Что говорил будда о боге: Что такое буддизм и во что верят буддисты? / Ответы на вопросы

Содержание

Нянапоника Тхера: Буддизм и идея Бога

В западной литературе высказываются довольно противоречивые мнения об отношении буддизма к понятию Бога и божеств. Изучение проповедей Будды, сохранённых в Палийском каноне, покажет, что идея олицетворённого божества, некоего бога-творца, представляемого вечным и всемогущим, несовместима с наставлениями Будды. В то же время, любые концепции обезличенной божественности, например, мировая душа и т. д., исключаются наставлениями Будды об «анатта», не-я или несубстанциональности.

В буддийской литературе вера в бога-творца (иссара-ниммана-вада) часто упоминается и отвергается наряду с другими причинами, ошибочно используемыми для объяснения происхождения мира; такими, например, как мировая душа, время, природа и т. д. Кроме того, вера в Бога отнесена к той же категории, что и пагубные с моральной точки зрения заблуждения, отрицающие каммические последствия действий, допускающие случайное происхождение человека и природы либо говорящие об абсолютном детерминизме.

Утверждается, что это в целом пагубные взгляды, несущие определённые отрицательные последствия из-за своего влияния на нравственное поведение.

Тем не менее, теизм считается разновидностью каммического учения, поскольку признаёт нравственную эффективность действий. Поэтому теист, ведущий нравственную жизнь, как и любой другой нравственный человек, может ожидать благоприятного перерождения. Возможно, что он даже переродится в небесном мире, схожим с его представлениями, хотя и не останется там навечно, вопреки своим ожиданиям. Однако, если фанатизм побудит его подвергать гонениям тех, кто не разделяет его верований, это будет иметь тяжкие последствия для его будущей судьбы. Ибо фанатизм, нетерпимость и жестокость к другим, порождают неблагоприятную камму, ведущую к нравственному упадку и несчастливому перерождению.

Несмотря на то, что вера в Бога не исключает благоприятного перерождения, она является разновидностью этернализма, заблуждения о постоянстве, коренящегося в жажде к существованию, и в этом плане она служит препятствием к окончательному освобождению.

Из оков (самйоджана), привязывающих к существованию, теизм главным образом связан с верой в существование «я», привязанностью к правилам и ритуалам, а также со стремлением к тонкотелесному существованию или существованию на «небесах чувственной сферы», в зависимости от обстоятельств.

Идея Бога, как попытка объяснить вселенную, её происхождение и положение человека в окружающем мире, была признана буддийскими мыслителями прошлого совершенно неубедительной. Столетиями буддийские философы излагали обстоятельные аргументы, опровергающие учение о боге-творце. Было бы интересно сравнить их доводы с подходами, которые западные философы использовали для опровержения теологических доказательств существования Бога.

Но для искренне верующего человека, идея Бога представляет собой нечто большее, чем просто средство объяснения внешних событий, таких как происхождение мира. Для него это предмет веры, который может даровать стойкое чувство уверенности не только в существовании Бога «где-то там», но и в его непосредственной близости, в утешающем присутствии Бога.

Это чувство уверенности требует более детального исследования. Такое исследование прояснит, что в большинстве случаев, идея Бога является всего лишь проекцией идеала её сторонников — как правило, благородного идеала — а также их пылкого желания и укоренившейся потребности верить. Такие проекции во многом обусловлены внешними факторами, такими как детские впечатления, образование, традиции и социальное окружение. Несущие сильную эмоциональную нагрузку, призванные к жизни впечатляющими способностями людей к формированию образов, визуализации и мифотворчеству, эти проекции затем отождествляются с понятиями и представлениями любой религии, исповедуемой набожным человеком. В «божественном опыте» большинства искренне верующих людей при глубоком анализе не обнаружилось бы какого-либо более конкретного содержания.

Но разнообразие и значение веры в Бога и божественного опыта не исчерпывается до конца предыдущими замечаниями. Жизни и писания подвижников всех великих религий несут свидетельства религиозных переживаний значительной силы, при этом в самом качестве сознания происходили существенные изменения.

Глубокая погружённость в молитву или медитацию может вызвать углубление и расширение, прояснение и увеличение силы сознания, сопровождаемые распространяющимся чувством восторга и блаженства. Контраст между подобными состояниями сознания и нормальной здравой осознанностью столь разителен, что мистик считает свои переживания проявлением божественного; и учитывая данный контраст, это допущение вполне понятно. Кроме того, мистические переживания характеризуются заметным ослаблением или временным исчезновением многочисленных чувственных восприятий и беспокойных мыслей, и такая относительная целостность ума истолковывается как соединение или общение с Единым Богом. Все эти глубоко волнующие впечатления и первые спонтанные интерпретации мистик впоследствии отождествляет со своей конкретной теологической системой. Но интересно отметить, что попытки величайших западных мистиков соотнести свои мистические переживания с официальными догмами своих церквей, зачастую выливались в учения, сомнительные с точки зрения ортодоксии, или даже отъявленно еретические.

Психологические явления, лежащие в основе таких религиозных переживаний, признаются буддистом и хорошо ему известны; но он тщательно различает сами переживания от теологических истолкований, которыми они отягощены. После выхода из глубокого медитативного погружения

(джхана), буддисту-созерцателю рекомендуется рассматривать физические и умственные факторы, составляющие его опыт, в свете трёх характеристик всего обусловленного существования: непостоянство, подверженность страданию и отсутствие неизменного «я» или вечной сущности. Прежде всего, это делается с целью направить медитативную чистоту и силу сознания к достижению высшей цели — к освобождающему прозрению. Но этот процесс также имеет очень важный сопутствующий эффект, интересующий нас: медитирующий не будет ошеломлён различными неконтролируемыми эмоциями и мыслями, вызванными его необычайным опытом, и потому будет способен избежать неподтверждённых фактами истолкований своего опыта.

Следовательно, буддист-созерцатель, используя достигнутую им утончённость сознания, будет способен увидеть эти медитативные переживания такими, какие они есть; и позднее узнает, что за ними не стоит какой-либо неизменной сущности, которую можно было бы назвать божеством, проявляющим себя в уме. Следовательно, заключение буддиста должно быть таким: высочайшие мистические состояния не служат доказательством существования олицетворённого Бога или обезличенной божественности.

Подчас буддизм называли атеистическим учением, либо одобрительно, как это делали скептики и рационалисты, либо уничижительно, как поступали приверженцы теистических взглядов. Буддизм может быть расценен как атеистическое учение лишь по одной причине, а именно, поскольку он отрицает существование вечного, всемогущего Бога или божества — создателя и вершителя мира. Однако слово «атеизм», подобно слову «безбожный», часто несёт пренебрежительный подтекст или подразумевает значения, которые ни коим образом не применимы к учению Будды.

Употребляющие слово «атеизм», зачастую связывают его с материалистическим учением, не знающим ничего выше этого мира чувств и скудного счастья, даруемого им. Буддизм совершенно не таков. Здесь он сходится с доктринами других религий, полагая, что поистине прочное счастье не может быть найдено в этом мире; также, добавляет Будда, его нельзя отыскать ни на каком более высоком плане существования, представляемом как небесный или божественный мир, поскольку все планы существования являются временными, они неспособны даровать вечное блаженство.

Духовные ценности, проповедуемые буддизмом, направлены не на новую жизнь где-нибудь в лучшем мире, а на состояние всецело выходящее за пределы этого мира, — Ниббану. Однако, здесь необходимо отметить, что в буддийских духовных ценностях нет непроницаемой стены между будущим миром и существованием здесь и сейчас. Эти ценности имеют прочные корни в самом этом мире, поскольку направляют к наивысшему постижению в нынешней жизни. Наравне с этими духовными стремлениями, буддизм поощряет искреннее старание сделать жизнь в этом мире лучше.

Материалистическая философия аннигиляционизма (уччхедавада) категорически отвергнута Буддой как ложная доктрина. Будда не учит уничтожению после смерти, и учение о камме, — достаточное тому подтверждение. Оно допускает продолжение существования, но не вечной души, а психического процесса, подверженного новому становлению; и таким образом учит перерождению без перевоплощения. Опять же, учение Будды не является нигилизмом, не дающим страдающему человечеству большей надежды, чем окончательное холодное небытие.

Напротив, это учение спасения (нияника-дхамма) или освобождения (вимутти), приписывающее человеку способность своими собственными усилиями достичь наивысшей цели, Ниббаны, полного прекращения страдания и окончательного искоренения жадности, злости и заблуждения. Ниббана далека от того, чтобы быть пустым местом аннигиляции; также она не может быть отождествлена с идей Бога в любых её формах, поскольку не является ни первоисточником, ни постоянной основой, ни сущностью мира.

Буддизм не враг религии, каковым считается атеизм. В действительности, буддизм не является врагом ни для чего. Буддист признает и оценит любые нравственные, духовные и культурные ценности, созданные верой в Бога за её долгую и разнообразную историю. Но мы не можем закрыть глаза на тот факт, что идея Бога слишком часто служила предлогом для человеческой жажды власти, а также её безрассудного и жестокого использования, тем самым изрядно увеличивая и без того достаточную меру горя в этом мире, считающемся творением вселюбящего Бога. Свободная мысль, беспрепятственное исследование и выражение инакомыслия веками встречали сопротивление и подавлялись во имя служения Богу. Увы, но эти и другие отрицательные последствия до сих пор полностью не ушли в прошлое.

Также слово «атеизм» содержит косвенный намёк на попустительство безнравственности, или веру в то, что созданная человеком мораль без санкции от Бога не имеет под собой прочной основы. Но с точки зрения буддизма основной моральный закон — это неотъемлемая часть самой жизни. Он является частным случаем закона причины и следствия, и не нуждается ни в божественном законодателе, ни в опоре на меняющиеся человеческие представления о сложившихся в обществе второстепенных нормах этики и обычаях. Всё возрастающая часть человечества стремительно теряет веру в Бога, а вместе с ней и привычные мотивы к нравственному поведению. Это показывает, как рискованно основывать нравственные постулаты на божественных заповедях, когда приписываемый им источник быстро утрачивает доверие и авторитет. Существует потребность в независимом обосновании этики, имеющем более глубокие корни, чем общественный договор, и способном защитить безопасность личности и общественных институтов. Буддизм предлагает такое обоснование этики.

Буддизм не отрицает наличия во вселенной планов существования и уровней сознания, которые в определённых отношениях могут превосходить наш земной мир и заурядное человеческое сознание. Было бы весьма наивно отрицать это в нашу эпоху космических путешествий. Бертран Рассел справедливо говорит: «Практически невероятно, что во вселенной не существует ничего лучшего нас самих».

Но согласно буддийским учениям и эти более высокие планы существования подобно нашему привычному миру, подчинены закону непостоянства и изменения. Обитатели подобных миров, в какой-то мере, могут быть более могущественны, счастливы и долговечны, чем люди. Не столь важно, как мы их называем: боги, божества, дэвы или ангелы, поскольку маловероятно, что они именуют себя так же. Они жители нашей вселенной, попутчики в этом цикле существования; они могут быть могущественнее, но всё же необязательно мудрее человека. Кроме того, не стоит отрицать существование владыки и правителя этих миров и этих существ. По всей видимости, он существует. Но так же как и любой человеческий правитель, божественный правитель может заблуждаться относительно своего положения и власти, до тех пор пока не появится более великий и не укажет ему на ошибку, подобно тому, что наши тексты говорят о Будде.

Впрочем, эти вопросы большей частью выходят за рамки обычного человеческого опыта. Они были упомянуты здесь главным образом для того, чтобы обозначить буддийскую позицию, а не в качестве темы для домыслов и споров. Погружение в них может лишь отвлечь внимание и усилия от нашей основной цели: преодоления жадности, злости и заблуждения, непосредственно наблюдаемых в настоящем моменте.

В книге «Вопросы Милинды» есть древняя строфа, приписываемая Будде:

Отсюда уходить не нужно,

Верх бытия вам ни к чему,

Здесь и теперь в своём же теле

Должны вы обрести победу.

(из перевода А. В. Парибка, стр. 353).

Будда и Бог Авраама. Чем похожи и чем отличаются буддизм и христианство — блог издательства ✍ «Никея»

В нашем издательстве вышла книга протоиерея Олега Корытко «Религии мира. История духовных поисков человечества». В ней рассматриваются наиболее значимые для истории человечества религиозные верования с «христианской колокольни» и в контексте идеи, что все поиски Бога служат некоему Божественному замыслу. Публикуем главу, посвящённую сходству и различиям между христианством и буддизмом. 

Впервые отрывок опубликован на сайте «Татьянин день»


Буддизм, Европа и христианство


Религии мира. История духовных поисков человечества

Протоиерей Олег Корытко

1 100 р

Европейцы на протяжении веков знали о буддизме очень мало. Миссионеры воспринимали его как языческое верование, которому надо противостоять христианской миссией, — и изучали буддизм для того, чтобы понять, как лучше проповедовать. Купцы, которые торговали с буддийскими странами, тоже изучали «азы буддизма», но для утилитарных целей — чтобы понимать, как лучше вести дела.

И только в XIX веке в Европе начинается серьезное научное изучение буддизма. Многих исследователей он поразил своими идеями — это было то, чего европейская культура доселе не знала.

А в ХХ веке в Европе и Америке буддизм, и особенно дзен-буддизм, становится очень модной темой. Иногда эта мода преодолевала даже межрелигиозные границы, вплоть до того, что католические монахи и некоторые протестантские религиозные лидеры стали практиковать психофизические упражнения, явно заимствованные из дзен-буддизма (это называлось модным словосочетанием «практиковать дзен»). Предполагалось, что человек должен обрести состояние, которое позволит ему более осознанно относиться к тому, что он исповедует, видит, знает.

Популярность, которую ваджраянские практики обрели в Европе, объясняется их прекрасной методологизированностью. Человеку предлагается эффективный способ в короткие сроки достичь заоблачных высот. Причем не только в следующей жизни, но уже здесь и сейчас. Для европейского сознания это оказалось очень востребовано.

А культурный процесс наоборот? Как буддисты восприняли европейское христианское мировоззрение?

С точки зрения буддизма любой христианин пребывает в плену первой клеши — невежества: он не знает, как устроен мир, поэтому у него изначально неправильное состояние сознания, и он никак не может продвинуться к нирване. Если же речь идет о христианских аскетах, подвижниках, буддисты, как мы уже говорили, готовы предположить, что у них в каком-то смысле достойная участь (в мире форм и не-форм), но эта участь все равно находится в рамках сансары. И, может быть, только в будущем это как-то повлияет на их более благополучное рождение.

Есть очень интересное мнение, что Будда присутствует в православных святцах под именем святого Иосафата, индийского царевича, который отверг все соблазны мира, включая царственное житие, ради неких духовных устремлений.

Житие святого Иосафата составлял святой Иоанн Дамаскин, живший в VII веке. К этому времени сказание о Сиддхартхе Гаутаме приобрело довольно широкое распространение во многом благодаря существованию Великого шелкового пути. Иоанн Дамаскин работал с тем, что называется устным материалом. У него был набор разных сказаний о некоем благочестивом царевиче, из них-то и родилось житие святого Иосафата. Для Иоанна Дамаскина, как человека православной традиции, не могло существовать никакой иной важнейшей духовной цели, кроме единства со Христом. Ради чего еще человек может оставить все соблазны мира?

Далее Иоанн инкорпорирует этот сюжет в другие представления, свойственные его эпохе. Он знает, что Иосафат — царевич индийский. В Индии проповедовал апостол Фома. И он проводит редакторскую работу с дошедшими до него свидетельствами о благочестивом царевиче, который предпочел духовное мирскому.

Кстати говоря, некоторые филологи считают, что и само имя, использованное в житии, — не что иное, как искаженное «Бодхисатва».

Возможно, правда, действительно был такой индийский царевич, после проповеди апостола Фомы ставший христианином… В таком случае мы можем говорить о собирательном образе, в котором соединены вместе разные устные предания, в том числе и предание о Сиддхартхе Гаутаме, который жил еще в дохристианскую эпоху и, естественно, не мог слышать апостола Фому.

• • •


Мозаика с изображением раннего миссионера на Восток, католического святого Франциска Ксаверия

Среди буддистов есть люди, которые своей аскезой добиваются впечатляющих результатов. И если сравнивать форму, наверное, эти результаты выглядят более впечатляющими, чем подвиги христианских подвижников. Но для чего все это делается? Вопрос лежит в области целеполагания.

Какова цель христиан? У апостола Павла есть выражение: «дети мои, ради вас я снова в муках рождения, дондеже не отобразится в вас Христос» (Гал. 4: 19). Задача христианина — не просто уничтожить какие-либо движения души и тела, а бороться с греховными проявлениями, мешающими отобразиться образу Христа. Для христиан бесстрастие само по себе, без Христа, не имеет ценности.

Буддисту же никакие божественные помощники, и тем более Бог, не нужны, перед ним не стоит задачи обрести единство с Богом, а если он так вдруг помыслит, то окажется заложником уз незнания.

Иногда можно слышать рассуждения, что христианам стоит поучиться у буддистов смирению. Однако смирение — это специфическое понятие авраамических религий. Практика смирения себя перед Богом есть в иудаизме, в исламе с его покорностью, а наиболее полно и детально учение о смирении разработано в христианстве. Здесь мы находим ясные и отчетливые указания на необходимость смирения как ключевой добродетели, делающей возможной богообщение и уподобляющей нас Христу. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5), — читаем мы в Новом Завете. И Сам Христос о Себе говорит, что «Аз кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11: 28).

Подобная задача не стоит перед буддистом в принципе, ибо его цель совершенно другая, да и смиряться ему не для чего и, главное, не перед Кем…

Два разных мира


Христос и Будда, Поль Рансон, 1880

Человек европейской культуры, пытающийся понять логику мысли, религиозного восприятия и духовной практики буддизма, довольно скоро обретает ощущение постепенного погружения в иную вселенную. Для последователя авраамических традиций многие вещи в буддизме оказываются чужими и несамоочевидными. И напротив, некоторые концепции, вроде реинкарнации или безначальности и бесконечности существования мира и цикличности времени, воспринимаются как само собой разумеющиеся, без всяких обоснований.

Главное и самое яркое, что поражает нас при встрече с буддизмом, — это неагрессивное неприятие идеи Бога Творца. Буддийское учение являет нам образец многовековых усилий по доказательству ложности самого стремления думать о Нем. Этот леденящий душу религиозный атеизм делает человека и только человека ответственным за свое будущее: как в этой жизни, так и в следующей.

Однако это очень специфическая ответственность, потому что нет никакого высшего судьи и законодателя, перед которым ты мог бы эту ответственность нести. Стало быть, правы в рамках своей системы последователи тхеравады, которые призывают, по сути, сконцентрироваться на эгоистичном бегстве из этого мира в поисках нирваны. Показательно при этом, что и их оппоненты — адепты махаяны — воспринимают сострадание ко всему живому и стремление помочь другим в обретении блага всего лишь как средство, как инструмент, который дает возможность следовать по верному пути.

Хотя буддизм в последние годы, прежде всего благодаря своей философской составляющей и детально проработанным психофизическим практикам, становится популярным на Западе — по природе своей это явление совершенно восточное, точнее даже — дальневосточное. Именно здесь он прижился, расцвел и принес обильные плоды.

Как мы знаем, самый распространенный вариант буддизма — махаянский. Махаяна же вобрала в себя много представлений и из даосизма, и из конфуцианства, и из иных местных верований, вроде японского синтоизма. Поэтому тот факт, что со своей исторической родины — Индии — буддизм был вытеснен и осел там, где мы его видим сегодня, — неслучаен. Перечисленные выше дальневосточные традиции оказались его предтечами, подготовившими в каком-то смысле для него почву.

Вспомним, например, что в китайском языке даже отсутствовал термин, обозначающий религию как явление, а все упомянутые традиции именовались термином «цзяо» — учение.

Или ключевое для китайской философской традиции понятие «дао» — вполне возможно, оно сыграло здесь свою роль. Дао — первоначало всякого бытия, которое важно и для конфуцианства, и особенно для даосизма, абсолютно безлично, невоспринимаемо, неуяснимо и невыразимо в словах. Концепция нирваны с ее апофатическим описанием до некоторой степени подобна методологии описания «дао», есть нечто общее у этих перекликающихся друг с другом идей.

Не стоит забывать и о том, что у даосов есть замечательная легенда об уходе основателя учения — Лао-цзы в Индию и создании им там буддизма. Эта идея абсолютно сказочная, но готовность связать даосизм и буддизм в личности одного культурного героя — явление весьма показательное.

Не случайно также, что во всех дальневосточных религиях онтологический статус человека по сравнению с авраамическими традициями — гораздо ниже. Человек автономизирован до предела.

• • •

В буддизме отсутствует важнейшая для христианства вещь — чувство присутствия личного любящего Бога, ощущение заботящегося о тебе Промысла Божия, Которым все мироздание и человек, как образ и подобие Творца, сохраняются в бытии. Между тем христианство вовсе не останавливается на констатации необходимости общения двух личностей — Бога и человека. Оно идет еще дальше: Христос нам предлагает называть Бога — Отцом. Мы буквально так и делаем каждый раз, когда произносим главную христианскую молитву, оставленную нам Спасителем: «Отче наш», «Отец наш, Который на небесах». Именно поэтому для меня, христианина и священника, выбор богооставленности как состояния человеческого сердца — «второе имя» буддизма…

Верят ли буддисты в бога?

«Охваченный страхом мужчины идут к священным горам,
священным рощам, священным деревьям и святыням».

дп 188

Найден первобытный человек себя в опасном и враждебном мире, боязнь диких зверей, не в состоянии найти достаточно пищи, травмы или болезни, и естественного такие явления, как гром, молния и вулканы, постоянно были с ним. Не найдя безопасности, он создал идею богов, чтобы дать ему утешение в хорошие времена, мужество в минуты опасности и утешение, когда все пошло не так. По сей день вы заметите, что люди стали более религиозны во времена кризисов, вы услышите, как они говорят, что вера в бог или боги дают им силы, необходимые им для жизни. Ты услышит, как они объясняют, что верят в определенного бога, потому что они молились в трудную минуту, и их молитва была услышана. Все это кажется поддерживают учение Будды о том, что идея бога является ответом на страх и разочарование. Будда учил нас пытаться понять наши страхи, уменьшить наши желания и спокойно и мужественно принять то, что мы не можем измениться. Он заменил страх не иррациональной верой, а рациональное понимание.

Вторая причина Будда не верил в бога, потому что, кажется, нет какие-либо доказательства в поддержку этой идеи. Существует множество религий, все утверждая, что только они хранят слова бога в своих святых книгу, что только они понимают природу бога, что их бог существует и что боги других религий не делают. Некоторые утверждают, что бог мужского пола, некоторые, что она женского рода, а другие, что она среднего рода. они все довольны что существует достаточно свидетельств, подтверждающих существование их бога, но они смеяться в недоумении над доказательствами, которые другие религии используют, чтобы доказать существование другого бога. Неудивительно, что при таком разнообразии религий потратив столько веков, пытаясь доказать существование своих богов что до сих пор нет никаких реальных, конкретных, существенных или неопровержимых доказательств был найден. Буддисты воздерживаются от суждений до тех пор, пока не появятся такие доказательства.

Третья причина Будда не верил в бога в том, что вера не нужна. Некоторый утверждают, что вера в бога необходима для объяснения происхождения на вселенную. Но это не так. Наука очень убедительно объяснила как вселенная возникла без введения идеи бога. Некоторые утверждают, что вера в бога необходима для счастливой и осмысленной жизни. жизнь. Мы снова видим, что это не так. Есть миллионы атеистов и вольнодумцев, не говоря уже о многих буддистах, живущих полезно, счастливо и осмысленная жизнь без веры в бога. Некоторые утверждают, что вера в сила бога необходима, потому что люди, будучи слабыми, не имеют силы, чтобы помочь себе. Свидетельства еще раз указывают на противоположный. Часто можно услышать о людях, которые преодолели большую инвалидность. и препятствия, огромные шансы и трудности, через их собственное внутреннее ресурсов, собственными усилиями и без веры в бога. Некоторый утверждают, что Бог необходим для того, чтобы дать человеку спасение. Но этот аргумент действует только в том случае, если вы принимаете теологическую концепцию спасения и Буддисты не принимают такую ​​концепцию. Основываясь на собственном опыте, Будда видел, что каждый человек обладает способностью очищать ум, развивайте бесконечную любовь, сострадание и совершенное понимание. Он переместился внимание с небес к сердцу и призвал нас найти решения к нашим проблемам через самопонимание.

Почему Будда отверг Бога?

Буддизм отличается от других религий своими основными убеждениями, одним из которых является отсутствие веры в бога-творца. Вместо этого последователи буддизма верят, что просветление может быть достигнуто отдельными людьми, примером чего является исторический Будда.

В этом посте мы углубимся в учения Будды о концепции бога, причины отсутствия веры в буддизме в бога и ответим на часто задаваемые вопросы по этой теме.

Исследуя буддийскую тему, я заметил большое количество запросов о различиях между Буддой и Богом на различных онлайн-платформах, таких как Quora, Reddit и Facebook.

Учитывая распространенность этих вопросов, я считаю, что подробное руководство, отвечающее на наиболее часто задаваемые вопросы по этой теме, было бы полезным. Приступим к более глубокому изучению предмета.

01. Является ли буддизм безбожным?

Буддизм как религия не имеет Бог-творец.

Однако он признает существование дэвов (богов) и бодхисаттв. Дэвы и бодхисаттвы также не являются богами-творцами.

Будда родился принцем. Он прожил действительно хорошую жизнь, но решил покинуть свой дворец и семью, чтобы узнать, что заставляет людей страдать.

Как только он узнал правду, он начал учить ей других. Он никогда не претендовал на то, чтобы быть богом. Он был просто человеком, который хотел помочь другим людям.

Буддизм — это религия, которую вы практикуете, чтобы стать лучше. Речь идет не о вере в какого-либо бога, а о вере в себя и стремлении стать лучше.

Единственное, что здесь действительно важно, это практиковаться, чтобы стать лучше.

Есть много религий, которые не верят в бога-творца, и для их описания используется слово «нетеизм». К этой категории относятся такие религии, как буддизм, индуизм, джайнизм, прогрессивизм.

С другой стороны, агностицизм – это вера в то, что невозможно знать наверняка, есть бог или нет.

Также обратите внимание, что агностицизм отличается от атеизма. Атеизм — это вера в то, что бога нет. Агностицизм — это вера в то, что нельзя знать наверняка, есть бог или нет.

В своих учениях Будда не говорил конкретно о Боге.

Буддизм учит, что мы не должны беспокоиться о том, есть ли бог. Мы должны беспокоиться о том, что мы делаем со своей жизнью и как мы живем.

02. Кто такой буддийский бог?

Буддизм — религия, не придающая значения божественному творцу, т. е. не теистическая. Буддисты верят в карму, которая представляет собой цикл причин и следствий.

Буддизм — это философия и образ жизни. Он пришел из Непала и был основан человеком по имени Сиддхартха Гаутама. Позже его последователи назвали его «Буддой» .

Будда необыкновенный человек, но он не бог.

«Будда» означает «бодрствующий». Он испытал нирвану. Когда вы достигаете просветления, говорят, что вы пережили нирвану. Он был учителем. Он учил богов и людей (Саттадева-Мануссанам).

Буддизм не включает веру в божество-творец. Буддисты верят, что богов много, но они не творцы.

Это в основном потому, что буддисты верят, что нет ничего постоянного и все может измениться.

03. Как зовут Бога в буддизме?

Когда вы входите в буддийский монастырь, вы можете увидеть множество Будд и других религиозных деятелей. Они выглядят по-разному и могут быть окрашены в разные цвета.

В буддизме есть боги и другие божественные существа. У него также есть небеса и перерождения. Люди, которые следуют буддизму, верят, что после смерти вы снова родитесь.

Буддийская традиция Махаяны говорит о многих Буддах, которые жили в прошлом и будут жить в будущем. Некоторые из них очень мощные. Они как боги. Некоторые из этих богов имеют свой собственный небесный мир.

В тибетском буддизме есть восемь главных бодхисаттв. Это Авалокитешвара, Кшитигарбха, Ваджрапани, Акашагарбха, Сарваниваранавишкамбхин, Самантабхадра, Манджушри и Майтрейя.

Есть также женщины-бодхисаттвы, например, Белая Тара, Кхадиравани Тара, Васудхара, Сарасвати и Кунди.

Тибетские буддисты верят, что эти бодхисаттвы перерождаются в человеческом облике. Например, они считают Далай-ламу живым воплощением сострадания, реинкарнацией бодхисаттвы Ченрезига.

https://www.youtube.com/watch?v=xTmkqniExJwВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Спросите монаха: будды и бодхисаттвы (https://www. youtube.com/watch?v= xTmkqniExJw)

Видео: Спросите монаха: Будды и бодхисаттвы

Как я упоминал ранее, Будда родился в царской семье. Его отец был королем Шакьев. Шакьямуни означает «мудрец из клана Шакья». Также считается, что Шакьямуни было 9 лет.0026 бодхисаттва, живший на небесах Тушита.

04. Сколько существует буддийских богов?

В буддизме много богоподобных существ. Буддизм не приравнивает их к богам, как это принято считать.

В буддизме божества называются дэвами или дэватами. Боги и богини и другие сверхъестественные существа и существа живут в другом месте, чем мы.

27 разные сварги/небеса содержат богов, а богов много.

Кроме того, могут быть различия в количестве дэв и их именах в зависимости от буддийской традиции, такой как тхеравада, махаяна или тибетская.

05. Почему в буддизме так много богов?

Существа во вселенной перерождаются снова и снова. Они перерождаются богами, полубогами, людьми, животными, призраками и т. д.

Они перерождаются в шести разных местах. Эти шесть мест называются «гати» (сферы или области существования). Их действия определяют их возрождение.

Существование перерождений, скорее всего, является причиной существования стольких миров, богов и полубогов.

Буддизм учит, что все живые существа находятся в ловушке цикла смерти и возрождения. Этот цикл называется сансарой.

Здесь цель буддизма состоит в том, чтобы избежать этого цикла смерти и возрождения.

06. В чем разница между Буддой и Богом?

Самый простой ответ: Будда — духовный учитель, а Бог — божество-творец.

Боги и Будда не одно и то же, и их не следует путать.

Будда означает, что человек пробудился от невежества, а бог — высшее существо.

Бог (божество) — это тот, кому поклоняются многие люди. В разных религиях много богов.

Будда распознает страдание, видит причину страдания, понимает страдание, прекращает страдание и ведет других к прекращению страдания.

Будда обладает состраданием, чтобы учить других пути к прекращению страдания.

В буддийских текстах упоминаются три типа будд. Последователи буддизма смотрят на Будд, чтобы показать им путь к просветлению.

Три категории: Будда Паччека или Будда Проттека, Будда Савака или Будда Шравака и Самма Самбудда или Саммака Самбудда.

Прочтите мой блог о типах Будды для получения дополнительной информации:

Согласно буддизму, каждый способен стать Буддой. Хотя будды являются высшими существами, они не боги.

Бог определяется как сверхъестественное или небесное существо, а будды — это люди, достигшие наивысшего уровня просветления.

07. Будда утверждал, что он Бог?

Нет, Будда не называл себя богом. Будда никогда не говорил, что он бог или посланник от Бога. Фактически, он призывал людей открывать истину собственными усилиями.

Он был человеком, который пытался открыть правду о жизни и существовании.

Как человек, он умер, как и любой другой человек, но он утверждал, что был просветленным или пробужденным. Он утверждал, что другие тоже могут быть разбужены.

Объявил ли Будда себя Богом?

Нет, Будда не провозглашал себя Богом. В буддизме Будда — это человек, который полностью преодолел жадность, ненависть и заблуждения и, таким образом, достиг Нирваны.

Он был учителем и философом. Ему не поклонялись как богу.

08. Является ли Будда Богом-Творцом?

Нет, Будда не Бог-творец. Будда — это человек, открывший способ преодоления страдания (дуккха).

09. Почему Будда не Бог?

Бог — сверхъестественная фигура поклонения. Будда не бог, потому что он не сверхъестественен. Он такой же человек, как и мы.

Будда никогда не называл себя богом или мессией. Он жил жизнью святого человека, ища просветления на благо всех живых существ.

Учения Будды говорят, что он был человеком, который достиг нирваны и учил других, как сделать то же самое.

Он стал совершенным существом. Быть совершенным существом значит быть свободным от всех видов заблуждений и быть свободным от всех видов привязанностей.

Будда — это человек, достигший Совершенного Просветления, , и это состояние, которого может достичь человек, а не состояние, в котором человек рождается.

Итак, Будда не может быть богом, потому что Будда — человек.

Что такое Будда, так это человеческое существо, завершившее цикл рождений и смертей и, таким образом, вне досягаемости проблем и трудностей, с которыми сталкивается большинство из нас.

Он жил обычной жизнью — принцем, женат, имел детей и добился успеха — и у него был необыкновенный опыт «просветления».

Он увидел истинную природу реальности и пробудился. У него хватило мужества действовать в соответствии со своим пониманием и стать великим учителем. И у него было сострадание, чтобы помочь другим пробудиться.

10. Говорил ли когда-нибудь Будда о Боге?

Идея бога была постоянным источником споров и конфликтов во всем мире. Многие религии и культуры верят в Творца, однако концепция бога не является универсальной концепцией.

Существует много разных взглядов и мнений на тему бога, и точка зрения Будды на этот предмет заключалась не в том, чтобы принять или отвергнуть идею бога.

Многие считают буддизм атеистической религией. Это не так. Буддизм конкретно отрицает не богов, а скорее «Бога» теистических религий.

11. Что Гаутама Будда сказал о Боге?

Хотя он никогда прямо не говорил о вере в бога, в Агганна-сутте подразумевается, что Гаутама Будда отверг идею Бога-творца.

Будда говорил о многих богах и других религиозных божествах, но он ничего не упомянул о Боге-творце. Вместо этого он говорил о небесных существах, таких как дэвы и демоны.

Он учил о небесах и даже давал имена этим местам. Будда не верил в Бога-творца.

В некотором смысле его можно назвать агностиком; он не принимал и не отвергал идею бога. Он не думал, что Бог или боги могут вмешиваться во вселенную или человеческие дела.

12.

Отрицает ли буддизм Бога?

Буддизм не отрицает существование бога. Но Будда отверг веру в бога как необходимую религию.

Будда отверг бога как создателя вселенной, правителя вселенной или любую другую роль, которая ставит бога за рамки естественного мира.

Буддизм не сосредоточен на существовании бога, существовании богоподобных существ или концепции бога.

Будда учил не о существовании или не существовании бога, а о пути к освобождению от страданий.

Эта религия не требует от людей посвящать себя высшему существу. Для буддистов нет необходимости поклоняться богам.

https://www.youtube.com/watch?v=gNa-rk3dNEkВидео не может быть загружено, потому что отключен JavaScript: Верят ли буддисты в Бога? (https://www.youtube.com/watch?v=gNa-rk3dNEk)

13.

Почему Будда отверг Бога?

Люди давно задавались вопросом, был ли Сиддхартха Гаутама атеистом. Его Агганна Сутта выражает его отвращение к идее бога-творца.

Он был человеком, который очень хотел понять, что такое жизнь. Он рассматривал множество различных идей и религий и пробовал много разных вещей, чтобы попытаться выяснить, что на самом деле было правдой.

В какой-то момент он решил попытаться найти ответ, медитируя и ничего не евши в течение длительного времени.

Он сделал это, потому что думал, что, возможно, если бы он смог найти ответ, то смог бы стать «просветленным» и получить ответы на свои вопросы. Но он не стал просветленным.

Он сильно заболел и чуть не умер.

Он пытался быть монахом, он пытался быть отшельником, и он пытался быть странствующим учителем. Он думал, что если найдет правильный образ жизни, то будет счастлив и больше не будет страдать. Но он все равно страдал.

У него все еще были проблемы, и он все еще чувствовал себя несчастным. Наконец, после многих лет поисков, он стал просветленным. Он сидел под деревом и нашел правильный образ жизни. Он нашел способ положить конец страданиям.

Он обрел духовное освобождение, отвергнув концепцию бога и вместо этого сосредоточившись на человеческом потенциале для духовного роста.

Концепция бога с человеческим сознанием не согласуется с пониманием Буддой природы реальности.

Будда отверг идею бога, потому что нашел духовное освобождение внутри себя, вместо того, чтобы искать его вовне. Он считал, что люди должны взять на себя ответственность за свою духовную судьбу.

По сути, его представление о боге-творце было просто другим термином для обозначения вечной души, что противоречит понятию анатты, одной из фундаментальных концепций буддизма.

Ниже приведена упрощенная версия анатты, основанная на обширных исследованиях, если вы хотите узнать больше:

14.

Почему Будда отверг Веды?

Будда отверг индуистскую кастовую систему и ритуальные жертвоприношения богам и богиням, которые практиковали брамины. Он отверг веру в то, что мир периодически создавался и разрушался.

Будда был рационалистом. Будда отверг множество индуистских божеств, наделенных высшей властью.

Он отверг социальную систему, которая делила общество на четыре класса — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр — в зависимости от их рождения.

Кастовая система дала браминам привилегию быть высшей кастой и быть жрецами и учителями религии и философии.

Предполагалось, что только брамины способны исповедовать религию и философию.

Будда считал, что все живые существа равны и должны жить полной жизнью. Он чувствовал, что каждый способен пробудиться и жить счастливой и наполненной жизнью.

Его отказ от индуистской кастовой системы был непростым. Кастовая система была сильной частью индуистской системы верований, и большинство людей были полны решимости сохранить ее. Это был образ жизни и средство социального контроля.

Будда понял, что вера в бога-творца не является необходимой для существования религии. Он отрицал индуистскую веру в бога-творца и индуистскую концепцию Брахмана, который был высшим существом.

Почему Будда не верил в Бога?

Будда не верил в Бога-творца, подобного тому, что встречается в западных религиях. Причина носит скорее философский и духовный характер.

Будда был очень рациональным мыслителем. Он отвергал любую концепцию, которая не могла быть проверена логически или эмпирически. Он отверг существование бога-творца и существование души.

Он нашел образ жизни, который мог излечить все человеческие недуги на духовном уровне. Этот образ жизни основан на рациональном и логическом подходе к жизни.

Будда отверг идею бога с человеческим сознанием, потому что это не согласуется с буддийской концепцией вселенной.

Вселенная Будды — это вселенная причин и следствий. Нет места для бога, который мог бы этому помешать.

15.

Почему в буддизме нет Бога?

Как обсуждалось ранее, буддизм не верит в Бога-творца, а скорее верит в других богоподобных существ.

Точнее, в буддизме нет бога-творца, так как Будда не упоминает такого бога в своих учениях.

Хотя идея создателя привлекательна, буддизм учит, что мы не можем принимать такие предположения и должны противостоять тому, что мы видим и переживаем, вместо того, чтобы действовать на основе веры.

Наиболее близким изображением богоподобного существа в буддизме являются будд и бодхисаттв.  

Будда — это существо, которое полностью пробудилось к миру и понимает, как он устроен.

Бодхисаттва — это существо, достигшее уровня духовного развития, но решившее остаться в человеческой или животной форме, чтобы помочь другим достичь просветления.

В отличие от бога, создание вселенной не является задачей будды или бодхисаттвы.

16.

Почему буддисты не верят в Бога?

Буддисты – это те, кто следует учению Будды. Будда не учил своих последователей традиционным представлениям о Боге, как это делали его современники, индуистские брамины.

Буддисты верят, что можно освободиться от цикла перерождений, достигнув Нирваны. Это не богоподобная сила, потому что именно у человека есть сила выйти за пределы цикла рождения и смерти.

Вот почему буддистам не обязательно верить во всемогущего Бога, чтобы достичь высшего состояния бытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *