Что можно сказать о сократе как личности: что известно о философе сегодня? — Моноклер

Содержание

что известно о философе сегодня? — Моноклер

Рубрики : Переводы, Последние статьи, Философия

Сократ всегда предпочитал диалог письму, так как считал беседы лучшим способом докопаться до истины. Благодаря этой традиции философ не оставил после себя никаких трудов, что стало серьёзной проблемой для ученых в установлении его подлинного образа. Какой была личность Сократа? Кем он был: скверным и склочным афинянином или мудрым харизматичным человеком с пытливым умом? Скотти Хендрикс делает небольшой экскурс в историю формирования образа философа таким, каким мы знаем его, и рассказывает о противоречиях, которые встречаются в дошедших до нас источниках.

Сократ – один из величайших философов всех времен. Его имя известно даже тем, кто совсем не интересуется философией. Детали его жизни вкупе с его взглядами и мыслями уже давно покинули башню из слоновой кости и вошли в массовое сознание.

Тем не менее существует один факт о Сократе, о котором знают далеко не все.

Сократ, как и многие древние мыслители, никогда ничего не писал, так как считал, что письмо уступает диалогу в качестве способа познания истины. Обо всем, что мы знаем о Сократе сейчас, поведали нам в своих трудах другие философы, некогда его знавшие. Однако некоторые описанные ими факты расходятся друг с другом.

 

Что известно из источников

Самым первым письменным источником, упомянувшим Сократа стала пьеса древнегреческого комедиографа Аристофана. Комедия «Облака» была написана в 423 г. до н. э., когда Сократу было 47 лет. В ней философ изображен как эксцентричный интеллектуал, постоянно избегающий оплаты счетов. Он руководит маленькой школой «мыслильней», посвящённой науке, и зарабатывает деньги на обучении молодых людей тому, как изводить своих родителей и отбиваться от сборщиков налогов риторикой.

Эти два факта, кстати, послужили основанием для обвинения философа, в результате чего Сократа приговорили к смерти.

Еще одним источником стал историк и писатель Ксенофонт. Он знал Сократа в жизни как своего учителя и сослуживца в афинской армии. Однако его сократические диалоги оставляют желать лучшего: во-первых, Ксенофонт не присутствовал на судебном процессе Сократа, хотя и написал об этом произведение; во-вторых, во время протекания некоторых исторических событий он был еще совсем ребенком, хотя позже описывал их с подозрительной детализацией.

Он выдвигает нам свою версию «Апологии», в значительной мере отличающейся от Платоновской. Тогда как Платон предполагает, что Сократа устраивала возможность быть преданным смерти из-за стремления к познанию, Ксенофонт отмечает, что непоколебимость Сократа была связана с тем, что тот стареет – философ сказал, что скорее умрет, чем станет немощным.

А вы знали? «Апология» — первый сохранившийся текст Платона, написанный вскоре после суда (397 или 396 год) и единственное его произведение, написанное не в форме диалога.

Большую часть того, что мы знаем о Сократе, поведал нам его ученик Платон, писавший множество диалогов с речами своего учителя. Созданный им образ Сократа является основой наших представлений о философе. И часто образ, созданный Платоном, называют «истинным» Сократом, несмотря на все противоречия.

Сократ, согласно Платону, меняет свои взгляды на протяжении всей жизни. В то время как «ранний» Сократ заявляет, что не имеет представления о смерти и нравственности, в более поздних диалогах Сократ уже заявляет о бессмертии души и делает некоторые утверждения о моральных проблемах, относительно которых он ранее признавал свое невежество.

Платон к тому же изображает Сократа как слишком идеального человека – отличный солдат, человек, который мог перепить кого-угодно во время споров за столом, придумать за ужином образ идеального государства и был настолько благороден, что скорее предпочел бы смерть предательству. Тут необходимо еще упомянуть, что Платон и Ксенофонт были на сорок лет моложе Сократа и знали философа только последнюю часть его жизни. Именно поэтому стоит относиться скептически к их описаниям ранних лет его жизни.

 

Как решить проблему?

Во многих отношениях вопрос об истинном образе Сократа остается неразрешимым. Мы вряд ли обнаружим какие-либо новые источники о его жизни в ближайшее время, а те источники, которыми мы пользуемся сейчас, изучались на протяжении многих веков в поисках заветного ответа. Однако это не мешает историкам и философам продолжать искать выход.

К решению проблемы существует четыре основных подхода, но у каждого из них есть свои недочеты.

1. Настоящий Сократ – это личность, черты которой достоверно описывают Платон, Ксенофонт и Аристофан.

Проблема: согласны они друг с другом далеко не во всем. В общем, из их слов мы бы смогли заключить, что Сократ был скверным афинянином, и, одновременно, очень ярким и любознательным человеком.

2. Сократ – это тот человек, который говорит, что «знает, что он ничего не знает», и всегда пытается узнать больше, тем самым борясь со своим невежеством; человек, который не обучает истине, а сам ее ищет.

Проблема: хотя во многих диалогах в основном подчеркивается акцент Сократа на обучении, а не преподавании, там же он делает некоторые заявления, которые можно расценить как твердые знания. Если отбросить диалоги, у нас остается совсем мало источников, с которыми можно было бы работать. Но, что еще хуже, это предположение опровергает некоторые диалоги, которые считаются более правдоподобными.

3. Истинный Сократ – это Сократ, описанный в ранних диалогах Платона.

Проблема: у нас нет точной информации, в каком году был написан каждый диалог. Когда как примерную дату некоторых из них мы можем установить по описанным в них историческим событиям, даты написания других до сих пор остаются под вопросом. Образ Сократа в последних чаще воспринимается как «подлинный».

4. Сократ сместил фокус греческой философии с природы реальности на этику и не говорил о теории форм.

Проблема: некоторые из диалогов Сократа, посвященных этике, все еще либо рассматривают метафизику, либо указывают на существование форм, которые позднее разработал Платон.

Тайна о том, какой на самом деле была личность Сократа, может так и остаться нераскрытой. Так как сам философ ничего не писал, источники, из которых мы можем хоть немного узнать о нем – это труды других мыслителей. Но, несмотря на это, Сократ сумел оказать огромное влияние на всю западную цивилизацию. Мы все являемся наследниками той интеллектуальной традиции, которую он продвигал, и мы все пользуемся плодами проделанной им работы. Какой на самом деле была эта работа, мы уже никогда не узнаем.

По крайней мере, мы знаем, как мало мы знаем. И это (вероятно) все, что он хотел донести до нас в первую очередь.


Читайте также
 — Право на ошибку: 4 философа, признавших свои идеи заблуждениями
—  Удивительный скептик: почему философия Юма столь актуальна сегодня?
— Три мифа о философии Ницше

По материалам: Who was Socrates? Philosophy’s greatest mystery explained / Big Think
Обложка: Wikimedia Commons

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

1. Личность Сократа. Сократ

1. Личность Сократа

Представим себе Афины конца V в. до н. э. Это прежде всего рыночная площадь (агора). В центре – большое здание для хлебной торговли. Вокруг агоры расположились общественные здания, на прилегающих к ней узких и кривых улицах – мастерские, парикмахерские, лавки парфюмеров, трапезитов-менял, ламповщиков, книготорговцев. С любого места виден Парфенон на Акрополе, возвышающемся над городом.

С утра до полудня и вечером до ужина агора и ближайшие к ней улицы полны народа. Жадные до новостей и ищущие общения афиняне собираются здесь группами и шумно обсуждают злободневные политические вопросы, страстно разбирают очередной судебный процесс, соревнуются в пересказе забавных историй; здесь же они узнают о последних городских событиях и семейных происшествиях, получают вести из соседних полисов и отдаленных государств, передают разного рода слухи и толки.

В Афинах того времени можно было увидеть человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему навстречу. Его можно было встретить на рыночной площади, в мастерской оружейника, плотника, сапожника, в гимнасиях и палестрах (местах для занятий гимнастикой) – словом, почти всюду, где он мог общаться с людьми и вести беседу. В то же время этот человек избегал выступлений в народном собрании, на суде, в других государственных учреждениях. Это был афинянин Сократ, сын Софрониска.

Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. По представлениям греков, столь высоко ценивших телесную красоту и уверенных в своей красоте, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его некрасивой внешности не могла даже полная достоинства походка.

Для эллинского типа красоты характерны правильные черты лица, прямой нос, большие выразительные глаза. У Сократа же был приплюснутый и вздернутый нос с широкими ноздрями, толстые, чувственные губы, одутловатое лицо. Глаза у Сократа были навыкате (как у рака), да и по всегдашней своей манере смотрел он чуть исподлобья (см. Платон. Федон, 117b). Словом, внешний вид Сократа противоречил всем представлениям греков о красоте, был как бы насмешкой над этими представлениями, карикатурой на них. Однако этот человек со столь непривлекательной внешностью обладал огромным обаянием.

По словам красавца Алкивиада (см. Платон. Пир, 215b и сл.), Сократ похож на силена или сатира – волосатого похотливого демона, получеловека, полукозла, которого ваятели чаще всего изображают с дудочкой или флейтой в руках, делая эту фигурку полой внутри. Если же раскрыть этот силенообразный футляр, то внутри можно обнаружить изумительно прекрасные золотые изваяния богов. Таков и Сократ. Внешне он вылепленный силен, настоящий сатир Марсий.

Мифологический Марсий потрясал и покорял игрой на флейте. Сократ же поражал и завораживал слушателей, когда начинал говорить и раскрывать свою душу.

Предоставим, однако, слово Алкивиаду: «Когда я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось – нельзя больше жить так, как я живу» (215е – 216а).

И тот же Алкивиад (беспутство которого можно было сравнить только с его необычайной красотой) признавался, что лишь перед Сократом он испытывал чувство, которого никто не мог в нем заподозрить, – чувство стыда. «Одним словом, – говорит Алкивиад, – я и сам не ведаю, как мне относиться к этому человеку… Да будет вам известно, что ему совершенно неважно, красив человек или нет, – вы даже не представляете себе, до какой степени это безразлично ему, – богат ли и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. Все эти ценности он ни во что не ставит, считая, что и мы сами – ничто, но он этого не говорит, нет, он всю свою жизнь прикидывается наивным и разыгрывает людей» (там же, 216с-е)[11].

Имея в виду притворную наивность Сократа, его иронию, Алкивиад предупреждает о лукавстве этого «наглеца-сатира». «На языке у него вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапожники и дубильщики и, кажется, что говорит он всегда одними и теми же словами одно и то же, и поэтому всякий неопытный и недалекий человек готов поднять его речь на смех… Советую и тебе, Агафон, не попадаться ему на удочку, а, зная наш опыт, быть начеку…» (221е – 222в).

Но Алкивиада поражает в Сократе не его лукавая наивность и коварное добродушие, не его необычайное мужество и стойкость, проявленные им в бою, ни даже столь присущие ему благоразумие и сила ума. Ведь те или иные из этих качеств, по словам Алкивиада, могут быть свойственны и любому другому лицу. Более всего поражает Алкивиада неповторимость индивидуальности Сократа, исключительная оригинальность его духовного облика, в котором скрывается что-то непостижимое, «загадочное, неуловимое, сокровенное»… А вот то, что он не похож ни на кого из людей, древних или ныне здравствующих, – это самое поразительное. С Ахиллом, например, можно сопоставить Брасида и других, с Периклом – Нестора и Антенора, да и другие найдутся; и всех прочих тоже можно таким же образом с кем-то сравнить. А Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него. Сравнивать его можно, как я это и делаю, не с людьми, а с силенами и сатирами – и его самого и его речи» (221с-d).

Таким предстает Сократ в «похвальном слове» Алкивиада, в его панегирике, написанном первоклассным стилистом и мастером образных сравнений Платоном. Разумеется, Платон идеализировал Сократа. Тем не менее за этим идеализированным Сократом скрывается Сократ исторический.

Платон интересовался философией, а не биографиями. Поэтому он концентрировал свое внимание на беседах Сократа вне семьи, в мужском обществе: на рынке, в палестрах и в частных домах. Платон, по-видимому, стремился не столько показать внешнее «бытие» Сократа в мире повседневности, сколько раскрыть внутреннее «бытие» философа. И если Платон изображал Сократа обыденного, т. е. того чудака, за которого он себя выдавал и которым считали его многие люди, то лишь затем, чтобы привлечь внимание читателя к своеобразию духовного облика этого человека.

Вместе с тем Платон стремился показать роль и значение мыслителя, который первым среди философов предпринял исследование идеального и провозгласил бытие идеального в качестве реальности не менее подлинной и действительной, чем бытие чувственно воспринимаемых вещей.

В ходе дальнейшего изложения мы попытаемся показать, сколь тесно были связаны личность и учение Сократа. Здесь же нашей задачей является воспроизведение личности Сократа в ее конкретности на основе заслуживающих доверия биографических сведений, Сократа, человека и мыслителя, в условиях его времени. Значительный материал для этого мы находим в так называемых «Сократических сочинениях» Ксенофонта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Философия и биография Сократа :: SYL. ru

Сократ — первый философ из Афин, современник Демокрита. Он интересен не только как создатель собственного учения. Вся его жизнь является воплощением философии, которой следовал этот мыслитель. Идеи Сократа оказали большое влияние на развитие античной и современной мысли.

Почему Сократ не написал ничего?

Сам философ, вступавший активно в различные собеседования, не написал ничего. В платоновском диалоге «Федр» он выступает против Тевта (Тота) из Египта, которому было приписано изобретение письменности. Вообще, Сократ высказывается против такого способа фиксации знания, так как письменность делает его внешним, мешает внутреннему глубокому усвоению. Сократ говорит, что письмена мертвы. Они всегда твердят одно и то же, сколько их ни спрашивай. Записанному монологу философ предпочитал разговорный диалог.

Из каких источников мы узнаем о Сократе?

По каким же источникам может быть восстановлена биография Сократа и его учение? Все, что мы знаем о нем, нам известно от его учеников — философа Платона и историка Ксенофонта. Последний посвятил этому мыслителю и его учению свои произведения «Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа». Платон же практически все собственные рассуждения приписал своему учителю, поэтому трудно сказать, где мысли Сократа, а где — Платона (в особенности в ранних диалогах). Некоторые историки философии древности из-за отсутствия прямой информации о Сократе не раз за последние десятилетия предпринимали попытки доказать, что этот философ не существовал в действительности и был литературным персонажем. О Сократе, однако, говорят многие авторы античности. Например, окарикатуренный его образ как софиста представлен в комедии «Облака» (автор — Аристофан).

Происхождение Сократа

Сократ, биография и философия которого нас интересуют, является первым по рождению афинским философом. Он происходит из входившего в Афинский полис дома Алопека, который был расположен примерно в получасе ходьбы от тогдашней столицы — Аттики. Софрониск, отец Сократа, ремесленник-каменотес. Мать его — повивальная бабка Финарета.

Краткое жизнеописание

Биография Сократа отмечена тем, что он во время войны между Спартой и Афинами исполнял доблестно воинский долг. Он участвовал трижды в боях, в последний раз — в сражении при Амфиподе, произошедшем в 422 году до н. э. Тогда спартанцы разбили афинян. Данной битвой завершился первый период войны. В 421 году до н. э. был подписан Никиев мир. Философ Сократ (биография его может быть воссоздана лишь на основании косвенных источников) не участвовал во втором периоде этой войны, злосчастной для Афин. Однако она его все же коснулась трагическим событием. Афиняне в 406 году до н. э. одержали после целого ряда поражений долгожданную победу в морском сражении при Аргинусских островах. Однако стратеги Афин не смогли похоронить убитых из-за бури. В совете пятисот судили победителей. Будучи заседателем на нем, Сократ выступил против скороспелого суда, проходившего сразу над всеми стратегами. Однако совет ослушался этого мыслителя, и были казнены все 8 стратегов. Биография Сократа была затронута также Пелопоннесской войной, в которой Афины потерпели поражение, и последующей за ней тиранией тридцати. Будучи вновь пританом (заседателем в совете), мыслитель однажды отказался от участия в расправе над честным гражданином Афин, устроенной тиранами. Так этот философ исполнял общественные обязанности, которые были возложены на всех свободных афинян в условиях античной демократии.

Однако мыслитель к активной общественной деятельности не стремился. Он предпочитал жизнь философа. Биография Сократа свидетельствует о том, что он жил непритязательно. Он был плохим семьянином, о жене и 3 сыновьях, поздно родившихся у него, не заботился. Вся жизнь Сократа была посвящена многочисленным философским спорам и беседам. Множество учеников было у него. Мыслитель Сократ, в отличие от софистов, не брал за обучение денег.

Обвинение и суд над Сократом

Этот философ был обвинен в безбожии после свержения тирании тридцати и восстановления демократии в Афинах. От Мелета, трагического поэта, оратора Ликона и Анита, богатого кожевника, исходило это обвинение. Платон в своем диалоге «Менон» сообщает, что Анит, участник ниспровержения тридцати, изгонявшийся тиранами из Афин, не любил софистов, говорил, что они «порча» и «гибель» для людей, которые с ними водятся. Сократ замечает с горечью, что Анит считает, будто и Сократ губит людей, подобно софистам. Философ в диалоге «Эвтифрон» говорит автору, встреченному им случайно, что Мелет, по всей видимости незначительный молодой человек, написал донос на него, в котором обвинил в развращении юношества ниспровержением старых богов и выдумыванием новых. Эвтифрон его успокаивает. Однако в 399 году до н. э., весной, философ все же предстал перед судом присяжных. Мелет выступил в качестве обвинителя. Он заявил, что философ виновен во «введении новых божеств» и развращении юношества. Мелет для успеха должен был собрать хотя бы пятую часть голосов заседавших в Гелиее. Сократ в ответ на это произнес защитительную речь. В ней он опроверг обвинения, выдвинутые против него. Однако он был признан виновным большинством голосов. Сократ сказал также, что он в памяти потомства останется навсегда мудрецом, а вот обвинители его пострадают. В самом деле, согласно Плутарху, они повесились. Речи Сократа, произнесенные им на суде, содержатся в произведении Платона под названием «Апология Сократа».

Сократ принимает свою участь

Мудреца должны были сразу же казнить, однако из Афин накануне суда на остров Делос отправился корабль с религиозной миссией, а казни, согласно обычаю, запрещались до его возвращения. Сократу в ожидании исполнения приговора пришлось провести в тюрьме 30 дней. К нему однажды утром пробрался, подкупив тюремщика, его друг Критон. Он сказал, что философ может бежать. Однако Сократ отказался, посчитав, что следует подчиняться установленным законам, даже если его несправедливо осудили. Об этом можно узнать из диалога «Критон», написанного Платоном. В «Федоне» же Платон рассказывает о последнем дне жизни своего учителя, который Сократ провел с учениками.

Он сказал им, что смерти не боится, так как был подготовлен к ней своей философией и всем своим образом жизни. Ведь, согласно его убеждению, философствование представляет собой умирание для этой жизни и подготовку к жизни бессмертной души вне телесной оболочки. Его жена, Ксантиппа, пришла вечером, явились и родственники Сократа с его тремя сыновьями. Философ простился с ними. Затем он выпил в присутствии учеников чашу яда. Сократ, согласно словам Платона, умер тихо. Последними словами философа была просьба принести в жертву Асклепию петуха. Такую жертву приносили обычно выздоровевшие. Этим философ хотел подчеркнуть, что смерть тела является выздоровлением души.

В центре внимания этого мыслителя, как и некоторых софистов, находится человек. Однако Сократом он рассматривается лишь как нравственное существо. Философия этого мыслителя представляет собой, таким образом, этический антропологизм. Физика и мифология были чужды интересам Сократа. Он считал, что труд толкователей мифологии малоэффективен. Сократа вместе с тем природа также не интересовала. Можно утверждать, если провести аналогию с китайскими мудрецами, современными ему, что этот философ ближе к конфуцианцам, нежели к даосам. Сократ повторял, что деревья и местности не учат его ничему, в отличие от людей в городе. Этому мыслителю, однако, пришлось по иронии судьбы расплатиться за физику Анаксагора, так как в Афинах из-за его воззрений был принят закон, согласно которому, те, кто не почитает по установленному обычаю богов или объясняет небесные явления научным образом, объявлялись государственными преступниками. Философа обвинили в том, что он будто бы учил, что Луна — земля, а Солнце — камень. Проблема Сократа заключалась в том, что, хотя он и говорил, что этому учил Анаксагор, а не он, мыслителю не верили.

Суть философии Сократа

Суть философии Сократа определяют два девиза: «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя». Для этого мыслителя самопознание имело определенный смысл, то есть познать себя — означало познать себя именно как нравственное и общественное существо, не только как личность, но и в первую очередь как человека вообще. Этические вопросы — главная цель философии Сократа и ее содержание. Аристотель в «Метафизике» скажет позднее об этом мыслителе, что он занимался вопросами нравственности, при этом не исследовал природу в целом.

Философский метод

Метод Сократа можно назвать в целом субъективной диалектикой. Этот философ, являясь любителем самосозерцания, любил вместе с тем общаться с людьми. Он был еще и мастером диалога. Обвинители Сократа не зря боялись, что ему удастся переубедить суд. Философ избегал использования внешних приемов. Содержание, а не форма, интересовало его прежде всего. Сократ на суде отметил, что говорить будет, не выбирая слов. Речи этого мыслителя, по мнению Алкивиада, кажутся на первый взгляд смешными, как будто он говорит об одном и том же одними и теми же словами. Однако если вдуматься в них, они окажутся весьма содержательными. Метод Сократа также преследовал достижение знания понятийного посредством наведения (индукции), восхождения к общему от частного в процессе собеседования.

Суть знания

Учение Сократа предполагало, что знать — в первую очередь понимать, что это такое. Красноречиво рассказывая о добродетели, Менон не может, однако, дать ей определения. Получается, что он не знает, о чем говорит. Поэтому цель обсуждения того или иного предмета — понятие, определение. Сократ — первый философ, который вывел на уровень понятия знание. Если его предшественники и пользовались понятиями, то они это делали стихийно. Лишь Сократ заметил, что знания нет без определения.

Суждения о добре и зле

Убеждение Сократа в том, что существует объективная истина, означает, что есть некоторые объективные моральные нормы. При этом различие между злом и добром является абсолютным, а не относительным. Философ не отождествлял, как некоторые софисты, счастье с выгодой. Он его отождествлял с добродетелью. Однако делать добро следует лишь в том случае, если человек знает, в чем оно заключается. Мужествен лишь тот человек, который понимает, что такое мужество. Именно это знание и делает его таковым. Понимание добра и зла делает людей добродетельными. Никто не будет поступать плохо, зная добро и зло. Последнее — это всего лишь результат незнания доброго. Учение Сократа определяет нравственность как следствие знания. Сугубо рационалистична моральная теория этого философа. Аристотель затем возразит ему, что иметь знание о зле и добре и пользоваться им — не одно и то же. Порочные люди, обладая таким знанием, игнорируют его. Это делают невольно невоздержанные люди. Знание, кроме того, следует применять на практике к конкретным ситуациям. Достигаются этические добродетели, согласно Аристотелю, путем воспитания, это всего лишь дело привычки. Нужно привыкнуть, например, быть храбрецом.

Задача философии (по Сократу)

До Сократа считалось, что главным предметом философии является природа, внешний мир. Сократ же говорил, что он непознаваем. Можно познать лишь душу человека и дела его, в чем и состоит задача философии.

Итак, мы рассказали вкратце о таком интересном мыслителе древности, как Сократ. Фото, биография, учение его — все это было представлено в данной статье. Советуем вам познакомиться с сочинениями его учеников, для того чтобы побольше узнать об этом философе.

Почему Сократ?

Почему Сократ?

2015-02-27  Marek Jan Siemek Версия для печати

 

Разве есть люди, которые не сталкивались бы с этим именем? Не говоря о профессиональных философах или историках философии, не говоря также о тех, кто вообще интересуется ближе, хотя бы по-любительски, отраслью истории культуры. Речь идёт о всех тех, которые занимаются в жизни совершенно другими делами и только время от времени мимолётно и случайно вступают в минутное соприкосновение с этой проблематикой. Можно не знать вообще ничего о философии, можно даже не знать ничего, кроме этого одного имени. Но о Сократе слышали все и все знают, что именно он был «философом». Смело можно утверждать, что это имя стало для нас наиболее коротким и наиболее узнаваемым символом философии вообще.

Кем же он был, и что такого сделал этот человек, который жил почти 25 веков назад, а оставил после себя такую подробную память, которая до нашего времени живёт и многим нам близка? Тот, который своими согражданами был приговорен к смерти за развращение юношества — который для всей позднейшей истории стал ярчайшим примером нравственности; тот, который только знал, что «ничего не знает» — а которого выбрали, напротив, за идеал мудреца и философа. Тот, наконец, кто не написал ни одной работы, а о котором написано уже (и сейчас ещё пишется) огромное множество книг? Чем же он заслужил себе почётное место в культуре и в истории? Почему же именно он? Почему Сократ?

Известно, что этот афинянин классической эпохи Перикла оказал значительное влияние на развитие всей, за малым исключением, позднейшей философской культуры. Но и сейчас о нём самом знаем очень мало, меньше, чем о любой другой великой личности древности. Сократ не писал, был принципиальным сторонником устного слова. Потому также наше знание о нём происходит исключительно из вторых рук — из описаний и свидетельств людей, которые с ним непосредственно имели дело. Проблема состоит однако в том, что три наиважнейших из этих свидетельств (т.н. диалоги Платона, воспоминания Ксенофонта и комедии Аристофана) отнюдь не согласны между собой: предлагают нам трёх сильно отличающихся Сократов. Сократоведческая профессиональная литература не справилась с этой проблемой и по сейчас. Во всяком случае, большинство позднейших исследователей уже согласны, что истина наиболее вероятна за платоновским описанием, однако с необходимостью учёта того, что нужно в нём выделить то, что происходит от самого Платона; но, несмотря на это, объяснения всё равно разные. Сократ постоянно является одной из наиболее спорных фигур в философской летописи. И никто не скажет, что эти споры должны были бы вскоре утихнуть. В пользу этого говорят также многочисленные публикации на эту тему, но ни одна из них не решает вопроса окончательно; «спор о Сократе» всё также продолжается. Эти непрекращающиеся споры являются вообще лучшим доказательством того, что мы имеем дело с мыслителем, которого нельзя заключить в одной формуле, классифицировать однозначно и определённо. Сократ является для нас всё ещё поводом для вопрошания — а это значит, что его наследие имеется по прежнему и в нашей современной культуре.

Сократ является для нас наиполнейшим символом философствования, так как уже при первом сближении проводит нас до самых истоков всякой философии. Задаёт он нам те самые вопросы, которые каждый из нас хорошо знает как свои собственные: Как жить? К чему стремиться? Что стоит наших усилий, а что их недостойно? И хотя сегодня область возможных ответов другая, чем во времена Сократа, но однако же эти вопросы, напротив, не устарели. Они «вечны» — в том смысле, в которым вечен человек и его дела. И рефлексия над теми и подобными вопросами — это собственно и есть философия.

Известно ведь, что Сократ был собственным творцом и вдохновителем гуманистичных традиций философии в нашем культурном кругу. Был первым, кто тесно соединил истину теоретическую с истиной нравственной. От него идёт то глубокое убеждение, свойственное для магистральной линии всей европейской культуры, что все человеческие проблемы принципиально решаемы на основе рациональной и полемической, что они могут формулироваться во всеобще-понятных категориях и разрешаться таким способом, который одинаков для всех людей без исключения.

Но собственно наследие Сократа — это не столько готовые ответы и решения, сколько соответствующая определённая основа их поиска. Она выражается полнее всего сократовским «знаю, что ничего не знаю». Это совсем не выражение слабости, но наоборот — гордое выражение превосходства над теми, которым кажется, что они обладают каким-то окончательным знанием. Ведь это их знание лишь видимость — но сами они о том не знают. Они ведь не сознают даже своего незнания — и в том собственно состоит их ничтожность перед Сократом, который, по крайней мере в этом, отдаёт себе отчёт.

В этом собственно видится наибольшая ценность сократического элемента в человеческой культуре. Афинский философ — это творец и символ такой мыслительной  традиции, в которой родилась и снова возрождается критическая основа, основа оппозиции против всего, что хочет сойти за несомненное и окончательное, за догмат. Традиция эта выводит на первый план отрицательные и критические функции философского мышления. Наименьший вес оставляется за формулированием истин и утвердительных положений, наоборот, неотрывно и безжалостно обнажается каждая мистификация. Распутывая следы ложности и лживости, вносить беспокойство в дела, выглядящие очевидными, отбросить освящённые авторитеты, пробудить сомнения, ставить вопросы непрерывно и агрессивно. Не зря сам Сократ говорил, что он как «овод, пущенный с руки бога», что он хочет беспокоить своих ближних упрямо и неотвязно, чтобы как сказал — «не опустились». Чтобы не опустились — значит: чтобы не замкнулись в разрозненных клетках своих понятий, чтобы не отождествили себя без остатка с какой-либо системой умствования или моральной системой. Ведь зло действует тогда, когда человек даёт себя целиком заменить неподвижной системой категорий и понятий.

Такая собственно критическая основа является неотъемлемым элементом всякой философии. Философский критицизм — против каждой попытки унификации человеческой жизни, замыкания её в одной законченной формуле. Опасность подчинения видимым истинам для человека больше, чем шанс на нахождение действительной истины — потому для человека важнее то, что он не знает и чего он не знает, чем то, что он знает.

Но признать своё собственное незнание — не значит принять его. Критицизм не скептицизм, сомнение не приводит к смирению-отречению. Люди должны постоянно искать новых решений, постоянно предпринимать новые познавательные и нравственные усилия; должны также верить в успешность и результативность этих усилий. Конечной истины нельзя получить никогда, но также никогда нельзя прекратить поиски такой истины.

Этому собственно учит нас Сократ — человек-символ, вечно живой и всегда современный философ. Его философи

5 важных уроков из жизни Сократа

Жена Сократа обладала очень вздорным характером. Как-то философа спросили, почему он женился на ней. На что он ответил: «Это же просто чудесно – жениться на человеке с таким плохим характером. Это лучшая школа, как научиться уживаться с другими людьми».

Автор Клубер На чтение 5 мин. Просмотров 5.2k. Опубликовано

Древнегреческий философ Сократ по праву считается отцом философии. Кстати, он не написал ни одного произведения. Все его мысли и идеи дошли до нас благодаря трудам его учеников – Платона и Ксенофонта.

Сократ родился в Афинах в 469 году до нашей эры. Его отец, Софрониск, был каменщиком. Мать, Фенарета, была акушеркой. Несмотря на своё скромное происхождение, он стал величайшим философом, уроки которого остаются актуальными до наших дней.

По сути, сначала ничего не предвещало такого будущего. Сократ жил точно такой же жизнью, как и любой житель Афин того времени. Некоторое время он даже пошёл по стопам отца и стал неплохим скульптором, ведь был очень трудолюбивым и терпеливым. Также отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости. Но любовь к ораторскому искусству и философии – всё же победила. Он стал мудрецом, который славился как непобедимый спорщик и бессребреник, отказывавшийся от дорогих подарков и ходивший в старой одежде и босиком.

Когда Сократ стал известным философом, то сразу же нажил себе немало врагов. Дело в том, что он всё поддавал сомнениям и постоянно допытывался у сограждан, что они думают по тому или иному поводу. В его этической системе не было места двойным стандартам. Людям же это было непонятно и удивительно. Поэтому его преследовали и высмеивали за эти идеи. В конце концов, Сократа даже осудили и приговорили к смертной казни.

Кстати, даже этот последний эпизод его жизни стал ещё одним из жизненных уроков. Рассказывают, что, когда Сократ вышел из зала суда, где его приговорили к смертной казни, он остановился, чтобы… поспорить. В такой драматический момент философ вступил в дискуссию со знатоком религии Евтрифроном о добродетели. Он не воспользовался возможностью избежать смертного приговора, потому что считал, что его священный долг – покоряться афинским законам.

Итак, 5 очень важных уроков из жизни Сократа

1. Смирение: один из самых важных уроков жизни великого философа

Внешне Сократ был весьма заурядной внешности. Он был невысокого роста, да ещё и с выступающим животом. Кроме того, у него были грубые черты лица и огромные выпуклые глаза. И на фоне всего этого – тонкий и изящный нос. Поэтому над ним частенько посмеивались и издевались другие философы.

Тем не менее такое отношение никак не повлияло на «отца философии». Напротив, он даже не обращал внимания на постоянную критику и насмешки. Сократ вёл очень скромную жизнь и всегда носил одну и ту же потрёпанную накидку. Ходил босиком, почти не ел и не пил.

Один философ даже сказал, что ни один раб не захочет, чтобы к нему относились так, как относился к себе Сократ. Он же упрямо доказывал всей своей жизнью, что главное – это смирение.

2. Уважение к индивидуальности других людей

Одним из самых интересных аспектов жизни этого философа является то, что он никогда ничего не записывал. Несмотря на то, что все восхищались его идеями, Сократ был уверен, что передавать их следует исключительно с помощью бесед.

Философ считал, что каждый человек должен развивать свои собственные идеи. То есть, если бы он записывал свои мысли и соображения, то это могло бы повлиять на интеллектуальное формирование других людей.

Поэтому Сократ придумал другой способ обучения: он подолгу разговаривал с собеседниками, постоянно иронизируя и поддавая всё сомнениям. Таким образом, он учил их смотреть на вещи под разными углами зрения.

3. Слушать и слышать

Сократ очень тонко и мастерски передавал свои знания. Он слушал людей. Тем самым – мотивировал думать, делать выводы, а значит – расти. Кстати, и в наше время этот метод многие педагоги пытаются преподавать подобным образом, но, следует заметить, с гораздо меньшим успехом. К слову, этим методом пользовался также швейцарский психолог и философ, исследующий психику человека, Жан Пиаже.

Сократ начинал разговор с вопросов, которые задавал собеседникам. При этом он спрашивал именно то, что помогло бы понять, что их выводы – либо последовательны, либо – плохо обоснованы. Таким образом, его ученик должен был прийти к выводу самостоятельно.

Роль Сократа как учителя сводилась к тому, что он просто слушал и задавал вопросы.

4. Докопаться до правды

Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Это был не просто лозунг или способ привлечь к себе внимание. Ведь он был очень открытым и прямым человеком. Сократ действительно был уверен: он не знает, что такое правда. Он задавал вопросы, прежде чем искать ответы, и расширял кругозор, прежде чем пытаться что-то приблизить.

Также Сократ говорил: «Познай себя».  Тем самым он подчеркивал, что даже не пытается постигнуть природу всех людей. Вместо этого он предлагал нам исследовать самих себя. Ведь это – одно из самых захватывающих путешествий, которое только может предпринять человек.

5. Чувство юмора

Сократ обладал потрясающим чувством юмора. Это нашло отражение в его анекдотах о Ксантиппе, его жене. Она была на 30 лет моложе и обладала очень непростым и вздорным характером.

Как-то Сократа спросили, почему он женился на ней. На что он ответил: «Это же просто чудесно – жениться на человеке с таким плохим характером. Это лучшая школа, как научиться уживаться с другими людьми».

Сократ и Ксантиппа

Когда Сократа приговорили к смертной казни, его жена Ксантиппа пришла к нему прощаться и заплакала. «Не плачь – мы все обречены на смерть», – сказал он ей. На что Ксантиппа возразила: «Но тебя осудили несправедливо!». И великий философ ответил: «Ты полагаешь, что эта ситуация была бы менее прискорбной, если бы меня осудили справедливо?»

Новое видео:

7 тысячелетних жизненных истин от Сократа

Доподлинно о Сократе неизвестно практически ничего: он не оставил никаких записей, хотя умел читать и писать, но предпочитал вести живые диалоги. Таким образом, все данные которыми мы располагаем, являются рассказами его друзей и учеников. Алкивиад, по описанию прекрасный юноша, оратор и афинский полководец, говорил, что Сократ — очень опасный человек. Он, Алкивиад, неоднократно пытался соблазнить Сократа (ну Древняя Греция же), но тот не поддался. А когда Сократ говорил, то слёзы проступали из глаз и начинала кружиться голова.

Позже эти двое станут добрыми друзьями, и Сократ даже спасёт раненого Алкивиада в битве под Потидеей. Он с дубиной в руках отобьёт друга из окружения спартанцев. Те, в свою очередь, не рискнули убить старого мудреца: это принесло бы им очень сомнительную славу.

1. Сколько же есть вещей, без которых можно жить

По словам Ксенофонта, друга Сократа, тот славился не только как непобедимый спорщик, но и как бессребреник. Вёл образ жизни нищего мудреца, отказываясь от дорогих подарков, всегда ходил в старой одежде и босиком. Даже перед смертью он отказался принять в дар роскошный плащ, ответив, что его старый плащ годился для жизни, а значит, вполне сгодится и для смерти.

Однажды, гуляя по рынку Сократ заметил: сколько же есть вещей, без которых я могу жить! Афинские рынки, конечно, были богаты, но что сказал бы философ, попади он в современный торговый центр? Что бы воскликнул он, увидев современный образ жизни, ориентированный на сверхпотребление, когда у каждой вещи, без которой можно жить, есть десятки и даже сотни аналогов?

2. Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец

Высказывание звучит так: «Это удивительно, всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.»

Времена изменились, и овец теперь не держат, во всяком случае, в городах. Тем не менее, каждый знает сколько денег у него в кошельке или на счету, хотя бы округляя до тысяч. А вот сколько же у человека друзей, настоящих, которых он сам безусловно считает друзьями, по-прежнему сходу назвать затруднительно. Приходится копаться в голове, складывать за и против, загибая пальцы. Лёгкость, с которой мы заводили друзей в детстве, присуща и отказу от дружеских связей в зрелом возрасте.

3. Я знаю, что ничего не знаю, но вы не знаете и этого

Однажды дельфийская пифия сказала, что нет человека на свете мудрее, чем Сократ. Философа озадачила столь высокая оценка прорицательницы, но Сократ не мог допустить, что бог врёт, потому что «не пристало ему». Однако истинность прорицания было решено проверить, для этого существовал лишь один способ — сравнить себя с другими людьми.

Сократ стал вести беседы с разными считавшимися мудрыми людьми. Здесь нужно пояснить, что «мудрость» была синонимом «умения». То есть человек, умевший делать посуду или оружие, тоже считался мудрым. В общем, выяснилось, что каждый такой мудрец силён только в своей сфере деятельности, но вообще не знает ничего о том, что вне этой сферы. Он же — Сократ, ничего не знал, скажем, о ковке или гончарном искусстве, однако понимал это. В отличие от прочих «мудрецов», мнивших себя таковыми, полагавших, что разбираются во всём.

Снова можно заметить, что с тех пор ничего не изменилось. Ведь и сегодня любой таксист проконсультирует тебя по любому вопросу. Он расскажет, как управлять государством или строить ракеты.

Из эксперимента Сократ делает вывод о том, что человеческая мудрость ничего не стоит, так как не может быть всеобъемлющей, и мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость. Позже этот вывод трансформировался в известное всем «я знаю, что ничего не знаю».

4 свидетельства неправильного отношения к жизни

4. Кто тайну может хранить

«Пчела» — сборник изречений византийского происхождения, изложен в непривычном стиле и есть там такие строки: «Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал: «Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет». «Этот» в данном случае подразумевался Сократ, и ответ его означает, что тайну никто хранить не может.

В общем-то очевидная истина: секрет, рассказанный кому-то, уже не является секретом. Более того, тайна перестаёт быть таковой не во время достижения словами ушей слушающего, а во время произнесения слов устами говорящего. Человек, желающий поделиться секретом, сам его и рассекречивает. Когда он становится достоянием общественности, не стоит винить общественность, лучше задать вопрос себе: «А каких последствий я ожидал?»

5. Надо принимать даже насмешки комиков

Сократ не имел статуса непререкаемого авторитета: это же Древняя Греция, там народ был острым на язык. Например, Аристофан, афинский комедиограф, любил пошутить и даже высмеять Сократа. Тот в свою очередь ответил: надо принимать даже насмешки комиков: если они поделом, то это нас исправит, если нет, то это нас не касается.

Эти слова да нашим законотворцам бы в уши. Вечно ходят в чувствах оскорблённых, только и думают, как бы всё заблокировать и посадить шутников на пару лет за мемчики. В общем, смысл в том, что критику нужно воспринимать адекватно, делая из неё выводы. Это в случае именно критики, а в случае завистливых или просто безумных нападок, лучше просто игнорировать, ведь это не касается реальности.

6. Берегись, друг, если только пашню хочешь возделать

Сократ утверждал, что бездеятельность — сестра свободы. В доказательство он приводил мужество и свободолюбие индийцев и персов, народов, весьма непредприимчивых, и, наоборот, в высшей степени оборотистых фригийцев и лидийцев, привыкших к игу рабства. Такой подход конфликтует с привычным «труд сделал из обезьяны человека», однако не лишён логики.

Как-то увидел Сократ своего ученика, всецело отдающегося пашне, но не прилежного в учёбе. «Берегись, друг, — сказал он, — если только пашню хочешь возделать, а душу пустынной оставишь и необработанной.» Формула проста: бездеятельность — свобода — саморазвитие. Если всецело отдаваться работе, душа и ум остаются невозделанными, и тут уже извечный вопрос: лучше быть с пустыми карманами или с пустой головой? Каждый находит ответ для себя сам. Наверное, здесь подойдёт самое знаменитое изречение Сократа — «ничего сверх меры», то есть нужна золотая середина.

7. Что заботит хороших

Вернёмся к византийской «Пчеле», такая строка: «Этот, спрошенный, что заботит хороших, сказал: «Слава плохих. »
Под «этим спрошенным» снова имелся ввиду Сократ, и как же глубок, а при этом прост и точен ответ. Не вдаваясь в рассуждения о том, что такое «хороший» и «плохой», вычленим главный тезис: хороший человек не может быть безразличен к славе, почитанию плохого человека. Дело совсем не в зависти, а в установлении правды и справедливости. А если по Сократу, то ещё и в знании, ведь, по мнению философа, добро — это знание. Человек, знающий добро, не станет поступать по-злому.

Если в новостной ленте видишь мамкиных циников с абсолютно неуместными шутками, и у тебя возникает желание ответить, это добро рвётся наружу — оно не может игнорировать зло. Если видишь, что какой-то лицемер завоевал авторитет на работе и от этого аж трясёт, это добро трясёт тебя, а не зависть: оно хочет противостоять злу, желает донести до окружающих правду.

Самое важное то, что ты сильно недооцениваешь

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? КТО БЫЛ СОКРАТ? 71. ЦЕЛИ SWBAT определяют философию и идентифицируют Сократа как лидера греческой философии. SWBAT понять.

Презентация на тему: «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? КТО БЫЛ СОКРАТОМ? 71. ЦЕЛИ SWBAT определяет философию и идентифицирует Сократа как лидера греческой философии. SWBAT понимает.» — стенограмма презентации:

1 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? КТО БЫЛ СОКРАТ? PA @ 71

2 ЗАДАЧИ SWBAT определяет философию и идентифицирует Сократа как лидера греческой философии.SWBAT понимает метод Сократа через дифференцированную версию первичного документа.

3 Сделать сейчас: Выберите один из следующих вариантов: Сможете ли вы когда-нибудь узнать все? Почему, почему нет? Важно ли изучать вопросы, на которые нет ответов? Почему, почему нет?

4 Что такое философия? Философия — это изучение фундаментальной природы знания, реальности и существования. Философы задают «большие вопросы», вопросы, на которые нет правильных или неправильных ответов. Анализируя «важные вопросы», мы лучше понимаем себя и свой мир.

5 Какие «большие вопросы»? Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Что делает человека хорошим или плохим? Что такое правительство? В группах задавайте свои собственные «важные вопросы».

6 Сократ (470–399 до н. Э.) На улицах Афин Сократ был уродливым грязным стариком с босыми ногами, задавал вопросы и бросал вызов любому, с кем встречался на улице.Этот грязный старик был самым важным человеком в истории философии.


7 Сократ (470–399 гг. До н.э.) Сократ подверг сомнению себя, мир вокруг себя и призвал своих собратьев-афинян сделать то же самое. Это сделало его очень неоднозначной фигурой — и привело к суду и смерти.

8 Задание Мы собираемся прочитать диалог, написанный Платоном, одним из учеников Сократа.По мере чтения ответьте на следующие вопросы: 1. Что заботит Сократа? 2. От чего Сократ готов отказаться ради своих убеждений? 3. Как большинство афинян относится к убеждениям Сократа?

Тест с несколькими вариантами ответов

  • Четыре основных раздела философии — это метафизика, эпистемология, аксиология и _____.

      а. биоэтика
      б.логика
      c. эстетика
      d. категориальная логика
  • Для Сократа неизученная жизнь — трагедия, потому что она наносит тяжкий вред _____.

      а. штат
      б.система правосудия
      c. тело
      d. душа
  • По мнению Сократа, душа страдает от недостатка _____.

      а. знания
      б. богатство
      c.сообщество
      d. смелость
  • Диалог вопросов и ответов, в котором предложения методично исследуются с целью раскрытия истины, известен как _____.

      а. Аргумент
      б. метод Сократа
      c.сократова шутка
      d. дебаты
  • Если вы предполагаете, что набор утверждений истинен, но все же можете вывести из него ложное или абсурдное утверждение, тогда исходный набор утверждений в целом должен быть ложным. Этот вид аргументов известен как _____.

      а. модус толленс
      б.modus ponens
      c. гипотетический силлогизм
      d. reductio ad absurdum *
  • Систематическое использование критических рассуждений в попытках найти ответы на фундаментальные вопросы о реальности, морали и знаниях называется _____.

      а.аргументированный метод
      б. философский метод
      c. логика высказываний
      d. силлогистическое рассуждение
  • Известное высказывание «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить» приписывается _____.

      а.Аристотель
      б. Джон Локк
      c. Сократ
      d. Платон
  • Изучение реальности в самом широком смысле, исследование элементарной природы вселенной и вещей в ней, известно как _____.

      а.метафизика
      б. эпистемология
      c. квантовая физика
      d. аксиология
  • Вопросы типа «Что такое знания?» и «Что есть правда?» являются опорой в области философии, известной как _____.

      а.логика
      б. метафизика
      c. эпистемология
      d. эстетика
  • Согласно Сократу, явным признаком того, что человек имеет _____, является его исключительное стремление к социальному статусу, богатству, власти и удовольствиям.

      а.философские амбиции
      б. мирская мудрость
      c. исключительные желания
      d. нездоровая душа
  • Что можно сказать о философе, которого никто не читал, в день рождения Сократа?

    По сценарию Виджая Танха | Обновлено: 6 мая 2019 г., 8:33:45 Сократа не интересовали естествознание или метафизика (его не интересовали фантазии о загробной жизни), эпистемология (его модель познания основывалась на повседневных занятиях) или теология (он не говорил ни от имени богов, ни о них).

    Будучи, вероятно, самым известным философом в западной традиции, слава Сократа основана не на его работах, поскольку он ничего не писал, а на памятнике его жизни, реконструированном его учениками, в основном Платоном. Вопрос Сократа таков: насколько реальны персонажи, зарисовки Платона в его многочисленных диалогах? «Апология» Платона, в которой излагается защита («Апология») Сократа на суде, показывает, что он был первым публичным интеллектуалом, а не рассеянным звездочетом.

    Сократ не интересовался естествознанием или метафизикой (его не интересовали фантазии о загробной жизни), эпистемологией (его модель знания была основана на повседневных занятиях) или теологией (он не говорил ни от имени богов, ни о них).Вместо этого Сократ позиционировал себя как практикующий свободный поиск. Взаимодействуя с согражданами в Агоре (центре города), он заставлял их задуматься над собственными убеждениями. Его метод, стилистически обосновывающий как философскую прозу, так и трагическую поэзию того времени, был сродни судебному перекрестному допросу, созвучному его утверждению: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». повинуясь этому изречению, он выполнил свой Богом данный долг: «… ничего не делать, кроме как побуждать вас… не заботиться о вашей личности или своем имуществе больше, чем о совершенствовании ваших душ… ибо добродетель не происходит из богатства, добродетели сам по себе является источником богатства… как для человека, так и для государства ». (Извинения 30).

    Забота о себе и исследуемая жизнь концептуально связаны. Сказать, что неизведанная жизнь не стоит того, чтобы жить, — значит заявить о важности философского исследования в собственной жизни. Это имеет параллели в других традициях, в практике медитации, исповедании грехов и т. Д., Но обычно это частные, а не публичные действия.

    Забота о себе также включает в себя внимание к тому, что действительно важно, и поэтому возникает вопрос о том, как следует прожить свою жизнь, вопрос, на который, по мнению Сократа, может ответить только философия.Как это ни парадоксально, но вопрос становится ответом. Простая постановка вопросов (себе, другим) — это прожить исследуемую жизнь. В более поздних версиях подчеркивается, что мы обращаем внимание на то, что мы делаем — размышления о наших мотивах и их изучение — это значит жить достоверно — отличительный признак сократовского требования, чтобы мы подвергали себя тщательному анализу.

    В отличие от других сократовских парадоксов («никто не делает ничего плохого по своей воле», «хороший человек не может пострадать»), это предписание легко повторить, но трудно применить на практике.Сократ призвал к изучению нашей системы убеждений в целом, которая, будучи разоблаченной, подлежала строгой оценке, не оставляя места для чего-либо скрытого или невысказанного. Это также было началом философской терапии: сглаживания морщин обмана и двуличия, которые, казалось бы, необходимы для повседневного существования. Сократовский экзамен был первым шагом в заботе о себе.

    Сократ, хотя и казнен большинством голосов, был не в оппозиции, а в оппозиции к демократическим Афинам, где свобода слова была правом каждого гражданина.Даже самые громкие критики города могли говорить открыто: рассуждать в судах (где граждане выступают либо как судьи, либо как присяжные) или декламировать в Ассамблее (где обсуждаются и утверждаются политики). Неудивительно и то, что вершины афинских цивилизационных достижений находились между тиранией Писистрата и гегемонией Филиппа Македонского.

    В отличие от интеллигенции прошлого (поэтов и поэтов-пророков) Сократ не претендовал на мудрость и не восхвалял правителей.Задолго до того, как его предали суду, его осудили поэты-комики, он сравнил себя с оводом, чья работа заключалась в том, чтобы ужалить государство и его граждан. Хотя он не стремился к власти, но во время краткого террора Тридцати тиранов он отказался под угрозой смерти подчиниться им. Несправедливо осужденный восстановленной демократией в 399 г. до н. Э. («Многие хорошие люди были осуждены из-за предубеждений»), он отказался бежать. Медлительность его добродетели превосходит скорость их зла (Апология 39а: Напоминает нам Ганди, который перевел эту работу на гуджарати).

    Как жить? Вопрос, свидетельствующий о вступлении этики в политику, возможен только в демократическом государстве. Только в демократических странах «я» может определять себя, становясь, наконец, не менее чем суммой своих случайностей. Классическое разделение разума и тела было разработано, чтобы отделить бытие от существ, противопоставив неуверенность в себе и уверенность в том, что это не так. Разве я не так хорошо себя чувствую? Не просто бестелесной душой, а воплощенным «я» (джива)? Знание и забота о себе по-прежнему остаются целью всех наших усилий.Переделывая оракульный императив — познай самого себя — настоящий сократовский вопрос оказывается не о нем, а о нас самих.

    Эта статья впервые появилась в печатном издании от 6 мая 2019 г. под заголовком «In Good Faith: The Socratic question». Писатель преподавал философию в Университете Дели

    📣 The Indian Express теперь в Telegram. Нажмите здесь, чтобы присоединиться к нашему каналу (@indianexpress) и оставаться в курсе последних новостей

    Чтобы получить все последние новости общественного мнения, загрузите приложение Indian Express.

    PPT — Презентация Сократа в PowerPoint, скачать бесплатно

  • Сократ 470-399 до н.э.

  • На заметку • Сократ, по сути, отец западной философии Студент Платон сделал это за него. • Философия Сократа возникла из его негативных чувств по отношению к учению софистов.. .

  • Эх, прости! Я думал, этот урок был о Сократе? КТО СОФИСТЫ? !!

  • Софисты Кто они? • Умные люди, которые путешествовали с места на место, преподавая такие предметы, как грамматика, риторика (дискуссии, аргументы, логика) и литература. • Афины были новым демократическим центром, и требовались образованные люди. • Софисты брали плату за свои услуги, обычно нанимаемые богатые и влиятельные — то, чему учили софисты, было востребовано

  • Софисты Какова была их философия? • Софистов интересовала личность и ее место в мире. • Протагор: «Человек есть мера всех вещей» • Приводили к убеждению, что разницу между добром и злом невозможно познать • Все зависело от обстоятельств — Теория относительности • Софисты полагали, что другие концепции истины и справедливости являются продуктом привычки и обстоятельств • Созданы власть имущими для удовлетворения своих собственных интересов «Справедливость — это просто интересы более сильного» ~ Трасимах

  • Проблема с софистами Истина была не самым важным вопросом, а скорее способностью убедить аудиторию в истинности вашей позиции • так они учили своих студентов • Философия софистов вызвала напряженность в Афинах • Они предположили, что не существует абсолютных норм правильно или неправильно • Это способствовало нарушению морального порядка • Различие между добром и злом больше не было четким • Побеждает тот, кто мог спорить с лучшими (или победил тот, кто больше заплатил софисту за споры) Сократу хватило софистов.. .

  • Жизнь Сократа • Родился около 470 г. до н.э. • Жил в Афинах на пике своей цивилизации. • Описывается как очень уродливый человек, который часто ходил босиком и носил такую ​​же одежду в любую погоду. • Отличный солдат. — он обладал большой физической силой и мог многое терпеть • Он был очень дисциплинированным человеком • Он интересовался развитием моральных качеств человека • Он жил добродетельной жизнью

  • Философия Сократа Сократа интересовала вопрос ЭТИКИ (морального поведения) • В отличие от софистов, он считал, что есть определенно правильное и неправильное • Он считал, что люди могут принять это и применить в своей повседневной жизни • Он сказал, что это зависит от людей (общества), в целом, чтобы установить, что правильно, а что нет • Посвятил свою жизнь поиску стандартов, по которым люди могли бы жить добродетельной / хорошей жизнью

  • Философия Сократа Сократ также был озабочен справедливостью • Он хотел, чтобы жизнь была справедливой для всех • Долг человека — исследовать правду о добре и зле, справедливости и несправедливости, отваге и трусости • Он работал, чтобы найти принципы и законы что все могут жить и быть счастливыми • Универсальные: эти истины применимы ко всем людям, в любое время, везде и во всех случаях

  • Сократовский стиль Стиль Сократа отличался от других • Он задавал людям вопросы посредством дискуссий или диалоги • Он выбирал людей, которые были экспертами в своей области и полностью понимали обсуждаемую тему • Он взял на себя роль невежественного вопрошающего • Делал вид, что не знает и хотел получить образование • Он задавал тактичные вопросы, которые приводили экспертов к тупик — у них закончатся ответы • Это показало им и другим, что у них нет всех ответов и, следовательно, они не являются экспертами • Таким образом, целью этого метода было чтобы узнать правду о том, как человек может жить хорошей, нравственной жизнью

  • Почему метод Сократа? • Посредством диалогов Сократ хотел узнать взгляды людей на нравственную, справедливую жизнь. • Сократ побуждал людей задавать вопросы о том, что им говорят, а также об их убеждениях — задавайте вопросы ВСЕ. его собственная философия, основанная на этом методе

  • Другие важные вопросы для Сократа ДУША Душа чрезвычайно важна в его философии • Надо было лелеять и защищать • Обретение мудрости спасло бы душу • Это привело бы человека к жизни добродетельная жизнь «Знать добро — значит делать добро.’~ Сократ • Верил, что люди не хотят поступать неправильно • Никто не хочет быть плохим человеком • Более поздние философы не соглашались с ним • Они говорили, что человек может знать, что правильно, но может быть недостаточно сильным или достаточно дисциплинированным, чтобы поступать

  • Мышление Сократа в действии Сократ считал действие правильным, когда оно способствует истинному счастью человечества • Сократ говорил об алкоголе • Пьянство — вы получаете лишь кратковременное удовольствие • От чего бы вы ни спасались, когда вы пьете, будет вернуться • Опьянение — имеет долгосрочные последствия • Приводит к ухудшению здоровья • Может поработить тело — стать зависимым • Употребление алкоголя противоречит разуму — почему вы добровольно хотите причинить вред своему телу? • Алкоголь и пьянство не приносят истинного удовольствия — отрицательные последствия намного перевешивают временное счастье, которое, по мнению Сократа, истинное удовольствие может быть достигнуто только через нравственную жизнь.. .

  • Казнь Сократа • Сократ был казнен в 399 г. до н.э. • Увидел Афины в опасности разрушения • Стал критиковать правительство • Он был социальным и моральным критиком • Он пытался улучшить чувство справедливости афинян • Его стремление к добродетели и его строгая приверженность истине противоречили афинскому обществу. • Он утверждал, что был мудрее, так как был единственным человеком, осознавшим свое невежество. • Предан суду и признан виновным • ересь • развращает умы молодежи

  • Казнь Сократа • Сократа заставили выпить смертельный яд • Ему дали возможность сбежать • Однако он решил не убегать, выпил яд и умер.. .

  • Подводя итоги Сократу • Добродетель (знания) — самое ценное из всех вещей • Жизнь должна быть потрачена на поиски добра. • Истину можно достичь • Люди должны сосредоточиться на саморазвитии, а не на материальном благосостоянии • Работа философа — показать людям, как мало они на самом деле знают • Действие правильное, если оно способствует истинному счастью

  • Boo , ого! Мой лучший друг мертв! Я не хочу, чтобы меня отравили, так что пора ненадолго покинуть Грецию.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *