Человек энциклопедия ломоносов: М. В. Ломоносов (1711-1765) » Детская энциклопедия (первое издание)
М. В. Ломоносов (1711-1765) » Детская энциклопедия (первое издание)
Русская литература XVIII в.
Сатирические журналы Н. И. Новикова
Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутолимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого — трудиться не покладая рук «для пользы общества», для блага народа, а если надо, то героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:
Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
Эти волнующие строки можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.
Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря. Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины могучей полярной природы, дали превосходное знание живого народного языка и поэтического творчества — поверий, песен, сказок, былин, пословиц. Ежегодные поездки с отцом в море, на промысел, воспитали в мальчике физическую силу и выносливость, пытливость, находчивость, отвагу. Чувства независимости, личного достоинства, свойственные обитателям Поморья, составили драгоценнейшую черту его характера.
У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему мальчику удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее Ломоносов называл «вратами своей учености», он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев всяческие трудности, поступает в тогдашнюю школу — Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе — «малых ребят» — над «болваном лет в двадцать», который «пришел латине учиться», скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ отправить в Петербургскую академию наук «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели», выбор падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли. В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.
В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на всяческое противодействие засевших в академии немецких администраторов — «неприятелей наук российских», — развертывает блестящую научную и литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.
Сам он был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов «все испытал и все проник», имел право называть его «первым нашим университетом». Ломоносов осуществил ряд имевших громадное научное значение открытий в самых различных областях знания — химии, физики, астрономии. Эти открытия подчас на десятилетия опережали подобные же открытия западных ученых, но оставались незамеченными в условиях русского самодержавно-крепостнического строя. Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики, расцветала деятельность Ломоносова-поэта.
В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народнопоэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего «слог»). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова, поэт и ученый-филолог (филология — наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить силлабические стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.
Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова, означающего «ударение»). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати- и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога (— ᴗ), и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов ( ᴗ —). При этом ямб Тредиаковский считал малопригодным для русских стихов.
Ломоносов принял правильный принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Точно так же он считал возможным употреблять наряду с двухсложными и трехсложные стихотворные размеры: дактиль (— ᴗ ᴗ), амфибрахий (ᴗ — ᴗ), анапест (ᴗ ᴗ —). Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин.
Стихотворение это, исполненное горячего патриотического чувства, радости и торжества победы, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло собой новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевает в них «вечную славу» героев — тех, кто служил делу укрепления Русского государства, рисует грандиозные картины величия, мощи, неисчерпаемых богатств своей родной страны, славит героический характер русского человека.
Свою «возлюбленную мать» — Родину Ломоносов олицетворяет в облике державной владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает «правдивый меч» лишь для того, чтобы водворить повсюду мир — «возлюбленную тишину». Поэт страстно призывает к разработке природных богатств родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.
Одним из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова является слово «наука». Восторженные похвалы науке — одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые «юношей питают» и «отраду старцам подают». В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой…
Наука легких метеоров,
Премены неба предвещай
И бурный шум воздушных споров
Чрез верны знаки предъявляй:
Чтоб ратай мог избрати время,
Когда земли поверить семя
И дать когда покой браздам,
И чтобы, не боясь погоды,
С богатством дальны шли народы
К Елисаветиным брегам.
Стихотворные призывы Ломоносова к развитию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова «О пользе стекла».
С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух «Размышлениях» Ломоносова. В «Утреннем размышлении» поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
«Несчетные солнца» неизмеримых пространств бесконечной Вселенной видит Ломоносов, вглядываясь в завечеревшее небо:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
Столь же значительной, как и в преобразовании нашего стиха, была роль поэта-ученого в работе над упорядочением русского литературного языка. Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его «природное изобилие, красоту и силу».
Однако эти возможности далеко не были использованы. Литературным языком еще оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.
Сблизить литературную и разговорную речь, обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка — на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.
Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав «славяно-российского» языка по трем группам — «штилям», прикрепив к каждому из них определенные литературные виды (жанры).
Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исключил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых «высоких» жанрах — оде, героической поэме и т. п.— в силу особой своей торжественности, приподнятости, отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых было ближе к жизни — драматические произведения, сатиры, — должны были писаться «средним штилем» — языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец для «описания обыкновенных дел», сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять «низкий штиль», в котором могут употребляться и «простонародные» слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова — варваризмы.
Разделение литературного языка на «три штиля», резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатое Ломоносовым дело установления русского национального языка, но полностью снял искусственные перегородки «трех штилей».
Литературная деятельность гениального поэта-ученого — его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха — имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром «Петром Великим русской литературы» называл Ломоносова В. Г. Белинский.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Русская литература XVIII в.
Сатирические журналы Н. И. Новикова
«На краю Солнца появился пупырь» – Наука
Исполнилось 310 лет со дня рождения самого знаменитого отечественного ученого, «универсального человека», «человека-энциклопедии» Михаила Ломоносова. На прошедших в Архангельске и Холмогорах Ломоносовских чтениях в числе прочих выступил с докладами научный руководитель Института космических исследований академик Лев Зеленый — рассказал о вкладе Ломоносова в атмосферные и космические исследования.
Академик РАН Лев Зеленый
Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ
Академик РАН Лев Зеленый
Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ
— Лев Матвеевич, наверное, практически нет таких научных и практических областей, в которых не поучаствовал бы Ломоносов.
— Да, это правда. Как писал о Ломоносове Пушкин, «жажда науки была сильнейшей страстью сей души… Историк, ритор, химик, минералог, художник и стихотворец — он всё испытал и всё проник». Я же в своих докладах ограничился тем, что мне особенно близко,— это Венера, северное сияние и русский космизм.
Надо сказать, Венера, «адский близнец Земли», влекла Ломоносова всегда. В мае 1761 года состоялось давно ожидаемое учеными и точно предсказанное прохождение Венеры по диску Солнца (транзит). Уже была разработана методика, как использовать это довольно редкое явление для определения неизвестного тогда расстояния от Земли до Солнца. Для этого требовалось организовать точные наблюдения времен этого транзита в разных, максимально удаленных друг от друга районах земного шара. Были запланированы наблюдения в 117 пунктах, которые должны были проводить почти две сотни астрономов из большинства европейских стран.
Михаил Ломоносов готовился к этому событию. Будучи тогда главным «начальником» по астрономии в России, он закупил телескопы, чтобы наблюдения можно было вести из нескольких пространственно разнесенных российских населенных пунктов. По сути, эти наблюдения стали частью первого в мире международного астрономического эксперимента. Именно благодаря настойчивости Ломоносова, преодолевшего сопротивление скептиков из академической канцелярии, Россия приняла в нем активное и полноправное участие. При этом сам ученый остался в Санкт-Петербурге, наблюдения проводил из своего дома на Большой Морской и поставил перед собой гораздо более сложную и неожиданную задачу:
«Ломоносов любопытствовал у себя больше для физических примечаний, употребив зрительную трубу о двух стеклах длиною в 4? фута. К ней присовокуплено было весьма негусто копченое стекло, ибо он намерился только примечать начало и конец явления и на то употребить всю силу глаза, а в прочее время прохождения дать ему отдохновение». Интуиция Ломоносова подсказала ему использовать в его небольшом телескопе (диаметром всего около 7 см) только что изобретенные линзы Доллонда для устранения хроматических искажений и слабо закопченное стекло, что и обеспечило успех его наблюдений.
«Ожидая вступления Венерина на Солнце… увидел наконец, что солнечный край стал неявственен и несколько будто стушеван… При выступлении Венеры из Солнца… появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила… Сие не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере»,— записал Ломоносов. В астрономии это феномен рассеяния света при скользящем падении световых лучей получил название «явление Ломоносова».
— Пупырь — это и есть атмосфера?
— Да, именно так. Эти наблюдения позволили Ломоносову утверждать, что «планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».
Уже в августе 1761 года, через три месяца после наблюдений, две сотни экземпляров пионерского труда, переведенные на немецкий язык, были напечатаны и отправлены за рубеж, по всем адресам рассылки Академии наук. Особенно в этой статье важно «прибавление», где Ломоносов пишет о возможности жизни на Венере и других планетах, а говорить, христиане они или нет, пока рано. «Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно»,— писал Михайло Васильевич.
— Насколько ценными оказались эти исследования для современной науки?
— Их ценность трудно переоценить. В результате этих исследований был обнаружен ряд оптических явлений, которые объяснены с позиций существования атмосферы вокруг планеты, что впоследствии открыло путь к исследованию атмосфер и климата других планет, в том числе экзопланет. Венера, которую называют странной сестрой Земли, и сегодня чрезвычайно соблазнительна для научных исследований. Это естественная лаборатория для изучения эволюции климата и парникового эффекта. Иногда ее называют моделью для изучения планет в других звездных системах, поэтому в последние годы Венера вызывает все больший интерес и многие страны собираются возобновить миссии к ней.
— Знаю, приоритет исследований Венеры принадлежал Советскому Союзу. Это всегда была «наша» планета.
— Это правда. СССР был бесспорным лидером в исследованиях Венеры, куда было направлено 18 аппаратов, совершено десять посадок, и все успешные. Исследования Венеры начались в нашей стране в 1961 году. Первые аппараты, достигшие венерианской атмосферы, были раздавлены давлением на высотах от 25 до 11 километров, успев передать ценную информацию о планете. Была обнаружена водородная корона, отсутствие радиационных поясов и собственного магнитного поля, измерен состав атмосферы — СO2, N2, найдены слабые следы воды. Это были уникальные, самые первые в мире данные.
— Насколько оправдались мысли Ломоносова о возможности жизни на Венере?
— Казалось бы, какая жизнь может быть в таком аду? Ведь давление на Венере составляет 90 атмосфер, льют кислотные дожди, а температура на поверхности доходит до 450 градусов Цельсия. Однако, как мы знаем, сейчас требования к возможностям существования жизни наукой пересматриваются: жизнь кишит вблизи «черных курильщиков» на дне океана, в стратосфере на высоте до 50 километров над поверхностью Земли и в континентальных шахтах на глубине более двух километров обнаружены микробы… Становится ясно, что жизнь может приспосабливаться к самым экзотическим условиям и принимать самые необычные формы.
— И что это будет за жизнь?
— Как известно, при повышении температуры резко ускоряются химические реакции и начинаются процессы, невозможные в нормальных условиях. На Земле азот пассивен, но в условиях высоких давлений и температур химия азота может оказаться не менее разнообразной, чем химия углерода. Уже известен ряд азотных полимеров, обладающих стабильностью при температурах 500 градусов Цельсия и выше. Таким образом, венерианская жизнь может быть азотной, а не углеродной, как на Земле.
— Но там же почти нет воды?
— Помимо трех основных агрегатных состояний вещества, при высоких давлениях и температурах может возникнуть четвертое — состояние сверхкритического флюида, обладающего свойствами как газа, так и жидкости, в частности свойством растворять другие вещества. На роль такого универсального растворителя на Венере претендует двуокись углерода, которая может существовать не только в виде углекислого газа, но и как сверхкритический флюид.
— Сохраняет ли Венера статус «русской планеты» или мы его потеряли?
— Сегодня Венера привлекательна для многих космических держав. Наша страна не исключение. Мы готовим несколько миссий на эту планету. Первая экспедиция в программе, намеченная на конец 2020-х годов,— разведочная. Вторая экспедиция предусмотрена на начало 2030-х, а третья, с возвратным аппаратом,— на 2034 год. В ходе этих миссий будут наращиваться сложности решаемых задач, и целью третьей станет доставка на Землю образцов атмосферы, аэрозолей, грунта Венеры для исследования их в земных лабораториях.
— Живя на Севере, Ломоносов не раз наблюдал полярные сияния и стал одним из первых, кто начал это явление изучать…
— Сам Ломоносов с сожалением писал, что «не мог пользоваться внимательным наблюдением разных перемен и обстоятельств, бывающих при таких явлениях», хотя наблюдал он их неоднократно — и в родных Холмогорах, и выходя с отцом на рыбный промысел в море.
В 1743 году он даже написал оду «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», когда собственной научной точки зрения на природу явления у него еще не сложилось и когда он «терялся мыслями утомлен», не находя удовлетворения в чужих гипотезах.
Представления о природе северных сияний тех лет сильно отличались от современных. Немецкий ученый, учитель Ломоносова Христиан фон Вольф считал, что северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. После необычайного по распространенности северного сияния 17 марта 1716 года группа бреславльских ученых высказала идею о том, что они тесно связаны с исландским вулканом Гекла: якобы его грани отражаются в морских льдах во время их передвижения.
Согласно Ломоносову, северные сияния имеют электрическую природу. Он объясняет это явление электричеством, возбуждаемым в воздухе полярных стран от погружения верхнего холодного воздуха в нижний и скапливающимся в самых верхних слоях атмосферы, где оно светится в разреженном пространстве.
В 1743 году он приступил к наблюдениям за полярным сиянием, проделав интересные опыты со свечением разреженного воздуха в стеклянном наэлектризованном шаре. Эти опыты, повторенные лишь через 175 лет, по существу были явлением электрического разряда в разреженном воздухе.
Продолжая интересоваться этой темой, он собирался написать книгу «Испытания причин северных сияний», но закончить ее не успел. К этой книге ученый подготовил несколько десятков уникальных рисунков полярных сияний, с которых были сделаны гравюры на меди с его собственных зарисовок, сохранившиеся до нашего времени. Глаз опытного естествоиспытателя различал такие тонкие детали (филаменты), какие до недавнего времени не могла воспроизвести ни одна фотокамера.
— Насколько точными были его выводы?
— В соображениях Ломоносова предугаданы многие современные представления о механизмах полярных сияний. Ученый составил свои теоретические взгляды на атмосферные явления, еще не читая «Писем Франклина», которые попались ему под руку, уже когда его «Слово об электричестве» было готово.
Ломоносов угадал, в чем тут состоят главные вопросы, и составил теорию, превышающую все современные ему знания о воздушном электричестве. Он был совершенно прав, утверждая, что северные сияния возникают «от происшедшей на воздухе электрической силы», а не являются блистанием облаков или паров.
Затем Ломоносов попытался «изъяснить по возможности из электрических законов», почему сияние происходит именно на северной стороне неба и часто бывает цветным, а также почему возникают хвосты у комет.
Ознакомившись с этими работами Ломоносова, выдающийся математик Леонард Эйлер прислал отзыв, что нашел его объяснения остроумными и правдоподобными, и в самых лестных выражениях распространился о дарованиях русского гения.
— Как писал Ломоносов, «везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно». Наверняка он не раз сталкивался здесь с сопротивлением церкви.
— Ломоносов был ярким представителем физической теологии, которая утверждает: разум дан человеку Богом, для того чтобы исследовать окружающий нас мир. Физико-теологическая традиция видела в различных природных явлениях главное доказательство существования Бога, а задачей этой философии, широко распространенной в Европе, было согласовать науку и веру. Именно Ломоносов, на мой взгляд, стал родоначальником такого важнейшего философского явления, как русский космизм, поскольку увидел новую роль, которую человек должен играть в мире, переведя его от простого созерцателя к активному деятелю, созидателю мироздания.
— Однако отсчет русского космизма принято вести от идей Николая Федорова…
— Действительно, окончательно как целостное явление русский космизм проявился в форме активного христианства Николая Федорова и продолжился в работах его последователей Владимира Соловьева, Константина Циолковского, Александра Чижевского и других. Однако их идеи выросли из философского наследия Ломоносова, опередившего западноевропейскую и русскую мысль более чем на полвека. Религию он воспринимает как область целей, науку — как область развития культуры.
Для такого самобытного движения мысли, как русский космизм, вообще свойственна концентрация внимания на разумной организованности структуры природы и ее процессов, эволюционизме как проявлении этой организованности, осознании всеединства Вселенной и необходимости познания всеединого мира. При всем разнообразии идей, отличающих русских космистов друг от друга, есть у них и нечто общее: наука воспринимается ими как определенная ориентация русского народа, как его общее космическое миросозерцание. Обо всем этом прекрасно написано в книгах профессора Анастасии Георгиевны Гачевой, директора музея-библиотеки им. Николая Федорова, находящейся в Москве на Профсоюзной улице. Труды энтузиастов и подвижников постепенно делают свое дело — понимание русского космизма как уникальной философии, игравшей (и играющей) несомненную роль в истории нашей страны, постепенно становится частью общественного сознания. Выходят яркие книги, в Русском музее в Санкт-Петербурге проходит сейчас необычная выставка «Искусство русского космизма», а в июне этого года мы даже провели совместное заседание Совета по космосу РАН и Отделения общественных наук РАН, посвященное философским вопросам освоения космоса.
Распространение идей русского космизма было одной из причин формирования особого интереса к космическим полетам, а слова Циолковского о том, что «нельзя вечно жить в колыбели», стали национальным лозунгом. Эта духоподъемная атмосфера питала энтузиазм Сергея Королева, Фридриха Цандера, Юрия Кондратюка, мечтавших о полетах на Луну и Марс. В философии космизма и родилась та «беспредельная мысль», которая спустя годы вывела Россию в космос. Верю, что наша страна навсегда останется космической державой и свое достойное место в деле освоения космоса не только не потеряет, но будет его укреплять. Прав был Ломоносов, веривший, что «будет собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать».
Беседу вела Наталия Лескова
Статья о Михаиле+ломоносове из The Free Dictionary
Михаил+ломоносов | Статья The Free Dictionary о Михаиле+Ломоносове Михаил+ломоносов | Статья о Михаиле+Ломоносове из The Free DictionaryСлово, не найденное в Словаре и Энциклопедии. Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
майкл Ломоносов
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Ораниенбаум, Россия
- Жан Лере
- Список кратеров на Луне, L-N
- Леннарт Карлесон
- Соломон В. Голомб
- Автово
- Тысячелетие России
- Мангала Валлес
- Автово (Санкт-Петербургский метрополитен)
- Питер Хирш
- Хронология научных открытий
- Восточно-Австралийское течение
- Майкл Робертс (писатель)
- Попов Гавриил Харитонович
- Ломоносов, Россия
Полный браузер ?
- ▲
- Майкл Заглмайр
- Михаил Залевски
- Майкл Зандберг
- Майкл Зандер Управление проектами
- Агентство Майкла Занука
- Майкл Запрудер
- Майкл Зарнок
- Майкл Заслоу
- Михаил Згуровский
- Майкл Цилензигер
- Майкл Зигоманис
- Майкл Зильбер
- Майкл Циммерман
- Майкл Циммерман (биолог)
- Майкл Циммерман (философ)
- Майкл Зинберг
- Майкл Зинни
- Майкл Зинзун
- Майкл Зохари
- Майкл Зорк
- Михаил Зордич
- Майкл Зуккет
- Майкл Зулли
- Майкл Зулло
- День рождения Майкла
- Компьютерные запчасти и аксессуары Майкла
- Первый альбом Майкла
- Ворота Михаила
- Магазин ювелирных изделий и драгоценных металлов Майкла
- Максимальное спасение большого пальца Майкла
- майкл+ломоносов
- Майкл, Габриэль и Рафаэль
- Майкл, Остров Мэн
- Михаил, принц Черногории
- Михаил, принц Саксен-Веймар-Айзенахский
- Михаил, ул.
- Еврейский общинный центр Майкла-Энн Рассел
- Майкл-Фредрик Пол Саука
- Майкл-Хаким Джордан
- Микаэла
- Микаэла Берку
- Микаэла Бриз
- Микаэла Клавелл
- Микаэла Конлин
- Микаэла Дорфмайстер
- Микаэла Дорнонвиль де ла Кур
- Микаэла Ферни
- Микаэла Ганье
- Микаэла Герг-Лейтнер
- Микаэла Кирхгассер
- Михаэла Косьянова
- Михаэла Крутска
- Микаэла Манн
- Микаэла МакКуин
- Микаэла Носкова
- Микаэла Паетч
- Микаэла Куинн
- Микаэла Страчан
- Микаэла Табб
- Микаэла фон Габсбург
- Микаэла! (телевидение)
- ▼
Млынар, Зденек 1930-1997 | Encyclopedia.com
ЛИЧНОЕ: Первоначальное имя, Зеденек Мюллер; имя официально изменено, 1945; родился 6 июня 1930 г. в Высоке Мыто, Чехословакия; иммигрировал в Австрию в 1977 году; умер 15 апреля 1997 года. Образование: Изучал юриспруденцию в Ломоносовском университете, Москва.
КАРЬЕРА: Юрист, профессор и писатель. Секретарь Коммунистической партии Чехословакии, 1964-70; руководитель Междисциплинарной исследовательской группы Института государства и права Чехословацкой академии наук, Прага, 1967–1968 годы; этимолог, Национальный музей в Праге, 1968-77; Университет Инсбрука, Австрия, профессор, 19 лет89-93.
ПИСЬМА:
Ночной мороз в Праге: конец гуманного социализма, в переводе Пола Уилсона, Karz Publishers (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), 1980.
(совместно с Влодзимежем Брусом) и Пьер Кенде) «Нормализация «Процессы в Центральной Европе, где доминировала советская власть: Венгрия, Чехословакия, Польша, индекс , (Кельн, Германия), 1982.
Относительная стабилизация советских систем в 1970-е годы, индекс (Кельн, Германия), 1983.
(совместно с Влодзимежем Брюсом и Пьером Кенде) Советские системы после Брежнева, Index (Кельн, Германия), 1984.
Может ли Горбачев изменить Советский Союз?: Международные измерения политической реформы, перевод Мэриан Слинг и Рут Тосек, Westview Press (Боулдер, Колорадо), 1990.
Беседы с Горбачевым: о перестройке, Пражской весне и перекрестке социализма, Columbia University Press (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), 2002.
АДАПТАЦИИ: Ночной мороз в Праге: Конец гуманного социализма был адаптирован как телевизионная документальная драма, Вторжение, производства Granada Television.
SIDELIGHTS: Зденек Млынар, известный чешский либерал, когда его родина находилась под властью коммунистов, написал несколько книг о политике в Восточной Европе. Он наиболее известен как близкий соратник Александра Дубчека, движущей силы Пражской весны. Это движение было попыткой политической реформы, характеризующейся попыткой придать социализму гуманный вид. Однако движение было подавлено после оккупации Советским правительством Чехословакии в августе 19 г.68. Советы вынудили чехов отказаться от своих реформ, и в ноябре 1968 года Млынар ушел в отставку со своего руководящего поста в Коммунистической партии. Коммунистическая партия официально оформила его изгнание в 1970 году. Это отчуждение от разрешенной политической деятельности привело к тому, что он работал этимологом в Национальном музее Праги. Несмотря на то, что он был лишен избирательных прав, он, тем не менее, продолжал свои усилия во имя реформ и в 1977 году дал свое имя Хартии 77, документу, в котором описывались нарушения прав человека чешским правительством. Публичная критика режима привела к лишению его должности в музее и домашнему аресту. Млынар уехал в ссылку в Австрию 19 июня.77.
Самое известное произведение Млынара, Ночной мороз в Праге: конец гуманного социализма, — политические мемуары. Млынар рассказывает о своем участии в Коммунистической партии, которое началось в подростковом возрасте и продолжалось до его официального исключения в 1970 году. Он также описывает события и идеи, которые привели к Пражской весне и ее роспуску. Рецензент Choice счел это «ценным вкладом в понимание Пражской весны 1968 года». Арчи Браун в Times Literary Supplement оценил книгу как «безусловно, самые важные мемуары бывшего политика-коммуниста, появившиеся после Хрущева». Критик также похвалил книгу за ее понимание политической психологии, назвав ее «значительным вкладом в политический анализ, работой подлинного психологического понимания, которая в равной мере дает стимул для размышлений и полезные знания».
В двух книгах Млынара рассматривается вопрос политических перемен в Советском Союзе. Может ли Горбачев изменить Советский Союз?: Международные аспекты политической реформы касается вопросов, поднятых политикой либерализации Горбачева. Беседы с Горбачевым: о перестройке, Пражской весне и перекрёстках социализма начало 1990-х.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ:
книги
Европа с 19 лет45: An Encyclopedia, Garland Publishing (New York, NY), 2001.