Человек не свободен ни одну минуту своей жизни: Эссе.Человек не свободен ни одну минуту своей жизни — Гольбах

Содержание

Гольбах Поль Анри



Гольбах Поль Анри

1723—1789

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Поль Анри Гольбах

Поль Анри Гольбах (1723-1789) — крупнейший французский философ. Он родился в Германии и настоящее его имя Пауль Дитрих Тири Фамилию Гольбах получил от дяди, который усыновил его и оставил значительное состояние. С 12 лет жил в Париже. Образование получил в Лейденском университете. Его творческая деятельность протекала в Париже, где он открыл салон, в деятельности которого принимали участие все ведущие умы того времени. Участвовал в работе «Энциклопедии».

Основное сочинение Гольбаха «Система природы (1770). В нем он представил в систематическом виде свое мировоззрение. Он писал, что природа есть причина всего, «она существует благодаря себе», «она будет существовать и действовать вечно». «Природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все она — колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все ее изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие».

Все эти философские выводы — следствие достижении естествознания XVIII в., тем более что с этими достижениями Гольбах, по образованию химик, был хорошо знаком.

К пониманию природы Гольбах подходил исключительно детерминистически. Природа для него — это необъятная и непрерывная цепь причин и следствий. В природе могут существовать лишь естественные причины и следствия. Гольбах утверждал, что все в природе может происходить лишь в силу необходимых причин. Случайность он отрицал, полагая, что она — следствие незнания причин, отождествляя тем самым причинность с необходимостью. Свой принцип детерминизма Гольбах соединял с принципом изменчивости всего в природе. Более того, он выводил второе из первого. Так, он утверждал, что все в природе является следствием естественных причин, а поэтому все в природе должно изменяться. Если природе присуще движение, значит в мире существует универсальная изменчивость. Появление живых существ на земле Гольбах объяснял с помощью «самопроизвольного самозарождения».

Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека.

Процесс познания, по Гольбаху, складывается из сенсуалистических, эмпирических и рационалистических элементов. Гольбах полагал, что «душа приобретает свои идеи на основе впечатлений, последовательно производимых материальными предметами на наши материальные органы» [Избр. произв. Т. 1. С. 183]. В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт. Разум же — инстанция, которая дает нам высшее познание. Разум, рациональность Гольбах понимал как способность производить опыты, предвидеть последствия причин, чтобы устранить отрицательные следствия. «Разум показывает истинную природу вещей и объясняет действия, которых мы не можем от них ожидать» [Избр. соч. Т. 1. С. 332].

Хотя Гольбах говорил, что человеку не дано знать всего, он верил в неисчерпаемость человеческого познания и проникновения в самые сокровенные тайны природы. Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах считал, что человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет.

«Человек не свободен ни одну минуту своей жизни». «Жить — значит необходимым образом существовать в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов длительности». «Наша жизнь — эта линия, которую мы должны по повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». Такой механистически-детерминистический подход сочетается у Гольбаха с признанием того, что человек — это социальное существо и должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины. Деятельность человека, утверждает Гольбах, направляется внутренним органом — мозгом, получающим восприятия от предметов внешнего мира. Воля же человека выступает как модификация мозга. Волю Гольбах трактовал по-разному. Вначале он был того мнения, что воля определяется чисто биологическими факторами. Он писал, что на социальные катаклизмы могут влиять «излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха».
Но в дальнейшем развил взгляд, что существуют более важные причины действия воли и стал признавать, что мысли — очень сильные мотивы человеческих поступков. Он писал, что «хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа» [Избр. произв. Т. 1. С. 235]. Здесь он выступал против системы фатализма, фундамента своего учения. Вопреки фаталистическому призыву «покоримся своей судьбе», Гольбах уже стал призывать противодействовать бедствиям, которые уготовила для нас природа.

Надежным средством против всевозможных слабостей, по мнению Гольбаха, выступает добродетель. Он писал: «Воспитание, закон, общественное мнение, пример, привычка, страх — все это причины, которые должны изменять людей, влиять на их волю, заставляя их содействовать общему благу, направлять их страсти, нейтрализовать те из них, которые могут вредить цели общества».

Причину распространения христианского вероучения Гольбах видел в притягательности его для народа в силу невежества и тяжелого материального положения. Христианство «стало религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту религию беднякам и невеждам, она Давала им утешение в их положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и несчастных людей». Гольбах показал полную иррациональность религии и несостоятельность христианства, основывающегося на Библии. Он писал, что в Библии упоминаются города, которых не существовало во времена Моисея, и другие противоречия. Гольбах делал вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху, могла удовлетворить только невежественный народ.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Гольбаха

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Тексты досрочного ЕГЭ 2022 по русскому языку

Экзамен прошёл 24 марта.

→ teksty.docx | teksty.pdf
→ Обзор досрочного ЕГЭ.

Текст №1

(1) Чем ближе мы подходили к острову, тем больше он мне нравился. (2) Приподнявшийся над водой метров на десять, своими мягкими обводами пологих скал он чем-то напоминал ладненького китенка из почти забытого «мультика».

(3) Катер лихо заложил крутую дугу, обходя каменистую луду, и через пару минут мы уже вытаскивали его на китовый хвост.

(4) Помахав отъезжавшим компаньонам, собрался на самую высокую скалу острова, чтобы полюбоваться онежскими просторами. (5) По дороге мое внимание привлекли странные трещины, разделявшие каменную возвышенность на части. (6) Они были узкими, местами не шире ступни, но длинными и глубокими. (7) Человек к ним явно не имел никакого отношения. Видимо, мороз и вода совершили эту титаническую работу.

(8) Я уже перешагнул три или четыре трещины, с опаской заглядывая вглубь, как вдруг показалось, что в одной что-то белеет. (9) Пришлось лечь на живот и присмотреться. (10) То, что я увидел в сумраке на самом дне… (11) Нет, в это трудно было поверить. (12) Там, не имея возможности двинуться ни вперед, ни назад, сидела живая чайка.

(13) «Боже, как же ты попала в эту западню?» — (14) мысленно спрашивал я бедолагу, которая наклоняла голову то в одну, то в другую сторону, пытаясь, в свою очередь, разглядеть меня. (15) Снизу ей была видна только узкая полоска голубого неба, и на его фоне я наверняка выглядел тенью страшного хищника, решившего воспользоваться беспомощностью пленницы.

(16) Узница находилась на глубине пяти-шести метров, помочь ей было невозможно.

(17) Я взобрался на самую высокую площадку, с которой открывалась чудесная панорама залитого солнцем притихшего озера, вдохнул всей грудью и… вдруг почувствовал, что душа моя не на месте, что появилась какая-то заноза, разрушившая всю эту райскую благодать. (18) Чем больше я старался избавиться от этой занозы, тем сильнее она царапала.

(19) В то же время я никак не мог взять в толк, что же такого произошло? (20) Почему из-за какой-то чайки мне вдруг стало не по себе? (21) Эка невидаль, погибающая птица. (22) Сколько сам перестрелял рябчиков, глухарей. (23) В конце концов, она все равно исчезнет с лица земли, таков удел всего живого.

(24) Но напрасно я пытался обмануть себя и вернуть душевное равновесие. (25) С каждой минутой становилось все очевидней: я не смогу спокойно находиться на этом острове, не смогу смеяться, не смогу говорить и слушать веселые тосты, зная, что совсем рядом в толще скалы ждет мучительной смерти живое существо, свободе которого человек завидовал во все времена.

(26) И еще я понял — не смогу сделать вид, что ничего не произошло, что не заглядывал ни в какие трещины и что не видел там никаких птиц. (27) Не смогу.

(28) Через несколько минут я уже лежал со спиннингом над чайкой и опускал блесну. (29) Была надежда, что смогу подвести ее под клюв и подсечь птицу, как рыбу. (30) Но чайка опережала события и всякий раз клювом отбивала блесну в сторону. (31) Когда я начал заводить блесну сзади, пленница попыталась развернуться, но в тесноте не смогла.

(32) В конце концов птица устала и, кажется, смирилась, у нее уже не было сил отбиваться. (33) После очередной попытки я завел блесну сзади, под изгиб крыла, и подсечка удалась! (34) Я поднимал ее почти не шевелящуюся, с обмякшими крыльями, повторяя про себя: только не сорвись, только не сорвись!

(35) Минуту-другую чайка опасливо косилась на меня, норовя клюнуть, потом, наверное, поверив, что голову ей откручивать не собираются, успокоилась и затихла. (36) (37) Я смотрел на спасенную птицу и, признаюсь, чуть-чуть был горд за себя.

(38) Но долго любоваться присмиревшей чайкой не дали ее соплеменницы. (39) Откуда их сразу столько появилось, для меня осталось загадкой, но как только я взял чайку в руки, в воздухе поднялся невообразимый гвалт. (40) Чайки то взмывали высоко вверх, то угрожающе пикировали на меня, сопровождая свои пируэты таким страшным криком, будто пришел конец света.

(41) Летать вызволенная из плена птица еще не могла. (42) Пришлось опустить ее на пологий склон, тянувшийся до самого уреза воды. (43) Чайка медленно пошла, переваливаясь с ноги на ногу, то и дело помогая себе крыльями.

(44) Надо было видеть, как она преобразилась, почувствовав себя в родной стихии. (45) Аккуратно уложив еще слабые крылья, чайка медленно отплывала, поглядывая на меня уже без всякого страха, и на фоне приближавшейся иссиня-черной грозовой тучи казалась маленьким белым корабликом.

(46) И действительно, рыбалки не получилось.

(47) Разве мог я подумать, что когда-нибудь с замиранием сердца на лососевую блесну буду тащить, как самый желанный трофей, серебристую чайку, которая, как я потом узнал, так и называется по-научному: Larus argentatus.Вертель

Леонид Вячеславович Вертель (род. 02.07.1940, Могилевская область, Белоруссия) — писатель. Член Союза писателей России.

Текст №2

(1) Мой прадед был замечательный человек. (2) Помню его длинные белые волосы, высокий лоб, мечтательные, немножко отсутствующие глаза и удивительную живую улыбку, будто всё кругом улыбнулось.

(3)Прадед, резчик по дереву, был большой мастер, и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево, да и только! (4) А больше всего он радовался, даря какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку. (5) Тогда он, довольный, улыбался счастливой улыбкой и приговаривал: (6) «Ведь этим я помог ему найти в жизни маленькую радость».

(7) Бедности он не знал, хотя и богатым никогда не был.

(8) Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерное значение всякому имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью. (9) А это совсем не верно. (10) Кто так думает и чувствует, тот, наверное, проживет несчастливую жизнь. (11)И этому я научился у моего покойного прадеда.

(12) «Слушай, – говорил он мне не раз, – есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. (13) Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. (14) Имущество должно служить нам и повиноваться. (15) Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами. (16) Одно из двух – или ты им владеешь, или оно на тебе поедет. (17) А оно – хи-и-трое. (18) Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и высасывать. (19) И тогда уж держись: оно станет главным в жизни, а ты будешь его привеском. (20) Вот самое важное: человек должен быть свободен; да не только от гнета людей, но и от гнета имущества. (21) Какая же это свобода: от людей независим, а имуществу своему раб? (22)Свободный человек должен быть свободным и в богатстве.

(23)Вот я вырезаю по дереву. (24) Это удается мне потому, что я владею моим скобелем и могу делать с деревом все, что захочу. (25)Поэтому я могу вложить в мою резьбу все мое сердце и показать людям, какая бывает на свете нежная красота и радость.

(26)Или вот – на скрипке. (27) Смычок и струны должны меня слушаться; они должны петь так, как у меня на душе поет. (28)Любовь владеет мною, а я владею скрипкой; вот она и поет вам всем про радость жизни и про Божию красоту.

(29)То же самое и с имуществом. (30) Оно дается нам не для того, чтобы поглощать нашу любовь и истощать наше сердце. (31) Напротив. (32) Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. (33)Иначе оно станет бременем, идолом, каторгой.

(34)Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое имущество; это было бы глупо, противоестественно и вредно. (35) Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. (36) Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу. (37) Если мне легко думать о своем имуществе, то я свободен. (38) Я определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с легкостью; а они слушаются. (39)Мое достоинство не определяется моим имуществом; моя судьба не зависит от моего владения.

(40)Надо жить так: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит – с радостью дарить; снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу».

(41)Бывало, поговорит так и возьмётся за свою скрипку, начнёт играть старинные русские песни, да ещё в настоящих древних тонах и гармониях… (42)И горечь жизни забудешь, будто все заботы и тягости с тебя спали, и только сердце поёт от радости.
(43)И кажется мне, что прадед мой думал и жил, как настоящий мудрец.

По И.А. Ильину 

Текст №3 | Сочинение

(1) Два образа не покидают человека до самой могилы: первая любовь и первый учитель.

(2) Я окончил элитную школу, располагавшуюся в престижном районе на западе Москвы. (3) Сейчас такие слова и произносить-то гадко, хочется как-то от них отстраниться, хотя бы закавычить. (4) Тогда, 35 лет назад, они несли несколько другой смысл. (5) У истоков нашего совсем еще юного в ту пору заведения стоял академик А. Н. Колмогоров. (5) Отбирали туда на жесткой, многоступенчатой конкурсной основе старшеклассников со всей России, в том числе из самых дальних и глухих мест, и критерий был один: исключительные способности к физике и математике. (6) Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протертыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и картаво комментирующим загадочные формулы, — от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале — о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы… (7) Вместе с ним преподавали его сподвижники и ученики, профессора и аспиранты из МГУ, физтеха и других лучших вузов страны. (8) В эти-то вузы и лежала у питомцев школы дорога.

(9) А литературу вел у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.

(10) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (11) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (все-таки не студенты, девятый класс). (12) Еще считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до “Братьев Карамазовых”). (13) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (14) Его эрудиция и начитанность были феноменальны. (15) С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше — тысячную долю сказанного! (16) (Читал в детстве много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя). (17) После его уроков бегали записываться в Ленинку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр “Парижских тайн” Эжена Сю — истертые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли еще не при жизни великого критика.

(18) Недавно опубликованный в журнале роман Булгакова “Мастер и Маргарита” учитель сам читал нам вслух после уроков. (19) Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. (20) Смешно об этом вспоминать, но кто-то из коллег-преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения. (21) “Пуганая ворона куста боится!” — (22) был ответ.

(23) Слушать его голос — это был отдельный труд души и наслаждение. (24) Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25) За минувшее с той поры время я слышал немало профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26) До сих пор не могу постичь, в чем была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. Он был добр и серьезен, ироничен и строг, силен и снисходителен.

(27) Да кто ж вложил учителю в те годы “жало мудрыя змеи”, какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков?

(28) Когда я вспоминаю лучшие — по-современному, “звездные” — минуты своей жизни, первой на ум приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвертом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моем существовании.

(29) Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.

Сергей Сергеич Яковлев (1925—1996) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны.

Текст №4

(1)Где бы вы ни были – в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге России, в лесу или на степном большаке, – всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности язык – поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.

(2)С русским языком можно творить чудеса. (3)Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (4)И звучание музыки, и шум садов, и сказочные сновидения, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя. (5)И гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. (6)Нет таких мыслей, понятий, звуков, образов – и сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(7)Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть дан только великому народу. (8)Русский язык поистине народен. (9)Он является наилучшим выражением сущности русского человека. (10) Cколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда. (11)Образцов звукового богатства можно привести множество. (12)Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями. (13)О русском языке можно писать тома исследований, похожих на поэмы, и поэмы, похожие на исследования. (14)Недаром чтение словарей Даля и Ушакова так увлекательно.

(15)Я уверен, что можно написать интереснейшую книгу не только обо всём русском языке, но даже об одном каком-нибудь слове, особенно если это слово овеяно народной поэзией, сказанием, сказкой или определяет черты народного уклада.

(16)К сожалению, есть ещё у нас люди, которые в силу своего невежества засоряют и калечат русский язык и превращают его в какой-то отталкивающий и мёртвый жаргон. (17)И школьники часто не следят за своей речью и употребляют канцелярские выражения, заменяют одни понятия другими. (18)Часто ребята тоже стараются говорить на каком-то грубом жаргоне. (19)Они употребляют беспомощные, корявые и обывательские словечки, которые выглядят безобразно и жалко, не вяжутся с самим духом и звучанием русского языка и торчат в нём занозами. (20)И занятия грамматикой, которые так необходимы в познании великого языка, кажутся ребятам скучными и неинтересными. (21)Некоторые из них часто ворчат: зачем мне заниматься грамматикой, если я с детства разговариваю по-русски.

(22)Нельзя коверкать великолепный и богатый язык, на котором говорили и писали Пушкин, Лев Толстой и Лермонтов, Чернышевский и Чехов, Тимирязев и Лесков, Горький и Алексей Толстой!

(23)Необходимо любить русский язык, изучать его, хранить его как народное богатство. (24)И обогащать его словами, рождёнными нашей эпохой, но словами, достойными этого великого языка, теми словами, которые, как стихи Маяковского, преодолевают века.

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Александр Пушкин | Официальный сайт театра Эрмитаж

Предком Александра Сергеевича по материнской линии был небезызвестный Абрам Петрович Ганнибал, слуга и воспитанник Петра I, отличавшийся крутым, неукротимым нравом. Известно, например, что свою первую жену, дочь флотского капитана, грека Диопера, Ганнибал, одолеваемый ревностью, зверски мучил. После чего добился развода и взял в жены другую дочь капитана…

Александр Сергеевич, в отличие от своего знаменитого предка, в раннем детстве был вялым и тихим. Истинная его натура начала проявляться позже. Как пишет А. М. Скабичевский (автор биографического очерка «Пушкин. Его жизнь и литературная деятельность», 1890), маленький Пушкин приводил родителей «к опасениям за его будущее неукротимою пылкостью страстного темперамента». Нанятые воспитатели не могли справиться с его «вулканической натурой». Любые строгие меры вызывали в ребенке только еще более бурное неповиновение, он становился неуправляем. Кстати, со сложным характером А. С. , было связано и помещение Пушкина впоследствии в Царскосельский лицей. Родители не знали, как справиться со свободолюбивым непослушным ребенком.

Забегая вперед, можно сказать, что свободолюбие и непослушание станут лейтмотивом не только жизни, но и творчества Пушкина. Именно эти качества были и главным счастьем его (его «счастливым даром»), и главной его бедой. Натура его, в предельной степени страстная, не замедлила обнаружиться в первые же годы его самостоятельной жизни по окончании лицея.

От своего отца, Сергея Львовича, унаследовал Пушкин своё тщеславие, тягу к высшему светскому обществу. В бурную городскую жизнь и бросился поэт, выйдя из стен лицея. Не состоя фактически в Тайных обществах и кружках, Пушкин постоянно вращался в кругах, с ними связанных. Ему не льстило имя молодого поэта, он мало посвящал себя литературным объединениям, с головой окунаясь в бурную светскую жизнь. Сперва увлекся великосветскими балами, позже потянулся к развлечениям полусвета, присоединившись к обществу «Зеленая лампа». Это было в меньшей степени литературное или политическое, а в большей степени хулиганское общество, замышлявшее и осуществлявшее весьма отчаянные светские проделки. Его жизнь была полна кутежей, ссор, интриг. Но самое интересное, что при всей этой разгульной жизни, Пушкин не прекращал литературной практики. Оставшиеся черновые тетради того времени свидетельствуют о кропотливом труде над поэмой «Руслан и Людмила», который занял целых четыре года. Пушкин не только не растерял свой зарождающийся дар в бесконечных загулах, но как будто черпал в них дополнительную энергию для непрерывающегося творчества. И сейчас, и позже сама жизнь, порой в самых неприглядных и низких её проявлениях, переплавлялась Пушкиным в свободное и новаторское творчество. Хотя бы упомянутая поэма «Руслан и Людмила» уже демонстрирует пренебрежение канонами, вольное прочтение принятых правил поэзии, что не замедлило вызвать негодование критики…

Провокаторское «вольнодумство» его стихов послужило причиной увольнения Пушкина с должности чиновника и перевод его на юг, в Кишинев, а затем в Одессу. Тут поэт снова с жадностью окунулся в непривычную ему новую жизнь, полную приключений. Вот как пишет об этом периоде жизни Пушкина А. М. Скабичевский: «Не было многочисленного собрания или картежной игры, где бы ни являлся Пушкин, нечесаный, небритый, в молдаванской феске на голове, в архалуке, в бархатных шароварах и с железною дубинкою в руках, вообще в костюме самом картинном, беспорядочностью своею приводившем в ужас чопорных кишинёвских чиновников. Беспощадная насмешливость, готовность каждую минуту выйти из себя и подраться послужили причиной того, что Пушкин нажил себе в городе массу врагов и недоброжелателей. <…> Распространилось даже среди общества шуточное прозвище, данное Пушкину каким-то остряком, — „бес арабский“ (каламбур на слово „бессарабский“). После же двух дуэлей <…> и дикого скандала с молдаванином Балшем, Пушкина положительно стали бояться в городе как бретера и скандалиста <…> во второй половине 1822 года, после одной буйной карточной ссоры, во время которой Пушкин, снявши сапог, ударил противника каблуком в лицо, он был послан в Измаил, и во время этой именно поездки Пушкин, встретив на дороге цыганский табор, пристал к нему и несколько времени кочевал вместе с ним».

И вновь надо вспомнить, что при всех этих многочисленных эксцентричных выходках, как отмечают все пушкинские биографы, он вёл как бы еще одну параллельную жизнь. Не прекращал писать, доходя в своём творчестве до настоящих высот, поражающих внутренней гармонией, которая свидетельствовала о кропотливом труде. Поэт откликался на все впечатления жизни новыми творческими замыслами. Его натура не оставалась равнодушной ни к чему, реагируя на жизнь ярко, своеобразно и очень лично, что проявлялось как в поступках, так и в творчестве.

Весь этот бурный образ жизни, тем не менее, стал причиной того, что теперь управу на своенравного поэта искали уже не воспитатели, а власти. А с этой силой бороться было не так просто. Сначала поэт был сослан в Михайловское, под надзор родителей, а позднее, даже когда ему было позволено вернуться в Москву и Петербург, всё еще находился под жёстким надзором шефа жандармов графа Бенкендорфа. Строгость этого надзора Пушкин не сразу смог оценить. Однако, встречаясь всё с новыми и новыми ограничениями — невозможностью выехать из города без позволения графа, запретом на чтение произведений до разрешения графа… — поэт вскоре почувствовал вполне бесправность своего положения.  Ограничения преследовали его повсюду, Пушкин продолжал писать, но его произведения подвергались цензуре Бенкендорфа и самого государя, из-за чего, например, «Борис Годунов» долгое время оставался «в столе» поэта, не допущенный даже для прочтения на публике.

Запертый под надзор, Пушкин был ограничен и как светский проказник, и как поэт. Неудивительно, что безысходность такого положения отразилась на его душевном настрое. Всё чаще он пребывал в подавленном состоянии, сожалел о годах своей молодости и одновременно раскаивался в «праздности, в неистовых пирах, в безумстве гибельной свободы», скучал по той самой свободе, которой теперь был лишен вовсе. «Им одолело беспокойство, охота к перемене мест»… Не будучи ущемлен хотя бы в этом, поэт начинает переезжать с места на место. Однако он уже разочарован в свете, полон отвращения к обеим столицам и, видимо, к бесприютному образу жизни. Теперь он ищет приюта, отдаваясь творчеству лишь в деревенском уединении, а также делает предложение Наталье Гончаровой…

Последние годы жизни Пушкина полны разного рода трудностей, темные тучи сгущаются постепенно… И всё же к этому тяжелому жизненному этапу, когда Пушкин уже не свободен от суеты внешней, относится наиболее зрелое и лишенное всякой суеты внутренней творчество. В частности, необычные, свободные от всяческих канонов драматургии его драмы. Он писал их так, как жил и хотел бы жить, — многомерно, неоднозначно, противоречиво.

Первым его драматургическим опытом, о котором уже упоминалось, стала трагедия «Борис Годунов». А к 1830-м годам были созданы и «Маленькие трагедии», ярчайший пример пушкинской свободы и непослушания, а также полноты ощущения жизни. Во всех отношениях в своём творчестве Пушкин абсолютно свободен. Отвергает все возможные единства, однозначность трактовок, навязывание авторской позиции, простоту характеров. Не ставит точку, а создает открытые финалы. При камерном масштабе, на небольшом текстовом пространстве добивается большой смысловой насыщенности, «головокружительного лаконизма», как скажет Ахматова.

Свобода формы, свобода композиции как нельзя лучше видна в его «Маленьких трагедиях» («Скупой рыцарь» — три сцены, «Моцарт и Сальери» — две, «Каменный гость» — четыре и, наконец, «Пир во время чумы» — всего одна). Их называют «пьесами-кульминациями», или «пьесами-развязками», что лишний раз подтверждает возможность неоднозначного прочтения пушкинского текста, разброс трактовок, восприятия и, соответственно, сценической реализации.  Все образы «Маленьких трагедий» — живые лица, неоднозначные, не плохие и не хорошие, но в то же время некие всеобъемлющие образы. Объединяет их, прежде всего, страсть. В каждом бурлит страсть к чему-то конкретному — славе, деньгам, женщинам или просто жизни. Так или иначе, главный вопрос всех «Маленьких трагедий» — это вопрос жизни и смерти. Жизнь заканчивается внезапной смертью, а в торжествующей смерти продолжает пировать жизнь. И в этой пляске смертоносных страстей возникает ещё одна сквозная тема А. С. — тема черного человека, тема свободы и вседозволенности. На границе жизни и смерти человек пытается определить, где заканчивается свобода и начинается аморализм? Пушкин не дает однозначных ответов, он свободно играет смыслами, давая и читателю свободу в выборе ответа на эти вопросы. Сам ущемленный в свободе, утверждает право свободы жизни и выбора своим творчеством.

Судьба самого Пушкина — пример совмещения двух противоположных характеров в одном, пример свободной витальной энергии, которая могла рождать как гениальное, так и недостойное. Он предлагает и нам окунуться в бурный поток жизни, право выбора пути оставляя за нами. Именно эти качества гениального поэта и волновали создателей спектакля «Эрмитажа» «Пир во время ЧЧЧумы».

Стенограмма выступления Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта»: NPR

Услышано в программе Talk of the Nation

Лидер гражданских прав Мартин Лютер Кинг-младший обращается к толпе у Мемориала Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия, где он произнес речь «У меня есть мечта» 28 и 19 августа.63, в рамках Марша на Вашингтон. AFP через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

AFP через Getty Images

Лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг-младший обращается к толпе у Мемориала Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия, где он произнес речь «У меня есть мечта» 28 и 19 августа. 63, в рамках Марша на Вашингтон.

AFP через Getty Images

В понедельник отмечается день рождения Мартина Лютера Кинга-младшего. Ниже приводится стенограмма его знаменитой речи «У меня есть мечта», произнесенной 28 августа 1963 года на ступенях Мемориала Линкольна. В программе NPR Talk of the Nation речь транслировалась в 2010 году — послушайте эту трансляцию по ссылке выше.

Мартин Лютер Кинг-младший и другие лидеры движения за гражданские права собираются перед митингом у Мемориала Линкольна 28 и 19 августа.63, в Вашингтоне. Национальный архив / архив Халтона через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Национальный архив / архив Халтона через Getty Images

Преподобный Мартин Лютер Кинг-младший: Пятьдесят лет назад великий американец, в чьей символической тени мы находимся сегодня, подписал Прокламацию об освобождении. Этот судьбоносный декрет стал великим маяком надежды для миллионов негритянских рабов, сожженных в пламени испепеляющей несправедливости. Наступил радостный рассвет, завершивший долгую ночь их заточения.

Но 100 лет спустя негр все еще не свободен. Спустя сто лет жизнь негров все еще, к сожалению, искалечена кандалами сегрегации и цепями дискриминации. Сто лет спустя негр живет на одиноком острове бедности посреди бескрайнего океана материального благополучия. Спустя сто лет негр все еще томится в углах американского общества и оказывается в изгнании на своей собственной земле. Итак, мы пришли сюда сегодня, чтобы драматизировать постыдное состояние. В каком-то смысле мы приехали в столицу нашей страны, чтобы обналичить чек.

Когда архитекторы нашей республики написали великолепные слова Конституции и Декларации независимости, они подписали вексель, наследником которого должен был стать каждый американец. В этой записке было обещание, что всем людям — да, как чернокожим, так и белым — будут гарантированы неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Сегодня очевидно, что Америка не выполнила своих обязательств по этому долговому обязательству в том, что касается ее цветных граждан. Вместо того, чтобы выполнить это священное обязательство, Америка выдала негритянскому народу фальшивый чек, который вернулся с пометкой о недостатке средств.

Но мы отказываемся верить, что банк справедливости обанкротился.

Мы отказываемся верить, что в огромных хранилищах возможностей этой страны недостаточно средств. И вот мы пришли, чтобы обналичить этот чек, чек, который по первому требованию даст нам богатства свободы и гарантии справедливости.

Мы также пришли в его священное место, чтобы напомнить Америке о жестокой безотлагательности настоящего момента. Сейчас не время предаваться роскоши охлаждения или принимать успокаивающее лекарство постепенности.

Протестующие за гражданские права маршируют от Монумента Вашингтона к Мемориалу Линкольна во время Марша на Вашингтон 28 августа 1963 года. Курт Северин / Three Lions / Hulton Archive / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Курт Северин / Three Lions / Hulton Archive / Getty Images

Пришло время воплотить в жизнь обещания демократии. Настало время подняться из темной и пустынной долины сегрегации на залитый солнцем путь расовой справедливости. Настало время поднять нашу нацию из зыбучих песков расовой несправедливости на твердую скалу братства. Настало время сделать справедливость реальностью для всех Божьих детей.

Было бы фатально для нации игнорировать безотлагательность момента. Это знойное лето законного недовольства негров не пройдет, пока не наступит бодрящая осень свободы и равенства. 1963 это не конец, а начало. Тех, кто надеется, что неграм нужно было выпустить пар и что теперь они будут довольны, ждет грубое пробуждение, если нация вернется к своим обычным делам.

В Америке не будет ни покоя, ни покоя, пока негру не будут предоставлены права гражданства. Вихри восстания будут продолжать сотрясать основы нашей нации, пока не наступит светлый день справедливости.

Но есть кое-что, что я должен сказать своим людям, которые стоят на теплом пороге, ведущем во дворец правосудия. В процессе завоевания своего законного места мы не должны быть виновны в неправомерных действиях. Не будем стремиться утолить нашу жажду свободы, выпивая из чаши горечи и ненависти.

Мы всегда должны вести нашу борьбу на высоком уровне достоинства и дисциплины. Мы не должны допустить, чтобы наш творческий протест перерос в физическое насилие. Снова и снова мы должны подниматься к величественным высотам встречи физической силы с силой души. Чудесная новая воинственность, охватившая негритянское сообщество, не должна привести нас к недоверию ко всем белым людям, ибо многие из наших белых братьев, о чем свидетельствует их присутствие здесь сегодня, осознали, что их судьба связана с нашей судьбой. .

И они осознали, что их свобода неразрывно связана с нашей свободой. Мы не можем идти одни. И пока мы идем, мы должны дать обещание, что всегда будем идти вперед. Мы не можем повернуть назад.

Есть те, кто спрашивает борцов за гражданские права, когда вы будете удовлетворены? Мы никогда не сможем быть удовлетворены, пока негр является жертвой невыразимых ужасов жестокости полиции. Мы никогда не сможем быть удовлетворены, пока наши тела, отягощенные усталостью от путешествия, не могут найти ночлег в мотелях на больших дорогах и гостиницах в городах.

Мы не можем быть удовлетворены до тех пор, пока основная мобильность негра заключается в переходе от меньшего гетто к большему. Мы никогда не сможем быть удовлетворены, пока наши дети лишены своей самости и лишены своего достоинства знаками, гласящими: только для белых.

Мы не можем быть удовлетворены, пока негр в Миссисипи не может голосовать, а негр в Нью-Йорке считает, что ему не за что голосовать.

Нет, нет, мы не удовлетворены и не будем удовлетворены, пока правосудие не потечет, как вода, и правда, как могучий поток.

Я не забываю, что некоторые из вас пришли сюда после великих испытаний и невзгод. Некоторые из вас только что вышли из узких тюремных камер. Некоторые из вас приехали из районов, где ваше стремление к свободе оставило вас избитыми бурями преследований и потрясенными ветрами полицейской жестокости. Вы были ветеранами творческих страданий. Продолжайте работать с верой в то, что незаслуженные страдания искупительны. Вернитесь в Миссисипи, вернитесь в Алабаму, вернитесь в Южную Каролину, вернитесь в Джорджию, вернитесь в Луизиану, вернитесь в трущобы и гетто наших северных городов, зная, что каким-то образом эта ситуация может и будет изменена.

Давайте не будем барахтаться в долине отчаяния, говорю я вам сегодня, друзья мои.

Итак, несмотря на то, что мы сталкиваемся с трудностями сегодняшнего и завтрашнего дня, у меня все еще есть мечта. Это мечта, глубоко уходящая корнями в американскую мечту. У меня есть мечта, что однажды эта нация поднимется и воплотит в жизнь истинный смысл своего вероучения: мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными.

Люди аплодируют и подпевают песне свободы между выступлениями на Марше в Вашингтоне за рабочие места и свободу в 1919 году.63. Экспресс-газеты через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Экспресс-газеты через Getty Images

У меня есть мечта, что однажды на красных холмах Грузии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут вместе сесть за братский стол.

У меня есть мечта, что однажды даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости, изнемогающий от жара угнетения, превратится в оазис свободы и справедливости.

У меня есть мечта, что мои четверо маленьких детей однажды будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету кожи, а по содержанию их характера. У меня есть мечта сегодня.

У меня есть мечта, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами, с губами губернатора, с которых капают слова о вмешательстве и аннулировании, однажды прямо в Алабаме маленькие черные мальчики и черные девочки смогут взяться за руки с маленькими белыми мальчиками и белыми девочками как сестрами и братьями. У меня есть мечта сегодня.

Я вижу сон, что однажды всякая долина возвысится, всякий холм и гора понизятся, неровные места сделаются ровными, кривизны выровняются, и явится слава Господня , и вся плоть увидит это вместе.

Кодовый переключатель
Николь Ханна-Джонс о силе коллективной памяти
    • NPR Один
    • Подкасты Apple
    • Спотифай
    • Подкасты Google
    • RSS-ссылка

Это наша надежда. Это та вера, с которой я возвращаюсь на Юг. С этой верой мы сможем вытесать из горы отчаяния камень надежды. С этой верой мы сможем превратить звенящие разногласия нашего народа в прекрасную симфонию братства. С этой верой мы сможем вместе работать, вместе молиться, вместе бороться, вместе идти в тюрьму, вместе отстаивать свободу, зная, что однажды мы будем свободны.

Это будет день, когда все Божьи дети смогут петь с новым смыслом: Моя страна, это о тебе, сладкая земля свободы, о тебе я пою. Земля, где умерли мои отцы, земля гордости пилигримов, со всех горных склонов пусть звучит свобода.

И если Америке суждено стать великой нацией, это должно стать правдой. Итак, пусть свобода звучит с потрясающих вершин холмов Нью-Гэмпшира. Пусть свобода звучит с могучих гор Нью-Йорка. Пусть свобода звенит от возвышающихся Аллегейнов Пенсильвании. Пусть свобода звучит в заснеженных Скалистых горах Колорадо. Пусть свобода звучит на извилистых склонах Калифорнии. Но не только это, пусть свобода звучит с Каменной Горы Грузии. Пусть свобода звенит с Лукаут-Маунтин в Теннесси. Пусть свобода звучит с каждого холма и кротовины Миссисипи. Со всех горных склонов пусть звучит свобода.

И когда это произойдет, и когда мы позволим свободе звенеть, когда мы позволим ей звенеть из каждой деревни и каждой деревни, из каждого штата и каждого города, мы сможем ускорить тот день, когда все Божьи дети, Черные люди и белые люди, евреи и язычники, протестанты и католики, смогут взяться за руки и петь словами старого негритянского спиритуала: Наконец-то свободны. Свободный наконец-то. Слава Всевышнему, мы наконец-то свободны.

30 библейских стихов о свободе

Составлено сотрудниками The BibleStudyTools от 01.07.2021

Библейские стихи о свободе — Если вы ищете места Писания о свободе от грехов или библейские цитаты, посвященные празднованию Четвертого июля, Библия наполнена замечательными стихами о свободе. Именно благодаря жертвам и битвам, как физическим, так и духовным, сегодня мы можем испытать дар свободы.

Христиане имеют свободу над грехом и тьмой, когда мы следуем за Христом, поэтому учите и запоминайте стихи о свободе во Христе Иисусе. Давайте уделим время тому, чтобы вспомнить, что мы были благословлены.

Фото: © Gettyimages/ipopba

17 А Господь есть Дух, а где Дух Господень, там и свобода.

36 Итак, если Сын освободит вас, вы действительно будете свободны.

12 «Я имею право делать что угодно», — скажете вы, — но не все полезно. «Я имею право делать что угодно» — но меня ничто не покорит.

13 Вы, мои братья и сестры, были призваны быть свободными. Но не пользуйтесь своей свободой, чтобы потворствовать плоти; лучше служите друг другу смиренно в любви.

14 Ибо весь закон исполняется в соблюдении одной этой заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

22 Но Писание все заключило во власть греха, чтобы обещанное через веру в Иисуса Христа было дано верующим.

1 Именно для свободы Христос освободил нас. Итак, стойте твердо и не позволяйте себе снова обременять себя ярмом рабства.

12 В Нем и через веру в Него мы можем приближаться к Богу со свободой и уверенностью.

45 Я буду ходить свободно, ибо я искал Твоих заповедей.

5 В тесноте я воззвал к Господу; он привел меня в просторное место.

38 «Поэтому, друзья мои, я хочу, чтобы вы знали, что через Иисуса вам возвещается прощение грехов.

39 Через Него всякий верующий освобождается от всякого греха, чего вы не могли получить по закону Моисееву.

22 Но теперь, когда вы освободились от греха и стали рабами Божьими, благо, которое вы пожинаете, ведет к святости, а результатом является вечная жизнь.

16 Живите как свободные люди, но не пользуйтесь своей свободой для прикрытия зла; жить как рабы божьи.

21 Когда-то вы были отчуждены от Бога и были врагами в своих умах из-за своего злого поведения.

22 Но теперь он примирил вас физическим телом Христа через смерть, чтобы представить вас святыми в его очах, непорочными и непорочными —

23 если вы пребудете в своей вере, твердой и твердой, и не отступите от надежды, содержащейся в Евангелии. Это Евангелие, которое вы слышали и которое было возвещено всякой твари под небом, и которого я, Павел, стал служителем.

20 Ибо творение подверглось разочарованию не по собственному выбору, а по воле того, кто его подчинил, в надежде

21 что само творение будет освобождено от рабства тления и приведено в свободу и славу детей Божьих.

1 Поэтому теперь нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе,

2 потому что через Христа Иисуса закон Духа, дающего жизнь, освободил вас от закона греха и смерти.

3 Ибо то, что закон был бессилен сделать, потому что он был ослаблен плотью, сделал Бог, послав Своего Сына в подобии плоти греховной в жертву за грех. И так он осудил грех во плоти,

4 дабы праведное требование закона вполне исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

4 Этот вопрос возник потому, что некоторые лжеверующие проникли в наши ряды, чтобы шпионить за свободой, которую мы имеем во Христе Иисусе, и сделать нас рабами.

1 Дух Вседержителя Господа на мне, потому что Господь помазал меня возвещать благую весть бедным. Он послал меня перевязать сокрушенных сердцем, провозгласить свободу пленникам и освобождение от тьмы узникам,

18 «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим. Он послал Меня возвещать узникам освобождение, слепым прозрение, отпустить угнетенных на свободу,

18 лучших библейских стихов о свободе воли

Составлено сотрудниками The BibleStudyTools от 19.02.2021

Библейские стихи о свободе воли

Многие христианские церкви и деноминации имеют разные взгляды на свободу воли. Хотя легко запутаться в том, как взаимодействуют Божий контроль и наша собственная свобода воли, мы можем доверять Слову Божьему и знать, что то, что Он сказал нам в Библии, истинно. Эти библейские стихи о свободе покажут нам, что у нас есть возможность выбирать и верить в Бога, будучи в безопасности в нашей вечной жизни на небесах, или мы можем выбрать отвернуться от Бога и жить отдельно от Него. Используйте эти места Писания, чтобы сделать мудрый выбор!

Фото: ©GettyImages/ZbynekPospisil

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое. И Бог верен; он не допустит, чтобы вы были искушаемы сверх того, что вы можете вынести. Но когда вы искушаетесь, он также укажет выход, чтобы вы могли его вынести.

7 Как счастливы должны быть ваши люди! Как счастливы ваши чиновники, которые постоянно стоят перед вами и слышат вашу мудрость!

9 Господь не медлит с исполнением Своего обещания, как некоторые понимают медлительность. Напротив, он терпит вас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

13 Вы, мои братья и сестры, были призваны быть свободными. Но не пользуйтесь своей свободой, чтобы потворствовать плоти; лучше служите друг другу смиренно в любви.

17 Тот, кто решит исполнить волю Божию, узнает, исходит ли мое учение от Бога или я говорю от себя.

15 А если служение Господу кажется вам нежелательным, то изберите себе ныне, кому вы будете служить, богам ли, которым служили отцы ваши за Евфратом, или богам амореев, в земле которых вы живете. А я и дом мой будем служить Господу».

34 Тогда он призвал к себе толпу вместе со своими учениками и сказал: «Кто хочет быть Моим учеником, должен отвергнуться себя и взять свой крест и следовать за Мною.

9 В сердце своем люди планируют свой путь, но Господь направляет их шаги.

20 А вот и я! Я стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду и буду есть с тем человеком, и они со Мною.

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

2 Следовательно, всякий, кто восстает против власти, восстает против того, что установил Бог, и те, кто так поступает, навлекут на себя суд.

9 Если ты провозгласишь своими устами: «Иисус есть Господь», а сердцем поверишь, что Бог воскресил Его из мертвых, ты будешь спасен.

10 Ибо сердцем веришь и оправдываешься, и устами исповедуешь веру и спасаешься.

16 Поэтому я говорю: поступайте по духу, и вы не будете угождать плотским желаниям.

17 Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они находятся в конфликте друг с другом, так что вы не должны делать все, что хотите.

16 И заповедал Господь Бог человеку: от всякого дерева в саду ты будешь есть;

17 но не ешь от дерева познания добра и зла, ибо когда ты вкусишь от него, то непременно умрешь».

6 Ищите Господа, пока можно найти Его; позови его, пока он рядом.

7 Да оставит нечестивый путь свой и нечестивый помыслы свои. Пусть обратятся к Господу, и Он помилует их, и к Богу нашему, ибо Он даром милует.

12 Но всем, кто его принял, тем, кто уверовал в его имя, он дал право стать детьми Божьими —

13 дети, рожденные не по естественному происхождению, не по человеческому решению или воле мужа, а рожденные от Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *