вскоре Джулия в министерстве передаёт ему записку, в которой она признаётся ему в любви. У них завязывается роман, они несколько раз в месяц устраивают свидания, но Уинстона не покидает мысль, что они уже покойники (свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной запрещены партией). Они снимают комнатку у Чаррингтона, которая становится местом их регулярных встреч. Уинстон и Джулия решаются на безумный поступок и идут к О’Брайену и просят, чтобы он принял их в подпольное Братство, хотя сами лишь предполагают, что он в нём состоит. О’Брайен их принимает и даёт им книгу, написанную врагом государства Голдстейном.Через некоторое время их арестовывают в комнатке у мистера Чаррингтона, так как этот милый старик оказался сотрудником полиции. В министерстве любви Уинстона долго обрабатывают. Главным палачом, к удивлению Уинстона, оказывается О’Брайен. Сначала Уинстон пытается бороться и не отрекаться от себя. Однако от постоянных физических и психических мучений он постепенно отрекается от себя, от своих взглядов, надеясь отречься от них разумом, но не душой.
Он отрекается от всего, кроме своей любви к Джулии. Однако и эту любовь ломает О’Брайен. Уинстон отрекается, предаёт её, думая, что он предал её на словах, разумом, от страха. Однако когда он уже «излечен» от революционных настроений и на свободе, сидя в кафе и попивая джин, он понимает, что в тот момент, когда отрёкся от неё разумом, он отрёкся от неё полностью. Он предал свою любовь. В это время по радио передают сообщение о победе войск Океании над армией Евразии, после чего Уинстон понимает, что теперь он полностью излечился.
1956 — «1984» / 1984 Великобритания, США, режиссер Майкл Андерсон1965 — «1984»/ Nineteen Eighty-Four
1984 — «1984»/ Nineteen Eighty-Four Великобритания, режиссер Майкл Рэдфорд
17 проницательных цитат Джорджа Оруэлла из «1984», «Ферма животных» и не только
«Чтобы увидеть, что находится перед носом, нужна постоянная борьба».
«Человечество делает выбор между свободой и счастьем, а для большей части человечества счастье лучше».
Хотите больше от любимых авторов? Подпишитесь на информационный бюллетень The Portalist !
«Угрозы свободе слова, письма и действий, хотя они зачастую незначительны по отдельности, имеют кумулятивный эффект и, если их не проверить, приводят к общему неуважению прав гражданина.”
«Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое ».
«Если вы настроитесь на это, вы сможете жить той же жизнью, богатой или бедной. Вы можете продолжать свои книги и свои идеи. Просто скажи себе: «Я здесь свободный человек, — он постучал по лбу, — и с тобой все в порядке».
«Война есть мир.
Свобода — это рабство.
Невежество — сила ».
«Все животные равны, но одни животные равнее других.”
«Большой Брат наблюдает за тобой».
- Фото: Wikimedia Commons
«Бывают случаи, когда лучше сражаться и быть побежденными, чем не драться вообще».
«Каждый верит в зверства врага и не верит в злодеяния своей стороны, даже не удосужившись исследовать доказательства».
«В целом люди хотят быть хорошими, но не слишком хорошими, и не всегда».
«Вы можете быть богатым или сознательно отказаться от него.Вы можете владеть деньгами или презирать деньги; одна фатальная вещь — поклоняться деньгам и не получить их ».
«Слабые или сильные, умные или простые, все мы братья».
«Ни один мыслящий человек не может жить в таком обществе, как наше, без желания его изменить».
«Только когда вы встречаетесь с человеком другой культуры, чем вы, вы начинаете понимать, каковы на самом деле ваши собственные убеждения».
«Каждое поколение воображает себя умнее того, что было до него, и мудрее, чем то, что приходит после него.Это иллюзия ».
«Сила в том, чтобы разрывать человеческие умы на части и снова объединять их в новые формы по вашему выбору».
Хотите больше от любимых авторов? Подпишитесь на информационный бюллетень The Portalist !
Часть 1, Глава 77 Если есть надежда, писал Уинстон, то она кроется в пролях. Если и была надежда, то она должна лежать в пролах, потому что только там, в этих огромных игнорируемых массах, 85% населения Океании, может когда-либо быть сформирована сила для уничтожения партии. Партию нельзя было свергнуть изнутри. Его враги, если у него были враги, не имели возможности собраться вместе или даже идентифицировать друг друга. Даже если легендарное Братство существовало, а, возможно, и существовало, было немыслимо, чтобы его члены когда-либо собирались в большем количестве, чем двое или трое.Бунт означал взгляд в глаза, в лучшем случае изменение голоса, иногда произнесенное шепотом слово. Он вспомнил, как однажды он шел по многолюдной улице, как ужасный крик сотен голосов женских голосов разнесся из переулка немного впереди.Это был грозный крик гнева и отчаяния, глубокое, громкое «О-о-о-о-о!» это гудело, как звон колокола. Его сердце подпрыгнуло. Началось! он думал. Бунт! Пролы наконец вырвались на свободу! Когда он добрался до места, то увидел толпу из двух или трехсот женщин, толпившихся вокруг киосков уличного рынка, с такими трагическими лицами, как будто они были обреченными пассажирами тонущего корабля. Но в этот момент всеобщее отчаяние переросло в множество индивидуальных ссор.Оказалось, что в одном из киосков продавались жестяные кастрюли. Он написал: Пока они не станут сознательными, они никогда не будут восставать, и пока они не восстанут, они не могут стать сознательными. Это, подумал он, могло быть почти записью из одного из партийных учебников. Уинстон наклонился и осторожно почесал свою варикозную язву. Снова начался зуд. Вы неизменно возвращались к невозможности узнать, какой на самом деле была жизнь до революции. Он достал из ящика экземпляр учебника истории для детей, который позаимствовал у миссис Парсонс, и начал переписывать отрывок в дневник: В старые времена (так было), до славной революции, Лондон не был тем красивым городом, который мы знаем сегодня. Но среди всей этой ужасной бедности было всего несколько больших, больших красивых домов, в которых жили богатые люди, у которых было до тридцати слуг, которые заботились о них.Этих богатых людей называли капиталистами. Это были толстые уродливые люди с злыми лицами, как на картинке на противоположной странице. Вы можете видеть, что он одет в длинное черное пальто, которое называлось сюртуком, и странную блестящую шляпу в форме дымохода, которую называли цилиндром. Это была форма капиталистов, и больше никому не разрешалось ее носить. Капиталисты владели всем в мире, а все остальные были их рабами. Им принадлежала вся земля, все дома, все фабрики и все деньги. Но он знал остальную часть каталога. Там будут упоминания о епископах в рукавах для лужаек, о судьях в горностаевых одеждах, о позорном столбе, ложах, беговой дорожке, девятом хвосте, банкете лорд-мэра и практике целования пальца ноги Папы .Также было то, что называется jus primae noctis, о котором, вероятно, не будет упоминания в учебниках для детей. Это был закон, по которому каждый капиталист имел право спать с любой женщиной, работающей на одной из его фабрик. Как вы могли определить, насколько это ложь? Возможно, это правда, что средний человек сейчас живет лучше, чем до революции. Единственным доказательством обратного был безмолвный протест в ваших собственных костях, инстинктивное ощущение, что условия, в которых вы живете, невыносимы и что в какое-то другое время они должны были быть другими. Он протянул руку и снова почесал лодыжку. Днем и ночью телеэкраны забивали вам уши статистикой, доказывающей, что сегодня у людей было больше еды, больше одежды, лучше дома, лучше отдыхали — что они жили дольше, работали меньше часов, были больше, здоровее, сильнее, счастливее, умнее, лучше образованнее, чем люди пятьдесят лет назад.Ни одно слово из этого нельзя было ни доказать, ни опровергнуть. Партия утверждала, например, что сегодня 40 процентов взрослых пролов грамотны: до революции, как говорили, их было только 15 процентов. Партия утверждала, что уровень младенческой смертности сейчас составлял всего 160 на тысячу, тогда как до революции он был 300 — и так продолжалось. Это было похоже на одно уравнение с двумя неизвестными. Вполне возможно, что буквально каждое слово в учебниках истории, даже то, что принимается без вопросов, было чистой фантазией. Все растворилось в тумане. Прошлое было стерто, стирание забыто, ложь стала правдой. Всего лишь раз в жизни он обладал — после события: вот что важно — конкретными, безошибочными доказательствами фальсификации. Он держал его между пальцами целых тридцать секунд. Должно быть, это было в 1973 году — во всяком случае, это было примерно в то время, когда он и Кэтрин расстались.Но действительно актуальная дата была на семь или восемь лет раньше. На самом деле история началась в середине шестидесятых, в период великих чисток, в ходе которых первоначальные лидеры Революции были уничтожены раз и навсегда. К 1970 году никого из них не осталось, кроме самого Большого Брата. Все остальные к тому времени были разоблачены как предатели и контрреволюционеры. Гольдштейн сбежал и скрывался, никто не знал, где, а из остальных несколько просто исчезли, в то время как большинство было казнено после зрелищных публичных процессов, на которых они признались в своих преступлениях. Через некоторое время после их освобождения Уинстон действительно видел всех троих в кафе «Каштан». Он вспомнил, с каким ужасом и очарованием наблюдал за ними краем глаза. Ни за одним из ближайших к ним столиков никого не было. Было неразумно даже встречаться с такими людьми по соседству. Они сидели в тишине перед рюмками с джином, приправленным гвоздикой — фирменным блюдом кафе. Из всех троих именно Резерфорд произвел на Уинстона наибольшее впечатление. Резерфорд когда-то был известным карикатуристом, чьи жестокие карикатуры помогли воспламенить общественное мнение до и во время революции. Это был одинокий час пятнадцати. Уинстон уже не мог вспомнить, как он оказался в кафе в такое время. Место было почти пустым. С телеэкранов доносилась металлическая музыка. Трое мужчин сидели в своем углу почти неподвижно, не разговаривая. Официант без команды принес свежие стаканы джина. Под раскидистым каштаном Я продал тебя, а ты продал мне: Вот они лежат, и вот лежат мы Под раскидистым каштаном. Трое мужчин не пошевелились. Но когда Уинстон снова взглянул на разрушенное лицо Резерфорда, он увидел, что его глаза полны слез. И впервые он заметил, с некоторой внутренней дрожью, но не понимая, от чего он вздрогнул, что и Ааронсон, и Резерфорд сломали носы. Чуть позже все трое были повторно арестованы. Выяснилось, что с момента освобождения они участвовали в новых заговорах. На втором суде они снова сознались во всех своих старых преступлениях, а также в целом ряде новых. Дело в том, что на обоих процессах все трое признались, что в тот день они были на евразийской земле. Они прилетели с секретного аэродрома в Канаде на встречу где-то в Сибири и совещались с членами Евразийского генерального штаба, которым передали важные военные секреты. Конечно, это не было открытием. Даже в то время Уинстон не предполагал, что люди, которые были уничтожены в ходе чисток, на самом деле совершили преступления, в которых их обвиняли. Но это были конкретные доказательства; это был фрагмент упраздненного прошлого, как ископаемая кость, которая обнаруживается не в том пласте и разрушает геологическую теорию. Этого было достаточно, чтобы взорвать партию на атомы, если бы она каким-то образом могла быть опубликована в мире и ее значение стало известно. Он сразу пошел работать. Как только он увидел, что это была за фотография и что она значила, он накрыл ее еще одним листом бумаги. К счастью, когда он развернул ее, она оказалась перевернутой с точки зрения телеэкрана. Он взял свой блокнот на колено и отодвинул стул так, чтобы отойти как можно дальше от телеэкрана. Это было десять-одиннадцать лет назад. Сегодня, наверное, сохранил бы эту фотографию. Любопытно, что тот факт, что он держал ее в пальцах, казался ему значимым даже сейчас, когда сама фотография, а также записанное ею событие были всего лишь воспоминаниями.Он задавался вопросом, неужели партия держится за прошлое менее сильной из-за того, что уже не существовало свидетельства, которого больше не существовало? Но сегодня, если предположить, что его каким-то образом можно было воскресить из пепла, фотография могла даже не быть доказательством. Я понимаю КАК: Я не понимаю ПОЧЕМУ. Он задавался вопросом, как он много раз задавался вопросом прежде, был ли он сам сумасшедшим. Возможно, сумасшедших было просто меньшинство. Когда-то было признаком безумия верить, что Земля вращается вокруг Солнца; сегодня, чтобы верить, что прошлое неизменно. Он мог быть одиноким, кто придерживался этой веры, а если один, то сумасшедшим. Он взял детский учебник по истории и посмотрел на портрет Большого Брата, который был на его фронтисписе.Гипнотические глаза смотрели в его собственные. Как будто на вас давила какая-то огромная сила — что-то, что проникло внутрь вашего черепа, ударяя по вашему мозгу, пугая вас от ваших убеждений, почти убеждая вас отрицать свидетельства ваших чувств. В конце концов партия объявляет, что два плюс два составляют пять, и вы должны этому верить. Рано или поздно они неизбежно заявили об этом: этого требовала логика их позиции. Их философия молчаливо отрицала не только достоверность опыта, но и само существование внешней реальности.Ересь ереси была здравым смыслом. И ужасно было не то, что тебя убьют за то, что ты думаешь иначе, а то, что они могут быть правы. В конце концов, откуда мы знаем, что два и два составляют четыре? Или что действует сила тяжести? Или что прошлое неизменно? Если и прошлое, и внешний мир существуют только в уме, и если сам разум управляем, что тогда? Но нет! Его отвага, казалось, внезапно окрепла сама собой. Партия сказала вам отвергать свидетельства ваших глаз и ушей. Это была их последняя, самая важная команда. Его сердце упало, когда он подумал об огромной силе, направленной против него, о легкости, с которой любой партийный интеллектуал мог бы свергнуть его в дебатах, о тонких аргументах, которые он не мог понять, а тем более ответить.И все же он был прав! Они были неправы, и он был прав. Очевидное, глупое и правдивое нужно защищать. Истинные истины, держитесь за это! Твердый мир существует, его законы не меняются. Камни твердые, вода мокрая, предметы без опоры падают к центру земли. С чувством, что он разговаривает с О’Брайеном, а также что он излагает важную аксиому, он написал: Свобода — это свобода сказать, что два плюс два составляют четыре. |
Часть 2, Глава 7 7 «Мне приснилось», — начал он и остановился. Это было слишком сложно описать словами. Это был сам сон и связанное с ним воспоминание, которое всплыло в его сознании через несколько секунд после пробуждения. Он лежал с закрытыми глазами, все еще промокший в атмосфере сна. Это был огромный, светлый сон, в котором вся его жизнь, казалось, простиралась перед ним, как пейзаж летним вечером после дождя. Все это происходило внутри стеклянного пресс-папье, но поверхность стекла была куполом неба, а внутри купола все было залито ясным мягким светом, в котором можно было видеть бескрайние расстояния. «Вы знаете, — сказал он, — что до этого момента я считал, что убил свою мать?» «Почему ты убил ее?» — сказала Джулия, почти уснув. «Я не убивал ее. Не физически ». Во сне он вспомнил, как последний раз видел свою мать, и через несколько мгновений после пробуждения все окружающие его небольшие события вернулись. Это было воспоминание, которое он, должно быть, намеренно вытеснял из своего сознания на протяжении многих лет.Он не был уверен в дате, но ему могло быть не меньше десяти, а возможно, и двенадцати, когда это произошло. Его отец пропал некоторое время раньше, насколько раньше он не мог вспомнить. Он лучше помнил суматошные, непростые обстоятельства того времени: периодические паники по поводу авианалетов и укрытий на станциях метро, повсюду груды щебня, неразборчивые прокламации на углах улиц, банды молодых людей в рубашках одного цвета. Когда его отец исчез, его мать не выказала ни удивления, ни жестокого горя, но с ней произошла внезапная перемена.Она казалась совершенно бездуховной. Даже Уинстону было очевидно, что она ждет чего-то, что, как она знала, должно было произойти. Она делала все, что было необходимо — готовила, мыла, ремонтировала, заправляла постель, подметала пол, вытирала пыль на камине — всегда очень медленно и с любопытным отсутствием лишних движений, как самодеятельность мирянина художника. Он вспомнил комнату, в которой они жили, темную, душно пахнущую комнату, которая, казалось, наполовину заполнена кроватью с белым покрывалом. В крыле было газовое кольцо и полка, на которой хранились продукты, а на площадке снаружи — коричневая глиняная раковина, общая для нескольких комнат.Он вспомнил статное тело матери, склонившееся над газовым кольцом, чтобы помешать что-то в кастрюле. Прежде всего он вспомнил свой постоянный голод и жестокие, грязные битвы во время еды. Он снова и снова с ворчанием спрашивал мать, почему не было больше еды, он кричал и штурмовал ее (он даже помнил тон своего голоса, который начинал преждевременно прерываться, а иногда и гудел) , или он попытался бы хмыкнуть пафосно, пытаясь получить больше, чем его доля.Его мать была вполне готова дать ему больше, чем его доля. Она считала само собой разумеющимся, что он, «мальчик», должен иметь самую большую порцию; но сколько бы она ни давала ему, он неизменно требовал большего. Во время каждого приема пищи она умоляла его не быть эгоистичным и помнить, что его младшая сестра больна и ей тоже нужна еда, но это было бесполезно. Он кричал от гнева, когда она переставала черпать, он пытался вырвать кастрюлю и ложку у нее из рук, хватал кусочки с тарелки сестры. Он знал, что голодает двух других, но ничего не мог с этим поделать; он даже чувствовал, что имеет на это право.Шумный голод в животе, казалось, оправдал его. Между приемами пищи, если его мать не стояла на страже, он постоянно воровал убогий склад продуктов на полке. Однажды был выдан шоколадный паек. Таких проблем не было уже несколько недель или месяцев. Он совершенно ясно помнил этот драгоценный кусочек шоколада. Это была плита весом в две унции (в те дни еще говорили об унциях) между ними тремя. Было очевидно, что его следует разделить на три равные части.Внезапно, как будто он слушал кого-то другого, Уинстон услышал, как он громким грохотом требует, чтобы ему отдали всю пьесу. Его мать сказала ему не быть жадным. Это был долгий, назойливый спор, который ходил кругом, с криками, нытьем, слезами, протестами, торгами. Его крошечная сестра, цепляясь за свою мать обеими руками, в точности как детеныш обезьяны, сидела и смотрела на него через плечо большими печальными глазами. В конце концов его мать отломила три четверти шоколада и отдала их Уинстону, а оставшуюся четверть отдала его сестре.Маленькая девочка взяла его и тупо посмотрела на него, возможно, не зная, что это было. Уинстон какое-то время смотрел на нее. Затем внезапным быстрым прыжком он выхватил кусок шоколада из руки сестры и бросился к двери. «Уинстон, Уинстон!» его мать крикнула ему вслед. ‘Вернись! Верни сестре ее шоколад! Он остановился, но не вернулся. Тревожные глаза матери были прикованы к его лицу. Даже сейчас он думал об этом, он не знал, что именно должно было произойти.Его сестра, сознавая, что у нее что-то украли, издал слабый вопль. Его мать обняла ребенка и прижалась лицом к своей груди. Что-то в этом жесте подсказывало ему, что его сестра умирает. Он повернулся и побежал вниз по лестнице с липким шоколадом в руке. Он больше никогда не видел свою мать. После того, как он съел шоколад, он почувствовал себя несколько стыдно за себя и несколько часов слонялся по улице, пока голод не привел его домой.Когда он вернулся, его мать исчезла. В то время это уже становилось нормой. В комнате никого не было, кроме матери и сестры. Они не взяли никакой одежды, даже пальто его матери. По сей день он не знал с уверенностью, что его мать умерла. Вполне возможно, что ее просто отправили в исправительно-трудовой лагерь. Что касается его сестры, то ее, возможно, отправили, как и самого Уинстона, в одну из колоний для бездомных детей (их так называли Центры реабилитации), которые выросли в результате гражданской войны, или же ее могли отправить в колонию. трудовой лагерь вместе с его матерью, или просто уехал куда-то умирать. Сон все еще был живым в его сознании, особенно обволакивающий защитный жест руки, в котором, казалось, заключалось все его значение. Его мысли вернулись к другому сну двухмесячной давности. Точно так же, как его мать сидела на грязной белой стеганой кровати с ребенком, цепляющимся за нее, так она сидела в затонувшем корабле, далеко под ним, и с каждой минутой тонула все глубже, но все еще смотрела на него сквозь темнеющую воду. . Он рассказал Джулии историю исчезновения своей матери.Не открывая глаз, она перевернулась и устроилась в более удобном положении. «Я полагаю, в те дни вы были чудовищной маленькой свиньей», — невнятно сказала она. «Все дети свиньи». ‘Да. Но настоящая суть истории … По ее дыханию было видно, что она снова засыпает. Ему бы хотелось продолжить разговор о своей матери. Он не предполагал, исходя из того, что он мог вспомнить о ней, что она была необычной женщиной, еще менее умной; и все же у нее было |
| Читайте книги онлайн на другом нашем сайте: The Literature Page |
|


Но пролы, если бы только они могли каким-то образом осознать свою силу, не нуждались бы в заговоре. Им нужно было только встать и встряхнуться, как лошадь, стряхивающая мух. Если бы они захотели, они могли бы завтра утром разнести партию на куски. Неужто рано или поздно им должно прийти в голову это сделать? И все еще-!
Это были жалкие хрупкие вещи, но какие-либо кастрюли всегда было трудно достать. Теперь запас неожиданно закончился. Успешные женщины, которых толкали и толкали остальные, пытались убежать со своими кастрюлями, в то время как десятки других шумели вокруг прилавка, обвиняя хранителя ларька в фаворитизме и в том, что у них где-то в запасе есть еще кастрюли. Раздался новый взрыв криков. Две раздутые женщины, одна из которых с распущенными волосами, схватили одну и ту же кастрюлю и пытались вырвать ее из рук друг друга.Какое-то время они оба тянули, а потом ручка оторвалась. Уинстон с отвращением смотрел на них. И все же, всего на мгновение, какая почти устрашающая сила прозвучала в этом крике всего из нескольких сотен глоток! Почему они никогда не могли так кричать о чем-нибудь важном?
Партия, конечно, утверждала, что освободила пролов от кабалы. До революции капиталисты ужасно притесняли их, их морили голодом и пороли, женщин заставляли работать на угольных шахтах (на самом деле женщины все еще работали на угольных шахтах), детей продавали на фабрики в возрасте шести лет. Но в то же время, верная Принципам двоемыслия, партия учила, что пролы — это низшие по природе люди, которых нужно держать в подчинении, как животных, путем применения нескольких простых правил.В действительности о пролах было известно очень мало. Не нужно было много знать. Пока они продолжали работать и размножаться, другие их занятия не имели значения. Предоставленные самим себе, как рогатый скот, брошенный на равнины Аргентины, они вернулись к образу жизни, который казался им естественным, своего рода наследственным образцом. Они родились, выросли в сточной канаве, они пошли на работу в двенадцать, они прошли через короткий период расцвета красоты и сексуального желания, они вышли замуж в двадцать, они были в среднем возрасте в тридцать, они умерли за по большей части в шестьдесят.
Тяжелый физический труд, забота о доме и детях, мелкие ссоры с соседями, фильмы, футбол, пиво и, прежде всего, азартные игры заполнили горизонт их умов. Удержать их под контролем было несложно. Несколько агентов Полиции Мысли постоянно перемещались среди них, распространяя ложные слухи, выделяя и устраняя тех немногих людей, которые были признаны способными стать опасными; но не было сделано никаких попыток внушить им идеологию партии. Было нежелательно, чтобы у пролов были сильные политические чувства.Все, что от них требовалось, — это примитивный патриотизм, к которому можно было прибегать всякий раз, когда нужно было заставить их соглашаться на более продолжительный рабочий день или более короткие пайки. И даже когда они становились недовольными, что иногда случалось, их недовольство ни к чему не приводило, потому что, не имея общих идей, они могли сосредоточить его только на мелких конкретных жалобах. Большее зло неизменно ускользало от их внимания. Подавляющее большинство пролов не имело в домах даже телеэкранов.
Даже гражданская полиция им очень мало мешала.В Лондоне было огромное количество преступников, целый мир в мире воров, бандитов, проституток, торговцев наркотиками и рэкетиров всех мастей; но поскольку все это происходило среди самих пролов, это не имело значения. Во всех вопросах нравственности им разрешалось следовать кодексу своих предков. Сексуальный пуританство партии им не навязывалось. Беспорядочные половые связи остались безнаказанными, развод разрешен. В этом отношении даже религиозное поклонение было бы разрешено, если бы пролы проявили хоть какие-то признаки необходимости или желания в нем.Они не вызывали подозрений. Как гласил партийный лозунг: «Пролы и животные — на свободе».
Это было темное, грязное, жалкое место, где почти никому не хватало еды и где у сотен и тысяч бедняков не было обуви на ногах и даже не было крыши, под которой можно было бы спать. Детям не старше вас приходилось работать по двенадцать часов в день на жестоких хозяев, которые пороли их кнутом, если они работали слишком медленно, и кормили их только черствыми корками и водой.
Если кто-то их не слушался, они могли бросить их в тюрьму, или они могли забрать его работу и заморить его голодом. Когда любой обычный человек говорил с капиталистом, он должен был съежиться и поклониться ему, снять фуражку и обратиться к нему «сэр». Вождя капиталистов называли королем и …
Ему пришло в голову, что по-настоящему характерной чертой современной жизни является не ее жестокость и незащищенность, а просто ее голость, тусклость, вялость. Жизнь, если оглянуться вокруг, не походила не только на ложь, сыпавшуюся с телеэкранов, но даже на те идеалы, которых партия пыталась достичь. Большие области этого, даже для члена партии, были нейтральными и аполитичными: нужно было проделывать утомительную работу, бороться за место в метро, штопать изношенный носок, закидывать таблетку сахарина, экономить окурок. .Идеал, созданный партией, представлял собой нечто огромное, ужасное и сверкающее — мир стали и бетона, чудовищных машин и ужасающего оружия — нация воинов и фанатиков, идущих вперед в совершенном единстве, все думали об одном и том же. и выкрикивая одни и те же лозунги, постоянно работая, сражаясь, побеждая, преследуя — триста миллионов человек с одинаковым лицом. Реальность представляла собой разваливающиеся грязные города, в которых недокормленные люди слонялись взад и вперед в протекающих ботинках, в залатанных домах девятнадцатого века, которые всегда пахли капустой и плохими уборными.
Ему казалось, что он увидел Лондон, огромный и разрушенный, город миллиона мусорных баков, и к нему примешалась фотография миссис Парсонс, женщины с морщинистым лицом и тонкими волосами, которая беспомощно возится с забитой канализацией.
Насколько он знал, не могло никогда не быть такого закона, как jus primae noctis, или любого такого существа, как капиталист, или любой такой одежды, как цилиндр.
Среди последних выживших были трое мужчин по имени Джонс, Ааронсон и Резерфорд. Эти трое были арестованы, должно быть, в 1965 году. Как часто бывало, они исчезли на год или больше, так что никто не знал, живы они или мертвые, а затем внезапно были вызваны, чтобы изобличить себя обычным способом. Они признались в разведке с врагом (на тот момент врагом тоже была Евразия), хищении государственных средств, убийствах различных доверенных членов партии, интригах против руководства Большого Брата, которые начались задолго до революции. и акты саботажа, в результате которых погибли сотни тысяч человек.После признания в этих вещах они были помилованы, восстановлены в партии и назначены на должности, которые на самом деле были синекурой, но казались важными. Все трое написали длинные жалкие статьи в «Таймс», анализируя причины своего отступничества и обещая исправить положение.
Это были люди намного старше его, реликвии древнего мира, почти последние великие фигуры, оставшиеся от героических дней партии. Очарование подпольной борьбы и гражданской войны еще слабо цеплялось за них. У него было ощущение, хотя уже тогда факты и даты становились размытыми, что он знал их имена на много лет раньше, чем он знал имя Большого Брата. Но также они были преступниками, врагами, неприкасаемыми, обреченными с абсолютной уверенностью на вымирание в течение года или двух.Никто из тех, кто однажды попал в руки Полиции Мысли, в конце концов так и не смог сбежать. Это были трупы, ожидающие отправки в могилу.
Даже сейчас, через большие промежутки времени, его карикатуры появлялись в «Таймс». Они были просто имитацией его прежних манер, на удивление безжизненными и неубедительными. Они всегда были перефразированием древних тем — многоквартирных домов, голодающих детей, уличных сражений, капиталистов в цилиндрах — даже на баррикадах капиталисты, казалось, все еще цеплялись за свои цилиндры в бесконечных безнадежных попытках вернуться в мир мимо. Это был чудовищный человек с гривой жирных седых волос, морщинистым лицом и толстыми негроидными губами.Когда-то он, должно быть, был чрезвычайно силен; теперь его огромное тело было обвисшим, наклонным, выпуклым, падающим во все стороны. Казалось, он рушится на глазах, как рушится гора.
Рядом с ними на столе стояла шахматная доска с расставленными фигурами, но игра не началась. А потом, примерно на полминуты, что-то случилось с телеэкранами. Мелодия, которую они играли, изменилась, и тон музыки тоже. Это произошло — но это было трудно описать. Это была странная, трескучая, ревущая, издевательская нота: в уме Уинстон назвал ее желтой нотой. И тут раздался голос с телеэкрана:
Они были казнены, и их судьба была записана в партийных историях, как предупреждение потомкам. Примерно через пять лет после этого, в 1973 году, Уинстон разворачивал пачку документов, которая только что вывалилась из пневматической трубки, на его стол, когда он наткнулся на фрагмент бумаги, который, очевидно, был подсунут среди других, а затем забыт. В тот момент, когда он расплющил его, он понял его значение. Это была половина страницы, вырванная из «Таймс» примерно десятью годами ранее — верхняя половина страницы, так что на ней была указана дата, — и на ней была фотография делегатов на каком-то партийном мероприятии в Нью-Йорке.В середине группы видными были Джонс, Ааронсон и Резерфорд. Их нельзя было спутать, во всяком случае их имена были в подписи внизу.
Дата запомнилась Уинстону, потому что это был день середины лета; но вся история должна быть зафиксирована и в бесчисленном множестве других мест.Вывод был только один: признания были ложью.
Сохранять выражение лица было несложно, и даже дыхание можно было контролировать с усилием: но вы не могли контролировать биение своего сердца, и телеэкран был достаточно хрупким, чтобы уловить его.Он пропустил то, что, по его мнению, было десятью минутами, все это время мучился страхом, что какая-нибудь авария — например, внезапный сквозняк, пронесшийся через его стол — предаст его. Затем, не открывая его снова, он бросил фотографию в отверстие памяти вместе с другими макулатурными бумагами. Возможно, через минуту он рассыпался бы в пепел.
Но мысль о том, что он сумасшедший, не сильно беспокоила его: ужас был в том, что он тоже мог ошибаться.
Лицо О’Брайена, не вызванное какой-либо очевидной ассоциацией, всплыло в его голове.Он знал с большей уверенностью, чем раньше, что О’Брайен на его стороне. Он писал дневник для О’Брайена — для О’Брайена: это было похоже на бесконечное письмо, которое никто никогда не прочтет, но оно было адресовано определенному человеку и получило свой цвет от этого факта.
Если это разрешено, все остальное последует.
Сон также был понят — и в некотором смысле он состоял в — жесте руки, сделанном его матерью и снова сделанном тридцатью годами позже еврейской женщиной, которую он видел в новостном фильме, пытающейся защитите маленького мальчика от пуль, пока вертолет не разнес их обоих на куски.