Человечность приходит к тому кто к ней стремится смысл: Конфуций цитаты и афоризмы
Конфуций цитаты и афоризмы
Добавить цитату
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
человечность речь красота
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
страхи
Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих.
человечность борьба с самим собой
По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
привычка люди
Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный — в других.
великие люди ответ
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, — разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду — разве это не возвышенно!
Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними — те, которые избежали соблазнов плоти, за ними — те, которые смогли избежать злословия.
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
трудности
Достойный человек не идет по следам других людей.
последователи великие люди
озабоченность безмятежность
Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!
стыд
Утром познав истину, вечером можно умереть.
истина
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
обвинение
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
одобрение
Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
мужщины
Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
долг отвага
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
слова действие
Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
выгода
Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
заблуждения обучение
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
обучение советы наставления
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
обучение
Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.
Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
труд
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
показуха
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
обучение знания
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
обучение
Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
знать людей
Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
невежество
Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
известность знать людей
Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
учитель
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно.
ошибки
Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
ошибки
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
общение
обман
Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — и познаешь степень его человечности.
ошибки
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
понимание людей
Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, — это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, — это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, — это слепота.
слова
Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
изменение
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт.
подражание опыт размышления
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
слова
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
речь
Молчание — верный друг, который никогда не изменит.
молчание
Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.
неприятности жаловаться смех
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
слова
Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее:
— Вы так убиваетесь — похоже, скорбите не впервой?
— Так оно и есть, — ответила женщина. — Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
— Отчего же вы не покинете эти места? — спросил Конфуций.
— Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина.
— Запомни это, ученик, — сказал Конфуций. — Жестокая власть — свирепее тигра.
власть жестокая власть
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
добродетели одиночество
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
видеть добро добро
Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
человечность
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
доброта
Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
милосердие
Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.
испытания необученность война
Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.
друзья
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
человечность
Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
сын
Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
родители
Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
наставления
Ныне почитать родителей — это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
уважение
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
беда
У сдержанного человека меньше промахов.
сдержанность
Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.
сосредоточенность
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
положение в обществе
При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
общение
Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
усердность дружба работа
Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
дружба
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
добро и зло
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
строгость
Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
сговор
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
мужщины
Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят.
отношения
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
богатство честь
Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
бедность честь
Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
милосердие
Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
правители
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
эффект бумеранга
Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
планы совместные планы
Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего.
уважение к людям эффект бумеранга
Не усвоив приличий, не утвердишься.
приличия
Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
добро и зло
Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
нежелание видеть
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.
уважение к людям
Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
прямота
Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
мужщины уют домашний очаг
Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
сорокалетие
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
доверие
Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие.
бессердечность
Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
глупые поступки
Сердитый человек всегда полон яда.
сердитость
Посещать и слушать злых людей — это уже начало злого дела.
злые люди
Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
обвинение
Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
государство
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
выгода
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
молодость
Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
жизнь и смерть
Неважно, как медленно вы идёте, до тех пор, пока вы не остановитесь.
мечты великие люди
Незыблемая середина — эта добродетель, наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.
Остерегайтесь тех, кто хочет вменить вам чувство вины, ибо они жаждут власти над вами.
Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.
Добавить цитату
«Я не могу повлиять на происходящее, но, что бы ни случилось, у моей жизни есть смысл» – Картина дня – Коммерсантъ
Клинический психолог, специалист по терапии психической травмы и когнитивно-поведенческой терапии Мария Сиснева рассказала Ольге Алленовой, как изменились запросы ее клиентов с февраля, как влияют на людей в кризисных ситуациях давние психические травмы и может ли человек самостоятельно оказать себе психологическую помощь.
Клинический психолог, специалист по терапии психической травмы и когнитивно-поведенческой терапии Мария Сиснева
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Клинический психолог, специалист по терапии психической травмы и когнитивно-поведенческой терапии Мария Сиснева
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
«Зачастую ретравматизация переносится тяжелее, чем сама травма»
— В последние три месяца вы консультируете людей, переживающих состояние психической травмы. При этом даже по вашим подписчикам видно, что кто-то полностью справился с состоянием шока, а кто-то все время плачет, не может работать, потерял смысл жизни. Почему?
— Три месяца назад ко мне стали обращаться люди с острым травматическим стрессом: у них было состояние шока, оглушенности, они впадали в так называемое травматическое замирание. Это были очень тяжелые две недели для всех — и для меня лично. У психотерапевтов есть такое понятие — вторичная травматизация, когда сам терапевт испытывает травматические переживания, сталкиваясь с травмой клиента. Помню, что как-то пришла домой и легла спать с открытой входной дверью. Я ее просто забыла закрыть. Поэтому мне пришлось о себе тоже позаботиться, использовать и психотерапию, и методики самопомощи.
Но наша психика так устроена, что человек адаптируется ко всему. У большинства людей острые стрессовые переживания длились две-три недели, потом люди в какой-то степени адаптировались к новой реальности. Но сейчас у меня огромное количество запросов от тех, кого я называю невидимыми жертвами боевых действий,— людей, которые подверглись ретравматизации.
Ретравматизация — это воздействие психотравмирующего фактора, который напоминает вам ранее пережитую травму, создает угрозу, что пережитая ранее беда снова может с вами случиться.
И таких людей оказалось много. Они могли подвергнуться в детстве физическому насилию, сексуализированному насилию, ненадлежащему обращению, пренебрежению. Или были в зоне военных действий, бежали от каких-то социогенных катастроф, например, с территории бывших союзных республик во время каких-то волнений.
— В чем опасность ретравматизации?
— Когда у человека происходит психическая травма — для него это шокирующее, болезненное, но ограниченное по времени событие. И даже если в результате психической травмы развивается посттравматическое стрессовое расстройство, то оно, как правило, имеет начало и окончание. Возможно, оно окажет сильное влияние на жизнь человека или даже полностью преобразует ее, но оно закончится. А когда психотравмирующее воздействие повторяется, то у человека возникает ощущение злого рока, он говорит: «Слишком много всего плохого происходит за мою маленькую жизнь». То есть он полностью теряет ощущение безопасности этого мира.
— А разве это ощущение безопасности не иллюзорно?
— Безусловно, иллюзорно. Но все-таки оно свойственно человеку, потому что помогает ему жить. Когда что-то страшное случилось с вами один раз, вы думаете: «Возможно, это случайность, со всеми иногда происходит что-то плохое». А когда психотравмирующее событие повторяется, то у вас возникает чувство обреченности, фатальности, обесценивания собственной жизни («Я просто песчинка, со мной может произойти все что угодно, я никак не защищен»).
Зачастую такая ретравматизация — даже при отсутствии реальной угрозы жизни и безопасности человека — переносится тяжелее, чем первоначальная травма. Вот таких обращений к психологам сейчас очень много.
Те люди, которые ко мне приходят, находятся в физической безопасности, но они ее не чувствуют. Все, что было пережито ими когда-то, стало снова реальным.
Это можно сравнить с физической травмой — например, у человека был неудачный, очень болезненный перелом ноги, после которого он долго восстанавливался и до конца так и не восстановился, а сейчас он снова сломал ногу в том же месте. Конечно, такое сравнение нельзя считать полноценным, ведь душевная боль бывает сильнее, чем физическая. И конечно, все это вызывает огромное сочувствие к людям.
Когда я училась на курсе психологического консультирования, то в течение двух недель переводила семинары великолепного психотерапевта из Нью-Йорка Розмари Мастерс — она принимала в день по пять человек с посттравматическим стрессовым расстройством и была при этом эффективной, не выгорела. После ее семинаров я буквально влюбилась в тему помощи при психической травме, потому что такая работа освобождает очень много здоровой жизненной энергии человека, преображает его жизнь. И я считаю, что сегодня нужно развивать и наращивать психологическую помощь людям. Поэтому и я, и многие мои коллеги часто работаем как волонтеры.
«Важен не сам факт травмы, а те выводы, которые человек из нее сделал»
— Если человек не будет работать с психологом, не будет помогать себе пережить травму, к каким последствиям это может привести?
— При травме мозг подвергается мощнейшему нейробиохимическому воздействию. Активируются разные зоны мозга, которые отвечают за переживания, за реакцию на травматические события. Человек может утратить сон, аппетит, продуктивность, у него нарушаются биоритмы — ночью перестал спать, днем чувствует ужасное бессилие, апатию, сонливость, но в то же время не может заснуть, потому что испытывает сильную тревогу. В таком состоянии человек может принять вредные для себя решения. И в этом случае он даже по медицинским показателям не находится в норме, поэтому нужно обеспечить его безопасность.
Любой протокол работы с травмой начинается с вопроса о безопасности человека. Я сейчас говорю, конечно, о тех людях, которые находятся физически в безопасности — то есть не в подвале, не под обстрелами. Если физическая безопасность не обеспечена, человек будет испытывать такую мощную тревогу, что не сможет использовать собственные ресурсы для работы с травмой — все его силы будут направлены только на физическое выживание.
Если есть нарушения физиологического функционирования, если человек чувствует невыносимые страдания или парализующий страх, тревогу, депрессию, то это показание к тому, чтобы обратиться за медикаментозной поддержкой. Бояться этого не надо, потому что современные препараты не вызывают привыкания.
Когда физическая безопасность обеспечена, надо подумать о других видах безопасности. Например, о психологической. Если человек окружен людьми, которые его критикуют, не понимают, обесценивают его переживания, он не находится в психологической безопасности.
Помимо воздействия психотравмирующих новостей он испытывает неблагоприятное влияние социального окружения, которое умножает его страдания. И в этом смысле общение с понимающим и поддерживающим человеком будет для него целительным.
Также нельзя забывать о юридической безопасности. В таком состоянии люди часто становятся жертвами мошенников, потому что они полностью дезориентированы. Человек в состоянии травмы начинает совершать какие-то ошибки на работе, теряет способность ходить на собеседования и производить хорошее впечатление. Так что, помогая такому человеку, в первую очередь надо подумать обо всех аспектах его безопасности.
И конечно, надо позаботиться о том, чтобы он получил профессиональную психологическую помощь. Психолог помимо решения лежащих на поверхности вопросов безопасности должен помочь клиенту вписать происходящие события в его жизненную историю.
Ведь сложность психической травмы в том, что человек не может интегрировать проживаемую им трагедию в свою жизнь, он вычеркивает происходящее с ним, пытается отгородиться или переживает это снова и снова — внутри себя.
Обычно в такой интеграции очень помогает поиск новых смыслов — вы не можете ничего сделать с самим психотравмирующим фактором, но можете найти новый смысл в том, чтобы, например, в чем-то изменить свою жизнь. Я для себя поняла: если идут военные действия, я не могу повлиять на происходящее, не могу выйти из этой ситуации, но, что бы ни случилось, у моей жизни есть смысл, и он — в помощи другим людям, и это меня поддерживает.
— Не у всех есть силы на помощь другим — кто-то даже себе помочь не может. Что им делать? Какие еще смыслы может найти человек? Может так быть, что этих смыслов вообще нет?
— Если я думающее, сомневающееся существо, то я все время буду искать смысл. Человеку свойственно каждую минуту делать выбор, каждую минуту искать смысл.
Концепция смысла — ключевая в проживании любого горя. Каждый человек делает какие-то выводы из своих психических травм. У каждого человека — своя травматическая история и свои собственные выводы. Многие психотерапевты, которые работают с психическими травмами, говорят, что важен не сам факт травмы, а те выводы, которые человек из нее сделал. Выводы будут иметь гораздо больше власти над его последующей жизнью, чем сама травма.
И сейчас я как раз вижу по своим клиентам, что люди концептуализируют происходящее.
Чаще всего люди находят в травме смысл, выражающийся в желании получать всевозможную информацию, чтобы обеспечить себе и близким безопасность, это такая иллюзия контроля. Люди в подобном состоянии могут хотеть куда-то бежать, или снимать деньги с банковского счета, или рыть бомбоубежище — кому что в голову приходит. Их сверхбдительность выражается в постоянном скроллинге и мониторинге соцсетей, Telegram-каналов, самых травматических. Действия, выполняемые человеком в состоянии сверхбдительности, часто не имеют никакого практического смысла — они лишь отнимают у него психическую энергию и делают его состояние еще более плачевным.
Если он нашел в происходящем именно такой смысл — взять ситуацию под контроль, обеспечить безопасность себе и близким, то моя задача как терапевта состоит в том, чтобы помочь ему найти такие способы обеспечения безопасности или получения информации, которые будут иметь смысл и не будут умножать его травмы.
Другой смысл, который часто находят люди в травме,— солидарность с жертвой. Человек, который сам был жертвой, не отрицает ни свой опыт, ни чужую боль. Но эта солидарность, опять же, часто принимает крайне болезненные формы. Например, женщина которая ранее подверглась сексуализированному насилию, может постоянно читать о случаях сексуализированного насилия в отношении других женщин. Она говорит: «Я не хочу быть слепой, я хочу видеть этих женщин и чувствовать их боль. Они имеют право на то, чтобы мы их видели и признавали нанесенный им ущерб». Но ее это разрушает. И в этом случае я буду искать вместе с ней такие способы выразить солидарность с жертвами, чтобы это не было для нее разрушительным.
Еще один возможный смысл, который люди тоже часто находят в травмирующих событиях,— понимание необходимости сохранить свое психическое и физическое здоровье ради будущего. Это особенно подходит тем людям, которые не находят в себе силы ни на какую деятельность, чувствуя колоссальное падение энергии, обесценивание своей жизни, безнадежность.
С ними можно говорить о том, что любые плохие события когда-нибудь заканчиваются. И вот когда это закончится — в каком состоянии я хочу это встретить? Что я хочу делать потом? Хочу ли я помогать потом пострадавшим? Когда-то закончится плохое и будет происходит что-то конструктивное. Хочу ли я дойти до этого момента в полностью разрушенном состоянии? Или я все-таки хочу иметь силы на то, чтобы сделать что-то хорошее? А может быть, к тому моменту помощь понадобится моим близким. При ретравматизации часто так бывает, что человек не хочет помогать себе, потому что не ощущает ценность своей жизни, но его мотивирует то, что ему необходимо делать что-то для других. Например, вам нужно содержать детей, потому что дети несовершеннолетние, а значит надо работать, чтобы кормить, одевать, учить детей. Или у вас есть пожилая мама, которая болеет, и с каждым годом ей будет становиться все хуже, и если с вами что-то случится, то кто позаботится о ней? Наша задача как психологов — помочь человеку обрести в происходящем конструктивный смысл. А он всегда есть, даже в самой тяжелой ситуации.
«Нам очень важно чувствовать себя в группе, которая нас одобряет»
— Сейчас многие вспоминают книгу Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»» — о жизни в концлагере. Франкл сумел найти в ней смысл и противостоять окружающему его ужасу. Но ведь такая стойкость доступна далеко не каждому. Наверное, это свойство психики особо устойчивых к травмам людей?
— И Виктор Франкл, и Эдит Эгер, которая тоже пережила концлагерь, пишут о том, что тяжелее всего в таких ситуациях приходится тем людям, которые живут прошлым, не могут его отпустить, оплакивают его, и людям, которые живут будущим, ждут скорейшего окончания наступившего ужаса. И те и другие не могут вписать происходящее с ними в их настоящую жизнь. А выживают те, кто готов выполнять задачи сегодняшнего дня. Прошлое утрачено, будущее непонятно. Но ты можешь сегодняшний день прожить со смыслом. В острой психотравмирующей ситуации у человека часто может быть один смысл — сохранение жизни. И если он прожил этот день, продлив себе жизнь, значит он достиг своей цели на этот день.
Каждый день смысл может быть новым. Пусть сегодня от меня не зависит то, что происходит вокруг, но я делаю выбор, по крайней мере, радоваться солнцу, свежему воздуху и встреченному мной человеку.
Делая такой выбор в концлагере, человек отстаивал свою субъектность, свою человечность. В этом Франкл видел смысл своей жизни.
Смыслы могут быть самыми разными. Прожить трагедию и, когда появится шанс, начать исправлять последствия; прожить ее и рассказать другим о ней так, чтобы это оказало на них положительное влияние, чтобы они поняли что-то важное; или поддержать того, кому сегодня хуже, чем мне; или позаботиться о своей семье, которая испытывает тревогу. Все это очень помогает продержаться.
— Многие люди пишут в соцсетях, что за последние месяцы не прочли ни одной книги, не посмотрели ни одного фильма, не делают ничего из того, что раньше любили. Что бы вы им посоветовали?
— Это вполне естественно, потому что они чувствуют солидарность с пострадавшими и времяпрепровождение в стиле light им кажется неуместным. Травма всегда блокирует какие-то виды активности и создает новые. Часто к прошлым видам активности нет ни доступа, ни желания — дверь закрыта внутри самого человека. Но, значит, у него есть возможность найти что-то новое вместо чтения книг, или прослушивания музыки, или похода в театр. Например, он может выразить себя в творчестве — не хочет читать книги, но может написать что-то сам; или стать волонтером; или работать и откладывать деньги для того, чтобы обеспечить безопасность собственной семьи. Необязательно это должна быть возвышенная идея помощи другим. Довольно печальна участь тех, кто умеет позаботиться о других и не может позаботиться о себе.
— Я слышала, что в переживании травм помогают группы самопомощи — сегодня это популярное направление в работе с зависимостями, с насилием.
— В современной психиатрии, психологии, социологии социальная поддержка считается тем фактором, который предотвращает развитие психических расстройств. Потому что мы существа социальные, и нам очень важно чувствовать себя в группе, которая нас одобряет. Хорошо, когда в таких группах есть психолог, который не только направляет беседу, но и выполняет функции модератора. Мы с коллегами в конце февраля создали группу психологического дебрифинга, в которой собираются люди, испытывающие сейчас острую ретравматизацию.
Раз в неделю мы проводим структурированную психологическую сессию. В таких группах запрещены обсуждения политических событий, но люди могут говорить о своих чувствах и поддерживать друг друга.
Дебрифинг состоит из нескольких раундов. Сначала мы делимся своими переживаниями здесь и сейчас — и тут очень помогает работа с метафорами, ведь часто для травмы нельзя подобрать слова. Во втором раунде мы говорим о симптомах травмы, которые мешают нам нормально функционировать, и пытаемся найти решения, как с этим справиться. В третьем раунде мы ищем ресурс, который поможет сделать завтрашний день лучше, чем сегодняшний. По нашей группе вижу — людям она помогает, мы встречаемся уже три месяца, с нетерпением ждем каждой встречи. Очень важно чувствовать поддержку людей, которые тебя слышат и понимают.
«Можно пережить свой страх ненасильственным для других способом»
— Мне кажется, в России психотерапия — это сфера помощи далеко не для всех. Немногие люди могут позволить себе психолога или профессиональную группу самопомощи. Если люди сами организуют такую группу, она будет иметь терапевтический эффект?
— Безусловно, но только если в этой группе люди будут соблюдать правила, о которых я говорила выше: избегать тем, вызывающих раздоры, и оказывать друг другу поддержку.
Я, наверное, не соглашусь, что психотерапия недоступна людям по финансовым причинам: в Москве есть психологическая служба помощи населению, она бесплатная, по всей России есть большое количество горячих линий психологической помощи для людей, которые не имеют возможности оплатить такие услуги. Это качественная помощь, там работают профессионалы. И очень много групп поддержки сейчас проводится бесплатно, об этом психологи часто пишут в соцсетях.
Но действительно, в нашей стране много людей, которые испытывают предубеждение против психологического консультирования, психотерапии.
Для таких случаев важно найти свою группу поддержки. Это могут быть друзья, родственники, даже случайные знакомые. Важны не политические взгляды, а то, насколько человек готов тебя выслушать и признать реальность твоей травмы и чувств, которые ты переживаешь.
Если ты понимаешь, что вот здесь поддержки не найдешь, то лучше в такое место и не ходить, потому что травматические переживания от непонимания только углубляются. Но если с высокой долей вероятности ты знаешь, что бывшая одноклассница тебя выслушает и поддержит, то нужно звонить ей обязательно.
Сегодня очень много агрессии в соцсетях, и мы не можем это изменить, но мы можем остановиться и не увеличивать уровень агрессии. Когда человек агрессирует, это происходит от того, что он стремится к психологической разрядке. Страх часто сопровождается гневом. Но человек в этот момент получает лишь иллюзорную разрядку. Это неверный путь, потому что человек несет свой гнев дальше, увеличивает его, порождает в других еще больше страха, гнева, насилия. Можно постараться найти способ пережить свою боль, свой страх ненасильственным для других способом.
— Каким?
— Поплакать, кого-то обнять, что-то нарисовать. Есть несколько техник помощи, которые человек может вполне успешно осуществлять сам. Очень помогают арт-терапевтические техники. Простое задание — нарисовать свои чувства от того, что сейчас происходит с вами, и нарисовать их полную противоположность. Например, я чувствую душевную боль, я рисую черную воронку душевной боли. А что для меня противоположность душевной боли? Гармония и спокойствие. И я рисую голубое небо. А в третьем рисунке я рисую воронку и небо вместе и говорю себе так: и то, и другое присутствует в моей жизни. В третьем рисунке я пытаюсь интегрировать то плохое, что сейчас происходит, в свою жизнь, и объединить его с тем хорошим, что есть в моей жизни.
Очень помогает ведение дневника — можно писать обо всем, что чувствуешь. Кому не нравится писать, можно надиктовывать на диктофон и потом прослушивать. Если несколько раз прослушать свой рассказ, то он начнет меняться, придут новые смыслы, и тогда можно сделать новую запись.
Если очень тяжело написать все сразу, можно делать маленькие записи на диктофон или в дневнике.
— То есть человеку нельзя замыкаться, а нужно говорить о своих переживаниях. Если не с кем говорить, то хотя бы с самим собой.
— Да. Ко мне в апреле обратилась супружеская пара, они из Мариуполя, уже получили статус временного убежища в России. Это пожилая пара. Женщина целый месяц сидела в подвале, муж выходил с другими мужчинами на поиск еды и машины, чтобы оттуда выехать. Он подвергался большей опасности. Но женщина травмирована гораздо сильнее. Мужчина все время разговаривал о том, что с ним происходит. Он общался в группе мужчин, которые выходили из подвала за пропитанием. Когда мужчины возвращались к своим детям и женам, они рассказывали им, что видели на улице, и через этот рассказ, через свое повествование они интегрировали происходящее в свою жизнь и находили в нем новые смыслы. Хотя, безусловно, в их действиях изначально был большой смысл — они помогали своим семьям. А эта женщина была в большей безопасности, она не выходила на улицу, но ей не с кем было поделиться своими переживаниями, ей было страшно, и сейчас она находится в более тяжелом состоянии, чем ее муж.
Беседовала Ольга Алленова
Что имел в виду Господь, мой дух не будет вечно бороться с человечеством?
Перед потопом Господь сделал следующее заявление о людях на земле.
И сказал Господь: не пребудет дух Мой в людях вечно, ибо они плоть; дней их будет сто двадцать лет (Бытие 6:3).
Это первая записанная речь Бога со времен Бытия 5:2, где в тексте говорится, что Он назвал их Адамом после того, как создал их мужчиной и женщиной. Пятая глава посвящена отдельным лицам. Теперь Бог говорит с человечеством в целом. Что имел в виду Господь, говоря, что Его Дух не будет вечно бороться с человечеством?
Святой Дух?
Дух, упомянутый здесь, иногда понимается как Святой Дух. Бог говорит, что Святой Дух не всегда будет бороться с человечеством. Поэтому этот отрывок понимается в том смысле, что терпение Господа истощилось на людях на земле. Это во многом та же идея, которую мы находим в пророческих книгах, где Господь выражает Свое нетерпение непослушным народом Израилем.
Проблема перевода
Проблема с таким пониманием отрывка связана с переводом еврейского глагола doon . Это слово, обычно переводимое как стремление, больше нигде в Писании не встречается, и его значение неясно.
Септуагинта, сирийская Пешитта и латинская Вульгата переводят это слово как «обитать в». Таким образом, дух относится к жизненному принципу, который человек получил при сотворении, а не к Святому Духу Бога. Следовательно, этот отрывок означает, что Бог уничтожит Свое творение, которому Он дал жизнь.
Щит
Другие переводят этот глагол как щит. Это означало бы, что заявление Бога читается так, что Святой Дух не всегда защищает человека от суда. Несмотря на то, что суд будет быстрым, будет 120-летняя отсрочка, когда Ной проповедовал о грядущем катаклизме.
Он тоже плоть
Далее Господь говорит, что человечество также является плотью. Кажется, это относится к нашей греховной природе — наши действия стали подобны поступкам животных.
Смертные не могут мириться с их великолепием; они подобны животным, погибающим в чести (Пс. 49:12).
Хотя человечество было создано по образу Божьему, оно уподобилось животным.
Ограничение
Каким бы ни было точное толкование этой фразы, Писание записывает, что Господь затем сказал, что дни человека теперь будут ограничены 120 годами. Это интерпретировалось по-разному.
Это может означать, что продолжительность жизни человечества сократится с прежних длинных периодов до 120 лет. Эти долгие годы были подчеркнуты в Бытие 5. Из-за их тяжкого греха Бог решил сократить количество времени, в течение которого они будут жить. Вывод состоит в том, что они жили так долго, потому что Божий дух обитал в этих людях, чтобы дать им долгую жизнь. Долгие жизни принадлежат потерянному веку. Они скорее исключения, чем правило. Автор продолжит показывать, что продолжительность жизни человечества будет продолжать уменьшаться (см. главу 11).
Действительно, Моисей, автор первых пяти книг Библии, дожил до этого предельного срока в 120 лет.
Отсрочка
Другие считают, что 120 лет относятся к периоду отсрочки перед потопом. Еще через 120 лет Бог будет судить землю. Вероятно, это послужило основой послания Ноя. Писание называет Ноя проповедником правды (2 Петра 2:5). Его послание должно было состоять в том, что суд потопа грядет в определенное время. Лютер перевел это «Я хочу дать им отсрочку на 120 лет». Это помогает решить проблему из главы 11, где люди жили дольше 120 лет.
Резюме
Идея о том, что Бог не всегда будет бороться с человечеством, привела к различным интерпретациям. Возможно, это относится к Святому Духу и Его работе с человечеством. Это может относиться к человеческому духу, который Бог вдохнул в Адама. В любом случае акцент в этом отрывке делается на том, что Бог потерял терпение по отношению к грешному человечеству. 120 лет — это либо ссылка на укороченный предел внешней продолжительности жизни человечества, либо количество лет между проповедью Ноя и Потопом. 9
Определение гуманизма — Американская ассоциация гуманистов вести этическую жизнь личной реализации, которая стремится к большему благу.
– Американская гуманистическая ассоциация
Гуманизм – это рациональная философия, основанная на науке, вдохновленная искусством и мотивированная состраданием. Утверждая достоинство каждого человека, он поддерживает максимизацию индивидуальной свободы и возможностей, совместимых с социальной и планетарной ответственностью. Он выступает за расширение демократии участия и расширение открытого общества, выступая за права человека и социальную справедливость. Свободная от сверхъестественного, она признает человека частью природы и считает, что ценности — будь то религиозные, этические, социальные или политические — берут свое начало в человеческом опыте и культуре. Таким образом, гуманизм выводит цели жизни из человеческих потребностей и интересов, а не из теологических или идеологических абстракций, и утверждает, что человечество должно взять на себя ответственность за свою судьбу.
– The Humanist Magazine
Гуманизм – это демократический и этический образ жизни, утверждающий, что люди имеют право и обязаны придавать смысл и форму своей жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного исследования человеческих способностей. Она не теистична и не принимает сверхъестественных взглядов на реальность.
– Humanists International
Гуманизм — это подход к жизни, основанный на разуме и нашей общей человечности, признающий, что моральные ценности должным образом основаны только на человеческой природе и опыте.
– The Bristol Humanist Group
Гуманизм – это радостная альтернатива религиям, верящим в сверхъестественного бога и жизнь в загробной жизни. Гуманисты считают, что это единственная жизнь, о которой у нас есть определенное знание, и что мы обязаны сделать ее для себя и других лучшей возможной жизнью для себя и всех, с кем мы делим эту хрупкую планету. Вера в то, что когда люди свободны думать сами за себя, используя разум и знания в качестве инструментов, они лучше всего способны решать проблемы этого мира. Ценить искусство, литературу, музыку и ремесла, которые являются нашим наследием из прошлого, и творчество, которое, если его подпитывать, может постоянно обогащать нашу жизнь. В общем, гуманизм — это философия влюбленных в жизнь. Гуманисты берут на себя ответственность за свою жизнь и получают удовольствие от участия в новых открытиях, поиске новых знаний, изучении новых возможностей. Вместо того, чтобы находить утешение в готовых ответах на великие вопросы жизни, гуманисты наслаждаются бесконечностью поиска и свободой открытий, которые он влечет за собой.
– Гуманистическое общество Западного Нью-Йорка
Гуманизм – это свет моей жизни и огонь моей души. Это глубокое убеждение, проникающее каждой клеточкой моего существа в то, что человеческая любовь — это сила, далеко превосходящая безжалостный, поступательный порыв нашего во многом детерминированного космоса. Вся человеческая жизнь должна искать причину существования в пределах безразличного физического мира, и именно любовь в сочетании с сочувствием, демократией и приверженностью бескорыстному служению лежит в основе веры гуманиста.
– Бетт Чемберс, бывший президент AHA
Гуманизм – это философия, мировоззрение или жизненная позиция, основанная на натурализме – убеждении, что вселенная или природа – это все, что существует или реально. Для многих гуманистов гуманизм служит некоторым психологическим и социальным функциям религии, но без веры в божества, трансцендентные сущности, чудеса, жизнь после смерти и сверхъестественное. Гуманисты стремятся понять Вселенную, используя науку и ее методы критического исследования — логические рассуждения, эмпирические данные и скептическую оценку предположений и выводов — для получения надежных знаний. Гуманисты утверждают, что у людей есть свобода придавать смысл, ценность и цель своей жизни посредством собственного независимого мышления, свободного исследования и ответственной творческой деятельности. Гуманисты выступают за построение более гуманного, справедливого, сострадательного и демократического общества с использованием прагматической этики, основанной на человеческом разуме, опыте и надежных знаниях, — этики, которая судит о последствиях человеческих действий по благополучию всего живого на Земля.
– Стивен Шаферсман
Гуманизм – это философия жизни, которая считает благополучие человечества, а не благополучие предполагаемого Бога или богов, первостепенной важностью. Гуманизм утверждает, что нет никаких доказательств того, что сверхъестественная сила когда-либо нуждалась или хотела чего-либо от людей, когда-либо сообщалась им или когда-либо вмешивалась в законы природы, чтобы помогать или вредить кому-либо. Таким образом, гуманизм фокусируется на использовании человеческих усилий для удовлетворения человеческих потребностей и желаний в этом мире. История показывает, что эти усилия наиболее эффективны, когда они включают в себя как сострадание, так и научный метод, который включает в себя доверие разуму, доказательствам и свободному исследованию. Гуманизм говорит, что люди могут найти цель в жизни и максимизировать свое долгосрочное счастье, развивая свои таланты и используя эти таланты для служения человечеству. Гуманисты считают, что такой подход к жизни более продуктивен и приводит к более глубокому и продолжительному удовлетворению, чем гедонистическая погоня за материальными или чувственными удовольствиями, которые вскоре угасают. В то время как служение другим является основным направлением гуманизма, отдых и расслабление не игнорируются, поскольку они также необходимы для долговременного здоровья и счастья. Главное — умеренность во всем. Гуманизм рассматривает Вселенную как результат чрезвычайно долгой и сложной эволюции по непреложным законам природы. Гуманисты рассматривают этот природный мир как чудесный и драгоценный, предлагающий безграничные возможности для исследования, увлечения, творчества, общения и радости. Поскольку наука сейчас не может и, вероятно, никогда не сможет объяснить окончательное происхождение или судьбу Вселенной, я думаю, что гуманизм может включать в себя не только атеистов и агностиков. Отсутствие определенных ответов на эти главные вопросы оставляет разумным людям возможность выдвигать гипотезы о происхождении естественной вселенной и даже надеяться на существование какой-либо формы жизни помимо этой. Фактически, два величайших светила гуманизма, Томас Пейн и Роберт Ингерсолл, сохраняли надежду на загробную жизнь. В вопросе о том, существует ли Бог, Ингерсолл был агностиком, а Пейн верил в деистического Бога, который установил законы природы, но затем отошел и никогда не вмешивался в мир. Эти убеждения не мешали их способности вести выдающуюся гуманистическую жизнь. Таким образом, на мой взгляд, люди, придерживающиеся таких взглядов, могут быть гуманистами, если они верят, что человечество само по себе в этом мире, и отсутствие каких-либо доказательств существования загробной жизни означает, что эту жизнь следует прожить так, как будто она единственная, которая у нас есть.